Молодые родители не всегда серьезно относятся к советам старших в воспитании детей, а уж обучение своего малыша правилам поведения за столом считают делом десятым. Вот и сводится оно в некоторых семьях к совершенно непедагогичным окрикам: «не чавкай, закрой рот и жуй, сядь прямо, не качайся на стуле, не хватай со стола до обеда…» . На этом считают свою миссию оконченной. А бабушка точно знает, что через несколько лет за такого недоросля родителям придется краснеть. Или еще одна ситуация, малыш уже полчаса ковыряется в супе, выбирает оттуда то, что ему больше по вкусу, в итоге отталкивает тарелку, проливая содержимое на пол, на стол и на себя… Знакомая ситуация? Простительно, если ребенку всего год. А если уже четыре или пять? Где граница между детской неловкостью и отсутствием хороших манер? И когда надо начинать знакомить ребенка с основами этикета? Давайте разберемся какими должны быть правила поведения детей за столом.
У каждого в памяти найдется несколько неприятных моментов, когда соседский подросток или приглашенный на детский праздник малыш своим поведением просто срывали обед. Они громко разговаривали, тянулись через весь стол за лучшим куском торта, чавкали, а то и давились, не прожевывая пищу. Список неприемлемых поступков безграничен.
Давайте убережем себя от подобного поведения сына или дочери в будущем. Попробуем систематизировать обучение наших крох хорошим манерам, чтобы это было не обременительно ни им, ни нам. Лучший возраст, чтобы начать обучение — 1,5 — 2 года. Естественно, в этом возрасте ребенок не сможет уяснить все правила взрослого этикета. Да это и не нужно.
Когда учить? Всему свое время
Правила поведения за столом для малышей немного отличаются от взрослого этикета, т.к. многие гиперактивные дети во время приёма пищи становятся маленькими проказниками. Большинство детей усваивают хорошие манеры до 5-ти лет. Но начинать обучение ребёнка нужно уже в 1,5 — 2 года. Конечно, могут быть исключения из правил, но знайте, чем позже вы начнёте обучение, тем сложнее малышу будут даваться ваши уроки.
Читаем статью о том, как научить ребенка есть самостоятельно и аккуратно –
от 1,5 до 5
- В этом возрасте ребенок активно осваивает навыки окружающего мира. Он впитывает в себя все, что видит, старается подражать взрослым. Самое время в игровой форме освоить азы этикета;
- Это обязательное мытье рук перед едой. Мама сама не должна забывать мыть руки перед кормлением ребенка. Перед каждым приемом пищи она должна вместе с малышом пойти в ванную и помыть руки и себе, и ему. Со временем он будет делать это автоматически;
- Кормление ребенка должно обязательно происходить за обеденным столом, а не в детской и не перед телевизором. Это поможет в будущем вашему ребенку серьезно относиться к еде, уважать труд тех, кто готовит пищу. Посадите малыша на высокий стульчик, чтобы он не выглядывал из-под стола, а чувствовал себя равноправным членом семьи;
- Постелите малышу на колени полотняную салфетку. Одежда останется чистой, даже если ребенок прольет суп или чай. Во взрослой жизни наличие в ресторане салфетки не введет вашего ребенка в ступор;
- Не позволяйте ребенку играть с пищей, крошить хлеб, размазывать кашу по столу. Такое поведение не позволительно даже в 2 года. Постарайтесь терпеливо объяснить малышу, что так вести себя некрасиво, что маме стыдно за него. Мама и папа никогда себя так не ведут. Конечно, кроха послушает вас не с первого раза;
- Только одно правило: никогда не кричите на него. Будьте терпеливы и последовательны в своих требованиях. Нельзя сегодня запрещать что-то, а завтра не заметить сотворенного ребенком;
- К пяти годам дети уже должны уметь обращаться с вилкой и ножом, пока детскими. Они не должны путать, что нож нужно держать в правой, а вилку в левой руке. К этому возрасту нужно научить дитя, какие продукты едят с помощью приборов, а какие берут руками.
от 5 до 10
Самый плодотворный возраст для воспитания, но и самый сложный. В этот период ребенок не так безоговорочно доверяет словам родителей. Он уже самостоятельно старается разобраться в жизни и в поступках окружающих его людей.
Мама и папа не должны допустить никакого послабления для себя в ритуале приема пищи. Если вы приучаете ребенка не пить соков из пакета, а обязательно наливать их в стакан, недопустимо будет самим нарушить это правило. Или просто однажды забыть помыть руки перед обедом. Или не поблагодарить хозяйку за обед. Ребенок это заметит, и ваши слова для него уже не будет истиной.
(Картинка кликабельная, можно скопировать и распечатать)
Мамам на заметку!
Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...
В 5 — 6 лет малыш должен усвоить, как нужно вести себя за столом и уже не нарушать принятых норм. Каждое нарушение нужно проговаривать с ребенком на семейном совете. Это поможет ему понять серьезность требований взрослых. Но ни в коем случае нельзя проводить «разбор полетов» в присутствии чужих людей, в уничижительной форме или с помощью криков и ругани.
- Малыш уже знает, что сидеть за обеденным столом нужно прямо, не раскачиваясь на стуле. Неприемлемо расставлять локти и толкать ими соседей по столу. Если трудно добиться соблюдения этого правила словами, очень помогает прием с книгами. Во время обеда подсуньте подмышку ребенку по книге и попросите удерживать их до конца трапезы. Несколько таких упражнений, и проблем с локтями не будет;
- Ребенок не позволяет себе громко чавкать, говорить с полным ртом. Это внушалось ему постоянно. Знает он и о том, что в рот нужно класть небольшие кусочки пищи и тщательно пережевывать их;
- Малыш сдерживает отрыжку и кашель. Если это невозможно, обязательно отворачивается от стола и прикрывает рот бумажной салфеткой;
- Совершенно естественно будет для ребенка до 10 лет знать, что нельзя считать себя центром общества и различными громкими требованиями привлекать к своей персоне всеобщее внимание. Если малышу нужно отойти от стола, он должен попросить разрешения у кого-то из родителей тихим голосом, спокойно. Совсем необязательно знать всем, что он хочет в туалет;
- Нельзя тянуться к тарелке на другом конце стола через все блюда. Ребенок знает, что нужно попросить положить ему на тарелку желаемый кусочек. Нельзя рыться в общем блюде в поисках лучшего кусочка;
- Садиться за стол можно только после взрослых, а вставать, — после того, как все поели. Если сидеть и слушать разговоры взрослых не хочется, ребенок просто просит разрешения уйти;
- Благодарность за обед обязательно должна проявиться в виде волшебного слова «спасибо».
от 10 и старше
Вы хорошо потрудились, научили своего отпрыска отличным манерам и правилам этикета. Однако, расслабляться пока рано. Он знает то, что должен знать и соблюдать каждый интеллигентный человек. Но правила хорошего тона и поведения за столом этим не ограничиваются. Впереди — изучение особых столовых приборов, не используемых ежедневно. Хорошо бы познакомить свое дитя с тем, как нужно есть различные экзотические блюда. Не лишними будут общие знания о пищевых традициях народов мира.
(Картинка кликабельная, можно скопировать и распечатать)
- Не говорите с ребенком в назидательном тоне. Для лучшего усвоения правил этикета подойдет игровая форма обучения. Можно придумать званый обед для кукол и мишек, сервировав стол игрушечной посудой по всем взрослым нормам. Ответственным за этот обед, конечно же, будет ваше дитя. А вы только вовремя подскажете и посоветуете.
- Будьте последовательны и терпеливы в обучении. Не позволяйте себе срываться на ребенке, даже если он совершил что-то непозволительное. Не забывайте хвалить и поддерживать малыша за успехи.
- Привлекайте ребенка к подготовке обеда. Доверьте ему расставить тарелки, отнести на стол хлеб. Совместная работа сблизит и заставит малыша уважительнее относиться к еде и тому, кто готовит обед.
- Призовите себе в помощь мультфильмы и сказки, в которых говорится о правилах этикета. Обсуждайте с ребенком только что увиденную сцену из фильма по теме. Не пропускайте примеры из жизни. Правила поведения за столом должны живо вплетаться в действительность, это не застывшая догма.
- Собственный пример — лучший урок. Дети всегда подражают взрослым. Воспользуемся этим для обучения. Конечно, нелегко всегда держать себя в руках и не позволить схватить на лету кусочек вкусненького, но помните о ребенке.
Зачем ребенка нужно учить этикету
Ваши усилия не пропадут даром. Взрослая жизнь очень скоро станет жизнью вашего малыша. Совместный обед с потенциальным работодателем, посещение ресторана с понравившейся девушкой, деловой ужин с партнерами, корпоративная вечеринка… Часто самые серьезные разговоры ведутся именно за обеденным столом.читаем статью с комментариями и экспериментами
Видео минутка: этикет за столом
Психологи утверждают, что учить ребенка правилам этикета за столом надо с раннего детства: от года до двух:
Как правильно сидеть за столом
Уроки хороших манер. Как правильно вести себя за столом? Как сидеть, что можно и чего не следует делать за столом? Вы узнаете на уроках хороших манер:
Как Коксик и Шуня учились правилам поведения за столом
Мамам на заметку!
Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!
Цели:
- способствовать воспитанию у учащихся хороших манер, доброжелательности;
- взаимопонимания с одноклассниками;
- познакомить школьников с правилами хорошего тона, принятыми у нас в обществе и в других государствах;
- познакомить учащихся с термином этикет и его понятиями и значением; узнать историю этикета.
Оборудование:
- плакаты с высказываниями:
- “Этикет делает королей рабами двора”.
- Язык голову бережёт.
- Хочешь уважения – не начинай с оскорбления.
- пригласительные открытки, - 2 штуки
- плакат “Воспитанный человек”- 2 штуки
- цветные карандаши, фломастеры
- листочки для теста - всем
- коробка на каждую команду (носки, носовой платок, вазочка, цветок, коробка конфет, книга, мягкая игрушка, копилка, набор ручек, карандашей, зубная щетка, подарочные пакеты для упаковки подарков).
- медаль “Знаток этикета” (? штук)
- лист с пословицами – 2 штуки
- призы (чупики)
ХОД УРОКА
На нашем занятии присутствуют гости, которых мы попросим выступить в роли жюри сегодняшних конкурсов.
Учитель. Будьте вы человеком какого угодно происхождения, держитесь каких угодно убеждений, вежливость и тактичность вас никогда не испортят.
Сколько раз вы слышали: "сними головной убор в помещении", "приветствуй знакомых", "пропускай девочек впереди себя" и многое другое. Всё это – правила хорошего тона или, по-другому – этикет.
Ученик. Есть забавная история о происхождении хороших манер: “Однажды мокрый снег застал большую компанию ежей на каменном плато. Они с трудом отыскали пещеру. Сбились в кучу – так теплее. Но те, кто попал в середину, задыхались, а те, кто был с краю, мерзли. Ежи никак не могли отыскать золотую середину – то они кололи друг друга иголками, то замерзали, то сталкивались, то разбегались по углам. А потом договорились: уступать друг другу. Погрелся в середине – иди на край и снова жди своей очереди”.
Учитель: еще раз проговаривает: ежики – договорились, они установили свой порядок поведения.
А установленный, принятый в обществе порядок поведения и называется ЭТИКЕТ.
Учитель Сегодня на занятии вы узнаете историю происхождения этикета, познакомитесь с правилами поведения некоторых народов, узнаете, зачем необходимо следовать этикету. Итак, откуда появились различные правила этикета?
Слово “этикет” появилось при короле Людовике 14. На одном из пышных приемов короля всем приглашенным были вручены карточки с правилами поведения, которые должны соблюдать гости . Эти карточки назвали “этикетками” . Отсюда и произошло понятие “этикет”- воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе.
Многие правила зародились еще в средневековье. Например: снимать шляпу и ли перчатку при приветствии.
Ученик. Средневековый рыцарь, желая показать, что он находится в кругу друзей и ему нечего опасаться, снимал шлем или поднимал забрало. Впоследствии, когда шлем уступил место другим головным уборам, дворянин снимал или приподнимал шляпу с той же целью показать, что он находится в кругу друзей. Еще позже шляпу стали снимать перед вышестоящим лицом, а приветствуя равного себе, к ней лишь притрагивались. Женщин всегда приветствовали, снимая головной убор. И в таком виде этот ритуал сохранился и в 19 веке, не меняясь на протяжении столетий. Даже короли Франции, которые не снимали шляпы ни перед кем, дотрагивались до нее при появлении дамы.
Учитель. Спасибо, очень интересно. У нас есть ещё сообщение.
Ученик. Обычай рукопожатия имеет более древнюю историю. Человек протягивал невооруженную ладонь с вытянутыми пальцами правой руки в знак отсутствия враждебных намерений. До наших дней сохранилась традиция, согласно которой младший по возрасту или положению никогда не протягивает руку первым, так как ее могут просто не принять.
Учитель. Соблюдение правил доходило до абсурда. Даже была такая поговорка: “Этикет делает королей рабами двора” .
Ученик. В истории были случаи, когда стремление соблюсти этикет могло стоить людям жизни. Испанский король Филипп III во имя этикета пожертвовал своей жизнью. Сидя у камина, в котором слишком сильно разгорелся огонь, король не позволил никому из придворных поставить заслонку и не отодвинулся сам. Придворный, который должен был следить за огнем в камине, отсутствовал. Король решил не двигаться с места, хотя пламя уже обжигало его лицо, и загорелись кружева на его одежде. Получив сильные ожоги, он умер через несколько дней.
Учитель. И еще один пример абсурдного поведения.
Ученик. Иногда строгое соблюдение этикета приводило к принесению в жертву человеческих жизней. При испанском дворе Филиппа II королева однажды упала с коня, застряв ногой в стремени. Конь поволок королеву за собой, но никто не рискнул помочь ей, чтобы не оскорбить ее величество прикосновением к ее ноге. Когда двое придворных все же решились спасти полумертвую королеву, то они поспешили немедленно скрыться от гнева короля за грубое нарушение правил этикета.
Учитель. В русский язык слово этикет вошло в начале XVII века. Сначала этикет использовался как придворный церемониал. При появлении книгопечатания, стали появляться первые пособия по этикету. Первая книга по этикету называлась “Домострой”. В ней были изложены правила поведения человека в повседневной жизни. Петр 1, который много путешествовал по Европе, очень хотел, чтобы его подданные были похожи на европейцев. Он хотел перенять их обычаи, нравы. При Петре 1 в 1717 году вышла в свет книга о хороших манерах под названием “Юности честное зерцало”. Эта книга была адресована молодежи и рассказывала о правилах поведения в обществе. Воспитанному дворянину полагалось, например, быть всегда вежливым и учтивым, знать иностранные языки, уметь красноречиво говорить, с почтением относиться к старшим.
Учитель. Проверим вашу внимательность.
Как называлась первая на Руси книга по этикету? ДОМОСТРОЙ.
Как называлась книга, изданная при Петре I? “ ЮНОСТИ ЧЕСТНОЕ ЗЕРЦАЛО”
О чём эта книга? ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЁЖИ В ОБЩЕСТВЕ.
Но правила бывают разные. Этикет имеет национальные черты. Одни и те же правила в разных странах трактуются по-разному. Возьмем самое простое – приветствие. Как мы приветствуем друг друга?
Вот как приветствуют друг друга в разных странах:
Ученик: древние греки – “Радуйся!”,
- современные греки – “Будь здоровым!”,
- арабы – “Мир с тобой!”,
- индейцы – “Все хорошо!”,
- англичане и американцы – пожимают друг другу руку,
- китайцы – пожимают руку себе самому,
- лапландцы – трутся носами,
- латиноамериканцы – целуют друг друга в щеку,
- японцы – кланяются.
Учитель. Многое могут сказать жесты: у нас кивок головой вверх-вниз – да, у болгар – нет.
Учитель предлагает “Игру жестов”. (физкульт. минутка)
Довольны ли вы сегодняшним днем?
Много ли домашнего задания вы получили на завтра?
Ждёте ли вы каникул?
(Ученики жестами отвечают на вопросы учителя.)
Молодцы! Посмеялись, теперь продолжим разговор.
Учитель. Неопрятность, грубость, развязность, незнание приличий отталкивают от нас людей, которые могли бы любить и уважать нас, если бы мы были более воспитаны. Хорошие манеры прочно связаны с внутренней культурой человека.
Живите так, как будто перед вами зеркало.
Поступайте с людьми так, как хотите, чтобы поступили с вами.
Хочешь ли ты, что бы с тобой пошутили так, как ты собираешься пошутить с другом?
Хочешь ли ты, что бы кто-то весело спрятал твой портфель или переложил твой пенал.
Конкурс: “ Пригласительный Этикет”.
Вежливый человек, как правило, дружелюбный и веселый. У него много друзей.
Представьте себе, что вы приглашаете гостей к себе на день рождения. И многое зависит от того, как вы их пригласите, с каким настроением они придут к вам. Пригласить в гости можно в письменной или устной форме. Ваша задача – написать пригласительные открытки другу или подруге. Но сначала разминка:
- Как поступить, если тебя пригласили в гости ? (поблагодарить, спросить разрешения у родителей)
Можно ли пригласить на день рождения по телефону? (можно, но только очень близкого друга)
Прилично ли опаздывать в гости? (неприлично)
- Если по какой-то причине ты не можешь принять приглашение, как поступить, чтобы не обидеть приглашающего? (извиниться и обязательно назвать причину отказа)
- Как нужно пригласить на день рождения: за несколько часов до празднования или заранее? (заранее)
- Как нужно вести себя в гостях? (быть веселым, приветливым, не пытаться привлечь к себе особого внимания)
Умение разборчиво писать – первое правило вежливости. (В.Ключевский)
(Команды пишут, затем зачитывают приглашения). Оценка жюри
Учитель: Итак, приглашение получено, теперь нужно подобрать подарок, следующий конкурс посвящен подарочному этикету.
Ученик. Все мы любим подарки. Преподносить подарки так же приятно, как и получать. Но и то и другое нужно уметь делать.
Любой подарок – это зашифрованное послание. Он может быть знаком дружбы, внимания и уважения. За свою многовековую историю вручение подарков превратилось в настоящий ритуал со своими правилами, нормами и требованиями, согласно которому следует выбирать и преподносить подарок, так, что бы он понравился тому, для кого он предназначен, а момент вручения выглядел достойно.
Конкурс. “Подарочный этикет” (см. пакеты)
Вы видите на столе много подарков. Участник команды должен выбрать тот подарок, который бы он хотел подарить своему другу, подруге, маме. Учтите главное: вам необходимо будет объяснить, кому именно (другу, дедушке, итд) вы преподнесете этот подарок и почему ваш выбор пал именно на эту вещь .
(Член команды показывает подарок и объясняет свой выбор). Оценка жюри.
Учитель: Подарок выбран. Можно идти в гости. Но на самом деле это еще не все. Ведь внешний облик человека – это тоже очень важно! Неряшливый и неопрятный человек проявляет неуважение к чувствам и вкусам других людей. Каждая команда сейчас должна составить правила внешнего вида воспитанного человека . (1мин)
Одежда должна быть чистой.
Волосы должны быть уложены в прическу.
Одежда должна быть аккуратной.
Ногти в приличном виде. Оценка жюри
Учитель: Ну вот, теперь вы действительно готовы. Можно идти в гости. В гостях вас уже просят занять место за столом. Теперь необходимо вспомнить правила поведения за столом.
Конкурс “Застольный этикет” Вопросы с ответами задаются командам по очереди
1. Когда можно сесть за праздничный стол?
Как только вошли в комнату.
Только после того, как сядут хозяева.
После приглашения хозяйки +
2. Вы садитесь за стол, берете салфетку и...
Заправляете за воротник.
Кладете на колени +
Кладете рядом с тарелкой.
3. Как себя вести, если вам предложили блюдо, которое вы не очень любите?
Гневно отказаться.
Отказаться, назвав причину отказа.
Взять немного, поблагодарив +
4. О чем не следует говорить за столом во время еды?
О болезнях +
О погоде
О новых впечатлениях
5. Для чего к рыбе подается нож?
Чтобы отделять мясо от костей +
Чтобы разрезать большой кусок на маленькие.
Чтобы придерживать кусок, когда пользуются вилкой.
6. Какие куски из общих блюд следует выбирать?
Самые большие.
Самые маленькие.
Те, что лежат ближе к вам +
7. Если нужно порезать еду на кусочки, в какой руке следует держать нож, а в какой вилку?
В правой руке – вилка, в левой – нож.
В правой руке – нож, в левой – вилка +
По очереди.
8. Как поступить, если вы нечаянно уронили на пол вилку, нож или ложку?
Поднять и продолжать есть.
Попросить другой прибор.
Извиниться и попросить подать другой прибор +
Оценка жюри
Учитель. Главной целью дружеской встречи является не угощение, а атмосфера – приветливые жесты, взгляды, улыбка.
Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил взаимоотношений.
Выбираем “Знатока этикета”
Узнать о том, насколько хорошо вы знакомы с этикетными правилами, нам поможет один тест. Ваша задача: внимательно прослушав вопрос, ответить “да” или “нет”. После чего все посчитают свои баллы и узнают, как же вы знаете этикетные правила. Старайтесь быть предельно честными. Готовы? Внимание вопрос.
1. Ты уверен, что если поссорился с другом, то и здороваться с ним ни к чему?
2. В общественном транспорте ты всегда уступаешь место пожилым людям, больным и с детьми?
3. Съев на улице конфету, ты тщательно сворачиваешь фантик в маленький комочек и, чтобы он не валялся под ногами, забрасываешь на газон?
4. Ты всегда приветливо здороваешься с людьми, даже если у тебя плохое настроение?
5. Очутившись в незнакомом доме, ты стараешься заглянуть во все комнаты, чтобы знать, где что происходит?
6. Ты всегда придерживаешь тяжелые двери, чтобы они не ударили человека, идущего следом?
7. Получив подарок, ты отложишь его в сторону и скажешь: “Спасибо. Потом посмотрю”?
8. Ты считаешь, что опаздывающих гостей надо ждать, пока они не придут, и только потом приглашать всех к столу?
9. Приглашая гостей, ты надеешься, что они сами смогут развлечь себя?
10. Съев легкое пирожное, ты всегда вытираешь пальцы салфеткой, а не облизываешь их?
А теперь давайте посмотрим, что же у вас получилось. Ответы “да” должны быть под номерами: 2, 4, 6, 10; остальные – “нет”. За каждое совпадение – 1 балл.
Жюри подсчитало? Давайте посмотрим, какие у вас получились результаты.
- 10 баллов – вы великолепный знаток правил этикета!
- 6-9 баллов – ваши знания об этикете нуждаются в доработке.
- 3-6 баллов – необходимо себя воспитывать.
- Меньше 3 баллов – вы, наверное, впервые слышите слово “этикет”.
Теперь жюри наградит самого “Знатока этикета”
Задания для команд:
Задание №1: за минуту соедините половинки пословиц:
Оценка жюри
Учитель. Через этикет человек учится хорошим манерам и правилам поведения в обществе. Сегодня мы познакомились с несколькими видами этикета: рыцарский этикет (приветствие, рукопожатие), дворцовый этикет, пригласительный, подарочный, застольный этикет. Большое значение в общении между людьми имеет речевой этикет .
С помощью некоторых фраз мы можем настроить окружающих людей на доброжелательное отношение к себе, выражать радость, желание, просьбу, обиду, недовольство. Примеры нарушения речевого этикета (продавец на “ты”, знакомый не поздоровался при встрече, не извинился за нехороший поступок, не поблагодарил за услугу). Отсутствие уважения к чувствам других приводит к жестокости и грубым манерам. А грубость отталкивает нас от таких людей.
Задание № 2
За 30 секунд запишите как можно больше “вежливых” слов.
- Спасибо!
- Пожалуйста!
- Благодарю!
- Простите!
- Извините!
- Будьте добры!
- Будьте любезны!
- Не обессудьте!
- Добро пожаловать!
- Здравствуйте!
- Доброе утро!
- Добрый день!
- До свидания!
- До новых встреч!
- Спокойной ночи!
Оценка жюри
- А как звучат “волшебные” слова на других языках?
- Англ. яз. – thank you
- Нем. яз – danke
- Итал. яз – grazie
- Франц.яз. merci
- Украин. яз – спасибi
- Испанс. яз. – gracias
- Казахс. яз. – рахмет
Перечисляя “вежливые слова”, последним примером назвать “будьте здоровы!”
Актуальная ситуация:
Итог занятия – плакат “Воспитанный человек”
Мы много сегодня узнали о соблюдении правил поведения в обществе, об этикете. Давайте подведем итог. Каждой команде даётся плакат. Вы должны продолжить высказывание.
“Воспитанный человек – это тот, кто….”
Все придуманные вами варианты продолжения фломастерами запишите на плакате.
(Затем плакаты вывешиваются, зачитываются.)
Подведение итогов. Жюри - называет победившую команду и вручает ей призы. Вторая команда так же награждается.
Большое спасибо жюри. Большое спасибо участникам!
Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook
и ВКонтакте
На самом деле основы этикета достаточно просты. Это культура речи, элементарная вежливость, опрятный внешний вид и умение управлять своими эмоциями.
сайт представляет вам подборку актуальных на сегодняшний день правил, которые должен знать каждый уважающий себя и других человек.
- Если вы произносите фразу: «Я вас приглашаю», - это значит, вы платите. Другая формулировка: «А давайте сходим в ресторан», - в этом случае каждый платит за себя, и только если мужчина сам предлагает заплатить за женщину, она может согласиться.
- Никогда не приходите в гости без звонка. Если вас навестили без предупреждения, можете позволить себе быть в халате и бигуди. Одна британская леди говорила, что при появлении незваных гостей она всегда надевает туфли, шляпку и берет зонтик. Если человек ей приятен, она воскликнет: «Ах, как удачно, я только что пришла!». Если неприятен: «Ах, какая жалость, я должна уходить».
- Не кладите смартфон на стол в общественных местах. Поступая таким образом, вы показываете, насколько важную роль в вашей жизни играет устройство связи и насколько сильно вам неинтересна происходящая рядом надоедливая болтовня. В любую минуту вы готовы оставить бесполезные разговоры и лишний раз проверить ленту в Instagram, ответить на важный звонок или отвлечься, чтобы узнать, какие пятнадцать новых уровней вышли к Angry Birds.
- Не стоит приглашать девушку на свидание и общаться с ней через смс-сообщения.
- Мужчина никогда не носит женскую сумку. И женское пальто он берет только для того, чтобы донести до раздевалки.
- Если вы идете с кем-нибудь, и ваш спутник поздоровался с незнакомым вам человеком, следует поздороваться и вам.
- Многие считают, что суши можно есть только палочками. Однако это не совсем правильно. Мужчинам, в отличие от женщин, суши можно есть и руками.
- Обувь ВСЕГДА должна быть чистой.
- Не ведите по телефону пустой болтовни. Если вы нуждаетесь в душевной беседе, лучше встретиться с другом с глазу на глаз.
- Если вас оскорбили, не следует отвечать аналогичной грубостью, и, тем более, повышать голос на оскорбившего Вас человека. Не опускайтесь до его уровня. Улыбнитесь и вежливо удалитесь от невоспитанного собеседника.
- По улице мужчина должен идти слева от дамы. Справа могут идти только военнослужащие, которые должны быть готовы выполнить воинское приветствие.
- Водители должны помнить о том, что хладнокровно обрызгивать прохожих грязью - вопиющее бескультурье.
- Женщина может не снимать в помещении шляпу и перчатки, но не шапку и варежки.
- Девять вещей следует держать в тайне: возраст, богатство, щель в доме, молитву, состав лекарства, любовную связь, подарок, почет и бесчестье.
- Придя в кино, театр, на концерт идти к своим местам следует только лицом к сидящим. Первым проходит мужчина.
- Мужчина входит в ресторан всегда первым, главная причина - по данному признаку метрдотель вправе сделать выводы о том, кто является инициатором прихода в заведение, и кто будет платить. В случае прихода большой компании - входит первым и платит тот, от кого исходило приглашение в ресторан. Но если у входа посетителей встречает швейцар, то мужчина обязан пропустить первой женщину. После чего кавалер находит свободные места.
- Никогда не следует прикасаться к женщине без ее желания, брать ее за руку, притрагиваться к ней во время разговора, толкать ее или брать за руку выше локтя, кроме случаев, когда вы помогаете ей войти в транспорт или выйти из него, а также перейти улицу.
- Если вас кто-нибудь невежливо окликает (например: «Эй, ты!»), не стоит отзываться на этот оклик. Однако не нужно читать нотаций, воспитывать других во время короткой встречи. Лучше преподать урок этикета собственным примером.
- Золотое правило при использовании духов - умеренность. Если к вечеру вы ощущаете запах своих духов, знайте, что все остальные уже задохнулись.
- Воспитанный мужчина НИКОГДА НЕ ПОЗВОЛИТ себе не проявить должного уважения к женщине.
- В присутствии женщины мужчины курят только с её позволения.
- Кто бы вы ни были - директор, академик, пожилая женщина или школьник, - входя в помещение, здоровайтесь первым.
- Соблюдайте тайну переписки. Родители не должны читать писем, предназначенных их детям. Супругам следует так же поступать и по отношению друг к другу. Тот, кто шарит по карманам близких в поисках записок или писем, поступает крайне некрасиво.
- Не стремитесь угнаться за модой. Лучше выглядеть не модно, но хорошо, чем модно и плохо.
- Если после извинения вы прощены - не стоит еще раз возвращаться к обидному вопросу и просить прощение повторно, просто не повторяйте подобных ошибок.
- Слишком громко смеяться, шумно общаться, пристально разглядывать людей - оскорбительно.
- Не забывайте благодарить близких людей, родственников и друзей. Их добрые поступки и готовность предложить свою помощь не обязанность, а выражение чувств, достойное благодарности.
И напоследок приведем слова легендарного американского актера Джека Николсона:
«Я очень трепетно отношусь к правилам хорошего тона. Как передать тарелку. Не кричать из одной комнаты в другую. Не распахивать закрытую дверь без стука. Пропускать вперед даму. Цель всех этих бесчисленных простых правил - сделать жизнь лучше. Мы не можем жить в состоянии хронической войны с родителями - это глупо. Я тщательно слежу за своими манерами. Это не какая-нибудь абстракция. Это всем понятный язык взаимного уважения».
Тема. Понятие этикета и этики. Развитие этикета в исторической ретроспективе. История становления и развития этикетных норм.
Цель: рассказать студентам о том, что такое этикет, о значении этикета в жизни общества, обсудить основные правила этикета.
Задачи: 1) образовательная – раскрыть понятие этикета, рассмотреть основные виды этикета, рассказать об истории возникновения этикета в человеческом обществе;
2) развивающая – развивать мышление, грамотную, вежливую речь, умение общаться с ровесниками и взрослыми;
3) воспитательная – прививать правила этикета, воспитывать интерес к изучению правильного с точки зрения этикета поведения.
Оборудование: раб. тетр., лекционный материал, иллюстрации.
Ход уроков
I. Орг. момент
Сообщение темы и целей урока.
Введение в тему.
Этика – это наука, а этикет – это правила поведения. Можно сказать, что этика изучает правила этикета.
Сегодня на уроке мы будем говорить о правилах этикета.
II. Основная часть (Объяснение нового материала, закрепление)
Лекционный материал
История возникновения этикета
Слово «этикет » появилось при короле Людовике XIV во Франции. На одном из пышных приемов короля всем приглашенным были вручены карточки с правилами поведения , которые должны соблюдать гости. Эти карточки назвали «этикетками ». Отсюда и произошло понятие «этикет» - воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе .
Этикет Средневековья
Многие правила зародились еще в средневековье . Например, снимать шляпу или перчатку при приветствии . Средневековый рыцарь, желая показать, что он находится в кругу друзей и ему нечего опасаться,снимал шлем или поднимал забрало .
Впоследствии, когда шлем уступил место другим головным уборам, дворянин снимал или приподнимал шляпу
с той же целью показать, что он находится в кругу друзей.
Еще позже шляпу стали снимать перед вышестоящим лицом, а приветствуя равного себе, к ней лишь притрагивались. Женщин всегда приветствовали, снимая головной убор. И в таком виде этот ритуал сохранился и в XIX веке, не меняясь на протяжении столетий. Даже короли Франции, которые не снимали шляпы ни перед кем, дотрагивались до нее при появлении дамы.
Обычай рукопожатия имеет более древнюю историю. Человек протягивал невооруженную ладонь с вытянутыми пальцами правой руки в знак отсутствия враждебных намерений. До наших дней сохранилась традиция, согласно которой младший по возрасту или положению никогда не протягивает руку первым, так как ее могут просто не принять.
Этикет в Египте
С давних времён летописцы, философы, писатели и поэты давали многочисленные рекомендации относительно поведения человека за столом.
В Древнем Египте в III тысячелетии до н. э. одной из популярных рукописей был сборник добрых советов «Поучения Кочемни» .
В сборнике в виде рекомендаций отца сыновьям объяснялась необходимость практически обучать молодых людей правилам приличия
и образцового поведения в обществе
.
Уже тогда у египтян считалось необходимым пользоваться столовыми приборами, также умение есть красиво, бесшумно. Такое поведение расценивалось как большое достоинство и необходимый компонент культуры.
Соблюдение правил этикета доходило до абсурда. Даже была такая поговорка:
«Этикет делает королей рабами двора».
Случаи из истории, когда стремление соблюсти этикет могло стоить людям жизни.
Испанский король Филипп III во имя этикета пожертвовал своей жизнью. Сидя у камина, в котором слишком сильно разгорелся огонь, король не позволил никому из придворных поставить заслонку и не отодвинулся сам. Придворный, который должен был следить за огнем в камине, отсутствовал. Король решил не двигаться с места, хотя пламя уже обжигало его лицо, и загорелись кружева на его одежде. Получив сильные ожоги, он умер через несколько дней.
А при испанском дворе Филиппа II королева однажды упала с коня, застряв ногой в стремени. Конь поволок королеву за собой, но никто не рискнул помочь ей, чтобы не оскорбить ее величество прикосновением к ее ноге. Когда двое придворных все же решились спасти полумертвую королеву, то они поспешили немедленно скрыться от гнева короля за грубое нарушение правил этикета.
Развитие этикета в России
В русский язык слово этикет вошло в начале XVII века. Сначала этикет использовался как придворный церемониал. При появлении книгопечатания, стали появляться первые пособия по этикету .
Первая книга по этикету называлась «Домострой» . В ней были изложены правила поведения человека в повседневной жизни .
Петр I, который много путешествовал по Европе, очень хотел, чтобы его подданные были похожи на европейцев. Он хотел перенять их обычаи, нравы.
При Петре I в 1717 году вышла в свет книга о хороших манерах под названием «Юности честное зерцало» или "Показания к житейскому обхождению ". Эта книга была адресована молодежи и рассказывала о правилах поведения в обществе .
Воспитанному дворянину полагалось, например, быть всегда вежливым и учтивым, знать иностранные языки, уметь красноречиво говорить, с почтением относиться к старшим.
Что такое этикет?
Определение : Этикет - совокупность правил поведения, которые касаются внешнего проявления отношения к людям. Уважение к человеку - вещь не абстрактная.
История этикета в далёком королевстве
У одного короля был очень невоспитанный сын Фредерик. Сердце у мальчика было доброе, плохого он не делал, но просто не думал о других.
Однажды соседский король пригласил короля с принцем на бал, который был в честь принцессы.
- Что же делать, мой сын так дурно воспитан, что ни одна принцесса его не выберет!
Созвали лучших учителей хороших манер
, чтобы они учили принца. Он очень хотел понравиться соседскому королю, но запомнить столько правил не мог. Наконец он закапризничал и сказал, что отказывается от этой учёбы.
Оставалось три дня. Министры посоветовали королю обратиться за помощью к одному старому мудрецу. Мудрец согласился научить принца хорошим манерам за один час.
Чтобы быть не только хорошим, но и даже воспитанным, считай, что все другие лучше тебя, и потому всех люби и уважай. Если будешь думать сначала о других, а потом о себе, то ничего плохого или неприятного не сделаешь. И все правила поведения исполнятся сами собой.
- Как я могу думать, что горбатый карлик или противный лакей лучше меня?
- А ты представь, что карлик - не карлик, а заколдованный принц. Главное никогда не отступай от этого правила. Если будешь помнить его, то сможешь снять колдовство и с шута, и с себя.
В поисках карлика Фредерик успел открыть дверь и пропустить вперёд министра, поднять платок придворной даме, попросить прощения у придворных за громкое пение. Встретив шута, юноша ласково поздоровался с ним. Карлик решил, что принц как обычно смеётся над ним, и потому начал кривляться, гримасничать.
- Прости меня
. Мне очень стыдно, как я к тебе относился, - сказал принц.
Глаза карлика изменились и Фридерик увидел совсем другого человека. Скоро они стали преданными друзьями.
А вот и долгожданный бал. Все королевичи были любезны и приветливы.
Но когда король спросил принцессу Ильзу, кто же лучше всех, она воскликнула:
- Конечно, принц Фридерик! Он такой добрый и воспитанный, что его нельзя не полюбить.
Эта сказка как нельзя лучше показывает нам, что такое ЭТИКЕТ
.
Этикет в Библии
Уважай и думай о других
– вот главное правило вежливости и воспитанности
.
Об этом говорится и в Священном Писании
: «Возлюби ближнего своего…»
.
Мы учимся, бываем в театрах, занимаемся спортом, посещаем концерты, выставки, лекции музеев, ходим в гости. У каждого из нас в течение одного только дня происходят десятки контактов с другими людьми - в школе, в магазине, в автобусе, в библиотеке.
Контакт – прикосновение к человеку. Это может быть 5 уроков за одной партой с товарищем, минутный разговор в перемену, взгляд, которым обменялся ты с учителем. И всякий раз настроение, самочувствие, работоспособность людей во многом зависят от того, приветливы ли они были, доброжелательны или раздражительны и грубы, нашли ли правильную линию поведения. Это очень важно – найти правильную линию поведения. Ведь люди все разные.
Этикет в сказках
Есть у итальянского писателя Джанни Родари
сказка о путешественнике Джованнино Периджорно
.
Этот Джованнино в своих путешествиях попал однажды в страну соломенных людей. Они вспыхивали не только от огня, но даже от горячего слова. Жители страны восковых людей были мягки, податливы, со всем соглашались.
А Стеклянные люди отличались такой хрупкостью, что могли погибнуть от неосторожного прикосновения.
Мы прекрасно понимаем иносказательный смысл сказки. Не надо путешествовать, чтобы встретить подобных людей. У каждого из нас есть знакомые, которые могут вспыхнуть, вспылить от одного слова, есть товарищи, которые во всём соглашаются с вами или, наоборот, всегда готовы спорить. Мы встречались с людьми, обижающимися из-за пустяков, с ребятами самодовольными и хвастливыми.
Среди наших друзей, наверное, есть спокойные, уравновешенные и нетерпеливые, несдержанные. Мы общаемся, учимся и играем вместе, требуем и просим, ссоримся и миримся.
Разобраться во всём этом не так–то просто. Попробуем в этом вместе разобраться.
Этикет в стихах
Что такое ЭТИКЕТ
-
Знать должны мы с детских лет.
Это – нормы поведения:
Как ходить на День рождения
?
Как знакомиться
?
Как есть
?
Как звонить
?
Как встать
?
Как сесть
?
Как здороваться со взрослым
?
Много разных есть вопросов.
И на них даёт ответ
Этот самый этикет.
| |||||||
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||||
|
Основы этикета
Можно с уверенностью утверждать, что вопросы нравственности, воспитанности и приличного поведения волнуют человечество уже на протяжении многих тысяч лет. Первые правила того, что мы сегодня называем этикетом, зародились, видимо, еще до появления письменности и были зафиксированы в древнейших текстах в уже сформированном виде. Литературные памятники древнего Египта, Индии и Междуречья, созданные за много веков до нашей эры, содержат наставления, касающиеся того, каким должен быть человек, и как ему надлежит вести себя в общении с окружающими. В трудах античных философов и поэтов часто поднимались вопросы воспитания и нравственности, вежливого и уважительного отношения к людям. Об этом писали Гомер, Платон, Аристотель, Овидий и многие другие выдающиеся люди той эпохи. Поэтому можно сказать, что основы этикета, являющегося частью европейской культуры, начали формироваться именно тогда.
С наступлением Средних веков многое было утеряно и забыто. Невежество и грубость нравов господствовали почти повсеместно, а «право сильного» долгое время оставалось лучшим аргументом в общении. Однако даже тогда находились люди, стремившиеся напомнить современникам о нравственности, необходимости вести себя, как подобает человеку, а не зверю. В первую очередь это были лица духовного сословия, которые, опираясь на непререкаемый авторитет церкви и Священного писания, в своих проповедях и трактатах призывали к доброте, скромности, человечности. С развитием общественной жизни и международных контактов появилась необходимость составления руководств по поведению. Первое из них, дошедшее до наших дней, принадлежит перу испанца Петруса Альфонса. Этот труд, появившийся в 1204 году, носил название «Дисциплина клерикалис» и адресовался духовным лицам. Однако страной, которая по праву может считаться родиной этикета, является все же Италия. Там внимание изящным манерам, правилам хорошего тона и поведения в обществе стало уделяться значительно раньше, чем в Англии, Франции или Германии, где вплоть до XV-XVI веков царили нравы, которые нельзя назвать иначе как варварскими. В Италии Эпохи Возрождения произошел возврат к наследию античности и его духовным ценностям, в том числе и нормам поведения. Первые руководства по этикету предназначались для придворных и аристократии, и поэтому хорошие манеры, учтивость и вежливость довольно долго оставались принадлежностью высших слоев общества. Так, при короле Франции Людовике XIV, любившем пышные торжества и роскошные банкеты, всем приглашенным на приемы во дворце раздавали небольшие карточки, на которых были указаны основные правила поведения в этой обстановке. Именно благодаря подобным мерам постепенно сложились предпосылки для появления в XVII-XVIII веках придворного этикета, многие правила из которого впоследствии перешли в современный дипломатический протокол.
С наступлением Эпохи Просвещения этикет перестал быть достоянием избранных. Стали появляться и расходиться большими тиражами книги о культурном поведении в обществе. Хорошие манеры уже не были отличительным признаком аристократии, а начали цениться и в других слоях общества. И если требования придворного этикета со временем становились все более сложными и запутанными, то в средних слоях общества зародилось стремление к демократизации норм поведения, подчинения их актуальным жизненным требованиям и целесообразности. Именно эта тенденция и по сей день играет немаловажную роль в формировании норм этикета, принятых в странах современной Европы.
Классный час «УРОКИ ЭТИКЕТА »
Класс - 5
Цель: закрепление навыков культурного поведения.
Место и время проведения - сентябрь, классный кабинет.
Оборудование: интерактивная доска, декорация для сценок, кукла, представляющая этикет, костюмы, плакаты.
Подготовка: все учащиесякласса получают задания выучить стихи, отрепетировать сценки, сделать презентацию к классному часу, распечатать (а еще лучше нарисовать) пропуск в страну Воспитанию. Общей репетиции не проводится, иначе раскрывается сценарий (а он должен до конца классного часа держать интригу!). Ребята репетируют сами, классный руководитель контролирует процесс и за 2-3 дня до классного часа проводит генеральную репетицию с каждой группой артистов отдельно. На классный час приглашаются родители. Роль «Классного руководителя» и «Этикета» могут играть старшеклассники. Примерный сценарий и презентация прилагается.
Здесь будет файл: /data/edu/files/s1442693529.ppt (уроки этикета)
Сценарий
Слайд 1
Классный руководитель : Классный час посвящен проблеме воспитания вежливости или, точнее говоря, культуре общения. Чтобы ваше общение с людьми доставляло радость вам и людям, нужно деликатно и предупредительно относиться к окружающим, уметь себя вести в зависимости от конкретной ситуации.
Как нужно себя вести в основном вы уже знаете, т.к. вас учат этому с самого рождения. Но некоторые правила поведения мы с вами сегодня повторим на нашем уроке этикета. Слайд 2
Слово этикет (от фр. étiquette — этикетка, надпись) - это нормы и правила, отражающие представления о должном поведении людей в обществе. Впервые это слово употреблено при дворе короля Франции Людовика 14, когда гостям были розданы карточки (этикетки) с изложением того, как они должны держаться. . К нам на классный час прибыл король страны Воспитании господин Этикет. Послушаем, что, он нам расскажет.
Входит «Этикет» (кукла-марионетка из кукольного театра, которой управляет один из старшеклассников).
Слайд 3
- Если вы обгоняя прохожего, задели его, извинитесь; обязательно извинитесь и проходя к своему месту в кино, в театре по ряду, где уже сидят люди;
- В транспорте нужно уступать место пожилым людям и инвалидам;
- Не надо ждать, пока пожилой человек сам поднимет упавшую вещь;
- В общественных местах неприлично разговаривать громко;
- Мальчики должны пропускать вперед девочек в транспорт, в помещение;
- Нужно заботиться о младших, помогать старшим, внимательно относиться к больным и пожилым.
Для того, чтобы у тебя было много друзей, советую тебе:
- разговаривай с друзьями вежливо;
- говори друзьям комплименты;
- помни, что прозвища обижают человека;
- всегда здоровайся с друзьями при встрече;
- разговаривая со взрослыми или сверстниками, надо уметь слушать, не перебивая;
- если мы за что-либо обиделся на своего друга, постарайся поскорей забыть и простить ему свою обиду;
- если твой друг просит у тебя какую-нибудь игрушку или посмотреть-почитать книгу - дай ему ее;
- если ты сам взял у друга книгу или игрушку, нужно обращаться с этими вещами аккуратно и возвратить их вовремя.
Классный руководитель : Недавно ученые с удивлением открыли, что на свете бывают непослушные дети, которые все делают наоборот. Им дают полезный совет: «Умывайтесь по утрам» - они берут и не умываются. Им говорят: «Здоровайтесь друг с другом» - они тут же начинают не здороваться. Ученые придумали, что таким детям нужно давать не полезные, а вредные советы. Они все сделают наоборот, и получится как раз правильно.
Послушаем «Вредные советы» Григория Остера. Первый совет о том, как надо относится к своим друзьям, даст …
Слайд 4
1. Если друг твой самый лучший
Поскользнулся и упал,
Покажи на друга пальцем
И хватайся за живот.
Пусть он видит, лежа в луже:
Ты ничуть не огорчен.
Настоящий друг не любит
Огорчать своих друзей.
Классный руководитель: Прав ли он? (Ребята анализируют.)
Совет второй даст самый сильный ученик класса…
2. Бей друзей без передышки
Каждый день по полчаса.
И твоя мускулатура
Станет крепче кирпича.
А могучими руками,
Ты, когда придут враги,
Сможешь в трудную минуту
Защитить своих друзей.
Классный руководитель: как надо относиться к девочкам посоветует …
3. Девчонок надо никогда
Нигде не замечать.
И не давать прохода им
Нигде и никогда.
Им надо ножки подставлять,
Пугать из-за угла,
Чтоб сразу поняли они:
Тебе на них плевать.
Девчонку встретил - быстро ей
Показывай язык.
Пускай не думает она,
Что ты в нее влюблен.
Слайд 5
Классный руководитель: А теперь послушаем мнение Этикета.
Этикет: Я могу сказать с уверенностью, что этот мальчик не получит пропуск в страну Воспитанию, т. к. там поступают вот как:
1) если мальчик встречает знакомую девочку, то он здоровается первым;
2) если мальчик и девочка заходят в автобус, то мальчик должен пропустить девочку вперед, а выходя из автобуса, он должен протянуть ей руку
Слайд 6
Классный руководитель: Совет о соблюдении личной гигиены даст …
4. Никогда не мойте руки,
Шею, уши и лицо.
Это глупое занятье
Не приводит ни к чему.
Вновь испачкаются руки,
Шея, уши и лицо.
Так зачем же тратить силы,
Время попусту терять.
Стричься тоже бесполезно,
Никакого смысла нет.
К старости сама собою
Облысеет голова.
Классный руководитель: Иногда в жизни попадаются невоспитанные соседи…
5. Я нес домой кулек конфет
А тут навстречу мне сосед!
Снял берет:
О! Привет! Что несешь?
Кулек конфет.
Как конфет?
Так - конфет.
А компот?
Компота нет.
Нет компота, и не надо... А они из шоколада?
Да, они из шоколада.
Хорошо, я очень рад. Обожаю шоколад. Дай конфету.
На конфету.
А вон ту, ату, а эту... Красота! Вкуснота!
А вот эта, а вон та... Больше нет?
Больше нет.
Ну, привет.
Слайд 7Классный руководитель: Друзья ходят иногда друг к другу в гости. Давайте спросим у Этикета, как нужно ходить в гости и вести себя в гостях
(Этикет рассказывает, ребята инсценируют слова Этикета: сначала делают все неправильно, а после слов Этикета исправляют свои ошибки)
Этикет:
1) В гости нужно приходить тогда, когда вас пригласили;
2) Нельзя садиться за стол в шляпе;
3) Не следует разговаривать с набитым ртом;
4) Все, что положено на тарелку, нужно съесть
5) Суп едят ложкой, правой рукой. Доедая суп, наклоняют тарелку от себя.
6) От мяса отрезают маленькие кусочки ножом, который держат в правой руке; вилкой, держа её в левой руке, едят отрезанное мясо;
7) После еды нужно положить вилку и нож рядом на тарелку.
Слайд 8
Классный руководитель: Некоторые любят ходить в гости по утрам, как, например Винни Пух и Пятачок в мультфильме про Винни Пуха.
Учащиеся смотрят фрагмент мультфильма «Винни Пух идет в гости»
Классный руководитель и учащиеся анализируют ситуацию.
Классный руководитель: Да, невежливо иной раз себя ведут гости. Но иногда и хозяева оказываются не лучше.
6. Коля съел мое варенье,
Все испортил настроенье.
Я синяк ему поставил-
Настроение исправил.
Классный руководитель: а вот как проявляет свое гостеприимство герой стихотворения Олега Григорьева: (ребята рассказывают стихотворение и инсценируют слова)
7. Встаньте с этого дивана,
А не то нам будет яма.
Не ходите по ковру,
Вы протрете в нем дыру.
Не садитесь на кровать,
Простынь можете помять.
И не надо шкаф мой трогать,
У вас слишком острый ноготь.
И не надо книги брать,
Вы их можете помять.
И не стойте на пути.
Ах, не лучше ль вам уйти!
Учитель с учащимися анализирует ситуацию.
Классный руководитель: Правда, такого «гостеприимного» хозяина можно понять, ели у него гость, рассуждающий так…
8. Если друг на день рождения
Пригласил тебя к себе,
Ты оставь подарок дома,
Пригодится самому.
Сесть старайся рядом с тортом.
В разговоры не вступай.
Ты во время разговора
Вдвое меньше съешь конфет.
Выбирай куски поменьше,
Чтоб быстрее проглотить.
Не хватай салат руками,
Ложкой больше зачерпнешь.
Если вдруг дадут орехи,
Сыпь их бережно в карман,
Но не прячь туда варенье-
Трудно будет вынимать.
Классный руководитель: Иногда приходят в гости такие друзья, что быть гостеприимным трудно.
(ребята рассказывают стихотворение и инсценируют слова)
9. - Вы будете с нами обедать?
Я пообедал и теперь каюсь,
Но, если вы так настаиваете,
Я буду сидеть, пока не проголодаюсь.
Классный руководитель: Посмотрим забавную сценку, поставленную по одному из вредных советов Остера.
(ребята рассказывают стихотворение и инсценируют слова)
10. Что ты хочешь:
Ватрушку, сыра, меда
Или лимонада?
Что вы! Что вы!
Мне так много не надо.
Я только ватрушку макну в мед,
Положу сверху сыр
И все запью лимонадом.
Классный руководитель: Посмотрим еще несколько «зарисовок с натуры», сделанных в одной из школ. Как вы думаете, в какой стране эта школа?
(ребята рассказывают стихотворение и инсценируют слова)
11. Все в порядке?
Все в порядке.
А что в порядке?
Выдернули пальму из кадки.
И все обошлось?
Все обошлось:
Пальму заставили сунуть обратно,
И всю школу мыть пришлось.
12. Купил я прибороптический.
Расшифровал свой код генетический
По этому самому коду
Нет мне в обществе ходу.
Хлопнул я громко дверями
Отправился жить со зверями.
Слайд 9
Курьезы этикета
В древнем Риме человек с насморком не должен был показываться в обществе.
В Англии мужьям запрещено бить жен с 9 вечера до 6 утра (чтобы шумом не нарушать покой соседей)
Классный руководитель: Подведем итоги. Чтобы вам можно было жить в обществе людей, а не зверей, нужно соблюдать некоторые правила. Сегодня мы много говорили о том, как надо и как не надо поступать воспитанным людям.
Слайд 10Этикет: правила поведения мы повторили, а сейчас я проверю, кто из вас самый вежливый. Ребята делятся на 3 команды, каждая команда получает 1 задание из трех (капитаны команд тянут карточки заданий, как билеты на экзамене). Ребята должны написать:
Какиевежливые слова мы говорим при встрече?
Какие вежливые слова мы говорим при прощании?
Какие вежливые слова мы говорим, когда просим что-либо у кого-либо?
Классный руководитель: Зачитывает написанные слова. Молодцы, ребята! Много вежливых слов вы, оказывается, знаете! Говорите их чаще!
Этикет проводит экзамен. Командам задается вопрос, после минуты обсуждения ребята отвечают на него:
Как нужно вести себя за столом?
Как нужно встречать гостей?
Кому нужно уступать место (в гостях или в транспорте)?
Как часто и в чем помогаете вы маме и бабушке? Есть ли у вас постоянные обязанности по дому? (последний вопрос адресуется всем командам).
А теперь - блиц (отвечает тот, кто первый хлопнет в ладоши):
Должен ли джентльмен помогать даме выбраться из машины, если машина стиральная?
- Должен ли джентльмен осыпать даму цветами, если цветы в горшках?
- Должна ли дама просить джентльмена встать с колен, если она устала его держать?
- Должен ли джентльмен помогать даме выйти, если дама хочет войти?
- С какой стороны должен джентльмен идти от дамы, если дама не хочет идти с джентльменом?
Учащиеся, успешно сдавшие экзамен (а «успешно сдать экзамен» должны все!), получают пропуск в страну Воспитанию - красиво разрисованный картонный жетон.
Слайд 11Кл. руководитель подводит итог классного часа: Ребята я очень рада, что все вы оказались людьми хорошо воспитанными и получили пропуск в страну Воспитанию. Я вас поздравляю, и желаю вам всегда помнить то, о чем мы сегодня с вами говорили.
Р.S. Если в конце урока еще осталось несколько минут, то можно завершить разговор об этикете следующим стихотворением.
Слайд 12Учтивый разговор (История очень вежливая и не слишком короткая) В.Левин
Один англичанин толкнул англичанина
и тут же сказал: "Извините, нечаянно".
Второй англичанин любезно ответил:
и сразу сказал: "Извините - нечаянно".
"Простите, но я ничего не заметил".
"Нет-нет, это вы, ради Бога, простите".
"Простите, но что мне прощать? Объясните".
"Как - "что мне прощать"? Неужели не ясно?"
"Сэр, вы беспокоитесь, право, напрасно:
я рад бы простить вас, но мне не понять,
что именно должен я вам извинять!"
Тогда англичанин толкнул англичанина
и сразу сказал: "Извините. Нечаянно".
На что собеседник любезно ответил:
"Простите, но - я ничего не заметил!"
"Нет-нет, это вы, ради Бога, простите".
"Простите, но что мне прощать, объясните?"
"Как - "что мне прощать"? Неужели не ясно?"
"Сэр, вы беспокоитесь, право, напрасно.
Я рад бы простить вас, но мне не понять,
Что именно должен я вам извинять".
, И. Шевчук , В.А.Левин «Новые стихи» - Издательство: Махаон , 2007