Развитие памяти. Возникновение элементов произвольности памяти

Человеческая память не может хранить в себе абсолютно всю информацию. Она является только лишь одной из тех многочисленных функций, которые выполняет человеческий мозг в целом. В случае, когда память перегружается количеством информации, начинает проявляться ее способность отфильтровывать и не запоминать ту информацию, которая человеку не нужна, является устаревшей или же стала на текущий момент времени неактуальной. Потому, развитие памяти должно быть направлено, в первую очередь, на улучшении ее способности правильного фильтрования информации для того, чтобы в результате сохранить саму важную и наиболее актуальную из нее.

Для начала, нужно сформулировать понятие «метод». Метод - совокупность определенных правил, приемов, норм познания и действия, основная функция которого - организация и регуляция любой деятельности, а не только научной.

Основными методами развития памяти, которые на современном этапе времени используют миллионы людей во всем мире, являются:

Метод развития памяти под названием «Последовательные ассоциации» основывается в запоминании человеком слов с помощью выстраивания им определенных ассоциаций. Благодаря этому методу существует возможность вспомнить не только лишь сами слова, но еще и тот порядок, по которому они были расположены в тексте. При использовании данной методики, кроме памяти, достаточно активно задействуется также и воображение человека.

Метод развития памяти «Фонетические ассоциации» достаточно часто применяют для запоминания иностранных цифр и слов. Он заключается в воспоминании тех ассоциаций, которые похожи на то иностранное слово, которое необходимо запомнить. В результате применения этой методики развития памяти человек может запомнить за один день до 100 иностранных слов, при этом, не пытаясь их просто «вызубрить» наизусть.

Метод «логических закономерностей»: в том случае, если человек запоминает фигуры в какой-то определенной последовательности, к примеру, круг-квадрат-треугольник, он может в дальнейшем провести закономерности. В данном случае «круг -- это знак совершенства, постоянства; квадрат -- это знак надежности и спокойствия; треугольник же -- знак энергии и прогресса. Такие ассоциации должны способствовать вспомнить исходные фигуры и их последовательность. Данный метод развития памяти прекрасно подходит тем людям, которые имеют ярко выраженную мыслительную активность и не сильны выраженным воображением.

Метод развития памяти, под названием «ОЧОГ», на протяжении многих лет довольно успешно применяется в процессе обучения студентов во многих европейских странах. Название метод взял от заглавных букв основных его этапов: 1. Ориентировка в тексте для распознания его ключевой идеи; 2. Повторное Чтение и одновременное выделение основных его деталей; 3. Обзор текста с целью более полного осмысления правильности его изложения, а также выделения второстепенной и основной мысли текста; 4. Выделение Главной мысли при пересказе текста. Но, несмотря на достаточно высокую популярность данного метода, он часто подвергается критике со стороны педагогов образовательных школ как методика, не обладающая всем необходимым для запоминания текста и, соответственно, развития памяти. Мнения сегодня в его отношении у специалистов разделились.

Метод развития памяти «Автобиографические ассоциации». Немалому количеству людей очень тяжело дается использование таких методов развития памяти, которые требуют максимально глубоко вовлекать воображение в обучающий процесс. Как раз для таких людей был создан метод, носящий название «автобиографические ассоциации», который предполагает работу не с придуманными, а с жизненными ситуациями, которые реальны. Для применения этой методики развития памяти можно использовать и те жизненные ситуации, которые произошли с самим человеком, и те, которые касаются других людей -- его друзей, приятелей, родственниками. Также в данном случае можно использовать и даты исторических событий.

Метод, называющийся «Оживление», представляет собой способ, который прекрасно работает не только лишь в плане развития памяти, но одновременно с этим развивает еще и фантазию человека. Он заключается в представлении таких картин в фантазии человека, наводящих на мысль о том предмете, который необходимо запомнить. Если существует необходимостью запомнить такую информацию, которая представлена в виде цифр (к примеру, историческую дату), то человек использует визуализацию. А это, в свою очередь, способствует значительному расширению границ памяти, которые у него существуют на данный момент. Человек в процессе запоминания таким образом представляет то, на какие из предметов похожи цифры, которые нужно запомнить. Например, цифру «1» возможно представить в качестве дерева, цифру «2» -- как змею, «4» -- в форме цветка и т.д.

Метод, под названием «Повторение», многие люди применяют в качестве основного способа процесса развития памяти. Кажется, на первый взгляд, что может быть еще проще для запоминания информации, нежели многократное ее повторение? Но, многие люди путают наполнение памяти информацией и ее развитие. Разделять эти понятия чрезвычайно важно, так как повторением информации, которая ему не нужна, человек не развивает память, а только лишь «захламляет» ее резервы. Кстати, многими школами, которые на современном этапе времени, исследуют вопросы, которые касаются развития памяти, эта методика была разбита «в пух и прах». Объясняется это тем, что в процессе использования этого метода воображение человеком не используется. Данная методика развития памяти просто заставляет повторять многократно те или иные слова и потом надеяться, что эта информация отложится в памяти человека. Естественно, единственным вариантом проверить действенность метода такого плана является его применение на практике.

Метод развития памяти «Трансформация» основан на трансформации какого-то определенного воображаемого образа. К примеру, яркий предмет человек может трансформировать в предмет, который имеет черно-белый цвет, а объемный предмет в своем воображении превратить в плоский. Прием этот замечательно подходит в таких ситуациях, когда существует необходимость запомнить иероглифы.

Метод, который носит название «Вхождение», на сегодняшний день специалистами считается одним из наиболее эффективных и самых действенных способов развития памяти человека. Но, при этом, он представляет собой довольно сложный способ. При использовании методики такого рода человек, думая об определенном образе, фильме либо картинке, входит мысленно внутрь его образа. После того, как в мыслях человек побывает внутри той или иной картинки или, к примеру, фильма, то он почувствует связь между действием, которое в ней/нем происходит. При этом, воспоминания останутся в его памяти надолго, потому, что человек сам непосредственно является участником каких-то происходящих событий.

Такой способ развития памяти, как «Метод Цицерона, назван в честь великого императора, оратора и философа Цицерона. Он заключается в том, что предмет, который необходимо вспомнить, оставляют в одной из достаточно хорошо знакомых комнат. Чтобы найти предмет, который нужен, необходимо вспомнить ту комнату, в которой он был его оставлен. Именно таким образом свою память тренировал Цицерон. Он перед каждым выступлением ходил по дому, мысленно оставляя в углах комнаты части своих лекций. Следует отметить, справедливости ради, что настоящим автором этой методики является не Цицерон -- его использовал великий древнегреческий писатель Симонид, а Цицерон у него его просто перенял и успешно использовал.

Развитие памяти является необходимым для каждого человека, потому, что от конкретного состояния памяти напрямую зависит немалая часть общей мозговой деятельности человека. В связи с этим, заботиться о ее развитии необходимо постоянно, еще смолоду.

Память - это навык, который является жизненно необходимым для каждого человека. Без нее мы бы никогда не были самими собой, не умели бы разговаривать и вообще не смогли бы мыслить. Но память является не только незаменимым навыком, но и важным элементом нашего образования и интеллекта. Развитие памяти, внимания и мышления часто представляет собой смежные задачи. От того, как развита наша память, напрямую зависят многие наши ментальные характеристики. Например, без памяти не обойдется процесс овладения навыками скорочтения , ораторского мастерства и устного счета . В данном курсе-самоучителе представлены онлайн уроки, направленные на развитие памяти и способности целенаправленного запоминания материала. Среди дополнительных материалов в этом разделе сайта вы сможете найти развивающие игры и упражнения, скачать бесплатные книги и учебники, найти подходящие занятия, школы, курсы и тренинги - все то, что поможет улучшить вашу технику запоминания информации.

Что такое память и запоминание

Память - это одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная для сохранения, накапливания и воспроизведения информации (Википедия). Таким образом, под памятью понимается система, состоящая из нескольких элементов:

Запоминание - это процесс памяти, посредством которого происходит восприятие новой информации и запись этой информации в общую систему мышления и ассоциативных связей. Ключевой функцией запоминания является создание смысловых связей, как результата работы нашего мышления и интеллекта над содержанием запоминаемого материала. Запоминание - это очень важный процесс памяти, развитию которого будет уделено ключевое внимание в данном тренинге. Однако этот процесс не является единственным.

Хранение - это процесс системного накапливания информации в памяти, включающий переработку и усвоение этой информации. Без хранения информации в памяти невозможно обучение человека, кроме того, именно от этого процесса напрямую зависят такие важнейшие способности, как мышление и речь.

Воспроизведение - это процесс репрезентации и узнавания хранимой в памяти информации, которая также называется воспоминаниями. Воспроизведение бывает непроизвольным и произвольным. В нашем курсе будет уделено особое внимание произвольному (специальному, осознанному) воспроизведению.

Забывание также является процессом памяти, а точнее проблемой ее развития. Потеря возможности воспроизводить выученную информацию может быть частичной (воспроизведение не полностью или с искажением) или полной (невозможность воспроизведения и узнавания). Подробнее о решении проблемы забывания вы узнаете в четвертом уроке данного тренинга.

Особенности памяти человека

Все мы обладаем разной способностью запоминать. Кому-то это дается проще, кому-то сложнее. Кроме того, разные вещи запоминаются нами по-разному. Например, один человек может хорошо запоминать имена людей и черты их лица, но плохо помнить, куда положил какую-то вещь в доме. А другой - наоборот, прекрасно помнит, где что лежит, но не помнит, как зовут его соседа. Одни предпочитают использовать слуховую и музыкальную память, другие - зрительную, а кто-то лучше запоминает тактильные ощущения.

Память - это способность, обладающая индивидуальными для каждого человека характеристиками. Но существуют закономерности памяти, универсальные для всех людей. И именно об этих закономерностях памяти и методах ее развития, а также о техниках и приемах запоминания и пойдет речь в данном онлайн тренинге.

Одним из первых специалистов, кто обратил внимание на проблемы развития памяти человека, был психолог Карл Эмиль Сишор. Он утверждал, что средний человек использует не более 10% своей памяти. Одним из доказательств этого является гипермнезия. Гипермнезия - это патология человека, связанная с повышенной способностью к запоминанию. Люди, имеющие эту патологию, могут помнить дословно и в подробнейших деталях многие вещи. Но особенность заключается в том, что запоминание происходит вне зависимости от желания человека.

Оцените, насколько хорошо вы запоминаете информацию в нашей игре Hostess: знакомьтесь с людьми и сажайте их за свои любимые места, чтобы получить максимальный балл. Вы можете использовать ее и для тренировки.

В наши дни мы живем в мире и ежедневно сливаемся с потоком информации. Объем знаний и навыков возрастает из года в год и накапливается, что предоставляет все большую нагрузку на память каждого последующего поколения. Развитие памяти и внимания крайне взаимосвязаны между собой, поскольку от внимательности и умения концентрироваться на конкретном объекте зависит процент запоминаемой информации. Совершенствование и развитие памяти является довольно сложным, однако это просто необходимо в наши дни для нормальной жизни в обществе. Существует множество способов и методов, направленных на тренировку памяти и улучшению внимательности каждого человека. Не совершенствуя собственную память, можно достаточно легко затеряться в потоке информации. Развитие памяти – это процесс изменения и становления образований, которые обеспечивают преемственность в жизнедеятельности каждого, формируют план актуального поведения и многое другое.

Основные виды памяти.

Человеческую память можно классифицировать на несколько видов, поскольку каждый из них существенно отличается по способам сбора информации, времени усвоения и сохранения.
Виды памяти:

  • Моторная память – один из самых первых видов памяти, отвечающий за сохранение и воспроизведение движений. Она способствует воспроизведению движений, отработанных до автоматизма – подъем по ступенькам, ходьба и многое другое;
  • Эмоциональная память – особенности развития памяти данного вида связаны с переживаниями, сопровождающими конкретные события. Она позволяет лучше адаптироваться к окружающей среде и выработать систему предупреждения. Так, ощущения могут фиксироваться и сохраняться на долгие годы практически мгновенно;
  • Образная память - функционирует совместно с работой органов чувств и сенсорных систем. Информация запоминается в качестве отдельных образов. В результате выделяется несколько подвидов данной категории памяти: зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная и вкусовая;
  • Логическая память формируется в результате воздействия сигнальной системы, поскольку без понимания достаточно сложно запомнить то или иное действие;
  • Эйдетическая память – позволяет воспроизводить яркие события с мельчайшими деталями и подробностями.

Основные механизмы и процессы памяти.

Особенности развития памяти изучаются целым рядом наук: биохимией, физиологией, психологией и т.д., поскольку процесс сохранения и воспроизведения информации напрямую зависит от нервных связей (так называемых ассоциаций). Память обладает следующими характеристиками:

  • Объем памяти – позволяет запоминать и хранить информацию в определенном объеме. Для увеличения потребуются терпение и регулярные тренировки;
  • Быстрота воспроизведения – максимальная скорость воспроизведения необходимой информации в практической деятельности. Для решения конкретной задачи требуется быстрый поиск и воспроизведение требуемой информации;
  • Точность воспроизведения – процесс детального запоминания и детального воспроизведения информации;
  • Длительность сохранения информации – позволяет сохранять и удерживать информацию в памяти на протяжении длительного времени.

Развитие памяти требует от каждого терпения, поскольку этот процесс не прост и требует регулярной поддержки. Некоторые группы слов можно запоминать представляя соответствующие сценарии и картинки. Данный способ развития памяти позволяет максимально быстро развивать память и человеческий мозг начинает работать наиболее эффективно, запоминая всю необходимую информация.

Человек вынужден ежедневно перерабатывать большое количество информации и воспринимать массу различных впечатлений. Огромная лавина сведений обрушивается на каждого из нас из печатных изданий, интернета и телевидения. Чтобы стать успешным человеком, необходимо уметь справляться с информационным потоком и анализом полученных сведений.

Нужно научиться разделять информацию на полезную и актуальную в данный момент времени, оставить на хранение ту, которая может пригодиться со временем и проигнорировать бесполезную. Поэтому развитие и тренировка памяти являются необходимыми для каждого человека, стремящегося к успеху.

Память делится на три вида:

  1. слуховая память. Она в ответе за звуковые ощущения, которые испытал наш организм;
  2. зрительная память. Она отвечает за информацию, полученную путем наблюдений;
  3. моторная память. Это автоматическое запоминание процессов любых действий, совершаемых нами.

Умственная способность человека становится хуже из-за ухудшения связи между головным мозгом и нервными клетками. Однако эта связь восстанавливается при регулярных умственных тренировках.

Существует огромное количество способов улучшения и развития памяти, которые будут особенно полезны организованным людям, а так же специальные тренинги, обеспечивающие улучшение памяти.

Выбирая удобные упражнения, развивающие внимание, мышление и память, нужно настраиваться на их систематическое выполнение. Однако не стоит относиться к ним как к обязательной работе. Подберите интересные и понравившиеся, из перечисленных выше, способы развития памяти, соответствующие образу жизни. И тогда достигнутые успехи будут наилучшей мотивацией к выполнению заинтересовавших упражнений.

Для повышения эффективности вышеперечисленных способов, необходимо соблюдать правила развития памяти, которые под силу каждому человеку, желающему достичь успеха в условиях насыщенной разнообразными событиями жизни.

Правила развития памяти

К общим способам развития и тренировки памяти можно отнести такие рекомендации: чаще решайте ребусы, играйте в лото, шашки, шахматы, разгадывайте кроссворды, рассматривайте картинки, с предложением найти отличия. Постарайтесь как можно больше находиться на улице, займитесь спортом, чередуйте умственную и физическую нагрузку.

Благодаря выполнению способов и правил развития и тренировки памяти, хорошая память не покинет вас до глубокой старости.

Память и ее развитие

Известно, что каждое наше переживание, впечатление или движение составляют известный след, который может сохраняться достаточно длительное время, и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания.

Таким образом, память- это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку. Она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт. Человеческая память - это не просто какая-то единая функция. В ней участвует много различных процессов. Существуют три совершенно различных типа памяти: 1) как "непосредственный отпечаток" сенсорной информации; 2) кратковременная память; 3) долговременная память.

Непосредственный отпечаток сенсорной информации . Эта система удерживает довольно точную о полную картину мира, воспринимаемую органами чувств. Длительность сохранения картины очень невелика - 0,1-0,5 с. Закройте глаза, затем откройте их на мгновение и закройте снова. Проследите за тем, как увиденная вами четкая, ясная картина сохраняется некоторое время, а затем медленно исчезает.

Кратковременная память удерживает материал иного типа. В данном случае удерживаемая информация представляет собой не полное отображение событий, которые произошли на сенсорном уровне, а непосредственную интерпретацию этих событий. Например, если при вас произнесли какую-то фразу вы запомните не столько составляющие ее звуки, сколько слова. Обычно запоминается лишь 5-6 слов. Сделав сознательное усилие, вновь и вновь повторяя материал, можно удержать его в кратковременной памяти на неопределенно долгое время. Непосредственные отпечатки сенсорной памяти невозможно повторять, они сохраняются лишь несколько десятых долей секунды и продлить их нет возможности.

Долговременная память . Существует явное и убедительное различие между памятью о только что случившемся событии и событиях далекого прошлого. Долговременная память- наиболее важная и наиболее сложная из систем памяти. Емкость первых названных систем памяти очень ограничена: первая состоит из нескольких десятых секунд, вторая - несколько единиц хранения. Емкость же долговременной памяти практически безгранична. Все, что удерживается на протяжении более чем несколько минут, должно находиться в системе долговременной памяти. Главный источник трудностей, связанных с долговременной памятью -это проблема поиска информации.

В памяти выделяют три процесса: запоминание (ввод информации в память), сохранение (удержание) и воспроизведение. Эти процессы взаимосвязаны. Организация запоминания влияет на сохранение. Качество сохранения определяет воспроизведение.

Процесс запоминания может протекать как мгновенное запечатление - импритинг . Состояние импритинга у человека возникает в момент высокого эмоционального напряжения. Вероятна его связь с периодами сенситивного развития психических функций. При многократном повторении одного и того же раздражителя происходит его запечатление без сознательной установки на это. Намерение сохранить материал в памяти характеризует произвольное запоминание.

Организованное повторение материала с целью его запоминания называется заучиванием . Значительный рост способности к заучиванию падает на возраст от 8 до 10 лет и особенно возрастает с 11 до 13 лет. С 13 лет наблюдается относительное снижение в темпах развития памяти. Новый рост начинается с 16 лет. В возрасте 20-25 лет память человека, занятого умственным трудом, достигает высшего уровня.

По механизму выделяют логическое и механическое запоминание. По результату - дословное и смысловое .

Сама по себе направленность на запоминание не дает должного эффекта. Ее отсутствие может быть компенсировано высокими формами интеллектуальной активности, даже если сама по себе эта деятельность и не была направлена на запоминание. И только сочетание этих двух составляющих создает прочную основу максимально успешного заучивания, делает запоминание продуктивным.

Лучше всего запоминается то, что возникает в качестве препятствия, затруднения в деятельности. Запоминание материала, данного в готовом виде, осуществляется с меньшим успехом, чем запоминание материала, найденного самостоятельно, в ходе активной деятельности. То, что запоминается хотя бы и непроизвольно, но в процессе активной интеллектуальной деятельности, сохраняется в памяти прочнее, чем то, что запоминалось произвольно.

Результат запоминания выше при опоре на наглядный, образный материал. Однако продуктивность запоминания при опоре на слова с возрастом увеличивается, чем при опоре на картинки. Поэтому разница в использовании тех и др. опор с возрастом уменьшается. При самостоятельном придумывании словесные опоры становятся более действенным средством запоминания, чем готовые картинки.

В широком смысле опорой запоминания может быть все, с чем мы связываем то, что нами запоминается или что само "всплывает" в нас как связанное с ним. Смысловой опорой является некоторая точка, т.е. нечто краткое, сжатое, служащее опорой какого-то более широкого содержания, замещающего его собой. Наиболее развернутой формой смысловых опорных пунктов являются тезисы, как краткое выражение основной мысли каждого раздела. Чаще в качестве опорного пункта выступают заглавия разделов.

Материал запоминается лучше и забывается меньше в тех случаях, когда опорные пункты были выделены в процессе запоминания. Сила опорного пункта зависит от того, насколько глубоко и основательно мы осмысливаем благодаря ему содержание раздела. Смысловой опорный пункт- это опорный пункт понимания. Для нас наиболее важны не опорные пункты, а та смысловая деятельность, которая необходима для выделения.

УПРАЖНЕНИЯ

Трудное - запомни!

Ведущий показывает ученикам на 25-30 секунд десять слов с трудными написание и убирает их. Затем под диктовку ученики пишут эти слова на листке. Зрительная память в этом случае как бы "подстраховывает" слуховую. Выигрывает тот, кто записал все слова правильно.

Ассоциация

Ведущий говорит ученикам: "Приготовьтесь сейчас как следует поработать со своей памятью. Чтобы иметь хорошую память, нужно ее усиленно тренировать, что мы сейчас и постараемся проделать.

Сейчас Вам будет зачитано 50 слов, которые Вам придется запомнить. Причем запомнить твердо, наверняка и в правильной исходной последовательности. Не пугайтесь! Вам придут на помощь опорные слова - те самые, которые Вы вперед собой. Эти опорные слова все время будут перед Вашими глазами. Ряд слов, которые мы будем сейчас зачитывать, Вы образно, наглядно должны связать с рядом опорных слов. Например: зачитано первое слово: "город", Вы смотрите, находите первое слово опорного ряда -"великан" и представляете себе великана, осторожно пробирающегося между крошечными домами на улицах города лилипутов.

А вот, например, второе слово, которое нужно запомнить "самолет". А второе опорное слово - "весло". Вы сразу же можете представить самолет, который словно по воде плывет по облакам, отталкиваясь от них веслами.

Такие образные ассоциации помогут Вам хорошо запомнить ряд слов какой угодно длины."

И так давайте попробуем! Я медленно буду зачитывать слова, всего 50 слов, а Вы в это время устанавливаете их ассоциацию с рядом опорных слов.

Начали!

1. Виноград

2. балкон

3. сигареты

4. облако

5. барабан

6. кошка

7. йод

8. бубенчик

9. платье

10. огород

11. полюс

12. визит
13. карман

14. станок

15. агрессия

16. шхуна

17. кобра

бусы

19. пчела

20. баррикада

21. глянец

22. линия

23. марганец

24. шум

25. вьюнок

26. забияка

27. бигуди

28. веселье

29. сметана

30. указка

31. мышь

32. адмирал

33. астероид

34. фарфор

35. кит

36. брат

37. мастер

38. дивизия

39. барышня

40. марка

41. шея

42. гиря

43. аукцион

44. ферзь

45. баян

46. консенсус

47. форма

48. сессия

49. зигзаг

50. телефон.

А сейчас возьмите лист бумаги и попытайтесь воспроизвести их письменно, используя опорные слова. Если же какое-либо слово так и не вспомнилось, поставьте на этом месте в своем списке прочерк. Пожалуйста.

Спасибо. Надеюсь, большинство слов исходного списка Вам удалось воспроизвести правильно.

А сейчас прослушаем список слов еще раз. Отмечайте галочками те слова, которые Вы вспомнили правильно.

Подсчитайте число правильно воспроизведенных Вами слов. Это и будет результатом, который Вы показали в тестировании. Итак, подсчитайте число слов, которое Вам удалось вспомнить правильно.

Заблудившийся рассказчик

Участники рассаживаются в круг. Ведущий назначает тему разговора. Один из участников начинает развивать ее, а затем, следуя за случайными ассоциациями, уводит в разговор в сторону. Он перескакивает в одной темы на другую, затем на третью, стремится как можно лучше "запутать" свое повествование. Затем говорящий жестом передает слово другому участнику. Слово может быть передано любом, поэтому за ходом игры следят все. Тот, на кого упал выбор, должен "распутать" разговор, т. е. кратко пройтись по всем ассоциативным переключениям своего предшественника в обратном порядке - от конца к началу. Он возвращается к исходной, предложенной ведущем теме. Затем сам запутывает разговор, предает слово кому-то другому, и так далее.