Занимаемся с детьми 3 лет.

Физическая активность ребенка в 2 года радует каждого родителя. Малыш постоянно в движении, он прыгает, лазает, гоняет по дому мячик, приплясывает под веселую музыку, наглядно демонстрируя свою прекрасную физическую форму. Такими же стремительными темпами движется и интеллектуальное развитие 2-х летнего человечка. Расширяется его словарный запас, формируется логическое мышление, укрепляется память и внимание. Темп, с которым малыш будет впитывать новые знания, зависит от старания родителей.

В два года развитие ребенка направлено на познание окружающего мира и собственных возможностей

Как развивать логико-математическое мышление?

Логико-математические развивающие упражнения ведут к формированию логического мышления. Занятия состоят из:

  • Понятие пространства и времени. Предложите ребенку найти спрятанную вами игрушку. Помогите ему, направляя поиски: «давай заглянем под кровать, в ящик шкафа, за кресло, может там спрятался наш зайчик».
  • Умения ориентироваться во времени суток. Ближе к 3 годам ребенок должен усвоить различие между днем и вечером, утром и ночью, различать такие понятия, как сегодня, завтра, вчера. Убаюкивая малыша перед сном, поговорите с ним о том, что он делал утром и чем занимался вечером.
  • Игры на сортировку. Возьмите разные пуговицы или макароны, вырежьте кружочки и квадратики из цветной бумаги (главное, чтобы они были неодинаковы по размеру, цвету и форме). Сортируем по похожести. Можно взять картинки с изображением овощей и фруктов, напомнить малышу, что кролик любит овощи, а обезьянка фрукты. Выкладываем картинки перед животными.
  • Простой счет. Начинайте обучение не с цифр, а с доступных малышу понятий. Считайте на пальчиках, по ступеням лестницы. Если ребенок уже показывает на пальчиках свой возраст, предложите показать, сколько ему исполнится.
  • Складываем пазлы и картинки. Выберите для упражнений простые, из 2-3-4 частей, игры. Процесс сложен для 2-х летнего крохи, формируется медленно, поэтому маме следует первое время помогать малышу.

Пазлы для малышей должны быть совсем простыми, чтобы кроха собрал их без посторонней помощи
  • «Много - мало» – в 2 года ребенок готов к такому понятию (см. также: ).
  • Ориентирование в пространстве. Ребенок учиться таким понятиям, как право - лево, выше - ниже.
  • Сопоставление. Игры с изображением в книгах или на специальных картинках, позволяющие ребенку сопоставлять действие и предметы: «кто что ест», «где чей хвостик», «где чей дом» (рекомендуем прочитать: ).
  • Нахождение фигуры по двум признакам. Положите перед крохой цветные бумажные кружки так, чтобы среди них были два желтых, большой и маленький или два красных квадрата разного размера. Попросите ребенка найти каждую пару: два желтых кружка или два красных квадрата.

Изучаем свойства предметов

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Один из важнейших навыков для ребенка. Человек постоянно окружен какими-то предметами. Зная их свойства, он легко находит им применение. Навык позволяет детям развить абстрактное мышление, учит сопоставлению, развивает осязание и обоняние. Процесс обучения состоит из запоминания:

  • понятия о предметах: длинный - короткий, высокий - низкий, широкий - узкий;
  • теплый - холодный, гладкий – шершавый, твердый – мягкий (развивает осязание);
  • тяжелый – легкий;
  • одинаковые - разные (для 3 лет);
  • вкуса и запаха (помогает осознать обоняние);
  • цветовых характеристик предметов (помогает запомнить названия цвета и учит различать цвета) (рекомендуем прочитать: );
  • геометрических фигур и форм (полезно для пространственного мышления) (рекомендуем прочитать: ).

Как развить речь?

Первый блок рекомендаций представляет познавательные упражнения, способствующие общему развитию речевых навыков. Занятия не требуют от взрослых особых знаний, главное - ваша любовь и терпение. Очевидно, что для малыша 2-х лет важно заняться чем-то интересным, иначе он не воспримет информацию положительно. Приступая к обучению, помните, что речь стоит в основе полноценного развития детей. Родителям следует:

  1. Читать вместе с крохой детские книжки, рассматривать картинки в них. Обязательно обсуждайте происходящие в сказке или рассказе события, проводите их детальный разбор. Задавайте маленькому слушателю наводящие вопросы, хвалите за правильные ответы.
  2. Организуйте кукольный театр. Атрибуты для семейных детских представлений купите в магазине или сделайте сами. Первый спектакль поставьте вы, затем подключите к действию кроху. Покажите, как надо управлять куклами, доверьте маленькому сокровищу роль кукловода.
  3. Разрабатывайте речевое дыхание. Научите ребенка задержке дыхания на выдохе. Для тренировок подойдут мыльные пузыри, игра на дудочке, задувание свечки. Летом предложите ему сдувать одуванчики. Дыхательные упражнения помогают в насыщении организма кислородом, активизируют работу сердца, нервной системы, мозга.
  4. Предлагайте речевые игры. Игра в законченную фразу: вы говорите ребенку начало фразы, а малыш ее заканчивает. Например: «У тебя в комнате стоит зеленый…», «Наш кот любит спать…».

Совместное чтение и рассматривание картинок способствует развитию ребенка

Детям в 2 года, в лексиконе которых уже есть отдельные слова, даже если они немного исковерканы, полезными станут игры и развлечения, направленные на закрепление и расширение речевых навыков. Действуйте следующим образом:

  • Задавайте дочке или сыну простые вопросы о том, что они видят в окне или что происходит на улице. Неважно, что ответы будут односложными, главное - чадо желает ответить.
  • Постарайтесь обсуждать с ребенком все события, происходящие в его жизни. Интересуйтесь, во что он играет, как он кушал, какую игрушку любит и почему. Расспросы помогут расширить пассивный словарный запас крохи и приучат делиться с вами своими мыслями - это отличный задел на будущее взаимопонимание.
  • Как правило, к 2 годам малыши хорошо знают часто читаемые им сказки. Предложите ребенку рассказывать их вместе: вы начинаете – он продолжает. Например: «Махнула мышка хвостиком и яйцо что сделало? Разбилось. Правильно!». Обязательно хвалите свое сокровище за каждый правильный ответ.
  • Пополняйте лексикон крохи прилагательными. Чаще задавайте вопросы, начинающиеся со слова «какой». Ваша задача состоит в том, чтобы побудить чадо придумать или вспомнить произнесенное вами определение предмета или вещи. Очень хорошо, если он самостоятельно сможет вспомнить хотя бы одно прилагательное.

Как развить внимание?

Сохраняем игровое содержание занятий, но направляем их на тренировку внимания. Умение концентрировать внимание, замечать детали, думать над задачей поможет вашему сокровищу в условиях школы. Предлагаем занять ребенка:

  • Поиском какой-либо вещи. Поиск можно вести дома, на улице, из окна. Попросите малыша показать синюю машину на стоянке или отыскать белочку на картинке. Игра не требует никаких дополнительных атрибутов и в нее можно играть везде, достаточно лишь заинтересовать кроху. Помогает развить концентрацию внимания.

На прогулке можно попросить ребенка найти и показать какую-то вещь, предмет, машину, цветок
  • Разложите варежки, блюдца, чашки, шапочки с рисунком. Подберите предметы таким образом, чтобы в каждом наборе присутствовали одинаковые элементы рисунка. Задача ребенка - найти схожий узор на предметах.
  • Постройка домика или башни по чертежу. Купите игру в магазине. Выберите изделие с самым простым чертежом из двух деталей. Занятие рассчитано на трехлетнего ребенка.
  • Найти в комнате или на игровой площадке во дворе предметы с одним признаком: мягкие, твердые, белые, круглые. Торопить и подсказывать крохе не следует, пусть он сознательно делает выбор,
  • Расширяем поисковое значение предыдущей игры. Задание ребенку – найти вещи с двумя одинаковыми характеристиками: большое и круглое, маленькое и мягкое.

Развиваем общую и мелкую моторику

Детские психологи прочно связывают моторику с общим развитием ребенка. Каждое движение крохи работает на его интеллектуальные и речевые способности. Ребенка двух лет можно занять:

  • Пальчиковой гимнастикой: лепка, аппликация, рисование.
  • Игрой с рамкой-вкладышем.
  • Расстегиванием кнопок, пуговиц, молнии. Если есть желание, пусть научится застегивать пуговицы и молнию.
  • Учимся снимать и надевать одежду (шапки, носки, варежки).
  • Переливаем воду и пересыпаем крупу, используя воронку, чайник, кувшинчик, лейку (купите детскую посуду).

Сенсорные коробки с крупами, макаронами и бобовыми - отличный помощник в развитии мелкой моторики (подробнее в статье: ). Игры можно также проводить в едином цвете - для его закрепления
  • Мытье рук. Учим кроху самостоятельно мыть ручки. Обучение идет мягко, без принуждения. Одновременно показываем, как открывать и закрывать кран, выдавливать из бутылочки жидкое мыло, намыливать им руки.
  • Наливаем в стакан мыльную воду, даем малышу венчик, чтобы он взбивал воду.
  • Заполняем блюдечко водой, кладем в нее круглые шарики (контейнеры киндеров), даем сыну или дочке ложку и просим выловить предметы. Вынутый предмет складываем в стакан без воды.
  • Используем для набора воды пипетку или клизму: набираем-выливаем.
  • Собираем воду с помощью губки и выжимаем губку.
  • Берем бумагу и бутылку. Ребенок должен сильно скомкать бумагу и получившийся комочек протолкнуть в горлышко бутылки.
  • Игры с прищепками и шнуровкой.
  • Складываем узоры из макарон, палочек, фасоли.
  • Ребенка до 3 лет учим соединять линиями точки на бумаге. Используем задания в детских книжках и журналах.
  • Перекладываем мелкие предметы (бусины, горох) пинцетом.
  • Подбор крышек к бутылкам и баночкам. Учим их закручивать и откручивать.
  • Играем в складывание пирамидок, используем сортеры, рамки-вкладыши.

Продолжаем знакомство с окружающим миром

Помимо определенных упражнений, способствующих интеллектуальному развитию ребенка, следует расширять его познания окружающего мира. Естественно, получаемая информация должна быть доступна развивающемуся сознанию и соотноситься с возрастными возможностями. Больше рассказываем об уже знакомых вещах, смотрим видео, начинаем с животных:

  1. Изучаем подробности жизни животных. Где они живут, что едят, как называются части тела (рога, хвост, копыта). Рассказываем, что получает человек от коровы или овечки (молоко, шерсть). Узнаем, как называются их детеныши.
  2. Знакомимся с жизнью птиц. Узнаем, где они живут, что кушают, как зовутся их птенцы. Знания передаем через беседу с ребенком, рассказывая ему о том, что есть домашние и дикие птицы. Какую пользу приносят птички человеку, как они живут в лесу.
  3. Расширяем познания о насекомых. Муравей строит муравейник, пчела летает по цветкам и собирает пыльцу, чтобы сделать мед, гусеница питается листьями. Рассказ о насекомых должен строиться в позитивном ключе. Родители объясняют крохе, что все букашки живые, что у них есть детки, что они, как и мы, дышат, у них есть свое предназначение в окружающем мире.
  4. Наблюдаем за природными явлениями (снег, дождь, радуга) и объясняем их появление. Почему идет дождик, откуда берутся снежинки.
  5. Изучаем характерные для местности проживания семьи деревья и цветы. Гуляя в парке, называйте деревья, которые видите. Увидев клумбу с цветами, покажите сыну или дочке некоторые цветы и скажите, как они называются.
  6. Запоминаем названия фруктов, грибов, овощей, ягод, которые встречаются нам в повседневной жизни. Проверяем, запомнил ли кроха названия, предлагая выбрать грушу или яблоко.
  7. Разбираемся в понятиях материала, объясняем, из чего сделаны окружающие нас предметы (дерево, металл, бумага, стекло, камень).

Нужно поощрять любознательность крохи, по мере возможности давая ответы на его вопросы. Если родители не могут объяснить какое-то явление, имеет смысл пообещать ребенку позже вернуться к вопросу, но только не забыть об этом.


Ребенку будет интересно узнать названия растений, которые встречаются во время прогулки

Расширяем круг понятий

Подошло время расширения тем, которые в простой форме понятны детям. Даем простейшие их понятия, не перегружая внимание ребенка деталями. Составьте для себя конспект будущих занятий по дням, чтобы точно соблюдать задуманный план. Какие темы брать для занятий:

  • магазин;
  • врач, больница;
  • семья;
  • транспорт;
  • морской мир (моря, океаны, корабли);
  • железная дорога (поезда, рельсы, машинист, вагон);
  • аквариум (рыбки, жизнь подводного мира, наблюдение за обитателями аквариума);
  • город.

Дополняем знание мира сведениями о человеке и его деятельности, исследуем мир бытовой техники, знакомимся с профессиями. Возьмите такие темы для обсуждения:

  • Трудовая деятельность человека. Учим понимать, что делает человек: мама подметает пол, моет посуду, папа ремонтирует кран. Воспитываем уважительное отношение к чужому труду.
  • Изучаем человека. Учим части тела, беседуем о здоровье и личной гигиене, объясняем ее значение.
  • Знакомим с домашней бытовой техникой, объясняя ее предназначение. Рассказываем о правильном обращении с ней, со столовыми приборами, указываем на опасности.
  • Знакомимся с профессиями. Совмещаем тему с изучением других тематик. Например, транспорт – шофер, больница – доктор.
  • Родителям, планирующим водить малыша в детский сад, стоит подготовить его к новым обстоятельствам, в игровой форме воспроизводя ситуацию расставания с мамой, сон в другом доме, знакомство с воспитателем.

Дни знакомства с профессиями часто проводятся в садиках и школах, однако ничего не мешает родителям еще раньше обсудить с детишками этот вопрос

Что помогает интеллектуальному развитию?

Наш мир многогранен, в нем есть музыка и живопись, театр и балет. Искусство – это важный развивающий инструмент для формирования интеллектуальных способностей детей. Ребенку надо знать и чувствовать.

Трёхлетний малыш активно развивается как физически, так и эмоционально и психически. Это уже относительно самостоятельный маленький человек, который имеет своё мнение, проявляет настойчивость и сообразительность, обладает индивидуальностью. Родителям уже не нужно находиться каждую секунду рядом и контролировать чадо, им лишь необходимо знать, чем занять ребёнка в 3 года дома, и создать подходящие для этого условия.

Особенности трёхлетнего возраста

В три года дети становятся всё более самостоятельными. Раньше им в любом деле требовалась помощь взрослого, сейчас же они пытаются сделать всё сами, и родителям не следует препятствовать. Чрезмерная опека приведёт к тому, что сын или дочь вырастет инфантильным, неуверенным в себе и окружающем мире. Поэтому взрослым рекомендуется поощрять стремление к самостоятельности и не подавлять ребёнка своим авторитетом. Кроме самостоятельности, трёхлетний возраст характеризуется следующими особенностями:

Игра остаётся основной деятельностью трёхлетнего малыша. В этом возрасте дети любят разыгрывать сценки, представляя себя тем или иным героем. И это не случайно, ведь у малыша развивается воображение, абстрактное мышление, и ему интересно почувствовать себя в разных ролях.

Совместные игры с ребёнком

Родители должны понимать, что игра для детей необходима, ведь в процессе они обучаются и моделируют события реальной жизни, самостоятельные же увлечения учат мыслить и справляться с возможными сложностями. Заняться с ребёнком 3 лет дома можно как подвижными, так и тихими играми.

Домашний театр

Обычно трёхлетки любят слушать сказки и разыгрывать по их мотивам целые спектакли, используя различные предметы или игрушки. Это увлечение можно поддержать и создать собственный . Для этого нужно подготовить персонажей. Это могут быть готовые игрушки из магазина или самостоятельно сшитые куклы. Можно сделать актёров совместно с малышом, вырезая фигурки из плотного картона и раскрашивая их. Неплохой вариант - пальчиковые куклы. Для этого достаточно сшить маленькие разноцветные фигурки, которые надеваются на палец.

Чтобы всё выглядело, как в настоящем театре, необходимо сделать занавес, используя штору или покрывало. В качестве сюжета выбирается любимая сказка или самостоятельно придуманная история. Для первых представлений рекомендуется выбирать сказки , в которых присутствуют не более трёх персонажей (так ребёнку будет легче и интересней, ведь он не запутается в сюжете). Подготовленный спектакль показывают старшим братьям и сёстрам, папе, иным родственникам.

Модный показ

Занимательная игра для девочек. Маме следует подготовить множество разной одежды. Не нужно использовать дорогие вещи, вполне подойдут юбки, платья, шляпки, которые уже не нужны маме или старшим детям. В качестве накидки можно использовать старые тюлевые занавески или куски органзы. Главное, чтобы вещей было побольше. Пусть маленькая модница сама выбирает из общей кучи то, что ей нравится, примеряет, меняет наряды, любуется на себя в зеркало. Это занятие может настолько увлечь девочку, что она захочет сама создать уникальный наряд. Здесь маме нужно приглядывать, чтобы в руки малышки не попали ножницы.

Различные роли

Дети с удовольствием подражают взрослым. Бывает достаточно предложить ролевую игру, которая больше всего нравится, и дети будут очень довольны. Возможно, мальчик захочет изобразить строителя, водителя, полицейского, космонавта и т. д. Девочки зачастую хотят побыть доктором, продавцом, мамой или дочкой, воспитателем, принцессой. Но здесь всё индивидуально, и родителям следует ориентироваться на предпочтения малыша. Распределив роли, можно моделировать различные ситуации, и это будет не только развлечением, но и весёлой учёбой, ведь малыш сам решает, как поступить и что сказать в том или ином случае.

Мамины помощники

Иногда молодые мамы задаются вопросом, во что поиграть с ребёнком 3 лет так, чтобы и кроха был под присмотром, и работу по дому успеть выполнить. Ответ прост - нужно через игру увлечь его домашними делами , ведь дети так любят помогать.

Например, если началась уборка, сыну или дочке можно дать тряпочку и предложить вместе с мамочкой протереть полку. Пока малыш будет усердно её тереть, мама успеет вымыть весь шкаф. Во время стирки развести в отдельном тазике немного тёплой воды с натуральным мылом и позволить малышу поплескаться в нём ручками, запустить кораблик и даже «постирать» носовой платочек или салфетку. При стряпне дать комок теста - пусть ребёнок лепит из него что-нибудь по своему желанию, запечь детское произведение можно вместе с основной выпечкой.

Главное - чтобы все дела делались в хорошем настроении, легко и весело. Можно устраивать небольшие состязания, например, кто быстрее соберёт игрушки или унесёт маечки в стиральную машину. Конечно, необходимо почаще хвалить малыша. Такие занятия понемногу приучат его к домашней работе, которую он не будет воспринимать в будущем как тяжёлую повинность.

Весёлая дискотека

Детская дискотека - отличное занятие. И девочкам, и мальчикам нравится танцевать и прыгать под весёлую ритмичную музыку. Если же к ним присоединятся родители, братья и сёстры, будет в несколько раз интереснее. Можно пригласить в гости соседских ребятишек и устроить конкурс танцев, где судьями будут родители, а небольшие призы получит каждый участник. Хорошо, если есть специальные детские микрофоны, в которых уже записаны известные песенки. Слушая и повторяя их, дети развивают память. Кроме того, с такими микрофонами можно устроить настоящее караоке прямо дома.

Тихие занятия

Весёлые подвижные игры нужно чередовать с тихими. Это поможет малышу успокоиться, приучит его к усидчивости. Наиболее популярные спокойные занятия:

Конечно, это не весь перечень того, чем можно занять трёхлетнего ребёнка дома. Ориентируясь на его интересы, можно предложить аппликации из бумаги или кусочков ткани, совместные поделки из природных материалов, изготовление новогодних игрушек из цветного картона, обклеивание небольших предметов самоклеющейся плёнкой, прослушивание детских книг с голосами животных и т. д.

Самостоятельные занятия для детей

К трём годам ребёнок зачастую выражает желание играть самостоятельно. Это очень важно, ведь навыки самостоятельных игр помогут в будущем не только малышу, но и родителям, которые смогут в это время заняться домашними делами. Основная задача взрослых - убедиться, что ребёнку интересно, и он знает, как играть. Например, можно приобрести простую мозаику и показать сыну или дочери начало выкладывания, заинтересовать малыша и попросить продолжить выкладку самостоятельно.

Кроме мозаики, дети любят складывать пазлы и картины из кубиков, собирать фигуры из конструктора и т. п. (для трёхлеток следует приобретать варианты с мягкими и крупными деталями). Такие занятия научат детей принимать решения, рассуждать и аналитически мыслить, разовьют усидчивость и внимательность. Важно, чтобы ребёнок знал, что, если ему понадобится помощь, мама или папа рядом.

Доброго дня вам, дорогие читатели! Сегодня моей дочери исполнилось 3,5 года. Мы также , поэтому я сама занимаюсь с детьми дома. И здесь я поделюсь своим опытом: как развивать ребенка в 3 года? На что обратить внимание в этом возрасте?

Я не смогу дать четкого рецепта — чем именно и сколько нужно заниматься с вашим малышом. К сожалению, таких рецептов не существует. Родители должны пробовать разные варианты, наблюдать за своим чадом, изучать его склонности и находить то, что подходит именно ему.

Один из минусов обыкновенного детского сада — в отсутствии индивидуального подхода к ребенку. Это просто невозможно в группе из 15-20 человек. Но если малыш занимается со своей мамой, он может извлечь из этих занятий максимальную пользу.

С чего у нас все начиналось

Когда моей дочери исполнилось 3 года, я подумала: «Нужно обязательно найти для нее подходящие кружки и секции». В этом возрасте большинство детей начинают ходить в детский сад, и в моем сознании был некий штамп, что я должна чем-то компенсировать отсутствие садика у нашей дочки.

К счастью, мы живем в Москве, и в нашем распоряжении очень-очень много разнообразных занятий. На любой вкус и кошелек.

Мы перепробовали несколько вариантов. Дочке все нравилось. Новые впечатления, новая обстановка, общество ровесников... Но через некоторое время я начала замечать, что моему ребенку идет это только во вред. Что 40 минут занятия для нее — очень большая нагрузка.

Чем бы в группе ни занимались, ей было тяжело держать внимание на преподавателе столько времени. Хоть рукоделие, хоть танцы... Все требует концентрации, нельзя расслабиться, просто побегать или сменить обстановку. И в конце у нас регулярно случались истерики.

Более того, посетив множество занятий, я задумалась, имеет ли все это смысл в 3 года? Да, если ребенок хорошо переносит такие кружки, то почему бы и нет? Но действительно ли карапуз нуждается в развивашках и спортивных секциях?

Нередко у меня складывалось ощущение, что занятия необходимы родителям (чтоб успокоиться насчет ) и преподавателям (чтоб заработать себе на хлеб). Для детей же это в лучшем случае — веселое развлечение. И с таким же успехом они бы сходили в детскую комнату торгового центра.

Однако, все дети разные. И здесь вы должны ориентироваться только на своего ребенка. Возможно, ваш малыш действительно нуждается в групповом уроке рисования или в регулярных хороводах. Прошу только об одном: отбросьте идею «ребенка надо активно развивать, иначе вырастит неразвитым» и трезво взгляните на свое чадо.

Есть очень общительные дети. Которым необходима вот такая групповая работа (или, может, нужно просто организовать им больше общения с ровесниками?). Возможно, есть дети, которые уже в 3 года так хотят обучаться танцам (именно обучаться, а не просто скакать!), что их обязательно надо отдать в соответствующую секцию... Что нужно именно вашему малышу?

Занятия дома

Примерно в 3,3 года мы отказались от своих кружков. Сейчас нервная система дочки стала значительно крепче, я уверена, она бы выдержала любое занятие без перевозбуждения. Но мы пока не торопимся никуда возвращаться.
Большинство педагогов, которым я доверяю, говорят, что имеет смысл ходить на спортивные секции и другие занятия не раньше 5 лет. Или даже 7. А в 3-4 года это — пустая трата денег.

Каждая мама сама решит для себя этот вопрос, мы же решили подождать как минимум до 4 лет.

В связи с этим возникает вопрос: чем заниматься с ребенком дома? Изучая эту тему, я пришла к следующим выводам:

  1. Главное, что должно развиваться в 3-4 года — . Однако, у здорового ребенка, живущего в обществе, речь развивается сама, без каких-либо усилий с вашей стороны. Как правило, трехлетнее чудо не замолкает ни на минуту.
  2. До 5-7 летнего возраста карапуз развивается в игре. И все, что ему нужно — как можно больше играть. И если вам хочется провести время с ребенком — лучше просто поиграйте.
  3. Если малыш в 5-7 лет не знает ни буквы, ни цифры, ни названия деревьев и не прошел ни одну «развивающую книжку» — не беда. Он прекрасно все это выучит в 5-7 лет. Более того, выучит гораздо быстрее, чем в четырехлетнем возрасте.
  4. До 5 лет ребенок очень нуждается в мамином внимании. А также — в принятии, любви и одобрении. Его еще рано заставлять учиться. Рано требовать каких-то знаний и навыков.
  5. Основа развивающих занятий для дошкольников — обоюдный интерес и удовольствие. То есть, если маме и ребенку нравится изучать буквы — изучайте наздоровье! Но только до тех пор, пока все от этого получают удовольствие.
  6. Ребенка до 5 лет нельзя испортить вниманием и отсутствием трудностей. Поверьте, он еще научится преодолевать препятствия. Работать над собой. Быть терпеливым и ответственным. Но всему свое время. До 5-7 лет большинство детей не готовы к этому.

Что мы делаем?

Я занимаюсь с дочкой каждый день в дневной сон младшего сына. Как правило, мы сидим вместе и читаем книги. Иногда — рисуем или лепим. Иногда — по просьбе дочки изучаем цифры и буквы (без ориентации на результат).

С недавних пор стали заниматься по программе "Школы трехлетки ". Но повторюсь, в этом нет большой необходимости! Лично мне очень нравится эта программа — она исследовательская, необычная, безумно интересная и разнообразная. Возможно, однажды напишу отзыв по ней.

Программа хороша тем, что в ней много идей, интересных трехлетке. Это подается в форме игры, затрагивает все сферы — и речь, и творчество, и ритмы, и исследование мира... Моя дочка с восторгом изучала тени с фонариком в темной комнате, осваивала рисование тушью, проводила эксперименты с театром теней и т.д.

Вы можете попробовать пройти открытое бесплатное занятие школы. Возможно, вам тоже понравится. Возможно — нет. Тут все очень индивидуально, важно найти свой подход.

Но в любом случае, про развитие детей в 3 года важно помнить только одно: малыш нуждается в игре и в общении с мамой. Остальное — второстепенно.

Видео о развитии речи:

Как только малыш достигает трехлетнего возраста, он во многом меняется. Зачастую детки в этом возрасте уже хорошо знают, чего они хотят и как добиться желаемого. Трехлетка - это уже настоящая личность со своими вкусами и предпочтениями. Но ребенок еще достаточно мал, чтобы совершенно не зависеть от родителей. Ему предстоит еще многому научиться. А помочь в этом могут взрослые.

Как и где организовать

Большинство деток в 2-3 года уже начинают посещать детский сад. Здесь

квалифицированные воспитатели занимаются с малышом по специальной программе. В компании своих одногруппников малышу учиться интересно и весело. В детском саду дети, как правило, быстро усваивают информацию. Но к сожалению, не все родители могут отдать своего ребенка в Прекрасные развивающие занятия для детей 3 лет можно проводить также и в домашних условиях.

Если ребенок не посещает детский сад, его развитием занимается мама или бабушка. В редких случаях нанимают квалифицированную няню. В любом случае рядом с малышом всегда находится взрослый, который не только следит за тем, чтобы ребенок был здоров и сыт, но и часто проводит занятия с ним.

Планировать развивающие занятия для детей 3-4 лет дома желательно в первой половине дня. В это время ребенок наиболее восприимчив к новой информации. Уроки должны вызывать интерес у ребенка. Если он отвлекается и не идет на контакт, занятия лучше перенести.

Вместе совсем нескучно

Выполнять простые задания желательно вместе с ребенком. Независимо от того, рисует малыш или собирает пазлы, необходимо делать это вместе с ним. Даже самое скучное занятие может превратиться в веселую игру, если взрослый будет делать все на одном уровне с ребенком.

Ребенка нужно постоянно хвалить. Даже если что-то не получается, он должен знать, что находится на правильном пути. Можно показывать готовую работу малыша родным и близким. Дополнительная похвала совсем не сделает из малыша зазнайку. А вот положительные эмоции и стремление к покорению новых вершин обеспечены.

Воображение - основа всех способностей

Незаурядный характер любого человека в огромной мере зависит от его творческих способностей. А основой любого творчества является воображение. Поэтому если

родители хотят воспитать по-настоящему неординарную и успешную личность, огромное внимание следует уделить воображению. Все, что должны делать хорошие родители - это не мешать ребенку. Все малыши являются большими фантазерами.

Родители должны быть внимательны к желаниям ребенка и его играм. Не стоит лишний раз одергивать малыша и советовать, как построить дом из конструктора. Малыш должен прийти к решению самостоятельно.

Многим родителям удавалось заметить, что ребенок интересуется нестандартными предметами. В карманах могут оказаться тюбики из-под зубной пасты, палки, подобранные на улице, или прищепки для белья. В это же время дорогие игрушки совсем не интересуют трехлетку. Это вполне нормально. Ребенок может играть с чем угодно. Основное, о чем должны позаботиться родители - это безопасность.

Развиваем моторику рук

Огромное внимание следует уделять развитию моторики детских ручек. Занятия с 3-летними детьми ускоряют умственное мышление и развитие речи. Ребенок становится

более внимательным и усидчивым.

Начинать занятия с малышом следует с изучения руки. Ребенок должен знать, сколько пальцев на ней, как называется каждый отдельный пальчик. Для этого родители могут нарисовать небольшой плакат, на котором будет изображена ладонь. Каждый пальчик можно окрасить в свой цвет. Так ребенок сможет запомнить названия гораздо быстрее.

Прекрасно развивают моторику детских рук специальные тренажеры, которые можно изготовить самостоятельно. Это может быть небольшая картонка, обшитая тканью. На нее следует поместить шнурки и несколько видов застежек. Застёгивая кнопочки и пуговички, завязывая узелки, малыш будет развивать свои пальчики.

Уже с трёхлетнего возраста можно начинать подготавливать ребенка к письму. Для этого в продаже имеются специальные прописи для самых маленьких. Занятия нужно начинать с наиболее простых заданий. Пускай ребенок обводит кружочки и ставит палочки. Такие уроки помогут ему быстрее научиться правильно держать ручку.

Фантазируем и рисуем

Рисование способствует развитию воображения у малышей и также прекрасно

развивают моторику пальчиков. Ведь чтобы получилась красивая картина, нужно правильно держать в руках кисточку и карандаши. трех лет обязательно должны включать уроки рисования.

Начинать нужно с самого простого. Ребенок должен научиться рисовать предметы правильной формы - круг, квадрат, линию. Вместе с малышом можно нарисовать полянку, солнышко, домик. Первые рисунки лучше создавать вместе, чтобы малыш смог запомнить технику.

Немалой популярностью пользуются развивающие занятия для детей 3 лет с использованием пальчиковых красок. Для урока лучше использовать большой ватман. На огромном листе малыш в полной мере сможет проявить свою фантазию. являются абсолютно безопасными для детского здоровья. Их можно использовать уже с самого раннего возраста. Не беда, если ребенок захочет попробовать понравившийся цвет на вкус.

Изучаем буквы

умственное развитие, а также способствует расширению кругозора. Но прежде чем малыш научится читать, он должен освоить алфавит. Первые развивающие занятия для детей 3 лет дома стоит начинать с простого чтения вслух. Для этого надо выбрать большую красочную книгу со сказками. Ребенок должен не только на слух воспринимать информацию, но и видеть страницы.

Малыш должен ежедневно сталкиваться с буквами. Можно приобрести специальные пазлы с изображением алфавита. Не стоит также прятать от ребенка книги, боясь что он их испортит. Часть литературы, конечно, пострадает. Но ежедневно видя текст, ребенок сможет обучиться чтению гораздо быстрее.

Поможет быстрее выучить алфавит большой яркий плакат с изображением букв. Его следует повесить на самое видное место в детской комнате.

Изучаем английский с трехлеткой

Существует мнение, что в раннем возрасте малыши поддаются обучению иностранным языкам в наибольшей мере. В любом случае развивающие занятия для детей 3 лет, предполагающие изучение английского, не будут лишними. В этом случае ребенок сможет гораздо лучше воспринимать другие иностранные языки уже в школьном возрасте.

Занятия для детей 2-3 лет не должны быть навязчивыми. Начать процесс можно с просмотра мультиков на иностранном языке. Тем более что в раннем возрасте малыша мало интересует, на каком языке разговаривают герои. Чтение ярких книжек на английском также пойдет на пользу.

Иностранный язык можно учить также и на прогулке. Мама может рассказывать ребенку на иностранном, что она видит вокруг себя. Начинать лучше с наиболее простых слов.

Сегодня существует немало специальных мультфильмов, которые предназначены специально для изучения иностранного языка с маленьким ребенком. Огромной популярностью пользуется мультсериал «Даша-путешественница». Маленькая девочка в достаточно простой форме обучает малышей простым словам.

Физические занятия с малышом

Физическое развитие ребенка дошкольного возраста имеет огромное значение.

Родители должны постепенно подготавливать малыша к более серьезным нагрузкам в будущем. Первое, что должны организовать близкие для ребенка - это утренняя зарядка. Всего несколько минут утром можно уделить простым упражнениям. Занятия для детей 3-4 лет нужно проводить до завтрака.

Нельзя пренебрегать ежедневной прогулкой на свежем воздухе. Можно взять с собой мяч или воздушного змея. Развивающие занятия для детей 3 лет можно проводить в парке или на собственном дворе. На улице можно также заняться чтением, изучением английского или окружающей природы. Главное, чтобы прогулка не утомляла ребенка и вызывала у него большой интерес.

Тесто

Тесто вполне можно использовать за место пластилина – замечательный материал для лепки! Оно легко мнется, меньше пачкается, и не будет ничего страшного, если ребенок случайно проглотит кусочек. Тонкий, раскатанный пласт теста может использоваться как основа для картины из любого подручного материала – пуговиц, желудей, спичек, круп, веревочек, ниток, проволоки семечек, веточек и т. д. Разминание теста – увлекательное занятие для малыша, пока мама на кухне.

Пластиковая бутылка.

Для развлечения малышей можно сделать игрушку для развития мелкой моторики. Взять пустую 5-ти литровую пластикувую бутылку с широким горлом, и крышки от пластиковых бутылок из под лимонада или мин.воды. Ребёнок будет с удовольствием сначала доставать крышечки, а потом их обратно засовывать. Дети с удовольствием играют в эту игру, а потом можно крышки ещё раскладывать по цвету в кучки.

Поиграем в макарошки (от 2 лет)

Приготовим макаронные изделия, чтобы они были не мелкие (спиральки, бантики,ракушки и др.) Лучше купить для игры специально разноцветные, перемешать их в пластиковом судочке. Усадить кукол, поставить им тарелочки из детской посудки и разложить каждой куколке свою кашку. Можно ставить её на плиту варить, тщательно размешивать. А мальчикам можно раскладывать в несколько маленьких машинок – грузовичков и пусть отвозят на стройку стройматериалы(брёвнышки, трубы и др.)Можно придумывать разные сюжетные игры. Играть под присмотром взрослых. Автор Л.Исакова.

Кукольный театр

Можно устроить с ребенком, взяв для него нераскрашенные деревянные ложки. Раскрашиваем в тех героев, которые нам понадобятся, одеваем одежки на резиночке. Куклы готовы! А за деревянную спрятанную ручку очень удобно держать даже самым маленьким.

Шнурочки

Дайте ребёнку пару листов плотного разноцветного картона и дырокол. Попросите ребенка сделать на картоне множество дырок с помощью дырокола. Когда работа будет закончена, вручите малышу шнурок. Закрепив его в одной из дырочек узелком,попросите создать узоры. Это похоже на развивающие игры под названием«шнуровка», но ведь полотно полностью сделано самим ребенком! А потому игра будет воспринята совершенно по-другому. Создавать узоры можно по-разному, используя разноцветные шнурки, почему бы не попытаться шнурком «рисовать» знакомые и незнакомые образы и фигуры. Автор Л.Исакова.

Баночки, скляночки, тюбики, пузырьки

Одна из излюбленных детских «игрушек». Часто родители боятся их давать детям – мало ли разобьют, поранятся. Но небольшую стеклянную банку, например, из под детского питания, очень не просто разбить. В прозрачные баночки гораздо интереснее все складывать – видно же все. Маленькие баночки можно использовать для обучения ребенка пересыпанию круп, переливанию жидкостей. Переливать с маленьким ребенком лучше в ванне, иначе все вокруг будет залито водой.
Огромное удовольствие ребенку доставляет откручивать и закручивать крышки. Дайте годовалому малышу чисто вымытый тюбик из под крема, и вы его займете минут на 30. В банку можно насыпать крупу (гречку, горох, пшено) или семечек, или мелких орешков. Получится отличная погремушка!

Волшебная сумочка

Возьмите свою старую сумку, положите в нее баночки от старых кремов, пудры, и губных помад (вымытые), пустые коробочки, крупные пуговицы, ручки без стержней, старый телефон, пульт от телевизора, блокнотик, карандашик и прочую ерунду (не острую, не грязную и не опасную для малыша). Можно разложить во внутренние карманчики и закрыть замочки и дайте ребенку на растерзание. Дети с игрушками столько не возятся, сколько с этими «сокровищами». А уж если Вы не поленитесь засунуть в пустые коробочки всякие мелочи, у Вас появится масса свободного времени, а малыш получит замечательное развлечение. Маленького человека интересуют только «взрослые» вещи! Автор Л.Исакова.

Игрушки из киндер-сюрприза.

Насыпать в коробку крупу, спрятать туда игрушки из киндер сюрприза. Ребенок наблюдает. Потом предложить их найти. Малыш с удовольствием разгребает крупу и находит спрятанные игрушки. Эта игра проводится только под присмотром взрослого!

Помпоны, клубки

Помпоны – замечательные маленькие мячики! Если оторвались от шапки – не спешите выбрасывать. Можно придумать с ними множество увлекательных . Можно использовать просто как мячик – кидать, ловить, мять такой одно удовольствие. Можно играть с ним в «стаканчики». Берем несколько одинаковый стаканчиков одним накрываем помпон и меняем местами стаканчики. А малыш пытается найти. Можно катать с гладкой наклонной поверхности, изучать по ним цвет и счет. Заинтересовался клубком – замечательно! Пусть крутит его, вертит, мотает, тянет за ниточку. Попробуйте вместе смотать клубок. Так же можно использовать в детской игре вышедшие из строя технические приборы (телефоны обычные и сотовые, калькуляторы). Настоящие предметы нравятся малышам значительно больше, чем игрушки.

Крупные скрепки

Высыпьте на лист белой бумаги коробочку очень крупных цветных скрепок. Оказывается,из них можно создавать различные силуэты и обводить их. А также можно соединить длинную цепочку возить автомобиль, или соединить несколько автомобилей, бусы для мамы или бабушки. Занятие очень продолжительное и увлекательное. Чем старше ребёнок тем мельче скрепочки. Моя дочь играла с ними с удовольствием! Попробуйте сами, а потом предложите своему маленькому творцу. Автор Л.Исакова.

Контейнеры от Киндер-сюрпризов

Для самых маленьких, месяцев с 4-х: в контейнеры из под киндера насыпать разную крупу: горох, рис, гречку, манку, макароны, получаются погремушки с разными звуками. Чтобы малыш не рассыпал и не засунул крупу себе куда-нибудь, можно использовать полиэтилен для пасхальных яиц.Так же отрезаете, одеваете, опускаете в кипяток. Готово! Красиво, привлекательно, безопасно!!!

Молнии, шнурки, завязки, веревочки, застежки

Мы часто покупаем специально для тренировки мелкой моторики развивающие игрушки, шнуровки, планшеты, которые состоят из всевозможных молний, застежек, завязок. Только зачем покупать, если пряжки есть на каждом ремне и туфлях, на ботинках- шнурки, на одежде – пуговицы крючки и молнии, пуговицы.. Покажите назначение этих предметов на настоящей одежде. В любом доме есть старая, вышедшая из строя одежда и обувь, которую можно вычистив, отдать малышам для игр. Покажите малышу как плести косички из ленточек, шнурков и веревочек, как застегивать пряжки.

Полотенца, простынки, тряпочки, мешочки

Тренируем тактильное восприятие. Их малышам очень полезно мять и щупать. И даже грызть. Ведь полотенца и тряпочки из различных тканей могут иметь совершенно разную структуру. Совсем маленькие могут играть в «ку-ку» или в прятки мять щупать и грызть ткани различной текстуры. Из полотенца или пеленки можно сделать импровизированный мешочек, накидку, под который складываем различные предметы, а ребенок их на ощупь пытается узнать. Можно из простынок и полотенец делать домики, даже гамаки и качели для кукол. Тут малыши могут сами учится вязать узлы и конструировать.

Крупы, соль

Обычная крупа скрывает в себе огромное количество возможностей по развитию мелкой моторики Мелкую крупу и соль можно использовать для пальчикового рисования. Для этого надо высыпать крупу на поднос ровным слоем. Сначала порисуйте сами. Главное – заинтересовать, увлечь малыша. Проведите пальчиком по крупе. Поучится яркая контрастная линия. Потом возьмите пальчик ребенка. Пусть малыш сам нарисует несколько хаотичных линий. Когда ребенок освоится, можно переходить к рисованию узоров. Сначала рисует мама, затем пробует малыш. Рисовать можно все, что угодно: хаотичные линии, домики, круги, заборы, облака, спирали, лица.Можно изучать форму, буквы и цифры. Рисованием лучше всего заниматься на кухне и сажать малыша так, чтобы он не рассыпал поднос с крупой в трудно доступные места, куда не залезает пылесос Крупную крупу (гречку-ядрицу, горох, фасоль) можно использовать для выкладывания картинок, так же как и из спичек, пуговиц и ватных палочек. Соответственно, подходит она и для аппликаций. Пересыпать крупу интереснее всего в прозрачной посуде.