Художественное творчество дошкольников в современных условиях. Наблюдения за окружающим миром

Валентина Забелина

Художественное творчество , рисование – один из самых интересных видов деятельности детей дошкольного возраста. Эта деятельность позволяет ребенку показать в образах свои впечатления об окружающем мире, выразить свое отношение к нему. Нет сомнений в том, что родителям и педагогам необходимы знание специфики детского творчества , умение тонко, тактично, не навязывая детям своего понимания и представления, поддерживать инициативу ребенка , самостоятельность в овладении навыками рисования .

Что же представляет собой художественное творчество ребенка-дошкольника ? Создавая изображение, ребенок осмысливает качества предмета или явления, запоминает характерные особенности и детали разных предметов и связанные с их передачей действия. В процессе рисования ребенок испытывает разнообразные эмоции (радуется красивому изображению, любуется им, если что-то не получается, старается добиться результата или, наоборот, теряется, опускает руки, отказывается заниматься).

Каждый ребенок , создавая образ того или иного предмета, передавая сюжет, вносит в изображение свои чувства, свое понимание. В этом и заключается художественное творчество ребенка дошкольного возраста. В своих рисунках дети отражают впечатления от окружающего их мира. Для того чтобы они смогли что-то нарисовать , необходимо разнообразие в этих впечатлениях.

Задача взрослого – целенаправленно формировать знания и представления об окружающем мире у детей путем специальных наблюдений, обогащая сенсорный опыт, постепенно и последовательно развивать восприятие, образное, эстетически окрашенное, эмоционально положительное. Дети должны увидеть художественные достоинства предмета, который им предстоит изображать, а не просто выделить его свойства – форму, строение, цвет. Иначе понятие «красивое» не приобретет в их глазах конкретный смысл.

Обязательно нужно наблюдать за природой, обращая внимание на то, как светит солнце, как плывут облака. Можно дать детям пофантазировать, на что похожи тучки, гонимые ветром. Такого рода наблюдения, подкрепленные поэтическими строками, умение созерцать красоту, наслаждаться ею – важный фундамент в развитии детского творчества .

Постепенно у детей накопится запас представлений, который и составит базу для работы воображения. Представления меняются, комбинируются, складываются в новые образы. И становятся богаче замыслы рисунков.

Не забудем о разнообразных играх, сказках, произведениях художественной литературы . Полезны специальные упражнения – словесные описания, придумывание окончаний к сказкам, составление собственных рассказов, складывание разных изображений из одного набора форм и деталей, дорисовывание простых фигур . Все это способствует развитию воображения, без которого не может быть творчества . И помним, доброе, внимательное, заинтересованное отношение взрослых окрыляет детей, способствует дальнейшему развитию их творческих способностей .

Рисование важно включить в жизнь ребенка задолго до школы : с помощью изобразительного творчества развивается мелкая моторика. Если малыша не заинтересовали ручки и карандаши, на помощь придут нетрадиционные техники рисования : как правило, дети охотно берутся за новые художественные материалы и не боятся экспериментировать, к тому же если взрослый живо, эмоционально объяснит способы действий и покажет приемы изображения.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Как правило, дети, имеющие высокий уровень развития мелкой моторики, умеют логически рассуждать, у них достаточно развита память, внимание, связанная речь.

Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание этому вопросу, решают сразу две задачи :

во-первых, благотворно влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка ;

во-вторых, готовят детей к овладению навыком письма, что в будущем поможет

избежать многих проблем школьного обучения.

Художественное творчество , рисование развивает у дошкольников пространственное воображение, воспитывает стремление искать, думать, принимать самостоятельные решения. А такие черты необходимы подрастающему человеку и сейчас, и в будущем, кем бы он ни стал художником , строителем, педагогом или физиком… Многое зависит от нас, кто окажется рядом с ребенком у входа в сложный и многообразный мир.

(фото - НОД на тему "На яблоне поспели волшебные яблоки" (рисовали воспитанники 2-ой младшей группы по методу Макаревской "рисование по сырому " ; фото - конкурс "Лучшие постройки из снега" воспитанники подготовительной к школе группе из снега вылепили большую рыбу кит, черепаху, далее - назбрызгивали разноцветной водой из бутылки с пульверизатором, украшали их.







Что такое творчество в жизни ребенка?

Воспитание детей – это искусство. Даже если не все и не всегда удается – как и у любого творческого человека – все равно, воспитание каждого ребенка требует очень многого от родителей. Процесс воспитания современных детей сопровождается креативностью в организации досуга, инвестированием времени, энергии и финансовыми вливаниями со стороны родителей. Организация свободного времени ребенка требует от родителей большой отдачи энергии и много времени. Не всегда этот трудный процесс сопровождает успех, иногда не хватает финансовых возможностей, но, все же, каждый может создать себе условия для хорошего, качественного, полноценного воспитания гражданина общества и любящего сына или дочери.

Сегодняшний мир требует от нас скорости, сообразительности, знаний в различных областях, способности мгновенно вникнуть в ту или иную ситуацию, найти правильный ответ на тот или иной вопрос. Давайте попробуем задать вопрос: а что же нужно для того, чтобы ребенок в будущем соответствовал модели успешного человека?

Как правило, ответ родителей предсказуем: «Ребенка нужно всесторонне развивать». А вот теперь самое интересное… Под фразой «развивать ребенка» обычно подразумевают, что малыша нужно научить читать, писать и считать, ну еще и научить запоминать не помешало бы. А все остальное само собой со временем «подтянется и приложится», а в этом как раз, на мой взгляд, и кроется ошибка.

Именно люди, которые обладают творческими способностями, проще приспосабливаются к новым условиям, намного быстрее привыкают и находят общий язык с новым коллективом, в силу того, что они полны всевозможными идеями, им проще реализовываться как личность, они успешнее других на работе. Да и порой они просто намного интереснее других собеседников, потому, что отличаются от других наличием «творческой изюминки».

Некоторые родители, прочитав эти несколько строк, скажут: «Хорошо, отдам свою Машу или своего Сашу в художественную школу». Но творчество – это не только умение нарисовать обезьяну с бананом под пальмой. Зачастую, умение рисовать – это просто графический способ воспроизведения информации, не более того.

Так что же такое творчество? На этот вопрос Маша(5 лет) ответила так: «Творчество – это когда люди могут делать всякие придумки». А вот как разъясняет слово «творчество» Ожегов: «Создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей». То есть звучит практически одинаково: придумать и создать что-нибудь. «Придумать и создать» - вот эта заветная словесная связка. Сегодня для нее существует синонимическая замена – это слово «креатив». Именно креативные люди требуются порой даже на самую некреативную специальность. Потому что потенциал для решения нестандартных задач у таких людей значительно выше.

Современные родители, к сожалению, зачастую подменяют живое общение со своими детьми просмотром телевизионных передач или играми на компьютере или планшете. Зачастую, телевизор и компьютерные игры бывают единственным занятием детей дома. Каждому родителю сегодня надо определиться, чего он больше хочет: комфорта для себя или физического и душевного здоровья ребенка. Те родители, кому ребенок небезразличен, знают, что есть масса развлечений, которыми можно заниматься вместе с детьми.

Вспомните те времена, когда вы были детьми, когда телевизор еще не стал «членом семьи». Родители с детьми предпринимали вылазки на природу, походы в музей, кино и театр, устраивали домашние спектакли, читали много интересных книжек или просто играли с малышами, занимались всевозможным творчеством. Добрые умелые руки мамы и папы, задушевные разговоры, добрые сказки бабушки и дедушки, запах свежих пирогов в доме навсегда остаются в нашей памяти.

Как показывает практика, залогом успешной карьеры в современном обществе является наличие творческой составляющей во взглядах на жизнь. Если внимательно присмотреться, то станет очевидно, что люди, которые занимают руководящие посты, с легкостью что-то придумывают, умеют нестандартно взглянуть на любую ситуацию и найти креативное решение возникшей проблемы.

Как считают многие психологи, самое подходящее время для развития творческих способностей ребенка – это средний и старший дошкольный возраст. В это время закладывается так называемый фундамент восприятия окружающего мира и отношения к нему. В детских садах, в детских дошкольных центрах развитие будет более гармоничным, методичным и последовательным (от простого к сложному), в силу того, что у преподавателей имеется накопленный годами наглядно-раздаточный материал, пособия, опыт и, в конце концов, пресловутое терпение, которого зачастую не у родителей. Тем не менее, любой любящий родитель, может приложить определенные усилия для развития творческого потенциала у ребенка.

Если задуматься и внимательно понаблюдать за детьми младшего возраста, то станет совершенно очевидно, что все, что делает Ваш ребенок в младшем возрасте, будь то общение со сверстниками, игры или просто двигательная активность, он делает с элементами творчества. Но в силу того, что взрослые не всегда это замечают, мы можем слышать различные останавливающие команды (по-другому я не могу это назвать): «Нельзя, прекрати, куда, стой, слезь, не говори ерунды и т.д.». К сожалению, список этот бесконечен.

Как же тогда, как минимум, не погубить, а, как максимум, приложить усилия для развития зарождающейся творческой составляющей в различных умениях Вашего ребенка?

Для этого существует множество различных методик, игр, разработанных педагогами, направленных на развитие творческого начала у малыша. Также есть игры, которые давно известны и не требуют покупки специальных пособий. Например, играйте с ребенком в ролевые игры: парикмахерская, доктор, детский сад, магазин. Абсолютно любую жизненную ситуацию можно превратить в игровую, но это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Многие взрослые после одной или двух фраз не могут продолжить игру, им сложно, у них не получается, потому что нужно все время что-то придумывать так, чтобы своими фразами провоцировать ребенка давать развернутые ответы, а также задавать Вам вопросы.

Очень я люблю графическую игру, в которую, с огромным удовольствием, играли со мной в детстве мои бабушка и дедушка. Называли мы ее «Расколдуй каляку». Взрослый рисует абстрактную фигуру, линию или прочую «каляку», а малыш, превращаясь в доброго волшебника, должен ее расколдовать, то есть дорисовать так, чтобы она стала на что-то похожа.

В общем, творите, лепите, рисуйте, используйте все, что есть: не спешите выкинуть очередную пробочку или крышечку от бутылки, используйте любой, так называемый подручный, материал. Вы увидите, сколько всевозможных поделок у вас получится, сколько радости испытает от этого ваш малыш и Вы, вместе с ним.

Если Вы все-таки не уверены в своих силах, считаете, что у Вас у самих с фантазией не очень, или фраза: «Как я научу ребенка лепить и рисовать, когда я сам не умею», - это про Вас, не нужно отчаиваться и «задвигать» Ваш творческий порыв в дальний ящик.

Сегодня предложение по предоставлению услуг дополнительного образования в нашем городе очень разнообразное, с каждым годом количество предложений растет. Это открывает огромные возможности для развития Вашего ребенка. Огромное внимание уделено созданию в клубных учреждениях и спортивных залах, необходимых условий для разнообразных занятий в свободное время.

Возникает только один серьезный вопрос: куда отдать ребенка? Этот вопрос очень актуален для родителей, которые задумываются о будущем своего ребенка. Сколько всего приходится выбирать с появлением малыша в доме: от правильных подгузников до правильной школы. Где-то между этими двумя явлениями лежит еще одно не менее важное – дополнительное образование.

Сколько раз мы видели в кругу своих друзей и знакомых людей, которые были крайне недовольны решением своих родителей отдать их, например, в музыкальную школу. Чтобы Вас такая участь не застала, надо серьезно подойти к вопросу. И, во-первых, узнать, каким может быть дополнительное образование и чем это грозит Вам и Вашему ребенку. Итак, начнем.

Музыкальная школа

Нужно учесть характер и усидчивость Вашего ребенка. Наличие слуха у него – как минимум. Хорошо было бы посетить с ребенком концерт классической музыки для детей, подойти к оркестровой яме, посмотреть на разнообразие инструментов. Это стоит сделать в самом начале – может Вашему ребенку музыка совсем не интересна, а может и наоборот. Можно походить на такие занятия по абонементу, например, в Аничков дворец, где в алфавитном порядке Вам и ребенку, в течение года, расскажут и покажут, дадут послушать большое количество инструментов.

Театральные, хореографические, балетные, танцевальные кружки, секции и студии

Нужно учесть обязательно способности: гибкость, активность, пластичность и наличие чувства ритма у ребенка должны быть. Желание ребенка важно как никогда. Мамочки часто мечтают о том, что их дочери станут балеринами, но случается так, что девочка балету и спортивным танцам предпочитает каратэ. Хотя, конечно, плюсов здесь очень много.

Языковые школы/ студии

Тут, в общем-то, учитывать нечего. Иностранные языки – это серьезное подспорье к любым занятиям. Особенно в современных условиях. Встречаются не способные к языкам люди, но их процент очень мал. В остальном этот вид занятий – сплошные плюсы, было бы желание и терпение (особенно важно на первых порах родительское).

Дорогие родители, запасайтесь терпением, выкраивайте время и помогайте Вашему малышу стать творческой личностью.

Марина Скорода
Творчество в жизни детей

Творчество в жизни детей

«В глубине человека заложена творческая сила ,

которая способна создать то, что должно быть,

которая не дает нам покоя и отдыха, пока мы

не выразим это вне нас тем или иным способом»

Йоганн Вольфганг Гёте

В современном мире очень остро стоит вопрос о досуге и занятости детей разного возраста . И это неспроста, ведь ни для кого не секрет, что современные дети все чаще предпочитают чтению книг просмотр телевизора, а занятию творчеством компьютерные игры , и даже «живое» общение часто заменяется общением в социальных сетях и онлайн играх. Такие увлечения постепенно вытесняют полезные и интересные занятия. Дети, чей досуг сводится к длительному сидению перед экраном или монитором, перестают мечтать и фантазировать. Многие эксперты сходятся во мнении, что в результате постоянного просмотра телевизора и сидения у компьютера происходит настоящая дезадаптация к реальной жизни . Ребенок начинает меньше общаться со своими сверстниками и отвыкает думать сам, так как визуальный канал информации является самым простым и не требующим серьезных умственных усилий для его восприятия. Как же помочь ребенку не утратить свою индивидуальность? Как увлечь его в мир фантазий и новых открытий? Нужно просто предложить ребенку альтернативу, например, занятие рукоделием.

Учеными доказано, что занятия творчеством действительно играют важную положительную роль в развитии психических и эмоциональных качеств ребенка.

Развитие мелкой моторики пальцев рук. Центры головного мозга, отвечающие за речь, внимание, координацию движений и воображения, то есть за ключевые способности, тесно связанны с пальцами и их нервными окончаниями. Занимаясь рукоделием, ребенок выполняет различные действия непосредственно кончиками пальцев, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга.

Концентрация внимания. Аккуратная, мелкая и тонкая ручная работа развивает внимание, организует и дисциплинирует мышление; у тех детей , кто любит кропотливый труд, речь ясная, точная.

Сенсорное развитие. Сенсорные процессы доминируют в процессе знакомства ребенка с окружающим миром. Восприятие и ощущение играют ключевую роль в формировании интеллектуального развития ребенка. При занятии различными видами рукоделия у ребенка закладываются основные представления о различных свойствах предметов : их форме, положении в пространстве, величине, восприятие цвета. А так как все основные сенсорные навыки закладываются в раннем и дошкольном возрасте, то приучать детей к ручному труду рекомендуется с самого раннего возраста.

Развитию волевых качеств личности способствует художественный ручной труд, а также развивает речь ребенка, подготавливает руку к письму, развивает внимание, воображение, фантазию, воспитывает любовь к труду.

Развитие пространственного мышления. Ручной труд развивает пространственное воображение. Недаром множество математических идей почерпнуты из ремесел, таких как вязание, вышивание крестом, вышивка лентами.

Развитие воображения. Выбор материала, подбор цветов, создание гармоничной композиции будят творческое начало , присущее всем детям.

А также занятия рукоделием способствуют развитию художественных способностей, эстетического вкуса, умения наблюдать окружающий мир, видеть в нем как можно больше доброго, светлого и радостного.

Более 10 лет своей работы в детском саду я уделяю особое место развитию творческих способностей у дошкольников. Приобщая детей к этому волшебству , я не только передаю им свой опыт, но и создаю у них потребность самим создавать красоту. В своей работе я стремлюсь к тому, чтобы дети применяли и комбинировали разные техники и способы изображения в одной поделке, учились думать, самостоятельно решать, какую технику и материал использовать, чтобы тот или иной образ получился более выразительным. В процессе работы я заметила, что на занятиях с использованием нетрадиционных видов художественного труда дети проявляют большую активность и работоспособность, меньше отвлекаются и работают более сосредоточенно, что становится залогом успешной предпосылки к раскрытию творческого потенциала .

Опыт показывает : для того, чтобы привлечь ребенка к занятию рукоделием, нужно его заинтересовать. Например, рассказать, что уже с четырех лет на Руси девочек учили ткать; что на Востоке только мужчинам разрешалось заниматься золотым шитьем; а искусство макраме родилось из невинного развлечения матросов на кораблях.

Начинать обучение необходимо с самых простых приемов, постепенно увеличивая степень сложности. Например, обучение вязанию крючком лучше начать, используя толстый крючок и толстую пряжу. Совсем не обязательно сразу вязать какие-либо изделия. Закрепить приемы вязания воздушных петель («косички» ) можно, сделав открытку или панно в технике аппликации из вязанных шнурочков.

Большой простор для творчества представляет собой бисероплетение. Самое простое, с чего можно начать это нанизывание бисера (а для детей помладше бусин ) на леску или нитку. Разнообразить занятие можно, используя бисер и бусины разных форм, размеров, цветов, предлагая ребенку составить определенную последовательность низания. Или нанизать три нитки бисера и сплести из них косичку. Очень нравится детям бисероплетение на проволоке параллельными рядами. В этой технике можно плести что угодно : фигурки людей, животных, насекомых, птиц; цветы и деревья; простейшие модели транспорта и т. п.

Не менее привлекательным занятием для ребенка может стать вышивание.

Также детей привлекает создание аппликации из стриженных ниток. Это совсем не сложное занятие, но оно поможет ребенку в развитии воображения, мелкой моторики рук, а также закрепит навык работы с ножницами.

В заключении хочется сказать, что каждый педагог выбирает свои формы и методы работы с детьми, но все мы придерживаемся того, чтобы направить детей на расширение кругозора, на формирование эстетического и художественного вкуса, на развитие их креативности.

Публикации по теме:

Фотоотчет "Зимнее творчество детей" Цель: Расширять представления о зиме. Побуждать детей отражать полученные впечатления в разных непосредственно.

Конспект родительского собрания «Художественное творчество в жизни дошкольника» Тема: Художественное творчество в жизни дошкольника. Дата проведения: 26 января 2017 год. Цели: Создать условия для овладения нетрадиционными.

Конспект занятия по здоровому образу жизни в подготовительной группе «Мы за здоровый образ жизни!» Тема: «Что такое здоровый образ жизни». Цель: формирование осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни Задачи:.

Консультация для родителей «Игра в жизни ребенка пятого года жизни» Игра занимает важнейшее место в жизни ребенка. В практике детского сада широко используются игры: дидактические, ролевые, строительные,.

Обобщение семейного опыта по формированию здорового образа жизни у детей третьего года жизни Раннее детство – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы.

Самое ближайшее социальное окружение, которым являются для маленького ребенка семья и детский сад, оказывает решающее воздействие на целенаправленное формирование гармонической личности. В семье и дошкольном коллективе ребенок впервые познает самого себя и мир вокруг. В семье и детском саду у него впервые формируется правильное отношение к трудовой и эстетической деятельности.

Основными источниками детских впечатлений эстетического содержания являются игрушки, предметы быта, книжные иллюстрации, кинофильмы, спектакли кукольного театра, телепередачи, общественные и семейные праздники, детские утренники и развлечения с музыкально-поэтической программой и декоративным оформлением. Эти впечатления и связанные с ними переживания ребенок стремиться отразить в играх, рисунках, поделках. Следовательно, дошкольники не только получают художественную информацию, но и практически ее осваивают. Чем полнее и содержательнее ведется эстетическая воспитательная работа на занятиях в детском саду, тем ярче и интереснее ребенок проявляет себя в индивидуальной творческой деятельности.

Творчество является формой жизнедеятельности человека, в которой находят свою актуализацию сущностные возможности и способности человека. В творчестве реализуется универсальность человека, его неконечность, способность быть собой и другим, которая опредмечивается в творчестве как способность отождествления себя с объектом творчества и объекта с собой, их слияние в одно целое, что и лежит в основе такого наиболее трудно поддающегося выявлению механизма творчества, как инсайт, озарение, момент открытия и т.п.

В материалах исследований психологии креативности, проведенных в последнее время, содержится довольно много параметров, ее характеризующих. Но в большинстве современных тестов, оценивающих креативность, учитывают обычно четыре из них.

Продуктивность, или «беглость» - способность к продуцированию максимально большого числа идей. Считается, что этот показатель не является специфическим для творчества, однако понятно - чем больше идей, тем больше возможностей для выбора из них наиболее оригинальных.

Творец, создающий большое количество «продуктов», имеет весьма существенные преимущества, перед тем, кто мало «продуктивен». В исследовательском поведении это свойство проявляется, прежде всего, на уровне конструирования гипотез в ответ на проблемную ситуацию. Естественно, чем больше гипотез, тем больше возможностей для разносторонних исследований объекта.

Гибкость мышления представляет собой способность легко переходить от явлений одного класса к явлениям другого класса, часто очень далеким по содержанию. Противоположное качество называют инертностью или ригидностью мышления.

Оригинальность мышления - один из основных показателей креативности. Это способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых, банальных.

Другой полюс креативности обозначается в психологии творчества термином «разработанность». Творцы могут быть условно поделены на две большие группы: одни умеют лучше всего продуцировать оригинальные идеи, другие - детально, творчески разрабатывать существующие (как свои, так и чужие). Эти варианты творческой деятельности часто ранжируются на уровне обыденных представлений, но этого никогда не делает психология творчества, где считается, что это просто разные способы реализации творческой личности.

Занятия художественным трудом рождают у ребенка чувство сопричастности миру прекрасного, открывает пути освоения мира через его преображение. Процесс и результат творческой деятельности становится не столько целью, сколько способом познания мира и средством глубокого эмоционального выражения чувств самого юного созидателя. В процессе творческого познания ребенок проходит этапы созерцания, размышления и практической реализации идеи.

Результатом деятельности на занятиях по художественному труду является как индивидуальный художественный продукт (поделка, аппликация из листьев и т.д.), так и продукт коллективного творчества.

Последнее предстает в виде проектов, выполняемых силами детей всей группы совместно с членами семей при активном участии педагога как организатора, режиссера, как помощника и советчика.

Деятельность учреждений образования направлена на создание необходимой среды для развития личности воспитанников, их способности к творчеству. Творческие способности проявляются в умении адекватно реагировать на происходящие в жизни изменения, в готовности использовать новые возможности, предоставляемые постоянно обновляющейся жизнью, в стремлении избежать очевидных, традиционных решений, в выдвижении нестандартных, неординарных идей. Но самое главное состоит в том, что творчество дает возможность удовлетворять высшую человеческую потребность - потребность в самореализации.

Творческий процесс окрашен яркими и сильными положительными переживаниями. Это делает его привлекательным для ребенка и влияет на формирование потребности в творчестве, создании нового, открытия неизвестного. Творческая мотивация стимулирует развитие любознательности, поддерживает у ребенка интерес к окружающей действительности как источнику знаний, необходимых для творчества. Развиваемая у дошкольников креативность, способствует творческой переработке субъективного опыта детей, делает их открытыми для непознанного.

Существует множество теорий, суждений и определений творчества. Однако новейшие исследования обращаются к центральному звену творческой деятельности: закономерностям и механизмам, определяющим возникновение творческого продукта.

Так, Я. А. Пономарев, проведя основательный анализ литературы по проблемам творчества, приводит два ключевых определения:

Творчество - это деятельность человека, направленная на создание новых, оригинальных, общественно значимых ценностей;

Творчество - это деятельность человека, направленная на самовыражение, самоактуализацию личности.

В своих поздних работах Я. А. Пономарев дает уточненное авторское определение: творчество - это «атрибут материи, источник развития, движения - взаимодействие, ведущее к развитию, развивающее взаимодействие». Д. Б. Богоявленская считает творчество производной интеллекта, преломленного через мотивационную структуру, которая либо тормозит, либо стимулирует интеллектуальные проявления. Чтобы получить новый оригинальный продукт (решение), необходимо выйти в более широкое пространство. Эту способность Эдвард де Боно называет боковым мышлением, которое в отличие от нетворческого «вертикального» мышления, позволяет «искать около».

Современный отечественный исследователь творческих способностей В. Н. Дружинин, ссылаясь на Г. С. Батищева, называет творчество и деятельность принципиально противоположными формами человеческой активности, направленными соответственно на преобразование либо на адаптацию. Преобразование может быть конструктивным, создающим новую среду (проявление творческой активности) и деструктивным, уничтожающим существующую среду (дезадаптивное поведение).

Представители гуманистической психологии по-разному определяют творчество. Ф. Баррон определяет творчество как способность адаптивно отвечать на потребность в новом образе существования, который оказывается средством усиления способности к росту и/или выживанию. Новизна творчества может проявиться в виде триады: продукт, процесс, личность. Н. Роджерс определяет творчество как процесс нахождения новых решений проблем или новых способов выражения. Способность к творчеству называет нашей сущностью, силой, создающей положительную самооценку и обеспечивающей саморазвитие человека. А. Маслоу творческого человека называет самоактуализирующимся. Э. Фромм определяет творчество как «способность удивляться и познавать: умение находить решения в нестандартных ситуациях. Это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта!

Творчество в широком смысле слова - это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого. Поэтому основным показателем творчества является новизна создаваемого продукта - художественного произведения, картины, механического прибора. Результатом творчества может явиться и научная идея, которая высказывается впервые и получает статус научного открытия.

С этой точки зрения говорить о творчестве детей нецелесообразно. Результат их деятельности, как правило, не отличается объективной новизной, имеющей значение для развития науки, культуры или производства.

Однако продукты детской деятельности обладают новизной для них самих и играют огромную роль для развития ребенка.

Поэтому в психологии и педагогике говорят о детском творчестве, но выделяют его специфические особенности.

Первая важная особенность творчества детей заключается в том, что новизна их открытий и продукта субъективна. Вторая особенность связана с тем, что процесс создания продукта, как правило, доставляет ребенку даже большее удовольствие, чем удовольствие от получения результата, и, как правило, оказывается для него важнее, чем результат. Этим творчество детей тоже существенно отличается от творчества взрослых, для которых процесс может быть связан с мучительным поиском.

Ребенок же приступает к новой для себя деятельности с легкостью. Его осмысленным действиям с материалом предшествует ориентировочная деятельность, спонтанное экспериментирование, порой кажущееся бессмысленным, но увлекающее ребенка и часто приводящее к положительным результатам. И это - третья особенность детского творчества, безусловно связанная с первыми двумя и особенно второй.

Указанные выше особенности детского творчества демонстрируют определенную степень несовершенства психических процессов ребенка, что естественно в этом возрасте. Тем не менее, педагогическую практику необходимо строить с опорой именно на эти особенности. И только при таком подходе мы можем добиться успеха в формировании и развитии у детей творчества в период дошкольного детства.

Существенным также является и понимание того, что развитие творчества у детей связано с целенаправленным обучением, в котором особая роль отводится воображению. Именно развитое творческое воображение порождает новые образы, составляющие основу творчества.

Анализ типов решения задач на воображение, проведенный О. М. Дьяченко, позволил ей выделить два способа действия при построении воображаемых образов:

1) «опредмечивание» - когда в некоторой незавершенной фигуре ребенок усматривает определенный объект и в соответствии с этим дорисовывает ее;

2) «включение» - когда ребенок превращает заданную на рисунке фигуру во второстепенный элемент образа, и это обеспечивает оригинальность и продуктивность решений, т.е. творческость.

Однако даже интенсивного, но изолированного развития воображения для творческой деятельности недостаточно. Отсюда можно сделать важный для педагогики вывод: каждая система обучения дошкольников, направленная на развитие творческих способностей, должна также ставить и другие задачи:

Развитие у детей мышления (логического и образного),

Развитие произвольности (умение ставить цель и добиваться ее),

Развитие самостоятельности и свободного поведения (выбор деятельности, средств ее выполнения, темы, определение собственной задачи и способов ее решения и т.п.).

Отечественные психологи выделили показатели, с помощью которых «распознается» детское творчество. Это:

Новизна продукта (субъективная),

Оригинальность,

Вариативность решений,

Интеллектуальная активность,

Эмоциональные проявления в процессе деятельности и возникновение «интеллектуальных эмоций» в результате преодоления интеллектуальных затруднений.

Отечественный психолог Д. Б. Богоявленская в качестве интегрального свойства личности выделяет интеллектуальную активность. Действия творческой личности являются не формой ответа на поставленную кем-то задачу, а носят порождающий характер, то есть, связаны с постановкой целей. Интеллектуальная активность, как бы преодолевая диктат внешней необходимости или утилитарные цели, стимулирует бескорыстное творчество. Как показано Д. Б. Богоявленской, а затем подтверждено и в работах Л. А. Парамоновой, Г. В. Урадовских, у детей уже в дошкольном возрасте ярко проявляются интеллектуальная активность, имеющая большое значение в развертывании творческого процесса. Однако это важнейшее качество обязательно должно быть востребовано в разных видах детской деятельности. Иначе оно затухает.

Одним из наиболее адекватных видов такой деятельности является «детское экспериментирование», выделенное в качестве феномена Н. Н. Поддьяковым. Н. Н. Поддьяков определяет два типа детского экспериментирования: «бескорыстное», направленное на выявление свойств объектов и их связей и отношений безотносительно к решению каких-либо практических задач, и утилитарное, направленное на поиск решения задачи.

Отсюда следует вывод: детское экспериментирование необходимо развивать. Во-первых, нужно постоянно расширять арсенал объектов, отличающихся ярко выраженной многофункциональностью. Во-вторых, давать детям возможность использовать самостоятельно обнаруженные ими свойства объектов в разнообразных видах деятельности (игре, рисовании, конструировании и др.), побуждая к дальнейшему их изучению.

В художественном труде, например, такими объектами для бескорыстного экспериментирования являются, прежде всего, материалы (бумага, картон, природный материал, ткани и др.), обладающие разными свойствами: цветом, размером, весом, структурой, фактурой, функциональностью и др., учет которых в немалой степени обеспечивает продуктивность деятельности.

На занятиях по художественному труду дети включаются в творческий поиск, экспериментируют с материалами. Благодаря этому дети открывают новые свойства предметов, находят их взаимосвязи, ставят перед собой определенные цели.

Однако дети дошкольного возраста могут «изобретать» приемы или «открывать» новые способы деятельности только на основе уже имеющегося у них опыта, приобретенного, в частности, в процессе подражания взрослым.

Поэтому использование образцов необходимо для формирования у детей таких знаний, умений и навыков, которые затем обязательно будут задействованы ими в самостоятельной деятельности, приобретут более обобщенный характер и станут исходной позицией для развития творчества.

Вышеперечисленные особенности детского творчества необходимо учитывать при выработке педагогической стратегии по отношению к детскому художественному рукоделию.

Художественный труд относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлен на получение определенного продукта.

В художественном рукоделии дети, создавая образы, не только (и не столько) отображают их структуру, сколько выражают свое отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой: «веселый клоун», «прекрасный принц» и т.п.

Рукоделие является продуктивной деятельностью, отвечающей интересам и потребностям дошкольников. Созданные поделки дети используют в игре, в качестве подарка, украшения помещений, участка и т.п., что приносит им большое удовлетворение.

В процессе художественного труда можно проследить два взаимосвязанных этапа: создание замысла и его исполнение. Творчество связано, как правило, больше с созданием замысла и его исполнение. Однако практическая деятельность, направленная на выполнение замысла, не является чисто исполнительской. Особенностью конструкторского мышления даже у старших дошкольников является непрерывное сочетание и взаимодействие мыслительных и практических актов (Т.В. Кудрявцев, Э.А. Фаранонова и др.).

Что касается деятельности дошкольников, то взаимообогащение практических и мыслительных действий является одной из сильных ее сторон. При этом практические действия могут выступать как широкое экспериментирование с материалом, связанное с выполнением замысла.

Источником замысла детей является окружающая жизнь, ее богатая палитра: разнообразный предметный и природный мир, социальные явления, художественная литература, разные виды деятельности, и в первую очередь игра, и т.п. Но восприятие окружающего у детей часто бывает поверхностным, они схватывают в первую очередь внешние стороны предметов, явлений, которые затем и воспроизводят в практической деятельности. Именно поэтому надо не только стремиться к тому, чтобы жизнь детей была наполнена впечатлениями, но и создавать условия для более глубокого освоения окружающего, для формирования у них умения видеть характерные особенности предметов, явлений, а также их взаимосвязи и по-своему их передавать в поделках.

По мере обогащения разных видов детской деятельности новым содержанием, способами и приемами у детей возникает способность к построению новых и достаточно оригинальных образов, что положительно сказывается на развитии как детского мышления и воображения, так и самой детской деятельности, в том числе и рукоделия.

Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве.

Художественное воспитание дошкольников – одно из самых важных направлений в развитии ребенка. Это составная часть эстетического воспитания детей. Поэтому, чаще побуждайте свое чадо лепить, вырезать, клеить, красить, рисовать. А лучше всего - делайте это вместе!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Художественное творчество в жизни ребенка дошкольного возраста

Дошкольное детство - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Это время первоначального развития личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям.

Чтобы ребенку было легче адаптироваться к жестким условиям внешней окружающей действительности помогите своему ребенку сделать это и эффективнее всего сделать это путем приобщения ребенка к художественному творчеству.

Художественное воспитание дошкольников – это одно из самых важных направлений в развитии ребенка, которое требует особого внимания. Художественное воспитание эффективно влияет на общее развитие личности ребенка, способствует его интеллектуальному и нравственному развитию. Это составная часть эстетического воспитания детей, и начинается она фактически с момента рождения.

Занятия изобразительным и другими видами искусства развивают фантазию, память, усидчивость и мелкую моторику рук. Изобразительное детское творчество создает основу полноценного и содержательного общения ребёнка со взрослыми, положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, отвлекая их от грусти, страхов и печальных событий. Самое главное, что эти занятия доставляют детям массу удовольствия.

Родителям и педагогам очень важно заложить фундамент и создать основу для развития творческих способностей дошкольника, чтобы в дальнейшем у него появилась чувство наслаждения от творчества. Каждый ребенок может научиться рисовать, лепить, вырезывать, но только если родители уделяют внимание этим занятиям и если они терпеливо помогают детям овладеть навыками и умениями и помнят о том, что изобразительное творчество требует от ребёнка большого труда, усидчивости и интереса. Очень важно, чтобы каждый ребёнок испытал радость творчества.

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. Важным условием является создание такой среды и такой системы отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность. Дайте возможность своему ребенку работать с различными материалами – пластилин, массы для лепки, краски, карандаши и т. д. Предоставьте ребенку больше свободы в выборе деятельности, в чередовании дел и продолжительности занятий. Самое главное здесь - не превращать свободу во вседозволенность, а помощь - в подсказку. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься. Как можно чаще побуждайте ребенка к творчеству, сочувствуйте его неудачам, не осуждайте и старайтесь не делать замечаний. В вашем запасе всегда должны быть слова восхищения и одобрения. Ваша похвала благоприятно скажется на дальнейшем творчестве вашего ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по художественному творчеству в группе среднего дошкольного возраста с 4-5 лет

Подарок папе ко дню защитников Отечества!...

Родительское собрание в старшей группе "Роль чтения художественной литературы в жизни детей дошкольного возраста"

Сегодня нам предстоит ответить на главный вопрос, какую роль в жизни ребёнка играет книга. Символ обсуждаемой темы- детская книга. Очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге. С. Я. Маршак...