Занятия для детей 4 5 лет упражнения. Навыки, умения, знания

По мере того как ребенок взрослеет его мозг начинает активно развиваться, память совершенствуется. В четыре года ребенок становится уже более самостоятельным, чем был в три года. Малыш может уже создавать какой-то образ, выражать его в рисунке, движении, подвижной игре. Чтобы поддерживать гармоничное развитие организма ребенка помочь может гимнастика для деток четырех лет. Родителям нужно поддерживать интерес малыша к выполнению физических занятий, их, кстати, очень много, выбрать есть из чего.

Вот 11 способов начать работу

Родители могут играть ключевую роль в том, чтобы помочь своему ребенку стать более физически активным. Врач вашего ребенка может помочь вашему ребенку понять, почему важна физическая активность. Врач вашего ребенка может также предложить вам спорт или деятельность, которые лучше всего подходят для вашего ребенка. Чем больше она наслаждается этой деятельностью, тем более вероятно, что она продолжит ее. вся семья вовлечена. Это отличный способ провести время вместе. Выберите мероприятие, которое подходит для развития. Например, 7 - или 8-летний ребенок не готов к поднятию тяжестей или 3-мильной перспективе, но футбол, катание на велосипеде и плавание - все соответствующие мероприятия. Планируйте заранее. Удостоверьтесь, что ваш ребенок имеет удобное время и место для тренировки. Обеспечьте безопасную обстановку. Убедитесь, что ваше детское оборудование и выбранный сайт для спорта или деятельности безопасны, Используйте свободное время для большего количества физических упражнений. Сделайте время для упражнений. Некоторые дети настолько перегружены домашней работой, уроками музыки и другими запланированными мероприятиями, что у них нет времени на занятия. Не переусердствуйте. Когда ваш ребенок готов начать, не забудьте сказать ей, чтобы она слушала ее тело. Упражнения и физическая активность не должны болеть. Если это происходит, ваш ребенок должен замедлиться или попробовать менее энергичную деятельность. Как и в любой деятельности, важно не переусердствовать. Если вес вашего ребенка опускается ниже среднего, приемлемого уровня, или если упражнение начинает мешать школе или другим занятиям, поговорите с врачом вашего ребенка.

  • Поговорите с врачом вашего ребенка.
  • Найдите забавную деятельность.
  • Помогите своему ребенку найти спорт, которым она пользуется.
Упражнения вместе со сбалансированной диетой служат основой для здоровой, активной жизни.

К такой гимнастике для детей 4 лет относится и упражнение «Потегушки». Перед тем как начать его выполнять руки малыша нужно поднять вверх, немного разведя их в стороны. Приподняться на носочки и сильно потянуться вверх (сделать это на вдох), после чего расслабить мышцы, вернуться опять в исходное положение (сделать это на выдох). Нужно выполнять упражнение пять раз.

Это еще более важно для детей, страдающих ожирением. Одной из самых важных вещей, которые могут сделать родители, является поощрение здоровых привычек у их детей на ранней стадии жизни. Спросите своего ребенка о методах здорового образа жизни сегодня.

Навыки, умения, знания

Боль в спине у детей не похожа на боль в спине у взрослых. По сравнению со взрослым ребенок с болью в спине, скорее всего, имеет серьезное основное расстройство. Это особенно верно, если ребенку 4 года или младшему, или если у ребенка любого возраста боль в спине сопровождается.

Есть и такое занятное упражнение для детей четырех лет как «Пружинка». Чтобы его исполнить нужно сначала встать прямо и опустить руки по швам. После чего медленно присесть, вытянуть вперед руки (на выдох). Затем малыш должен резко как пружинка выпрямиться и возвратиться снова в исходное положение (на вдох). Нужно исполнять данное упражнение шесть раз.

Лихорадка или потеря веса Слабость или онемение Проблемы с ходьбой Боль, которая излучает одну или обе ноги Проблемы с кишечником или мочевым пузырем Боль, которая удерживает ребенка от сна. Более серьезные причины боли в спине требуют раннего выявления и лечения, или они могут ухудшиться. Всегда обращайтесь к врачу, если боль в спине вашего маленького ребенка длится более нескольких дней или постепенно ухудшается.

Ваш врач начнет с изучения того, как возникла проблема, а затем проведет физическое обследование вашего ребенка. Ваш врач задаст общие вопросы об общем состоянии вашего ребенка и более конкретных вопросах о боли. Вопросы и физическое обследование позволят вашему врачу определить, какой из нескольких состояний отвечает за боль в спине вашего ребенка.

Деткам нравится выполнять упражнение с интересным названием «Прихлопнуть комара». Это для деток своеобразная игра. Нужно принять исходное положение - стоя, ручки расположить на поясе, а ноги поставить на ширине плеч. Затем нужно чтобы ребенок повернулся в левую сторону при этом, не отрывая ноги от земли. Далее малыш должен совершить хлопок ладошками чуть выше головы. После чего малыш должен вернуться снова в исходное положение. Таки же способом нужно выполнить упражнение в правую сторону, как будто убиваешь комара. Нужно обращать внимание, чтобы дыхание было правильное. Нужно вдыхать при хлопке, выдыхать при возврате в исходную позицию. Упражнение необходимо выполнять пять раз.

Ваш врач захочет узнать, когда началась боль, если это было связано с травмой или требовательной деятельностью, и улучшилось или ухудшилось. Он или она спросит, есть ли что-то, что делает его хуже, и что делает ваш ребенок, чтобы сделать его менее болезненным. Важно, чтобы ваш врач точно знал, где ощущается боль, насколько это тяжело, и насколько это мешает обучению и деятельности ребенка. Если боль прорывается в ногу, это может означать, что есть давление на нерв.

Во время физического осмотра ваш врач тщательно исследует мышцы, кости и нервы вашего ребенка. Ваш врач будет проверять следующее. Ваш врач чувствует каждый позвонок и ищет деформации в выравнивании и подвижности позвоночника. Ваш врач проверяет осанку и ходьбу, способность наклониться, чтобы коснуться пальцев ног, и сгибать вправо и влево. Трудность с движением может указывать на то, что существует проблема с суставами позвоночника. Нервы в спине. Проблемы с межпозвоночными дисками могут вызвать давление на нервы, которые выходят из позвоночника, поэтому ваш врач выполнит для этого конкретные тесты. С вашим ребенком, лежащим лицом вверх, ваш врач поднимет ноги и может также поднять ноги, когда ваш ребенок лежит лицом вниз. Тестирование рефлексов и ощущения в ногах будет сделано по той же причине. Проверяются мышцы спины и ног. Жесткость мышц спины или мышц подколенного сухожилия в задней части бедра покажет, что ваш ребенок пытается защитить себя от движений и позиций, которые могут быть болезненными. Нежность мышц будет указывать на травму мышц, такую ​​как деформация. Баланс, гибкость, координация и мышечная сила. Другие тесты могут быть сделаны, чтобы убедиться, что боль в спине не является частью более крупной картины.

  • Позвоночник.
  • Важное значение имеет увеличение округлости спины или кривой в сторону.
Врач может использовать один или несколько диагностических инструментов для визуализации внутри тела.

Детям активным понравится упражнение-игра «Воробушки-попрыгунчики». Оно представляет собой забавные прыжки: сначала на 2-ух ногах, после этого попеременно на левой и правой. Чтобы это более походило на воробышка, нужно прибавить повороты в различные стороны. А деткам очень нравится прыгать.

После того как активная часть выполнена, нужно немного утихомирить кроху. Для этой цели прекрасно применять упражнение под названием «Небольшая прогулка». Малыш должен медленно сначала спокойно пошагать по комнате, после чего нужно предложить ему сделать крадущиеся движения. Можно и включить фантазию, предложив малышу пошагать, представив, что он большая птица, размеренно размахивающая большими крыльями. Предложите малышу осторожно ступать ножками, аккуратно перешагивая воображаемые лужи.

Рентгеновские лучи. Рентген позвоночника покажет кости и может показать переломы, смещения или другие проблемы в костях. Сканирование костей. Этот тест включает в себя инъекцию вещества в вену, а затем с помощью специальной камеры, чтобы увидеть, где он поднят. Он может точно определить воспаление, инфекции, опухоли и переломы. Поскольку анатомия позвоночника очень сложна, и поскольку эти процессы заболевания не всегда видны на рентгеновском снимке, сканирование кости может быть очень полезным.

Сканирование компьютерной томографии. Это специальная компьютеризированная рентгеновская техника, которая обеспечивает трехмерное изображение и позволяет вашему врачу видеть вещи, которые не видны на двумерных рентгеновских лучах. Особенно полезно в позвоночнике понять сложную анатомию.

Занятия гимнастикой для детей 4 лет - это весьма увлекательное занятие. Деткам очень нравятся такие занятия.

Полезно ребенку будет и заняться упражнением «Ветер качает деревья».

Чтобы его правильно выполнить, нужно поставить ножки ребенку на ширину плеч, поднять ручки вверх, как будто они крона деревьев. Представив, что подул ветер необходимо немного наклонить влево корпус (на вдох), после чего вернуться в исходное положение (на выдох), затем наклониться вправо (на вдох), выпрямиться (сделать это на выдох). Выполняется данное упражнение пять раз.

Магнитно-резонансная томография. Этот метод очень ценен, потому что он показывает ткани, отличные от кости. Его можно использовать, чтобы видеть спинной мозг, нервные корни, диски или другие мягкие ткани, чем это может быть очень важно при боли в спине.

Позитронно-эмиссионная томография. Этот тест может быть полезным дополнением, обеспечивающим трехмерное изображение функциональных процессов в теле. Анализ крови, включая полное количество клеток крови, скорость седиментации эритроцитов и С-реактивный белок, может зависеть от наличия воспаления или инфекции.

Советуется в комплексы физических упражнений для малышей включать упражнение «Гуси». Ноги нужно поставить на ширину плеч, положить руки на пояс. Нужно воспроизвести шипение, наклонившись немного вперед, как будто это гусь зашипел. Затем нужно вернуться в исходное положение (только на на вдох). Данный вид упражнения делается пять раз.

Общие состояния боли в спине у детей. Скелетно-мышечная недостаточность чаще всего ответственна за боль в спине у детей и подростков. Этот тип боли часто реагирует на отдых, противовоспалительные препараты и программу упражнений. У многих подростков может быть более стойкая боль в спине. Это часто связано с напряженными мышцами подколенного сухожилия и слабыми мышцами живота. Кажется, что эти дети улучшаются с помощью программы физической терапии, которая подчеркивает растяжение подколенного сухожилия и укрепление брюшной полости.

У подростков повышенная округлость спины, также называемая кифозом Шеуерманна, является общей причиной боли в середине спины. Позвонки становятся клинками, вызывая округлую или сгорбленную спину. Изогнутая часть спины может болеть и боль может ухудшиться с активностью.

Нужно также ребенку порекомендовать выполнить упражнение под названием «Велосипед» из положения, лежа на спинке. Следует, оставаясь в таком положении предложить малышу представить, что он ласточка. Для этого нужно раскинуть руки, полежать свободно на спине, после чего перевернуться на живот.

Нужно встать прямо, поставить ножки вместе, а ручки опустить. Вдохнуть, а затем наклонить туловище в сторону-выдохнуть, руки скользнут вдоль туловища и при этом малыш должен произнести «ссссс». Повторяют это упражнение шесть-восемь раз в каждую сторону.

Подросток-мужчина представляет с чрезмерным круглым пятном, локализованным на грудном отделе позвоночника. Сильный кифоз наиболее очевиден, когда он наклоняется вперед. Для получения более подробной информации о кифозе: Кифоз позвоночника Кифоз позвоночника.

Спондилолиз, или перелом напряжения, могут вызвать боль в пояснице у подростков. Переломы стресса могут возникать во время всплесков роста у подростков или в спортивных состязаниях, которые неоднократно крутят и расширяют позвоночник, например, гимнастику, дайвинг и футбол.

Боль обычно мягкая и может излучать ягодицы и ноги. Боль становится хуже с активностью и лучше с отдыхом. Ребенок со спондилолизом может ходить с жесткой ночной походкой и делать только короткие шаги. Чтобы узнать больше о переломах позвоночника. Поскользнутый позвонок или спондилолистез возникает, когда один позвонок движется вперед по следующему позвонку непосредственно ниже. Иногда это может означать прогрессирование спондилолиза. Обычно это происходит у основания позвоночника. В тяжелых случаях кость сужает позвоночный канал, который нажимает на нервы.

Регулировщик.

Нужно стать, ноги расставить на ширину плеч, одну руку поднять вверх, а другую отвести в сторону. Вдохнуть носом, после чего поменять положение рук и в процессе удлиненного выдоха произнести «рррр». Повторяют упражнение шесть раз.

Летят мячи.

Нужно стать, а руки с мячом поднять вверх. Далее малыш бросает мяч от груди вперед. Следует произносить, выдыхая «уххххх». Повторяют упражнение шесть раз.

Чтобы узнать больше о скользких позвонках: спондилолиз и спондилолистез Спондилолиз и спондилолистез. У маленьких детей инфекция на диске может привести к боли в спине. Дисцит обычно затрагивает детей в возрасте от 1 до 5 лет, хотя также могут пострадать дети старшего возраста и подростки.

У ребенка с дисцитом могут быть следующие симптомы. Приседание с прямым позвоночником при достижении чего-то на полу, а не изгиб от талии.

  • Боль в нижней части спины или живота и скованность позвоночника.
  • Ходьба с хромотой или просто отказ ходить.
В редких случаях опухоли, такие как остеомиома, могут быть причиной боли в спине. Когда они возникают, опухоли позвоночника чаще всего встречаются в средней или нижней части спины. Боль постоянна и обычно со временем ухудшается.

Это упражнение имитирует ходьбу на лыжах. Занимает обычно две минуты. На выдохе произносится «мммм».

Нужно стать, ноги расставить на ширину плеч, держать за спиной палку на уровне нижних углов лопаток. Следует наклонять туловище в различные стороны. Выдыхать при наклоне, произнося «туууухххх». Повторяют четыре наклона в каждую сторону.

Роль генетики в интеллекте, то есть степень, в которой наши умственные способности унаследованы, уже давно является зоной академической войны. Что может повысить шансы вашего ребенка? Уроки виолончели, уроки французского языка и жонглирование. Тридцать процентов детей в возрасте до 2 лет имеют телевизоры в своих спальнях.

Он не будет отвечать на их вопросы или следовать своим выводам, а именно, как вы создаете умных детей. Этот стат основан на исследовании, которое следовало двум группам новых белорусских матерей и их детей. Одна группа матерей кормила грудью своих детей более исключительно и дольше, чем другая группа, которая кормила грудью менее исключительно и для более короткой продолжительности.

Сесть, ноги сдвинуть вместе. Поднимать ручки в стороны на вдох и медленно опускать руки вниз на длительный выдох, произнести «ссссс». Повторяют четыре раза. Гимнастика для детей 4 лет полезна и ею должны заниматься все дети.

Развивающие игры и упражнения для развития речи и ознакомления с окружающим миром во второй младшей группе дошкольного возраста

Актуальность:
Для успешного развития детей важно, чтобы они с детства приобрели жизненно необходимые сведения об окружающих их предметах и явлениях. На втором году жизни, когда дети свободно передвигаются, они постоянно сталкиваются с различными предметами, им нужно иметь некоторые представления о свойствах и назначении этих предметов, о том, как с ними следует обращаться. Это, прежде всего игрушки и некоторые предметы домашнего обихода. Все эти впечатления имеют большое значение для умственного развития ребенка и формирование его речи, воспитания чувств.
Многие сведения об окружающем дети приобретают практически, в быту, в игре. Но, как уже говорилось выше, предоставленные самим себе дети могут и не приобрести необходимых для их развития сведений или же у них будут складываться неправильные представления. Поэтому и в раннем детстве, как и в последующие дошкольные годы, необходимо руководить процессом восприятия ребенком окружающих его явлений. Направляющее влияние педагога, прежде всего, выражается в отборе воспитательно-ценных и вместе с тем доступных и интересных для детей явлений.
Второй год жизни – ответственный период так же и в речевом развитии детей. В этом возрасте у ребенка происходит развитие понимаемой речи взрослых, способности подражать ей, формирование собственной активной речи, которая становится средством общения его со взрослыми.
Для формирования активной речи необходимо развивать у детей способность слушать речь взрослого (обязательно слышать и прислушиваться к произносимым словам) и подражать часто слышимым словам и звукосочетаниям, умение отвечать на вопросы доступными, ранее усвоенными словами, а не действиями.
Для своевременного развития активной речи детей воспитатель должен побуждать каждого ребенка как можно чаще обращаться к окружающим его взрослым, стараясь при этом, чтобы он пользовался усвоенными ранее словами и овладевал произношение новых.
В условиях коллективного воспитания развитие речи детей и знакомство их с окружающим осуществляется в повседневном общении со взрослыми, на специальных занятиях и с помощью дидактических игр и упражнений вне занятий.
1. Игры, развивающие внимание и слуховое восприятие
С самого рождения ребенка окружает множество звуков: шум ветра и дождя, шелест листьев, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей и т.д.
Но все эти слуховые впечатления воспринимаются малышом неосознанно, сливаясь с другими, боле важными для него сигналами. Ребенок пока еще не умеет управлять своим слухом, порой просто не замечает звуков, не может сравнивать и оценивать их по громкости, силе, тембру.
Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слышать и понимать речь, основное средство общения.
Для того, чтобы ребенок научился чисто и ясно произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, правильно пользоваться голосом (говорить выразительно, там, где необходимо, менять громкость и скорость речи), он должен научиться напрягать слух, улавливать и различать звуки. Эта способность не возникает сама собой, даже если у ребенка острый слух от природы. Ее нужно развивать с первых лет жизни. Лучше всего делать это в игре.
Цель игр, приведенных ниже, - открыть для малыша особый мир звуков, сделать их привлекательными и значимыми, говорящими о чем-то важном. Вслушиваясь в слова, играя с ними, ребенок формирует свой слух, улучшает дикцию, стараясь приблизить звучание своей речи к тому, что он слышит от окружающих.
В этих играх малыш учится различать «звучание» знакомых предметов, голоса животных, птиц и людей. Это требует от ребенка не только активного восприятия, но и хорошей памяти, развитого мышления и элементарного музыкального слуха.
КТО ЧТО УСЛЫШИТ?
Цель: Развивать слуховое внимание, пополнять активный словарь, развивать фразовую речь.
Оборудование: Ширма, колокольчик, бубен, молоточек, «шумелка», барабан и т.п.
Ход: Воспитатель за ширмой по очереди издает звуки выше перечисленными предметами и предлагает детям отгадать, каким предметом произведен звук. Звукидолжны быть ясными и контрастными, чтобы ребенок мог их угадать.

УГАДАЙ, ЧТО ДЕЛАТЬ
Цель: Развивать умение переключать слуховое внимание. Развивать координацию движений, умение соотносить свои действия со звучанием бубна.
Оборудование: Бубен, два флажка.
Ход: У ребенка в руках два флажка. Если воспитатель громко звенит в бубен, малыш поднимает флажки вверх и машет ими, а если бубен звучит тихо – опускает флажки вниз.
Важно следить за правильной осанкой детей и точным выполнением движений. Чередовать громкое и тихое звучание бубна нужно не более 4 раз, чтобы ребенок мог легко выполнять упражнение.
КТО ВНИМАТЕЛЬНЫЙ?
Цель: Развивать остроту слуха, умение правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят.
Оборудование: Кукла, игрушечный мишка, машинка.
Ход: Воспитатель сидит около стола, на котором лежат игрушки. Ребенок находится на расстоянии 2 – 3 метров от него. Воспитатель предупреждает ребенка: «Я буду говорить шепотом, поэтому сидеть надо тихо, чтобы было слышно. Будь внимательней!» Затем говорит:
- Возьми мишку и посади в машину.
- Возьми мишку из машины.
- Посади в машину куклу.
- Покатай куклу машине.
Ребенок должен услышать, понять и выполнить эти поручения. Задания нужно давать краткие и простые, а произносить их тихо, но очень четко.

СОЛНЦЕ ИЛИ ДОЖДИК?
Цель: Развивать умение переключать слуховое внимание, выполнять действия согласно различному звучанию бубна.
Оборудование: Бубен, картинки с изображением прогулки детей при ярком солнце и убегающих от дождя.
Ход: Воспитатель говорит: «Сейчас мы пойдем на прогулку. Дождя нет, светит солнышко. Ты гуляй, а я буду звенеть бубном. Если начнется дождь, я буду в бубен стучать, а ты, услышав стук, беги в дом. Слушай внимательно, когда бубен звенит, а когда я буду стучать в него». Можно повторять игру, меняя звучание бубна 3 – 4 раза.

ГДЕ ПОЗВОНИЛИ?
Цель: Развивать направленность слухового внимания, умение определять направление звука, ориентироваться в пространстве.
Оборудование: Колокольчик.
Ход: Ребенок закрывает глаза, а воспитатель тихо встает в стороне от него (слева, справа, сзади) и звенит в колокольчик. Ребенок, не открывая глаза, должен указать направление, откуда доноситься звук. Если малыш ошибается, то отгадывает еще раз. Игру повторяют 4 – 5 раз. Необходимо следить, чтобы ребенок не открывал глаза. Указывая направление звука, он должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук. Звонить надо не очень громко.

УРАДАЙ, НА ЧЕМ ИГРАЮ
Цель: Развивать устойчивое слуховое внимание, умение различать инструменты на слух по их звучанию.
Оборудование: Барабан, бубен, дудочка и др.
Ход: Воспитатель поочередно показывает ребенку музыкальные инструменты, уточняет их названия и знакомит с их звучанием. Когда воспитатель убедится, что малыш усвоил название и запомнил звучание инструментов, игрушки убирает за ширму. Воспитатель повторяет там игру на разных инструментах, а малыш по звуку пытается угадать, «чья песенка слышна».

Воспитания звуковой культуры речи у ребенка данного возраста направлено на развитие у него слухового восприятия, усвоение и закрепление правильного звукопроизношения.
Голосовой аппарат малыша еще недостаточно окреп.
Ребенок не всегда может правильно им пользоваться, часто говорит тихо, шепотом или наоборот крикливо.
Поэтому для развития голоса необходимо проводить игры, в которых одни и те же звуки или слова надо произносить с различной громкостью.
Для того, чтобы речь малыша была выразительной, яркой и красочной, чтобы он мог говорить как быстро, так и медленно, его необходимо научить пользоваться умеренным темпом речи.
Это полезно не только для развития голоса, но и для формирования хорошего слуха, умения воспринимать ритм и скорость произнесения звуков.

ГРОМКО – ТИХО
Цель: Развивать умение менять силу голоса: говорить то громко, то тихо.
Оборудование: Большая и маленькая собачки или другие игрушки.
Ход: Воспитатель показывает двух собачек и говорит: «Большая собачка лает громко: «Ав-ав». Как лает большая собачка? (ребенок повторяет громко). А маленькая собачка лает тихо: «Ав-ав». Как лает маленькая собачка? (ребенок повторяет тихо)».

ИДЁМТЕ С НАМИ ИГРАТЬ
Цель: Вырабатывать умение пользоваться громким голосом.
Оборудование: Игрушечные мишка, зайчик, лиса или другие звери.
Ход: На расстоянии 2 – 3 метров от малыша воспитатель расставляет игрушки и говорит: «Мишке, зайке и лисичке скучно сидеть одним. Позовем их играть вместе с нами. Чтобы они услышали нас, звать надо громко, вот так: «Мишка, иди!». Малыш вместе с воспитателем зовет мишку, зайку и лисичку и играют с ними. Важно следить за тем, чтобы ребенок звал игрушки громко, но не кричал.

НЕ РАЗБУДИ КУКЛУ
Цель: Развивать умение пользоваться тихим голосом.
Оборудование: Кукла с закрывающимися глазами, кроватка с постельными принадлежностями, мелкие игрушки (кубик, мячик, машинка и др.), коробка для игрушек.
Ход: Воспитатель говорит, показывая на кроватку со спящей куклой: «Катя много гуляла, устала, пообедала и уснула. А нам надо убрать игрушки, но очень тихо, чтобы не разбудить Катю. Скажи мне тихо, какую игрушку надо убрать в коробку». Ребенок тихо называет игрушку. Важно следить, чтобы малыш говорил тихо, но не шептал.

ДУЕТ ВЕТЕР
Цель: Развивать умение в зависимости от ситуации пользоваться громким или тихим голосом.
Оборудование: 2 картинки, на одной из которых изображен легкий ветерок, качающий траку, цветы, а на другой – сильный ветер, качающий деревья.
Ход: Воспитатель показывает ребенку картинку с изображением ветерка и говорит: «Летом мы пошли на прогулку в лес. Дует легкий ветерок и колышет травку и цветочки. Он дует тихо-тихо, вот так: «у-у-у» (звук произносится тихо и длительно)». Затем показывает картинку с изображением сильного ветра и говорит: «Вдруг подул сильный ветер, он громко загудел «у-у-у» (звук произноситься громко и длительно)». Малыш повторяет за воспитателем, как дует легкий ветерок и как гудит сильный ветер. Важно следить, чтобы, повторяя за ним, ребенок соблюдал ту же силу голоса.

3. Игры, развивающие речевое дыхание

Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов и фраз.
Для того чтобы научиться выговаривать многие звуки, ребенок должен делать достаточно сильный вдох через рот.
Ниже приведены упражнения, в которых ребенку в игровой форме предлагается подуть на различные предметы. Такие игры помогут ребенку достичь плавного вдоха и быстрее освоить «трудные» звуки, развить речевое дыхание. Эти упражнения полезны при нарушении плавности и темпа речи.
ОДУВАНЧИК
Цель: Развивать умение длительно и плавно выдыхать воздух через рот, активизировать мышцы губ.
Ход: Упражнение проводится на улице. Воспитатель предлагает ребенку сорвать отцветший одуванчик и подуть на него так, чтобы слетели все пушинки. Ребенок может сделать это, дунув на цветок 3 – 4 раза. Важно следить за правильностью выдоха. Используйте художественное слово.
Одуванчик, до чего ж
Ты на облачко похож.
Страшно даже и взглянуть:
Как бы облачко не сдуть.
(Г. Виеру)
ПУЗЫРЬ
Цель: Развивать речевое дыхание и звукового аппарата.
Ход: Играют несколько человек. Они становятся тесным кругом и надувают воображаемый пузырь, дуют в кулачки, составленные один на один «трубочкой».
«Раздувайся, пузырь, раздувайся большой,
Оставайся такой, да не лопайся!»
Потом большой пузырь сдувается (дети длительно произносят звук «т-с-с-с-с». Игра возобновляется.

СНЕЖИНКИ
Цель: Развивать речевое дыхание, формировать умение делать плавный и длительный выдох (не добирая воздуха).
Оборудование: Несколько рыхлых кусочков ваты.
Ход: Воспитатель показывает кусочек ваты и говорит: «На улице падает снежок. Там – снегопад. Давайте устроим снегопад в группе». Затем кладет на ладошку ребенку «снежинку» и показывает, как надо дуть. Потом дует ребенок. Упражнение выполняется 2 – 3 раза.
Снег, снег кружится,
Белая вся улица
Собралися мы в кружок,
Завертелись, как снежок.
(А. Барто)
ЛИСТОПАД
Цель: Учить плавному, свободному выдоху.
Оборудование: Вырезанные из тонкой бумаги желтые и красные листья.
Ход: Воспитатель объясняет ребенку, что осенью с деревьев опадают листья. Это явление называется листопад. Предлагает устроить листопад дома. Ребенок дует на листочки так, чтобы они полетели. Упражнение повторяется 2 – 3 раза.

ЧЬЯ ПТИЧКА ДАЛЬШЕ УЛЕТИТ?
Цель: Вырабатывать длительное, направленное, плавное ротового выдоха. Активизировать мышцы губ.
Оборудование: Фигурки птиц, вырезанных из тонкой бумаги и ярко окрашенных.
Ход: Двух птичек садят на стол у самого края на расстоянии 30см друг от друга. Двое детей садятся напротив птичек. По сигналу «Птички полетели!», дети начинают дуть на фигурки птиц. Важно следить за тем, чтобы дети не надували щеки, когда дуют на птичек; не должен сильно напрягаться.