Когда девочки начинают говорить первые слова. Во сколько лет дети начинают говорить и как разговорить молчуна

Каждое достижение ребенка становится большой гордостью для его родителей. Желание мамы и папы всегда одно, как можно быстрее услышать первые слова крохи. И это вполне объяснимо, но самое главное, не подгонять малыша и не пытаться заставить его повторить произнесенные слова.

Во сколько месяцев ребенок начинает говорить? В том случае, если родители правильно подойдут к развитию малыша, уже в 12 месяцев они могут услышать первые произнесенные им слова.

Когда дети начинают говорить?

На сегодняшний день нет одной возрастной нормы, с учетом которой ребенок должен будет начать говорить первые слова. Большая часть специалистов утверждают, что совершенно здоровый ребенок, получающий необходимо количество внимания, в возрасте 14-18 месяцев начинает говорить.

Некоторые родители могут ошибочно воспринимать несвязный лепет малыша, как какой-то разговор. Однако, ребенок может начинать имитировать услышанную им речь не раньше, чем в возрасте 6 месяцев. Происходит это очень неумело и свой лепет малыш совмещает с очень активной жестикуляцией. К этому времени ребенок начинает довольно уверенно вслух произносить отдельные согласные, постепенно начиная соединять их с гласными. Сейчас самое важное для родителей, внимательно вслушиваться в речь ребенка и постараться понять, что именно он говорит, после чего ответить ему. Благодаря такому диалогу родители начинают стимулировать своего ребенка и очень скоро они смогут услышать долгожданные слова.

В этом возрасте словарный запас ребенка может включать около 30 или 40 простых в произношении слов, при этом данный список будет постоянно пополняться. Сейчас малыша начинает интересовать все, что его окружает, и он будет постоянно задавать вопросы, пытаясь узнать как можно больше новой информации.

В два года словарь ребенка будет насчитывать более 300 слов. Малыш начинает постепенно строить целые предложения, при этом он использует не только одни существительные, но также глаголы. Достигнув трехлетнего возраста начинается усвоение уже грамматических форм, малыш постепенно будет осваивать сложные конструкции, например, причастные обороты. К 4 годам происходит полное формирование речи и уже в скором будущем ребенок продолжает заниматься совершенствованием уже имеющихся разговорных навыков.

Как быстро «разговорить» ребенка?

Большинство родителей, чтобы как можно быстрее услышать первые слова крохи, совершают постоянно одну распространенную ошибку. Будет просто идеально понимать своего ребенка с полуслова и не ждать, когда же он полностью закончит свое предложение. Однако, если родители начинают сразу же выполнять все пожелания и требования ребенка, в результате они могут просто отбить необходимость начинать говорить быстрее. Стоит каждый раз внимательно и до конца выслушивать кроху, после чего давать ему игрушку, которую он хотел либо брать его на руки. Благодаря такому подходу малыш поймет, насколько важное значение имеет именно общение и будет стремиться научиться говорить как можно быстрее.


Специалисты рекомендуют родителям применять еще технику комментирования. Занимаясь домашней работой либо во время прогулки, нужно просто вслух комментировать все, что есть вокруг, пытаясь таким образом заинтересовать и привлечь внимание ребенка. Полезно ребенку читать сказки и вместе рассматривать различные книги с яркими иллюстрациями. Намного интереснее малышу будет заниматься развитием речи во время увлекательной игры. Поэтому можно устраивать спектакли либо разыгрывать небольшие сценки. Благодаря этому родители смогут значительно сблизиться с ребенком, что поспособствует обучению его речи.

Почему ребенок не говорит?

Незначительная задержка речи считается нормой, при этом данное явление может встречаться и у полностью здоровых деток, у которых не наблюдается совершенно никаких проблем со слухом либо нет поражений центральной нервной системы. Поэтому родителям не нужно поддаваться приступам паники и задаваться вопросом, во сколько месяцев ребенок начинает говорить. Процесс развития речи будет происходить сразу по нескольким направлениям. Первое – активно, когда происходит освоение новых звуков, а также их складывания в слова. А второе – пассивно, когда происходит запоминание новых слов, выражений.

Если родители будут наблюдать за ребенком, заметят, насколько внимательно они следят за речью взрослых, при этом они практически все понимают и будут проявлять эмоциональную реакцию. В этом случае не стоит беспокоиться. Довольно часто встречаются ситуации, когда малыши упорно молчат до двух лет, после чего совершенно неожиданно начинают говорить, при этом сразу они произносят не только длинные, но и осмысленные предложения. Они могут значительно опережать детей, которые говорить начали в год.

Как правило, говорят дети довольно мало в двухлетнем возрасте, если постоянно находятся в круглосуточных яслях либо детских домах. Это происходит из-за того, что им уделяется недостаточно внимания взрослых, поэтому малыши не чувствуют необходимости начинать говорить. Из-за чего происходит задержка речи у совершенно здорового ребенка, который получает много внимания со стороны родителей? В подобных случаях может появиться сомнение того, что развитию новых способностей ребенка уделяется мало либо много времени, а также то, сколько с крохой общаются взрослые.

Процесс развития речевого центра мозга имеет прямую связь с мышечными ощущениями. Это открытие было совершено в начале ХХ столетия русскими физиологами. Если ребенок не хочет начинать говорить, однако, отсутствуют какие-либо другие отклонения либо проблемы со здоровьем, рекомендуется каждый день уделять время народным играм либо пальчиковое гимнастики. Импульсы, которые будут поступать от работы пальчиков, начинают оказывать активное действие непосредственно на речевые центры мозга.

Что может вызывать беспокойство?

Как правило, врачи начинают волноваться в том случае, когда ребенок не начинает говорить, достигнув четырехлетнего возраста. В то же время он может что-то лепетать и изъясняться жестами, но при этом невозможно разобрать отдельные слова из общего потока звуков. Если наблюдается подобная ситуация, родителям нужно незамедлительно обратиться за помощью к специалисту.

Если нет у ребенка отставания в развитии либо каких-то других проблем со здоровье, тогда причины, провоцирующие задержку речевого развития, могут иметь наследственный фактор, в том числе на это влияют и сильные стрессы, которые женщина перенесла во время беременности, осложнения при родах либо неблагоприятная экологическая обстановка. Все перечисленные факторы оказывают непосредственное влияние не только на развитие, но и состояние головного мозга, а также нервной системы ребенка. Именно поэтому рекомендуется показывать невропатологу малыша, который долго не говорит. Специалист сможет развеять либо подтвердить опасения родителей, и при необходимости подобрать соответствующее лечение.

Во сколько месяцев ребенок начинает говорить, а также речевые успехи, будут зависеть именно от родителей. Стимулирует развитие малыша и то, сколько времени с ним проводится и отношение родителей к нему. Если ежедневная гимнастика и общение превратится для ребенка и родителей в приятный ритуал, в самое ближайшее время станут заметны положительные изменения.

Все родители с трепетом и восторгом относятся к маленьким достижениям своего чада. Каждый сделанный шажок, каждая съеденная самостоятельно ложка, попытка дотянуться до чего-то нового, это не только повод для радости, но и проявление развития ребенка, его общение с миром и познание его.

Изучая новое, дети не только самосовершенствуются, но и помогают родителям лучше понять себя. Одно дело – малыш громко плачет, лежа в кроватке и необходимо самостоятельно выяснить, чего же он хочет, и совсем другое, если он тянет ручку к игрушке или картинке, давая понять, что нужно. Лучшим способом общения является речь. Отсюда вопрос – как и когда ребенок начинает говорить?

Развитие речи у ребенка

Первый крик в роддоме уже является признаком доречевого развития. Плачь, свидетельствует об отсутствии психологических отклонений, работоспособности голосовых связок и нервной системы. Далее, речь ребенка будет развиваться поэтапно, постепенно расширяясь, в соответствии с ростом его потребностей.

Рассмотрим первоначальные этапы:

  1. Крик. Предназначен для привлечения внимания к своей особе. Причин тому не много – малыш проголодался, хочет спать, грязный памперс или что-то болит. Это основные потребности первых месяцев жизни. С развитием таких органов чувств, как зрение и слух, посредством громкого плача, ребенок станет требовать общения и познания окружающего мира. На втором месяце, крик обретет интонации. Со временем, мамы учатся различать их, и без труда определяют – то ли памперс полный, то ли малыш загрустил один в комнате. Крик надолго задержится в лексиконе ребенка и будет присутствовать одновременно со вполне понятной и разборчивой речью. Это объясняется привычкой, простым проявлением эмоций и быстрым способом привлечь к себе внимание.
  2. Гуленье. Произносить более осмысленные звуки, стремясь к взаимодействию с окружающим миром и собеседником, ребенок начинает с двух месяцев. Это проявляется в различных комбинациях гласных звуков, обогащается репертуар интонаций – таким образом, малыш пробует общаться с родителями. Гулить дети могут и сами, как бы пробуя новые звуки «на вкус», но с появлением кого-то в комнате «речь» становится громче, внимание переключается на вошедшего и кардинально меняется интонация. Такое общение будет длиться до полугода, а то и больше, в зависимости от самого ребенка — .
  3. Смех. Посредством смеха ребенок выражает свой восторг и веселье, поэтому его также можно отнести к речи. С четырех месяцев дети радостно пищат и повизгивают, когда с ними играют, а со временем начинают подолгу смеяться над гримасами или от щекотки — .

Произношение первых слогов

С полугода дети начинают вести активный образ жизни и в их лексиконе, наряду с лепетом и агуканьем, начинают проявляться первые слоги. Речевой аппарат уже разработан, и ребенок начинает пробовать комбинировать знакомые звуки, а затем употребляет их в общении. По началу, это не будет иметь смысла, но со временем, таким образом, малыш станет проявлять свои желания и потребности. К году «словарный запас» расширяется до десяти и более слогов, в зависимости от ребенка.

Кроме того, малыш начинает понимать значение слов, часто произносимых родителями в обращении к нему:

  • кошка – ищет животное, узнавая его;
  • обними маму – протягивает ручки на встречу;
  • где папа – ищет и, находя, показывает ручкой;
  • ку-ку – игра в прятки, когда малыш закрывает ручками личико.

Это важный этап в развитии речи – понимать произнесенное и реагировать определенными действиями. В это время, возникают ассоциации между словами и объектами, которые дают возможность четко выразиться, подталкивая к первым словам.

Малыш говорит первые слова

Конечно же, все родители мечтают о том, чтобы первыми осмысленными словами их чада были «мама» и «папа». Не стоит огорчаться, когда вместо этого, малыш уверенно скажет «Дай!». К произношению слов подталкивает, прежде всего, потребность чего либо, необходимость заполучить желаемое, а мама и папа и так всегда рядом. От года до двух лет происходит активное познание мира и своих возможностей, в связи с чем, «рацион» слов постепенно увеличивается: начиная от простых «мама», «папа», «дай», «бо-бо» и заканчивая подражанием звуков – «мяу», «ту-ту», «би-би».

Полезно: Приходит время, когда ребенок должен обходиться без бутылочки, но отучить кроху от нее не так уж и просто. Как это сделать, мы .

Ребенок начинает говорить предложениями

С двух лет, словарный запас насчитывает от 50 слов и появляется возможность строить из них предложения. К этому времени ребенок полностью освоился в окружающей среде, и понимает большинство обращенных к нему простых фраз: «закрой дверь», «идем гулять», «надевай футболку», четко выполняя необходимые действия. Вместе с этим, ребенок учится самостоятельно строить осмысленные предложения, выражая свои эмоции и мнение по какому либо поводу. К трем годам лексикон расширяется до 250 – 700 слов. В односложные предложения добавляются местоимения, употребляются простые предлоги и союзы, вопросительные и восклицательные интонации, значительно увеличивается число глаголов и существительных в речи.

Почему может запаздывать развитие речи

Бывает, что родители, в пылу невообразимой любви к своему детищу, и под впечатлением, от рассказов всезнающих родственников, требуют от малыша невозможного, ожидая, что он побежит в 3 месяца и уже к году станет декламировать речи. Естественно, не дождавшись столь великих свершений, встревоженные мамы и папы начинают посещать всевозможных врачей, в поисках причин отклонений. Если же вы не относитесь к данному типу родителей, но, все же, подозреваете задержку речевого развития (ЗРР) у своего малыша, для начала, удостоверьтесь в необходимости штурмовать поликлинику.

Существует ряд причин, объясняющих, почему дети поздно начинают говорить. Все их можно разделить на 2 группы – личные и внешние.

Личностные (присущие с рождения):

  1. Наследственность – патологии и заболевания, переданные генетически от родителей.
  2. Специфические заболевания, в которых ЗРР проявляется как сопутствующий синдром (глухонемота, аутизм, заболевания эндокринной системы и т.д.).
  3. Патология полости рта – эпилепсия, «заячья губа», недоразвитая уздечка.
  4. Осложнения при беременности и тяжелые роды – инфекции, травмы, гипоксия, а также кровоизлияния в мозг при внутриутробном развитии.
  5. Пол ребенка – доказано, что мальчики имеют более запоздалое развитие, в сравнении с девочками.
  6. Психологические характеристики – нервная система существенно влияет на развитие речи: активный холерик начнет говорить раньше пассивного меланхолика. Так же важно учитывать предрасположенность органов чувств – ребенка привлекают звуки (аудиал), внешний вид, яркость (визуал), либо он изучает все прикосновениями (кинестетик).

Внешние факторы:

  1. Стрессовые ситуации – сильные волнения, (например, переезд), посещение детсада либо психологические травмы, к примеру, развод родителей, смерть домашнего питомца, могут спровоцировать комплексы, страх и неуверенность, надолго притормозив речевое развитие.
  2. Младший ребенок – старший копирует речь младшего.
  3. В семье говорят на нескольких языках – понимать слова родителей на интуитивном уровне одно, и совсем другое – разделить информацию на два языка.
  4. Отсутствие необходимости в самовыражении через речь – зачем говорить, прилагая усилия, если мама понимает без слов и делает все по мановению крохотной ручки.

Ряд случаев, в частности врожденных, невозможно исправить не только в домашних условиях, но и с участием врачей. К счастью, большинство внешних причин, возможно, скорректировать самостоятельно, с минимальным вмешательством посторонних.

Как должны помочь родители ребенку начать говорить

Прежде всего, что бы помочь ребенку начать говорить, нужно уделять особое внимание развитию мелкой моторики, которая способствует укреплению нейронных связей головного мозга. Двигательные и речевые центры мозга расположены рядом, вследствие чего, при развитии первого, наблюдается значительное улучшение речевого аппарата.

Способствуйте общению ребенка с ровесниками и детьми постарше. Стремясь повторить за более развитым товарищем, ваш малыш начнет быстро подтягиваться к его уровню.

Справиться с трудностями может помочь логопед. Специалист, пообщавшись с ребенком, поставит правильный диагноз, если он вообще есть, и поможет составить специализированную программу, с учетом особенностей ребенка и возможностей родителей.

Еще будет полезно узнать:

То, во сколько ребенок начинает говорить первые слоги и слова, зависит отнюдь не от наследственности. Чтобы развивать речевой аппарат крохи, родители должны самостоятельно приложить к этому усилия. Существует много специальных рекомендаций, которые приходят на помощь молодым родителям в обучении крохи грудного возраста навыкам речи. Специалисты отвечают на вопрос во сколько ребенок начинает говорить первые слова, в среднем в 14-18 месяцев.

Разговоры по игрушечному мобильному телефону помогут малышам развивать собственную речь, и то во сколько ребенок начинает говорить чаще всего зависит от таких бесед.

Одинаковых норм не существует во сколько ребенок начинает говорить. Поэтому нельзя с уверенностью говорить, что ребенок начнет говорить строго в один или два года. Чтобы более-менее оценить ситуацию, предлагаем список норм с медицинской точки зрения, во сколько ребенок начинает говорить первые слова и звуки.

  1. В 1-2 месяца малыши могут плакать и капризничать, при этом выбирая разную интонацию.
  2. Во втором-третьем месяце малыш начинает агукать, это говорит о том, что скоро малыш начнет лепетать.
  3. В возрасте 5-6 месяцев малыши начинают произносить слоги «ба», «па», «ма».
  4. В 10-12 месяцев вы можете услышать долгожданные слова ребенка: «ма-ма», «ба-ба», «дай».
  5. В дальнейшем малыш начинает активно изучать мир, вслушиваться в разговоры взрослых, поэтому приходит пора для произношения внятных предложений.

Что могут сделать родители, чтобы первые слова ребенок произнес как можно скорее?

Общение и внимание очень важно для того, чтобы научить малыша разговаривать. От этого зависит, во сколько ребенок начинает говорить и какие слова будут для него первыми и более значимыми. Важно с полутора месяцев уделять малютке больше своего внимания, показывать заботу и любовь. Так кроха почувствует, что он вам не безразличен и скорее начнет адаптироваться к окружению и пытаться разговаривать.

Говорят дети! Дочка (6 лет) очень любит разглядывать книжку с динозаврами. И вот как-то раз не хочет заплетаться, я уговорила и заплела ей французскую косичку. Говорю:
- Посмотри, как красиво получилось.
Она потрогала и буркнула недовольно:
- Ну да, прямо как шип у анкилозавра.

Во сколько ребенок начинает говорить, здесь не существует четких ограничений, а вот если кроха молчит до трех лет или произносит лишь неосознанные слоги — следует проконсультироваться с детским специалистом и логопедом.

Внимание! Проблема с речью у ребенка может быть вызвана нарушениями со стороны нервной системы или общей отсталости в физическом развитии. Признаки этого поможет заметить опытный врач.

Во сколько ребенок начинает говорить будет зависеть от вашего общения с ним. Любые действия с крохой должны быть озвучены.

Чтобы малютка начал быстрее говорить, специалисты советуют:

  • регулярно проводить занятия мелкой моторикой (с шести месяцев допустимы игры с мелкими предметами, крупами и макаронными изделиями) только под вашим чутким наблюдением. Чаще делайте ребенку массаж пальчиков рук;
  • читать сказки и занимательные стишки: они ускоряют период, когда малютка начинает говорить. Это стоит делать в процессе игры или . Для таких занятий лучше использовать специальную детскую литературу с потешками и веселыми песенками;
  • включать позитивную детскую музыку. Можно включать взрослые песни с веселым ритмом. Это отвлечет малыша от каприза, и он начнет прислушиваться к доносящимся до него мелодиям;
  • знакомить кроху со звуками, которые издают животные. Спустя месяц-полтора вы сможете спросить у крохи, как говорит собачка, и он с легкостью даст верный ответ;
  • с полугода младенец начинает издавать осознанные звуки. Важно в этот момент, чтобы их произношение было правильным, поэтому родители должны исправлять малыша;

То, во сколько ребенок начинает говорить полностью зависит от усилий родителей помочь малышу в этом.

С восьми месяцев младенец начинает говорить первые слова осознанно, пытается просить родителей о чем-то.

Мамам на заметку! Не стоит беспокоиться, если ребенок в год не говорит слово «мама». У многих крох первым словом может быть «дай» или «баба». Если малыш начинает говорить слова, родители должны откликаться на них и выполнять просьбу крохи. Так малыш станет быстрее понимать, что значит его произношение.

В 1,5-2 года родители могут заметить, что кроха стал говорить фразами и предложениями. В этом возрасте он делает это вполне осознано. Однако, абсолютно здоровый ребенок может заговорить полноценно и в три года. Это не считается отклонением от нормы.

Видео придёт на помощь и расскажет, во сколько ребенок начинает говорить, как развивать его для этих целей.

Малыш плохо говорит или не разговаривает вовсе — что делать

Существует немало причин, почему ребенок начинает говорить поздно или не разговаривает, в то время как его сверстники уже активно «болтают». Небольшая задержка с речью, которая укладывается в нормы, не считается патологией. Существует ряд факторов, которые непосредственно влияют на возраст, в котором ребенок начинает говорить первые слова:


Говорят дети! Достаю из холодильника хурму на блюдце. Плод настолько перезревший, что от верхушки до чашелистика прошла трещина и на блюдце набралось немного светлого сока. Тая внимательно рассматривает этот натюрморт и изрекает:
- А хурма-то описалась…

Анализируя опросы, которые были проведены с родителям грудничков, можно отметить статистику первых слов ребенка. Из всех грудных деток, чьи родители были опрошены, 44% мам ответили, что первое слово ребенка было «мама», 20% родителей ответили, что это «папа», 10% - «баба», «тетя», «деда»; 7% взрослых отметили первое слово своего крохи «дай», а оставшиеся родители назвали другие варианты произношений.

Ситуации, вызывающие панику

Ребенок к четырем годам может вообще не произносить слова, а только активно лепетать и попросту подражать звукам окружающей среды. Такая ситуация вызывает беспокойство у родителей, поэтому в таком возрасте важно проконсультироваться со специалистами, которые могут назначить маленькому пациенту специальную гимнастику для языка.

Если у крохи не наблюдается отсталости в развитии, но он еще не начал говорить, это часто связывают с наследственными факторами, стрессами матери во время беременности, нервными срывами в первые месяцы после родов.

Основным стимулом к тому, чтобы ребенок начал раньше говорить первые слова, считается его непосредственное общение с родителями, проявление с их стороны любви, заботы и внимания.

Пятьдесят с лишним лет назад в Москве было лишь 16 логопедов. В 1951 году дефектологический факультет Московского государственного педагогического института (теперь — университет) выпустил 30 специалистов по исправлению недостатков речи. В настоящее время в нашей стране работают тысячи логопедов — выпускники московских педагогических университетов, а также пединститутов областных и республиканских центров. И все же проблема речевых расстройств остается актуальной по сей день. В каждом дошкольном учреждении, в каждой школе есть дети с недостатками речи. Для детей со сложными речевыми расстройствами созданы специальные детские сады и школы. И таких школ немало. В чем же дело? Как предупредить нарушения речи у ребенка? Ведь этот недостаток мешает ему благополучно учиться, быть уверенным в своих силах, затрудняет выбор профессии.

Речь — функция головного мозга

Специальных органов речи у человека нет. Речь реализуется с помощью артикуляции и аппаратов дыхания, жевания, глотания, обеспечивающих процессы голосообразования. Центральное звено всего аппарата речи — кора головного мозга (у правшей — преимущественно левого полушария, у левшей — наоборот), где сосредоточены представительства доминирующей руки, речеслухового и кинестетического (мышечного) анализаторов.

У ребенка процесс развития речи разделяют на три периода. Первый — подготовительный — включает крик, гуление и лепет. Криком младенец подает сигнал родителям, например, о том, что голоден. А благодаря голосовым реакциям гуления (звукам типа "ау", "эу"), постепенно приобретающим различную интонационную окраску, усваивает интонационную систему языка, копирует интонации окружающих его людей. Гуление — следствие случайно возникающих позиций будущего артикуляционного аппарата — губ, языка, мягкого нёба, глотки и гортани. У детей всего мира оно одинаковое. Наблюдается и у глухих младенцев, у которых не было звукового контакта с матерью.

К шести-восьми месяцам жизни малыш начитает лепетать, произносить звуки типа "мА", "па", "ба", "на", "ди" ("иди), "да" ("дай") и т. п. Звуковой состав лепета — результат кинестетической "настройки" артикуляционного аппарата по слуховому, акустическому подражанию речи окружающих. Одновременно ребенок осваивает элементарную слоговую структуру слова, состоящую, как правило, из одного слога. Если гуление не перешло в лепет, родителям стоит забеспокоиться, все ли в порядке у младенца со слухом.

Во втором периоде, примерно с восьми-девяти месяцев жизни, малыш начинает глобально воспринимать звучание некоторых слов, взглядом или указательным жестом "отвечать" на вопросы "где папа?", "где птичка?". Он радуется, что его понимают, подражает взрослым в играх с игрушками, в манипулировании ложкой, чашкой. Слов еще нет, но интонации-восклицания уже варьируются: чувства радости и недовольства вокализируются, сопровождаясь характерными звуками "а-а-а", "у-у-у". Лепет делается продолжительнее, обогащается интонационная окраска, звуки начинают повторяться ("ба-ба-ба", "ма-ма-ма") и превращаются в слова, которые, в свою очередь, становятся компонентами мышления. И хотя произношение слов еще очень несовершенно, ребенок вкладывает в них определенный смысл. Видя, что мама пришла или уходит, он произносит слово "ма-ма". Это так называемые слова-предложения. К концу первого года жизни появляются звукоподражательные слова типа "ав-ав" ("собака"), "би-би" ("машина"), "тик-так" ("часы").

В третьем периоде, ведущем отсчет со второго года жизни, малыш уже понимает обращенную к нему речь, по слову выполняет простые поручения. У него появляется целенаправленный указательный жест, сопровождаемый звуками с интонацией требования, которые означают: назови. Ребенок настойчиво перемещает указательный пальчик с одного предмета на другой, по нескольку раз возвращается к уже "пройденным" предметам, пока не "насытится" сознанием того, что разные предметы имеют разное название. Период активного указательного жеста является большим скачком в становлении первого этапа детского конкретно-образного мышления, связанного с первичным выделением на слух звуковой оболочки слова. В это время закладывается пассивный словарь ребенка. Бурное развитие понимания речи на несколько месяцев опережает развитие устной речи. Нередко пауза между тем, когда ребенок стал показывать пальцем на тот или иной предмет, и моментом, когда он произносит слово, обозначающее предмет, насчитывает пять-восемь месяцев. Наконец, наступает черед, когда малыш делает попытку связать два слова в фразу ("мама, дай").

Слышащий ребенок, воспринимая правильную, не сюсюкающую речь матери, начинает говорить в 14-18 месяцев со дня рождения. У разных детей развитие речи может протекать по-разному. У одних довольно медленно формируется высказывание из двух-четырех слов, зато такие малыши примерно к году и восьми месяцам овладевают произношением почти всех звуков родного языка. У другой группы ребятишек бурно развивается мелодика речи, они произносят длинные фразы, но оперируют несколькими слогами, многие звуки не выговаривают. В таких случаях только мама может разобрать, что сказал ее малыш. Замечено, что девочки начинают говорить раньше мальчиков; вероятно, это обусловлено более пластичной их нервной системой.

К полутора годам возникает первый период вопросов "что это?". В активном словаре такого человечка уже 30-35 слов, состоящих из одного-двух слогов и произносимых при помощи шести-восьми звуков с разными слоговыми вариациями, которые понимает не всякий взрослый, но это уже общение с помощью речи.

К двум годам словарь малыша достигает примерно 300 слов. Он активно употребляет наречия и глаголы. На третьем году жизни усваивает первые грамматические формы, выстраивает многословные фразы со сложными и придаточными предложениями, предлогами, прилагательными, наречиями, вопросительными словами. После двух с половиной лет у ребенка, кроме обилия прилагательных, появляются причастия, сложные предлоги "через", "вдоль" и др., а к концу третьего года жизни — соединительные союзы и местоимения. Основное формирование речи заканчивается, но ее совершенствование продолжается на четвертом и пятом годах жизни. Это период вопросов: "почему?", "зачем?".

Причины задержки и нарушения речи в дошкольном возрасте

Если ребенок родился здоровым, задержка его речевого развития может возникнуть из-за неправильных действий взрослых во время подготовительного периода: при недостаточном речевом общении с малышом, невнимании к его слуховому восприятию, подражанию звукам и словам взрослого, при несвоевременной выработке интонационной выразительности речи и смысловых связей между словом и предметом.

Прежде чем заговорить, малыш должен натренировать мышцы речевого аппарата. Это происходит, когда он гулит, лепечет, дышит, глотает, сосет грудь, жует. Замечено, что дети, находившиеся на грудном вскармливании, сталкиваются с речевыми трудностями реже искусственников, а те, которых своевременно приобщали к твердой пище, говорят намного четче сверстников, которых чуть ли не до школы пичкали жидкими кашами и протертыми овощами.

Нарушение речи вызывают разные причины: врожденные аномалии центральной нервной системы, коры головного мозга, нёба, языка, дефекты носового дыхания и снижение мышечного тонуса мягкого нёба (такая патология приводит к гнусавости), психическая травма (к примеру, у впечатлительных, склонных к неврозам детей реакция испуга может спровоцировать заикание) и др.

Ребенок, родившийся глухим или потерявший слух в результате болезни в первые недели и месяцы жизни, не научится говорить, пока сурдопедагог (специалист, обучающий глухих детей речи) не обучит его "чтению с губ", не научит произносить отдельные звуки, а затем слова с опорой на тактильное, кинестетическое, а также зрительное восприятие. Такие занятия нужно начинать с трех-четырехлетнего возраста.

Развитие речи и мышления находится в тесной связи с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Дети, работающие с конструктором, занимающиеся оригами, лепкой из пластилина, вышиванием и другими видами рукоделия, умеют, как правило, логически рассуждать. У них достаточно развиты память и внимание.

Нередко к задержке речевого развития и нарушениям речи приводит переучивание ребенка-левши все делать правой рукой. Современные мамы знают, что младенцев нельзя пеленать. Всякое ограничение движений младенца тормозит не только формирование двигательных навыков, но и своевременное развитие речевых функций. У правши действия всех подвижных частей тела и особенно пальцев рук, речевого, артикуляционного аппарата (гортани, глотки, языка, губ, мягкого нёба) генетически заложены в левом полушарии головного мозга, у левши — в правом полушарии. Если левше не давать активно работать левой рукой, то у него возникнет пространственная ломка формирования движений: будут стимулироваться движения правой, неосновной руки, а основная, ведущая рука останется без стимуляции. Переучивая малыша держать ложку или карандаш в правой руке, родители тем самым перекладывают врожденные функции его ведущего правого полушария на левое, в котором у него нет "проекционной" базы для тонких движений пальцев и артикуляционного аппарата. В результате развивающаяся на базе слухового восприятия речь "не знает", в каком полушарии ей "осесть". Именно поэтому нередко левши, которых с младенчества усердно заставляли все делать правой рукой, позже начинают говорить, неверно произносят многие звуки, неловки в движениях, не умеют танцевать, лишены музыкального слуха. Но не менее важно, что нарушается эмоционально-волевая сфера ребенка. Известно, что всякое действие вызывает противодействие. Ребенок становится либо упрямым, либо сломленным: слабовольным, мнительным, неуверенным в себе. Начинает фиксировать внимание на своих речевых трудностях, глубоко переживает по пустякам. По этой причине у него может развиться заикание. А его преодолеть трудно. Малышу-левше необходимо давать свободу действий, и он сам научится многое делать обеими руками.


Развитие речи и мышления

Английский философ, педагог и психолог XVII века Джон Локк в монографии о воспитании детей очень точно отметил, что сознание человека, его характер, культура, воспитанность и мышление зависят от того, что родители заложили в него до пятилетнего возраста.

Наиболее важный период эмоционального и интеллектуального развития ребенка приходится на возраст до трех лет. Новорожденный с первых дней жизни реагирует не только на тактильное восприятие материнских рук, яркий свет, но и на звуки, тембр голоса матери и других людей, а главное — на интонации (известно, что самые ласковые слова, произнесенные с угрожающей интонацией, даже взрослого могут повергнуть в страх). Неспроста из глубины веков, из поколения в поколение передаются колыбельные песни, которые успокаивают, убаюкивают младенца. Очень важно, чтобы ребенок с первых дней жизни слушал мамино пение колыбельных или народных песен. Оно должно быть тихим, но разборчивым. Современная тенденция заменять мамино пение магнитофонными записями классической или популярной музыки не стимулирует восприятие ребенком мелодики и лексики родного языка. Такие концерты порой его просто оглушают.

Обязательно откликайтесь на плач ребенка. В первые месяцы жизни он только так может вам сказать, что испытывает дискомфорт, что ему холодно, мокро или очень хочется есть. Кроме того, крик или плач — это еще и попытка общения. Малыш дает вам понять, что соскучился и хочет увидеть родное лицо.

Говорите с грудничком буквально с самого его рождения, грамотно, медленно и четко произнося слова, без каких-либо сюсюканий. Неважно, что он еще не понимает смысл ваших слов, зато чутко реагирует на интонацию и прекрасно улавливает ее. Все действия — купание, переодевание, кормление и т. п. — сопровождайте подобием беседы. Например: "Сейчас я посмотрю, что тебе не нравится, почему ты вертишься, плачешь". Речь должна быть неспешной, ласковой. Новорожденный лучше всего воспринимает мелодичные гласные звуки, произносимые нараспев. Важно, чтобы малыш видел вашу мимику, движения губ. Особенно тщательно произносите звуки "о", "и", "е". Именно их впоследствии многие дети проговаривают нечетко, иногда заменяя на другие — "у", "э". Из-за этого в школе они пишут слова с буквами "о", "и", "у", "е" ("э") с ошибками. Разговаривая с крохой, всегда помните о том, что на вас лежит ответственная задача — привить сыну или дочке врожденную грамотность. Благодаря активному общению в еще не дифференцированной слухоречевой памяти младенца закладывается та канва, на которой в будущем будет расцветать, вырисовываться речевой опыт ребенка, появится его первый лепет.

Советую родителям вести дневник, записывая в него, когда малыш начал лепетать, когда заговорил, когда стал ползать, ходить, когда у него зарос родничок. Эти сведения при отклонениях в развитии могут понадобиться врачу-невропатологу или педагогу-дефектологу.

Очень важно в самом раннем возрасте воспитывать у ребенка зрительное и слуховое внимание, предлагая ему найти направление звучащей игрушки (погремушки, пищащих резиновых зверюшек), перемещаемых по комнате громко тикающих часов и т. п. У трех-четырехлетнего малыша зрительное внимание формируется в процессе занятий с картинным лото или паззлами. Невнимательность у одних ребятишек объясняется их излишней активностью, неусидчивостью, несдержанностью, неумением слушать и наблюдать, у других, напротив, некоторой замедленностью, вялостью, несобранностью, неорганизованностью и рассеянностью. В школе эти трудности приводят к тому, что дети невнимательны на уроке, не могут следить за указаниями учителя, начинают импульсивно действовать, не дослушав до конца задание, поспешно или очень медленно его выполняют. Учитель всякий раз вынужден делать им замечания. В результате у ребенка пропадает желание учиться. Он становится стойко неуспевающим.

Как только ребенок освоит хождение, учите его танцевать. Ритмичные движения способствует развитию слуха, а значит, и речи.

Внимание ребенка-левши и его ориентацию в пространстве можно развивать, предлагая сначала показать предметы, нарисованные в книге слева от центра, затем в центре и справа. Умение контролировать слуховое внимание, вовремя тормозить двигательную активность отлично воспитываются в играх на поднимание и опускание рук на вопросы: "Кто летает?", "Кто бегает?", "Кто плавает?" и т.д. Например: "Птица летает? Диван летает? Бабочка летает?". Ребенка надо учить быстрому переключению внимания при показе предметов обихода, частей лица, тела. К двум с половиной годам у детей бурно развивается конкретно-образное мышление с элементами фантазии, которое надо поощрять в процессе игр: "Угадай загадку", "Чьи это ноги?" (показывайте ребенку только нижнюю часть картинки с изображением какого-нибудь животного), "Узнай, кто я" (нарисуйте с помощью точек контур зверька или несложного предмета, попросите ребенка соединить все точки одной линией, чтобы узнать, кто же прячется в ваших точках). Привлекайте малыша к творчеству, предлагая порисовать или сочинить вместе сказку. С трех лет хорошо говорящего ребенка можно в игровой форме начать обучать чтению слов, составленных из азбуки на кубиках. В этом возрасте он уже имеет представление о числе (один, два, много), способен наизусть запоминать стихи, работать с конструктором, "исследовать", что у мишки в животе или как устроена машинка, ходить с коляской, подражая маме. Ему все интересно. Он познает мир и узнает, что чайник горячий, ножницы колкие, стакан стеклянный и потому разбился. Осознает смену поколений и то, что какое-то событие было вчера, еще раньше или давным-давно и что очень многое еще должно случиться в будущем. Ваша задача состоит в том, чтобы удовлетворить любопытство малыша, ответить на все его "почему?". Малышей в возрасте от трех до пяти лет пора знакомить с русскими народными сказками, но избегайте сказок о Иванушке-дурачке, о Емеле ("По щучьему велению"), так как они воспевают лень, безделье, жизнь за чужой счет. Учите наизусть с ребенком фрагменты мудрых сказок А. С. Пушкина, читайте ему стихи и сказки К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, А. Л. Барто, С. В. Михалкова, сказки братьев Гримм, Андерсена. При этом объясняйте малышу непонятные речевые обороты, например: "и лес, и дол видений полны...". Еще до школы ему станут интересны рассказы о богатырях (Илье Муромце, Добрыне Никитиче и др.), о подвигах народа, защищающего свою страну от чужеземцев. Он с удовольствием будет слушать мифы Древней Греции.

Если к четырем-пяти годам ребенок не освоил произнесение звуков "л", "р", свистящих, шипящих звуков или все звонкие звуки произносит глухо, а твердые — мягко, обязательно обратитесь к логопеду, так как в школе он может путать эти звуки. Занятия с логопедом требуют довольно много сил и времени, поэтому данную проблему желательно разрешить хотя бы за год до поступления в школу, когда ребенок еще не загружен уроками.

По методическим пособиям родители могут и сами помочь своему ребенку избавиться от некоторых дефектов речи (например, трехлетние малыши нередко вместо звука "ш" произносят звук "с", вместо "р" — "л"). Начинать нужно с постановки отдельных звуков, применяя своеобразную гимнастику речевого аппарата.

Ребенку пятилетнего возраста уже можно рассказывать об особенностях жизни и обычаях народов разных стран, об обитателях морей, рек и лесов, о звездах и планетах. Покажите ему на глобусе или географической карте, сколько континентов, морей и океанов на Земле, где находится страна, в которой он живет. Очень внимательно отбирайте передачи телевидения. Ни в коем случае не давайте смотреть своему чаду мультфильмы ужасов. Они нарушают сон ребенка, делают его нервозным.

Что делать, если ребенок в 2 года не говорит? Как реагировать родителям? Есть ли методики обучения, направленные на развитие речи? Когда ребенок говорит первое слово? К каким специалистам обращаться? Читайте об этом в нашей статье.

Во сколько начинают говорить дети?

Обычно к году малыши уверенно произносят простейшие слова: «дай», «мама», «баба», «папа». Это время, когда ребенок говорит свое первое слово, пусть даже неосознанно. К двум с половиной годам ребенок по идее должен не только пополнить свой словарный запас, но и научиться складывать из слов простые предложения: «Дай мишку!», «Пойдем гулять!», «Купи мячик!», «Дай ручку!» и т. п. Но что делать, если ребенок в 2 года не говорит вообще или произносит невнятные, понятные лишь маме звуки? Почему у малыша «во рту каша», когда ровесники его уже вовсю «щебечут?» Стоит ли говорить в этом случае о какой-то отсталости, или такая упорная молчаливость — лишь индивидуальная особенность? И главное — как научить малыша, достигшего двух-трехлетнего возраста, говорить?

Причины молчания

Причин, по которым ребенок в 2 года не говорит, много.

    Поражение слуха. Когда кроха не очень хорошо слышит, то, соответственно, он и речь окружающих будет воспринимать плохо. При более тяжелых случаях (вплоть до глухоты) малыш может не говорить вообще либо сильно искажать звуки и слова в целом.

    Наследственность. Если вы, к примеру, сами произнесли первые внятные слова поздно, то в том, что ребенок в 2 года не говорит, нет ничего странного. Хотя, если малыш и к трем годам не овладел простыми предложениями, стоит побеспокоиться и обследовать чадо.

    Ослабление организма. Недоношенность или серьезная болезнь, например, могут вызвать задержку созревания (развития) нервной системы и, следовательно, самой речи.

    Гипоксия.

    Травмы (в т. ч. и родовые).

    Сильная интоксикация.

  1. Перенесенная операция.

    Неправильное воспитание (например, излишняя опека, когда желания ребенка буквально предугадываются).

    Нарушения развития в целом.

Между родителями ходят слухи, что девочки якобы начинают ходить и говорить раньше, чем мальчики. На самом деле теория эта не имеет обоснованных подтверждений. Бывает, что ребенок не хочет говорить два, а то и три года, а потом его вдруг «прорывает» на цельные, правильно составленные предложения. Если малыш прекрасно понимает, что говорят ему родители и окружающие и при этом даже выполняет какие-то несложные инструкции («подойди», «возьми», «положи», «сядь» и т.д.), то беспокоиться, скорее всего, не о чем.

Активная речь может возникнуть внезапно

Если малыш и повторяет за вами слова, которые вы ему говорите, это совсем не означает, что он их действительно усваивает. Не мучайте, не заставляйте его произносить то, что вы хотите слышать. У некоторых деток подражание может носить отсроченный характер. Старайтесь вызывать малыша на разговор. Например, почаще задавайте своему чаду вопросы, не спешите исполнять желания (пусть он их озвучит). У детей свои собственные ритмы развития. Конечно, существуют так называемые «нормы», но об индивидуальности забывать нельзя. У кого-то позже показываются зубки, кто-то пропускает период ползания и сразу начинает бегать. Поэтому, если ребенок мало говорит, не впадайте в панику. Просто дайте крохе время. Не спешите. Не делайте за него то, что он мог бы сделать самостоятельно (надеть тапочек, или выпить молоко, или покушать). Не получается? Помогите. Но только так, чтобы было это ненавязчиво. Подтолкните своего кроху к самостоятельности.

А еще многие психологи советуют пореже включать телевизор, поскольку ваша речь практически сливается со звуками из телевизора, соответственно, ваше чадо воспринимает ваш голос как общий шум. Поэтому от родителей в большинстве случаев зависит, во сколько начинают говорить дети.

Какие специалисты могли бы помочь?

Если ребенок в два года не говорит, выясните причину молчания. Каких специалистов потребуется пройти? В первую очередь — педиатра. Он не только проведет общий осмотр, но и даст направления к узким детским специалистам: лору, логопеду, неврологу, психиатру.

Логопед, проведя тестирование, определит соответствие уровней речи и умственного развития. Для подтверждения или опровержения он, возможно, направит малыша на осмотр к психоневрологу.

Задача лора — проверить, есть ли взаимосвязь между задержкой речи и проблемами с артикуляционным аппаратом (к примеру, укороченная подъязычная уздечка) и слухом. Врач проведет осмотр ротовой полости, сделает аудиограмму.

Чем раньше выяснится проблема, тем проще с ней справиться. Но как быть, если малыш здоров и интеллектуально развит? Часть специалистов утверждают, что родителям стоит подождать лет до трех, поскольку это возраст, при котором происходит резкий скачок во всем развитии, и ребенок после долгого молчания может заговорить не просто отдельными фразами, а и целыми предложениями. Кстати, такие детки не только не отстают от сверстников в учебе, но иногда и превосходят их. Разумеется, если ребенок в 2 года не говорит, просто ждать этого чудесного скачка нельзя. Нужно помогать ему развиваться по простым и довольно увлекательным методикам.

Когда стоит начать учить своего малыша разговаривать?

Однозначно на этот вопрос не ответить. Собственно, процесс обучения, по сути, начинается еще в утробе. Доказано, что ребенок воспринимает звуки и реагирует на них, находясь еще в мамином животике. Он затихает, «прислушиваясь», когда женщина напевает песенку или, напротив, «воюет», когда она ругается. Психология — наука тонкая, и то,что заложено до рождения, обязательно проявится после. Активные занятия с малышом стоит начинать, когда малыш:

    пытается звуками (либо жестами) что-то объяснить;

    не просто все слышит, но и понимает речь;

    наедине с собой говорит белиберду, однако достаточно четко выговаривает практически все звуки.

Взаимосвязь между развитием речи и мелкой моторикой

До полугода ребенок увлеченно повторяет мимику мамы, которая с ним разговаривает. Однако месяцев с семи имитация эта ослабевает. Малыш активно изучает столь богатый внешний мир, и внимание его на родителях уже не так заострено.

Замечено, что речевое развитие проходит параллельно с развитием моторики. Особенное значение лежит в противопоставлении большого пальчика всем другим. Давайте крохе катать мячик, приучайте работать с пластилином, купите ему разноцветные деревянные бусы (покрупнее). К полутора годам начинайте осваивать уже более сложные манипуляции:

    застегивание замков и пуговичек;

    завязывание узлов;

    шнуровка (речь пока не об умении завязывать шнурки на ботиночках, учите малыша просовывать шнурки в небольшие отверстия) и т.д.

Движения левой руки отвечают за развитие правого полушария и наоборот. Очень полезны те совместные игры, в которых содержатся элементы сгибания пальчиков.

Критические периоды в развитии речевой функции

Врачи выделяют несколько периодов:

    Между первым и вторым годом в речевом развитии прослеживаются четкие предпосылки речи. Это время "лепетных" слов: «ля-ля», «ня-ня», «ла-ла», «ба-ба» и т. д. Уже в это время надо думать о том, как научить ребенка правильно говорить. Почаще просите кроху показать птичку, лошадку, коровку, собачку, кошечку и т. д. Побуждайте его к произношению (озвучиванию) действий. Идеальный пример для подражания — собственный. Учите кроху новым движениям: «сядь», «дай», «ложись», «возьми». Используйте игры, в которых действия производятся по команде взрослых: «Ладушки», «Сорока-ворона», «Топ-топ» и т. п.

    В промежуток между 1,5 и 2,2 годами дети пытаются связывать два, а то и три слова. Что в таком возрасте обычно может сказать малыш? Например, такие фразы, как: «Де баба?», «Дай пи» и т. д. К этому возрасту ребенком усваиваются обобщенные понятия. Слово «нельзя», например, используется в разного рода ситуациях. Начинайте увеличивать количество и сужать значение понимаемых малышом слов: называйте детали одежды (шапочка, носочек, кофточка, колготки и т. п.), мебели, игрушек. Важно комментировать и применяемые действия: «возьми игрушку», «одеваем рубашечку», «застегиваем пуговичку» и т. д. Желательно любое действие малыша сопровождать обращением.

    К 2,6 годам словарный запас крохи начинает стремительный рост. Он уже сам спрашивает, показывая пальчиком на незнакомый предмет: «Это что?» Сложно сказать, во сколько начинают говорить дети. Если имеется в виду уже осознанная речь (не период подражания), то, пожалуй, именно в этом возрасте. Ребенок не выговаривает слова достаточно четко, часто коверкает их. А взрослые, пытаясь «спуститься до уровня» ребенка, тоже начинают коверкать свой разговор, затормаживая становление речи малыша. Действительно, для чего ребенку учиться произносить слова четко и правильно, если понимают и так? Помните: малыш должен слышать все слова в правильной подаче! Тогда к трем - трем с половиной годам он и сам будет говорить достаточно ладно. К этому возрасту слова будут изменяться по падежам и числам, а предложения станут более сложными. Однако и завышать требования нельзя, иначе ребенок просто замкнется. Кстати это одна из причин того, почему ребенок не говорит.

    Три года — время, когда ребенок переходит к контекстной речи. Здесь уже требуется согласованность внимания, памяти, анализа, речедвигательного аппарата. Рассогласованность работы ЦНС может вызвать упрямство и негативизм со стороны малыша. Система эта еще довольно ранима, поэтому на фоне стресса (даже небольшого) возможен так называемый мутизм и заикание. Кстати, срывы возможны и в 6-7 лет, когда приходит время начать развитие В это время ЦНС подвержена сильной нагрузке и находится на грани стресса.

    Если задержка речевого развития не связана с заболеваниями ЦНС...

    Если ребенок в 2 года не говорит, если он отказывается повторять за вами слова, если не обращается за помощью и решает свои детские проблемы самостоятельно, помощь в развитии речи однозначно нужна. Некоторые родители списывают такое поведение на упертость или раннюю самостоятельность и не слышат «первых звоночков». Игнорирование приводит к отставанию в речевом развитии. Это, в свою очередь, чревато усугублением упрямства и своеволия. Могут усилиться и истерические реакции. Если ребенок 2,5 года не говорит, а взрослые бесконечно пристают с просьбой «повтори», «скажи», можно дождаться еще и усиления негативизма. В итоге ваше чадо не только не захочет дублировать слова, но и замолчит вообще. Забудьте о таких просьбах. Хотя бы на время.

    Что делать?

    Во-первых, создайте условия, в которых ребенок вынужден будет общаться. Отличный вариантигровые площадки, идеальный — детский садик. Дети там развиваются быстрее, поскольку не только вынуждены брать пример с уже вовсю общающихся сверстников, но и как-то изъявлять желания и потребности. Многие детки, молчавшие лет до трех, вдруг начинают «выдавать» такие сложные слова, как «бронетранспортер», «синхрофазотрон» и т. д. Кстати, зачастую они начинают говорить наедине с собой, напрочь отказываясь общаться со взрослыми.

    И обязательно занимайтесь. Развитие речи — процесс кропотливый, требующий упорства, режима, терпеливости. Приготовьтесь к тому, что занятиями с логопедом вы не ограничитесь.

    Обязанности родителей

    Занимайтесь с малышом. Но уроки превратите в игру. Произносите названия тех предметов, которые вы вместе увидите. Если малыш не повторяет их — не настаивайте, пусть обучение будет незаметным, ненавязчивым. Искренне радуйтесь, если ваше чадо произнесет новое слово. Хвалите его. Не предупреждайте все желания крохи, ставьте наводящие вопросы: «Какого цвета?», «Хочешь кушать?», «Что коровка делает?» Причем сложность ответов увеличивайте постепенно, начав с простого. Читайте малышу детские стишки, сказки, напевайте песенки. Причем обязательно воспроизводите звуки (мяукание, жужжание), поощряя попытки повторить только что произнесенное вами. Не сюсюкайте — слова должны произноситься правильно, четко. Комментируйте действия (и его, и свои). Научите кроху кривляться (растягивать губы, вытягивать их в трубочку, щелкать язычком), это отличная зарядка для артикуляционного аппарата. Если малыш выражает желания какими-то жестами, поправляйте его, озвучивая его желания в вопросительной форме: «Ты пить хочешь?», «Игрушка упала?» и т. п. Заведите дневник, в который вы будете вносить все изменения: новые звуки, Так будет проще проследить рост речевого развития.

    Говорящие игры для детей

    Это еще одна весомая монетка в копилочку. Такой вид занятий понравится детям, которые любят смотреть телевизор. Если ребенок в 2 года не говорит, подберите ему диски с такими играми. Обучение превратится в настоящее веселье!

    Игры разработаны с учетом характерных Здесь и развитие речи, и расширение кругозора в целом. Для каждого возраста — своя программа, которая так же делится по темам: звукопроизношение («Пожужжим», «Тик-так» и др.), развитие кругозора («Домашние животные», «Дикие животные», «Кто здесь сказал «му» и др.), развитие внимания, памяти, слуха («Загадки звуков», «В гостях у жучка», «Волшебник», «Фея» и др.), развитие дыхания (преимущественно игры с микрофоном: «Вертолет», «Пчелка», «Торт и свечи»), говорящий и даже совместное творчество (можно придумывать большие и маленькие истории, сравнивать, называть, повторять). Дети воспринимают такие занятия гораздо лучше, поскольку они действительно проходят в игровой форме. С одной стороны, не давят взрослые, с другой — малышу предоставлена самостоятельность (разумеется, под вашим присмотром, но ведь он об этом и не догадывается). Есть и которая в какой-то степени может заменить логопеда. Вся эта коллекция проходит под названием «Учимся говорить» для детей от 2 до 7 лет.