Дед мороз сказочный персонаж. Откуда взялся Дед Мороз и его происхождение! Якутский Эхээ Дьыл — северный брат Деда Мороза

Многие думают, что Дед Мороз имеет русское происхождение, а его родословная восходит к образу морозного старика из русских народных сказок. Это не совсем так, вернее — совсем не так. Иногда ошибочно полагают, что Дед Мороз и Снегурочка с древних времен являются спутниками праздничных новогодних елок, однако это произошло только в конце XIX века. В преданиях наших предков издревле существовал Мороз — повелитель зимних холодов. В его образе нашли отражение представления древних славян о Карачуне — боге зимней стужи. Мороза представляли в образе старичка низенького роста с длинной седой бородой. С ноября по март у Мороза всегда много работы. Мороз бегает по лесам и стучит своим посохом, отчего случаются трескучие морозы. Мороз проносится по улицам и раскрашивает оконные стекла узора ми. Мороз леденит гладь озер и рек. Мороз щиплет за нос, дарит нам румянец, веселит пушистыми снегопадами.

Несмотря на то, что он был епископом, этот Нико был немного плохим. Английский, автор книги «Святой, кто был бы Санта-Клаусом». Или это было насилие между христианами? Согласно средневековой легенде, Николай поразил еретика на Никейском соборе, встречу, которая состоялась в 325 году и в которой был достигнут первый консенсус в отношении христианской доктрины. В первых иконах Николаса он представлен без одежды епископа, тонким признаком того, что он был уволен, возможно, для борьбы с чистой рукой.

Какие же они, «заморские Деды Морозы», и где обитают?

Увы, слух Нико в Никее не прав, говорит английский. Но кажется, что люди любят историю, которая есть везде в это время года, например, накануне Рождества. К счастью, Сан-Николас был известен не только своими пререканиями. Он также славился подарками и защитой детей.

Этот образ зимнего повелителя художественно развивается и воплощается в русских сказках в образах Деда Студенца, Деда Трескуна, Мороза Ивановича, Морозко. Однако, хотя эти морозные деды не были лишены чувства справедливости и сострадания и иногда одаривали забредающих в их владения добрых и трудолюбивых людей, они не были связаны с приходом Нового года и раздавать подарки не было их главной заботой.

Первое из этих качеств вытекает из истории о бедном человеке, у которого было три молодые дочери. Поскольку у него не было приданого, предлагающего женихам, мужчина был обеспокоен тем, что его дочери в конечном итоге проституируют. Легенда гласит, что Николос положил три мешка с золотом через окно в доме мужчины, что спасло женщин от попадания на улицы.

Вторая история немного жутковата: во время пребывания в гостинице Николос обнаружила трех детей, расчлененных в бочках рассола. Он восстановил и возродил детей и наказал виновного хозяина гостиницы. Эти подвиги в сочетании с их общим аспектом сделали Николаса главным святым средневековья, объясняет Боулер. Его популярность может быть измерена длинным списком людей, мест, церквей и христианских групп, которые считают Сан-Николаса своим покровителем.

Прообразом современного Деда Мороза считают реального человека по имени Николай, родившегося в III веке в Малой Азии (на берегу Средиземного моря) в богатой семье и впоследствии ставшего епископом. Унаследовав немалое состояние, Николай помогал бедным, нуждающимся, несчастным и особенно заботился о детях. После смерти Николай был канонизирован. В 1087 году пираты выкрали его останки из церкви в Демре, где при жизни он служил епископом, и переправили их в Италию. Прихожане церкви были так сильно возмущены, что разразился большой скандал, который, как бы сказали наши современники, невольно выполнил функцию рекламы. Постепенно из святого, которого знали и ценили только на его родине, Николай стал объектом почитания всех христиан Западной Европы.

Увлин Увгун – брат Деда Мороза из Монголии

Боулер, биограф Санта-Клауса, говорит, что праздник Святого Николая, 6 декабря, отмечался во всей Европе в течение нескольких столетий, и подарки часто давались детям. В то время Рождество было также оттеснено в большей части протестантской Европы. Но в некоторых странах, таких как Голландия, традиции, связанные с Синтерклаасом, были сохранены.

Искав способ познакомиться с Рождеством, Общество Сан-Николаса нашло идеального человека, который представлял, кто дал ему свое имя, и который, в конце концов, славился добрым для детей. Реальная цель состояла в том, чтобы выгнать пьяниц с улицы, помнишь? Теперь они могут сделать Рождество семейным событием, в котором дети, у которых была очень трудная жизнь в то время, получали подарки за то, что они были хорошими.

В России Святой Николай, прозванный Николаем Чудотворцем или Николаем Мирликийским, также снискал славу и поклонение, став одним из самых почитаемых святых. Его считали своим покровителем и заступником мореплаватели и рыбаки, но особенно много доброго и чудесного сделал этот святой для детей.

О милосердии и заступничестве Святого Николая в отношении детей существует много преданий и легенд, распространенных в Западной Европе. Одна из таких историй рассказывает, что некий бедный отец семейства не мог найти средств на то, чтобы прокормить трех своих дочерей, и, отчаявшись, собирался отдать их в чужие руки. Прослышавший об этом Святой Николай, пробравшись в дом, засунул мешок с монетами в дымоход. В печке в это время сушилась старая, изношенная обувь сестер (по другой версии, у камина сушились их чулки). Утром изумленные девочки достали свои старые башмаки (чулки), наполненные золотом. Нужно ли говорить, что их счастью и ликованию не было предела? Добросердечные христиане с умилением пересказывали эту историю многим поколениям своих детей и внуков, что привело к появлению обычая: дети на ночь ставят свои сапожки за порог и вешают свои чулки у кровати с ожиданием получить утром подарки от Святого Николая. Традиция дарить детям подарки в день Святого Николая существовала в Европе с XIV века, постепенно этот обычай переместился на рождественскую ночь.

Но жители Нью-Йорка нуждались в более чем хорошем настроении изменить Рождество. Вдохновленный голландскими легендами Синтерклааса, американский писатель Вашингтон Ирвинг написал серию портретов, в которых он представлял святого Николаса, пролетавшего над домами Нью-Йорка, куря трубку и оставляя подарки для хороших детей.

Из этого, епископальный ученый по кличке Климент Кларк Мур написал стихотворение для своего потомка под названием «Посещение святого Николая». Сегодня он лучше известен как «Ночь перед Рождеством». Странная вещь, для профессора семинарии, заключалась в том, что Мур разделил Сан Николо в каждой цели в стихотворении. Но в нем ничего не говорится о «причине сезона», как говорят сегодняшние рождественские чемпионы. В общем, рассказ Мура о Сан-Николаах стал вирусом и распространился по всей северо-восточной части Соединенных Штатов быстрее, чем оленей, принимающий Риталин.

В XIX веке вместе с европейскими эмигрантами образ Святого Николая стал известен в Америке. Голландский святой Николай, которого на родине называли Синтер Клаас, перевоплотился в американского Санта-Клауса. Этому способствовала появившаяся в 1822 году в Америке книга Клемента Кларка Мура «Приход святого Николая». В ней рассказывается о рождественской встрече одного мальчика со Святым Николаем, который живет на холодном Севере и разъезжает на быстрой оленьей упряжке с мешком игрушек, раздаривая их детям.

Торговцы сразу воспользовались этим персонажем, - объясняет Боулер. «Они сразу же увидели, что эта персонификация может быть полезной для их продаж». Другими словами, Санта продавал продукты почти сразу, как только садился. Но прежде чем вы обвиняете Санта-Клауса в маркетинге Рождества, подумайте о том, что было до его прибытия, когда у детей было много причин надуваться.

Сан-Николас, Санта-Клаус, Санта-Клаус и другие имена одного и того же персонажа являются деривациями той же рождественской фигуры, которая с течением времени принимает разные формы и значения. Эта история имеет мало общего с рождением Иисуса и в некоторых местах, старый Санта даже считается врагом «настоящего Рождества».

Популярность доброго рождественского «старика в красной шубе» среди американцев стала весьма высокой. В середине XIX века этот Святой, или Пер Ноэль, стал моден в Париже, а из Франции образ Деда Мороза проник и в Россию, где западноевропейская культура не была чужда образованным и состоятельным людям.

Естественно, что прижиться рождественскому деду в России было не сложно, так как похожий образ с древнейших времен присутствовал в славянском фольклоре, развился в русских народных сказках и художественной литературе (поэма Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос»). Внешний облик русского морозного деда вобрал в себя и древние славянские представления (старик невысокого роста с длинной седой бородой и посохом в руке), и особенности костюма Санта-Клауса (красная шуба, отороченная белым мехом).

Добродушный пухлый, одетый в красный и белый цвета, который мы знаем сегодня, не всегда выглядел так. В его древнем происхождении это было частью древнего римского солнечного праздника во время Зимнего солнцестояния. В Риме также были вечеринки в середине декабря в честь Сатурна, в конце которого дети получали подарки от взрослых. Фестивали Брумалии и Сатурналии были языческими фестивалями. Сатурналия началась 17 декабря и продолжалась неделю. Это была вечеринка с очень схожими характеристиками с нашим нынешним Рождеством.

В конце 7 дней Сатурналии, именно 25 декабря было отмечено рождение Солнца Бога, олицетворяемого в боге Митрах. Как известно, Иисус Христос не родился 25 декабря, и нигде в Библии это не подтверждается. Рождество стало отмечаться через 300 лет после смерти Христа, когда император Константин допустил христианство в Римской империи. Раньше почти невозможно было праздновать из-за религиозных преследований. Недавно он появляется как участник римского календаря в 336 году, пока в пятом веке он не станет официальным затмением первоначального празднования Сол Инвиктуса.

Такова краткая предыстория появления на рождественских праздниках, а позднее — на новогодних елках русского Деда Мороза. И тем более приятно, что только у нашего Деда Мороза есть внучка Снегурочка и родилась она в России.

Кто такой Дед Мороз на самом деле...

Кто такой Дед Мороз??? Вопрос о том, кто является прямым предком Деда Мороза очень спорный. В одних странах предками Деда Мороза считают местных гномов, в других - средневековых странствующих жонглеров, которые распевали рождественские песни, в-третьих - бродячих продавцов детских игрушек. Образ Деда Мороза складывался веками, и каждый народ вносил в его историю что-то свое.

Христианская церковь хотела замаскировать одного из героев мифологии этого праздника фигурой святителя Николая, любимого греческого епископа, который жил в современной Турции и очень почитался в средние века. Его мощи сохранились в итальянской Базилике Сан-Николас.

Слева «Гелиос» олицетворение Солнца в греческой мифологии. Еще одна фигура, которую этот персонаж сильно поглотил, был Один. До христианизации германской Европы отмечалось событие, известное как Юле. В этот период миф говорит, что в призрачной охоте по небу известна Дикая Охота, где вожак летал с другими охотниками, лошадьми, собаками и духами. Возможный источник, из которого изображение Санта-Клауса происходит через небо с оленями.

Среди предков Дедушки Мороза был, оказывается, и вполне реальный человек. В IV веке н. э. жил в турецком городе Мира архиепископ Николай. Это был очень добрый человек, и за добрые дела Николая после его смерти объявили святым. В XI веке церковь, где он был захоронен, ограбили итальянские пираты. Они похитили останки святого и увезли к себе на родину. Прихожане церкви святого Николая были возмущены. История эта наделала так много шуму, что Николай стал объектом почитания и поклонения христиан из разных стран мира.

Ниже: изображение нынешнего Санта-Клауса, вытащенного оленем. В настоящее время дети получают подарки в некоторых странах Европы 6 декабря, а для большинства это обычно 24 декабря из-за религиозной реформы. Когда-то был бедный человек, у которого было три дочери. Бедных женщин осудили на то, чтобы они были «отвратителями», так как у их отца не было необходимого приданого, чтобы они могли выйти замуж. Зная это, Николас дал ему, получив возраст брака, мешок с золотыми монетами для каждого из них. Говорят, что все это было сделано тайным священником, который тайно вошел в окно и положил золотой мешок в носки девушек, которые повесились на дымоходе, чтобы высушить их.

В средние века твердо установился обычай: в День Святого Николая, 19 декабря, дарить детям подарки, именно так и поступал сам святой. После введения нового календаря святой стал приходить к детям на Рождество, а потом и в Новый год.

Деда Мороза везде называют по-разному.

А если говорить о происхождении нашего родного (отечественного) Деда Мороза, то его прямым предком значится восточнославянский дух холода Трескун (Студенец, Мороз). С тех пор, как в России начали отмечать Новый Год, в домах стал появляться старый дед, с бородой, в валенках. В одной руке он нес мешок с подарками, а в другой – палку. Тогда Дед Мороз не был веселым старичком, который распевал песенки. Подарки он, конечно же, дарил, но только самым умным и послушным, а остальным хорошенько доставалось палкой. Но годы шли, и старел и добрел Дед Мороз: перестал раздавать тумаки, а стал просто запугивать плохих детей страшными сказками. Но в наше врем я Дед Мороз уже никого не наказывает и не пугает, а только раздает подарки и веселит всех у новогодней елки. Палка превратилась в волшебный посох, который не только отогревает все живое в лютые морозы, но и помогает Дедушке Морозу играть с детишками в разные забавные игры. Со временем у Дедушки появилась внучка – Снегурочка, которая стала помогать разносить подарки и рассказывать сказки.

Традиция, что Санта входит в дома через дымоходы, разделяет много подарочных благотворителей в Европе. Например, в дохристианской нордической традиции Один вошел в дымоходы во время солнцестояния. В итальянской традиции Бефана - ведьма, которая путешествует, покрытая сажей, из-за входа в дома через дымоходы и оставляя подарки для детей. Дом всегда считался священным в примитивной вере как источник благодеяния, и всегда было распространено мнение, что эльфы и феи вошли через этот портал. Кларк Мур описал Деда Мороза как эльфа в «Посещении Святого Николая», который был частью американской традиции.

Костюм у Деда Мороза тоже появился не сразу. Сначала его изображали в плаще. К началу XIX века голландцы рисовали его вообще стройным курильщиком трубки, умело прочищающим дымоходы, через которые он забрасывал детям подарки. К концу того же века его одели в красную шубу, отороченную мехом. И вскоре англичанин Тенниел создал образ добродушного толстяка, который сегодня известен каждому: кому-то как Санта Клаус, а нам – как Дед Мороз.

Это был его покровитель Святого Николая, также известный как Микулаш в Чешской Республике или Клешен в Люксембурге. Справа: представление чешского Микуласа в сопровождении свидетеля-демона и ангела. Напротив, в Чешской Республике тот же спутник известен как Черт-демон, которого Сан-Николас должен был быть добрым.

Пер Ноэль – брат Деда Мороза из Франции

Но эй, вернувшись к корню истории. Это, без сомнения, можно назвать рождением имени. Затем поэт Клемент Кларк Мур внес свой вклад в стихотворение о Санта-Клаусе как о гном и тонком, но который дает игрушки в канун Рождества детям и путешествует на санях, вытащенных девятью оленями, включая лидера Рудольфа.

Должность Деда Мороза почетна и не каждый Дед Мороз настоящий. Существуют даже Академии Морозного деда. В программе обучения: теоретический курс истории Деда Мороза, практика в творческих мастерских. После окончания обучения слушатели получают дипломы. Настоящий Дед Мороз знает много шуток и прибауток, загадок и игр, песен и танцев. За 12 ударов он успевает обойти все дома и засунуть подарки под подушки, под елки и в другие самые неожиданные места. Весь год до новогодней ночи Дед Мороз живет на Крайнем Севере, правда есть у него еще парочка домиков - в Лапландии и в Устюге. Но где бы он ни находился, он прилежно мастерит и готовит новые подарки к следующему Новому году.
И пусть не каждый верит, что Дед Мороз существует, но каждый радуется, когда видит этого румяного старика, который, несмотря на свой преклонный возраст, пляшет, танцует и веселится, превращая Новый год в настоящий праздник.

Ее работа заключалась в том, чтобы следить за рождественскими эльфами, а также быть домохозяйкой, которая любит домашнюю работу и пекарню. Говорят, что его бесплодие станет причиной любви Санта-Клауса к детям из-за отсутствия детей. Образ Санта-Клауса на санях, оцепленных северными оленями, начал распространяться по всей территории Соединенных Штатов, и люди стали просить о присутствии Санта и его оленей в нескольких городах.

Есть популярные предложения о том, что дом Санта будет хорошо в шведской Лапландии, финской Лапландии или в Гренландии. Как мы видели, происхождение Рождества - это многие, которые привели к рождению движений по всему миру, чтобы защитить то, что каждый регион считает «настоящим Рождеством».

Возможно, кто-то удивится, но наш Дед Мороз никогда не состоял в родстве ни с христианскими святыми, ни с американскими пузотерами Сантами. Его генеалогическое древо уходит корнями в самое что ни на есть дремучее язычество. Славянский фольклор наградил этот неласковый зимний дух множеством характерных прозвищ - Морозко, Студенец, Трескунец, Карачун, Зимник. Поначалу никаким альтруизмом сей персонаж не страдал, святостью не отличался - морозил людишек почем зря, ну и подарков, естественно, не дарил. Наоборот, ЕГО задабривали. Накануне Рождества выходили на порог с ложкой кутьи или киселя и кричали: «Мороз, Мороз! Приходи кисель есть; Мороз, Мороз! Не бей наш овес (или какое-нибудь другое посевное растение)!».

В Испании, например, есть демонстрации против Санта-Клауса и в пользу волхвов. В Германии, Австрии и многих других христианизированных странах существуют другие движения в пользу рождения младенца Иисуса. В Чешской Республике сохраняется традиция празднования Микуласа, и также защищена традиция младенца Иисуса.

Есть также миллионы обвинителей перед идеей, что Санта-Клаус представляет потребительство. Жизнь в конкретном городе, по-видимому, не может отдать телят, или торты, сделанные плодами их садов, но выход легче, отдав что-то, купленное в магазине. В этом контексте трудно избежать немилосердного решения, но изначально исторически в основе была концепция щедрости и стремления к изобилию.

В общем, как понимаете, дядькой он был суровым, холодным и даже от его ледяной любви веяло смертью. Лучше всего этот образ оказался запечатлен в поэме Н. Некрасова «Мороз Красный Нос». Помню, что, впервые взявшись за нее, я ожидал встретить милого новогоднего старика…

«…Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи -
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.

История Деда Мороза

Сегодня наш любимый Санта-Клаус - это свидетельство того, что мы не изменились с момента нашего истока, и мы продолжим объединять убеждения и смешивать их через поколения, не ища слишком много объяснений. Многие из нас дают друг другу подарки, мы празднуем Рождество 25 декабря, и мы рассказываем историю Санта-Клауса маленьким в повторном акте, который обновляет наше детство и без каких-либо объяснений. Любопытно видеть, что человек продолжает вести себя как тот же средневековый человек, который считал, что земля была квадратной и плоской, или что болезни были проклятиями только в том, что вещи, к которым мы не искали объяснения, различны.

Глядит - хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?

Идет - по деревьям шагает,
Трещит по замерзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде…»
Мороз-воевода.

А теперь чуть далее:



«…Люблю я в глубоких могилах
Покойников в иней рядить,
И кровь вымораживать в жилах,
И мозг в голове леденить.

…Без мелу всю выбелю рожу,
А нос запылает огнем,
И бороду так приморожу
К вожжам - хоть руби топором!

Богат я, казны не считаю,
А всё не скудеет добро;
Я царство мое убираю
В алмазы, жемчуг, серебро.

Войди в мое царство со мною
И будь ты царицею в нем!
Поцарствуем славно зимою,
А летом глубоко уснем».

Не стоит, наверное, говорить, что в детские сборники и хрестоматии попал именно первый отрывок, где Мороз выглядит солидным воеводой и волшебником без всяких там криминально-некрофильских замашек.

Начал смягчаться образ Деда Мороза и в сказках. Уже в народной сказке «Морозко» этот седобородый старик, хоть и издевается над одинокими девицами, устраивая им тест на морозостойкость, в итоге за терпение и вежливость вознаграждает, а за грубость - наказывает (наказание, правда, опять-таки чересчур уж строгое). Как говорится: «Строгий, но справедливый».

В 1840 г. князь В. Одоевский публикует еще одну этапную сказку – «Мороз Иванович». В ней образ нашего героя подвергается дальнейшей трансформации. Здесь снова участвуют две девицы-антагонистки, но события развиваются не в зимнем лесу, а на дне студеного колодца. Первая девица лезет в этот колодец за упавшим ведром, а в результате встречает там Мороза Ивановича - статного дедушку с белой бородой («Тряхнет головой - иней сыплется»). Живет дед в ледяном дворце, а спит на снежных перинах. Гостью он подарками одаривает, но не за красивые глаза и даже не за вежливость, а за добротное исполнение хозяйственных работ. Ленивая девица хоть подарков и не получает, но, в отличие от героини Морозко, домой добирается живой и невредимой.

Пока из грозного зимнего «терминатора» постепенно выкристаллизовался добрый дедушка, прошло немало лет. А к этому времени и новогодняя елка подоспела. Дело в том, что хотя Петр I и повелел в 1699 г. царской волей «счислять» новый год с 1 января (а не 1 сентября, как было до этого) и украшать дома елками, народ это нововведение принял не сразу. Сначала елочные торжества устраивали иностранцы, в основном немцы, а потом как-то и наши втянулись. Только в 1852 году в Петербурге была установлена первая публичная елка! Не удивительно, что на роль того, кто стоит под елкой и дарит подарки сначала претендовали западные персонажи - от дедушки Николая до немецкого старого Рупхерта. Вскоре святые и немцы отпали, и остался рядом с елкой наш человек – «истинный славянин с нордическим характером». Достойную конкуренцию ему составляли лишь рождественские ангелочки.
Впрочем, всероссийскую популярность Дед Мороз завоевал не сразу, оставаясь в начале ХХ в. участником только городских торжеств. Сельское население справляло Рождество по старинке, ограничиваясь церковью и колядками. А тут грянула революция! Но о советском Деде Морозе в следующий раз...

Дед Мороз. Он же:

В США – Санта Клаус
Финляндии – Йоулупкки
Нидерландах – Синтер Клаас
Японии – Сегацу-сан
Швеции – Юль Томтен
Франции – Пэр Ноэль
Италии – Боб Натале
Турции – Ноэль Баба
Карелии – Паккайне
Германии – Вайнахтсман
Казахстане – Колотун Ага
Румынии – Мош Джарилэ
Норвегии – Юлебукк
Дании – Юлетомте
Сербии, Хорватии – Дэда Мраз
Китае – Шаньдань Лаожен
Чехии, Словакии – Микулаш
Крите – Св. Василий
Бельгии – Св. Николай (приходит с помощником Черным Пиратом)
Австрии – Св. Николай (приходит с помощником Крампусом)
Узбекистане – Кербобо
Якутии – Дед Дыыл (Снегурочка – Харчаана)
Алтае – Соок Таадак
Калмыкии – Зул.

Вредные привычки: Любит тайком пробираться в чужие дома.
Социальный статус: Не женат.
Дети: Внучка Снегурочка.
Место рождения: Великий Устюг.

18 ноября в России официально отмечают день рождения Деда Мороза. Для самых маленьких Дедушка Мороз – добрый и веселый волшебник, способный исполнить любое желание. Для взрослых Дед Мороз – это воспоминание о детстве, которое уже не вернуть, о счастливых моментах, которых мы не забудем никогда. Все взрослые превращаются в детей в новогоднюю ночь! Ждут чуда и исполнения желаний!