Иррациональное мышление: мысли, мешающие жить. Иррациональное мышление и ложные убеждения

Иррациональное мышление и ложные убеждения

Одно суждение, которое приносит массу вреда, состоит в утверждении, что умственные способности даны нам от рождения и качества не меняют. (Помните, что среднестатистический человек считает свой ум выше среднего). Однако ум – это способность, которую можно развивать, как и любой другой навык. Чем больше мы тренируемся в решении проблем, тем лучше у нас получается. Психолог Кэрол Дуэк работала со школьниками и маленькими детьми более 20 лет, и она продемонстрировала: когда ей удается убедить учеников, что интеллект – это навык, а не врожденное качество, их успеваемость и мотивация радикально улучшались. То же происходит и со взрослыми{50}. Если нас убедили, что мы не можем учиться или что у нас сниженные умственные способности (такие выводы часто делают дети на основе школьного опыта), мы не стараемся преодолеть это и легко сдаемся, что не способствует хорошему самоощущению. Суждение весьма самодеструктивное, при этом оно все больше проникает в среду рабочего класса. Мне посчастливилось работать с людьми, которые смогли приобрести профессию или самостоятельно обучились новому ремеслу в зрелом возрасте. Они обнаружили, что, восстановив свою самооценку, способны учиться и умеют самостоятельно решать собственные проблемы. Однако таких хороших примеров немного, поскольку спрос на искусные ремесла иссякает, и остается только продавать бургеры.

Вот еще успокоительные иллюзии, нередко ведущие к плачевным для нас последствиям.

Ошибки планирования {51}. Мы прекрасно умеем предвидеть поведение других, но при этом постоянно недооцениваем сроки, нужные нам для завершения проекта. Студентов попросили оценить, сколько им потребуется времени, чтобы закончить диплом, в лучшем и худшем случаях. Меньше половины студентов успели написать диплом, уложившись в «худший срок»{52}.

Обратный эффект подавления мыслей {53}. Если мы пытаемся не думать о чем-то, скорее всего, начинаем думать об этом еще больше. Это известный феномен желания «не думать о розовом слоне». Более эффективным способом оказываются попытки отвлекаться, чем стараться подавлять мысли. Итак, если вы ночью лежите в кровати, пытаясь не думать о неотложных завтрашних делах, попробуйте направить свои мысли куда-нибудь в другую сторону. Вы можете вспоминать подробности чего-то приятного, например каникулы или хороший фильм.

Фундаментальная ошибка атрибуции. Мы судим о себе по нашим намерениям, а других – по их поступкам. Ошибки других людей мы склонны объяснять дефектами характера, тогда как свои промахи – внешними факторами («В день экзамена у меня была мигрень, а преподаватель просто не большого ума»). А вот обратная картина: наши удачи мы приписываем качествам характера, а удачи других склонны считать временным явлением или счастливой случайностью («Я вернул кошелек в бюро находок, потому что я высокоморальный и нравственный человек; другие делают так, только если кто-то видел, как они его подняли»). Таким образом, мы признаем свои сильные стороны и отрицаем слабые. Это становится серьезной помехой на пути преодоления саморазрушающего поведения, оправдывая все наши попытки отвергнуть или отказаться от изменения и найти объяснение последствиям своих действий.

Ловушка {54}. Возможно, участники экспериментов Милгрэма никогда не стали бы подвергать «учеников» потенциально опасному разряду в 450 вольт, если бы их спросили об этом в самом начале. Но они начинали всего только с 10 вольт, а затем постепенно повышали напряжение, поэтому оказались в ловушке. В конце концов, если вы дали разряд в 350 вольт, то 375 всего на 25 вольт больше. Так когда же надо остановиться? Почему бы не еще одна взятка, или еще одна ложь, или еще одна афера?

Предвзятость подтверждения. Мы запоминаем то, что подтверждает наши убеждения или решения, но не принимаем во внимание или недооцениваем все, что им противоречит. Исследования мозга с использованием новейших методов показали, что области мышления практически отключались, когда людям предлагали прослушать информацию, противоречащую их политическим убеждениям{55}. Напротив, когда мы слышим информацию, подтверждающую наши взгляды, «центры счастья» в нашем мозгу включаются.

Временное дисконтирование . Нам нужно «это» сейчас, даже если, подождав, мы получим больше. Получив выбор между 1000 долларов сейчас и 1200 долларами завтра, большинство людей подождут один день. Но если выбор будет между 1000 долларов сегодня и 1200 долларами через месяц, большинство выберут синицу в руках.

Эффект «Какого черта!». Такое особенно часто можно услышать от людей, сидящих на диете: «Сегодня я нарушила свою диету. Какого черта! Буду есть пищу пожирнее». Мы одурачены своими представлениями о пище. Одной группе соблюдающих диету дали фруктовый коктейль и фермерский сыр (580 ккал). А другой группе – небольшую порцию мороженого (290 ккал). И именно группа, съевшая мороженое, выдала эффект «Какого черта!»{56}. Даже когда людям заблаговременно сообщили, сколько калорий содержится в блюдах , только группа с мороженым решила, что их диета нарушена. Безусловно, начнем с того, что эффект «Какого черта!» иррационален и деструктивен, но он случается не только с людьми, соблюдающими диету. Это касается и «волокитчиков» («Уже четыре часа, нет смысла начинать сейчас»), и тяжелых пьяниц («Сейчас девять, и я уже изрядно набрался. Какого черта! Почему не покутить до утра?»), как и людей с другими видами самодеструктивного поведения.

Эффект разрешения. Самодисциплина в одной области может заставить нас почувствовать себя свободнее в других областях. Осторожность в деньгах позволяет переедать; соблюдение диеты компенсирует отсутствие физических упражнений. Но дела не всегда складываются таким образом. В действительности самоконтроль в одной сфере деятельности облегчает его соблюдение в других сферах. Но если мы упорствуем в саморазрушающем поведении, эффект разрешения становится популярным видом рационализации.

«Беговая дорожка счастья». Чем больше вы имеете, тем еще больше хочется иметь. В психологии это явление называют беговой дорожкой счастья. Самым известным примером такого феномена стало исследование людей, выигравших в лотерею, и жертв, выживших в катастрофах. Сразу после этих изменяющих жизнь событий люди становились гораздо счастливее или гораздо несчастнее, чем были до того. Однако годом позже люди из обеих групп возвращались к прежнему уровню счастья{57}. По данным последних исследований, большинство жертв несчастных случаев все же не приходят в себя полностью. Но для счастливых событий это справедливо. Так, экономисты-бихевиористы обнаружили, что восторг, который мы испытываем с новым приобретением, быстро уходит на дальний план, и мы возвращаемся к прежнему уровню неудовлетворенности. Эффект «беговой дорожки счастья» свидетельствует: сколько бы мы ни имели в данный момент, все равно захотим больше, а когда получим это, по-прежнему будем хотеть еще, пока не обретем достаточно мудрости, чтобы сохранить деньги для чего-либо такого, что действительно сделает нас счастливыми. Культура потребления учит тому, что богатство и обладание становятся ключами к счастью. Однако мы точно знаем, что на самом деле это не так: наоборот, они лишь подталкивают нас к самодеструктивному поведению. В главе 10 мы еще вернемся к этой теме.

Из книги Тайное значение денег автора Маданес Клаудио

11. ДЕНЬГИ И ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ Всем нам приходится сталкиваться с проблемой раздела власти в семье. Эта проблема касается не только того, кто станет принимать решения за других и держать в своих руках бразды правления, но и того, кто о ком будет заботиться и

Из книги Почему я боюсь любить автора Пауэлл Джон

Второй шаг: постарайтесь обнаружить иррациональное поведение Если кто-нибудь из членов семьи ведет себя таким образом, что это идет ему во вред, или совершает какие-то непонятные поступки, если он не может остановиться, когда вы его об этом просите, или не в состоянии

Из книги 33 стратегии войны автора Грин Роберт

Ложные боги Бог, которого найдет человек, живущий такой жизнью, будет лишь хмурым пугающим идолом, не требующим от своих почитателей ничего, кроме страха. Книга Бытия говорит нам, что Бог создал нас по Своему образу и подобию, и надо сказать, что самым коварным и обедняющим

Из книги Психология автора Робинсон Дейв

Ложные союзы В ноябре 1966 года Мюррей Боуэн, профессор клинической психиатрии Джорджтаунского университета, один из влиятельнейших специалистов в области семейной психотерапии, столкнулся с серьезной проблемой. Дело в том, что кризис назревал в его собственной семье,

Из книги Руководство начинающего счастливчика, или Вакцина против лени автора Иголкина Инна Николаевна

Из книги Психология подсознания автора Подводный Авессалом

Из книги Тренировка мозга для генерации золотых идей [Школа Эварда де Боно] автора Штерн Валентин

Ложные потребности Существуют потребности, формируемые не духом, а сознанием и средой; их можно смело называть ложными. Мы рассмотрим две из них: потребность в удовольствиях и потребность в счастье.Удовольствие имеет единственную функцию - это индикатор качества

Из книги Психология обмана [Как, почему и зачем лгут даже честные люди] автора Форд Чарльз В.

Мышление обыденное и мышление стратегическое: принципиальная разница Большинство из нас не думает, как отбирать «пищу» для своего мышления, а просто «хватает» первое, что попадется под руку. Такой тип мышления можно назвать фоновым, потому что оно как бы является фоном

Из книги НЛП-2: поколение Next автора Дилтс Роберт

Ложные обвинения Современные средства массовой информации часто освещают ситуации, в которых серьезные обвинения, сделанные жертвой, отрицаются обвиняемым. Многие обвинения справедливые, другие ложные. Жертва насилия Сорокадевятилетняя замужняя женщина, заявившая,

Из книги Правила жизни от Альберта Эйнштейна автора Перси Аллан

Ложные признания Антоним ложных обвинений - ложные признания в преступлениях, которых не совершали. Повешенный лжец Тимоти Эванс был удостоен королевского помилования, но это произошло лишь через несколько лет после того, как он был повешен в 1950 году за убийство,

Из книги Трудные люди. Как налаживать хорошие отношения с конфликтными людьми автора Макграт Хелен

Убеждения-барьеры и убеждения-мосты Можно выявить, удерживать и трансформировать ограничивающие убеждения и «вирусы мышления» точно так же, как мы удерживаем трудные чувства. Вот несколько способов это сделать. Центрироваться и удерживать такие убеждения в более

Из книги Позитивная психология. Что делает нас счастливыми, оптимистичными и мотивированными автора Стайл Шарлотта

27 Интуитивное мышление – это священный дар, а рациональное мышление – верный слуга. Мы создали общество, воздающее почести слуге, но забывшее о даре Так называемое шестое чувство – внутренний компас, который есть у каждого и который помогает принимать решения, –

Из книги Не бери в голову автора Пэйли Крис

18. Рациональное и иррациональное мышление Рационализм – лучшая тактика в общении с трудными личностями. Он является также полезным инструментом для исправления собственного поведения, так как позволяет совершать поступки обдуманно, а не на основе спонтанной

Из книги Феноменальный интеллект. Искусство думать эффективно автора Шереметьев Константин

Позитивное мышление – более совершенное мышление Многие исследования подтверждают одно важное открытие: умение видеть светлую сторону жизни и оставаться позитивным стимулирует мышление. Было доказано, что люди, сохраняющие надежду и оптимизм, мыслят яснее и

Из книги автора

Мы воспринимаем собственные убеждения таким же способом, что и убеждения других людей Описывая людей с аутизмом, профессор Кембриджского университета Барон-Коэн отмечает, что они отличаются «психической слепотой». У них есть трудности с интерпретацией

Здравствуйте, дорогие читатели! С какой завистью многие из нас смотрят на дисциплинированных людей. Радость охватывает, когда встречаешь человека, который без жалости к себе работает по 19 часов в день, не думает лишний раз прежде чем убраться дома или выполнить какую-то иную работу. Большинство из нас стремится делать то, что хочется, если этого не получается – он жалуется и делится переживаниями с каждым встречным.

Иррациональное мышление – это во многом «заслуга» такого поведения и сегодня, о нем и пойдет речь. Мы привыкли думать, что этот тип мышления плох, на самом же деле можно научиться жить радостно, и при этом оставаться иррациональным.

Однако, давайте обо всем по порядку.

Иррациональность

Думаю, что где-то каждый понимает, что такое иррациональное мышление.

Если рациональные люди опираются на логику и цели, то иррациональные предпочитают заниматься тем, что им нравится. Они с радостью остаются в мире фантазий, чувств, эмоций. Их мышление не отличается четкостью, оно мультизадачно. В арсенале целый веер планов, дел, увлечений и мечтаний. Им тяжелее то, чего не хочется, а продуктивность напрямую зависит от «музы».

Если у человека с иррациональным мышлением есть желание, то буквально за 3 часа он способен выполнить невероятный объем работы. Если настроения нет, то он будет ковыряться долгие месяцы, потихоньку выдавливая из себя хоть какой-то результат.

Быть продуктивным и при этом оставаться иррациональным можно. Проблема в том, что большинство книг написаны как раз для рациональных людей, тех, кому перерывы дают возможность отдохнуть и набраться сил. В случае с иррационалами перерывы только лишь все усугубляют. После отдыха заставить себя работать перестает быть возможным.

К счастью, мне удалось найти книгу, которая подойдет, если у вас превалирует такой склад ума. Тимоти Феррис «Как работать по 4 часа в неделю» .

Рациональность – это не характеристика эффективности мышления, а его направленность или способ мыслить. Она не поддается влиянию , желаний, импульсов и личных переживаний. Человек с таким складом ума использует логику, знания, разум и старается отстраниться от стереотипов и ложных мыслей, которые не всегда содержат в себе здравое зерно. К этому мы еще вернемся.

Способ мышления влияет на и его поведение, а потому людей с иррациональным складом ума можно назвать иррационалами. Все не так плохо, как может показаться на первый взгляд. Если вы замечаете за собой черты иррационала, могу порекомендовать книгу Стивена Шапиро «Здесь и сейчас. Как вырваться из плена целей и начать радоваться жизни» .

Она поможет понять насколько вам повезло.

Три уровня мышления

Вообще, существует три уровня человеческого мышления. Поверхностный, в который проникают произвольные мысли. Мы их можем осознавать и контролировать. Автоматические – стереотипы и традиции, которые попадают в нашу голову в период взросления и . Глубинные, те, что проистекают из подсознания и с большим трудом поддаются изменению.

Существуют также неконструктивные мысли. Мы можем преувеличивать значение событий и фактов, а также делать глобальные выводы из незначительных ситуаций. К примеру, когда на работе что-то не получается, мы приписываем себе самые ужасные качества: некомпетентность, глупость и так далее.

Иррациональность свойственна всем, просто в разной мере.

Идеи и ценности

Американский психолог Альберт Эллис выделил несколько идей и ценностей, которые по природе своей иррациональны, но имеют большое влияние на современного человека. Давайте разберем некоторые из них, чтобы понять, что каждый из нас немного иррационален.

К примеру, мы стремимся к тому, чтобы все наше окружение находилось в восторге от нашей персоны. Конечно же, рациональный человек понимает, что добиться этого невозможно, так как кому-то мы однозначно не понравимся как ни старайся.

Вот еще несколько иррациональных идей по Эллису:

  • Лучше избежать трудностей, чем с ними справляться.
  • У вас обязательно должен быть человек, на которого можно положиться.
  • Я обязан сильно расстроиться, .
  • Для любой проблемы существует идеальное решение, которое я обязательно должен отыскать, чтобы избежать неприятностей.

Если вы хотите и окружающих, подписывайтесь на рассылку. Вас ждет еще масса интересного. Ну а я вынуждена с вами проститься. До скорых встреч.

Глава 16. Иррациональное мышление

Во всех индуктивных процессах мы идем от частного, от факта к правилу. В результате индукции вывод получается гипотетический. Суждение, что индукция есть переход от суждения о факте к суждению гипотетического типа: если А есть, то есть В; нет В, А может быть, а может не быть.

Девятнадцатый век ознаменовался гонением на общее. Бесконечные скопища отдельных фактов внушили логикам мысль, что частное есть первоначальная форма нашего сознания.

Нам, в лучшем случае, даются законы абстрактного мышления, а не реальность. Еще Гегель справедливо указывал: «Мышление обладает живым прогрессивным характером, между тем как тезис А = А не двигается с места. И это называется законом мышления! Ни одно сознание не мыслит, ни один человек не говорит, ни одна вещь не существует, подчиняясь этому закону; поэтому закон тождества не есть закон мышления, это не только не закон мышления, а вовсе ничего не говорящее утверждение: А есть А, Бог есть Бог, дух есть дух…»

Законы формальной логики разрывают живую ткань мысли, отрезают воображение и изобретают такие схемы и правила, которые останавливают развитие мысли и самого творчества. Но сама живая мысль не терпит никаких остановок и требует от разума обоснования своих подсознательных или исходных посылок, побуждает разум выходить за пределы жестких рамок закона тождества, чтобы установить самоочевидность реальности, уходы от дурной бесконечности закона достаточного основания, согласно которому А требует для себя основания не в А, а в Б, а Б, в свою очередь, в С и так далее.

Разум изначально противоречив. Ведь его работа определяется двумя законами - законом тождества, требующим остановки мысли, и законом достаточного основания, настаивающим на беспредельном движении мысли. Очень хорошо сказал об этом Флоренский: «Ткань рассудка, сотканная из конечности и бесконечности… раздирается в противоречиях. Рассудок равно нуждается в обеих своих нормах, и ни в одной… работать не может. Он не может работать, однако, и в пользовании обеими ими, ибо они несовместны. Нормы рассудка необходимы, но они и невозможны. Сам разум раздроблен и расколот».

Наша логика полуэмперична, полурациональна. Необходимость логических законов имеет силу только для нашего мышления. Мы не можем знать только наше мышление. Но ведь может быть мышление, которое не подчиняется принципам нашего мышления. Закон противоречия есть закон земной логики, с его помощью мы хорошо разбираемся в наших земных отношениях. Это трагическое положение разума снимается только обращением к сверхрассудочному, или иррациональному, способу мышления. Как указывает Флоренский, «но то, что для рационального есть противоречие… то на высшей ступени духовного познания перестает быть противоречивым… в состоянии духовного просветления… противоречия нет».

Существует особое, сверхрациональное, или иррациональное, мышление, которое способно воспринимать мир и его явления в целостности. Этому есть подтверждения высоких духовных подвижников, которые нельзя отрицать, чтобы не показать своего вопиющего невежества. Обычно переживания таких подвижников духа-мистиков невозможно передать словесно, в лучшем случае - какими-то символами.

Но на протяжении длительного времени наука относилась и относится к такому типу мышления как к психопатологии, шарлатанству. В связи с этим можно привести хрестоматийный пример, связанный с астрономом прошлого Лапласом, который в ответ на замечание, что в его космогонической теории нет Бога, ответил, что он в такой гипотезе не нуждается.

Подавляющее большинство людей живут так называемым обыденным сознанием, бытовым мышлением. В результате они воспринимают не многомерную действительность, а мнимую очевидность, бессистемно, отрывочно и противоречиво. Вся мешанина миропонимания обывателя держится на противоречивом рассудке или разуме. Очень хорошо охарактеризовал такой тип мышления Флоренский: «Бытовое жизнепонимание бессвязно и непоследовательно: аметодично; у него нет ни определенного предмета, ни определенной точки зрения. Смешивая все предметы и все возможные точки зрения, по произволу меняя один на другой, переходя с одной на другую, не отдавая себе отчета в своей подвижности и неопределенности, житейская мысль владеет полнотой всесторонности, но в этой полноте нет порядка, нет формы, а потому нет самоотчетности. В нем все есть, все возможное богатство мысли. Житейскою мыслью все объяснено, уже объяснено, и она ни в чем не нуждается. Однако объяснено где-нибудь и как-нибудь, где же и как именно - найдешь лишь случайно. Такое жизнепонимание подобно огромной библиотеке, не только не имеющей каталога, но и не расставленной по плану».

Борясь с такой обыденностью сознания, углубляя полученные знания, наука незаметно, но неизбежно теряет ту поверхностную полноту целостного восприятия мира, присущую обыденному сознанию. В результате мы имеем не НАУКУ, а науки, не целый мир, а точечные знания, объясняющие отдельные механические части мира.

Самое печальное в том, что возведенная в абсолют формальная логика, формальное мышление, по сути своей воюет с Его Величеством Человеком, которому призваны служить, так как человек изначально целостен, в нем изначально сидит стремление к целостному восприятию и пониманию мира. Современная наука пытается понять это и пристроиться к этой природной цельности человека, изобретает то кибернетику, то семиотику, то синергетику. Но чего в результате добивается? Ничего, ибо она лишь сдвигает угол зрения, но все эти «углы зрения» сами нуждаются в синтезе, которые, будучи сваленными в кучу, дать не могут.

Как некогда народная медицина была единственной, но вытесненной более «нахрапистой» современной, химической, считалась традиционной, точно так же иррациональное мышление было вытеснено на обочину столбовой дороги исторического развития рациональным мышлением, олицетворенным научно-техническим прогрессом. В результате, например, человек оказался принадлежащим одному только физическому, материальному миру, в то время как он есть воплощенное триединство трех миров - физического, психического и духовного, в частности - тела, души и духа. Древний человек мог не знать «научных» законов природы, но зато он знал Природу в ее цельности. И достичь этой Истины одной головой невозможно, нужно и сердце. Но наука берет истину силой, однако становящиеся все более дорогими эксперименты в науке приносят все меньшие результаты. Наука, научное мышление подошли к своему пределу, причем всего более испытывают кризис в плодотворных идеях, ключ к которым опять же находится в пределах иного типа мышления - иррационального. Но заформализованное логикой мышление боится переступить через запретную черту. Рациональные объяснения все менее объясняют раскрывающуюся картину мира. Квантовые физики все чаще начинают использовать иррациональную «гипотезу» Бога, так запальчиво отвергнутую некогда Лапласом. Ученые еще могут признать из форм иррационального мышления две первичные его стадии - интуицию и озарение, но «просветление» и «откровение» будут встречаться «штыками и картечью». Самое ругательное для таких ученых слово - «мистик». Они боятся его как огня, хотя в действительности именно они со своей запутавшейся в дебрях очевидности, а не реальности наукой и есть мистики, ибо они блуждают в тумане одряхлевших, ослепших и оглохших псевдонаучных парадигм. И от широкой публики будут скрывать, что якобы «сугубый материалист» Ньютон искал Бога, а открыл закон всемирного тяготения. Пусть историки науки посчитают, сколько научных открытий стало следствием именно иррациональных поисков, а не вытекло из логических сухомудрых рассуждений.

Русский ученый Н. Васильев отрицал Аристотелеву логику и признавал необходимость иной логики - воображаемой, или логики иного мира. Он признал, что логика Аристотелова истинная только для нашего физического мира очевидности, но реальность многообразнее и полнее очевидности. И он выдвигает понятие воображаемой логики, или логики реальности, в том смысле, что она является орудием для познания этой реальности и благодаря этому находится в самом тесном отношении к реальности. Новая логика лишена этого отношения к нашей реальности, она является чисто идеальным построением. Только в ином мире, чем наш, в воображаемом мире воображаемая логика могла бы стать орудием познания.

В свое время великий Лобачевский назвал свою геометрию воображаемой, позже ее назвали неевклидовой.

Никто еще не доказал, что возможна только единственная логика - Аристотелева. Мы просто привыкли верить во многие вещи, которые сами не видели в глаза. «То, что очевидно для нас в нашем мире, с нашей структурой ума и ощущающей способности, то может быть не только очевидно, но и прямо неверно в другом мире, для существ с другой психической организацией».

Неужели божество обязательно должно мыслить по аристотелевской логике, по канонам силлогизма и миллевским правилам индукции? Очень рано религиозность создала представление о божестве, разум которого бесконечно превышает человеческий. Почему нет ничего невероятного или абсурдного в том, что логика божества иная, чем логика человека.

Значит, вполне мыслимо, что могут существовать системы логического мышления и логические операции, совершенно отличные от наших.

В современной логике существуют три главных взгляда на основные логические законы: закон тождества, противоречия, исключенного третьего и достаточного основания. Кто-то видит в законах логики законы мышления. И Васильев справедливо замечает: «Мы должны мыслить иные логиче-ские законы, если мы только представим себе мир с другими естественными законами мышления, представим себе существо с другой интеллектуальной организацией».

Сама математика дает нам примеры воображаемых дисциплин. Например, математики ввели отрицательные числа, которых нет в природе. Мы должны понять, что может быть иная логика, чем наша.

Воображаемая логика есть логика, свободная от закона противоречия. И, прежде чем приступить к построению воображаемой логики, мы должны точно сформулировать отбрасываемую нами аксиому, чтобы избежать всяких недоразумений. Закон противоречия утверждает несовместимость утверждений и отрицаний. Отрицание - это то, что несовместимо с утверждением.

Я могу не видеть вещи в комнате, но она может быть. Вещь может быть, а может отсутствовать в зрительном восприятии. Доказательством существования или наличия стакана, а не воды, может служить только то, что мы должны попробовать его содержание. И сам вкус будет служить основанием для утверждения, что в стакане. То есть единственным логическим основанием отрицания является несовместимость.

Надо построить логику, где не было бы нашего отрицания, сводящегося на несовместимость.

В нашем мире непосредственное восприятие дает только один вид суждения - утвердительный, но можно предположить такой мир, такую логику, где наше восприятие даст два вида суждения: утвердительный и отрицательный. Потому могут составить основания для одновременного утверждения и отрицания.

Помимо логического (рационального) мышления есть нелогичное (иррациональное) мышление, которому в большинстве случаев отказывается в существовании, в праве иметь свою логику. Но, как показывает история, большая часть человеческого развития проходила и будет проходить под знаком иррациональной логики. Человек погрузился в мир физической реальности, которой наиболее соответствует логика так называемого научного мышления. Однако большая часть научных открытий происходила и происходит, как признают многие ученые, внезапно, спонтанно, в результате некоего «озарения», «вдохновения свыше» или в сновидениях, как это было в хрестоматийном случае с Менделеевым. Однако все это почему-то игнорируется, и нам упрямо навязывается логика линейного мышления. Первобытный человек с его мышлением воспринимается и подается как нечто убогое, достойное снисходительного похлопывания по плечу. Только нашим высоким ученым - философам и психологам - невдомек, что так называемые «первобытные» люди имели за своими плечами многомиллионную историю с блестящим развитием цивилизации, что они представляют собой осколки посткатаклизменного состояния. Лишь отдельные ученые-исследователи понимают, что так называемое нелогическое мышление, «доисторическое», вовсе не есть хаотическое, неупорядоченное. Оно имеет свою логику, свой порядок. Только на месте формально-логических связей стоят связи «мистические», сверхчувственные, сверхсознательные, вместо закона исключенного третьего здесь стоит закон «мистического сопричастия», или чувство всеединства. Этот закон в древнем мышлении, так основательно потесненный научным, логическим, является главным. Это мышление выразилось в гениальной формуле «Человек подобен Космосу» . Целостное мышление древних установило связи и отношения между явлениями социального, космического и культурного порядка: структурой Вселенной и человеческого тела, между жизнью и смертью, между былинкой и Космосом; все это великое Единство человек древности назвал Жизнью, Богом.

Предыдущий урок мы закончили на утверждении, что одной из самых серьезных преград на пути развития критического мышления является иррациональное мышление. Но что же это такое? Почему оно свойственно многим людям? Какое влияние оно оказывает на жизнь и деятельность человека? Как от него избавиться и нужно ли это делать? На эти и некоторые другие вопросы мы ответим в пятом уроке.

Иррациональное и его характеристика

Если попытаться объяснить понятие «иррациональное» с позиции философии, то охарактеризовать его можно как определенное начало человеческой натуры, противоположное свойству рационально, т.е. разумно постигать этот мир. Иррациональное допускает, что существуют такие области мировоззрения, которые разум не в состоянии понять, но все же они приемлемы благодаря вере, чувствам, интуиции. Таким образом, иррациональное - это одна из характеристик особого характера действительности. На протяжении многих лет вопросы иррационального изучались такими известными философами, как Бергсон, Дельтой, Ницше, Шопенгауэр и многие другие.

Мыслить иррационально могут позволить себе, так скажем, «свободные» личности, не задумывающиеся о последствиях. Действовать так значит допускать, что действительность не всегда может быть понята с помощью научных методов. Исходя из воззрений сторонников иррационального мышления, реальность со всеми ее компонентами и производными, например, жизнью и психологическими процессами, неподвластна общепринятым законам.

Безусловно, такая позиция имеет место быть, но в случае с критическим мышлением она совершенно не подходит. Иррациональные люди стремятся познать законы бытия, нарушая все общепринятые законы, а люди рациональные, напротив, мыслят критически, не доверяя тому, что нельзя проверить, опираясь только на достоверные и подтвержденные факты. И, беря это в расчет, мы должны сказать, что даже в том случае, если иррациональное вам свойственно, при желании развивать умение мыслить критически вы хотя бы на время должны отбросить все, что может ему противоречить.

Что же именно отбрасывать? Давай постараемся уточнить этот момент, ведь иррациональные мысли могут быть разных типов.

Типология иррациональных мыслей и их влияние

Иррациональные мысли - это мысли, мешающие объективному и адекватному восприятию окружающей действительности, а с позиции поведенческой психологии - даже служащие причиной появления .

Всего можно выделить три категории иррационального мышления и соответствующие им типы мыслей:

  • Преувеличение. Сюда относятся мысли типа: «Она заметила, что я был не уверен в себе», «Они точно подумали, что со мной что-то не так», «Он видит меня насквозь» и т.д.
  • Сверхобобщение. Сюда относятся мысли типа: «Если я струсил тогда, значит, струшу и сейчас», «Он со всеми так общается - и меня не обойдет стороной», «Этот экзамен не сдал никто - у меня нет шансов» и т.д.
  • Чтение мыслей. Сюда относятся мысли типа: «Она считает, что я злой и конфликтный», «Я знаю, что ты обо мне думаешь», «Он понял, что я плохо о нем подумал» и т.д.

Есть и другие типы подобных мыслей, но в той или иной степени они будут относитсья к одной из категорий иррационального хода мыслей. Самая же большая их опасность в том, что они продуцируют запуск катастрофического мышления: человек с головой погружается в безосновательные волнения и панику, а его способность принимать решения и действовать полностью парализуется. Ни о каком критическом мышлении здесь не может быть и речи.

Злободневные наглядные примеры иррационального мышления вы можете найти в книгах, посвященных работе с ним. Вот несколько вариантов:

  • Канеман Даниэль
  • Гоулман Дэниел
  • «Эмоциональная гибкость» Дэвид Сьюзен
  • «Решение проблем по методикам спецслужб» Джонс Морган
  • Голдсмит Маршалл и Рейтер Марк

Здесь же будет логично поговорить немного и о том, как влияет иррациональное мышление на то, что делает человек.

Как уже стало ясно, иррационально значит нелогично, ненаучно и без какой-либо критики. Иррациональные действия направлены на получение результата, однако сами поступки никак заранее не обдумываются и не оцениваются. Здесь нет осмысленных заблаговременно возможных вариантов развития хода событий, разрешения вопросов или решений задач.

Все это, как правило, имеет самую прямую связь со спонтанным проявлением чувств и эмоциями, раздражающими или успокаивающими мысли. Иррациональные личности могут наблюдать проявления действительности вне пределов их логических объяснений, а также склонны верить неподтвержденным фактам просто потому, что они довлеют над другими. Такие люди пренебрегают использованием так называемых жизненных инструкций, т.е. продуманных стратегий поведения и алгоритмов действий. Основой такого поведения в большинстве случаев служит вера человека в положительный исход, даже если он совершенно не понимает практические основы и причины успеха в случае его достижения. Чаще всего успех объясняется удачей или благосклонностью судьбы.

Но с практической и тем более с критической позиции позволить себе так себя вести может либо очень , либо ребенок. К тому же, размышляя или делая выводы, эффективно руководствоваться правилом сохранения энергии, и мыслить иррационально, просто опираясь на шаблоны и первую поступившую информацию, менее затратно с точки зрения расхода времени и сил. Но если основанные на воспитании или полученном опыте знания иррациональны, ничего хорошего из этого не выйдет.

Вот лишь небольшой перечень факторов, препятствующих эффективному мышлению и правильным действиям - иррациональное мышление:

  • Спонтанно и безосновательно
  • Уводит человека в сторону от правильных мыслей
  • Может помешать человеку в процессе ежедневной деятельности
  • Снижает эффективность в профессиональной и других сферах
  • Часто активизируется тогда, когда это не нужно
  • Служит причиной раздражительности, депрессии и тревоги
  • Нарушает адаптацию к внешнему миру
  • Не отличается гибкостью
  • Служит причиной развития
  • Продуцирует
  • Продуцирует страх общения с авторитетами и более осведомленными людьми
  • Снижает мотивацию к достижению новых результатов
  • Может погрузить человека в одиночество
  • Служит причиной проблем в личной, социальной и профессиональной жизни
  • Порождает зависимость от других людей и общественного мнения
  • Способствует развитию вредных привычек

Поведенческая психология, да и банальный житейский опыт говорят о том, что чем скорее человек осознает иррациональность и нелогичность своих мыслей и действий, тем быстрее в его жизни начнут происходить благоприятные перемены: сократится количество негативных событий и ошибок, станет более крепкой психика и повысится устойчивость к стрессам, повысится личная продуктивность и эффективность, сформируется критический подход к обработке информации.

Мыслить иррационально для здравомыслящего человека неправильно. Но одолеть эту помеху на пути развития критического мышления можно только тогда, когда известны причины ее появления. И о них стоит поговорить детальнее.

Причины иррационального мышления

Для начала стоит сказать о том, что зачастую поведенческие стереотипы закладываются еще в раннем детстве. Они необходимы, т.к. не просто экономят энергию и время на принятие решений, но и способствуют первоначальной адаптации к жизни и обществу, обеспечивая выживание индивида. Но по достижении взрослого возраста человек начинает сталкиваться со «сбоями», т.е. с проблемами иррационального мышления. Основными причинами тому служат следующие:

  • Не все мыслительные схемы и механизмы, сформированные в детском возрасте, оказываются верны
  • Не все мыслительные схемы и механизмы, подходящие для ребенка, подходят для взрослого человека

Иррационализм является нарушением мышления. Впоследствии это приводит к проблемам адаптации к окружающей действительности. Кроме того, в сознании человека формируются деструктивные базовые установки, а именно:

  • Завышенная требовательность к себе (я должен то-то, я не должен того-то)
  • Завышенные требования к окружающему миру (они должны то-то, они не должны того-то)
  • Катастрофизация (если это случится - это конец, ужас, смерть, катастрофа, все пропало и т.д.)
  • Низкая фрустрационная толерантность (я не смогу этого пережить, для меня это конец и т.п.)

Сложив все мысли, приведенные выше, на выходе мы получим нечто вроде: «Я ни в коем случае не должен запнуться во время своего выступления. Если я вдруг запнусь, они не должны поднимать меня на смех. Но если это случится - это означает конец для меня, я этого не переживу».

В действительности многообразие мыслей может быть намного шире, но если отбросить все лишнее, всегда можно увидеть стандартный механизм иррационального мышления, срабатывающий каждый раз в разных ситуациях в измененной форме. Кстати, подобная схема нередко служит причиной всевозможных .

Любая проблема, любое явление или процесс, при столкновении с которым у человека возникает психологический дискомфорт, можно разобрать на элементы, чтобы найти основную иррациональную схему, вызывающую страх, тревогу, панику и прочие проявления и нарушающие взаимодействие с окружающим миром.

Говоря простым языком, тот, кто не способен различать вымысел и правду, а также находить причинно-следственные связи, использует иррациональное мышление. Оно никогда не поможет предугадать события или просчитать результаты своих действий, отчего и возникают спонтанные поступки и ненужные переживания.

Но и рациональное и критическое мышление в какой-то мере включает в себя иррациональную, можно сказать духовную составляющую. К примеру, люди искусства, создавая уникальные произведения, часто противоречат логическим законам, хотя и действуют обдуманно. Однако иррациональное не должно владеть умом здравомыслящей личности, и с его проявлениями можно и нужно бороться.

Как бороться с иррациональным мышлением

Преодолеть иррационализм непросто, но при должном усердии и систематических тренировках это вполне возможно. Важно лишь знать, что делать. Способов же существует немало, и сейчас мы с ними вас познакомим.

Определение иррациональных мыслей

Определять иррациональные мысли сложно только на первом этапе. Часто они появляются в голове очень быстро и автоматически, берутся, словно из ниоткуда, и уловить их осознанно почти нереально. По этой причине задачу можно упростить: заведите себе блокнот, куда в течение дня и ежедневно вы будете записывать мысли, способные вызвать у вас негативные эмоции, тревогу и переживания. С практикой определять их появление станет легко, т.к. ваш мозг будет натренирован и адаптирован к этому.

Установление объективности мыслей

Когда вы спокойны, расслаблены и ничто вас не тревожит, задайте себе вопрос: «Насколько объективны мои мысли?». К примеру, кто-то сегодня не захотел с вами общаться, а вы сразу начали себе надумывать не бог весть что. Но посмотрите на ситуацию критически: быть может, он просто устал и был не в духе? А если вы при общении с кем-то проявили немного робости, на самом ли деле этот кто-то составит о вас негативное мнение?

Чтобы лучше осознавать необъективность своих мыслей, воспользуйтесь простым приемом: посмотрите на ситуацию с новой стороны. Т.е. если вы видите, что человек проявляет ту же робость, вы сразу думаете об этом человеке плохо? А если вы не хотите в данный момент с кем-то общаться, это означает, что он вам не нравится? Скорее всего, все обстоит совсем не так. Всегда оценивайте ситуацию с нескольких сторон, и жизнь станет намного проще и интереснее.

Подмена иррационального рациональным

Еще один метод - планомерная замена иррациональных мыслей рациональными, более объективными. Но ощутимого результата тут можно ждать лишь через некоторое время. На первых шагах может чувствоваться психологический дискомфорт, но его нужно смело преодолевать ежедневными тренировками. Постепенно и войдет в вашу зону комфорта.

Вот пример хороших мыслей, которыми можно подменить иррациональные: «Вполне возможно он не заметил моей робости», «Мне вообще могло показаться, что она не хочет общаться», «Да они, скорее всего, обо мне даже и не думали» и т.п.

Если обобщить три этих способа, можно сделать такой вывод: например, вам предстоит через несколько минут выйти на контакт с малознакомым человеком. Времени до встречи становится все меньше, а ваша тревога становится все сильнее. И как раз сейчас самое время спросить у себя, почему же вам страшно. Скорее всего, страх связан с тем, что ваш будущий собеседник может заметить какие-то особенности в вашем поведении: слегка неуверенный голос, небольшая дрожь рук и т.д., отчего у него сложится отрицательное представление о вас. Вот здесь-то и стоит применить навыки критического мышления:

  • Мысли собеседника могут быть заняты чем-то другим в момент общения
  • Собеседник может не заметить особенностей вашего поведения
  • Даже если собеседник что-то заметит, он вряд ли будет это анализировать, и через несколько минут уже забудет о вас

Вы и сами видите, что ничего страшного на самом деле нет. Злую шутку играет иррациональное мышление. Но при регулярном проведении подобной процедуры тревожные состояния постепенно начнут отступать и терять силу.

А вот еще несколько хороших приемов борьбы с иррациональным, которые предлагает нам поведенческая психология:

Не впадать в крайности

Оценивая какую-то ситуацию, старайтесь избегать крайностей вроде «это точно плохо», «только это - хорошо», «это конец», «так или никак вообще» и т.д. Преодолеть подобные мысли можно несколькими путями:

  • Исключить из своего лексикона слова, выражающие крайности, такие как «никогда» или «всегда». Перестаньте использовать эти термины в отношении себя, окружающих людей и мира, в котором живете.
  • Принять тот факт, что нет плохих или хороших людей, плохих или хороших ситуаций. В любом человеке и любой ситуации при желании можно найти плюсы и положительные стороны.
  • Отказаться от категоричного мышления. Иногда полезно принять себя вместе со своими недостатками и слабостями, чем убеждать себя и других в их отсутствии. Нередко это помогает оправдать свое поведение и мышление.

Избегать катастрофичности в мыслях

Преувеличивая масштаб и значимость проблемы, вы делаете хуже самому себе. Говоря о чем-то неприятном, не стоит придавать «не очень хорошо» форму «кошмарно». Отношение к проблемам и неприятностям легко изменить:

  • Задумайтесь над тем, что проблемная ситуация пусть и не хороша, но вовсе не ведет к неминуемой гибели и краху всех надежд
  • Попробуйте сравнить проблемную ситуацию с чем-то по-настоящему страшным, к примеру, со смертью кого-то из близких, или тем, что чувствуют бездомные или несправедливо заключенные люди

Также можно попытаться самому успокоить себя:

  • «На самом деле в этом нет ничего страшного, чтобы так переживать»
  • «Да, неприятно, но на этом жизнь не заканчивается»
  • «В любом случае все образуется»
  • «От этого еще никто не умирал»

Размышлять объективно

Если вы замечаете, что вам свойственны преувеличения и иррационализм, и вы часто рисуете себе картины страшных последствий даже при незначительных проблемах, тренируйтесь думать объективно:

  • Жизнь преподносит не только испытания, но и радостные события, и за черной полосой всегда последует белая
  • Даже если исход какой-то ситуации и может быть плохим, его вероятность крайне низка
  • Зачем переживать из-за того, что не случилось? Скорее всего, ничего плохо не произойдет, а тревога - лишь пустая трата энергии
  • Моделируйте разные варианты развития событий, а затем прогнозируйте вероятность наступления каждого из них

Психически расслабляться

Многих часто посещает мысль «я больше так не могу». Но это свойственно иррациональным и неуверенным в себе людям. Чтобы побороть иррациональные мысли, нужно и убедить себя в том, что, несмотря на сложности в текущий момент, через некоторое время вам станет легче и вы решите свои проблемы.

И, подытоживая этот раздел, осталось сказать только, что самым эффективным способом преодолеть иррационализм и негативные переживания является критический подход: ставьте под сомнение свои чувства и ощущения и анализируйте нелогичные и иррациональные мысли, лежащие в их основе.

Иррациональное мышление порождается желанием человека верить в свои фантазии. Это почти бессвязные рассуждения, не имеющие никаких логических обоснований и основанные на чувствах и предположениях. Рациональное и критическое мышление, напротив, состоит в том, что за основу размышлений и будущих действий берутся только обоснованные логикой и причинно-следственными связями факты и свидетельства. Польза и эффективность такого подхода очевидна и неоспорима, но вы все-таки скажем о ней несколько слов.

Преимущества рационального мышления

Рациональное мышление помогает делать выводы и , используя для этого логические цепочки. Желание мыслить критически и рационально способствует работе над своими недостатками. Когда в расчет берутся логические размышления, человек перестает совершать спонтанные поступки, а это минимизирует возникновение неприятных неожиданностей.

Когда мы мыслим рационально, мы начинаем видеть вещи такими, какие они есть, можем объяснить то, что раньше казалось необъяснимым, становимся более спокойными и находим наиболее короткие и эффективные пути достижения своих целей, получаем возможность фокусироваться на наиболее приоритетных в данный момент вещах.

Научиться рационально мыслить не составляет никакого труда. Все, что нужно - следовать небольшому ряду простых правил и советов:

  • Все размышления должны начинаться с поиска достоверной информации. Не всегда это бывает просто, но выстраивать логические цепочки, ведущие к правильным выводам и действиям, без проверенных данных невозможно.
  • Размышляя о чем-то, всегда брать в расчет то, что неверной может быть не только позиция другого человека, но и ваша собственная. Интересуйтесь у окружающих, что они думают о предмете ваших мыслей. Это позволит взглянуть на ситуацию с разных ракурсов.
  • Не берите за основу своих суждений о действиях и поведении окружающих лишь внешние проявления. Вы уверены, что человек не желает с вами общаться? На чем основывается такой вывод? На домыслах или логике? Догадки еще ничего не значат. Вы должны стремиться к выяснению правды. Когда хотите убедиться в чем-то, ищите подтверждающие это факты.
  • Никогда не додумывайте за человека и не принимайте за него решения, не пытайтесь прочитать его мысли. Одно из - внимательно слушать своего собеседника и воспринимать только то, что он говорит.
  • Если при общении с человеком у вас возникают сомнения в искренности его поступков и слов, просто задайте ему несколько прямых вопросов, выскажите беспокоящие вас мысли и попробуйте пообщаться доверительно.

Преимущества рационального мышления можно наглядно продемонстрировать на таком примере: вы пообщались с человеком и он озвучил вам свои недовольства и упреки, объяснил, что ваши взгляды и действия для него неприемлемы. Первое, что хочется сделать в ответ, - это отплатить той же монетой. Однако что будет в результате, кроме недопонимания, ссор и неприязни? Возможно, еще больше душевного дискомфорта и долгосрочный разрыв отношений.

Намного эффективнее будет постараться сохранить спокойствие, равновесие и собственное достоинство. И рациональное мышление предлагает в этом случае поступить гораздо проще: проанализировать свои действия и слова, вызвавшие критику и недовольство собеседника, и принять критическое мнение со стороны. Нужно приходить к компромиссу - искать взаимопонимания и согласия по вопросу, на который у вас имеются разные взгляды. Одновременно с этим следует дать понять другому человеку, что проблемные ситуации могут быть разрешены без унижений, скандалов и обид, и для вас это приемлемо.

Рациональный подход и развитие критического мышления будут способствовать тому, что вы вернете себе спокойствие и психологический комфорт. В любой ситуации, когда вы оказываетесь во власти иррациональных мыслей, вызванных эмоциями, усталостью, переутомлением или стрессами, как можно скорее прогоняйте их от себя.

Не важно, кто вы: химик, физик, математик, военный, бизнесмен, простой работник фирмы или студент, рациональное и критическое мышление может стать для вас эффективным средством для достижения целей, решения повседневных и профессиональных задач, улучшения общения с людьми и взаимодействия с окружающим миром, и развития своих способностей.

Чтобы повысить свой иммунитет к иррациональным мыслям, мы рекомендуем вам вести здоровый образ жизни, больше отдыхать, правильно спать, и культивировать в себе хорошее настроение и позитивный настрой. И, конечно, читайте соответствующую литературу: Даниэль Канеман «Думай медленно, решай быстро», Кейт Станович «Рациональное мышление. Что не измеряют тесты способностей», Дайана Халперн «Психология критического мышления», Роберт Бертон «Разум VS Мозг. Разговор на разных языках» и другие книги.

И в заключительном уроке нашего курса мы коснемся еще одного важного вопроса, касающегося критического мышления - работы с информацией. Именно с ней нам приходится сталкиваться каждый день, и от ее достоверности зависят наши выводы и суждения, эффективность принимаемых решений и грамотность действий. Из шестого урока вы узнаете, как искать информацию, как ее анализировать и хранить, для каких целей может применяться информация, как с ней работать и как принимать решения на ее основе.

Хотите проверить свои знания?

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.

Рациональное мышление основано на логике. Оно ставит перед собой цели и последовательно добивается их достижения. Ум основан на рациональном мышлении. Рациональное мышление, по большей части, консервативно. Его движущей силой является ЭГО - животные желания. Нужно ли оно человеку? В определенной степени – «да». Оно делает жизнь предсказуемой, стабильной, а это то, к чему человек постоянно стремится. Рациональное мышление принуждает создавать для себя материальные блага и стремиться их приумножить, чтобы расширить круг получаемых материальных удовольствий и быть более защищенным от стихийных бедствий. Рациональное мышление основано на расчете, на получении выгоды и в этом нет ничего плохого, если амбиции ЭГО не чрезмерны. Что собой представляет иррациональное мышление? Оно основано на эмоциях, на интуиции, на неопределенности и оно не содержит в себе такой конкретики, как рациональное мышление. Но, иррациональные знания намного глубже и шире знаний рациональных, надо только уметь их конкретизировать. Люди могут нормально существовать в обществе как с рациональным, так и с иррациональным мышлением. Рациональным мышлением пользуются математики, физики, военные, то есть им пользуются в тех областях, где нужна конкретика. Иррациональным мышлением пользуются художники, музыканты, люди творческих профессий. Хуже всего, когда рационалисты начинают подстраивать под себя иррационалистов и учить их жить по своему разумению. Есть такая басня про талантливого художника, картинами которого все восхищались…. Решили художники узнать, в чем заключается секрет его гениальности. Для этого, они пригасили его к себе, если можно так выразиться, в офис и начали расспрашивать, как он подбирает краски и пр. Оказалось, что он все делает «не так», не по правилам и начали его учить этим самым «правилам». Стал он следовать их советам и полностью выродился, как художник. Рациональность – это порядок, конкретика, предсказуемость. Мы вынуждены быть рациональными, иначе не сможем выстроить карьеру, построить дом, купить машину, спланировать свой отпуск. Даже на работу надо вставать по будильнику и рассчитывать время в пути, чтобы не опоздать на работу. Людям, не умеющим планировать свою жизнь, сложно жить, так как они везде будут опаздывать и в жизни будут совершать множество ошибок из-за неумения просматривать ход событий. С другой стороны, рациональность делает мышление консервативным и значительно ограничивает возможности разума, в то время как иррациональность делает его возможности безграничными. Но эту безграничность надо увидеть и конкретизировать, чтобы она принесла реальную пользу, а не виртуальные представления о ней. Как совместить несовместимое? Дадим рациональности и иррациональности другое название, которое является более точным, но не меняет сути. Это – «материальное» и «духовное». Действительно, рационализм основан исключительно на материальных ценностях, а иррационализм – на духовных ценностях. Вроде бы, духовность не конкретна, но без нее человек перестает быть человеком. К тому же, именно духовная составляющая определяет ход событий. В норме, духовная и материальная составляющие есть суть единого целого, но из-за несовершенства разума, они часто бывают разделены на крайности, противостоящие друг другу, в то время как они должны дополнять друг друга. Существует ли сила, способная их объединить, для благо целого? Существует и называется она «Равновесное мышление». Равновесное мышление представляет собой устойчиво – неустойчивое равновесие. Равновесие, под воздействием раздражителей и постоянно меняющейся среды, будет нарушаться постоянно, а задача равновесного мышления - все время поддерживать равновесие. Каким образом можно объединить рациональное и иррациональное мышление, чтобы сделать мышление "равновесным»? С помощью устойчивого внимания (видения). Образно, равновесное мышление можно представить, как если бы вы шли с шестом по канату, натянутому над пропастью и с помощью шеста поддерживали равновесие. Еще его можно сравнить с двумя сообщающимися сосудами, в которых жидкость поддерживается на одном уровне автоматически за счет свободного ее перетекания из одного сосуда в другой. На уровне мозга, это огромная разветвленная сеть условных сосудов и сосудиков, по которым перетекают эмоции. Стоит где-то что-то запереть, перекрыть, как сразу же нарушится свободное перетекание мысли, начнут создаваться напряжения и мировосприятие станет искаженным. Равновесное мышление позволяет устранить все запоры и вывести разум на совершенно иной уровень мышления – мышление сутью. Равновесное мышление позволяет выйти на астральный, космический уровень мышления, в мир тонких духовных связей, позволяющих заглядывать в будущее и прошлое, и упреждать негативное развитие событий. Равновесное мышление делает время единым. Оно не позволяет отрываться от реальности и всю просматриваемую информацию конкретизирует, иначе от нее не будет практической пользы. Если заглянуть в интернет и просмотреть информацию о рациональном и иррациональном мышлении, то запутаетесь в словах и смыслах. Равновесное мышление позволяет охватывать «сразу все» и одновременно проникать в суть того, что вас интересует. Без всяких лишних слов, даже вообще без слов. Просто видите и знаете. Когда же вы ведетесь за словами, то задействуете логику, которая является другом ума, но врагом разума, так как с ее помощью невозможно широко и глубоко мыслить. Логика – антипод чувствованию. Но, как же без логики? Линейная логика присуща сдвиговому мышлению, а при равновесном мышлении действует «пространственная логика», которая позволяет воспринимать мир без искажений, фотографически точно, в режиме реального времени, какие бы события вокруг не происходили, как бы быстро они не менялись (смотрите статью «Пространственная логика»). Стремление к равновесию, гармонии, видению, заложено в человеке природой и этот механизм хорошо просматривается в сновидениях. Именно с восстановлением нарушенного во время деятельности равновесия, во время сна, происходит осмысление и упразднение накопленных раздражений (информация переводится в нейтральное состояние), ремонт поломок и наполнение организма энергией. Людям сложно поддерживать равновесие, потому что они поддаются эмоциям и следуют за ними, от чего запутываются и сбиваются с пути разума. Чтобы не сбиться с пути, научитесь смотреть вперед с широко раскрытыми глазами. Вы когда видите, перед вами все раскрывается, когда же начинаете пропускать информацию через страх, то сбиваетесь с главной дороги в разные ответвления, называемые «ложными правильностями». Потом, чтобы вернуться на «главную дорогу», придется проделать весь путь назад, а это - тяжелая работа, в первую очередь, для души. Лучше и правильней, изначально не сворачивать с главного пути и в этом поможет устойчивое внимание. 31.03.2014 г.

Рецензии

Очень понравилось! Разрешите один вопрос.
Я человек иррациональный. Во всём. И со временем понимаю и отвергаю рационализм всё больше. Что толку себя переделывать.
Но вот, что интересно, был у меня учитель(диплом мы с ним писали),очень умный и очень странный. Не такой как все. Так вот, при своей привычке всегда и везде опаздывать, ни одного раза к нему в течении года опоздания не было. Хотя встречи часто были в семь утра и в разных, часто далёких частях города.Почему так?