Образовательный проект«Великая Отечественная Война глазами детей. Беседа в старшей группе: « Героические подвиги во время войны

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе на тему: "Герои Великой Отечественной войны"

Гоголова Вера Захаровна,воспитатель МКДОУ "Детский сад №11", ЕАО город Биробиджан.
Описание материала: предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности по патриотическому воспитанию,для детей старшего дошкольного возраста. Данный материал будет полезен для воспитателей старшего дошкольного возраста. Этот конспект обучающего и познавательного характера, направленный на патриотическое воспитание, любви, гордости и уважении к Родине.
Интеграция областей:
ОО «Познавательное развитие»; ОО «Речевое развитие» (художественная литература, развитие речи); ОО «Художественно-эстетическое развитие» (музыка, изодеятельность); ОО «Физическое развитие» (физкультура); ОО «Социально-коммуникативное развитие» (патриотическое развитие).
Оборудование:
Проектор, презентация, музыкальное оформление, магнитная доска, картинки юных героев, дид. игра «Составь из частей».
Предварительная работа:
Беседы с детьми о ВОВ; чтение рассказов о подвигах героев в ВОВ; рассматривание иллюстраций героев, разных видов орудий; знакомство с пословицами; заучивание стихотворений; прослушивание песен о ВОВ; просматривание видео фильмов о ВОВ; дид. игра «Составь из частей»:
Цель: Воспитание гражданственности и патриотизма, духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста.
Программные задачи:
«Познавательное развитие»
Уточнить и расширить знания детей о мужестве воинов, и юных героев Великой Отечественной Войны.
«Социально-коммуникативное развитие»
Продолжать воспитывать у детей патриотические чувства: любовь, гордость и уважение к Родине, обогащать духовный мир детей через обращение к героическому прошлому нашей страны, и к её защитникам.
«Речевое развитие»
Продолжать работу над развитием связной речи: совершенствовать диалогическую и монологическую речь, закреплять умение отвечать на вопросы полными предложениями.
Ход.
«Счастливые дети» (веселый смех).

Ребята, посмотрите, кого вы видите на экране?
Какие дети? (веселые, радостные). Это счастливые дети.
Посмотрите ребята друг на друга. Как красиво вы одеты.
Вы ходите в детский сад, где столько много игрушек, скоро вы пойдете в школу, где будете учиться. Дома вас ждут любимые мамы, сладости. Вы тоже счастливые дети. Но так было не всегда.
Предлагаю детям пройти сесть и послушать стихотворение.
Летней ночью на рассвете
Гитлер дал войскам приказ
И послал солдат немецких
Против всех людей советских-
Это значить - против нас.
Он хотел людей свободных
Превратить в рабов голодных,
Навсегда лишить всего.
Он велел, чтоб разгромили,
Растоптали и сожгли все,
Что дружно мы хранили,
Пуще глаза берегли.
Чтобы мы нужду терпели,
Наших песен петь не смели,
Чтобы было все для немцев,
Для фашистов - чужеземцев,
А для русских ничего!
Война. Какое страшное слово. Война - это горе и страх. Война это разруха и смерть.
Ребята, а как вы понимаете, что такое война?
(война - это борьба. Враг нападает, а защитники освобождают свою Родину).
- Кто напал на нашу страну?(на нашу страну напала фашистская Германия).

Когда это случилось?(22 июня 1941 года).
- Что фашисты хотели сделать с нашей страной?(фашисты хотели уничтожить нашу страну, а людей сделать рабами).
- Как по другому можно назвать этого врага?(фашисты, убийцы, немцы, гитлеровцы).
- Как они напали на нашу страну?(внезапно, стремительно, без предупреждения, вероломно).


Внезапно огромные силы двинулись на нашу Родину:
Танки, самолеты, артиллерия, пехота. Немецкие самолеты бомбили города, аэродромы, железнодорожные станции. Бомбы летели на больницы, жилые дома, детские сады и школы.
«Фашисты шли и во мраке
За ними стоны и плачь
И в огненно-красной рубахе
Гулял пожар, как палач».


- Как весь народ узнал о начале войны?(по радио сообщили о начавшейся войне).
В те грозные дни, словно клятва Родине звучала песня «Священная война».(Слушание песни «Священная война»).
- Куда звала эта песня весь наш народ?(подняться на борьбу с фашистами, защитить нашу Родину).
- Все поднялись на защиту нашей Родины. Воины не жалели своей жизни, чтобы остановить врага. Они сражались на земле, в воздухе, на море.
- Ребята, расскажите о каких подвигах солдат вы, знаете?


Александр Матросов совершил подвиг, он своим телом закрыл пулемет, геройски погиб.


Наш земляк Иосиф Бумагин повторил подвиг Александра Матросова, он закрыл своим телом вражеский пулемет, погиб. Его именем названа улица в нашем городе, ему стоит памятник, весит мемориальная доска.


Летчик капитан Николай Гостелло, выполнив задание, возвращался домой на своем самолете-бомбардировщике, увидев внизу на дороге колонну фашистов, танки, машины он врезался в эту колонну и взорвал их, но сам погиб героем.


28 панфиловцев полдня удерживали шоссе, не давая фашистам прорваться к Москве. Когда на них пошли танки тяжело-раненый командир, обвязав себя связкой гранат, бросился под танк фашистский со словами: «Велика Россия, но отступать некуда-позади Москва». Он взорвался, уничтожив танк. Так же поступили и его остальные бойцы. Все солдаты погибли, но не пропустили врага к Москве. Сейчас на месте боя стоит памятник панфиловцам.
Чтение стихотворения ребенком:
«Но под осколками в крови они на рубеже стояли,
Жгли вражьи танки, умирали - и за любовь,
И за страну, и за лесную тишину».
Рассказы детей о своих родных воевавших в ВОВ.(4-5рассказов).
Ваши родные – это настоящие герои нашей Родины». «Герои никогда не умрут - они вечно живут». Как вы понимаете смысл этой пословицы?
(Да герои никогда не умрут - они вечно живут в памяти людей, мы помним о них и не забываем)
Словесная игра «Доскажи словечко» (Воспитатель начинает пословицу, дети заканчивают.)
· Герой за Родину ….. (горой)
· Где смелость, там и ….. (победа)
· Смелого пуля не …… (боится)
· Смелый боец в бою ….. (молодец)
· Один за всех и все за …… (одного)
- Какие орудия помогали нашим воинам воевать? А ответить на этот вопрос нам поможет игра «Составь из частей». Получить конверт с заданиями вы сможете только после того, как отгадаете загадки:
Под водой железный кит, днем и ночью кит не спит, не до снов тому киту, днем и ночью на посту.(Подводная лодка)
На машине катается. Внезапно появляется, больно кусается. Женским именем называется.(«Катюша»)
Ползет черепаха, стальная рубаха. Враг в овраг и она там, где враг. (Танк)
Перевернутый котелок голову бойцу защитить помог. (Каска)
Своих глаз нет, а врагов видеть помогает. (Бинокль)
Под себя положу, под голову и укрыться останется. (шинель)
Без крыльев летает, без звуков кусается. (пуля)
На горе – горушке сидят черны старушки, если они охнут - люди глохнут. (пушки)
- Молодцы, быстро и дружно отгадали загадки и у нас физминутка «Дружные ребята»
Дружные ребята встали
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад.
Повернулись вправо, влево
Тихо сели вновь за дело.
- А сейчас, я предлагаю вам собрать картинки, чтобы узнать какие орудия помогали нашим солдатам воевать. Дети составляют картинки.
-Назовите, какие орудия помогали солдатам воевать? (Самолеты, танки, пушки, автоматы, ружья, подводные лодки, «Катюши», пулеметы).


- За освобождение своей Родины сражались не только взрослые, но и дети.
- Много подвигов совершили юные герои.
- Как вы понимаете выражение «Юный герой»? (молодой)
- Много подвигов совершили юные герои, многие погибли, а многие живут до сих пор.
- Я предлагаю вам рассмотреть выставку «Юных героев». (На магнитной доске)
- Расскажите об известных вам героях и их подвигах:
1. Зина Портнова ушла в партизаны, добывала оружие, помогала партизанам. Однажды она наткнулась на засаду, ее схватили, пытали, но она молчала. На допросе выхватила у фашиста пистолет и застрелила его, пыталась убежать, но ее поймали и расстреляли.
2. Леня Голиков ему было 14 лет, когда он захватил важные документы, его представили к награде героя. Он погиб в неравном бою.
3. Витя Коробков, в 12 лет уходит с отцом в партизаны и становится разведчиком. Он мал ростом, неприметен, фашисты не обращают на него внимания, а он гоняя обруч по улице все запоминает: сколько солдат, пулеметов, танков, где они стоят, а потом рассказывал все командиру.
4. Боре Кулешину было 12 лет, когда погибает его отец, а мать угоняют фашисты в Германию. Он просится на корабль юнгой. Во время боя подает снаряды, помогает раненым. Он был ранен, но выжил. За героизм его наградили орденом.
5. Витя Хоменко хорошо знал немецкий язык. Товарищи поручили ему устроиться в офицерскую столовую. Он мыл посуду, слушал разговоры фашистов, а потом передавал сведения партизанам. Витю Хоменко фашисты расстреляли. Он погиб героем.
- Юные герои были смелыми, храбрыми вот поэтому их помнят все.
Чтение стихотворения ребенком:
«За страну родную люди
Отдавали жизнь свою
Никогда мы не забудем
Павших в доблестном бою».
- Почти 4 года гремела грозная война. Наши воины сражались смело, решительно, не жалея своей жизни. 9мая 1945 года день нашей Победы над фашисткой Германией.
- Ребята, как вы понимаете, что такое победа в войне?(Это значить,что наши солдаты победили, освободили нашу Родину.)
Чтение стихотворения:
«Победа! Победа, солдаты!
Все плачут и слез не таят…
Да разве забыть 45-ый,
На площади Красной - парад»
Звучит песня «Это день Победы».


- Да, ребята в этот день в Москве на Красной площади был большой парад победителей. Торжественным шагом проходили воины -победители и вдруг отделилась от общего строя колонна солдат, резко повернулась в сторону Кремля и бросила к подножью знамена фашисткой Германии.
Чтение стихотворения ребенком:
Такое площадь знала лишь однажды
Однажды видела земля.
Солдаты волокли знамена вражьи.
Чтоб бросить их к подножию Кремля.
- Прошло много лет, с тех пор, как закончилась война и наступил мир. В этом году наша страна празднует юбилей Победы. Скажите ребята, сколько лет со дня Победы мы празднуем в этом году? (70лет).
- Да, ребята мы живем в мирное время, но помним и не забываем героев, которые погибли, защищая нас. Да будем же дети радоваться и беречь этот чудесный мир, в котором мы живем.
Звучит песня «Солнечный круг». Дети рисуют солнышку лучики пальчиками и дарят их всем гостям.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 64
Приморского района Санкт-Петербурга

Конспект непосредственной образовательной деятельности

Тема: «Ветераны Великой Отечественной войны»

Возраст: 6-7 лет

Образовательная область: познавательное развитие

Формирование целостной картины мира

Бойцева Людмила Борисовна

Воспитатель

Санкт-Петербург

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6-7 лет) на тему «Ветераны Великой Отечественной войны», осуществляемой в процессе непосредственной образовательной деятельности педагога с детьми

Цель: Расширить представление детей о Великой Отечественной войне.

Задачи:

образовательные:

1. Закрепить знания детей о Дне победы;

2. Обогатить знания о жизни людей во время войны на фронте и в тылу;

3. Совершенствовать знания о ветеранах, их роли в освобождении от немецких оккупантов.

развивающие:

1. Развивать связную речь, мышление, внимание;

2. Расширить словарный запас.

воспитательные:

1. Воспитывать у детей познавательный интерес к истории страны;

2. Воспитывать любовь и уважение к участникам войны;

Предварительная работа:

Беседы на тему «День победы», прослушивание военных песен, чтение патриотических стихотворений, изготовление открыток.

Оборудование:

Письмо-треуголка, фотографии, магнитная доска, телевизор, презентация «Великая Отечественная война», георгиевские ленточки, магнитофон, запись метронома, видеофильм « Вечный огонь».

Интеграция образовательных областей:

Познавательное, социально-коммуникативное, физическое развитие

Ход непосредственной образовательной деятельности

Здравствуйте, ребята! Поздоровайтесь, пожалуйста, с нашими гостями.

Подойдите, пожалуйста, ко мне.

Ребята, я недавно ездила в гости к своему дедушке, Юрию Ивановичу. Он показал мне очень необычное письмо, и захотела показать его вам. С разрешения дедушки я взяла письмо. Вот оно.

Воспитатель показывает письмо детям.

Давайте рассмотрим его поподробнее.

Какой оно формы?

Оно недавно написано или уже давно?

А как вы думаете, кто написал это письмо моему дедушке?

Давайте мы его прочитаем.

Воспитатель зачитывает эпизод из письма сестры брату.

Так кто же написал это письмо?

Правильно. А звали её Людмила Ивановна.

Воспитатель закрепляет на доске фотографии людей в военной форме с медалями.

Мой дедушка Долгополов Юрий Иванович и его сестра Людмила Ивановна - ветераны Великой Отечественной войны. За заслуги перед Родиной, за отвагу и героизм их наградили орденами и медалями. Посмотрите, как много их на груди.

А кто же такие ветераны?

Люди, участвовавшие в войне.

1-ый ребёнок:

Ветеран – боец бывалый,

Повидал за жизнь немало.

Он с отвагою в бою

Защищал страну свою!

Сегодня мы с вами поговорим о Великой Отечественной войне, о победе в ней нашей армии и, конечно же, о тех, кого мы обязательно должны поздравить в праздничные майские дни.

Ребята, а что вы знаете о Великой Отечественной войне?

Присаживайтесь на стульчики.

Воспитатель показывает презентацию « Великая Отечественная война»

Слайд 1.

22 июня 1941 года люди услышали объявление: «Сегодня в 4 часа утра без объявления войны германские войска напали на нашу Родину».

С аэродромов поднялись немецкие самолеты с бомбами, которые бомбили города, аэродромы, железнодорожные станции, бомбы сыпались на детские лагеря, сады, школы, больницы и жилые дома.

Слайд 2.

На защиту своей любимой Родины встал весь народ от мала до велика. На фронт шли не только мужчины, но даже дети нередко убегали из дома, чтобы воевать с фашистами. Молодые девушки тоже стремились на фронт, многие были санитарками, связистами, разведчицами, даже летчицами. Родные и близкие провожали их со слезами на глазах, но с верою в победу.

Слайд 3.

Все, кто оставался в тылу работали на заводах и фабриках. Для фронта они делали танки, самолеты; отливали снаряды и пули; шили солдатам одежду и сапоги; изготавливали бомбы и ружье для солдат.

В те дни появился лозунг: « Все для фронта! Все для победы!»

Слайд 4.

Четыре года длилась Великая Отечественная Война. 9 мая 1945 года наши солдаты дошли до Берлина – столицы Германии. И там, на самом главном здании, которое называлось Рейхстагом, был водружен наш красный флаг Победы, цвет которого обозначает огонь и отвагу.

Слайд 5.

Во всех городах нашей большой страны прокатилась радостная новость. Люди выходили на улицы и поздравляли друг друга. Все участники сражений были награждены орденами и медалями. А небо в этот день озарил праздничный салют.

Есть на свете слово,

Нужное и важное,

Словно солнце,

Греет это слово каждого.

Это слово важное,

Тёплое, как лето.

Мир для всех народов,

Мир на всей планете!

Кто защищает нашу Родину от врагов?

Давайте мы свами станем солдатами. Встаньте у своих стульчиков.

Физкультминутка «Солдаты»

Как солдаты на параде, мы шагаем ряд за рядом,

Левой-раз, правой-раз, посмотрите все на нас!

Все захлопали в ладошки - дружно, веселей!

Застучали наши ножки - громче и быстрей!

По коленочкам ударим - тише, тише, тише!

Ручки, ручки поднимаем – выше, выше, выше.

Присаживайтесь на свои места.

Нелёгкой была жизнь солдат на фронте. А какими качествами должен обладать настоящий солдат?

Но не все солдаты вернулись с этой долгой войны. Многие погибли в боях, защищая Родину. В память о них во всех городах нашей огромной страны воздвигли памятники и мемориальные комплексы.

Воспитатель закрепляет на магнитной доске изображения с памятниками героям Великой Отечественной войны.

2-ой ребёнок:

От героев былых времён

не осталось порой имён.

Те, кто приняли смертный бой,

стали просто землёй и травой…

3-ий ребёнок:

Только грозная доблесть их

поселилась в сердцах живых.

Этот вечный огонь,

нам завещанный им,

мы в сердцах и в груди храним.

Пускай на минуту

Умолкнут все речи...

И в память о них

Зажигаются свечи.

Давайте почтим память погибших солдат минутой молчания.

Воспитатель включает видеофильм «Вечный огонь» со звуком метронома.

В этом году мы отмечаем 70 лет великой Победы. К сожалению, все меньше и меньше остается ветеранов, которые были участниками той войны. Тех, кому мы обязаны своей свободой. Мы благодарим ветеранов Великой Отечественной Войны за чистое и светлое небо над головой.

Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы с ОНР на тему «Герои Великой Отечественной войны. Маршал Г. К. Жуков»


Описание материала: предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей 6- 7 лет с ОНР по теме «Герои Великой Отечественной войны. Маршал Г.К. Жуков».
Данный материал предлагаю для воспитателей, логопедов, дефектологов. Это конспект на ознакомление воспитанников с одним из героев ВОВ маршалом Г.К. Жуковым, воспитание чувства патриотизма и гордости за свою страну, уважения к ветеранам ВОВ.
Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы».познакомить детей с героем Великой Отечественной войны маршалом Г.К. Жуковым.Образовательные:
познакомить детей с героем ВОВ маршалом Г. К. Жуковым
расширять представление детей о российской символике (флаге)
закреплять навыки подбирать синонимы, признаки, совершенствовать конструктивный праксис.
Развивающие:
расширять знания детей о герое ВОВ, о его имени
желание больше узнать нового, интересного об истории нашей страны.
развивать слуховую память, зрительное внимание
Воспитательные:
воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине, уважения к ветеранам ВОВ, развивать уважение и доброжелательность к людям.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций и открыток о ВОВ, о Г. К. Жукове, заучивание стихов к празднику Победы, заучивание пословиц и поговорок о дружбе, именах, пение песен на военную тематику, чтение рассказов о героях ВОВ, изготовление с детьми и родителями открыток, панорам, рисование сюжетных картин.

Демонстрационный материал:

Иллюстрации, фотографии Г.К.Жукова,выставка книг на военную тематику, набор пазлов для сбора картины, георгиевские ленточки.

Ход НОД
Организационный момент.
Логопед . Какой праздник приближается скоро? (Приближается праздник День Победы)
1. На столе выставлено несколько видов флагов разных стран.
Вопросы к детям:
Какие из этих флагов вам знакомы? (Московский, российский.)
Что и кто изображёно на флагах? (На российском изображены трёхцветные полосы: белая, синяя, красная, а на московском изображён Георгий Победоносец.)

Логопед . Флаг имеет свою историю. Много веков назад люди вместо флага использовали шест, привязывая к его верхушке пучки травы, веток, конский хвост. Называлось это стягом. Главным назначением стяга было собрать, «стянуть к себе» воинов для защиты своей земли.
На московском флаге не просто изображён Георгий Победоносец.
Отгадайте загадку:
И у тебя, и у меня,
И у кота, и у щуки в море,
и у цветка в поле, и у дуба в лесу. (имя)

Логопед читает стихотворение :
Имена, имена, имена
В нашей речи звучат не случайно:
Как загадочна эта страна,
Так и имя - загадка и тайна.
(А.Бобров)
А что обозначает имя Георгий?
У каждого имени есть своё значение. Имя Георгий означает – земледелец, в народе называют Егор. Человек, названный таким именем стремиться быть ближе к земле, уметь и хотеть её защищать.

2.Игра « Скажи по - другому»
Защитник Отечества - воин, солдат, боец.
Отечество - Родина, Отчизна.
Храбрый солдат - мужественный, смелый, бесстрашный, отважный, доблестный.

3.Рассказ логопеда о маршале Г.К.Жукове.
Великий полководец А.В. Суворов говорил:
« Какой солдат не хочет быть генералом?».
Сегодня я хочу рассказать вам о человеке, имя которого Георгий и был он маршалом, четырежды героем Советского Союза. Он сыграл важную роль в одержании победы над фашистами в Великой Отечественной войне.(показ фотографии Жукова)

Маленького Егора мать отправила в Москву учиться меховому искусству.
Ему ещё только исполнилось 15 лет, но его стали называть Георгий Константинович потому, что он скорняжное дело изучал с усердием и аккуратностью, много читал, учился немецкому языку.
Когда началась война 1914 года, он принял решение идти в армию добровольцем, защищать Родину от врагов. Там он получил ранение и был эвакуирован в госпиталь.
После поправки Жуков решил вступить в ряды Красной Армии. Судьба его была связана с армией. Через 15 лет службы Жуков стал командиром полка.
Георгий Константинович много учился и на всех постах, которые он занимал, работал с полной отдачей. Ум, прилежное и настойчивое отношение к учёбе, помогли Жукову стать выдающимся полководцем.
Требовательный к себе и другим, он тщательно планировал все военные операции. Благодаря Жукову были одержаны многие решающие победы в Великой Отечественной войне.
Руководство страны направляло Жукова туда, где было трудно. Он всегда возглавлял самые трудные сражения. Именно под его командованием наши войска остановили врага сначала под Ленинградом (Санкт- Петербург), а затем и под Москвой.
Война была выиграна, и, как уже случалось не раз в истории, русские не только освободили свою землю от врага, но и города других стран.
После войны Георгий Константинович был главнокомандующим Советскими вооружёнными силами. Впоследствии занимал пост Министра обороны. За смелость и отвагу был удостоен звания Героя Советского Союза четырежды. Обладая знаниями военного дела, продолжал учить молодых солдат военному мастерству. Этого человека помнят в нашей стране, поэтому для особо отличившихся военных учреждены награды: орден Г.К. Жукова и медаль Г.К. Жукова.
Вопросы к детям
Сначала кем был Жуков?(Сначала солдатом.)
Затем кем? (Затем офицером.)
Кем стал? (Стал маршалом)

4.Упражнение «Подбери признаки»
Кем бы он ни был, он всегда оставался солдатом
Солдатом (каким?)- смелым, бесстрашным, отважным, храбрым, умным, доблестным, исполнительным, трудолюбивым.

5.Игра « У кого,какие погоны?»
У сержанта - сержантские, у лейтенанта - лейтенантские, у капитана- капитанские, у майора- майорские, у полковника- полковничьи, у генерала- генеральские, у маршала- маршальские.

Логопед. Имя Георгий определяет характер человека. Вы уже слышали, что Жуков ответственно относился к делу, привлекает своим умением и готовностью внимательно и терпеливо выслушать собеседника. Он никогда не выдаёт чужие тайны, не терпит лжи.
Есть высказывания об именах:
« По имени – и житиё »
«Имя человека - слава его или знаменитость, - достоинство, »- писал автор знаменитого «Словаря» И.В.Даль.

6.Упражнение « Собери портрет»
Давайте ещё раз посмотрим на портрет этого выдающегося маршала.
- Соберите из частей портрет маршала Г.К.Жукова.
Дети собирают портрет и оставляют его на столе.

7. Итог занятия.
Дети украшают портрет Жукова праздничной военной символикой.

Задачи образовательной деятельности:

«Социализация» :

  • Расширить знания детей о Великой Отечественной войне, познакомить ребят с жизнью и подвигами детей во время войны.
  • Воспитывать детей в духе патриотизма, любви к малой Родине, познакомить с памятниками героев Великой Отечественной войны.

«Коммуникация» :

  • Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи.
  • Воспитывать культуру речевого общения.

«Чтение художественной литературы» :

«Музыка» :

  • прослушивание и разучивание песен военных лет: «Священная война» - муз. А. Александрова, «Катюша» - муз. М. Блантера, «День Победы» - муз. Д. Тухманова, инсценировка песни «Три танкиста» .

«Художественное творчество» :

Формы работы:

  • Беседы с детьми о войне, о Дне Великой победы, рассказ воспитателя о подвиге партизана Лёни Голикова, о жизни детей в тылу врага, о страшной трагедии в деревне Лычково.
  • Чтение стихотворений о войне, прослушивание песен
  • Рассматривание плакатов о ВОВ, альбомов и фотографий В.Новгорода - город сегодня и во время ВОВ, фото памятника «Неизвестному солдату» , подборка информации из местной газеты «Улицы героев» .
  • выставка детских рисунков о войне в группе и оформление коллективной работы «Журавли» в холле детского сада.
  • Возложение живых цветов к памятнику героя ВОВ генерала Коровникова, освобождавшего наш город - Великий Новгород – город Воинской славы и на мемориальное братское захоронение деревни Григорово.

Работа с семьёй:

Изготовление листовок о своих родственниках, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны, фото- коллажи, презентация «Подвиг моего прадедушки» , оформление холла детского сада ко дню Победы.

ХОД НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Звучит музыка А. Александрова «Священная война»

Воспитатель читает стихотворение:

Война – не место для детей!
Здесь нет ни книжек, ни игрушек.
Разрывы мин и грохот пушек,
И море крови и смертей.

Война не место для детей!
Ребёнку нужен тёплый дом
И мамы ласковые руки,
И взгляд, наполненный добром,

И песни колыбельной звуки.
И ёлочные огоньки,
С горы весёлое катанье,
Снежки и лыжи, и коньки,

А не сиротство и страданье!

А как вы думаете что такое война?

Дети: война – это очень плохо, потому что людей убивает, не хватает еды, продуктов, нет света, солдаты идут на фронт и там их убивают фашисты и т.д.

Рассказ воспитателя:

Трудное, голодное и холодное время было во время Великой Отечественной войны, которая началась 22 июня 1941 года и длилась 5 лет. Фашисты без предупреждения напали на нашу страну. Это было воскресное утро. Ничего не предвещало беды. И тут фашистские самолёты стали бомбить наши города, деревни и сёла. Погибло в первые часы войны очень много народа, потому что ни кто не ожидал нападения со стороны Германии и наша армия была не готова отразить удар противника. Тяжело было всему нашему народу, но особенно тяжко пришлось детям. Многие остались сиротами, их отцы погибли на войне, другие лишились не только родителей во время бомбёжек, но и отчего дома, многие оказались в плену или на оккупированной территории, то есть это территория, которую захватили фашисты. И дети лицом к лицу столкнулись с жестокой силой фашизма.

Воспитатель: -А, представьте, если бы вы были на месте тех детей, как бы вам жилось во время войны?

Дети: - я бы пошёл воевать, а я бы стал лётчиком и сбрасывал бомбы, а я пошла помогать раненым в госпиталь и т. д.

Игра «Госпиталь» - показать детям приёмы бинтования рук, ног, головы; как на плащ-палатках перетаскивали раненых.

Воспитатель: -Я вам хочу рассказать историю, которая произошла во время войны в деревне Лычково Новгородской области.

В самом начале Великой Отечественной войны, в июле 1941 года, из Ленинграда началась эвакуация мирного населения. В первую очередь, в тыл отправлялись дети. Никто не мог тогда предусмотреть ход военных действий. Детей вывозили из Ленинграда, чтобы спасти, подальше от смерти и страданий. Оказалось, их везли прямо навстречу войне. На станции Лычково самолеты фашистов разбомбили эшелон из 12 вагонов. Летом 41-го погибли сотни невинных малышей. Кто они, их имена? Ищут ли их родные? Трудно ответить на эти вопросы…Сколько тогда погибло маленьких ленинградцев, не известно до сих пор. Живыми остались только 18 детей. Одна из них – Ирина Алексеевна Зимнева. Ей тогда было два с половиной года. Перед самым отправлением поезда мама подарила Ирочке красивую куклу. Именно благодаря кукле, девочку нашел и спас 13-летний мальчик Алексей Осокин.

Судьба улыбнулась лишь немногим детям. С тех пор на гражданском кладбище в Лычково появилась необычная могила. Могила, в которой покоится прах безвинно погибших детей.

В 2003 году на месте захоронения был установлен небольшой памятник - бронзовая скульптура, у которой всегда свежие цветы.

Так поступали фашисты, а наши солдаты никогда бы так не поступили. Вот послушайте балладу о солдате, который спас немецкую девочку в Берлине во время обстрела.

Послушайте «Балладу о солдате Великой Отечественной войны» :

Это было в мае на рассвете,
Нарастал у стен Рейхстага бой.
Девочку немецкую заметил
Наш солдат на пыльной мостовой.

У столба, дрожа, она стояла,
В голубых глазах застыл испуг.
А куски свистящего металла
Смерть и муку сеяли вокруг.

Тут он вспомнил, как, прощаясь летом,
Он свою дочурку целовал,
Может быть, отец девчонки этой
Дочь его родную расстрелял…

Но сейчас, в Берлине, под обстрелом,
Полз боец и, телом заслоня,
Девочку в коротком платье белом
Осторожно вынес из огня.

Скольким детям возвратили детство,
Подарили радость и весну.
Рядовые Армии советской,
Люди, победившие войну!

И в Берлине в праздничную дату
Был воздвигнут, чтоб стоять в веках,
Памятник советскому солдату
С девочкой, спасенной на руках

Что можно сказать о солдате, о его поступке?

Дети: он смелый, сильный, храбрый, ничего не боится, поступил как настоящий солдат и т. д.

ИНСЦЕНИРОВКА ПЕСНИ «ТРИ ТАНКИСТА»

Воспитатель: А сейчас я хочу вам показать фотографию (показывает памятник Лёни Голикова) .

Дети: Это памятник Лёни Голикову!

Воспитатель: Молодцы узнали. А какой подвиг он совершил? Хотите узнать, тем более что он наш земляк, то есть родился на нашей Новгородской земле.

В Парфинском районе Новгородской области, в деревне Лукино, жил мальчик Леня Голиков. Учился в школе, помогал по хозяйству родителям, дружил с ребятами. Но неожиданно началась Великая Отечественная война. Когда началась война, ему было всего 15 лет.

Фашисты захватили его деревню, пытались установить свой «новый порядок» . Вместе со взрослыми Леня ушел в партизанский отряд, чтобы бороться против фашистов. Партизаны нападали на вражеские колонны, взрывали поезда, уничтожали немецких солдат и офицеров.

Фашисты боялись партизан. Немало боевых дел было у юного партизана Лени Голикова. Но одно было особенным.

В августе 1942 года Леня находился в засаде недалеко от дороги. Вдруг он увидел, что по дороге едет роскошная немецкая машина. Он знал, что на таких машинах перевозят очень важных фашистов, и решил во что бы то ни стало остановить этот автомобиль. Сначала посмотрел, нет ли охраны, подпустил поближе машину, а затем бросил в нее гранату. Граната разорвалась рядом с автомобилем, и тут же из нее выскочили два здоровенных фрица и побежали к Лёне. Но он не испугался и начал стрелять по ним из автомата. Одного он сразу уложил, а второй начал убегать в лес, но Лёнина пуля догнала и его. Один из фашистов оказался генералом Рихардом Витцем. При нем нашли важные документы и сразу же отправили их в Москву. Вскоре из Главного штаба партизанского движения поступило указание представить всех участников дерзкой операции к званию Героя Советского Союза. А участник-то был всего один... Юный Леня Голиков! Оказывается, Лёня добыл ценнейшую информацию - чертежи и описание новых образцов немецких мин, инспекционные донесения вышестоящему командованию, карты-схемы минных полей и другие важные бумаги военного характера.

За этот подвиг Лёня Голиков был представлен к высшей правительственной награде - медали «Золотая звезда» и званию Героя Советского Союза. Но получить награду герой не успел. В декабре 1942 года партизанский отряд Голикова был окружен немцами.

В том бою погиб весь штаб партизанской бригады. Среди павших был и Леня Голиков. Звание Героя он получил посмертно.

Воспитатель: благодаря смелости и мужеству русского народа мы победили в этой войне! Потому что на защиту своей Родины встали все от мала до велика, сражались и помогали в тылу, делали танки, автоматы, патроны, самолёты и т. д. И 9 мая 1945 года фашисты капитулировали, а мы победили!

Слушаем музыку Д. Тухманова «День Победы»

После занятия с детьми была сделана коллективная работа «Журавли»

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему «Героям Великой Отечественной Войны посвящается»

Цель: Формирование у детей патриотических чувств, эмоционально-ценностного отношения к Родине, к героям ВОВ

Задачи:

    Развивать чувство гордости за свою страну, за её героев

    Закрепить представления детей о том, что герои нашей Родины пожертвовали своей жизнью ради нас, формировать умения улавливать эту связь

    Закрепить представления детей о наградах ВОВ

    Закрепить умения детей перестраиваться из одной шеренги в две

    Продолжать формировать умение детей создавать коллективные работы, работать в команде

    Развивать речь детей, умение координировать слова с движениями рук (через проговаривание и показ руками стихотворений о Победе в ВОВ)

    Развивать память и воображение

Интеграция образовательных областей:

- познавательное развитие;

Речевое развитие;

Социально-коммуникативное развитие;

Физическое развитие;

Художественно-эстетическое развитие

Необходимые материалы и оборудование:

Пилотка

Мультимедийное оборудование для просмотра фотографий с изображением того, как встречают солдат с войны; для прослушивания аудиозаписей с песнями о войне и победе, голоса Левитана по радио о капитуляции Германии

Иллюстрации с изображением наград Великой Отечественной Войны

Иллюстрации с изображением солдат, вернувшихся на родную Землю, где их встречают

Предварительная работа:

Беседы с детьми о событиях Великой Отечественной войны, о том, как тяжело нашим бойцам досталась эта победа

Разучивание с детьми стихотворений о Дне Победы и их разъяснение, обсуждение. Показ этих стихотворений руками.

Поиск необходимых аудиозаписей и иллюстраций

Ход образовательной деятельности:

Дети заходят под песню «День Победы».

Воспитатель: - Ребята, все мы знаем, что настаёт Великий праздник для нашей страны. Какой это праздник? (ответы детей – День Победы) А когда наша страна будет отмечать этот праздник? (9 мая).

Воспитатель: - Правильно, 9 мая. День, когда 72 года назад, в 1945-м году, советский народ узнал о том, сто наступил долгожданный День Победы над фашизмом. Эта жестокая война длилась долгих 4 года.

Ребята, когда мы заходили в зал, играла песня. Как вы думаете, о чём она? (ответы детей)

А какие слова в песне вам особенно запомнились? Почему?

Воспитатель жестами показывает стихи о Дне Победы (на руках), дети хором их рассказывают, также сопровождая свою речь движениями руками:

День Победы

Майский праздник

День Победы

Отмечает вся страна.

Надевают наши деды

Боевые ордена.

Их с утра зовёт дорога

На торжественный парад.

И задумчиво с порога

Вслед им бабушки глядят.

День Победы

Праздник мира в стране и весны.

В этот день мы солдат вспоминаем,

Не вернувшихся в семьи с войны.

В этот праздник мы чувствуем дедов,

Защитивших родную страну,

Подарившим народам Победу

И вернувших нам мир и весну!

Воспитатель: Вот так по радио Советский народ 9 мая 1945 года впервые узнал о Победе Советского Союза над Германией. И я предлагаю Вам окунуться в то время, когда произошло это событие. Представьте, что вы – люди того времени. Что бы вы испытали, когда узнали бы о Победе? Будем солдатами и встанем в шеренгу. Я буду вашим командиром.

Итак, взвод, на первый-второй рассчитайсь!

Дети рассчитываются на «первый-второй». «Вторые» делают шаг вперёд. Таким образом, ребята делятся на две команды. Для них на двух столах лежат ватманы и заранее приготовленные медали героев войны, сделанные из бумаги. Команды делают коллажи, получаются 2 коллективные работы.

Ребята, мы с вами много говорили о героях войны, о том, какие награды они получили. Кто-то был награждён ими при жизни, а кто-то получил награды посмертно. Но мало кто знает о том, что после войны нашим соотечественникам было жить также очень сложно. Приходилось голодать, мёрзнуть. У нас в гостях житель того времени – Зоя Степановна Бердышева. Она пришла нам рассказать о том,как им жилось в послевоенные годы

Зоя Степановна рассказывает, показывает фото. Затем мы дарим ей коллективную работу и исполняем песню «Закаты алые».