Как понравиться девушке в детском лагере.

Услышав сказанное сквозь слёзы «мама, забери меня», многие родители, особенно те, кто впервые отправил ребенка в лагерь, начинают переживать, срываются, едут в лагерь и забирают свое чадо домой.

Детский психолог Екатерина Устюгова советует: «Не стоит остро реагировать на жалобы ребенка и его разочарование лагерной жизнью. Скорее всего, это временное явление, связанное с так называемым периодом адаптации. Пройдет несколько дней и ребенок успокоится, привыкнет и, вероятно, в конце смены даже не захочет уезжать».

Адаптационный период, по наблюдениям опытных детских психологов, может длиться у каждого ребёнка от двух-трех суток до недели. Это время привыкания к лагерю, к обычаям и распорядку дня, завоевания места в новом детском коллективе и налаживание отношений с вожатыми. Чем быстрее ребенок найдет себе друзей, чем чаще он будет участвовать в играх и других мероприятиях, тем быстрее и безболезненней пройдет адаптационный период. Как правило, уже на второй - третий день сын или дочка перестает жаловаться родителям на то, что ему или ей скучно или не нравится в лагере.

Легкость адаптации зависит от особенностей характера, темперамента и воспитания. Для более быстрого и безболезненного привыкания к лагерю желательно, чтобы ребенок умел сам заводить межличностные контакты со сверстниками и поддерживать их, то есть дружить.

Вожатая Мария Колосюк делится наблюдениями: «Быстрее всего адаптируются к лагерной жизни дети активные, общительные и контактные, те, которые активно посещают различные спортивные секции, кружки рукоделия, музыкальные и художественные школы. Чем больше опыт коммуникации у ребенка, тем легче ему будет в лагере».

Заботливые родители могут подготовить ребенка к лагерю, привить ему те навыки, которые помогут скорее освоиться, влиться в коллектив. Стоит научить ребенка самостоятельно заправлять постель, следить за чистотой одежды, убирать свои вещи, соблюдать правила гигиены и тому подобное.

Родителям ребенка, который отправляется в лагерь впервые или едет после неудачного опыта, следует заранее узнать про распорядок и правила лагерной жизни и подробно рассказать их ребенку, чтоб он хорошо представлял себе куда едет. Не желательно отправлять ребенка в лагерь, если он сам туда не хочет. Однако можно попытаться переубедить его.

Владимир, папа восьмилетней Юли и тринадцатилетнего Вадима делится опытом: «Пытаясь пробудить в своих детях интерес к лагерю я в юмористической форме рассказал им о своем лагерном прошлом, а потом достал красочные проспекты и предложил вместе выбрать лагерь, в который они поедут».

Перед поездкой родителям следует поговорить с ребенком, объяснить, что они будут по нему скучать и он, наверное, тоже, что первые дни самые тяжелые, что главное не робеть, не бояться спрашивать и знакомиться. Убедите ребенка, что даже будучи далеко от дома он не окажется брошенным, у него все равно будет защита и опора - это вожатые.

Вожатая Ольга Ерохина: «Очень важно, чтобы родители объяснили ребенку, что в любой ситуации он может обратиться к вожатому за помощью или советом».

Быть на связи

Обязательно решите вопрос связи, если по каким-то причинам боитесь дать ребенку с собой сотовый телефон, то обязательно выдайте телефонную карточку или деньги на ее покупку, чтобы ребенок мог в любое время позвонить домой. Убедитесь, что ребенок знает, как пользоваться телефонным аппаратом или карточкой.

Динара, мама двенадцатилетнего Эмиля, на личном опыте выработала правила общения с ребенком, пока он находится в лагере: «Я заранее объясняла сыну, в каких случаях ему следует звонить домой, как часто он должен выходить на связь, а также сколько денег может потратить на разговоры, какова стоимость входящих, исходящих звонков и SMS-сообщений».

Ребенок будет чувствовать себя уверенней, зная, что может позвонить домой. Однако наличие доступной связи вовсе не означает, что дети должны беспокоить родителей по любому, даже самому незначительному поводу. И, наоборот, родителям не стоит излишне контролировать своих чад.

Вожатый Сергей Порошин объясняет, что в лагере дети учатся самостоятельности, и добавляет: «Частые звонки родителям не только не способствуют более мягкой адаптации, но, напротив, могут стать поводом для конфликтов. Так ребенка, который по нескольку раз в день отчитывается о том, что он делал, с кем играл, когда ел, могут прозвать «маменькиным сынком».

В том или ином виде адаптация проходит у каждого ребенка. Коммуникабельные, самостоятельные и уверенные в себе дети справляются со стрессом быстрее, они чаще первыми идут на контакт как со сверстниками, так и с вожатыми, поэтому меньше тоскуют по дому и чувствую себя одинокими. Такие дети без труда вливаются в лагерную жизнь, становятся заводилами, «знаменитостями», о которых помнят даже после окончания смены. Они редко звонят домой, как правило, родители сами выходят на связь.

Домашние, робкие и застенчивые дети адаптируются дольше. Они стесняются сами завести знакомство, не стремятся проявить инициативу, поэтому в первые дни, пока вожатый знакомится со своими подопечными и отряд только начинает сдруживаться, тихони скучают по дому, чувствуют себя лишними. Вожатым требуется больше времени на то, чтобы втянуть таких детей в лагерную жизнь, завоевать их доверие, поэтому адаптационный период может длиться пять-семь дней. Если ваш ребенок трудно вливается в новые коллективы, его можно отправить в лагерь вместе с другом, это не совсем снимает, но во многих случаях сильно ускоряет процесс адаптации.

Лариса Гоголева, мама семилетнего Миши рассказывает о том, как помочь малышам адаптироваться в лагере: «Маленьким детям можно дать с собой любимую игрушку или книжку и сказать, что уж с такими верными и понимающими друзьями ему точно не будет одиноко».

Адаптация - естественный процесс, но это вовсе не значит, что не стоит обращать внимания на жалобы и слезные просьбы ребенка забрать его из лагеря. Напротив, надо расспросить ребенка о том, что именно не нравится в лагере, предложить решение этих проблем, посоветовать обратиться к вожатому, сказать, что вы тоже скучаете, но верите, что он быстро найдет новых друзей, в общем, следует настроить ребенка на хороший отдых. Ни в коем случае не обещайте забрать ребенка из лагеря, если не готовы сделать это.

Если ребенок жалуется, что его бьют, дразнят и обижают, надо обязательно связаться с администрацией лагеря и попросить вожатого прояснить ситуацию, можно по предварительной договоренности с администрацией лагеря, поехать, чтобы понять, говорит ли ребенок правду или фантазирует с целью привлечения внимания. Ребенка, который за первые дни стал предметом для насмешек и побоев, следует немедленно забрать домой. Если же ребенка никто не обижал, то надо объяснить ему, что подобная ложь не только некрасива, но и чревата тем, что в следующий раз, когда действительно может потребоваться помощь, ему могут не поверить.

Найти товарища

Психолог Дарья Коршунова предупреждает: «Сложнее всего процесс адаптации идет у замкнутых и склонных к демонстративному поведению детей. Ребенку, который тяжело вливается в коллектив, нужно больше времени, чтобы освоиться и перестать чувствовать себя чужаком». Если в отряде найдется еще один тихоня, они обязательно сдружатся, если же тихоня оказался один среди активных и бойких детей и больше недели жалуется на одиночество и просится домой, лучше его не мучить и забрать из лагеря.

Демонстративный ребенок чувствует недостаток внимания к себе и поэтому закатывает истерики как родителям, так и вожатым. Единой стратегии, которую можно рекомендовать при общении с таким ребенком, нет. Терпеливые родители могут дотерпеть до конца смены, оставив ребенка в лагере в воспитательных целях, те, у кого нервы не выдержат, могут забрать ребенка посредине смены. Все зависит от терпения родителей и цели, которой они хотят достичь.

Особо стоит остановиться на тех случаях, когда из года в год повторяется одна и та же история: ребенок просится в лагерь, с нетерпением ожидает поездки, а потом начинает проситься домой, даже когда едет вместе с другом в знакомый лагерь, и попадает в отряд к вожатым, знакомым по предыдущим заездам.

Детский психолог Екатерина Ионова советует как пресечь подобные манипуляции: «Четко и доходчиво объясните ребенку, что если ему не нравится лагерная жизнь, то пусть он больше не едет туда. Если ребенок упорствует и продолжает рваться в лагерь, оговорите, что если он опять начнет жаловаться и будет в течение всей смены проситься домой, то его поездки в лагерь закончатся. Учтите, что обещание придется сдержать. Ребенок должен учиться не манипулировать родителями, а расставлять приоритеты и выбирать».

Прекратить просьбы забрать ребенка домой можно различными способами: разговорами, угрозами или мотивацией. Последний путь срабатывает почти со всеми детьми. Пообещайте ребенку, что по окончании смены купите ему новую игрушку, сводите его в кинотеатр или зоопарк. Важно предлагать ребенку нечто желанное, не то, что, что ему нужно, а то, что хочется. Обещание придется сдержать даже в том случае, если ребенку понравится в лагере и остаток смены он проведет с удовольствием.

Даже если первое знакомство вашего ребенка с лагерем сложилось не очень хорошо, не стоит расстраиваться. Лагерь – это маленькая школа жизни, как для детей, так и для родителей. И, вероятно, что, выучив этот урок, в следующий раз вы и ваш ребенок отдохнете с куда большим удовольствием.

Ольга Самохина

Хотите летом отдохнуть и поправить своё здоровье, но не знаете, где лучше всего это сделать? Посмотреть информацию про все санатории Челябинской области и Урала и выбрать что-то для себя можно на туристическом портале tyr74.ru.

Ваш ребенок так просился в летний лагерь, что вы сдались и купили путевку. А теперь вас не отпускает тревога: справится ли он? По опыту вожатых, воспитателей и психологов детских лагерей, родители обычно очень переживают из-за бытовой самостоятельности детей, но трудности возникают в другом — не всем детям удается легко влиться в коллектив, занять в нем свое место. Вот несколько советов, как помочь ребенку стать популярным среди сверстников во время летних каникул.

Примерно с десяти лет на первый план для детей выходит общение со сверстниками. Казалось бы, летний лагерь — самое подходящее для этого место. Однако любой детский коллектив, особенно временный, требует от ребёнка важного умения — «завоёвывать место под солнцем», чтобы другие дети признавали в ребёнке равного.

В противном случае высока вероятность, что ребёнок станет изгоем, и отдых для него будет бесконечно испорчен. Не говоря уже о достаточно сложных переживаниях, с которыми ребёнок может не справиться.

Разумеется, это задача вожатых и воспитателей — организовать работу с детьми так, чтобы отдых не превратился в тяжёлое испытание. Однако будет разумным подкрепить усилия вожатых чем-то вроде домашнего обучения.

Технология популярности

Как показывают исследования, дети, популярные в коллективе, ведут себя примерно одинаково. Безусловно, в их поведении есть много индивидуального, но это всегда частные случаи проявлений некоторых общих принципов.

Важно отметить, что слово «популярность» здесь используется в психологическом значении. То есть как показатель интереса со стороны других. Такая популярность устанавливается очень просто. Например, у ребёнка спрашивают, кого бы он пригласил к себе на день рождения. Если такой опрос провести, например, в классе, то окажется, что одних детей почти все хотят видеть на своих праздниках, а других — почти никто. Первых детей называют популярными, а вторых, соответственно, непопулярными.

Упомянутые выше принципы популярности вполне поддаются передаче через обучение. Исследователи отбирали детей непопулярных и обучали их этим принципам. Через год после обучения, все (все!) ранее непопулярные дети по шкале популярности располагались выше середины.

Кстати, не сложно догадаться, что эти приёмы можно применять не только в летнем лагере, но и вообще в любом детском коллективе.

4 способа стать популярным

Вот неполный перечень конкретных поведенческих приёмов, которым учили детей.

1. Альтернативы. Оказалось, что непопулярные дети становятся такими, потому что отказываются от правил игр, которые предлагают сверстники. Или, что тоже случается часто, не отказываются, но начинают просто оспаривать эти правила («так неправильно!»).

Вместо такого поведения детей обучали продумыванию альтернатив и предложению компромиссов («а давайте лучше вот так сделаем!»). Как оказалось, такое поведение дети приветствуют, поскольку оно вносит новизну даже в знакомую игру. И ребёнок, который вносит такие предложения, быстро набирает популярность — ведь он умеет делать игры интереснее!

2. Разговоры. Кажется, что разговоры важны только взрослым, а дети прекрасно умеют обходиться без них. Для совсем маленьких детей это, разумеется, справедливо, но для детей старшего дошкольного возраста — уже не совсем. А для более старших детей уже и совсем несправедливо.

На самом деле, популярные дети разговаривают достаточно много с другими детьми и — внимание! — спрашивают у этих детей о них же («А кто у тебя папа? А собака есть? А во что ты играешь на компьютере?»). Не только взрослым приятен интерес к себе — дети тоже охотно отвечают на такие вопросы. И того, кто их задаёт, считают очень хорошим товарищем.

В ситуации летнего лагеря вопросы о ребёнке тем более уместны — фактически, это самый простой способ стать популярнее. Надо просто задавать другим детям вопросы об их жизни дома. Уже один этот ход позволит вашему ребёнку стать более «хорошим» для других детей. Да и во взрослой жизни этот навык пригодится.

3. Внимание. Как и взрослые, дети ценят внимательных людей. Оказалось, что дети, которых остальные называли непопулярными, очень мало обращали внимания на других детей. Не важно, с чем это было связано — для остальных детей это был важный сигнал («Он не смотрит на нас, и мы на него смотреть не будем!»).

А популярные дети ведут себя совсем по-другому. Они внимательно следят за другими детьми и обязательно находят возможность сказать что-нибудь приятное или как-то отметить успех другого ребёнка. Что важно, речь не идёт о лести — дети чувствуют её лучше взрослых. Речь именно о признании реальных достоинств и успехов («Вот это ты прыгнул! Круто!»).

Если ваш ребёнок будет делать так, высока вероятность, что он быстро станет в коллективе своим.

4. Улыбка и помощь. Непопулярные дети, как правило, замкнуты и держатся подальше от других. Это вполне понятно — такое поведение позволяет избежать многих конфликтов. Однако есть важный вопрос — дети ведут себя так, потому что непопулярны или они непопулярны, потому что ведут себя так? Это большая и сложная тема, которой мы сейчас касаться не будем.

Важно то, что дети популярные улыбаются гораздо чаще и охотно предлагают свою помощь без внешнего побуждения. Разумеется, другие дети это ценят и хотят почаще бывать с такими весёлыми и отзывчивыми товарищами. Отсюда и популярность (измеряемая, как говорилось выше, например, желанием видеть ребёнка у себя на дне рождения).

Как научиться быть популярным

Обучение этим приёмам может быть самым разным — от простого рассказа до, например, просмотра фильма о детях, где ребёнку можно указывать на поведение героев, соответствующее указанным выше приёмам.

Обучать ребёнка можно также и на своём примере. Берите ребёнка в разные коллективы, в том числе и новые для вас. Пусть он наблюдает за тем, что делаете и говорите вы, как ставите себя, какие приёмы используете.

В таких ситуациях дети становятся похожими на губку — они впитывают всё, что видят. Что, кстати, нагружает родителя дополнительной задачей — нужно не просто входить в новый коллектив, а входить успешно. Входить так, чтобы ребёнок получал действительно хороший образ.

Совместив такое обучение через наблюдение и обучение конкретным приёмам, вы подготовите ребёнка к лету. Даже если вожатые и воспитатели окажутся не на высоте, ваш ребёнок благодаря такому обучению всё равно будет чувствовать себя в детском коллективе как рыба в воде, и лето пройдёт замечательно.

Рената Фалько детский психолог, консультации для родителей

Обсуждение

Очень полезно было узнать! Спасибо!

Комментировать статью "Летний лагерь: как подготовить ребенка к жизни в коллективе"

В лагерь 7-летку. Отдых в каникулы. Ребенок от 7 до 10. В лагерь 7-летку. Сыну летом будет почти 8 (закончит 1 класс). Бабушек-дедушек у нас нет. Дома (под присмотром) держать ребенка пол-лета - это издевательство над малышом.

Обсуждение

Надо 1-смотреть по ребенку. 2- тщательно выбирать лагерь. Только проверенный, пототщывам, лучше мнение людей, которых вы знаете. Лагерь должен быть с дисциплиной и максимально загружен мероприятиями. Что б ни минуты свободной для валяния дурака и хороший контроль вожатых. И первый раз лучше под Москву, если что, забрать можно

не рано. 7 лет я работала в летнем лагере как раз с детьми этого возраста. это был прекрасный лагерь с постоянной командой вожатых. и руководитель жестко за нами следила. ни один ребенок не отравился, ни утонул, не получил травм. главное чтоб хорошие отзывы были у лагеря. нам очень доверили, дети приезжали в 7 лет и до 15 каждое лето приезжали те же самые дети

26.02.2018 22:14:28, елена

Лагерь для любителя биологии. Каникулы, досуг. Подростки. Лагерь для любителя биологии. Посоветуйте, пожалуйста. Я в лагерях полный профан, никогда этим не интересовалась, т.к. помимо того, что это дорого для нас, ещё и двое детей, а 2 путёвки - это вообще заоблачно.

Обсуждение

Не в струю скажу. ИМХО эти био-лагеря - они все одинаковые, и к реальной современной биологии не имеют решительно никакого отношения. В полевых или почти полевых условиях силами вчерашних школьников преподаются некоторые аспекты систематики некоторых групп живых организмов - в основном, высших растений и беспозвоночных животных (кого проще поймать). Это биология уровня 18 века - времен Линнея.

Современному биологу не нужны палатки, скверные бытовые условия, ловля жуков в баночку с эфиром и пересчитывание тычинок под бинокуляром. Ну, разве только с точки зрения история биологии. ИМХО "биологические" полевые лагеря дают детям совершенно неверное представление о современной биологии, привлекая к биологии типаж "туристов", и отвращая от нее "не полевых" ребят. Это совершенно ненужный элемент в "карьере" будущего биолога.

28.11.2016 16:40:09, неважно

Лэш, но это на очень больших любителей и дл очень самостоятельных детей. "Взрослых" или просто ответственных за что-либо там нет.
Сын ходил с ними в поход, впечатлений море, конечно. Но 1) заблудились и вообще не дошли куда планировали- а именно к воде на 30 жаре 2) поставили палатки на муравейник 3) воду с собой практически не взяли, дети пили свои запасы, причем заранее было сказано, что воду берут, будет общая 4) еды не было, потому что принесенная ими тушенка оказалась просроченной и вздутой 5) просили взять палатки, у нас тяжелая, обещали помочь, сын тащил ее сам в итоге. И кроме того, "организаторы" себе палатки не брали- спали в детских. Битком. Взрослые жирные мужики и парни со своими "девочками" ("взрослые" ходили парочками) 6) предложили игру. Детей, не умеющих играть или просто не понравившихся жестко гнобили, т.к. по факту ребята в большинстве молодые и разница в возрасте 5-7 лет с "детьми". Коротко- сходили развлечься и детей с собой прихватили. Спасибо, что никого по пути не потеряли.
Но с другой стороны, их бы тогда закрыли на волне летних карельских событий (я была уверена, что закроют с таким пофигистичным подходом к воде-еде-ответственности)
Имхо, отличное место для взрослых- сама туда поехала бы с удовольствием, а -ля слеты хиппи 60х. Когда смотрю фото, видео или была на собрании- прямо обзавидовалась. Свобода, равенство, братство, первый секс, вповалку у костра, босиком по дождю, все общее, заодно и все умные, отобранные, еще и учатся вместе- реально круто.
Но не для детей. Да и по фото видно- 15-16летние тусят по полной, редкие кадры с 5-6-7 классниками- это забитые группки по углам площадок- им просто пока не надо столько свободы и такой тесноты общения.
14лет, особенно мальчик- возможно, ему туда самое оно поехать. Там реально классно должно быть.

Летний лагерь и 15-летние подростки. Психология, переходный возраст. Дочь была там много раз в младшем возрасте, и ребенка, и меня лагерь устраивает. Но очень уж много статей и реальных отзывов в сети о том, что с началом подросткового возраста проблемы в любом...

Обсуждение

Просто к слову пришлось: за последние 5 лет мои девочки ровно 11 раз ездили в летние лагеря. 5 математических, 2 компьютерных, 2 языковых, 2 спортивных. В языковые больше не поедут никогда. То ли там не умеют подбирать вожатых, то ли возвышенно-гуманитарные взрослые парят в облаках, не обращая внимания ни на что, но по рассказам дети там делали что хотели, легко уходя от контроля. К примеру, через год моя проговорилась, как здорово было гулять ночью по крышам зданий. Во всех остальных детей пасли достаточно жестко, из спортивного двоих отправили через неделю после начала смены "за несоответствующее поведение".
При этом оба языковых лагеря были раза в полтора дороже прочих.

Ваши опасения понятны. Но если вам напишут про ужасы-ужасы, то какая альтернатива? Три месяца она будет сидеть дома? На даче или вф берете отпуск? Моя вот хочет работать. Хотя бы месяц. Но негде:(

Не стала бы. Собственно, сама сейчас в точно такой ситуации - отправила ребёнка аналогичного возраста и Отправляли сына 3 раза, в хорошие (действительно хорошие) лагеря. Совсем насильно не стала бы. Надо, чтобы его приятели рассказали, как классно в лагере, может так...

Обсуждение

Для меня всегда лагерь представлялся адом. Ну скажите, какой может быть отдых там, где жрать, спать и, извините, #### ходят по режиму, как в тюрьме? Заставляют ставить какие-то тупые спектакли, участвовать в тупых конкурсах и петь тупые совковые песни про улыбки и как весело шагать, пригодные максимум для детского сада? Школа задалбывала режимом по самое не могу, если ещё и по режиму летом жить - нет уж, увольте. Я никогда не была в лагере, хотя меня упрашивали поехать, и не раз. И убедилась в том, что я права, когда нелёгеая занесла меня на практику в это адское место в качестве вожатой. Нет, не спорю, есть те, кому в кайф спать в комнате на 10 человек, вдыхая ночные пердежи соседей, скакать на дискотеке, квн-ить и заниматься прочей совместной деятельностью. Но есть люди, к которым отдых приходит в тишине, одиночестве, возможности заняться тем, чем хочется, а не что указывают надоевшие до чёртиков взрослые. Если ребёнок не хочет, оставьте его в покое.

01.03.2019 16:50:02, 666.666

Я думаю, не нужно. Не самый лучший вариант. Отдайте в какой-то клуб типа юных техников или тому подобное.

Отношения в лагере. Отдых в каникулы. Ребенок от 7 до 10. Отношения в лагере. Здравствуйте! Отправила 8-летнюю дочку в хороший (по отзывам в инете и собственному дистанционному впечатлению) подмосковный лагерь.

Обсуждение

Девочки, спасибо всем, кто поучаствовал в теме. Все уладилось (ттт) : ребенку мою переселили, деньги вернули. Как оказалось, одна из бывших соседок настроена к моей дочери очень тепло, даже плакала, когда та переселялась... В родительский день мы гуляли вместе с этой девочкой и ее родителями. Выяснилось, чтр наши девочки неплохо находят общий язык и с удовольствием играют вместе. Вторая девочка действительно нагловатая, но она по комплекции заметно мельче моей дочки, хотя и старше на 2 года. Не понимаю, почему моя растерялась и не смогла оказать должное сопротивление ее наглости, да еще и первая девочка оказалась ведомой...

Обсуждение

На счет "Гонять балду" на сборах - это вы, наверное с другой планеты, если такие предположения имеете)))
Про остальное - условия, вроде, хорошие, занятие до и после обеда, распределение по группам по "силе". Ну и футбол для любителей (может этих любителей хоть снег остановит))
Ситуацию, вроде, еще можно и у устроителей прояснить, если сформулировать вопрос и отослать.

05.12.2013 14:58:03, ск))

А вас когда на сборы приглашают, на зимние каникулы? У меня сын ездил в Команду в июне этого года на секцию информатики. График был примерно такой: первая половина дня - занятия, которые вели преподаватели, специализирующиеся на подготовках к олимпиадам, а вторая половина дня - лагерные мероприятия. Занятия были сильные, хорошие. Условия проживания и питания, как в обычном лагере, но у меня сын не жаловался.

Но почитала - пишут, что лучше выбирать лагерь при универститете/музее? Чувствую, что до февраля надо уже все сделать, а то будет Я бы поискала лагерь на восточном побережье, в новой Англии (например, в Бостоне). Там и море, и озера, и спорт-походы, и наука, если...

Обсуждение

Я отправляла прошлым летом в French Woods, смены по 3 недели 5500 примерно стоимость, без виз и дороги. Детей двое мальчик и девочка, очень домашние, несмотря на спартанские условия им понравилось, хотят поехать еще раз. Мальчик занимался на музыкальном инструменте, был неплохой результат. Смущает доступность "вредной еды" и довольно большое количество русских (при желании с языком можно не слишком напрягаться). Делали все напрямую, у них есть представитель в Москве (там много документов надо заполнять, в основном медицинские, я бы без помощи не справилась. Занятия на хорошем уровне, музыка, театр, спорт, все что перечисляете (водные активности на озере) и еще много всего.

Знаю, что сейчас периодически случается без всякого лагеря. так что мне кажется, что для мальчика ранний секс и лагерь не особо связаны. у нас тоже дача и почти все лето он там. соблазнов там больше, и шансов на секс не меньше, чем в лагере.
в лагерь отправляю сейчас с английским языком, они там и больше заняты и условия там лучше. как-то отправила в обычный через 3 дня пришлось забрать, очень плохо кормили

Личность. Подойдите к людям и представьтесь. Не смейтесь слишком сильно или говорите слишком громко, чтобы показаться уверенной; вы будете казаться неуверенной и ненастоящей. Начните общение: пригласите людей поесть мороженого с вами или пойти в бассейн. Максимально расширьте ваш круг общения. Вне зависимости от того, какой тип общения вы ищите, всегда стремитесь быть интересной. В лагере обычно проживает, по крайней мере, сто детей, и можно познакомиться с разными людьми – это безграничные возможности.

Общественная жизнь. Люди захотят общаться с вами только, если вы выглядите дружелюбной и интересной. Задавайте вопросы и будьте готовой ответить на вопросы других. Имейте в виду, что музыка является отличным способом, чтобы объединить людей, так что если вы не уверены, о чем говорить, спросите кого-либо об их любимом певце или группе. Будьте оптимистичны, и если вы от природы застенчивая, не торопитесь отталкивать людей сразу.

Будьте креативной. Если нечем заняться, придумайте что-либо! Сформируйте о себе мнение как о человеке, с которым не заскучаешь. По всей территории лагеря есть чем заняться, и вы будете пользоваться большим уважением, если вы сможете мельчайшие вещи превратить в огромное событие для всех.

Установка тенденций и следование им. Не будьте такой же, как все остальные просто ради того, чтобы быть популярной. Если вы планируете, превзойти популярную девочку, не повторяйте за ней; люди будут считать вас не настоящей и безнадежной. Вместо этого попробуйте спокойно превзойти ее, просто оставаясь самой собой и становясь лучше. Вы не должны быть ее прямой противоположностью, если вы человек не такого типа. Просто будьте самой собой, и люди увидят, что вы, возможно, обладаете некоторыми лучшими качествами, чем она, и захотят общаться с вами, а не с ней. Если у этой девушки сплоченная группа «эксклюзивных» друзей, попробуйте привлечь различные типы людей в вашу группу. Не притворяйтесь кем-то ради популярности, поскольку это не сработает, и вы завязните в личности, которую ненавидите. Помните, что общественные группы в лагере немного иные, чем в школе, так что даже если есть популярная группа, скорее всего, она, может быть не такой, к которой вы привыкли.

Поездка в автобусе. Один из самых простых моментов, когда можно завести новых друзей – это поездка в автобусе. Пока вы ждете автобуса, поговорите с несколькими девушками. Как только сядете в автобус, пригласите кого-либо присесть рядом с вами. Если она обрадовалась, что вы ее пригласили и просит, чтобы вы сидели с ней на обратном пути, знайте, что вы ей понравились. Чтобы поиграть в автобусе, возьмите с собой несколько карточных игр, журналов с викторинами, или других игр для нескольких участников. Скорее всего, что если только другие люди не пришли с друзьями, им, вероятно, так же скучно, как и вам. Вы могли бы подружиться, даже прежде, чем выйти из автобуса!

Гигиена. Люди будут избегать вас, если у вас не свежее дыхание. Убедитесь, что вы взяли все необходимые принадлежности: расческу, шампунь, кондиционер, щетку для волос, жидкость для полоскания рта, зубную пасту, дезодорант и т.д. Вероятно, вы будете пачкаться в лагере сильнее, чем дома. Принимайте душ, так часто как это позволено, но не чрезмерно. Оставаться чистым и симпатичным потрясающе, но постарайтесь не быть одержимой гигиеной. Жевательная резинка может помочь освежить дыхание на короткое время, но в некоторых лагерях не разрешают жевательные резинки или мятные конфеты. Перед общественным мероприятием, уделите несколько минут в общежитии, чтобы расчесать волосы, почистить зубы и воспользоваться дезодорантом.

Чтобы уж точно найти друзей для ребенка и себя, можно подстраховаться. Например, предложить друзьям с ребенком примерно того же возраста отдохнуть вместе с вами. Тогда и взрослым, и детям не придется скучать. Но мамам и папам не стоит забывать, что дети могут уставать друг от друга. Тут важно вовремя сделать паузу в их общении.

На отдыхе ребенка ждет масса новых впечатлений. Однако если он остается на новом месте долго (например, на месяц), то уже через неделю-другую становится заметно, что поведение малыша меняется в худшую сторону. Он больше капризничает, требует постоянного внимания родителей. Часто это говорит о недостатке общения со сверстниками, нехватке социальных впечатлений. Проще говоря, когда нет хорошей компании, многие дети устают от отдыха.

Казалось бы, в чем проблема? Дети обычно легко заводят знакомства в игре и совместной деятельности. Но и в малышовой компании существуют свои нормы поведения, поэтому не всем новичкам легко удается влиться в коллектив. Некоторые дети не знают, как присоединиться, и играют одни. Другие вступают в игру таким образом, что раздражают остальных детей и остаются отвергнутыми.

И тут на помощь должны прийти родители. В идеале, конечно, им не следует вмешиваться во взаимодействие детей, предоставляя им возможность самим выстроить отношения, понять свои симпатии и антипатии. Но бывают моменты, когда малыш сам не может справиться и начать общение первым. В таком случае именно взрослые становятся проводниками в мир дружбы, учат знакомиться, общаться, решать первые конфликты. Впрочем, помощь должна быть тактичной и достаточно ограниченной, иначе она пойдет во вред. Ведь родительская тревожность и гиперопека нередко служат причиной детской нерешительности и отсутствия интуитивных навыков общения. Поэтому мамам и папам надо помочь ребенку завести друзей для совместных игр, не перебарщивая со своим вмешательством в отношения детей.

Как ребенку завести друзей на отдыхе за границей?

Пребывая в чужой стране довольно долго, малыш начинает испытывать дефицит общения, ведь не так просто познакомиться и подружиться, если вокруг говорят на непонятном языке и играют по неизвестным правилам.

Стоит поискать подходящую компанию на месте. Присмотритесь к соседям в отеле, вероятно, рядом с вами будет проживать семья с таким же малышом. Детям будет намного проще найти общий язык, если взрослые познакомятся и начнут общаться между собой.

Всегда можно найти места, где ребенку было бы потенциально легче найти себе друга. При многих отелях и комплексах существуют игровые комнаты, в них малышей можно оставлять с воспитателем-аниматором, который в совместных увлекательных занятиях создаст условия для знакомства на отдыхе. Иногда малыш может робеть и не желать оставаться в таком клубе, тогда родителям стоит побыть с ребенком первые дни. Участие мамы в тех же играх, наблюдение за ее поведением с другими детьми придаст уверенности малышу в период адаптации.

В каждом городе есть места на свежем воздухе, облюбованные детьми 3–5 лет: пляж, детская площадка, парк. Смело отправляйтесь туда. Занимаясь со своим ребенком, особенно если ему еще года 2–3, проявите инициативу в знакомстве с окружающими детьми. Например, строя с дочкой или сыном песочный замок, можно начать разговор с ребенком, который копается в песке неподалеку от вас: попросить лопатку, сказать, что вам нравятся его фигурки из песка, и т. д. Затем можно предложить детям заняться чем-то вместе и заодно познакомиться: «А давайте теперь построим башню для принцессы, кстати, это Маша, а как тебя зовут?»

И еще – маленькая хитрость, которая поможет вашему малышу привлечь внимание окружающих: приобретите яркие интересные игрушки, рассчитанные на совместное пользование (формочки, бадминтон, мячи, водные пистолеты и др.). И тогда народ потянется к счастливому хозяину сокровищ, а там слово за слово – и завяжется знакомство детей друг с другом.

Языковой барьер может стать ощутимым препятствием в общении ребенка с местными. Это хороший повод перевести из разряда хобби, тешащего тщеславие родителей, в полезный навык для малыша, желающего общаться за границей со сверстниками. Ведь английский в той или иной степени все знают. Поэтому перед поездкой, месяца за два, стоит прицельно готовить малыша к общению на иностранном языке: разыгрывать сценки знакомства, учить названия необходимых предметов и действий – «мяч», «кукла», «качели», «догони», «брось мне» и т. д. Конечно, нет гарантий, что ребенок непременно блеснет своими познаниями, но все-таки это неплохой шанс на общение с другими детьми.

Как ребенку завести друзей в деревне?

В деревне или на даче ребенок может провести практически все лето. Но, как бы ни было хорошо на природе среди овощей и фруктов, бабочек и жучков, ребенок может заскучать в одиночестве.

Чтобы у него не было проблем с общением, сделайте свой дом открытым для возможных друзей ребенка. Приглашайте гостей и сами ходите в гости, проследите, чтобы в вашем доме было достаточно игрового материала, которым дети могли бы заниматься, предварительно убрав игрушки, которыми сложно делиться. Поддерживая отношения с соседями и создавая комфортные условия для малышовой возни, вы обеспечите своего ребенка компанией на весь отдых.

Помочь детям познакомиться и найти общий язык можно с помощью продуманной организации их досуга: коллективные поделки, зона для игр на открытом воздухе (бассейн, игровая площадка, песочница), игры на запоминание имен и предпочтений друг друга и т. д. Хороший повод для знакомства – совместный труд. Попросите своего ребенка помочь соседскому собрать ягоды или полить цветы, и уже через полчаса дети будут увлеченно строить домик из подручных камушков.

Постарайтесь каждый день выходить к местам, наиболее посещаемым другими жителями. Например, чаще всего на природе дети концентрируются у воды (озера или речки) – это будет самым подходящим местом для того, чтобы найти новых друзей для ребенка.

Пусть у вашего малыша будет тот же арсенал игровых предметов, что и у других детей (велосипед, удочка или коляска для кукол). Тогда у него не будет лишнего барьера в общении, поскольку он на одной волне с остальными.

Как ребенку завести друзей в летнем лагере?

В спортивном или языковом детском лагере ребенок не только будет под присмотром, пока родители работают, но сможет еще и развивать свои способности, а также не заскучает в окружении других детей. Летний лагерь станет отличным вариантом отдыха, особенно для активного ребенка, который к тому же уже имеет конкретные увлечения. Он позволит малышу отдохнуть, не прерывая привычных тренировок или занятий. Но ребенок почувствует себя комфортно только в том случае, если сможет найти друзей, иначе весь день он будет грустить в одиночестве.

Взрослым стоит подготовить малыша и натренировать его коммуникативные навыки дома. Застенчивому ребенку поможет разучивание простейших фраз и разыгрывание ситуаций знакомства в домашней обстановке. Пусть солдатики, мишки и куклы здороваются, знакомятся, начинают вместе играть. Вместе с оптимистичным настроением и улыбкой это поможет ребенку раскрепоститься на новом месте в ваше отсутствие.

Чтобы ребенок легко сходился со сверстниками, он должен быть прежде всего уверен в себе. Обучите его всем необходимым умениям, которые могут понадобиться в лагере (например, завязывать бантики или вырезать ножницами), поддерживайте желание малыша самостоятельно принимать решения.

Как еще облегчить процесс знакомства детей? Вот небольшой секрет. Научите своего малыша делать что-то необычное, например, или собиранию разных фигурок из счетных палочек. Такое мастерство мигом привлечет других детей и сделает знакомство детей естественным, а вашему ребенку не придется мучительно перебарывать себя, чтобы подойти к какому-нибудь мальчику или девочке и предложить дружбу.

Все дети такие разные! И главное – не отвергать индивидуальные особенности ребенка и помочь ему при необходимости найти свой круг общения на отдыхе.

Звездные родители

Анастасия Волочкова, балерина, и Ариша (9 лет)


Дочка часто бывает за границей. Весенние каникулы она провела с бабушкой в Венеции, где, как обычно, свободно знакомилась и общалась со сверстниками. Дети легко знакомятся в игровой ситуации. Мне кажется, у тех, кто занимается в каких-то кружках или секциях, проблем с общением вообще не бывает.

Наталья Гудкова, актриса, и Коля (14 лет) и Вова (4 года)


Мои дети очень коммуникабельные. У них не возникает проблем с общением, будь то двор возле дома или заграничный отель. Например, младший Вова очень быстро находит общий язык с иностранцами. С немцами говорит по-немецки, с итальянцами – по-итальянски. Он на каком-то интуитивном уровне воспринимает чужеземную речь. А старший сын Николай свободно говорит на английском, поэтому тоже общается без проблем за пределами нашей страны.

Делюсь своими соображениями в журнале «Милосердие» о том, что делать ребенку и родителям, если возникли проблемы в летнем лагере.

Рекомендации семейного психолога, директора Приходского подросткового лагеря Храма свв. бесср. Космы и Дамиана в Шубине (Москва) Петра Дмитриевского по различным проблемным ситуациям.

Ситуация: у ребенка не получается подружиться, установить контакт, ходит одиночкой. Никто не травит, но нет приятеля, он особняком и ему грустно, он хочет общаться, дома, в школе он был общительный, а тут не получилось влиться в коллектив, как ему быть? Как ему помочь?
Важно понимать, что лагерь - это искусственно созданный коллектив, в котором дети объединены по некоторому формальному признаку, например, возраст. Механизмы выстраивания отношений в искусственно созданных коллективах (школа, лагерь) коренным образом отличаются от добровольных групп, созданных вокруг общего интереса (кружок, секция). Атмосфера в лагере на 100% зависит от работы взрослых: организаторов, авторов программы, педагогов, вожатых. К примеру, в нашем лагере в первые три дня практически нет «неорганизованного» свободного времени: подростки весь день интенсивно вовлечены в различные формы взаимодействия. Если взрослые пускают групповые динамические процессы в лагере на самотек, обязательно будут эпизоды травли, изгойство, враждующие кланы.

Часть таких командообразующих мероприятий должна проходить в малых группах от 7 до 10 человек: это количество людей, которое реально удержать в голове и в сердце. В наших отрядах ребята проходят вместе различные азартные испытания, знакомятся в парах, придумывают общие сценки, выполняют другие творческие задания. На первых порах важно, чтобы засчитывался только общий результат: если кто-то не участвует, команда проигрывает. Если педагоги достаточно опытны, они смогут преподнести эти игры и упражнения таким образом, что в подростках просыпается азарт, интерес выполнить задание вместе. А это, в свою очередь подтолкнет их к тому, чтобы уговорить застенчивого участника или, наоборот, привести в чувство слишком наглого.

Из этого вывод: очень важный этап - это выбор лагеря, в который записать ребенка. Перед записью родителю важно уточнить: как построена программа, как организаторы видят групповые процессы, какие используют инструменты командообразования, какими инструментами профилактики травли владеют. Если всему этому организаторы не видят необходимости уделять внимания - в такой лагерь отдавать ребенка не стоит.

Какие вопросы у организаторов родителю нужно уточнить.

1) Сколько детей в отряде? (Если в отряде более 12 человек,ребятам нужна еще более интенсивная поддержка взрослых для того, чтобы построит отношения).

2) Как выглядит график одного дня? Тут важно убедиться, что, по крайней мере впервые дни лагеря у детей свободного, неорганизованного времени не более 2 часов.

3) Сколько времени вожатый проводит вместе с детьми? Если половину времени дети предоставлены сами себе, безопасная конструктивная атмосфера не сложится.

4) Какие есть механизмы разрешения споров и конфликтов между детьми и между детьми и вожатыми?

5) Какие в лагере существуют правила и какие приняты санкции за нарушение правил?

6) Какие групповые задания, упражнения, игры запланированы в лагере?

7) Каким образом набирают вожатых? Какое обучение проходят вожатые перед начало работы с детьми?

8) Как можно связаться с ребенком в лагере? Можно ли пользоваться детям мобильными телефонами?

9) С кем из взрослых сотрудников лагеря можно связаться для уточнения информации в случае, если ребенок сигнализирует о проблемах?

Если же ребенок уже оказался тем, кто держится особняком, ему нужно:

Шаг 1: Сделать усилия и разглядеть в серой массе сверстников отдельных людей с индивидуальными особенностями.

Шаг 2. Выделить одного или двух людей, которые ему кажутся более симпатичными, чем другие.

Шаг 4. Если это не получается, нужно рассказать о ситуации всем взрослым, которые вызывают симпатию: вожатому, повару, руководителю кружка, родителю по телефону. Важно, чтобы взрослые включились и придумали, в какую деятельность включить ребенка: предложить роль в спектакле, попросить о помощи на кружке, доверить какое-то дело, предполагающее контакт с другими детьми (общелагерный опрос, сбор информации и т. д.)

Ситуация. Как быть. если «прицепился» кто-то один и не дает ребенку покоя? если остальные соблюдают нейтралитет? а если тоже начинают «цепляться»?

Если кто-то прицепился, а остальные соблюдают нейтралитет, значит в коллективе подросткам небезопасно. Цепляющийся пытается так самоутвердиться и выстроить иерархию, а «наблюдающие» боятся вставать на защиту, так как предполагают, что в таком случае могут и сами стать мишенью для травли. Об этом нечасто говорят, но «наблюдатели», так же как и жертва получают в таких ситуацию большую травму, укрепляются в пониманию, что когда тебя мучают, лучше просто терпеть.

Такая ситуация напрямую означает, что либо взрослым не хватает педагогической и психологической компетентности, либо они компетентны, но отвлеклись на какие-то другие задачи. Эпизод преследования важно в первую очередь легализовать, сделать публичным. Взрослых нужно вовлечь обратно в управление групповыми процессами в подростковом коллективе. Об этих эпизодах необходимо сообщить вожатым, педагогам и родителям. Взрослым вместо того, чтобы обличать и упрекать друг друга, нужно сесть и подумать, какие ввести, обсудив с ребятами в отряде, правила общения (что можно, а чего нельзя и какие последствия ждут за нарушения правил) и какие командные мероприятия (игры, творческие задания) предложить группе, в которой начались признаки травли.
А если выясняется, что ваш ребенок стал кого-то третировать или участвовать в этом?

То же самое. Травля - это не характеристика отдельного ребенка, а характеристика коллектива. Необходимо, чтобы взрослые подумали, какие необходимы командные мероприятия (чтобы преследователь и жертва оказались заинтересованы друг в друге и имели повод друг дружке помогать и поддерживать) и какие необходимо ввести правила общения и санкции за нарушения.
Ситуация : девочку никто на танцах не приглашает, а она не урод и не пария, — как ей не загрустить?
Это вечная проблема подростковых лагерей - мужской стыд и нерешительность. Я иногда перед танцами специально устраиваю встречи для мальчишек в нашем лагере. Рассказываю им, как важно женщине быть увиденной, и что приглашение на танец - это не обязательно предложение руки и сердца, а, может быть и просто формой выражения комплимента.

Но даже после таких бесед многие парни часто все равно смущаются и делают вид, что общение с девочками, романтика их вовсе не интересуют.

Не загрустить тут сложно. Такая уж женская доля: стараешься, украшаешь себя, а эти трусливые дураки смотрят, но не решаются подойти. Я бы предложил разделить свое возмущение с подругой или девушкой-вожатой, как-то поддержать друг друга в такой несправедливости жизни. Ну и продолжить в последующие дни всякие женские способы ухаживания в отношении понравившихся ребят: попросить при случае их о помощи, улыбнуться удачной шутке, как бы случайно оказаться в поле зрения на кружке или в игре.
А если, наоборот, именно за ней ухаживают мальчишки «стайкой», а другие девочки начинают завидовать и всячески «задирать» и хулиганить?

Здесь важно разобраться, как девочка сама относится к ситуации. Видит ли она в ребятах однородную массу («стайку») или они для нее отдельные индивидуумы? Если есть парень, который ей нравится больше других, зачем она поддерживает ухаживания всей стаи, а не строит отношения с ним одним? Относится ли к подругам свысока, не использует ли свою популярность, чтобы кого-то поддеть? Как правило с любимицами девочки наоборот предпочитают дружить, потому что, находясь рядом с ней, девчонки автоматически попадают в поле зрения ребят.

Но если со стороны девочки точно нет провокаций, то к ситуации нужно подключать взрослых. И снова думать о целенаправленной работе по налаживанию отношений в детском коллективе и обсуждении, какого рода хулиганства будут считаться нарушением правил и будут иметь последствия в виде санкций.

Допустим, ребята вокруг ругаются матом (в том числе и вожатые), а ты не хочешь — как вести себя? Озвучить свою позицию? Просто держать нейтралитет? Делать замечания?…

Тут вроде бы два вопроса. Одно дело выбирать не материться самому и подбирать литературные формулировки — здесь человек имеет свободу выбирать. Но заставить свои уши слышать одни слова и не слышать другие - не в наших силах. Также ребенок никак не может управлять голосовыми связками и ртом других людей и как-то руководить их речью. Здесь можно только пытаться договориться. Попросить, потребовать и, если не удастся, решать, что с этим делать - уезжать домой или оставаться и искать в лагере места и компании, где не звучит мат.

Родителю также полезно знать, что произнесение бранных слов в общественном месте (а лагерь - одно из общественных мест) является административным правонарушением, и они точно в праве требовать от педагогов, администрации и вожатых соблюдение норм литературного языка.

Ситуация: одни курят, другие не курят — как не прослыть маменьким сынком, с достоинством преподнести свою позицию и не поддаться? Или такое невозможно?

Это пример очень непростой дилеммы. Что важнее: лояльность (отношения) или верность себе? Особенно сложно в этом вопросе тем подросткам, которым родители не помогли легализовать собственную отдельность. Если в семье осуждаются проявления инаковости ребенка, не поддерживается право на собственные музыкальные, мировоззренческие, политические предпочтения, такой ребенок научается затыкаться и глушить собственные потребности и ценности, отдавая предпочтение лояльности, единству. И это будет выстреливать и в отношениях со сверстниками. Также, как было сложно было сказать маме: «А я считаю по-другому», также сложно теперь становится сказать подруге: «Я уважаю твой выбор, но я буду делать по-другому».

Соответственно профилактикой описанной в вопросе проблемы будет приучение подростка к мысли: «Мы с папой в этом похожи, а в этом - совсем разные, но мы остаемся близкими людьми». Такой подросток сможет спокойно сказать приятелю: «Я твой друг и хочу с тобой дружить, но ты тогда покури, если ты хочешь, а я просто постою поболтаю. Мне важно к своему организму относиться бережно».

Дети могут приезжать из разных социальных слоев: у кого-то есть айпады, у кого- то нет — одни хвастаются, а другие чувствуют себя отсталыми. Как остаться спокойным?

Очень важно, как к такому расслоению относятся в семье подростка. То, что у другого есть гаджет, которого нет у меня, может восприниматься как хорошая возможность попросить друга попользоваться им и заполучить себе на время интересную игрушку. Но если в семье принято ныть и возмущаться, что, мол, у нас ничего, а у разных непорядочных и подлых - все, то ребенок будет любую разницу в доходах воспринимать как дополнительное доказательство того, что он обделен. Это порождает обиду, желание отомстить, вместо творческого приспособления и поиска способов удовлетворить свою реальную потребность.

Подростки часто пробуют мир на прочность, проверяют границы. С одной стороны, может казаться, что они хотят быть самыми главными. Однако на самом деле, быть самым главным очень тревожно и страшно. Не вполне осознаваемая потребность подростка - это обрести такого взрослого, который мог бы, не унижая, оказаться достаточно прочным, чтобы подростка остановить. Послание такого взрослого: «Ты мне симпатичен, но в этом вопросе ты меня не сдвинешь». Также важное проявление уважение к подростку - это по-взрослому объяснить, почему, ради чего в лагере введено это правило. Например, правило отбоя необходимо, чтобы все высыпались и на следующий день были в хорошей форме. Правило поочередного купания нужно, чтобы никто не утонул.

Также важно помнить, что никакое правило не будет выполняться, если в случае его нарушения нет санкции. Санкции не должны быть унизительными, но они должны быть достаточно неприятны, чтобы мотивировать помнить о правиле. В каких-то случаях - это может быть лишение возможности участвовать в каком-то приятном мероприятии, в особо опасных темах - санкция может быть досрочный отъезд домой. При записи в лагерь родителям и подросткам важно заранее поинтересоваться у организаторов, какие в лагере действуют правила и санкции.
Вариант 2. если требования со стороны взрослых или их действия неадекватны
Сначала пробовать прояснить со взрослым, чего именно он хочет и как можно конфликт решить один на один. Если не получается - привлекать других взрослых в качестве посредников. Если и это не помогает - обращаться за помощью к родителям.

Чего родителям категорически нельзя делать?

1. Услышав жалобу, первым делом говорить, что во всем виноват сам подросток. Первая реакция должна показывать, что вы на его стороне и готовы разбираться.

2. Пускать отношения между детьми на самотек: «разберитесь там сами». Отношения в искусственно созданном детском коллективе требуют интенсивной включенности взрослых (педагогов, вожатых).

3. Предлагать замалчивать, скрывать факты травли. Так подтверждается установка «жертвы», ощущение беспомощности. Несправедливое, жестокое отношение должно становиться поводом для открытого публичного расследования.