Можно ли носить брюки. Почему церковь признала брюки женской одеждой

Мировые новости

24.03.2016

Сегодня в вопросах одежды существует полная неразбериха. Мужская и женская одежда перестали иметь четкие различия.

В одежде главным для женщины должно быть то, что она должна закрывать все тело, а вторым важным моментом является то, что одежда не должна быть похожа на мужскую.

В одном из хадисов сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) проклял мужчин, одевающих женскую одежду, чтобы уподобляться женщинам; и женщин, одевающих мужскую одежду, чтобы уподобляться мужчинам.

Те женщины, которые не забывают об этом предупреждении, в первую очередь следят за тем, чтобы одежда скрывала все тело, и во вторую очередь, чтобы она не была похожа на одежду мужчин. Тем самым они сохраняют свою индивидуальность.

Несомненно, что общество нуждается в сохранении индивидуальности своих членов, так как в современном мире имеет место смешение полов.

Однако сегодня мужская одежда не столь очевидна как раньше. Брюки перестали быть предметом только мужского гардероба, и сегодня многие женщины носят брюки.

Известно, что в Саудовской Аравии и мужчины и женщины носят длинные рубахи. То есть, можно сказать, что не существует такого вида одежды, который бы считался исключительно мужским.

Вместо рассуждений на тему, является ли ношение женщинами брюк уподоблением мужчинам, следует обращать внимание на то, насколько узкие эти брюки, и насколько они скрывают формы тела женщины.

Если женщина носит широкие брюки и верхнюю одежду, которая скрывает формы ее тела, то в этом случае это не может восприниматься как мужская одежда.

Например, сообщается, что однажды, когда посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) вместе с Али (радыйаллаху анху) находились на кладбище Баки, они увидели, как женщина, проезжавшая на осле мимо кладбища, упала с осла. Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) тут же отвернулся в сторону, а Али (радыйаллаху анху) сказал: «На женщине надеты шальвары, ни одна часть ее тела не раскрылась».

Тогда посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сделал для этой женщины, одевшей шальвары, дуа.

Если смотреть на брюки с этой точки зрения, то можно сказать, что этот вид одежды был одобрен посланником Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям). Так как широкие брюки обеспечивают скрытие форм тела женщины при посадке в транспорт и высадке из него, при поднимании по лестнице и в других жизненных ситуациях.

«Верное Богу сердце всегда подскажет и форму одежды, и ее длину», - уверен иерей Валентин Макаров.

Фото Сергея Рыжкова

У нас в церковной практике часто можно встретить исполнение второстепенных положений Моисеева закона. Наиболее распространена практика запрета на касание освященных предметов: икон, распятий, принятия просфор, святой воды женщинами в период их физиологической слабости. Некоторые даже не позволяют себе зайти в храм. Также в ветхом законе есть запрет на ношение одежды противоположного пола, так как подобный поступок считался извращением: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие» (Втор.22:1-30). Акцент стоит на ношении одежды противоположного пола, а не конкретно - брюк или штанов. Во времена Моисея, впрочем как и во времена Христа, одежда была примерно похожей. Это халаты для мужчин, о чем косвенно говорит строгий запрет на поднятия края одежды отца своего, и такие же подобные халату, только более перемотанные покрывала для женщин. Подобия этих одежд остались и до сего дня в Индии и странах Ближнего Востока.

В современной практике больше нужно руководствоваться Евангельскими нормами благочестия. Женщина должна помнить, что ее внешний вид может стать соблазном и поводом для прелюбодейства в сердце, согласно словам Нагорной проповеди. Если она совершает первые шаги в храм, или случилось что-то тревожное, не терпящее отлагательств, то грубейшей ошибкой будет ей со старта говорить, мол: иди, переоденься и приходи. Она ко Христу пришла, а Он не возбранял касаться себя ни блудницам, ни кровоточивым. Нужно потерпеть немного, и она сама переоденется, т.к. внутренне преображение неизбежно отразится снаружи. Главное, чтобы эта женщина вернулась в храм.

В связи с этим интересно отметить такое наблюдение. Если женщина дома или работая по-хозяйству во дворе наденет рубашку или штаны своего мужа, то это внешне нисколько не умаляет ее достоинства. Но если муж возьмет одежду своей жены – это лишит его всякого вида. Видимо, это непрямое доказательство того, что именно «от мужа взята быть жена» (Быт.2:23), и сама одежда показывает, кому эта жена принадлежит.

Молодые девчонки, находящиеся в «активном поиске», копирующие модели поведения мирских сверстниц, часто совершают ошибку, пытаясь одеждой подчеркнуть или выделить все мыслимое и немыслимое. И часто в этом переходят приемлемые границы или просто вульгарно выглядят. Для них аллегорическим языком можно дать такой совет: пусть учатся готовить и подавать суп для своего будущего мужа - не слишком горячий и не остывший, не пересоленный и недосоленный.

Подводя итог, скажем: юбка - хорошо, это чисто женская одежда, но юбка юбке - рознь. Наиболее красивыми были и остаются народные сарафаны или подобные им юбки. Они придают женщине достоинство. Они красиво скрывают фигуру во время счастливых месяцев непраздности. Также есть деловая мода или бизнес дресс-код. И там тоже можно найти приемлемый компромисс. Верное Богу сердце всегда подскажет и форму одежды, и ее длину.

Уважаемые читатели, на данной странице нашего сайта вы можете задать любой вопрос, связанный с жизнью Закамского благочиния и Православием. На ваши вопросы отвечают священнослужители Свято-Вознесенского собора города Набережные Челны. Обращаем ваше внимание, что вопросы личного духовного характера лучше, конечно, решать в живом общении со священником или со своим духовником.

Как только ответ будет подготовлен, Ваш вопрос и ответ будут опубликованы на сайте. Обработка вопросов может занять по времени до семи дней. Запоминайте, пожалуйста, дату подачи Вашего письма для удобства последующего поиска. Если Ваш вопрос имеет срочный характер, отмечайте его пометкой «СРОЧНО», мы постараемся дать на него ответ насколько можно быстрее.

Дата: 24.03.2009 16:36:39

Почему женщине нельзя носить брюки? Можно ли носить брюки вне храма?

Здравствуйте.

Вначале приведу цитаты из Священного Писания и Предания Церкви о мужской и женской одежде:

1. "На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие" (Втор.22:5).

Трудно не заметить, что в те времена мужская одежда мало отличалась от женской. Но всё же – чем-то отличалась. Так что обе стороны не могли одеваться в противоположнополое. Ведь возможно, что это было вызвано проблемами «малых городов» (к примеру, Содома).

2. "Никакому мужу не одеваться в женскую одежду, ни жене в одежду мужу свойственную... посему тех, которые отныне, зная это, дерзнут делать что-либо из вышесказанного... если суть миряне - отлучать от общения Церковного" (VI Вселенский Собор, прав. 62)

Правило это связано с благопристойностью жизни христиан и неучастии их в языческих празднствах (типа масленицы, которую на Руси праздновали очень широко, со всеми последствиями). Однако, по сути, справедливо будет, при подобном раскладе, отнести это ко всем ряженым.

3. «Аще некая жена, ради мнимого подвижничества, применит одеяние, и, вместо обыкновенные женские одежды, облечется в мужскую: да будет под клятвою. (Гангрский собор прав. 13)

Считая, как известно, брак делом грешным (Гангр. 1, 4, 9, 10, 14), еретики-евстафиане не делали различия между мужчинами и женщинами, но признавали всех равными. Для внешнего проявления этого, они рекомендовали своим женщинам, ради мнимого подвижничества, носить, вместо женского, мужское одеяние, которе они носили сами и которое и было упоминаемо в 12 правиле этого собора. Отцы Гангрского собора осудили такой взгляд и основанием к осуждению было учение церкви о том, что это есть грех пред Богом и было осуждено еще ветхозаветным Св. Писанием: Да не будет утварь мужеска на жене, ни да облачится муж в ризу женску: яко мерзость есть Господеви Богу твоему всяк творяй сия(Втор.22:5). Таково было и учение всех отцев церкви (Никодим Милаш)

Священное Писание и Предание предписывает мужчинам и женщинам уклоняться от того, чтобы одеваться подобно лицам противоположного пола. Собственно запрет относиться именно к этому, к тому, чтобы сознательно или бессознательно не мимикрировать под признаки другого пола. Мы теперь знаем из данных науки, что такого рода тенденция часто очень нездорово отражается на психике, душевно-физическом развитии человека и в особенности ребенка и что родители, по какому-то неразумию одевавшие мальчика девочкой, и наоборот, иной раз наносили своим детям бессознательно глубокую психологическую травму на все последующую жизнь. Именно в этом смысле следует запрет на неупотребление тех или иных видов одежды женщиной в храме и в жизни. Что же касается ношения брюк, джинсов, шортов и подобной одежды, то здесь нужно различать ситуацию нашего нахождения в церкви, где это более чем непринято, и бытовой ситуации – работа на огороде, на даче или на летнем отдыхе, на море, где, конечно же, мы употребляем одежду, сообразную роду занятий, которым заняты.

Определение брюк, как элемент специфической мужской одежды, в наше время является неполным. Есть брюки женские, есть брюки мужские. Мужчина никогда не наденет на себя женские брюки.

Приведу ответ Владимира Легойды, соредактора журнала «Фома» на вопрос читательницы:

Юбка, брюки и прочая одежда - этот элемент культуры, а не веры. Если говорить богословским языком, брюки сами по себе не несут никакого сотериологического (т.е. спасительного) смысла. Равно как и вся культура в целом - т.к. не в ней совершается спасение. Спасение наше совершается Богом, смотрящим на человеческое сердце. Таким образом, спасение происходит вне пространства культуры.

С другой стороны, значит ли это, что культурные феномены совсем не важны, не играют никакой роли в жизни верующего человека? Думаю, что не значит. Вы сами пишете: "Культура никогда не сможет принять Христа, если Церковь будет ее сторониться и не принимать во внимание". Иными словами, культура важна. Важна как оболочка, как подача содержания. Конечно, когда мы приносим человеку подарок в день рождения, главное - это внимание, это сам дар, а не обертка, которая играет, быть может, самую последнюю роль. Но тоже играет.

Я работаю преподавателем в институте и прекрасно пониманию, что то, как я одет на лекции, не влияет на ее содержание. Грубо говоря, я могу прийти на лекцию в рваных брюках, галстуке на голое тело и шляпе сомбреро. И говорить то же, что говорю, когда я "обычно" одет (костюм, галстук). Моя одежда не скажется на содержании лекции, но еще как скажется на ее восприятии. Будут ли студенты воспринимать меня, как обычно или начнут отвлекаться на мой внешний вид? Вопрос риторический.

Мы вообще часто склонны недооценивать символизм внешнего вида. Но правильно ли это? Вся культура человечества сущностно мифологична (в данном случае, под мифом я понимаю не вымысел или искажение действительности, а особую форму человеческого сознания, обусловленную культурно и исторически). Мифологична, а значит символична любая униформа. И хотя не она делает человека профессионалом, нельзя недооценивать ее значения. Представьте себе гаишника, который стоит на перекрестке в клетчатых брюках, милицейской фуражке и машет батоном доктороской колбасы, стремясь регулировать движение! Вы можете сказать, что я передергиваю, что я говорю о другом. Отнюдь. Почему, когда мы собираемся на работу, на учебу и т.д. (т.е. в места, гораздо меньше значимые и важные для нас, чем храм), то обращаем внимание на любую мелочь, а когда идем в церковь, то сразу с негодованием отметаем все внешнее: "Для Бога это не важно!" Конечно, нет. Но ведь важно для ближнего!!! Мне, как, думаю, и любому мужчине, намного сложнее сосредоточиться на молитве в храме, когда вокруг стоят женщины в коротких юбках и стильных брюках. Вы скажете - это моя вина, моя похоть. Опять соглашусь. Но неужели из-за этого женщины должны отказаться помочь мне преодолеть мои слабости, неужели должны захотеть стать соблазном? Апостол Павел в первом послании к коринфянам прямо говорит, что идоложертвенная пища не может осквернить человека, свободного в вере, так как "Пища не приближает нас к Богу: ибо едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем" (1 Кор. 8: 8). Но тут же оговаривается: "Берегитесь, однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных... И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего" (1 Кор. 8: 9, 13). То же самое можно сказать и про одежду.

Одежда, действительно, часть культуры. И к культурному ареалу тоже нужно относиться с уважением. Скажем, в русском православном храме в Лондоне многие женщины приходят на службу в брюках, там это мало кого смущает. Но практически все они, попадая в Россию, надевают юбки, когда идут в храм. Мне кажется, что это правильно. Недавно в нашем храме (Казанский собор на Красной плащади) наблюдал молодых ребят-католиков. Одна из девушек, увидев, что женщины стоят в платках, сама надела на голову платок, хотя, судя по всему, была не замужем и даже в строгом каноническом православном смысле, могла этого не делать. Но мне почему-то кажется, что в ее поступке было намного больше подлинной христианской любви и смирения, чем было бы в демонстративном нежелании подчиниться культурнной традиции. Ведь христианская любовь проявляется в том числе и в правильном понимании культурных традиций, уважении их, в снисхождении к человеческой слабости. Получается, культура тоже имеет отношение к нашему спасению!

И последнее. Вы сами в своем письме указываетет на важность культуры, когда говорите, что Церковь должна идти в ногу со временем, иначе останется в прошлом. И опять соглашусь с Вами - в том, что касается формы проповеди, языка общения с сомневающимися. Но здесь нужно четко представлять себ еще и вот что: Мистическая Церковь, Церковь Таинств, в которых присутствует Сам Христос, не может остаться в прошлом и не должна идти в ногу со временем, так как временным является лишь этот постоянно меняющийся мир человеческой культуры. Мир Царства Божия, к которому мы призваны, вечен. И нет ничего неправильного в том, чтобы в преддверии вхождения в этот мир не идти в ногу со временем.

Задайте этот вопрос православным, и вы получите быстрый и четкий ответ: не положено, традиция такая. Более искушенные в Писании могут добавить: апостол Павел сказал, что женщине нельзя ходить в мужской одежде. Но насколько обоснована эта традиция и о чем на самом деле пишется в Библии?

На самом деле запрет ношения одежды противоположного пола содержится в Ветхом Завете. «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие» (Втор. 22:5). А апостол Павел, если и имеет в виду нечто подобное, то говорит не об одежде, а о прическе и головном уборе (1Кор. 11:4-15).

Какой мужской одежды не должно быть на женщине? Поинтересовавшись, как выглядела мужская и женская одежда в те времена, мы будем удивлены. Речь не только не идет о брюках - их не было ни во времена Ветхого Завета, ни во времена Нового, ни даже в Средние века. Брюки как мужская одежда в христианской культуре появляются только в XIX веке. А в женской и мужской одежде древнего времени мы не увидим особой разницы: нижняя рубаха до колен и верхний плащ, такой была одежда и мужчин, и женщин. Об отличиях в Библейском словаре Брокгауза сказано: «Женская одежда была похожа на мужскую, но все же имела некоторые отличия, одеяния женщин были длиннее и шире мужских, и, вероятно, изготавливались из более тонких тканей…» Как видим, разница не принципиальная. Это заставляет думать, что речь идет не столько о внешнем, сколько о внутреннем отличии мужчин и женщин, о котором, по заповеди, не стоит забывать ни тем не другим.

Может быть, основание для неприятия брюк можно найти в канонах Православной Церкви? В 62 правиле Шестого Вселенского собора действительно сказано: «Определяем: никакому мужу не одеватися в женскую одежду, ни жене в одежду, мужу свойственную…», и тут же продолжение: «…ни носити личин комических… при давлении винограда в точилах не возглашати гнусного имени Диониса…» и т. д. и т. д. Оказывается, речь идет о так называемых ряженых, а не об обычных одеждах. Все это правило посвящено разным языческим обычаям, проникающим в христианскую среду. Есть еще одно каноническое правило, на этот раз ближе к нашей теме. 13 правило Гангрского поместного собора гласит: «Аще некая жена, ради мнимого подвижничества, пременит одеяние, и вместо обыкновенныя женския одежды, облечется в мужскую, да будет под клятвою». Это правило, как мы видим, обличает не одежду, а мнимое подвижничество, увлекаясь которым, женщина перестает быть такой, какой ее создал Бог.

Типичная фарисейская черта – буквальное понимание слов, сказанных в духовном смысле. Так, в свое время, заповедь «Не вари козленка в молоке матери его» (Исх. 23:19) превратилась в гастрономическую заповедь о невкушении молока и мяса одновременно. Но даже, если понять запрет на мужскую одежду для женщины буквально, при чем здесь женские брюки? Ведь они спроектированы, скроены и пошиты специально для женщин. Что это за мужская одежда, которую ни один мужчина под страхом пыток не оденет? Брюки появляются на женщинах уже с начала XX века, а в шестидесятых годах благодаря Иву Сен-Лорану окончательно становятся женской одеждой. Теперь к ним просто не подходит определение «мужская одежда».

Таким образом, мы ясно видим, что о брюках как модели одежды ничего не сказано ни в Ветхом, ни в Новом Заветах. О брюках, и вообще об одежде ничего не говорят канонические правила Православной Церкви. Наконец, сам мир воспринимает женские брюки как женскую одежду. Более того, в Церкви были случаи, когда женщины одевали действительно мужскую одежду, самую настоящую. Например, св. блж. Ксения Петербуржская, или старец Досифей киевской Китаевской пустыни, оказавшийся, как говорят, переодетой женщиной, искавшей иноческого подвига и, таким образом, скрывшейся от родных. Осуждала ли их Церковь? Ведь в обоих случаях можно вспомнить правило Гангрского поместного собора, о котором мы упоминали. Но Церковь, вместо осуждения, наоборот, признала их святыми, потому что никогда не принимала ни ветхозаветного, ни канонического правил об одежде во внешнем смысле, как требование моды и стиля, но придавала ему духовный смысл.

В церковной традиции, как мы видим, оснований для запрета на женские брюки нет. Откуда же такой запрет взялся? Каковы причины его происхождения?

Первая причина имеет духовный характер. Фарисейская приверженность к внешнему исполнению заповедей часто играет с людьми злую шутку. Присмотритесь к женщинам, особенно ревностно соблюдающим запрет на брюки. Насколько они женственны? Внимательно выслеживая всякий факт ношения брюк в храме и обличая его, такая женщина, как правило, в духовном смысле давно натянула на себя штаны своего мужа, взяв бразды правления в семье в свои руки, не признавая ничьего мнения, кроме своего, даже в церкви. А ведь апостол Павел, кроме внешнего вида, говорит еще о кое-чем: «Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви» (1Кор. 14:34-35). И еще: «…а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем…» (1Тим. 2:12). «Брючное» искушение – хороший пример того, как внешнее смирение становится поводом для дерзости. Примеров на памяти, к сожалению, немало. Пришлось однажды видеть, как в фойе православного университета молодая смиренная студентка обмолвилась об относительности «юбочного» обычая (сама она была одета в юбку). Стоявшая рядом женщина неопределенного возраста буквально пришла в бешенство, выкрикивая проклятие брюкам, чем ввела в смущение не только бедную девушку, но и всех присутствующих, включая священников. Другой пример произошел в детском психоневрологическом санатории. На работу устроилась женщина, которую по виду можно было принять за мусульманку. Она всегда носила платок и длинную юбку, потому что была православной. Постепенно она стала требовать себе льгот, объясняя это тем, что вокруг больные дети, и они могут на нее напасть, и, наконец, уволилась, не отказавшись от своих претензий. У кого повернется язык назвать безбожниками подвижников, с любовью работающих с болящими детьми, от которых часто брезгливо отворачиваются люди на улице, а иногда бросают даже собственные родители? И как назвать христианкой ту, которая, в юбке и платке, подала на них в суд?

Как тут не вспомнишь: «Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их» (Мф. 23:26)

Вторая причина более обыденна. Связанна она с неприятием пожилыми людьми, не имеющими должного такта и уважения к другому человеку, мирской моды, появившейся в 60–70-е годы. Реакция эта объясняется типичной советской серостью и задавленностью, не терпящей яркости и необычности ни в суждениях, ни в цветах и фасонах одежды. Исчерпывающее доказательство этому тот факт, что «церковная традиция» неприятия женских брюк и обязательного ношения платочка существует только в церквях на территории бывшего Советского Союза. В Православных Церквах других стран о ней ничего не знают. Одна православная христианка переехала жить в Великобританию, и при входе в православный храм, по своей традиции, одевала платочек. Очень быстро она заметила, что выглядит экстравагантно и невольно приковывает к себе внимание на службе. Чтобы не смущать верующих, она решила платочек больше не одевать.

Характерны слова одной современной «святой», имени которой не буду называть, чтобы не травмировать ее почитателей. «Со скорбью говорила матушка о женщинах и девушках, которые ходят в брюках: Нельзя женщинам надевать мужскую одежду, … За это отвечать придется перед Господом… И знайте, женщины, носящие брюки, во время грядущей войны будут призваны в армию - и немногие живыми вернутся… И ты на огороде ходишь в штанах, не делай этого, особо ответишь!» Устами этой матушки говорит не святая, а запуганная советская старушка, даже не понимающая, как абсурдно звучат ее слова.

Конечно, дело не в брюках и платочках. Само желание выглядеть верующим, носить какую-то особенную форму, таит в себе большую опасность. Ведь верующим надо быть «… не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне» (Мф. 6:18). Иначе мы соберем сокровище от людей, как дальше говорится в этом евангельском отрывке, но пригодится ли оно нам? Недаром многие святые избегали благочестивого вида, стараясь выглядеть обычными, а то и совсем никчемными и даже безумными. Стремиться к тому, чтобы выглядеть верующим – это и есть фарисейство, от закваски которого предостерегает Христос (Мф. 16:6). И спор о брюках, платочках, помаде, прическах и других ничего не значащих вещах более всего может навредить человеку, который пришел в Церковь, чтобы не выглядеть верующим, а быть им.

Сколько лет женщины в России носят брюки, столько же существует стереотип - «в храм Божий в брюках нельзя». Для кого-то из дам это становится предлогом не заходить в церковь вообще, или, по крайней мере, долгие годы, для других - перед входом в храм повязывать вокруг джинсов шаль, для третьих - ходить в юбке всегда: хоть в поле копать картошку, хоть в лес по грибы, а на «грешниц в брюках» поглядывать свысока.

Как же относится православие к женским брюкам на самом деле? Этим вопросом прихожанки до такой степени замучили своих пастырей, что даже одному из высших иерархов Русской церкви, главе Отдела внешних церковных связей митрополиту Илариону, пришлось отвлечься от вопросов богословия и церковной политики, чтобы разобраться в особенностях современной моды и дать ответы в нескольких радио- и телепередачах. «Если женщина пришла в церковь без платка или в брюках, то никто не вправе ни из прихожан, ни из клира грубо указывать на это», - заявил он полтора года назад в эфире «Русской службы новостей». Владыка Иларион также отметил, что традиция надевать на богослужение юбку и платок - "не универсальная" для всех поместных церквей и, например, в Западной Европе "не только не соблюдается, но было бы даже немыслимо заставить, например, во Франции надеть женщину юбку - это значит, что она должна выглядеть как мусульманка".

Тем не менее, при входе во многие храмы и монастыри Московского Патриархата можно увидеть объявления типа «Женщинам в брюках вход воспрещен» или «Не подобает христианке носить брюки». Часто они сопровождаются цитатой из Ветхого Завета: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие» (Второзаконие, глава 22, стих 5). Противники брюк как предмета женской одежды также любят ссылаться на постановления Шестого Вселенского и Гангрского соборов, которые также запрещают женщинам носить мужскую одежду.

А теперь подумаем логически: являются ли брюки исключительно мужской одеждой в наши дни, когда выпуск этого предмета одежды специально для женщин происходит уже более 80 лет, а юбку или платье в уличной толпе можно увидеть от силы на одной женщине из десяти? И что за явление, собственно, было осуждено законом Моисея и соборными правилами?

В 62-м правиле Шестого Вселенского собора, которое любят упоминать в объявлениях из серии «посторонним вход воспрещен», сказано: «...в честь богов, ложно так Еллинами именуемых, мужеским или женским полом производимыя плясания и обряды, по некоему старинному и чуждому Христианскаго жития обычаю совершаемые, отвергаем, и определяем: никакому мужу не одеваться в женскую одежду, ни жене в одежду мужа свойственную; не носить личин комических, или сатирических, или трагических». Речь здесь идет о языческих ритуалах, в ходе которых люди придавали себе вид, свойственный противоположному полу, мужчины играли роли женщин, а женщины - мужчин. Сегодня это назвали бы парадом трансвеститов. Но сегодня вы ведь не принимаете женщину в брюках за мужчину, не обращаетесь к ней «молодой человек»?

А вот 13-е правило Гангрского Собора, якобы тоже запрещающее женские брюки - это совсем другая тема. Оно гласит: "Аще некая жена, ради мнимаго подвижничества, пременит одеяние, и, вместо обыкновенныя женския одежды, облечется в мужскую: да будет под клятвою". На том же соборе были осуждены ереси Евстафия и его последователей, которые практиковали ложный аскетизм. Они верили, что те, кто живет в браке, не спасется, бросали своих жен и мужей, постились в воскресные дни, а употребление в пищу мяса отвергали в принципе. Женщины-евстафианки коротко стригли волосы и носили мужскую одежду, и это правило было написано конкретно против них. Сегодня их аналогом могла бы послужить секта каких-нибудь убежденно одиноких и агрессивно настроенных дам, которые бреются наголо, носят камуфляж, спят в палатках, питаются исключительно гречневой кашей из котелка и осуждают всех, кто совершил предательство и надел обручальное кольцо на палец.

Что же касается объявлений, запрещающих вход в храм для кого-либо, дело тут вообще не в брюках. В переводе на русский язык их следует понимать так: «У нас и так прихожан уже достаточно, извините, нам не нужны новые люди. Здесь уже собралась теплая компания, все свои, нам в своем кругу комфортно и, простите, некогда отвечать на ваши дурацкие вопросы и уделять вам внимание».

Причина этого явления следующая: существует особая околоцерковная субкультура, которая даже не возникла как ответная реакция простого народа на насильственную маргинализацию верующих в годы коммунистических гонений. Она сформировалась тремя веками раньше, во времена Петровских реформ, как ответ на секуляризацию государства, отделение церковного от светского. Именно тогда возникла особая субкультура «церковных людей» с такими отличительными чертами, как ношение подчеркнуто ветхой одежды темных тонов, напоминающей не то нищенскую, не то монашескую, почитание авторитета «старцев» выше епископата, осуждение власти как «беззаконной», «антихристовой», неприятие «мирской», особенно европейской, культуры. Наверное, это древнейшая из существующих сегодня в России протестных субкультур. Новообращенные православные христиане конца прошлого века подарили церковной субкультуре второе дыхание: придя в храмы и не имея перед глазами иных образцов православной культуры, внешности и поведения, они приняли эту наиболее экзотичную среду за самую ревнительскую, подвижническую. Действительно, принадлежность к данной субкультуре кажется самым простым способом достижения «высокой духовности»: стоит отказаться от косметики и маникюра, а лучше совсем перестать следить за собой, облачиться в мятую черную юбку и серую бесформенную кофту, покрыть голову платком «внахмурку», намотать на запястье четки, желательно поизношеннее, «намоленные», научиться в знак благодарности отвечать «спаси, Господи», а при зевании крестить рот, и «церковная среда» с радостью признает вас своей, «знающей», вы получите в ней психологическую поддержку и одобрение, уверенность в правильности выбранного пути.

Проблема в том, что когда человек надевает в церковь нечто странное, неуместное в обычной жизни, а на работу или для отдыха одевается совсем иначе, и сама вера начинает восприниматься как ролевая игра. А когда приходят настоящие, «взрослые» искушения, человек оказывается не в силах с ними справиться, и это оборачивается для него серьезным мировоззренческим кризисом.

Означает ли это, что в церковь одеваться можно как угодно: хоть в мини, хоть в бикини? Конечно, нет. Авторитетные для каждого православного человека святые отцы писали об одежде совсем немного, но их советы актуальны по сей день. У святителя Иоанна Златоуста, святителя Кирилла Александрийского, преподобного Макария Египетского, преподобного Ефрема Сирина мы видим следующие рекомендации: не носить одежду подчеркнуто богатую, признаком которой в древности служила «пестрота и многоцветие», особенно в том случае, если к этому тебя не обязывает социальный статус. Также святые отцы призывают христиан не допускать во внешнем виде чего-либо, что способно возбуждать в лицах противоположного пола похоть, причем речь здесь идет гораздо в большей степени о манерах поведения и косметике, нежели об одежде. Неоднократно повторяется совет верующим не выделяться своей одеждой из народа, среди которого они живут, не носить чего-либо странного.

Если перенести святоотеческие советы из мира сандалий и хитонов в нашу реальность, то картина получается примерно следующая. Во-первых, одежда однозначно не должна быть сексуальной. Во-вторых, она не должна служить средством демонстрации материального успеха, особенно в том случае, если его у вас на самом деле нет. И, в-третьих, вы не должны выглядеть чудно, «не как все». Из этих соображений и следует выбирать одежду, если вы собираетесь в церковь целенаправленно. А уж что именно надеть, подскажет здравый смысл. В русской традиции - женщинам покрывать голову, но к этому следует относиться как к национальному обычаю, а не как к догмату. В Греции, напротив, голову покрывать не принято, зато даже в сорокаградусную жару не приветствуется одежда без рукавов, молящийся человек в майке может услышать в свой адрес замечания.

Но в любом случае, если желание зайти в церковь возникнет у вас внезапно, всегда лучше зайти, чем не зайти. Если вы одеты совсем уж «не по форме», например, в мини-юбку и топ на бретельках, попросите у свечницы или сторожа халат, обычно они в этом не отказывают. Кстати, главное, что мы можем найти об одежде христианина в Евангелии - это призыв Господа Иисуса Христа не заботиться о ней: «Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?» (Евангелие от Матфея, глава 6, стих 25).