Занятия с логопедом для ребенка. Помощь логопеда неговорящему ребенку Помощь логопеда ребёнку

Если вы интересуетесь услугами логопедов для детей, на сайте YouDo можно быстро найти квалифицированных специалистов, которые недорого помогут исправить любые нарушения речи. Стоимость услуг вы согласуете индивидуально с исполнителем YouDo.

Какие речевые проблемы решают профессионалы?

Исполнители Юду для устранения дефектов проводят обследование речи и определяют степень ее восприятия ребенком. Обратитесь к зарегистрированным на YouDo логопедам для детей, которые смогут:

  • определить запас слов и умение выстраивать их в связные предложения
  • выявить нарушения звуковосприятия
  • помочь правильно развивать мышление
  • научить связно и последовательно выстраивать речевые конструкции

После проведения логопедического обследования зарегистрированный на Юду специалист быстро подберет необходимую методику коррекции речи ребенка. Зарегистрированный на сайт профессионал окажет помощь в:

  • лечении заикания и афазии
  • избавлении от боязни произношения звуков и слов
  • коррекции произношения

Исполнители Юду восстановят дикцию ребенка и обучат его правильной технике произношения звуков. Сроки проведения занятий вы узнаете у зарегистрированного на YouDo профессионала.

Стоимость услуг квалифицированных исполнителей Юду

Цены на услуги логопеда для ребенка невысокие. Они составляются исполнителями Юду с учетом сложности исправления обнаруженных речевых нарушений.

Специалист Юду недорого:

  • проведет первичную консультацию
  • обучит дыхательной гимнастике
  • научит выполнять различные логоритмические и голосовые упражнения

Если потребуется устранить речевой акцент или афазию, такие услуги будут стоить немного дороже. Заказать помощь опытного специалиста можно сейчас, заполнив на сайте Юду форму заявки.

Развитие речи у ребенка в возрасте 3-4 лет достигает максимума, ведь именно в этот период он говорит практически без умолку.
Специалисты утверждают, что четырёхгодовалые дети молчат только тогда, когда спят. Речь малыша в этом возрасте должна характеризоваться такими показателями:
● малыш познает базу грамматики;
● с легкостью создает рассказ и 4-5 предложений, глядя на картинку;
● словарный запас состоит примерно из 1000-1200 слов;
● меняет буквы в слове и глотает слоги.
Для того, чтобы ребенок не испытывал трудности в общении с другими детьми и могу уверенно чувствовать себя в обществе, с ним необходимо заниматься. Чаще говорите с чадом, но не усложняйте речь. Не торопитесь и тогда все получится. Помимо занятий с родителями рекомендуется включить занятия со специалистом, ведь врач-дефектолог точно знает, как сделать речь совершенной.
Логопедические занятия для детей 3-4 года в нашем центре проводит квалифицированный специалист логопед, который использует современные методики. В игровой форме дети учатся правильно излагать свои мысли, строить предложение, а также расширяют свой запас слов. Обратиться к нам вы сможете по номеру телефона, который указан в контактах сайта.

Занятия с логопедом призваны помочь ребенку овладеть правильной и красивой речью, четко формулировать и выражать свои мысли.

Речь состоит из 7-ми важных составляющих: грамматический строй, лексический строй, звукопроизношение, слоговая структура сложных слов, фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез, связная речь.

Логопед может работать с любыми возрастными группами - от детей 3 лет до людей зрелого возраста.

Квалифицированные специалисты нашего центра не только развивают умение правильно говорить, произносить слова и отдельные звуки, но и уделяют большое внимание всем составляющим речи:

  • развивают у детей слуховое и зрительное восприятие;
  • развивают внимание, память, мышление и мелкую моторику;
  • обогащают и уточняют словарный запас ребенка;
  • формируют правильное речевое дыхание и навыки связной и грамотной речи;
  • формируют лексико-грамматический строй речи, слоговую структуру сложных слов;
  • формируют навык правописания.

В ходе занятий с логопедом ребенок приобретает первоначальные навыки, необходимые для обучения - умение вслушиваться в речь взрослого, выполнять задания по инструкции, оценивать результаты работы и исправлять ошибки. С логопедом дети знакомятся с звуковым составом слова, чтобы писать без ошибок, и приобретают первые познания в грамматике.

Логопедические занятия для детей проводят

Логопед: Бросалина Вера Викторовна
Логопед: Балашова Маргарита Николаевна

Занятия проводятся ежедневно. Продолжительностью 60 минут.
Для посещения занятий необходимо предварительно записаться по телефону.
Детям с инвалидностью предоставляются скидки.

Услуги частного логопеда

Проблемы с речью могут настигнуть нас в любом возрасте и повлиять на это может множество факторов. Выявить причины нарушения и способствовать развитию корректной, слаженной речи сможет врач логопед.
Логопед - это специалист, который проводит речевую терапию. Иными словами, он помогает избавиться от проблем с произношением тех или иных звуков, Занятия с таким специалистом помогут ребенку не только овладеть правильной речью, а также сформировать приличный словарный запас. Дети, которые занимаются со специалистом, становятся более открытыми, уверенными в себе и дружелюбными.
Если вам понадобились услуги логопеда, обращайтесь в наш центр поддержки и развития для взрослых и детей "Лист-листочек". Наши квалифицированные врачи работают с любыми возрастными группами (от детей 3 лет до людей зрелого возраста). Уделяя огромное внимание всем составляющим речи, врач-логопед способствует формированию у ребенка способности вслушиваться в речь, а также выполнять задания по инструкции. Среди преимуществ работы с врачом-логопедом следует выделить то, что:
● улучшается слуховое и зрительное восприятие;
● развивается мышление, память, способность к концентрации и внимание;
● увеличивается словарный запас;
● формируются навыки правописания.
За более детальной информацией вы можете обратиться по номеру, который указан в контактах сайта.

Логопедические занятия для детей младшего возраста

Первые звуки малышей всегда умиляют взрослых и заставляют их улыбаться, однако неправильно построенные фразы и проглоченные слоги уж точно никого не обрадуют. Для того чтобы у малыша сформировалась красивая, грамотная речь, с ним необходимо много общаться.
Чем больше времени вы проводите с ребенком, тем больше он улучшает навыки своего общения. Однако в случае возникновения любых проблем лучше всего обратиться к специалисту-логопеду. Квалифицированный врач сможет точно определить причины нарушения и быстро найдет действенный способ решения проблемы.
Логопедические занятия для детей проводятся в игровой форме. Так ребенок лучше усваивает материал и не теряет интерес в процессе обучения. Занятия со специалистом позволяют решить множество проблем, в числе которых:
● нарушения в произношении;
● проблемы с выражением собственных мыслей;
● недоразвитость речи и др.
Центр поддержки и развития для детей и взрослых "Лист-листочек" - это место, где можно не только улучшить свою речь и навыки общения, здесь о вас по-настоящему позаботятся, ведь для нас важен каждый клиент. Профессионализм и индивидуальный подход к каждому - вот, чем мы руководствуемся в процессе работы

Каждому ребенку нужен логопед? Может ли ребенок «выговориться» сам? В каких случаях без профессиональной помощи не обойтись? - эти и другие вопросы ежедневно задают родители, пытаясь найти правильный ответ. К сожалению, чаще всего за помощью они обращаются не к специалистам, а к бабушкам, подругам, коллегам - в общем людей, которые очень далеки от логопедии и в лучшем случае руководствуются своим положительным опытом. Как результат - рождается куча мифов и неверных утверждений. Чтобы развеять хотя бы часть из них, мы обратились к врачу-логопеду, работающий в детском учебном центре. Итак, начнем с наиболее актуального.

Всем детям нужен логопед?

Абсолютно всем. Даже если у ребенка нет речевых нарушений, логопедические занятия необходимы для развития его речи, обогащения словарного запаса. В 3-3,5 года ребенок должен знать 1,5 тыс. Слов. К сожалению, на сегодняшний день таким объемом слов ребенок оперирует крайне редко. Детям не хватает многих важных для их возраста знаний, например, о обобщающие слова или слова, характеризующие предметы. Поэтому занятия с логопедом однозначно нужны всем.

Когда родителям время вести ребенка к логопеду?

Критический возраст для определения нарушений речи - 3 года. Самая большая ошибка родителей в том, что они ждут, когда ребенок «выговорится» сам. А на самом деле со временем проблема только усугубляется, ведь, говоря с ошибками, ребенок так же начинает читать и писать.

Кроме того, чем раньше родители приведут ребенка, тем легче будет исправить нарушения. С каждым годом это становится труднее и приносит меньшие результаты.

Ребенок может «выговориться» сам?

Обычно такое возможно. Однако с помощью логопеда ребенок начнет правильно произносить звуки значительно быстрее, и процесс станет для нее интересным и эффективным. Ведь при работе с детьми используется исключительно игровая форма занятий, которая призвана заинтересовать ребенка и донести нужную информацию на понятном ему языке.

Стоит также отметить, что если ребенок в 6 лет не произносит все звуки или делает это не правильно - это однозначно признак нарушения, которое можно исправить только с помощью логопеда.

До 6-ти лет должен быть полностью сформирован речевой аппарат?

Да. Существует своеобразная шкала онтогенеза речи, которая определяет в каком возрасте ребенок должен начать произносить ту или иную группу звуков. Если этого не происходит - это может быть признаком речевого нарушения и родителям стоит задуматься о визите к специалисту.

Причина речевых нарушений у ребенка

В 80% случаев причиной нарушения речи является педагогическая запущенность ребенка. Родители просто не разговаривают с ребенком, заменяя общение мультиками, в которых, кстати, сейчас почти что нет диалогов. Ребенку просто неоткуда брать примеры языка и пополнять словарный запас.

На втором месте стоят органические поражения мозга, в результате родовых травм, травматизации ребенка и переноса ней инфекционных заболеваний в первые 3 года жизни, наследственность.

Еще одной причиной проблем с произношением у детей является двуязычие в семье, например, когда родители говорят на украинском и русском. В таком случае ребенку очень трудно самостоятельно сформировать правильное произношение.

Нарушение речи можно исправить и сколько времени это займет?

К сожалению не все, или полностью. Труднее всего поддаются коррекции нарушения органического происхождения. В таких случаях работа логопеда сводится к социализации ребенка, обучение ее базовых слов, понятий и развитие умения их использовать. Относительно сроков, то они всегда индивидуальны и зависят от степени тяжести нарушения.

С чего начинается работа логопеда с ребенком?

Первое занятие - это всегда консультация с родителями. По словам родителей я заполняет индивидуальную карту ребенка. Меня интересуют следующие вопросы: как проходила беременность, роды, болел ли ребенок инфекционными заболеваниями в раннем возрасте, были у других членов семьи речевые нарушения, когда у ребенка появились первые слова. Вопросов на самом деле очень много, но они помогают найти первопричину нарушения речи, объективно увидеть картину и определить направления работы. В дальнейшем я дополняю карту результатам собственного обследования ребенка. На основе этого я могу сообщить родителям о проблемах ребенка, а также указать ориентировочное время необходимое для их решения. Но хочу подчеркнуть, что моя работа - это лишь 30% от положительного результата! 70% полностью зависит от ответственного отношения родителей. Они должны заниматься с ребенком дома. В зависимости от вида нарушения я даю целый комплекс упражнений для выполнения дома.

Вы работаете только с детьми, имеющими нарушения?

Нет. Кроме коррекционных индивидуальных и подгрупповых занятий (работа с детьми с одинаковым дефектом), я провожу общеразвивающие занятия. Продолжительность занятия зависит от возрастной категории.

  • 3 года - 25 мин.;
  • 4-5 лет - 35 мин.;
  • от 5 лет - 45 мин.

Подробно о структуре коррекционного занятия

Каждое занятие имеет свою тему и цель. Примерная структура занятия такова:

  1. Сначала мы всегда здороваемся с ребенком.
  2. Артикуляционные упражнения. Они правленые на улучшение подвижности язычка, который играет ключевую роль в правильном произнесении звуков.
  3. Повторение правильной артикуляции звука. Тренировки, тренировки и еще раз тренировки.
  4. Упражнение для развития речевого дыхания.
  5. Упражнения со звуком (в соответствии с темой занятия).
  6. Упражнения для развития фонематических процессов.
  7. Физкультминутка.
  8. Упражнения для развития мелкой моторики рук, пальчиковая гимнастика, логопедический массаж.
  9. Итог занятия.

В первую очередь общайтесь с ребенком, читайте книги, включайте им развивающие мультики. Сейчас очень много интересной развивающей литературы для детей этого возраста. Не ленитесь работать со своими детьми - это ключ к успеху.

Во-вторых, исправляйте ребенка, если слышите, что она произносит звуки неправильно, не давайте ей привыкнуть к неправильного произношения.

В-третьих, если у вас возникло подозрение, что у ребенка есть речевые нарушения, не оттягивает поход к логопеду. Чем раньше начнется коррекция - тем лучше будут результаты.

Консультация для родителей. Как и где можно получить помощь логопеда

Нарушения в речи ребенка - довольно часто встречающийся факт. И хотя исправить речь можно в любом возрасте, все же наиболее благоприятным периодом для решения этой проблемы является дошкольный возраст.
Если родителями выявлена проблема нарушения речи ребенка, но в саду нет ставки логопеда или ребенок вообще не посещает детский сад, начать ее решение необходимо с посещения логопеда в поликлинике по месту жительства. Именно он должен оценить глубину этой проблемы и принять решение по ее устранению. В некоторых случаях оптимальным вариантом ее решения является направление ребенка в специализированный логопедический детский сад. Но данное решение уже принимается не лично логопедом, а комиссией по приему детей в логопедические группы. Данная комиссия является коллегиальным органом, в ее состав входит логопед, психолог, иногда психоневролог. Обследование комиссией проводится при наличии справки от невролога, медицинской карты ребенка и ряда других документов. Задача комиссии – подтвердить наличие или отсутствие проблемы речевого развития или нарушения речи ребенка и согласно существующих отклонений определить тип группы и детского сада, в которые должен быть зачислен ребенок.
Различные диагнозы требуют различных подходов к коррекции. Так, например, если ребенку четырехлетнего возраста поставлен диагноз «Общее недоразвитие речи», то он будет направлен в логопедическую группу своих сверстников с подобным диагнозом, а ребенок 6 лет с проблемами звукопроизношения (свистящих, шипящих, сонорных звуков) – в подготовительную группу, где с ним будут организованы занятия согласно иной программы. Занятия с заикающимися детьми проводятся специалистами по отдельным программам с использованием специальных методов и средств в детских садах именно этой специализации. В наше время функционируют не только узконаправленные логопедические садики, существуют еще и дошкольные учреждения комбинированного вида, в которых наряду с обычными группами есть и логопедические группы, направления в которые, в отличие от обычных групп, также выдает психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК).
Говорить о приоритетах того или иного вида детсадов нет необходимости. И логопедический садик, и детсады комбинированного типа выполняют логопедическую работу должным образом, и, как правило, результаты более чем положительные. Бывают случаи, когда родителям могут отказать в зачислении ребенка в логопедическую группу, причинами этого может служить отсутствие системного нарушения речи, но при этом нарушены несколько звуков, в таком случае логопедическую помощь ребенку сможет оказать логопед, работающий в условиях логопедического пункта при общеобразовательном детском садике.
Задача родителей - найти в вашем районе такой детский сад, в котором есть логопункт. И обязательно сообщите заведующей и логопеду о своем желании попасть на логопедические занятия.
Что такое ЛОГОПУНКТ? Логопедический пункт (сокращенно «логопункт») - это место, где оказывается помощь детям с речевыми нарушениями без перевода ребенка в другую (специализированную) группу. Основной задачей дошкольных образовательных учреждений общеразвивающего вида (то есть обычных детских садов) является реализация общеобразовательной программы. А, как известно, в такой программе специально не предусмотрено времени на занятия с учителем-логопедом. Другими словами, логопедические занятия являются дополнительной услугой. Поэтому расписание занятий в ДОУ составляется таким образом, чтобы учитель-логопед мог заниматься с детьми только во время их свободной деятельности не в ущерб общеобразовательным занятиям.
Каких детей берут на логопункт?
На логопедический пункт зачисляются дети с 5 лет с несложными (по сравнению с диагнозами для логопедических садов) речевыми нарушениями. На логопедические пункты берут не всех детей обычного детского сада, а только самых нуждающихся в помощи. Существует очередность в зависимости от степени тяжести нарушения речи. В первую очередь зачисляются дети 6 лет, которым через год поступать в школу. То есть ребята из подготовительной группы. А так же те, кто не закончил занятия с логопедом в прошлом году. На оставшиеся места зачисляется часть детей старшей группы. Все остальные, нуждающиеся в помощи логопеда, ставятся на очередь. Дети более младшего возраста из средней группы могут получить логопедическую помощь, только если на логопункте работает не один логопед, а два.
С каким диагнозом (логопедическим заключением) можно попасть на логопункт? Чаще всего принимаются дети с такими логопедическими заключениями: нарушение произношения отдельных звуков (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) - ФНР фонетико-фонематическое недоразвитие речи (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии), или НВОНР - нерезко выраженное общее недоразвитие речи. Цель индивидуальных логопедических занятий - коррекция звукопроизношения и развитие фонематических процессов.
Итак, в дошкольном государственном учебном заведении учитель-логопед может работать:
- на логопункте при общеобразовательном ДС (детском садике);
- в логопедической группе ДС комбинированного вида;
- в логопедической группе ДС коррекционного вида.
В каком бы месте и при каких условиях бы Ваш ребенок не получал логопедическую помощь, от Вас понадобится максимальное участие в этом процессе. В одиночку решить задачу полной коррекции речи детей логопеду очень тяжело. Поэтому он усиленно привлекает к работе и родителей, и специалистов детского сада. Для успешного исправления речи детей просто необходима помощь родителей! Они должны выполнять все рекомендации логопеда, регулярно посещать консультации со специалистом, выполнять домашние задания, которые выдаются один раз в неделю. И, конечно, со стороны родителей необходим пристальный контроль за речью малыша.

Помощь логопеда неговорящему ребенку

Из опыта организации работы с родителями неговорящих детей.

Необходимость логопедических занятий с неговорящими детьми

раннего возраста

Сегодня перед логопедами и родителями стоит проблема задержки развития речи детей. Вместо ожидаемой простой или усложненной фразы в 2 года мы имеем мычание, лепет, а в лучшем случае лепетные слова и отдельные непонятные словечки. Встает вопрос: начинать специальные логопедические занятия немедленно или стоит подождать?

Родители обычно сравнивают речевые способности своего ребенка с уровнем развития речи его сверстников. И безусловно, взрослых начинает беспокоить тот факт, что их ребенок отстает. Однако на бытовом уровне существуют представления о том, что «мальчики вообще начинают говорить позже» или «бывает, что молчит, молчит, а потом заговорит» и т.п.

Почему молчим? Сложная экологическая ситуация, низкие показатели здоровья родителей, частая социальная запущенность малышей приводят к общему регрессу. И это ярко отражается именно на развитии речи детей. Обратим внимание на родителей. Они зачастую амимичные, вялые, усталые, индифферентные. Губы некоторых мам почти не двигаются, голоса однотонные, слабо модулированные. Такие родители не хотят или не умеют играть с детьми с момента их рождения.

Как только ребенок пришел в адаптационную группу мы проводим обследование и наблюдаем за состоянием речи. Стараемся действовать на опережение, а именно уделять большое внимание профилактической работе. Ориентируемся на то, что все дети придут к нам, а значит, работу с ними и их родителями нужно начинать как можно раньше. В частных беседах родителям рекомендуем проконсультироваться у специалистов – отоларинголога, невролога, психолога. Иногда могут обнаружиться расстройства аутистического спектра, эмоциональные и неврологические проблемы, нарушения слуха. На встречах, беседах, консультациях, семинарах стараемся донести до родителей самое главное: они обязаны заниматься со своим ребенком. Играть, смеяться, улыбаться, петь песни и выполнять рекомендации логопеда и специалистов, чтобы завести механизм развития речи.

Занятия с детьми 2-3 лет требуют особого подхода. Не каждый специалист обладает необходимыми знаниями, опытом, а также желанием заниматься с маленькими детьми. Гораздо легче проводить занятия с ребенком 4,5 – 5 лет, поведение которого уже в достаточной степени произвольно. В данной статье описывается начальный этап логопедической работы – система занятий, направленных на развитие понимания неговорящим ребенком обращенной к нему речи. Описанные ниже игры следует проводить индивидуально или в небольших группах. Учитывая психологические особенности раннего возраста – непроизвольность поведения, неустойчивость внимания, несформированность общения со сверстниками – рекомендуем знакомить детей с новым материалом в ходе индивидуальной работы. А на групповых занятиях полезно закреплять уже известный детям материал, используя полученные знания во время общих игр.

В процессе занятий по развитию понимания речи основная задача логопедического воздействия – накопление пассивного словарного запаса детей. Для запоминания детям предлагаются только те слова, которые обозначают знакомые предметы, действия, явления и состояния, с которыми они постоянно сталкиваются в повседневной жизни, что могут наблюдать, с чем могут действовать, что чувствуют. В работе с неговорящими детьми не рекомендуется перегружать их пассивный словарь словами с отвлеченным значением или обобщающими словами.

Работа с родителями

Логопед не только занимается с ребенком, но и консультирует родителей. Основной задачей является разъяснение того, как создать для ребенка насыщенную речевую среду. Родители должны осознать, что если ребенок отстает в речевом развитии, необходимо изменить систему его домашнего воспитания.

1. Создание речевой среды. С ребенком необходимо постоянно беседовать , многократно проговаривая все режимные моменты (одевание и раздевание, умывание, купание, кормление, прогулка, подготовка ко сну) и различные бытовые ситуации (раскладывание игрушек по местам, приготовление еды, уборка со стола, мытье посуды и др.) Такую же работу следует проводить во время игр с игрушками, при чтении книжек. При этом взрослый говорит простыми короткими предложениями из 2-4 слов, делает паузы, повторяя по нескольку раз одни и те же словосочетания, меняя интонации, силу голоса. Слова произносятся четко, с выделением ударного слога, для чего ударный слог немного растягивается. Взрослый часто обращается к ребенку, задает вопросы. Но не следует требовать от малыша немедленного ответа. Таким образом, взрослый задает вопрос, делает паузу, затем отвечает на вопрос сам. После того как ребенок много раз слышал название предмета, брал его, ощупывал и рассматривал, действовал с ним, можно попросить малыша принести (показать, найти, подать) знакомый предмет или совершить с ним какое-нибудь действие. Приведем примеры различных ситуаций.

Умывание. Идем умываться. Давай откроем кран. Нет, не в ту сторону, в другую. Вот так. А где мыло? Вот мыло. Бери мыло и намыливай руки. Клади мыло в мыльницу. Давай я тебе помогу. Три руки хорошенько. Теперь давай смоем мыло. Подставляй руки под водичку – вот так. Теперь давай умоем личико – вот так. Закрой кран. Теперь давай стряхнем воду с ручек. Где полотенце? Бери полотенце, вытирай лицо и руки. Молодец! Смотри, какой чистый стал.

Сборы на прогулку. (Все необходимые вещи разложены на стульчике) Сейчас мы с тобой пойдем гулять. Найди, где у нас лежат штанишки. Вот они. Давай наденем штанишки сначала на одну ножку, потом на другую. Теперь застегнем пуговицу. Покажи, где пуговица. Неси кофточку. Ой, какая красивая, теплая кофточка! А это что у кофточки? Кармашек. Найди, где на кофточке спрятался мишка. Правильно, вот он. А где цветочек? Тут. Давай наденем кофточку.

На прогулке. Посмотри, какая сегодня погода. Дождик идет. Надевай капюшон, а я раскрою зонтик. Теперь можно гулять. Что это на дорожке? Это лужа. В луже водичка. Дождик капал, капал и получилась лужа. Вот дерево. Посмотри, что это под деревом? Это листья упали. Вот желтый лист. А этот какого цвета? Красный лист. Много листьев. Покажи, как много листьев.

Приготовление обеда. Я готовлю суп. Вот кастрюля. Нальем в кастрюлю водичку и поставим на плиту. Вот картошка, а это нож. Он острый, тебе трогать нельзя. Я порезала картошку, смотри, получились кусочки. Осторожно, плита горячая! Что это? Морковка и лук. Теперь давай помешаем. Чем будем суп мешать? Теперь надо посолить. (т.д.)

Построим домик. Смотри какие у нас есть кубики. Покажи, где красный кубик. Правильно, вот он. А где желтый? Где кубик синего цвета? Вот тут. Давай построим из кубиков домик. Какой будет домик большой или маленький? Покажи. Большой? Я поставила кубики теперь ты ставь. (т.д.)

2. Ведение дневника. Помимо создания речевой среды для ребенка, родителям рекомендуется вести дневник наблюдения за развитием активного словаря ребенка (записывать все слова, которые употребляет ребенок в том виде, в котором он их произносит, а также «расшифровку» значения). Пассивного словаря – тех слов, значение которых ребенок понимает. Рядом со словами следует проставлять даты. Если родители будут достаточно внимательны, то ведение дневника поможет им увидеть динамику развития речи ребенка. Хорошо, когда с ребенком занимаются разные члены семьи.

3. Выполнение заданий логопеда. Кроме вышеперечисленного, близкие ребенка должны выполнять следующие рекомендации логопеда: приобретать необходимые развивающие игрушки, пособия, книжки. Подготовить фотографии из жизни ребенка и семьи, которые будут использоваться на занятиях, регулярно закреплять пройденный материал и т.д.

Работа с ребенком

Работа логопеда с ребенком включает в себя систему специальных занятий. Родители развивают понимание обращенной к малышу речи в ходе режимных моментов и бытовых ситуаций, логопед расширяет пассивный словарь ребенка в ходе проведения специальных игр, используя при этом различные материалы и игрушки, а также специальные приемы.

1. Прятки

Цель. Уточнение и расширение пассивного предметного словаря по теме «Игрушки»

Материалы. Игрушки – мишка, зайчик, машинка, мячик, кукла, ведерко и др.

Ход игры. Перед началом игры игрушки разложены в разных местах комнаты – на стуле, под столом, на полке, на полу и в других местах. Игрушки должны быть хорошо видны.

- К нам пришла кукла Маша. Она плачет. Почему кукла Маша плачет? Потому что все игрушки от нее спрятались! Давайте поможем Маше найти игрушки. Ваня, ты найди мишку. Молодец, Ванечка, нашел мишку. Смотри, как Маша радуется. А ты, Оля, найди, пожалуйста, мячик. Не можешь найти? Посмотри внизу на полу. (и т.д.)

В этой игре можно использовать не только различные игрушки, но и картинки с изображением игрушек. Количество игрушек и картинок постепенно увеличивается. В дальнейшем можно ребенку дать задание найти и принести разнообразные предметы.

2. У кого картинка?

Цель. Уточнение и расширение пассивного тематического предметного словаря

Материалы. Предметные картинки по разным темам (по количеству детей)

Ход игры. Перед началом игры выберите тему, затем раздайте детям по одной предметной картинке.

- Посмотрите, какие у вас красивые картинки. Они все разные. Давайте поиграем в интересную игру. Я назову слово, а вы слушайте внимательно: цветочек. У кого такая картинка пусть поднимет руку. Маша подняла руку. Правильно, Маша, у тебя на картинке цветочек. Следующее слово – птичка. У кого птичка? (и т.д.)

В этой игре можно менять темы. Картинки должны быть конкретные, легко узнаваемые, изображать знакомые ребенку предметы. Со временем можно увеличить количество используемых в игре картинок (например, раздавать по две картинки).

3. Покажи картинку!

Цель. Уточнение и расширение пассивного тематического предметного словаря.

Материалы. Предметные картинки по разным темам (по количеству детей).

Ход игры. Игра проводится на ковре. Посадите детей в кружок на полу. Разложите перед ними предметные картинки изображением вверх. Просите детей по очереди найти и показать нужную картинку.

- Смотрите, сколько у нас красивых картинок. Все картинки разные. Ваня, покажи кубик. Правильно. Лена, найди и покажи пирамидку. Молодец! Саша, покажи самолет. (и т.д.)

В этой игре можно подбирать картинки по темам, а можно смешивать картинки из разных тем. Со временем можно увеличивать количество используемых картинок.

4. Отгадай загадку – покажи отгадку!

Цель. Уточнение и расширение пассивного тематического предметного словаря; научить детей узнавать предметы по их назначению; развивать мышление.

Материалы. Тематические предметные картинки.

Ход игры. Игра проводится на ковре. Разложите перед детьми предметные картинки изображением вверх. Можно дать общую инструкцию для всех или индивидуальную для каждого ребенка.

- Сейчас мы будем отгадывать загадки. Посмотрим, кто из вас самый внимательный. Покажите, чем едят суп (картинка – «ложка»). Покажите, что катится (картинка – «мячик»). Покажите, что одевают на голову (картинка – «шапка»). Найдите и покажите то, что можно кушать (картинки – «яблоко», «конфета», «сыр»).

Если дети затрудняются в поиске нужной картинки, можно дать более развернутое описание искомого предмета. Если они не смогли найти нужную картинку, следует показать им реальный предмет, описать его свойства, обыграть.

5. Веселые загадки.

Цель. Уточнение и расширение пассивного тематического предметного словаря; научить узнавать игрушки и предметы по описанию.

Материалы. Различные игрушки и предметы.

Ход игры. Посадите детей в кружок. Разложите перед ними несколько разных игрушек или предметов. Вначале общая инструкция для всех или индивидуально для каждого ребенка.

- Я знаю много интересных загадок. Я буду рассказывать про какую-нибудь игрушку (предмет), а вы угадайте, о чем я говорю, и покажите. Посмотрим, кто из вас самый внимательный. Он круглый, синего цвета, катится (мяч). Он белый, пушистый, с длинными ушами и маленьким хвостиком (зайчик). Он длинный, деревянный, им рисуют (карандаш).

6. Выполняем команды.

Цель. Уточнение и расширение пассивного глагольного словаря.

Ход игры. Игра проводится на ковре. Расставьте детей на достаточном расстоянии, чтобы они не мешали друг другу выполнять движения. Встаньте напротив.

- Давайте поиграем: я буду отдавать команды, а вы выполняйте команды. Идите! Стойте! Поднимите руки верх! Опустите руки! Садитесь! Встаньте! Прыгайте! Бегите! Похлопайте! Потопайте! Поставьте руки на пояс! (т. д.)

В этой игре нужно использовать простые, знакомые детям движения, которые были отработаны в подражательной игре, когда педагог называл и выполнял движение, а дети повторяли за ним. Педагог следит за выполнением движений и исправляет ошибки.

7. Что делает человечек?

Цель. уточнение и расширение пассивного глагольного словаря.

Материалы. Набор картинок, изображающих различные действия.

Ход игры. Перед началом игры раздайте детям картинки.

- Посмотрите, у вас на картинках мальчики и девочки что-то делают. Я буду загадывать действия, слушайте внимательно, у кого подходящая картинка поднимает руку. Кто сидит? Кто стоит? Кто лежит? Кто катается? Кто ест? Кто прыгает? (т.д.)

Если малыши затрудняются с ответом, можно дать подсказку, расширив инструкцию. Для этого добавьте описание предметов, которые есть на картинке. Кто ест яблоко? Кто качается на качелях? Кто сидит на стуле? (т.п.)

8. Много или мало?

Цель. Научить детей соотносить слова «один», «много», «мало» с соответствующим количеством предметов.

Материалы. В этой игре можно использовать игрушки небольших размеров – кубики, палочки, мячики и т.п.

Ход игры. Формируя понятия «один», «много», «мало» полезно научить детей использовать соответствующие жесты: «один» - показать указательный пальчик; «много» - широкий обводящий жест рукой; «мало» - неширокий обводящий жест рукой или сложить ладошки горсткой. Для этого логопед сам постоянно использует эти жесты и побуждает детей использовать их. Названия понятий следует выделять в речи.

Игра проводится на ковре. Разложите перед детьми кубики: в одной кучке много кубиков, а в другой – мало.

- Посмотрите, тут много кубиков (логопед показывает рукой), а тут мало кубиков (соответствующий жест). Покажите, где мало кубиков. Как вы покажете, что кубиков мало? (логопед побуждает детей показать жестом). Где много кубиков? Как вы покажете, что кубиков много? Вот один кубик (логопед показывает жест). Возьмите по одному кубику. Покажите, что кубик один.

Эту игру полезно повторять, используя разный предметный материал.

9. Где много, а где мало?

Цель. научить детей различать грамматические формы единственного и множественного числа существительных.

Материалы. Предметные картинки, на которых изображены различные предметы в количестве «один» и «много».

Ход игры. Разложите перед детьми картинки. Затем дайте задание.

- Покажите, где бабочка. А где бабочки? Где мяч? А где мячи? Где цветок? А где цветы? (т.д.)

10. Большой или маленький.

Цель. Научить соотносить слова «большой» и «маленький» с величиной предметов.

Материалы. В этой игре можно сравнивать любые игрушки и предметы; в дальнейшем – использовать картинки.

Ход игры. Формируя понятия «большой» и «маленький», полезно научить детей использовать выразительные жесты: «большой» - развести руки в стороны (или одновременно вверх и в стороны), «маленький» – приблизить друг к другу ладошки (или приблизить друг к другу указательный и большой пальцы). Логопед сам использует язык жестов и этому учит детей. Названия понятий следует особо выделять в речи.

Покажите детям большой и маленький мячики.

- Посмотрите, вот мячики, они одинаковые? Нет, мячики разные. Этот мячик большой (соответствующий жест), а этот мячик маленький (соответствующий жест). Какой этот мячик – покажите. Правильно, маленький. А этот мячик какой? Покажите. (дети показывают жестами).

Эту игру полезно повторять, используя разнообразный предметный материал.

11. Где что лежит?

Цель. Научить детей понимать пространственные отношения двух предметов, выраженные предлогами на, под, в, около.

Материалы. Коробка, несколько мелких игрушек.

Ход игры. Поставьте на стол коробку с крышкой, а рядом – несколько мелких игрушек. Положите одну игрушку в коробку, другую под коробку, третью на коробку, четвертую около коробки. Сопровождайте свои действия соответствующими словами. Названия предлогов следует особо выделять в предложении.

- Вот карандаш. Я кладу карандаш в коробку. Где теперь карандаш? В коробке. А вот картинка. Я кладу картинку под коробку. Где теперь картинка? Под коробкой. (т.д.)

После объяснения и демонстрации действий с предметами предложите детям действовать по инструкции.

- Лена, положи карандаш под коробку. Саша положи кубик на коробку. (т.д.)

Эту игру можно проводить и по-другому. Перед началом игры детям раздают игрушки. Затем дают задания.

- Витя, вот тебе мишка. Посади мишку на стул. Лена, вот тебе мячик – спрячь мячик под стол. Катя, положи книжку в шкаф. (т.д.)

Л и т е р а т у р а

    Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1990.

    Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. – М.: Бук-мастер, 1993.

    Козак О.Н. Игры и занятия с детьми от рождения до трех лет. – С-Петербург: Союз, 1998.