Детская фольклорная студия "заиграй-ка". Детская фольклорная студия «Наследие

Детская фольклорная студия «Заиграй-ка» для детей от 5 до 7 лет была создана в нашем Доме культуры в сентябре 2016 г.

Фольклор не просто направление искусства - это национальное достояние. Только через духовно-культурный кладезь – фольклор, мы можем воспринять связь поколений, почувствовать наше народную историю.

Детский фольклор для воспитанников старшего дошкольного возраста имеет особое значение. Наши занятия основаны на русских народных играх. Дети получают знания, обучаются вокалу, элементарной хореографии во время игры. Любимым занятием для детей становится игра на ложках и трещетка.

Занимаясь в нашем коллективе дети начинают лучше говорить, становятся более раскрепощенными, общительными, развиваются творчески, эстетически и духовно.

Всего за один год обучения наши дети приняли участие в городских мероприятиях, конкурсах и фестивалях.

Г. Куровское Фестиваль детского и юношеского творчества «Серебряный дождь»;

Г. Гжель XXXIV Международного фестиваля детского, юношеского творчества;

В этом году мы создали проект «Фольклор деткам», благодаря которому дети общеобразовательных школ имеют возможность познакомиться с понятием фольклор. Уникальность нашего проекта заключается в передаче знаний от детей детям. Просмотрев красочную презентацию, дети приобретают драгоценные знания, участвуют в викторинах, русских народных играх. Некоторые проявляют желание заниматься в ансамблях. В конце презентации участники студии радуют зрителей творческими номерами.

ПАСПОРТ

Наименование программы

Программа фольклорной студии «Ладушки»

Основные разработчики

программы

Емельянова Н.В

ГБУ «Альмега»

Цели и задачи программы

Развивать художественно-эстетическое восприятие и творческие способности на основе народного музыкального творчества

Исполнители основных мероприятий программы

ГБУ «Альмега»

Контроль за исполнением Программы

ГБУ «Альмега»

Пояснительная записка

Фольклор в силу своей специфики, многофункциональности и синкретизма создает прекрасные условия для вовлечения детей в разнообразную творческую деятельность и развития их креативных способностей.

Литература, музыка, живопись, театр, декоративно-прикладное искусство и этнография в народном творчестве настолько переплетены, что требуют всестороннего, универсального подхода к нему. На уроках дети учатся не только петь народные песни, водить хороводы, но и развиваются творчески, овладевают игрой на простейших народных музыкальных инструментах, ориентироваться в народных праздниках, знакомятся с другими жанрами русского фольклора.

Для данной программы были выбраны следующие приоритеты:

    Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.

    Необходимо широко использовать все виды фольклора: сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.

    Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции.

    Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь детей национальным изобразительным искусством.

Цели программы: привитие детям любви к народной поэзии и музыке, к народной песне, народному танцу, к традиционным народным инструментам, воспитание эстетического отношения к действительности, т.е. воспитание ребенка в традициях отечественной народной культуры, формирование бережного отношения и любви к ней.

Основными задачами фольклорной студии «Ладушки» являются:

    Воспитание художественного вкуса и эстетических представлений через лучшие образцы детского фольклора.

    Способствование успешной социализации посредством коллективной и коммуникативной деятельности ребенка.

    Развитие музыкальных способностей: голос, слух, ритм, память.

    Формирование в игровой форме вокально-певческих навыков: правильное дыхание, звуковедение. Дикция и др.

    Развитие речи при помощи различных пальчиковых игр и речевых упражнений.

    Освоение основных элементов народной хореографии через традиционный бытовой танец.

    Расширение этнокультурного кругозора детей.

При комплексном воздействии различных видов искусства (поэтического слова, песни, живописи), а также наблюдений за явлениями живой и неживой природы, красочный мир народного творчества раскрывается по-особому эмоционально и увлекательно.

Важной составляющей программы является организация постоянного наблюдения за природой в разное время года. Эти наблюдения помогают понять смысл календарно-обрядовой поэзии, обожествляющей солнце, небо, ветер, дождь, землю, проследить историю возникновения народной игрушки – свистульки, рожки, дудочки, а также разобраться в орнаменте костюма, предметов домашнего обихода, посуды, олицетворяющем образы птиц, животных, цветов – символов счастья, благополучия.

Программа предназначена для комплексного изучения музыкального фольклора детьми от 2-х до 10-и лет с учетом ознакомления с музыкальным народным творчеством.

Во всех возрастных группах имеются следующие разделы:

    устное народное творчество (малые фольклорные формы);

    русские народные сказки (чтение, пересказ, драматизация);

    народное пение;

    народная хореография;

    народные подвижные игры;

    работа над выразительностью речи.

Также в программу включена работа по звуковой культуре речи:

    артикуляционная гимнастика;

    скороговорки;

    упражнения на речевое дыхание.

Начиная со среднего возраста, вводятся занятия по ознакомлению детей с народным календарем, изучению быта русской избы, народных традиций и народных промыслов.

Изучение каждого раздела завершают досуги или фольклорные праздники на календарные темы: « Жниво », « Кузьминки », « Святки », « Рождество », « Масленица », « Встреча весны », « Троица ».

Программа делится на три подпрограммы :

    младший возраст (2-3 года) – введение в мир фольклора;

    средний дошкольный возраст (4-6 лет) – знакомство с азами народной культуры;

    школьный возраст (7-10 лет) – активный этап освоения фольклора.

Каждая подпрограмма рассчитана на два года и построена с учетом возрастных особенностей ребенка.

Прогнозируемый результат

По окончании обучения учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

Свободно, звонко, в речевой манере пропевать звуки различной высоты в примарной зоне;

Интонировать несколько разножанровых и разнохарактерных песен: колыбельные, календарные, шуточные, игровые;

Знать 10 игр и уметь объяснить правила игры;

Освоить основные начальные элементы народной хореографии:

а) держать круг и линию;

б) двигаться простым, переменным и приставным шагом;

Научиться работать в коллективе и развивать:

а) лидерские качества;

б) умение согласовывать свои действия с действиями товарищей;

Точно следовать определенным правилам игры.

Обучение музыкальному фольклору опирается на такие виды деятельности детей, как: исполнительство, творчество, слушание и музыкально-образовательная деятельность. Но педагогический процесс по освоению традиционной культуры имеет определенную специфику. Исполнительство и детское творчество в музыкально-фольклорной деятельности сливаются в единый творческий процесс с его неотъемлемой частью – фольклорной импровизацией, включающей помимо поиска игровых и танцевальных движений создание вариантов исполнения мелодии и игры на доступных детям народных инструментах. Это практический этап освоения народной культуры.

Большое внимание отводится непосредственному восприятию фольклора: слушание в записи народных песенных образцов, направленных на развитие активного восприятия музыки, формирующих эмоциональную отзывчивость и способствующих накоплению фольклорного багажа.

Задачи музыкально-образовательной деятельности – дать элементарные музыкально-теоретические сведения, способствовать проявлению музыкального вкуса.

Фольклор уникален тем, что способствует развитию творческой деятельности, позволяет личности раскрыться, ведет к импровизации, являющейся сутью фольклорной традиции.

Обучение музыкальному фольклору носит живой, неформальный характер.

« Обучить творческому акту искусства нельзя, но это не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и появлению », - отмечал Л.С. Выготский.

Пальчиковые игры

" Ум ребенка находится на кончиках его пальцев "
В . Сухомлинский

Простые игры с пальчиками и ладошками ребенка не только доставляют ему огромное удовольствие, дарят нежность и заботу, но и способствуют развитию интеллекта и речи. Наши прабабушки этого не знали, но, видимо, интуитивно чувствовали. Пальчиковые игры, которые придумали нянюшки в прошлые века, развивают одновременно координацию движений и речь, так как центры мозга, отвечающие за эти виды деятельности, связаны между собой.

Ритмические упражнения.

Ученые доказали, что вначале на маленького ребенка заметное влияние оказывает ритм, а лишь затем тембр звучащей речи и музыки. Поэтому, развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх. С помощью них мы добиваемся не только развития речевого, музыкального слуха у детей, но и умения разделять слова на слоги, отхлопывать ритмический рисунок слова.

Упражнения для развития дикции и дыхательная гимнастика

В игровой форме дети учатся правильно дышать, а также тренируют мышцы речевого аппарата. Это способствует правильной постановке голоса и четкости речи.

Детский песенный фольклор

Первым ярким музыкальным впечатлением и действенным средством музыкального воспитания с младенческих лет было звучание материнского голоса, певшего колыбельную. Забавные слова, образные сюжеты, четкий ритм, легко запоминающиеся мелодии прибауток, пестушек, потешек помогали малышу понять и познать окружающий мир и себя.

Песни плясового характера с элементами движения и использованием народных инструментов способствуют развитию координации.

Основы народной хореографии

В процессе обучения дети изучают основные виды русского народного танца. Музыкальное сопровождение – народные песни и танцевальные мелодии. Танец и народная песня неотделимы друг от друга. Во всех народных обрядах, играх, плясках и хороводах обязательно их гармоничное соединение.

Танец развивает чувство ритма, пластичность, координацию, помогает эмоционально выразить содержание песни.

Слушание

Прослушивание и обсуждение сказок, небылиц, пословиц и поговорок, инструментальной музыки. Помогает развить воображение, ясно излагать свои чувства, мысли, эмоциональное восприятие и ощущения. Способствовать развитию мышления, фантазии, памяти, слуха.

Фольклорные игры

Игра занимает значительное место в жизни детей. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. В условиях игры ребенок становится активнее, вступает в общение с окружающим миром.

Игра на народных инструментах

Обучение детей игре на ложках, трещотках, бубне, треугольнике, свистульках и др. Оставляет простор для фантазии, развивает чувство ритма.

Примерный репертуар

Пальчиковые игры: «Сорока-сорока», «Пальчик. Пальчик, где ты был?», «Тики-так», «Паучок», «Киска ниточки мотала», «Камушки», «Меж еловых мягких лап», «Дарики-комарики», «Строим стенку», «По ладошечке».

Песни: «Колыбельная», «Дует ветер», «Наш Кузьма», «У нашей у Дуни», «Я на камушке сижу», «Зайка серенький сидит», «Листики дубовые», «Зоря-зоряница», «Наша бабка коляда», «Со вьюном я хожу», «Как у наших у ворот», «Весна красна», «Чувиль-виль-виль», «Ой, кулики-жаворонушки», «Как у котика кота», «Посадил дед репку», «Ти-та-ту-та-ти-та-та, вышла кошка за кота», «Матрешки», «Розан, мой розан», «Наши уточки».

Основы народной хореографии: хоровод, круг, линия, «ковырялочка», притопы, шаги с притопом, «пружинка», наклоны, топотушки.

Скороговорки: «Ехал Грека», «Барашеньки-крутороженьки», «Андрей-воробей», «От топота копыт», «Бык-тупогуб», «В огороде рос горох».

Прибаутки, потешки: «Кошкин дом». «Сорока», «Ой, скок, поскок», «Идет коза рогатая», «Большие ноги», «Заинька попляши».

Слушание: сказки, небылицы, пословицы, поговорки, инструментальная музыка.

Фольклорные игры: «У медведя во бору», «Золотые ворота», «Эй. Кузнец!», «У Маланьи, у старушки», «И шла коза по лесу», «Я змея. Змея, змея», «Дрёма», «Яша», «Я золотце хороню», «Мышка-малышка», «Баба Яга», «Дударь».

Список литературы:

«Музыкально-певческий фольклор», сост. А. Каргин. (сборник статей), М.: 2012.

«Школа русского фольклора», М. Картавцева, М.: 1994.

«Знакомство детей с русским народным творчеством», СПб.: 2010.

« Фольклорные праздники для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Гусли звончатые », Мерзлякова С.И., Комалькова Е.Ю.

« Оберег » , Боронина Е.Г

«Дети, занимаясь в нашей студии «Наследие»,
с удовольствием открывают в себе
певческий, танцевальный, актерский таланты,
а элементы фольклорного наследия в их исполнении
приобретают новое, юное звучание!»
- убеждена народная артистка России

Надежда Бабкина

Детско-юношеская фольклорная студия «Наследие» создана при «Московском государственном академическом театре «Русская песня» в 2002 году. Художественный руководитель студии народная артистка России Надежда Бабкина считает, что «народное самосознание заложено в генетическом коде народа и его необходимо воспитывать в наших детях» .

Изучение русского фольклора – одна из самых гармоничных и естественных форм творческого развития и патриотического воспитания детей. Получив такое воспитание в детстве, взрослый человек осмысленно ведет любую свою деятельность, проявляет уважение к своим корням, заботится о сохранении красоты народной культуры.

Приобщение детей к национальным истокам проходит в стенах Московского музыкального театра фольклора «Русская песня». Здесь под руководством талантливых преподавателей участники студии «Наследие» развиваются и взрослеют в особой духовной среде, органично связанной с национальными песенными и танцевальными традициями.

Два раза в неделю двери театра «Русская песня» на улице Садовой – Черногрязской гостеприимно открыты для юных участников студии «Наследие». Каждое занятие превращается в семейное общение: чаепитие в гостиной Театра и домашняя доброжелательная атмосфера ­дополняют радость творчества.

Опытные преподаватели – хормейстеры и хореографы – занимаются с 15.30 до 21.00 часа. Занятия в «Наследии» проходят в развлекательной форме. Дети участвуют в русских национальных играх, танцуют, поют, играют на традиционных музыкальных инструментах. Это помогает им раскрепоститься, стать более открытыми, приветливыми и жизнерадостными.