Надо ли учить ребенка до школы. Надо ли учить ребенка читать до школы? Так все таки, учить ребенка читать или нет

Многие родители по разным причинам стремятся обязательно научить ребенка читать до школы: одни сами рано научились читать и считают, что дети должны пойти по их стопам, другим приятно похвалиться достижениями своего малыша перед родственниками и друзьями, но, конечно, большинство родителей хотят, чтобы их ребёнку было в дальнейшем легче учиться в школе, чтобы он был успешен и чувствовал себя уверенно среди других читающих одноклассников.

А что же говорят, специалисты? В каком возрасте лучше обучать ребенка чтению, и что могут сделать родители, чтобы помочь развитию данного навыка?

Возраст 2-3 года.

Отделы мозга, отвечающие за распознавание букв, ещё не зрелые, для ребенка буквы- это непонятные символы, суть которых пока остаётся им недоступной. В этом возрасте следует знакомить ребенка с такими понятиями, как: цвет, форма, размер, помогать исследовать окружающий мир с помощью зрения, вкуса, слуха, пальчиков.

Возраст 4-5 года.

В этом возрасте многие дошкольники начинают проявлять интерес к буквам. Ребёнок спрашивает маму с папой: «Что это за буква»? «Как это читается»? «Как это написать»? Родители в игровой форме должны поддержать этот интерес, например, предлагать искать буквы на уличных вывесках, разместить картинки с изображениями букв по квартире, лепить буквы из пластилина, просить назвать букву, которую показывает взрослый.

Возраст 6-7 лет.

Именно этот возраст по мнению современных физиологов, психологов, логопедов наиболее благоприятный и эффективный для начала обучения чтению, так как дозревают отделы головного мозга, отвечающие за этот навык. Поэтому, если ребёнок хочет научиться читать до школы, препятствовать не нужно. А вот могут ли некоторые домашние занятия чтению наоборот навредить?

Да, если взрослый не учитывает возрастные и индивидуальные особенности ребенка, перегружает учебными заданиями вместо естественной для дошкольников деятельности-игры.

Более того учителя начальных классов сталкиваются с тем, что если до школы ребёнок научился читать неправильно, его приходится переучивать. Ведь, чтобы успешно обучать чтению, нужно обладать знаниями по методике обучения.

Поэтому основная задача родителей способствовать развитию навыков, которые позволят легче пройти процесс обучения чтению: рассматривать картинки, где нужно узнавать контуры букв, играть в игры на составление слов из частей, играть в слова, развивать фонематический слух и т.д, а обучение чтению предоставить профессиональным педагогам.

Курс подготовки к школе в онлайн школе БИТ ведут профессиональные педагоги, опытные учителя начальной школы, которые знают все тонкости обучения чтению, письму и счету. Занятия проходят в игровой форме – самой эффективной форме обучения в этом возрасте.

Обучение чтению – это сложный психические процесс, успешность которого зависит от уровня развития психических навыков. На занятиях с психологом онлайн школы БИТ дети выполняют задания на развитие познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления, выполняют задания, способствующие расширению словарного запаса, навыкам управления своим эмоциональным состоянием, что является одним из ключевых факторов успешного обучения в будущем и положительный учебной мотивации.

Вопрос о том, надо ли учить детей читать до школы, в современной реальности не стоит – чем раньше ребенок освоит технику чтения, тем проще ему будет получать знания и в других областях. Хорошо, если ваш малыш посещает дошкольное учреждение, где этому вопросу уделяется большое внимание, или вы водите его на специализированные подготовительные курсы. Но даже и в этом случае, как показывает практика, учить детей читать придется и дома – без должной тренировки на первых порах не обойтись.

Техника чтения - одна из животрепещущих тем в жизни старших дошкольников, первоклассников и их родителей. Сразу хотелось бы успокоить взрослых и сместить их ожидания с показателей количества на показатели качества чтения. Учеба, в том числе чтение, - это труд, и трудиться необходимо планомерно, усердно, постепенно улучшая свои результаты, как в качестве, так и в скорости. Главное - не зацикливаться на последнем. Важно объяснить себе и ребенку: какова бы ни была мотивация таких, иногда титанических, со слезами и криками, усилий, они вряд ли оправданны.

Как лучше дома учить ребенка читать (с видео)

В том, надо ли учить детей читать, никто не сомневается, ведь естественной, ведущей потребностью дошкольника и младшего школьника является познание. Поэтому даже в сухих и скучных буквах он готов искать что-то интересное и любопытное. К сожалению, взрослые своим вероломным и грубым подходом к чтению с палкой и секундомером могут растоптать, лишить жизни этот тонкий творческий росток. Именно творческий, ведь из содружества нескольких внутренних стихий - любопытство, воля, трудолюбие и радость - рождается настоящее чудо. Палочки и черточки превращаются в образы и обретают смысл! Когда происходит это таинство, просто оскорбительно лезть с понуканиями: быстрее, скорее, не спи!

Перед тем как учить ребенка читать, задумайтесь: в чем смысл и значение чтения и книг для человечества? Это сохранение, передача и получение знаний. Именно этим занимается ваш малыш, когда учится читать. Главное - не зацикливаться на скорости чтения, иначе все испортите.

При обучении дома ребенка чтению перестаньте обращать внимание на скорость. Если на этом настаивает учитель, объясните ребенку верность вашей позиции. Скажите ему, что он молодец - читает внимательно, медленно, с удовольствием и понимает прочитанное.

Для тренировки чтения выбирайте забавные, короткие тексты с крупным шрифтом. Подойдут загадки с последующим поиском ответов, скороговорки и веселые попытки их повторить, «Вредные советы» Григория Остера, русские народные сказки, рассказы Николая Носова и т. п.

А как лучше учить ребенка читать, чтобы малыш не чувствовал сильной нагрузки? Читайте каждый день по 15-20 минут. Без регулярных тренировок не обойтись - поговорите об этом с ребенком, напомните, что раньше он не умел говорить, ходить, но постоянно тренировался и освоил эти навыки.

К сожалению, без родительского нажима здесь обойтись трудно. Мои рекомендации, безусловно, позволят вам усадить ребенка за чтение без скандалов и трагедий, но не стоит ожидать, что ребенок семи лет самостоятельно будет выкраивать свободную минутку, чтобы уединиться с книгой. Такие случаи - редкое исключение. Ваша задача - максимально заинтересовать ребенка книгой, поддержать его прилежание и ответственность, а в необходимый момент проявить настойчивость.

При обучении чтению детей дошкольного возраста делайте исключения из правил. Старайтесь не превращать чтение в мучительное времяпрепровождение. Если школьное задание содержало много текстов и ребенок уже устал, домашнее чтение можно и отменить. Возможность нагнать появится во время болезни или на каникулах.

Чтение должно быть делом, но не наказанием. Вполне естественно, что чтение - на первых порах дело трудное - больше ассоциируется у ребенка с работой, чем с удовольствием. Важно, чтобы он был готов трудиться и садиться за книгу хотя бы и после напоминания. Но если вы станете наказывать чтением, это занятие никогда не станет любимым.

Делайте остановки во время чтения - для смеха или обсуждения смешного слова, ситуации. Этим вы помогаете получить удовольствие от прочитанного. Только удовольствие от чтения подтолкнет вашего ребенка к дальнейшей работе и привьет любовь к книге.

Эффективное обучение детей дошкольного возраста технике чтения

В англоязычной психологической литературе часто встречается термин ридофобия - боязнь чтения. Психологи, работающие с этой проблемой, нашли эффективный способ лечения недуга: детям предлагают читать вслух для очень лояльного слушателя. Это не кто иной, как древний друг человека - собака. Только это терпеливое животное может слушать любого чтеца без всевозможных подгонов, понуканий и исправлений.

Слушайте ребенка без комментариев. Помогайте только тогда, когда он попросит вас о помощи.

Для правильного обучения ребенка чтению намного легче и эффективнее во главу угла ставить естественное любопытство ребенка и его природную потребность в познании, а не скорость.

Ограничьте просмотр телевизора. Общение современных детей с телевизором во многих семьях переходит все мыслимые и немыслимые границы. Влияние голубых экранов ощущается во всех сферах жизни наших первоклассников. Не минуло оно и любви к чтению.

Ребенок - это не только объект нашего воспитания, но и просто маленький человек, который, как и все человечество, подвержен порокам своих предков, требующих: «Хлеба и зрелищ!» Грустно, что мы сами толкаем ребенка на эту стезю. Вопрос о детском времяпрепровождении намного легче решить нажатием кнопки телевизора, чем походом в магазин за книгой, регулярными совместными чтениями, обсуждениями рассказов.

Желательно совместить чудеса технического прогресса с творениями литературы, а регулярные упражнения по обучению детей технике чтения - с получением удовольствия от образов и героев, возникающих из буквенных арабесок.

Статья прочитана 1 654 раз(a).

Родителей в подготовительный год перед школой волнует вопрос: «А надо ли учить детей читать до поступления в школу или пусть учитель научит?»

Раньше при советском дошкольном образовании программа детского сада предусматривала поэтапное обучение детей грамоте, начиная с ясельного возраста 1,5 года.

* Ясельная группа - произношение звуков, название предметов, объединение в группы (посуда, игрушки, мебель и т.д.)

* Младшая группа - вычленение звуков, покажите предмет на М, на какой звук начинается слово «мама»

* Средняя группа - учат различать мягкие и твёрдые согласные (бы-би, ма-мя)

* Старшая и подготовительная группа - звуко-буквенный анализ, изучение букв, слоговое чтение.

В современных детских садах теперь отменили такую подготовку, хорошо, если развивающими играми занимаются. А программа первого класса рассчитана на то, что ребёнок уже прошёл эти этапы. На уроке он знакомится с новым звуком и буквой, учится отличать гласные и согласные звуки, читает слоги и слова, пишет изученную букву. На следующем уроке - новая буква. Если в классе много детей, то каждому учитель может уделить 2 минуты, чтобы почитать слоги. Как вы думаете, сможет ли ваш ребёнок научиться в школе читать, если вы не будете дома закреплять пройденную букву? Часто же, когда родителей просишь читать и дома слоги, они заявляют: «Он меня не слушается, читать не хочет» или «Я его зачем в школу отдала, вот вы и учите». Поэтому мои советы для тех родителей, кому небезразлична судьба собственного ребёнка.

С чего начать?

Для начала запомните несколько простых правил, без них вы не добьётесь успеха.

1. Обучение должно быть без принуждения и вызывать интерес у ребёнка к чтению. Проводить только в игровой форме.

2. Наберитесь терпения, если ваш ребёнок даже вундеркинд (по вашему мнению), грамота не будет усваиваться так быстро, как вам хотелось бы.

3. Не отпускайте в адрес ученика нелестные эпитеты (ты бестолочь, я уже 3 раз показываю), а в особенности не повышайте голос. Поставьте себя на его место, представьте, что вам нужно выучить, например: китайский язык за неделю. Ну и как, потянете?

4. «Повторение - мать учения». В головке малыша всё должно успевать раскладываться по полочкам, для этого надо время.

5. Обращайте внимание на малейшие успехи в чтении, хвалитесь ими перед родными, особенно на начальном этапе. Это поднимет престиж чтения (Папа, а наш Владик уже 5 букв выучил. Хочешь послушать?)

6. Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими в учёбе. (Соседка Мила уже слова читает. А ты буквы путаешь). Это очень болезненно для детей. Они теряют веру в себя. (Я у вас глупый.)

7. Не забегайте вперед. Учим последовательно. От лёгкого к сложному. Но не делайте длительных перерывов, а то придётся начинать всё сначала, изученное быстро забывается. Лучше понемногу, но ежедневно.

8. Не используйте школьную программу и учебники, потом вашему ребёнку будет неинтересно в школе. Купите «Азбуку в картинках» или отыщите «Букварь» из советских времён. Он самый лёгкий для обучения.

9. Не учите ребёнка письму, предоставьте это школе. Для развития моторики пальцев учите аккуратно раскрашивать, не выходя за линии, да и просто рисовать, лепить, выполнять аппликации, выкладывать из мозаики.

10. Купите книги В. Волиной из серии «Учимся, играя.» Это ваше методическое пособие. Можете начинать обучение.

Я использую три разных приёма для обучения чтению: звуко-буквенный анализ, слоговое чтение, чтение готовыми словами. Первый используется в школе. Учащиеся подробно изучают звук: гласный, согласный; твёрдый, мягкий; звонкий, глухой; йотированный. Для домашнего обучения очень сложно, поэтому я всегда предупреждаю родителей, не учите ребёнка читать побуквенно, потому что потом его трудно переучить читать слогами. Слоговое чтение подразумевает повтор готового слога за родителями, чтение готовыми словами аналогично. Особенно оно ценно для детей с отклонениями в развитии, например, у меня сын глухонемой, и именно так я научила его читать и говорить.

Начинаем обучение:

Принесли домой новую игрушку: азбуку. Она может быть в картинках, кубиках, звуковая, книжка с буквами и стихами к ним. Начинаете её с ребёнком рассматривать. Его привлекут картинки. Задаёте вопрос: «Что нарисовано на картинке?» Два-три дня просто знакомство с рисунками, не торопите процесс, пусть родится интерес.

Теперь можно приступать к изучению гласных звуков: а, и, о, у, ы, э.

А - первая буква в вашей азбуке. Называем картинку словом (арбуз) и протяжно тянем первый звук.

С какого звука начиналось слово? Показываем ребёнку букву А, внимательно её рассматриваем. На что похожа? Чаще всего дети говорят «крыша», но чем больше вы с ними придумаете ассоциаций, тем прочнее она запомнится. Если в доме есть предметные картинки, то выкладываем те, где слово начинается с А.

Сначала 3-5 (апельсин, рыбка, автобус, арбуз, слон), произносим с ребёнком и просим его выбрать те, что начинаются на А. Если у вас есть книга В. Волиной «Учимся играя», то начинайте по ней обыгрывать букву. Если нет, то проявите свои творческие способности, придумайте стихи про букву или сказку, в которой много слов на А.

«Два столба наискосок, посредине поясок. Посмотрите, какова! Перед вами буква А.»

«Аист ест большой арбуз. С виду алый. А на вкус? Он и сам не разберёт, то ли сахар, то ли мёд.»

Надеюсь, вы вспомнили эти стихи из вашего детства?

Дидактические игры:

«Кто больше придумает слов на А?» (можно имён), «Кузовок» (сложить в корзинку предметы на А). Напечатайте на цветном принтере гласные звуки красным цветом, крупным шрифтом и по мере изучения наклеивайте на домашние предметы (А - аквариум) и т.д.

После изучения этих букв начинаем ежедневно петь песенку гласных, именно петь, а не читать: А А А А А, У У У У У, О О О О О, И И И И И, Ы Ы Ы Ы Ы, Э Э Э Э Э.

Затем составляем первые слоги из гласных (печатаем на листе, шрифт 72) и протяжно произносим, тянем первый звук до тех пор пока ребёнок сообразит, какой второй (Занятие ведём не более 5 минут).

АУ АИ АО АЫ АЭ УА ИА ОА ЫА ЭА УИ ОИ ОЫ УЫ до полного усвоения, это на первых порах займёт 2-3 дня.

Теперь начинаем изучать согласные

(М Ш Б В Г Д Ж К Л Н П Р С Т) и составляем с ними таблицы скорочтения (первая крупным шрифтом, следующие уменьшаем постепенно). Читаем, используя приём «Эхо», читаете сами по 5 слогов, ребёнок повторяет.

Приклеиваем такие же слоги на отдельные картонки и играем в «Прятки». Прячете карточки по комнате, так, чтобы легко было найти. Когда ребёнок нашёл карточку, он должен прочитать слог или слово, вернее, это получается повтор наизусть, слоги запоминаются зрительно. Ищете по очереди, то вы, то ребёнок. Это помогает в игре повторить слоги несколько раз и вселяет в него уверенность, что он может читать.

Таблица 1.

ма ша да па ба га жа ра са ла ка ва мама Маша Мара жара сажа каша Кама сама Сара дама лама Лара наша ваша Даша рама рада папа Паша пара палата баба тара Наташа панама гагара (это же разрезать на отдельных карточках для игры в прятки).

После медленного усвоения переходим к игре: «Финиш». Кто прочитает быстрее. Если интерес к чтению не проявляется, то подключите игрушки, читайте за кукол, мишек, играйте в школу.

Таблица 2.

мо ро бо до по ло но со то мода вода сода роса коса лото болото долото борона борода порода погода колода сорока ворона ворота корова солома нога гора дорога лопата

Таблица 3. (перед зеркалом покажите постановку губ при произношении И, Ы)

ми мы би бы ви вы ги ди ды ки ли лы ни ны пи пы ри ры си сы ти ты жи ши мыло мило мышка мишка были били выли вилы гири ноги воды диво кино лиса липа лыко кони они слоны пили пыль рыба рыси норы сила сыны сыры тина паутина малина калина Полина помыли выбили гитара диваны бараны жили шили шина шило шалаши машина малыши шипы животы ножи хороши лыжи кожи дороги пироги

Таблицы ежедневно надо повторять для беглого усвоения. Взрослый может читать иногда слово неправильно. Пусть ребёнок вас поправит. Это развивает внимание к слову и поддерживает читательский интерес. Теперь изучите гласные Е, Ё, Ю, Я (произносятся ЙЭ, ЙО, ЙУ, ЙА)

Таблица 4. (У, Ю) (Э, Е) (Ё ,О) (А, Я)

му мю бу бю гу гю ду дю пу ту тю ру рю су сю ну ню мука рука бусы гуси дуда душа дума пума дюна тура тюря рука порю сума сумма сюда нуга нюня бумага рукава супы меню дарю пою играю солю это ели эти енот мэр мел мёл мол вол вёл вели пол пел тётя дядя мал мял ёж ерш Тома Тёма Таня Маня

Таблица 5. (Изучаем буквы: З, Ф, Х, Ц, Ч, Щ, Й)

за фа ха ца ча ща заря заряд фара фаза фазан хата хала халат цаца цып чаща роща дача удача задача чай чайка чудо хочу лечу учу май мой пой пей лей сей жалей налей рой майка сойка дойка мойка лейка

он сон сок сорт там тот ток тут тир бок бук бак кол ком кот крот дом сом лом рот сел мел вол зол мыл мил

боч-ка кош-ка мыш-ка миш-ка шиш-ка лож-ка печ-ка рыб-ка дыр-ка кор-ка лод-ка бул-ка гор-ка пуш-ка

Таблица 7. (Отрабатываем произношение твёрдых и мягких согласных)

Мал-мол-мыл-мул-мил-мел вал-вол-вёл-вил бак-бок-бык-бук был-бил-бел кот-кит лак-лик-лом-лес-лис нос-нёс сук-сок-сыр-сер- сел рыл-рёв-рот-рис-рад ток-тик-тук

Дидактические игры со словами

Если у вас есть разрезная азбука букв или набор пластмассовых, деревянных букв без картинок, то можно закреплять изученные слоги и слова в игре «Наборщик». Называете слово, ребёнок складывает его из букв и читает, но нельзя при наборе вслух произносить побуквенно, пусть без вашей помощи соберёт слово целиком. Когда научится бегло читать, то в эту игру играют по другому: выкладывают большое слово, например, первоклассница, и из его букв придумывают новые слова (перо, класс, кол, сон, нос и т.д.)

«Если взять большое слово,

Вынуть буквы раз и два.

А потом сложить их снова,

Станут новые слова.»

Игра "Авария" (напечатать слоги, вразброс по листу: зеб - ра, бе - ге - мот, жи - раф, кро - ко - дил, шим - пан - зе, ге - пард, пан - те - ра, дико - браз, ли - си -ца, ма - ка - ка)

« Дело было в воскресенье

У слона на день рожденья.

Гости пели, веселились

И на части развалились.

Помогите поскорей

Из слогов собрать гостей».

Игра "Слово в слове". (Отыщите другие слова в большом слове)

Удочки (дочки, очки), марка (арка), дорога (рога), машина (шина), собаки (баки).

Игра "Перевёртыши". (анаграммы), (составьте слово наоборот).

Нос - сон, кот - ток, кит - тик, насос - сосна, мала - лама, лом - мол, налим - лиман, вол-лов, лес - сел.

Цепочки. (Меняем только одну букву и получаем новые слова).

Коса- коза, роза, поза, лоза, Лиза, луза, лупа, липа, лира, лиса, Лида, Люда, люди, люки, луки, луни.

Буква заблудилась. (Отыскать слово с ошибкой)

«Неизвестно что случилось.

Только буква заблудилась.

Забежала в чей-то дом

И хозяйничает в нём.»

Наращивание слов. (Добавьте новый слог)

Рог - пирог, бок - грибок, бор - забор, ход- поход, сук- барсук, нос - поднос, пар- парта, жар- жарко, пожар; лик- суслик, ролик, столик; стол- столбик, низ - карниз, лук- каблук, розы- морозы, лиса- кулиса.

Собери слова в корзинку.

Скок, скок, поскок.

Мы отправились в лесок.

Соберём слова на -ОК

И положим в кузовок.

Колодец (нарисуйте колодец, на ведёрках А О У Е Ё И Ы) (на месте тире прорези)

Б ___К Л_____К М____Л С ____К В______Л Н____С
Б ___К Л_____К М____Л В______Л
Б ___К Л_____К М____Л
бак лак мал сок вал нос
бок лук мол сук вол нёс
бук лес мул выл
бык лис мыл

Чашка ложка кошка тарелка. Лиса рыба волк рысь. Шкаф кровать диван слон. Дождь лето осень зима весна. Лыжи санки коньки велосипед. Зебра крокодил тигр медведь.

Дидактические игры помогают не только научить ребёнка читать, но и постоянно поддерживают интерес к чтению. После того, как появятся первоначальные навыки чтения, начинаем читать книжки, в которых слова разделены на слоги. Если ребёнок боится начинать читать сам, то прочитывайте сами предложение, а ему оставляйте одно знакомое слово. И лишь после нескольких таких совместных прочтений ребёнок начнёт читать сам.

Первичное чтение отводится взрослому, при чтении следите пальцем по словам, затем научите этому ученика. Современные дети, которые много сидят у телевизора или компьютера приобретают синдром скачущего зрения, поэтому при чтении часто теряют строку. Когда ребёнок будет читать бегло, можно применять закладку или короткую линейку, сдвигая её вниз по строке.

Не отчаивайтесь, если вам кажется, что никогда не научите читать своего ученика, знания должны перейти в умения. У разных детей процесс протекает по-разному. Кто-то за месяц усвоит технику чтения, кому-то надо полгода, а некоторым и года не хватает. Но любого ребёнка можно и нужно научить читать, тем более, что лучшая память у детей от 3 до 9 лет.

Читайте ежедневно своему ученику стихи, сказки, учите его пересказывать, отвечать на вопросы, интересуйтесь ежедневно, чему новому он научился в школе. Только тогда ребёнок поймёт, что он в первом классе занят важным и нужным делом.

Подбадривайте, хвалите почаще, даже если вам кажется, что он не так уж много усвоил на домашнем уроке. Спрашивайте, а где ему было трудно. Почаще повторяйте трудный материал.

Поймите, что если ребёнок начинает отставать в первом классе, то он становится «изгоем» на всю жизнь и до окончания школы учёба превращается в муку для него и вас. Судьба вашего ребёнка в ваших руках, помогите ему освоиться в этом сложном мире знаний.

Метелкина Т.Н.,

Ст. преподаватель кафедры психологии КГПУ

Уметь читать до школы, учить ребенка чтению в дошкольном детстве – хорошо это или плохо? Умение читать для первоклассников – это «плюс» или «минус» для успешности его обучения? Этот вопрос дискуссионный, часто обсуждаемый в психолого-педагогической теории и практике. В обществе бытует достаточно распространенное мнение, о том, что ребенок должен пойти в школу уже читающим. Родители зачастую гордятся рано начавшим читать ребенком. Более того, ряд школ выдвигают это условием для поступления в первый класс, и это является совершенно неправомерным. С каждым годом количество «читающих» детей в первых классах увеличивается. Как умение или неумение читать при поступлении в первый класс отражается на его эмоциональном благополучии, на эффективности обучения? Считать ли ребенка умеющего читать безусловно готовым к обучению. Вот те вопросы, которые побудили нас провести небольшое психологическое исследование.
В психологической теории и практике существует разные представления о составляющих структурных компонентах, определение содержания готовности ребенка к обучению в школе. Исследования по этому вопросу занимались Н.И. Гуткина, Е.Е. Кравцова.Н.И., Поливанова, Н.Г. Салмина, Д.Б. Эльконин включает в структуру готовности к школе три основные линии развития. Линия формирования произвольного поведения, линия овладения средствами и эталонами познавательной деятельности, а также линия перехода от эгоцентризма к децентрации. Л.И Божович предлагает включить еще и линию мотивационной готовности. Согласно трактовке автора учебника «Возрастной психологии» В.С. Мухиной, готовность к школе предполагает навыки самоконцентрации и самооценки, наличие определенного уровня умственного, волевого, личностного развития, сформированности познавательной деятельности и познавательных интересов. Готовность к обучению в школе складывается из психологической, социальной, физической зрелости. Но, так или иначе, во всех представлениях речь идет именно о развитии ребенка как главного вопроса при определении готовности к обучению. Наличие в какой-то мере сформированных умений и навыков «школьного» характера не является обязательным. Указания на обязательное наличие умения читать не встречается ни в психологической теории, ни в официальных документах. Исследуя ребенка, необходимо обращать внимание на определенный уровень развития речи, говорить о развитии фонетико-фонематического слуха, восприятия, анализа, о знании букв. Программа дошкольного обучения и воспитания также не предполагает обязательного обучения навыку чтения как в предшкольный период, так и на более ранних этапах. Однако, в последнее время обучение присутствует в дошкольном возрасте, при этом он носит исключительно интеллектуалистический подход. Однако можно уметь и читать, и считать, но не быть готовым
Исследование проводилось в первых классах школ города Красноярска. На момент окончания адаптационного периода (ноябрь-декабрь) во всех первых классах обучалось 82 ученика. Из них 23 (28.0%) ученика умели читать на момент поступления в школу, и 59 (72.0%) учеников – не умели. На первом этапе было проведено исследования уровня тревожности всех школьников первых классов. В работе использовался детский вариант шкалы явной тревожности (CMAS) Дж.Тейлор-А.М.Прихожан. Авторы теста выделяют пять уровней тревожности. Первый - состояние тревожности испытуемому не свойственно, что говорит о том, что подобное «чрезмерное» спокойствие может иметь, так и не иметь защитного характера. Второй - нормальный уровень тревожности, необходимый для адаптации и продуктивной деятельности. Третий - несколько повышенная тревожность, часто связанная с ограниченным кругом ситуаций, определенной сферой жизни. Четвертый - явно повышенная тревожность, носящая «разлитой» генерализированный характер, и пятый - очень высокая тревожность. Дети, имеющие пятый уровень тревожности, входят в группу риска. В результате проведенного исследования отмечается, что количество детей в первых классах, имеющих нормальный уровень тревожности всего 18 процентов от общего количества. При этом достаточно большое количество детей имеют явно повышенную (17%) и очень высокую тревожность (28%). Но у самого большого количества первоклассников (36,6%) наблюдается третий уровень тревожности. Этот уровень, согласно тесту, связан с «ограниченным кругом ситуаций, определенной сферой жизни», предположительно, именно с ситуацией школьного обучения.
На втором этапе работы мы предположили, что дети не умеющие читать на момент начала обучения чтению оказываются менее подготовленными, чем их «читающие » сверстники. Так как количество «читающих» детей больше, то, вероятнее всего, педагог в своих требованиях ориентируется именно на их уровень подготовленности. Это может спровоцировать возникновение ситуации неуспешности для «не читающего» ребенка, вызвать эмоциональный дискомфорт, нервную напряженность, появления повышенного уровня тревожности, связанной с обучением. Таким образом, рабочей гипотезой стало предположение, что в группе детей, не умеющих читать к началу обучения чтению, количество детей с нормальным уровнем тревожности будет больше в процентном соотношении, чем в группе «читающих» детей. Первоклассники были разделены на две группы. Группу детей, не умеющих читать на момент начала обучения чтению мы обозначили как условно экспериментальную (Э). Группу детей, умеющих читать на момент начала обучению чтению как условно контрольную (К).
На втором этапе мы разбили всех обследованных детей на две группы по наличию навыка чтения на момент поступления в школу. Из общего количества обследованных детей 23 (28.0%) ученика составили группу «нечитающих» и 59 (72.0%) учеников – группа «читающих». Процентное распределение детей по уровням тревожности в каждой группе представлено в таблице 1.

Распределение учащихся первых классов в соответствии с выявленным уровнем тревожности.

Уровень Кол-во «читающих» Кол-во «нечитающих»
тревожности учеников учеников

V 16 27,1% 7 30.4%
IV 10 16,9% 4 17.4%
III 23 39.0% 7 30,4%
II 10 16,9% % 5 21,73%
I 0 0% 0 0

Анализ результатов исследования показал, что процент детей, испытывающих разлитую, генерализованную тревожность в обеих группах составил 16,9% («читающие») и 17,4% («нечитающие»), разница незначительная. Процент количества детей, составивших группу риска в группе «нечитающих» оказался выше, чем в группе «читающих». Процент, приходящийся на третий уровень тревожности, связанной с ситуацией в группе «читающих» выше (39%), чем в группе «нечитающие» (30,4%). Процент первоклассников, имеющих нормальный уровень тревожности в группе «нечитающих» выше (21,7%),чем в группе «читающих» (16,9%). Суммарное процентное количество детей имеющих уровень тревожности выше нормального в группе «нечитающих» составляет 78,2%. В группе «читающих» - 83,0%. Таким образом, процент количества высокотревожных первоклассников в группе детей, умевших читать на момент поступления в школу выше, чем в группе детей, не умеющих.

Первоначальная гипотеза не подтвердилась.
По полученным данным был проведен теоретический анализ. Мы более подробно рассмотрели и сравнили ситуации развития, в которых оказывается ребенок «читающий» и «нечитающий» ребенок до школы и с началом обучения навыку чтения в школе. Формирование навыка чтения не является обязательным компонентов возрастного развития дошкольного детства. Тогда возникает вопрос: как, при каких обстоятельствах возникает у дошкольника умение читать, и какую роль оно призвано выполнять? Встречаются случаи, когда родители приглашают специалистов для преднамеренного, организованного обучения навыку чтения в дошкольном детстве. В таком случае возникает вопрос о целесообразности с точки зрения решения задач возраста и о способах дальнейшего включения этого навыка в ход развития ребенка. Чаще всего, эта задача не решается должным образом. В иных случаях дети начинают читать либо стихийно, самостоятельно, по подражанию, либо под руководством ближайшего взрослого окружения. Оценивать это умение как полноценный навык чтения аналитико-синтетическим способом было бы неверно. Чаще это контекстное воспроизведение знакомых слов как буквосочетаний по памяти чтение, как способ познания утрачивает свою роль. Зачастую дети не понимают смысла прочитанного в случае чтения небольшого связного текста.
С точки зрения онтогенетического развития дошкольник 6-7 лет находиться в ситуации наступающего кризиса семи лет. К семи годам, готовясь к школе, ребенок постепенно готовиться к новой социальной роли - роли «ученика», постепенно формируется самооценка, для ребенка личностно значимым становиться ситуация успешности. Умение читать становится для него достижением, позитивно одобряемым взрослыми. Родители, подчеркивают значимость, с гордостью демонстрируют навык чтения своего ребенка. Более того, от ребенка ждут дальнейших успехов достаточно высокого уровня, транслируя ему высокий уровень требований.
С началом школьного обучения ситуация начинает меняться. Количество читающих детей в классе часто превышает количество не читающих. Можно предположить, что учитель будет сориентирован на эту группу учеников. Но методика и программа, определяющие содержание урока, предполагает формирование аналитико-синтетического навыка чтения. Таким образом, с одной стороны у «читающего» первоклассника происходит переформирование уже имеющегося навыка чтения, могут возникнуть сложности в звукобуквенном анализе слова. А с другой стороны, ребенок справедливо полагает, что он уже умеет читать, и поэтому не понимает, почему он должен учиться читать снова, по слогам. И как следствие, первоклассник дезориентирован в происходящем, возникают эмоциональные проблемы, снижается интерес к обучению. Привычная ситуация успешности может смениться на ситуацию неуспешности, которая на фоне высоких требований к ребенку со стороны близких, вызывает страхи несоответствия ожиданиям окружающих и проверки знаний, эмоциональный дискомфорт, нервное напряжение, и состояние повышенной тревожности, связанное именно со школой.
Для преодоления обозначенных проблем, снижения уровня тревожности, эмоционального дискомфорта «читающих» детей в школе необходима, прежде всего, корректная педагогическая тактика в учебно-воспитательном процессе, индивидуальный подход к ребенку, оптимизация детско-родительских отношений. А так же определение и конкретизация единых требований к уровню и составляющим подготовленности ребенка к школе и приведение в соответствие с ними процесса подготовки ребенка к школе, как в системе дошкольного воспитания, так и среди детей, не посещавших детский сад

Вопрос о том, нужно ли ребенка учить читать до школы, актуален, как никогда. Конечно, педагоги не могут заставить родителей самостоятельно заниматься обучением малыша буквам, слогам, а затем навыкам связывать их в слова. Но подумайте сами, насколько проще будет ребенку в школе, если он освоил хотя бы азы азбуки! Конечно, при домашнем обучении чтению давить на дошкольника ни в коем случае нельзя, лучше всего заинтересовать его, превратить процесс в игру.

Чтение – это мощный двигатель развития речи, пополнения словарного запаса. К сожалению, его роль сегодня часто недооценивают, ставя в раздел скучных, но необходимых навыков. Многие мамы жалуются на то, что их ребенка нельзя заставить сесть за книгу даже из-под палки. «Как нам повлиять на ребенка?» - спрашивают они учителя.

В этой статье представлены советы родителям, как начинать учить ребенка читать правильно, не вызывая отторжения и прививая любовь к хорошей литературе.

Нужно ли родителям учить ребенка читать до школы?

Привить ребенку любовь к книгам при обучении чтению в домашних условиях можно только через личный интерес. Взрослые, родители, скажите, как давно вы сами садились отдохнуть не с фильмом, а с хорошей книгой? Подайте пример, читайте сами, и тогда вопрос о том, надо ли учить детей читать, отпадет сам собой.

С другой стороны, если вы читали с ребенком всегда, практически с его рождения, выбирая соответствующие возрасту книги, то проблем с переходом на самостоятельное чтение будет меньше в разы.

Чтобы учить ребенка читать до школы, не нужно навязывать ему этот процесс. Ни в коем случае не преподносите чтение как наказание. Не заставляйте зубрить алфавит или сочетание слогов. Чтобы выучить буквы, достаточно дополнить развивающий интерьер детской комнаты: развесить на стенах буквы и «звуковички», придумать и нарисовать вместе с ребенком историю для каждой буквы.

Используя даже самую простую методику обучения чтению дошкольника в домашних условиях, не обязательно стремиться к идеальному исполнению. Пусть инициатива в рисовании, конструировании и в выдумывании забавных историй о буквах принадлежит ребенку.

Чтобы ненавязчиво обучать ребенку чтению, как советуют педагоги, буквы можно нарисовать, слепить, собрать из конструктора или магнитов. Со временем у буквы появятся соседи, с которыми буква образует слог. Лучше всего наглядное оформление страны «Читальни» совмещать с этапами обучения чтению по букварю.

Как обучать ребенка чтению и расширять словарный запас

Что такое словарный запас ребенка? Это знание основных логических групп, таких как «одежда», «еда», «транспорт», «инструменты» и др. Словарный запас предполагает не просто знание определенного слова, но его использование в правильной форме и в нужном контексте.

Хороший словарный запас облегчает процесс правильного обучения ребенка чтению. Для его развития приобретайте картинки с группами слов. Соорудите магнитную доску или купите готовую. Играйтев игры типа «Лев», «Эрудит» или «Угадай букву». Разыгрывайте театральные представления о слове, о группе слов.

Чтобы учить детей читать правильно, как предполагают азбучные правила, не забывайте про разницу между буквами и звуками. Нарисуйте несколько «звуковичков». Гласный - кругляшок на красных ножках. Согласный - кругляшок в шляпке. Прикрепите их на стенде, расклейте над рабочим столом ребенка.

Кстати, для обогащения словарного запаса педагоги советуют использовать в детской комнате магнитную доску. Выучив букву, составив с ней слоги и слова, вы можете вывесить вместе с ребенком на магнитной поверхности изображения предметов, в названии которых фигурирует буква. Экспозицию на доске можно менять от занятия к занятию, а можно продолжать, оформляя областями, пока ребенок не усвоит значения слов, их групповую принадлежность.

Помните, что организация домашней подготовки к школе проходит играючи, в комфортных для малыша условиях. Рассадите кукол в ряд, установите таймер, скажите, что куклы очень хотят услышать сказку. Записывайте его «чтение» на диктофон.

Как правильно учить ребенка читать, и какие лучше покупать книги (с видео)

Заинтересовать ребенка чтением можно, если взрослые тоже любят читать. В развивающем пространстве детской комнаты обязательно нужно выделить место для книжек. Для малышей располагайте эти полки пониже. Можно приобрести силиконовые полочки, которые повторяют те силуэты, которые интересны дизайнеру: у таких полок нет опасных углов и выступов, которых так боятся все родители.

Не забывайте про освещение. Чтение должно идти только на пользу воображению, мышлению и здоровью. Не допускайте, чтобы ребенок читал в полумраке или лежа.

Еще многие не знают, как правильно выбирать литературу, какие книги можно давать детям, а от каких нужно отказаться.

Но не увлекайтесь. «Азбук в стихах» сегодня предлагается огромный выбор. Какие же книги покупать? Лучше перед покупкой открыть книгу и почитать пару страниц. Если там настоящие стихи, а не рифмованные описания бессмысленного - берите. А если при прочтении чувствуется фальшь и «сюсюканье» - отложите книгу прочь.

Самая распространенная ошибка многих современных детских писателей и поэтов - это отношение к детям как к глупым несмышленышам. Ребенок пусть еще маленький, но уже полноценный человек. Он гораздо быстрее разгадывает в литературе фальшь и неестественность.

Заставить ребенка читать из-под палки не получится. Вернее, результат будет, но его ценность будет невелика. Если человека, не обязательно ребенка, все время заставлять заниматься тем, что, с одной стороны, не понятно, а с другой - кажется сложным, то он возненавидит это занятие. Не заставляйте ребенка учиться! Не отбивайте у него охоту к познанию!

Родители любят сетовать на то, что ребенок не хочет читать вообще, что в доме столько книг, а за чтение приходится «загонять со скандалом». Что же делать, как учить ребенка читать без принуждения? Вот несколько советов:

  • Во-первых , вспомнить, как давно вы сами читали интересную книгу. Как давно вы рассказывали ребенку о том, что прочли, советовали ему интересную литературу? Как давно вы разговаривали о книгах вообще? Не в контексте «садись читать, в школе спросят», а в ситуации: «сынок, а ты читал это или это? Помню, в детстве мне очень нравилось…»
  • Во-вторых , многие взрослые любят «упрощать». Зачем читать что-то серьезное, если вокруг серьезная жизнь? Зачем вообще читать, если каждый вечер хочется забыть о проведенном рабочем дне? Видя такое отношение родителей к книгам, ребенок впитывает его как губка. Особенно если для домашнего чтения ему предлагается стандартная «литература для детей» из учебника.
  • В-третьих , взрослый обязан прочитать то, что предлагает ребенку! Не просто купить книгу, ориентируясь по аннотации, но составить свое представление о литературе, которую читает ребенок. Нельзя заинтересовать ребенка чтением, когда сам «разучился» читать!

Все родители должны твердо усвоить, что важно не только знать, как лучше учить ребенка читать, но и как сформировать у ребенка хороший литературный вкус.

Все дети любят приключения. Они с удовольствием читают книги о таких же ребятах, об их жизни, переживаниях и победах. Они верят в добро, в дружбу и не готовы прощать предательства. Младший школьник - это маленький человек, который получает представление об окружающем мире из того, что прочтет, что скажут близкие люди, что увидит вокруг.

Вот исходя из этих особенностей и стоит подбирать литературу для правильного обучения чтению своего ребенка. Ну и, конечно, необходимо доверять своей памяти. Все, что вы читали, когда были в возрасте своего малыша, может понравиться и ему тоже.

К слову, книгу можно не только купить, но и сделать самим. Чтобы повысить интерес ребенка к чтению, предложите ему вместе написать собственную книгу. Можно использовать готовые сюжеты, а можно включить фантазию и предложить ребенку создать уникальный сюжет.

А теперь посмотрите видео «Учим ребенка читать», где показаны азы методики обучения чтению: