Вступление в брак римское право. Виды и формы брака в римском праве

"Брак, или так называемый матримоний, представляет собой союз мужчины и женщины, предполагающий общность жизни". Данное определение закреплено в Институциях Юстиниана (1.9.1). Классический юрист Модестин характеризует брак как "союз мужа и жены, объединение всей жизни, общение в праве божественном и человеческом" (D. 23.2.1).

Из приведенных определений видно, что римляне признавали моногамный брак.

Они различали настоящий, законный римский брак, в который могли вступать только лица, имевшие iusconubii. Только от такого брака дети считались законными и подлежали отцовской власти, имели право наследования.

Союз между лицами, не имевшими iusconubii, являлся незаконным браком. Он не имел указанных выше правовых последствий, хотя и дозволялся законом.

Постоянный союз мужчины и женщины без обоюдного намерения вступить в брак назывался конкубинатом. Данное сожительство имело место в тех случаях, когда брак между определенными категориями лиц в силу норм цивильного права был невозможен.

Сожительница (конкубина) не разделяла социального состояния сожителя. С развитием права дети от конкубината получают некоторые права.

Сожительство между рабами, между рабами и свободными вообще не имело никакого значения.

Чтобы брак был признан действительным, имеющим юридическую силу, он должен был отвечать определенным условиям.

Римский юрист Ульпиан писал: "Брак является законным, если между теми, кто его заключил, существует право на законный брак, если и мужчина, и женщина достигли брачного возраста, если получено их согласие как лиц "своего права" или же если они являются подвластными лицами, то и согласие их родителей" (Ульпиан, Ер. 5.2).

Право заключения законного брака (iusconubii) первоначально принадлежало только римским гражданам и latiniveteres.

В разные исторические периоды законами вводились различные ограничения для заключения некоторыми лицами законного брака.

Так, до Закона Канулея 445 г. до н.э. были запрещены браки между патрициями и плебеями. До Закона Августа 18 г. до н.э. был запрет на браки между вольноотпущенниками и свободнорожденными.

Препятствием к заключению брака являлось родство по прямой линии без ограничений и по боковой с различными ограничениями в зависимости от изменявшегося законодательства.

Запрещались браки между сенаторами и либертинами, сенаторами и актрисами; между опекуном и подопечной; между правителем провинции и жительницей этой провинции; между лицами, из которых хотя бы одно дало обет целомудрия.

Браки, заключенные в нарушение установленных запретов, подлежали аннулированию. Никаких правовых последствий такие браки не влекли.


В постклассическом праве термин iusconubii теряет свое значение и перестает употребляться.

Брачный возраст был установлен с 12 лет - для женщин, с 14 лет - для мужчин. Согласие на брак в древнейшее время требовалось от домовладыки и жениха в том случае, если он являлся personasuiiuris. Позже стало требоваться согласие подвластных жениха и невесты, их домовладык, а со стороны жениха дополнительно согласие того лица, под отеческой властью которого он мог оказаться в случае смерти paterfamilias. Позже в ряде случаев детям было предоставлено право вступать в брак и без согласия paterfamilias.

Заключению брака предшествовала помолвка, которая, по определению Флорентина, "есть предложение и обещание будущего брака" (D. 23.1.1). Совершалась она посредством двух стипуляций. Как писал Ульпиан: "Помолвка (sponsalia) так называется от слова обещать (spondere); поскольку у древних был обычай стипулировать и через торжественное обещание приобретать себе жен" (D. 23.1.2). Заключалась она между paterfamilias невесты и женихом или его paterfamilias. В случае нарушения соглашения виновный мог быть подвергнут наказанию за нанесенный ущерб.

В постклассический период при помолвке была введена практика внесения залога или свадебного задатка.

По Юстинианову праву расторжение помолвки без достаточного основания влекло за собой для виновного имущественную ответственность в виде потери данного задатка или обязанности возврата задатка в двойном размере.

Виды брака. Формы заключения брака. Древнейшим браком, характерным для патриархального строя, был cummanu. Жена в этом браке подпадала полностью под власть мужа или его домовладыки, если муж был подвластным лицом. Это распространялось как на ее личность, так и на ее имущество. Юридически она становится дочерью. Она перестает быть агнаткой своей прежней семьи и становится агнаткой мужа и его семьи.

Как указывал Гай, "переход под власть мужа совершался тремя способами: давностью, жертвенным хлебом и куплею" (Гай, 1.110).

"Посредством давностного сожительства вступала во власть мужа та женщина, которая в продолжение целого года оставалась беспрерывно супругою, сделавшись вследствие как бы годового владения собственностью мужа..." (Гай, 1.111). Этот способ называется usus.

"Конфареационным образом женщины вступают во власть мужа черезнекоторого рода священнодействие, которое совершается невестой и при котором употребляется пшеничный хлеб, - почему этот торжественный обряд брака называется также confarreatio" (Гай, 1.112). Этот обряд совершался в присутствии 10 свидетелей и жрецов, сопровождался торжественными словами. Это религиозный акт. Применялся он в среде патрициев.

"Что касается "купли", то на основании ее женщины вступают во власть мужа путем манципации, т.е. на основании символической продажи, в присутствии на менее пяти свидетелей из совершеннолетних римских граждан, а также весовщика, покупает жену тот, под чью власть она переходит" (Гай 1.113). Этот способ называется coemptio. Возник он в среде плебеев, впоследствии став общим.

Законы XII Таблиц указывают на существование другого брака - sinemanu, при котором жена не находилась под властью мужа. В Таблице VI закреплено, что "женщина, не желавшая установления над собой власти мужа [фактом давностного с нею сожительства], должна была ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи и таким образом прерывать годичное давностное владение [ею]". Это должно было повторяться ежегодно. При этом брак sinemanu не менял юридического положения жены. Она сохраняла свое прежнее семейное положение, продолжая оставаться personasuiiuris, если была таковой до брака, или оставалась подвластной своему отцу и была юридически чужой своим детям и мужу. В браке sinemanu она оставалась агнаткой своей прежней семьи. В имущественном отношении жена не зависела от мужа.

Возникнув позже брака cummanu, брак sinemanu в течение 200-300 лет существует параллельно ему. Во 2-й половине республики брак sinemanu становится преобладающим, а в эпоху классических юристов - единственным видом брака.

В позднейшее время он заключался путем простого соглашения вступающих в брак, после чего жена переселялась в дом мужа.

Отличие брака sinemanu от конкубината состоит в том, что он заключался с намерением создать семью, воспитывать детей.

До того как было введено Львом Философом в новелле 89 церковное венчание, было иногда трудно доказать, что заключен брак. Законами Феодосия II и Валентиниана III было установлено, что если в сожительство вступают лица равного общественного положения, то в случае сомнения исходят из того, что они заключили брак.

Прекращение брака

Основаниями прекращения брака являлись как объективные причины, так и субъективные. К первым относились: смерть одного из супругов; лишение свободы одного из супругов (плен, рабство), причем только брак sinemanu считался прекращенным; лишение гражданства одного из супругов; изменение семейного положения одного из супругов, при котором невозможно вступление в брак. К субъективным относился развод.

Свобода развода существовала в римском праве на всем протяжении его истории.

Расторжение брака cummanu было возможно только по инициативе мужа (в случаях измены, пьянства, бесплодия жены) в форме, обратной той, в которой он заключался: confarreatio - в форме обряда diffareatio; coеmptio - в форме remansipatio.

Расторжение брака sinemanu допускалось по соглашению сторон и по одностороннему волеизъявлению любого из супругов.

Никакой особой формы не существовало, но по законодательству Августа расторжение брака должно было быть объявлено в присутствии семи свидетелей в виде вручения разводного письма.

Со временем причины расторжения брака стали влиять на его последствия, что выразилось в имущественных потерях.

В постклассическом праве вводятся правила развода. Известны два вида развода: с неблагоприятными последствиями и без таковых. Первый вид делился на беспричинное одностороннее расторжение и расторжение по вине другого супруга (измена, тяжкое уголовное преступление, посягательство на жизнь супруга, сводничество, аморальный образ жизни). Второй вид делился на развод по взаимному согласию и развод по воле одного супруга при наличии оправдательных причин. Такими причинами были обет целомудрия, уход в монастырь, неспособность иметь детей.

Виновный в разводе утрачивал приданое, его могли подвергнуть ссылке, заключению в монастырь, ему могли запретить вступать в новый брак.

При одностороннем разводе на супруга, давшего развод, налагались тяжелые штрафы. Такие же последствия были установлены для супруга, вина которого послужила причиной одностороннего развода.

Вступление во второй брак в постклассический период требовало соблюдения некоторых правил: вдова могла повторно выйти замуж не ранее 10 месяцев, а впоследствии - 12 месяцев.

В случае нарушения этого правила она подвергалась штрафу и ограничивалась в наследовании.

Также были введены ограничения с целью ограждения интересов детей от первого брака.

Понятие семьи. Эволюция семейных отношений

Определение семьи (familia) дал известный римский юрист Ульпиан (D. 50.16.195.1-2).

Он указал, что этот термин "имеет различные значения, так как может относиться и к вещам, и к лицам". Он также различал семью в узком, или строгом, смысле (proprioiure) и в широком - семью по общему праву (familiacommuniiure).

Ульпиан писал: "Семьей в строгом смысле слова мы называем совокупность лиц, находящихся под властью одного лица, подчиненных ему по рождению или по праву". "Семьей по общему праву (родства) мы называем семью всех агнатов... подчинявшихся власти одного лица, поскольку они происходят из одного дома и рода".

Родовая община (familiagentilicia) являлась наиболее обширным родственным союзом. Члены одного рода (gens) имели общего предка, носили общее имя этого предка, у них был общий родовой культ, жертвенник.

Имущественная дифференциация внутри рода с образованием государства способствует выделению из рода более мелких союзов - семей.

По своей сути древнейшая римская семья являлась строго патриархальной. Она строилась на началах абсолютной власти главы семьи (paterfamilias) над женой, подвластными детьми, другими родственниками, рабами, кабальными работниками, а также над всем имуществом.

Сначала это была одинаковая власть (manus) над всеми. Однако со временем эта власть стала делиться на:

dominicapotestas - надвещами, рабами; manusmariti - надженой; patriapotestas - наддетьми; mancipium - над кабальными.

Власть домовладыки прекращалась только с его смертью или по его воле. После смерти домовладыки происходило изменение семейного состояния всех подвластных лиц.

Только домовладыка обладал полной правоспособностью. Он являлся лицом своего права (personasuijuris), все другие члены семьи были подвластными ему лицами - лицами чужого права (personaalienajuris).

Постепенно, однако очень медленно, происходит ослабление власти домовладыки над подвластными лицами. Жена и дети получают признание своих прав, положение свободных подвластных значительно улучшается по сравнению с положением рабов.

Родство. Римское право знало два вида родства: агнатское и когнатское.

Агнатское родство соответствует характеру древнеримской семьи, которая основывалась на подчинении власти одного владыки, - это родство по власти (agnatio). Агнаты между собой соединены гражданским родством (Гай, 3.10). Агнатское родство возникало по мужской линии. Гай писал: "Агнаты суть родственники, соединенные родством чрез лиц мужского пола:" (Гай, 1.156). Далее: "Но те, которые соединены кровным родством чрез лиц женского пола, не суть агнаты...". Дочь, вышедшая замуж в другую семью, становилась юридически чужой своей прежней семье, так как, подпадая под власть нового домовладыки, она становилась агнатской родственницей новой семьи. В то же время усыновленный становился агнатским родственником семьи усыновителя. Цивильным правом признавался только этот вид родства.

Родство по крови (cognatio) - когнатическое родство первоначально вообще не принималось во внимание.

Юридическое значение оно получает только в преторском праве. По мере ослабления патриархальных устоев семьи когнатское родство приобретало все большее значение. В Юстиниановом праве оно полностью вытеснило агнатское.

Родство римляне определяли по линиям и степеням.

Лица, происходящие одно от другого (отец и дочь), называются родственниками по прямой линии.

По восходящей линии - это родственники от потомка к предку (отец, дед, прадед); по нисходящей линии - это родственники от предка к потомку (прадед, дед, отец).

Лица, происходящие от общего предка (дядя и племянник, брат и сестра), называются родственниками по боковой линии.

Боковое родство могло быть полнородным, если и мать, и отец общие; и неполнородным: если общая мать, то оно называлось единоутробным; если общий отец - единокровным.

Степень родства определялась числом рождений, отделяющих родственников друг от друга. Мать и сын - родственники 1-й степени, дед и внук - 2-й степени.

Различалось также свойство, отношение одного супруга к когнатам другого (свекор, теща, зять).

18. Брак. Понятие и виды

Брак - союз мужчины и женщины. Он определяет правовое положение детей, рожденных в браке (или до него), а также имущественные отношения супругов и их наследственные права.

При заключении брака на супругов возлагаются определенные обязанности. Так, муж и жена должны соблюдать верность друг другу; жена должна жить вместе с мужем и получить его сословие и звание; супруги не могут предъявлять иск друг к другу и пр.

Правильный брак - союз мужчины и женщины одного правового качества. Указанный брак заключался в специальных, признанных законами формах и порождал все соответствующие последствия для супругов.

Неправильный брак - союз мужчины и женщины разного права (между гражданином Рима и женщиной другого гражданства, между перегринами и т. п.). Данный брак порождал все правовые последствия для мужа и жены, но не в соответствии с предписаниями цивильного права.

Характерными чертами брака признавались:

1) взаимность: в брак вступали два партнера, однако их безусловное равенство не являлось обязательным условием;

2) согласие партнера;

3) наличие половой связи между партнерами в браке;

4) желание партнеров заключить брачный союз;

5) совместная жизнь супругов.

Отсутствие одного из условий ставило под сомнение правовой смысл брачного союза.

От брака отличался конкубинат - разрешенное законом постоянное сожительство мужчины и женщины, которое не являлось законным браком.

Формы римского брака:

1) брак с властью мужа (cum manu) - жена поступала либо под власть мужа, либо под власть домовладыки, если муж был подвластным лицом. Данная форма брака имеет древнее происхождение. В результате заключения брака с властью мужа жена полностью находилась под властью мужа или домовладыки. Многие историки полагают, что данный брак возник на основе купли-продажи женщины из другого рода, а равно ее похищения. Муж в отношении жены имеет те же права, что и на детей. В том случае, если жена приносила в новую семью какое-либо имущество, оно становилось собственностью мужа. Супруг был вправе отдать жену в кабалу, наказать ее смертью и пр.

2) брак без власти мужа (sine manu) - жена либо оставалась под властью прежнего домовладыки, либо была самостоятельным лицом. Это наиболее поздний вид брака. Указанный вид брака необходимо было ежегодно возобновлять. После того как жена проживет с мужем один год, она подпадает под его власть (по давности). Не желая этого, жена должна ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи, что будет являться перерывом в их годичных отношениях.

В римском праве существовало три способа установления брака: религиозный обряд, светская форма брака и приобретательная давность.

Из книги Уголовно-процессуальное право автора Невская Марина Александровна

7. Понятие подсудности и ее виды Подсудность – распределение между судами дел, подлежащих рассмотрению по первой инстанции, т. е. установление конкретного суда, который должен разрешить данное дело.Подсудностью признается совокупность юридических свойств уголовного

Из книги Я требую развода и раздела имущества автора Дубровская Ирина

1. Брак, развод: понятие, требования В жизни почти каждого человека рано или поздно наступает момент, когда он связывает свою жизнь с другим, мужчиной или женщиной. Большая часть из сложившихся пар регистрируют свои отношения в государственном учреждении. В результате

Из книги Гражданский процесс автора Черникова Ольга Сергеевна

6.1. Понятие и виды Судебные расходы можно рассматривать в узком и в широком смысле. В широком смысле они представляют собой материальные средства, необходимые для функционирования системы правосудия. Данные средства могут быть получены только из двух источников:

Из книги Прокурорский надзор: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Шпаргалка по римскому праву автора Исайчева Елена Андреевна

28. Брак. Понятие, сущность, виды Брак (matrimonium) - «союз мужчины и женщины, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого нрава» (Модестин).Как проявление требований «человеческого права» брачный союз подчиняется установлениям гражданского права

Из книги Конспект лекций по правоведению автора Аблёзгова Олеся Викторовна

82. Деликты (понятие публичных и частных деликтов, элементы и виды частных деликтов) и квазиделикты (понятие, виды, общая характеристика) Деликт (delictum) - причинение вреда отдельному лицу, его семье или имуществу вследствие прямого или косвенного нарушения прав этого лица

Из книги Гражданско-процессуальное право. Шпаргалки автора Петренко Андрей Витальевич

7.4 Понятие и виды наказания Наказание является мерой государственного принуждения, применяемой к виновному в совершении преступления лицу по приговору суда. Принуждение выступает средством обеспечения соблюдения норм уголовного права и обеспечивается силой

Из книги Коммерческое право автора Голованов Николай Михайлович

32. Понятие и виды третьих лиц Кроме истца и ответчика в гражданском процессе могут участвовать так называемые третьи лица – субъекты гражданских процессуальных правоотношений, вступающие в возбужденное гражданское дело на стороне истца или ответчика или для защиты

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

145. Понятие и виды цен Цена – это денежное выражение стоимости товара.В зависимости от того, как определяются цены, они подразделяются на свободные и регулируемые.Свободная цена складывается на рынке под влиянием спроса и предложения. Она не регулируется государством –

Из книги Экзамен на адвоката автора

Из книги Обзор истории русского права автора Владимирский-Буданов Михаил Флегонтович

Вопрос 136. Конституционное право работников на отдых и гарантии его реализации. Понятие и виды времени отдыха. Право на ежегодный основной отпуск и его виды. Отпуск без сохранения заработной платы. Конституционное право работников на отдых гарантируется ч. 5 ст. 37

Из книги Правоведение автора Мардалиев Р. Т.

Вопрос 138. Понятие и виды дисциплинарной ответственности работников. Виды дисциплинарных взысканий, основания, порядок их применения и снятия. Особенности рассмотрения и разрешения трудовых споров о снятии (признании незаконными) дисциплинарных

Из книги автора

Вопрос 151. Брак. Понятие, порядок и условия заключения. Действующий в настоящее время СК не содержит определения понятия «брак». С точки зрения науки семейного права «брак – это добровольный, равноправный, моногамный союз мужчины и женщины, заключенный с соблюдением

Из книги автора

Вопрос 301. Понятие, содержание, формы и значение вины в уголовном праве. Умысел и его виды. Неосторожность и ее виды. В соответствии со ст. 5 УК (принцип вины) лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие

Из книги автора

Из книги автора

Понятие и виды юридических лиц Признаки юридического лица (ст. 48 ГК РФ):? организационное единство: наличие структуры;? обособленное имущество, закрепленное за ним либо на праве собственности, либо на ином вещном праве (хозяйственного ведения или оперативного управления);?

19 ..

Институт брака в римском праве

Брак (matrimonium) являлся юридическим фактом союза между мужчиной и женщиной, определяющим правовое положение детей, рожденных в этом союзе, имущественные отношения между супругами и их наследственные права.

Вплоть до правления Юстиниана римское право различало законный римский брак (matrimonium iuris civiles), т. е. брак между лицами, имевшими ius conubii, и брак между лицами, не имевшими ius conubii (права вступать в римский брак). Он определялся как matrimonium iuris gentium.

От брака отличался конкубинат, т. е. дозволенное законом, а не случайное сожительство мужчины и женщины, однако не отвечающее требованиям законного брака. Конкубина не разделяла социального состояния мужа, дети конкубины не подлежали отцовской власти. Несмотря на моногамный характер римской семьи, мужчина в республиканскую эпоху мог наряду с законным римским браком с одной женщиной состоять в конкубинате с другой. Но всякое сожительство женщины с другим мужчиной давало мужу право убить жену.

Формы брака. В Древнем Риме, вплоть до правления Юстиниана, различали две формы брака. Брак cum manu mariti характеризовался установлением власти мужа, в силу чего жена поступала под власть мужа или домов-ладыки, если муж сам был подвластным лицом. Брак sine manu оставлял жену подвластной прежнему домовладыке либо делал ее самостоятельным лицом. Со временем брак sine manu полностью вытеснил форму брака cum manu mariti.

Как уже говорилось, последняя форма брака была характерна лишь для древнейшего периода римской истории. Первоначально власть мужа была неограниченной, правосубъектность жены постоянно поглощалась правосубъектностью мужа. Ее юридический статус был аналогичен статусу детей: по отношению к мужу она находилась в правовом отношении на положении дочери, будучи абсолютно бесправной. Это бесправие в равной степени касалось как личного, так и имущественного статуса жены. В личном смысле от мужа зависела сама судьба жены, в отношении которой он обладал правом жизни и смерти (ius vitae ас necis). Он мог продать жену в рабство, если она без его ведома покидала дом, истребовать ее от любого лица по иску, обеспечивающему возврат имущества из чужого незаконного владения. Требование о возврате жены могло быть предъявлено даже ее родителям, так как выход замуж сопровождался разрывом агнатских связей с ее кровными родственниками и возникновением агнат-ского родства между нею и семьей мужа.

Идея безграничной власти мужа пронизывала и имущественные отношения супругов. В семье был лишь один субъект имущественных прав

Муж, которому принадлежало не только имущество, нажитое в браке, но и ранее составлявшее собственность жены, если до брака она была самостоятельным лицом (persona sui iuris), а также имущество, подаренное ей отцом по случаю выхода замуж. Причиной имущественного бесправия

жены было то, что по вступлению в брак она становилась лицом подвластным (persona alieni iuris) и в этом качестве своего имущества иметь не могла. Даже если муж выделял ей что-либо для самостоятельного распоряжения, это считалось пекулием. Только после смерти мужа имущество могло перейти жене и детям.

Брак sine manu был полной противоположностью браку cum manu mariti. Вступление в такой брак не влекло изменение правосубъектности женщины. Кровные родственные связи с ее семьей не прерывались, не возникало агнатского родства между ней и семьей мужа. Муж уже не обладал прежней властью над личностью жены. Тем не менее главенство мужа проявлялось и при браке sine manu. Жена получала имя и сословное положение мужа, местожительство мужа было обязательным и для жены, последствия нарушения супружеской верности были гораздо тяжелее для жены, чем для мужа. При любой форме брака только муж обладал властью над детьми.

Имущество супругов при браке sine manu оставалось раздельным. Муж не имел никаких прав на имущество жены, не только принадлежащее ей до брака, но и приобретенное ею в период семейной жизни (наследование, дарение и т.д.). Даже простое управление имуществом жены муж мог осуществлять только в тех случаях, когда жена сама передавала ему имущество для этой цели. При этом отношения между супругами определялись на основании договора поручения. Во избежании узурпации одним супругом прав на имущество другого, дарение между супругами было запрещено. Однако любые другие договоры заключать между мужем и женой дозволялось, как и предъявлять друг другу иски в случае возникновения имущественных споров. В случае спора между супругами относительно каких-либо вещей применялась презумпция, что каждая вещь принадлежит мужу до тех пор, пока жена не докажет свое право собственности на указанную вещь.

Правовой режим приданого (dos) развивался также в сторону усиления гарантий имущественных интересов жены. Приданое (dos) охватывало вещи или иные части имущества, предоставленные мужу женой, ее домовладыкой или третьим лицом для облегчения материальных затруднений семейной жизни. В раннереспубликанский период, когда почти все браки были cum manu, специальной регламентации правового положения приданого не было. Поэтому, если не было особого соглашения по этому

вопросу, то приданое не выделялось из всего остального имущества, приносимого женой, и полностью поступало в собственность мужа. Но в случае развода по инициативе супруга считалось справедливым вернуть это имущество женщине, которая его принесла. Так формула развода по закону XII таблиц звучала: «Res tuas tibi habeto» - «забери с собой свои вещи».

Когда в практику вошли браки sine manu, для приданого был установлен особый правовой режим. Приблизительно на рубеже III-II в. до н. э. устанавливается правило заключения с мужем устного соглашения, по которому муж принимал на себя обязательство возвратить приданое в случае прекращения брака. При отсутствии такого соглашения приданое юридически оставалось в имуществе мужа навсегда, но в силу бытовых традиций муж считал себя обязанным передать его по завещанию в пользу жены. При необоснованном разводе жене стал предоставляться преторский иск о частичном возврате приданого в качестве штрафа.

В классический период приданое получает специальную регламентацию. В течение брака муж является собственником приданого, имеющим право распоряжения этим имуществом. Однако он не мог без согласия жены отчуждать земельные участки, принесенные в приданое. В случае прекращения брака из-за развода или же смерти мужа приданое возвращалось в полном объеме. В случае смерти жены приданое оставалось за мужем. Возвращая приданое, муж имел право удержать известную долю на содержание оставшихся при нем детей, на покрытие издержек, понесенных на поддержание имущества, входившего в dos, в качестве штрафа, если развод наступал по вине жены.

При Юстиниане право на возвращение приданого получает как сама жена, так и ее наследники. Приданое возвращалось полностью, за вычетом издержек, понесенных мужем.

Еще в императорский период сложился обычай, по которому муж, получая приданое, со своей стороны делал соответствующий вклад в семейное имущество в форме дарения в пользу жены. Сначала это дарение совершалось до брака, так как дарение между супругами было запрещено, и называлось предбрачным даром. Юстиниан разрешил совершать это дарение и во время брака. По размеру это имущество соответствовало приданому. Во время брака оно оставалось в собственности и управлении мужа. В случае развода по вине мужа оно переходило жене. При наличии

специального договора жена не могла требовать выдачи этого имущества и в случае смерти мужа.

В Древнем Риме существовало три формы заключения брака с установлением власти мужа: посредством длительного пребывания в браке (usus); посредством религиозного брачного обряда (confcrratio) и посредством мнимой покупки невесты (cocmptio).

Жена попадала под власть мужа, если супруги непрерывно находились в браке в течение одного года. Законы XII таблиц содержали положение, в соответствии с которым супруга, не желающая перехода во власть мужа, должна ежегодно покидать его дом на три ночи подряд.

Религиозная форма заключения брака имела значение в древнейшую эпоху Рима, поскольку только лица, рожденные в этом браке, могли стать высшими жрецами Юпитера, Марса и Квирина. Ряд историков считает ее привилегией патрицианских родов. Символическая же покупка жены была по преимуществу плебейской формой брака. Она совершалась посредством манципации, после чего жена становилась членом семейства.

Условия для вступления в брак. Заключению брака предшествовала помолвка (sponsaliae). В древности и в начале классического периода стороны заключали договор в форме клятвенного обещания вступить в брак. Затем помолвка превратилась лишь в моральное обязательство, принцип свободы брака считался первостепенным. Однако под влиянием христианства помолвка снова приобретает обязательственное значение и сопровождается внесением задатка, который терялся женихом в случае отказа вступить в брак. Отец невесты отвечал в случае отказа в четырехкратном, а с 472 г. н. э. в двукратном размере полученного задатка. Заключение двух помолвок, как и многобрачие, не допускалось.

Заключение брака предварялось наличием определенных условий. Во-первых, достижением брачного возраста. Для юношей он составлял 14 лет, для девочек - 12 лет. Необходимо было согласие жениха и невесты, а если они находились и под властью домовладыки, то и его согласие. Если домовладыка не давал согласия на брак без достаточного основания, оно могло быть получено принуждением со стороны магистрата. Не допускался брак лица, состоявшего в непрскращснном браке. Кроме того, жених и невеста не должны были состоять между собой в близких степенях родства или свойства и должны были обладать ius conubii, т. е. правом на вступление в законный римский брак. Так, заключение «правильного»

Брак в Римском праве трактовался, по словам римского юриста Модестина как "общность человеческого и божественного права, объединение мужа и жены, слияние всей жизни ". Идеализированное представление о брачных отношениях совсем не соответствовало действительности. И даже во время наибольшего расцвета права в Риме женщина не признавалась полноценным партнером собственного супруга.Римляне выделяли matrimonium iustum (узаконенный брак между лицами, которые имеют право на брак) и matrimonium iuris gentium (брак между лицами не имеющими брачного права).

В империи также было распространено сожительство на постоянной основе свободных лиц, без заключения брачного договора (называвшееся конкубинатом). Однако это сожительство не было полноценной заменой узаконенному браку. На детей, которые рождались в таком союзе, власть отца не распространялась. В эпоху республиканства, вопреки моногамных обычаев семьи римлян, мужчинам разрешалось одновременно находиться в брачных отношениях с одной женщиной и сожительствовать в конкубинате. В противоположность этому, закон республиканцев давал супругу убить жену за выявленное сожительство или измену. В доюстиниановое время обозначались два вида брака: cum manu mariti (брак с мужской властью) и брак sine manu (без мужской власти над женой). Оба считались правильными. В общем своем содержании, брак sine manu походил на сожительство(конкубинат), но осуществлялся брак для создания семьи и совместного воспитания детей. Требовалось согласие брачующихся, а также их домовладыки. Обычно согласие главы дома требовалось для вступления в брак девушки. Мужчины, к моменту свадебной церемонии считались самостоятельными. В случае необоснованного отказа главы дома, его положительного ответа добивались, подав жалобы в магистрат.

Условия вступления в брак в римском праве

1) Возраст, разрешенный к заключению брака, наступал в двенадцать лет для женщин, в четырнадцать лет - для мужчин.

2) Если кто-то из лиц, стремящиеся к браку, находился в действующих (длящихся)отношениях, то брак не разрешался.

3) Лица желающие вступить в брак должны были иметь на это брачное право.

В доюстиниановый период из - за отсутствия брачного права, не могли жениться некоторые категории иностранцев.Так, например, брак в Древнем Риме между римлянином и иноземкой не разрешался по политическим мотивам(чтобы помешать получению римского гражданства путем брака).По законам юстинианского периода, при наличии гражданства у практически всех жителей Римской империи, поводом для отказа в брачном праве служило родство близкой степени или своячество (отношения между близкими, но не кровными родственниками).Причем родство было как когнатическим, так и агнатическим.

4) Брак считался недействительным между родными по прямой ветви и боковой(при наличии хотя бы одного родственника, находящегося с предком в прямом родстве).Так запрещались браки между братьями и сестрами, тетками и племянниками;не разрешались брачные отношения между зятем и золовкой.

5) Кроме этих требований, выставлялись и специфические условия, такие как: состоящий в должности магистрата провинции не мог жениться на гражданке этой же провинции.(одной причиной запрета служило желание избежать давления на волю брачующихся, другой - пресечь усиление его политического влияния с помощью семьи).

Заключение брака в древнем Риме

Перед праздничной церемонией осуществлялось обручение.Вступающие в брак совершали процедуру с согласия глав семейств. Однако некоторые брачные церемонии совершались достаточно просто: если всех требования брачного права были соблюдены, от брачующихся требовалось лишь устное согласие. После этого невесту отводили к жениху. Такое заключение брачных уз приводило к браку в форме sine manu .При осуществлении брака с властью мужа, для утверждения власти супруга совершались чисто формальные действия.

Брак в Древнем Риме мог прекратиться:

а) с кончиной одного из супругов;

б) если кто-то из супругов потерял свободу;

в) с официальным объявлением развода при свидетелях.

В эпоху расцвета римской классики развод осуществлялся как по желанию обоих супругов, так и по заявлению сделанному одной из сторон.В период монархизма процедура развода была очень ограничена. Развод по совместному согласию был запрещен, а развод по заявлению одной стороны разрешен только в случае нарушения верности или при покушении на жизнь. Также был возможен развод и без вины с чьей-либо стороны, но по весомому поводу(невозможность интимных отношений, религиозные причины). Развод в одностороннем порядке, без веской на то причины, штрафовался(при этом брачные отношения считались прекращенными).

Брак есть союз мужчины и женщины, единство всей жизни, единство божественного и человеческого права.

Брак, или так называемый матримоний, з это союз мужчины и женщины, имеющий целью совместную жизнь.

Условия заключения брака.

В законный римский брак могли вступить только лица, обладавшие свободой (союз между рабами есть не брак, а сожительство в узком смысле);

Римский брак могли заключать только лица, за которыми было признано право создать законный римский брак. Таким правом обладали и древние латины. Когда это право отсутствовало, законный римский, согласно предприсаниям цивильного права, не возникал, хотя брак мог быть действительным по праву народов;

В римкий брак могли вступать лишь лица, которые были способны осуществлять естественные цели брака, т.е. лица, являвшиеся половозрелями: женщины с 12, а мужчины с 14 лет;

Для заключения законного римского брака требовалось отсутствие другого брака;

Законный брак требовал согласия супругов, так как брак возникает не от совокупления, а в результате согласия.

Римское частное право знало несколько видов брака: 1) брак, который устанавливал мужскую власть над женой (cum manu); 2) брак без мужней власти (sine manu).

Брак cum manu – был наиболее древним видом брака. В этом браке жена вступала в агнатскую семью мужа и становилась подвластной самому мужу. В этом браке власть мужа была неограниченной, правосубъектность жены поглащалась правосубъектностью мужу. Мкстожительство жены определялось местожительством мужа. Власть мужа распространялась и на имущественные отношения супругов. В семье был один субъект имущественных прав- муж, которому принадлежало не только имущество, нажитое в браке, но и ранее составлявшее собственность жены. В то же время муж был обязан защищать жену от причинения ей оскорблений. Жена разделяла общественное положение мужа.

Данный брак мог быть заключен тремя способами: confarreatio, coemptio и usus.

Confarreatio представлял собой торжественный обряд религиозного характера, который осуществлялся в присутствиидесяти свидетелей и верховного жреца Юпитера и требовал совершения определенных священный действий, посвященных Юпитеру, с жертвоприношением и общим совершением священных возлияний и вкушением пшеничного хлеба из полбы. Побобный брак могли заключать только патриции.

Coemptio (покупка) – это более поздняя и доступная всем гражданам форма брака, который заключался в светском обряде путем манумиссии, т.е. на основании символической продажи.

Usus – брак вследстсие непрерывного проживания женщины в доме мужа в течение года. Вмесет с тем, уже Закон 12 таблиц закрепил положение о том, что женщина, каждый год на три ночи подряд покидавшая семейный кров, прерывала таким образом сожительство и избегала попадания под власть мужа или главы семьи.


В браке sine manu муж не приобретал никакой власти над женой, которая оставалась под отцовской властью и сохраняла все права, связанные с ее принадлежностью к родной семье. В то же время жена могла сохранять свою личную и имущественную самостоятельность. Однако с тем, чтобы облегчить материальные семейной жизни, женщина, как правило, вносила приданое (dos), которым охватывались вещи или иные части имущества, предоставленные мужу женой, ее главой семейства или третьим лицом.

Подожный брак заключался путем достижения согласия между лицами, которые его заключали. Однако, если они находились под властью глав семейств, то требовалось их согласие. Отказ глав семейств дать согласие на заключение брака мог быть обжалован в магистратуре.

Расторжение брака.

Брак расторгался при наличии объективных и субъективных причин.

К объективным причинам относились:

Смерть одного из супругов;

Утрата свободы одним из супругов;

Утрата гражданства одним из супругов;

Начинающееся кровосмешение.

К субъективным причинам относился развод (divortium). Развод мог быть односторонним, т.е. на основании заявления одного из супругов об отказе от брачной жизни, или обоюдным.

Начиная с постклассического периода, односторонний развод стал рассматриваться в качестве законного, если происходил по справедливым основаниям, например, супружествой неверности жены, мужа.. или же по оправданным причинам, не ребовавшим вины другого супруга, например, в результате обета девственности, попадания в плен. При разводе без оснований к расторгнувшим брак супругам могли быть применены строгие санкции от изъятия приданного до высылки на остров.

Развод, происходивший по обоюдному согласию сторон, рассматривался в качестве законного на протяжении всего постклассического периода.

Развод не требовал никакой торжественной формы. Однако закон Юлия «О прелюбодеянии» с целью внесения ясности в семейные отношения обязал публично оповещать о разводе в присутствии семи свидетелей.