Как называется индийская свадьба. Прекрасные традиции индийской свадьбы

С вадебные обряды Индии отличаются четкой традиционностью - это означает, что они остались почти такими же, как и тысячелетия назад. Сразу подчеркну то существенное, чем индийский брак отличается от всех остальных. В других странах обычно юноша выбирает девушку, нередко встречается и обратная ситуация. В Индии же брак полностью зависит от решения родителей жениха. Они подыскивают подходящую невесту для своего сына и договариваются с ее родителями о будущем брачном союзе. От девушки мало что зависит: в конце концов, родители могут просто приказать ей выйти замуж даже за малознакомого юношу, и она обязана повиноваться. Именно поэтому индийскую матримониальную систему называют "браком по предварительной договоренности".


После договоренности между родителями организуется две встречи будущей ячейки общества, которая называется «ашир-вад» или «благословение». Первая встреча проходит в доме невесты, вторая - в доме жениха. Во время этих встреч молодые получают подарки от будущих родственников и одаривают друг друга.

Конечно, времена меняются, и все больше и больше браков в Индии заключается по любви, но столь продвинуты в этих вопросах лишь жители крупных городов, остальная же Индия живет по старинке.


На счастье молодых также сильно влияет принадлежность их к той или иной касте. Напоминаю, что в Индии существовало 4 основные касты - брахманов (священнослужителей), кшатриев (воинов), вайшьев (торговцев, скотоводов и земледельцев) и шудр (слуг и разнорабочих). Естественно, брак можно заключить только среди семей в своей касте. Если же семья молодого человека выдавала его за девушку из более низкой касты, то престиж семьи снижался до касты семьи невесты. В современной Индии официально кастовая система отменена, но на деле - это не так. Принадлежность к той или иной касте легко определить (легко, конечно, индийцу, а не нам).


Но, какие-то подвижки есть… можно даже встретить такие объявления в газетах, в рубрике знакомств:
«Профессиональный образованный мужчина 79/5’7″CA/CPA/MBA, работающий в США, ищет образованную девушку. Каста не важна.»

Но, наравне с такими смелыми заявлениями, есть и такие:
«30-летний сикх в тюрбане(!), имеющий отдельный дом и доход в 50000 рупий»

В день свадьбы жениху и невесте не разрешается ничего есть вплоть до начала церемонии бракосочетания. В доме жениха девушки из числа родственниц исполняют свадебные танцы и песни. Затем совершается небольшой, но важный ритуал под названием "гайе холуд" - обряд восхваления желтого цвета, который у индийцев ассоциируется с цветом солнца и служит символом верности. Церемония "гайе холуд" очень напоминает праздник красок "холи", с той лишь разницей, что краска здесь одна - желтая. Сначала все присутствующие красят себе лбы, а потом обсыпают друг друга желтым порошком.

После "гайе холуд" отец жениха торжественным голосом перечисляет имена усопших родственников этой семьи, как бы призывая их в свидетели и сообщая духам предков, что их потомок женится. Затем все участники церемонии направляются к дому невесты, где церемония "гайе холуд" повторяется.

Костюмы жениха и невесты
Традиционные индийские свадебные наряды - самые изысканные и красочные подвенечные платья во всем мире. Красный цвет платья является общепринятым во всех областях Индии, однако, современные модницы стали использовать и другие цвета. Индийские свадебные платья очень сильно отличаются от традиционных западных нарядов. Невеста в день свадьбы должна буквально искриться - именно этого эффекта и пытаются достичь богатой вышивкой, украшениями и использованием отражающих тканей для платья - атласа, шелка или шифона.


Индия - страна большая и от области к области стиль подвенечного платья немного меняется, но неизменными остаются виды свадебных одеяний:

Сари - традиционная индийская одежда - кусок длинной ткани, особым образом обернутый вокруг тела.
. гагра чоли - традиционный североиндийский наряд, состоящий из длинной в пол юбки (лахенга), блузки с коротким\длинным рукавом и длинного шарфа, перекинутого через плечо.
. салвар (шалвар) камиз - появился в Индии во время монгольских завоеваний, но, в отличие от монголов, остался навсегда. Это крайне удобная одежда «на каждый день», состоящая из брюк и удлиненной блузы.



Почему именно красный и оттенки красного? Красный цвет - это цвет удачи, он принесет много счастья будущей семье.

Жениха и невесту, олицетворяющую собой красоту и изящность, облачают в роскошные одежды так, чтобы взоры гостей были устремлены на счастливую пару. Обязательными 16 элементами свадебного гардероба невесты, называемыми Солах Шрингар являются:

Свадебный наряд . По традиции, свадебной одеждой невесты является сари, ленга чоли (лехенга) или сальвар камиз. Однако свадебный наряд может соответствовать одежде, носимой в определённом регионе Индии. Классический индийский, соответствующий ведическим предписаниям свадебный наряд невесты должен быть красного цвета, хотя иногда встречаются и другие, например, пурпурный, бордовый, оранжевый, золотистый, в Махараштре - зелёный. Свадебное одеяние невесты у древних славян также было красного цвета, а старинное выражение "красна девица", пришедшее к нам из глубокой древности, означает следующее: невинна, чиста, скромна, красива, подобно невесте, облачённой в красное.

Чёрный и белый цвета запрещаются, т.к. чёрный считается символом невежества, нечистоты, тьмы, а белый ещё с ведических времён у индийских женщин считается цветом вдовства, траура. К слову стоит отметить, что в древности траурным цветом у всех индоевропейских народов, к примеру, славян также считался белый цвет. Чёрный же появился с приходом христианства, заимствовавшего его, как и традицию завешивания зеркал в доме усопшего, из иудаизма. В XVI в. английская королева Анна установила традицию носить черные одежды в знак траура. С тех пор во многих странах мира вдовы носят черные платья.

Кешапашарачана . Чтобы сделать великолепную свадебную причёску (кешапашарачану) , необходимо умастить волосы невесты душистыми маслами, украсить их цветочными гирляндами и ювелирными украшениями. Традиционной свадебной причёской является коса, украшенная цветочными гирляндами. Длинные волосы, заплетённые в косу, - важнейшая деталь внешности индийской женщины, сохранившаяся еще с ведических времён. В соответствии с ведическими традициями, у благочестивой женщины должны быть длинные волосы, заплетённые в косу. Расплетать волосы женщина может в следующих случаях: а) в периоды интимной близости с супругом; б) при совершении омовения.
Распущенные волосы допускаются и у девочек, не достигших половой зрелости.

Появление как говорится "на людях" в публичном месте с распущенными волосами считалось величайшим грехом и позором. Только гетерам (куртизанкам), блудницам и рабыням дозволялось носить распущенные волосы. Древнеславянские (старорусские) выражения "распутная" и "распутница" указывают нам на то, что и на Руси когда-то придерживались древних ведических традиций.

Каджал или анджана - чёрная подводка для глаз, делает взгляд невесты привлекательным и загадочным.

Бинди - красная точка на лбу, являющаяся священным символом замужней женщины. Иногда бинди дополняется маленькими белыми точками или изящными узорами вокруг бровей.

Синдур - пробор невесты, окрашиваемый в красный цвет во время свадебного обряда.

Мангтика - ювелирное украшение на проборе.

Натх - колечко для носа, которое носят в левой ноздре. Подобно бинди и синдуру, оно (носимое в левой ноздре) является символом замужней женщины.

Карн Пхул - необычайно красивые свадебные серьги, обычно в изобилии инкрустированные драгоценными камнями, отчего бывают довольно тяжёлыми.

Хаар - свадебное ожерелье, традиционно сделанное из золота и украшенное драгоценными камнями, имеющее различные варианты в зависимости от региона. Во многих семьях хаар передаётся по наследству.

Баджубанх (бааджубанд ) - браслеты, которые надевают на руки выше локтя.

Менди - узоры, нанесённые хной на руки и стопы.

Чудиян - браслеты, надеваемые на запястье, обычно красного цвета.

Итар - ароматические масла.

Камарбанд (камербанд ) - изящный золотой или серебряный пояс, инкрустированный камнями, который носят на пояснице для поддержания свадебного наряда.

Паял - серебряные ножные браслеты с множеством маленьких колокольчиков, издающих нежный мелодичный звон в такт походке.

Аарси - большое изящное кольцо-зеркальце, которое носят на большом пальце руки.




Помимо платья, существуют обязательные украшения, которые завершают образ невесты и несут в себе дополнительную символику - это ожерелья, стеклянные браслеты на обоих руках, серебряные браслеты на ногах, кольца на обеих руках, кольца на пальцах ног, сережки, серьга в носу с цепочкой к уху и специальные украшения на волосы - украшений в Индии не бывает много. Такое обилие - норма для индийской невесты, которая, как я уже говорила, должна блистать в прямом смысле этого слова. Чтобы там ни было, и жених и невеста сверху обильно посыпаются гирляндами цветов.

Есть еще одно украшение, мангаль-сутра (ожерелье тали), которое жених повязывает невесте на шею во время церемонии - это украшение символизирует то, что мужчина отдает себя под магическую защиту женщине (ведь именно женщина способна обеспечить процветание и удачу мужу). Ожерелье состоит из бисера или бусин черного цвета и золотой вставки.

Неотъемлемой частью украшения невесты служит также менди (мехенди) - кратковременная татуировка хной. Эти татуировки наносятся невесте, ее подругам и родственникам женского пола во время предсвадебных празднований. Менди в Индии наносится только во время крупных торжеств - Дивали (фестиваль Огней), свадеб, помолвки.

Менди или хна имеют различные оттенки и цвета, начиная от красноватых и апельсиновых, заканчивая коричнево-черными. Другие цвета также доступны, путем смешивания красок и добавления их к хне.

Чем изысканнее и замысловатее узор менди, тем более счастливой будет дальнейшая жизнь молодой семьи. Чаще всего в узоры вкрапляются символы плодородия и религиозные мотивы, а также можно зашифровать имя возлюбленного.



Свадебный наряд жениха, также как и наряд невесты, красив и изящен. Традиционно он состоит из шервани (длинный сюртук, застёгивающийся до воротника) различных цветов, украшенного вышивкой золотыми нитями, и чуридаров (узкие штаны). В дополнение к костюму одевают традиционные, расшитые бисером туфли с загнутыми носами, называемые джути, а также великолепный тюрбан, называемый пагди (пагри) или сафа . В Пенджабе лицо жениха закрывают подвесками из бусин или цветов, которые называются сехра. Одетые в богатые свадебные одежды жених и невеста подобно богу и богине ослепляют своей красотой.

Большая часть жителей Индии разделяет верования Индуизма и практикует традиционные ритуалы, существующие еще во времена зарождения религии. Одним из таких ритуалов служит свадебная церемония. Индийские свадьбы - грамотно продуманные изящные праздники, длящиеся от трех дней до нескольких недель (в зависимости от обеспеченности семей и таланта брахмана - ведущего церемонии). Причем каждый день совершаются определенные ритуалы, несколько меняющиеся от области к области и содержащие от восьми до восемнадцати основных шагов. У современной быстро развивающейся Индии, к сожалению, уже не хватает времени следовать всем многочисленным свадебный традициям, но все самое главное, все же, осталось неизменным.

В первую очередь, это касается оформления свадьбы, ведь блистательным жениху и невесте должны быть под стать и свадебные декорации. Традиционные цвета индийской свадьбы - красный и золотой. Красный, как я уже упоминала, приносит удачу, а золотой или желтый цвет - символ солнца и верности.


Из цветов для украшения чаще всего используются орхидеи, гвоздики, маленькие розочки, лилии - все это заплетается в гирлянды. Причем, нормой считается использование искусственных и живых цветов вместе. В декоре наравне с цветами используются ковры, гобелены, свечи и ладан. На украшение места празднования тратится обычно не меньше средств, чем на одеяния самих молодоженов и их близкой родни, поскольку свадьба - это еще и публичное объединение двух семей.




Сценарий свадебного дня и предсвадебных торжеств разнится от штата к штату, так что приводимый ниже список - только один из многочисленных вариантов празднований в Индии.

До церемонии

Sagaai (помолвка)
Сагааи - церемония обручения: невеста приходит в дом жениха со специальным подношением - matli, который приносит удачу. Обычно это некая шкатулка с конфетами и подарками для жениха и его семьи. Этот ритуал символизирует принятие семьей невесты союза их дочери и ее будущего мужа. Затем проходит небольшая церемония, на которой пять женщин от каждой семьи благословляет будущую пару.

Garba (вечеринка перед церемонией, мальчишник)
Гарба - танцевальная вечеринка, которая проводится накануне церемонии. Гарба - отличная возможность родственникам будущих молодоженов встретиться и приятно провести время накануне церемонии.


Pithi (церемония восхваления желтого цвета)
Желтый цвет в Индии символизирует верность, и просто нелепо было бы не воздать ему хвалу перед церемонией… что и делается в доме жениха и невесты, где собираются их родственники и друзья. Они наносят молодым на лоб желтую краску, тем самым очищая новобрачных перед церемонией, и обсыпают друг друга желтой краской.

Менди (украшение невесты, девичник)
За день до церемонии в доме невесты собираются ее близкие подруги и члены семьи, ее ноги и руки расписывают хной, после чего одевают в свадебный наряд под пение свадебных песен и вед.


Mandap Mahurat
Это типичный ритуал, проводящийся накануне какого-либо важного события в жизни семьи - Пандит проводит обряды в доме жениха и невесты, во время которых семьи молятся Ганешу и ищут его благословение.

Griha Shanti (Мир Вашему Дому!)
Это обряд изучения гороскопов будущих молодоженов и выбора наиболее благоприятной даты и времени церемонии. Обряд проводится Пандитом для невесты, ее родственников и членов семьи жениха. От выбора благоприятной даты зависит счастье и мир в семье.

Собственно свадьбу играют, как правило, вечером - и обязательно в доме невесты, куда в урочный час прибывает жених в сопровождении родственников и друзей. К этому моменту уже готов маленький храм, специально построенный для совершения обряда. Он покрыт тентом, украшен по углам четырьмя пальмами и убран множеством душистых цветов, в основном желтого цвета. Жених становится на плоский камень и ждет, когда несколько человек вынесут в деревянном паланкине невесту - в богатом, обычно ярко-красном сари, со множеством украшений. Семь раз носильщики обходят вокруг жениха, а затем, остановившись, просят молодых взглянуть друг другу в глаза. Взгляд этот называется "шубхо дришти" - самый первый взгляд.


День церемонии

Baraat (Свадебный кортеж)
Жених прибывает к месту проведения церемонии со своими друзьями и членами семьи. Многие в качестве транспорта используют лошадей или специальные повозки. Прибытие жениха сопровождается шумными празднованиями и танцами. Традиционно жители Гуджарта выбирают себе невест из других городов или деревень, поэтому в день церемонии свадебный кортеж жениха прибывает в деревню невесты.


Ponkvu (Прибытие жениха, начало церемонии)
Прибытие жениха считается официальным началом церемонии. Жениха приветствует его теща, пытаясь выполнить символический ритуал - ухватить жениха за нос, что должно напомнить ему, что именно он стучался в их дверь, чтобы просить руку их дочери.

Jaimala (Обмен цветочными гирляндами)
После церемонии Ponkvu появляется невеста, и они с женихом надевают друг другу на шею цветочные гирлянды. Традиционно, во время этого обряда жених находится выше невесты, обычно об этом заботятся друзья жениха, тем самым показывая, что невеста не может «забрать» жениха из семьи и от друзей.

Madhuparka (Семья невесты принимает жениха)
Теща приводит жениха в Мандап - специальный навес или шатер для молодоженов, где происходит самый главный обряд вечера. В мандапе горит традиционный огонь и произносятся священные молитвы. Вторым не менее важным элементом свадьбы служит Шамиана - матерчатый шатер для гостей, где они угощаются в ожидании жениха и невесты. В мандапе брат невесты омывает жениху ноги, тем самым «принимая» его в семью, а сестра невесты в это время пытается «украсть» его ботинки. Ведь по традиции жених должен покинуть свою свадьбу в той же обуви, в которой он на нее пришел, а если ботинки «украдены», их нужно «выкупать» у своей невестки.


Kanya Agamana (Выход невесты)
Невесту в мандап приводит ее дядя по материнской линии. Перед началом церемонии между женихом и невестой натянут специальный занавес (antarpaat), отделяющий их друг от друга. Гуру начинает обряд, занавес опускается и пара может обменятся гирляндами. Церемония проводится перед священным огнем.

Kanya Daan (Передача невесты)
Обряд передачи невесты ее родителями жениху - рука невесты помещается в руку жениха. Родители невесты ничего не едят перед церемонией, тем самым очищая себя. Считается, что на свадьбе родители передают свою дочь, Богиню Лакшми, жениху - Богу Вишну.

Hasta Milap (Союз двух душ)
Шарф жениха привязывается к сари невесты, что символизирует союз двух душ. Гуру произносит молитвы, призывая Богиню Лакшми и Богиню Парвати. Родственники пары объединяются, посыпая молодых рисом и лепестками.

Varmala
Шеи новобрачный обвязываются шнурком, дабы защитить их от зла. Это делают старшие родственники молодоженов.

Mangal Pheras
Молодожены 4 раза обходят священный огонь, символизируя основные человеческие цели в жизни - Дхарма (мораль, праведность), Artha (богатство, материальное благо), Кама (радость, душевное удовлетворение) и Moksha (освобождение, вечное блаженство). В это время Гуру произносит молитву и жених повторяет за ним. Забавно, что после 4 кругов молодые очень спешат занять свои места, поскольку есть такая примета, что тот, кто первый сядет на свое место, будет управлять домом.



Saptapadi (Семь ритуальных шагов)
Жених помогает невесте сделать семь ритуальных шагов (коснуться большим пальцем правой ноги семи «ступеней»), в то время, как они произносят семь клятв. Каждый шаг также сопровождается молитвой, которую произносит жених.

1. С первым шагом пара просит у богов чистой, безбедной и благородной жизни.
2. Со вторым шагом они молятся о физическом и психическом здоровье и просят для себя здоровую и мирную жизнь.
3. Третий шаг - это просьба о духовной силе для выполнения духовных обязательств.
4. На четвертом шаге просят счастья и гармонии, которые можно достичь через взаимную любовь, доверие и долгую жизнь вместе.
5. Пятый шаг делается с молитвой о благосостоянии всех живущих родственников и о рождении благородных детей.
6. Шестой шаг обещание быть вместе и пройти вместе через все радости и невзгоды.
7. Во время последнего седьмого шага они молятся о жизни в целом, прося взаимопонимания, уважения, единства не только для себя, но и для всего мира.


Sindoor Daan
Далее черед ритуала Синдхур даан. Синдхур - красный порошок, которым жених наносит полоску на пробор невесты. Эта красная полоска в волосах, так же как и точка посредине лба, говорит о замужнем статусе женщины.

Saubhagyavati Bhava
Семь замужних женщин со стороны невесты проходят мимо пары и шепчут благословения в правое ухо невесты.

Ashirwaad
Свадьба традиционно заканчивается тем, что молодая семья просит благословения у старших.



После церемонии

Vidaai
Церемония отъезда недавно поженившейся пары - часто сопровождается слезами радости и печали.

Ghar Nu Laxmi
Когда пара приезжает в дом жениха, невеста приветствуется, как Богиня Лакшми, приносящая удачу в новый дом. Свекровь (мать жениха) помещает емкость с рисом при входе в дом. Если невеста просыплет рис, касаясь его правой ногой, то это к богатству. Таким образом, невеста принимает свои обязанности в ее новом доме.

Aeki Beki
Игра, смысл которой заключается в поиске кольца, которое помещается в поднос с водой, красным порошком, молоком и несколькими монетами. Считается, что тот, кто найдет кольцо четыре из семи раз, будет главой дома и станет управлять домашним хозяйством. День заканчивается молитвами с просьбами о счастье и любви молодых.


Вся свадебная процессия движется потом к тому месту, где священник, произнеся молитву и выслушав клятву молодых, соединит руки новобрачных гирляндой цветов. Жених в этот момент нанесет красную краску на лоб и пробор своей невесты: теперь они уже муж и жена. Затем все отправляются праздновать в помещение, называемое “бозарган”, где устраивается целое представление с танцами и песнями. Веселье длится всю ночь, а утром гости покидают дом молодой жены, уводя ее в дом мужа, где молодых также ждут подарки и благословение. В этот день никаких церемоний не происходит: все отдыхают. И только на следующий день в доме мужа принимают родственников жены с подарками, устраивают для них обед и развлечения.

Жениха проводят в пандал и сажают возле чаши с рисом. Появляется невеста в сопровождении матери, родственников и друзей. Жених встает, под звуки свадебной мелодии невеста медленно надевает ему на шею цветочную гирлянду и получает от будущего мужа такую же. Затем молодые обмениваются кольцами, и жених дарит невесте золотую цепочку, которую она отныне будет носить до конца своих дней.

Женщины на юге не выкрашивают пробор и не ставят на лбу знак замужества. Для них таким знаком служит золотая цепочка. Снять ее - плохое предзнаменование.

Вечером молодых уводят в отведенную для них комнату, где Мужу вручают стакан с молоком и оставляют одного, а молодую жену уводят к гостям. Начинается праздничный ужин. после которого все гости со стороны жениха уходят домой, а невеста возвращается в комнату к мужу. Наутро он увозит ее в свадебное путешествие.

А теперь о самой дешевой в мире свадьбе, которая обходится в 1 рупию и 25 пайсов (примерно 16 копеек). На самом севере страны живет племя нандхари. Свадьбу здесь празднуют исключительно просто, даже аскетично. Приданое, подарки, любая демонстрация богатства, хвастовство обеспеченностыо категорически запрещены. Одиночных свадеб у нандхари не бывает. Несколько раз в году устраиваются коллективные торжества, в которых принимают участие 30-50 пар новобрачных.

Зачастую это происходит вблизи маленьких деревень, и для того, чтобы вместить всех многочисленных родственников и просто гостей, жители строят целый городок из палаток и шалашей. Ритуал венчания начинается рано утром под открытым небом. Женихи и невесты с ног до головы одеты в белое. Девушкам из украшений разрешено надеть на шею только гирлянду из белых цветов. Сначала выходят женихи. Они торжественно рассаживаются на циновках из рисовой соломы. Затем подходят невесты, разумеется, каждая к своему суженому. Впрочем, бывает и так, что девушка не помнит или не уверена в том, ее ли это избранник, и тогда на помощь приходит чудо техники - фотография. (Бедные девушки, которые выходили замуж до изобретения фото!) Невесты надевают на женихов белые гирлянды и садятся по левую сторону от своих будущих мужей. При этом невозможно определить степень обеспеченности невесты - все равны.

Священнослужитель поочередно подходит к парам и наливает "святую" воду в пригоршню каждой невесте и каждому жениху. Молодые должны сразу же ее выпить. Затем священник разжигает огонь и произносит молитвы, время от времени подливая масло - делает он это специальной ложечкой, выполненной в виде небольшого челнока.

Затем все пары поднимаются, и женихи привязывают концы своих кушаков к концам шарфов невест. В этот узел жених обязан вложить плату за свадьбу - так сказать, свадебный взнос. По традиции он равен 1 рупии 25 пайсам. Разрешается, правда, его увеличить до 13 рупий, но ни пайсой больше, иначе это будет расценено как предосудительное мотовство. Связавшись, пары образуют круг и начинают медленно двигаться в обход огня. Они должны совершить пять полных кругов, после чего священнослужитель благословит молодых. Он призывает бога ниспослать милость новобрачным и желает им долгой и счастливой супружеской жизни.

Далее все пары расходятся по своим местам, садятся в том же порядке, как и в начале церемонии, а священник обходит их, развязывая концы шарфов и вынимая спрятанные деньги. Все собранные деньги передаются главным распорядителям, на них покупают пищу для участников церемонии и гостей. Обычно обед устраивается чрезвычайно скромный, состоящий из сластей и фруктов.

По окончании свадьбы невеста отправляется в дом мужа, не неся с собой ни приданого, ни подарков. В этом доме она должна прожить не менее недели, и только потом ей будет дозволено нанести визит родителям.

В Индии существует красивая легенда о муже и жене, которые были идеальной парой во всех отношениях:

ни он, ни она никогда в жизни не взглянули на кого-либо другого. Жили супруги дружно и счастливо и умерли в один день. В тот же вечер недалеко от Полярной звезды взошла новая звезда Анадурата — в честь счастливой семейной пары. Вот эту звезду и показывает в день свадьбы жених своей невесте, как бы призывая ее следовать примеру тех счастливых влюбленных.

Вот краткий очерк нескольких свадебных обрядов в их традиционном виде. Разумеется, на самом деле их очень много, различные обряды можно встретить и в пределах одного штата, и в пределах города, и даже общины, но важно отметить то общее, что присуще абсолютно всем индийским свадьбам. Прежде всего это огонь, олицетворяющий присутствие самого бога: все клятвы благочестия даются при нем. Другая особенность - многочисленность. На любую свадьбу, какой бы бедной она ни была, приглашают огромное количество людей.

И еще несколько слов - об украшениях. Ювелирные изделия - это не столько признаки роскоши, сколько важная дань символике. Для такого торжественного события, как свадьба, обычно готовят известное количество специальных изделий, которые вручают как невесте, так и жениху. Например, для невесты делают брачное ожерелье - "тали", или "мангель-сутра", которое во время свадебной церемонии жених надевает суженой на шею. Отныне женщина будет носить "тали" всю жизнь (если только не овдовеет). Вручение браслета во многих районах страны связывается со вступлением в родственные, братские и сестринские, отношения.

Индийская семья многочисленна. Она зачастую состоит из родителей, их женатых сыновей с женами и детьми, неженатых сыновей и незамужних дочерей - порой в доме живет до шестидесяти человек. Традиция отдает невестку в полную власть свекрови, а если девушка выходит замуж за младшего в семье, то на нее распространяется и власть старших невесток. Только воспитанная с детства сдержанность помогает свекрови подавить ревнивую неприязнь к жене сына и не очень обижать ее.

Мужчины отдают родителям весь свой заработок, и хозяйка дома определяет, на что и как надо тратить деньги. Если свекровь не балует невестку подарками, последняя должна обходиться теми вещами, что привезла из родного дома или получила в подарок на свадьбу. Если свекровь не считает нужным привлекать невестку к обсуждению бюджета семьи, к вопросам воспитания и обучения детей и решению других проблем, невестка будет жить как бесплатная прислуга, проводя свои дни у очага, детской кровати, за стиркой, мытьем посуды, полностью лишенная права голоса. Найдет родня мужа нужным отослать детей к каким-нибудь родственникам - отошлют. Найдут нужным взять для мужа вторую жену - возьмут.

К счастью, тяжелые отношения в индийской семье - скорее исключение из правил. Кроткие, работящие, терпеливые невестки, особенно те, кто "сумел" родить сына, довольно быстро вписываются в семейный круг. Ступенью ниже стоят те, кто рожает девочек. Но поскольку в Индии принято иметь много детей, то с годами появляются и мальчики, и девочки, и женщина-мать занимает в семье прочное место.

Дети в семьях растут в атмосфере доброжелательности. Первые слова, которые они слышат, призывают к доброму отношению ко всему живому. "Не раздави муравья, не ударь собаку, козу, теленка, не наступи на ящерицу, не бросай камней в птиц, не разоряй гнезд, не приноси никому вреда" - эти правила со временем принимают новую форму: "Не обижай младших и слабых, уважай старших, не подними нескромного взгляда на девушку, не оскорби нечистой мыслью женщину, будь верен семье, будь добр к детям".

Для индийцев характерна естественность - здесь не увидишь в семейном кругу вызывающее поведение, кокетство. Женщина до такой степени прочно замыкает кольцо своего внутреннего мира вокруг мужа, его жизни, его интересов, что для нее просто перестают существовать все другие мужчины.

Иностранцы, неглубоко знающие Индию и ее народ, часто удивляются "неконтактности" здешних женщин, которые вроде бы совсем не реагируют на присутствие незнакомых мужчин. Они любят красиво одеваться - для мужа. Холят свою кожу, убирают волосы, сурьмят веки, выкрашивают красной краской пробор в волосах, надевают украшения - для мужа. Учатся петь и танцевать - для мужа. И если муж жив и здоров, если он предан семье - а это правило, исключения из которого очень редки, -женщина счастлива, она ничего больше и не желает.

При всем различии свадебных церемоний в разных штатах и уголках страны есть и общее. Очень похожи всюду слова торжественной клятвы, которую произносят юноша и девушка, вступая в брак:

"Клянемся быть вместе и в горе, и в счастье - до того дня, когда смерть разлучит нас..."

В принципе все индийские свадьбы в обеспеченных семьях очень дорогие. Они обходятся от пяти тысяч до двадцати тысяч рупий, в зависимости от материального положения родителей. Но в штате Пенджаб свадьба - особенно дорогостоящее предприятие: во-первых, за невестой полагается большое приданое, а во-вторых, родители молодых стараются перещеголять друг друга и блеснуть щедростью и богатством.

Обычно между помолвкой, во время которой жених надевает невесте на палец обручальное кольцо, и свадьбой проходят один-два очень напряженных месяца. В эти дни родители невесты собирают приданое дочери:

множество сари на все случаи жизни, другую одежду, украшения, кухонную утварь... Два дня до свадьбы невеста никуда не выходит. Дом ее украшают фольгой, гирляндами цветов и разноцветных лампочек.

Наконец наступает день свадьбы, на которую собирают до 700-800 гостей. Родители невесты должны обеспечить их угощением и жильем. Невесту одевают в ярко-красное сари, на руках у нее обязательно ярко-красные браслеты, означающие, что девушка выходит замуж. Она будет носить эти браслеты, по крайней мере, еще месяц после свадьбы.

Вечером невесту выводят на открытую площадку перед домом, где она терпеливо дожидается прибытия жениха. Пенджабские девушки считаются очень скромными и застенчивыми. Это подчеркивается тем, что лицо невесты наполовину прикрыто сари. Наконец верхом на лошади прибывает жених - его одежда расшита золотым шитьем, он подпоясан огненным кушаком, на голове яркий тюрбан. Позади на разукрашенной лошади скачет дружка - "маленький жених" в таком же наряде.

Эту процессию обычно сопровождают музыканты. Поскольку гости веселятся, поют и танцуют прямо на дороге, то всем прохожим без объяснений понятно, что происходит на этой улице. Встретив жениха у ворот, родители невесты ведут его к новобрачной, и молодые обмениваются гирляндами цветов - это, собственно, и означает венчание.

После ужина молодых ведут в "веди" - маленький храм, сооруженный из пяти бамбуковых палок, покрытых тентом. В центре его горит огонь. Один конец сари невесты привязан к кушаку жениха, что должно означать их союз и привязанность друг к другу. Молодых сажают возле огня. Затем молодые должны подняться, взяться за руки и обойти вокруг огня семь раз.


Вот теперь они уже супруги. По возвращении в дом невесты молодого мужа с шутками и прибаутками укладывают спать в отдельной комнате, а жена остается в своей девической спальне. Родственники мужа отправляются ночевать к себе домой. Утром молодую жену все в том же свадебном наряде уводят в дом мужа. Теперь молодая жена придет в дом родителей в гости только через месяц - нанесет "первый визит".

Во многих районах Южной Индии церемонии обручения не существует. Родители жениха и невесты не спешат объявить о дне свадьбы, а первым делом изучают гороскопы молодых. Только в том случае, если звездные предначертания совпадут, родители невесты приглашают будущих свойственников на смотрины.

Наконец начинаются торжественные приготовления. За четыре дня до свадьбы съезжаются все родственники невесты. Во дворе ее дома воздвигают особый навес - пандал, украшенный цветами, гирляндами из кокосов и бананов, разноцветными огнями.


В центре пандала устанавливают большую чашу, до краев наполненную рисом, поверх которого лежит цветок кокосовой пальмы, - все вместе это символизирует счастье. Вокруг чаши зажигают огни. Однако церемония начинается не в пандале, а в храме, присутствует на ней только невеста, до жениха очередь еще не дошла. В половине седьмого утра девушку, одетую в свадебное сари, ведут в храм. Там невеста бросает на пол четыре кокосовых ореха, раздает милостыню беднякам, а затем возвращается домой.

Жениха встречают только отец и дядя невесты. Ни одна женщина из дома не должна попасться на пути будущего мужа. У самых ворот жениха встречает младший брат невесты, моет ему ноги и целует его. Это означает, что будущие зять и шурин породнились.



Нравится

В Индии считается, что муж и жена объединяют свои судьбы на последующие семь жизней - так гласит ведический закон. Молодой человек не должен брать в жены девушку, замеченную в ранних связях с другими мужчинами. Испокон века в Индии девушка, собирающаяся под венец, должна быть девственницей и никак иначе. Девушка, вступившая в связь с иным мужчиной, находясь в статусе незамужней, автоматически становится изгоем. И если она в будущем все-таки выходит замуж - ее дети, ее муж и все ближайшие родственники становятся изгоями, то есть недостойными людьми.

Целомудренная индийская девушка сравнивается с чистым не вспаханным полем. Ее будущий муж и является тем самым пахарем и сеятелем, который будет "обрабатывать" поле, сеять зерна и получать плоды. По ведическим законам тот, кто первым "вспахал" и "обработал" поле - является его хозяином.

Женщина не может второй раз выйти замуж.

Если супруг по какой-то причине умирает, женщина навсегда остается вдовой. Второй раз замуж в Индии выходят очень редко, это скорее исключение из правил. Все рожденные женщиной дети будут являться собственностью первого "пахаря", то есть того, с кем она в самый первый раз вступила в половой контакт. О совместной жизни (гражданский брак) между молодыми людьми до свадьбы в Индии речи не может быть - это позор и недостойное поведение для молодых людей.

Помолвка и церемония Тилак

Как и в любой другой стране, в Индии все начинается с помолвки. Жениха дочери подыскивают ее родители. Они ищут богатую семью, живущую в достатке и уважении, приходят в дом сватов (без девушки) и заводят разговор о сватовстве. Если родители и родственники парня согласны - назначается дата свадьбы. Отец девушки и ее братья красным порошком (смесь куркумы и шафрана) ставят на лоб будущего зятя тилак - красную точку, символизирующую одобрение и принятие его в семью. На домах обоих семей красной краской выводится символ радости и всего самого прекрасного. Родители парня в свою очередь передают будущей невестке богатые подарки, это чаще всего расшитые золотыми нитями сари и драгоценные украшения.

Свадьбу в Индии оплачивает семья невесты

Так заведено Ведами, что за все угощения и приготовления к свадьбе отвечает именно семья невесты. Со стороны жениха девушка получает лишь подарки и украшения, но все остальные хлопоты, касаемо торжества и расходов, ложатся на плечи отца семейства невесты. Все последующие дни, начиная от помолвки и вплоть до самой свадьбы, в обоих семьях принято употреблять и угощать гостей исключительно овощными и молочными блюдами, мясо - запрещено!

Церемонии Сангит и Сухагин

Церемония Сангит проводится в доме невесты, это что-то вроде девичника, но очень целомудренного и абсолютно безалкогольного. Семья невесты готовит сладкие угощения, созываются все близкие и дальние родственники женского пола обоих семейств, устраивается веселье. Девушки, женщины поют и танцуют под аккомпанемент небольших барабанов и бубенцов. Веселье длится долго и только по окончании подаются угощения.

Во время церемонии Сухагин все взрослые женщины собираются в доме невесты и молятся об одном - чтобы будущая невеста не пережила своего мужа, а умерла в будущем раньше него. По законам Индии женщина, пережившая мужа, несет на себе "клеймо" позора. Она причисляется к низшей касте, ее не приглашают в гости, она не выходит замуж и становится изгоем. Она не имеет права носить украшения, всегда должна облачаться только в белые одежды и не должна веселиться. Женщина, умирающая раньше своего мужа называется "сухагин". Ее тело поддается кремации, но перед этим оно облачается в самые красивые одеяния и дорогие украшения. Вот почему перед свадьбой все женщины молятся о том, чтобы не пережить своего мужа, в этом и заключается церемония Сухагин.

Менди - нанесение узоров хной

Следующим важным обрядом в Индии становится покрытие ладоней и стоп девушки узорами. Рисуют их хной под тихое пение женщин, собравшихся в доме невесты. Чем темнее узоры - тем лучше. Пока рисунки держатся на ладонях новобрачной - она не должна прикасаться к домашним делам в доме своего мужа после свадьбы. Хна смывается не раньше, чем через месяц, поэтому все это время в своем новом доме девушка должна только отдыхать и радоваться статусу замужней.

Свадебный наряд - золото и красное платье

Золото и красное платье

В день свадьбы девушка надевает специально сшитый для этого дня красный наряд, щедро украшенный золотом. На запястья рук и ног надеваются браслеты, в левую ноздрю вставляется колечко, а на шею надевается золотое ожерелье. Волосы смазываются благовонными маслами, заплетаются в косу. Пробор украшается свежими цветами и драгоценными камнями. На лбу ставится красная точка, а вдоль линии бровей рисуются небольшие узоры золотом.

Жених облачается в узкие брюки и широкое платье. В дом к невесте он приезжает на слоне или автомобиле. На входе в дом его встречает мать девушки, она рисует будущему зятю на лбу красную точку - тилак. Парень проходит в дом. Далее жених с невестой обмениваются цветочными гирляндами (церемония Вар Мала). Руки молодых связываются нитями, отец невесты омывает ладони молодоженов чистой водой - этот обряд называется Канья Даан. Низ одежды новоиспеченных супругов связывается крепко и даже после свадьбы сей узел не должен быть развязан. Молодые обходят три раза жертвенный огонь под пение мантр и только после этого они становятся мужем и женой (ритуал Агни Париная).

На свадьбе молодые кормят друг друга сладкими угощениями. Молодой муж одаривает супругу драгоценностями и наносит ей на пробор специальный красный порошок. По окончании застолья они направляются к нему в дом. На пороге невестку встречает свекровь. Девушка должна опрокинуть ногой заранее поставленный свекровью на пол кувшин с рисом и монетами, затем она становится обеими ногами в низкий таз с красной краской и проходит в свой новый дом, оставляя следы на выстланном белом полотнище.

Дает интервью Валерий Кравцов из Латвии, который на днях выдал свою дочь за сына бывшего бедного крестьянина, а ныне - богатого индийского землевладельца:

Валерий Кравцов: - Свадьба в Индии - это какое-то безумие. Когда у индуса рождается дочка, он начинает копить на ее свадьбу. При этом дочку можно толком и не кормить, и не учить. Соберут кучу денег, грохнут все на свадьбу, и дочь потом может опять жить впроголодь и не учиться.

Юрий Алексеев: - А какой там порядок цен?

В Дели - дороже, чем в Москве. Я спрашивал спикера парламента Дели: а почему так дорого у вас? Он говорит: Валера, Москва - маленький город. А в Дели только сосчитанных жителей - 20 миллионов, плюс еще столько же несосчитанных. Плюс еще пригороды - там еще столько же. В Индии года три назад была перепись, они насчитали 1,2 миллиарда и бросили считать - надоело. Они же не ограничивают рождаемость, как китайцы.

- Где познакомились ваши молодые?

Они вместе учились в Англии, в Кардифе, в университете. Диана – на юриста, а Рахул – инженер-механик.

- Жену прокормит?

Ну, у них своя земля, он будет работать на себя, они строят доходные дома, сдают их в аренду. Они люди богатые, поскольку в Дели земля - самое ценное.

- Что это за плакат?

Когда мы ехали по Дели, я вдруг обнаружил такие плакаты в районе, где была свадьба. В Индии это общепринятая практика, не приглашение, а как бы информация, что такое событие состоится.

- А гости приходят по приглашениям или вся родня, кто узнал о событии?

Да, только по приглашениям. Они разослали их тысячи. И почтой, и курьерами…

Это первый обряд – обручение. В принципе, обручение должно пройти за год до свадьбы. Но так как мы – европейцы, нам сделали исключение, обручили всего за 10 дней до свадьбы.

Сагай - знакомство с семьей

Это следующий обряд – Сагай, за три дня до свадьбы. Его смысл – знакомство семей. Тут нас принимают в семью жениха – Соланки. На обряд приходят все мужчины рода, все важные деятели. Тут я в кругу индийских политиков. В Индии очень легко отличить политика. Если на человеке безрукавка коричневого цвета, это – член государственного парламента. А если безрукавка светлая – это член муниципального парламента.

- И они везде так ходят?

Да, видимо, они не так много вредят народу, что ходят безбоязненно в своей парламентской форме. А в чалме – старейшина 360 деревень, где проживает 4,2 млн. человек. Он, как я понял, старейшина в семье.

А здесь – часть моей новой семьи по мужской линии. Все в кадр не вошли, там еще справа – столько же. Передо мной в такой затрапезной шапочке – брахман. Он ведет обряд. А напротив, в сером костюме и кепочке, – самый старый мужчина в роду.

- А что там происходит?

В данный момент я одариваю жениха и его родню. По ритуалу нужно подарить одежду и еду (фрукты) близким родственникам. Потом все мужчинам рода – деньги.

- Всем?! Там же их сотни! Вы не разорились?

Нет, это чисто ритуальное дело, размер подарка в пересчете на наши деньги - около 5 латов. Но - каждому! Их там всего было где-то 250 человек.

- А как вы там понимали, что нужно делать? Знаете хинди?

Нет, конечно. Но вечером накануне к нам на квартиру приходил брахман, он провел инструктаж. Куда подойти, кому первому что дать, короче, всю процедуру расписал. Ну и по ходу помогал. А вообще у них все эти процедуры – несложные, все очень понятно, человечно и дружелюбно.

Но хоть и с улыбками, хоть и демократично, но вот это мероприятие - Сагай - и было самым серьезным и массовым. Именно здесь было 3,5 тысячи гостей. Оно считается даже важнее самой свадьбы. Тут на тебя смотрят все, поскольку ты претендуешь с ними породниться. От того, как ты войдешь в семью, зависит, как будет относиться семья к невесте. Более того: как я понял, на Сагае могут и не принять в семью.

- А на что больше-то всего смотрели?

Будете смеяться, все очень пристально смотрели на мой значок на лацкане – такой маленький красный значок "Центра согласия", я его в суете забыл отстегнуть от парадного костюма. У индусов даже самая маленькая деталь всегда несет особый смысл. Так меня все спрашивали: это орден? Я отвечал: да, это – Орден Согласия! (Смеется.)

- Вас там о чем-то спрашивали, экзаменовали?

Нет, но очень внимательно рассматривали подарки, их все даже переписали и сфотографировали.

- А что в этот момент делают женщины?

Там за павильоном накрыты столы, женщины развлекаются с гостями. Но невесты нет, невесту никто не должен видеть до свадьбы. И жена моя тоже не поехала – испугалась. Уж больно мероприятие серьезное: оно начинается в 12 дня и заканчивается в 10 вечера. Честно сказать, я сам смог продержаться только до пяти. Когда закончилась «официальная часть», я поехал домой.

Ночь хны - девичник и мальчишник

Это за день до свадьбы – так называемая «Ночь хны». В чем фишка: всем женщинам разрисовывают руки, а невесте еще и ноги:

Это чисто молодежное мероприятие, девичник и мальчишник. Обычно девчонки гуляют отдельно, мальчишки – отдельно, но нам, как европейцам, их совместили.

Вот такие узоры из хны. Считается, чем ярче получается узор, чем дольше он не сходит – тем лучше будут отношения между невестой и свекровью. Хна держится примерно месяц.

- Такой сложный рисунок… Это же сколько времени расписывают?

Примерно час. Невесту расписывают два художника, работают очень быстро. Узор имеет смысл. Скажем, у семьи Соланки на родовом гербе два павлина, потому на ногах они их изобразили. А остальные женщины наносят себе небольшие узоры:

Это расписанные женщины. Слева направо: география - Шанхай, Брюссель, Лиепая (моя вторая дочь), Санкт-Петербург, Лиепая (моя жена). Остальные - подруги невесты.

Вот так выглядит свежий рисунок. Женщины должны сидеть не шевелясь два часа и сохнуть.

А пока женщины сохнут, мужчины отмокают…

Свадебный городок

А это - центральный вход в свадебный городок. Там строится целый город для одной свадьбы.

Это - ложи для старейшин…

А это - центральный шатер для членов семьи. Он весь драпирован тканью, мне сказали, что ткани пошло – 23 километра!

- 23 километра! А вы не интересовались, во сколько им это все вылилось?

Ну как не интересовался? Я даже участвовал в расходах, но потянул только небольшую часть. Сколько – не скажу, не буду пугать нашу маленькую Латвию.

- А внизу – это ковер?

Нет, трава! И эта трава – чуть ли не самое дорогое на всей свадьбе. В самом Дели такой кусок свободной земли стоит бешеные деньги. И те, кто владеет такой землей – истинные богачи. Они сдают ее в аренду под свадьбы и имеют бешеные деньги. За сезон на таком куске они зарабатывают 8 млн. фунтов.

А это - специальный павильон только для поздравлений, осыпания молодых лепестками цветов и фотографирования. Фотопавильон по-нашему.

А это - крытый павильон в ожидании гостей.

Сама свадьба

По традиции жених на белой кобылице едет на встречу с невестой. Именно на кобылице – это олицетворяет доминирование мужского над женским.

Перед женихом танцуют мужчины семьи, призывая опомниться – не делай этого! Танцуют часа два, чтобы хорошенько подумал. Даже деньги предлагают, чтобы не женился.

А это - встреча жениха женщинами невесты. По центру – будущая теща, слева в голубом – моя вторая дочь, дальше – моя мама. Справа – подруги невесты.

Будущая теща рисует на лбу жениху красную точку – принадлежность к индуизму. И прилепляет на эту точку несколько рисинок – такой аналог русского «хлеб-соль». И вручает блюдо, на котором разные кушанья, символизирующие изобилие.

- А там еще спички лежат – это тоже имеет смысл?

Да, жених потом передает чашу брахману, который этими спичками зажигает как бы семейный очаг.

Жених готов, ждет невесту.

Теперь ведем невесту к жениху. Слева в смокинге – мой младший сын.

- А где вы брали сари для женщин?

Ой, это интересно. Нас родственники жениха спросили: вы хотите быть в европейском или в сари? Мои женщины – смелые, захотели в сари. Остальные не осмелились и потом пожалели. Потому что всем сари подарили, а к сари, оказывается, еще и драгоценности прилагаются – их им тоже подарили. (Смеется.)

Невеста готова! Шесть килограммов украшений – фамильные драгоценности. Эти драгоценности переходят от матери жениха из рода в род. Они старинные, золото у них не наше, оно – чистое, такое желтое, тусклое и мягкое. Сари на невесте – тоже целое состояние, вся вышивка сложнейшая, ручной работы.

- А нос ей тоже прокололи?

Нет, это прищеплено. Кстати, насчет драгоценностей. Часть их – настоящие, а часть заменили на бижутерию. То есть подарили настоящие, но когда обряжали на свадьбу – самые дорогие заменили «подделками». Они объяснили, что слишком дорогие вещи надевать в публичное место просто опасно. Они сразу говорили: вот это лучше не надевайте, вот это можно надевать, а это – нужно надевать. Там свой какой-то протокол.

А вот соединение «хрупкой Европы и могучей Индии». Тут их свели, они надели друг на друга гирлянды из живых цветов – и дальше пошел процесс фотографирования. Часа три - друг с другом, с гостями, прием подарков. Но они еще не муж и жена. Самого обряда еще не было, это как бы их «первое знакомство».

Фото с родителями жениха

А это - соединение отцов жениха и невесты - Рамеша Соланки и Валерия Кравцова.

- У отца жениха в руке – кошелек?

Точно! Он так и ходил с ним, без конца открывая и расплачиваясь то с тем, то с другим. Он был главный распорядитель. Более того, он очень часто подзывал меня и давал мне какую-то сумму и говорил: надо дать тому или тому. Опять же - по свадебному протоколу.

- Валерий, признайтесь, вы себя не чувствовали там бедным родственником ?

Да я и понял, что по их понятиям, мы – нищие. Меня спасло то, что я год отсидел в Сейме. И меня всем представляли как экс-члена парламента. А для них член парламента – это практически живой бог. Они же меряют на свою страну, с полутора миллиардами населения… Мое дело было молчать и делать важный вид. (Смеется.)

А вот уже сам обряд. Молодые дают семь клятв друг другу, три клятвы - жених и четыре - невеста. Три клятвы – как бы стандартные, как и у нас: быть верным, не оставлять в беде и прочее. А дополнительная, четвертая клятва невесты – замечательная. Звучит она примерно так: «Я никогда себе не позволю кричать на мужа при людях» . Нашим женщинам тоже бы такую клятву неплохо ввести. (Смеется.)

А вот это – самый важный момент. Отец жениха снял золотой перстень, отдал жениху, тот зачерпнул перстнем красную краску и наносит невесте на пробор.
Пробор в волосах, окрашенный красной краской, означает – женщина замужняя. Именно в этот момент она становится его женой.

- А кстати, дочка на хинди-то говорит?

Уже немного говорит, у нее это пятый язык. Выучит, ей языки, в отличие от меня, даются легко. Жить-то она будет теперь в Дели.

А это - брахман их связал, и они семь раз обходят очаг. Три круга ведет невеста и четыре круга - жених.

Свадебный обряд закончился, жених с невестой опять пошли в свой «фотопавильон», а старейшины, брахман (который в коричневой шапочке), папа жениха и мы – садимся, и нас начинают одаривать. На Сагае одаривали мы, а тут – нас. Дарят те самые украшения, которые сказали, что не надо надевать.

- Вы хоть их как-то оценивали?

Да когда? Не до того было. Я коробками принял и коробками сдал дочке.

А вот гости закусывают. Эта часть стола - вегетарианская. Интересно, что у нас по традиции жених с невестой – во главе стола, все гости вокруг них, а в Индии - совершенно по-другому. Для гостей построен целый город, они там едят, пьют, развлекаются, а жених с невестой – в одном углу, родители – в другом, их никто и не видит, и не беспокоит. Честно сказать, мне понравилось – не надо скакать тамадой.

- Вам, кстати, на вкус как индийская пища пошла?

Она достаточно простая, крестьянская, почти как латышская. У нас серый горох, а у них любимые бобы – дал, которые они готовят в разных модификациях. Конечно, у них там все остро – даже мороженое бывает с перцем и чай с перцем… В жару это идет. Главное – не пить их воду. А если честно, пока я наверх их овощей вискарика не налью, мой желудок на индийской вегетарианской еде не работает.

- На русский желудок лучше – водочка…

Конечно, но я всю водку, которую привез, раздарил.

- Свадьба, как я понял, была безалкогольная, традиционная. А сами-то они в гражданской жизни употребляют?

Очень мало. У индусов нет к алкоголю сопротивляемости, как у нас, северных народов. Им два глотка – и они с катушек слетают. Несколько раз выпили – и в алкоголизм… Так что им лучше не пить вообще.

Это уже свадьба закончилась, молодых сажают в машину, но невесту в первую брачную ночь в дом мужа сопровождают брат и сестра. Молодые в первую ночь вместе не спят, с молодой женой рядом находятся ее близкие родственники. В эту ночь задача жены – познакомиться с домом мужа. Раньше по традиции невеста не могла до свадьбы вообще входить в дом будущего мужа.

На следующий день молодую жену родственники забирают и привозят в дом ее родителей, где она должна рассказать, что видела в доме мужа. И уже на вторую ночь молодую жену муж забирает к себе окончательно.

А это – улица семьи Соланки в Дели, примерно 25 домов. Улица закрывается воротами, у ворот стоят охранники с ружьями, а на ночь даже сторожевых собак спускают.

Видео улицы:

Камни Индии – изумруды, рубины… К свадьбе это не относится, но меня на форуме ИМХОклуба просили рассказать про камни. Мы были у семьи ювелиров, которая обслуживает семью Соланки. Когда они показывали эти сокровища, сзади меня стоял такой маленький индус с огромной «аркебузой» - ствол диаметром сантиметра четыре. (Смеется.)

- А про семью, с которой породнились, подробности узнали? Как разбогатели?

На российской военной технике.

20 лет назад Россия поставляла в Индию много военной техники, а папа жениха был тогда простым крестьянином. Но он какой-то волею судеб попал на аэродром работать механиком по обслуживанию МиГов. Прошел какие-то курсы обычного механика. Но по тем временам крестьяне жили в полной нищете, а механик получал приличные деньги – для деревни просто фантастические. И он умно ими распорядился – начал скупать землю. И если честно, даже перестарался. Он ее скупил слишком много, и когда Дели расширился до их деревни, правительство даже не смогло у него выкупить всю землю. Оно часть земли отобрало – выкупило за копейки, а часть земли у него осталась. И эта земля сейчас – огромное состояние. Но началось это состояние именно с российской военной техники.

И последнее: слоны, куда же без них в Индии?

Одним из самых важных и ярких событий в жизни индийцев является свадьба. Это не только союз двух людей, но и соединение душ. В Индии свадебные ритуалы и традиции восходят к давним временам главенства арийской культуры, и практически не изменились с тех пор. Ни распространение в Индии других религий, ни смена правителей, ни колонизация не смогли полностью вытеснить ведические традиции из свадебных ритуалов.

К подготовке и проведению такого важного события как свадьба жители Индии подходят с особым вниманием и благоговением. Считается, что этот полный сакрального смысла обряд Виваха связывает мужчину и женщину не только на эту жизнь, но и на семь следующих, и является одним из шестнадцати санскар, то есть важнейших таинств в жизни человека. Одно из основополагающих мест в этом таинстве занимает целомудрие невесты. Заключение брака с девушкой, потерявшей девственность, практически не возможно, так как это по убеждению индийцев не имеет смысла. Люди все же заключившие такой брак и их потомство становятся изгоями. Это происходит от того что согласно ведическим поверьям женщина – это поле (кшетра), мужчина – хозяин поля, сеющий на нем свои семена (кшетрин). Первый, кто посеял свое семя на поле, становится владельцем его и всех тех плодов, которые это поле принесет в будущем. А тот кто засеет поле вторым как вор, воспользовавшийся тем, что ему не принадлежит. Поэтому и считается, что дети, рожденные у женщины, вступившей в брак не невинной, будут принадлежать ее первому мужчине, а не мужу.

Развод и второй брак для индийских женщин практически невозможны и изредка встречаются лишь в низших кастах, таких как шудр – четвертой низшей касты, к которой относятся слуги, рабочие, крестьяне и т.п.; и аччхуты – не входящие в систему четырех варн, представители низших каст.

Женщину, которая повторно вышла замуж или живет с мужчиной без брака, называют согласно традиции парапурва или пурва . Слово очень созвучное с «пурва», встречается во многих индоевропейских языках и имеет приблизительно один и тот же отрицательный смысл, и происходит тоже от этого слова «пурва».

Свадьба для индийцев — не только союз людей, но и судьбоносное событие, во многом определяющее всю последующую жизнь. Именно поэтому перед заключением союза для будущих жениха и невесты составляется гороскоп. Это необходимо, чтобы убедится, что их характеры хорошо подходят друг к другу и их супружеская жизнь будет удачной.

По древней ведической традиции обряд свадьбы проводится у священного жертвенного огня родовым жрецом (пурохит, брахман). Жилища жениха и невесты украшают знаком свастика. «Свасти» или «су-асти» в буквальном переводе с санскрита значит «это есть хорошо». Это древнее арийское выражение, имеющее специальный символ, означает благополучие, успех и счастье. Согласно ведическим верованием муж для женщины занимает особое положение – он ее господин и повелитель, которому она должна подчиняться и служить, словно божеству, и без которого ее существование лишено всякого смысла. Ритуалы, проводимые у священного огня, олицетворяют приятие женщиной, того, что ее муж становится для нее подобным божеству, и то, что мужчина принимает самый ценный в своей жизни подарок, данный ему Богом – свою будущую жену.

Индийская свадьба всегда шикарна и отмечается с размахом. По традиции все расходы, связанные со свадебным торжеством, лежат на родителях невесты. Подготовка к свадьбе начинается задолго до самой свадьбы, а проведение собственно свадебных церемоний и обрядов занимает четыре-пять дней.

Традиционная индуистская свадьба имеет обычно три части – это подготовительные ритуалы до свадьбы, сама свадебная церемония и традиционные ритуалы после свадьбы. В течение всего времени, связанного с приготовлением и проведением свадьбы употребление мяса, рыбы и яиц строго запрещено, поэтому меню праздника составляют лишь вегетарианские блюда, в основном молочные и овощные. Следует отметить, что, так как Индия это страна с множеством религий, каст, и культур, то свадебные обычаи в ней отличны в зависимости от местности и религиозной или культурной принадлежности семей будущих мужа и жены. Так ритуалы, связанные с проведением свадьбы, на севере Индии имеют отличия от проводимых на юге. По мере приближения к южным районам страны в свадебных ритуалах все больше встречается элементов дравидской культуры.

Невеста на свадьбе – это олицетворение красоты и для того чтобы все внимание гостей было приковано только к ней, ее наряжают в роскошный свадебный наряд. В нем есть шестнадцать обязательных элементов, которые называются Солах Шрингар и являются неотъемлемой частью свадебного убранства девушки. К ним относится следующее:

Свадебный наряд . Традиционной одеждой для невесты является сари, сальвар камиз или ленга чоли. Но в различных районах Индии могут быть и другие виды одежды. В соответствии с ведическими представлениями, свадебная одежда невесты должна быть красного цвета. Таким и является классический свадебный наряд в Индии, но иногда могут встретиться и наряды бордового, золотистого, оранжевого и зеленого цвета. Интересен тот факт, что невесты у древних славян тоже одевались в красное и от этого пошло выражение «красна девица», которое означает: красивая, скромная, невинная как невеста.

Но есть и цвета, запретные в свадебном наряде – это белый и черный. Белый цвет с древних времен считается в Индии траурным и цветом вдовства. А черный цвет олицетворяет невежество, нечистоту и тьму.

Следует заметить, что белый цвет являлся траурным у всех индоевропейских народов с древности, черный цвет появился лишь с приходом христианства. А в христианство этот цвет, как и обычай занавешивать зеркала в доме усопшего, пришел из иудаизма. Традицию носить черное в знак траура ввела в XVI веке королева Англии Анна. С этого времени во многих странах мира траурные одежды черного цвета.

Свадебная прическа Кешапашарачана . Эта свадебная прическа по традиции представляет собой волосы, заплетенные в косу, украшенные цветами и ювелирными украшениями. Длинные волосы неотъемлемый атрибут внешности каждой индийской женщины еще с древних времен. В соответствии с ведическими поверьями, благочестивая женщина должна иметь длинные волосы, обязательно заплетенные в косу. Распушенные волосы допускаются только у маленьких девочек, до половой зрелости. Взрослая же женщина может распускать свои волосы лишь при близости с супругом и для совершения омовения. Появление прилюдно с распущенными волосами считалось позором и грехом, только блудницы и рабыни носили свои волосы расплетенными.

Интересен тот факт, что на Руси подобное так же считалось позором и даже существовало выражение «распутная» и «распутница», а значит можно предположить, что и древние славяне когда-то имели ведические верования.

Каджал (анджана) . Это черная подводка для глаз, делающая взгляд невесты привлекательным и загадочным.

Бинди. Красная точка в центре лба является священным знаком замужества женщины. Иногда бинди может быть дополнен маленькими белыми точками или узорами над бровями.

Синдур. Окрашенный в красный цвет во время свадебной церемонии пробор невесты.

Мангтика. Специальное ювелирное украшение на проборе невесты.

Натх. Колечко для носа, которое носят в левой ноздре. Так же как и бинди и синдур, оно является символом замужества.

Карн Пхул. Особые очень красивые свадебные серьги, традиционно инкрустированные множеством драгоценных камней, из-за чего бывают довольно тяжелыми.

Хаар. Это свадебное ожерелье, сделанное из золота и украшенное драгоценными камнями. Дизайн хаар может быть различным в зависимости от области Индии. Во многих семьях это украшение передается по наследству.

Баджубанх (бааджубанд). Браслеты, надеваемые на руки выше локтя.

Менди. Изящные узоры, украшающие руки и стопы невесты.

Чудиян. Это браслеты по традиции красного цвета, которые надевают на запястья.

Итар. Ароматические масла, которыми умащивают невесту.

Камарбанд (камербанд). Особый золотой или серебряный пояс, инкрустированный камнями, надеваемый для поддержания свадебного наряда.

Паял. Браслеты из серебра с множеством маленьких колокольчиков, одеваемые на ноги и издающие при ходьбе нежный мелодичный звон.

Аарси. Одеваемое на большой палец особое кольцо-зеркальце.

Свадебные одежды жениха так же красивы и изящны. Обычно он состоит из удлиненного сюртука, который застегивается полностью до воротника (шервани), и бывает различных цветов и украшен вышивкой. Шервани обычно надевают с узкими штанами (чириданы). Так же надевают туфли с загнутыми носами, расшитые бисером (джути) и особый тюрбан (пагди или сафа). В некоторых районах Индии лицо жениха закрывают подвески из бусин или цветов (сехра).

Одетые в потрясающе красивые наряды, жених и невеста просто ослепительны.

Началом всех свадебных церемоний является помолвка (тилак, тикка, саган, сагаи), проводимая в соответствии с предписаниями, изложенными в Ведах. Обычно она проходит за месяц до самой свадьбы. Но в настоящее время такой перерыв не принципиален и дата назначается исходя из желания сторон. Индийское общество патриархально и особо почитает мужчину и его семью как мужское начало (пурушу). И мечта любых родителей найти дочери достойного мужа, который будет заботиться о ней всю жизнь. Поэтому в церемонии тилак участвуют лишь мужская половина обеих сторон. Отец невесты, в сопровождении родственников придя в дом жениха, совершает особый ритуал – ставит на лоб жениха тилак. Это священный знак из кумкума, означающий что семья невесты принимает этого мужчину как будущего зятя. После этого брахман (жрец) проводит особый ритуал поклонения богам, который называется пуджа. После чего все мужчины из семьи невесты, участвующие в церемонии, по очереди ставят на лоб жениха тилак и дарят ему подарки, как проявление своего уважения и симпатии. Затем все переходят к угощениям. Невесте от семьи жениха предают подарки. Так же обычно в этот день назначают точную дату свадьбы.

Так же во время тилака в некоторых регионах Индии проходит церемония обмена кольцами, которая называется чунни чадана (мангни, мисри).

За пятнадцать дней до свадьбы начинают проводить ритуал поклонения Ганеше – Барни Бандхвана. В нем участвуют обе семьи и до самой церемонии свадьбы просят убрать все препятствия для ее проведения.

Следующим событием в подготовке свадьбы является Сангит. Это самая радостная и веселая церемония, предназначенная для женщин. Женщины из семьи невесты приглашают всех родственниц и женщин со стороны жениха, и собравшись вместе поют песни, танцуют, желают счастья и благополучной семейной жизни невесте. Оканчивается этот праздник разнообразным и вкусным угощением, которое готовят родственницы невесты. Ранее по традиции это был праздник лишь для женщин из семьи невесты, проводимый только в некоторых районах Индии. Однако в настоящее время это торжество распространено повсеместно, а так же допускается участие в нем мужчин. Несмотря на то, что это очень веселое торжество, часто у матери невесты выступают слезы от осознания предстоящей разлуки.

Еще одной традиционной церемонией в доме невесты является сугахин (сумангали, садхаба). Во время нее возносят молитвы за женщин, которые умерли раньше своих мужей и тем самым выполнили свой долг. Таких женщин зовут сухагин (сумангали, сухаг). Девушка, вышедшая замуж, становится сухагин, то есть той, чей муж здравствует.

Здоровье и долголетие мужа находится по ведическим поверьям в руках его жены. Поэтому, чтобы он был всегда доволен и рад, женщина должна всегда хорошо выглядеть, быть веселой и исполнять его желания, а проявления грусти или гнева не допустимы.

Все замужние женщины Индии мечтают умереть в состоянии сухагин. В этом случае ее хоронят с особыми почестями, нарядив словно невесту в сари, надев на руки браслеты, нанеся на пробор синдур, а стопы покрыв специальной красной краской алта, то есть с признаками замужества. Остаться же вдовой для женщины большое горе не только из-за потери любимого, но и потому что в Индии очень пренебрежительно относятся к овдовевшей женщине, порицают ее. После кремации тела мужа вдова смывает с пробора синдур, ломает свои свадебные браслеты и одевает белое траурное сари. С этих пор она не должна наряжаться и веселиться. Вдов не принято приглашать на торжества, их не допускают к религиозным обрядам, а их социальный статус самый низкий.

Следующей в ряду свадебных церемоний идет церемония нанесения хной узоров на руки и ноги невесты (менди). Менди – одно из важных составляющих наряда невесты.

Эта церемония проходит в доме невесты в присутствии родных и подруг. Иногда этот день отмечают с таким же размахом, как и сангит. Считается, что чем темнее узоры, тем сильнее женщину будет любить ее муж. После нанесения менди невеста уже не должна покидать свой дом до самой свадьбы. После же церемонии свадьбы молодая жена не делает никакой работы по дому, пока узоры не исчезнут.

За день или в сам день свадьбы проходит церемония Халди – на лицо, руки и ноги жениха и невесты наносят пасту из куркумы, считается, что это придаст коже сияние. Так же в этот день в домах жениха и невесты проводят обряд поминания предков – Шрадху.

И вот, наконец, одевшись в свадебные одежды, верхом на украшенной лошади или слоне, в сопровождении родных и друзей, жених отправляется к месту проведения свадебной церемонии. В наши дни свадебная процессия жениха предоставляет собой кортеж автомобилей. Встречает жениха мать невесты, совершив арати – церемонию поклонения, она ставит на лоб жениха тилак, призванный защитить его от зла. После этого жених проходит к свадебному шатру мандапу, украшенному тканями, цветами, листьями банана или кокоса. Четыре опоры, на которых стоит шатер, символизируют родителей жениха и невесты, которые поддерживают своих детей. По прибытии невесты проводится Вар Мала (Джай Мала) – церемония обмена цветочными гирляндами. Этот обряд дошел до наших дне в своем неизменном виде и означает бракосочетание. Стоя друг к другу лицом жених и невеста по пение мантр обмениваются гирляндами, это означает, что они приняли друг друга как жену и мужа.

Еще одним важным ритуалом является Канья Даан. Канья в переводе значит «девственница», а «даан» — дар. Во время этого ритуала отец невесты соединяет правые руки жениха и невесты и под пение мантр поливает их ладони священными водами, что символизирует передачу своей дочери жениху. При этом отец невесты просит жениха помочь достичь дочери главных целей жизни (тривага). К ним относятся дхарма, то есть соблюдение божественного закона и выполнение морально-этического долга, артха или польза, выгода, обеспечивающая материальное благополучие, кама – удовольствия, желания, любовь.

Так же чтобы укрепить узы брака, брахман связывает подолы одежды жениха и невесты узлом, который не развязывают даже после свадьбы. Этот обряд называется Гатхабандхан.

Ладжа Хома – это подношение жертвенному огню зерен риса, которое проводится в свадебном шатре. Невеста кладет свою ладонь на ладонь жениха, а ее брат сыплет рис так, что попадая на ладонь невесты, часть падает на ладонь жениха. После этого невеста сыплет рис в огонь и просит бога смерти и справедливости Яму (Ямараджа) дать ее мужу счастье, здоровье и долгую жизнь.

Кульминация свадебного обряда — это ритуал Агни Париная (Мангалпхера, Мангалфера) или обход священного огня три раза по часовой стрелке, что символизирует три главных человеческих ценности в жизни: дхарму, артху и каму. Держась за правую руку невесты жених ведет ее за собой вокруг священного огня. В некоторых районах Индии в последнем кругу наоборот невеста ведет жениха, что означает ответственность женщины за исполнение камы в жизни ее мужа. Иногда в эту церемонию добавляют четвёртый круг, который символизирует мокшу, то есть освобождение от материального мира.

Далее жених и невеста делают семь шагов с правой ноги на север, каждый из которых призывает Бога благословить их пищей, здоровьем, духовными силами, потомством, процветанием, счастьем и долгой семейной жизнью. Этот ритуал называется Саптапали. Иногда его совмещают с Агни Париная, тогда молодожены обходят вокруг огня семь раз.

Заключительным свадебным ритуалом является Синдурдана (Сухааг, Субхагья Чинья), когда жених наносит на пробор невесты красный порошок, как символ принятия ее своей женой. После чего дарит ей свадебное золотое ожерелье, символизирующее его любовь. Затем молодожены угощают друг друга сладостями, в знак заботы друг о друге. После этого их благословляет брахман, родители и родные. По окончании всех свадебных церемоний всех гостей ждет праздничное угощение.

После окончания праздника молодая жена прощается со своими родителями перед отъездом в дом мужа. Это очень эмоциональный момент для всех радостный и грустный одновременно. Получив благословление от родных и друзей молодожены уезжают. В настоящее время это автомобильная процессия, а раньше молодая жена отправлялась в дом мужа на паланкине.

У дома молодоженов встречают сестры и тети мужчины с глиняным сосудом, наполненным соленой водой, пред тем как пара ступит в дом, его разбивают о землю, что бы отвести зло от молодого мужа.

Далее в доме новобрачную встречает мать мужа. Она проводит арати – ритуал, когда перед входом молодая жена опрокидывает правой ногой кувшин с рисом и монетками, это символизирует достаток. Потом девушка встает босыми ногами в поднос с красной краской, которая окрасит ее стопы. Входя в дом, она оставляет на белой ткани, специально расстеленной на полу, красные следы, что является символом удачи, а на ее стопах остается красная каемка (алта) – признак замужества

Культура Индии привлекает любителей экзотики со всей планеты. Даже в современном мире, с его глобализацией, Индия остается уникальным государством со специфической культурой и сохранившимся с древнейших времен традициями. Индийские свадебные платья достойны отдельного обсуждения. Даже в повседневные дни наряды индианок поражают яркостью и красотой. В Индии нередко можно встретить мужчину в традиционном костюме шеврани или женщину в сари, а уж в день бракосочетания еще больше индийцев вспоминают о своих корнях. Это накладывает определенный отпечаток на то, какие платья надевают в Индии в день свадьбы.

Традиционный свадебный наряд индианки

Традиционный наряд на свадьбу для индианки - это сари. Сари было изобретено больше пяты тысяч лет назад. О создании этого национального костюма придумано несколько легенд. Согласно одной из них, юноша ткал полотно. Задумавшись о своей возлюбленной, он не заметил сам, что полотно получилось слишком длинным. Но оно было таким красивым, что все пришли в восхищение, и сари стал традиционной одеждой для женщин Индии. До сих пор изготовлением сари занимаются в основном ткачи мужского пола. Они придумывают новые узоры, украшения, необычные цвета для сари.

В различных областях Индии традиции и обычаи немного разные, даже в разных районах сари могут носить различными способами. Всем известный и наиболее распространенный вариант называют «ниви». Этот способ предполагает оборачивание полотна вокруг талии, а затем - перебрасывание через плечо. Тем, кто никогда не примерял сари, может показаться, что это очень просто. На самом деле оборачивание сари - сложный процесс. Важно сделать этот так, чтоб ткань не перекрутилась, а ее складки лежали равномерно и изящно.

Если девушка надевает сари впервые в честь свадьбы, она может воспользоваться скрытыми застежками - булавками или пуговицами - чтобы закрепить наряд на теле. Однако по правилам этого делать не полагается. Современные девушки могут надеть под сари специальную кофточку - чоли, и юбку, Это не является истинно индийской традицией, а было перенято у британских колонизаторов, которых очень смутил вид обнаженной кожи индианок.

Для изготовления традиционных свадебных сари используются тонкие и воздушные ткани -шелк, огранза или шифон. Самые богатые жительницы Индии могут позволить себе свадебное сари из мисорского шелка. На края сари наносятся замысловатые узоры, украшения в виде цветов, листьев, плодов. Вышивку делают золотыми нитями. Согласно примете, самый сложный узор на сари предвещает самую гармоничную и счастливую жизнь в браке. Также для украшения сари используются всевозможные бусины, бисер и даже драгоценные камни.

В отличие от европейской моды, где традиционным цветом невесты считается белый, в Индии предпочтение отдается красному цвету. Он ассоциируется с любовью и радостью, которые должны ожидать молодоженов в совместной жизни. Дополнительным цветом признается золотой - он означает процветание, достаток и благополучие. Хотя со временем цвету свадебного сари и стали придавать не такое большое значение, все же невесты чаще всего выбирают красный или зеленый, который также символизирует счастье в супружестве.

Современные свадебные платья в Индии

Влияние западной моды не могло пройти мимо индии, поэтому все больше молодых индианок выбирают не традиционное свадебное сари, а нечто более европейское, приближенное к мировой моде как по фасону, так и по цветам. Но даже в таком случае индийские невесты не перестают выглядеть экзотично и сказочно, так как в любой наряд в некоторой мере вносится национальный колорит.

Силуэт «Русалка»

Платье-русалку можно назвать неким компромиссом между западной модой и индийскими традициями. Такой фасон нередко можно увидеть и на европейской невесте, и на индианке. Облегающее одеяние, сильно расширяющееся от колен к подолу, прекрасно подчеркивает фигуру невесты, а традиционная яркая отделка делает его вычурным и по-настоящему торжественным.

Свадебное сари

Сари в день бракосочетания выбирают очень многие индианки. Даже повседневное сари - это всегда красочная одежда, а для свадебного костюма выбирают самые яркие украшения и цвета. Сегодня невесты из Индии не стесняют себя в выборе цвета для сари: красные, желтые, синие, зеленые, фиолетовые оттенки соседствуют с белыми, бежевыми, кремовыми и нежно-розовыми. Если вы хотите сделать свадьбу в национальном индийском стиле и соблюсти максимум традиций и обычаев, то без свадебного сари обойтись ни в коем случае нельзя.

Индийские орнаменты

Для стилизованной свадьбы необязательно в точности повторять свадебную церемонию Индии. Даже вполне обычное белое свадебное платье можно сделать особенным, если расшить его красивыми и яркими узорами. Это могут быть любые рисунки, которые хочет видеть на своем платье невеста, а могут быть и традиционные орнаменты,которыми украшаются индийские сари и другая национальная одежда. Для вышивки можно использовать золотые нити, а можно и серебряные. Усилить сходство с индийским свадебным костюмом помогут стразы. Бусины, жемчуг и бисер.

Пышная юбка

Наряд с пышной юбкой - еще одна черта, присущая традиционным индийским нарядам. Такой свадебный наряд непременно должен быть ярким: оранжевым, розовым, фиолетовым, синим или красным. Чтобы подчеркнуть индийские корни наряда, к пышно юбке лучше всего подобрать топ на одно плечо, со свободным рукавом или ассиметричной лямкой. Такой фасон внешне напоминает сари, а яркие цвета, вышивка, украшения стразами и камнями делают сходство еще больше.

Аксессуары и украшения

Большое количество аксессуаров и украшений - одна из главных особенностей индийской невесты. Существует версия, что любовь индианок к обилию украшений объясняется тем, что муж мог в любой выгнать жену из дома, позволив ей забрать только то, что в данный момент на ней надето. Хотя сейчас такая практика уже давно в прошлом, обилие украшений осталось характерным признаком индийской культуры. Другое поверье гласит, что чем больше украшений наденет на себя новобрачная в день свадьбы, тем счастливее будет совместная жизнь после нее.

Молодая индианка может надеть на бракосочетание множество браслетов, массивные ожерелья, большие яркие серьги, а также традиционное украшение в нос. Все эти украшения обычно золотые, с обилием крупных и ярких камней. Обязательный элемент костюма индийской невесты - это бинди, красная точка на лбу. Кроме того, кожу новобрачной могут украшать рисунки, выполненные при помощи хны. Мехенди - так называется этот узор - имеет множество видов. У каждого из которых есть собственное значение.

Индийские свадебные сари отличаются удивительным разнообразием. Несмотря на то, что фасон их практически идентичен, каждый свадебный наряд делают уникальным, со своим собственным узором и украшениями. Какой бы достаток ни имела семья невесты, молодой невесте стараются собрать самый дорогой и красивый наряд, чтобы он оберегал девушку от злых духов и подарил ей счастье в будущем браке. Если вы хотите сделать свое свадебное платье выдержанным в индийском стиле, вы можете ознакомиться с фото индийских невест и найти своей вдохновение.