Конспект непосредственно образовательной деятельности детей подготовительной группы Тема: Дикие животные. Работа над рассказом М.М.Пришвина «Ёж»

Конспект Н ОД по развитию речи
Тема: «Чтение стихотворений об осени. Составление рассказов описаний игрушек».
Средняя группа
Программное содержание
Цель:
- приобщать детей к восприятию поэтической речи;
-продолжать учить рассказывать об игрушке по определенному плану (по подражанию педагогу);
-активизировать словарь детей;
-продолжать учить отвечать на вопросы полными ответами;
-вызывать в детях желание рассказывать стихи;
-развивать слуховое внимание;

Предварительная работа
1. Познакомить детей со стихотворениями об осени, рассмотреть иллюстрации на соответствующую тему.
2. Заучивание стихотворений об осени.
3. Составление описательного рассказа вместе с воспитателем.
4. Разучивание песенки про ежиков.

Оборудование:
Система для показа клипа, две разные игрушки ежики (серый и розовый), корзина яблок, дидактические игры «Помоги ежику найти иголочки» и «Приготовь ежика к зиме».
Ход занятия:
1.Организационный момент.
Воспитатель:
-Ребята, к нам на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
- А кто мне скажет, какой праздник мы недавно отмечали? (Праздник осени!).
- По каким признакам видно, что наступила осень? (Ответы детей).
- Молодцы!
2.Основная часть.
Воспитатель:
- Ой, ребята, а кто это стучит к нам в дверь? (Возле двери сидит серенький ежик).
Ежик:
-Здравствуйте, ребята!
-Я к вам пришел в гости из леса.
- Какие вы молодцы, очень хорошо знаете как ежики готовятся осенью к зиме.
-А не могли бы вы порадовать меня еще разочек перед зимней спячкой?
-А вы знаете стихи про осень? Уж очень не хочется с такой прекрасной порой прощаться(Дети рассказывают стихи).
-Спасибо, ребятки, что порадовали такими прекрасными стихотворениями!
-Я очень люблю их слушать.
- Ребята, мне нужна ваша помощь. Пока я шел к вам растерял свои иголочки, а без них мне никак в лесу. Может поможете мне найти их?
Дидактическая игра «Помоги ежику найти иголочки»
Ежик благодарит детей за то, что дети порадовали его своими стихотворениями и просит детей поиграть с ним.
Воспитатель:
-Ежик, ребята готовы тебе помочь подготовиться к зиме!
Дидактическая игра «Приготовь ежика к зиме»
(Ежик благодарит детей за интересную игру и хочет немного поиграть вместе с детками).
Музыкальная физкультминутка «Головой мы покиваем»
Ежик:
-Ребята, а я к вам в гости пришел не один. Со мной пришла моя сестренка, только она очень застенчивая и стесняется выйти к вам. Давайте попросим ее все вместе. (Появляется ежик яркого розового цвета).
Сестренка (расстроенная) рассказывает детям, что у них дома нет зеркала и они не знают, чем же они похожи с братом и чем отличаются и просит детей рассказать о их сходстве и различии.
Описательный рассказ детей о ежиках (по подражанию педагогу). Об их сходстве и различии.
Ежики:
-Спасибо, ребята, за ваши рассказы. Мы к вам пришли не с пустыми руками, а с корзинкой вкусных лесных яблочек. Угощайтесь!
-А теперь, давайте вместе споем песенку «Маленький ежик, четверо ножек»
Показ песни-клипа на ноутбуке.
Ежики:
-А теперь, ребята, нам пора с вами прощаться и уходить в лес, скоро нас ждет зимняя спячка. (Ежики говорят, что им уже пора в лес и прощаются с ребятами).
Воспитатель и дети:
- До свидания, ежики! Счастливого пути!
Воспитатель:
-Ребята, встаньте, пожалуйста, около своих столов и послушайте меня!
-Ежики пришли к нам из леса. Как вы думаете, как ежики разговаривают друг с другом. (Правильно фыркают).
-Давайте пофыркаем как ежики.
Артикуляционная гимнастика «Ежики»
Воспитатель: Молодцы, вы очень хорошо фыркаете, как настоящие ежики
3. Итог занятия:
Воспитатель:
-Кто к нам приходил в гости?
-О какой помощи просила ежик-сестренка?
-В какие игры играли?
-Позовем еще ежиков в гости?

Цель:
развитие сенсорно - математических представлений у детей младшего дошкольного возраста
Задачи:
Закреплять понятие большой - маленький, один - много.
Продолжать учить основные цвета - красный, желтый, зеленый.
Учить отвечать на вопросы, сравнивать, анализировать.
Развивать память, внимание, логическое мышление.
Воспитывать желание помогать ежику.

Данное пособие можно использовать как для закрепления знаний, так и для ознакомления с новым материалом. В совместной и индивидуальной непосредственной деятельности с детьми, а также в самостоятельной деятельности детей.
Ежик изготовлен из бархатной бумаги, наклеенной на плотный картон. Листья, грибы и яблоки сделаны из пористой резины (фоамиран). С обратной стороны приклеены кусочки бархатной бумаги или наждачной бумаги. Пособие можно изготовить по предложенной выкройке.


Детали к игре можно добавлять в зависимости от поставленных задач и возраста детей.
Ход игры:
Читаем детям стихи и предлагаем выполнить задания.

  1. Протоптал немало стёжек
По лесам колючий ёжик.
Он трудился не напрасно-
Делал на зиму запасы.
Пусть морозы не страшат
Ни ежиху, ни ежат!
А. Гришин
Предложите детям помочь ежику собрать на зиму запасы:
Одно большое яблоко, много маленьких; один маленький желтый лист, много желтых больших листочков; одно яблоко красное, одно желтое или зеленое; один гриб большой или один маленький, или много маленьких грибов; или другие варианты.
  1. Ходит ёжик по тропинке
За грибами без корзинки,
А зачем ему корзинка,
Если есть в иголках спинка?
О. Малиновская

Варианты игры:
1.Просим детей помочь ежику. Помоги ежику собрать грибы: большой и маленький; много маленьких.
2. Педагог сам «дает» грибы ежику. Спрашиваем у детей: сколько маленьких грибов? Сколько больших?
3. Что ты ежик делаешь
прямо на виду?
Собираю яблоки
у тебя в саду
Т. Скворцов

Варианты игры

1.Помогите ежику собрать яблоки:

Одно большое, много маленьких; красное; желтое; зеленое; маленькие яблоки; большие яблоки.

2.Можно самому прицепить яблоки на ежика и задать вопросы:

Какого цвета яблоки на сине у ежика; сколько яблок? (один, много); покажи большое или маленькое яблоко.

3.Ёжик колкий весь в иголках

Шёл от ёлки тоже колкой.

Нёс для дома листья.

На колючках жёлтых кучку.

Лист, солому всё для дома.

Дом построю дверь закрою.

Да в кроватку и спать сладко.

Лишь весною дверь открою.

Варианты игры

1.Помоги ежику собрать листья, дай ежику листочки:

разные по цвету; по величине; много; один.

2.На сине у ежика листья. Какие листья несет ежик:

по цвету, по размеру.

Ирина Беляева

Описание материала: Предлагаю вашему вниманию конспект дидактической игры по сенсорному развитию для детей 2-3 лет по теме «Дикие животные». «Как ёжики к зиме готовились». Данный материал будет полезен воспитателям групп раннего и младшего дошкольного возраста.

Предварительная работа: знакомство с дикими животными, беседа о том, как звери к зиме готовятся, чтение рассказа И. Соколова - Микитова «Ёж».

Основные цели и задачи: формирование первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере; ознакомление с окружающим социальным миром (ознакомление с природой, расширение кругозора детей; помогать обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму; узнавать на картинке некоторых диких животных и называть их.

Демонстрационный материал: картинки ежей, яблоки на липучках, прищепки.

Ход занятия

Воспитатель: «Ребята, сегодня мы с вами поиграем и поговорим про ежей. Как вы уже знаете, ёж - это дикое животное, которое с наступлением зимнего периода укладывается в своей норке на три долгих месяца в спячку. Зима – это долгий срок, поэтому животные должны как следует подкрепиться, чтобы набрать толстый слой подкожного жира и проспать до весны.

Пока вы, ребятки, отдыхали на улице по территории нашего сада пробегали разноцветные ёжики, они направлялись в волшебную страну под названием Радуга. Однако случилось так, что на пути ежам встретился огромный снежный сугроб, преодолевая который, они рассыпали припасённые ими разноцветные яблоки. Ёжики очень расстроились, ведь им необходимо запастись яблоками перед долгим зимним сном.

Ребята, давайте поможем ёжикам найти свои яблочки и надёжно закрепить их на иголках!».

Воспитанники: «Давайте, поможем, дайте мне, пожалуйста, самого расстроенного ёжика».

Воспитанники ищут яблоки соответствующие каждому ежу по цвету и прикрепляют их при помощи липучек.

Воспитатель: «Ребята, а яблоко какой формы?

Воспитанники: «Круглое».

Воспитатель: «А какие предметы по форме похожи на яблоко?»

Воспитанники: «Мяч, колобок, барабан и другие».

Воспитатель: «Ребята, а кто питается яблоками?»

Воспитанники: «Гусеницы, козы, свиньи».

Воспитатель: «Ребята, а чем питаются ёжики?»

Воспитанники: «Мышами, змеями, насекомыми».


Воспитатель: «Ребята, какие вы молодцы. Ёжики благодарят вас за оказанную помощь, но чтобы яблоки больше не укатывались и ежи могли побыстрее добраться до дома, давайте прикрепим нашим лесным жителям новые колючки и большие лапки». (Для этого нам понадобятся прищепки четырёх основных цветов: красного, жёлтого, синего и зелёного).


Воспитатель: «Спасибо, вам друзья, ёжики прощаются с вами до весны. До свидания!

А мы продолжаем играть, приготовьте свои пальчики:

«Режет ножницами ежик

Ткань для новеньких сапожек.

Так же пальчики сложи-

Ножницы нам покажи».

Таким образом, воспитатель вместе с воспитанниками закрепил знания четырёх основных цветов и форму предмета (круг, а также актуализировал ранее полученные знания про место и образ жизни ежа.

Конспект непосредственно образовательной деятельности детей подготовительной группы
Тема: Дикие животные. Работа над рассказом М.М.Пришвина «Ёж».
Цель: Расширение и углубление представления детей о диких животных, пробуждение интереса к творчеству писателя М.М. Пришвина.
Задачи:
Уточнить, углубить и систематизировать знание о природе, полученные детьми при знакомстве с писателями натуралистами, их творчеством.
Пробуждать любознательность, активный интерес к жизни природы, а также интерес к художественной литературе познавательного направления.
Развивать и совершенствовать диалогическую речь детей, прививать навыки культурного общения: учить внимательно и доброжелательно слушать обращенную к ним речь воспитателя и товарищей, не перебивать собеседника.
Закреплять представления о приспособлении диких животных к жизни в природных условиях.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, презентация.
Предшествующая работа:
Рассказ воспитателя о писателе М. М. Пришвина.
Чтение произведений М.М. Пришвина детям: «Лисичкин хлеб», «Журка», «Еж» и другие
Беседа с детьми по серии «Картины из жизни диких животных» .Дидактические игры: «Птички на кормушке», «Угадай правило», «Человек и природа», «Какое время года?».
Ход НОД
Приветствие «Здравствуй!».
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок.
Мы живем в одном краю.
Я вас всех приветствую.
1. Воспитатель:
- Ребята, а вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие. Готовы?
-Сегодняшний день не будет для нас потерянным, ведь мы отправляемся в путешествие по лесу.
- Начинаем наше путешествие.
- Присаживайтесь на стульчики. Закройте глаза, расслабьтесь, представьте себя в каком-либо уголке природы: в лесу, в поле, на лугу или возле воды. Постарайтесь услышать и понять, что вы чувствуете, какие запахи вас окружают, какие звуки. Дети открывают глаза.
- Какое у вас настроение?
Просмотр на экране презентации «Дикие животные».
Воспитатель на экране показывает картинку, где изображен лес и ежик весь всухих листьях.
– Ребятки, смотрите на экран, кого мы видим? – Это ежик.
– Ежик какой? – Ежик маленький, игольчатый.
– Что делает ежик? Почему он на спине таскает сухие листья?
– Ежик готовится к зиме.
– Правильно, он теплый дом на зиму себе готовит.
– Как называется домик ежика? – Нора.
– Для чего ему теплый домик? – Ежик зимой спит.
– Да, ребятки, если мы в зимний лес пойдем, то ежика не увидим.
Он спит.
2. Загадка:
Летом ходит без дороги,
Возле сосен и берез.
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. Кто это?
– Это медведь. (Показывает игрушку или картинку.)
– Медведь какой? – Медведь большой, сильный.
– Шуба у медведя какая? – Шуба теплая, коричневая.
– Ребятки, что любит медведь? – Медведь любит мед, ягоды, особенно малину.
– А зимой он ест ягоды, мед? – Нет.
– Что тогда делает медведь? – Медведь зимой спит.
– А где медведь спит всю зиму? – В берлоге спит.
– Да, медведь всю зиму спит берлоге. Он тоже, как и ежик, к зиме
готовит себе теплый домик – берлогу.
– Если мы пойдем в лес, мы встретим медведя? – Нет, не встретим.
3. Игра «Дети и медведица».
Дети располагаются за стульчиками – в домиках. На другом конце зала подкустом спит медведица. Под слова воспитателя дети начинают игру:
Дети в лес пошли гулять,
Стали бегать, прыгать, плясать!
(Дети бегают легко на носочках.)
Ножками, ножками топать (топают),
Ручками, ручками хлопать (хлопают).
А в лесу медведица спит,
Под кусточком сладко храпит! (Дети останавливаются и замирают.)
Только шум она услыхала (просыпается),
Вмиг проснулась и закричала:
«Ого, кто здесь спать мне мешает?
Кто в лесу громко гуляет?
Я того сейчас поймаю,
Зарычу и напугаю!»
Дети приседают и закрывают глаза руками («прячутся»). Медведица
(воспитатель с игрушкой) ходит между ними, высматривая того, кто шевелится.
А потом говорит: «Я же добрая, не злая, никого не напугаю! Где же вы детишки,
детишки-шалунишки?». Ребята встают, открывают лица и кричат: «Мы здесь!».
4. Дидактическая игра «Кто где живет?».
Воспитатель ставит на стол (или на магнитную доску) картинки: берлога, нора, лес, кусты, дупло, логово. Показывает картинки диких животных, потом переворачивает их. Дети подходят, берут одну карточку,
называют животных: «Это лось. Лось живет в лесу», «Это медведь.
Медведь живет в берлоге», – и ставят к соответствующему жилищу.
5. Физминутка. «Ежик и мыши».
Ходит ежик по дорожкам (поочередно вытягивают руки вперед),
По лесу, по лесу,
Любит рыться
В старых листьях (скребут пальцами по коленям),
Колется, колется
(указательными пальцами производят тычки по всему телу).
Уж я ежику-ежу (складывают руки «палочкой»)
В поле тропку покажу (протягивают руки вперед),
Где катают мышки,
Еловые шишки (протирают ладошки друг о друга).
6. Игра «Кто это?».
Воспитатель вызывает одного ребенка, говорит ему на ухо название
одного животного (например, волк). Дети называют диких животных,
пока не назовут заданное слово.
– Это лиса? – Нет, не лиса и т.д.
7. Чтение рассказа М.Пришвина «Ёж». Беседа по содержанию.
- Как познакомился герой рассказа с ёжиком.
- Что случилось с ёжиком.
- Почему герой рассказа забрал его домой.
8. Итог.
Вот сегодня закончилась наша путешествие, пойдемте в детский сад. До свидания, лесные жители!

Конспект Н ОД по развитию речи

Тема: «Чтение стихотворений об осени. Составление рассказов - описаний игрушек».

Средняя группа

Программное содержание

Цель:

Приобщать детей к восприятию поэтической речи;

Продолжать учить рассказывать об игрушке по определенному плану (по подражанию педагогу);

Активизировать словарь детей;

Продолжать учить отвечать на вопросы полными ответами;

Вызывать в детях желание рассказывать стихи;

Развивать слуховое внимание;

Предварительная работа

1. Познакомить детей со стихотворениями об осени, рассмотреть иллюстрации на соответствующую тему.

2. Заучивание стихотворений об осени.

3. Составление описательного рассказа вместе с воспитателем.

4. Разучивание песенки про ежиков.

Оборудование:

Система для показа клипа, две разные игрушки ежики (серый и розовый), корзина яблок, дидактические игры «Помоги ежику найти иголочки» и «Приготовь ежика к зиме».

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Воспитатель:

Ребята, к нам на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

А кто мне скажет, какой праздник мы недавно отмечали ? (Праздник осени!) .

По каким признакам видно, что наступила осень? (Ответы детей).

Молодцы!

2.Основная часть.

Воспитатель:

Ой, ребята, а кто это стучит к нам в дверь? (Возле двери сидит серенький ежик).

Ежик:

Здравствуйте, ребята!

Я к вам пришел в гости из леса.

Какие вы молодцы, очень хорошо знаете как ежики готовятся осенью к зиме.

А не могли бы вы порадовать меня еще разочек перед зимней спячкой?

А вы знаете стихи про осень? Уж очень не хочется с такой прекрасной порой прощаться… (Дети рассказывают стихи).

Спасибо, ребятки, что порадовали такими прекрасными стихотворениями!

Я очень люблю их слушать.

Ребята, мне нужна ваша помощь. Пока я шел к вам растерял свои иголочки, а без них мне никак в лесу. Может поможете мне найти их?

Дидактическая игра «Помоги ежику найти иголочки»

Ежик благодарит детей за то, что дети порадовали его своими стихотворениями и просит детей поиграть с ним.

Воспитатель:

Ежик, ребята готовы тебе помочь подготовиться к зиме!

Дидактическая игра «Приготовь ежика к зиме»

(Ежик благодарит детей за интересную игру и хочет немного поиграть вместе с детками).

Музыкальная физкультминутка «Головой мы покиваем»

Ежик:

Ребята, а я к вам в гости пришел не один. Со мной пришла моя сестренка, только она очень застенчивая и стесняется выйти к вам. Давайте попросим ее все вместе. (Появляется ежик яркого розового цвета).

Сестренка (расстроенная) рассказывает детям, что у них дома нет зеркала и они не знают, чем же они похожи с братом и чем отличаются и просит детей рассказать о их сходстве и различии.

Описательный рассказ детей о ежиках (по подражанию педагогу) . Об их сходстве и различии.

Ежики:

Спасибо, ребята, за ваши рассказы. Мы к вам пришли не с пустыми руками, а с корзинкой вкусных лесных яблочек. Угощайтесь!

А теперь, давайте вместе споем песенку «Маленький ежик, четверо ножек…»

Показ песни-клипа на ноутбуке.

Ежики:

А теперь, ребята, нам пора с вами прощаться и уходить в лес, скоро нас ждет зимняя спячка. (Ежики говорят, что им уже пора в лес и прощаются с ребятами).

Воспитатель и дети:

- До свидания, ежики! Счастливого пути!

Воспитатель:

Ребята, встаньте, пожалуйста, около своих столов и послушайте меня!

Ежики пришли к нам из леса. Как вы думаете, как ежики разговаривают друг с другом. (Правильно фыркают).

Давайте пофыркаем как ежики.

Артикуляционная гимнастика «Ежики»

Воспитатель: Молодцы, вы очень хорошо фыркаете, как настоящие ежики

3. Итог занятия:

Воспитатель:

- Кто к нам приходил в гости?

О какой помощи просила ежик-сестренка?

В какие игры играли?

Позовем еще ежиков в гости?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе. Составление рассказа "Неудачная охота" по серии сюжетных картин.

Составление рассказов по серии сюжетных картин...

конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Составление рассказа по серии сюжетных картинок "Девочка и ёж".

Тема "Составление рассказа по серии сюжетных картинок "Девочка и ёж". Цель: Продолжать формировать умение отгадывать загадки, аргументируя свой ответ. Продолжать формировать умение внимательно р...