Парфюм жан пату. Пату жан

Ему не повезло. И при жизни, и после смерти его затмевала Коко Шанель - что ж, против её напора устоять трудно, а уступить ему не стыдно. И в истории моды его дом будет в основном ассоциироваться с самыми дорогими духами и женской спортивной одеждой. На самом же деле всё было куда сложнее - и интереснее.

Жан Пату родился в 1880 году в Нормандии, в обеспеченной семье. Отец, Шарль Пату, был кожевником, и, в частности, большой популярностью пользовались его кожаные обложки для книг роскошных, сочных цветов - можно сказать, что чувство цвета, которое так пригодится младшему Пату, когда он станет заниматься одеждой, он унаследовал от старшего. Однако продолжать семейный бизнес Жан не захотел. В 1907 году он начал работать у своего дяди, который занимался мехами, потом несколько раз пробовал начинать собственное дело, и результатом всех этих усилий стал «Мэзон Перри», «дом Перри», который он открыл в Париже в 1912 году. Это было небольшое ателье, где постепенно начал формироваться его стиль в качестве кутюрье.

Заметим, что, в отличие от многих своих коллег, Пату не столько придумывал модели, сколько подбрасывал своим помощникам новую идею, а уж те её реализовывали. Однако при этом он тщательно контролировал каждый этап, вносил необходимые поправки, нещадно критиковал и добивался того, чтобы готовый результат его удовлетворял.

Много позднее Пату признавался: «Я не могу рисовать, а ножницы в моих руках превращаются в грозное оружие». Но тем не менее это не мешало ему творить. Так, именно к тем далёким довоенным годам относятся элегантные женские жакеты, напоминающие мужские смокинги - именно мужские костюмы и вдохновили Пату на их создание. Через полтора года после открытия Пату получил крупный заказ от закупщика из Нью-Йорка, что придало ему уверенности в собственных силах, и он уже даже был готов открыть дом моды под собственным именем…

Но в 1914 году началась война, и тридцатичетырёхлетний Пату отправился на фронт. Он не отсиживался в тылу, не занимался военным бытом, а сражался, проведя на войне пять лет. Потом муж его сестры, человек, который стал Пату очень близким другом, будет полагать, что именно эти военные годы и укоротили жизнь Жана. Но что поделать! Он был не первым и не последним, кого постигла такая судьба. И ему ещё повезло - он выжил.

В 1919 году он вернулся домой, полный решимости начать всё фактически заново, и на улице Сент-Флорентин открылся дом моды «Жан Пату». Уже его первые работы - коллекция того же года, платья в стиле «пастушка» с заниженными талиями, и коллекции 1920–1921 годов в народном «русском» стиле, украшенные вышивками, - имели определённый успех. Однако славу дому Пату принесли не они.

В 1921 году известная теннисистка Сьюзан Ленглен появилась на Уимблдонском турнире в необычном, но крайне привлекательном наряде - прямой белый кардиган без рукавов и короткая белая шёлковая юбка в складку, открывавшая стройные ноги. Костюм произвёл сенсацию! И носить что-нибудь в этом духе захотели отнюдь не только женщины, которые действительно увлекались спортом и нуждались в удобной и красивой одежде, а те, кто хотел им просто подражать. В послевоенной моде тон задавали тонкие и звонкие женщины со стройными, подтянутыми, почти мальчишескими фигурами, которые много двигались - танцевали, занимались спортом, плавали, загорали, водили машины, словом, вели образ жизни несравнимо более свободный, чем всего за каких-то десять лет до того. И пусть не все готовы были это делать, но выглядеть так хотели все - все, кто хотел быть современным и следовать за модой.

Можно сказать, что талант Пату и заключался в том, чтобы почувствовать, чего требует эпоха, и дать это. Женщины хотели выглядеть так, как будто они ведут активный образ жизни - и он предложил им то, в чём при этом они чувствовали себя уверенными, уверенными как в собственных силах, так и в собственной привлекательности. Тем, кто действительно занимался спортом - допустим, плаванием, - он предоставлял удобные купальные костюмы, которые плотно облегали тело и нигде не морщили, а тем, кто хотел не столько плавать, сколько прогуливаться по берегу - чуть менее удобные, зато более эффектные ансамбли. Спортсменки с удовольствием играли в теннис в его костюмах, а зрительницы щеголяли в спортивного вида пуловерах, украшенных его элегантной монограммой (Пату первым из кутюрье стал использовать свою монограмму в качестве торгового лейбла, а заодно и элемента отделки). Среди клиенток его модного дома были и кинозвёзды - такие, как Мэри Пикфорд и Луиза Брукс, и светские дамы, и спортсменки, скажем, знаменитая женщина-авиатор Рут Элдер.

В 1924 году он выпустил «кубистские» свитера - дань царившему тогда стиль «ар деко». К ним предлагались подходящие юбки, шёлковые шарфы и платки в том же духе. Этот стиль продержался в моде достаточно долго, чтобы теперь, вспоминая о Пату, вспоминали прежде всего именно об этом. Предлагал он и юбки, подол которых заканчивался у колен, очень смелый вариант в то время. Однако женщины, стремившиеся походить на мальчишек, носили их с огромным удовольствием - ещё бы! В 1925 году он открыл бутик, каждая из комнат которого соответствовала определённому виду спорта - от верховой езды до гольфа, от плавания до тенниса. Там клиентки могли одеться с ног до головы, приобретая целый ансамбль, в который входила не только одежда, но и всякая «ерунда», как говорил Пату, то есть аксессуары. Причём можно было обзавестись целым специально разработанным гардеробом, в котором одни вещи отлично сочетались друг с другом и могли быть заменены другими из того же ансамбля - удобно, практично, эффектно. И на всех вещах стояла заветная для тогдашних модниц монограмма - «JP», «Ж(ан) П(ату)».

Кроме Парижа, Пату открыл свои бутики в Монте-Карло, Довилле и Биаррице - известных курортах. В сущности, где лучше всего было демонстрировать вещи от Пату? Именно там! А затем он начал осваивать и американский рынок. В ноябре 1924 года в тамошней прессе появилось объявление, что французский кутюрье объявляет конкурс (кастинг, как сказали бы сегодня) на три места манекенщиц в его доме моды в Париже. Контракт предполагалось подписать на год. Успех превзошёл все ожидания - на объявление откликнулось более пятисот девушек! Так что количество мест немного решили расширить, до шести. Спортивные длинноногие американки как нельзя лучше соответствовали представлениям Пату о новой женщине, для которой он творил, и он сам приехал в Нью-Йорк, чтобы, вместе с редакторами журнала «Вог», провести отбор. Как вспоминала позднее Лилиан Фарли, которая успешно прошла конкурс, прежде всего французский модельер обращал внимание на ступни и щиколотки, а затем на бёдра - никаких пышных изгибов, этот силуэт уходил в прошлое! Первый же показ с их участием - пятьсот моделей продемонстрировали всего двадцать манекенщиц - имел огромный успех, в том числе, конечно же, и в США.

К концу 1920-х Жан Пату стал одним из самых известных и влиятельных французских дизайнеров, соперничать с которым могла - и делала это более чем успешно - Габриэль Шанель. И это соперничество в какой-то мере подстёгивало творчество обоих, а ещё, как порой отмечают историки костюма, с современной точки зрения между этими двумя прекрасными дизайнерами было много общего. Быть может, это ощущали и они сами? И постоянно подчёркивали разницу в своих подходах, в результатах своей работы именно потому, что ощущали - они играют на одном поле?…

Пату, как и Шанель, полагал, что одежда должна быть и красивой, и функциональной одновременно. Его силуэты были простыми, простым был и крой, однако много внимания уделялось ткани, цветам, отделке. В каждой коллекции было минимум два новых цвета, и, экспериментируя с окраской материи, Пату удавалось добиться удивительно красивых, необычных оттенков, которые затем копировались его подражателями. Декоративная отстрочка, вышивка и прочие детали делали его модели изящными, несмотря на кажущуюся простоту. Кроме того, многие его спортивные модели делались с помощью вязальных машин, что, с одной стороны, оживило соответствующее производство, с другой, оказалось очень выгодным с экономической точки зрения.

В 1929 году Пату произвёл очередную мини-революцию - завысил талию (последние годы она была заниженной) и удлинил юбки почти до пола. Свидетели рассказывали, что модельер всё время первого показа оставался в своём кабинете и волновался куда сильнее обычного, ведь то, что он предложил на этот раз, резко отличалось от «мальчишеского» стиля последнего десятилетия. Как примет это публика? А публика смотрела на моделей в новых нарядах и незаметно для себя самих натягивала свои укороченные юбки на колени, как бы пытаясь их скрыть… Пату выиграл! И новый силуэт был немедленно подхвачен остальными модельерами, в том числе и Шанель. А ещё Пату предложил - в виде альтернативы маленькому чёрному платью от Шанель, которое терпеть не мог за излишнюю простоту, особенно когда его использовали в качестве вечернего наряда - белое длинное вечернее платье из атласа, скроенное по косой. Так рождалась мода 1930-х годов…

Однако это десятилетие оказалось для его дома отнюдь не таким успешным, как 1920-е. Грянула Великая депрессия, что не могло повлиять и на такую важную составляющую жизни общества, как мода. Финансово Пату был всё ещё независим, хотя, конечно, то, что США перестали закупать одежду на европейском рынке, не могло не сказаться на его доходах. Дело было не в этом. Мода стремительно менялась - любовь Пату к эффектной простоте оказалась внезапно ненужной. Через это проходил не только он, а многие его знаменитые коллеги, в том числе и Габриэль Шанель, и Жанна Ланвен…

В 1936 году Жана Пату не стало - ему было всего пятьдесят шесть, совсем немного. Считается, что причиной смерти стал апоплексический удар. Как сказал муж его сестры, «у него просто больше не было сил»…

Пату никогда не был женат, несмотря на многочисленные романы. Один из его биографов писал: «Возможно, именно потому, что Пату не был тесно связан с одной-единственной женщиной, это и позволяло ему смотреть на женщин объективно, однако с симпатией, и благодаря этому создавать, причём с очевидной чуткостью, одежду, в которой чувствовался новый дух свободы, и которая вместе с тем казалась мужчинам привлекательной». А если предстояло бы назвать главную женщину в его жизни, то это была бы не очередная возлюбленная, а та, которая была с ним с самого начала и до самого конца, его муза, его помощница, его сестра - Мадлен Пату, в замужестве Барбас. И она, и её муж Раймон в течение всей карьеры Пату были рядом с ним, работали, и именно они позволили его дому моды удержаться на плаву, когда не стало его основателя.

Среди дизайнеров, которых впоследствии приглашали работать туда, были и Марк Боан, который потом возглавит дом моды Кристиана Диора, и Карл Лагерфельд, и по сей день работающий в доме Габриэль Шанель, и Кристиан Лакруа… Не говоря уже о других, не менее известных, которые начинали там свою карьеру - скажем, Жан-Поль Готье.

Теперь имя Жана Пату известно в основном благодаря парфюмерии - знаменитый «Joy» даже был назван в 2000 году «Ароматом века» (среди его соперников был, разумеется, и не менее знаменитый аромат «Шанель № 5»), выходят и новые, тоже пользующиеся популярностью. А вот заслуги Пату перед миром моды оказались почти забытыми…

  • 71.

Сегодня модные дома один за другим восстают из пепла : людям нужен не только дух прогресса, но и история, с которой можно было бы связать настоящее, чтобы почувствовать его ценность в ускоряющемся, как ракета, мире. Этой осенью мы узнали несколько новостей: Марко Занини попробует возродить Schiaparelli, а французский модный дом Jean Patou, основанный французом Жаном Пату в 1914 году в Париже, возможно, снова покажет коллекцию haute couture в следующем году. Подтвердив эту информацию, вице-президент Jean Patou Бруно Коттар уточнил, что определенное представление и планы уже есть, осталось лишь найти дизайнерскую душу, родственную Пату.

Стиль Жана Пату - одного из самых влиятельных кутюрье 20-х - 30-х годов - был основан на азах ар-деко и кубизма: оттуда он взял чистые линии, геометрические формы и узоры на тканях (Пату предпочитал работать с текстильной компанией Bianchini Férier). Пату был прямым конкурентом Коко Шанель - оба соперничали и ненавидели друг друга. Пату, как и Шанель, развил спортивное направление в одежде: он изобрел для феноменальной теннисистки того времени Сюзанны Ленглен теннисную юбку, которая являлась далеко не единственной его инновацией: после Первой мировой войны, когда в 1919 году Пату заново открыл свое ателье, он удлинил юбки, отойдя от стиля «флаппер», стал шить платья без рукавов, выпускать свитеры с монограммами, вязаные купальные костюмы, дизайнерские галстуки, сделал популярными кардиганы. Жан создавал комфортную одежду - при этом его платья были безупречно элегантными. Их носили актрисы Луиза Брукс, Мэри Пикфорд и Констанс Беннетт.

Актриса Луиза Брукс в платье от Жана Пату

Теннисистка Сюзанна Ленглен

Жизнь отвела Пату не так уж много времени на осуществление задуманного: в Париж из Нормандии, где он родился и занимался семейным бизнесом, связанным с дублением кожи и мехом, он переехал в возрасте 30 лет, открыв во французской столице маленькое ателье Maison Perry. Война нарушила его планы: Жан служил капитаном пехоты и лишь через пять лет заново возродил свое дело. Он умер в 1936 году, в возрасте 55 лет, но за двадцать пять лет сумел не только заработать своему дому haute couture репутацию, продавая свои творения в Париже, Нью-Йорке, Довиле, Биарице, но и войти в историю моды.

В тридцатых, когда Великая депрессия ударила по всем сферам жизни и клиенты дома не могли больше позволить себе дорогие наряды, House of Patou выжил благодаря парфюмерному бизнесу, который Пату запустил в середине 20-х, выпустив три аромата, созданных парфюмером Анри Алмерасом. У Пату также был лосьон для загара, который поддерживал пляжную моду того времени. Парфюмы Jean Patou выпускаются до сих пор - за всю историю дома было создано 35 ароматов. Пату приурочивал их к событиям, подбирал к цветам волос женщин. Кстати, в этом году вышли три новинки: цитрусовый фужерный унисекс Eau de Patou Jean Patou, восточный цветочный Chaldée Jean Patou и мужской Patou Pour Homme Jean Patou, все авторства Томаса Фонтейна. Но, пожалуй, что самое интересное - самый известный парфюм Пату - цветочный Joy с нотами розы и жасмина - конкурирует с Chanel № 5, самым востребованным ароматом в мире. История соперничества двух неординарных творческих личностей продолжается?

После смерти Жана в тридцатых делами дома занялись сестра Мэделин и ее муж Реймонд Барбас. Дом сменил четырех дизайнеров вплоть до 80-х: это были Марк Боэн в 50-х, Карл Лагерфельд в начале 60-х, Жан-Поль Готье в начале 70-х, Кристиан Лакруа в 1981 году. Последняя кутюрная коллекция House of Patou вышла в 1987-м, когда Лакруа открыл собственный бизнес (который, как мы знаем, потерпел неудачу).


Статья о Jean Patou с фото молодого Лагерфельда

С историей Жана Пату связана еще одна новость, поменьше, но не менее вдохновляющая: 1 октября свет увидела иллюстрированная монография Jean Patou: A Fashionable Life, за два года собранная историком моды Эммануэль Поль из семейных архивов, которые прежде не публиковались и были открыты специально для нее. Эммануэль изучала старые фото, дневники, списки клиентов, скетчи, образцы тканей, флаконы духов, чтобы отобрать все самое существенное, что составляло стиль Пату и на что у нас теперь есть шанс также взглянуть - в ожидании первой коллекции haute couture возрожденного модного дома.

Обложка книги Jean Patou: A Fashionable Life

Жан Пату родился в Нормандии, Франция, в 1880 г. Его семье принадлежал бизнес по дублению кож и обработке мехов. В юности Жан работал вместе со своим дядей, меховщиком, в Нормандии, позже – в 1910 г. он переехал в Париж, в надежде стать кутюрье. В 1912 г. он открыл небольшое ателье "Maison Parry". Вся его коллекция 1914 г. была куплена одним американским покупателем. Работа Пату была прервана Первой мировой войной - его мобилизовали на фронт, и всю войну Жан прослужил на передовой, в звании капитана элитного полка зуавов.
В 1919 г. Пату снова открыл свой модный дом в Париже, уже под собственным именем. Это было время острой конкуренции в мире моды, главное соревнование развернулось между француженкой Коко Шанель и итальянкой Эльзой Скиапарелли. Экспрессивная раскованная итальянка избрала путь сюрреалистических новшеств. Более строгая и спокойная француженка производила революцию в классическом стиле. Жану Пату удалось сотворить невозможное - найти в этой «битве гигантов» свою нишу, элегантную одежду в стиле «casual». Помогли ему в этом довоенные связи и приобретенный на фронте жизненный опыт. Упор был сделан на придание максимального удобства вещам, являющимся неизменными атрибутами состоятельного класса. Если Шанель ориентировалась на интеллигенцию, Эльза Скиапарелли – на богему, то стиль Пату разрабатывался для состоятельных, относительно консервативных людей.
Мир находился в ожидании послевоенных перемен, богачи старались проводить время в самых роскошных местах планеты: Париже, Нью-Йорке, на Лазурном берегу. Мода Пату стала для них символом беззаботного отдыха. Жан ввел пуловеры, джемпера, спортивную женскую одежду. Его свитера с сине-белыми полосками и плиссированные юбки носили почти все женщины США. Жан Пату никогда не изготовлял аксессуаров, шляп и сумок, единственным украшением его одежды была монограмма с инициалами дизайнера. Он был создателем первого авторского лейбла, помещенного на продукцию. Две буквы – «J» и «P», красовались на карманах. Все остальные элементы декора он называл «ничто». Пату предпочитал геометрические рисунки и линии, а еще разнообразную вышивку. Формы же должны были быть обтекаемыми, то есть максимально удобными.
Телевидения в то время еще не существовало, кинематограф только начинал свое шествие по миру, а вот спорт, и без того популярный, продолжал укреплять свои позиции. Достаточно вспомнить о возобновлении Олимпиад. Среди других видов спорта теннис всегда занимал несколько привилегированное положение. Во-первых, в него могли играть представители обоих полов, во-вторых, он пользовался огромной популярностью у аристократии. Барышни даже посвящали ему музыкальные произведения, а у Дягилева балерины выходили на сцену с теннисными ракетками.
Жан Пату идеально выбрал время, место и объект для продвижения своего стиля. Среди его многочисленных знакомых женщин была и знаменитая теннисистка того времени - Сюзан Ленглен (Suzann Lenglen). В 1921 г. она произвела сенсацию на Уимблдонском турнире, появившись на корте в костюме от Пату: плиссированная белая шелковая юбка, достигающая всего середины икры, белый кардиган без рукавов и ярко-оранжевая лента, поддерживающая волосы. Кстати, это была первая специализированная (для определенного вида спорта) спортивная одежда. В удобной укороченной юбке Ленглен стала чемпионкой турнира!

Очередная бомба разорвалась во время Олимпийских игр 1924 года, проводимых в Париже. Для очередной демонстрации своей коллекции Пату привез моделей из Нового Света. Собственно, это были шесть девушек из самых лучших американских фамилий, которых он убедил сотрудничать и обучил правильно двигаться и смотреть. Этот поступок вызвал волну сплетен в парижской прессе, однако именно Пату в итоге вывел профессию модели в разряд престижных занятий. Высокие, светловолосы, на каблуках – они разительно отличались от миниатюрных француженок, и вместе с надетой на них одеждой произвели фурор. Знаменитые свитера в сине-белую полоску, джемпера и пуловеры с легкой руки дизайнера становились пристойной городской одеждой. Этот стиль пришелся по душе особенно американкам, которые не были настолько зажаты условностями, как европейские женщины. В 1926 году одна нью-йоркская журналистка назвала Пату «единственным французским модельером, обладающим американским менталитетом».
«Мои модели придуманы для занятий спортом. Я делаю одежду, на которую так же приятно смотреть, как и носить, и которая позволяет полную свободу движений… Спорт, как вы можете заметить, оказывает огромное влияние на моду для женщин, так, свитера сейчас столь же актуально носить вечером, как и днем», – говорил о своих товарах дизайнер. В 1925 г.в салоне Пату открылся большой спортивный отдел. Там разрабатывалась и шилась одежда для гольфа, рыбалки, тенниса, лыжного спорта, верховой езды, плавания, фехтования и других самых популярных в то время занятий. К этому прибавлены были всевозможные шарфы, женское белье и купальники.
В Довиле, на Лазурном берегу, Пату создал магазин, в котором продавалась только одежда для пляжа. Здесь он реализовал еще одну свою прекрасную коммерческую идею – дизайнер поделил купальники на два вида. Первые предназначались для профессионального плавания, а вторые разрабатывались для тех, кто просто хочет показать себя и позагорать. Кроме дизайна Пату уделял большое внимание качеству материала. Он стремился сделать ткань менее восприимчивой к воздействию морской соли и выгоранию на солнце. В 1928 году Жан Пату выпустил первый лосьон для загара.
Несмотря на доминирование спортивного стиля в творчестве кутюрье, его клиентками были почти все европейские принцессы того времени и целое созвездие американских звезд - Мэри Пикфорд, Пола Негри, Луиза Брукс. Пату доказал, что и спортивный стиль может занять достойное место в гардеробе каждой модницы или денди.

Жан Пату знаменит также и цветовыми экспериментами. Самым знаковым его изобретением стал бежевый тон, который он использовал как основной в своей работе. Благодаря работе со знаменитым текстильщиком первой половины 20 века Бьянчини-Ферье, в мастерских француза создавались уникальные ткани с оригинальными узорами, часто с фирменной монограммой кутюрье.
Несмотря на доминирование спортивного стиля в своих коллекциях, Пату оставил немало подлинно роскошных вечерних туалетов. Он был известен экспериментами с узорами в стиле «модерн», вышивками и многослойными нарядами.

Вместе с модельером в его салоне работали многие родственники и друзья. Они поддерживали его во всем, но больше всех помогала Жану младшая сестра. Она была моложе брата на 7 лет и служила для него неиссякаемым источником вдохновения. В ее лице Пату видел свой идеал женщины: стройная, опрятная, ухоженная, активная и современная – настоящая парижанка!
В 1920-е гг. Пату прославился также изобретением дизайнерского галстука. Для своих галстуков он использовал материю, предназначенную для женских платьев, в магазинах они выставлялись рядом с парфюмерными отделами.

С 1925 года фирма «Пату» стала выпускать духи. Первыми появились на свет три аромата с цветочными и фруктовыми нотами. Как утверждал кутюрье, они созданы для трех типов женщин: «Amour-amour» («Любовь-любовь») – пленительный запах для чувственных брюнеток, «Que Sais-Je?» («Что я знаю?») – более легкие для блондинок и пряные «Adieu Sagesse» («Прощай, благоразумие»?) - исключительно для рыженьких. Через четыре года он выпустил «Le Sien» – первые в мире духи в стиле «унисекс». Их свежий тонизирующий аромат прекрасно подходил как мужчинам, так и современным деловым женщинам.
По названиям парфюмов от Пату можно проследить историю 20-го века – многие из них выпускались в связи с определенными событиями: Духи «Normandie» были названы и выпущены в честь нового теплохода и дарились каждому пассажиру его первого рейса. По случаю введения оплачиваемых отпусков, кутюрье создал «Vacances», что в переводе означает «путешествия». Это был последний парфюм, выпущенный при жизни модельера. В 1938 году духи «Colony» воплотили собой желание Европы отделиться от заморских берегов, «L’Heure Attendue», выпущенные в 1946, ознаменовали собой окончание Второй мировой войны. С 1967 года в штате фирмы начинает работать известный парфюмер Жан Керлео (Jean Kerleo), сотворивший еще немало чудесных произведений. По его словам, вдохновением для него служат воспоминания о Жане Пату, постоянно заботившемся о качестве и новизне аромата.

Были выпущены такие аромат как Eau de Patou, Ma Liberté, Un Amour de Patou, Sublime, Patou Forever, EnJoy, и Sira des Indes, а также три мужских аромата Patou Pour Homme (специевый шипр), Patou Pour Homme Privé (практически парный к женскому Ma Liberté), и Voyageur (современный свежий аромат) .
В 1930-е гг. Дом Пату чудом избежал разорения – его основными клиентками были богатые американские покупательницы, и когда рухнул американский фондовый рынок, вслед за ним рухнул рынок высокой моды. Дом Пату выжил благодаря парфюмам, которые известны до наших дней. Самый известный парфюм бренда – «Joy», созданный парфюмером Анри Альмерасом, тяжелый цветочный аромат, включающий около 100 редких и ценных эссенций, в том числе грасский жасмин и болгарскую розу, оставался самым дорогостоящим по затратам Флакон духов изготовлялся из цельного хрусталя, как последнее доказательство их принадлежности к квинтэссенции роскоши. Joy оставался самым затратным парфюмом в мире, до тех пор, пока Дом Пату не выпустил аромат «1000» (еще один тяжелый цветочно-древесный аромат, основанный на редком сорте османтуса) в 1972 г.
«Joy» (Радость) – свои самые роскошные духи Пату выпустил в 1930 г., когда мир еще не оправился от финансовых потрясений, это аромат для «изгнания дьявола мировой депрессии». Аромат предназначался специально для бывших клиенток Пату, которые не могли больше позволить себе одежду «haute couture» от Дома Пату из-за кризиса. Надейся, когда уже нет сил, и радость вернется, как бы хотел сказать автор. Впрочем, по другой версии, название этих духов происходит от имени одной из американских клиенток Пату. Только самые натуральные, самые дорогие компоненты использовались в их производстве (около 100 редких и ценных эссенций). Жасмин с полей Грасса, майская и болгарская розы доминируют в их неповторимом цветочном букете. Чтобы получить только одну унцию экстракта, необходимо около 11 тысяч цветов. Непосредственным автором состава был парфюмер Анри Альмерас.

Joy остается вторым по коммерческому успеху ароматом в мире, уступая только Шанель №5.
Пату умер в 1936, в возрасте 56 лет. Он никогда не был женат и прямых наследников не оставил. Компанию унаследовали его сестра, Мадлен и ее муж.

Дом Пату оставался семейным предприятием до сентября 2001 г. и был продан компании Procter & Gamblе.

С 2011 года принадлежит Designer Parfums ltd . Штатным парфюмером стал Тома Фонтейн.

После поглощения многие ароматы Пату были сняты с производства из-за высоких издержек, некоторые линии (такие как «Joy», «1000») сохранены, но их ассортимент заметно усечен. Производство оставшихся ароматов перенесено из Франции в другие страны и поставлено на промышленную основу, что позволило заметно снизить себестоимость. Однако такие ароматы как Ma Collection, Eau de Patou, Ma Liberté, Un Amour de Patou сегодня не производятся. Остается только надеяться, что когда-нибудь производство всех ароматов Пату будет возобновлено, и они не будут навечно утрачены!

Его модное наследие, к сожалению, мало известно широкой общественности. Однако сложно себе представить человека, в гардеробе которого не найдется места для свитеров, пуловеров, кардиганов, купальников и плавок, спортивных шорт, лыжных костюмов и одежды для элитного вида отдыха. А ведь эти столь необходимые для современного человека вещи создал и привнес в нашу жизнь именно Жан Пату, сначала в спорт и элитные виды отдыха, а позже и на улицы европейских городов. Истинный джентльмен, красавец-мужчина, успешный бизнесмен, он обожал женщин и вместо корсетов предложил им легкость и динамику, наделив женскую красоту спортивным шиком.

Девушка-флэппер, или отражение времени

Жан Пату основал свой модный Дом в 1912 году, тогда ему было 25. Однако просуществовал тот недолго, поскольку началась Первая мировая война и пылкий юноша отправился добровольцем на фронт в 1914-м. Вернулся Пату возмужавшим, уверенным в себе и очень предприимчивым мужчиной. Дом Жана вновь был открыт в 1919 году и со временем обрел оглушительный успех.

Становление Дома происходило в 20-годы прошлого столетия, за которыми метко закрепился эпитет «ревущие». Важно понимать, что послевоенные годы – то время, когда страстно хочется жить, и жить полноценно, набрав воздух свободы полной грудью. Кажется, меняется сама скорость времени. Жизнь становится кардинально другой – динамичной, категорическим антиподом былой эпохе. Огромное количество технических открытий влекут за собой и открытия в сфере моды.

Символом этих открытий наряду с Коко Шанель становится Жан Пату. Его вещи знаменуют собой основу гардероба девушки-флэппер (слово «flap» означает шлепать, хлопать). По одной версии, определение символизирует птенца, который учится летать и взмахивает крыльями. То есть, образно говоря, молодую девушку, только-только начинающую взрослую жизнь. Также существует легенда, будто модниц двадцатых годов прозвали «флэпперами» потому, что они носили галоши не застегнутыми, так что те шлепали при ходьбе.

Девушка-хлопушка, девушка-сумасбродка, девушка-шампанское – главная героиня того времени. Молодая эмансипированная особа не носит корсеты, не подчеркивает талию, укорачивает длину юбок, курит, не стесняется выпивать, слушает джаз, танцует чарльстон и водит автомобиль. Более того, о ужас, она загорает и демонстрирует свои золотистые коленки… в этом историческом событии главную роль играет Жан Пату. Он станет пионером пляжной моды. Но это несколько позже. В начале же своей карьеры он предлагает женщинам платья, в том числе и в стилистике флэппер, и они пользуются успехом.

Однако, быстро сообразив, что единственной королевой на модном олимпе является великая мадмуазель, Жан Пату принимает решение не сколько кутюрье, сколько мудрого бизнесмена – занять свою нишу. И он ее быстро находит.

Спортивная мода

Его знаменитый костюм для гольфа, созданный в 30-х годах, был продан весной 2015 года на аукционе в Париже за 85 000 евро. Юбка-плиссе и кардиган представляют не только историческую и культурную ценность, но и хранят в себе секреты мастерства гениального кутюрье.

Ставку на спорт Жан Пату делает не случайно. В послевоенные годы свободное время обеспеченные люди чаще всего проводят за игрой в теннис, гольф, за плаванием, фехтованием, катанием на лыжах и в путешествиях по самым роскошным уголкам мира. И для всего этого времяпрепровождения нужна новая одежда, соответствующая духу времени.

Сначала это была одежда только для спорта. Однако со временем она стала символом элитного вида отдыха и так понравилась свободолюбиво настроенным американкам своей расслабленностью и демократизмом, что неожиданно даже для самого кутюрье перекочевала в разряд уличной моды. Впоследствии и более скованные условностями женщины европейской культуры приняли этот тренд на ура.

«Мои модели придуманы для занятий спортом. Я делаю одежду, на которую так же приятно смотреть, как и носить, и которая позволяет полную свободу движений… Спорт, как вы можете заметить, оказывает огромное влияние на моду для женщин, так, свитера сейчас столь же актуально носить вечером, как и днем», – говорил о созданных им вещах дизайнер. Его слова как никогда остро и актуально звучат сегодня, в эпоху спорт-шика.

Плиссированная юбка и свитера

Сегодня, случайно встретив на улицах города девушку в шелковой белой плиссированной юбке, белом легком кардигане без рукавов, в белых кедах и оранжевой повязке, небрежно повязанной на голове, мы ее невольно отметим. То, как изысканно легко, буржуазно и динамично одета барышня. Но во времена Жана Пату эффект от такого зрелища был равносилен взрыву общественного сознания, бомбе, которая взорвала не только умы любителей спорта, но и всех модниц того времени. Именно так была одета на Уимблдонском турнире 1921 года знаменитая теннисистка Сюзанн Ленглен. Стоит ли говорить, что спортсменка произвела настоящий фурор.

Также Жан Пату стал первым в мире моды, кто показал женские ножки. Более того, костюм для тенниса стал первой мире одеждой для конкретного вида спорта. Впоследствии барышни в свитерах в бело-синию полоску и плиссированных юбках от Жана Пату станут street-style иконами своего времени.

В дань царившей тогда моде на арт-деко в 1924-м году Жан Пату выпустит свитера с рисунком в стиле «кубизм», и этот тренд тут же станет визитной карточкой дизайнера.

Бутик «спортивный уголок»

Открытый в 1925 году бутик Жана Пату представлял собой нечто совершенно уникальное. Каждая его комната соответствовала определенным видам спорта: верховой езде, яхтингу, лыжам и прочее. Таким образом, женщина могла одеться у Пату с ног до головы в стильные ансамбли вместе с аксессуарами. Более того, у Жана можно было обзавестись гардеробом, вещи которого отлично сочетались друг с другом.

Первый авторский лейбл

Единственным, но самым стильным украшением одежды от Жана Пату была монограмма с инициалами дизайнера. Только две лаконичные буквы«j» и«p». И всё. И больше никаких элементов декора. Таким образом, Пату стал так же пионером в истории создания авторских лейблов, помещенных на продукцию.

Пляжная мода

Жан Пату примечателен еще и тем, что его можно по праву назвать родоначальником пляжной моды. Впервые в истории дизайнер поделил купальники на два вида. Первые предназначались для профессиональных занятий спортивным плаванием, а вторые – для тех, кто желает позагорать и великолепно выглядеть на пляже. Не удивительно, что блестящая идея полюбилась женщинам разных стран и принесла автору коммерческий успех.

Кроме дизайна и кроя Пату уделял большое внимание качеству материала. Он много работал над тем, чтобы ткань была менее восприимчива к выгоранию на солнце и воздействию морской соли. Таким образом, мы обязаны талантливому кутюрье и предпринимателю еще и огромным выбором высокотехнологичных тканей, которые хорошо стираются, быстро сохнут и прекрасно держат форму.

Первое в истории индустрии красоты масло для тела и первый солнцезащитный лосьон

Признаться, сегодня трудно понять, защищал ли от ультрафиолетовых лучей первый лосьон для пляжа или нет. По одним источникам, Жан Пату создал масло для использования на пляже, которое благоухало экзотическими запахами и придавало красивый блеск телу. Huile de Chaldee был назван в честь древнего вавилонского города, который прославился благодаря янтарному сиянию кожи своих красавиц. В дальнейшем, видя оглушительный эффект и коммерческий успех масла, Пату решил, что и зимой женщинам не лишним будет напомнить о роскошных дальних странах, и создал еще и парфюм.

По другим источникам, легендарный кутюрье с предпринимательской жилкой впервые в истории выпустил настоящий солнцезащитный лосьон, и произошло это в 1928 году.

Легендарный аромат Joy

Жан пату был в числе первых кутюрье, включивших парфюм в модные коллекции. В 1925 году он представил три премьерных аромата. Amour-amour для брюнеток, Que sais-je? Для блондинок и Adieus Sagesse для рыжеволосых. Все три аромата были созданы при участии парфюмеров модного Дома Поля Пуаре и Анри Альмера.

Выдающийся бизнес-талант Жана Пату подсказывает ему в первый год великой депрессии открыть парфюм-бар для развлечения гостей. В нем клиенты дизайнера могли собрать и послушать собственные духи. В этом же году Пату просит Альмера создать нечто особенное, сложное и одновременно простое, независимо от того, сколько в итоге это будет стоить. Так рождаются на свет одни из самых дорогих духов в мире Joy. Около 10 000 цветков жасмина и более трехсот болгарских роз создают сердце аромата. Парфюм мечтаний, аромат радости и позитивного искрящегося отношения к жизни выпускается до сих пор с неизменным соблюдением традиций.

www.mareevastyle.com

Учредитель «Школы стиля Елены Мареевой», успешный блогер, стилист, эксперт в области персонального стиля, самопрезентации, умения управлять впечатлением, светского и делового общения, мужского костюма, модных трендов. 15 лет работы на ТВ. Последние 8 лет посвятила себя ток-шоу «Модный приговор». Как творческий продюсер проекта отвечала за программу, её качество, концепцию, рейтинги, нововведения, имидж и преображения героев.

Фото: Getty Images, архивы пресс-служб

История моды

1768

23.04.14 16:08

В настоящее время бренд Jean Patou больше известен своими парфюмерными изделиями. Однако, в самом начале своего существования, компания стала настоящим новатором в мире моды именно благодаря выпуску уникальной одежды.

Жан Пату основал этот бренд и стал первым дизайнером, который представил линию женской спортивной одежды. Ему принадлежат и другие инновации в мире моды, о которых вам поведает история бренда Jean Patou.

Немного об основателе дома моды

Жан Пату родился в Нормандии. Карьеру модельера Жан выбрал с самого детства. Когда ему исполнилось 23 года, он едет покорять Париж. Стоит заметить, что ему быстро удалось это сделать. Сначала он покупает небольшой магазинчик, а затем основывает дом моды и парфюмерный дом.

В его жизни было немало тяжелых дней. Одним из самых трудных периодов стала война, из-за которой пришлось остановить все работы. В 1936 году Пату умирает, но начатое им дело продолжает расти. Далее вы узнаете, как начиналось и продолжилось это дело.

Салон по пошиву одежды

Когда дизайнеру исполнилось 25 лет, он открывает салон в столице Франции под названием Мезон Пари. Все шло хорошо до тех пор, пока не началась Первая мировая война. Жан Пату вынужден уйти на фронт. У модельера даже возникали мысли о том, что ему, возможно, больше никогда не представится случая заниматься любимым делом.

Однако судьба была благосклонна к французскому дизайнеру. В 1919 году салон вновь открывается, и теперь он носит имя своего основателя Jean Patou.

В этом же году он представляет свою первую коллекцию, которая имела ошеломительный успех. Дебютная коллекция настолько понравилась публике, что Пату немедленно открывает офис в Нью-Йорке – спрос со стороны американцев был невероятно огромен. Впоследствии дизайнер только расширяет свой бизнес.

Солнцезащитный лосьон

Лосьон от загара – это новшество стало единственным в своем роде во всем мире. Лосьон носит название Huile de Chaldee в честь древнего города, в котором проживали красивые девушки, отличавшиеся янтарным сиянием кожи.

1925-1930-е годы – период творческого расцвета

В это время Жан Пату представляет сразу три аромата для женщин, затем предлагает ввести в моду кардиганы, которые лучше всего носить с шелковыми платьями. А в 1929 году дизайнер выпускает достаточно дорогой аромат, который впоследствии стал весьма популярным.

Все последующие коллекции одежды бренда Jean Patou были положительно оценены со стороны критиков и ценителей моды. Товары покупали как жители Европы, так и население США.

Достижения Жана Пату

Французский дизайнер стал первым человеком, который предложил женщинам одеться в спортивную одежду. Эта коллекция включала в себя кардиганы из джерси, а также теннисные юбки и шорты.

Многие женские платья были украшены роскошной вышивкой. Пату всегда приветствовал простоту в одежде, тем не менее, не избегал элементов декора.

Что касается парфюмерии, то дизайнер часто посвящал ароматы каким-либо событиям, которые происходили в его жизни или в жизни его родной страны.

Настоящее время

После смерти этого выдающегося дизайнера компания досталась его сестре. Какое-то время она процветала, однако затем стала сдавать свои позиции. Но на этом история дома моды не завершается.

Сегодня уже точно известно о том, что Jean Patou возвращается в мир моды. Коллекцию одежды планируют показать уже в этом году. Во главе компании стоит племянник Жана Пату, который обещает возродить бренд и вернуть ему былую славу.

Бренд Jean Patou – это синоним качества и надежности. Хочется надеяться на то, что история этого дома моды действительно продолжится в его лучших традициях.