Как это - дружить? С чего начинается… детская дружба.

Галигузова Л. Н.

С того момента, как ребенок встал на ноги и сделал свои первые шаги, его начинает неудержимо тянуть к другим детям. Интерес к ним возникает еще раньше - уже на первом году жизни: малыши с любопытством разглядывают сверстников в колясках и на руках у взрослых, улыбаются друг другу, пытаются дотронуться до руки, лица ровесника. Однако, в младенческом возрасте детские контакты ограничены во-первых, из-за опасения взрослых, что дети могут нанести друг другу увечье или заразить какой-либо болезнью, во-вторых, потому что свобода малышей во время прогулки ограничена стенками коляски. Но вот ребенок впервые оказался рядом с другими детьми, и сразу же у него и у взрослых возникает масса проблем. Попытаемся разобраться в них, ответим на вопросы, которые чаще всего задают психологу родители.

Ровесник: человек или игрушка?

"У моей подруги такой же маленький ребенок, как и у меня. Нашим детям чуть больше года. Иногда мы приходим друг к другу в гости, разговариваем, а дети устраиваются рядом и тоже общаются. Только вот общение это какое-то странное. То они улыбаются друг другу, а то вдруг начинают дергать за волосы, кусаться, не обращая внимания на плач. Почему так происходит? Они что, не понимают что рядом с ними живой человек? Или это жестокость?"

Мама подметила очень важную черту во взаимодействии маленьких детей. Она заключается двойственно отношени детей к ровесникам, которое продолжается примерно до полутора лет жизни. С одной стороны, как правильно заметила мама, дети адресуются друг к другу как к живым людям, таким же как они сами и взрослые: улыбаются, смеются, лепечут, протягивают игрушки. Эти действия они усваивают в общении со взрослыми и переносят на сверстника.

С другой стороны, дети этого возраста чрезвычайно любознательны и все мало знакомые объекты стремятся исследовать характерными для них практическими способами: потрогать, повертеть, поковырять, попробовать на вкус. Сверстник для малыша пока еще не только живое существо, но и интересный объект для изучения Попробуйте провести такой эксперимент: посадите рядом с годовалым ребенком сверстника и куклу. Вы можете увидеть очень интересную картину: малыш будет обращаться с другим ребенком и с куклой практически одинаково: поковыряет глаз у куклы - и попытается проделать то же самое с ровесником, похлопает куклу по голове - и повторит то же самое со своим соседом, поднимет и опустит ногу куклы - и сразу же проделает то же самое с живой игрушкой. Такое обращение со сверстником не имеет ничего общего с жестокостью, оно связано исключительно с познавательной активностью детей, которая на данном этапе часто заслоняет чисто человеческие качества сверстника, выдвигая на первый план знакомство с ним как с новым, интересным предметом. Дети ощупывают одежду, тело друг друга, дергают за волосы, пытаются попробовать на вкус пальчики ровесника. Довольно часто приходится наблюдать, как ребенок, стремясь достать какой-то предмет, наступает на туловище сидящего рядом ребенка, не обращая внимания на его протесты. В данном случае сверстник является лишь физической помехой к цели. Так, на протяжении первых полутора лет в контактах детей переплетаются человеческие и предметные отношения друг к другу, затрудняя их полноценное общение. Оно неустойчиво еще и потому, что общаться друг с другом как со взрослыми дети еще не умеют, да это и невозможно, а навыков равноправного взаимодействия у них пока нет. Они не умеют согласовывать свои действия, плохо понимают чувства и желания друг друга. Так что же делать?

Первые уроки общения.

"Если дети ничего кроме вреда не причиняют друг другу, может, нужно держать их подальше от сверстников и подождать, пока они подрастут и поумнеют?"

Психологи считают, что организовывать детские контакты можно и полезно с того момента, когда дети начинают проявлять интерес к сверстникам. Чем раньше они откроют для себя новые грани человеческих взаимоотношений, тем богаче станет их жизнь, тем легче для них в будущем окажется вхождение в детский коллектив. Из сказанного выше ясно, что основная задача взрослых - помочь ребенку увидеть в ровеснике не столько интересный предмет, сколько живого человека, с которым можно общаться. Как это МОЖНО сделать?

Прежде всего нужно поддерживать Зрительные контакты детей. Это один из важных компонентов общения. Вспомните, как приятен доброжелательный взгляд собеседника, как много можно выразить глазами: и любовь, и ненависть, и радость, и боль... "Разговор" взглядов не менее важен, чем речевое общение. Психологи заметили, что наименее популярными и среди ровесников, и среди взрослых являются дети, избегающие смотреть в глаза, опускающие или отводящие взгляд от собеседника. Привлечение внимания малыша к лицу, глазам другого ребенка, называние его по имени, ласковое поглаживание с помощью взрослого - один из способов установления личностного контакта между детьми, положительной направленности друг на друга. Для организации таких контактов не нужно особого времени. Вы можете использовать для этого прогулку. Выделите несколько минут из своего общения с соседкой и познакомьте своих детей, помогите им завязать разговор на их детском языке. Вы увидите, какой радостью озарятся их лица, как потянутся они друг к другу.

После такого знакомства можно организовать совместные игры малышей, которые, конечно же, сначала будут концентрироваться вокруг вас. Посадите детей рядом с собой, так чтобы вы оказались между ними. Закройте свое лицо руками или салфеткой. Вы, конечно, догадались: я предлагаю вам поиграть с детьми в прятки. После того, как вы поиграете с каждым малышом на виду у другого, организуйте эту же игру между ними. Здесь потребуется ваше вмешательство, так как дети сами не смогут этого сделать. Организуйте игру по кругу, принимая в ней активное участие в качестве равноправного партнера, иначе интерес детей к игре может угаснуть. Точно так же можно затеять игру в "сороку-ворону", в "ладушки", "догонялки" и другие игры-забавы. Не пожалейте на это время, и вы увидите, какое совершенно особое удовольствие испытывают малыши от игры с ровесниками.

Посмотри, какой Я!

"К нам в гости часто приходят друзья с такими же маленькими детьми, как и наш ребенок. Мы не раз замечали, что они любят вместе прыгать, бегать, кувыркаться и так заразительно веселятся, что их с трудом удается успокоить. Не вредно ли такое переутомление для нервной системы ребенка? Может быть лучше избегать такого общения?"

Поведение детей, описанное в этом письме, характерно для второй половины раннего возраста и продолжается как минимум до 3-х лет. В этот период происходит заметный перелом в отношениях малышей. Идут на убыль действия с ровесниками как с неодушевленными предметами, бурно вырастает инициатива в контактах, в которых дети стремятся привлечь к себе внимание друг друга. Одновременно обостряется и чувствительность малышей к отношению других детей: их обращения становятся более деликатными, внимательными. Из интересной игрушки сверстник все больше превращается в партнера по общению. К концу второго года жизни можно уже говорить о полноценном общении ровесников. Правда, характер этого общения совсем не похож на то, что происходит между ребенком и взрослыми. Основное содержание детских контактов в этом возрасте можно назвать эмоционально-окрашенной игрой. Она основывается на стремлении продемонстрировать себя другому ребенку самым непосредственным образом: дети весело прыгают друг перед другом, падают, визжат и совершают целый ряд подобных им действий, казалось бы, не связанных друг с другом. Однако при этом сейчас взрослый начнет с ним играть. Опыта такого рода общения со свер тниками у маленьких детей еще нет. Координировать свои действия с действиями другого ребенка они не умеют, а по опыту знают, что отдав игрушку сверстнику, назад ее не получат.

Такое поведение не следует рассматривать как прявление жадности. Игрушки, принадлежащие ребенку - это часть его личного пространства, такая же как его кроватка, тарелка, одежда обладание ими дает ему чувство уверенности, безопасности, надежности, постоянства окружения.

Все родители хотят, чтобы их дети умели ладить с людьми. "Хорошие мальчики и девочки делятся друг с другом",- говорят они малышам. Если они не слушаются, взрослые расстраиваются или даже наказывают их. Однако, как правило, это средство оказывается негодным. Насилие никогда не доводит до добра. Разделение игрушек должно стать собственным желанием ребенка. Оно возникает не сразу и требует терпения и усилий со стороны взрослого.

Для того, чтобы уменьшить вероятность конфликтов, дети должны иметь достаточное количество игрушек. Лучше всего, если некоторые из них имеются в нескольких экземплярах, например, две лопатки, две машинки, два ведерка. Малыши очень любят подражать действиям сверстников с т предметами, которые ВИДЯТ в ИХ руках, поэтому они и стремятся завладеть ими во что бы то ни стало. Если у детей есть несколько одинаковых игрушек, это облегчит обмен и поможет без лишних ссор играть рядом. Вы можете предложить им поменяться игрушками, покатать друг к другу машинки или мячики. Покажите, как это можно сделать и сами поиграйте вместе с ними, координируя их действия. Если конфликт все же возник, постарайтесь спокойно, без излишних порицаний отвлечь детей.

Как помочь обиженному?

"Мою дочку все время тянет туда, где играют старшие дети. Они сильнее ее и часто отбирают игрушки, а она совсем не умеет постоять за себя, все отдает. Мне больно смотреть на это, я боюсь, что ее всю жизнь будут обижать. Как помочь моей девочке?"

Этот вопрос иногда звучит прямо противоположным образом: родители жалуются, что их дети растут агрессивными, обижают сверстников. Чем это объясняется и как следует вести себя взрослым в подобных ситуациях?

Поведение детей во многом определяется особенностями их темперамента. Активные, напористые, энергичные малыши чаще выступают в роли обидчиков, им труднее справиться со своими желаниями. Робкие застенчивые, медлительные дети, напротив, чаще бывают обиженными.

Если ссора не кончается и дети продолжают громко кричать, ничего не слыша вокруг себя, заберите игрушку, вызвавшую конфликт, объяснив, почему вы это делаете, и уведите одного из детей в другое место. Не отчаивайтесь из-за неудачи. Чем старше будут становиться дети, тем сильнее будет их потребность в общении со сверстниками а, следовательно, и стремление договориться, уступить другому, чтобы не потерять партнера.

Тот факт, что игрушки служат помехой к взаимодействию детей, не означает, что им не следует давать игрушек для совместной игры. Если у вас в гостях оказался ровесник вашего ребенка, постарайтесь выделить 10 - 15 минут для занятий с ними. Это можно сделать уже в конце второго года их жизни. Посадите их за столик с игрушками, подберите несколько одинаковых предметов, например, два ведерка и шесть разноцветных кубиков, присядьте рядом и покажите несколько действий с этими предметами. Постарайтесь сделать их игру совместной, например, предложите по очереди складывать кубики в ведерки или построить из них длинный поезд и покатать его по столу.

Можно организовать и сюжетную игру, предложив детям соответствующие атрибуты. Пусть они по очереди покормят куклу или покачают ее в кроватке. Подключите к игре свою фантазию и придумайте, что еще можно сделать вместе. Старайтесь хвалить детей и привлекать их к похвале друг друга, обращайте внимание на действия партнера. Сначала игра малышей будет хаотичной, несогласованной, но ваше участие даст детям первые уроки совместности. Поиграв с ними немного, дайте им возможность поиграть отдельно, рядом. Суть предложенных занятий состоит в организации не только совместных действий, но и личностного общения, в котором закладываются основы доброжелательности, уважения к другому человеку.

Психологи провели такой эксперимент: они попытались выяснить, что ждет дошкольник от своего ровесника, что его больше всего привлекает в нем - его способность играть вместе, умение хорошо рассказывать разные истории или доброе, внимательное отношение к нему. Оказалось, что дети предпочитают общаться с теми, кто лучше понимает их, умеет оценить их достоинства. Одновременно с этим выяснилось, что, желая получить похвалу, уважение, дети не умеют дарить то же самое своим ровесникам. Приученные получать, наши дети плохо умеют отдавать. Видимо, именно на это мы должны обращать особое внимание.

Малыши, которые воспитываются дома, нуждаются в опыте общения с ровесниками не меньше, чем дети, посещающие ясли. Ведь наступит время, когда им придется расстаться с замкнутым миром семьи и вступить в общество других детей. И чем раньше ребенок начнет общаться с равными себе партнерами, тем благополучнее будет складываться его жизнь в детском саду, школе. Многие специалисты в области детской психологии подчеркивают особую роль сверстников в социальном и личностном развитии детей, бщество даже годовалых детей учит ребенка жить в коллективе, тепень умения взрослого человека ладить с людьми на работе, в семье, с друзьями ВО МНОГОМ определяется тем, как он умел в детстве общаться с ровесниками, отсутствие опыта общения ребенка со сверстниками притупляет способность понимания других людей. Психологи установили, что общение маленьких детей является одним из источников развития у них познавательной активности. Контакты со сверстниками дают ребенку дополнительные впечатления, стимулируют яркие переживания, являются полем для проявления инициативы, творчества, дают возможность обнаружить и продемонстрировать свои способности и силы. Не оставляйте без внимания эту важную сферу жизни ваших детей.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/

Галигузова Л. Н.

С того момента, как ребенок встал на ноги и сделал свои первые шаги, его начинает неудержимо тянуть к другим детям. Интерес к ним возникает еще раньше - уже на первом году жизни: малыши с любопытством разглядывают сверстников в колясках и на руках у взрослых, улыбаются друг другу, пытаются дотронуться до руки, лица ровесника. Однако, в младенческом возрасте детские контакты ограничены во-первых, из-за опасения взрослых, что дети могут нанести друг другу увечье или заразить какой-либо болезнью, во-вторых, потому что свобода малышей во время прогулки ограничена стенками коляски. Но вот ребенок впервые оказался рядом с другими детьми, и сразу же у него и у взрослых возникает масса проблем. Попытаемся разобраться в них, ответим на вопросы, которые чаще всего задают психологу родители.

Ровесник: человек или игрушка?

"У моей подруги такой же маленький ребенок, как и у меня. Нашим детям чуть больше года. Иногда мы приходим друг к другу в гости, разговариваем, а дети устраиваются рядом и тоже общаются. Только вот общение это какое-то странное. То они улыбаются друг другу, а то вдруг начинают дергать за волосы, кусаться, не обращая внимания на плач. Почему так происходит? Они что, не понимают что рядом с ними живой человек? Или это жестокость?"

Мама подметила очень важную черту во взаимодействии маленьких детей. Она заключается двойственно отношени детей к ровесникам, которое продолжается примерно до полутора лет жизни. С одной стороны, как правильно заметила мама, дети адресуются друг к другу как к живым людям, таким же как они сами и взрослые: улыбаются, смеются, лепечут, протягивают игрушки. Эти действия они усваивают в общении со взрослыми и переносят на сверстника.

С другой стороны, дети этого возраста чрезвычайно любознательны и все мало знакомые объекты стремятся исследовать характерными для них практическими способами: потрогать, повертеть, поковырять, попробовать на вкус. Сверстник для малыша пока еще не только живое существо, но и интересный объект для изучения Попробуйте провести такой эксперимент: посадите рядом с годовалым ребенком сверстника и куклу. Вы можете увидеть очень интересную картину: малыш будет обращаться с другим ребенком и с куклой практически одинаково: поковыряет глаз у куклы - и попытается проделать то же самое с ровесником, похлопает куклу по голове - и повторит то же самое со своим соседом, поднимет и опустит ногу куклы - и сразу же проделает то же самое с живой игрушкой. Такое обращение со сверстником не имеет ничего общего с жестокостью, оно связано исключительно с познавательной активностью детей, которая на данном этапе часто заслоняет чисто человеческие качества сверстника, выдвигая на первый план знакомство с ним как с новым, интересным предметом. Дети ощупывают одежду, тело друг друга, дергают за волосы, пытаются попробовать на вкус пальчики ровесника. Довольно часто приходится наблюдать, как ребенок, стремясь достать какой-то предмет, наступает на туловище сидящего рядом ребенка, не обращая внимания на его протесты. В данном случае сверстник является лишь физической помехой к цели. Так, на протяжении первых полутора лет в контактах детей переплетаются человеческие и предметные отношения друг к другу, затрудняя их полноценное общение. Оно неустойчиво еще и потому, что общаться друг с другом как со взрослыми дети еще не умеют, да это и невозможно, а навыков равноправного взаимодействия у них пока нет. Они не умеют согласовывать свои действия, плохо понимают чувства и желания друг друга. Так что же делать?

Первые уроки общения.

"Если дети ничего кроме вреда не причиняют друг другу, может, нужно держать их подальше от сверстников и подождать, пока они подрастут и поумнеют?"

Психологи считают, что организовывать детские контакты можно и полезно с того момента, когда дети начинают проявлять интерес к сверстникам. Чем раньше они откроют для себя новые грани человеческих взаимоотношений, тем богаче станет их жизнь, тем легче для них в будущем окажется вхождение в детский коллектив. Из сказанного выше ясно, что основная задача взрослых - помочь ребенку увидеть в ровеснике не столько интересный предмет, сколько живого человека, с которым можно общаться. Как это МОЖНО сделать?

Прежде всего нужно поддерживать Зрительные контакты детей. Это один из важных компонентов общения. Вспомните, как приятен доброжелательный взгляд собеседника, как много можно выразить глазами: и любовь, и ненависть, и радость, и боль... "Разговор" взглядов не менее важен, чем речевое общение. Психологи заметили, что наименее популярными и среди ровесников, и среди взрослых являются дети, избегающие смотреть в глаза, опускающие или отводящие взгляд от собеседника. Привлечение внимания малыша к лицу, глазам другого ребенка, называние его по имени, ласковое поглаживание с помощью взрослого - один из способов установления личностного контакта между детьми, положительной направленности друг на друга. Для организации таких контактов не нужно особого времени. Вы можете использовать для этого прогулку. Выделите несколько минут из своего общения с соседкой и познакомьте своих детей, помогите им завязать разговор на их детском языке. Вы увидите, какой радостью озарятся их лица, как потянутся они друг к другу.

После такого знакомства можно организовать совместные игры малышей, которые, конечно же, сначала будут концентрироваться вокруг вас. Посадите детей рядом с собой, так чтобы вы оказались между ними. Закройте свое лицо руками или салфеткой. Вы, конечно, догадались: я предлагаю вам поиграть с детьми в прятки. После того, как вы поиграете с каждым малышом на виду у другого, организуйте эту же игру между ними. Здесь потребуется ваше вмешательство, так как дети сами не смогут этого сделать. Организуйте игру по кругу, принимая в ней активное участие в качестве равноправного партнера, иначе интерес детей к игре может угаснуть. Точно так же можно затеять игру в "сороку-ворону", в "ладушки", "догонялки" и другие игры-забавы. Не пожалейте на это время, и вы увидите, какое совершенно особое удовольствие испытывают малыши от игры с ровесниками.

Посмотри, какой Я!

"К нам в гости часто приходят друзья с такими же маленькими детьми, как и наш ребенок. Мы не раз замечали, что они любят вместе прыгать, бегать, кувыркаться и так заразительно веселятся, что их с трудом удается успокоить. Не вредно ли такое переутомление для нервной системы ребенка? Может быть лучше избегать такого общения?"

Поведение детей, описанное в этом письме, характерно для второй половины раннего возраста и продолжается как минимум до 3-х лет. В этот период происходит заметный перелом в отношениях малышей. Идут на убыль действия с ровесниками как с неодушевленными предметами, бурно вырастает инициатива в контактах, в которых дети стремятся привлечь к себе внимание друг друга. Одновременно обостряется и чувствительность малышей к отношению других детей: их обращения становятся более деликатными, внимательными. Из интересной игрушки сверстник все больше превращается в партнера по общению. К концу второго года жизни можно уже говорить о полноценном общении ровесников. Правда, характер этого общения совсем не похож на то, что происходит между ребенком и взрослыми. Основное содержание детских контактов в этом возрасте можно назвать эмоционально-окрашенной игрой. Она основывается на стремлении продемонстрировать себя другому ребенку самым непосредственным образом: дети весело прыгают друг перед другом, падают, визжат и совершают целый ряд подобных им действий, казалось бы, не связанных друг с другом. Однако при этом сейчас взрослый начнет с ним играть. Опыта такого рода общения со свер тниками у маленьких детей еще нет. Координировать свои действия с действиями другого ребенка они не умеют, а по опыту знают, что отдав игрушку сверстнику, назад ее не получат.

Такое поведение не следует рассматривать как прявление жадности. Игрушки, принадлежащие ребенку - это часть его личного пространства, такая же как его кроватка, тарелка, одежда обладание ими дает ему чувство уверенности, безопасности, надежности, постоянства окружения.

Все родители хотят, чтобы их дети умели ладить с людьми. "Хорошие мальчики и девочки делятся друг с другом",- говорят они малышам. Если они не слушаются, взрослые расстраиваются или даже наказывают их. Однако, как правило, это средство оказывается негодным. Насилие никогда не доводит до добра. Разделение игрушек должно стать собственным желанием ребенка. Оно возникает не сразу и требует терпения и усилий со стороны взрослого.

Для того, чтобы уменьшить вероятность конфликтов, дети должны иметь достаточное количество игрушек. Лучше всего, если некоторые из них имеются в нескольких экземплярах, например, две лопатки, две машинки, два ведерка. Малыши очень любят подражать действиям сверстников с т предметами, которые ВИДЯТ в ИХ руках, поэтому они и стремятся завладеть ими во что бы то ни стало. Если у детей есть несколько одинаковых игрушек, это облегчит обмен и поможет без лишних ссор играть рядом. Вы можете предложить им поменяться игрушками, покатать друг к другу машинки или мячики. Покажите, как это можно сделать и сами поиграйте вместе с ними, координируя их действия. Если конфликт все же возник, постарайтесь спокойно, без излишних порицаний отвлечь детей.

Как помочь обиженному?

"Мою дочку все время тянет туда, где играют старшие дети. Они сильнее ее и часто отбирают игрушки, а она совсем не умеет постоять за себя, все отдает. Мне больно смотреть на это, я боюсь, что ее всю жизнь будут обижать. Как помочь моей девочке?"

Этот вопрос иногда звучит прямо противоположным образом: родители жалуются, что их дети растут агрессивными, обижают сверстников. Чем это объясняется и как следует вести себя взрослым в подобных ситуациях?

Занятие 20 С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ДРУЖБА?

11.11.2011 11549 1447

Цель занятия: расширять представления о дружбе, друзьях; развивать умение оценивать свои поступки и поступки других; воспитывать дружелюбное отношение к окружающим людям.

Методы: беседа, игра, упражнение, объяснение.

Ресурсы: альбом, хрестоматия, мяч, кегли, кубики (прямо­угольники, квадратики).

Круг радости «Доверяем друг другу»

Дети становятся друг за другом, кладут руки на плечи впе­ реди стоящих и идут по кругу с закрытыми глазами. Дружно все идем по кругу, И надеемся на друга.

Плечо другу подставляйте И друг другу доверяйте!

Побеседуем

-В одном детском саду Оля подошла к Майе и сказала: «Да­ вай с тобой дружить!»

Майя спросила: «Оля, а почему ты хочешь дружить со мной?»

-Как вы думаете, что ответила Оля?

Ребята, как вы думаете, с чего начинается дружба? (Рассуждения детей).

Блиц- игра «Да и нет»

Воспитатель бросает ребенку мяч со словами: Дружба начинается, если улыбнешься кому-то? Дружба начинается, если защищаешь кого-то? Дружба начинается, если рвешь яблоки из чужого сада с кем-то? Дружба начинается, если делишься игрушками с кем-то? Дружба начинается, если подставишь подножку кому-то? Дружба начинается, если помогаешь отремонтировать ма­шинку?

Дружба начинается, если плюешься жвачкой?

Дружба начинается, если толкаешься?

Дружба начинается, если дерешься?

Дружба начинается, если обзываешься?

Дружба начинается, если говоришь вежливые слова?

И т. д.

Упражнение «Паровозик»

Дети делятся на «вагончики» и «паровозики» по следующему принципу.

В шкатулке или мешочке у воспитателя равное количество прямоугольников - «паровозиков» и такое же количество квад­ ратиков - «вагончиков». Детям предлагается взять по одной фигуре и разделиться на «паровозики» - вагончики» в зависимо­ сти от доставшейся фигуры. Причем «паровозик» становится позади «вагончика» и кладет руки ему на талию.

«Вагончик» чувствует поддержку друга. Главное условие - тот ребенок («вагончик»), который стоит впереди, закрывает глаза. А ребенок, который стоит позади («паровозик»), управ­ляя первым, движется к цели. Ребенок, выполняющий роль «па­ ровозика», направляет «вагончик» движением руки на талии, подбадривает товарища словами.

Целью может быть место, обозначенное кубиком или дру­ гим предметом, а стартом - место, напротив, на расстоянии 4-5 метров.

На пути следования можно поставить препятствие (сту­ лья, кегли и т.д.).

Маршрут следования можно обозначить цветной нитью. Играют все дети, а затем меняются. Тот, кто был «вагончи­ком», становится «паровозом» и наоборот.

- Что вы чувствовали, когда были «паровозиками»?
Что чувствовали «вагончики»?

Хотелось вам - «вагончикам» - открыть глаза? Доверяли вы своему товарищу? Как вы думаете, что такое доверие? (Рассуждения детей).

Побеседуем

-Сережа обещал воспитательнице принести в детский сад интересную книгу, чтобы почитать ее всем ребятам, но забыл
про свое обещание. Утром он пришел в группу, подошел к сво­ ему другу Алику и сказал: «Если Галина Ивановна будет спра шивать, принес ли я книжку, я ей скажу, что я дал ее тебе по­смотреть, а ты забыл книгу дома. Если ты так не сделаешь -
значит, ты мне не друг».

- Согласился ли Алик поддержать своего друга?
(Рассуждения детей).

- Можете вы назвать себя хорошим другом? Почему?
(Рассуждения детей).

Обобщаем

-Очень важно для каждого человека иметь друзей и уметь Дружить. Еще важнее научиться дорожить дружбой и быть хо рошим другом.

Круг «От сердца к сердцу»

Воспитатель предлагает детям встать парами по кругу лицом друг к другу. Внутренний круг движется по часовой стрелке, а внешний круг остается на месте. При этом пары меняются, и дети в каждой паре произносят, соединив ладони,: «Ты и я, мы - друзья!».

Домашнее задание

Раскрась картинку, на которой нарисованы друзья.

Дополнительный материал к занятию Елена Шаповалова «Где мои друзья?»

Я готов дружить и в школе

За подсказку даже с Олей.

Если даст списать Оксана,

Обижать её не стану.

И, конечно, дам я сдачу

Если кто обидит Сашу,

И за это он легко,

Мне подарит эскимо.

Я хочу дружить со всеми

Только отвернулся Женя,

Паша, Саша и Володя

Без меня играют тоже.

Убегает от меня

Даже младшая сестра.

И обходят стороной

Все девчонки до одной.

Объясните почему

Я один сижу в углу?

Ведь дружить же я хочу.

Николай Варавин «О дружбе»

Бобик шел к Полкану в гости, Нес в подарок ему кости

У Полкана день рожденья,

Будет славным угощенье.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

ЧАС ДОБРОГО ОБЩЕНИЯ

«С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ДРУЖБА»

Цель: способствовать углубленному осмыслению понятия «дружба», «друг», осознании своих обязанностей перед друзьями; формировать умения вести рассуждение и аргументировать свою точку зрения; формирование нравственных качеств, умение дружить, беречь дружбу.

Видеоклип «От улыбки хмурый день светлей».

Библиотекарь: Здравствуйте, дорогие ребята! Тема нашей встречи «С чего начинается дружба». Сегодня мы будем обсуждать несколько серьёзных вопросов:

Как вы понимаете слово «дружба»? (ответы)

Кто такой друг? (ответы)

Что значит дружить? (ответы)

Хорошо ли быть без друзей? (ответы)

Да, ребята, дружба - это дар, данный человеку. Поэтому каждый из нас не только должен ценить истинных друзей, но и сам должен быть хорошим другом.

Дружба - это «близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов» (Толковый словарь Ожегова).

С дружбой приходится сталкиваться в жизни каждому человеку. Когда у человека есть настоящие друзья, это сильно влияет даже на то, насколько счастливым он себя чувствует. Но, к несчастью, под маской дружбы иногда прячутся несколько иные отношения, и иногда в результате этого человек испытывает глубокое разочарование. Для каждого из нас важно умение отличить дружбу от других видов отношений, а для этого в первую очередь нужно знать, что же представляет собой дружба.

Чтец:

Как начну конфеты есть,

У меня дpузей не счесть.

А закончились конфеты

И дpузей в помине нету.

За конфету каждый дpуг,

Так и pвет ее из pук.

Hу, зачем мне дpужба эта?

Я и сам люблю конфеты.

Библиотекарь: Кроме того, понимание того, что же такое дружба, поможет нам самим быть хорошим другом, обрести надёжных друзей и сохранять дружбу крепкой.

Чтец:

Друг - это весело, это надёжно,

Друг защитит от любой беды,

Даже когда вокруг страшно и холодно

Будет он рядом, ты лишь посмотри!

Годы пройдут, и мы станем взрослее,

Ростом повыше, по жизни мудрее,

И поменяется мир весь вокруг,

Но рядом останется преданный друг!

(Распределение слов по столбикам)

Игра «Качества дружбы»

Понимание. Деликатность. Мелочность. Близость взглядов. Неуверенность. Зависть. Прощение. Доброта. Равнодушие. Благородство. Самокритичность. Болтливость. Сдержанность. Обдуманность фраз и поступков. Нахальство. Раздражительность. Искренность. Приветливость. Честность.

Вот теперь вы смогли убедиться, сколько нужно воспитать в себе качеств, чтобы научиться стать хорошим Другом.

Игра «Ромашка»

Итак, мы с вами рассказали друг другу, кто такой друг. Вы высказали интересные суждения о том, как надо дружить и какие правила дружбы должны существовать. А сейчас я вам предлагаю поиграть в «Ромашку». Лепестки этого красивого цветка вы заполните словами. Но не просто словами, а напишите на каждом лепестке по одному самому главному, на ваш взгляд, качеству, без которого дружба состояться не может.

Кодекс дружбы.

Если хочешь быть хорошим и верным другом:

Делись своими успехами, неудачами и новостями.

Умей слушать.

Оказывай другу эмоциональную помощь и поддержку.

Доверяй другу и будь уверенным в нем.

Сохраняй тайны своего друга.

Не критикуй друга публично.

Не будь назойливым и не поучай.

Не обсуждай друга в его отсутствие.

Не ревнуй друга к другим его друзьям.

Уважай внутренний мир и чувства своего друга.

Возвращай долги.

Радуйся успехам своего друга.

А какие пословицы и поговорки о дружбе вы знаете? (ответы)

Игра «Найди конец пословицы»

Не имей сто рублей, а …… (имей сто друзей).

Человек без друзей, что …..(дерево без корней).

Друга ищи, а нашёл…..(береги).

Дерево живёт корнями, а человек….(друзьями).

Дружба не гриб, в лесу …(не найдёшь).

Ребята, но главная дружба начинается в семье. Именно в семье мамы читают вам сказки, рассказы о дружбе. Какие сказки и рассказы о дружбе вы уже прочитали?

Викторина «Кто с кем дружит?»

Зелёный крокодил Гена и …..Чебурашка.

Доверчивый Буратино и ……Мальвина.

Смешной мишка Винни-Пух и ……Пятачок.

Друзья-музыканты: вместе жили, разбойников прогнали, концерты давали. (Кот, петух, пес, осел)

Какая девочка выручала своего друга Кая из ледового плена? (Герда)

Карлсон бухнулся в кровать и, схватившись за голову, произнес: «Я самый больной в мире человек». Потребовал лекарство. Малыш дал лекарство, на что Карлсон ответил: «Друг спас жизнь друга». Какое лекарство дал Малыш Карлсону? (Малиновое варенье).

Притчи о дружбе помогут лучше разобраться в таком понятии как "дружба", что такое истинная дружба и какими должны быть друзьями. Я прочту вам одну:

Жил на берегу моря старец. Был он совершенно один, и никого у него не было на всём белом свете. И вот однажды поздним вечером он услышал стук в дверь. Старик спросил:

– Кто там?

За дверью ему ответили: – Это твоё богатство.

Но старец ответил: – Когда-то я был сказочно богат, но это не принесло мне никакого счастья.

И не открыл дверь. На следующий день он вновь услышал стук в дверь.

– Кто там? – спросил он.

– Это твоя любовь! – услышал он ответ.

Но старец сказал: – Я был любим, и сам любил безумно, но это мне не принесло счастья! – и опять не открыл дверь.

На третий день к нему снова постучали.

– Кто там? – спросил старик.

– Это твоя дружба! – услышал он в ответ.

Старец улыбнулся и открыл дверь: – Друзьям я всегда рад.

Но вдруг... вместе с дружбой к нему в жилище вошли и любовь, и богатство. И старец сказал: – Но ведь я пригласил только дружбу!

На это вошедшие ответили ему: – Ты столько лет прожил на земле, и до сих пор не понял одну простую истину? - Только вместе с дружбой приходят и любовь, и богатство!

Чтец:

Дружба - это тёплый ветер,

Дружба - это светлый мир,

Дружба - солнце на рассвете,

Для души весёлый пир.

Дружба - это только счастье,

Дружба - у людей одна.

С дружбой не страшны ненастья,

С дружбой - жизнь весной полна.

Друг разделит боль и радость,

Друг поддержит и спасёт.

С другом - даже злая слабость

В миг растает и уйдет.

Верь, храни, цени же дружбу,

Это высший идеал.

Тебе она сослужит службу.

Ведь дружба - это ценный дар!

Библиотекарь:

Тест «Хороший ли ты друг»

1. Вы собрались в кино, но вдруг выясняется, что у твоей подруги (друга) нет денег на билет. Как ты поступишь?

А) Пойдешь в кино одна (один).

Б) Одолжишь подруге (другу) денег.

B) Найдешь богатенького приятеля, который мог бы сводить вас в кино.

2. Ты хочешь пригласить подругу (друга) вместе провести вечер, но она (он) уже обещал (а) своей маме сделать уборку. Как ты поступишь?

А) Проведешь вечер одна (один).

Б) Поможешь ей (ему). Чем быстрее вы закончите работу, тем больше времени останется на веселье.

В) Позвонишь другой (-ому) подружке (другу).

3. Ты идешь по улице и вдруг видишь, что шайка хулиганов пристает к твоей подруге (другу). Как ты поступишь?

А) Сделаешь вид, что ты их не замечаешь, и поспешишь скрыться.

Б) Бросишься на помощь подруге (другу).

В) Расскажешь об этом ее (его) отцу…когда увидишь его.

4. Вы с классом поехали на экскурсию. Вдруг одна из твоих подруг (один из твоих друзей) обнаруживает, что не взял (а) с собой еды. Как ты поступишь?

А) Скажешь ей (ему), чтобы в следующий раз он(а) лучше собиралась в поездку.

Б) Поделишься с ней (с ним) своим обедом.

В) Скажешь об этом учителю, чтобы он что-нибудь придумал.

Итак, подведем итог.

Больше ответов А : Возможно, настало время сесть и подумать, почему никто не помогает тебе в трудных ситуациях. Настоящая дружба предполагает взаимную помощь и поддержку. Покажи своим друзьям, что ты в любую секунду готов(а) прийти им на помощь.

Больше ответов Б : Ты замечательный друг! На тебя можно положиться в трудную минуту. Таких как ты интересные события и приключения с друзьями ждут на каждом шагу. Самое главное - твои друзья знают, что всегда могут положиться на тебя!

Больше ответов В: Ты беспокоишься о своих друзьях, особенно когда они оказываются в сложной ситуации, но дружба - это не только приятное времяпрепровождение. Твои друзья должны быть уверены, что всегда могут рассчитывать на твою помощь. У тебя большие задатки. Чтобы стать настоящим другом, подумай о том, как их реализовать.

Я надеюсь, что этот тест заставит каждого из вас задуматься о том, что быть другом - это сложный и кропотливый труд, это работа, прежде всего, над собой.

Желаю вам цвести, расти,

Копить, крепить здоровье.

Оно для дальнего пути -

Главнейшее условье.

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет.

Вам от души желаю я,

Друзья, всего хорошего.

А всё хорошее, друзья,

Дается нам недешево!

Мультфильм «Дружба»