Неравный брак.

Эта история имела место не так давно в знаменитом музее деревянного зодчества "Малые Карелы" под Архангельском, в традиционном месте гуляния свадебных процессий. Под колокольный звон и величальные песнопения к деревянному храму в центре музея вдруг подошла необычная пара: жених годами был похож чуть ли не на дедушку невесты…


Замуж за иностранца. Клуб главного редактора

Ну, к неравным бракам в среде шоу-бизнеса, творческой интеллигенции, "бизнес-класса" мы как-то уже, согласитесь, привыкли. Это когда-то брак юного Киркорова со зрелой примадонной шокировал, а сегодня ее же брак с молодым Галкиным уже как-то даже особо и не удивляет. Во всяком случае, шуму по этому поводу было гораздо меньше, хотя разница в возрасте между женихом и невестой значительно больше…

Так или иначе, на причастность к шоу-бизнесу, "звездности" или к "олигархичности" эта пара из Малых Карел как-то "не тянула". Выбрав момент, подошел, поздравил, познакомился. Валентину Константиновичу, ветерану труда, бывшему бригадиру Соломбальского целлюлозно-бумажного комбината в Архангельске, сейчас 63 года. Его невесте, Насте, скромно прикрывающей широким свадебным платьем наметившийся животик, неполных 28 лет. Весьма колоритны были гости: половина — явная молодежь, другая половина — совершенно конкретные люди "третьего возраста".

Не знаю, чем уж автор этих строк так расположил к себе молодых, но они довольно охотно и без всякого стеснения разговорились. Настя сразу предупредила: мол, вы уж чего не подумайте, мы не по "залету" женимся, а по любви (и погладила круглеющий животик). Валентин (давайте будем без отчества — все-таки что ни говори молодой) подтвердил: да, знакомы давно, мол, встречаемся уже три года, в "открытую" живем вместе уже два года, как с ЦБК на пенсию ушел. Дочь от первого брака старше невесты на 10 лет. И нынешние внуки будут старше его ребенка (кто родится, пока еще неизвестно, УЗИ не делали).

И они вдруг тепло обнялись, и перестала быть заметной разница в возрасте. Только свадебный кортеж из молодых (со стороны невесты) и старых (со стороны жениха) все как-то не мог между собой "объединиться", обе половинки "гостевого коллектива" смотрели друг на друга с явным недоверием… Ну да, дай Бог счастья молодоженам. Любви все возрасты покорны.

Ну и еще одна "возрастная" история, тоже берущая за душу. Рахиму Кайканову (фамилия по его просьбе немного изменена) сейчас 59, любимую маленькую дочурку Таню он не спускает с рук, точнее, с коленей. Та вертится, дергает отца за нос и уши — ей скучны наши взрослые разговоры. А ведь для нас, взрослых, такие диковинные, даже сказочные житейские истории очень важны.

Наконец, Танюшка соскакивает с папиных колен и лезет к маме, 30-летней Надежде. А Рахим Байбулатович продолжает свой рассказ. Его молодая цветущая жена лишь иногда поправляет его, почему-то жутко стесняясь.

— Мы с Надюшкой познакомились еще в конце 90-х. Сам я — бывший военный, служил в под Архангельском. Пенсия большая, выслуга вся, процент северный. Полагающуюся квартиру от Минобороны, правда, получил лишь через 15 лет после увольнения, вот в ней сейчас и живем.

Ну, оказался на "гражданке" — и куда податься? Разведенный, детей нет, полная свобода — в смысле никому не нужен. Ну, как многие отставники, подался в коммерцию, типа купи-продай. Во времена СССР меня бы называли спекулянтом или фарцовщиком, а в 90-х — все-таки бизнесменом! На одном рынке купишь подешевле, на другом продашь подороже — вот и вся экономика. Через несколько лет пару ночных ларьков купил — прибыли никакой, но среди себе подобных мог гордо нос задирать: мол, у меня бизнес серьезный, а у вас ерунда…

Когда третий ларек собрался покупать, познакомился с его продавщицами. Молоденькая Надюшка сразу мне приглянулась — спокойная, аккуратная. Однако хозяин, у которого я ларек собрался покупать, сразу сказал: на нее не смотри, я ее себе оставляю, в другом месте будет работать. (На этом месте Надежда с дочкой отправились кататься на аттракционах. — А.М. ). И вот что выяснилось: оказывается, она у него была как бы сексуальной рабыней.

Одну смену в ларьке сидит, на другую смену хозяин ее "в аренду" сдает, в основном приезжим кавказцам. Девчонка из детдома, родных нет у нее никого, вступиться некому. Скажу сразу: никаких особых чувств к ней как к женщине у меня тогда не было. Было лишь отцовское чувство — ребенка обижают, надо защитить!

Короче, на покупку третьего ларька я плюнул и ее увел — переехали на несколько лет в другой город, в Вологду. Жили на съемной квартире. Занимались тем же — я купи-продайством, она была простой киоскершей. Как отец с дочкой жили, все новые знакомые так и понимали, даже вопросов не задавали. Очень хорошо жили, денежки появились, в отпуск вместе ездили. Три с половиной года так прожили, между прочим.

Сима младше меня лет на десять. А еще мы познакомились с ней на работе. Сима достаточно долго была моей подчиненной. Тем не менее, в итоге у нас сложились дружеские, практически сестринские отношения. Сима оказалась очень открытым и добрым человеком, несмотря на то, что жизнь обошлась с ней довольно жестоко. Ей не было и тридцати, когда она осталась с двумя малышами без мужа, погибшего в аварии.

Сами понимаете, когда Симочка поделилась со мной радостной новостью о том, что она выходить замуж, я сначала обрадовалась, а потом задала резонный вопрос:

— А откуда взялся этот жених?

Встречаемся мы довольно часто и я не слышала о каком-либо мужчине, ухаживающем за подругой.

— Понимаешь, — замялась Сима, - Это родня меня с ним познакомила. Очень достойный человек. И мальчишкам отец нужен, — и она беззащитно улыбнулась.

Сразу скажу, Сима имеет высшее образование, достойную специальность и не похожа на «забитую женщину Востока». Но, что говорить, край у нас многонациональный и порой землячества очень активно навязывают волю старших своим более молодым сородичам.

— Давай, рассказывай, что приключилось, — сказала я, понимая, что начинаю закипать.

Оказалось, что буквально на днях какая-то тетушка из дальних родственников, приехавшая погостить к Симе, обнаружила, что племянница не замужем. Она подняла на ноги всю родню и в минувшие выходные пригласила к Симе домой потенциального жениха. Им оказался вполне преуспевающий мужчина. Руководитель предприятия. Вот только возраст этого дядечки давно уже перевалил за шестьдесят.

— С ума сошла? — довольно бурно отреагировала я на ее рассказ, — Зачем тебе старик? Ты молодая. Красивая. А за ним, что — через пару лет ночные горшки будешь выносить? Подруга, ты точно не из тех женщин, которые готовы из-за денег за старика выйти. Да и зарабатываешь ты сейчас прилично. Поговори со своей теткой. Хочешь я сама с ней поговорю?

— Не кипятись, — улыбнулась Сима, — ты же знаешь, ты для меня как старшая сестра. Вот я и советуюсь. Но хочу сказать, что этот « старичок» мне и правда понравился.

Я только фыркнула.

История получила продолжение через неделю. Сима пригласила меня в гости и я, увидев шикарно накрытый стол, поняла, что готовится сватовство «часть вторая».

— Сейчас ты его увидишь, — заговорщически прошептала подруга. — Он уже едет. И, кстати, после моего рассказа о тебе, очень хочется познакомится.

Я пожала плечами, и тут в комнату вошел высокий седой мужчина. Стройный и подтянутый он, поздоровавшись с Симой, подошел ко мне и хитро улыбнулся:

— Ну и как вам старый жених?

Я рассмеялась. Жених оказался хорошо знакомым предпринимателем и ученым. Я несколько раз встречалась с ним по работе и всегда поражалась его обаянию. Знаете, есть такие мужчины, которые независимо от возраста создают вокруг себя необычайно притягательную ауру сильного человека.

— Рада встретится, но я думала, вы женаты.

— Жена умерла десять лет назад, но я предпочитал носить кольцо. Вокруг столько женщин, — он пожал плечами, — а я никого не хотел видеть. Но когда тетушка Симы показала ее фотографию, я словно проснулся. А насчет ночных горшков не переживайте. У нас в семье генетика хорошая.Я родился когда моему отцу было за пятьдесят. Так получилось, что его первая семья погибла на войне. И это был второй брак. Прожил он до девяноста и до последнего дня был бодрым и здоровым. Да и выглядел молодо. Так что, даете свое благословение? А то Сима вас практически старшей сестрой считает.

С тех пор прошло пять лет. Могу сказать, что неравный брак Симы вполне успешен. А недавно за чашкой кофе она призналась:

— Знаешь, он такой потрясающий мужчина во всех отношениях, и я очень рада, что ему уже за семьдесят. Он и сейчас очень привлекательный. А представь, сколько бы у меня было конкуренток, будь он лет на двадцать моложе?!

Так что любви все возрасты покорны.

Вокруг картины Василия Пукирева «Неравный брак» ходило множество слухов и легенд еще во времена ее создания, в 1862 г. Сюжет был настолько хорошо знаком и так понятен публике, что он удивления не вызвал. Вопросы вызвало другое обстоятельство - в образе шафера художник изобразил самого себя. Это заставило говорить о том, что сюжет был автобиографичен и возник из-за личной драмы Пукирева. А позже появились слухи о магическом воздействии картины на женихов в летах: теряют сознание, увидев ее, а то и вовсе отказываются от намерений жениться…




Образ шафера на картине получился настолько ярким, что в результате в центре внимания оказались не жених и невеста, а любовный треугольник. Поскольку во внешнем облике шафера все без труда узнали самого художника, возникли слухи о том, что он изобразил на картине собственную драму - якобы его любимую девушку насильно выдали замуж за богатого сановника в летах.



Однако на самом деле поводом для создания картины послужило не собственное горе Пукирева, а история из жизни его друга, С. Варенцова. Он собирался жениться на девушке, которую родители выдали за богатого фабриканта. Сам же Варенцов был шафером на ее свадьбе. Изначально Пукирев изобразил в этой роли именно его, но позже изменил его облик по просьбе друга.



Пукирев сделал жениха намного старше и неприятней, чем он был в жизни. Но неравные браки были настолько распространенным явлением в российском обществе XIX в., что такая подмена не казалась преувеличением - молодых девушек действительно часто выдавали замуж против их воли за богатых пожилых чиновников и купцов. Об этом свидетельствуют и картины других художников, посвященные той же теме.



Самое интересное началось после того, как картина «Неравный брак» была представлена на Московской академической художественной выставке: говорят, престарелые генералы, увидев эту работу, один за другим стали отказываться от женитьбы на молодых невестах. Более того, некоторые из них даже жаловались на недомогание - головные боли, боли в сердце и т. д. Зрители прозвали картину «Кощей с невестой».




Историк Н. Костомаров признавался друзьям, что, увидев картину Пукирева, отказался от намерений жениться на молодой девушке. Можно ли это объяснить магическим влиянием картины? Вряд ли. Скорее всего, ее иронический и обличительный смысл был настолько явным, что распространенное явление представало во всей своей неприглядности. Седовласые женихи узнавали в отталкивающем образе старого генерала себя - и отказывались повторять его ошибку.

25 января 1533 английский король Генрих VIII тайно женился на своей возлюбленной Анне Болейн. Ради этого союза он не побоялся бросить вызов обществу и церкви. Развод с его первой супругой Екатериной Арагонской, а также конфликт с клирикалами в итоге привел к разрыву с папством: Генрих VIII был отлучен от церкви.

В российской истории сохранилось также немало историй, когда представители царского рода заключали по любви неравные браки, несмотря ни на что..

Петр I и Марта Крузе

Во время Великой Северной войны российские войска захватили в Ливонии шведскую крепость Мариенбург. В плен к русскому фельдмаршалу Шереметеву попала некая Марта Крузе, молодая жена шведского драгуна Иоганна Крузе.

Фельдмаршал сделал юную особу своей любовницей, а позже передал ее Александру Меншикову, ближайшему другу и сподвижнику Петра I.

В 1703 году произошло событие, изменившее жизнь служанки. Во время своего визита в Петербург Петр навестил своего товарища, в гостях у которого заприметил миловидную барышню. Веселая и обаятельная иностранка приглянулась царю, к тому же в тот момент он был опечален разрывом отношений со своей фавориткой Анной Монс. Марта, кочевавшая из одной постели военноначальника в другую, стала фавориткой царя. Уже через год она родила ему первенца.

Позже Марта Крузе приняла православие, сменила имя на Екатерину, стала второй женой Петра I, а после его смерти - императрицей Екатериной I.

Екатерина I. Портрет неизвестного художника. Фото: Public Domain

Елизавета Петровна и Алексей Разумовский

Судьба Алексея Разумовского похожа на сказочный сюжет. Сын простого днепровского казака смог стать графом, генерал-фельдмаршалом Русской императорской армии и, по некоторым данным, тайным мужем императрицы.

Алексей Разумовский считался одним из самых красивых мужчин при дворе. Фото: Commons.wikimedia.org

Счастливый случай в его жизни произошел в 1731 году. В село Чемер прибыл полковник Вишневский, который набирал певчих для Придворного хора. Голос молодого Разумовского, который пел на церковном клиросе, понравился ему, и он забрал его с собой в Петербург.

На молодого мужчину, обладавшего яркой внешностью, обратила внимание цесаревна Елизавета Петровна, младшая дочь Петра I и Екатерины I. После ее вступления на престол карьера Разумовского стремительно пошла в гору. Бывший певчий вскоре стал подполковником лейб-гвардии Конного полка.

По некоторым данным в подмосковном селе Перово в 1742 году состоялась тайное венчание императрицы и Алексея Григорьевича. Несмотря на то, что официально об этом союзе не сообщалось, Разумовский пользовался неограниченной властью при дворе. Его покои в дворцовых апартаментах были смежными с покоями Елизаветы Петровны. За столом он всегда сидел подле нее.

Существует несколько легенд о детях, которые родились от этого союза. К примеру, за дочь императрицы и графа в свое время выдавала себя известная авантюристка, вошедшая в российскую историю как княжна Тараканова. Стоит отметить, что ни одна из этих легенд не получила своего документального подтверждения.

Императрица Елизавета Петровна. Репродукция с портрета Жана Анри Беннера. Фото: Public Domain

Екатерина II и Григорий Потемкин

Отношения между Григорием Александровичем и императрицей, по воспоминаниям очевидцев, начались в 1774 году, когда Потемкину было 34 года. Императрица была старше него на 10 лет.

Несмотря на то, что список поклонников любвеобильной императрицы был немал, Григорию Потемкину удалось занять в нем особое место. Только его она называла своим «мужем», а себя его «женою», связанною с ним «святейшими узами». Даже после окончания их бурного романа Потемкин сумел сохранить за собой роль второго человека в государстве.

Историки сходятся во мнении, что Потемкин не просто довольствовался ролью фаворита во дворце. Сохранившиеся свидетельства очевидцев говорят о том, что осенью 1774 или же в начале января 1775 года произошло их тайное венчание. Совершил обряд, по некоторым данным, духовник императрицы Иван Панфилов.

Вскоре в доме Потемкина появилась девочка, которую назвали Елизаветой. В день, когда малышка появилась на свет, согласно официальной версии, у императрицы случилось расстройство желудка из-за немытых фруктов… Девочка, которую считали дочерью императрицы, получила фамилию Тёмкина. Фамилии таким детям давались путём отнимания первого слога у фамилии отца.

Портрет Елизаветы Григорьевны Темкиной в образе Дианы сегодня можно увидеть в Третьяковской галерее.

Григорий Потемкин не просто довольствовался ролью фаворита во дворце. Фото: Commons.wikimedia.org

Император Александр II и Екатерина Долгорукова

В 1859 году произошла первая встреча императора и дочери гвардейского капитана князя Михаила Долгорукова. В тот момент Александру II был 41 год, а девочке - 11 лет. Следующая их встреча произошла в Смольном, где он увидел уже похорошевшую 17-летнюю особу.

Несмотря на то, что на счету императора было много любовных побед, он не на шутку увлекся дочерью Долгорукова. Запретная связь императора и Екатерины длилась около 14 лет.

За годы тайных встреч у Екатерины родились от императора четверо детей. Старший сын Георгий появился на свет в 1872 году. В 1873 родилась дочь Ольга. Сын Борис, рожденный в 1876 году, умер в младенчестве. А в 1878 году появилась на свет младшая дочь Екатерина.

К тому времени императрица Мария Александровна уже страдала от чахотки и редко вставала с постели. Не дожидаясь ее смерти, Александр II перевез свою любовницу во дворец.

22 мая 1880 года его супруга отошла в мир иной, а уже 6 июля в часовне Царскосельского дворца состоялось браковенчание Александра II и Екатерины Михайловны.

В декабре этого же года он жаловал ей титул Светлейшей Княгини Юрьевской. Все их дети, узаконенные после венчания, также получили фамилию Юрьевские.

Великий князь Алексей Александрович и Александра Жуковская

Великий князь Алексей Александрович, четвёртый сын императора Александра II и императрицы Марии Александровны, воспылал запретной любовью к фрейлине Александре Жуковской, дочери поэта Василия Жуковского. К моменту их знакомства ему было всего 19 лет, а ей - 27.

Александра была дочерью поэта Жуковского. Фото: Commons.wikimedia.org

Их тайное венчание, по некоторым данным, состоялось в сентябре 1868 года. Одобрить такой союз родители Великого князя не могли. Император и Синод добились расторжения брака. Страдающего юношу отправили на два года в кругосветное плавание, а его беременную возлюбленную выслали за границу. В ноябре 1871 года в Зальцбурге она родила сына, которого назвала в честь отца - Алексеем.

Сохранились письма, которые в разлуке ей слал Алексей Александрович:

«Вспомнил я Твою маленькую комнату, где мы, бывало, так часто сидели, и стало мне опять тяжело одному и захотелось во что бы то ни стало написать Тебе, но потом я вспомнил, что это невозможно, и я скучный и печальный пошел спать, но долго не мог заснуть, и хотел я Тебя видеть, с Тобой забыть весь мир, Тебя одну хочу я, и отняли Тебя у меня, и проклинал я всех людей и всех, всех на свете».

Несмотря на чувства, счастья этой паре не довелось узнать. Под давлением родных, возлюбленные были вынуждены прервать отношения.

Генерал-адмирал Великий князь Алексей Александрович. Фото:

Сюжет

Старый некрасивый мужчина берет в жены девчушку, такую юную, что даже стыдно смотреть. У невесты наверняка нет приданого, а у жениха денег в достатке, потому за него и отдают молодую красавицу.

Венчаются в православной церкви. Глаза девушки заплаканы, поза покорна. Жених чувствует себя хозяином положения и с превосходством наблюдает за невестой. Фата, белое платье, которое буквально светится в лучах падающего на него света, делают образ девушки подобным ангельскому. Кажется, что вся эта грязь не может коснуться ее.

Зрители прозвали картину «Неравный брак» «Кощей с невестой»

Люди вокруг показаны в полумраке, даже священник, словно бы на стороне зла — ведь он, понимая, что девушка не по доброй воле вступает в брак, все же венчает пару. Не лучше и окружающие. Все они — молчаливые свидетели, что, конечно, не делает им чести.

«В мастерской художника» (1865)

Каждый из персонажей второго плана играет свою роль. Кто невесту разглядывает, кто с осуждением наблюдает за происходящим, что подобострастно обращен в сторону жениха, кто настроен решительно провернуть это дельце (например, старуха рядом с женихом — возможно, это сваха или мать невесты).

Контекст

Есть несколько версий того, чья история несчастливой любви вдохновила Пукирева на полотно. Но надо признать, что в те времена подобные случаи были делом хоть и неприятным, но обычным. С одной стороны, это осуждалось, с другой, — обычай сей продолжал существовать еще долгие годы.


> «Прием приданного в купеческой семьи по росписи» (1873)

По задумке, на месте шафера должен был быть вовсе не Пукирев, а его друг Сергей Варенцов. Невесту же художник писал с однофамилицы — Прасковьи Варенцовой, происходившей из знатного рода. Говорят, что в неё Пукирев был влюблён, но шансов стать ее мужем не имел — крестьянское происхождение и отсутствие какого бы то ни было капитала не позволяли.

Считается, что Костомаров, увидев «Неравный брак», передумал жениться

Варенцов же на Пукирева обиделся. Дело в том, что Сергей Михайлович собирался жениться, а сплетни, которые, конечно же, поползли бы, были нежелательны. Тогда художник, внешне похожий на друга, добавил шаферу бородку и «превратил» в себя.

Жениха же писали с нескольких людей, по всей видимости: от кого — голову, от кого — лицо, а от кого — и венчик седых волос.


Иллюстрация к «Мертвым душам», 1880

Рядом с шафером, изображён друг Пукирева художник Пётр Шмельков. Сбоку изображена голова рамочника Гребенского, обещавший сделать художнику раму для картины «каких ещё не было». И сделал. Резную из цельного дерева — и цветы, и плоды. Третьякову она так понравилась, что он стал заказывать рамы Гребенскому.

Судьба художника

Жизнь художника можно разделить на две части: до «Неравного брака» и после. До презентации картины все шло медленно, но верно: несмотря на свое крестьянское происхождение, Пукирев смог поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, по окончании которого начал там же преподавать, параллельно очень удачно выполняя частные заказы.

Не создав ничего лучше «Неравного брака», Пукирев спился

Последующие работы художника значительно уступали в технике и, как следствие, не вызывали восторга ни у критиков, ни у покупателей. Пукирев запил, прекратил преподавать в училище, распродал свою коллекцию картин, потерял квартиру, жил на подачки друзей и умер в безвестности 1 июня 1890 года.