Занятие по социализации. Конспект ООД по социализации в средней группе детского сада

Конспект занятия в старшей группе детского сада по социализации в форме сказкотерапии "Сказка о разноцветной звезде"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с использованием современной социоигровой технологии «Сказка о разноцветной звезде»

Программное содержание: активизация творческого мышления, воображения и фантазии; развитие у детей способностей к сочувствию и сопереживанию; побуждать проявлять доброту, заботу о другом человеке, формирование коммуникативных навыков; повышение самооценки, способствовать укреплению веры в себя, свои силы; формировать способность действовать в соответствии с общим замыслом, поддерживая взаимодействие играющих повышение сплочения группы, профилактика конфликтов.

Оборудование к занятию: колокольчик; белые бумажные звёздочки по количеству детей; фломастеры, гуашь, акварель, цветные карандаши, мелки; магнитофон и запись песни Маленький Принц Кто тебя выдумал Звездная Страна

Ход занятия:

Минутка вхождения в сказку «Колокольчики».

Ребята, сегодня, чтобы попасть в сказку, волшебную силу нам дадут колокольчики. Расслабьтесь, закройте глаза и слушайте перезвон. Чем внимательнее вы будете слушать, тем больше силы получите. Открывайте глаза, мы уже в сказке.

Сказка о разноцветной звезде.

« Высоко-высоко в темном небе, на одной огромной звездной поляне жили-были звезды. Было их очень много и все они были очень красивыми. Люди на земле каждую ночь любовались ими. Но все эти звезды были разных цветов. Здесь были синие звезды, и тем, кто рождался под их светом, они дарили смелость. Такие люди становились храбрыми и отважными. Были и красные звезды - они дарили людям красоту. Тот, кто рождался под светом этой звезды, становился очень красивым. Были на поляне и желтые звезды - они одаривали людей умом. А еще на поляне были зеленые звезды - тот, кто рождался под светом их зеленых лучей, становился очень добрым, видел во всех людях хорошее, помогал им. И вот однажды на звездном небе что-то вспыхнуло! Все звезды собрались посмотреть, что же произошло. А это на небе появилась еще одна маленькая звездочка. Но она была абсолютно… белая!»

Упражнение «Воображаемая звезда».

Сейчас, мы будем передавать их рук в руки звездочку! Но это звезда не простая, а волшебная! У каждого в руках она меняется. Вот, например, у меня в руках она маленькая, вот такая (показываю), а еще она - золотая. А у вас какая? (каждый ребенок описывает свою звездочку, и по возможности, показывает руками ее качества: большая – маленькая, горячая – холодная).

«Огляделась звездочка вокруг и даже зажмурилась: сколько прекрасных звезд вокруг!

Кто вы? – прошептала звездочка. И звезды стали представляться.

Мы – синие звезды! Мы делаем людей смелыми!

Мы – красные звезды! Мы дарим людям красоту!

Мы – желтые звезды! Мы делаем людей умными!

А мы – зеленые звезды! Мы одариваем людей добрым сердцем!

А ты, какая звезда? Что ты умеешь? Звездочка посмотрела на свои лучи и погрустнела:

А я никакая. Ничего я не умею. Так расстроилась, что чуть не заплакала».

Ребята, как вы думаете, что сделали звезды? (дети предлагают варианты).

Ребята, хотите узнать, чем закончилась сказка?

«Каждая звездочка подлетела к белой звездочке, легонько прикоснулась к ней своими цветными лучами, и на ней оставалось разноцветное светящееся пятнышко. А когда к ней прикоснулись все звездочки, она стала… разноцветная!»

Этюд «Звезда».

Дети становятся в круг, вытянув руки – лучи в сторону, ноги на ширине плеч (Выбирается белая звездочка). Белая звездочка сидит на корточках, опустив голову, а потом постепенно рождается, выпрямляясь, «расправляя» лучики и оглядываясь. Дети по очереди касаются звездочки руками (легко, нежно).

« Так все звезды обрадовались этому чуду, что окружили они звездочку и вытянули свои длинные яркие лучи так, что осветили все небо сразу! Но вот однажды на поляну прилетел страшный черный колдун! Он любил делать людям всякие гадости, а в свободное от гадостей время любил гасить звезды! Увидели звезды такую беду и стали пускать в него свои лучи, но колдун только отмахнулся - разве напугаешь его этим? Но только он собрался погасить все звезды на этой поляне, как вдруг вперед вылетела странная разноцветная звезда. Колдун даже отшатнулся:

Ой, Это что за чудо-юдо?

Это я, разноцветная звезда!

А что ты умеешь, разноцветная звезда?

Я все умею! – гордо крикнула наша звездочка.

Все-все? – усмехнулся колдун. – Что ж, сейчас ты ничего не будешь уметь и вообще погаснешь!

И только он набрал воздуха, чтобы погасить храбрую звездочку, как она собрала все свои яркие разноцветные лучи и направила их прямо в его злое лицо! Тут налетели и другие звезды, и стали пускать в него самые яркие лучи! Со всех ног бросился бежать с этой поляны колдун и больше никогда здесь не появлялся! А звезды от радости закружились, разлетелись по всей поляне и захлопали своими лучами, а наша разноцветная звезда светилась в самой серединке!»

Диагностическое рисование «Звездочки».

Ребята, понравилась вам сказка? А сейчас я хочу предложить следующее: «Посмотрите на эти звездочки! (детям раздаются маленькие белые звездочки) Они пока белые как звездочка из сказки. Но вы можете раскрасить их так, как считаете нужным. Помните, это ваша звездочка, и вам решать, какого цвета, и какого качества в ней будет больше! Если для кого-то очень важна смелость, то в звездочке больше будет синего цвета. Если для кого-то более важны ум, красота и доброта, то желтого, красного и зеленого. Таким образом, у каждого должна оказаться своя уникальная и неповторимая в своей «разноцветности» звезда.

(материалы для рисования дети выбирают по желанию)

Во время рисования детей звучит песня Маленький Принц Кто тебя выдумал Звездная Страна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по Познанию с детьми старшего дошкольного возраста с использованием игровых технологий. Тема: «Умники и умницы".

Конспект занятия по матиматике с использованием игровых технологий.· Цели: Закрепить с детьми знания, полученные за год: о днях недели и месяцах, с...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием игровых технологий блоков «Дьенеша»

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием игровых технологий блоков «Дьенеша»Интеграция образовательных областей: познание, коммуника...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием игровых технологий (дидактических игр). "Наши отношения"

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием игровых технологий (дидактических игр).Интеграция образовательных областей: коммуникация, ...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных технологий аппликации.

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных технологий аппликации.Интеграция образовательных областей: коммуникаци...

«Свойства бумаги». Совместная познавательно-исследовательская деятельность педагога с детьми старшего дошкольного возраста с использованием игровых технологий, мнемотехники и ИКТ в рамках введения ФГОС ДО

Познавательное развитие предполагает:развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;формирование познавательных действий,становление сознания; развитие воображения и...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста с использованием игровых технологий. Тема: «Домашние животные»

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста с использованием игровых технологий. Тема: «Домашние животные»...

Цель: развивать у детей творческое воображение.Задачи:1. учить передавать колорит весеннего букета; совершенствовать умения и навыки детей в рисовании;2. развивать способность самостоятельно подб...


МБДОУ детский сад№12 комбинированного вида г.Искитим Новосибирской области

Конспект занятия по труду

в подготовительной к школе группы «Ромашки» на тему: «Наши добрые дела для космоса» .

Доброта – это солнце, которое согревает душу человека.

Все хорошее в природе – солнце, а все лучшее в жизни - от человека.

М.Пришвин

воспитатель: Т.С. Левкович

Предмет: Социальный мир.

Образовательная область: «Труд»

Интеграция образовательных областей: «З доровье», «Безопасность», «Познание», «Коммуникация», «Математический диктант», «Чтение художественной литературы», «Музыка».

Продолжительность: 30 минут

Группа: подготовительная

Аннотация:

Дошкольный возраст – это стартовая площадка для развития у детей нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к Родине и начал гражданственности. Основой в воспитании гражданских чувств является накопление дошкольниками социального опыта жизни с помощью труда, в связи с этим тема года для нашей группы была сформулирована « Год добрых дел». В цикл занятий для закрепления знаний дошкольников с социальным миром входит занятие по теме «Наши добрые дела для космоса». Данное занятие так-же закрепляет знания детей с событиями, исторически важными не только для нашей Родины, но и для всего человечества – это покорение космоса; с людьми, прославившими Россию. Используемые методические приемы: игра-приветствие, сюрпризный момент; чтение стихотворения; самостоятельная работа детей; проведение гимнастики; тест-опрос; проведение дидактических игр;

Конспект занятия:

Программное содержание:

Цель: формирование положительного отношения к труду.

Образовательные задачи: Поддерживать и развивать в детях интерес к миру взрослых. Продолжать знакомить дошкольников с профессиями (космонавт) и проверить усвоение пройденной темы: « Космос». Продолжать формировать трудовые навыки, интерес к труду взрослых, учить четко и точно выполнять задания воспитателя. Закреплять навыки ориентирования в пространстве и отработки навыков счета по клеточкам, подготовка руки к письму.

Развивающие задачи: Развивать стремление трудиться, способность самообслуживания в процессе одевания и раздевания. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам. Развивать умение работать в парах.

Воспитательные задачи: Воспитывать уважительное отношение к людям, осваивающим космическое пространство; воспитывать чувство гражданственности, патриотизма, гордость за знаменитых людей. Воспитывать у мальчиков желание заботливо относиться к девочкам. Закрепить представление детей о значении добра, воспитывать уважительное отношение друг к другу, умение слушать друг друга. Вызвать у детей желание совершать «добрые» поступки. Воспитывать бережное отношение к природе, продолжать прививать культурно-гигиенические навыки, продолжать прививать любовь к труду.

Речевые задачи: активизировать речь детей, закрепить активный словарь следующих слов: космонавт, скафандр, орбитальная станция, спускаемый аппарат.

Материал: горшки для посадки цветов, пуговицы, картон, нитки, ножницы, иголки, фартуки, листы-презентации теста, посылка-чемодан с вложенным письмом.

Аудиозапись песен «Дорогою добра», «Доброта» (м/ф про Фунтика), Барбарики «Доброта», Леопольд «Ярко светит солнце»,песня В.Шаинского «Улыбка». звук самолёта.

Предварительная работа: беседа с детьми на темы: «День космонавтики», «Первый космонавт планеты», «Небесные тела». Работа в уголке природы: посадка семян цветов, проращивание корней у черенков сенполии. Работа в тетрадях в клетку на задания ориентировки по клеточкам, работа с иголкой и ниткой в творческом уголке. Беседа с родителями на тему: «Как рассказать ребёнку о космосе». Рассматривание иллюстраций по теме «Космонавтика». Заучивание стихов по теме.

Методические приемы:

    Организационный момент;

    Игра-приветствие;

    Сюрпризный момент: посылка-чемодан,чтение письма;

    Чтение стихотворения «Доброта»,Н.Тулупова;

    Самостоятельная работа детей (посадка цветов);

    Физкультминутка;

    Д/и « Ответь на вопросы» (в форме теста);

    Самостоятельная работа детей (пришивание пуговиц);

    Д/и «Доскажи словечко»;

    Самостоятельная работа детей (строгание карандашей);

    Самостоятельная работа (рисуем ракеты, в форме графического диктанта);

    Итог занятия.

Ход занятия.

Организационный момент:

Воспитатель (ведёт всё занятие в роли солнышка):

Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй.

Собрались ребята в круг

Слева – друг и справа – друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: Ребята, поиграем в

игру-приветствие «Солнце встало!»

Солнце встало -

Хватит спать,

Пора вставать!

С этими словами дети выполняют движения, повторяя их за взрослым.

Проснулись? Улыбнулись! Поднимем руки, потянемся к солнышку. Здравствуй, Солнышко!

Тепло друг другу по кругу, легонько сжимая ладони. Это Солнышко Доброты согрело ваши ладошки.

Сюрпризный момент:

под звук самолёта подходим к чемодану -посылке,под самолётом(который образно сбросил самолёт).

Воспитатель читает письмо:


«Дорогие ребята! Нам нужна ваша помощь! Дело в том, что мы космонавты и наблюдаем за Вами и видим как Вы любите трудиться! Пожалуйста, помогите нам! Нам нужны пуговицы, но так как у нас невесомость, пришейте их к картону, чтобы мы их не потеряли, а ещё мы соскучились по комнатным цветам отправьте их нам в нашем космическом чемодане!

С уважением,

Космонавты корабля «Союз ».

Воспитатель: Ребята, поможем космонавтам? Соберём посылку в космос? Сделаем доброе дело? Ответы детей.

А кто знает, что такое доброта?

Чтение ребёнком стихотворения:

Стихотворение “Доброта”. Н.Тулупова

Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта – не пряник, не конфета.

Только надо добрым быть,
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей!

Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.

Самостоятельная работа детей в парах

посадка черенков сенполии в горшки с землёй. (одеть фартуки и нарукавники, посадить, полить, помыть руки после работы с мылом.)

Физкультминутка

Жалюзи открываются (руки согнутые в локтях разводятся)

Вжик-вжик,

выезжает телескоп, (тянем шею)

протёрли стёклышко. (рукой)

Видим звёздочку,одна звёздочка -чпок, (вытягиваем руку и соединяем пальцы)

две звёздочки -чпок-чпок, (2-раза)

много звёздочек -чпок-чпок-чпок, (много раз)

летающие каметы -уа,уа,уа.... (показываем плавными движениями руками)

летающие инопланетяне лу-лу-лу-лу (указательным пальцем обеих рук круговые движения)

жалюзи закрываются вжик-вжик. (руки согнутые в локтях сходятся)

Проведение теста-опроса (каждый вопрос можно оформить на одном листе или оформить в виде презентации на компьютере)

Воспитатель: Ребята, а давайте, проверим ваши знания о космосе?



2.Укажите первого космонавта

Гагарин Юрий Алексеевич НИКОЛАЕВ Андриян Григорьевич

3.Выберите самый быстрый транспорт на Земле

4. Выберите одежду космонавтов

4.Выберите дом, в котором живут космонавты в космосе?

Воспитатель: Молодцы, Вы много знаете, а теперь продолжим собирать посылку.

Самостоятельная работа детей

пришивание пуговиц к картону; (провести беседу-инструктаж о безопасности, как пользоваться иголкой и ножницами)

Очень просто,не играй предметом острым!

При работе обратить внимание на осанку.

Дидактическая игра «Доскажи словечко».

Я начну предложение, а вы должны закончить его.

1.Растает даже ледяная глыба, от слова тёплого…(спасибо)

2.Зазеленеет старый пень, когда услышит… (добрый день)

3.Когда вас ругают за шалости, вы говорите…(простите, пожалуйста)

4.Если друг попал в беду… (помоги ему)

5.Решай споры словами,… (а не кулаками)

6.Не одежда красит человека, а его … (добрые дела)

7. Худо тому, кто добра...(не делает никому)

Воспитатель : Ребята, а Вы хотели бы нарисовать ракету для космонавтов?

Ответы детей

Воспитатель: У, Вас есть листки в клеточку, карандаши, можем приступать?

Ответы детей: Нет, карандаши не строганые!

Самостоятельная работа детей (заточка карандашей с помощью строгалки).

Воспитатель: А теперь можем приступить к рисованию ракет!

Самостоятельная работа детей

Г
рафический диктант , при работе обратить внимание на осанку.

Итог занятия:

Воспитатель: Дети, что мы, сегодня, сделали?

Ответы детей

Мы хорошо потрудились! А как, Вы думаете, почему так хорошо всё получилось?

Ответы детей

Воспитатель: Ребята, а как Вы понимаете пословицу?

Без труда нет плода и добра.

Ответы детей.

Воспитатель: И в нашей группе живут добрые и трудолюбивые дети, так как вы согласились помочь космонавтам!

Скажем гостям доброе слово: До свидание!

Список использованных источников:

    «Берегиня» -Общеобразовательная программа воспитания и обучения в детском саду. Искитим: МБДОУ детский сад №12, 2011г.

    Комарова Т.С., Куцакова Л.В, Павлова Л.Ю.Трудовое воспитание в детском саду.-М.:Мозаика-Синтез,2007.

    Журнал «Дошкольное воспитание» №3,№8, 2008 год.

    Журнал «Дошкольная педагогика» №5, 2008 год.

    Иванова Н.В. Социальное развитие детей в ДОУ. – М.: Творческий центр Сфера, 2008.

    Казинцева Е.А,Померанцева И.В. ,Терпак Т.А.Формирование математических представлений.Волгоград: Учитель,2009.

    Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений. (Из опыта работы). М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2003г.

    Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников. Ростов – на – Дону: Феникс, 2005.

    Скорлупова О.А. Покорение космоса. – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2006

    Шорыгина Т.А. О космосе. – М.: Книголюб, 2005

    Ковальчук Я.И.,Васильева А.И.Трудовое воспитание дошкольниов.Минск:Народная асвета,1983.

    Буре Р.С.Дошкольник и труд.-М.:Мозаика-Синтез,20011.

    Интернет – сайт «Дошколенок» - http://dohcolonoc.ru/

    Интернет – сайт «Фестиваль педагогических идей – 1 сентября» - http://festival.1september.ru/

    Интернет-сайт «Педагогическая олимпиада»- http://www.pedolimp.ru/

    Фото из личного архива.

    «Учусь общаться»

    Продолжительность: 45 минут.

    Аудитория: 10-11 лет.

    Количество участников: 10-15 человек.

    Формы проведения:

    Цель:

    Задачи:

Оборудование и материалы:

Ход занятия.

Здравствуйте ребята!

Упражнение «Твое имя»

Цель:

Участники встают в круг, а один; передавая мяч соседу, называет полное имя. Задача других - назвать, передавая мячик по кругу, как можно больше вариантов своего имени (Катя, Катюша, Катенька). Задание повторяются для каждого участника. Затем все делятся впечатлениями о том, что чувствовали, когда слышали свое имя

Дискуссия:

Цель:

Общение - это форма жизнедеятельности, сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, обусловленный потребностями в совместной деятельности. Процесс общения включает в себя:

  • Обмен информацией;
  • Взаимодействие;

Цели общения:

  • Установление контакта;
  • Координация действий;
  • Обмен эмоциями;
  • Установление отношений - осознание своего места в межличностных связях (ролевых, деловых)

Цель:

  • броеДо восло вечекуло - точ ждьдо в хусуза. (Доброе слово человеку - что дождь в засуху).
  • воСло ен бейрово-титлевы, ен мапойешь. (Слово не воробей - вылетит, не поймаешь).

Цель:

Количество человек

Сверстники

Старше меня на 1 - 3 года

Младше меня на 1-3 года

Маленькие дети

Взрослые

Упражнение « Я - это …» « Какой я?»

Цель:

Давайте напишем 10 предложений « Я - это…», дополнив их существительными, характеризующими их. Затем 10 предложений « Какой Я?», в виде прилагательных, какой я в общении (например, ученик - старательный)

Игра «Назови эмоцию»

Цель:

ЭМОЦИИ, ЧУВСТВА

Цель:

Цель:

Из этой схемы мы видим, что существуют различные барьеры в общении. Они связаны с нашими знаниями, нашим предыдущим опытом, уровнем внимания в момент разговора и нашей памятью - то есть способностью и желанием запоминать предлагаемую информацию.

Упражнение «Спина к спине»

Цель:

Притча о гвоздях

— Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется.

Обсуждение:

  • Ребята, какой был мальчик?
  • Что сказал отец сыну?
  • Что посоветовал отец?

Вывод: Итак, ребята, мы живем среди людей. Не забывайте, что каждое ваше слово, каждое ваше желание отражаются на окружающих вас людях. Проверяй свои слова вопросом к самому себе: «Не делаешь ли ты зла, неудобства людям?» Делайте все так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо. Не стоит тратить время на ссоры, не стоит, обижайте по пустякам на другого человека. Каждый человек - уникален. Нужно верить в свои силы и жить по принципу: «Относись к людям, так как бы ты хотел, чтобы они отнеслись к тебе».

Литература:

  1. Жизненные навыки. Тренинговые занятия с младшими подростками (5-6 класс)/ С.В. Кривцова, Д.В. Рязанова, О.И. Еронова, Е.А. Пояркова; под ред. С.В. Кривцовой. - М.: Генезис, 2012.
  2. Зимин В.И., Спирин А.С. Пословицы и поговорки русского народа. Объяснительный словарь. - М.: “Сюита”, 1996.
  3. Н.В. Клюева. Учим детей общению. - Ярославль: 1997.
  4. Т.Н. Князева. Я учусь учиться. Психологический курс развивающих занятий для младших школьников. - М.: 2004.
  5. В.Н . Морохин. - 2-е изд., испр. И доп. - М.: Высш. шк., 1986.

1000 загадок. Популя

Просмотр содержимого документа
«Развивающее занятие социального педагога «Учусь общаться»»

Развивающее занятие социального педагога

«Учусь общаться»

Пояснительная записка:

а) Занятие по развитию коммуникативной компетенции «Учусь общаться».

б) Современное качество образования определяет целостная система универсальных знаний, умений и навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности личности. Коммуникативная компетентность является одной из ключевых компетентностей. В настоящее время она представляется особенно востребованной. Умение работать в команде, продуктивно разрешать конфликтные ситуации, публично представлять результаты своей работы, является сегодня актуальным во многих сферах деятельности. Занятие направлено на развитие коммуникативной компетенции, которая формируется в ходе индивидуальной и групповой форм организации деятельности школьников. Сотрудничество детей в коллективе оказывает положительное влияние на их деятельность: возрастает объём осваиваемого материала и глубина его понимания; растёт познавательная активность и творческая самостоятельность обучающихся; ребята получают большее удовольствие от занятий, комфортней чувствуют себя в школе; меняется характер взаимоотношений между детьми; возрастает сплочённость, при этом само- и взаимоуважение растёт одновременно с критичностью, способностью адекватно оценивать свои и чужие возможности; школьники приобретают важнейшие социальные навыки: такт, ответственность, умение строить своё поведение с учётом позиций других людей.

в) Дополнительные материалы, представляющиеся вместе с разработкой

    Технологическая карта занятия.

    Методика: конспект мероприятия.

    Ресурсы: презентация.

    Список используемых информационных ресурсов (литература)

Конспект развивающего занятия

«Учусь общаться»

Продолжительность: 45 минут.

Аудитория: 10–11 лет.

Количество участников: 10–15 человек.

Формы проведения: беседа, игра, упражнения, чтение притчи «Сказка про гвозди», работа в малых подгруппах.

Цель: способствовать пониманию учащимися важности установления уважительных отношений при взаимодействии друг с другом.

Задачи:

    раскрыть понятие «общение», «агрессивное поведение»;

    объяснить роль уважительных отношений при межличностном взаимодействии на принципе: «Относись к другим людям так, как бы хотелось, чтобы они относились к тебе»;

    проанализировать неэффективность модели агрессивного поведения;

    способствовать умению гармонично взаимодействовать со сверстниками;

    рассмотреть конструктивные способы решения ситуаций.

Оборудование и материалы: презентация, кроссворд, конверты с пословицами, притча «Сказка про гвозди».

Ход занятия.

Здравствуйте ребята!

Тема нашего сегодняшнего занятия «Учусь общаться». Сегодня мы попробуем научиться общаться друг с другом правильно, рассмотрим, что нам может помочь, а что помешать в общении. И я предлагаю вам в качестве приветствия следующее упражнение.

Упражнение «Твое имя»

Цель: Установить контакт с подростками и создать положительную мотивацию к предстоящему уроку.

Участники встают в круг, а один; передавая мяч соседу, называет полное имя. Задача других – назвать, передавая мячик по кругу, как можно больше вариантов своего имени (Катя, Катюша, Катенька). Задание повторяются для каждого участника. Затем все делятся впечатлениями о том, что чувствовали, когда слышали свое имя

Дискуссия:

Цель: сформулировать у учащихся понятие «общение».

Ребята, а как вы понимаете, что такое общение? И для чего люди общаются?

Общение – это форма жизнедеятельности, сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, обусловленный потребностями в совместной деятельности. Процесс общения включает в себя:

    Обмен информацией;

    Взаимодействие;

    Восприятие и понимание другого человека.

Цели общения:

    Установление контакта;

    Сообщение и получение информации, обмен мнениями, замыслами, решениями, сообщениями;

    Побуждение, стимулирование активности партнёра;

    Координация действий;

    Обмен эмоциями;

    Установление отношений – осознание своего места в межличностных связях (ролевых, деловых)

Упражнение «Копилка народной мудрости»

Цель: с помощью народных пословиц уточнить понятие «общение».

А теперь давайте познакомимся с пословицами и поговорками, в которых народ отразил свое отношение к общению. Вашему вниманию предлагаются зашифрованные высказывания. Попробуйте их расшифровать.

    броеДо восло вечекуло – точ ждьдо в хусуза. (Доброе слово человеку – что дождь в засуху).

    воСло ен бейрово–титлевы, ен мапойешь. (Слово не воробей – вылетит, не поймаешь).

    шуюроХо чьре, рошохо и тьшаслу. (Хорошую речь, хорошо и слушать).

    шеньМе ривого, ад шельбо лайде. (Меньше говори, да больше делай).

Ребята, в жизни мы общаемся с большим количеством людей разных по возрасту. Давайте обсудим с вами с кем же вам легче общаться.

Упражнение « Круг моего общения»

Цель: выявить круг общения подростков.

Давайте вместе с вами проанализируем круг ваших знакомых. Запишите количество знакомых по возрасту

Общаясь с этими людьми, каждый из вас играет какую-то роль (для учителя - вы ученик).

Упражнение « Я – это …» « Какой я?»

Цель: способствовать самоанализу и пониманию учащимися своих качеств, влияющих на процесс общения.

Давайте напишем 10 предложений « Я – это…», дополнив их существительными, характеризующими их. Затем 10 предложений « Какой Я?», в виде прилагательных, какой я в общении (например, ученик - старательный)

Игра «Назови эмоцию»

Цель: помочь осознать учащимся влияние эмоций и чувств на процесс общения.

Ребята, а давайте подумаем, от чего когда мы общаемся, мы бываем то добрыми, то злыми, то раздражительными? что на это влияет?

ЭМОЦИИ, ЧУВСТВА

Передавая мяч по кругу, назовите эмоции или чувства, мешающие общению (злость, агрессия). Затем мяч передается в другую сторону, и называются эмоции и чувства, помогающие общению (радость, веселье, сопереживание).

Упражнение «Музыка и чувства»

Цель: способствовать осознанию учащимися эмоционального настроя, проявляющегося под воздействием различных факторов (например, музыки).

Учащиеся, прослушав музыку, делятся впечатлениями о том, какие чувства и эмоции она у них вызвала.

Ребята, вот видите, у каждого из вас одна и та же музыка вызвала разные чувства и эмоции. Это показывает, какие мы с вами разные. Поэтому и общение у нас протекает по-разному. С кем-то мы легко находим общий язык, а с кем-то нам тяжело общаться.

Дискуссия « Что может мешать общению»

Цель: дать учащимся представление о барьерах в общении.

А как вы думаете, какие действия могут помешать общению? (Прерывание, перебивание, занятия посторонними делами, возражение до того, как собеседник изложил всё до конца и т. д.)

Обучающимся предлагается рассмотреть схему:




Из этой схемы мы видим, что существуют различные барьеры в общении. Они связаны с нашими знаниями, нашим предыдущим опытом, уровнем внимания в момент разговора и нашей памятью – то есть способностью и желанием запоминать предлагаемую информацию.

Упражнение «Спина к спине»

Цель: способствовать преодолению барьеров в общении.

А теперь давайте посмотрим, влияет ли на наше общение поза человека, зрительный контакт, то, каким голосом человек разговаривает.

Садитесь в пары лицом друг к другу (дается 2 мин на обсуждение просмотренного фильма или прочтенной книги).

Садитесь на стульях спиной друг к другу, также выбираем тему и общаются.

Затем происходит обмен впечатлениями.

Притча о гвоздях

Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.

В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.

Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.

Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:

Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься - шрам останется.

Обсуждение:

    Ребята, какой был мальчик?

    Зачем отец дал ему мешочек гвоздей?

    Сколько гвоздей в первый день вбил мальчик?

    Почему он вытащил гвозди из столба?

    Что сказал отец сыну?

    В чем смысл фразы: «сколько дыр осталось в заборе, вот столько и шрамов ты оставил в сердцах своих друзей»?

    Что посоветовал отец?

Заключение. Подведение итогов.

Вывод: Итак, ребята, мы живем среди людей. Не забывайте, что каждое ваше слово, каждое ваше желание отражаются на окружающих вас людях. Проверяй свои слова вопросом к самому себе: «Не делаешь ли ты зла, неудобства людям?» Делайте все так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо. Не стоит тратить время на ссоры, не стоит, обижайте по пустякам на другого человека. Каждый человек – уникален. Нужно верить в свои силы и жить по принципу: «Относись к людям, так как бы ты хотел, чтобы они отнеслись к тебе».

Спасибо за урок! Спасибо за работу, всего доброго!

Литература:

    Жизненные навыки. Тренинговые занятия с младшими подростками (5-6 класс)/ С.В. Кривцова, Д.В. Рязанова, О.И. Еронова, Е.А. Пояркова; под ред. С.В. Кривцовой. – М.: Генезис, 2012.

    Зимин В.И., Спирин А.С. Пословицы и поговорки русского народа. Объяснительный словарь. – М.: “Сюита”, 1996.

    Н.В. Клюева. Учим детей общению. – Ярославль: 1997.

    Т.Н. Князева. Я учусь учиться. Психологический курс развивающих занятий для младших школьников. – М.: 2004.

    Малые жанры русского фольклора: Хрестоматия: Учеб. пособие для филол. спец. вузов. /Сост. В.Н . Морохин. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Высш. шк., 1986.

    В. Петрова. Азбука нравственного воспитания //Воспитание школьников 4/2006, с. 26.

    1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. Сост. Н.В. Елкина. – Ярославль: 1997.

    Энциклопедия для девочек и мальчиков. Сост. Л.И. Павлова. – М.: 2000.

Елена Бенецкая

Уважаемые коллеги Вашему вниманию хочу предложить перспективно - тематический план занятий по СОЦИАЛИЗАЦИИ на октябрь месяц для детей подготовительной группы.

Перспективно - тематический план

Занятий с детьми подготовительной группы

«СОЦИАЛИЗАЦИЯ "

Занятие №1

Тема : «Эти разные, разные люди»

Цель : Развивать внимание к окружающим людям. Способствовать созданию комфортной обстановки для каждого участника. Развивать наблюдательность, память.

Материал : Дидактические игры и упражнения : «Давайте познакомимся» , «Мое имя» , «Встаньте все те, кто …» , «Что изменилось» , «Прощание» .

Занятие №2

Тема : «У природы нет плохой погоды…»

Цель : Обучать детей способности понимать и оценивать природные явления, их влияние на эмоциональное состояние человека, передавать свое эмоциональное состояние в мимике, жестах, движениях. Учить находить в любом хорошее и радостное.

Материал : Составление рассказа про погоду (рисунки, этюд «Солнечные зайчики» , Д/И «Загадки про погоду» , этюды на имитацию разных явлений природы, «Прощание» .

Занятие №3

Тема : «Кто такой Я»

Цель : Дать детям представление о чувстве собственного достоинства, учить оценивать свои поступки, описывать свои желания и чувства, понимать установки «Нельзя» и «Надо» .

Материал : Творческая игра «Угадай, кто это?» , упражнение «Обезьянка» ,

беседа «Моя мечта» , «Прощание» .

Занятие №4

Тема : «Дружная семья»

Цель : Дать детям представление о нравственном поведении, которое необходимо во взаимоотношениях между взрослыми людьми, о добре и зле в поведении окружающих. Развивать уважение, доверие, взаимопонимание и заботливое отношение к окружающим.

Материал : Этюд «Любящие родители» , «Бабушка заболела» , беседа «Семейная фотография» , упражнение «Утреннее фото» , знакомство с толковым словарем, «Прощание» .

Публикации по теме:

Перспективное планирование физкультурных занятий во второй младшей группе в спортивном зале ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ ВО 2-й МЛАДШЕЙ ГРУППЕ В СПОРТИВНОМ ЗАЛЕ Мотивация Перестроение Ходьба Бег Общеразвивающие.

Перспективное планирование занятий по хореографии во второй младшей группе Период прохожде-ния материала Темы недели Программное содержание Репертуар Празд-ники Празднич-ный материал Сентябрь 1. Здравствуй,.

Перспективное планирование занятий по опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста Перспективное планирование занятий по опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Природа наделила человека.

Перспективное планирование занятий с дидактическими игрушками для детей 2-го и 3-го года жизни Сентябрь Тема занятия «Обновим гусеничке платье» Цель-Развивать сенсорное восприятие детей. -Закрепить знания о геометрической фигуре – круг.

Планирование занятий «Растения-фитотерапевты. Какие они?» Занятие 1. О чем рассказал цветок мать- и -мачехи Цель: - Познакомить детей с растением мать и мачеха. Воспитывать бережное отношение к.

Тематическое планирование занятий по поисково-познавательной деятельности в младшей группе. СЕНТЯБРЬ 1. Неживая природа. Узнаем, какая вода. Исследовать свойства воды. О. В. Дыбина "Неизведанное рядом" Стр. 5 2. Неживая природа. Что.

Тематическое планирование занятий по поисково-познавательной деятельности в подготовительной группе СЕНТЯБРЬ 1. Живая природа. Строение, значение, функции частей растения. Установить связь видоизменения частей растения с их функциями. О. В. Дыбина.

Цель : формирование полоролевой социализации и маскулинных качеств у мальчиков.

Задачи:

— формировать дифференцированные представления о качествах настоящих мальчиков;

— способствовать проявлению потребности в социально одобряемом поведении, соответствующем собственной половой принадлежности;

— актуализировать использование полученной информации в игровой деятельности.

Оборудование : видеописьмо; видеопроигрыватель; настольно-печатная игра «Правильно — неправильно»; аудиозапись песни «Из чего же сделаны наши мальчишки» (муз. Ю. Чичкова, сл. Я. Хелемского); аудиопроигрыватель.

Воспитатель . Ребята, посмотрим видеописьмо, адресованное детям старшей группы. «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алеша. Летом я ездил в гости к бабушке и нашел у нее дома старую книгу. Она была потрепанная, без обложки, многих страниц недоставало. Я прочитал несколько рассказов, и они мне очень понравились. Но рассказ "О настоящем мужчине" я не смог прочесть до конца, потому что не оказалось последней страницы. Я взял книгу с собой, прочитал начало рассказа друзьям, и мы стали обсуждать, какой же мог быть конец. Мнения наши разделились. И вдруг я вспомнил о вас, ребята, и подумал, что вы поможете разрешить наш спор; я слышал, что вам в детском саду читали много разных рассказов и сказок о настоящих мужчинах и мальчиках. Послушайте этот рассказ.

В гости к Ване приехал дедушка. Это был не седой старичок с палочкой, а настоящий капитан. На погонах — звезды, а на рукавах — полоски и якоря. Ваня был горд, и ему очень хотелось, чтобы дедушка заметил, какой его внук сильный, смелый, ловкий, словом, настоящий мужчина.

Когда Ваня с дедушкой пошли гулять по городу, прохожие с восхищением смотрели на деда. Ваню переполняло счастье. Они решили поехать в парк. В подошедший трамвай Ваня, опередив всех пассажиров, вскочил первым. Свободных мест было немного, но мальчик, ловко проскользнув, занял место у окна. Он ждал, что сейчас дедушка обязательно похвалит его за ловкость. Дедушка вошел в вагон последним. Он пропустил вперед женщин, детей и пожилых людей...

Некоторые из моих друзей считают, что дедушка похвалил Ваню, а другие считают, что нет. Помогите разрешить наш спор!»

Ребята, как вы думаете, похвалил ли дедушка Ваню?

Дети . Нет.

Воспитатель. Почему вы так считаете?

Дети . Ване нужно было пропустить вперед женщин и пожилых людей и не спешить занимать свободное место в трамвае.

Воспитатель . Ребята, можно ли поступок Вани назвать настоящим мужским поступком?

Дети . Нет.

Воспитатель. Почему?

Дети. Настоящие мальчики так не поступают.

Воспитатель . Правильно, ребята, в транспорте надо быть вежливым и предупредительным. Мальчики, а как бы поступили вы, если бы оказались на месте Вани?

Дети . Пропустили бы вперед женщин, старушек, стариков. Не стали бы занимать свободные места, пока пожилые люди не сядут.

Воспитатель . А если бы Ваня поступил так же, как считаете вы, дедушка его похвалил бы?

Дети . Да.

Воспитатель . Почему?

Дети . Ваня поступил бы хорошо, как настоящий мужчина.

Воспитатель . Ребята, а почему мальчикам нужно стремиться к тому, чтобы совершать мужские поступки?

Дети . Чтобы стать настоящими мужчинами.

Воспитатель. Ребята, а можно ли Ваниного дедушку назвать настоящим мужчиной?

Дети . Да.

Воспитатель. Почему его можно так назвать?

Дети . Потому что он капитан, потому что он пропустил вперед женщин, детей и пожилых людей.

Воспитатель . Да, Ванин дедушка был капитаном, а ими могут быть только настоящие мужчины: решительные, смелые, честные. Входя в трамвай, Ванин дедушка вел себя, как настоящий мужчина: он вошел в вагон последним, потому что помогал войти женщинам, пропуская их вперед. Ребята, послушайте песню «Капитан». Мне кажется, что в ней поется о таком капитане, как Ванин дедушка: об отважном, смелом, благородном человеке.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, каким был в детстве Ванин дедушка?

Дети . Заботливым, честным, смелым, сильным, аккуратным, умным.

Воспитатель. Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Правильно — неправильно».

Игра «Правильно — неправильно»

Детям раздают карточки с изображением различных поступков мальчиков. Их нужно разделить на две группы: хорошие поступки, плохие поступки.

Воспитатель . А что нужно делать, чтобы стать смелым мальчиком?

Воспитатель . А у нас в группе есть храбрые мальчики?

Дети . Да.

Воспитатель . Ребята, а как мальчикам стать сильными и выносливыми?

Дети. Заниматься спортом.

Воспитатель . А у нас в группе есть сильные мальчики?

Дети . Да.

Воспитатель. Как вы думаете, о чем мечтал Ванин дедушка в детстве?

Дети. О путешествиях, о том, как будет плавать на корабле.

Воспитатель. Маленькие мальчики любят мечтать, т.е. представлять желаемое. Вы правильно отметили, что Ванин дедушка в детстве мечтал о путешествиях в дальние страны, о том, каким сильным, отважным и смелым он станет, когда вырастет.

А о чем мечтают наши мальчики?

Дети отвечают.

Что нужно делать, чтобы ваши мечты сбылись?

Дети . Быть заботливыми, послушными, совершать добрые поступки.

Воспитатель . Чтобы мечта сбылась, нужно очень стараться совершать настоящие мужские поступки. Давайте споем песню «Из чего же сделаны наши мальчишки...».

Дети и воспитатель поют песню «Из чего же сделаны наши мальчишки...» (муз. Ю. Чичкова, сл. Я. Хелемского).

Ребята, а что мы ответим Алеше?

Дети. Дедушка был недоволен Ваней потому, что мальчик поступил неправильно, настоящие мальчики так не поступают.

Воспитатель . Ребята, вы правильно ответили Алеше. Дедушка Ваней был недоволен, потому что поступок мальчика нельзя назвать настоящим мужским поступком. Мальчиков любят и ценят за настоящие мужские поступки, в которых люди видят смелость, честность, силу, заботу о других, благородство. Слово «благородство» состоит из двух слов: «благо» и «род». Благо обозначает добро, род — объединение родственников. Быть благородным — значит не только приносить пользу и быть нужным другим людям, но и прославлять свой род, совершать поступки, которыми может гордиться вся семья.