Языческая символика якутов и ее назначение. Якутские амулеты: значение орнаментов

У многих народов украшения и орнаменты служили в качестве защитных талисманов. Например, на якутские обереги наносились символические узоры, имевшие сакральный смысл. По рисунку, нанесенному на предмет, определяли, для чего и кому он предназначен и какому роду принадлежит. А также различные изображения были посвящены Богам и призваны покровительствовать во всем людям.

История амулетов

Якутские обереги имели двойное значение, их использовали как украшения и они призваны были защищать обладателя от злых духов и сил. Их делали из шкур животных, позже - из металла. Кузнецы, умевшие выковать тончайший орнамент, считались шаманами. По форме и узору многих предметов можно было узнать о статусе и положении человека.

У якутов, например, по серьгам узнавали, замужем женщина или девушка на выданье. Пояс на мужчине использовался как амулет и указывал, какой он охотник и что за положение занимает в обществе. По орнаменту на сосудах было видно, какие из них предназначены для жертвенных приношений, предметы бытового обихода имели другие рисунки. Защитными талисманами в виде колокольчиков из медвежьей шерсти украшали коней, чтобы те отпугивали злые силы.

Виды талисманов


Когда девушка надевала свадебный костюм, то все украшения на ней должны были ее защитить от негатива.

Самыми красивыми были украшения якутских девушек, а невеста имела очень богатый наряд. Из украшений были кольца, браслеты, серьги, нагрудные и наспинные подвески. Они не только украшали девушку, но и имели защитное значение, защищая чакры обладательницы. На мужской наряд нашивали ромбовидный орнамент, состоящий из пяти ромбов, символизировавших пять стихий. А также украшался пояс, в середине каждого элемента был круг, как женский знак. Этот атрибут тоже призван был защищать владельца от злых духов.

Особое значение имели серьги, они определяли статус обладательницы. Они имели плоскую форму, повторяющую изгибы женской фигуры. Круглый проем в них посредине говорил о том, что женщина замужем, а подвески на сережках указывали о детях. Национальная шапка тоже украшалась сакральными символами, она не только защищала от холода, но и охраняла голову от внешнего влияния.

Символы и орнаменты

Якутские традиционные обереги:


Для девушек украшения изготавливались с элементами цветов.

  • Узор лировидной формы или женской фигуры. Представляет собой символ плодородия и развития. Чаще всего такой вид имели серьги, девочкам-подросткам подходили украшения в виде бутона, а распустившимся цветком украшались сережки девушки.
  • Рисунок в облике аиста. Защищал женское счастье, преданность и верность, жизнь и продолжение рода.
  • Узор в виде геометрических фигур. Означал природные стихии, например, солнце имело очертания круга, а знаки внутри отображали его связь с внешним миром.
  • Орнамент в образе лошади или оленя. Их связывали с движением вперед, это знаки возрождения и вечного обновления в природе.
  • Рисунок на украшениях в форме дерева жизни. Символизировал духовную и созидательную силу народа.
  • Растительные узоры с очертаниями листьев березы. Они означали чистоту и вдевались в уши невест как сережки.
  • Орнамент, повторяющий изгибы растений. Представляет собой знак плодородия и достатка.
  • Украшения в облике рыб. Символизировали благополучие и богатство.

У северных народов считалось, что в мире много злых духов, способных навредить человеку. И на своих амулетах они никогда не изображали людей.

Якутский орнамент в оберегах, в зависимости от их значения, влияет на человека, если их дарят с добрыми пожеланиями, а также охраняет от сглаза и недобрых сил. Трафареты узоров, которые используют якуты в своих украшениях, показаны здесь:


При изготовлении традиционных украшений люди данной народности могут использовать различные узоры.
  • prntscr.com/l0edwy;
  • prntscr.com/l0efde;
  • prntscr.com/l0efog;
  • prntscr.com/l0efx2;
  • prntscr.com/l0eg61.

Северные народы бережно хранят свои традиции и используют сакральные орнаменты, украшая ими одежду или в украшения. Якутские мастера изготавливают их не только из серебра, которое очень ценилось в давние времена, а, но и из золота и драгоценных камней. Такие талисманы охотно носят модницы по торжественным случаям. Более простые украшения можно использовать ежедневно, главное их свойство, как и у всех оберегов, это чистота помыслов и бескорыстие.

О якутских украшениях, по большому счету, известно немного. Хотя упоминания о металлических изделиях якутов встречаются, начиная с самых ранних письменных источников путешественников и первооткрывателей Ленского края, но в этнографической литературе дореволюционной Якутии сведения о них во многом отрывочны и носят фрагментарный характер.

В целом, как пишет в своих трудах «Традиционные металлические украшения якутов XIX - начала ХХ вв.: Историко-этнографическое исследование» Саввинов Анатолий Иванович, якутские украшения отличаются архаичностью форм, самобытностью конструкции и художественного стиля. Характерной особенностью являются строгая ансамблевость форм, торжественность. Якутские серьги в основном были трех видов: бусиные серьги (туорах ытар5а), серьги-колечки (колооско ытар5а), серьги с подвеской (тугэхтээх ытар5а). Традиционные якутские серьги обычно делались из серебра, как и все украшения, обычно низкопробного. В отличие от среднеазиатских и других народов якутские традиционные серьги не имели вставок из цветных камней.

До влияния русской культуры якутские серьги были проволочными в виде знака вопроса, - рассказала нам Капитолина Яковлева, доцент кафедры всемирной истории и этнологии исторического факультета СВФУ, кандидат исторических наук. - Они часто шли с черными, белыми и синими бусинами. Но такие серьги также были распространены по всей Евразии. В Сибири такие украшения были у алтайцев, хакасов, тувинцев. Женщины носили такие серьги по две-три в каждом ухе. К сожалению, наши исследователи не пишут, что в якутской культуре это что-то обозначало. Но, например, у народов Амура это имело особое значение, вплоть до того, есть ли у женщины дети. Кстати, у них еще были серьги в носу, которые означали, что женщина бездетная.

Позже такие якутские серьги начинают усложняться, бусины заменяются полыми подвесками. Они могли быть даже монетой. Далее появилось очень много различных форм. Исследователи пишут, что имеется более 30 вариантов. Серьги-цветочки, колокольчики, елочки, сиэль, ханха и т. д. Есть мнение, что традиционной формой якутских сережек считается лировидная фигура, состоящая из двух зеркально образованных S-образных форм. В быту мы привыкли называть ее «в форме женщины».

Стоит отметить, что многие люди связывают украшения такой формы с оберегами под покровительством богинь плодородия, чадолюбия, хранительниц природы и материнства - Иэйэхсит и Айыысыт. Известно, что в якутской культуре данная форма олицетворяет женское начало, а подвески по середине и снизу - детей. Лировидный орнамент подходит молодым девушкам, для замужних женщин и невест. Если рассматривать историю возникновения самой формы лиры, то она достаточно спорного характера. Существует множество предположений о происхождении, семантике орнаментального мотива. В целом традиционный состав якутского орнамента носит самобытный характер, хотя в нем нетрудно обнаружить отдельные элементы восточных стилей и характерные мотивы русского народного искусства. Это сейчас мы видим женщину, а исследователи говорят, что серьги в форме лиры пришли в якутскую культуру под влиянием русской культуры.

В старину на Руси существовали такие русские серьги под названием «голубцы». Их форма состояла из образов двух птичек, соединенных и смотрящих в разные стороны. По одной из версий, именно эти «голубцы» и сформировали форму лиры. К слову, такие же украшения есть и у татар. Они такие серьги называют «русскими серьгами». Но татары называют их не лировидными, а миндалевидными. Такие же украшения есть у алтайцев. У них серьги один в один похожи с якутскими, но если наши выполнены полностью из металла, то у них подвески из бусин, - рассказывает Капитолина Максимовна.

У якутов существует целый ряд поверий и обычаев, связанных с использованием металлических украшений. Помимо известной лировидной формы, которая означает плодородие, в современности также используются узоры в виде оленя и стерхов. Так, например, олень – дух леса и защитник природы в якутской мифологии. Украшение с ним олицетворяет неразрывную связь человека и природы, благородство, величие и грацию.

Также наиболее часто можно встретить на молодых девушках серьги с фигурой стерхов. Украшения с ними означают чистоту и свободу. Серебряные сережки с танцующими стерхами призваны оберегать женское счастье. Считается, что они должны быть обязательно парными и их нельзя ни в коем случае разделять, чтобы не разрушить семейную жизнь.

Имеется также мнение по поводу якутских серег, что количество подвесок снизу символизирует будущее потомство женщины. То есть сколько висюлек – столько детей хочет иметь молодая девушка. Но есть и другая версия, согласно которой, это не будущие отпрыски, а уже рожденные.

Все эти интерпретации, я думаю, люди придумывают сами. Культуре свойственно меняться, обогащаться. Значение символики всегда изменяется. Украшения диктуют и декларируют поведение владельца, а также воздействуют на сознание окружающих, организуя, в свою очередь, их поведение, - считает Капитолина Яковлева.

В настоящее время, как правило, не носят старинные украшения за исключением отдельных их видов. В основном в большом ходу несколько видоизмененные, осовремененные серебряные и золотые украшения в национальном стиле. Настоящие стопроцентные традиционные украшения хранятся в музеях. В современных реалиях их сложно носить не только из-за вида, но и из-за веса. Сейчас современные мастера изготавливают облегченные варианты, добавляя к традиционным формам свою фантазию. Но тем не менее сохраняя основные мотивы.

Евдокия САМСОНОВА

Материал подготовлен с использованием материалов диссертации кандидата исторических наук Саввинова А.И. «Традиционные металлические украшения якутов XIX - начала ХХ вв.: Историко-этнографическое исследование»

V. ХУДОЖЕСТВЕННО-КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО ШИТЬЯ

Семантика цвета в традиционном шитье

Самым выразительным средством в традиционном шитье является цвет. Тем, кто занимается национальным шитьем, необходимо владеть цветовой грамотой, которая поможет избежать грубых ошибок при создании изделия.

В науке о восприятии цвета (цветоведение) существует классификация единого цветового спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Между ними различают еще множества переходных цветовых тонов и оттенков. Такие цветовые краски называются хроматическими. Белый цвет, черный и оттенки серого цветов - ахроматическими. Цвета условно распределяются на две группы: теплые и холодные. Теплые - красный, оранжевый, желтый - напоминают о солнце и тепле. Холодные - зеленый, голубой, синий, фиолетовый - о холоде.

Якутский хроматизм примерно выглядит таким образом:

красный - кыһыл; оранжевый - кыһыл ара5ас, арыы саһархай; желтый - ара5ас, саһархай; зеленый - от куэх; голубой - халлаан куэх; синий - унаар куэх; фиолетовый - эһэх кыһыл.

На первый взгляд, по этой классификации названия цветовых оборотов кажутся ограниченными, т.е. два цвета в якутском хроматизме вроде бы обозначены одним названием. Например, красный, фиолетовый - кыһыл, желтый, оранжевый - саһархай, голубой, синий, зеленый - куэх. Анализируя архаичные названия цветового восприятия якутов, можно наблюдать довольно широкий спектр цветовых обозначений. Они наиболее живописные и выразительные.

В традиционном шитье восприятие цвета сложилось естественно, в условиях окружающей природы. Теплые тона натуральной кожи и пушного меха традиционно сочетались с холодными сине-голубыми тонами в сочетании с черным цветом бисерной вышивки. Такой выбор цвета у мастериц не был случайным, так как каждый определенный цвет нес в традиционной культуре якутов свою смысловую нагрузку. В частности, белый цвет - цвет рождения и смерти, во многих религиях он наделён божественным смыслом, в традиционном понятии якутов выступал как символ солнца и отражал Верхний небесный мир. Таким образом, эпитету «белый» - «юрюн» в якутском фольклоре придается священное значение.Белый цвет также ассоциировался и со снегом, льдом, к ней приписывались характеристики: чистый, независимый, божественный. Он несколько успокаивает. В олонхо очень часто встречаются понятия: «Юрюн Аар Тойон» (Белый Господин Творец), «юют манан халлаан» (молочно-белое небо) или «юрюн кунум» (белое солнце мое). В старину на приветствие «Как живете?» - отвечали «Юют тураан ючюгэй» (хорошо, как белая молочная гладь). Таким образом, белый цвет связан с окружающей средой и является также символом жизни, счастья, всего светлого. Раньше он использовался как цвет, олицетворяющий материнскую душу (ийэ кут).

В якутской культуре синие, голубые цвета ассоциируются с небесным пространством, воздухом. К этим цветам можно приписывать психологические характеристики: чистый, уводящий в пространство, направляющий. Эти цвета являются символами синего бездонного космоса с «голубым дыханием» (кюёх тыын), а также «салгын кут» (воздух-душа) и считались нашими предками знаками развития, «расцвета жизни».

Традиционным смыслом черного у некоторых народов является пустота и отсутствие света, горе и смерть, он соответствовал мрачности, угнетал. В понятии якутов темные тона серого, коричневого цвета, в том числе черный, символизируют землю-матушку и олицетворяют «землю-душу» (буор кут) человека. Как правило, шубы «бууктаах» и «кытыылаах сон» оторачиваются черным сукном или мехом темного цвета. Якуты верили, что «буор кут» (земля-душа) похожа на коричневую вошку с рогами и находится в ушах человека.

Позднее излюбленным цветом у мастериц, олицетворяющим материнскую душу - «ийэ кут», стал красный цвет, который является символом огня, крови, тепла. Красный использовался и как отпугивающий демонов-абаасы цвет, и он встречается в бахромках чепраков, колчанов, шаманского костюма. Алый красный цвет якуты называли «хаан кыпыл» (алая, как кровь), желто-красный - «уот кыһыл» (как цвет огня). Он ассоциировался и с женской природой, давал ощущение близкого, родного и кровного. Вставки на передней и задней части навершия шапки обязательно отделываются красным сукном.

Зеленый цвет мало эмоционален, связан со спокойствием, с окружающей средой: «мутукча куэх», «от куэх» - цвет травы, зелени. В окантовке шубы и атрибутов конского убранства этот цвет олицетворяет возрождающиеся силы природы и является символом молодости (кэнчээри ыччат). Цветовое обозначение темно-зеленого цвета иногда обозначается и словом «хара»: дьодум хара, кэнкир хара - темно-зеленый цвет, унаар хара - светло-зеленый цвет. Живописно описываются цветовые обозначения зелени: алтан куэх - золотисто-зеленый цвет, укэр куэх - бледно-зеленый цвет, ача куэх - желто-зеленый цвет, таалай куэх - серовато-зеленый цвет, тыргыл куэх, чээчэ куэх - ярко-зеленый, кылбары куэх - сине-зеленый.

Излюбленным цветом якутов является и желтый цвет и его оттенки: желто-красный - «саһархай», оранжевый - «арыы саһархай» (желтое, как масло), рыжий - «саһыл саһархай» (рыжий, как лиса).

Если в прежние времена выбор определенного цвета в традиционном шитье был обязательным, так как значение цветовой символики предметов и одежды имели культовое значение, то в наше время традиционные цвета в национальном костюме и изделиях можно изменить. Можно применять бесконечное разнообразие цветов и оттенков. Но нужно отметить, что определенный этнический выбор цветовой гаммы, соблюдение символических значений декора должен придерживаться в шитье фольклорных и особенно обрядовых видов одежды.

Виды якутских орнаментов, применяемые в шитье

В материальной культуре якутов все орнаменты, наносимые на изделия, имеют свое сакральное значение. По общему виду их можно разделить на растительные, геометрические, зооморфные (звериные). Антропоморфные (человекообразные) виды орнаментов обычно не используются широко в орнаментальном искусстве якутов. Они встречаются лишь в шаманских атрибутах. Излюбленными узорами-знаками в традиционном шитье были растительные и геометрические: «дьураа» или «курдааһын ойуу» (прямая линия), «таналай ойуу» (двухсторонний зигзагообразный мотив), «тынырах ойуу», «сарбынньах ойуу» (небесный мотив орнамента), «айа ырбата» (стреловидный мотив), «кесюр ойуу», «кегёр ойуу» (лировидный мотив), «сюрэх ойуу» (сердцевидный мотив), «кюн», «туосахта» (круг), «харысхал бэлиэлэрэ» (оберегающие знаки).

Прямые линии «дьураа» или «курдааһын ойуу» в вышивальном искусстве якутов применяются во всех изделиях как окантовка краев изделий. Обшиваются вокруг основного мотива орнамента прямыми бордюрными линиями вышивкой цветными нитками, серебряными бляшками или прострачиваются бисером из трех цветов (синий, белый, черный), ограждая от проникновения злого духа (рис. 32)

Распространенный в якутском орнаментальном искусстве «таналай ойуу» часто используется в ручной вышивке. Зигзагообразные линии, идущие параллельно друг другу, напоминают контуры извилин на нёбе рогатого скота, которое и называется «таналай». Узор, если вышивался бисером, назывался «кэдьинэ таналай», но вышивается он и цветными нитками, и конским волосом. Узор «таналай» - самый древний, типичный вид орнамента. Магическое значение орнамента «таналай» связано с древним пониманием человека о том, что этот орнамент является соединяющим звеном - лестницей между миром земным и верхним миром высших божеств. В земном мире судьба и счастье человека зависят от их благосклонности. Видимо, поэтому вышивку «таналай» использовали только по нижней части одежды - в набедренниках, рукавицах и обуви.

Мотив «таналай» также известен узбекам, казахам и киргизам. В частности, у памирских киргизов он применяется при орна¬ментации посуды. На языке киргизов «таналай» также означает «нёбо», очертания данного орнаментального мотива у киргизов очень схожи с якутским орнаментом «таналай» (рис. 33).

О семантике лировидного мотива - «кесюр ойуу» - существуют различные версии. Лировидная форма является и символическим образом пробивающегося из земли растения. Лировидный мотив распространен в орнаментике многих народов. Его рассматривают как мировое древо - древо жизни, древо плодородия, древо восхождения Он имеет апотропеис-тическую и благопожелательную функции. Лировидный мотив также связан с космологическим воззрением якутов, является символом роста, развития, стремления к свету, к высшим божествам Айыы. Средний главный лировидный мотив называют «ийэ кэҕуэр», устремившиеся от него в разные стороны ветви - «оҕо кэҕуэр», они являются, одновременно символом зарождения новой жизни, плодородия, богатства.

Лировидный мотив в орнаментальном искусстве символизирует благословение на развитие и процветание в Срединном мире, поэтому обязательной традицией в вышивке этого орнамента является его симметричность и вертикальное расположение. По орнаментальным канонам якутских мастериц только распустившиеся из основного мотива побеги могли устремиться на все четыре стороны. Но иногда перевернутый лировидный мотив в обуви выступает как символ предупреждения об опасности. Видимо, таким образом мастерицы через вышивку обуви ограждали себя от демонов и злых духов Нижнего мира (рис. 34).

Основу стреловидного орнамента, называемого «айа ырбата» , составляют дуги и отходящие вверх от дуг стреловидные фигуры, используемые в орнаментальном искусстве якутов в основном как оберегающий, предупреждающий знак. Значение названия узора указывает на то, что, возможно, он носит магико-охранную функцию. Это подчеркивается и расположением мотива орнамента - по краям одежды, предметов быта. Возможно, таким образом человек старался ограждать себя от влияния различных злых духов (рис. 35).

Арочные мотивы «тынырах» , «сарбынньах», вышитые бисером, встречаются на вещах и одеждах празднично-ритуального назначения, особенно связанных с кумысопитием, и являются символом девятиярусного неба, обители Верховных божеств (рис. 36).

В ином варианте этот мотив называют «биэ эмиийэ», символизирующие знаки моления божеству конного скота Дьесегей Айыы. В вышивке также встречаются орнаменты, связанные с культом плодородия рогатого и конного скота: «ынах ойуу», «дьеһегей айыы бэлиэтэ» (рис. 37).

Крестообразный мотив распространен у многих народов и уходит своими корнями во времена гораздо древнее христианства. Равноконечный крест, по данным самобытного орнаментального искусства якутов и их бытовых суеверий, является символом солнечного света и летнего творческого тепла, а также графическим изображением древнего степного бога солнца саха. Крест служит символом защиты и спасения. В связи с эпидемией оспы и кори у якутов сохранилось понятие «кириэстэтэр» (налагать крест). Так называли случаи легкого заболевания, предохраняющие человека от повторных заболеваний. Дух болезни как бы налагает на человека знамения креста в знак того, что он в дальнейшем будет пощажен. Духи, насылающие эпидемию оспы и кори, представлялись в образе русских женщин. Возможно, эпидемии этих болезней были связаны с русскими переселенцами. Поэтому считалось, что от них можно защититься знаком креста - символом христианства. Крестообразный мотив можно рассматривать и как ромб с «процветшими» углами, известный в языческой символике как древнейший символ плодородия. Семантика крестообразного мотива в якутском орнаментальном искусстве выполняет функцию своеобразного оберега. Использование такого крестообразного мотива, как оберега для охраны жилища и душ человека, выявлено и у многих народов.

Такие символы на передней части одежды имели «оберегающие» и «благопожелательные» функции (рис. 38).

Сердцевидный узор традиционно используется всегда в декоре нарядных рукавиц, набедренников, чепраков, кычымов. Пышное цветение сердцевидного мотива в орнаментике всех народов является символом любви и согласия. Он не похож на распространенный в якутском шитье лировидный мотив. Средний, основной, мотив имеет форму распространенного мотива сердечка. По вертикальной оси орнамента располагаются три мотива деревца, они не соединяются, как обычно бывает в лировидном мотиве, одним стволом. Рисунки мотивов верхнего, устремленного вверх, среднего, который вписан в сердцевину, и нижнего мотива являются мотивами распространенного мотива деревца - трилистника, гоггилистника или семилистника. Нижнее деревце, обычно уходит верхушкой вниз. Очевидно, эти мотивы определяют трихономическое деление Вселенной на небо (место обитания богов), средний мир, обитаемый людьми-айыы, и подземный демонический мир, где живет большая часть демонов - абаасы. Таким образом, данная композиция орнамента четко показывает воображаемый мир предков: космическое пространство в разных измерениях - вертикали соответствуют верхушки, стволы и корни деревьев, а горизонтальным направлениям - ветвистые линии, отходящие от сердцевины орнамента. Данный узор обычно вышивается распространенным типом вышивки «таналайдыы анньыы» (рис. 39).

Круг - розетка , как изображение солнца, осмысливается в орнаменте многих народов. У якутов орнамент круга связывает человека с окружающей средой, олицетворяет богатство и силу, служит знаком принадлежности к солнечному миру. Серебряный круг солнце - «кун», «туосахта» - в головном уборе у якутов означается как символ самого высшего божества - Урун Айыы Тойона. Круг «туосахта" на головном уборе якутской невесты олицетворяет еще и жизненную силу или «кут» девушки. Серебряный круг в головном уборе используется и в качестве оберега от влияния всевозможных отрицательных сил природы, демонов-абаасы (рис. 40).

В якутской вышивке в основном встречаются и растительные мотивы - витые орнаменты с побегами, символизирующие богатство растительности среднего мира. Их называют «эрбэлдьин», «эрэдэһин», «лоһуор ойуу» . Гирлянды ветвей и листьев, цветов и лепестков входят в мотивы вышивок мягких материалов, вышиваются золотыми, серебряными или цветными нитками (рис. 41).

Трех-, пяти- и семилистные побеги «унугэс ойуу» символизируют зарождение новой жизни, являются символом молодости, благословением к их росту и процветанию (рис. 42).

Распространенный у многих народов орнамент «бараньи рога» - «кой муоһа, «почки» - «буэр ойуу» существует и в якутской орнаментике. Выполняется вышивкой бисером и цветными нитками и является священным орнаментом-оберегом, символом защиты (рис. 43).

Треугольный мотив орнамента «ураһа» является символом, благословляющим на процветание рода, или орнаментом, свидетельствующим о происхождении носящего из знатного рода (рис. 44).

Штампованные бляшки, пришитые прямой линией, называются «муравьи» - «кымырдаЗас ойуу» . Такие мотивы созданы в результате пытливого наблюдения над живой природой. Муравей, оса, паук - особо почитаемые насекомые. «Будь сильным, трудолюбивым и плодовитым, как муравей» - благословляют такие мотивы. Орнамент производился вышивкой бисером и нитками, налепкой кож или металлическими бляшками. Этим орнаментом отделывались мужская и женская одежда, охотничьи колчаны, верховая упряжь (рис. 45).

Конструктивные особенности конского убранства

Комплект конского убранства состоит из чепрака (албара), двух кожаных или суконных лопастей по бокам (кычым) и накидки для седла (дэпсэ). Чепрак является главным в убранстве коня, предназначен для крупа коня, имеет трапециевидную форму. В дохристианское время чепраки изготовлялись из лосиной ровдуги и конского волоса. С появлением мягких материалов конское убранство стали изготовлять из суконных материалов красного, черного и, реже, зеленого цвета.

В зависимости от предназначения имеются несколько видов чепрака. Самый маленький, кулунчук чаппарааҕа, - для жеребенка. Оформляется ручной вышивкой из ниток мулине в технике «таналай анньыы», количество кисточек - три. Средние чепраки вышиваются серебряной ниткой или обрабатываются суконной аппликацией в традиционном стиле шитья «кыбытан-аттаран тигии», используется для обрядовых целей на празднике ысыах. Количество кисточек доходит до семи. Самый большой чепрак, предназначенный для убранства верхового коня невесты, вышивается сплошь цветным фарфоровым или бесцветным стекловидным бисером и серебряными бляшками круглой и квадратной формы. Количество кисточек доходит до девяти.

Обычно шитье чепрака начинают со средней части, которая обычно имеет трапециевидную форму. После завершения вышивки ниткой или бисером можно приступить к построению общей конструкции чепрака. Технологический этап построения формы чепрака (рис. 48, а, б, в):

1. Начертить на бумаге форму вышитой части соответствующего размера.

2. По средней линии трапеции вертикально провести линию оси симметрии.

3. На этой оси произвольно отметить точку О. Чем ниже будет находиться точка О, тем больше будет угол между двумя нижними углами чепрака.

4. С точки О по четырем углам трапеции провести лучи ОА, ОВ, ОС, ОД, на которых должны располагаться внешние углы всех трапеций.

5. На нижних крайних углах перпендикулярно линиям ОА и ОВ провести линии О1А1, О2А2 и О1В1, О2В2.

Ширина окантовки, внутреннее оформление чепрака зависят от дальнейшей задумки автора. Однако при этом не следует загромождать его внутреннее пространство. Таким же способом нужно сконструировать кычым и дэпсэ. Чепрак, кычым, дэпсэ должны быть оформлены в едином композиционном и технологическом решении. Атрибуты конского убранства получаются завершенными, если мастерица правильно и умело использует в своих работах пропорционально выверенное соотношение отдельных составляющих частей атрибута, сдержанный колорит в цветовом сочетании и качественную технологическую обработку.

Вопросы и задания для самостоятельной практической работы:

1. В чем отличительные особенности восприятия цвета народов Крайнего Севера?

2. Какие орнаментальные мотивы часто встречаются в якутском национальном шитье (см. рис. 32-45)?

3. Разработать самостоятельно сувенир - выкройку чепрака в натуральную величину (см. рис. 48).

1. Неустроев Б.Ф. Узоры шитья. Якутск: Бичик, 2002. С. 13.

2. Гаврильева Р. С. Одежда народа саха конца XVII-XVIII вв.

3. Новосибирск: Наука, Сиб. предприятие РАН, 1998. С. 80-83.

4. Петрова С. И. Современная якутская одежда. Якутск: Изд-во Департамента профтехобразования, 2001. С. 14.

5. Петрова С.И. Свадебный наряд якутов. Новосибирск: Наука, Сиб. изд. фирма РАН, 2006. С. 28-30, 58-60.


Особенности одежды прежде всего продиктованы этническим восприятием. Человек традиционного общества интуитивно осознавал свое место в мироздании, ощущал собственную «малость» перед величием Природы. Вещный мир выступал в качестве своеобразного «прикрытия» от неопознанных сил последней, нося таким образом двоякую функцию: служить потребностям человека, оберегая его одновременно. С процессом глобализации, с утратой традиционных культур в современном процессе, с экологическими проблемами человечества и выживания самого человека в мире наиболее актуальными остаются проблемы сохранения традиционной культуры народов Севера. Объектом исследования являются виды традиционных орнаментов в якутской одежде. Гипотеза. Если в создании эскизов стилизованной одежды использовать традиционную палитру орнаментов якутов, то человек и его мировоззрение, и его взаимодействие с окружающим миром будет видеться по иному. Целью моего исследования стало изучение смыслового значения орнаментов в якутской одежде в композиции «Я – дитя Земли Олонхо».


Как известно одежда любого народа показывает его среду обитания, культуру и религию. Традиционная одежда наших предков является частью материальной культуры и незримыми нитями тесно связана с окружающей средой, религиозными верованиями. Взгляды якутов на Вселенную глубоко философичны, а их беззаветная вера в Мать – Природу – залог высокой нравственности и аналитического ума. Модель «Эрэкэ – Дьэрэкэ» – создана из легких, струящихся материалов. Состоит из: головного убора, легкого топа, орнаментированного лировидным узором, а также по полю которого разбросаны лоскуты мозаики и расшиты из пайетки и бисера. Платье струящееся, при ходьбе напоминает дуновение ветерка. Пояс расшит орнаментом, которая символизирует растительную природу моего края. На ногах легкие торбаза, орнаментированы также растительным орнаментом, что означает принадлежность Эрэкэ-Дьэрэкэ. Коллекция «Ус кут» (три души) символизирует силы природы. У нашего народа цвет имел очень большое значение. Цвет влияет на чувства, состояние и настроение людей. Рассмотрим модели по вариантам. Модель «Воздух-душа» (салгын кут) – сочетание голубого, темно-синего цветов, а также дополнен прозрачной органзой символизирует стихию воздуха. Модель «Мать-душа» (ийэ кут) – олицетворяет символ плодородия, зарождения нового будущего. Модель «Земля-душа» (буор кут) – сочетание от светло-зеленого до темного - зеленого цветов. Зеленый цвет – цвет первозданной природы, всего живого организма, цветущего лета.


Самыми стержневыми в религиозных воззрениях якутов являются представления о душе. Душа по поверью состоит из трех элементов - Ийэ-кут (мать-душа), Буор- кут (земля-душа) и Салгын-кут (воздух - душа). Многие исследователи религиозных воззрений якутов в той или иной степени касались этой темы. По верованию якутов создателем кут считался главный жрец пантеона божеств - Юрюн Айыы Тойон. Ахтар Айыысыт вместе с Иэйиэхсит (обе женские божества) выпрашивает у Юрюн Аар Тойона душу (Ийэ-кут) ребенка и вселяет ее мужчине через его темя. По мнению В.Ф. Трощанского Айыысыт соединяет все три элемента его души: Ийэ-кут, Буор-кут и Салгын-кут в одну душу-кут. По другим источникам богиня Айыысыт вселяла души детей в женщин. Если она какой-либо женщине не давала кут ребенка, то якуты через именитого шамана испрашивали душу ребенка у Айыысыт собаки, у божества-тотема некоторых родов или у духов-покровителей.


Модель «Вестник» - сочетание коричневого, стального и темно – зеленого цветов. На руке обязательный атрибут – комаромахалка (дэйбиир). На фото вы видите коллекцию «Алгысчит» - сочетание нежно – кремового с оранжевым цветом, цветом излучающим свет солнце. Модель Хозяйки земли (Аан Алахчын) – само название говорит за себя, это величественная, благородная, созидательница, умелая хозяйка своего аласа. Модель расшита бисером, стеклярусом, орнаментирована растительными узорами. Коллекция моделей «ДьоЬогой о5олоро» – символизиру ют добрых иччи крупно- рогатого скота и коневодства. Весь уклад жизни и хозяйство деятельности якутов были тесно связаны с Матушкой – Природой. Поэтому – цвета земли, неба, растений, солнца и снега, цветов всегда гармоничных, радующих глаз свежестью и простотой. Пробуждение природы лета, весенний расцвет и осеннее увядание растений, восход и закат солнца – всё это отражалось в вышитых нашими предками узорах, где преобладали белый, чёрный, синий, голубой, зелёный и красные цвета.


Виды якутских орнаментов, применяемые в шитье В материальной культуре якутов все орнаменты, наносимые на изделия, имеют свое сакральное значение. Излюбленными узорами- знаками в традиционном шитье были растительные и геометрические: «дьураа» или «курдааЬын» ойуу» (прямая линия), «таналай оуйй» (двусторонний зигзагообразный мотив), «тынырах ойуу», «сарбынньах ойуу» (небесный мотив орнамента), «айа ырбата» (стреловидный мотив), «когуор ойуу» (лировидный мотив), «сурэх ойуу» (сердцевидный мотив), «кун», «туоЬахта» (круг), «харысхал бэлиэлэрэ» (оберегающие знаки).


Пышное цветение сердцевидного мотива в орнаментике всех народов является символом любви и согласия. У якутов орнамент круга связывает человека с окружающей средой, олицетворяет богатство и силу, служит знаком принадлежности к солнечному миру. растительный мотив, это – витые орнаменты с побегами, символизирующие богатство растительности среднего мира. Трех-, пяти- и семилистные побеги «унугэс ойуу» символизируют зарождение новой жизни, являются символом молодости, благословением к их росту и процветанию Распространенный у многих народов орнамент «бараньи рога» - «хой муоЬа», «почки» - «буор ойуу» существуют и в якутской орнаментике. Выполняется вышивкой бисером и цветными нитками и является священным орнаментом- оберегом, символом защиты


Фольклорный коллектив «Кундул» и театр моды «Айталыына» придумали совместный проект, композицию «Я – дитя земли Олонхо» - «Орто туру дойду уоскээhинэ». Где повествуется о том, что в срединный мир приходит Вестник, с тремя спутницами душами - кут (ус кут) земли, воздуха, матери. И начинается зарождение всего человечества – где алгысчиты (благословители земли, всего нового, прекрасного) приветствуют его. Дети Аан Алахчын (хозяйка аласа) – Эрэкэ-Дьэрэкэ (бегают в виде амбры или испарений (дьэргэлгэн) в растительности, травах и в полевых цветах) воспевают родной край, красоту природы. Хозяйка аласа Аан Алахчын благословляет все живое на земле. С рождением человечества люди собираются на счастливое туhулге – народный праздник ысыах и поклоняются божеству Дьоhогой. На ысыахе проводятся игры «Боотуров», где они показывают силу и ловкость. Завершается ысыах народным танцем осуохой. Таким образом, спроектировав и создав коллекцию одежды к композиции «Я – дитя земли Олонхо» - «Орто туру дойду уоскээhинэ», я попыталась изучить, определить по назначению характеры узоров различных орнаментов в якутской одежде. Также узнала, что наличие различных типов орнамента свидетельствует о сложных исторических судьбах населения Севера и о его иногда весьма далеких связях с другими народами. Установлено, что в ряде случаев типы орнамента являются хронологическими вехами в развитии искусства того или иного рода. Заключение

Украшения – неотъемлемая часть женского образа в якутской культуре. История якутского украшения начинается с древних времен.

В каждой стране и в каждую эпоху их ношение преследовало совершенно разные цели – от стремления показать высокое положение женщины до попытки уберечься от сглаза, порчи и даже от пули. Сегодня мы поговорим о наших якутских национальных украшениях, которые известны всему миру по своей красоте и качеству. Также узнаем, что они обозначают и когда их носить.

С наступлением долгожданного лета народ Саха отмечает национальный праздник Ысыах. Ысыах – торжество жизни и Природы. Это почти единственный праздник, когда можно надевать национальные якутские украшения. Что же означают национальные орнаменты, узоры на украшениях? Из какого материала предпочитали изготавливать украшения наши предки-мастера? Какие есть обереги у якутского народа? «Умный Город» попытался раскрыть феномен якутского серебряного украшения.

Из истории:

В истории культуры народа Саха ювелирное дело занимает особое почетное место.

Как и у других тюркских народов, у народа Саха ювелирное дело вышло от кузнечного ремесла. Кузнецы пользовались всеобщим уважением и в своем могуществе приравнивались к белым шаманам. Ювелирное дело – яркая и самобытная ветвь якутского кузнечества. Отличающееся своими традициями и особым художественным стилем оно весьма самобытно и разнообразно. Этим тонким и сложным ремеслом занимались повсеместно. В каждом наслеге существовали свои династии мастеров серебряного дела, искусными руками которых изготовлялись разнообразные женские украшения, посуда, мелкие декоративные детали для костюма и конского убранства. Основным материалом для изготовления якутских ювелирных изделий являлось серебро.

Старший преподаватель кафедры «Истории России» Исторического факультета СВФУ имени М.К. Аммосова Александра Николаевна Прокопьева утверждает, что основным орнаментом в якутских украшениях является лировидный орнамент, который можно по-разному интерпретировать: две собаки, грызущие кость, корова или женщина. Это растительный орнамент. В якутской культуре растительные орнаменты символизируют плодородие и развитие. Лировидный орнамент подходит женщинам детородного возраста, для замужних женщин, невест, но не для девочек и бабушек.

Растительные орнаменты универсальны: их могут носить и женщины, и мужчины. Пожелание семьи, потомства, богатства. Растительный орнамент в виде ростка подойдет маленькой девочке, а чуть постарше подойдет орнамент в виде бутона. Распустившиеся цветы касаются взрослой части. Человек как цветок: сначала росток, затем бутон, цветение и увядание. И по такой же аналогии надо придерживаться, когда покупаешь изделие. Девочке нужно дарить сережки без нижних частей, это часть замужней женщины, нужно смотреть на сам орнамент: растет ли он вверх, а не вниз.

Александра Николаевна отметила, что 19веке русская культура оказала сильное влияние на якутские традиции: «Произошло слияние понятия «якутяне»: слились якутские, эвенкийские и еще другие традиции народов, проживавших на территории Якутии. Появились украшения не совсем традиционные. Сейчас новый этап культуры — появление не национальных украшений. Это стилизованные украшения. Настоящие традиционные вещи хранятся в музеях, из-за того, что они требуют много количества серебра как материала, дорогих тканей – не каждый может это позволить. Поэтому мастер делает облегченные, дешевые варианты: тонкие, рыхлые, ажурные, украшения, где мало серебра, что-то мобильное. Но тем не менее основные мотивы сохраняются. И некоторые производители сохраняют традиции изготовления национальных украшений».

Орнамент «биэс харах» (ромб) считается оберегом. Якуты считали, что человека оберегает именно серебро. Чистый белый металл. А золота якуты не знали, но если сравнить с другими народами, то золото менее ценилось, потому что оно желтое. Считалось, что серебро очищает человека, оберегает молодых женщин. Серебро было темное, матового цвета. То, что мы сегодня видим на прилавках это уже не то серебро, оно более светлое и блестящее.

Украшения могут влиять на человека от того, с какими пожеланиями их подарили, если даритель пожелал со своим подарком хорошие пожелания, то это и будет. Оно не зависит от какого-либо орнамента. Оберегом становится искренне подаренная вещь.

Мы должны понимать, что мы берем ответственность за свою культуру, покупая подделку, человек вкладывает свои деньги в уничтожение своей культуры

«В наше время очень популярны китайские подделки якутских украшений. Мы должны понимать, что мы берем ответственность за свою культуру, покупая подделку, человек вкладывает свои деньги в уничтожение своей культуры. Лучше поддержать местных производителей, которые делают по канонам, по технологиям. Серебро, золото передается из поколения в поколение, а подделка за несколько сотен через некоторое время просто уничтожится», — советует Александра Прокопьева, Эгэлгэ, О4уор Утум, Уран Саха, – это, по-моему, самые аутентичные производители.

Другие используют снова стилизованность и ажурность, дабы потерять массу. Якутские украшения отличаются от других своей массивностью, плотные, тяжелые. Без ажура, рюшек, это излишество. Настоящее якутское изделие совершенно другое, это пластины с гравировкой, а не ажурностью. В этом наша уникальность, это надо сохранять».

Серебро, золото передается из поколения в поколение, а подделка за несколько сотен через некоторое время просто уничтожится

Об одежде якутской невесты в олонхо повествуется:

«…Была ей к лицу говорят,

Подвески узорного серебра,

Цепочки на шейном кольце.

Тонкие илин-кэлин кэбисэр

Переливаясь, ярко блестя

Поигрывали на груди и спине,
Круглая чеканная туосахта,

укрепленная надо лбом,

Радостно на солнце блестя,

Озаряла ее лицо…».

Говорят, что раньше полный комплект украшений незамужней якутской красавицы весил не менее пуда (то есть более шестнадцати кг)! Все это серебряное великолепие символизировало благополучие, плодородие и служило своего рода благословением родителей на выполнение женского предназначения. По составу и характеру орнамента и узорам определяли достаток семьи, древность рода и духов-покровителей. Наследные украшения были обязательной частью приданого девушки. Но самое главное место в комплекте отводилось серьгам.

В серьгах женщин детородного возраста в середине есть подвеска, напоминающая сердце – это символизирует будущее потомство. Когда женщина стареет, подвески убираются, их они передают своим дочерям, внучкам как символ продолжения рода. Она должна быть составная. Если мы рассмотрим сережку в профиль, то увидим гравировку и зооморфную форму лисы, поедающую свой хвост. Потому что образ лисы связан с образом женщины: верная жена должна быть хитрой, как лиса. Это связано и с охотничьим культом. В Вилюйских якутах была якутская традиция, когда он добыл лису он ее привозит домой, завернув во что-нибудь, занося ее в дом он надевает на нее женские украшения (илин кэби4эр, головные украшения) и заносит ее через порог и с ней разговаривают как с женщиной. Образ лисы связан с женщиной. Есть оберег са4ыл тумса – подвеска, там есть мордочка лисы. Это действительно очень интересно, но еще до конца не изучено.

Вера Илларионова, студентка юридического факультета СВФУ заставила попотеть знатоков телеигры «Что?Где?Когда?». Она задала вопрос» «Что символизирует мамина сережка?». Ответ был простым – мать и ее детей. Знатоки проиграли.

Мария Васильевна Саввинова , ветеран тыла, г. Нюрба:

«Когда я была маленькая, у моей бабушки были серебряные сережки с 3 рядами подвесок. Бабушка очень ими дорожила. А теперь я сама бабушка и ношу ее сережку. Женщины надевали очень редко все украшения – только на свадьбу и на Ысыах. На Ысыахе по украшениям определяли положение женщины в обществе. Тогда они стоили очень дорого, не каждая женщина могла себе позволить их. Со времен моей молодости якутские изделия очень изменились. Раньше были только пластины и гравюры на них. Я думаю, что это показывает культурное развитие народа».

Анастасия Жирова , студентка 3го курса РГПУ им. Герцена, г. Санкт-Петербург:

« Вчера я посетила Ысыах в Петербурге, на который пригласили меня друзья из Якутии. Светлый летний праздник народов Якутии, посвящен божествам Айыы — жителям Верхнего мира и прародителям народа Саха. И мне казалось, какой-то совершенно неведомый мир раскрыл передо мной двери и пригласил войти. И я вошла, и с головой погрузилась в его объятия. Каждая якутская женщина была облачена в серебряные украшения. Они были поразительно красивы! Я думаю, что якутские украшения придают особую магическую загадочность женщине. Кстати и у меня тоже есть якутские украшения, подаренные друзьями из Якутии!».

Степанида Лященко , метеоролог, г.Якутск:

«Я в свое время работала с якутскими национальными украшениями в Петербурге. Сейчас в центральной России идет мода на этническую одежду, украшения. Якутские изделия широко известны и популярны даже за пределами России. Иностранцев привлекает мастерство якутских мастеров и качественный материал, из которого он сделан».

Аял Карякин , визажист и стилист салона «Beauty&Style»:

«Мне как стилисту нравятся якутские украшения. Они многофункциональны: можно скрыть недостатки фигуры, показать свой статус и чувство вкуса в моде. Тонкие илин-кэбисэр и неброские браслеты можно совмещать с деловыми рубашками, водолазками. Чем тоньше, тем они привлекательнее смотрятся. Когда я работал на «Moskow Fashion Week» якутские изделия из серебра были очень востребованы, было много желающих их приобрести».

В наше время по большому счету национальные украшения потеряли свое символическое значение, став повседневным атрибутом практически любой современной женщины. Но от этого интерес к ним ни чуть не угасает, а наоборот, подстегиваемый широким ассортиментом видов, моделей и цветов только разгорается. Однако в этом разнообразии можно потеряться. Ведь выбрать для себя украшения дело не простое. Но якутские украшения, как видите, всегда актуальны, а главное могут сочетаться с любой одеждой, для любого мероприятия.