Яблоко от яблони-правила вежливости. Да как дёрнет за косынку

С хорошо воспитанным, культурным, образованным, вежливым человеком всегда приятно общаться! От нашего умения повести себя в отношении к другим людям в жизни зависит очень многое, и нередко мы этого не понимаем или недооцениваем. Круг друзей и знакомых, репутация в коллективе, успех в бизнесе, гармония в личной жизни - благополучие в любой из этих сфер, согласитесь, во многом зависит от того, как мы общаемся и ведем себя с другими людьми.

Быть вежливым на самом деле не всегда легко. Многие из нашего окружения или даже из посторонних не очень нам нравятся или откровенно не симпатизируют, часто повести себя сдержанно и адекватно мешают неурядицы в личной жизни, усталость, стрессы. Но одним из самых важных качеств успешного современного человека является самообладание и вежливость. Вот почему так важно, чтобы наши детки учились этому с самого раннего детства. Вежливого ребенка всегда предпочтут грубому и хамоватому, даже и особенно тогда, когда он вырастет. И ковать железо нужно, пока оно горячо, то есть обучать детей правилам вежливости необходимо с малых лет.

Правила вежливого поведения и общения для детей

Самым универсальным, наверное, правилом может быть всем известное: поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы другие поступали с тобой. Но дети далеко не всегда сознательно хотят, чтобы с ними здоровались или чтобы обращали на них малейшее внимание. Однако без этого в формировании вежливости не обойтись.

Пожалуй, начать следует из того, что объяснить ребенку, что такое вежливость, какие вежливые детки и почему лучше и даже очень важно быть именно вежливым. Затем постепенно перейти к практике и начать применять полученные знания в повседневной жизни. Очень удобным подспорьем для родителей являются правила вежливости для детей в картинках, правила вежливости для детей в стихах и множество других изданий, найти и купить которые сегодня не составит больших трудностей.

Вряд ли возможно четко и по пунктам изложить все правила вежливого поведения, ведь практически в каждой жизненной ситуации или мелком эпизоде себя можно повести определенным образом. Но отправной точкой может стать изучение, понимание и применение так называемых волшебных слов, слов вежливости: «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «благодарю», «извините», «разрешите», «пожалуйста», «будьте добры» и так далее. А вот применять их можно в совершенно разных ситуациях. Например, извинения просят не только, когда поступают плохо, неправильно, доставляют кому-то неудобства или чувствуют за собой вину. Слово «извините» может быть и просьбой (например, при попытке продвинутся вперед в большом столпотворении людей или желании спросить что-то), и способом привлечь к себе внимание (например, включаясь в разговор других людей).

Пользоваться вербальными (то есть словесными) инструментами вежливости будет получаться все лучше по мере увеличения жизненного опыта ребенка: чем больше он встречается и общается с другими детьми и взрослыми, тем больше он может практиковаться.

Отдельного внимания заслуживают слова благодарности. Благодарить нужно не только за предоставленные подарки или сюрпризы, причем это следует делать даже в тех случаях, если презент не пришелся по вкусу. Словами благодарности нужно отвечать на сказанный в свой адрес комплимент, на предоставленную услугу или помощь. Между прочим, помогать другим - это тоже признак вежливости.

Быть не/вежливым возможно, даже не употребляя этих особенных слов. Малышу нужно объяснять, что недопустимо обзываться, высмеивать или придумывать другим людям прозвища, акцентировать на их недостатках, выражать вслух свое недовольство или злость . Взамен этого нужно говорить другим комплименты и выражать похвалу, отмечать достоинства и хорошие качества, уметь слушать и интересоваться личными делами других. К примеру, после ответа на заданный ребенку вопрос, как у него дела, будет вежливо поинтересоваться об этом же у своего собеседника.

Даже не произнося ни слова (а нередко дети не хотят отвечать на приветствие или прощание), можно повести себя вежливо или некрасиво. Искренняя улыбка в ответ способна заменить слова, которые, бывает, так нелегко произнести. Та же улыбка в соответствующей ситуации может быть совершенно неуместной и говорить о плохом воспитании.

Вежливый ребенок должен знать и понимать, что других нужно уважать (особенно взрослых и еще больше - учителей), что нельзя думать только о себе и своем комфорте, что перебивать без крайней надобности или кричать, громко разговаривать в общественных местах - некрасиво, так же, как и ковыряться в носу или грызть ногти.

Существует множество других правил вежливости, среди которых можно назвать еще некоторые основные:

  • Всегда здоровайся первым и отвечай на приветствие.
  • Улыбайся, будь в хорошем настроении.
  • Не перебивай, когда разговаривают другие.
  • Заходя в закрытую дверь, стучись.
  • Выходя из закрытой двери, придерживай ее рукой.
  • Кашляя или чихая, рот следует прикрывать ладонями.
  • Зевнув или икнув во время разговора с собеседником, нужно извиниться.
  • Спрашивай разрешения, если в чем-то не уверен.
  • Используй слово «можно»: можно Вас попросить? позвольте спросить? разрешите пройти?
  • Не показывай, что тебе неинтересно.
  • Не спорь, избегай конфликтов.
  • Не отвечай грубостью на грубость.
  • Помни: вежливый человек никогда специально не обидит другого и не создаст ему неприятностей.

Правил вежливости для детей и взрослых существует большое множество. Но ребенок, воспитывающийся в культурной, образованной семье, многие из них будет ощущать интуитивно, даже без специального акцентирования на них со стороны взрослых.

Как воспитать вежливого ребенка: правила для родителей

Наверное, многие родители согласятся, что дети быстрее и легче учатся плохому, нежели хорошему. Стоит отправить малыша в детский сад или погулять во дворе возле «дурной» компании, как в культуре поведения и общения ребенка уже есть, над чем поработать.

Между тем, правда также и в том, что как мы ни воспитывай своих детей, а они все равно будут похожими на своих родителей. А это значит, что воспитание ребенка, обучение его вежливому общению и поведению не имеет никакого смысла, если мы сами поступаем иначе. Хотим мы того или нет, замечаем мы этого или нет, но дети всегда копируют своих мам и пап, хоть и не всегда в одинаковой степени.

Так что правила вежливости существуют не только и не столько для детей, как в первую очередь - для родителей. И самое основное, самое главное из них - быть для ребенка лучшим примером!

Вы можете тысячу раз повторять малышу о том, что заводить споры и ругаться - некрасиво и недостойно, но стоит один раз поскандалить в магазине с толкнувшим Вас мужчиной, как ребенок возьмет себе за образец именно такое поведение. Научитесь контролировать свои мысли, эмоции и поступки в любой ситуации и сохранять хороший тон поведения, независимо от обстановки. А начинать, между прочим, нужно именно с общения с ребенком: употреблять при обращении к нему слова вежливости, иметь терпение дослушивать до конца и не перебивать, уметь просить прощения и искренне быть благодарными.

Стараясь привить ребенку правила хорошего тона, следуйте рекомендациям, которые помогут достигнуть желаемой цели и не получить обратного результата:

  1. С первых дней Вашего с малышом общения стройте теплые, родственные, доверительные отношения. Тогда Вы будете авторитетом для ребенка, он будет прислушиваться к Вашим наставлениям, будет обращаться к Вам за помощью и советами.
  2. Начинайте обучение вежливости с раннего возраста: даже не говорящие дети все прекрасно понимают!
  3. Используйте игровую форму обучения: ролевые игры, чтение тематической литературы, обсуждение изображений или жизненных ситуаций.
  4. Не навязывайте детям правил вежливости. Не заставляйте их поступать или говорить определенным образом, не ругайте за «неправильное» поведение и не кричите.
  5. Предоставляйте выбор поступить так или иначе, но при этом объясняйте преимущества одной тактики и недостатки, последствия другой.
  6. Объясняйте, почему следует поступить так, а не иначе.
  7. Не вычитывайте, не браните и не читайте нотаций в присутствии других людей.
  8. Не стыдитесь из-за поведения ребенка и не стыдите его самого. Акцентируйте на том, как следовало поступить, критикуйте поведение, но ни в коем случае не ребенка.
  9. Всегда учитывайте особенности характера и темперамента малыша, его настроение и самочувствие. Личность Вашего ребенка, его переживания должны быть превыше устоявшихся в обществе правил.
  10. Хвалите за вежливость и культурность. Отмечайте, как Вам это приятно.

Обучение детей вежливости должно быть ненавязчивым, гармоничным, приносить взаимное удовольствие. В этом процессе совершенствуется не только ребенок, но и взрослый. Вежливым людям легче находить общий язык, а это ведь так важно!

Специально для - Екатерина Власенко

Чтобы не попасть в нелепую ситуацию, надо знать прави­ла хорошего тона. Каковы же общие правила формального этикета, которых следует придерживаться вообще и в дело­вом общении в частности?

    При знакомстве старайтесь смотреть собеседнику в лицо, улыбнитесь.

    Здороваясь или знакомясь, первым протягивает руку старший, женщина — мужчине, учитель - ученику, началь­ник - подчиненному. Мужчина при этом встает.

    При обращении к незнакомому или малознакомому че­ловеку, а также в официальной обстановке (например, на ра­боте) говорите «вы». Эта форма свидетельствует о вашей культуре, подчеркивает уважение к собеседнику. (Кстати, об­ращении на «вы» ввел в России Петр I. Оно означало и означа­ет - «Ты один стоишь многих!»

    Предложение перейти на «ты» должно исходить всегда от более старшего человека или того, кто занимает более вы­сокое служебное положение. Молодые люди могут попросить старших говорить им «ты», но сами они продолжают обра­щаться на «вы».

    Не нужно «выкать» в неофициальной обстановке своим родным, знакомым, подобным поведением вы свою вежли­вость не подчеркнете. Владимир Даль говорил: «Лучше по че­сти тыкать, нежели с подвохой выкать».

    Не следует никогда обращаться к человеку со словами «Мужчина!», «Женщина!». А вот к молодежи со словами «де­вушка», «молодой человек» обращаться можно. Поскольку у нас не существует устоявшейся формы обращения к незна­комым, мы используем «простите», «извините», «скажите,пожалуйста».

    К знакомым обращайтесь по имени или имени-отчеству, это зависит от степени официальности и возраста говорящих.

    Приветствие и прощание сопровождайте жестами: ру­копожатием, поднятой рукой, кивком головы, поклоном, иногда поцелуем руки женщины. Рукопожатие не должно быть слишком крепким или, наоборот, безжизненным, оно должно быть коротким. Руку подавайте уверенно и свободно.

9. Если в комнате находится несколько человек, подать руку нужно всем без исключения.

    Шумные приветствия считаются нарушением этикета.

    Входя в помещение, мужчина должен снять головной убор.

    Когда в каком-нибудь доме собралось общество, вновь приходящий гость здоровается со всеми присутствующими. Если вокруг большого стола сидит много гостей, следует, входя в 1 общую комнату, громко и ясно произнести общее приветствие. Гостья, которая приходит, когда все уже сидят за столом,должна вначале поздороваться с женщинами, потом - с муж­чинами. Также и опоздавший мужчина здоровается сначала с женщинами, потом с мужчинами.

    Если вы не можете вспомнить, знакомы вы или нет с повстречавшимся вам человеком, то правильно будет, если вы поклонитесь ему.

    Если вы хотите попросить незнакомого человека оказать вам какую-то услугу или дать какую-нибудь информацию, то первым вежливо здороваетесь вы, а затем уже излагаете свою просьбу.

Если вы приводите в компанию человека, которого другие не знают, или если на улице встречаетесь с несколькими людьми, часть из которых вам незнакома, то новый человек обычно чувствует себя неловко, присутствуя при разговоре прияте­лей. Многие не знают, когда кому следует представиться икогда, в каких случаях и кому представлять человека.

Общепринятыми считаются следующие правила представлення:

Представляться всегда должен мужчина женщине, старше­му - младший, подчиненный - начальнику. Только молодая женщина может представляться или быть представленной пожилому мужчине или высокопоставленной особе.

Одного человека представляют двум или нескольким ли­цам. Это относится и к женщине, которую представляют су­пружеской чете. Молодожены первые представляются пожи­лым людям, будь то мужчины или женщины.

Если из двух лиц, которых вы знакомите, один человек приходится вам родственником, то представьте его первым. Так, например, муж сначала называет имя своей жены.

Представляя одного человека сразу нескольким, следует громко и отчетливо произнести его имя. Подводить его к каж­дому присутствующему в отдельности нет надобности.

Когда собравшееся общество уже разбилось на небольшие группы, представляются только людям, находящимся ближе всего от вас.

Как правильно дарить и получать подарки? Подарок выби­рают в зависимости от того, кому он предназначается: близко­му родственнику, хорошему знакомому, чужому человеку, кото­рому вы хотите просто выразить благодарность или показать свое внимание. Близкому человеку будет очень приятно, еслик подарку, о котором он уже знает, вы присоедините еще ка­кую-нибудь маленькую безделушку.

Стоимость подарка должна быть в пределах финансовых возможностей дарителя. Если он их превысит и истратит слишком крупную сумму, получатель подарка будет чувство­вать себя неловко. Если человек, не стесненный в средствах, имеющий полную возможность купить солидный подарок, от­делается пустячком, его чрезмерная бережливость обязатель­но бросится всем в глаза.

Нужно знать также, как следует принимать подарки, чтобы не выглядеть невоспитанным и не обидеть дарителя. Пакет с подарком принято тут же разворачивать, а не откладывать не­брежно в сторону. Может случиться, что придет несколько приглашенных, и один из них принесет великолепный доро­гой подарок, который, естественно, вызовет ваше восхище­ние. Помните только, что выражать благодарность подарив­шему вы должны так, чтобы не сконфузить гостей, явившихся с более скромными подарками. Преподнесенные цветы надо сразу поставить в вазу. Если вы просто положите их, это бу­дет воспринято как невнимание.

Вежливость – это не только соблюдение установленных обществом правил поведения.

Быть вежливым – проявлять чувство такта, обладать уважением и деликатностью по отношению к другим людям, уметь считаться с их интересами и потребностями.

Чтобы стать вежливым, необходимо соблюдать основные правила вежливости:

Относитесь к людям, как вы хотите, чтобы они относились к вам, с должным вниманием и уважением. Поставьте себя на место другого человека и посмотрите, какое впечатление произведут ваши слова. При этом не забывайте и про себя, не унижайтесь: вежливость нужно проявлять с чувством собственного достоинства.

Всегда держите данное вами слово, выполняйте обещания, несмотря на преграды, возникшие перед вами. Умейте слушать и слышать: уважайте мнение других людей, даже если оно расходится с вашим. В споре не навязывайте свою точку зрения, умейте вовремя остановиться.

Многие вопросы, такие личная жизнь, национальность, вероисповедание, могут поставить вас и ваших собеседников в неловкое положение. Избегайте в разговоре критики, как в отношении собеседника, так и в отношении других людей. Научитесь признавать свои ошибки.

Помните, «волшебные» слова («спасибо», «пожалуйста», «извините») все еще актуальны в нашем технологическом мире, используйте их чаще в общение в семье и с посторонними людьми, и вы заметите, как изменится отношение к вам.

Избегайте грубых, вульгарных слов, исключите из своего поведения резкие, обвинительные нотки. Не кричите, говорите мягче, но в то же время уверенно. Это касается, как отношений с внешним миром, так и в семье – будьте вежливы и внимательны со своими родными.

Соблюдайте правила поведения на улице, в публичных местах, этикет за столом. Будьте гостеприимными и дружелюбными. В общественном транспорте уступайте место старшим, беременным, женщинам с детьми. Пропускайте их вперед, придерживая дверь, когда входите в помещение.

Не ходите в гости с пустыми руками, а также без приглашения или предупреждения. Не засиживайтесь дольше положенного, а прощаясь, не забудьте поблагодарить хозяина за теплый прием.

Не допускайте грубости за рулем, пропускайте машины с второстепенной дороги, не используйте без веской причины сигнал, извиняйтесь и благодарите, занимайте одно место на парковке, не преследуйте «раздражителя»… – это сохранит ваши нервы и хорошее настроение окружающим.

Всегда улыбайтесь! Ваша улыбка поможет с легкостью выйти даже из самой неловкой ситуации.

Следуйте этим правилам каждый день, пока они не войдут в привычку, и тогда вы с гордостью сможете считать себя вежливым человеком!

Детская вежливость

какой ребенок придется вам больше по душе?

тот, который, придя на детскую площадку, со всеми поздоровался, дружелюбно поиграл с другими детьми, разрешил вашему сыну или дочке поиграть своей машинкой, покатал малыша на каруселях, помог девочке найти её котенка, а на прощание всем сказал "до свидания", или тот, кто, едва появившись на площадке, с громкими криками пробежался по ряду куличиков, отнял у карапуза ведро, обкидал вашего ребенка с головы до ног песком, а на прощание закинул ваш мяч в лужу?

вы наверняка скажете, что первый ребенок - воспитан, вежлив, знает и соблюдает правила приличия.

совершенно естественно, что отношение окружающих к такому ребенку всегда будет позитивным, ведь и детям, и взрослым - комфортно находиться с ним рядом.

итак, вежливость - очень важная нравственная и поведенческая черта личности. под истинной вежливостью понимают доброжелательное отношение человека к окружающим, умение уважительно и тактично общаться с людьми, готовность найти компромисс и выслушать противоположную точку зрения.

вежливое и культурное поведение ребенка помогает ему устанавливать контакты с другими детьми и взрослыми, общаться с ними и дружить.

но вежливость не появляется сама собой, поэтому с самого раннего возраста надо начинать прививать своему ребенку хорошие манеры. и очень важно, чтобы вежливость ребенка была искренней, а не заученно-«попугайской».

воспитывая малыша, нужно не только вырабатывать у него привычку говорить добрые, вежливые слова и следовать правилам этикета, но и формировать внутренний мир. закладывать такие морально-нравственные качества, как: совесть, благородство, бескорыстность, порядочность, - из которых выпастают по-настоящему культурные манеры, любезность, предупредительность,

вежливая семья

семья для ребенка - это маленькая модель мира. именно родителями воспитывается стремление быть хорошим. в первую очередь, конечно, на своём личном примере. если родители воспитанны, доброжелательны к малышу, показывают ему свою любовь, уделяют много внимания, проявляют сочувствие, дают поддержку, относятся с уважением - то, скорее всего, ребенок переймет их стиль общения и перенесет его на других.

если кроха постоянно слышит в свой адрес «с добрым утром», «как твоё настроение?», «пожалуйста", "спасибо!», «извини, я случайно», «приятного аппетита», то эти «волшебные» слова очень скоро появятся и в его речи и со временем прочно закрепятся в лексиконе ребенка, а станет неотъемлемой чертой его личности.

даже двухлетнему ребенку более-менее понятно, как и когда нужно здороваться, прощаться, извиняться, благодарить, вежливо просить, но это вовсе не значит, что он вовсю будет пользоваться магической силой этих слов. до истинной, осознанной вежливости еще далеко. чтобы ребенок испытывал потребность в том, чтобы вежливо говорить и поступать, нужно формировать представления о нравственных нормах поведения и помогать накапливать соответсвующий практический опыт.

время от времени ребенок будет попадать в различные жизненные ситуации, в которых ему придется выбирать правильную линию поведения.

например, если мама попросит своего ребенка дать ей совочек - конечно, он даст ей его, но совсем не обязательно, что он поступит так же вежливо по отношению к соседу по песочнице.

бывает и наоборот, при чужих людях ребенок старается вести себя хорошо: вежливо разговаривает, выполняет просьбы, убирает за собой игрушки, аккуратно ест вилкой, а наедине с мамой - грубит, не слушается, разбрасывает игрушки, ест руками.

и тут еще, безусловно, играют роль возрастные и психологические особенности малыша. в 2-3 года дети начинают искать пути взаимодействия, «очерчивать» рамки дозволенного. так что не удивляйтесь, если ваш малыш вчера так хорошо говорящий «спасибо» и «пожалуйста», сегодня как будто «набрал в рот воды». помогайте ребенку понять, в каких ситуациях он а в каких некрасиво, и вовремя хвалите и подчеркивайте проявления его культурного поведения.

с вашей помощью, на основе своих собственных опытов, к четырем годам малыш уже усвоит основные нормы поведения. но чтобы увериться в своей позиции, ему будет необходим новый этап - «ябедничества». малыш начнет сравнивать поведение и подмечать огрехи других детей: «он толкается!», «он не сказал «спасибо!»», «он ломает чужую машинку!».

и тут задача взрослого подтвердить или опровергнуть правильность замечания ребенка. благодаря чему ребенок еще больше укрепится в понимании - что .

ближе к 6 годам подобные «доносы» за ненадобностью уходят: в сознании малыша уже укрепились нормы правильного, вежливого поведения. теперь на первом плане появляется желание произвести хорошее печатление, понравиться другим, показать себя с лучшей стороны.

уроки вежливости

ребенок может стать вежливым, подражая взрослым или из каких-то внутренних неосознанных побуждений. но, в таком случае, проявления его вежливости будут носить скорее интуитивный характер. поступая тем или иным образом, ребенок чаще всего будет сомневаться, правильно ли он делает, что может сказаться на его самооценке.

поэтому, очень важно знакомить детей с и научить соблюдать эти правила в повседневной жизни. собираясь, например, в поликлинику, напомните ребенку, почему и как надо там себя вести.

знакомить можно в играх-инсценировках, сюжетно-ролевых играх, беседах по сюжетным картинкам с обсуждением проблемных ситуаций, ах, при прочтении художественных произведений (например, шуточные стихи г.остера).

«приятного аппетита» или о культуре поведения за столом во время еды

Проследите, чтобы стол, за который садится кроха, выглядел эстетично: был накрыт нарядной скатертью, хорошо и правильно сервирован (салфетками, столовыми приборами, красивой посудой).
- знакомьте ребенка с названиями отдельных блюд (борщ, плов, омлет и т.д.)
- приучайте малыша, что находящиеся за столом люди должны выглядеть опрятно: чистая одежда, лицо и руки.
-учите кроху правильно пользоваться столовыми приборами и салфетками.
- напоминайте, что во время еды нельзя громко разговаривать и кричать, что пережевывать пищу нужно с закрытым ртом
- в конце трапезы - обязательно благодарим за еду.

«обслужи себя сам» или культурно-гигиенические навыки

Следите, чтобы ребенок вовремя умывался и мыл руки.
- побуждайте ребенка получать удовольствие от красивой чистой одежды и аккуратной прически, приучайте пользоваться носовым платком.
- после каждой помогайте малышу убрать на место.
- покажите, как аккуратно складывать и вешать одежду, ставить обувь.
- приучайте ребенка самостоятельно одеваться и раздеваться, поправлять свою одежду.

«милая мамочка» или общение с взрослыми

Побуждайте малыша выполнять ваши просьбы, отвечать на задаваемые вопросы.
- вместе принимайте участие в добрых делах (кормите зимой птиц, проявляйте внимание, делайте подарки бабушкам и дедушкам).
- учите откликаться на состояние взрослого - заботиться, обнимать, жалеть, помогать и т.д.
- подскажите, что можно пользоваться ласковыми (милый , мамочка , бабуля .) и вежливыми словами.

«дружные ребятки» или общение с детьми

Побуждайте кроху проявлять доброжелательность к другим детям (делиться, угощать, жалеть и т.д.)
- поощряйте интерес к общению с другими детьми, учите называть знакомых детей по имени.
- приучайте детей к совместным играм, на начальном этапе - в играх-хороводах, играх-имитациях.

в рамках данной статьи нет возможности обговорить, как нужно вести себя детям в определенных ситуациях, но безусловно, вы и сами знаете эти правила. мы лишь предложим вам некоторые темы для общения с вашими детьми:

Как вести себя на улице, на детской площадке, в магазине, транспорте, поликлинике, театре, музее, .
- .
- как вести себя в детском саду.
- как вести себя в гостях или принимая гостей.
- как дарить и принимать подарок.
- как вести себя при случайной встрече со знакомыми.
- как общаться с людьми, как разговаривать по телефону.

Материал к занятию.