Савельева Юлия Александровна старший воспитатель МБДОУ ЦРР – детского сада № 5 «Сказка» г. Озёры
В ФГОС определены основные принципы дошкольного образования: полноценное проживание ребенком всех этапов детства, индивидуализация дошкольного образования, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Одной из задач ФГОС является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных ценностей. Задачи духовно-нравственного воспитания ставились и ранее, во ФГОС они поставлены в области: социально- коммуникативное и познавательное развитие, и предполагают формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, о ценностях нашего народа, традициях и праздниках.
Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем. Мы обязаны донести до наших детей моральные принципы и этические нормы, которые дадут им прочную основу для становления в жизни.
Одной из актуальных проблем, стоящих сегодня перед нами, педагогами, является развитие культуры чувств у детей.
Выбор темы диктуется многими и самыми разнообразными обстоятельствами: общим настроением группы, погодой, самочувствием, наличием наглядного материала. Но выбор этот безграничен. Важно – уловить те интонации познания окружающего мира, которые позволяют каждому ребёнку почувствовать себя сопричастным к доброму и прекрасному, что открывается для него в этом мире.
Цель: создание благоприятного психологического климата в коллективе.
Задачи:
- познакомить детей с элементарными правилами поведения, этикой общения и приветствия; расширить словарный запас детей: приветствуют, здороваются, благодарят
- развивать диалогическую речь, умение отвечать на вопросы воспитателя; развивать коммуникативные способности по отношению к сверстникам и взрослым
- воспитывать у детей нравственные чувства: милосердия, сопереживания, доброго, гуманного отношения к окружающему миру, дружелюбия, взаимопомощи, ответственности и заботы.
Методы и приемы: словесный - беседа, объяснение, наглядный - показ.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие» , «Речевое развитие» , «Познавательное развитие» .
Материалы и оборудование: МР3-проигрыватель, песня «Улыбка» , муз. В. Шаинского, слова М. Пляцковского, музыка Ф. Лист «Берёза любви» .
Предварительная работа: чтение художественной литературы, разучивание игр, беседы, работа с картинками по пословицам о доброте и дружбе; сюжетно-ролевые игры в группе «Семья» , «Магазин» .
Ход занятия
На фоне лирической музыки.
Воспитатель. Настал новый день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнётесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы.
Воспитатель. Что мы пожелаем сегодня Кате, Серёже, Коле… (Воспитатель перечисляет всех детей, вспоминая их вчерашние заслуги.)
Воспитатель. А что вы хотите пожелать мне?
Воспитатель. Вдохните глубоко и со вздохом забудьте вчерашние обиды, злобу, беспокойство. Выдохните из себя свежесть и красоту белого снега, теплоту солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
Воспитатель. Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный? Какое настроение вызывает у вас такая погода?
Воспитатель. А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе стало тепло и спокойно? Надо улыбнуться.
Звучит песня «Улыбка» , муз. В. Шаинского, слова М. Пляцковского.
От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга проснётся.
И она к тебе ещё не раз вернётся.
Звучит музыка.
Воспитатель. Дети, а какие вежливые слова вы знаете? Почему их называют волшебными?
Воспитатель. Вслушайтесь в волшебство вежливых слов и почувствуйте их чудодейственную силу.
«Здравствуйте!» - здоровья желаю.
«Благодарю!» - благо дарю.
«Извините!» - признаю свою вину и прошу простить.
«Спасибо!» - спаси Бог.
На фоне музыки.
Воспитатель. Волшебные слова приятно слышать каждому из нас. В них – нежность, тепло солнца. Они помогают нам сохранить добрые отношения, дарят радость. И тот, кто умеет их говорить – не знает ссор и обид. Скажите друг другу волшебные слова так, чтобы они вызывали улыбку и подарили всем хорошее настроение. (Воспитатель каждому ребёнку дарит волшебное слово) .
Воспитатель. Дети посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Как вы думаете, для чего человеку, взрослому и ребёнку, нужна улыбка? Почему животные, собаки и кошки, например, могут обойтись без улыбки, а человек нет?
На фоне музыки (Ф. Лист «Берёза любви» ) .
Воспитатель.
Ты улыбкой, как солнышком брызни,
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно будет забот.
Организация: МБДОУ Д/с №86
Населенный пункт: Белгородская область, г. Белгород
Программное содержание:
Обучающие задачи: уточнить представление детей о весенних изменениях в природе. Учить разгадывать загадки о признаках весны.
Воспитательные задачи: воспитывать чувство радостного ожидания весенних перемен и праздников.
Развивающие задачи: развивать мышление и связную речь детей: отвечать на вопросы, давать развернутые объяснения. Развивать наблюдательность, способности примечать новое, необычное в привычных явлениях, любоваться красивым, трогательным в природе. Развивать способности передавать свои впечатления и чувства в художественной форме.
Материал к занятию:
- Иллюстрации весенних пейзажей, иллюстрация детей сидящих на заборе, иллюстрации праздников «Пасха», «Вербное воскресенье», «Георгий Победоносец», «Жены-Мироносицы», «Троица», «Рождество», «Новый Год».
- Колокольчик для каждого ребенка.
- Специально подготовленная дидактическая игра «У всего свое место».
- Видео-презентация подснежника.
- Пластиковые крышечки от коробочек из-под пищевых продуктов.
- Цветной пластилин, дощечки для лепки, салфетки для каждого ребенка.
Ход занятия:
Организационный момент:
Загадка: Из-за гор, из-за морей
Мчатся стаи журавлей.
Ручейки в лесу поют
И подснежники цветут.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Весной)
Познавательная беседа с детьми.
Как называется первый весенний месяц? (Март)
В народе его называют «утром года». Как вы думаете, почему? (Это особое время года, когда пробуждается и обновляется природа).
С давних времен праздновали встречу весны. Дети закликали весну, забираясь повыше на заборы и крыши домов. Давайте и мы с вами позовем весну.
Приди к нам, весна, с радостью!
С великой к нам милостью!
Ау, ау, аукаем, весну приаукиваем.
Март, март – солнцу рад!
Апрель, апрель – откроет дверь!
Май, май – сколько хочешь гуляй!
Но весна неторопливо разворачивает свое шествие. Как мы узнаем, что идет весна? (По приметам)
Назовите первые весенние приметы (Звенит капель, чернеет и тает снег, голубое небо, солнце высоко, день становится длиннее, на деревьях набухают почки, появляются первые весенние цветы)
Развивающая игра «Узнай праздник»
Дети рассматривают иллюстрации с изображением православных праздников. Когда видят весенний праздник – звонят в колокольчики.
Дидактическая игра «У всего свое место»
Дети подходят к картине, на которой изображен весенний пейзаж: на лужайках тает снег, с крыши деревенского дома свешиваются сосульки, на проталинках появляется первая зеленая травка, кое-где распустились первые цветы. Птицы вьют гнезда.
В специальные прорези вставлены кружочки, на которых изображены характерные детали общего пейзажа:
Распустившиеся на проталинке подснежники;
Собака, сидящая у будки;
Кошка, греющаяся на заборе;
Курица с цыплятами;
Летящие по небу птицы;
Птица, сидящая в гнезде;
Сосульки на крыше.
На панно устроить «смешную путаницу»: картинки поместить не на свои места (цветы подснежника – на дерево и т.д.)
Посмотрите, что не так не картине? Объясните, почему так не бывает и поместите картинку туда, где она должна быть.
Физминутка «Цветы выросли»
Раз, два, три – выросли цветы,
К солнцу потянулись высоко (поднять руки вверх, встать на носки)
Стало им приятно и тепло!
Ветерок пролетал,
Стебельки качал. (Наклоны туловища вправо и влево)
Ветерок, убегай!
Ты цветочки не ломай! (Бег на месте)
Пусть они цветут, растут,
Всем радость несут!
Общение с детьми о весенних первоцветах
Предложить детям перечислить весенние первоцветы. (одуванчик, мать и мачеха, подснежник)
Попробуем разобраться почему подснежник получил такое имя. (Потому что это первый весенний цветок, который из под снега тянется к солнцу – это маленькое растение может выдержать большой десятиградусный мороз.)
Чтение стихотворения П.Соловьевой «Подснежник» с презентацией подснежника и последующей беседой (читает ребенок)
В саду, где березки столпились гурьбой,
Подснежника глянул глазок голубой.
Сперва понемножку
Зеленую выставил ножку,
Потом потянулся из всех своих маленьких сил
И тихо спросил: «Я вижу: погода тиха и ясна;
Скажите, ведь, правда, что это весна?»
Почему цветок подснежника можно сравнить с «голубым глазком», с «зеленой ножкой»?
Почему подснежник «потягивается», как будто после сна? (растет, тянется к солнцу)
Продуктивная деятельность
Дети делают поделку: «рисуют» пластилиновые картинки с белыми подснежниками на голубом фоне. (Звучит произведение П.И. Чайковского «Подснежник»)
Правила поведения в природе
Чтобы подснежники нас всегда радовали, что нам нужно делать? (любить природу, не срывать и не топтать цветы, а любоваться их необыкновенной красотой)
Читает воспитатель: Если Я сорву цветок,
Если Ты сорвешь цветок
Если ВСЕ: и Я, и ТЫ –
Если МЫ сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья и кусты…
И не будет красоты.
И не будет доброты.
Если только Я и ТЫ
Если МЫ сорвем цветы…
Рефлексия.
Литература:
- Гладких, Л.П. Основы православной культуры: научн-метод.пособие для педагогов детских садов/ Л.П. Гладких, архимандрит Зиновий (А.А. Корзинкин), Е.М. Меньшиков: Курск. Гос.универс. – Курск, 2008.
- Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е \. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, Издательство «Учитель» 2013г.
- Хрестоматия по детской литературе. Издательство «Просвещение», 1988.
Номинация « Лучшая разработка НОД по духовно-нравственному воспитанию»
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию
для детей второй младшей группы
«Доброта спасет мир!»
МБДОУ Тарасихинский детский сад «Рябинка», г.о. Семеновский, Нижегородской области
Воспитатель: Иванченко М.Н.
2017 год.
Пояснительная записка.
Актуальность: В ФГОС определены основные принципы дошкольного образования: полноценное проживание ребенком всех этапов детства, индивидуализация дошкольного образования, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Одной из задач ФГОС является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных ценностей. Задачи духовно-нравственного воспитания ставились и ранее, во ФГОС они поставлены в области: социально- коммуникативное и познавательное развитие, и предполагают формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, о ценностях нашего народа, традициях и праздниках.
Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем. Мы обязаны донести до наших детей моральные принципы и этические нормы, которые дадут им прочную основу для становления в жизни.
Одной из актуальных проблем, стоящих сегодня перед нами, педагогами, является развитие культуры чувств у детей.
Выбор темы диктуется многими и самыми разнообразными обстоятельствами: общим настроением группы, погодой, самочувствием, наличием наглядного материала. Но выбор этот безграничен. Важно – уловить те интонации познания окружающего мира, которые позволяют каждому ребёнку почувствовать себя сопричастным к доброму и прекрасному, что открывается для него в этом мире.
Цель:
Духовно – нравственное развитие личности младшего дошкольника.
Углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека, представления о важности и необходимости просить прощения.
Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, проявлять доброжелательность).
Добиваться доброжелательной интонационной выразительной речи.
Задачи:
Образовательные: формировать желание совершать добрые поступки по отношению ко всему живому.
Развивающие: развивать эмоционально - чувственный мир детей. Расширять словарный запас, активизировать речь детей.
Воспитательные: воспитывать чувство доброты, сопереживания, дружелюбия; желание прийти на помощь попавшему в беду, умение пожалеть, проявить заботу.
Интеграция образовательных областей:
«Социализация»
«Познание»
«Художественное творчество»
«Коммуникация»
«Музыка».
Предварительная работа:
Чтение сказок, беседы на нравственные темы;
Прослушивание музыки «Дорогою добра», «Доброта» (м/ф про Фунтика, Барбарики «Доброта»);
Рассматривание иллюстраций с различными ситуациями, обыгрывание ситуаций;
Беседы о православии, о православных праздниках, о добре и зле;
Просмотр мультимедийных презентаций.
Материал и оборудование: лепестки из цветного картона; бумага белая, цветные карандаши, свеча, картинки (зернышки, семечки, живой цветок, сломанная игрушка, порванная книга, грязная чашка), диск с фонограммой песни «Улыбка».
Методы и приемы.
Наглядный: (показ, демонстрация)
Словесный: художественное слово, беседа, рассказ, вопросы, пояснения.
Игровой: сюрпризный момент, дидактическая игра, драматизация.
Ход занятия:
(Дети заходят в группу под музыку, на экране изображено солнышко.)
Воспитатель:
Давайте поздороваемся. Вы знаете, что есть хорошая примета всем с утра дарить приветы. Давайте и мы так сделаем. Солнце красному…
Дети:
Привет!
Воспитатель:
Небу ясному…
Дети:
Привет!
Воспитатель:
Люди взрослые и малыши…
Дети:
Вам привет от всей души!
Воспитатель:
Каждый новый день надо начинать хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза, и передадим друг другу, ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам, из ладошки в ладошку, переходит доброта. (Берем в руки зажженную (безопасную) свечу и дети передают друг другу свечу). Посмотрите, как искорка зажглась от наших сердец. Пусть она сопровождает вас все занятие. Улыбнемся и пожелаем друг другу доброго утра и радостного настроения. Садитесь дети, пожалуйста, на стульчики. Сегодня на занятии пойдет разговор о доброте. Удивительное, волшебное слово! А как вы ребята понимаете, что такое доброта?
Ответы детей.
Воспитатель:
Давайте хором повторим и внимательно вслушаемся в это слово-доброта. В давние времена, как рассказывают книги, это слово произносили мягко - доброта. Добро тебе – добро от тебя, как это верно! Ребята знаете о ком или о чем можно сказать «добрый» – о человеке, людях и их поступках, о пути, встрече.
Воспитатель:
Добрый человек добрый, значит он еще какой?
Дети:
Внимательный, заботливый, не жадный, ласковый.
Воспитатель:
А если человек недобрый, он какой?
Дети:
Злой, грубый, жадный.
Воспитатель:
Ребята, доброту потрогать нельзя, у нее нет ни запаха, ни вкуса. Но доброту можно увидеть, увидеть в поступках, чувствах человека.
Вспомните, пожалуйста, свои добрые поступки и расскажите нам.
Ответы детей.
Воспитатель:
Легко ли быть добрым? (ответы детей). А сейчас я попрошу вас послушать стихотворение И. Тулуповой «Доброта» и с помощью стихотворения мы узнаем - легко ли быть добрым?
Добрым быть совсем непросто
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета
Доброта не пряник, не конфета.
Доброта с годами не стареет
И от холода согреет
Надо только добрым быть
И в беде друг друга не забыть
Если доброта, как солнце светит
Радуются взрослые и дети.
Воспитатель:
Прекрасное стихотворение. Ребята, когда вы сегодня проснулись, у всех было хорошее настроение? (ответы детей). Но сейчас, я вижу по вашим глазам, улыбкам что настроение у вас хорошее. Оно улучшилось. Хотите, я отгадаю почему? (ответы детей). Я догадалась, что у вас хорошее настроение потому, что вы пришли в детский сад и здесь вас встретили ваши друзья. Угадала? (ответы детей). А кто такие друзья? (дети с которыми мы дружим, играем, разговариваем, делимся угощением). Ребята, а какими должны быть ваши друзья? (дружные, хорошие, веселые, вежливые и так д.). А что бы вы сделали, чтобы исправить плохое настроение вашего друга? (обнять, пожалеть, поцеловать, дать игрушку, погладить, успокоить и так далее).
Воспитатель:
Я предлагаю вам поиграть в уже нам знакомую игру «Цветонастроение». И тогда нам сразу станет ясно у кого какое настроение. (Предлагаю детям выбрать такой цвет лепестка, который соответствует их настроению, а остальные дети угадывают. Лепестки собираем в «ромашку настроения»).
Воспитатель:
Ой, ребята, смотрите, к нам в гости пришел зайка. Да что-то он не веселый. Давайте спросим его, что с ним случилось?
Заяц:
Я ищу себе друзей. Можно я останусь с вами?
Воспитатель:
У нас все дети дружные, они не обижают друг друга. Давайте примем его в свою группу? Посмотри, зайка, какая у нас группа светлая, большая, уютная. Молодцы ребятки! Теперь немного поиграем.
Доброта это важное человеческое качество, которое имеет волшебные слова, вы знаете, ребята, что это за слова?
Дети:
Спасибо, пожалуйста, извините, простите, добрый день утро и т.д.
Воспитатель:
Дети, а что может обидеть человека? (несправедливость, грубость, ложь, неуважительное обращение).
Можно обиду потрогать? (Нет).
Есть ли у неё запах, вкус? (Нет).
Ребята, а что может обидеть лично вас? Испытывали вы когда-нибудь обиду? (Рассказы детей).
Воспитатель:
А как вы думаете, кто наносит обиду? (Человек, его действия и поступки, его слова).
Воспитатель:
А может ли быть нарушена дружба, если кто-нибудь из ребят обзывает другого обидными словами? (Ответы детей).
Воспитатель:
Ребята, а что следует сделать, чтобы восстановить дружбу? (попросить прощения, не говорить грубых слов).
Воспитатель:
Да ребята, нужно извиняться и просить прощения, чтобы тебя простили, не обижались. Надо помириться и тогда веселее будет играть.
Дорогие мои ребятушки, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, начинаем игру « Мы с тобой одна семья».
Игра «Мы с тобой одна семья»
Дети встают в круг, держась за руки, воспитатель предлагает повторять всем вместе текст и движения к нему.
Мы с тобой одна семья:
Вы, мы, ты и я.
Потрогай нос соседа справа,
Потрогай нос соседа слева,
Мы с тобой - друзья!
Мы с тобой одна семья:
Вы, мы, ты и я.
Обними соседа справа,
Обними соседа слева,
Мы с тобой друзья!
Мы с тобой одна семья:
Вы, мы, ты и я.
Поцелуй соседа справа,
Поцелуй соседа слева,
Мы с тобой друзья!
Воспитатель:
Ребята, нашему зайке тоже понравилось играть, а давайте его пригласим ещё к нам в детский сад (ответы детей).
Заяц:
Ой спасибо, ребята, мне так у вас понравилось. Я очень рад, что нашёл много друзей. Я к вам обязательно приду ещё, сейчас мне пора к мамочке. Спасибо вам и до свидания!
Дети: До свидания!
Воспитатель:
Ребята, а сейчас посмотрите вот на эту картинку. [ 1, с.69 ] .
Что нарисовано на картинке? (Девочка молится. Она о чём–то просит Матерь Божью).
Воспитатель:
Мы не знаем, о чём она просит, но, возможно, она просит научить её прощать обидчиков.
Воспитатель:
А ещё я хочу вам рассказать о таком дне как Прощёное воскресенье. Это последний день перед Великим постом. В этот день в народе принято просить прощения перед всеми родными, близкими и просто знакомыми людьми за мелкие грехи, недоразумение или обиды. Такое воскресенье бывает всего раз в году и считается святым. Только раз в году нам даётся Божий шанс научиться прощать и просить прощения.
Дидактическая игра «Парные картинки».
Воспитатель:
Ребята, смотрите, как много здесь разных предметов (показать картинки) – зернышки, цветок, сломанная игрушка, порванная книга, грязная чаша. Скажите, какой добрый поступок можно совершить с их помощью?
Дети:
Зернышками накормить птичек, цветок подарить, игрушку отремонтировать, книгу подклеить, грязную чашку вымыть.
Воспитатель:
Молодцы ребята!
Воспитатель:
Ребята, давайте все улыбнемся друг другу, посмотрим нежно в глаза, попросим друг у друга прощения и забудем все обиды.
Воспитатель:
Ребята, давайте сядем за столы и нарисуем улыбку ваших родных и близких, друзей.
Творческая деятельность «Улыбка».
(Дети под музыку песни «Улыбка» рисуют портреты).
Итог занятия:
Воспитатель:
Детки, вы сегодня хорошо постарались, узнали об удивительном человеческом качестве-доброте. Давайте крепко возьмемся за руки и подарим друг другу добро, улыбнемся и с поклоном всем скажем волшебное доброе слово «Спасибо, до следующей встречи!».
Рефлексия .
А теперь рассмотрим все рисунки и выберем самые лучшие.
Запомните, ребята, вот эти добрые слова, которые помогают мириться и прощать все обиды.
Чтобы солнце улыбалось,
Нас с тобой согреть старалось,
Нужно просто стать добрей
И мириться нам скорей!
Список литературы:
- Хрестоматия 2, с. 69
- Шевченко Л.Л.«Добрый мир» по духовно-нравственной культуре
Дата публикации: 17.05.17
НОД по духовно-нравственному воспитанию «Социокультурные истоки» «Мастера и рукодельницы»
Ф.И.О. педагога Царук Анна Николаевна
Должность: воспитатель
Группа общеразвивающей направленности 7 года жизни
Цель для педагога: Формирование духовно-нравственного стержня личности, элементов управленческой культуры и эффективности общения воспитанников
Цель для обучающихся: уметь отличать понятия «профессия» и «хобби», «рукоделие»; уметь работать в паре, договариваться и приходить к общему решению.
Задачи для педагога: прививать уважение к людям труда, помочь раскрыть содержание понятия «мастера» и «рукодельницы»; развивать знания детей о профессиях, о качествах трудолюбивого человека; об отличии понятии о профессии и хобби.
Задачи для обучающихся: проявлять инициативу и любознательность с целью получения новых знаний; внимательно слушать и объяснять смысл пословиц,
Планируемые результаты: Расширяться представления о значении труда в жизни человека, о выборе будущей профессии; сформируется умение отличать профессию человека от хобби и рукоделия; научиться работать в паре, в микрогруппе, договариваться и приходить к общему решению.
Интеграция областей: Социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, речевое, физическое, познавательное
Формы организации, методы и приемы работы: Ресурсный круг, работа в паре, работа в микрогруппе, индивидуальная, фронтальная, групповая.
Методы и приемы обучения : словесный (беседа, рассказ, объяснение); практическая работа(изготовление куколки-пеленашки из ткани), проблемно-поисковый, (рассматривание иллюстрации, отгадывание загадок); игра-хоровод: «Хоровод-оберег»
Ресурсы: ИКТ: игра «Соедини линией» кузнец, кружевница, художник, столяр, швея, плотник, повар; пирог, рубашка, стул, кружево, дом, роспись, подкова.
Игра «Поле цветов» Иллюстрации отгадок, на вырезанных из бумаги цветах: рубанок, иголка с ниткой, молот, краски и кисть, скрипка.
Для куколки-пеленашки: лоскуток ткани 20+20см, вата, атласная лента.
ИКТ: Иллюстрации к пословицам.
Русская народная мелодия в записи.
Выставка в музыкальном зале. Все экспонаты изготовлены своими руками родителями, сотрудниками и детьми. (Вышивка, изделия из дерева, из бисера, кружева, современные техники: квилинг, валяние, аппликации из бумаги, картона и другие).
1 этап. Целеполагание
Воспитатель
Ребята, послушайте стихотворение, которое нам прочитает … : Ребенок читает стихотворение:
«Кто на свете самый главный,
Самый добрый, самый славный,
Кто он? Как его зовут?
Ну, конечно, это – Труд!
Кто на свете самый умный,
Самый старый, самый юный?
Кто он? Как его зовут?
Ну, конечно, это - Труд!
Что поэт воспевает в этом стихотворении. (Труд ). Сегодня мы с вами поговорим о труде взрослых, об увлечениях и хобби. А кто знает, что такое хобби
2 этап. Актуализация опорных знаний и умений
Работа в ресурсном кругу.
А теперь ребята, встаньте, пожалуйста, в круг, касаясь друг друга плечами. Чувствуете тепло соседа? Давайте сейчас расскажем друг другу, кем работают ваши родители. Не забывайте ласково задеть соседа, говоря слова, и улыбнуться.
Беседа о значении труда в жизни каждого человека, о выборе будущей профессии, о том кого называют мастером и рукодельницей. Дети встают в круг, рассказывают кем работают их родители.
Работа в микрогруппе:
Игра «Поле цветов».
Как вы думаете, каким мастерам необходимы эти инструменты?
Рассказывают загадки:
1.У конька, у горбунка-
Деревянные бока.
У него из под копыт
Стружка белая летит. (Рубанок)
2.Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы.
Дядя длинный и худой
Носит воду бородой.
И сестрицы вместе с ним
Нарисуют дом и дым. (Краски и кисти)
3.Железная рыбка ныряет,
А хвост на волне оставляет. (Иголка с ниткой)
4.Ни минуты не молчал,
Все стучал, стучал, стучал. (Молоток)
5.В лесу вырезана,
Гладко вытесана,
Поет заливается.
Как называется? (Скрипка)
Дети выбирают из множества картинок нужную отгадку.
Задание (ИКТ): внимательно рассмотрите иллюстрации. Соедините линией иллюстрации, соответствующие по содержанию друг другу.
Обсуждение 1. В чем проявляется мастерство этих умельцев?
Работа в микрогруппе с пословицами:
«Дорога не работа, дорого умение»
«Каков мастер, такова и работа»
«Без хорошего труда нет плода»
Вопросы: Как вы думаете, чему нас учат пословицы, которые я вам сейчас прочитала? Какая пословица вам больше всего понравилась? Почему? Какие вы знаете пословицы о труде и мастерстве?
Физминутка
Исполняется хоровод с куклой под русскую народную песню «Хоровод – оберег».
Все дети встают в круг, в центре водящий с куклой в руках. Все двигаются по кругу и поют.
Идём мы все по кругу по кругу, по кругу,
Приветствуя, друг друга друг, друга, друг друга
- С куклой ты попрыгаешь?
- Попрыгаю, попрыгаю!
- А ты ножками подрыгаешь?
- Подрыгаю, подрыгаю!
-А ты ручками похлопаешь?
- Похлопаю, похлопаю!
- А ты ножками потопаешь?
- Потопаю, потопаю!
-Ручками помашем?
-Помашем, помашем!
-А потом попляшем?
- Попляшем, попляшем!
3 этап. Основной этап
Вы, ребята, наверное слышали, что про некоторых взрослых говорят: «Это – рукодельница», а «этот – мастер». Кто такая рукодельница?
А кто такой мастер?
Да, это тоже умелец. Человек, который знает свое дело и умело его выполняет. И главное – он любит своё дело, про такого мастера говорят: «Он работает с душой». С любовью выполненная работа мастером и рукодельницей радует и греет душу всем людям. Иногда увлечение или хобби так человека привлекает, захватывает, так ему нравится заниматься любимым делом, что он и профессию выбирает, связанную со своим увлечением.
Входит Рукодельница, достаёт из сундука тряпичную куклу.
Рукодельница: - Ребята, а Вы любите играть? Вспомните, как много у нас игрушек, и все разные. Назовите свои любимые игрушки.
Из каких материалов они сделаны?
Что умеют делать ваши игрушки?
Откуда они берутся?
А вот в старину ребятишки не могли и мечтать о таких чудесах. Их игрушки были просты и неприхотливы. И чаще всего их мастерили сами родители. Или долгими, длинными вечерами их делали игрушечных дел мастера и потом продавали на ярмарках.
До чего же хороши старинные игрушки! И это не удивительно – ведь мастера вкладывали в игрушку всю свою фантазию, любовь, душу.
Ребята, а Вы хотите сами стать игрушечных дел мастерами и сделать самую старинную игрушку – тряпичную куклу?
Перед вами на столе лежит кусочек ткани – лоскуток (какой он формы?) Из него мы с вами сделаем самую старинную русскую куклу – пеленашку. Это не просто кукла – в старину верили, что она может защитить ребёнка от всякого зла, болезней. Её клали в колыбель к младенцу.
Положите лоскуток перед собой так, чтобы сверху был один уголок, а внизу – другой. В середину положите кусочек ваты. Загнём верхний уголок вниз, а нижний – наверх, свернем левый и правый уголки – получилась куколка-пеленашка. Завяжем вокруг неё атласную ленточку. Выполняют практическую часть, изготавливают куколку-пеленашку.
Самостоятельная работа под русскую народную мелодию.
4 этап. Итоги занятия. Рефлексия
Воспитатель: - Ребята, давайте друг другу пожелаем что-нибудь хорошего и доброго.
Подумайте, чтобы вы доброго и хорошего пожелали человеку, которому сделали оберег? Кто придумал – выйдет в круг, произнесет свое доброе пожелание, вытянет руку вперед и положит ее сверху на мою ладонь или на ладонь ребенка, уже высказавшего свое пожелание.
Начинает воспитатель : «Я хочу вам всем пожелать мира и добра!»
После того как все выскажут свои пожелания.
Воспитатель тихонько раскачивает все ладошки со словами: - Пусть наши пожелания услышат все и пусть они сбудутся! - подталкивает лежащие на его ладони, ладони детей вверх, как будто рассыпая их.
Используемая литература:
1.Истоковедение. Том 15,- М.: Издательский дом «Истоки», 2013.-160с.
2.Истоковедение. Том 5. Издание 5-е. дополненное.- М.: Издательский дом «Истоки», 2014.-224с.
3.Истоковедение. Том 11,- М.: Издательский дом «Истоки», 2015.-320с.
Образовательные области: Познание, Социализация, Коммуникация, Художественное творчество (музыка).
Задачи.
Обучающие: расширить знания детей о колоколах, видах колокольного звона;
дать элементарные представления об устройстве колокола;
познакомить детей с легендой возникновения первого колокола.
Развивающие:
р азвивать у детей способность видеть прекрасное путем приобщения к традициям православной духовной культуры.
Воспитательные: воспитывать благоговейное отношение к колокольному звону, воспитывать у детей умение чувствовать характер духовной (колокольной) музыки.
Материал: картинки с изображением колоколов и колоколен;
3 колокольчика; небольшая доска, палка.
CD диск с аудиодорожкой (колокольный звон Благовест, Набат, Перезвон…).
Подготовительная работа: посещение храма и колокольни.
Воспитатель: Ребята, мы сегодня поговорим с вами об очень интересном предмете. Я загадаю вам загадку, отгадав которую вы поймёте о чём пойдёт речь.
Загадка: Он в церковь людей зовет, а сам никогда там не бывает. Что это? (ответы детей).
Да, это колокол. (Воспитатель прикрепляет к магнитной доске картинки с изображением колоколов.) Сегодня я хочу поговорить с вами о колоколах. Ведь ко всему, что связано с колоколами, на Руси всегда относились с особой любовью и почитанием. Колокола появились не сразу. В древние времена на Руси не было радио и рупоров, ни тем более телевидения. Но случались разные беды, несчастья: приближались враги или возникал пожар, и нужно было срочно созвать народ. Люди работали в поле, хозяйничали в своих домах, дети весело и шумно, также как и вы играли, и, конечно, было трудно докричаться до всех сразу. А колоколов ещё не научились делать. Дети, как вы думаете какой громкий звук-сигнал придумали люди в старину? (Ответы-предположения детей). Я сейчас отойду в другую часть комнаты и попробую вам дать сигнал, как только вы услышите громкий звук, то приходите ко мне. ( Воспитатель громко несколько раз ударяет палкой по доске.) Ребята, сначала появилось било – доска. Использовались деревянные или металлические доски, по которым ударяли особой колотушкой. Прежде чем продолжить дальше давайте поиграем.
Игра малой подвижности на внимание: Дети ходят врассыпную по комнате и по звуку «била» приседают (прячутся)
Дети и воспитатель возвращаются на свои места.
Как же появились колокола? Существует легенда, что давным-давно одному Епископу приснился сон, в котором он видел ангела с цветами колокольчиками. Воспитатель показывает картинку с изображением цветка-колокольчика. От дуновения ветра колокольчики издавали дивные звуки. Динь-дан-дон! Динь-дан-дон! (сыграть на колокольчике). Проснувшись, Епископ велел создать поющий цветок из металла и использовать его при богослужении. Так появились колокола.
А сейчас мы с вами рассмотрим, из каких частей состоит колокол (демонстрация картинки)..
На что похож колокол? (Предложить сравнить колокол с похожими по форме предметами).
- Русские колокола имеют форму - конуса, колпака, на котором есть ушко - для подвески. Посередине находится язык - металлический стержень. Слово “язык” - не простое. Подумайте, что может оно обозначать? (Предложить подумать и высказать свое мнение).
- Язык – во рту человека; язык – на котором разговаривают люди: “русский язык”, “английский язык”; язык – стержень в колоколе или колокольчике
.
Строение колокола похоже на строение людей. У него есть, как я уже говорила, «уши», «язык»; ещё есть «плечи», туловище, которое называют «тулово», на туловище располагаются «верхний пояс», «нижний пояс» с орнаментом
Колокольный звон в России всегда был неотъемлемой частью духовной жизни народа. Красоте голоса и внешнему убранству колокола придавалось особое значение. Колоколам давали имена и прозвища. Посмотрите, на этой картинке изображен огромный колокол, в него могли бы поместиться все дети нашей группы, а называют его Царь-колокол. Дети, а кто знает кто такой царь? Кем был царь в тридевятом царстве? (ответы детей). Да, это самый главный в царстве человек. Так и Царь-колокол был самым главным колоколом. Мы с вами были на колокольне и звонили в колокола. Помните, какой красивый, громкий звон мы слышали, а ведь колокола на нашей колокольне совсем не большие. Представляете, какой громкий звук был у царь-колокола. В чем же загадка колокола? Откуда в нем столько притягательных свойств, столько чудесных сил, обращенных к одушевленной и неодушевленной природе. Колокол – это предмет церковный. И прежде, чем поднять его на колокольню, колокол всегда освящался священником, то есть ему испрашивалось Божие благословение и сила.
Посмотрите, ребята на картинку. Что здесь нарисовано? (ответы детей). На что похожа колокольня? Она похожа на свечу, а колокол в ней как огонь-пламя.
Колокольный звон лечит. Повесьте дома маленький колокольчик и, когда вас что-то расстроит – немного позвоните в него. Сейчас мы это проверим. Выходите, ребята ко мне.
Игра «Веселые колокольчики». Дети стоят в кругу, 3 ребенка с колокольчиками в середине круга, лицом к кругу, спиной к друг другу. Под звон колокольчиков дети идут по кругу, по удару в «било» дети останавливаются, колокольчики не звенят. Дети в кругу отдают колокольчики тому ребёнку, который остановиться напротив них. Игра повторяется 3-раза.
Ребята, садитесь на свои места. Теперь давайте послушаем настоящий колокольный звон.
Колокольный звон является неотъемлемой частью Православного Богослужения. Звоном верующие созываются на службу, узнают о времени совершения особенно важных моментов Богослужения, если не присутствуют в храме. Звон выражает торжество Церкви. По звону можно определить значимость праздника.
Благовест
- это один из более древних звонов Православной Церкви и называется так потому, что несет благую, радостную весть о начале Богослужения или оповещает о начале важного момента в церковной службе. Благовест осуществляется мерными ударами в один колокол, который и называется благовестником. Послушайте, пожалуйста, колокольный звон- Благовест. (Слушание Благовеста)
Трезвон - это радостный звон во все (или почти все) колокола звонницы. Трезвон выражает собой христианскую радость и торжество. (Слушание Трезвона).
Итог. Молодцы, сегодня вы узнали много нового. Домашнее задание: расскажите родителям о колоколах, как они появились.
Литература:
Пухначев Ю. «Колокол» (Ж. «Наше наследие»,стр.11, 13, 110).
В. Горохов «Повседневная жизнь России под звон колоколов».
Колокольчик разглядела,
Не пойму я, в чем тут дело?
Почему он не звенит?
Он же этим знаменит!
Сколько их на ножках тонких!
Если хочешь – рви подряд,
Но не рвет цветов девчонка,
Ждет…, а может, зазвенят?
(А. Барто)
Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию старше-подготовительной группы детей 5-7лет.
Заповеди Божии.
Образовательные области: Познание, Социализация, Коммуникация.
Задачи.
Обучающие: активизировать и расширять словарный запас;
учить подбирать слова-антонимы, использовать в речи название нравственных качеств человека
Развивающие: развивать связную речь; мышление, внимание;
Воспитательные: формировать способность ориентироваться в системе нравственных и духовных ценностей; сорадоваться радости ближних и сопереживать в их горе;
Материал: 1л стеклянная банка, чёрная гуашь, пипетка; картинки с изображением плохих-хороших поступков людей.
Подготовительная работа: Чтение. Л.Н.Толстой «Косточка», Б. Ганаго «Детям о душе», 2007г., «Детская литература»; подвижные игры с правилами.
Ход образовательной деятельности:
Ребята, скажите, пожалуйста, что такое правило? (ответы детей).
Воспитатель вспомогательными вопросами подводит детей к выводу, что правила это договор между детьми как что-то делать, играть. Какие правила, дети вы знаете (ответы детей). Да, верно, есть ПДД, но мы сегодня поговорим о правилах поведения человека. Назовите правила поведения в спальне. (Ответы детей). А зачем соблюдать правила поведения, может быть, можно обойтись без них? (Ответы детей).
Посмотрите, ребята на эти картинки и скажите какие правила нарушают дети?
(Ответы детей). Какой этот мальчик, который обижает собаку? (Злой)
Подберите, пожалуйста слова-антонимы к тем словам, которые я назову:
Злой, плохой, щедрый, драчливый, плаксивый, завистливый. А вы знаете, кто нам дал первые правила поведения? (ответы детей) Да, это Господь, называют их Заповеди Божии. Всего Заповедей – 10, как пальцев на руках, Каждая из Заповедей важна и выполнять их надо обязательно. Любому человеку нужны все 10 пальцев, даже если ранка есть только на одном из них, человеку не удобно делать дела свои. Так и 10 Божиих Заповедей, надо знать и выполнять их все. Сегодня я познакомлю вас с 2 Заповедями Божиими.
5-я заповедь. Почитай отца своего и мать свою, (чтобы тебе хорошо было и) чтобы продлились дни твои на земле.
Этой заповедью Бог повелевает почитать родителей.
Что значит почитать родителей? (ответы детей) Значит слушаться их, помогать им в трудах и нуждах, заботиться о них во время их болезни и старости. Расскажите мне как вы помогаете родителям дома? (ответы детей). Послушайте стихотворение о 5 Заповеди :
Люби и слушайся ты маму с папой,
И тогда будешь долго жить.
Когда ты вырастешь и взрослым станешь,
То будут дети и тебя любить.
Семья это важно, семья- это сложно,
Но счастливо жить одному невозможно.
Физкультминутка: Встаньте возле своих стульчиков, сейчас вы покажите как вы любите, жалеете родителей. Под слова стихотворения дети выполняют движения.
Люби и слушайся ты маму с папой, (обнимают себя за плечи)
И тогда будешь долго жить. (руки в стороны)
Когда ты вырастешь и взрослым станешь, (поднимаются на носочки, руки вверх)
То будут дети и тебя любить. (обнимают себя за плечи)
Семья это важно, семья- это сложно, (наклоняют корпус вперёд)
Но счастливо жить одному невозможно. (машут перед собой рукой).
Упражнение выполняется 2раза.
10-я заповедь. …не желай дома ближнего твоего, (ни поля его), … ни вола его, ни осла его, (ни всякого скота его), ничего, что у ближнего твоего (Исх., гл. 20; Второзак., гл. 5). Что означают слова «не желай»? (ответы детей). Как иногда некоторые дети нарушают эту Заповедь? (ответы детей). Как называют людей, которые желают чужие вещи? (завистливые). Послушайте стихотворение:
У друга твоего есть всё – пускай,
Ему ты не завидуй и чужого не желай.
С другими сравнивать мы не должны себя –
Бог любит одинаково и друга, и тебя.
Помните об этом дети!
Воспитатель зовет на ковёр детей. Все садятся в круг. В центре круга стоит 1л стек. банка с водой, кукла-пупс, розетка с чёрной краской, пипетка.
Ребята, представьте себе, что перед нами маленький ребёнок, вот такой как эта кукла-пупс и его душа чистая, он ещё не сделал ничего плохого и ничего хорошего. Чему надо научить малыша? Вы называйте хорошие поступки и бросай в эту банку с водой эти красивые шарики. (ответы детей). А теперь назовите плохие поступки (ответы детей). Когда дети называют плохие поступки, воспитатель капает в банку чёрную краску. Посмотрите дети, чем наполняется наша душа, если мы совершаем плохие дела. Что делать, чтобы этого не было? (ответы детей).
Давайте мы повторим Заповеди, о которых сегодня говорили (ответы детей).
В конце нашего занятия предлагаю поиграть в игру «Я радусь». Я бросаю мяч и говорю: « Я радуюсь за Арсения, когда он хорошо рисует». Мяч передаётся по кругу, дети называют имя того ребёнка за которого радуются (по-очереди).