Грех ли стерилизовать кошку вопрос священнику. Грех ли стерилизовать животных

Здравствуйте, Юлия!
На первую часть Вашего вопроса ответить нетрудно. У Православной Церкви нет сформулированной позиции по вопросу, допустимо ли стерилизовать животных. Ни один из церковных соборов по этой проблеме не высказывался. В официальном документе «Основы социальной концепции РПЦ» этот вопрос также не затрагивается. Поэтому Вы можете иметь дело лишь с мнениями отдельных людей, а не с позицией Церкви.

На вторую часть вашего вопроса ответить сложнее. Вы даже ее не высказали, но она читается между строк: «Этично ли стерилизовать кошку в определенных обстоятельствах, является ли это грехом или нет?»

У святых отцов есть афоризм, что из двух благ нужно выбирать большее, а из двух зол - меньшее. Конечно, стерилизация есть зло. Кошке было бы гораздо лучше жить «по велению природы», два раза в год приносить полдюжины очаровательных котят и чтобы хозяева всю эту династию кормили и ласкали. Но в реальности это невозможно. Реальность будет противоположной, горькой и жестокой. Исходя из этого, выбрать меньшее зло будет делом рассудительности и милосердия. Милосердия по отношению к самой кошке, к ее потенциальным котятам и к Вашей человеческой семье.

Если обратимся к истории совместной жизнедеятельности человека и животных, то увидим, что человек всегда, если только не обожествлял животных, считал себя вправе изменять их по своим потребностям. Человек всегда ограничивал репродуктивную функцию животных, сам решал, которая особь будет приносить потомство, а которая нет, короче говоря, решал за животных «быть или не быть». В этом принцип селекционной работы. Церковью такое отношение к животным никогда не порицалось.

Можно вспомнить выведенные людьми породы тех же кошек и собак, которым по законам экстерьера, установленным теми же людьми, купируются уши и хвосты, и это мало у кого находит осуждение.
Если мотивом вашего решения стерилизовать кошку является польза самой кошки и вашей семьи, то греха в этом нет. Скорее есть забота и деятельное милосердие. Тем более, что операция эта - не такая простая задача для хозяев, как может показаться. Нужно со всей ответственностью подойти к обязанностям, которые лягут на вас в послеоперационный период вашего питомца. Ознакомьтесь с этим подробнее, хотя бы здесь: http://zoovet74.ru/uslugi/zoovet-rekomenduet/vsya-pravda-o-sterilizacii-koshek

Святотатством называется кража святынь или других ценностей в церкви. Как попрание святыни можно было бы расценить рисунок в виде православного креста на паркете или изображение его же на предметах, предназначенных для уборки нечистот.

Как видите, это не ваш случай. Ложкой, украшенной крестом, вполне можно пользоваться, только относитесь к ней с толикой благоговения ради святого изображения. Можете даже прочесть над ложечкой молитву «на освящение всякой вещи» (она есть в молитвословах) и покропить ее святой водой. Особенно уместно будет взять за правило читать молитвы перед едой и после еды. Таким образом, вся наша жизнь будет освящаться божественной благодатью.

В русском языке и в других языках славянского происхождения, относящихся к индоевропейской группе, слово «Бог», как считают лингвисты, родственно санскритскому bhaga, что значит «одаряющий, наделяющий», в свою очередь происходящему от bhagas — «достояние», «счастье». «Богатство» тоже родственно слову «Бог». В этом выражено представление о Боге как полноте бытия, как всесовершенстве и блаженстве, которые, однако, не остаются внутри Божества, но изливаются на мир, людей, на все живое. Бог одаряет, наделяет нас Своей полнотой, Своим богатством, когда мы приобщаемся к Нему.

Имя, с которым Бог открылся древним евреям, — Yahweh (Яхве) означает «Сущий», имеющий существование, имеющий бытие, оно происходит от глагола hayah — быть, существовать, или скорее от первого лица этого глагола ehieh — «Я есмь». Однако этот глагол имеет динамический смысл: он означает не просто сам по себе факт существования, но некое всегда актуальное бытие, живое и действенное присутствие. Когда Бог говорит Моисею «Я есмь Сущий» (Исх. 3:14), это означает: Я живу, Я здесь, Я рядом с тобой. Вместе с тем это имя подчеркивает превосходство бытия Божьего над бытием всего существующего: это самостоятельное, первичное, вечное бытие, это полнота бытия, которая есть сверхбытие: «По своему значению Сущий сверхъестественно превосходит всю совокупность бытия, являясь единоличной Причиной и Создателем всего сущего: материи, сущности, существования, бытия; Сущий — начало и мера вечности, причина времени и мера времени для всего существующего и вообще становление всего становящегося. Из Сущего исходят вечность, сущность, сущее, время, становление и становящееся, поскольку в Сущем пребывает все сущее — как изменяющееся, так и неизменное… Бог — не просто Сущий, но Сущий, Которого вечно и беспредельно заключает в Себе совокупность всех форм бытия — как настоящих, так и будущих», — пишет автор трактата «О Божественных именах». То есть, Андрей, отвечая на ваш вопрос, существует ли что - либо помимо Бога или вне Бога, надо сказать - нет.

О природе зла христианское богословие говорит следующее: зло не есть некая изначальная сущность, совечная и равная Богу, оно есть отпадение от добра, противление добру. В этом смысле оно вообще не может быть названо «сущностью», потому что не существует само по себе. Как тьма или тень не являются самостоятельным бытием, но лишь отсутствием света, так зло есть лишь отсутствие добра. «Зло, — пишет святитель Василий Великий, — не живая одушевленная сущность, но состояние души, противное добродетели и происходящее… через отпадение от добра. Поэтому не ищи зла вовне, не представляй себе, что есть какая-то первородная злая природа, но каждый пусть признает самого себя виновником собственного злонравия». Бог не создал ничего злого: и ангелы, и люди, и материальный мир — все это по природе является добрым и прекрасным. Но разумным личным существам (ангелам и людям) дана свободна воли, и они могут направить свою свободу против Бога и тем самым породить зло.

Не будучи ни сущностью, ни бытием, зло, однако, становится активным разрушительным началом, оно ипостазируется, то есть становится реальностью в лице диавола и демонов. По сравнению с Божественным бытием активность зла иллюзорная и мнимая: диавол не имеет никакой силы там, где Бог не позволяет ему действовать, или, иными словами, он действует только в тех границах, в которых ему допущено Богом. Но, будучи клеветником и лжецом, диавол употребляет ложь как свое главное оружие: он обманывает свою жертву, показывая ей, будто в его руках сосредоточены могучая сила и власть, тогда как на самом деле у него нет этой силы. В. Лосский отмечает, что в молитве «Отче наш» мы не просим «избави нас от зла», то есть от всякого зла вообще, но «избави нас от лукавого» — от конкретной личности, воплощающей в себе зло. Этот «лукавый», не будучи изначально злым по своей природе, является носителем того мертвящего не-бытия, той не-жизни (ср. славянское слово «нежить»), которая ведет к смерти и его самого, и того, кто становится его жертвой.

Бог является абсолютно непричастным злу, однако зло находится под Его контролем, так как именно Бог определяет границы, в которых зломожет действовать. Более того, по неисповедимым путям Своего Промысла, в педагогических или иных целях Бог иногда пользуется злом в качестве орудия. Это видно из тех мест Библии, где Бог представлен насылающим на людей зло: так, например, Бог ожесточил сердце фараона (Исх. 4:21; 7:3; 14:4); Бог послал злого духа на Саула (1 Цар. 16:14; 19:9); Бог предал людей «нечистоте», «постыдным страстям» и «превратному уму» (Рим. 1:24-32). Во всех этих случаях речь идет не о том, чтобы Бог был источником зла, но о том, что, будучи всецело властен как над добром, так и над злом, Бог может использовать зло для достижения добра или для избавления людей от еще большего зла.

Здравствуйте. Каждый человек, который переживает за своего ближнего, должен что-либо делать для него. Случай, когда близкий тебе человек не верит в Бога, тут не исключение. Для начала надо понять, что если речь идет о ваших самых близких людях, то они вам просто не поверят. Сам Христос в Евангелии не зря сказал: «не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем». (Матф.13:57) Он не мог и чудеса совершать в местах, где родился и вырос, потому что люди сказали: «не плотников ли Он сын? Откуда же у Него все это? И соблазнялись о Нем». (Матф.13:55-58) И что же тогда делать? Главное — не быть настырными в проповеди своей веры, не давить и не обижать близкого вам человека: этим вы только отвратите его от Церкви. Нужно очень сильно любить того человека кого мы хотим привести к вере и иметь очень сильное желание о том, чтобы наш близкий стал верующим человеком. От сильной любви и желания рождается и сильная молитва, которая может, с помощью Божией, растопить лед неверия в сердце дорого нам человека. Формы выражения наших молитвенных усилий могут быть разными - это чтение акафистов, канонов, Псалтири, Евангелия или каких-то отдельных молитв. Также человек может молиться и своими словами. И не забывайте фразу: не забудь своему лицу сообщить, что в сердце твоем живет Христос. Что это значит? Вы должны по-настоящему измениться. Это изменение не останется незамеченным, поверьте. Ваше дело, как сына, молиться за отца, и самому стараться исполнять евангельские заповеди. Молчаливость и кротость может скорее привести отца к вере, чем увещевания и доказательства, которые не хочет принять его сердце.

Да, и Закхею Христос сказал: Ныне пришло спасение дому сему. За решимость одного человека, который сказал, что всем, кого обидел, он воздаст вчетверо и половину своего имущества раздаст нищим, пришло спасение всей его семье. Для начальника налоговой полиции города Иерихона это был совершенно невероятный, очень сильный поступок! И такое его покаяние столь же сильно отразилось на нем самом и на его близких. Поэтому — дерзайте, работай над собой. Но помните: вы можете быть лишь катализатором обращения вашего отца к вере, но управлять процессом и направлять его — совсем не ваше дело. Живите с матерью по-христиански, отец увидит, как вы живете, чем дышите, и сам сделает выводы. Божией вам помощи.

Здравствуйте. Действительно наш внутренний мир отражается на всей нашей внешней деятельности. И если в душе вместо мира дисгармония, то и все вокруг превращается в хаос. «Вы как бы не Меня оставили, а вас самих»(3 Ездр.1,27),- говорит Господь Своему неверному мятежному сыну Израилю. Отступая от Бога, Который есть для нас Источник света и радости, в Котором сама личность наша получает свое высшее утверждение, мы действительно изменяем сами себе, отрекаемся от собственного блага, убиваем свои лучшие стремления, хороним самые светлые надежды и утрачиваем подлинный смысл и главную опору своей жизни. Что делать? Главное - обрести правильный ориентир, который сможет привезти нас к Богу, а значит и к миру в душе. «Боже, - взывает блаженный Августин из глубины веков, - Ты создал нас для Себя, и душа наша и мятущееся сердце дотоле томится, не находя себе покоя, пока не успокоится в Тебе.» Путь же к Богу в Котором весь наш покой лежит через исполнение заповедей Божиих: «Имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя: а любяй Мя возлюблен будет Отцем Моим, и Аз возлюблю его и явлюся ему Сам... и к нему приидема, и обитель у него сотворима» (Ин.14:21,23). Возлюбивши Господа и исполняя Его святые заповеди мы принимаем и исполнение Его обещания - единение с Ним. Когда Господь желает быть нашим гостем, то готовит нам и то, чтобы мы свободно вопрошали Его о пути и средствах нашего мира и спасения. С тех пор как Он сказал: "Приидите ко Мне и научитеся от Мене" (Мф.11:28,29) - Он ожидает, чтобы мы пришли и, поучаясь от Него, обрели мир и покой своей души. Но исполнение заповедей невозможно без помощи Божией, которую мы обретаем в святых таинствах Покаяния и Причащения. Молитва в храме и дома так же является нашей споспешницей на пути к Богу. Начните свой путь к Богу и мир Божий будет приближаться к Вам, который уже никто и ничто от Вас не отнимет, а вместе с тем и в жизни Вашей все наладится. Божией Вам помощи.

Здравствуйте. Подобно борьбе с другими греховными пристрастиями, необходимо начать борьбу с блудной страстью с осознания того факта, что человек не способен сам преодолеть себя и может сделать это только при помощи Божией. Во-первых необходима молитва. Особенно рекомендуют молиться Божией Матери, которая является Царицей целомудрия. Если в уме возник блудный помысл, то нужно немедленно обратиться к Божией Матери за помощью, защитой и освобождением. Если просьба будет от всего сердца, то Божия Матерь немедленно придет на помощь. Таким способом помысл пресечется в корне, именно так, как этому учат святые отцы, то есть он будет отсечен до того, как мы начнем разглядывать его. Можно призывать на помощь святых угодников Божьих, которые боролись с этой страстью, таких как преподобная Мария Египетская, мученица Фомаида Александрийская. К этим святым женам мы можем прибегать с молитвами, просить их о помощи. В особо трудных ситуациях при блудной мысленной брани помогает осенение себя крестным знамением и творение земных поклонов до тех пор, пока брань не утихнет. Обычно это не продолжается долго, поскольку бес похоти не может выносить крестного знамения и земных поклонов, и когда он видит, что его искушения вызывают такое противодействие, то он бежит.

При всем этом необходимо возвести контрольный барьер против средств массовой информации (особенно против телевидения, кино, музыки), которые понижает нашу сопротивляемость всем видам искушений, в том числе и искушениям блудного характера. Необходимо ограничить себя в еде и особенно в употреблении алкоголя, который снижает сопротивляемость человека нечистым помыслам. Можно ограничивать себя во сне, чтобы к вечеру быть действительно уставшим. Если бросить сну вызов, то это может очень сильно помочь. Особенно нужно быть внимательным при встречи с противоположным полом с девушками (юношами) и если вы чувствуете что во время общения чувства далеко нецеломудренные, то лучше прекратить разговор и удалится от источника искушения.

Все, что в наших силах, мы обязаны делать. Но необходимо понимать, что ни молитва, ни коленопреклонение, ни даже пост, ни вкушение святой воды могут не угасить эту страсть.

Поэтому особенно нужно обратить свое внимание Покаяние и Святое Причащение. Необходимо часто ходить на исповедь - как минимум раз в неделю, даже если в течение этой недели не было явных падений и даже, если не готовишься к Причастию. Это средство особенно важно в начале борьбы. Благодать, получаемая в таинстве исповеди, является необходимым условием победы в брани с блудной страстью.

А что делать тогда, когда уже наступило это возгорание? В этот момент человек самонеуправляем. Он может быть даже благочестивым христианином, но его будет просто трясти внутренняя лихорадка от того, что его осаждают помыслы и он ничего не может поделать. Поэтому когда налетает туча злых помыслов, нужно немедленно все оставить и противостать врагу постоянной молитвой, которая будет отражать нападение врага: «Господи, отжени от меня эти блудные помыслы и уязви врага супостата»(преп. Иссак Сирин) . И бороться до тех пор, пока нападение не прекратится. Сколько же это будет длиться? А сколько кому дано. Некоторые борются несколько минут, некоторые несколько часов, но как вы знаете, шторм всегда проходит, и тучи исчезают, выходит солнце. Господь никому из нас не даст креста, который не по силам. Поэтому каждому из нас духовная брань будет соразмерна. Божией вам помощи.

Наталья, Ваш вопрос необходимо разделить на две части, - о молитве и о покаянии.

Что касается молитвы, то в Священном Писании мы находим заповедь молиться "за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте" (1 Тим. 2:2). Молитвы за нашу страну и за ее власти возносятся в Церкви за каждым богослужением, необходимо эти молитвы читать и дома.

Но нужно понимать, что мы не можем за всю Россию ПОКАЯТЬСЯ. Каяться мы можем только в тех грехах, которые совершили сами.
Вот что сказал об этом Святейший Патриарх Кирилл:
"Обращение к каждому человеку с призывом к покаянию есть наиважнейшая миссия Церкви, от которой она никогда не отступит. Но призывы ко всеобщему покаянию за то, что не совершало нынешнее поколение, есть призывы лукавые, потому что Сам Бог, вернув нам наши святыни, показал, что Он простил наш народ".

И еще о том же отец Даниил Сысоев:
"Всякая попытка покаяться в чужих грехах всегда пресекалась священниками, и не случайно. На самом деле за высокими словами о «Соборном покаянии» скрывается банальнейший грех осуждения. Ведь как легко «покаяться» в преступлении своих дедов, не щадя их (ведь кающийся не жалеет себя), не прощая им ничего и при этом чувствуя свое искреннее благочестие! Какое лицемерие и фарисейство! А ведь мы знаем слова апостола: кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает (Рим. 14, 4)."

Цитируемый Вами ресурс принадлежит секте так называемых "царебожников", которые приписывают царю Николаю Второму целый ряд божественных свойств, именуют его царем-искупителем (хотя у нас один Искупитель - Христос) и т.д. "Покаянные кресты", которые они устанавливают, нужны им не столько для покаяния, сколько для того, чтобы привлечь в ряды своей секты как можно больше людей. Необходимо соблюдать осторожность при посещении интернет-страниц, потому что сейчас появилось очень много сект, маскирующих себя под Православие.

Церковь признаёт верными и авторитетными для себя четыре Евангелия, которые вы перечислили. Евангелие Иуды - апокриф, вышедший из среды еретиков - гностиков. Все четыре канонических Евангелия, т. е. от Матфея, Луки,Марка и Иоанна написаны Апостолами - Евангелистами, которые все являлись членами первохристианской общины. Поэтому суть написанных ими книг одна и та же, несмотря на некоторые второстепенные различия в порядке, деталях и подробности изложения евангельских событий. Это объясняется тем что апостолы писали не сообща, находясь в разных местах римской империи, и для разных групп людей: Матфей писал в основном для иудеев, Марк и Лука - для язычников, а апостол Иоанн Богослов писал позже других, имея своей целью дополнить тех трёх евангелистов.

Экранизация любой книги, не исключая и Евангелие, - это всегда авторская интерпретация, страдающая ограниченностью и, возможно, искажением.

Евангельские повествования содержат не только учение Христа, изложенное в Нагорной Проповеди и многочисленных притчах, но главное там написан словесной образ Спасителя, которому призван уподобиться каждый христианин по слову апостола Павла:"... умоляю вас: подражайте мне, как я Христу." А это и означает жизнь по Евангелию. Образ Спасителя постигается и усваивается человеком "по силе жития", т.е. чем ближе наша жизнь, наш образ мыслей и действий к Евангельскому идеалу, тем глубже нам он открывается. Наша задача в том и состоит, чтобы научиться мыслить и действовать в духе Христовом, т. е. постоянно контролировать себя и проверять - достойно ли Христа мы поступаем, говорим и мыслим.

На литургии свт. Иоанна Златоуста в заамвонной молитве мы слышим: "...освяти любящия благолепие дому Твоего..." Т.е. Церковь в молитве испрашивает благодать Божию тем, кто посвящает свои труды на украшение храмов, на благолепие богослужения. И это естественно ведь храм - место общественного богослужения, место совершения Божественной литургии(λειτουργια с греч. - общее дело), следовательно жертвующий на храм, жертвует на общее дело, причём на дело Божие. То, что это дело богоугодно можно увидеть в св. Писании - в книге Исход описывается создание Скинии, там по повелению Божию трудились лучшие мастера и использовались драгоценные материалы.

Однако, Владимир, как вы верно сказали, это лишь материальная и значит временная красота. Куда лучше поступает тот, кто труды свои посвящает красоте вечной, кто вкладывается в людей - нерукотворные храмы Божии, души которых бессмертны. Ведь Церковь - это, прежде всего, люди, и ради них строятся и украшаются храмы. Но надо сказать, что насколько это дело выше, настолько и труднее и большей требует самоотдачи. И, к сожалению, наше теплохладное произволение часто оказывается на это не способно. Просто делается то, что легче, привычней и выгодней. Вообще надо сказать, что Церковь существует не для решения социальных проблем, хотя и не отказывается от этого. Её задача - спасение людей для вечности, которое можно понимать как исцеление от болезни души, т. е. греха.

Заповедь о милости дана, прежде всего, не для помощи бедным, а для врачевания эгоизма. Но спасение человека совершается не без воли и произволения самого человека, Бог не может его насильно спасти, не может заставить преодолеть свой эгоизм - это дело личного произволения. И если мы видим внешнее благолепие при скудости в помощи ближним, то это говорит о теплохладности нашей веры и об общем упадке христианства.

В данном случае не может идти речь о ростовщичестве, так как Ваши деньги банк использует в коммерческих целях для получения прибыли, часть которой в виде процентов отдает Вам. В известном смысле, Вы становитесь компаньоном банка на заранее оговоренных (договорных, а не продиктованных Вами в ущерб банку) условиях. Так что само по себе хранение сбережений на депозитных счетах не является нравственной проблемой.

Время открытия и закрытия храма, а также монастырской церковной лавки, зависит от времени начала и окончания ежедневного богослужения.
Храм открывается за полчаса до начала утренней службы (смотрите расписание богослужений на нашем сайте). Примерно в это же время открывается и церковная лавка (но не ранее 7:30).
Закрывается церковная лавка в будний день в 19:30. Если же вечером совершается праздничное богослужение, например, всенощное бдение, то - позднее: в 20:00 или 20:30.
После окончания всех вечерних служб, в храме проводится уборка, после чего и он закрывается. Вообще, как правило, к 21:00 вся монастырская территория бывает закрыта.

Уважаемая Алена, люди очень часто думают о бесах, а следует думать о Боге и о его заповедях. Если человек будет жить по заповедям Божиим, то и Господь защитит его от бесов.
Беснование - явление редкое, попускаемое Богом чаще всего тем христианам, которые, зная заповеди, произвольно и охотно стремятся к нечистоте духовной (гордыня) и телесной (блуд). Различие беснование и психической патологии ярче всего проявляется в отношении к святыне: психически больной относится к ней, как и здоровые люди, безболезненно, а бесноватый испытывает невыразимые мучения в храме, перед крестом или другой святыней. При этом он не владеет собственным телом, с которым могут происходить странные и ужасные вещи. «Последование молебное о немощных, обуреваемых от духов нечистых», называемое в простонародье «отчиткой», может совершаться только по благословению управляющего епархией архиерея в том храме и тем священником, где и кому он благословит.

Понять простым людям поступки святых людей не всегда возможно. В лице преподобного Алексия мы видим особое, не всем доступное водительство Божие в жизни человека, для достижения конечной цели - святости. Он отказался от семьи, достатка, привычного образа жизни - всего того, что неудержимо влечет к себе большинство людей. Но цену его подвига люди узнали лишь при его кончине. Как он сам осознавал свой путь, какие испытывал сомнения и борения, осталось тайной, нам лишь известно, что делал он это по любви и ради Господа, что и засвидетельствовано его житием. Современному человеку, чаще всего воспитанному вне христианского благочестия, в духовно не благополучной атмосфере жизни приходиться начинать с приведения в порядок своих семейных отношений в духе христовых заповедей, в чем и выражается первичная воля Божия о человеке, особое ему благословение и духовный труд. Это доступно всем. А уж потом, если к этому будет особое призвание, то человек выводиться и на особые, отличные от общепринятого, пути угождения Богу.

Честно говоря, не верится, чтобы в России православному монастырю такой вопрос мог быть задан серьезно. Но раз он задан, ответим по существу. Христианство (православие) не принимает существование кармы как таковой. Это чуждое для нас понятие принадлежит индуизму и близким ему религиям и философии. А означает оно вселенский причинно-следственный закон, согласно которому праведные или греховные действия человека определяют его судьбу, испытываемые им страдания или наслаждения.

Итак, по определению, карму вообще нельзя «почистить», как нельзя почистить закон всемирного тяготения или любой из законов Ньютона. Согласно доктрине индуизма, никакой - ни православный, ни индуистский - монах не может повлиять на Вашу «карму», только сами Вы детерминируете ее, совершая праведные или неправедные поступки. Это - во-первых.

А во-вторых, никакая серьезная религия - ни христианство, ни индуизм - не оказывает религиозных «услуг». Религия лишь призывает Вас пойти по указываемому ею пути, обещая привести Вас к Богу (христианство) или к мокше (освобождению, индуизм). Выбирать остается Вам, но выбирать образ, содержание и цель своей жизни, а не какие-то услуги.
«Религиозные» услуги оказывают только шарлатаны, обращаться к которым, жалея Вас, я не советую.

Есть два совершенно противоположных друг другу греха, связанных с животными. Первый - жестокое отношение к ним. Поскольку наши четвероногие друзья точно такие же Божьи создания , как и мы, то когда их бьют, мучают, истязают, это несомненный грех.

Является ли грехом усыпить кошку

Если Господь Бог дал людям власть над бессловесными тварями, то это налагает и ответственность перед Ним за «братьев наших меньших», и потому вопрос «грех ли топить слепых котят?» даже вставать не должен - это убийство живой души, хоть и не бессмертной. Заповедь «Не убий» распространяется и на животных.

Второй грех представляет собой страстную привязанность к домашним питомцам, когда они буквально возводятся в ранг членов семьи . Заботиться и жалеть животных надо, но нельзя доводить привязанность до такого уровня, когда кот или собака чувствуют себя хозяевами дома; когда на их внешнем виде хозяева буквально зацикливаются, выбирая им прогулочные наряды и таская на стрижки-маникюры.

Ответы священников по усыплению больных животных

Если пробежаться по форумам, то этот вопрос у владельцев домашних животных возникает довольно часто. У кого-то питомец тяжело и неизлечимо заболел, и его жизнь представляет собой сплошное мучение - и для собаки или кота, и для домочадцев.

Но есть и такие ситуации:

Иногда усыпить неизлечимо больное животное — самый гуманный поступок.

  • переезд на новую квартиру,
  • несоблюдение питомцев «санитарных норм».

В первом случае хозяева не хотят брать с собой четвероногое создание, мол, «не впишется» в интерьеры евроремонта.

Во втором - как ни приучивали кошку, во всех остальных моментах вполне умную и сообразительную, к лотку, она, словно назло, справляет свои естественные нужды на любимом кресле хозяина.

Как решение проблемы владельцы таких животных видят усыпление: грех или не грех?

Однако лучше всего узнать ответ православного священника.

Протоиерей Владимир Воскресенский, настоятель челябинского храма во имя Святого великомученика Георгия Победоносца:

Если эвтаназия человека - это несомненный грех, то по вопросу «животной» эвтаназии в Церкви не существует однозначного мнения . Часть священнослужителей считает, что и это такой же грех; другие полагают, что все зависит от конкретной ситуации. Мое же личное мнение таково: когда заболевает человек, то болезнь надо расценивать как пользу для души, ибо, страдая, человек душу очищает. Святитель Иоанн Златоуст так это определял: «Болезнь сжигает страсть».

А если мукам подвержено больное животное? Как быть тогда?

  • Если есть хоть малейшая надежда на выздоровление, надо с большим терпением ухаживать за ним.
  • Если же домашнему любимцу суждено умереть, то молите Господа о том, чтобы Он избавил животное от лишних страданий.

Хотелось бы, конечно, чтобы эта смерть наступила не от укола, а естественным путем.

Если же все мыслимые способы испробованы и выхода просто нет, тогда и в самом деле наиболее гуманным будет отвезти животное в ветеринарную лечебницу и усыпить . Эта процедура, которая проводится там, лишена какой бы то ни было жестокости: страдальцу ставят укол, и тот засыпает. Так что в отсутствие реального выхода греха в усыплении не будет.

«Бытовые» же варианты с желанием усыпить вполне здоровое, но «непослушное» животное однозначно считаю грехом убийства живой души.

Поговорим о стерилизации

Второй по «взволнованности» вопрос - считается ли грехом стерилизовать животных, чтобы избежать нежелательного потомства?


Стерилизация — способ уменьшить рост бесхозных животных.

Приводим объяснение протоиерея Петра Дынникова, настоятеля храма Илии Пророка (Подольское благочиние).

Батюшка организовал на своем приходе приют для бесхозных домашних питомцев и не понаслышке знает о данной проблеме и ее масштабе, а также как следует относиться к подобной операции верующим.

Я не беру на себя смелость выражать точку зрения всей РПЦ на вопрос о стерилизации животных, но могу высказать лично свое мнение - стерилизовать их надо обязательно ! Поступая так, мы сделаем гораздо более доброе дело, чем оставляя все как есть.

Мы в своем «бездомном» приюте стерилизуем питомцев, потому что плодятся они беспрерывно и в больших количествах. Ведь как часто бывает? Один человек из лучших побуждений дарит животное другому человеку - может быть, даже исполняя желание того, а подарок этот через какое-то время надоел, стал ненужным, и его, образно говоря, выбрасывают на помойку, так он становится бездомным.

И вот через какое-то время на свет появляется еще два десятка никому не нужных, нередко больных животных. Или, бывает, хозяева, уезжая осенью с дачи, оставляют там кошку или собаку… Не подобное ли поведение является грехом?

Стерилизуем мы бесхозных животных, безусловно, с сердечной болью, но надо понимать: это просто-таки жизненная необходимость. Один наш прихожанин познакомился с подобными программами за границей. Он-то и принес нам данную практику, рассказал, что в Чехии, Англии да и в Германии существуют специальные центры по стерилизации животных. Это является наиболее безобидным и гуманным методом уменьшения количества бездомных «братьев наших меньших».

А вообще количество бездомных-бесхозных домашних животных - на совести их бывших хозяев, которым необходимо помнить: коль уж ты приручил зверушку, то будь добр - отвечай и за нее, и за ее будущее потомство.

Существует точка зрения, что подобным образом мы вмешиваемся в дела Господа Бога. Возможно, с этой позиции данный акт не является самым милосердным, но зато он самый милосердный с позиции гуманности и заботы о городских бездомных животных . Если же они будут бесконтрольно размножаться, то их потомство обречено на страдания и нередко гибель.

Одна из основных библейских заповедей гласит: «Не убий».

Так вот, стерилизовать кошку - это не есть убийство, здесь уместно говорить о контрацепции.

А вот ежели только что рожденного котенка или щенка выбрасывают на улицу или топят, вот это и является убийством в чистом виде.

В данной ситуации мы в частности из двух зол выбираем меньшее. Возможно, Божье создание в результате этого проживет на земле на какой-то год меньше, но зато жизнь эта будет, так сказать, качественной - счастливой и сытой, а на улицах будет меньше «ненужных» животных.

Усыплять или не усыплять домашнее животное - зависит от обстоятельств . Если человеку просто надоело заниматься им и он желает таким бесчеловечным образом избавиться от вполне здорового питомца, то здесь четко можно говорить о греховности такого решения. Но множество людей, искренне любящих своих кошек-собак, встают перед таким вопросом, когда животное неизлечимо заболевает и мучается.

С точки зрения гуманности, будет лучше прекратить мучения, усыпив и таким образом проявив сострадание. Примерно так же имеет смысл рассуждать и в вопросе о стерилизации: что ждет в будущем рожденных и уже заведомо никому не нужных малышей?

Полезное видео

диакон Максим

– В блоге мне задали вопрос: «Как в Церкви относятся к стерилизации животных?» И, наверное, логичным продолжением этого будет вопрос по поводу усыпления и убийства животных.

Сразу хочу попросить прощения, но за всю я отвечать не имею права. Как говорят в армии – вопрос не по окладу. То есть ответ мой содержит чисто мое личное субъективное рассуждение. Сами понимаете, что вопрос кроме своего интереса еще и очень щепетилен. Благодаря нашим гуманным средствам массовой дезинформации сформировано «нужное» общественное мнение по этому вопросу а точнее, проблеме. Не ошибусь, если скажу, что это проблема государственного масштаба.

Думаю, что вопрос можно несколько перефразировать. А именно: «Является ли грехом стерилизация животных?» и, соответственно: «Убийство животных – это грех?».

Давайте разберемся в терминах. Что такое грех?

Грех – это извращение человеческого естества вследствие отпадения от Бога , впадение человека в противоестественное (нижеестественное) состояние, беззаконие как нарушение нормы (закона, порядка) человеческого бытия, определенного Богом. «Грех есть добровольное отступление от того, что согласно с природой, в то, что противоестественно (противоприродно)» (святой ). «Грех есть уклонение от цели, назначенной человеку по природе» (блаженный ).

Слово грех – перевод греческого слова ацартих, которое буквально означает промах или непопадание в цель. Грех и есть несоответствие человека цели своего существования, неправильное осуществление человеческой природы или противоестественная (противоприродная) деятельность.

Теперь, что касается стерилизации. На одном из сайтов священник дает ответ на вопрос: «Скажите, пожалуйста, будет ли считаться грехом, если я отдам свою домашнюю (никогда не гулявшую на улице) кошку на стерилизацию? Дело в том, что во время течки она мучается, постоянно воет сутки напролет, жалко на нее смотреть в этот период, это длится около недели, затем перерыв недели на 2–3… и все заново. Гормональные таблетки и инъекции крайне вредны. Может быть, мы совершаем больший грех, зная, что можем, прооперировав животное, избавить от мучений, но не делаем этого?»

Ответ священника: «Стерилизация является грехом, лучше применить лекарственные средства».

Есть такое выражение преподобного : «Без рассуждения нет добродетели» . Давайте вместе с вами рассудим.

Зачем мы стерилизуем животных:

1. Мы не хотим от животного потомства, чтобы потом или детенышей не пришлось убивать, или попросту не выбрасывать их на улицу и тем самым не размножать бродячих животных.

2. Естественным образом пытаемся уменьшить популяцию бродячих животных. А точнее, вообще избавиться от них.

Предположим, что стерилизация – это грех. Тогда в чем конкретно? Что противоестественного? Природно, что в животных заложен инстинкт размножения. Но размножение в соответствующих условиях. Мы, полагая себя цивилизованными людьми, не считаем, что городская квартира подходит под те соответствующие условия. Значит, напрашивается вывод о расширении квартиры (и сюда же повышение расходов на содержание питомника) или… Конечно же, убить животное или выбросить его на улицу будет намного хуже.

Ведь, выбрасывая животное на улицу, мы тем самым повышаем степень опасности для людей, которые по этим улицам ходят (укусы и в частности с летальным для человека исходом). Кроме того, беспризорные животные зачастую являются разносчиками всякого рода инфекций (например бешенства).

Второй вопрос касается убийства животных. Опять-таки, разберем, в каких случаях человек убивает животное:

1. Для обеспечения себя пропитанием (одеждой, лекарственными препаратами и т. п.).

2. Для жертвоприношения.

3. В целях обеспечения собственной безопасности (самообороны).

4. Для банального удовольствия.

Попробуем разобрать по пунктам.

1. Для обеспечения себя пропитанием.

В Библии есть прямое указание израильскому народу, каких животных им можно употреблять в пищу, а каких нет ().

Соответственно убивать животных ради пропитания и, соответственно, само употребление в пищу животных грехом не является.

2. Для жертвоприношения. В Ветхом Завете очень много мест, указывающих на жертвоприношения Господу животных (, ). Однако апостол Павел однозначно указывает, что Христос, «принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога, ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его. Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых» (). Это значит, что всякая необходимость в жертвоприношении животных отпадает. А кто приносит такую жертву – творит грех.

3. В целях обеспечения собственной безопасности (самообороны). В Книге Судей описывается случай с Самсоном: «…И пошел Самсон с отцом своим и с матерью своею в Фимнафу, и когда подходили к виноградникам Фимнафским, вот, молодой лев рыкая [идет] навстречу ему. И сошел на него Дух Господень, и он растерзал [льва] как козленка; а в руке у него ничего не было. И не сказал отцу своему и матери своей, что он сделал…» ().

В Книге Царств царь и пророк Давид рассказывает, как в целях охранения стада, которое он пас, и в целях самообороны он, Давид, убивал и льва, и медведя. «…И сказал Давид Саулу: раб твой пас овец у отца своего, и когда, бывало, приходил лев или медведь и уносил овцу из стада, то я гнался за ним и нападал на него и отнимал из пасти его; а если он бросался на меня, то я брал его за космы, и поражал его, и умерщвлял его; и льва и медведя убивал раб твой, и с этим Филистимлянином необрезанным будет то же, что с ними, потому что так поносит воинство Бога живаго…» ().

В 90-м Псалме сказано, что уповающий на Бога сможет на аспида и василиска наступать и попирать льва и дракона ().

Апостол Павел в 1-м Послании к Коринфянам пишет, что он по [рассуждению] человеческому боролся со зверями в Ефесе (). Опять-таки в целях самообороны.

Кроме того, можно вспомнить множество житий и чудес святых (прекрасным примером может стать великомученик Георгий Победоносец), где они убивали животных, угрожавших людям (Святой Георгий сразил дракона).

Значит, убийство животных для обеспечения собственной безопасности грехом не является.

Скептики, желающие с этим поспорить, пусть обратятся к статистике нападения бродячих животных на людей. Пусть посмотрят в лицо матери, чей ребенок покалечен или умер из-за нападения животных. А сколько всякого рода болезней этими животными переносятся?

У нормального (среднестатистического) человека не встает вопрос по поводу того, правильно или нет проводить дератизацию и дезинсекцию (нормальными словами – убивать домашних грызунов и насекомых). А простите, в чем принципиальное отличие как переносчика инфекции и потенциальной угрозы между крысой, тараканом и бродячей собакой (кошкой)?

И в этом случае физическое уничтожение бродячих животных является одним из способов решения сложившейся проблемы. Конечно, я не призываю к уничтожению гражданским населением страны бродячих животных. Этим должны заниматься соответствующие властные учреждения. Но проблема должна решаться. Вдумайтесь в следующие слова: «…И пошлю на них четыре рода [казней], говорит Господь: меч, чтобы убивать, и псов, чтобы терзать, и птиц небесных и зверей полевых, чтобы пожирать и истреблять; и отдам их на озлобление всем царствам земли за Манассию, сына Езекии, царя Иудейского, за то, что он сделал в Иерусалиме…» (). Как эти слова подходят к обстановке, сложившейся в нашей стране. За наши беззакония Господь навел на нас эти казни. Значит, от нас (лично от каждого) требуется покаяние в наших личных грехах! Возненавидьте зло и возлюбите добро, и восстановите у ворот правосудие; может быть, Господь Бог Саваоф помилует остаток Иосифов ().

Ну, и 4-й пункт – убийство животных ради банального удовольствия, – безусловно, является грехом . «Праведник милует души скотов своих» ().

Конечно же, со мной будут многие не согласны. Что ж, если готовы к дискуссии, – всегда рад.

Не забывайте такие слова из книги Екклесиаста: «…Сказал я в сердце своем о сынах человеческих, чтобы испытал их Бог, и чтобы они видели, что они сами по себе животные; потому что участь сынов человеческих и участь животных – участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что все – суета! Все идет в одно место: все произошло из праха и все возвратится в прах. Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?..» (). Спаси вас всех Христос!

Лина, Тюмень

Грех ли стерилизовать животных?

Здравствуйте. Мне очень необходим ваш совет. Пару недель назад в нашем дворе появилась бездомная беременная кошечка. К сожалению, взять к себе у меня нет возможности. Конечно, я кормлю и размещала информацию о найденной кошке, но откликов совсем нет. Также я волонтер в фонде бездомных животных, и если ее примут фонд, то обязательно отправят на стерилизацию, то есть аборт. Но меня мучают сомнения: неужели будет лучше, если она родит на улице, если идет зима? Я понимаю, что это грех. И не знаю, что делать. Пожалуйста, подскажите.

Доброго! Возможно, я ошибаюсь, но, на мой взгляд, безопасней для нее самой и окружающих является стерилизация. Которая не есть «аборт», а невозможность для нее зачинать в дальнейшем. (Если я правильно понимаю). На мой взгляд, т.к. учение Церкви об этом молчит, должно соблюдаться чувство меры. Травить и убивать всех подряд нельзя, но ограничить нескончаемый рост популяции вполне допустимо. Хотя, возможно, сейчас, безграничное размножение кошек хоть как-то скомпенсирует безостановочный рост крысино-мышиного поголовья.

В моем доме такой расклад: 1 собака и 3 кошки. Если вы можете дать кому-то прием — дайте. Не можете — не мучайтесь, т.к. численность животных и сочетание их популяций регулируются не на «нашем» уровне.

Смею напомнить вам также, что существует различие в наличии души и Духа в животных и людях. Как говорил один мой знакомый: «Хорошо быть животным — умер и ВСЕ!!!». С нами сложнее: умер — только все и начинается!

Дай, Господи, нам терпения, рассуждения и чувства меры!

Количество записей: 22

Здравствуйте, батюшка, у меня такой вопрос: является ли грехом проведение пластической операции с целью исправления врожденной асимметрии? Всю сознательную жизнь комплексую из-за этого. Заранее спасибо.

Наталья

Наталья! Исправление врожденного дефекта – не грех. Другое дело – пластическая операция ради того, чтобы стать более привлекательной, обратить на себя внимание противоположного пола, и вообще неразумное изменение своего тела просто потому, что «я так хочу». Конечно, хорошо бы перед операцией посоветоваться со священником, у которого Вы исповедуетесь, и взять благословение.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, уважаемый священник. А какая разница в возрасте при женитьбе Церковью благословляется, и почему женщина обязательно должна быть моложе своего мужа хотя бы на год? Спаси Вас Бог!

Алексий

Алексий, по чисто этическим соображениям лично я бы не рекомендовал, чтобы разница в возрасте была более десяти лет. Сами понимаете, отношения в таком случае граничат с понятиями отец – дочь или мать – сын. Невеста не обязательно должна быть моложе жениха. Но вообще этот вопрос больше относится к этической сфере, а не церковной. Каких-то канонических запретов здесь нет.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте. У меня вопрос о поминовении усопших. Помочь усопшим мы можем молитвой и милостыней. О молитве понятно. Считается ли пожертвование за записки о поминовении в храме за милостыню? И приношения продуктов? Или это воспринимать как пожертвование в храм? И как подавать милостыню за усопшего, я ведь не могу просить людей молится о человеке, не зная их вероисповедания. Расскажите об этом поподробней, для меня это очень важно.

Мария

Мария, продукты, приносимые на панихидный столик в храме можно считать милостыней, так как они фактически употребляются в трапезной и раздаются неимущим. Также в каждом храме есть кружка для бедных, в которую Вы можете опустить свое пожертвование. Можно просто помочь нуждающимся продуктами, вещами или деньгами. То, что Вы подали милостыню за конкретного человека, говорить не обязательно. Господь знает Ваши намерения и помышления.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, батюшка! Мне хотелось бы знать, можно ли пить вино во время Великого поста?

Елена

Елена, по уставу употребление вина в малых количествах допускается только по воскресеньям. Но так как в нашей жизни вино предполагает какое-то застолье, то лучше не искушаться и потерпеть до Пасхи.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! Помогите разобраться вот чем: я недавно открыл небольшой продовольственный магазин, начинаю свой бизнес в России. Мы переехали из Казахстана. Место новое, продуктами в этом помещении не торговали. Очень много покупателей спрашивают сигареты и удивляются, почему их нет, и уходят. Я теперь считаю, что продавать табак - грех, ведь раньше я сам курил, и очень страдал от этого. Помогите разобраться, как правильно поступить, и что разумное отвечать покупателям? Благодарю Вас за Ваши ответы, очень полезные для меня!

Михаил.

Михаил, сейчас во многих магазинах не продают сигареты. И это правильно. Очень многие предприниматели в погоне за прибылью не гнушаются продажей табачной продукции, тем самым способствуя «медленному самоубийству» курильщиков. Если совесть не позволяет Вам торговать сигаретами, то и не надо этого делать. А покупателям можно предложить «перейти» на леденцы и семечки.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! Скажите, как пережить развод с мужем? Кому молиться, чтобы было душевное спокойствие и не было мрачных мыслей и уныния? Очень плохо мне, ничего не ем, только слезы.

Ольга

Начать надо с исповеди в храме, с работы над ошибками. Есть не только грехи, но и неразумные поступки. Например, выбор супруга, с которым заведомо невозможно жить.

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте. Я воцерковлена всего год. Мы с мужем живем вдали от всех близких, и когда приезжаем к ним, все отмечают мои внешние изменения. Как кротко, никого не обидев, отвечать на вопросы о том, почему я перестала краситься т. п. Простите меня за несерьезный вопрос.

Мария

Мария, вопрос, на самом деле, серьезный. Печально то, что Ваше православие носит, в первую очередь, внешний характер. Я не знаю, конечно, как Вы красились до церкви. Но верующая женщина должна исключить тот стиль, который я условно называю «порношик». А в остальном она может поступать по совести и по благоразумию. Если Вы не сидите дома, а работаете в серьезном учреждении, то Вам придется соблюдать корпоративный дресс-код, который подразумевает и разумное использование косметики. Пока Вы молоды, у Вас отсутствуют седые пряди, Вы можете некоторое время позволить себе роскошь ничем не пользоваться. Но… это только вопрос времени, если Вы, конечно, живете не на хуторе. Кроме того, у Вас еще есть муж, который будет обращать внимание на Ваш внешний вид и сравнивать Вас с другими женщинами… Вам придется задуматься и о личных отношениях. Я совсем не призываю Вас краситься, пользоваться косметикой и парфюмерией. Я только хочу, чтобы прежде, чем от чего-либо отказаться, Вы хорошо подумали о последствиях. Не с этого начинается христианство. Ваша задача - сохранить семью, хорошие отношения с мужем, воспитать детей. Многие начинали на моей памяти с того, с чего начали Вы. Увы, большинство из них не выдержало собственной ревности не по разуму. Я советую во внешнем быть просто умеренным человеком – всего в меру: не надо вамп-стиля, но не надо и игры в отшельников.

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте, батюшка! Скажите, пожалуйста! Муж подобрал бездомную кошечку, ей уже 8 месяцев, начала "гулять", за месяц уже 4 раза. Котят мы не хотим, на улицу она не ходит. Муж настаивает на стерилизации кошки, я не могу решиться. Является ли стерилизация животных грехом? Еще у нас с мужем уже 3 года нет детей, но мы очень хотим, почему не получается - не знаем. Может ли такое быть, что если мы лишим кошку материнства, то и у нас так и не будет деток?

Катерина

Стерилизация животных, тем более домашних, не является грехом! Наоборот, это забота о них и гуманный способ регулирования рождаемости. Вас это никак с мужем касаться не может! Молитесь, исповедуйтесь, причащайтесь. Бог поможет.

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте. В нашем храме батюшка разрешает во время крещения делать несколько снимков на память. Недавно подруга, которая поет на клиросе, показала фотографию - один из прихожан принес в храм. Во время крещения его ребенка на купели отчетливо виден силуэт ангела. Неужели это возможно? Действительно ли современные фото и видеокамеры могут в каких-то случаях "увидеть" то, что нам видеть не дано?

Ксения

Ксения, лично я очень скептически отношусь к таким фотодокументам, хотя, как известно, на Св. Горе Афон, например, на стене Русского монастыря, прямо около врат, висит репродукция с дореволюционной фотокарточки, где запечатлена, как говорят монахи, Божия Матерь. Я бы поставил в этом вопросе многоточие - Бог весть, что это, правда или обман, оставим до времени, как есть.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте. У меня вопрос: смотрел документальный фильм "Бабий яр", было расстреляно 120 000 людей, стариков, детей разного возраста. Это не только Бабьго Яра касается. Куда Бог смотрит? Дети - за что? Они не успели пожить на земле, не познали Бога. Объясните, есть ли Бог?

михаил

Михаил, Вы почему-то рассуждаете, как язычник, который думает, что кроме этой жизни, жизни на земле, со всеми ее радостями и удовольствиями, больше у человека ничего нет. Не успел пожить тут - все, пропащее дело, несчастный человек, ничего не получил. А как же, простите, вечная жизнь? Это - вопрос закономерный, так как мы с Вами, как я полагаю, христиане. Так вот, как же жизнь после смерти? Она есть или нет? И почему мы не хотим допустить такую мысль, что Господь за короткие страдания на земле, по Своему промыслу, даровал всем тем, кто погиб в этой "мясорубке" небесные блага, которые нам и представить трудно? А Вы захотели бы также? Пострадать немного здесь, за то точно наследовать Рай? Или нет? Мне думается, на эти вопросы надо ответить. Потому что в них и заключается та мера веры в Бога, которая есть у Вас: доверяете ли Вы ему или нет.

игумен Никон (Головко)

Батюшка! Стараюсь постится, но бывают искушения, и наешься скоромного. На работе не получится постится, и ешь, что есть. Дома много искушений, и все нарушаешь. Телевизор не получается не не смотреть, жена смотрит. Как-то не хватает силы.

Олег, ну, что ж сделаешь, я понимаю, трудно. Всем трудно! Без труда, как известно, не выловишь и рыбки из труда. Давайте стараться, в конце концов, Вы - такой же человек, как и все, ничем не хуже, не слабее, не беспомощнее. А посмотрите, между тем, вокруг - у нас в храмах и малые дети постятся! И ничего, не ропщут!

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка! Подскажите, пожалуйста, как правильно исповедоваться. Например, если я завидую какому-либо человеку, нужно ли на исповеди говорить, кому я завидую и в чем, или просто достаточно покаяться в зависти? Или если я осуждала кого-то в чем-то, надо ли уточнять, кого и в чем именно? Спасибо.

Екатерина

Екатерина, если священник не спросит о подробностях, то о них можно и не упоминать. Есть только одна причина, по которой можно упомянуть о них - если Вы хотите получить от священника практический совет по данной ситуации.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка! У меня такой вопрос к вам. В моей семейной жизни большие трудности. Но я сегодня слышала, что можно отказаться от того, что больше всего любишь. Короче, дать обет, и все наладится. Правда ли это? Спасибо.

Людмила

Людмила, я много раз слышал от людей, действительно духовных, что подобных обетов давать не надо. Что касается трудностей и их причин, то об этом лучше всего поговорить со священником лично. Наиболее вероятная причина таких испытаний - мы сами. А потому, скорее всего, не отказываться нужно "от того, что больше всего любишь" - среди этих вещей, я думаю, есть и достойное любви, - а каяться в грехах и исправлять свою будущую жизнь.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Спасибо за ответы на мои вопросы. Хотелось бы уточнить по поводу ответа на мой вопрос, беседовать со священником лично или через интернет - "ответ однозначен: через интернет - это вообще не беседа, не окормление. Необходим личный контакт!" Дело в том, что я интроверт, и теряюсь, когда взаимоотношения выходят за рамки установленных процедур. Я уже несколько лет хожу в церковь, но только исповедаюсь и причащаюсь. При этом вижу, что некоторые так же, как и я, а другие общаются между собой и с батюшками. Я всегда считала, что, может, они просто знакомы. И что же я тут буду влезать, где меня не ждут. Получается, это не совсем так, и надо как-то перестать быть в стороне. Не могли бы Вы описать, что из себя представляет внутрицерковное общение, и чего от него ожидать и к чему готовиться? Как бы Вы объясняли ребенку по шагам, что нужно делать. Я читала статью про, то как подойти к батюшке, но у меня на каждом шагу возникают дурацкие вопросы. Например: как обращаться к батюшке - "батюшка", "отец (имя)" или по имени и отчеству? И еще - я не видела, чтобы за беседу с батюшкой был установлен размер вознаграждения. Но ведь я же буду отнимать его время, и это, можно сказать, консультация, за которую другие люди (врачи, адвокаты) берут деньги. Как тут быть? Предлагать самому батюшке? Или опустить в ящичек "жертвуйте на храм"? Или еще как-то? И вообще, как эта вся ситуация выглядит с вашей стороны - когда приходят, чего-то хотят, задают дурацкие вопросы?

Арина

Арина, у Вас, действительно, какие-то просто неуместные комплексы! Какие деньги за консультацию? Какое стеснение, как подойти?! Да для того священник и существует, чтобы помогать мирянам, для того и в храм приходит, и служит, все - для того. Вы спрашиваете, как все это сделать "пошагово"? Надо просто выбрать удачный момент, например, после службы, когда батюшка свободнее, и спросить его о времени, когда ему удобнее будет с Вами переговорить. Возможно, он согласится сразу же, а может быть, если есть какие-то требы, Вы вместе назначите удобное для вас время. И все! И не надо ни о чем смущаться, задумываться, стесняться, надо быть проще. В чем причина такой "смелости"? Да только в том, что Вы ищите для себя духовной пользы, и видите, что священник может сориентировать, помочь. Когда поговорите, просто поблагодарите его, и все! Вы ничего священнику не должны за потраченное на Вас время - это его служение, добровольный жизненный подвиг.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Я согрешила. И теперь не могу выпутаться. Ситуация следующая: я приняла решение не делать моему ребенку прививок, но в детском саду их же требуют. Хотя сейчас можно по закону воспользоваться своим правом не делать прививки и отстаивать свои права, но я подумала, что лучше не трепать себе и работникам сада нервы, и в садик мы пошли с сертификатом со всеми прививками. Но ведь это же ложь, получается. А дьявол - отец лжи. Каюсь теперь. Но и исправить это не могу - коль уж повела дело таким образом, то утратила возможность отстаивать свои права, а прививать ребенка ради снятия с себя греха тоже не могу. Вот и получается, что с одной стороны каюсь и обещаю больше так не делать, а с другой - нет намерения исправить текущую ситуацию. И более того - если представить, что законы изменятся и прививки станут обязательными, то, получается, я бы повторила то, что сделала. Бог меня отвергнет за это? И мне остается лишь отчаяние и никакой надежды на спасение? И даже если в этом случае все как-то устроится, то ведь будут еще. В армию, например, когда - или согрешить опять, или отправят еще в какую-нибудь горячую точку на пушечное мясо. Хотя почему должен гибнуть сын других родителей, которые не согрешат? Вот и получается, что весь путь матери - это выбор между собственной праведностью или здоровьем ее ребенка. Авраам, конечно, принес в жертву сына, но это была жертва Богу, а здесь непонятно ради чего, и никто руку со шприцем с отравой уже не остановит. И плюс ко всему, это уже, наверное, гордыня, сердце устает обливаться кровью, что буду отвержена Богом, и тогда впадаю в самоуспокоение и некое отстранение. Хотя и пытаюсь от этого удерживаться, но давно ли вообще пребывала в теплохладности. Простит ли меня Господь, если вместо исправления мною соделанного, буду просить у Него наказания и скорбей?

Ирина

Здравствуйте, Ирина. Вы создаете себе трудности на ровном месте. Спасителен только тот крест, который на нас возлагает Господь, а то «крестоношение», которое мы сами себе придумываем – губительно. Ваш сын принадлежит не Вам, а Богу. Как бы Вы ни терзались и ни беспокоились, промысла Божия это не изменит. Промысел Божий о Вашем сыне, согласуется только со свободным волеизъявлением Вашего сына. Вы можете лишь постараться научить его быть христианином. И я не вижу никакой проблемы в прививках. Их целесообразность иногда бывает сомнительна, но тогда надо посоветоваться со специалистом, чтобы не подвергаться необоснованному риску. Но в большинстве случаев отказ от прививок только увеличивает риски заболеваний, которые легче предупредить, чем лечить.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте! У меня вопрос: какую молитву надо знать КАЖДОМУ православному? Какую молитву надо читать на родительскую (за умершую маму)? И еще. Мне не везет с личной жизнью, не могу наладить семейную жизнь, попадаются мужчины пьющие и гуляющие. Я совершила паломничество по святым местам в Дивеево и Муром, приложилась к святым мощам св. Петра и Февронии с просьбой даровать мне надежного и доброго человека. Но, мне кажется, эти святые помогают мне в делах с детьми моими, у них действительно все стало неплохо. Но личная жизнь так и не налаживается... А есть ли молитва именно по моей проблеме? Заранее благодарю Вас.

Александра

Здравствуйте, Александра. Православный христианин - это тот, кто оставил все земные попечения и последовал за Христом. Как это сделали апостолы: побросали свои лодки и сети, и пошли. Старайтесь у Бога ничего земного не просить, Он знает все Ваши нужды. Если бы Ваши дети попросили у Вас уксуса напиться, Вы бы исполнили их просьбу? Наверняка нет. И Бог не все наши просьбы исполняет, потому что для нас они могут быть подобны уксусу. Молитвы на все случаи жизни можно найти в молитвослове.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте, отец! Благословите, пожалуйста! Я около месяца назад начала читать утреннее и вечерне правило, поначалу вычитывала молитвы от начала до конца, на это уходил 1 час, но, к сожалению, от большого количества, тяжело читать быстро и пропускать молитвы через душу. Я узнала, что начинающим можно читать краткое правило, начала читать его, и стала затрачивать времени часа 2, от того, что искренне пытаюсь молится душой, представлять в голове лица тех, за кого молюсь, и о чем прошу, перечитываю по несколько раз каждую молитву, минут по 15, опасаясь невнимательно произнести или мысленно отвлечься на мирские дела,из-за чего молитва не вознесется до Бога. Очень начинаю нервничать оттого, что устаю от перечитывания одной молитвы по несколько раз во время чтения, но благодать Господа чувствуется, несомненно! Я бы очень хотела читать правило полностью. Подскажите, пожалуйста, как можно вычитывать и лучше пропускать в сердце молитву, как священники в церкви, не затянуто и от души? Чтобы оставалось время и силы для другого православного чтения. Храни Вас и Ваших ближних Господь!

Екатерина

Здравствуйте, Екатерина. Вы не молитесь, а боретесь со своей природой, от этого не будет пользы, один вред. Первые признаки вреда Вы уже наблюдаете – нервничаете, устаете, досадуете. Так можно совсем надорваться и растерять все. Надо приучаться к выполнению правила. Времени на это потребуется 15-20 минут утром и 20-25 минут вечером. Молиться нужно вслух, внимательно и неспешно. Удержать внимание совсем без отвлечения никто не может. Святые отцы советуют ловить ум и возвращать к словам молитвы. При этом начинать сначала не нужно. Достаточно возвращения. Избежать блуждания ума невозможно, но, надо стараться удерживать это блуждание в рамках, содержащихся в совершаемых молитвах. Не пытайтесь заставить свой ум умолкнуть, это невозможно. Просто ловите его, когда он начнет блуждать в предметах, которые совсем никакого отношения к духовному не имеют. Ничего воображать во время исполнения правила не надо. Даже категорически нельзя! Вам не нужно своими молитвами пробивать небо, потому что Царство Божие внутри Вас. Никуда не рвитесь, не устремляйтесь, ничего не представляйте. Когда хотите помянуть близких, просто в соответствующем месте утреннего правила назовите их имена. Господь знает нужду каждого прежде Вашей молитвы о них, Вам надо их только помянуть. Подробно о духовной жизни вообще, и о молитве в частности, прочитайте у свт. Игнатия Брянчанинова в «Аскетических опытах», том первый, главы 1-22 и 30-50. Чтение Евангелия и Святых Отцов тоже приравнивается к молитве и по своему действию, и по правилам чтения. Новый Завет полезно почитать с толкованиями бл. Феофилакта Болгарского. Из святых - прв. Иоанн Кронштадтский, свт. Иоанн Златоуст, свт. Игнатий Брянчанинов, свт. Феофан Затворник, свт. Лука Войно-Ясенецкий. Из духовных писателей - схиигумен Иоанн Алексеев, «Письма Валаамского старца», игумен Никон Воробьев, «Как жить сегодня». Все чтения должны быть строго дозированы, но постоянны. Даже хорошей пищей можно объесться. Помоги Вам Бог.

иерей Александр Белослюдов

Добрый день, батюшка! С огромной болью в душе пишу о том, что 12 дней назад у меня умерла моя любимая мамочка, ей было всего 67, но бронхоэктазы - болезнь непредсказуемая, и Бог так решил. Мы живем в Черногории. Ее похоронили очень хорошо и неспешно, если так можно выражаться об этом. Отпели в храме, и похоронили при том же храме. Только в Черногории на могиле крест ставят в голове, а не в ногах, как в России. Это нормально? Я сто раз прокручиваю все у себя в голове, правильно ли все сделано. Перестала реветь, потому что батюшка сказал, что я так только наврежу. Только молюсь и молюсь. Читаю Псалтырь каждый день. Очень больно, особенно не плакать. И еще вопрос, правда ли, что чтобы помочь душе, я вещи мамочки должна раздать с 9 до 40 дня, а не позже, потому что это самый тяжелый период для души, а так я ей хоть чем-то помогу дополнительно?

Татьяна

Здравствуйте, Татьяна. Примите мои соболезнования. К сожалению, я ничего не знаю о черногорских погребальных обычаях. Коль так принято, так тому и быть. Вообще, обрядовый порядок второстепенен, поэтому не терзайтесь размышлением о правильности или неправильности всего, сделанного Вами. Согласно преданию, душа человека, после смерти три дня пребывает в этом пространстве, видит родных и знакомые места. С четвертого по девятый день ангелы показывают ей небесные обители. С десятого по сороковой день душа проходит мытарства. Это испытание, которое определяет состояние души, ее будущее до Всеобщего Воскресения. В это время душа нуждается в молитвенной поддержке. Раздача милостыни в этот период - тоже поддержка. Но не думаю, чтобы было настолько важно раздать вещи усопшей в определенный срок. Что останется, можно и позже отдать нуждающимся.

иеромонах Викторин (Асеев)

1