Мини-проект для младшей группы на тему: Фольклор. План-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему: Проект в первой младшей группе «Путешествие по фольклору


Фольклор – народное творчество, художественная коллективная деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения и идеалы. Фольклор, в переводе с английского языка, означает «народная мудрость, народное знание». Произведения фольклора (сказки, легенды, былины) помогают воссоздавать характерные черты народной речи, напевной и мелодичной.


ЗНАЧЕНИЕ ФОЛЬКЛОРА ДЛЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА: Если фольклор в жизни малыша будет появляться с первых дней, когда уже закладываются его характер и способности. Он способствует как развитию речи, так и нравственному воспитанию. Язык потешек и песенок отличается образностью, богатством, лаконичностью. Мелодичность звучания и рифмы помогают детям запоминать слова, а звукосочетания позволят быстрее освоить правильную и красивую речь, даже если она состоит из сложных для произнесения фонетических конструкций. Насыщенность песенок и потешек яркими и меткими выражениями значительно обогащает речь ребенка.


Основные цели и задачи проекта: Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы) для развития речи, так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Знакомство детей с народными праздниками и традициями, народными играми.
















Этапы реализации проекта в период октябрь-ноябрь этап: На занятиях по развитию речи дети рассматривали картинки Васнецова Ю. 2 этап: В свободное время читали детям произведения народно- прикладного искусства(Сорока-белобока; Чики-чеки-чек аллочка; Конь, мыши водят хоровод.) 3 этап: В группе создана специальная среда с целью приобщения детей к народной культуре, народному искусству. Мини библиотека с картинами и произведениями народно-прикладного искусства. 4 этап: В свободное время разучивали с детьми потешки: Птичка, Сорока-белобока. 5 этап: Проводили досуг в группе (кукольный театр «Колобок») 6 этап: Провели занятие по развитию связной речи детей с использованием произведений художественной литературы и искусства. 7 этап: Провели литературный досуг с использованием произведений художественной литературы и искусства «Курочка Ряба». 8 этап: Подготовка презентации, анализ проделанной работы.



Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №4 п.г.т. Безенчук муниципального района Безенчукский Самарской области, структурное подразделение «детский сад «Росинка»

Проект « Путешествие по фольклору »

в первой младшей группе.

Вид проекта : творческий, речевой, познавательный, краткосрочный.

Возраст и состав участников : 15 семей воспитанников младшего дошкольного возраста.

: 1 неделя.

Проблема: В настоящее время, народная культура, традиции русского народа стираются. Понимая это нельзя быть равнодушным к истокам – национальной культуры. Именно сейчас, возникает необходимость знакомить детей с лучшими традициями нашего народа.
Ранний период жизни ребёнка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малышей. Прекрасно, если родители способны обогатить среду, в которой он растёт. А народное поэтическое слово, как раз и сможет обогатить эту духовную среду.

Цель проекта : Развитие личности ребёнка, его внутреннего и духовного мира, успешное овладение родным языком, по средствам народного творчества и народных традиций.

Задачи проекта :

1. Создание развивающей среды для приобщения детей к культуре русского народа;
2.Формирование и обогащение словаря;
3.Развитие художественно-творческих способностей;
4. Развитие нравственно-эмоциональных чувств таких как: сопереживание, доброта, честность.

:

· Рисование иллюстраций к русским народным сказкам и потешкам;

· Заучивание закличек, потешек;

· Закрепление пальчиковых игр;

: Речевое развитие; Физическое развитие; Художественно-эстетическое развитие.

1 этап – подготовительный
Для достижения цели я создала все необходимые условия для приобщения детей к народному творчеству и народной культуре. Вместе с родителями создала в группе уголок в русском, народном стиле, который называется -"Русское народное творчество".

2 этап – основной
Всю свою работу разделила на три этапа.
На первом, знакомила детей с русскими народными сказками, потешками, загадками.

Мною был оформлен книжный уголок, где были подобраны книжки – малышки, книжки – театры, русские народные сказки, потешки и т.д.
Сделала альбом, который назвала Русское народное творчество и поместила туда иллюстрации по этой теме.
Русские народные сказки открывают новую страницу эмоциональной жизни ребёнка. Содержание первых сказок направленно на пробуждение первых проявлений сочувствия, сопереживания, душевному и физическому состоянию героя или другим персонажем. Например, печаль и слёзы – «дед плачет, баба плачет».
Родители воспитанников совместно с детьми нарисовали и разукрасили рисунки к РНС, которые были оформлены мною в общую папку.
Потешки подобрала по таким темам как:
- Домашние и дикие животные, имитирующие поступки человека: «Собака на кухне пироги печёт», «Кисонька – мурысенька», «Сорока – белобока»,
«Лиса по лесу ходила», «Сидит белка на тележке», «Мишка косолапый» и другие.
- Олицетворяющие природу: «Травка – муравка со сна поднялась», «Солнышко – ведёрышко», «Радугу – дуга» и другие.
- Отражающие элементы народного быта и знакомящие с действиями человека: «Еду – еду к бабе, к деду», «Ой ду ду…! Потерял пастух дуду!», «Ладушки, ладушки!» и другие.
- Олицетворяющие материнскую любовь и взаимодействие «больших» и «маленьких»: «Коза – хлопота», «Курочка – тараточка», и другие.
– Потешки-небылички: «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор», «Под меленкой, под вертеленкой» и другие.
- Раскрывающие или олицетворяющие нравственно – этические категории: «Тили – бом! Тили – бом! Загорелся Кошкин дом!», «Сорока – сорока», «Пошла Маня на базар» и другие.
- Имеющие прямое отношение к ребёнку по имени: «Пошёл котик во лесок», «кто у нас хороший?» и другие.
Дети любят проводить время в книжном уголке, самостоятельно рассматривают иллюстрации, проговаривают выученные потешки.
Для лучшего запоминания этих потешек и прибауток, я стараюсь применять их во всех режимных моментах в работе с детьми.
Передавала детям радость и бодрость, которые нам дарит вода, эмоционально обыгрывала самые простые, обыденные ситуации.

Во время умывания:
«Водичка, водичка,
Умой Юре (Наташе) личико,
Чтобы щёчки краснели,
Чтобы глазки блестели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок».

При причесывании:
«Чешу, чешу волосыньки,
Расчесываю косыньку,
Расти коса до пояса,
Не вырани не волоса…»
Приятно было наблюдать, как дети используют потешки во время игры в «дочки-матери», как бережно и с любовью относились к куклам.
Большое внимание уделила колыбельным песням,они формируют первый словарный запас ребёнка, образную картину мира, выраженную в слове. Они содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки детям.
В них создаются хорошо знакомые детям образы, например, образ кота. При чём это не просто кот, а котенька, коток, котик, котя.
Котя, котенька, коток,
Котя, серенький хвосток,
Приди, котик, ночевать,
Нашу деточку качать.
Уж как я тебе коту
За работу заплачу -
Дам кусочек пирога
И кувшинчик молока.
Формируется образ голубей, которых ласково называют гуленьки
Люли, люли, люленьки.
Прилетели гуленьки.
Прилетели гуленьки,
Сели возле люленьки.
Стали люленьку качать.
Стали Катю усыплять.
В группе был оформлен музыкальный уголок, где я поместила народные музыкальные инструменты. Это: колокольчики, деревянные ложки, балалайка,дудочка, гармошка. Ребятишки под аккомпанемент музыкальных инструментов исполняли песенки, пляски, что способствовало музыкальному развитию детей.
На третьем этапе, знакомлю детей с народными играми, танцами.
Особым интересом у детей пользуются игры русского народа, такие как «Ходит Ваня», «Зайка серенький сидит», «Кот и мыши», «Солнышко – ведрышко» и другими, которые развивают ловкость, быстроту движений, меткость, приучают к сообразительности, вниманию. Разученные с детьми прибаутки, потешки делают процесс игры более интересным и содержательным.
Особое место занимают народные праздники, в которых наши малыши с удовольствием участвуют. Праздники объединяют в себе почти все элементы воспитания: песню, игру, сказку, загадку, художественную деятельность.

3 этап заключительный
Создание памятки для родителей - «Роль родителей в возрождении русских традиций»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №4 п.г.т. Безенчук муниципального района Безенчукский Самарской области, структурное подразделение «детский сад «Росинка»

Проект « Путешествие по фольклору »

в первой младшей группе.

Подготовила и провела: воспитатель Бондаренко Е. В.

2017 г.

Вид проекта : творческий, речевой, познавательный, краткосрочный.

Возраст и состав участников : 15 семей воспитанников младшего дошкольного возраста.

Время, планируемое на реализацию проекта : 1 неделя.

Проблема: В настоящее время, народная культура, традиции русского народа стираются. Понимая это нельзя быть равнодушным к истокам – национальной культуры. Именно сейчас, возникает необходимость знакомить детей с лучшими традициями нашего народа.
Ранний период жизни ребёнка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малышей. Прекрасно, если родители способны обогатить среду, в которой он растёт. А народное поэтическое слово, как раз и сможет обогатить эту духовную среду.

Цель проекта : Развитие личности ребёнка, его внутреннего и духовного мира, успешное овладение родным языком, по средствам народного творчества и народных традиций.

Задачи проекта :

1. Создание развивающей среды для приобщения детей к культуре русского народа;
2.Формирование и обогащение словаря;
3.Развитие художественно-творческих способностей;
4. Развитие нравственно-эмоциональных чувств таких как: сопереживание, доброта, честность.

Совместная деятельность детей и родителей :

  • Рисование иллюстраций к русским народным сказкам и потешкам;
  • Заучивание закличек, потешек;
  • Закрепление пальчиковых игр;

Реализуемые образовательные области : Речевое развитие ; Физическое развитие; Художественно-эстетическое развитие.

1 этап – подготовительный
Для достижения цели я создала все необходимые условия для приобщения детей к народному творчеству и народной культуре. Вместе с родителями создала в группе уголок в русском, народном стиле, который называется -"Русское народное творчество".

2 этап – основной
Всю свою работу разделила на три этапа.
На первом, знакомила детей с русскими народными сказками, потешками, загадками.

Мною был оформлен книжный уголок, где были подобраны книжки – малышки, книжки – театры, русские народные сказки, потешки и т.д.
Сделала альбом, который назвала Русское народное творчество и поместила туда иллюстрации по этой теме.
Русские народные сказки открывают новую страницу эмоциональной жизни ребёнка. Содержание первых сказок направленно на пробуждение первых проявлений сочувствия, сопереживания, душевному и физическому состоянию героя или другим персонажем. Например, печаль и слёзы – «дед плачет, баба плачет».
Родители воспитанников совместно с детьми нарисовали и разукрасили рисунки к РНС, которые были оформлены мною в общую папку.
Потешки подобрала по таким темам как:
- Домашние и дикие животные, имитирующие поступки человека: «Собака на кухне пироги печёт», «Кисонька – мурысенька», «Сорока – белобока»,
«Лиса по лесу ходила», «Сидит белка на тележке», «Мишка косолапый» и другие.
- Олицетворяющие природу: «Травка – муравка со сна поднялась», «Солнышко – ведёрышко», «Радугу – дуга» и другие.
- Отражающие элементы народного быта и знакомящие с действиями человека: «Еду – еду к бабе, к деду», «Ой ду ду…! Потерял пастух дуду!», «Ладушки, ладушки!» и другие.
- Олицетворяющие материнскую любовь и взаимодействие «больших» и «маленьких»: «Коза – хлопота», «Курочка – тараточка», и другие.
– Потешки-небылички: «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор», «Под меленкой, под вертеленкой» и другие.
- Раскрывающие или олицетворяющие нравственно – этические категории: «Тили – бом! Тили – бом! Загорелся Кошкин дом!», «Сорока – сорока», «Пошла Маня на базар» и другие.
- Имеющие прямое отношение к ребёнку по имени: «Пошёл котик во лесок», «кто у нас хороший?» и другие.
Дети любят проводить время в книжном уголке, самостоятельно рассматривают иллюстрации, проговаривают выученные потешки.
Для лучшего запоминания этих потешек и прибауток, я стараюсь применять их во всех режимных моментах в работе с детьми.
Передавала детям радость и бодрость, которые нам дарит вода, эмоционально обыгрывала самые простые, обыденные ситуации.

Во время умывания:
«Водичка, водичка,
Умой Юре (Наташе) личико,
Чтобы щёчки краснели,
Чтобы глазки блестели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок».

При причесывании:
«Чешу, чешу волосыньки,
Расчесываю косыньку,
Расти коса до пояса,
Не вырани не волоса…»
Приятно было наблюдать, как дети используют потешки во время игры в «дочки-матери», как бережно и с любовью относились к куклам.
Большое внимание уделила колыбельным песням,они формируют первый словарный запас ребёнка, образную картину мира, выраженную в слове. Они содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки детям.
В них создаются хорошо знакомые детям образы, например, образ кота. При чём это не просто кот, а котенька, коток, котик, котя.
Котя, котенька, коток,
Котя, серенький хвосток,
Приди, котик, ночевать,
Нашу деточку качать.
Уж как я тебе коту
За работу заплачу -
Дам кусочек пирога
И кувшинчик молока.
Формируется образ голубей, которых ласково называют гуленьки
Люли, люли, люленьки.
Прилетели гуленьки.
Прилетели гуленьки,
Сели возле люленьки.
Стали люленьку качать.
Стали Катю усыплять.
В группе был оформлен музыкальный уголок, где я поместила народные музыкальные инструменты. Это: колокольчики, деревянные ложки, балалайка,дудочка, гармошка. Ребятишки под аккомпанемент музыкальных инструментов исполняли песенки, пляски, что способствовало музыкальному развитию детей.
На третьем этапе, знакомлю детей с народными играми, танцами.
Особым интересом у детей пользуются игры русского народа, такие как «Ходит Ваня», «Зайка серенький сидит», «Кот и мыши», «Солнышко – ведрышко» и другими, которые развивают ловкость, быстроту движений, меткость, приучают к сообразительности, вниманию. Разученные с детьми прибаутки, потешки делают процесс игры более интересным и содержательным.
Особое место занимают народные праздники, в которых наши малыши с удовольствием участвуют. Праздники объединяют в себе почти все элементы воспитания: песню, игру, сказку, загадку, художественную деятельность.

3 этап заключительный
Создание памятки для родителей - «Роль родителей в возрождении русских традиций»

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Использование малых форм фольклора в развитии детей младшего дошкольного возраста» Выполнила: Воспитатель Бондаренко Е.В.

Актуальность использования фольклора Работая с детьми, я заметила, что тот ребенок, который хорошо владеет речью - умеет реализовать себя в любом виде деятельности. Поэтому, для себя лично, я вывела такое правило: «Если моя речь, речь педагога, будет образной, красочной, насыщенной сравнениями, эпитетами, метафорами, а это чаще всего мы и черпаем с истоков устного народного творчества, то я решу сразу два взаимосвязанных подхода: от объекта к слову и от слова к объекту!». И я пришла к выводу: «Что детский фольклор имеет большое значение в развитии ребенка, как в образовательном процессе, так и в воспитательном». В этом я увидела актуальность темы: «Использование малых форм фольклора в развитии детей младшего дошкольного возраста».

Главная цель работы – развитие различных способностей детей в процессе знакомства с малыми фольклорными формами. Задачи: Развитие творческой индивидуальности. Эмоциональное развитие. Развитие музыкальных способностей. Развитие духовной сферы. Развитие самостоятельности. Физическое развитие. Воспитание эстетических чувств.

Жанры детского фольклора, используемые в работе: колыбельные песни; потешки; прибаутки; заклички; приговорки; детские игровые песни (считалки, дразнилки, песни для детей об окружающей их жизни); народные игры.

Детский фольклор используется: в период адаптации; в режимных моментах; на прогулке; в непосредственно образовательной деятельности: в игре; в свободной деятельности.

Использование фольклора в период адаптации. Пальчиковая гимнастика – незаменимый способ в том, чтобы успокоить плачущего ребенка.

Использование фольклора в режимных моментах. «Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазки блестели, чтобы щечки горели…»

Использование фольклора в театрализованной деятельности. «…колобок, колобок, я тебя съем...» «…внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку…»

Использование фольклора в НОД. "…Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать, а за ней ребятки, желтые цыплятки…»

Народные игры. «Заинька, выйди в круг, серенький, выйди в круг… Еще не балуйся, лучше поцелуйся…»

Свободная деятельность детей. «Эта девочка Маша. А это её тарелочка. А в этой тарелочке... Нет, не каша Нет, не каша И не угадали: Села Маша, Съела всю кашу»!

Вывод 1: Целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения детьми разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие), помогает овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественной деятельности. А также дети намного легче и с большим удовольствием усваивали все навыки самообслуживания и гигиены.

Вывод 2: Результатом моей работы являются положительные эмоции, веселое, бодрое настроение моих детей, которое помогает легче пройти адаптацию, а так же овладеть родным языком, развивает память, воображение, мышление, дает возможность побегать, попрыгать, т.е. всесторонне развивает ребенка.

Всем спасибо за внимание. Говорим вам – до свидания!


МК ДОУ Порошинский детский сад № 12

ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

МЛАДШАЯ ГРУППА № 2

Визитная карточка проекта

Место проведения :

МКДОУ «Порошинский детский сад №12

Срок проведения: с 15.01.2018 по 25.01.2018

Воспитатели младшей группы № 2:

Васильева Елена Геннадьевна

Кузова Алина Константиновна

Паспорт проекта

Тип проекта : познавательно – творческий

Тип проекта по количеству участников : групповой

Продолжительность проекта : краткосрочный

Ожидаемый результат:

Развивать интерес к народному творчеству , желание рисовать и лепить народную игрушку , слушать сказки, учить песни, потешки. Воспитывать любовь к Родине.

Участники проекта

Проект проводится с детьми младшей группы при участии родителей .

Актуальность и выбор темы

проекта

Приобщение детей к народной культуре, народному искусству является средством формирования у них развития духовности.

Стоит помнить, что дошкольный возраст – самая важная стадия формирования личности человека, её фундамент. И именно с раннего возраста необходимо воспитывать уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям. Знакомясь с культурными ценностями и традициями своего народа с раннего детства, черпая вдохновение в близком окружении, дети впитывают эту любовь, именно на этой основе закладываются предпосылки гражданственности, патриотизма и любви к Родине. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Цель проекта:

Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству.

Задачи проекта :

1. Познакомить детей с народным творчеством и промыслами.

2. Дать представление о народных игрушках

3. Развитие эстетического и нравственного восприятия мира.

4. Воспитывать интерес к истории и народному творчеству, уважение к его традициям.

5. Привлечь родителей и детей к совместному творчеству «

Этапы реализации проекта:

1 этап – организационный

. составление и обсуждение поэтапного плана работы;

Постановка цели, задач, актуальность проекта;

Подбор методической, справочной и

художественной литературы по данной теме;

Подобрать фото и видиоматериалы;

Подбор необходимого оборудования и

пособий для практического обогащения

проекта.

Подбор материала для организованной деятельности с детьми, иллюстраций с изображением народных промыслов, народных игрушак (матрешки, дымковская игрушка).

2 этап – Реализация проекта

Игровая деятельность:

. Сюжетно- ролевые игры

«В гостях у Матрешек» .

. Дидактические игры:

«Золотые ложки. Отгадай предмет» .

«Украсим матрешку» ,

пазлы на тему русских народных сказок .

«Подбери цвет» .

. Подвижные игры и эстафеты

«Карусель» , «Наседка и цыплята» , «Гуси – лебеди»

Учебно- познавательная деятельность:

Рассматривание картинок, иллюстраций по теме, беседы

Беседы с детьми и показ иллюстраций народных игрушек . Альбомы народных промыслов

. проведение с детьми группы тематических НОД:

Рассказы и беседы об игрушке- матрешке.

ИЗО:

Народная игрушка «Матрешка»

лепка. «Крендельки- баранки»

беседы о быте и традициях древней руси.

Интегрированное занятие:

«Путешествие в сказку Колобок»

ИЗО: дымковская игрушка «Уточка»

Художественно – речевая деятельность

Пересказ сказки «Репка» , чтение Русских народных сказок. «Бычок – черный бочок, белые копытца» . «Волк и семеро козлят» «Гуси лебеди», «Маша и медведь», «Зимовье зверей», «Заюшкина избушка».

Разучивание песен и потешек «Курочка – рябушечка» , «На улице три курицы» , «калачи», Слушание народных песен «Петушок» , «Ладушки» .

Театрализация сказок

Взаимодействие с родителями

Консультация для родителей « Роль фольклора в развитии речи детей»

Папка- передвижка «Народные промыслы России»

. Индивидуальные беседы, помощь детям в разучивании: потешек, загадок, считалок

3 этап - Заключительный

Подведение итогов работы

Составление отчета о проекте

Игра –путешествие « В гостях у бабушки Авдотьи»

Результат

Познакомились с русскими народным творчеством

Расширение представления о народном искусстве

Повышается интерес к фольклору, дети разучили детские частушки, потешки;

Дальнейшее развитие проекта

Продолжить работу по формированию познавательной активности детей

Расширять и систематизировать знания детей по этой теме


Занятие знакомство с фольклорными произведениями в 1 младшей группе.
Задачи:
Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями, в которых рассказывается о петушке, курочке, цыплятах.
Расширять ориентировку в окружающем. Формировать познавательную активность.
Побуждать детей выполнять игровые действия по показу воспитателя.
Воспитывать доброе отношение к животным.
Предварительная работа:
1. Заучивание потешек.
2. Рассматрмвание иллюстраций в книгах «Потешки».
Методические приёмы:
1. Сообщение цели (загадка про кота) .
2. Чтение потешек про кота.
3. Мелкая моторика (шнуровка сапожек) .
4. Поездка в гости к петушку на поезде.
5. Чтение потешек про петушка, курочку, цыплят.
6. Игра «Курочка и цыплята».

Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, послушайте загадку: «Мягкие лапки, а в лапках царапки, кричит «мяу».
Дети: Кот.
Воспитатель: Правильно. А вот он и в гости к нам пришёл. Ночью кот мышей ловит, а днём греется на солнышке и мурлычет. Как он мурлычет?
Дети: Мур-мур-мур.
Воспитатель: Давайте прочитаем про нашего кота потешку:
Как у нашего кота,
Шубка очень хороша,
Как у котика усы удивительной красы,
Глазки смелые, зубки белые.
Воспитатель: А теперь, Лена прочитает про киску:
Киска, киска, киска брысь.
На дорожку не садись,
Наша деточка пойдёт
Через киску упадёт.
Воспитатель: Дети, киска приглашает нас в гости к петушку, но прежде чем отправиться, давайте поможем ему зашнуровать сапожки, которые он нам принёс. (дети садятся за столы и шнуруют) .
Молодцы, с заданием справились, теперь можно отправиться в гости к петушку. Поедим на поезде, я буду паровозом, а вы все вагончики. Застучали колёса, «чух-чух-чух, мчится поезд во весь дух». Приехали. А вот и петушок нас встречает «ку-ка-ре-ку».
Дети рассказывают потешки про петушка и про курочку, играя пальчиками.
Петушок, петушок, золотой гребешок,
Масляна головушка, шёлкова бородушка,
Что ты рано встаёшь, громко песни поёшь,
Деткам спать не даёшь?
Курочка моя, умница моя, вот пшено, водичка,
Дай ты мне яичко, умница моя.
Воспитатель: А как курочка зовёт цыплят?
Дети: Ко-ко-ко.
Воспитатель: Какие цыплята? А какая курочка?
Дети: Цыплята маленькие, а курочка большая. Расскажите потешку про цыплят.
Цып-цып-цыплятки, есть водица в кадке.
Кто меня боится, тем не дам водицы.
Вот бегут цыплятки, не боятся кадки,
Возле кадки блюдце, все они напьются.
Детки, вы все молодцы, хорошо играли, рассказывали потешки. Я очень вами довольна.
1111111111111
Автор: Шурыгина С.Л., воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида» № 55 «Чудесница» (Республика Коми, г. Воркута).
Программное содержание:
Закрепить у детей знания произведений малых фольклорных форм (потешек, пестушек, прибауток); знакомить детей с русской традиционной игрушкой; воспитывать у детей сочувствие к игрушке, побуждать общаться с ней; развивать любовь к русским народным потешкам, пестушкам. прибауткам; воспитывать коммуникативные навыки, стремление к сотрудничеству.
Материал: деревянные ложки, красивые платочки, плошки с маленькими ложками, русские традиционные игрушки, игрушка петушок.
Предварительная работа: разучивание потешек, пестушек, прибауток, колыбельных песен, народных игр.
Методы и приёмы: сюрпризные моменты; игры, направленные на организацию детской деятельности с воображаемым предметом; применение выразительных средств речи; использование музыкальной наглядности.
Ход занятия:
Дети, одетые в русские народные костюмы, заходят в «Русскую избу» и садятся на лавочки вокруг стола. На столе на подносе лежат платочки и ложки, деревянные игрушки.
Воспитатель: Здравствуйте, мои хорошие! Здравствуйте, мои пригожие! А мальчики у нас как ясные соколы! А девочки как аленькие цветочки! Расселись удобно? Вот и хорошо! Сегодня хочу вам показать, как можно найти игрушку в предметах, которые нас окружают. Давным-давно, когда не было магазинов, а всё покупали на базарах и ярмарках. У детей было столько игрушек, как у вас сейчас. Дети придумывали себе игрушки сами.
Воспитатель поднимает платок с подноса, на котором стоят разные деревянные игрушки. Дети их рассматривают и играют с ними. Воспитатель предлагает им сделать самим себе игрушку.
Воспитатель: Вот у меня ложка и платок, я сейчас сделаю куколку.
Воспитатель берёт платок, раскладывает его на столе и заворачивает в него деревянную ложку с глазками. Просит детей тоже смастерить для себя куколку.
Воспитатель: Вот и получилась у нас куколка. Давайте каждый назовёт свою куколку именем, побаюкаем её и поиграем с ней.
Дети называют имена своих куколок и поют им вместе с воспитателем колыбельную:
Баю-баю-баиньки,
Маленькие заиньки,
Катеньку качали.
Кате напевали:
Баю-баю! Баю-бай!
Спи малютка, засыпай!
Воспитатель: Ребята, представьте себе, что наступило утро, встало солнышко, и мы нашу куколку будим.
Катя, Катенька, проснись!
Да с кроватки–то спустись!
Слышишь, крикнул петушок.
Дети пальчиками показывают петушка, воспитатель показывает игрушечного петушка и нараспев исполняет потешку:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Маслена головушка,
Шёлкова бородушка!
Что ты рано встаёшь,
Голосисто поёшь,
Кате спать не даёшь?
Как поёт петушок?
Дети: Ку-Ка-Ре-Ку!
Воспитатель:
Вот проснулся петушок,
Встала курочка.
Подымайся, моя Катя!
Встань, моя дочурочка!
Потягушки, потянись.
Поскорей, скорей проснись!
Выходи, водица!
Мы пришли умыться
Водичка, водичка!
Умой моё личико!
Чтобы глазки блестели!
Чтобы щёчки краснели!
Чтоб смеялся роток!
Чтоб кусался зубок!
Воспитатель: Наша куколка проснулась, умылась и ей пора позавтракать. Сварим для неё кашку - малашку?
Дети: Да!
Дети берут плошки и ложки.
Воспитатель:
Варись, варись, кашка,
Варись, варись, малашка,
Кашка, кашка,
Кашка – малашка.
Кашку мы сварили –
Катю накормили.
Дети кормят куколку.
Воспитатель вместе с детьми читает потешки:
Эта ложечка за мамочку,
Эта ложечка за папочку,
Эта ложечка за дедушку,
Эта ложечка за бабушку,
Эта ложка за тебя!
Расти большой, вот такой!
Катя, Катя маленька.
Катенька удаленька.
Пройдись по дорожке,
Топни, Катя, ножкой.
Воспитатель предлагает детям пойти погулять с куколкой и поиграть с ней.
Проводится игра «Куколка и хоровод».
Воспитатель:
Вот присела на ворота
Говорливая сорока:
«Кра – кра –кра – кра,
Маленькому спать пора!»
В окна голуби взглянули
«Гули – гули – гули - гули,
Надо маленькому спать,
Чтобы утро не проспать».
Надо положить наших куколок в люльку и спеть колыбельную песенку, чтобы они быстрее уснули.
Воспитатель и дети исполняют колыбельную песню.
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю:
Придет серенький волчок,
Тебя схватит за бочок
И утащит во лесок,
Под ракитовый кусток;
Там птички поют,
Тебе спать не дадут.
Надо маленькому спать.
Чтобы утро не проспать.
Воспитатель: Наши куколки уснули. Давайте отойдём, не будем их будить. Вот какую игрушку можно сделать из простой ложки и платочка. На прощание хочу вас, гости дорогие, угостить сушками. Кушайте, на здоровье!
Воспитатель надевает сушки на пальчики детям, при этом приговаривает:
Этот пальчик - дедушка, (на большой палец)
Этот пальчик - бабушка, (на указательный палец)
Этот пальчик – папа, (на средний палец)
Этот пальчик – мама, (на безымянный палец)
Этот пальчик – я!
Вот, и вся моя семья! (Дети сжимают и разжимают кулачки).
Дети благодарят хозяйку и прощаются.
11111111111111111
Фольклорное занятие для детей 1-й младшей группы "В гостях у Вани"
Иванова Тереза Гундыновна, воспитатель
Разделы: Работа с дошкольниками
Задачи:
Обучающие: Закрепить у детей знания малых фольклорных форм.
Развивающие: Развивать любовь к русским народным потешкам, песенкам.
Воспитательные: Воспитывать у детей сочувствие к игрушке, побуждать общаться с ней. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.
Предварительная работа: Чтение потешек, рассматривание картинок, разучивание колыбельных песенок, прибауток.
Демонстрационный материал: Игрушки: кукла Ваня, кот, собака. Деревянные ложки, плошки, русские традиционные игрушки. Интерьер русской избы, салфетки, музыкальные инструменты.
Методы и приемы:
Сюрпризные моменты.
Игры, направленные на организацию детской деятельности с воображаемым предметом.
Использование музыкальных инструментов.
Звукоподражание.
Ход занятия
Дети заходят в “Русскую избу”, рассматривают (печку, стол, лавочку, на столе стоят плошки, игрушки, деревянные ложки). Гостей встречает воспитательница в национальном наряде:
Уж вы, гости дорогие, добро пожаловать,
Милости просим – заходите.
Как уютно в нашей горнице
Спозаранку печка топится
Котик лапкой умывается
Наша сказка начинается.
Стоит люлька. В люльке спит Ванюша.
Ведущий: В гости мы пришли к Ванечке. А где же Ванечка? (Подходят к люльке) Он еще спит. Наступило утро, встало солнышко. Давайте и нашего Ваню разбудим.
Дети: Разбудим.
Ведущий:
Ваня-Ванечка, проснись, да с кроватки ты спустись
Слышишь, крикнул петушок, просыпайся мой дружок. (Кричит петушок.)
Как закричал петушок?
Дети: Ку-ка-ре-ку!
Ведущий:
Вот проснулся петушок, встала курочка.
Просыпайся мой дружок, встань мой Ванечка.
Потягушки, потянись, поскорей скорей проснись. (Наливаем в тазик водичку.)
Выходи, водица! Мы пришли умыться.
(Ванечка умывается, читаем потешку.)
Водичка, водичка! Умой мое личико!
Чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток и кусался зубок.
(Дети проговаривают вместе с воспитателем.)
Ведущий: Ванечка умылся, поиграем с ним в ладушки?
Дети: Да. Поиграем.
(Хором поют и инсценируют песенку “ Ладушки”.)
Ладушки, ладушки.
Где были? – У бабушки. (Хлопают в ладоши.)
Что ели? – Кашку.
Пили простоквашу. (Возят пальчиком по ладошке.)
Кашу поели.
Шу! – полетели! (Машут руками, изображая птичек.)
На головку сели,
Сели – посидели (Кладут ладошки на голову.)
Прочь улетели! Да! (Изображая птичек, разбегаются по залу.)
Ведущий: Как вы хорошо поете и весело играете. Устали? Мы немножко отдохнем и сварим кашу.
Ваню нашего накормим. Берите ложки и плошки.
(Дети берут ложки и плошки.)
Ведущий:
Варись, варись, кашка,
Варись, варись, малашка,
Кашка, кашка,
Кашка – малашка,
Кашку мы сварили –
Ваню накормили.
Дети: дети кормят куколку и приговаривают:
Эта ложечка за мамочку, это ложечка за папочку,
Это ложечка за дедушку, Это ложечка за бабушку
Это ложка для тебя.
Расти большой, вот такой!
(Поднимают куколку вверх.)
Ведущий: Ваня с нами поиграл и кашку поел. Он устал немножко, нужно ему отдохнуть. Уложим Ванечку в люльку и споем ему колыбельную.
(Дети качают люльку и поют колыбельную.)
Баю-баюшки-баю,
Баю Ванечку моего
Приди, котик, ночевать
Нашего Ванечку кочать,
Нашего Ванечку качать,
Качать, прибаюкивать
Спи, усни,
Угомон тебя возьми
Баю-баюшки-баю.
Баю Ванечку моего.
Ведущий: Тише, тише, наш Ваня уже уснул. Давайте отойдем, не будем его будить. На прощание угощаю вас вкусными пряниками. (Воспитатель дает детям корзину с пряниками, идут в группу.)
111111111111111
Конспект занятия по развитию речи с элементами фольклора для детей первой младшей группы.
Тема: «Экскурсия на птичий двор».
Программные задачи: Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями, в которых говорится о домашних птицах. Вызвать у детей радость от повторения знакомой потешки «Наши уточки с утра». Упражнять детей в звукоподражании. Развивать любознательность, память, внимание, речь. Обогащать словарный запас. Воспитывать любовь к домашним животным.
Материалы к занятию:Птичий домик, мягкие игрушки: курочка, цыплята, петух, гусь, маски с изображением курочек, цыплят, уточек.
Словарная работа: Петушок, курочка- рябушечка, цыплятки, крыша, двери, окна.
Предварительная работа:Чтение потешек, пение песенок, загадывание загадок.
Ход занятия.
Воспитатель:Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию на птичий двор. Становимся друг за другом (паровозиком) и поехали! (Воспитатель поет, дети помогают. Музыкальное сопровождение) .
-Загудел паровоз,
И вагончики повез!
Чух-чух-чу-чу,
Далеко я укачу!
Дети: - Ту-ту-уу!
Воспитатель:Вот мы и приехали на птичий двор. Давайте отдохнем и поздороваемся.
Дети рассаживаются на стульчиках полукругом.
Коммуникативная игра:
-Здравствуйте, ладошки! Хлоп-хлоп-хлоп. (Дети хлопают в ладоши).
-Здравствуйте, ножки! Топ-топ-топ. (Дети топают ногами).
-Здравствуйте, щечки! Плюх-плюх-плюх.
-Кругленькие щечки! Плюх-плюх-плюх.(Дети указательными пальчиками трогают щечки).
-Здравствуйте, губки! Чмок-чмок-чмок. (Дети показывают губки).
-Здравствуйте, зубки! Щелк-щелк-щелк. (Дети показывают зубки).
-Здравствуй, мой носик! Би-би-би. (Дети указательным пальчиком дотрагиваются до носа).
-Здравствуйте, гости! Милости просим. (Дети разводят руки в стороны).
Воспитатель: Посмотрите, какой красивый домик стоит! Что у домика есть? Дети: Крыша, дверь, окно.
Воспитатель: Интересно, кто в этом домике живет? Давайте постучим: тук-тук-тук.
Дети:: Тук-тук-тук. Кто в домике живет?
Воспитатель: Слышите, кто-то говорит: ко-ко-ко? Кто это?
Дети:- Курочка.
(Воспитатель достает из домика курочку, читает потешку) .
Курица - красавица
У меня жила.
Ах, какая умница
Курица была.
Шила мне кафтаны,
Шила сапоги,
Вкусные, румяные
Пекла мне пироги.
Воспитатель: Как курочку называют?
Дети: Курочка – пеструшка, курочка – тараторочка, курочка- ряба.
Пальчиковая гимнастика: «Курочка»
Мама курочка пришла,(идём пальчиками от локтевого сгиба к кисти).
Лапкой землю погребла. (Гладим ладошку).
Червячка она нашла,(рисуем на ладошке волнистую линию - «червячка»).
И цыплятам отдала.(Пальчики собираем в кулачок).
Воспитатель: Слышите, кто-то пищит: пи-пи-пи.
Дети: - Цыплята!
(Воспитатель достает из домика двух цыплят. Рассматривают их) .
Воспитатель: Цыплята какие?
Дети: Маленькие, желтые.
Воспитатель: Как они пищат?
Дети: - Пи-пи-пи.
Воспитатель:Что курочка им говорит?
Дети:Ко-ко-ко. Не ходите далеко.
Воспитатель: Курочка с цыплятами приглашают нас с вами погулять по двору.
Физкультминутка.
-Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки,
Желтые цыплятки!
«Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
Не ходите далеко!
Лапками гребите!
Зернышки ищите! » (Дети повторяют движения за воспитателем).
Воспитатель: Давайте покормим курочку с цыплятками. (Дети показывают, как кормят, протягивая ладошку).
Воспитатель: Кто еще живет в домике? Тук-тук-тук. (Дети повторяют: тук-тук-тук).
(Слышится ку-ка-ре-ку) .
Воспитатель: Кто так кричит?
Дети: - Петушок.
(Появляется петушок). Дети рассматривают петушка.
-Петушок у нас горластый,
По утрам кричит он: «Здравствуй! »
На ногах его сапожки,
На ушах висят сережки,
На головке - гребешок,
Вот какой он, петушок.!
Воспитатель: - Какую же песенку он поёт?
Дети: Ку-ка-ре-ку.
Воспитатель: Какой у петушка клюв?
(Далее дети показывают гребешок, бородушку, хвост, шпоры).
Воспитатель: Давайте и петушку насыплем зернышек! Клюй, петушок! (Дети повторяют: «Клюй! Клюй! »).
Воспитатель: Кого еще можно встретить на птичьем дворе? Тук-тук-тук. Кто в домике живет? (Слышится: га-га-га) .
Воспитатель: Ой, ребятки, кто там?
Дети: - Гусь. (Появляется гусь из домика) .
Воспитатель: Белые гуси к ручейку идут,
Белые гуси гусяток ведут,
Белые гуси вышли на луга,
Крикнули гуси: «Га-га-га».
Воспитатель: Как гусь кричит?
Дети: - Га-га-га.
Воспитатель: Какой гусь?
Дети: - Белый.
Воспитатель: Клюв какого цвета?
Дети: - Красный.
Воспитатель: Как он клювик открывает?
Пальчиковая гимнастика.
Гусь стоит и все гогочет. (Дети показывают пальчиками обеих рук, как гусь открывает клювик.
Ущипнуть, наверно, хочет.
- Га-га-га! Дети: - Га-га-га!
Воспитатель: Давайте вспомним и расскажем потешку:
Наши уточки с утра… Дети: - Кря-кря-кря.
Наши гуси у пруда… Дети: - Га-га-га.
Наши курочки в окно… Дети: - Ко-ко-ко.
Наш индюк среди двора… Дети: - Бал-бал-бал.
Наши гуленьки вверху… Дети: - Гру-гру-гру.
А наш Петя поутру нам споет… Дети: - Ку-ка-ре-ку!
Воспитатель: Кого же мы видели из домашних птиц?
Дети: Курочку - ко-ко-ко, цыплят – пи-пи-пи, гуся - га-га-га, петушка - ку-ка-ре-ку.
Воспитатель: Мы угощали птичек зернышками, они тоже приготовили нам корзинку с баранками.(Воспитатель раздает баранки, читает потешку).
Ах, качи-качи- качи,
Все баранки- калачи,
Все баранки-калачи
С пылу, с жару, из печи!
Воспитатель: Теперь нам пора, уезжаем детвора! (Дети встают друг за другом, паровозиком.
Загудел паровоз,
И вагончики повез!
Чух-чух-чу-чу,
Далеко я укачу! Дети: - Ту-ту-ууу!

ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
- Учить детей слушать сказку и пытаться закончить фразы, используя наглядный показ.
- Помочь понять содержание сказки.
- Обучать чёткому произношению слов из сказки.
- Учить произносить слова отчётливо, верно называть показанные игрушки.
- Узнавать животных по звуку.
- Звукоподражание животным, формировать правильное произношение звуков «М», «М”».

Закрепление русской народной сказки «Колобок» с использованием фланелеграфа. Закрепление потешек и стихов А.Барто.(дети 1 мл. группы 2-3 года).

МАТЕРИАЛ: фланелеграф, картинки по сказке « КОЛОБОК» для фланелеграфа. Игрушки – колобок, зайчик, медведь, петушок, кот, лошадка, бычок.

ЛИТЕРАТУРА:
- Русская народная сказка «Колобок»
- Стихи А. Барто из цикла « Игрушки»
- Самые маленькие в д/саду» авт. В. Сотникова (стр39, 76, 89 , 106, 111)

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети (Д) входят в группу вместе с воспитателем (В).

В: Детишки давайте сегодня с вами отправимся в сказочный лес.
По ровненькой дорожке,
Шагают наши ножки,
Шагают наши ножки,
Совсем не устают.
Вот деточки попляшут,
Покружатся на месте,
Присядут, отдохнут.

(дети идут друг за другом, выставляя ножки, делают пружинку, движения руками, кружатся).
В: Ой, посмотрите детишки, кто это?
Д: Колобок.
В: А мы ведь про тебя сказку знаем, хочешь, расскажем? (Колобок кивает).
Вот слушай:
Все садятся рядком, поиграем ладком. Приготовьте ушки, глазки, начинаем
нашу сказку.
(Дети рассаживаются, воспитатель начинает рассказывать сказку, дети добавляют, а воспитатель ставит картинки на фланелеграф).
В: Колобок, а хочешь с нами пойдём? (Колобок кивает)
(Воспитатель берёт с собой колобка)
--- Шли мы, шли, вот и в сказочный лес попали. (Где-то слышен плач)
В: Кто это там плачет? (Подходит к зайчику) Это кто сидит?
Д: Зайчик.
В: Он какой-то грустный, одинокий. А… догадалась, это тот самый зайка из стихотворения А. Барто. Ребята, давайте вспомним этот стишок. (Дети хором читают стишок). Надо его пожалеть, давайте его погладим. А может, и зайку с собой возьмём? А по дороге ему дом подыщем.(Дети подходят к зайке, гладят его, затем утвердительно отвечают).
В: А хотите все вместе в игру поиграем «По лесной лужайке поскакали зайки…»(игра повторяется 2-3 раза)
В: Зайка по лесу гулял, а в берлоге мишка спал.
Ближе зайка подбежал, и зайчат к себе позвал.
Услыхал медведь и давай реветь:
«Кто тут смеет так шуметь?» (Дети прыгают, В. Имитирует действия медведя, зовет к себе зайчат-детишек и грозит пальцем)
В: А вот мишка проснулся. Мишка, не ругайся, не шуми, у тебя голова болит что-ли? Лучше про себя стишок послушай. (Д. читают стих «Мишка косолапый…», имитируя действия медведя).
В: Мишутка, так что же ты один здесь будешь делать? Пойдём-ка лучше с нами, найдём домик, где тебя вылечат. Давайте отправимся дальше по сказочному лесу. (Берут с собой мишку)
По ровненькой дорожке шагают наши ножки,
Через лужу – прыг, через ямку – скок,
Бух – упали. Куда же мы попали?
А… перед нами сказочный теремок. Интересно кто в нём живёт? (Из теремка выходит бабушка – забавушка, садится на пенёк, вяжет).
В. и Д. – Здравствуйте! (Все вместе здороваются)
В: Мы гуляли по сказочному лесу и вот, к вашему теремку забрели.
Б-З: Здравствуйте ребятишки (откладывает в сторону вязание). Меня зовут Бабушка-Забавушка. Вы, наверное устали? Так присядьте, а я вам расскажу, с кем я в теремке живу. Хотите?
Д: Да (рассаживаются скамеечке).
Б-З: Так как всё здесь сказочное, давайте поиграем. Как услышите звук, вы должны отгадать животное, которое его издаёт. И тогда поймёте с кем я живу. (раздаётся крик петуха) Кто это?
Д: Петушок.
Б-З: Давайте песенку про него споём?(поют песню « Петя, петушок – золотой гребешок»). (Раздаётся звук коровы)
Б-З: А это кто?
Д: Корова.
Б-З: Да, но у меня живёт бычок, он тоже так делает.
В: А про бычка мы стишок знаем. (Дети читают стих) (раздаётся звук кошки)
Б-З: Узнали кто?
Д: Кот.
В: Дети расскажите про котика, который на торжок ходил.(Дети читают потешку «Пошёл котик на торжок…» затеем раздаётся звук лошадки)
Б-З: И это животное знаете?
В: Расскажем про лошадку? (Дети рассказывают « Я люблю свою лошадку»).
Б-З: Вот вы всех моих животных и отгадали. Молодцы!
В: А пока по волшебному лесу шли встретили колобка (кот. По дороге катился) , Зайку(кот. Бросила хозяйка) и мишку косолапого(с шишкой на лбу). Может Бабушка – Забавушка, их к себе возьмёшь? Ведь им с вами будет лучше.
Б-З: Конечно.
В: Дети возьмите колобка, зайку и мишку и познакомьте их с другими животными. Посмотрите и погладьте всех.(Дети гладят животных)
В: Хорошо тут у вас, но нам пора прощаться. Как говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше!» (собирает всех детей возле себя)
Б-З: А я вам помогу быстрей домой попасть. Вот, у меня волшебный клубочек, он вам короткую дорогу укажет. (Катит клубочек к двери)
В. и Д. Спасибо и до свидание! (Уходят по ниточке под игру «Мы топаем ногами..») Вот как мы шагаем – посмтри!
Ножки поднимаем – раз, два, три!
Как шагают ножки – топ, топ, топ!
Прямо по дорожке – топ, топ, топ!
(Дети выходят из группы)