«Парадоксальные» высказывания.

Серьезность - последнее прибежище заурядности.

Любовь к себе - это начало романа, который длится всю жизнь.

Джентльмен - это человек, который никогда не оскорбит ближнего непреднамеренно.

Всегда приятно не прийти туда, где тебя ждут.

Честолюбие [тщеславие] - последнее прибежище неудачников.

Естественность - всего лишь поза, и к тому же самая раздражающая из всех, которые мне известны.

Это ужасно тяжелая работа - ничего не делать.

Ценность идеи не имеет ничего общего с искренностью ее глашатая.

Когда со мной сразу соглашаются, я чувствую, что я не прав.

Англия и Америка - две нации, разделенные общим языком.

Англичане обладают волшебным даром превращать вино в воду.

Что такое циник? Человек, знающий всему цену, но не знающий ценности.

Единственный способ отделаться от искушения - поддаться ему.

Атеизм нуждается в религии ничуть не меньше, чем вера.

Женщину никогда нельзя обезоружить комплиментом, мужчину можно всегда.

Тот, кто смотрит на дело с обеих сторон, обычно не видит ни одной из них.

По внешнему виду не судят только самые непроницательные люди.

Лучший способ сделать детей хорошими - это сделать их счастливыми.

Человек может поверить в невозможное, но никогда не поверит в неправдоподобное.

Культ героев в Америке развит необычайно, а герои всегда выбираются среди уголовников.

Чувство долга - это как раз то, что мы хотим видеть в других.

Первый долг женщины - это угождать своей портнихе; в чем состоит ее второй долг, еще не открыто.

Чтобы быть естественным, необходимо уметь притворяться.

У женщин просто удивительная интуиция. Они замечают все, кроме очевидных вещей.

Красота выше гения, потому что не требует понимания.

Критик призван просвещать читателя, художник призван просвещать критика.

У меня непритязательный вкус: мне вполне достаточно самого лучшего.

Пессимист, оказавшись перед выбором из двух зол, выбирает оба.

Молодость - самая старая традиция Америки, ей уже триста лет.

Чужие драмы всегда невыносимо банальны.

Когда человек приходит в гости, он тратит время хозяев, а не свое.

Всегда играй честно, если все козыри у тебя на руках.

Любовь замужней женщины - великая вещь. Женатым мужчинам такое и не снилось.

Чтобы завоевать мужчину, женщине достаточно разбудить самое дурное, что в нем есть. Ты делаешь из мужчины бога, и он тебя бросает. Другая делает из него зверя, и он лижет ей руки и не отстает от нее.

Как легко обратить в свою веру других, и как трудно обратить самого себя.

Если вы хотите узнать, что на самом деле думает женщина, смотрите на нее, но не слушайте.

Дешевые издания великих книг могут быть прекрасны, но дешевые издания великих людей совершенно невыносимы.

Труд - проклятие пьющего класса.

Демократия есть одурачивание народа при помощи народа ради блага народа.

Двадцать лет любви делают из женщины развалину; двадцать лет брака придают ей сходство с общественным зданием.

Каждая женщина – бунтарь по натуре, причем бунтует она исключительно против себя.

Сказать человеку в глаза всю правду порою больше, чем долг, - это удовольствие.

Самая прочная основа для брака - взаимное непонимание.

Ничто так не мешает роману, как чувство юмора у женщины и отсутствие его у мужчины.

Есть только один грех – глупость.

Если что-то и стоит делать, то только то, что принято считать невозможным.

Когда добро бессильно, оно – зло.

Когда боги хотят наказать нас, они внимают нашим молитвам.

Чтобы приобрести репутацию блестяще воспитанного человека, нужно с каждой женщиной говорить так, будто влюблен в нее, а с каждым мужчиной так, будто рядом с ним изнываешь от скуки.

Эгоизм - это не значит жить так, как хочешь, это требование к другим жить так, как вы этого хотите.

Я живу в постоянном страхе, что меня поймут правильно.

Я от всей души посоветовал бы Вам не сгибаться под бременем горя. То, что представляется нам тяжкими испытаниями, иногда на самом деле - скрытое благо.

Если хочешь испортить человека, начни его перевоспитывать.

Есть единственная в мире вещь, которая хуже, чем то, что о тебе говорят: эта вещь - то, что о тебе не говорят.

Если человек о чем-то здраво судит - это верный знак того, что сам он в этой области недееспособен.

Женщины относятся к нам, мужчинам, так же, как человечество к свои богам: они нам поклоняются и надоедают, постоянно требуя чего-то.

Никогда не следует доверять женщине, которая называет вам свой возраст. Женщина, способная на такое, способна на все.

Когда мы счастливы, мы всегда добры; но когда мы добры, мы не всегда счастливы.

Когда человек влюбляется, то начинает с того, что обманывает себя самого, а кончает тем, что обманывает других.

Любовь должна прощать все грехи, только не грех против любви.

Мужчины женятся от усталости, женщины выходят замуж из любопытства. И тем, и другим брак приносит разочарование.

Мода - это то, во что одеваемся мы сами. Немодно то, что носят другие.

Мода - это форма безобразия, настолько невыносимого, что мы вынуждены изменять ее каждые полгода.

Настоящий артист никогда не замечает публики.

Время - потеря денег.

Многое можно сказать в защиту современной журналистики. Предоставляя голос необразованным людям, она знакомит нас с общественным невежеством.

Общество испытывает поистине ненасытное любопытство ко всему, любопытства не заслуживающему.

После хорошего обеда можно простить кого угодно, даже своих родственников.

Своих мужей всегда ревнуют некрасивые женщины. Красивым - не до того, они ревнуют чужих.

Только по-настоящему хорошая женщина способна совершить по-настоящему глупый поступок.

Тот, что верен неизменно, знает лишь легкомысленные стороны любви; только те, кто изменяют, познают ее трагедии.

Умеренность губительна. Успех сопутствует только излишеству.

Хорошие мужья невыносимо скучны, плохие - ужасно самонадеянны.

Хотите осчастливить бедняка - дайте ему возможность хоть иногда сорить деньгами; хотите осчастливить богача - дайте ему возможность сэкономить хоть один лишний пенс.

Философия учит нас с невозмутимостью относиться к неудачам других.

Человек менее всего оказывается самим собой, говоря о собственной персоне.
Позвольте ему надеть маску, и вы услышите от него истину.

Что есть истина? В религии - это чудом сохранившаяся точка зрения. В науке - это сенсация. В искусстве - чье-то вчерашнее настроение.

В свое оправдание журналистика может сослаться на великий дарвиновский закон выживания зауряднейшего.

Искренность в небольших дозах опасна; в больших - смертоносна.

В наше время быть понятым значит попасть впросак.

Жизнь подражает Искусству в гораздо большей степени, чем Искусство подражает Жизни.

На самом деле искусство отражает не жизнь, а зрителя.

Только ведущий аукциона может беспристрастно и одинаково восхищаться всеми школами искусства.

Лондонские туманы не существовали, пока их не открыло искусство.

Среди огромного массива афоризмов некоторые вызывают недоумение своей парадоксальностью, абсурдностью, а то и глупостью.

Однако, это только на первый взгляд. При более внимательном анализе оказывается, что никаких абсурдов/парадоксов в них и нет. Просто авторы этих высказываний смотрят на описываемую ими ситуацию под другим углом, с неожиданных ракурсов или вникли в неё глубже остальных. Поэтому не спеши толковать эти соображения прямолинейно и бесхитростно. Под внешним слоем часто прячется второй, а иногда и третий. А кажущаяся абсурдность придаёт этим афоризмам изысканность и своеобразный шарм.

Ниже рассматривается ряд примеров.

Всё время побеждать невозможно, но можно сделать себя непобедимым. (Сунь Цзы)

Смысл прост. Нужно тщательно, точно и своевременно взвешивать свои силы, силы противника и множество других факторов. Уклоняться от решающих битв до тех пор, пока ты не станешь достаточно сильным для победы. Знать когда, где и как нанести главный удар - важнейшая составляющая военного искусства.

Тот, кто знает, когда он может сражаться, а когда не может, будет победителем. (Сунь Цзы)

Миром правят молодые. Когда состарятся. (Д.Б.Шоу)

Имеются в виду те, кто за долгие годы своей жизни приобрёл знания, опыт, позиции в обществе, деньги, известность, уважение и авторитет у людей. И вместе с тем сохранил здоровье, силу, ум, энергию и желание достичь своей цели. Это тот, кто молод духом, крепок телом и страстен душой. Кто непрерывно трудится и в конце концов, невзирая на годы, достигает вершины.

Работа - последнее прибежище тех, кто больше ничего не умеет. (О. Уальд)

Чтобы добыть «хлеб насущный» нужно трудиться «в поте лица своего». Однако! В любом деле есть нюансы! Одним для этого нужно работать ежедневно, другим - раз в месяц, третьим - раз в год, а есть и такие, которые один раз в жизни «подсуетились» правильно - и до самой смерти «в шоколаде». Например, ты узнал где имеется золотишко. Пришёл туда с лопатой, откопал - и всё, нет необходимости больше работать. Или вот - попсовый певец. Попел-потанцевал - и поселился под Майами. Раз в год приезжает в Россию с концертами и собирает бабло с тех, кто пашет каждый день. Или банкир. Раздал желающим по рублю и год лежит на боку, проценты ждёт. А сколько таких, что купил за рубль, продал за три; купил за три, продал за девять; и т.д. Потом занял банкиру под процент, залёг на печи и погрузился в раздумья каким бы ещё бизнесом заняться.

Что же касается самого Уальда, то он, конечно, не развозил уголь по Лондону. А патаму шта был талантище! «Философ, писатель и поэт».

Суть всей этой несправедливости одна - неэквивалентный обмен. И ты сам, читатель, соглашаешься на него! Вот в этом-то и заключается причина, что тебе так много приходится работать.

Подобным образом высказался и Альфонс Карр:
Чтобы заработать на жизнь, надо работать. Но чтобы разбогатеть, надо придумать что-то другое.

Если каждый займёт своё место, появится много вакансий. (Александр Кулич)

Огромное количество людей занимают свои должности/места не в соответствии со своими способностями, умениями, знаниями или трудовыми усилиями. Попали они на эти места совсем по другим причинам: по блату, за взятку, за регулярные откаты, за предательство и пр. И вот, если бы «чудо совершилось», чтобы «каждому по заслугам», то они бы оказались совсем в других местах. Возможно, даже в отдалённых, холодных и пустынных. А освободившиеся вакансии смогли бы занять люди достойные.

С тех пор, как изобрели право, ни один человек не может чувствовать себя защищённым от несправедливости. (Вильгельм Швебель)

По поводу данного высказывания особенно негодуют законники. Однако мы-то понимаем, что «Закон», «Правосудие» и «Справедливость» далеко не одно и то же. «Право» это всего лишь условная справедливость, поскольку право на правосудие государство монополизировало и бюрократизировало под свои нужды. «Закон - что дышло: куда повернул, туда и вышло».

Сплошь и рядом законы несправедливы, судьи продажны, власть имущие используют правосудие в своих собственных интересах, плюс судебные ошибки, волокита и мздоимство. Оклеветали, подставили, заложили - и ты «загремел под фанфары». Защищать себя ты можешь только средствами, способами и в порядке, предусмотренных законами, что далеко не всегда возможно. Кроме того, требует немалых денег, а длиться может аж «до зелёных веников».

Взять те же пресловутые «пределы необходимой самообороны». От пьяного хулигана ты себя защитил, однако сел в тюрьму. А вот если бы не ты его пришиб, а он тебя зарезал, тогда другое дело, посадили бы его.

То ли раньше было: вызвал на дуэль - и пристрелил поганца, собрал корешей - и сбросил врага в пропасть.

Лжец - это человек, который не умеет обмануть. (Люк Вовенарг)

Смысл достаточно прост: «не пойман - не вор». Пока ложь не раскрыта, считается, что человек говорит правду. «По умолчанию», так сказать. Однако такая «презумпция правды» весьма опрометчива. Правильнее исходить из противоположного тезиса - правда всегда нуждается в доказательстве! А патаму шта врут все, всегда и обо всём! Нагло и без зазрения совести!

Поэтому даже опытные обманщики жалуются: «В этом мире лжи и лицемерия уже так трудно кого-нибудь обмануть!»

Совершенство - это знание человека о своём несовершенстве. (Аврелий Августин)
Я знаю, что ничего не знаю. Но другие не знают даже этого. (Сократ)

По большому счёту речь идёт об одном и том же: умный знает, что ошибается, что его силы и разум крайне ограниченны, а истина неуловима. И тем не менее, всегда стремится к совершенству, хотя и знает, что его не достичь никогда. Глупец же ни в чём не сомневается, считает себя всегда правым, всё знает и не терпит оппонентов.

Некоторые люди настолько бедны, что всё, что у них есть, - это деньги. (Автор не установлен)
Есть люди, у которых есть деньги, а есть богатые люди. (Коко Шанель)

Богатство заключается не только в деньгах. Вот и весь смысл данных высказываний.
Нематериальные ценности, как правило, сложно приобрести за деньги, а то и вообще невозможно. Есть богатые духом, талантом, знаниями, умениями, красотой, здоровьем, силой и прочими вещами. Иногда даже весьма экзотическими, типа экстрасенсов, оракулов, пророков, прозорливцев и даже «общающихся с духами».

Для многих людей обладать только материальными богатствами недостаточно. Хочется большего! И прежде всего власти! А имеющим власть хочется богатства! Власть и деньги это как два сообщающихся сосуда. Но и этого мало! Амбиции-хотелки часто бывают просто безмерны. Даже во сне мучает жажда славы, почёта, титулов, крепкого здоровья, красоты, необыкновенных талантов, недостижимого для обычных людей опыта, постижения каких-то тайн, а главное, - счастья. Быть счастливым - главное богатство. Есть даже и такие, кто готов променять свои богатства на достижение какой-то заветной цели. Как тот царь, который оставил свой трон и удалился в лесную глушь, чтобы посвятить себя Господу.

Богатство - в сердце, не в руках. (Томас Дьюар)
Конечно, если ты богат и знаменит, как Т. Дьюар, то тогда можно подумать и о сердце. А до того, всё-таки лучше, чтобы в руках. 🙂

Правдивый человек, в конце концов, приходит к пониманию, что он всегда лжёт. (Ницше)

Над этим высказыванием долго размышлять не стоит, поскольку оно понятно лишь настоящим философам. Имеется в виду недостижимость абсолютной истины. «Невозможно выразить истину словами». «Всякая истина рождается, как ересь, и умирает, как предрассудок». И т.д.

Вот кинь философам кость: «Что есть истина?» «Истина конкретна, относительна, объективна, субъективна, абсолютна, невыразима?» И они будут спорить, пока не свалятся от усталости. А ты, слушая их, будешь чувствовать себя полным идиотом. 🙂

Чем богаче твои друзья, тем дороже они тебе обходятся. (Элизабет Марбури)

Дело в том, что ты вынужден всегда держаться на уровне своих друзей, не отставать от них. Иначе расстояние между тобой и ними будет всё увеличиваться и увеличиваться, аж пока они не скроются вдали.

Простой пример. Если ты хочешь пойти с ними на концерт попсовой (или какой другой) звезды, то тебе придётся раскошелиться на место в первых рядах. Для них это пустяк, для тебя - несколько напряжно. А так бы постоял где-то за колонной, какая разница? Звук тот же самый. Да и рестораны они посещают, куда тебе не по карману. Апартаменты заказывают за пределами твоих возможностей. Придти к ним в гости (а тем более, на день рождения) с копеечной поделкой, дешёвым вином или невзрачными цветами - не моги! Да и вообще, на фоне их «от кутюр» ты просто оборванец. Куда они с тобой в таком случае пойдут? Им будет неудобно, что их приятель - нищета. А кто дружит с нищетой, тот и сам рискует свалиться на такой же уровень.

Поэтому, со временем, твоя дружба становится для них обузой.
Дружба есть равенство. (Аристотель)

Поэтому жизнь так и устроена, что богатые дружат с богатыми, власть имущие со власть имущими, знаменитые со знаменитыми, умные с умными, а собаководы с собаководами.

Жизнь - слишком серьёзная штука, чтобы говорить о ней всерьёз. (О. Уальд)

Шутливая констатация факта нашего бессилия перед пониманием жизни, как природного феномена, так и нашего личного житья-бытья, в частности. В настоящее время существует более ста определений понятия «жизнь», и многие из них противоречат друг другу. Это глобальная проблема, которую человечество пока не решило.

Но даже если ограничиться рамками только нашего личного бессмысленного существования, то и тогда мы мало что можем сказать о нём толкового.

Поэтому разумный человек не будет спорить на эту тему или поучать других, ибо это будет не более, чем профанация. Пусть спорят профессионалы вопроса.

Хотя иногда, «после литры выпитой», можно и порассуждать о её смысле, предназначении, начале, конце, роли во Вселенной и даже о том, как «космические корабли бороздят просторы Большого театра». Это полезно для общего развития и осознания собственного ничтожества.

Успех приходит, когда люди берутся за безнадёжные дела.
(Г. Флобер)

Если ты тратишь всё своё время на мелочёвку, то как ты сможешь стать великим? Не трать время на пустяки, бросай все силы на глобальные задачи. И вот когда ты сделаешь нечто, что доселе было не по силам никому, тогда к тебе и придёт успех. Как в виде материальных благ и славы, так и в виде чувства собственного величия.

Отсутствие новостей - лучшие новости. (Английская посл.)

Пословица родилась в Британии, когда та ещё была владычицей морей и имела колонии по всему свету. Над ней даже «никогда не заходило Солнце».

В виду огромного количества народа, населявшего колонии, перманентных восстаний против поработителей, желания самих колоний отделиться от метрополии, соперничества с другими гопниками, типа испанцев, португальцев и голландцев, а также, из-за других «проблем размера», с британцами постоянно, ежедневно происходили какие-либо неприятности. Бури топили корабли, пираты «грабили корованы», постоянно где-то шла война и т.д. Соответственно, плохие новости поступали одна за одной и без перерывов.

А вот когда новостей никаких нет, это означает, что везде всё спокойно, всё идёт по плану, грабёж и доставка добычи происходит без запинки, Солнце всходит и заходит, а с ним растёт богатство и могущество империи. Спать можно спокойно.

Пусть всё так и будет! Лет ит би!

Ясно, что это пословица не бедняков, а высших сословий, знати, лордов, пэров и прочих сэров. Тех, у кого всё настолько хорошо, что лучше уже некуда.

Мы тоже иногда употребляем эту пословицу, но несколько «сместив акценты». А именно: мы настолько устали от длинной вереницы плохих новостей, что нам кажется, будто других новостей уже и не будет никогда. Или, ожидая неизбежного плохого события, постоянно спрашиваем, звоним, включаем телевизор, заглядываем в интернет: «Ну, что? Началось?» Нет, не началось!
И тогда, сделав умное лицо, мы с облегчением изрекаем: «Отсутствие новостей - лучшие новости!»

Некоторым подобным высказываниям блогописец посвятил отдельные статьи:





и ряд других.

Продолжение следует…

Всегда острые и ироничные, порой - парадоксальные и даже едкие высказывания этих людей пополнили не один сборник афоризмов и выдержали испытание годами в силу своей неоспоримой точности.

Вконтакте

Однокласники




АЛЬБЕРТ ЭЙНШТЕЙН
(Einstein, Albert) (1879-1955), физик-теоретик, один из основоположников современной физики. Известен прежде всего как автор теории относительности. Лауреат Нобелевской премии по физике 1921 ("за объяснение фотоэлектрического эффекта").

Говорил:

Я никогда не думаю о будущем. Оно приходит само достаточно скоро.

Теория - это когда все известно, но ничего не работает. Практика - это когда все работает, но никто не знает почему. Мы же объединяем теорию и практику: ничего не работает… и никто не знает почему!

Единственное, что мешает мне учиться, - это полученное мной образование.

Самое непостижимое в этом мире - это то, что он постижим.

С тех пор, как за теорию относительности принялись математики, я ее уже сам больше не понимаю.

Бессмысленно продолжать делать тоже самое и ждать других результатов.

Чем больше моя слава, тем я больше тупею; и таково, несомненно, общее правило.


ФАИНА ГЕОРГИЕВНА РАНЕВСКАЯ (1896-1984) (настоящая фамилия Фельдман), острохарактерная, эксцентрическая актриса советского периода. Народная артистка СССР (1961), дважды лауреат Государственной премии СССР (1949, 1951).

Говорила:
Что за мир? Сколько идиотов вокруг, как весело от них!

Я, как яйца, участвую, но не вхожу.

Если женщина говорит мужчине, что он самый умный, значит, она понимает, что второго такого дурака она не найдет.

Я себя чувствую, но плохо.

Проклятый девятнадцатый век, проклятое воспитание: не могу стоять, когда мужчины сидят.

Женщины умнее мужчин. Вы когда-нибудь слышали о женщине, которая бы потеряла голову только от того, что у мужчины красивые ноги?


ОСКАР УАЙЛЬД (Wilde, Oscar),(1854-1900), английский драматург, поэт, прозаик и критик. Наиболее известен своими пьесами, полными парадоксов, крылатых фраз и афоризмов, а также романом «Портрет Дориана Грея».

Говорил:

Всегда приятно не прийти туда, где тебя ждут.

Никогда не следует доверять женщине, которая называет вам свой возраст. Женщина, способная на такое, способна на все.

Положительные люди действуют на нервы, плохие - на воображение.

Мужчина всегда хочет быть первой любовью женщины. Женщины более чутки в таких вопросах. Им хотелось бы стать последней любовью мужчины.

Убийство - всегда промах. Никогда не следует делать того, о чём нельзя поболтать с людьми после обеда.

У женщин просто удивительная интуиция. Они замечают все, кроме очевидных вещей.

Счастье женатого человека зависит от тех, на ком он не женат.

ФРАНСУА ДЕ ЛАРОШФУКО (La Rochefoucauld, Francois de) (1613-1680). Французский политический деятель XVII в. и известный мемуарист, автор знаменитых философских афоризмов.

Говорил:

Как часто люди пользуются умом для совершения глупостей.

Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается. Но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибается еще сильнее.

В то время как люди умные умеют выразить многое в немногих словах, люди ограниченные напротив, обладают способностью много говорить - и ничего не сказать.

Любовь одна, но подделок под нее - тысячи.

У нас всегда хватит мужества перенести чужое несчастье.

Истинная любовь похожа на приведенье: все о ней говорят, но мало кто ее видел.

Кто никогда не совершал безрассудств, тот не так мудр, как ему кажется.




ДЖОРДЖ БЕРНАРД ШОУ
(Shaw, George Bernard) (1856-1950), ирландский драматург, философ и прозаик, выдающийся критик своего времени и самый прославленный - после Шекспира - драматург, писавший на английском языке.

Говорил:

Танец - вертикальное выражение горизонтального желания.

Мой способ шутить заключается в том, чтобы говорить правду. Это самая забавная шутка на свете.

Я счастлив, потому что мне некогда подумать о том, что я несчастлив.

Люди никогда не взрослеют. Они просто учатся вести себя на людях.

Нет такой женщины, которой удалось бы сказать «до свидания» меньше, чем в тридцати словах.

Каждый человек имеет право на собственное мнение - при условии, что оно совпадает с нашим.

В чём прелесть денег, если ради них надо работать?


ГАБРИЕЛЬ ШАНЕЛЬ , (Chanel, Gabrielle) (1883-1971), французский модельер и предприниматель, одна из законодательниц женской моды 20 веке.

Говорила:

Женщина должна одеваться так, чтобы её было приятно раздевать.

Для независимости никогда не может быть чересчур много денег.

Самое лучшее в любви - это заниматься ею.

Отвращение часто наступает после удовольствия, но часто и предшествует ему.

У женщин нет друзей. Их либо любят, либо нет.

Мода - это то, что выходит из моды.

Мне наплевать, что вы обо мне думаете. Я о вас не думаю вообще.



МАРК ТВЕН
(Mark Twain, настоящее имя Samuel Langhorne Clemens) (1835-1910). Американский писатель, журналист и общественный деятель.

Говорил:

Хорошее воспитание - это умение скрывать, как много мы думаем о себе и как мало о других.

Если вы подберете на улице дворовую собаку и накормите ее, она никогда вас не укусит. В этом и состоит разница между собакой и человеком.

Классика - то, что каждый считает нужным прочесть и никто не читает.

Курение позволяет верить, что ты что-то делаешь, когда ты ничего не делаешь.

Неправда, что женатые мужчины при виде красивой женщины забывают о том, что они женаты. В эту минуту их особенно удручает именно воспоминание об этом.

Никогда не откладывай на завтра то, что можешь сделать послезавтра.

Лучше молчать и показаться дураком, чем заговорить и развеять все сомнения.

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

——————————————

lev _ balashov @ mail . ru

Философ, пошаривши ногами во все стороны,
сказал наконец отрывисто: «А где же дорога?»

Н. В. Гоголь . Вий

Толерантность, терпимость

Нельзя представлять толерантность абсолютной ценностью. Сама по себе толерантность может быть опасной и вредной "вещью". В медицине с ней борются, потому что толерантность для живого организма — снижение, потеря иммунитета и в конечном счете смерть.

Толерантность хороша лишь до определенного предела, только в меру и только в "союзе" с нетерпимостью. Должен всегда существовать некоторый баланс терпимости и нетерпимости. Это диалектика жизни. Нетерпимость без толерантности — фанатизм, диктат, а толерантность без нетерпимости — потеря иммунитета, бесхребетность-беспринципность, проституирование. Тот, кто кричит всё время о терпимости, толерантности — просто неумный человек.

Как люди представляют диалектику реальных противоречий применительно к жизни

В последние годы многие авторы в нашей стране вместо констатации реальных диалектических противоречий говорят о парадоксах, парадоксальных ситуациях. Это своеобразная плата за десятилетия господства марксистской фразеологии. Люди стараются не употреблять выражения «реальное противоречие», «диалектическое противоречие», боясь обвинения в марксизме или испытывая идиосинкразию к марксистской фразеологии.

Между тем, парадоксы, парадоксальные высказывания — это всё суррогаты представления реальных противоречий. Они нередко искажают реальную картину жизни в оправдание шатких или ложныхпредставлений.

Приводимые ниже высказывания можно порой квалифицировать как парадоксы. Да, форма выражения реальных противоречий в отдельных случаях носит характер парадоксальных высказываний. Но пусть Вас, уважаемые читатели, не обманывает это. Между ними такая же разница, как между логическими и реальными диалектическими противоречиями. Логические противоречия — в нашем мозгу (в мышлении и языке) и нигде больше не существуют. А диалектические противоречия — «корень всякого движения и жизненности», как говаривал Гегель.

***

Жизнь человеческая подобна железу. Если употреблять его в дело, оно истирается; если не употреблять, ржавчина его съедает.

Живи надвое: и довеку, и до вечера.

Пословица

Жизнь — тонкий волосок, но крепче каната.

Русская пословица

Человек тверже камня, нежнее цветов.

Афганская поговорка

Жизнь — сочетание меда и желчи.Апулей

Труд подливает масло в лампу жизни, а мысль зажигает ее.

Джон Белларс

Жизнь надо размеривать так, будто жить тебе осталось и мало и много.

Биант, один из семи греческих мудрецов

В драме бытия мы являемся одновременно и актерами и зрителями.

Н. Бор

Жизнь человека выражается в отношении конечного к бесконечному.

И.А. Бунин (“Освобождение Толстого”)

В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорною травою; пусть же своевременно поливает первое и истребляет второе.

Ф. Бэкон

На день надо смотреть, как на маленькую жизнь.

М. Горький

Я телом в прахе истлеваю,

Умом громам повелеваю,

Я царь — я раб — я червь — я бог!

Г.Р. Державин (Ода “Бог”)

Пусть каждый человек сделает себя таким, каким он учит быть других.

Индийская мудрость

Жизнь любит только тех, кто любит ее.

Марчелло Мастрояни, киноактер

Жизнь — это процесс постоянного выбора. В каждый момент человек имеет выбор: или отступление, или продвижение к цели. Либо движение к еще большей боязни, страхам, защите, либо выбор цели и рост духовных сил. Выбрать развитие вместо страха раз десять в день — значит десять раз продвинуться к самореализации.

А.Маслоу, психолог

Обращение Бога к Адаму: Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь. Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие божественные.

Пико делла Мирандола

Человеческая жизнь похожа на коробку спичек. Обращаться с ней серьезно - смешно. Обращаться несерьезно - опасно.

Акутагава. Рюноскэ

Жизнь человека должна походить на эту реку, протекающую предо мной. Постоянно одно и то же русло и в нем в каждый момент свежая вода.

Г. Торо

Быть или не быть, вот в чем вопрос.

Достойно ль

Смиряться под ударами судьбы

Иль надо оказать сопротивленье

Шекспир (“Гамлет”, III, 1)

Важный пункт житейской мудрости состоит в правильном распределении вашего внимания между настоящим и будущим, чтобы ни одно из них не вредило другому. Многие слишком живут в настоящем: это — легкомысленные. Другие слишком поглощены будущим: это — тревожные и озабоченные. Редко кто сохраняет здесь надлежащую меру.

А. Шопенгауэр (“Афоризмы...”, гл. V. Б)

Жизнь — это вечность в миниатюре.Р.У. Эмерсон

Самое страшное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения, так как когда мы существуем, смерть еще не присутствует; а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем.

Эпикур

Следовать моде смешно, а не следовать — глупо!

Бернард Шоу

Все остается людям: и дурное и хорошее, и в этом оставшемся мое забвение или бессмертие.

С. Алешин (Из к/ф “Все остается людям”)

* * * * *

Нужно жить так, чтобы “хочу” и “надо” не сталкивались, не противостояли, а гармонировали друг с другом. Как это сделать? У человека много всяких “хочу”. И среди них всегда найдутся такие, которые совпадают с “надо”. Вывод: нужно ориентироваться на эти “хочу”, выдвигать их на первый план.

В детстве и юности человеку всё представляется возможным. В старости он думает, что невозможного много, а возможного мало.

А.В. Гулыга пишет: «У него (Ф.Ницше — Л.Б.) есть даже фраза, которую в ницшеанстве долгое время трактовали как отказ от морали, как аморализм философа: "Мы должны освободиться от морали..."; но при этом забывали о завершении этой фразы: "...чтобы уметь морально жить"» (Гулыга А. В. Немецкая классическая философия. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Рольф, 2001. С. 356-357 ).

А. В. Гулыга думает, что вторая часть парадоксального высказывания как-то оправдывает Ф. Ницше, что в целом высказывание неравноценно отказу от морали. А. В. Гулыга уж слишком как-то легко, щадяще относится к парадоксальным высказываниям (придерживаясь здесь гегеле-марксистской традиции). А ведь далеко не все парадоксальные высказывания невинны.

Возьмем хотя бы чудовищное по своему цинизму высказывание Екатерины Медичи, матери французского короля Карла IX: “С ними человечно — быть жестоким, жестоко — быть человечным” — так она сказала в оправдание резни гугенотов, устроенной в Варфоломеевскую ночь.

Я считаю, что вышеприведенное высказывание Ф. Ницше о морали — того же сорта. Оно, безусловно, аморально, поскольку сбивает с толку (мораль плоха, от нее надо освободиться; и мораль хороша, надо уметь морально жить). Как хочешь, так и понимай. Какая-то шизофрения.

Логика давно установила: из подобных противоречивых высказываний вытекает всё, что угодно . В данном случае «всё что угодно» означает на поверку потерю нравственных ориентиров, паралич воли, растерянность или метания из стороны в сторону, из крайности в крайность.

———————

Кстати, фраза Ф.Ницше «уметь морально жить» явным образом противоречит другому его высказыванию: «Нет вовсе моральных феноменов, есть только моральное истолкование феноменов». Ф.Ницше — известный парадоксалист, он, мягко говоря, не очень заботился о соответствии своих мыслей друг другу .

ВКонтакте у одной студентки нашел такую фразу:

«Настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда ты прав, каждый будет с тобой». Эта фраза принадлежит Марку Твену (нашел потом в поиске).

Очень лукавая фраза, в стиле Ницше. Не люблю я такие парадоксы. Ими можно оправдать всё, что угодно. В том числе всякую подлость и гнусность. Разве можно быть другом злодея, подонка, предателя?

Да, конечно, можно оступиться, быть неправым в чем-то не очень серьезном и при этом надеяться сохранить дружбу. Но быть неправым в серьезном... это уж извините. Если от твоей неправоты сильно страдают (или могут пострадать) люди и ты при этом держишься за свою неправоту, то можно ли продолжать с тобой дружить, как будто ничего не случилось?

Дружба основывается на добре и продолжается, пока люди делают друг другу добро. Дружба со злодеем — невозможная вещь, поскольку она убийственна для того, кто дружит с ним. Помните прописного злодея Яго в трагедии Шекспира "Отелло"?! Дружба с ним, как известно, подтолкнула Отелло к убийству своей жены и погубила его самого.

По большому счету злодеи не знают дружбы. Они либо члены банды, либо как пауки в банке.

Кроме того, если оценивать эту фразу в координатах индивидуализм—коллективизм, то она, конечно, предпочитает коллективизму индивидуализм. Ведь настоящих друзей немного, они штучный товар, индивидуумы. А вот тех, кто дружит с правым, — много, масса. Их Марк Твен презрительно оценивает словом «каждый».

Получается, дружить с правым зазорно. Запишут в разряд «каждых». Иными словами, соответственно этой кривой логике дружить с правыми нельзя. Настоящие друзья-де только у неправых, то бишь у всяких подлецов, негодяев.

_____________

Очевидно, Марк Твен, произнося вышеуказанную фразу, имел в виду те немногие случаи, когда человек объективно прав, а в глазах окружающих, других-многих людей неправ... Ну так и надо было высказывать заключенную в этой фразе мысль с оговорками-пояснениями, а не представлять ее в виде изречения, как некую бесспорную истину. Иначе, голова кругом: где правый, где неправый… поди разберись.

"Парадоксы жизни"

Солнце на лето — зима на мороз

В принципе, парадоксов в жизни не бывает, не должно быть. Ведь они относятся лишь к утверждениям-высказываниям, т. е. к сфере мышления и языка. Мы воспринимаем-оцениваем те или иные события жизни, явления реальности как парадоксы. Это наше субъективное восприятие жизни-реальности. На самом деле парадоксов (в смысле логически противоречивых ситуаций) не может быть по определению. "Парадоксы жизни" — лишь фигуральное выражение, метафора. Слово "парадокс" в этом выражении означает нечто удивительное, неожиданное, странное, что противоречит каким-то устоявшимся представлениям.

К парадоксам жизни можно отнести феномен, описываемый поговоркой "солнце на лето — зима на мороз". В самом деле, с одной стороны, солнце "движется" к лету (увеличивается день, а вместе с этим должно увеличиваться количество тепла на поверхности Земли), а с другой, зима по-настоящему "расходится" (увеличивающееся количество тепла после зимнего солнцестояния оказывается настолько ничтожным в первый месяц-полтора, что никак не отражается на продолжающемся по инерции охлаждении поверхности Земли и, соответственно, нижних слоев атмосферы). Парадокс (противоречие) мы видим в тенденциях, но не в действительности. Тенденция — это переход возможности в действительность или действительности в возможность. "Солнце на лето" — это возникновение тенденции, т. е. появление возможности перехода одной действительности (зимы) в другую (лето). "Зима на мороз" — это возникновение прямо противоположной тенденции: возможности перехода от менее морозной зимы к более морозной или от отсутствия мороза к его появлению. Наличие двух противоположных тенденций в одном и том же месте и в одно и то же время вполне допустимо, как допустимо наличие взаимоисключающих возможностей наступления событий в одно и то же время и в одном и том же месте (например, я сегодня вечером могу пойти в кино или остаться дома). В поговорке "солнце на лето — зима на мороз" — видимый-словесный парадокс, т. е. парадокс, который мы якобы видим-формулируем, но которого на самом деле нет. Ведь, действительно, в одно и то же время и в одном и том же месте не может быть сразу летней жары и зимнего мороза.

* * *

О парадоксальном поведении людей

О подобных парадоксах жизни пишет психолог В. Л. Леви. В его книге «Искусство быть собой» парадоксам состояния посвящен целый параграф:

« Парадоксальные состояния: логика подсознания

Перед вами на полу средней толщины бревно. По нему надо пройти. Вы спокойно проходите. Еще и еще раз — с полной уверенностью.

Бревно поднято на высоту полтора метра. Вы проходите... уверенности меньше: раз-другой покачнулись...

И вот бревно на большой высоте. Вы не идете.

Страшно, что и говорить. Но разве это не то же самое бревно по которому вы с такой легкостью проходите на полу? Ведь оно не стало уже. Пройти можно свободно, вы это знаете!

Но знать мало... Вы уже не верите, что пройдете. Не верите потому что боитесь. Боитесь, потому что не верите. И если с таким страхом идете, действительно падаете.

Теперь немножко умственного напряжения: попытаемся понять, что происходит.

Субъективное объяснение причины падения: «Закружилась голова... Покачнулся...» Физиолог скажет, что это результат непроизвольных движений и изменения потока импульсов, идущих от мышц тела. Это и вызвало потерю равновесия. Но почему этого не было на том же бревне на полу? Потому что у подсознания есть своя безотчетная логика — и в восприятии, и в действии. Выразить эту логику в словах в данном случае можно приблизительно так.

«Бревно... Достаточно толстое, чтобы пройти... Низко... Падать не опасно. Падать можно... Все равно, упадешь или нет... Вероятность падения можно не принимать в расчет и идти спокойно».

«Бревно, все то же бревно... Высоко! Бревно плюс высота! Падение с такой высоты опасно. Далеко не все равно упадешь или нет... Падать нельзя. Все, что угодно, только не упасть... Значит, надо учесть эту вероятность максимально. Я могу упасть!.. А мне нельзя... А я могу...»

И вот мышцы напрягаются, чтобы получше удержаться, вестибулярный аппарат приходит в возбужденное состояние — на всякий случай, как будто бы вы уже начали падать... Это самопрогноз и эмоция сливаются в опережающем действии: вы оказываетесь жертвой непроизвольной перестраховки.

Получается парадокс. Именно то, что «нельзя падать», увеличивает вероятность падения! Субъективную, а в результате и объективную! Сознание уговаривает: «Этого не случится, потому что этого не должно быть», подсознание отвечает: «Этого не должно быть, значит это может случиться...»

Это вообще интересная особенность подсознания — смещать субъективную вероятность события в зависимости от его потенциальной значимости. Есть парадоксальные состояния противоположного знака — защитные вытеснения, когда, например, явная, неотвратимая угроза непостижимым образом игнорируется.

Теперь вы уже не удивитесь, если я скажу, что заикающийся часто заикается лишь потому, что слишком хочет не заикаться, а страдающий бессонницей не спит от чересчур сильного желания уснуть; что мужчина в интимной ситуации терпит фиаско по той только причине, что считает себя обязанным быть на высоте во что бы то ни стало... Понятными становятся и многие невротические приступы, которые возникают, когда их подсознательно ожидают: «Только бы не...» Таково и парализующее волнение спортсменов, актеров, экзаменующихся. А почему так трудно «не думать о белой обезьяне»? Что побуждает нас обязательно дернуться и пролить полный стакан, если велено не пролить ни капли? Не то же ли, что заставляет начинающего велосипедиста обязательно наехать на препятствие, стоящее в стороне от дороги? Его просто «тянет» на него! Это все тот же механизм превращения опасения в явь из-за эмоционального смешения внутренних вероятностей. Во всем виновата логика подсознания, та самая, по которой запретный плод всегда сладок...

Ну, а кто же пройдет по высоко поднятому бревну?

Конечно, специально натренированный акробат. Он пройдет свободно, легко, при этом еще жонглируя. Именно это ему, кстати, и помогает. Рабочие-высотники говорят о том же: если тебе удалось отвлечься и думать о чем угодно, только не о высоте, — все в порядке.

Пройдет глубоко загипнотизированный, которому внушено либо то, что бревно низко, либо — что он ловкий и бесстрашный акробат. (Один загипнотизированный мною подросток, которому я внушил, что он знаменитый канатоходец, легко прошел но верхней штанге футбольных ворот.)

Пройдет (пробежит!) и спасающийся от смертельной опасности. Подобные случаи описаны: спасаясь или спасая, люди чуть ли не по нитке преодолевали пропасти: здесь клин клином.

Наконец, пройдет человек, в достаточной мере овладевший АТ (аутотренингом — Л. Б.)...

Милый читатель! Ваше счастье, если в вашей жизни совсем нет, не было и не будет таких «бревен». Парадоксальное состояние может возникнуть у каждого. Оно возникает тем легче, чем больше значит для вас данный момент, дело, человек...» (В. Л. Леви. Искусство быть собой.)

Обратите внимание: В. Л. Леви описывает по сути чрезвычайные ситуации. О чем это говорит? В нормальной жизни, а это, наверное, 90 процентов всей жизни человека, парадоксальных состояний не бывает, не может быть! Потому что нормальная жизнь это мерная , размеренная жизнь, жизнь в меру . Всякий значительный выход за пределы меры вызывает другой выход за пределы меры, прямо противоположное движение по принципу «крайности сходятся» или «клин клином». Сверхсильное возбуждение (например, в результате приема большой дозы алкоголя) непременно приводит к другой крайности: сверхсильному расслаблению. Парадоксальные состояния — это продолжение нормальных состояний. Любое нормальное состояние — колебательный процесс, качание маятника, качели. Например, бодрствование сменяется сном, а сон — бодрствованием или забота о других сменяется заботой о себе и наоборот, или интерес к одному сменяется интересом к другому. Чрезмерное бодрствование (сильное возбуждение в результате алкогольного опьянения) сменяется чрезмерным расслаблением-сном (в таких случаях говорят о мертвецки пьяном человеке).

Всякие подобные парадоксальные состояния опасны для жизни и здоровья человека . Поэтому они достаточно редки. Если бы их было много, если бы они были обычным явлением, жизнь была бы просто невозможна. Представим себе, что люди вынуждены ходить по бревну на большой высоте постоянно, все время. Кто-то привыкнет, научится ходить как акробат. А большинство после первой или второй попытки свалится с бревна и разобьется.

Эти рассуждения о парадоксальных состояниях подтверждают высказанную выше мысль о том, что нельзя всё время думать и говорить парадоксами, что парадоксальные высказывания могут быть хороши лишь как перчик в мясном блюде, т. е. в небольших дозах.

Вообще, так ли уж парадоксальны указанные «парадоксальные» состояния? Резкое движение в одну сторону всегда вызывает обратную реакцию. Это закон меры. Когда слишком много порядка, это всегда вызывает обратную реакцию — движение к хаосу. И наоборот, когда люди устают от хаоса, они желают самого жесткого порядка.

Из статьи «Российская деловая культура» Александра Иванова:

Их (старообрядческих купцов и предпринимателей - Л.Б.) деловая этика выражалась лейтмотивом «Биржевых ведомостей» — газеты начала XX века: «Прибыль — превыше всего, но честь превыше прибыли» (www.aferizm.ru/histiry/his_chest-pribil.h tm)

Это парадоксальное, логически противоречивое высказывание. Если прибыль превыше всего, то, значит, она превыше и чести. Поэтому честь не может быть превыше прибыли. Тем не менее, во второй части этого высказывания утверждается, что «честь превыше прибыли».

Такое парадоксальное высказывание создает ситуацию неустойчивого равновесия. Вроде и прибыль важна и честь важна. В обоих случаях употребляется одно и тоже слово «превыше». Поскольку прибыль не всегда согласуется с честью (порядочностью), возникает ситуация, когда душа человека буквально разрывается на части: и прибыль «превыше» и честь «превыше». В итоге человек сваливается с горы неустойчивого равновесия либо в яму «прибыль во что бы то ни стало, а честь побоку», либо в яму разорения и возможной гибели, поскольку честь превыше прибыли.

То же с надписью на могильной плите убитого полицейского «Верность превыше всего, но честь превыше верности» (см. к\ф «На расстоянии удара» (США, 1993).

Мораль: поосторожнее с парадоксальными утверждениями, если хочешь следовать своим убеждениям, быть последовательным в поведении!

Нерассудительный человек часто вступает в противоречие
с самим собой и не замечает этого противоречия. Вот пример из шекспировской
«Двенадцатой ночи»:
Шут говорит своей госпоже Оливии:
« — Хотите я Вам докажу, что Вы глупое создание.
Оливия отвечает:
— Попробуйте.
— Добрейшая мадонна, о чем ты грустишь?
— Добрейший шут, о смерти моего брата.
— Я думаю, душа его в аду, мадонна.
— Я знаю, что душа его в раю, шут.
— Тем более глупо, мадонна, грустить о том, что душа
Вашего брата в раю. Ха-ха-ха!.. Убе-ди-те глупое создание, господа!»
Оливия по достоинству оценила эти рассуждения своего
шута.

Есть люди, которые не любят рассуждать и даже кичатся своей нерассудительностью, не стесняются противоречить себе, говорить парадоксами.
Встречаются такие и среди философов. Н. А. Бердяев, например, ставил интуицию выше рассудка. Каждую свою мысль он лепил как отдельную самостоятельную вещь. Он, кстати, и не скрывал того, что не способен рассуждать. В автобиографии “Самопознание” читаем: “мое мышление интуитивное и
афористическое, в нем нет дискурсивного развития мысли. Я ничего не могу толком
развить и доказать” (стр. 92).
Таким был и Ф. Ницше. Он сразу лепит всё, что приходит на ум и непременно шокирующее, бьющее на внешний эффект. Б. Рассел по этому поводу заметил: "Ницше очень любит говорить парадоксами, желая шокировать рядового читателя. Он делает это, употребляя слова "добро" и "зло" в обычных им значениях, а потом заявляет, что предпочитает зло добру." (Рассел Б. История западной философии. Кн. 3. Новосибирск, 1994. С. 247). Ницше не аргументирует, не утруждает себя аргументами, а утверждает-изрекает как остроумец-иронист или мистик-пророк. К. Маркс, который считал себя учеником Гегеля, часто рассуждал как софист, софистически отождествлял противоположности и даже оборачивал их. В одном случае он, например, говорил о “сущности человека”, что “в действительности она есть совокупность всех общественных отношений”, а в другом — об обществе, что это “сам человек в его общественных отношениях”. Пойми, разберись: где человек, а где общество! Маркс не очень заботился о соответствии своих мыслей друг другу. Он даже питал слабость к парадоксам. Это в конечном счете его и подвело. На бумаге парадоксы выглядят красиво и даже гениально. Когда же они проводятся в жизнь, то перед практиками-исполнителями всегда возникает ситуация жесткого выбора: либо-либо, либо проводить в жизнь одну (утвердительную) половину парадокса, либо другую (отрицательную) половину. В итоге мы наблюдаем мозаичную картину: где личность приносится в жертву обществу, а где общество заботится о личности так, будто личность — младенец, не способный к самостоятельной жизни. В СССР мы постоянно наблюдали такую мозаичную картину.
В марксизме путали формально-логические противоречия с диалектическими, и в результате этого возникло много парадоксов и софистических уловок, которые приводили к грубым ошибкам и трагедиям.
Это было характерно не только для марксистов. Есть такое высказывание Екатерины Медичи, матери французского короля Карла IX: “С ними человечно — быть жестоким, жестоко — быть человечным” — так она сказала в оправдание резни гугенотов, устроенной в Варфоломеевскую ночь). Она обернула понятия. Это пример псевдодиалектики, парадоксального высказывания. То же у Шекспира: «Чтоб добрым быть / Я должен быть жесток» — говорит Гамлет.
Ф. Ницше обожал язык парадоксов. Главный его труд "Так говорил Заратустра" имеет подзаголовок "Книга для всех и ни для кого". Непредубежденный читатель скажет: у человека не все в порядке с головой. И в самом деле, Ницше в большинстве случаев говорил абсолютно анормальные вещи, как юродивый. Он — певец анормального, всего, что отклоняется от нормы-середины вплоть до патологии. Вслед за Ницше и другие философы стали злоупотреблять парадоксальными высказываниями. Например, О. Шпенглер, почитатель Ницше, признавался в том, что всегда принципиально презирал философию ради самой философии (см. Краткую философскую энциклопедию, с. 523). Это в ответ на упрек в дилетантизме.
Писатели, драматурги, философы часто грешат этим способом выражения мыслей, поскольку не чувствуют, не сознают ответственности за практические последствия своих мыслей-слов. Они играют, играют порой опасно, как это делают малые дети, играющие с огнем. И ведут себя подобно детям-глупышам или подросткам-сорванцам.
————————
В отдельных случаях парадоксальные высказывания имеют определенный положительный смысл, как перчик в мясном блюде или гомеопатическая доза в лечении. Пример: сократовское «я знаю, что ничего не знаю».
Именно про такие случаи А. С. Пушкин говорил: «И Гений,
[парадоксов] друг». Многие ссылаются на эти слова Пушкина. или держат их в уме как нечто безусловно истинное. На самом деле, у Александра Сергеевича здесь явное художественное преувеличение. Гений далеко не всегда является другом парадоксов.
Какой парадокс мы можем найти в Патетической симфонии П. И. Чайковского или в «Джоконде» Леонардо да Винчи, или в законе всемирного тяготения Ньютона? Да никакого! Кстати, сам Пушкин, поставив слово «парадокс» в указанную стихотворную строку, затем зачеркнул его, оставив открытым вопрос о том, какое слово должно стоять в этом месте. Вообще указанная строка принадлежит незаконченному черновому варианту задуманного стихотворения. Вполне возможно, что А. С. Пушкин по зрелом размышлении вставил бы здесь другое слово.

———————

Злоупотребляющие парадоксальными высказываниями, в сущности, снимают с себя ответственность делать выбор, решать задачу в ту или иную сторону, принимать решение по одному варианту, как бы запирают себя в пределах (в темнице) мышления, не позволяют мысли выйти на простор действия .
Кажется безграничной свободой — думать и говорить парадоксами (думать и говорить, как хочется). На самом деле, парадоксально мыслящие — крайне несвободные люди. Принимая-примиряя альтернативные, взаимоисключающие варианты, они тем самым отвергают самую возможность выбирать, лишают себя и других права на выбор. Такие люди в буквальном смысле не могут судить. Допустим, они признают человека совершившим преступление и в то же время оправдывают его, ссылаясь на то, что он оказался в беде и не виноват в своем преступлении. Иллюстрацией к этому служит старая притча: К судье пришли двое спорящих с просьбой рассудить их. Судья внимательно выслушал доводы истца и, когда тот кончил говорить, заявил ему: "Да, ты, безусловно, прав!" Тогда заговорил ответчик. Судья и его внимательно выслушал от начала и до конца, и потом сказал: "Ты совершенно прав!" Тут вмешалась жена судьи. "Как это может быть, чтобы оба спорящих были правы?" — спросила она с возмущением. Судья подумал и сказал ей: "Знаешь что? Ты тоже права. Как-то ученые проводили эксперимент с собаками: им давали пищу и одновременно били током. В итоге собаки буквально сходили с ума.
Психиатр П. Б. Ганнушкин писал о людях с парадоксальным мышлением:
«Больше всего шизоидов характеризуют следующие особенности: аутистическая оторванность от внешнего, Эмоциональной дисгармонии шизоидов нередко соответствует и чрезвычайно неправильное течение у них интеллектуальных процессов. И здесь их больше всего характеризует отрешенность от действительности и власть, приобретаемая над их психикой словами и формулами. Отсюда — склонность к нежизненным, формальным построениям, исходящим не из фактов, а из схем, основанных на игре слов и произвольных сочетаниях понятий. Отсюда же у многих из них склонность к символике. Сквозь очки своих схем шизоид обыкновенно смотрит на действительность. Последняя скорее доставляет ему иллюстрации для уже готовых выводов, чем материал для их построения. То, что не соответствует его представлению о ней, он, вообще, обыкновенно игнорирует. Несогласие с очевидностью редко смущает шизоида, и он без всякого смущения называет черное белым, если только этого будут требовать его схемы.
Для него типична фраза Гегеля, сказанная последним в ответ на указание несоответствия некоторых его теорий с действительностью: «Тем хуже для действительности».
Особенно надо подчеркнуть любовь шизоидов к странным, по существу, часто несовместимым логическим комбинациям, к сближению понятий, в действительности ничего общего между собой не имеющих. Благодаря этому отпечаток вычурности и парадоксальности, присущих всей личности шизоида, отчетливо сказывается и на его мышлении. Многие шизоиды, кроме того, люди «кривой логики», резонеры в худшем смысле этого слова, не замечающие благодаря отсутствию у них логического чутья самых вопиющих противоречий и самых элементарных логических ошибок в своих рассуждениях.
Надо добавить, однако, что при наличии интеллектуальной или художественной одаренности и достаточной возможности проявить свою инициативу и самодеятельность шизоиды способны и к чрезвычайно большим достижениям, особенно ценным благодаря их независимости и оригинальности.» реального мира, отсутствие внутреннего единства и последовательности во всей сумме психики и причудливая парадоксальность эмоциональной жизни и поведения...
Последняя оговорка П. Б. Ганнушкина (насчет одаренных шизоидов) весьма сомнительного свойства. Люди, действительно пренебрегающие логикой, ведут себя в реальной жизни неадекватно, вследствие этого несамостоятельны и не способны к сложным формам деятельности, каковыми являются разные виды творчества. Люди, приближающиеся к шизоидному типу — да, могут. Но ведь П. К. Ганнушкин, как психиатр, имел в виду (или обязан был иметь в виду) патологическую шизоидность. Люди, допускающие алогизм в высказываниях и действиях, делятся, как минимум, на две категории: на тех, кто делает это иногда и без тяжких последствий, и на тех, кто делает это часто и поэтому рискует очень многим. Первые — нормальные люди; они играют, развлекаются, кокетничают, эпатируют в меру или не совсем в меру (пример: "жизнь гнусна, но жить хорошо" — любил повторять Ролан Быков, киноартист и кинорежиссер [— из документального фильма "Мы любим тебя, Ролан!", показанного по телеканалу "Культура" 24 января
2003 г .]). Вторые — патологические типы, которые могут быть опасны для общества; их нужно лечить или держать в изоляции, если они безнадежны.
Есть еще люди, которые балансируют на грани нормы и патологии. Например, некоторые циничные политики, сознательные или бессознательные провокаторы ведут себя по поговорке "чем хуже, тем лучше". Они надеются на то, что когда станет хуже, наступит нарушение порядка, хаос и в этой ситуации они могут решить свои проблемы (как тот рыбак, который ловил рыбу в мутной воде).


См.: Молла Насреддин. М., 1970. С. 64-65