Рациональное и иррациональное мышление. Ваше поведение иррационально? Это исправимо! Методы иррационального мышления

иррациональный искусство мышление

Рассматривается проблема доминирования субъекта в объективном воплощении (объективации) иррациональной мысли при создании художественного образа; единение художника (субъекта) с образами объекта, возникновение чувственных фрагментов бытия, а также рациональное построение художественного образа в сознании субъекта.

Проблема единства рационального и иррационального является одной из важнейших проблем философии с самого момента возникновения последней, ибо что есть философия, как не раздумье над устроением универсума и человека, погруженного в него: рационален ли универсум, или в своей основе он иррационален, следовательно, непознаваем и непредсказуем: рациональны ли наши средства познания бытия, или проникнуть в бытийственные глубины можно только с помощью интуиции, озарения и т.п. Подобные вопросы не совсем корректны, ибо разведение рационального и иррационального не философично. Как нет среднего без многого, бытия без небытия, дня без ночи, так нет в философии рационального без иррационального.

В искусстве это один из важных моментов: определение степени использования рационального и иррационального мышления. Хорошим примером может служить возникновение в искусстве импрессионизма, где основой является иррациональное мышление, рационализм здесь выступает лишь как формообразование (отношение большого и малого, ритмов и движений). Пренебрежение или сознательное отвержение рационального или же иррационального пластов бытия приводит к поистине трагическим последствиям -- возникает не просто неверная теоретическая схема, объединяющая действительность, но формируется заведомо ложное представление об универсуме и положении человека в нем. Вспомним наше ближайшее прошлое. Существовавшая идеология попросту запретила иррациональное и приказала считать мир предельно рациональным.

В искусстве это выразилось в становлении детали в картине как отдельной части, несущей смысловую и художественную ценность. Посредством детали, которая являлась, по сути, культом, можно решать любые рациональные задачи в политике, экономике, религии. Но будет ли в данном случае изображение являться произведением искусства, если в нем отсутствует иррациональное начало?

Для нас привычно думать, что в процессе создания художественного произведения участвует рациональное мышление, то есть разум человека, обуздывающий «бессознательные» эмоции, или интуиция, как нечто подсознательное. Академик Б. Раушенбах считает, что не меньшее значение для научного и художественного творчества имеет иррациональное мышление . Это существенно, так как открывает новые области творческого импульса, не поддающегося рациональному объяснению. Иррациональное мышление приводит к открытиям отнюдь не меньшим, чем в случае с интуицией или рационализмом. С позиции иррационального мышления мы способны осознать абстрактное творчество, задатки и открытия того же Малевича. Хотя иногда трудно понять, то есть почти невозможно, что в творчестве художника явилось продуктом рационального или иррационального мышления. Прозрение законов тяжести, веса, гравитации, осознание «ничего», нуля и т.д., вероятно, есть плод иррационального мышления, создающего в искусстве некое значение, адекватное закономерностям бытия живого вещества.

Каждый человек с момента рождения имеет определенную точку отсчета в своем развитии. Если рассматривать развитие как прямую со множеством точек, то принято считать, что начальное развитие человека, исходящее из рационального восприятия окружающей действительности, в процессе приобретения жизненного опыта продвигается к иррациональности:

Эмпирически наблюдая за деятельностью человека, можно определить точку нахождения на прямой между иррационализмом и рационализмом. В данном случае речь идет об эстетической антропологии творческой личности в определенной форме развития (иррационализм -- рационализм).

Степень креативности человека имеет решающую роль в достижении успеха, высокого уровня развития, независимо от того, в какой форме развития он находится. Тем не менее предпочтение в творчестве отдается иррациональной форме, художник находит свою доминанту как движущую силу, очаг возбуждения в сознании, она вспыхивает и живет, пока иррациональное начало не завершится рационализмом.

Доминанта эволюционного процесса предсуществует, она задана природой. Художник сам задает свою доминанту и потом уже истово, преданно служит ей. Человек -- раб своей доминанты и господин. Доминанты вспыхивают, живут и, разрешившись, гаснут. Они необыкновенно разнообразны: могут различаться по силе, по деятельности, по времени существования. Несколько доминант могут совмещаться, попеременно владея субъектом.

Доминанта -- стимул творчества. Если исходить из того, что доминанта есть мысль или чувство, довлеющее над всеми чувствами и мыслями, значит, творческое начало может быть как иррационально, так и рационально.

Возьмем для примера творчество Леонардо да Винчи. Даже в известной картине «Джоконда» построение композиции, сдержанный цвет говорят о преобладающей рациональности у автора. У него не наблюдается определенного движения от иррационализма к рационализму, последнее -- это его прерогатива. «Черный квадрат» Малевича, его супрематические композиции также рациональны и логичны, разница только в условности и форме изображения.

В мире искусства то, что относится к эстетике и ограничивается на сегодняшний день рамками эстетического идеала, уже само по себе рационально. Зритель не может к этому относиться как к «чуду», ведь «чудо» -- это то, что недоступно логике, а логичность объясняется прежде всего поиском образа случайных комбинаций. Творец после его иррациональных колебаний, находок, разочарований подсознательно стремится рационализировать продукт своих чувств в стройную систему. Возникает вопрос: «Где формируется образ и его кульминации?» От этого зависит, насколько искусство может быть субъективно. Если мы обратимся к сновидениям, анализируя работы Фрейда, то можно отнестись к сновидению как к «скрытому» рациональному мышлению. Сон чаще алогичен из-за отсутствия информации, поэтому он бессознателен по своей природе. В сущности, художник, находящийся в состоянии поиска нового образа (это прежде всего форма и сюжет) ведет себя двойственно, обманывая самого себя (или второе «Я») для нахождения того состояния, которое он ищет.

Но если сновидение бессознательно, то изображение, полученное благодаря ему, бывает рациональным, примером могут служить картины Дали. В этом случае происходит рационализация сновидения. Зритель видит сон, воплощенный на холсте, уже построенный по законам композиции, логично объяснимой, в определенной последовательности. То же самое происходит с художником, который эмпирически наблюдает за объектом -- чтобы создать образ, он иррационально настраивает себя по отношению к нему. С этого и начинаются труднообъяснимые вещи -- антология творческой личности. Интуиция и рука человека в качестве инструмента совершают неосознанные движения, собирают нагромождение линий, пятен, обобщая их в одно целое, параллельно эмпирически наблюдая за объектом, рождая художественный образ.

Любопытно, что эмпирически наблюдающий за создаваемым образом человек не может контролировать действия этого образа в своих фантазиях (представлениях), они существуют отдельно, сами по себе. Для того, чтобы кардинально изменить движение фантазий, художник прибегает к приему импровизации. Он рисует на плоскости деталь его фантазии, которая помогает ему перевести ее в себе в другую плоскость или состояние, что радикально может изменить или открыть следующую грань нового образа в картине.

Погружаясь в созерцание своего «Я», мы обнаруживаем движущую причину своего существования -- волю. Обратив взор на лежащий перед нами мир, убеждаемся, что воля проявляется во всем, начиная с отражения в луже травы, деревьев, различной фактуры и заканчивая самим человеком, последний сам строит отношения со временем, пространством и причиной через осознание своего «Я».

Если субъект способен ощущать протяженность времени в прямой зависимости от способа его мышления (иррационального), значит, можно допустить, что окружающие нас объекты, как мыслящие, так и немыслящие материальные части (окружающего нас пространства), обобщенные с внешней средой, постоянно находятся в изоляции от субъекта. Большая часть является лишь объектом познания, они существуют лишь как меняющиеся материальные частицы объектов. Они есть, как объекты в динамике, и их нет как субъектов мыслящих частиц материального мира для отдельно взятой группы индивидуумов. Пример: субъект эмпирически наблюдает за динамикой материального объекта, познает объекты, не входя с ними в контакт, но посредством иррационального мышления, используя чувства, старается рационализировать систему движения материальных движущихся частиц.

Для обобщения и нахождения нужного художественного образа художник изолирует свой взор, как было выше сказано, от не контактируемых с субъектом материальных частиц. Рационализируя все мыслящие и немыслящие объекты в одну гармонично выстроенную композицию (схему), иррационально мыслящий субъект, как бы сопротивляясь, оставляет себе нишу для изъявления свободной воли. Субъективно выстроенные художником частицы движутся, а также находятся какое-то время в покое, располагаясь в определенном порядке, с соблюдением законов материальной и нематериальной природы явлений. Задача творческого субъекта -- распознать систему движения и распределения массы объектов в пространстве или плоскости, а объекты, не включающиеся в эмпирически наблюдаемый образ, обобщаются субъектом в одно движение или покой. Что же делает познающий субъект с подобными объектами, или как влияют объекты на иррациональное мышление субъекта? Вспомним о протяженности времени в ощущениях, о чем говорилось выше. Нечто подобное происходит и сейчас, мы раздвигаем границы материальной природы с ее немыслящими материальными частицами (объектами), с рационально выстроенными схемами движения и покоя и чувственными иррациональными образами, возникающими внутри субъекта. Особенность состоит в том, что чем больше расстояние между двумя границами рационально выстроенных объектов и иррациональными образами внутри субъекта, тем больше обозначен образ, который используется субъектом. Пример: художник, сочиняя композицию будущей картины, закрывает глаза, чтобы устранить эмпирию рефлексующих частиц, оставшись наедине с образами объектов, возникших на почве иррационального мышления.

Единение художника (субъекта) с образами объекта выявляет ассоциативные связи на основе возникающих чувственных фрагментов бытия.

Такие образы сложно уживаются с эмпирически наблюдаемым объектом, симбиоз практически невозможен, возникает дисгармония в ритмических конструкциях (можно использовать данное лишь в качестве эксперимента).

Разведенные по разные стороны мыслительные процессы организуют качественный ассоциативный ряд будущего художественного образа. Но иррациональная мысль творческого субъекта питается эмпирическими наблюдениями и психологическими эмоциональными контактами с другими субъектами, происходит непроизвольное сближение двух противоборствующих сторон материального и нематериального миров. Важно, чтобы субъект выбрал сам мыслящие и немыслящие материальные объекты, мог подчинить их себе и создать благоприятную ситуацию для познавательной деятельности.

Из жизненного опыта многих известных творческих субъектов наблюдается рефлексия по поводу наступления всего рационального на субъективную внутреннюю сторону человека: он защищает себя, находя различные методы и способы мышления.

Все, что разрушает иррациональную мысль субъекта, обобщается, как было выше сказано, в немыслящие материальные объекты в виде одного целого движения или покоя. Так как в иррациональном мышлении, в его чувственных ощущениях не существует реального времени и точных материальных объектов, в субъекте творчество сомнительно блуждает и постоянно тяготеет к материализации своих идей. Так как мир объективных предметных реальностей есть мир вторичный, а не первичный мир явлений, творческая личность отстаивает свое первенство, несмотря на слабость и легкость суждений, осознавая, что объективизация мысли в рамках материального мира -- это уже другой продукт человеческой деятельности.

В социуме сущность креативной личности находится в рамках эстетических нравственных идеалов, нерационализированная идея не воспринимается. Стремление материального мира рационализировать, подчинить себе свободно блуждающую мысль, систематизировать научно иррациональную мысль приводит к обезличиванию искусства.

Иррациональность -- это прежде всего чувственность, а где чувственность -- там образ. Отсутствие иррациональности -- отсутствие образа, а там, где нет образа, там нет искусства.

Можно ли назвать образом «Черный квадрат» или «Красный овал» Малевича? На наш взгляд, это не образ. Это некие значения порядка вещей, которые сам Малевич характеризует как концентрацию энергии, меру пространства, время или нулевое значение всякого предмета. Эти значения вещей -- даже не супрематические символы, оформленные в ритмическую, цветовую, конструктивную или пространственно построенную оболочку. Художественная форма пластична. Пластика строится по закономерностям и зависимостям, предложенным художником. Произведения Малевича зависят не только от оригинального пластического языка, но и представляют новое мышление. Структура искусства коренится не только в общественном сознании, но и в природной органике, питающей многие области человеческого таланта.

Таким образом, сознание человечества имеет своим источником не только общество, но прежде всего органическую природу. Каждый из этих источников устанавливает свои причинные связи, свои закономерности развития искусства.

НАТА КАРЛИН

Рациональное мышление отличается от иррационального тем, что в ее основе лежат логически обоснованные доводы и факты для размышлений и принятия решений. Иррациональное мышление – бессвязный ход мыслей, не имеющий строго выстроенной логической цепочки и основанный на предположениях и чувствах. Иррациональное мышление возникает из желания человека верить в свои фантазии.

Рациональное мышление – процесс, а не результат

Такой способ мышления – это способность строить логические цепочки, делать соответствующие выводы и . Стремление мыслить рационально является положительным фактором для работы над собственными недостатками. Руководствуясь логическими размышлениями, человек не действует спонтанно, тем самым, исключая неприятные неожиданности. Рациональное мышление позволяет человеку видеть вещи в истинном свете, объясняет необъяснимое, успокаивает и показывает кратчайший путь к достижению необходимого результата. Этот способ помогает , которая в данный момент считается первостепенной.

Чтобы научиться мыслить рационально, придерживайтесь следующих рекомендаций:

Каждое размышление начинайте с поиска проверенных фактов. Иногда это сложно сделать, но без них невозможно выстроить логическую цепочку, которая приведет к верным выводам и правильным поступкам;
В размышлениях руководствуйтесь тем, что ваша точка зрения (равно как и окружающих) может быть неверна. Поинтересуйтесь у знакомых их видением данного факта.

Не судите о поступках и поведении людей только по внешним проявлениям. Вы думаете, что знакомый избегает общения с вами? На чем основаны ваши выводы? На логике или предположениях? Выясняйте правду, не стройте догадки. Найдите подтверждение тому, что избегают именно вас. Может быть, у человека неприятности, и он стремится ограничить общение со всеми. Ему не до вас;
Не додумывайте фразы за оппонента, не воображайте себе то, о чем он думает. Слушайте внимательно собеседников, и воспринимайте только то, что вам говорят;
Сомневаетесь в искренности слов и поступков человека? Поговорите напрямую, высказав претензии и задав вопросы.

Польза рационального мышления

Пользу от рационального мышления видно на простом примере. Вы выслушали от собеседника упреки и недовольство, выраженные в неприятии ваших взглядов и поведения. Первым порывом в этом случае будет ответить человеку тем же. Но, что вы получите в случае скандала? Взаимную неприязнь, душевный дискомфорт, и продолжительный . Лучше сохранить собственное достоинство и душевное равновесие. Человек, обладающий рациональным мышлением, поступит проще – он проанализирует собственные поступки, которые вызвали критику и недовольство, и примет мнение того, кто его критиковал. Постарается найти консенсус – достигнуть согласия в том вопросе, на который у обоих существует собственное мнение. В то же время, даст понять оппоненту, что можно решать вопросы мирным соглашением, не обижая, и не унижая взглядов собеседника.

Рациональное мышление способствует тому, что человек возвращает себе спокойствие. Можно привести пример того, как мыслят люди, летящие в самолете, попавшем в зону турбулентности:

Иррационально мыслящий человек в ту же минуту представляет себе собственную гибель во всех подробностях.
Рационально мыслящий человек думает о том, что в была похожая ситуация, и все закончилось благополучно. К тому же, процент авиакатастроф от общего числа полетов в мире ничтожно мал.

В любом случае, лучше быть спокойным и хладнокровным до самого конца, чем «накручивать» себя, ухудшая ситуацию и паникуя.

Рациональное мышление характерно для людей следующих профессий:

Математики;
Военные;
Физики;
Химики и т.д.

В каждой области, где требуется знание точных наук, люди пользуются рациональным мышлением.

Иррациональное мышление – чувства и эмоции

Люди, не умеющие отделить факты от вымысла, и выстраивать логические цепочки размышлений пользуются иррациональным мышлением. Им сложно предусмотреть события и результат тех или иных действий, что приводит к спонтанным поступкам и лишним переживаниям. Однако рациональное мышление невозможно без присутствия иррациональной (духовной) составляющей. Например, художник не может объяснить принцип, которым он пользуется в подборе красок. Выясняется, что он противоречит законам логики, при этом создавая шедевры изобразительного искусства.

Однако обывателю нужно учить бороться с проявлениями иррационального мышления. Необходимо анализировать события и факты, чтобы исключить возможность мыслить иррационально.

Крайности.

При оценке той или иной ситуации, не впадайте в крайности типа «все или ничего» или «это однозначно черное, а это белое, и полутонов не существует». Чтобы бороться с такими проявлениями, есть несколько правил:

Нет плохих и хороших людей, все они со своими достоинствами и недостатками. В каждом человеке можно найти положительные качества и «закрыть глаза» на отрицательные;
Исключите из лексикона слова, выражающие крайнюю степень чего-либо. Например, «всегда» или «никогда». Не употребляйте их по отношению к окружающим и к себе самому;
Оставьте в стороне категоричное мышление. Лучше признавайтесь людям в том, что страдаете вспышками раздражительности, а не утверждайте, что вы вспыльчивая натура. Этим вы оправдываете свой недостаток.

«Кошмар».

Измените отношение к подобным мыслям:

Подумайте о том, что возникшая ситуация – это проблема, но не та, которая гарантирует неминуемую гибель или конец существования Вселенной;
Сравните создавшуюся ситуацию с поистине страшным событием – смертью близкого человека или состоянием людей в концентрационных фашистских лагерях.

Успокаивайте себя следующими размышлениями:

«Это пустяк, который не стоит того, чтобы заострять на нем внимание»;
«Неприятно, но не смертельно»;
«Все будет хорошо»;
«Земля не сойдет с орбиты, и человечество продолжит свое существование».

«Конец света».

Если вы привыкли преувеличивать разрушительную силу той или иной проблемы, представляя себе страшные последствия возникшей ситуации, успокаивайтесь следующими мыслями:

Учитесь ожидать от жизни не только ударов, но и хороших моментов;
Постоянно повторяйте себе, что исход ситуации может быть плохим, но вероятность этого ничтожна
Не беспокойтесь о том, что может произойти. Ведь ключевое слово здесь «может». Скорее всего, этого вовсе не случится, а вы только зря тратите нервы;
Попробуйте спроектировать несколько вариантов развития событий, и высчитайте в процентном соотношении вероятность того, что результат будет самым плохим.

«Я больше не могу».

Это убеждение не только людей, которые используют иррациональное мышление, но и тех, кто . Переформулируйте выражение и убедите себя в том, что вам сейчас жить сложно, но постепенно вы преодолеете и эту преграду.

Главное – ответьте себе на вопрос о том, ваша ли это проблема на самом деле? Или вы просто переживаете чужую боль, выдавая за собственную.

22 марта 2014, 11:21

Наличие иррациональных мыслей типичное явление для социофоба. Иррациональные мысли мешают адекватному восприятию происходящего и служат причиной для появления тревоги. Выделяют 3 основных типа иррационального мышления — чтение мыслей, сверхобобщение и преувеличение. Ниже приведены 3 мысли, которые соответствуют каждому типу:

  1. я уверен, что этот человек считает меня скучным и неинтересным (чтение мыслей ).
  2. я запаниковал в прошлый раз, когда отвечал на паре перед аудиторией, думаю это произойдет и сейчас (сверхобобщение ).
  3. я уверен, продавщица заметила как мои руки тряслись, и мне кажется, она подумала, что со мной что-то не так (преувеличение ).

Существует и множество других негативных установок, которые характерны для людей страдающих от социофобии. Иррациональные мысли способствуют появлению в различных социальных ситуациях, так как они запускают цикл катастрофического мышления. Для того, чтобы преодолеть тревогу, было бы полезно узнать, как бороться со своими негативными мыслями. В этом нам поможет методика когнитивной реструктуризации, которая используется в когнитивно-поведенческой терапии.

Выделяют 3 основных этапа когнитивной реструктуризации:

  1. выявление и осознание иррациональных мыслей
  2. определение объективности ваших мыслей
  3. замена иррациональных мыслей на более рациональные

Ниже я приведу более подробное описание этих этапов.

Выявление иррациональных мыслей

Сначала это может показаться достаточно трудным. Иногда возникают в голове настолько быстро и машинально, что вы едва сможете уловить их на сознательном уровне. Поэтому, чтобы упростить задачу, необходимо завести блокнот, где вы сможете в течении дня записывать мысли, которые, предположительно, могут вызвать у вас тревогу. Со временем вы научитесь определять такие мысли более быстро и четко.

Определение объективности ваших мыслей

В то время, когда ваш разум свободен от тревоги и вы полностью расслаблены, спросите у себя: «Насколько объективны мои мысли?» Например, возможно ли, что человек, который не проявлял должного интереса в общении с вами просто устал? Если продавщица заметит, что ваши руки трясутся, действительно ли она подумает плохо о вас?

Для того, чтобы лучше понять то, что ваши мысли далеко не всегда достаточно объективны, попробуйте поменяться ролями. Если вы увидите, что кто-то занервничал выступая на публике, ваше отношение к этому человеку сразу же изменится в отрицательную сторону? Не думаю. Скорее всего, вы просто посочувствуете ему, а через пару минут и вовсе забудете о произошедшем.

Замена иррациональных мыслей на более рациональные

Последним шагом станет постепенная замена ваших негативных мыслей на более объективные. Сразу скажу, что результат будет приходить постепенно и достаточно медленно (сужу по своему опыту). И в первое время постоянный анализ своих мыслей может вызвать некоторый дискомфорт. Однако, чтобы достичь необходимого эффекта нужно заниматься этим ежедневно, дабы этот процесс по-быстрее вошел в привычку.

Вот некоторые примеры более реальных и объективных мыслей, чем те, которые были приведены выше: «Не факт, что продавщица могла заметить мои дрожащие руки. Даже если это произошло, уверен, что она не обратила на это внимание. Ее мысли заняты сейчас соверешенно другим», «Если я покраснел в прошлый раз отвечая перед аудиторией, то это вовсе не значит, что сейчас все может повториться».

Обобщаем

Собрав все воедино получаем такую картину:

Вы идете в магазин и становитесь в очередь. По мере продвижения очереди ваша тревога усиливается. Именно в этот момент вы должны спросить у себя: «а почему мне страшно?». А страшно вам потому, что продавщица может заметить какие-либо особенности в вашем поведении (дрожь, спутанность речи) и отнестись к ним негативно. А вот тут-то вам стоит задуматься, почему же она может отнестись к ним негативно? Ведь:

  • ее мысли в данный момент могут быть заняты чем-то более важным
  • она и вовсе может не обратить внимание на странности в вашем поведении
  • даже если это произойдет, очень велика вероятность того, что она забудет об этом через пару минут

Как видите, боятся нечего. Стоит лишь повторять эту процедуру как можно чаще и тревога постепенно начнет отступать.

Здравствуйте, дорогие читатели! С какой завистью многие из нас смотрят на дисциплинированных людей. Радость охватывает, когда встречаешь человека, который без жалости к себе работает по 19 часов в день, не думает лишний раз прежде чем убраться дома или выполнить какую-то иную работу. Большинство из нас стремится делать то, что хочется, если этого не получается – он жалуется и делится переживаниями с каждым встречным.

Иррациональное мышление – это во многом «заслуга» такого поведения и сегодня, о нем и пойдет речь. Мы привыкли думать, что этот тип мышления плох, на самом же деле можно научиться жить радостно, и при этом оставаться иррациональным.

Однако, давайте обо всем по порядку.

Иррациональность

Думаю, что где-то каждый понимает, что такое иррациональное мышление.

Если рациональные люди опираются на логику и цели, то иррациональные предпочитают заниматься тем, что им нравится. Они с радостью остаются в мире фантазий, чувств, эмоций. Их мышление не отличается четкостью, оно мультизадачно. В арсенале целый веер планов, дел, увлечений и мечтаний. Им тяжелее то, чего не хочется, а продуктивность напрямую зависит от «музы».

Если у человека с иррациональным мышлением есть желание, то буквально за 3 часа он способен выполнить невероятный объем работы. Если настроения нет, то он будет ковыряться долгие месяцы, потихоньку выдавливая из себя хоть какой-то результат.

Быть продуктивным и при этом оставаться иррациональным можно. Проблема в том, что большинство книг написаны как раз для рациональных людей, тех, кому перерывы дают возможность отдохнуть и набраться сил. В случае с иррационалами перерывы только лишь все усугубляют. После отдыха заставить себя работать перестает быть возможным.

К счастью, мне удалось найти книгу, которая подойдет, если у вас превалирует такой склад ума. Тимоти Феррис «Как работать по 4 часа в неделю» .

Рациональность – это не характеристика эффективности мышления, а его направленность или способ мыслить. Она не поддается влиянию , желаний, импульсов и личных переживаний. Человек с таким складом ума использует логику, знания, разум и старается отстраниться от стереотипов и ложных мыслей, которые не всегда содержат в себе здравое зерно. К этому мы еще вернемся.

Способ мышления влияет на и его поведение, а потому людей с иррациональным складом ума можно назвать иррационалами. Все не так плохо, как может показаться на первый взгляд. Если вы замечаете за собой черты иррационала, могу порекомендовать книгу Стивена Шапиро «Здесь и сейчас. Как вырваться из плена целей и начать радоваться жизни» .

Она поможет понять насколько вам повезло.

Три уровня мышления

Вообще, существует три уровня человеческого мышления. Поверхностный, в который проникают произвольные мысли. Мы их можем осознавать и контролировать. Автоматические – стереотипы и традиции, которые попадают в нашу голову в период взросления и . Глубинные, те, что проистекают из подсознания и с большим трудом поддаются изменению.

Существуют также неконструктивные мысли. Мы можем преувеличивать значение событий и фактов, а также делать глобальные выводы из незначительных ситуаций. К примеру, когда на работе что-то не получается, мы приписываем себе самые ужасные качества: некомпетентность, глупость и так далее.

Иррациональность свойственна всем, просто в разной мере.

Идеи и ценности

Американский психолог Альберт Эллис выделил несколько идей и ценностей, которые по природе своей иррациональны, но имеют большое влияние на современного человека. Давайте разберем некоторые из них, чтобы понять, что каждый из нас немного иррационален.

К примеру, мы стремимся к тому, чтобы все наше окружение находилось в восторге от нашей персоны. Конечно же, рациональный человек понимает, что добиться этого невозможно, так как кому-то мы однозначно не понравимся как ни старайся.

Вот еще несколько иррациональных идей по Эллису:

  • Лучше избежать трудностей, чем с ними справляться.
  • У вас обязательно должен быть человек, на которого можно положиться.
  • Я обязан сильно расстроиться, .
  • Для любой проблемы существует идеальное решение, которое я обязательно должен отыскать, чтобы избежать неприятностей.

Если вы хотите и окружающих, подписывайтесь на рассылку. Вас ждет еще масса интересного. Ну а я вынуждена с вами проститься. До скорых встреч.

Глава 16. Иррациональное мышление

Во всех индуктивных процессах мы идем от частного, от факта к правилу. В результате индукции вывод получается гипотетический. Суждение, что индукция есть переход от суждения о факте к суждению гипотетического типа: если А есть, то есть В; нет В, А может быть, а может не быть.

Девятнадцатый век ознаменовался гонением на общее. Бесконечные скопища отдельных фактов внушили логикам мысль, что частное есть первоначальная форма нашего сознания.

Нам, в лучшем случае, даются законы абстрактного мышления, а не реальность. Еще Гегель справедливо указывал: «Мышление обладает живым прогрессивным характером, между тем как тезис А = А не двигается с места. И это называется законом мышления! Ни одно сознание не мыслит, ни один человек не говорит, ни одна вещь не существует, подчиняясь этому закону; поэтому закон тождества не есть закон мышления, это не только не закон мышления, а вовсе ничего не говорящее утверждение: А есть А, Бог есть Бог, дух есть дух…»

Законы формальной логики разрывают живую ткань мысли, отрезают воображение и изобретают такие схемы и правила, которые останавливают развитие мысли и самого творчества. Но сама живая мысль не терпит никаких остановок и требует от разума обоснования своих подсознательных или исходных посылок, побуждает разум выходить за пределы жестких рамок закона тождества, чтобы установить самоочевидность реальности, уходы от дурной бесконечности закона достаточного основания, согласно которому А требует для себя основания не в А, а в Б, а Б, в свою очередь, в С и так далее.

Разум изначально противоречив. Ведь его работа определяется двумя законами - законом тождества, требующим остановки мысли, и законом достаточного основания, настаивающим на беспредельном движении мысли. Очень хорошо сказал об этом Флоренский: «Ткань рассудка, сотканная из конечности и бесконечности… раздирается в противоречиях. Рассудок равно нуждается в обеих своих нормах, и ни в одной… работать не может. Он не может работать, однако, и в пользовании обеими ими, ибо они несовместны. Нормы рассудка необходимы, но они и невозможны. Сам разум раздроблен и расколот».

Наша логика полуэмперична, полурациональна. Необходимость логических законов имеет силу только для нашего мышления. Мы не можем знать только наше мышление. Но ведь может быть мышление, которое не подчиняется принципам нашего мышления. Закон противоречия есть закон земной логики, с его помощью мы хорошо разбираемся в наших земных отношениях. Это трагическое положение разума снимается только обращением к сверхрассудочному, или иррациональному, способу мышления. Как указывает Флоренский, «но то, что для рационального есть противоречие… то на высшей ступени духовного познания перестает быть противоречивым… в состоянии духовного просветления… противоречия нет».

Существует особое, сверхрациональное, или иррациональное, мышление, которое способно воспринимать мир и его явления в целостности. Этому есть подтверждения высоких духовных подвижников, которые нельзя отрицать, чтобы не показать своего вопиющего невежества. Обычно переживания таких подвижников духа-мистиков невозможно передать словесно, в лучшем случае - какими-то символами.

Но на протяжении длительного времени наука относилась и относится к такому типу мышления как к психопатологии, шарлатанству. В связи с этим можно привести хрестоматийный пример, связанный с астрономом прошлого Лапласом, который в ответ на замечание, что в его космогонической теории нет Бога, ответил, что он в такой гипотезе не нуждается.

Подавляющее большинство людей живут так называемым обыденным сознанием, бытовым мышлением. В результате они воспринимают не многомерную действительность, а мнимую очевидность, бессистемно, отрывочно и противоречиво. Вся мешанина миропонимания обывателя держится на противоречивом рассудке или разуме. Очень хорошо охарактеризовал такой тип мышления Флоренский: «Бытовое жизнепонимание бессвязно и непоследовательно: аметодично; у него нет ни определенного предмета, ни определенной точки зрения. Смешивая все предметы и все возможные точки зрения, по произволу меняя один на другой, переходя с одной на другую, не отдавая себе отчета в своей подвижности и неопределенности, житейская мысль владеет полнотой всесторонности, но в этой полноте нет порядка, нет формы, а потому нет самоотчетности. В нем все есть, все возможное богатство мысли. Житейскою мыслью все объяснено, уже объяснено, и она ни в чем не нуждается. Однако объяснено где-нибудь и как-нибудь, где же и как именно - найдешь лишь случайно. Такое жизнепонимание подобно огромной библиотеке, не только не имеющей каталога, но и не расставленной по плану».

Борясь с такой обыденностью сознания, углубляя полученные знания, наука незаметно, но неизбежно теряет ту поверхностную полноту целостного восприятия мира, присущую обыденному сознанию. В результате мы имеем не НАУКУ, а науки, не целый мир, а точечные знания, объясняющие отдельные механические части мира.

Самое печальное в том, что возведенная в абсолют формальная логика, формальное мышление, по сути своей воюет с Его Величеством Человеком, которому призваны служить, так как человек изначально целостен, в нем изначально сидит стремление к целостному восприятию и пониманию мира. Современная наука пытается понять это и пристроиться к этой природной цельности человека, изобретает то кибернетику, то семиотику, то синергетику. Но чего в результате добивается? Ничего, ибо она лишь сдвигает угол зрения, но все эти «углы зрения» сами нуждаются в синтезе, которые, будучи сваленными в кучу, дать не могут.

Как некогда народная медицина была единственной, но вытесненной более «нахрапистой» современной, химической, считалась традиционной, точно так же иррациональное мышление было вытеснено на обочину столбовой дороги исторического развития рациональным мышлением, олицетворенным научно-техническим прогрессом. В результате, например, человек оказался принадлежащим одному только физическому, материальному миру, в то время как он есть воплощенное триединство трех миров - физического, психического и духовного, в частности - тела, души и духа. Древний человек мог не знать «научных» законов природы, но зато он знал Природу в ее цельности. И достичь этой Истины одной головой невозможно, нужно и сердце. Но наука берет истину силой, однако становящиеся все более дорогими эксперименты в науке приносят все меньшие результаты. Наука, научное мышление подошли к своему пределу, причем всего более испытывают кризис в плодотворных идеях, ключ к которым опять же находится в пределах иного типа мышления - иррационального. Но заформализованное логикой мышление боится переступить через запретную черту. Рациональные объяснения все менее объясняют раскрывающуюся картину мира. Квантовые физики все чаще начинают использовать иррациональную «гипотезу» Бога, так запальчиво отвергнутую некогда Лапласом. Ученые еще могут признать из форм иррационального мышления две первичные его стадии - интуицию и озарение, но «просветление» и «откровение» будут встречаться «штыками и картечью». Самое ругательное для таких ученых слово - «мистик». Они боятся его как огня, хотя в действительности именно они со своей запутавшейся в дебрях очевидности, а не реальности наукой и есть мистики, ибо они блуждают в тумане одряхлевших, ослепших и оглохших псевдонаучных парадигм. И от широкой публики будут скрывать, что якобы «сугубый материалист» Ньютон искал Бога, а открыл закон всемирного тяготения. Пусть историки науки посчитают, сколько научных открытий стало следствием именно иррациональных поисков, а не вытекло из логических сухомудрых рассуждений.

Русский ученый Н. Васильев отрицал Аристотелеву логику и признавал необходимость иной логики - воображаемой, или логики иного мира. Он признал, что логика Аристотелова истинная только для нашего физического мира очевидности, но реальность многообразнее и полнее очевидности. И он выдвигает понятие воображаемой логики, или логики реальности, в том смысле, что она является орудием для познания этой реальности и благодаря этому находится в самом тесном отношении к реальности. Новая логика лишена этого отношения к нашей реальности, она является чисто идеальным построением. Только в ином мире, чем наш, в воображаемом мире воображаемая логика могла бы стать орудием познания.

В свое время великий Лобачевский назвал свою геометрию воображаемой, позже ее назвали неевклидовой.

Никто еще не доказал, что возможна только единственная логика - Аристотелева. Мы просто привыкли верить во многие вещи, которые сами не видели в глаза. «То, что очевидно для нас в нашем мире, с нашей структурой ума и ощущающей способности, то может быть не только очевидно, но и прямо неверно в другом мире, для существ с другой психической организацией».

Неужели божество обязательно должно мыслить по аристотелевской логике, по канонам силлогизма и миллевским правилам индукции? Очень рано религиозность создала представление о божестве, разум которого бесконечно превышает человеческий. Почему нет ничего невероятного или абсурдного в том, что логика божества иная, чем логика человека.

Значит, вполне мыслимо, что могут существовать системы логического мышления и логические операции, совершенно отличные от наших.

В современной логике существуют три главных взгляда на основные логические законы: закон тождества, противоречия, исключенного третьего и достаточного основания. Кто-то видит в законах логики законы мышления. И Васильев справедливо замечает: «Мы должны мыслить иные логиче-ские законы, если мы только представим себе мир с другими естественными законами мышления, представим себе существо с другой интеллектуальной организацией».

Сама математика дает нам примеры воображаемых дисциплин. Например, математики ввели отрицательные числа, которых нет в природе. Мы должны понять, что может быть иная логика, чем наша.

Воображаемая логика есть логика, свободная от закона противоречия. И, прежде чем приступить к построению воображаемой логики, мы должны точно сформулировать отбрасываемую нами аксиому, чтобы избежать всяких недоразумений. Закон противоречия утверждает несовместимость утверждений и отрицаний. Отрицание - это то, что несовместимо с утверждением.

Я могу не видеть вещи в комнате, но она может быть. Вещь может быть, а может отсутствовать в зрительном восприятии. Доказательством существования или наличия стакана, а не воды, может служить только то, что мы должны попробовать его содержание. И сам вкус будет служить основанием для утверждения, что в стакане. То есть единственным логическим основанием отрицания является несовместимость.

Надо построить логику, где не было бы нашего отрицания, сводящегося на несовместимость.

В нашем мире непосредственное восприятие дает только один вид суждения - утвердительный, но можно предположить такой мир, такую логику, где наше восприятие даст два вида суждения: утвердительный и отрицательный. Потому могут составить основания для одновременного утверждения и отрицания.

Помимо логического (рационального) мышления есть нелогичное (иррациональное) мышление, которому в большинстве случаев отказывается в существовании, в праве иметь свою логику. Но, как показывает история, большая часть человеческого развития проходила и будет проходить под знаком иррациональной логики. Человек погрузился в мир физической реальности, которой наиболее соответствует логика так называемого научного мышления. Однако большая часть научных открытий происходила и происходит, как признают многие ученые, внезапно, спонтанно, в результате некоего «озарения», «вдохновения свыше» или в сновидениях, как это было в хрестоматийном случае с Менделеевым. Однако все это почему-то игнорируется, и нам упрямо навязывается логика линейного мышления. Первобытный человек с его мышлением воспринимается и подается как нечто убогое, достойное снисходительного похлопывания по плечу. Только нашим высоким ученым - философам и психологам - невдомек, что так называемые «первобытные» люди имели за своими плечами многомиллионную историю с блестящим развитием цивилизации, что они представляют собой осколки посткатаклизменного состояния. Лишь отдельные ученые-исследователи понимают, что так называемое нелогическое мышление, «доисторическое», вовсе не есть хаотическое, неупорядоченное. Оно имеет свою логику, свой порядок. Только на месте формально-логических связей стоят связи «мистические», сверхчувственные, сверхсознательные, вместо закона исключенного третьего здесь стоит закон «мистического сопричастия», или чувство всеединства. Этот закон в древнем мышлении, так основательно потесненный научным, логическим, является главным. Это мышление выразилось в гениальной формуле «Человек подобен Космосу» . Целостное мышление древних установило связи и отношения между явлениями социального, космического и культурного порядка: структурой Вселенной и человеческого тела, между жизнью и смертью, между былинкой и Космосом; все это великое Единство человек древности назвал Жизнью, Богом.

Ничуть не умаляя логического мышления, надо отметить, что познавательные возможности иррационального типа мышления также не менее богаты и имеют свои достоинства. Этот тип мышления разрешает все создаваемые разумом противоречия и антимонии между субъектом и объектом, реальным и очевидным, целым и частью, вещью и смыслом. Иррациональное мышление реализует основные принципы диалектики - всеединства, причинной обусловленности, развития, универсальные методы познания - анализ, синтез, индукцию, дедукцию, абстрагирование, обобщение, сравнение и др.

Детское мышление отличается конкретностью, живостью, эмоциональностью, богатым воображением, отсутствием рассудочности. Именно оно наиболее близко иррациональному мышлению. Не случайно Христос советовал людям быть «как дети», то есть свое сознание сделать по-детски непо-средственным, радостным, творческим. И уже сейчас появляются в среде психологов концепции, что иррациональное мышление первичнее в сравнении с логическим. Иррациональное мышление основывается на сердечном постижении мира, а рассудочное - на логической абстракции. Мышление стало точнее, но зато утерялись цельность и живость, связь с миром. Между человеком и миром встал его рассудок. Зато оно изготовило мощный логико-методологический аппарат, против которого трудно что-либо возражать.

Но, к сожалению, в сознании человечества с помощью науки и техники утвердилось мнение, что реально лишь то сознание, которое опирается на пять внешних органов чувств, а вся остальная реальность, воспринимаемая «сверхчувственно», есть галлюцинация, шизофрения. Но иррациональное состояние сознания имеет право на существование, так как мы, например, треть жизни проводим в необычном состоянии сна, в котором наше привычное состояние отключается, и мы видим некую новую реальность, многое из которой может сбываться в этом мире. Ученые обнаружили в мозгу некие вещества, которые возникают при мышлении и вводят его в так называемые измененные состояния сознания. То есть организм от природы как бы подогревает и стимулирует мышление, либо, наоборот, само мышление стимулирует появление таких веществ.

Рационалистическое мышление, упоенное успехами науки и технократии, все более ограничивает для нас доступ к иррациональной действительности, отказывая в праве на существование нелогическому мышлению. Рационализм увел нас целиком во внешний мир (особенно чудовищна последняя придумка технократов - компьютер с его неисчислимыми возможностями). Человек все более превращается в биологический обрубок с технократическими придатками, - бесчувственный, бессердечный, подслеповатый, полуоглохший и неизлечимо больной. Но от самой природы человеку необходима связь с миром Реальности, а не технократической очевидности, потому уже в древности человек стал искусственно приводить свое сознание в измененное состояние, чтобы выйти в иную реальность. Это делалось при помощи табака, еще более сильных наркотиков, в том числе и алкоголя, музыки. Даже ошалевшие уже от технократического давления крысы предпочитают утолять жажду не обыкновенной водой, а алкоголем, если случится такая возможность выбора. Отсекая себя от ноосферы, человек тем самым резко сокращает свои творческие способности и возможности, ведь все свои идеи и образы он черпает из этого, мифического пока еще для науки, тонкого энергоинформационного мира. Для научного мышления, очень довольного своими технократическими победами, принципиально невозможен брак с мышлением иррациональным с его подозрительными мирами, снами и видениями. ««Не может быть, потому что не может быть» - такова убедительная логика логического мышления, ведь ему давно известно, что «камни с неба падать не могут». А они вдруг стали падать и не раз по вине этих камней-астероидов на Земле случались катаклизмы, сметающие с поверхности всех этих умников-профессоров с их более чем убогой очевидностью. Что ж, остается еще подождать падения с неба очередного астероида. Может, убедит Фом неверующих и, паче того, не желающих знать ничего нового «нелогичного». А пока нацепим на длинные крючковатые носы систему «логических линз» и через них будем выискивать кусочки того, что нам подбрасывают от щедрот своих наши чувства и рассудок.

Существует очевидность, постигаемая нашими органами чувств, и существует Реальность, постигаемая сердцем и другими тонко энергетическими центрами души. Очевидность - от времени, а Реальность - от вечности и включает в себя эту временную очевидность.

Так что для кого-то камень падает потому, что существует закон всемирного тяготения, а для кого-то камень падает потому, что он хочет упасть. А захотел бы - так стал бы и летать.

В даосизме и буддизме существуют оригинальные упражнения, имеющие целью для ученика познание всей ограничености логического мышления. Например, предлагается подумать над тем, что хлопок есть производное действие двух ладоней, а каким будет хлопок одной? В суффизме этому служат притчи.

Человеческое мышление призвано от природы совмещать две реальности - чувственную и иррациональную. Эти две реальности пересекаются в его сознании.

Связь между двумя видами реальности - грубо материальной очевидности и тонко энергетической Действительностью может осуществляться разными способами, вплоть до недопустимых - магии и наркотиков. Но самый верный и самый лучший - это чистота мышления - самый чистый канал и единственно правильный, ибо мысль есть психическая энергия, а психическая энергия есть все. Чистое высоконравственное мышление обеспечит съем информации из сверхчувственной Реальности.

Если мы сравним образцы мышления древних мыслителей и современных философов, то убедимся в преимуществе первых: древние общее и конкретнее ограничивали друг от друга, единство конкретного и общего было живо и цельно. Уступая научному мышлению в анализе, мышление древних превосходило его в синтезе, в цельности.

Мировоззренческие истины открываются обычно в мышлении иррациональном или мистическом, когда человек как бы отключает свой интеллект и земные чувства и отдается шестому чувству, называемому интуицией. Высшая сущность вещей и явлений лежит за пределами современного интеллектуального постижения мира. Это знание целостно, оно не может быть передано в категориях рассудочного мышления. Так как его невозможно анализировать, сравнивать, измерять. Это высшее знание открывается человеку в виде смыслообразов или символов.

В свое время известный мыслитель О. Шпенглер заявил о завершении цикла «западного природопознания». Чтобы спасти себя, наука, а значит, и научное мышление, должны интегрировать свои отдельные подразделения. Пути спасения впавшей в кризис науки лежат во внимании к человеку, в очеловечивании науки, в переходе на новые формы мышления, как способа познания всеобъемлющей Действительности. Это мышление должно стать подлинно творческим, то есть соединить ранее несоединимое - рациональное и иррациональное. Творчество же основывается на сердце, на чувствознании. Наступает эпоха умного сердечного мышления.

Каким же образом, минуя сложные логические формулы, иррациональное в целостном мышлении развертывалось в единую осмысленную картину? Этим средством служило воображение . Благодаря логике воображения целостное мышление преодолевает препоны рационального мышления, так называемого «здравого рассудка», и выводит человека на новые творческие горизонты. Во все времена творчество обязано своим существованием воображению, которому в логическом мышлении уделяется чрезвычайно малое внимание. Именно воображение позволяет воспринимать мир в целостности, в синтетическом единстве: живым, исполненным смысла, в то время как здравый смысл режет весь этот целостный мир на части при помощи скальпеля в виде формальной логики и получает мертвые абстракции, не связанные между собой и даже вступающие в противоречия. Рациональное мышление, имеющее свою формальную логику, по самой своей природе противоречиво, в то время как целостное, творческое мышление таких противоречий не знает. Доходит до курьезов. Так, в математике критерием истинности новой формулы порой становится красота ее, а не длинные, непонятные самому ученому, логические доказательства. А критерий красоты - основа целостного творческого мышления. Научное мышление затрачивает уйму усилий, чтобы решить проблему синтеза естественнонаучного знания, но ищет опять же с помощью только формальной логики, хотя невозможность такого противоестественного синтеза уже научно доказана (Гейзенберг - соотношение неопределенности, Бор - принцип дополнительности).

Здесь нужна уже иная логика - интуитивная. Об этом в свое время говорили наши отечественные выдающиеся мыслители Н.А. Васильев и П.А. Флоренский.

Интуиция (чувствознание) есть высшая форма ума на этом и следующем эволюционном этапе развития человече-ского мышления. Это вид сердечного мышления. Чувствознание возникает вместе с пробуждением и ростом Психической энергии, переработанной огнем сердца. Перед человечеством стоит задача думать и решать сердцем . Пока же идет перекос в сторону мозгового интеллекта.

Высшей формой мышления является дух разумения , когда мир воспринимается непосредственно самим духом, или монадой. Об этом накале огненного мышления мы можем косвенно судить по выдающимся подвигам духовных подвижников человечества, не давшим во все времена затухнуть человеческим сознаниям. Духовное мышление - это безоглядное служение Общему Благу, это вечное самопожертвование, это мгновенное действие на всех планах бытия, это цельное единство мысли и действия, в которых нет ничего личного. Здесь мысль представляет собой огненное чувство и одновременно огненное же действие. Это нерасторжимое три-единство, которое дает возможность воспринимать и понимать все космические явления, жить жизнью вселенского всеединства и действовать по законам этого вселенского всеединства.