Консультация для родителей: “Как преодолеть детские капризы!”.

Консультация для родителей

«Детские капризы»

Даже самые мягкие, самые послушные, самые спокойные дети иногда капризничают. И делают это в любом возрасте. Нет какого-то определенного периода в развитии ребенка, который можно было бы назвать «временем капризов».

Капризы -это бурные проявления гнева и злости, когда ребенок кричит, плачет, топает ногами, катается по полу, швыряет вещи, пинается, кусается, царапается и даже пытается сделать больно самому себе. Подобные сцены происходят с разной интенсивностью и продолжительностью.

Чем болезненнее ребенок воспринимает отказ ему в чем-либо, тем более он склонен к капризам. Нередко «бывает, что родители твердо противостоят желанию ребенка. Но если малышу все же удалось добиться своего С ПОМОЩЬЮ каприза, он будет прибегать к этому способу все чаще и чаще».

Иными словами, наша неверная реакция на капризы - наиболее частая причина, из-за которой они повторяются.

Как же нужно бороться с капризами?

1. Как только ребенок начинает капризничать, откройте ему свои объятия, уверьте в своей любви и постарайтесь отвлечь его от каприза, который так взбудоражил его. Однако не вознаграждайте малыша ничем.

2. Если вам не удалось это сделать, ОСТАВЬТЕ РЕБЕНКА В ПОКОЕ, не обращайте на него внимания. Дайте ему отвести душу, но не принимайте в этом участия. Его гнев - это в какой-то мере лишь попытка убедить вас и весь мир, что у него «плохая» мама.

3. Можно попробовать отвлечь внимание ребенка, переключить на что-то другое (нужно иметь с собой всегда какую-нибудь интересную для ребенка вещь).

4. Самые эффективные способы лечения капризов - те, которые «разоружают» ребенка, вынуждают понять, что вы никогда не отнесетесь всерьез к его причудам. Оставайтесь спокойными и равнодушными к его поведению, что бы он ни делал. Если ребенок капризничает в многолюдном магазине или в каком-нибудь другом месте, где вы не хотели бы ударить в грязь лицом, вынесите его оттуда на руках, и пусть он поплачет на воле сколько ему угодно.

Первые капризы чаще всего начинаются дома. Это объясняется тем, что ребенок большую часть времени в проводит в квартире, в обществе родителей. Так что если вы справитесь с первым капризом, то легко избежите его повторения в общественном месте. Помните, гораздо легче осилить первый или шестой по счету каприз, нежели сотый или двухсотый. Действуйте разумно с самого начала, и тогда вам не придется долго страдать.

5. Когда буря утихнет, поговорите с ребенком ласково. Расскажите ему, как вас огорчило, что он бушевал из-за сущего пустяка. Выразите уверенность, что в дальнейшем он будет вести себя лучше. Уверьте ребенка, что вы все равно любите его и убеждены: он никогда больше не станет вести себя плохо, даже если что-то будет не так, как ему хочется.

Такая реакция на капризы ребенка столь же важна, как и те рекомендации, что предложены выше. Подобный разговор с малышом необходим, чтобы у него не возникло чувство вины, как это нередко случается после бурных всплесков гнева.

Дети не умеют управлять ни своим возмущением, ни чувством вины.

Внешними проявлениями детских капризов чаще всего выступают плач и двигательное возбуждение, принимающие в тяжелых случаях форму "истерики". Капризы могут носить случайный, эпизодический характер и возникать в результате эмоционального переутомления; иногда они являются признаком или следствием физического недомогания или выступают в качестве своеобразной реакции раздражения на препятствие, запрет.

В то же время детские капризы часто принимают вид стойкого и привычного поведения в общении с окружающими (особенно с близкими взрослыми) как средство достижения своих целей и могут в дальнейшем стать укоренившейся чертой характера. В норме естественным (хотя и не обязательным) является учащение капризов в периоды кризисов развития, когда ребенок особенно чувствителен к воздействиям взрослых и их оценкам, трудно переносит запреты на осуществление своих замыслов.

Преодоление капризности требует четкого определения причины возникновения каприза

Наиболее типичными ошибками взрослых, провоцирующих капризы у детей, являются:

2) заласкивание ребенка , потакание всем его прихотям при полном отсутствии разумных требований ("капризы баловня");

3) отсутствие необходимого ребенку внимания , безразличное (малоэмоциональное) отношение к поведению и действиям ребенка, отсутствие последовательной системы поощрения и наказания ("капризы безнадзорного").

Ребёнок по сути своей, уникальное создание, чистое светлое, не испорченное социальными установками и негативным опытом. Уровень его капризности всегда зависит от уровня нашего внимания к нему. Ведь не забывайте, ребёнок, особенно в ранние годы зависим от нас фактически полностью.

Очень важно знать, что внимание, как и всё, впрочем, в нашей жизни, должно быть умеренным, ребёнок не должен чувствовать себя отвергнутым, но и корону на него одевать не стоит .

В первую очередь, Вас должен потревожить тот факт, что ребёнок начал манипулировать, ведь капризами он пытается добиться всего того чего пожелает. В один прекрасный момент он просто почувствовал, что таким вот способом взять можно, и, причём очень просто. Помните, что такое поведение вашего малыша не только влияет на ваши нервы, оно непосредственно портит нервную систему ребёнка, в результате могут возникнуть неврозы, чувство тревожности, бессонница, может пропасть аппетит.

Чтобы избежать таких последствий, постарайтесь выяснить причину каприза, иначе устранить его будет сложно.

Ваш ребёнок, это и вправду ещё ребёнок, ему сложно решать важные задания, ему хочется играть, ему сложно усидеть на одном месте, он набирается опыта и, причём по ускоренной программе. Как часто мы думаем, что ребёнок избалован, изнежен и поэтому капризничает. Но вспомните своё поведение, ведь чрезмерное внимание утомляет и нас с вами, что ж тогда творится с ребёнком, у которого психика послабей будет. Из радостного смеха всё переходит в плач, в апатию.

Но и не забудем о том, что недостаток внимания, равнодушие вызовет всё те же капризные реакции. Малыш от нехватки материнского внимания может стать агрессивным, раздражительным, могут даже наблюдаться отставания в умственном развитии.

Итак, узнав причину каприза, выяснив каприз ли это нужно приступать к устранению:

Прежде всего, будьте сдержаны, терпеливы и спокойны . Попробуйте оставить ребёнка на некоторое время одного (если конечно это каприз). Ведь капризность это как фильм, а вы главный зритель, лишившись объекта, у малыша не будет другого выхода, как закончить своё выступление. Переплакав, немного всхлипывая, он обязательно к вам подойдёт, узнать, почему вы неотреагировали, что за обстановка. Да, и не забывайте, ведь он просит о помощи, и надобность в ней не отпала, просто отпал способ, которым он хотел её попросить.

- Не стоит напоминать ребёнку об этой ситуации , говорить с ним о его переживаниях, иначе всё может, повторится, воспоминания нахлынут, и Вы будете свидетелем очередного каприза.

- Уважаемые родители, будьте внимательны к своим чадам, знайте, что всегда есть причина и как результат – следствие, помните, что ребёнок это ребёнок и фактически всё зависит от вас. Старайтесь не допускать ошибок, а, допустив, разумно их исправлять .

Консультация для родителей ДОУ. Капризный ребенок. Можно ли его исправить?

Описание : Предлагаю Вашему вниманию рекомендации для родителей, желающих избавиться от детских капризов. Данная работа может быть полезна воспитателям ДОУ, а также родителям.

Обычно капризы возникают без видимой причины и сопровождаются криком, плачем, топаньем ног, разбрасыванием вещей. Перерастая в истерики, они разрушают нервную систему ребенка.
Капризы – это всегда неприятно, особенно когда они проявляются часто.
Важно понимать, что чаще всего, причиной повтора детских капризов является неправильное поведение взрослых, окружающих малыша. Возможно, для достижения заветной цели родителям придется радикально менять свои привычки и способы общения с ребенком.

Возможные причины детских капризов.
1. Возраст ребенка 1,5 - 3 лет. Этап развития ребенка. Длительность его в основном зависит от выбора родителями методов воспитания.
2. Состояние здоровья. Ребенок не понимает, что с ним происходит, испуган, нуждается в повышенной опеке родителей.
3. Дефицит внимания. Ребенок понял, что каприз – лучший способ привлечь внимание родителей.
4. «Избалованность». Ребенок действует по испытанной схеме:
Запрет – истерика – победа!
5. Протест малыша против излишнего давления или чрезмерной опеки родителей.

Постарайтесь «погасить» капризы ещё до их начала:
Дайте ребёнку право выбора, или его иллюзию. К примеру, малыш часто отказывается от супа. Предложите ему на выбор две ложки с разными рисунками. Пусть он сам решит, какой будет кушать. Он будет думать, что сам сделал выбор, а вы будете довольны, потому, что без скандала накормили дитя полезной пищей.
Воспитывайте играя. Малыш отказывается чистить зубки? Попросите его напомнить, как это надо делать.
Постарайтесь переключить внимание ребенка на другое действие. «Ого, какая машина проехала!» Как правило, любопытство берет вверх.
Показывайте перспективы хорошего поведения. «Сейчас тебе необходимо собрать свои игрушки, а, после этого ты обязательно будешь смотреть свой любимый мультфильм». Всегда держите свое обещание, иначе ребенок перестанет Вам доверять.
Старайтесь избегать ситуаций, которые способствуют истерике. Например, если ребенок не может уйти из магазина, не скупив все что ему глянулось, какое-то время не берите его с собой за покупками.
Добейтесь единства требований в семье. Дети очень прекрасно понимают, что за конфетками следует идти к бабушке, а на крутую горку лучше попроситься у папы, мама вряд ли разрешит. Взрослым необходимо договориться что можно разрешить ребенку, а что нельзя. Действуйте сообща.

Если истерики избежать не удалось…
1. Спокойный тон общения, без раздражения – самое важное и самое трудное условие.
Не кричите и не реагируйте на детский крик. Сообщите ребёнку, что вы будете с ним разговаривать только тогда, когда он перестанет кричать и начнёт говорить нормальным голосом. Поясните ему, что теоретически он может получить желаемое, если сможет объяснить, зачем ему оно.
2. Будьте в поведении с ребёнком настойчивы, если сказали "нет", значит – нет!
3. Не сдавайтесь даже если приступ ребёнка протекает в общественном месте. При этом, постарайтесь избавиться от публики – уведите ребенка. Капризность требует зрителей. Как только «зрителей» не стало – пройдет и истерика.
4. Не стоит в это время что-либо внушать ребёнку – это бесполезно. Переговоры вести имеет смысл после того как вы вместе успокоитесь.

Будьте последовательными в своём воспитании. Установив для ребёнка дозволенные рамки, учите его сдерживать и контролировать свои эмоции. Если малышу что-то не нравится, или что-то хочется – недопустимо об этом кричать, нужно спокойно поговорить.
Ребенок должен знать о существовании слова «нельзя», которое не подлежит обсуждению. Касательно самого «нельзя» - это должны быть разумные ограничения. Их не должно быть очень много, они направлены чтобы оберегать ребёнка и окружающих от реальной опасности.
Общайтесь с ребенком на равных . Берите на руки, целуйте и обнимайте его чтобы ваш малыш чувствовал, что родители его любят, понимают и ценят. Капризы навсегда уйдут из Вашего дома.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«КАПРИЗЫ И УПРЯМСТВО ДОШКОЛЬНИКОВ:

ИХ ПРИЧИНЫ И ПРОЯВЛЕНИЯ »

Шевченко Елена Петровна

воспитатель

МБДОУ д/с №72 «Мозаика»,

г. Белгорода

[email protected]


Скачать Конспект:

Прежде чем приступить к рассмотрению темы "Капризы, упрямство и способы их преодоления", необходимо определить область этой темы, т.е. поставить её в определённые рамки. Капризы и упрямство рассматриваются как составляющие отклоняющегося поведения, наряду с:

1. Непослушанием, выражающемся в непослушании и озорстве

2. Детским негативизмом, т.е. непринятием чего-либо без определённых причин.

3. Своеволием

4. Недисциплинированностью

Все выше перечисленные формы отклоняющегося поведения различаются лишь по степени социальной опасности, а также зависят от возрастных и индивидуальных особенностей личности ребёнка.

Понятия "капризы и упрямство" очень родственные и чёткой границы провести между ними нельзя. И способы преодоления капризов и упрямства одинаковы, но об этом позже.

УПРЯМСТВОэто психологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорного непослушания, для которого нет видимых мотивов.

Проявления упрямства:

  • Выступает как психологическая защита и имеет избирательный характер, т.е. ребёнок понял, что совершил ошибку, но не хочет в это признаваться, и поэтому " стоит на своём".

Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. С течением времени оно порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности. Если такие проявления, ещё в дошкольном возрасте, из реактивных состояний переходят в хронические, то возникает начальная стадия педагогической запущенности.

О капризах мы не будем много говорить, т.к. вся информация во многом пересекается с вышесказанным.

КАПРИЗЫэто действия, которые лишены разумного основания, т.е. " Я так хочу и всё!!!". Они вызываются слабостью ребёнка и в определённой степени тоже выступают как форма самозащиты.

Проявления капризов:

  • В желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.
  • В недовольстве, раздражительности, плаче.
  • В двигательном перевозбуждении.

Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система.

Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности:

1. Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.

2. Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5- 4 годам. Случайные приступы

3. упрямства в более старшем возрасте — тоже вещь вполне нормальная.

4. Пик упрямства приходится на 2,5- 3 года жизни.

5. Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.

6. Девочки капризничают чаще, чем мальчики.

7. В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых детей — до 19 раз!

8. Если дети по достижению 4 лет всё ещё продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего речь идёт о " фиксированном упрямстве", истеричности, как удобных способах манипулирования ребёнком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребёнка, нередко ради своего спокойствия.

Что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности у детей:

1. Не предавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка.

2. Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.

3. Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребёнку — это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее его возбуждают.

4. Будьте в поведении с ребёнком настойчивы, если сказали "нет", оставайтесь и дальше при этом мнении.

5. Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно — взять его за руку и увести.

6. Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: "Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!". Ребёнку только этого и нужно.

7. Постарайтесь схитрить: "Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка)!". Подобные отвлекающие манёвры заинтересуют капризулю и он успокоится.

8. Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление " сломить силой авторитета".

9. Спокойный тон общения, без раздражительности.

10. Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.

Следующие моменты очень важны в предупреждении и в борьбе с упрямством и капризами. Речь пойдёт о гуманизации отношений между родителями и детьми, а именно о том, в каких случаях ребёнка нельзя наказывать и ругать, когда можно и нужно хвалить:

1. НЕЛЬЗЯ ХВАЛИТЬ ЗА ТО, ЧТО:

  • Достигнуто не своим трудом.
  • Не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум).
  • Из жалости или желания понравиться.

2. Надо хвалить:

  • За поступок, за свершившееся действие.
  • Начинать сотрудничать с ребёнком всегда с похвалы, одобрения.
  • Очень важно похвалить ребёнка с утра, как можно раньше и на ночь тоже.
  • Уметь хвалить не хваля (пример: попросить о помощи, совет, как у взрослого). О наказаниях необходимо остановиться более подробно.

1. Нельзя наказывать и ругать когда:

1. Ребёнок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни т.к. в это время психика ребёнка уязвима и реакция непредсказуема.

2. Когда ребёнок ест, сразу после сна и перед сном.

3. Во всех случаях, когда что-то не получается (пример: когда вы торопитесь, а ребёнок не может завязать шнурки)

4. После физической или душевной травмы (пример: ребёнок упал, вы ругаете за это, считая, что он виноват)

5. Когда ребёнок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т.д., но очень старался.

6. Когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны.

7. Когда вы сами не в себе.

7 правил наказания:

1. Наказание не должно вредить здоровью.

2. Если есть сомнения, то лучше не наказывать (пример: вы не уверены, что проступок совершил именно ваш ребёнок, или вы сомневаетесь в том что совершённое действие вообще достойно наказания, т.е. наказывать "на всякий случай" нельзя.

3. За 1 проступок — одно наказание (нельзя припоминать старые грехи).

4. Лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием.

5. Надо наказывать и вскоре прощать.

6. Если ребёнок считает, что вы несправедливы, то не будет эффекта, поэтому важно объяснить ребенку, за что и почему он наказан.

7. Ребёнок не должен бояться наказания.

Конечно, использовать все правила и необходимые условия в своём семейном воспитании очень сложно, но вероятно каждый родитель выберет из всего выше перечисленного недостающую часть, тем самым, дополнив уже выработанную стратегию воспитания в вашей семье.

Консультация для родителей

«Капризы и упрямство ребенка , как с ними справиться ?»

Наши дети рождены для счастливой жизни , и в основном зависит от взрослых , будет ли она омрачаться упрямством и излишними капризами . Как же помочь своему ребенку избавиться от этих неблагоприятных черт своего характера ? Необходимо выделить причины появления и особенности этих нарушений поведения ребенка .

Отшлепать или накричать на ребенка довольно легко . Важно понять истинные причины такого неадекватного поведения ? Как необходимо бороться с детскими капризами и упрямством , и нужно ли это делать вообще ? Постараемся это разобрать .

Капризы детей — это вид упорного детского непослушания взрослым , для которого нет никаких видимых на то мотивов («Я хочу и все»). Чаще капризы свойственны таким детям , которые не знают , как достичь своей поставленной цели не иначе , чем своим нытьем и плачем . Как правило , капризный ребенок всегда беспомощен и зависит от окружающих его взрослых .

Упрямство — определенный способ ребенка настоять на своем «Я», его одна из первых попыток самоутверждения . Он начинает проявлять упрямство в ответ на определенное поведение или некоторые требования родителей . Вершина упрямства приходится на 3 год жизни ребенка .

«Капризуля » плачет по любому поводу , добивается к себе большего внимания , а «упрямец » - настаивает на своем , не уступает .

Упрямство ребенка — результат требовательности самих родителей , а капризы , наоборот , проявляются вследствие чрезмерной уступчивости взрослых . У «упрямца » формируются очень неприятные качества : самоуважение , самоуверенность , чувство собственного достоинства , мешающих ребенку подчиняться огромному количеству требований и ограничений .

Можно выделить ряд причин детских капризов и упрямства :

1. Особенности развития психики ребенка : в развитии ребенка наступают определенные периоды , связанные со стремлением самоутвердиться и быть независимым .

2. Смена окружающей обстановки . Когда появляется второй ребенок в семье , малыш начинает чувствовать , что перестал быть единственным , и любовь родителей распространяется на кого-то еще. Он проявляет бурный протест , который выражается во вспышках злости и агрессии.Недостаток любви родителей считается главной причиной бесконечных и беспричинных капризов и непослушания .

3. Различие природных темпераментов детей и родителей . Когда родители предъявляют к своему ребенку требования , выполнение которых он не может обеспечить именно в силу своих врожденных особенностей психики . Даже тихий флегматик начинает капризничать , если родители попытаются разговаривать с ним как с холериком или сангвиником .

4. Ребенка что-то беспокоит, он болен, но сам этого не понимает. Ведь дети не могут передать взрослым, что происходит у них в организме, что у него болит.

5. Привлечение ребенком к себе внимания взрослых. Это такой способ общения ребенка со взрослым, когда ему не хватает родительского общества и их любви. Часто капризы по такой причине встречаются у детей, которых излишне окружают заботой и вниманием. Такие малыши начинают уже злоупотреблять этим на бессознательном уровне.

6. Реакция ребенка на запрет родителей. Капризничая, малыш хочет добиться желаемого: подарка, разрешения гулять или еще чего-то, и когда родители запрещают что-то. В особенности это касается в запрете взрослых на свободу ребенка

7. Стремление к самоутверждению. Выражается в протесте ребенка против чрезмерной родительской опеки и демонстрировании желания быть самостоятельным. Ребенок должен чувствовать, что ему дают право выбирать самостоятельно, понимают и уважают его.

Как можно преодолеть капризы и упрямство ребенка:

Взрослым необходимо изменить свое поведение, постараться уйти от зависимости от детских капризов. Родители должны быть более твердыми в своей позиции. Малыш должен понять, что если нет - то это нет, если нельзя - то это нельзя;

Вместе с этим взрослые должны сформировать у малыша определенные способы поведения; научить его «желать» что-то определенно конкретное и приложить все усилия, чтобы удовлетворить эти желания; развить в ребенке самостоятельность, ответственность, умение добиваться поставленной цели. Важно показать ребенку, что взрослый делает это с любовью к нему;

Необходимо разнообразить среду общения ребенка его сверстниками, друзьями, постараться его увлечь. Когда ему что-то интересно и ребенок занят, он забывает про капризы и упрямства. Вместе можно собирать кубики, строить из них дом;

Взрослым следует поощрять самостоятельность ребенка, нужно почаще предлагать ему самому сделать что-то: убрать все игрушки или построить «гараж» и поставить туда весь свой транспорт. Самое главное, взрослому вместе с ребенком необходимо радоваться тому, что он сделал сам, чтобы не угас детский интерес к своей деятельности. Всячески нужно поддерживать в капризном ребенке убежденность, что ему очень везет, когда, допустим, ему разрешили самому поставить на стол чашки, полить цветочки, или сделать что-то еще. Чем насыщена жизнь ребенка и чем больше он делает все сам, тем меньше сил остается на капризы и упрямство;

Взрослым не следует кричать на ребенка в момент его капризов. Необходимо себя сдерживать и спокойно объяснить свое решение;

Взрослым не нужно просто говорить ребенку «нет». Иногда бывает недостаточно объяснить, почему Вы не разрешаете малышу что-либо. Простой пример: ребенок просит какую-нибудь игрушку в магазине, а родители просто говорят «нет». Ребенок начинает плакать или требовать, но получает от родителей раздраженный отказ. Это совсем не правильно. Родителям нужно объяснить почему они отказывают. Ребенок гораздо умнее, чем думают о нем его родители, и он вправе знать, почему ему не могут купить эту игрушку.

В целом же для того чтобы искоренить упрямство и капризы, взрослым необходимо осознанно изменить в корне свое, так как корни этих явлений лежат не в ребенке, а в родителях. Искать источник капризов и упрямства только в ребенке бесполезно.

Памятка родителям

1. Для того чтобы упокоить ребенка, вам необходимо отвлечь его внимание. Это сделать не очень просто, так как в порыве капризов ребенок не поддается никаким уговорам. И чтобы малыш не понял, что его стараются обмануть, чтобы успокоить, вам нужно попробовать «сыграть» в отвлечение. Необходимо сделайте вид, что вы чем-то заинтересованы, например монеткой в кармане. Возьмите на прогулку «неожиданные вещички-пустячки», шарик или колечко.

Вот пример: когда ребенок без видимой причины начинает проявлять свои капризы, вам нужно сделать вид, что вы внимательно рассматриваете монетку, которую достали из кармана. Заинтересованно рассуждайте сами с собой: «Какая интересная монетка», и ребенка это уже начинает привлекать и интересовать.

2. Используйте только положительные просьбы. Необходимо попросить ребенка подойти к вам поближе, а не требовать от него перестать кричать.

3. Дети не умеют управлять своими эмоциями, потому что они еще даже не знают, что это такое. Необходимо помочь им в этом. Выразите чувства ребенка словесно: «Наверное, тебе очень хотелось конфету, и сейчас ты расстроился, потому что тебе его не дали? ». После этого нужно объяснить малышу, что выражать свои эмоции допустимо в открытой форме не всегда: «Я тебя понимаю, но это не означает, что тебе можно визжать и топать ногами прилюдно». И обязательно предупредите малыша о последствиях, которым чревато его плохое поведение. Можете сказать ему, что если он сию минуту не прекратит так себя вести, то вы его накажете. Необходимо подтвердить свои предупреждения на практике.

4. Один из эффективных способов остановить истерику — сделать пятиминутную паузу. Посадите ребенка на стул, позаботьтесь о том, чтобы в поле зрения не оказалось ничего, что может заинтересовать ребенка. Если он откажется сидеть, отведите его в комнату и закройте дверь, при этом нужно убедиться, что он не сможет причинить себе вреда. Наедине малыш с большей вероятностью справится со своей истерикой сам.

5. существует еще один из способов угомонить кричащего ребенка — присоединение к нему. Начните также плакать вместе с ним и постепенно меняйте тональность, переходя от крика и рева, к хныканью и шмыганью носом. Вы получите определенный эффект от подобной ситуации, который основан на склонности детей подражать. Неосознанно изображая вас, малыш приобретет спокойствие.

6. Многие дети, для того чтобы родители выполняли все их прихоти, имеют очень плохую привычку - биться головой о стену или пол. Подобное поведение — притворство или провокация, а потому вам не стоит обращать на него внимания. У детей в достаточной степени развит инстинкт самосохранения, так что такими действиями малыш не причинит себе вреда.

7. Если ребенок капризничает и постоянно ноет, нежно сказать ему: «Когда ты хнычешь, я не понимаю ни одного твоего слова из того, что ты хочешь мне сказать. Давай поговорим позже, когда ты успокоишься». После того как ребенок успокоится, обязательно похвалите, выразите свое удовлетворение по этому поводу: «Теперь мы сможем поговорить тихо и спокойно».

8. Отмечайте и хвалите все поступки ребенка, которые заслуживают вашего одобрения, все случаи проявления положительных черт характера. Вашребенок поймет, что за это его ценят намного выше, чем за бесконечное нытье и капризы.

9. Когда ребенок начинает плакать или ныть по какому-либо поводу, выражать свое недовольство вам, не обращайте внимания, пытайтесь игнорировать. Если вы понимаете, что уже не можете противостоять его желаниям, просто уйдите в другую комнату. Поняв, что вы лишили его своего общества, ребенок успокоится.

10. Если ребенок устраивает сцену на улице, не нужно стыдить его и не наказывать. Это жестокость в чистом виде. Особую обиду у ребенка вызывает не шлепок, а раздраженность родителей, которую он ощущает. Это для маленького человечка самое горькое и обидное.

11. В том числе, очень важно, чтобы все члены семьи боролись с детскими капризами одинаково. В ином случае ребенок очень быстро вас раскусит в том, что того, чего нельзя добиться от папы, можно без особых проблем получить от мамы, а уж если и она устоит перед натиском слез и истерик, то бабушка точно выполнит его желание.

Ох, как не просто изучить все тонкости науки воспитания детей, — еще труднее теорию воспитания применить на практике, да еще к собственному ребенку. Успехов вам!

Консультация для родителей

Прежде чем приступить к рассмотрению темы "Капризы, упрямство и способы их преодоления", необходимо определить область этой темы, т.е. поставить её в определённые рамки. Капризы и упрямство рассматриваются как составляющие отклоняющегося поведения, наряду с:

1. Непослушанием, выражающемся в непослушании и озорстве

2. Детским негативизмом, т.е. непринятием чего-либо без определённых причин.

3. Своеволием

4. Недисциплинированностью

Все выше перечисленные формы отклоняющегося поведения различаются лишь по степени социальной опасности, а также зависят от возрастных и индивидуальных особенностей личности ребёнка.

Понятия "капризы и упрямство" очень родственные и чёткой границы провести между ними нельзя. И способы преодоления капризов и упрямства одинаковы, но об этом позже.

УПРЯМСТВО – это психологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорного непослушания, для которого нет видимых мотивов.

Проявления упрямства:

  • выступает как психологическая защита и имеет избирательный характер, т.е. ребёнок понял, что совершил ошибку, но не хочет в это признаваться, и поэтому " стоит на своём".

Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. С течением времени оно порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности. Если такие проявления, ещё в дошкольном возрасте, из реактивных состояний переходят в хронические, то возникает начальная стадия педагогической запущенности.

О капризах мы не будем много говорить, т.к. вся информация во многом пересекается с вышесказанным.

КАПРИЗЫ - это действия, которые лишены разумного основания, т.е. " Я так хочу и всё!!!". Они вызываются слабостью ребёнка и в определённой степени тоже выступают как форма самозащиты.

Проявления капризов:

  • в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.
  • в недовольстве, раздражительности, плаче.
  • в двигательном перевозбуждении.

Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система.

Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности:

1. Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.

2. Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5- 4 годам. Случайные приступы

3. упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная.

4. Пик упрямства приходится на 2,5- 3 года жизни.

5. Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.

6. Девочки капризничают чаще, чем мальчики.

7. В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых детей – до 19 раз!

8. Если дети по достижению 4 лет всё ещё продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего речь идёт о " фиксированном упрямстве", истеричности, как удобных способах манипулирования ребёнком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребёнка, нередко ради своего спокойствия.

Что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности у детей:

1. Не предавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка.

2. Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.

3. Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребёнку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее его возбуждают.

4. Будьте в поведении с ребёнком настойчивы, если сказали "нет", оставайтесь и дальше при этом мнении.

5. Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.

6. Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: "Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!". Ребёнку только этого и нужно.

7. Постарайтесь схитрить: "Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка)!". Подобные отвлекающие манёвры заинтересуют капризулю и он успокоится.

8. Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление " сломить силой авторитета".

9. Спокойный тон общения, без раздражительности.

10. Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.

Следующие моменты очень важны в предупреждении и в борьбе с упрямством и капризами. Речь пойдёт о гуманизации отношений между родителями и детьми, а именно о том, в каких случаях ребёнка нельзя наказывать и ругать, когда можно и нужно хвалить:

1. НЕЛЬЗЯ ХВАЛИТЬ ЗА ТО, ЧТО:

  • достигнуто не своим трудом.
  • не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум).
  • из жалости или желания понравиться.

2. НАДО ХВАЛИТЬ:

  • за поступок, за свершившееся действие.
  • начинать сотрудничать с ребёнком всегда с похвалы, одобрения.
  • очень важно похвалить ребёнка с утра, как можно раньше и на ночь тоже.
  • уметь хвалить не хваля (пример: попросить о помощи, совет, как у взрослого). О наказаниях необходимо остановиться более подробно.

1. НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ И РУГАТЬ КОГДА:

1. ребёнок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни т.к. в это время психика ребёнка уязвима и реакция непредсказуема.

2. когда ребёнок ест, сразу после сна и перед сном.

3. во всех случаях, когда что-то не получается (пример: когда вы торопитесь, а ребёнок не может завязать шнурки).

4. после физической или душевной травмы (пример: ребёнок упал, вы ругаете за это, считая, что он виноват).

5. когда ребёнок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т.д., но очень старался.

6. когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны.

7. когда вы сами не в себе.

7 ПРАВИЛ НАКАЗАНИЯ:

1. наказание не должно вредить здоровью.

2. если есть сомнения, то лучше не наказывать (пример: вы не уверены, что проступок совершил именно ваш ребёнок, или вы сомневаетесь в том что совершённое действие вообще достойно наказания, т.е. наказывать "на всякий случай" нельзя.

3. за 1 проступок – одно наказание (нельзя припоминать старые грехи).

4. лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием.

5. надо наказывать и вскоре прощать.

6. если ребёнок считает, что вы несправедливы, то не будет эффекта, поэтому важно объяснить ребенку, за что и почему он наказан.

7. ребёнок не должен бояться наказания.

Конечно, использовать все правила и необходимые условия в своём семейном воспитании очень сложно, но вероятно каждый родитель выберет из всего выше перечисленного недостающую часть, тем самым, дополнив уже выработанную стратегию воспитания в вашей семье.