Занятие по развитию речи «хлебушко» по триз-технологии. План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему: Развитие речи "Хлеб - всему голова"

Программное содержание: уточнять знания детей о полезности хлеба для здоровья человека; развивать воображение детей, учить детей определять функции объекта в зависимости от количества и качества данного объекта; формировать подвижность мысли; учить рассказывать по схеме; воспитывать уважение к хлебу через .

Оборудование: буханка или каравай хлеба на подносе, доска и мел.

Ход занятия

Воспитатель (В.). Дети, давайте поиграем в игру «Я заметил», и посмотрим, кто из вас самый глазастый, кто заметит предметы, мимо которых мы проходим ежедневно. Называя такой предмет, вы скажите, для чего он нужен.

Я заметил тетрадку. Она нужна, чтобы в ней писать.

Я заметила цветок в горшке. Он нужен для красоты.

Я заметила кубики, они нужны, чтобы с ними играть.

Когда дети замечают хлеб, воспитатель берёт поднос с караваем, обносит детей, читая стихи С. Погорельского «Хлебушко».

Вот он, хлебушко душистый,

С хрупкой корочкой витой,

Вот он тёплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел.

В нём здоровье наше, сила,

В нём чудесное тепло.

Сколько рук его растило, охраняло, берегло.

Ведь не сразу стали зёрна

Хлебом тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

В. Для чего нужен хлеб? (Чтобы есть, это пища.) Для чего нужна пища? (Пища нужна для роста человека, чтобы он мог двигаться, думать, работать. Пища помогает человеку быть здоровым, сильным, весёлым.)

Хлеб - самый необходимый продукт питания, т.к. в нём содержатся наиболее необходимые для жизни и здоровья человека элементы.

Какие красивые слова о хлебе вы запомнили? (Душистый, тёплый, золотистый хлеб, словно солнцем налитой, с румяной корочкой.)

Воспитатель приглашает детей занять место за столами.

В. Дети, чем хлеб был в прошлом? (Тестом, мукой, зерном в колоске.)

Хлеб - это предмет рукотворный или нерукотворный?

Люди каких профессий участвовали в процессе появления хлеба? (Крестьяне, колхозники сеяли хлеб, сажали в землю зёрна ржи и пшеницы, комбайнеры косили созревшие колоски, шофёры отвозили зёрна на мельницу, мельники мололи муку, пекари делали тесто и пекли хлеб, продавец хлебного отдела продал этот каравай нам.) Вот тепло скольких рук сохранил хлеб.

Хлеб выполняет свою функцию кормить людей, он рукотворный.

Скучно стало одному караваю и он отправился искать своих родственников.

Появляются его братья и сёстры - хлебобулочные изделия.

Воспитатель показывает картинки или натуральные объекты.

В. Назовите их! (Сухари, баранки, сушки, калачи, пряники, сладкая соломка, печенье, пирожки, торты, вафли, пирожные.) Все рукотворные, они кормят людей.

Сегодня в наших магазинах много сортов хлеба: выпекают специальный хлеб для людей с разными заболеваниями. Наши пекари с врачами изобрели рецепт хлеба с названием «Здоровье». Много разных сортов хлеба с витаминными добавками. Какой необычный хлеб вы ели дома?

Устал хлеб от шума, ему захотелось отдохнуть. Приглашаю вас на минутку отдыха!

Дети выполняют движения, следя за звуками, чётко произносят слова:

Я пеку, пеку, пеку

Деткам всем по пирожку

(пружинки с поворотом),

А для милой мамочки

(наклон вправо - влево)

Испеку я прянички

(хлопки над головой).

Дети садятся на места.

В. Долго пролежал наш хлеб, оказался плохим и не смог поэтому кормить людей. Скажите, дети, когда такое может быть? (Если хлеб чёрствый, засохший, непропечённый (сырой), подгоревший, пересоленный, бесформенный, грязный (упал на пол), размокший (попала вода).

Претерпев все беды и неприятности, наш хлеб стал хорошим, но его не используют. Почему? (Аквалангисты под водой; покупатель без денег в хлебном отделе; сытый человек; когда хлебный магазин не работает, а есть хочется и т.д.)

Очень неприятно быть плохим, никому ненужным! Наш хлеб подружился с другими продуктами питания. Самая первая его подруга - соль. Хлеб и соль - это символ дружбы народов, мира, покоя. С ним встречают дорогих гостей.

А теперь поиграем со словами! Угадайте, что получится, если…

  • ХЛЕБ + МЯСО + МЯСОРУБКА = КОТЛЕТА
  • ХЛЕБ + ОГОНЬ В ПЕЧИ – СУХАРИ
  • ХЛЕБ + ВОДА + САХАР + ДРОЖЖИ = КВАС
  • ХЛЕБ + МАСЛО + СЫР (+ КОЛБАСА) = БУТЕРБРОД
  • В. Попробуем в шутку придумать и новые слова:
  • БАРАНКИ + СУШКИ = БАРУШКИ
  • СУХАРИ + КАЛАЧИ = СУХАЧИ
  • ПРЯНИКИ + СОЛОМКА = ПРЯМКА и т.д.

И вдруг случилась беда: наш каравай хлеба оказался совсем один на всем белом свете. Сможет ли один хлеб накормить всех людей? (В этом случае хлеб не будет выполнять свою главную работу - кормить. Такое может быть только в сказке. Этот каравай должен храниться в музее, как образец-экспонат. Люди со временем узнают рецепт и будут выпекать такой же хлеб.)

Знаете ли вы, что есть такой музей, где хранится маленький кусочек хлеба? Это музей Великой Отечественной войны. В осажденном врагом городе Ленинграде люди голодали. В пайках они получали маленький кусочек хлеба, который спасал им жизнь.

К счастью, у нас хлеб не является музейным экспонатом, но все равно он в чести у всех. Расскажите, как люди относятся к хлебу? Почему берегут, уважают, ценят?

Воспитатель предлагает детям рассказать о том, как путешествовал хлеб по схеме всего занятия. Дети рассказывают по цепочке, пользуясь схемой.

Примерный рассказ: «Жил-был хлеб. Отправился он путешествовать. Сначала он узнал о своем прошлом. Прежде, чем стать хлебом, он был зерном в колоске, мукой и тестом. Хлеб создали руки крестьян, мельников, пекарей. Кормить - его главное дело.

Потом хлеб познакомился со своими родственниками: бубликами, баранками, сухариками, печеньем, пряниками, сладкой соломкой, пирожными и тортами. Всем здесь было весело, но очень тесно и шумно.

Но люди обидели хлеб, он сначала был плохим: чёрствым, пересоленным, бесформенным и грязным. А затем хорошим, но недоступным для людей. Хлебу было грустно, он не мог кормить людей.

Больше всего караваю хлеба понравилось, когда он подружился с другими продуктами питания и вещами. Люди полюбили его еще больше. Во что только не превращался хлеб: в бутерброды и квас, в сухари и в котлеты. Здесь-то хлеб решил поселиться, чтобы выполнять своё главное дело еще лучше.

Но случилась беда: люди всех его родственников съели, хлеб остался один и превратился в музейный экспонат. Дети нашей группы выучили его рецепт и научили всех людей его выпекать!»

В. Предлагаю вам дома с родителями записать и зарисовать свой домашний рецепт хлеба. Из всех ваших рецептов мы составим ценную книжечку и вместе с вашими рисунками поставим её на выставке!

Ладутько Л., Шкляр С.

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Хлеб»

Цели:

Образовательные: закрепить знания детей, что хлеб - ценнейший продукт питания; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, прилагательные от существительных; подбирать слова-антонимы; закрепить словарь по данной теме.

Коррекционные: развивать мышление; развивать память, речь, внимание.

Воспитательные: воспитывать у детей уважение к хлебу и труду людей, его выращивающих;

Ход занятия

1.Организационный момент

Рос сперва на воле в поле,

Летом цвел и колосился,

А когда обмолотили,

Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна - в муку и тесто.

В магазине занял место.

Вырос он под синим небом,

А пришел на стол к нам - хлебом.

2. Беседа о хлебе

Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (О хлебе.)

Хлебные изделия не только полезны, но и питательны. Хлеб мы едим несколько раз в день, и он не приедается.

Какие пословицы Вы знаете о хлебе?

Хлеб - всему голова.

Хорошо трудиться - хлеб уродится.

Что посеешь, то и пожнешь.

Пшеница, рожь, кукуруза, ячмень, овес- это все зерновые культуры.

Воспитатель загадывает загадку: Золотист он и усат. В ста карманах сто ребят. (Колос.) Воспитатель с детьми рассматривает колосья.

Из чего состоит колос? (Стебель, зерно, усики.)

Чем похожи колосья ржи и пшеницы? (Хлебные растения, растут в поле, из них делают хлеб.)

Чем отличаются эти колосья? (Колос пшеницы толще, чем колос ржи. Зерна пшеницы круглые, а зерна ржи - длинные. Из ржи получают муку темную, пекут черный ржаной хлеб, а из пшеничной муки пекут белый хлеб и булочки.)

Где растет хлеб? (В поле.)

- Пшеница бывает озимая и яровая. Озимую сеют осенью, яровую - весной.

Как называются люди, которые выращивают хлеб? (Хлеборобы.)

- А теперь послушайте, как приходит к нам на стол хлеб.

Прежде чем попасть на стол, хлеб проходит долгий путь от поля до магазина.

На поле выращивают пшеницу и рожь. Из пшеницы обычно делают белый хлеб, из ржи - черный. Сами растения состоят из длинного стебля, листьев и колосков. Вот в колосках-то как раз и находится нужный для хлеба продукт - зерно. Зернышки сажают поздней осенью или ранней весной. Ближе к лету пшеница и рожь всходят, а к приходу осени созревают. Если за ними хорошо ухаживают, если им хватает солнышка и влаги, значит, урожай получится хорошим.

После созревания специальные машины - комбайны, собирают зерно с полей. Затем его нужно смолоть (измельчить). Это делается на мукомольных заводах. После полученную муку обязательно просеивают и расфасовывают по пакетам. Теперь самое время отвезти муку на хлебозавод.

На заводе в муку добавляют определенное количество дрожжей, перемешивают и дают постоять - «подняться», чтобы хлеб получился воздушным. Затем замешивают тесто: в поднявшуюся смесь добавляют соль, сахар, яйца. Все перемешивают, дают еще постоять. Потом режут, выкладывают на противни и - в печку.

Из печки хлеб достают ароматным и румяным, раскладывают по машинам и везут в разные концы города. Вот такой интересный и долгий путь - от колоска к караваю

3. Работа на индивидуальных карточках. «Расставь по порядку»

4. Физкультминутка

Едем в поле. Дети встают друг за другом «едут» в поле на машинах.

На кочку наехали Подпрыгивают,

В яму заехали приседают,

Горки объехали делают повороты вправо и влево.

и на поле приехали.

5. «Какой? Какая?»

- А как вы думаете, на поле растут одинаковые колосья? Нет, они все разные: один высокий, а другой...

Один большой, а другой... и т.д. (толстый, длинный, полный, прямой).

Это большое поле, а маленькое - полюшко.

Это колос, а это маленький...(колосок)

Это пшеница, а это....(пшеничка)

Это кукуруза, а это....(кукурузка)

Это зерно, а это....(зернышко)

Это стебель, а это....(стебелек)

Из пшеницы пекут хлеб, значит, хлеб какой? (Пшеничный.)

Из ржи пекут лепешки, значит, лепешка какая? (Ржаная.)

Из кукурузы делают масло, значит, масло какое? (Кукурузное.)

Из ячменя готовят кашу, значит, каша какая? (Ячменная.)

6. Дидактическая игра: «Подбери слова»

Хлеб какой: вкусный, аппетитный, лакомый, сладкий, соленый, кислый, пахучий, ароматный, душистый, ржаной, пшеничный, сытный, черный, белый, теплый, холодный, свежий, старый, твердый, мягкий, черствый, добрый, небывалый, отличный, нужный, чужой, свой, хороший, плохой, великолепный, вкуснейший, сырой, подгорелый, столичный, бородинский (и другие названия).

Пироги какие: вкусные, жареные, печеные, подгоревшие, румяные, пшеничные, брусничные, горячие, теплые, черствые, свежие, маленькие, большие, мягкие, слоеные, и т.д.

7. «Отгадай, что это?»

Я загадала одно слово, а вы попробуйте отгадать, что это.

Ржаная – это лепешка или хлеб?

Ржаное - это поле или хлеб?

Пшеничный – это колосок или поле?

Пшеничная – это мука или пирожок?

Пшеничное – это мука или тесто?

Ржаные – это колоски или колосок?

Пшеничные - это пироги или мука?

Хлебные – это крошки или посуда?

Хлебный – это квас или крошки?

8. Грамматическая речевая игра «Придумай слово».

Задание 1 . Посуда для сахара – сахарница, для конфет – конфетница, а для хлеба? Как называется посуда для хлеба? (хлебница).

Задание 2. Прибор, который режет овощи, называется «овощерезка», а как называется прибор, который режет хлеб? («хлеборезка»).

Задание 3. Завод, где делают хлеб называется – как ты думаешь, как?

Если ребенок затрудняется ответить, подскажите ему: «Завод, где выпускают продукты из рыбы, называется «рыбозавод». Как же может называть завод, где делают хлеб? Попробуй догадаться».

9. Игра "Цепочка".

Откуда к нам домой хлеб пришел? (Из магазина.)

В магазин, откуда попал? (Из пекарни.)

Что делают в пекарне? (Пекут хлеб.)

Из чего пекут хлеб? (Из муки.)

Из чего мука? (Из зерна.)

Откуда зерно? (Из колоса.)

Откуда колос? (Вырос в поле.)

10. Итог занятия

- Как, вы думаете, надо относиться к хлебу? Почему? Воспитатель читает отрывок из стихотворение Я. Дягутите «Руки человека»:

Склонила тяжелую голову рожь:

«Спасибо вам, солнце и ласковый дождь!

Спасибо земле,

Что была моим домом,

И сильным рукам,

Моим старым знакомым.

Я помню, как руки трудились упорно,

Чтоб в землю посеять янтарные зерна,

А нынче они урожай уберут.

Спасибо вам, руки,

За добрый ваш труд!».

Открытое занятие в классе предшкольной подготовки

Тема: «Звуки (Х), (Хь). Хлеб - всему голова»

Цель : совершенствование знаний детей о значимости хлеба.

Задачи:

    Формировать знания детей о последовательности выращивания хлеба.

    Познакомить с различными видами хлеба и хлебобулочных изделий.

    Учить образовывать прилагательные от существительных.

    Воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду людей, участвующих в его выращивании.

Проблема: Помочь узнать мышатам, как выращивают хлеб.

Проблемный вопрос: Почему нужно беречь хлеб?

Варианты решения:

    Хлеб нужен человеку, как продукт питания.

    Хлеб выращивают люди многих профессий, нужно уважать их труд.

    Хлеб вкусный, полезный, в нем наше здоровье и сила.

Оптимальный вариант: знание о том, как люди выращивают хлеб, сколько тратят времени и сил, учит тому, что нужно бережно к нему относиться.

Тезис: "Хлеб - всему голова"

Материал к занятию: поговорки, стихи, игрушки мышки, петушок, пшеничные зерна, колоски, цветные картинки (для игры «Выбери нужное»), фасоль, горох (для игры «Золушка»), мяч, выставка хлебобулочных изделий, картинки-иллюстрации.

Предварительная работа:

    Разучивание стихов, пословиц и поговорок о хлебе.

    Беседы с детьми, рассматривание иллюстраций, фотографий.

    Чтение художественной литературы: украинская народная сказка "Колосок".

  1. Дидактические игры

Ход занятия

Утренний круг:

Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю-
Всех я вас приветствую!

Воспитатель обращает внимание на петушка и мышат (игрушки).

Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости. Это мышата и петушок. Вы помните, из какой они сказки? (Ответы детей)

Правильно, из сказки «Колосок». Петушок просит у нас помощи. Он говорит, что мышата не берегут хлеб, относятся к нему небрежно: играют с хлебом, бросают, могут даже наступить на него. Он просит нас рассказать мышатам, какой путь проходит хлеб, чтобы попасть на наш стол, чтобы мышата все поняли и относились к хлебу бережно. Поможем, ребята, Петушку?

А в этом нам с вами поможет пшеничное зернышко.

Кто мне подскажет, как называются люди, которые выращивают хлеб?

Дети: хлеборобы

Воспитатель: Правильно, всех людей, кто выращивает хлеб, называют хлеборобами.

Скажите, пожалуйста, для того, чтобы подготовить землю под будущий урожай, что делает хлебороб?

Дети: копает землю, рвёт траву... (поле большое... наверно, какие-то машины это делают?)

Воспитатель : Трактор вспахивает землю. К нему прикрепляют плуг, трактор тянет его, а плуг переворачивает землю. Она ложится большими плотными комками. Приложение 1.

Снег растает в поле чистом,
Схлынет талая вода -
Побежит за трактористом
Ранним утром борозда.

А кто работает на тракторе?

Дети: Тракторист.

Воспитатель: Правильно.

Воспитатель: Вот мы вспахали землю, комья большие, крупные, а зёрнышки маленькие, им неуютно там будет. Что нужно сделать с землёй?

Дети: Разбить комки, рыхлить...

Воспитатель : Землю рыхлят бороной, а потом сеют зерно с помощью сеялок. Приложение 2, 3.

Ребята, а сейчас давайте вспомним наше наблюдение за ростом пшеничного зерна и поиграем.

Игра « Выбери нужное». Из предложенных картинок дети выбирают те, которые необходимы для роста зёрнышка. Приложение 4 – правильный набор картинок.

Воспитатель: молодцы ребята!

Чтобы семя проросло,

Нужны влага и тепло,

Вышел к свету стебелек,

Глубже в почву корешок,

Всем на удивление,

Новое растение!

А сейчас мы с вами превратимся в маленькие зёрнышки. Вставайте в круг.

Физкультминутка.

В землю зернышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся.

Воспитатель: Во что же превратилось зернышко? Отгадаете загадку, и появится отгадка: "Золотист он и усат, в ста карманах - сто ребят" Что это? (ответы детей ) Приложение 5.

Воспитатель : Летом все поле в золотистых колосьях. Хлебные поля похожи на море. Ветер дует, и колосья превращаются в золотые волны.

Приложение 6.

А как хлеборобам узнать, что пора убирать урожай? Поле становится какое?

Игра «Назови какое поле?»

Дети: жёлтое, золотое, спелое, сухое, колосистое и т.д.

Воспитатель: Правильно, пора хлеборобам убирать урожай. А какие машины помогают в этом? Приложение 7.

Дети : комбайны.

Воспитатель: А кто управляет комбайном? Правильно, это комбайнёр.

Он идёт - волну сечёт,

Из трубы зерно течёт.

А что рядом с комбайном едет? Машина. Кто управляет машиной? Шофёр.

Давайте представим, что мы с вами на машине везём зерно на элеватор.

(Дети встают перед стульчиками)

Ой, а что случилось, почему наша машина не едет? Ребята, да у неё же спущены колёса. Давайте возьмём насос и накачаем их.

(Дыхательная гимнастика Стрельниковой «Насос»).

Ну что, поехали! Ехали, ехали,

На кочку наехали

С горки съехали

На элеватор приехали.

Дети садятся за парты. Перед ними тарелочка с разными зёрнышками.

Воспитатель: Ребята, на этом элеваторе хранятся только пшеничные зёрнышки. А здесь они перемешались с другими. Давайте их выберем. Кто справится быстрее всех, тот поднимет колосок.

Игра «Золушка»

Воспитатель Ребята, а как вы думаете, из зерна уже можно испечь хлеб?

Почему? А из чего можно?

Дети : нет, из муки.

Воспитатель Нужно зерно перемолоть, превратить его в муку. А где это можно сделать? На мельнице. А кто работает на мельнице? Приложение 8.

Дети: Мельник.

Воспитатель: Правильно, а муку куда отправляют?

Дети: в пекарню и в магазин.

Воспитатель: Правильно. Пекарь замесит тесто, и что он испечёт?

Дети: хлеб, булочки, батоны, баранки, пироги, сушки, крендельки и т.д.

Воспитатель : Дети, обратите внимание на нашу выставку хлебобулочных изделий, что там еще есть. (Ответы детей).

Воспитатель : Ребята, а вы знаете, почему хлеб бывает черный и белый? (ответы детей )

Воспитатель: Черный хлеб пекут из муки, которую получают из ржи, а белый - из пшеницы. Ржаной, темный хлеб очень полезный, его надо обязательно есть, он придает силы и здоровье.

Физкультминутка:

Дует ветер с высоты.

Гнутся травы и цветы.

Вправо-влево, влево-вправо.

Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны) .

А теперь давайте вместе.

Все попрыгаем на месте (прыжки)

Выше, веселей, вот так!

Переходим все на шаг (ходьба на месте)

Вот и кончилась игра.

Заниматься нам пора.

А сейчас поиграем! (Игра с мячом)

"Назови, какой, какая, какое?"

(Воспитатель бросает ребенку мяч, он образовывает от существительного прилагательное)

Хлеб из ржи - ржаной.
Хлеб из пшеницы - пшеничный.
Каша из пшена - пшенная.
Каша из овса - овсяная.
Каша из ячменя - ячневая.
Каша из кукурузы - кукурузная.
Каша из гречихи - гречневая.
Поле с рожью - ржаное.
Поле с пшеницей - пшеничное.
Поле с овсом - овсяное.
Поле с ячменем - ячменное.

Воспитатель: Хлеб всегда считался главным блюдом на столе. В старину без него за стол не садились. Считалось, что если в доме есть хлеб, то голод не страшен. Не зря говорят: "Хлеб - всему голова".

Ребята, а какие еще вы знаете пословицы и поговорки о хлебе?

(ответы детей)

"Хлеб - наше богатство";

"Не трудиться - хлеба не добиться";

"Хочешь, есть калачи, не сиди на печи";

"Кто не работает - тот не ест"

«Плох обед, когда хлеба нет» ;

«Хлеба ни куска, так и в горнице тоска» ;

«Не в пору обед, когда хлеба нет».

Воспитатель: Да, ребята, действительно:

Хлеб ржаной, батон и булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, удалось нам помочь Петушку и мышатам? (ответы детей). Как мы им помогали? Что сегодня узнали мышата из нашего рассказа: (ответы детей).

Внимательно слушали нас мышата. Поняли, что нельзя разбрасывать хлеб, нужно относиться к нему бережно, потому что хлеб на стол попадает благодаря труду хлеборобов. Очень длинный путь проходит хлеб, чтобы попасть на наш стол.

Петушок и мышата благодарят детей за помощь и прощаются.

Рефлексия .

Ребята вам понравилось наше занятие? Если да, то похлопайте, если нет - потопайте.

Приложение 1.

Конспект занятия для средней группы на тему «Хлеб - первое чудо света»
14.04.2014 г.

Образовательные области: коммуникация (развитие речи) , познание, социализация.
Задачи:
- Познакомить детей с материалом по теме и закрепить их познания о хлебе, как одном из величайших богатств на земле.
- В развитие разговора о профессиях познакомить детей с новыми профессиями по теме (тракторист, комбайнёр, хлебороб, пекарь).
- Развивать связную речь детей.
- Расширять словарный запас.
- Учить объяснять смысл пословиц.
- Воспитывать бережное отношение к хлебу.
- Учить работать в коллективе и индивидуально.

Материал к занятию:
1. Колосья пшеницы.
2. Зёрна пшеницы.
3. Мука, хлеб разного вида.
4. Русский народный женский костюм, рушник, расписной поднос.
5. Сюжетные картинки:
- трактор с плугом (пахота)
- трактор с сеялкой (сев пшеницы)
- колосящееся поле
- комбайн жнёт пшеницу
- мукомольный завод
- хлебозавод, пекарня
- магазин «Хлеб».
6. Стаканчики с землёй, аквагель (специальный грунт)

Ход занятия
Воспитатель - Ребята, посмотрите к нам пришли гости! А как встречают гостей? (Дети здороваются.) Мы рады гостям, добро пожаловать! А как в старину на Руси встречали гостей?
Дети - Хлебом, солью.
(Входит 2-ой воспитатель в русском народном костюме с подносом, на котором каравай хлеба с солью на рушнике, и говорит приветствие:
Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником.
С караваем соль подносим,
Поклонясь, отведать просим:
Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб-соль из рук!

Воспитатель - Вот так раньше встречали гостей. А знаете почему? Потому что хлеб считался и считается главным богатством народа. В давние времена зерном расплачивались за купленный товар.
Зерно играло роль денег. «Золотое зерно» говорили не только из-за золотистого цвета зерна, но и также из-за его высокой цены. Русский народ всегда с уважением относился к хлебу и называл его караваем. Каравай - это круглый цельный хлеб. А знаете чем пахнет хлеб? Ну, конечно, прежде всего, он пахнет вкусным хлебом. Запах хлеба - один из самых богатых и сложных по составу. Возникает этот запах при взаимодействии более шестидесяти ароматических элементов.
Каждая краюшка хлеба - это огромный труд большого количества людей разных профессий.
Послушайте стихотворение (ребёнок читает):
Хлеб ржаной, батон и булки
Не добудешь на прогулке,
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют. (Я.Аким)

Воспитатель - Труд хлеборобов (а хлебороб - это тот, кто работает, робит и выращивает хлеб) важный и почётный.
О хлебе русский народ сложил много пословиц.
Давайте вспомним некоторые из них (дети говорят):
Хочешь есть калачи, не сиди на печи. (Калач -
белый, пшеничный хлеб, определённой формы).
Хлеб - всему голова.
Худ обед, когда хлеба нет.
А будет хлеб - будет и песня.

Воспитатель - Да и как не петь было, когда…(Дети читают стихотворение):
Вот он - хлебушко душистый
С хрусткой корочкой витой,
Вот он - тёплый, золотистый,
Словно солнцем налитой!
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал - пришёл.
В нём - здоровье наше, сила,
В нём - чудесное тепло;
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
С.Погореловский.

Воспитатель - А сейчас давайте поговорим о том, как выращивают хлеб, как он попадает к нам на стол. Ребята, я приготовила для вас картинки и мы сейчас составим рассказ по ним. Я буду приглашать вас по одному, вам нужно будет брать по одной картинке по порядку т.е. что сначала? что потом? (Воспитатель приглашает детей по одному к столу с сюжетными картинками. Дети берут по картинке и рассказывают, что на картинке у каждого, стараясь быть последовательными: что сначала? что потом?
Картинки прикрепляются на доске магнитами.)

Предполагаемая беседа:
1-я картинка: пахота.
Воспитатель: Что ты видишь на картинке? (Ответ 1-го ребёнка).
- Это трактор с плугом. Трактор пашет землю.
Отгадайте загадку:
Едет конь стальной, рычит,
Сзади плуги волочит. (Трактор)

2-я картинка: сев зерна трактором.
Воспитатель: Что ты видишь на картинке? (Ответ 2-го ребёнка).
- Я вижу трактор с сеялкой. Сеялка сеет (сажает) зёрна пшеницы в землю.

3-я картинка: колосящееся поле.
Воспитатель: А что ты видишь на этой картинке? (Ответ 3-го ребёнка).
- Это поле, на котором выросли колосья.

4-я картинка: уборка урожая.
Воспитатель: Что изображено на этой картинке? (Ответ 4-го ребёнка).
- На этой картинке идёт уборка зерна. Комбайн срезает колоски (показать колосья пшеницы), очищает (обмолачивает) зёрна (показать зёрна), и очищенные зёрна ссыпает в машины (грузовики) . И всё это делает комбайн, умная машина.
Загадка: Для уборки урожая, на поля я выезжаю.
И за несколько машин там работаю один. (Комбайн)

5-я картинка: мукомольный завод.
Воспитатель: Посмотри какая интересная у тебя картинка. Что же это?
(Ответ 5-го ребёнка).
- Это мукомольный завод. Сюда привозят (очищенное) зёрно, его измельчают (мелют) и получают муку (показать муку).
Отгадайте загадку:
У лепёшки, каравая, сушки, плюшки, пирожка
От рождения седая мать по имени …(мука).

6-я картинка: хлебозавод.
Воспитатель: А на этой картинке что ты видишь? (Ответ 6-го ребёнка).
- Это хлебозавод. Здесь (из муки) пекут хлеб.

Воспитатель - Давайте расскажем стихотворение (дети рассказывают):
Даже стены тут приятно
Пахнут хлебом ароматным:
Много дружных пекарЕй
Хлеб пекут здесь на заре.

А потом его - в машины
И развозят в магазины.
ВОТ ОТКУДА К НАМ НА СТОЛ
ТЁПЛЫЙ, ВКУСНЫЙ ХЛЕБ ПРИШЁЛ!

Воспитатель: А сейчас давайте отдохнём, выходите ко мне.
Физкультминутка:
В землю зёрнышко посадим -
Очень малое оно.
Но как солнышко засветит,
Прорастёт моё зерно.
Ветер тучку пригнал,
И водички нам дал…
Сожнёт косАрь зерно
И размелет его.
А хозяйка из муки
Испечёт нам пироги. (Дети садятся на свои места).

Воспитатель: Давайте поиграем:
Ребята, а как мы назовём хлеб ласково? (ХЛЕБУШЕК)
Как называется завод, где выпекают хлеб? (ХЛЕБОЗАВОД)
Человек, который работает на тракторе? (ТРАКТОРИСТ)
Человек, который работает на комбайне? (КОМБАЙНЁР)
А человек, который выращивает, робит хлеб? (ХЛЕБОРОБ)
А кто-же выпекает для нас вкусный хлеб? (ПЕКАРЬ)
А что пекут для нас мамы и бабушки? (ПИРОЖКИ)
Чистоговорки:
Шки-шки-шки - мы любим пирожки.
Жок-жок-жок - кушай, Ваня, пирожок.
Ач-ач-ач - вот калач.
Чи-чи-чи - мы любим калачи.

Воспитатель:
Теперь вы знаете, откуда приходит хлеб на наш стол.
Старые люди говорят, что оставляя кусочек хлеба, ты оставляешь своё здоровье. Нельзя хлеб бросать на пол, в старину, если хлеб роняли на пол, его поднимали, целовали и просили прощение. Хлеб был драгоценным: от него зависела жизнь людей. У некоторых народов не принято резать хлеб ножом (чтобы не делать ему больно). Хлеб разламывают руками или преломляют. В старину не было машин и люди всё делали вручную, а это тяжелая работа. Сейчас людям помогают машины, но работать им приходится также много.
Я думаю, что теперь, когда вы узнали, как много людей трудится, для того, чтобы на столе у нас всегда был хлеб, вы будете с большим уважением относится к хлебу.
*А сейчас, ребята, мы посадим свои зёрнышки пшеницы и будем ждать, когда они прорастут. Мы с вами увидим с чего начинается путь хлебушка на наш стол.
Каждый из вас посадит зёрнышки пшеницы в свой стаканчик, в котором насыпана земля. Вам нужно быть внимательными, и аккуратно сделать, что я скажу, ведь с хлебозавода нам прислали «волшебные» цветные шарики, которые помогут нам вырастить наш урожай.
(Всё заранее приготовлено и в каждый отдельный стаканчик дети сажают зёрна пшеницы, воспитатель помогает детям добавить 1-ну или 2-е ложечки аквагеля. Стаканчики подписаны.)

Воспитатель: Поставим наши стаканчики на подоконник и будем ждать, когда взойдёт наш урожай.
А сейчас подведём итог нашего разговора:
«Если не трудиться - хлеба не добиться». А мы с вами хорошо Потрудились и теперь можем отдохнуть (и попить чаю с сюрпризом с хлебного завода). Занятие закончено, а хлеб пусть не заканчивается никогда. Спасибо всем.

Использованная литература:
1. Стихотворения о хлебе (Я.Аким, С.Погореловский).
2. «О хлебе», песня в исполнении Л.Зыкиной.
3. Пословицы и загадки о хлебе.
4. «Откуда что берётся. Хлеб.» Э.Емельянова, Мозаика-Синтез.
5. « Расскажите детям о хлебе», Э.Емельянова, Мозаика-Синтез.
6. «Злаки. Какие они?», Т.А.Шорыгина, Гном.
7. «Как наши предки выращивали хлеб?», Э.Емельянова, Мозаика-Синтез.
8. В.В.Гербова, Развитие речи в детском саду, Средняя группа, Мозаика-Синтез, Москва, 2014.
9. Л.В. Лебедева, Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем, Средняя группа, ООО «Центр педагогического обазования», Москва, 2009.
10. Л.В.Лебедева, Лексические темы по развитию речи дошкольников, Средняя группа, Центр педагогического образования, Москва, 2014.

Источники изображений:
1.фото колосьев пшеницы с разных ракурсов (собственное) - 2 шт. ;
2. фото колосков и зёрен пшеницы,после обмолота(собственное);
3. пророщенные зёрна пшеницы,посаженные детьми (собственное);
4. сюжетные картинки "Откуда что берётся? Хлеб." Э.Емельянова, Мозаика-Синтез;
5. фото из фильма "Всё о хлебе", ТД Волконский:Злаки; Хлеб,который ты покупаешь, выпекают на хлебозаводах;"Букеты", составленные из колосков сжатой пшеницы; Хлеб - один из самых важных продуктов, необходимых человеку;
6.Хлебобулочные изд-я:каравай,бублики,сушки, хлеб подовой.ржано-пшеничный,белый,ржаной на столе (собственное фото);
7.земля в стаканчиках и аквагель в спец.формочках для рассады + пластиковые ложечки;
8.поднос с мукой и картинкой с надписью "Откуда что берётся? Хлеб."

Управление дошкольного образования Альметьевского муниципального района

Занятие по развитию речи на тему:

«Откуда хлеб пришёл?»

/ старший возраст/

Воспитатель

МБДОУ № 30 «Снегурочка»

Зинкина Н. Г.

Г. Альметьевск, РТ

Программное содержание : Воспитывать у детей любовь к родной

природе, бережное и внимательное отношение к хлебу, уважение к людям сельскохозяйственного труда. Формировать потребность трудиться. Пробуждать интерес детей к окружающему миру. Расширять запас слов обозначающих названия предметов, действий, признаков, заучивать пословицы, учить правильно, согласовывать существительные с прилагательными, образовывать однокоренные слова; использовать в речи разнообразные виды предложений; продолжать работу над развитием связной речи: совершенствовать диалогическую и монологическую речь, закреплять умения отвечать на вопрос.

Словарная работа: пшеница, рожь, зерно, поле, колосья, трактор, сеялка, комбайн, уборка, элеватор, мельница, хлеборобы, пекарня, комбайнёр.

Материал к занятию : колосья пшеницы. Иллюстрации с изображением: «Трактор с плугом», «Трактор с сеялкой», «Комбайнёры», «Поле». Мяч /для физкультминутки/. Мука, дрожжи, песок, соль; блюдо, ложка.

Дидактическая игра «Откуда хлеб пришёл?»

Предварительная работа : чтение рассказов и сказок о хлебе, рассматривание иллюстраций, разучивание загадок, пословиц, закличек и стихов о хлебе.

Ход занятия :

В : Ребята сейчас мы поиграем в игру. Я вам буду задавать вопросы, а вы отвечайте мне. /Игра «Откуда пришёл хлеб?»/.

Откуда хлеб пришёл? – Из магазина.

А в магазин как попал? – Из пекарни.

Что делают в пекарне? – Пекут хлеб.

Из чего? – Из зерна.

Откуда зерно? – Из колоса пшеницы.

Откуда пшеница? – Выросла в поле.

Кто её посеял? – Люди. /Хлеборобы/.

А что они делают? – Хлеб убирают.

В : Ребята, как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?

Д : О хлебе.

В : Правильно. Говорить мы будем о хлебе. Давайте представим, что мы с вами дома. Наступило утро, вы уже успели проснуться, умыться, может быть сделали зарядку и сели за стол завтракать. Уже завтракать сели наверняка, без этого ни один день не проходит. И что бы вам мама не делала на завтрак: картошку, кашу или чай, на столе обязательно будет хлеб. Черный или белый.

Мы давно привыкли к нему и, наверное, не задумывались над тем, откуда он берётся.

В : Теперь проходите, садитесь на стульчики. Сейчас мы поговорим, откуда хлеб пришёл.

В : Много труда требуется, чтобы хлеб посеять и убрать, прежде чем он окажется у нас на столе в виде мягкого, душистого батона или хлеба.

В : Садитесь поудобние, спинки выпрямили, ножки поставили вмести.

В : Самые первые на поле выезжают, какие машины?/Показ иллюстрации/.

Д : Первыми на поле выезжают трактора.

В : Что тащат трактора за собой?

Д : Трактора тащат за собой плуг.

В : Какую работу выполняет трактор с плугом?

Д : Трактора пашут землю.

В : Повтори Булат, что делает, трактор с плугом?/Ребёнок повторяет предыдущей ответ/.

В : Раздаётся в поле шум. Это трактора плугами пашут мягкий чернозём. Поле вспахано, взборонено-трактора уже тащат по нему что?

Д : сеялки.

В : правильно сеялки, но кто мне скажет полным ответом. Что тащат трактора по полю?

В : Алия повтори.

Д : Трактора по полю тащат сеялки.

В : Из сеялки ровными рядами сыплется в землю отборное зерно. Это сеют нежную пшеницу. /Показ иллюстрации «Посев яровых».

Пройдёт немного время, покажутся колоски пшеницы. /Показ иллюстрации: «Пшеница»/.

В : Ребята, посмотрите у меня в руках сухие колосья пшеницы. Что у меня в руках?

Д : колосья пшеницы.

В : Какие усатые. Здесь домики, а в домиках живут зерна. Из одного зернышка вырастут домики зёрнышек. Посмотрите, в каждом домике зерно, а здесь их много. Хлебное зёрнышко-это чудо. В нём маленьком, слились тут силы: Солнца, Земли и человеческого труда.

В : Пшеничные колоски созрели теперь их надо убрать с поля. Ни днём ни ночью не уходят с полей хлеборобы во время сева и в дни уборки урожая. Есть у нас чудесные машины. Как они называются?

Д : Комбайны. / Показ иллюстрации «Комбайнёры».

В : Комбайны помогают хлеборобам. Только сама машина ничего не сделает, пока не поведёт её по хлебному полю, как корабль по морю, умелая и неутомимая рука комбайнёра.

Ребята, кто управляет комбайном?

Д : комбайном управляет комбайнёр.

В : Камиля повтори, кто управляет комбайном? /комбайном управляет комбайнёр/.

В : Ездит по полю комбайн, скашивает спелые колосья и тут же обмолачивает-отделяет от колосьев зерно. Рядом с комбайном ползёт грузовик с открытым кузовом. Наполнится кузов зерном, отъедет машина, а на её место уже следующая подъезжает. Всё зерно на грузовых машинах везут мельницу.

В : Да. На мельницу. А правильно говорят на элеватор. Давайте все вместе повторим это слово.

Д : Элеватор.

В : Значит, куда везут машины зерно?

Д : Машины зерно везут на элеватор.

В : На элеваторе, что происходит с зерном?

Д : Тут зерно превращается в муку.

В : Ну и это ещё не всё, хлеба ведь ещё нет. Только получилась мука. Муку везут на хлебозавод, где идёт работа дальше.

В : Теперь надо замесить тесто. Вы, наверное, все видели, как это делается, когда мама или бабушка пекли пирожки, пироги. Я вам сейчас покажу. В кастрюлю насыпаю муку, наливаю воду, добавляю сахар, соль и дрожжи. И пошла работа руками. Месят до тех пор, пока жидкое тесто не станет густым и вязким. Сейчас я вам показала начало работы с мукой. Если эту работу довести до конца, то из него можно лепить всё, что хочешь, можно птичку. Можно зайца, а можно обычную булку.

В : Сейчас Миша прочитает стихотворение.

Каравай.

Я. Дягутите

Вот лежит каравай

У меня на столе.

Чёрный хлеб на столе-

Нет вкусней на земле!

Будет плакать мой хлеб,

Каравай мой румяный,

Если я разленюсь,

Если лодырем стану.

Вот увидишь,

Тебе горевать не придёться

… Пусть не плачет мой хлеб

Пусть он только смеется!

В : Спасибо Миша. Понравилось вам стихотворение.

Д : Да.

В : Я хочу вам рассказать, что раньше не было пшеницы. И первым «хлебом» для человека были орехи, жёлуди дуба. Сначала жёлуди вымачивали, так как они горьки, а потом сушили, растирали между плоских камней в муку, из которой готовили лепёшки, кашу. Постепенно люди научились выращивать пшеницу. Много времени прошло с тех пор, много нужно было сделать открытий изобретений, чтобы получить хлеб. Современным хлебом человечество обязано Египту: греки и рем ляна впервые попробовали на берегах Нила, изумительный по вкусу мягкий и пористый хлеб. Где бы не появился человек, он первым делом распахивал землю и сеял зерно.

Физкультминутка.

Игра «Назови, со словом нет». /Учить образовывать существительные в родительном падеже/. Игра проводится с мячом, дети стоят кругом, воспитатель-всередине круга.

Пшеница – нет пшеницы.

Овёс - нет овса.

Сеялка – нет сеялки.

Каравай – нет каравая.

Зерно – нет зерна.

Колос – нет колоса.

Колосья – нет колосьев.

Комбайн – нет комбайнов.

Хлеб – нет хлеба.

Батон – нет батона.

Машина – нет машины.

Рожь – нет ржи.

Мука – нет муки.

В : Отгадай легко и быстр:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и чёрный, он и белый

И бывает… подгорелый!

Д : Хлеб.

В : Молодцы, правильно! Сейчас мы поиграем в игру «Отгадай». Ребята, кто загадает загадку?

Д : Рос сперва на воле в поле,

Летом цвёл и колосился,

А когда обмолотили,

Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна – в муку и тесто,

В магазине занял место.

/ Хлеб/

Вырос в поле дом,

Полон дом зерном,

Стены позолочены, ставни заколочены,

Ходит дом ходуном

На стебле золотом.

/Колос/

Мнут и катают

В печи – закаляют.

А потом за столом

Нарезают ножом

/Хлеб/

В : В старину люди сочиняли заклички. Чтобы был хороший урожай пшеницы. Заклички нам прочитают Алмаз и Яна.

Д : Дождик, дождик, пуще –

Дай хлеба гуще!

Дождичек, росе, росе,

Хлебушек, расти, расти!

Мочи, мочи, дождь

На нашу рожь.

На бабушку пшеницу,

На дедушку ячмень

Поливай весь день.

В : По телевизору есть передача «Самый умный». Все наверно её видели Вот сейчас мы тоже поиграем в игру «Самый умный».

Поле, На котором выращивают рожь. /Ржаное поле/.

Поле, на котором выращивают пшеницу. /Пшеничное поле/.

Колос пшеницы. /Пшеничный колос/.

Мука из пшеницы. /Пшеничная мука/.

Мука изо ржи. /Ржаная мука/.

Хлеб из пшеницы. /Пшеничный хлеб/.

Хлеб из ржи. /Ржаной хлеб/.

В : Молодцы! Быстро, а самое главное правильно ответили на все мои вопросы.

В : Сейчас Максим прочитает нам стихотворение, которое называется «Рожь поспевает».

Рожь поспевает.

С. Жупанин.

На горе за рощей

Зреет хлеб хороший:

Зёрна наливаются

В ласковом тепле, Колоски тяжёлые

Наклонили головы

Благодарно кланяются

Матери – Земле.

В : Спасибо, Максим. Следующая игра «Родственные слова»

Назовите хлеб ласково. /Хлебушек/.

Назовите крошки хлеба. /Хлебные крошки/.

Вкусный и полезный квас из хлеба. /Хлебный квас/.

Посуда для хлеба. /Хлебница/.

Человек, который выращивает хлеб. /Хлебороб/.

Прибор для резания хлеба. /Хлеборезка/.

Завод, где выпекают хлеб. /Хлебозавод/.

В : Я хочу, чтобы вы послушали ещё одно стихотворение о хлебе.

На мельнице.

Поглядите, в мешках томится

Золотистая пшеница.

Ветер дует день и ночь,

Хочет мельнику помочь.

Станет всё зерно мукою.

Потечёт мука рекою.

Испекут нам из муки

Булки, плюшки, пирожки.

В : Молодцы, Алия! Спасибо!

В: Хлеб ржаной, батоны, булки

не добудешь на прогулке.

Ребята что я сказала?

Д : Пословицу.

В :А вы знаете пословицы о хлебе?

Д : Хлеб – всему голова.

Хлеб – наше богатство.

Много снега – много хлеба.

Без хлеба – половина обеда.

Не всякий хлеб пашет, да всякий его ест.

Хлебушек ржаной – отец наш родной.

С хлебом русский человек – богатырь из века век.

Не трудиться, так и хлеба не добиться.

В : сегодня мы говорили о хлебе: загадавали загадки. Слушали стихи о хлебе, заклички, а сколько много пословиц мы услышали о хлебе. Теперь мы знаем откуда же берётся хлеб. А чтобы вы это запомнили, я приготовила для вас интересное задание.

На столе лежат конвертики, в них картинки; расположите картинки в том порядке, в каком хлеб попадает к нам на стол. /Дети выполняют задание/.

В : Молодцы, ребята! Все справились с заданием. Хочу закончить занятие о хлебе такими словами. А скажет их Рената.

Слава хлебу.

С. Погореловский.

Слава хлебу на столе!

В нём – здоровье наше, сила,

В нём – чудесное тепло.

Охраняло, берегло!

Используемая литература:

Подрезова Т. И. Материал к занятиям по развитию речи. Времена года. Лес. Грибы. – М. , 2006 г.

Журнал «Книжки, нотки и игрушки – для Катюшки и Андрюшки». № 4