Занятие по декоративному рисованию в старшей группе (5—6 лет). Занятие по рисованию в старшей группе «Декоративное рисование по мотивам Дымковской росписи

Занятие по рисованию в старшей группе «Декоративное рисование по мотивам дымковской росписи»

Программные задачи:

Закрепить знания о дымковских игрушках;
Закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, сетка, кольцо, волнистые дуги);
Закрепить умение детей создавать декоративную композицию в жанре дымковской росписи;
Учить самостоятельно, составлять узор на изделии новой формы из знакомых элементов, располагать его возле оборки в соответствии с формой юбки, платья;
Закрепить приёмы рисования плавных линий при работе кистью и умение рисовать кончиком кисти.
Воспитывать уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством.

Оборудование:

Несколько рисунков дымковских игрушек, картинки с элементами дымковского узора; акварельные краски, кисточки, вода, салфетки, готовые шаблонные рисунки дымковской барышни.

Предварительная работа:

Рассказ воспитателя, рассматривание альбомов, картин о дымковских игрушках; беседы; лепка из глины дымковских игрушек; раскрашивание книжек-раскрасок, беседы о дымковской игрушке.

Ход занятия:

Воспитатель:

Сегодня, дети, я приглашаю вас на галерею рисунков дымковской игрушки. Посмотрите как здесь красиво! А как много разных барышень! Давайте их рассмотрим. (Дети самостоятельно рассматривают игрушки, расписанные в стиле Дымки). Какие они все яркие, красивые и очень разные. Но что-то у них есть и общее! Ребята, подумайте и скажите, как называются все эти игрушки? (Дымковские).

А почему они так называются?

Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой речки стояло большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из трубы домов вился голубой дымок. Домов в селе было много. Вот и прозвали то село Дымково. Жили в том селе весёлые и озорные люди. Любили они лепить весёлые, яркие, красочные игрушки, свистульки. Много их наделают за долгую зиму. А когда поднимется в небе золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, весёлые люди выносили свои весёлые игрушки и ну свистеть – зиму прогонять, весну славить.
Весёлые игрушки продавали в разных городах и деревнях. А по имени этого села и игрушки стали называть дымковскими.

Какого цвета бывают дымковские игрушки?
(Всегда только белые)

А какие узоры на дымковских игрушках?
(Прямая линия, волнистая линия, точка, круг, кольцо, клетка, решётка)

Какого цвета больше? Какие цвета использованы?

Какими приёмами выполняются узоры?
(Примакиванием, концом кисти, кистью плашмя по ворсу)

Посмотрите на эти барышни: чем они друг на друга похожи?
(У всех широкие платья, юбки, фартуки, красиво разукрашены)

Правильно! А вот у этих платья белыми остались! Они обиженные стоят на стороне. Давайте поможем барышням, разрисуем их платья. Пусть они тоже гордо стоят на этой выставке, и радуются, что их тоже нарядили красивыми красками. Постарайтесь сделать яркими и нарядными. Не забудьте: линии проводим кончиком кисточки, а узоры на кругах наносим только после высыхания кругов.

Садитесь поудобнее, начинаем работу.

Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогать затрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ.

Через 10 минут самостоятельной работы – физкультпауза.

Мы старались рисовать (руки в стороны)
Трудно было не устать (наклоны туловища в стороны)
Мы немножко отдохнём (присесть, руки вперёд)
Рисовать опять начнём (встать, опустить руки)

А теперь заканчивайте свои работы, дорисовывайте узоры, а потом посмотрим рисунков.

Подводя итог, воспитатель вывешивает все рисунки, предлагает выбрать самых нарядных барышень и ответить на вопросы:

1. Какая работа тебе больше всего понравилась? Почему?
2. Что тебе больше всего здесь понравилось?
3. Что особенного в этой работе?
4. Чем отличается от других эта работа?

Молодцы, все старались создать новые красивые дымковские узоры. Занятие окончено.

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела

Занятия для младшей группы:

Занятия для средней группы.

Задачи: продолжать формировать представление детей об изобразительном искусстве, его видах (декоративно-прикладное);

расширять знания воспитанников о работе белорусских мастеров художественной вышивки; учить самостоятельно расписывать изделия по мотивам белорусской вышивки; упражнять в рисовании линий, крестиков, квадратиков, уголков, комбинировать их и учитывать место размещения узора в зависимости от характера изделия; закрепить умение рисовать кончиком кисти; развивать интерес к декоративно-прикладному искусству, творческие способности детей; воспитывать уважение к труду народных мастеров.

Материал и оборудование: силуэты одежды мужских и женских сорочек, фартуков, поясов, специальные заготовки орнамента для каждого из предметов одежды бумага прямоугольной формы (для салфеток и рушников), гуашь (чёрного, красного цветов), схемы с фрагментами белорусской вышивки, кисти (№ 3-5), тряпочки, банки с водой, подставки для кисточек.

Предварительная работа: рассматривание цветных фотографий национальной одежды в альбомах «Белорусский сувенир», «Белорусское народное творчество».

Ход занятия

Воспитатель (В.). Ребята, сегодня мы с вами отправимся в музей, который называется «Белорусская хатка».

Какие предметы вы здесь видите? (Фартуки, рубашки, салфетки, рушники и т.д.) Все эти предметы относятся к белорусскому народному творчеству. Особенности работ белорусских мастеров можно проследить в мотивах вышивок. Вышитый орнамент в декоративно-прикладном искусстве использовали на предметах одежды: женских и мужских сорочках, жилетах, головных уборах, поясах, передниках, юбках-андараках.

Основным элементом вышивки является линия. Линии создают контуры предметов, полосы, а также геометрические фигуры: квадраты, ромбы, крестики, зигзаги, многоугольники. Очень важно цветовое оформление вещи. Например, красный цвет применяется в сочетании с синим, голубым, фиолетовым; зелёный - с жёлтым или чёрным.

В орнаментации рушников, мужских и женских рубашек чаще всего сочетается белая основа ткани с красным и чёрным узорами. В такой расцветке народные мастера стремятся отразить свой оптимизм, радостное восприятие жизни.

Ребята, хочу обратить ваше внимание на особенности расположения орнамента вышивки каждого изделия. Скажите, где располагается орнамент на рушнике? (По краям.) На салфетке? (По бокам в уголках.) На фартуке? (На кармане внизу.) На женских и мужских сорочках? (На горловине и на груди.)

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Расположи орнамент».

Дети подбирают к силуэтам одежды необходимый орнамент (специальные заготовки для каждого из предметов).

В. Сегодня вы тоже станете мастерами народного декоративно-прикладного искусства. Для этого вам необходимо расписать изделия по мотивам белорусской вышивки. Вы можете пользоваться схемами, на которых изображены элементы орнамента. Давайте их назовём. (Линии, крестики, квадраты, уголки, ромбы зигзаги и т.д.)

Воспитатель напоминает детям, что рисовать надо кончиком кисти, краску набирать аккуратно, после каждого цвета хорошо промывать кисть.

Пальчиковая игра.

Держим кисточку вот так:

(Рука опирается на локоть, кисточку держать тремя пальцами, выше металлической части.)

Это трудно?

Нет пустяк!

Вправо-влево, верх и вниз

Побежала наша кисть,

А потом, а потом

Кисточка бежит кругом.

(Движения кистью руки по тексту.)

Закрутилась, как волчок,

(Кисточку держат вертикально.)

За тычком идёт тычок!

(Выполняют тычки без краски на месте.)

В процессе самостоятельной деятельности воспитатель напоминает детям о том, что необходимо сохранять различное чередование элементов. При необходимости помогает в прорисовке клеточек, линий. Заинтересовывает воспитанников в проявлении самостоятельности, фантазии при комбинировании элементов, аккуратности и быстром выполнении работы. Законченные изделия размещаются в уголке «Наше творчество». В конце занятия дети анализируют свои работы «Расскажи про свой узор».

По ИЗО деятельности

Конспект занятия по декоративному
рисованию для детей старшей группы

Тема: «Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи»

Программные задачи: продолжать знакомить детей с городецкой росписью – её историей, колоритом, составляющими элементами. Закреплять умение расписывать, располагать узор на изделии. Совершенствовать приёмы тонирования бумаги, смешивания красок, навыки работы с кистью. Развивать чувство ритма и композиции. Формировать эстетическое отношение к народному творчеству.

Ход занятия.

Воспитатель приглашает детей в группу:

К нам сюда скорее просим.

Заходи, честной народ!

Веселее, не зевайте,

Всех вас ярмарка зовёт!

Ярмарка! Ярмарка!

Русская ярмарка!

Кто на ярмарку придёт.

Что захочет – всё найдёт!

Эй, добры молодцы и красны девицы! Купите у коробейника дымковскую ложку. Ну, не хотите ложку, так хоть купите городецкую матрёшку.

Дети: Нет! Мы пришли за городецкой посудой.

Воспитатель-коробейник: Ну, посуды у меня много. Выбирайте! (Предлагает детям посуду любой росписи, только не городецкой. Дети не берут)

Воспитатель-коробейник: Объясните тогда, что же это за посуда и чем она отличается от всей остальной, что у меня.

Дети объясняют признаки городецкой росписи, называют её элементы.

Воспитатель-коробейник: Много у меня посуды, а вот такой диковинной нет. Не поможете ли вы мне её добыть?

Воспитатель: Ребята, давайте поможем коробейнику и распишем посуду городецкой росписью. Выбирайте, что захотите. (Дети выбирают заранее приготовленные заготовки, садятся и рисуют. Звучит песня «Ярмарка»

Воспитатель-коробейник: Ах, какая чудесная посуда у вас получилась. Вы настоящие мастера! Не зря говорят: «Каков мастер, такова и работа!».

А ведь на ярмарку народ ходит не только, чтобы на людей посмотреть и себя показать, а чтобы и что-нибудь себе купить. Давайте попробуем продать свою посуду. А для этого нужно расхвалить свой товар так, чтобы гостям захотелось его купить.

Дети расхваливают свои работы и «продают» их.

Программные задачи: Закрепить знания о дымковских игрушках;

  • закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, сетка, кольцо, волнистые дуги);
  • закрепить умение детей создавать декоративную композицию в жанре дымковской росписи;
  • учить самостоятельно, составлять узор на изделии новой формы из знакомых элементов, располагать его возле оборки в соответствии с формой юбки, платья;
  • закрепить приёмы рисования плавных линий при работе кистью и умение рисовать кончиком кисти.
  • Воспитывать уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством.

Оборудование: Несколько рисунков дымковских игрушек, картинки с элементами дымковского узора; акварельные краски, кисточки, вода, салфетки, готовые шаблонные рисунки дымковской барышни.
Предварительная работа: Рассказ воспитателя, рассматривание альбомов, картин о дымковских игрушках; беседы; лепка из глины дымковских игрушек; раскрашивание книжек-раскрасок, беседы о дымковской игрушке.
Ход занятия.
Воспитатель: Сегодня, дети, я приглашаю вас на галерею рисунков дымковской игрушки.. Посмотрите как здесь красиво! А как много разных барышень! Давайте их рассмотрим. (Дети самостоятельно рассматривают игрушки, расписанные в стиле Дымки). Какие они все яркие, красивые и очень разные. Но что-то у них есть и общее! Ребята, подумайте и скажите, как называются все эти игрушки? (Дымковские)
- А почему они так называются?
- Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой речки стояло большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из трубы домов вился голубой дымок. Домов в селе было много. Вот и прозвали то село Дымково. Жили в том селе весёлые и озорные люди. Любили они лепить весёлые, яркие, красочные игрушки, свистульки. Много их наделают за долгую зиму. А когда поднимется в небе золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, весёлые люди выносили свои весёлые игрушки и ну свистеть - зиму прогонять, весну славить.
Весёлые игрушки продавали в разных городах и деревнях. А по имени этого села и игрушки стали называть дымковскими.
- послушайте, пожалуйста, какие красивые стихи об этих игрушках написали! (Читают дети)
Водоноска
За студеною водицей
Водоноска - молодица,
Как лебедушка плывет,
Ведра красные несет
На коромысле не спеша.
Посмотри, как хороша
Эта девица - краса,
Тугая черная коса,
Щечки алые горят,
Удивительный наряд:
Сидит кокошник горделиво,
Как лебедушка плывет,
Песню тихую поет.

Няня
В кокошнике няня,
На руках Ваня.
И хорош, и пригож Ваня,
Не забудь няню,
Когда подрастешь.

Всадник на коне
Бока крутые, рога золотые,
Копытца с оборкой,
А на спине - Егорка.

Какого цвета бывают дымковские игрушки? (Всегда только белые)
- А какие узоры на дымковских игрушках? (Прямая линия, волнистая линия, точка, круг, кольцо, клетка, решётка)
- Какого цвета больше? Какие цвета использованы?
- Какими приёмами выполняются узоры? (Примакиванием, концом кисти, кистью плашмя по ворсу)
- Посмотрите на эти барышни: чем они друг на друга похожи? (У всех широкие платья, юбки, фартуки, красиво разукрашены)
- Правильно! А вот у этих платья белыми остались! Они обиженные стоят на стороне. Давайте поможем барышням, разрисуем их платья. Пусть они тоже гордо стоят на этой выставке, и радуются, что их тоже нарядили красивыми красками. Постарайтесь сделать яркими и нарядными. Не забудьте: линии проводим кончиком кисточки, а узоры на кругах наносим только после высыхания кругов.
- Сядьте поудобнее и начинаем работу.
Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогать затрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ.
Через 10 минут самостоятельной работы - физкультпауза.
Мы старались рисовать (руки в стороны)
Трудно было не устать (наклоны туловища в стороны)
Мы немножко отдохнём (присесть, руки вперёд)
Рисовать опять начнём (встать, опустить руки)
- А теперь заканчивайте свои работы, дорисовывайте узоры, а потом посмотрим рисунков.
Подводя итог, воспитатель вывешивает все рисунки, предлагает выбрать самых нарядных барышень и ответить на вопросы:
1. Какая работа тебе больше всего понравилась? Почему?
2. Что тебе больше всего здесь понравилось?
3. Что особенного в этой работе?
4. Чем отличается от других эта работа
Воспитатель читает стих: Все игрушки не простые,
А волшебно расписные,
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски -
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.
Молодцы, все старались создать новые красивые дымковские узоры. Занятие окончено.

(по мотивам дымковской игрушки)

Программные задачи: продолжить учить детей украшать элементами декоративной росписи (кругами, точками, прямыми линиями и штрихами ) силуэты кукол-барышень. Воспитывать интерес и эстетическое отношение к народному искусству. Развивать глазомер, чувства цвета, формы, ритма, пропорций. Учить уверенно (без отрыва) проводить прямые и волнистые линии, петли, спирали.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением дымковских изделий. Знакомство с новыми видами народно-прикладного искусства. Прорисовывание всех элементов дымковской росписи, отработка их в самостоятельной и совместной деятельности. Знакомство с дымковскими игрушками, их происхождением. Дидактические игры на цветной модели «Радуга» с целью упражнения в подборе гармоничных цветосочетаниях.

Материалы, инструменты, оборудование: заготовки с силуэтом куколбарышень, краски, кисти беличьи № 1, № 3, салфетки бумажные, палитра, стаканчики с водой, образцы элементов дымковской росписи.

Ход занятия

Воспитатель приглашает на выставку: Ребята, посмотрите, что я для вас приготовила (выставка дымковских игрушек) . Кто мне скажет, что это за игрушки? Как вы это определили?

Есть в России город под названием Киров, а когда-то давным-давно он носил название Вятка. Вот неподалёку от этой самой Вятки находится село, которое называется Дымково. Это название село получило от того, что над крышами всех его изб почти постоянно вьётся дымок. Дело в том, что основным промыслом жителей Дымково является изготовление глиняных игрушек – кукол, музыкальных инструментов, разных забав. Каждый день создавали мастера свои поделки и высушивали их в печке – чтобы глина быстрее сохла. Вот откуда получило село своё название. Самой известной дымковской игрушкой была женская фигура – «Браня водоноска» и «Девушка в кокошнике». Они носили яркие расписные юбки, украшенные оборками фартуки, жёлтые кофты и малиновые кокошники, на шее были бусы. Наряды их были неповторимы, и мастера своей росписью пытались это передать. Дымковская роспись очень славна тем, что она сказочно красива, а узоры просты, цвета яркие и сочные.

Ребята, давайте рассмотрим игрушки и скажем, какими элементами украшены они, назовите их ( круг, точка, прямая линия, кольцо, волнистая линия, сеточка, мазок ) . Ребята, давайте в воздухе их прорисуем.

Дети рассаживаются за столы.

У меня есть одна знакомая барышня (показ дымковской Барышни ) , она очень красивая, но к сожалению сейчас очень грустит. Знаете почему? (Дети высказывают свои предположения ) . От того, что у неё нет подруг. Хотите ей помочь?

Воспитатель предлагает нарисовать детям Барышень – подруг, раскрасить заранее подготовленные силуэты.

Дети самостоятельно выполняют работу

Перед работой детям предлагается пальчиковая гимнастика по выбору воспитателя. Можно предложить такую:

Мягкой кисточкой покрашу