Внеклассное мероприятие: Викторина «Зимушка - зима.

«Зимушка – зима»

Викторина для учащихся 2 – 3 классов

Ведущая : Здравствуйте, ребята. Наша встреча сегодня будет посвящена очень красивому времени года – зиме.

Подумайте и скажите, как в народе называют зиму? (матушка – зима, зимушка, лютая зима, зима - проказница…) Действительно, зима бывает разной. И сегодня, отвечая на вопросы викторины, мы вместе нарисуем обобщающий портрет зимы. Нам предстоит путешествие по станциям.

Станция 1. Поэтическая.

Для начала послушайте стихотворение Н. Кнушевицкой «Зима».

«Зима»

В мягких беленьких сапожках

Подошла зима к окошку,

Постучала: «Вот и я!

Вы скучали без меня?

Я пока сюда спешила,

Землю пухом всю укрыла,

Уложила спать зверюшек:

И медведя, и лягушек.

Сшила белые пальтишки

Целой армии зайчишек.

Шубку рыжую лисе -

Вот она во всей красе.

Застеклила пруд и речку,

Затопила всюду печки.

Вот как много было дел,

Ваш черёд теперь поспел.

Завтра утром спозаранку

Доставайте лыжи, санки

И блестящие коньки,

Чтоб бежать вперегонки,

И морковку тоже надо

Подыскать для снежной бабы.

Приготовьте щёчки ваши -

Завтра их я вам раскрашу.

Припасите визг и смех -

Буду ждать на горке всех!

(Н. Кнушевицкая)

    Какие дела перечисляет в стихотворении поэтесса?

Укрыла землю пушистым снегом. А для чего это нужно природе? Чтобы земля не промёрзла, не погибли от мороза растения и животные.

2. Какие животные легли в зимнюю спячку? (медведи, лягушки)

3. какие животные в стихотворении поменяли свои шубки? (зайчишки и лиса)

4. для чего животным нужно менять шубку? (зимняя шубка пушистее и теплее. Белая шубка зайца менее заметна на белом снегу)

5. О каких зимних занятиях для детей говорится в стихотворении?

(катание на лыжах, коньках, санках).

Станция 2. Загадочная.

    Назовите – ка, ребятки

Месяц в этой вот загадке:

Дни его всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдёт;

Мы встречаем Новый год! (декабрь)

    Поле чёрно – белым стало:

Падает то дождь, то снег,

А ещё похолодало –

Льдом сковало воды рек.

Мёрзнет в поле озимь ржи.

Что за месяц – подскажи.

    Снег мешками валит с неба,

С дом стоят сугробы снега,

То бураны, то метели,

На деревню налетели.

По ночам мороз силён,

Днём капели слышен звон.

День прибавился заметно.

Ну так что за месяц это?

(февраль)

    Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду – упадёт,

Не вода уже, а лёд.

Даже птице не летится,

От мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лету,

Что скажи за месяц это? (январь)

    Ветви белой краской разукрашу,

Брошу серебро на крышу вашу.

Тёплые весной придут ветра

И меня прогонят со двора. (зима)

    Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица –

Белокоса, белолица. (зимние месяцы, зима)

    Сито большое, сито голубое,

Сеет – веет белый пух

На леса, дома, на луг. (небо и снег)

    Сперва с горы летишь на них,

А после в гору тянешь их. (санки)

    Рыбам зиму жить тепло –

Крыша – толстое стекло. (лёд)

    В огне не горит и в воде не тонет. (лёд)

    Он всё время занят делом,

Он не может зря идти,

Он идёт и красит белым

Всё, что видит на пути. (снег)

    Жил я посреди двора,

Где играет детвора,

Но от солнечных лучей

Превратился я в ручей. (снеговик)

    Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (зима)

    Я живу под самой крышей,

Даже страшно глянуть вниз,

Я могла бы жить и выше,

Если б крыши там нашлись. (сосульки)

    Гуляет в поле, да не конь.

Летает на воле, да не птица. (вьюга)

    И не снег, и не лёд,

    И не снег, и не лёд,

А серебром деревья уберёт. (иней)

    Он вошёл – никто не видел,

Он сказал – никто не слышал.

Дунул в окна и исчез,

А на окнах вырос лес. (мороз)

    В белом бархате деревня –

И заборы, и деревья,

А как ветер нападёт,

Этот бархат опадёт. (иней)

    Невидимкой, осторожно

Он является ко мне,

И рисует как художник,

Он узоры на окне. (мороз)

    Из – под снега расцветает,

Раньше всех весну встречает. (подснежник)

    Пусть я птичка – невеличка,

У меня, друзья, привычка –

Как начнутся холода,

Прямо с севера – сюда. (снегирь)

    Мои новые дружки и блестящи и легки.

И на льду со мной резвятся и мороза не боятся. (коньки)

    Две курносые подружки

не отстанут друг от дружки.

Обе по снегу бегут,

обе песенки поют. (лыжи)

    Чудо – дворник перед нами,

Загребущими руками

За одну минуту сгрёб

Преогромнейший сугроб. (снегоочиститель)

    Не галстук он, не воротник,

А шею обнимать привык.

Но не всегда, а лишь тогда,

Когда бывают холода. (шарф)

    Дали братьям тёплый дом,

Чтобы жили впятером.

Брат большой не согласился

И отдельно поселился. (варежки)

    Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки.

Не замёрзнем мы с тобой.

В них мы бегаем зимой. (валенки)

    Я мохнатый, я кудлатый.

Я зимой над каждой хатой.

Но нигде- нигде меня не бывает без огня. (дым)

    Бабушка седа – бела,

Зимой всем мила,

А как лето наступает,

Про бабушку все забывают. (печь)

Станция 3. «Зимняя литературия»

Ребята, сейчас я буду зачитывать отрывки из различных литературных произведений. Ваша задача – определить это произведение.

1. «Нынче день –то какой? Старому году конец, новому – начало. А ещё от деда своего слыхал, будто его дед рассказывал, что в этот день всякое на свете бывает, умей только подстеречь да подглядеть. Это ли диво, что белки с зайцами в горелки играют! Под Новый год и не такое случается. А говорил мой дед, что довелось ему в самый канун Нового года встретиться с….» А с кем встретиться довелось?

(солдат рассказывал падчерице о встрече с 12 месяцами сразу. С.Маршак. «Двенадцать месяцев»).

2. «Она бегала взад и вперёд и не находила хозяина, а между тем становилось темно. По обе стороны улицы зажглись фонари, а в окнах домов показались огни. Шел крупный, пушистый снег и красил в белое мостовую, лошадиные спины, шапки извозчиков. И чем больше темнел воздух, тем белее становились предметы».

Кто оказался один на улице зимним вечером ? (Каштанка. А. П. Чехов.)

3. «Зима настала холодная – прехолодная. Утёнку приходилось плавать без отдыха. Морозило так, что даже лёд потрескивал. Без устали работал лапками утёнок, но под конец совсем выбился из сил, замер и весь обмёрз. («Гадкий утёнок». Х.К. Андерсен)

4. «Старик принёс комочек снегу в избу, положил в горшочек, накрыл ветошкой и поставил на окошко. Взошло солнышко, пригрело горшочек, снег стал таять. И вдруг запищал там кто- то…» («Девочка Снегурочка». Русская народная сказка)

5. «Глядит она в ледяное окошко да посмеивается: « Вишь чернолапотник, какую лачугу смастерил! То ли дело моя: и чиста и светла – ни дать, ни взять хрустальный дворец».

Кто это говорит и о ком? (Лиса о зайце в русской народной сказке «Заячья избушка»)

6. «В первый день она ещё кое – как через силу трудилась и слушалась хозяйку, на другой день – начала лениться, на третий – вовремя не встала. Да и постель так стелила, не взбивала, как положено, чтобы пух летел, как снежные хлопья».

Кто эта девочка и хозяйка? (Ленивица и Вьюга. Братья Гримм. «Бабушка Вьюга»)

7. «Она дрожала от холода, платье её всё разорвалось, а она была такая маленькая, нежная. Пошёл снег, и каждая снежинка была для неё, как целая лопата снега. Она завернулась было в сухой лист, но он не грел, и она дрожала сама, как осенний лист».

Кто эта девочка? (Дюймовочка. Х.К. Андерсен)

Станция 4. «Словообразовательная»

Из предложенных слов составить новое слово путём перестановки букв. Другие буквы добавлять нельзя.

Рагу, чеснок - снегурочка

Рамка, сад - маскарад

Лава, кран - карнавал

Ода, бор - борода

Карл, лист - кристалл

С, пена, год - снегопад.

Станция 5. «Зимнее ассорти».

Вам предстоит ответить на различные вопросы по теме «Зима»

1. таблица или книжка с перечнем всех дней в году. (календарь)

2. небольшой, плотно скатанный комок снега. (снежок)

3. пушинка, кристаллик снега (снежинка)

4. низкая температура воздуха (холод)

5. выделанная шкура пушного животного (мех)

6. замороженное сладкое кушанье из сливок, сока, ягод и др. добавок (мороженое)

7. шкаф для хранения чего – либо в холоде (холодильник)

8. сказочная снежная девушка (снегурочка)

9. бал, на который являются в масках, в характерных костюмах (маскарад)

10. сильный ветер со снегом, вьюга. (метель)

11. Какие деревья остаются зимой зелёными? (ель, сосна)

12. Много ли зимой птиц в лесу? (нет, они перебираются ближе к домам, где живут люди. Здесь можно найти корм)

13.Что происходит со снегом во время оттепели? (снег становится влажным, липким)

14. Как можно определить, сколько раз за зиму были оттепели?

(если сделать вертикальный срез сугроба, то можно пересчитать полосы, появившиеся после оттепели. Верх сугроба после оттепели покрывается ледяной корочкой. Новый снег образует следующий слой и т.д.)

15. Назовите самый снежный месяц (февраль)

Станция 6. «Выбери ответ»

1. от чего страдают птицы зимой?

А). От холода В). От ветра

Б). От голода Г). От снега

2.Какая из этих птиц – перелётная7

А). Дятел В). Малиновка

Б). Воробей Г). Голубь

3. Летом бежит, зимой стоит. Что это?

А). Дым В). Море

Б). Река Г). Корабль

4. Какого цвета зимой заяц – русак?

А). Белого В). Чёрного

Б). Серого Г). Рыжего

5. При какой температуре замерзает вода?

А). -5 градусов В). – 10 градусов

Б). – 1 градус Г). 0 градусов

6. Какого числа самый короткий день в году?

Станция 7. «Составительная»

Ваша задача: составить из слова «Снегопад» как можно больше слов –существительных в именительном падеже. Повторять буквы нельзя.

СНЕГОПАД: снег, пена, год, годе, пас, сан. Гена, гад, дог, гон, нога, ад, сон, нега, ген, ас, сено…

Станция 8. Азбука народной мудрости.

Сейчас нам предстоит вспомнить народные приметы. Ваша задача, ребята, продолжить предложение.

    Зима морозная - ….. лето жаркое

    Зима снежная - …. лето дождливое

    Зимою вьюга - …. летом ненастье

    Дым столбом - …. к морозу

    Если ночью был иней. То днём - …. снег не выпадет

    Январю – морозы, февралю - …. метели.

    Иней на деревьях – к морозам, туман - …… к оттепели.

    Много еловых шишек - ….к урожаю хлеба.

    Много снега - …. много хлеба.

    Длинные сосульки в конце февраля - … на долгую весну.

Использованная литература:

    Запартович, Б.Б. С любовью к природе: дидактический материал по природоведению для начальной школы[ текст] / Б.Б. Запартович, Э.Н. Криворучко, Л.И. Соловьева. – М.: «Педагогика», 1976. – С.53 -96.

    Узорова, О.В. Все предметы начальной школы в викторинах / О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 128с.

    Цветкова, Н. Зимняя викторина [ текст] / Н.Цветкова // книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2003. - №12. – С.62 – 64.

Составитель: Белоусова, О. И., воспитатель


Данные об авторе

Самсонова Ирина Николаевна

Место работы, должность:

ГКООУ "Санаторная школа-интернат г.Петровска" Саратовской области учитель начальных классов

Саратовская область

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования:

Начальное общее образование

Целевая аудитория:

Классный руководитель

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Класс(ы):

Предмет(ы):

Внеклассная работа

Цель урока:

Обобщить знания детей о зиме; рассказать о зиме в занимательной форме;

Развивать творческие способности учащихся;

Воспитывать чувства товарищества, уважения друг к другу;

Воспитывать любовь к животным и бережное отношение к родной природе;

Развивать индивидуальные способности учащихся; интерес к чтению, к поиску нового.

Тип урока:

Урок обобщения и систематизации знаний

Учащихся в классе (аудитории):

Используемое оборудование:

компьютер, проектор

Используемые ЦОР:

презентация

Краткое описание:

Внеклассное мероприятие: Викторина «Зимушка - зима» во 2 классе проводится с целью расширения кругозора детей; развития познавательной активности и индивидуальных способностей учащихся.В мероприятии используются стихи, загадки о зиме.

Ведущий: - Здравствуйте, ребята и уважаемые взрослые. Сегодня мы с вами собрались все вместе, чтобы провести викторину. А чему она посвящается, вы узнаете, если отгадаете мою загадку.

Загадка:

Назовите-ка, ребятки,

Кто хозяюшка загадки?

Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду - упадёт,

Не вода уже, а лёд.

Снег мешками валит с неба

И вокруг сугробы снега.

Двор в снегу. Белы дома.

В гости к нам пришла… (Зима)

Слайд 2

Ведущий: - В нашей викторине будут принимать участие три команды. (Представление команд и жюри)

Ну, что, команды готовы к соревнованию? Начинаем!

1 задание: «Назови зимние месяцы»

- Выберите из данных названий месяцев только зимние:

(ноябрь, февраль, август, декабрь, март, сентябрь, январь, июль)

2 задание: «Пословицы»

Слайд 3

Названия, каких зимних месяцев пропущены в этих пословицах:

… месяц снегопадов, злых вьюг и первого тёплого солнца. (Февраль)

… год кончает, зиму - начинает. (Декабрь)

… году начало, зиме - середина. (Январь)

Расположите названия зимних месяцев в порядке их наступления в природе.

Ведущий:

Ребята, дети и взрослые очень любят зиму. А вы, можете сказать, почему?

Слайд 4

3 задание «Зимние забавы»

Изобразите :

1.Катание на лыжах.

2.Игра в снежки.

3.Лепим снеговика.

Снежную бабу слепили на славу:

Всем детям на радость, себе на забаву.

В снежки поиграли, в снегу повалялись,

На лыжах катались и звонко смеялись.

Ведущий:

Ребята, но с приходом зимы не всем весело живётся. Как вы думаете, кому трудно зимой? Почему вы так думаете? Можем ли мы, люди, как-то помочь «братьям нашим меньшим»? (Ответы детей)

Слайд 5-6

4 задание«У кормушки».

А сейчас угадайте, какие птицы прилетели на кормушку?

Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет
Крошки собирает
(Воробей.)

Зимой на ветке яблоки
Скорей их собери
И вдруг вспорхнули яблоки
Ведь это...
(Снегири.)

У неё глаза большие,
Хищный клюв - всегда крючком.
По ночам она летает,
Спит на дереве лишь днём.
(Сова.)

Кто в беретке ярко-красной,
В чёрной курточке атласной,
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит.
(Дятел.)

Спинка зеленоватая,
Животиком желтоватая,
Чёрненькая шапочка
И полоска галстучка.
(Синица.)

Окраска - сероватая,
Повадка вороватая.
Крикунья хрипловатая-
Известная персона.
Это...
(Ворона.)

Вот сколько птиц прилетело на кормушку. Какой корм дадим каждой птичке? Соедините стрелками птицу и то, чем она питается.

Слайд 7 - 8

  • воробей- зерно
  • снегирь - ягоды рябины
  • дятел - насекомых
  • синица - несолёное сало, зерно
  • сова - мыши
  • ворона - зерно

Ученик:

Покормите птиц зимой,
Чтоб со всех концов

К вам слетались, как домой
Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма
Горсть одна нужна.
Горсть одна - и не страшна

Будет им зима.

Ведущий: -Ребята, как вы думаете, все звери зимой впадают в спячку? (Ответы детей ). А как они живут зимой мы узнаем, отгадав загадки.

5 задание : Конкурс загадок «Лесные жители»

Слайд 9

*Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке - летом. (Белка)

*Хитрая плутовка,

Рыжая головка.

Хвост пушистый - краса!

А зовут ее… (Лиса)

*Горбоносый, длинноногий,

Великан ветвисторогий.

Ест траву, кустов побеги,

С ним тягаться трудно в беге.

Коль такого довелось

Встретить, знайте, это -…(Лось)

*Сбросил серенькую шубку,

Белую к зиме надел.

Прыг - и позади лужайка,

Спрятался от волка…(Зайка)

*Кто в лесу разбойник серый?

Кто зубами щелк да щелк?

Вы, конечно, догадались:

Это злющий, страшный…(Волк)

*Хозяин лесной, просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

6 задание «Где какой зверь?»

Выберите предложения, в которых даётся описание лесных зверей.

1 команда - белка

2 команда - заяц

3 команда - медведь

1.Рыжевато-серенькая шубка с белым мехом на брюшке.

2.Зимой становится совершенно белым, а, значит, незаметным на снегу.

3.Относится к тем животным, которые на зиму впадают в спячку.

4.Зимний корм для него — тонкие ветки, кора деревьев и кустарников.

5.Шишки — любимый зимний корм.

6.Не делает запасов на зиму.

7.Даже в глубоком снегу находит она спрятанные жёлуди, орешки, грибы.

8.Он имеет длинные задние ноги.

9.За теплое время года накапливает достаточный слой жира в своем теле.

10.Ловко перескакивать с дерева на дерево помогает красивый длинный пушистый хвост.

11.Умеет запутывать следы.

12.Разбуженное животное может быть очень опасным.

Ребята, но не для всех зима такая страшная. Как мы уже говорили, дети, и взрослые очень любят зиму. Ещё они любят зиму за то, что зимою мы отмечаем много весёлых и радостных праздников.Назовите зимние праздники.(Новый год, Рождество, Святки, Коляда)

Слайд 10(физминутка для глаз)

Ведущий: - Во все времена, во всех странах, художники, фотографы, музыканты, писатели, поэты в своих произведениях искусств, старались передать неповторимую красоту зимы, её чарующее волшебство.

Ребята, как вы думаете, что делают художники для того, чтобы показать нам всю красоту русской зимы? (Ответы детей)

А что для этого делают композиторы?

Как изображают зиму фотографы?

А теперь, давайте, послушаем, как описывают зиму поэты в своих

стихотворениях.

7 задание: Конкурс стихов о зиме.

Слайд 11

8 задание: Кроссворд «Зимушка-зима».

1. Их вяжут, вышивают на одежде. (Узоры)

2. В небе звездочкой летела,

На ладошке каплей стала. (Снежинка)

3. Холодное лакомство. (Мороженое)

4. Ни проехать, ни пройти -

Куча снега на пути. (Сугроб)

5. Теплая, пушистая защита от морозов. (Шуба)

6. Растет зимой, не летом

И сверху вниз при этом. (Сосулька)

7. Красавица какая,

Стоит, светло сверкая,

Как пышно убрана…

Скажите, кто она? (Елка)

8. Новогоднее украшение на макушке елки. (Звезда)

9. И не снег, и не лед,

А серебром деревья уберет. (Иней)

10. Какой это мастер на стекла нанес

И листья, и травы и заросли роз? (Мороз)

11. С нее сани едут сами. (Горка)

Ведущий:

И в заключение я предлагаю вам поиграть в игру “Что мы делаем зимой?”

Что мы делаем зимой,
Дай, дружок, ты мне ответ.
Слушайте внимательно,
Отвечая “да” иль “нет”.
В снежки играем мы с друзьями?
Грибы по лесу собираем сами?
С горки на санках катаемся?
В деревне на речке купаемся?
По лесу на лыжах бродим?
А много цветов находим?
В саду своем грядки копаем?
И с Дедом Морозом мы пляшем?

Ну, что ж, молодцы, друзья!

Подведение итогов

Долго гостит в России зимушка-зима. И метелям даст свой нрав показать и снега не пожалеет, и холодному ветру позволит разгуляться. Сегодня мы подробнее поговорим о зиме. Всё ли мы о ней знаем? На все вопросы викторины «Зима» даны ответы.

1. Световой день зимой…
Короткий +
Длинный
Средний

2. Земля зимой получает тепла…
Много
Мало +
Иногда много, иногда мало

3. Какие осадки обычно идут зимой?
Снег +
Град
Дождь

4. Как мы говорим?
Снег поёт
Снег скрипит +
Снег щебечет

5. От чего зависит скорость падения снежинок на землю?
От массы снежинок +
Формы снежинок +
Размера снежинок +

6. Отметьте правильные примеры зимних явлений в неживой природе:
Изморозь +
Ливень
Вьюга +

7. Почему семена растений не вымерзают за зиму?
Потому что под снегом температура выше, чем на голой земле +
Потому что семена закалённые
Потому что семена как будто «спят»

8. Как животные готовятся к зиме?
Делают съестные запасы +
Утепляют свои норы +
Накапливают жировой слой +

9. Укажите правильные высказывания:
Зимой шкура зайца имеет белый окрас +
Зимой шубка белки более тёплая +
Ёж зимой меняет колючки

10. Можно ли зимой под снегом увидеть зелёные травянистые растения?
Да +
Нет
Зависит от погоды

11. Какой зверь спит зимой?
Медведь +
Рысь
Ёж +

12. Какие утверждения верны?
«К зиме лоси готовят себе постоянное жилище»
«Хомяки принадлежат к типу самых запасливых животных» +
«Медведи зимой поют тихую песню»

13. Будет мороз, если
Кошка поёт песни
Кошка свернулась клубочком +
Кошка прячет мордочку

14. При каких температурах идёт снег с дождём?
При температурах, близких к нулю +
При температуре минус 5
При температуре минус 10

Сценарий: "Игра-викторина «Здравствуй Зимушка-Зима»

для детей подготовительной группы "

Необходимый материал: снежинки белого и голубого цвета, мгнитная доска; 2 суки через плечо новогодние открытки, по количеству играющих разрезанные на 2 части; 2 клеющих карандаша, набор предметных картинок где картинки в словах котоых есть звуки [A], [M], 2 листа с начерченой башней и крепостью, состоящие из квадратов.

Ведущий:

Добрый день! Мы рады приветствовать вас на нашей игре-викторине: «Здравствуй Зимушка-Зима»

Играть сегодня будут две команды:

Команда с белыми снежинками (занимает свои места)

Команда с голубыми снежинками(занимает свои места)

И группа поддержки каждой команды - дети.

Попреветствуем еще раз участников игры.

Ребята, викторина - это не просто игра, а игра-соревнование.

Поэтому нам необходимо строгое и справедливое жюри. (выбирается жюри из представителей администрации и родителей)

Послушайте правила игры:

· Игра состоит из 5 туров. Каждый тур из 2 вопросов: первый для команды, второй для группы поддержки.

· Оценкой за правельный ответ будут снежинки, которые члены жюри будут выставлять на поле команд. Чья команда наберет больше снежинок, та и будет считаться победителем.

· Команда получает 1 балл-1 снежинку за каждый правильный ответ и 1 балл - на дополнительный вопрос при ответе группы поддержки.

· Я задаю вопрос по очереди каждой команде. Вторая команда при этом молчит.

· Члены команды могут посоветоваться, прежде чем отвечать.

· Отвечать на вопрос может любой участник, выбранный командой.

· Если команда не отвечает на вопрос, право ответа передается другой команде.

· Ответ должен быть четкий и ясный.

Ведущий: Ребята, вы согласны с правилами?.

Жюри мы выбрали, с правилами ознакомились, начинаем игру!

Задание первого тура «Отгадай загадку!»: вам необходимо отгадать загадки о зиме и ее явлениях, объясняя как вы догадались.

Ведущий: Загадка для команды белых снежинок

Он белым пухом лег на лес,

Покрыл всю землю одеялом,

А повесне совсем исчез. (снег)

Ведущий: Кае ты догадался? (ребенок обосновывает свой ответ). Молодец, ответ засчитывается. Следующая загадка.

Она пушиста, серебриста,

Но рукой ее не тронь:

Станет капелькою чистой,

Как поймешь на ладонь. (снежинка)

Ведущий: Загадка для команды голубых снежинок снежинок

Белые змеи

Над землей полетели.

По дорогам поползли

И сугробы намели. (метель)

Все согласны, что метель? Какие слова тебе помогли отгадать загадку? И этот ответ засчитывается.Следующая загадка.

Меня не растили

Из снега слепили

Вместо носа ловко

Вставили морковку.(снеговик)

Ведущий: А теперь загадки для группы поддержки:

Чтобы осень не промокла,

Не раскисла от воды

Превратил ое лужи в стекла

Сделал снежными сады. (мороз)

Я прозрачна, как хрустаь,

С крыши я зимой свисаю.

Только очень, очень жаль,

Что в тепле я быстро таю (сосулька)

Ведущий: Молодцы ребята, хрошо отгадываете загадки. Слово предоставляется жюри.

Ведущий: И так, задание второго тура

Игра «Почтальоны»

Перед каждой командой на расстоянии 5-6 метров на столах лежат половинки новогодних открыток. «почтальон» подбегает, дастает из сумки часть открытки и находит ее половинку на столе, собирает. Затем бежит назад, передает сумку. Бежит следующий и т.д. Команда, чья почта быстрее найдет свой адресат, побеждает в игре.

Слово жюри:

Ведущий: мы переходим к третьему туру: «Зимняя разминка».

Ведущий: о чем я говорю, то вы и показываете. Разминка для команды с белыми снежинками.

«Не боимся мы пороши-

Ловим снег, хлопок в ладоши

Руки в стороны. По швам

Снега хватит нам и вам.

Носом -вдох, а выдох ртом

Дышим глубже, а потом

Марш на месте, не спеша

Как погода хороша»

Разминка для команды с голубыми снежинками.

« мы теперь мечтатели:

Бьем по неприятелю

Размахнись рукой, бросок

Прямо в цель летит снежок

Мы шагаем по сугробам

По сугробам крутолобым

Поднимаем выше ногу

Проложи другим дорогу»

Жюри представляют итоги по «Веселой разминке»

Ведущий:какие зимние забавы и развлечения вы знаете? Вот сейчас мы и посмотрим, как вы умеете строить снежные башни и крепости. Объявляется «Конкурс капитанов»

Задание «Строим крепость»

На стоах лежат листы с начерченой башней и крепостью, состоящие из квадратов, картинки и клеещий карандаш.

Ведущий: Для постройки башни надо взять только те картинки, в названии которых есть звук [ М], а для постройки крепости только те картинки, в названии которых есть звук [А]. Будьте внимательны.

Ведущий: а пока наши капитаны выполняют задание, баллы для команды зарабатывают болельщики.

Задание для болельщиков «Угадайка»

Ведущий : выполняют первыми болельщики команды белых снежинок. Я читаю стихотворение, а вам надо добавить недостоющее слово.

На дворе идет снежок

Скоро праздник….(новый год)

Мягко светятся иголки

Хвойный дух идет от….(елки)

Ветви слабо шелестят

Бусы яркие (блестят)

Беоус и краснонос

Под ветвями Дед…. (мороз)

И верхушку украшая

Там сияет как всегда

Очень яркая, большая

Пятикрылая …(звезда)

Ведущий: молодцы, угадали все слова, а теперь задание для болельщиков команды голубых снежинок. Вы послушайте внимательно, и ответьте обязательно. Если я скажу верно, говорите «да», ну а если вдруг не верно, говорите «нет» . Мы с ребятами сыграем в интересную игру. То чем елку наряжаем, я детишкам назову.

«Разноцветные хлопушки?

Одеяла и подушки?

Раскладушки и кроватки?

Мармеладки, шоколадки?

Шарики стеклянные?

Стулья деревянные?

Плюшевые мишки?

Буквари и книжки?

Бусы разноцветные?

А гирлянды светлые?

Снег из ваты белой?

Ранцы и портфели?

Туфли и сапожки?

Чашки, вики, ложки?

Конфеты блестящие?

Тигры настоящие?

Шишки золотистые?

Елочки лучистые?

Ведущий: молодцы! спавились с заданием, а теперь предоставляется слово жюри.

Ведущий: капитаны свое задание выполнили. Несут жюри на оценку.

Ведущий: В шестом туре, примут участие команда и группа поддержки вместе. Я буду зачитывать вопросы по очереди. Если команда ответить не сможет, ей помогают болельщики.

Вопросы:

1. За каким временем года наступает зима?

2. Какое время года наступает после зимы?

3. Назовите попорядку зимние месяцы.

4. Что происходит с водоемами?

5. Из чего состоит лед и снег?

6. Чем отличается рыхлый снег от липкого?

7. Какие зимние виды спорта знаете?

8. Какой праздник бывает только зимой?

Подведение итогов.

Команды награждаются грамотами и сладкими призами.

Ольга Тушева
Игра-викторина «Здравствуй, зимушка-зима»

Цель :

Воспитывать интерес к познанию естествознания через полученные представления об окружающем мире

Задачи :

Закрепить знания детей о зиме;

Развивать память, мышление, устную речь, воображение;

Прививать любовь и интерес к природе;

Развивать творческие способности;

Развивать умение работать в группе;

Воспитывать чувство ответственности и дружеских взаимоотношений в группе.

Место мероприятия в системе образования : познавательное

Форма мероприятия : интеллектуальная игра

Методы мероприятия : словесные, наглядные, творческая деятельность, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Форма организации внеклассного мероприятия : индивидуальная, групповая, коллективная.

Средства наглядности :

- раздаточный материал : карточки с заданием

Зрительная наглядность «Презентация к мероприятию»

Оборудование : карточки с заданиями, слайды с заданиями, звукозапись,компьютер, проектор.

Технология :

Вопросы репродуктивного характера;

Групповая; здоровье сберегающая

Игровая;

Компьютерные средства обучения.

Ход мероприятия

I. Вступление.

Воспитатель :

Здравствуйте дорогие ребята и уважаемые гости. Сегодня мы собрались все вместе, чтобы принять участие в игре – викторине. Посвятим эту игру чудесно-сказочному времени года. Ребята, узнайте по признакам природы из строк стихотворения это время года.

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы,

А на них сидит царица,

Белокожа, белолица,

Как махнула рукавом-

Все покрыло серебром….(зима)

Воспитатель :

Зима - любимое время года не только детей, но и взрослых. Ребята, а как вы думаете, почему?

(Звучит музыка и входит Зимушка – зима ) .

Воспитатель :

Здравствуй , русская молодка,

Раскрасавица душа,

Белоснежная лебёдка,

Здравствуй , зимушка- зима !

Зимушка – Зима : Здравствуйте ребята и взрослые . Я тут мимо пролетала и услышала, что собрались тут на интересную игру про меня.

Воспитатель : Да зимушка зима мы собрались поиграть в викторину .

Ребята, а вы знаете, что такое викторина? Это игра командная , где ребята одной команды соревнуются с другой. И у нас сегодня тоже есть две команды. Просим команды занять свои места, представьте свою команду и кто у вас капитан.

Воспитатель : Итак, начинаем нашу игру-викторину : «Здравствуй , зимушка-зима » .

II. Ход игры.

Воспитатель :

1. задание :решим «КРОССВОРД» команды отвечают по очереди на вопросы

1С О С У Л Ь К А

2К О Н Ь К И

7Д Е К А Б Р Ь

1. Солнце выглянет-заплачет,

Солнца нет - слезинки спрячет.

2 .Есть, ребята, у меня два серебряных коня.

Езжу сразу на обоих. Что за кони у меня?

3. Он слетает белой стаей

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту.

4. Две курносые подружки

Не отстали друг от дружки.

Обе по снегу бегут,

Обе песенки поют,

Обе ленты на снегу,

Оставляют на бегу.

5. Тройка-тройка прилетела.

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом,

Всё покрылось серебром.

6. И не снег, и не лёд

А серебром деревья уберёт.

7. На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдёт

Мы встречаем Новый год.

8. Что за дерево такое-

Вся я макушка в серебре.

Расцвело у нас зимою

В день морозный в декабре.

Молодцы ребята! Все загадки отгадали, а теперь давайте хором прочитаем что получилось.

2. Снежинка с заданием : конкурс называется "ПЕРЕГОВОРИ СОПЕРНИКА".

Какая зима?

Кто больше придумает описаний зимы (снежная, пушистая, серебристая, искристая, холодная, морозная, вьюжная, праздничная, сказочная и т. д.).

(жюри считает ответы участников и определяет количество баллов)

3. Снежинка с заданием : Викторина "МОЙ ВОПРОС - ВАШ ОТВЕТ".

(Вопросы задаются по очереди каждой команде)

1.- Какой месяц начинает зиму ? (Декабрь)

2.- Какой последний месяц зимы? (Февраль)

3.- Что дерево делает зимой? (Спит, отдыхает)

4.- Какое дерево украшают один раз в году? (Ель)

5.-Кто зимой меняет шубку? (Белка, заяц)

6.- Делает ли запасы волк? (Нет)

4. Снежинка с заданием "ПУТАНИЦА"

Воспитатель предлагает изобразить зверя (заяц, волк, белка, лиса, медведь, а остальные должны угадать кто это. Задание для капитанов команд.

5. Снежинка с заданием : «НАЙДИ ЛИШНЕЕ»

Поиграем в игру на внимание и проверим, хорошо ли вы знаете птиц. Я буду читать стихотворение, вы внимательно слушайте и назовите лишнее слово.

1. Прилетели птицы : голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны…

2. Прилетели птицы : голуби, синицы, мухи и стрижи…

1. Прилетели птицы : голуби, шмели…

2. Прилетели птицы : голуби, синицы, чибисы, чижи, галки и стрижи, комары, кукушки…

6. Снежинка с заданием «ОТГАДАЙКА»

Воспитатель : Поиграли , а сейчас для вас, ребятки, загадаю я загадки.

(каждой команде по очереди)

1. Вам, друзья, ответить нужно

Быстро, весело и дружно.

Два берёзовых коня

По снегам несут меня.

Кони эти рыжие,

А зовут их … (лыжи)

2. Мчусь как пуля я вперёд,

Лишь поскрипывает лёд,

Да мелькают огоньки.

Кто несёт меня? (коньки)

3. Если мы растём на ели,

Мы на месте, мы при деле.

А на лбах у ребятишек

Никому не нужно (шишек)

4. Зимой на ветках яблоки.

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки :

Ведь это - … (снегири)

5. Дел у меня не мало-

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лёд реки убираю,

Белю поля, дома,

Зовут меня … (зима)

6. Веретунья белобока,

А зовут её (сорока)

7. Едва повеяло зимой,

Они всегда с тобой.

Согреют две сестрички,

Зовут их (рукавички)

8. Взял дубовых два бруска,

Два железных полозка.

На бруски набил я планки

Дайте снег! Готовы (санки)

7. Задание : «ЗИМНЯЯ КАРТИНА»

У каждой команды конверты с разрезной картинкой. Необходимо ее сложить, получив изображение.

III. Подведение итогов.

Жюри подводят итоги игры- викторины.

Награждение участников.

Воспитатель : Спасибо всем за участие в игре викторине. Желаем удачи!

Публикации по теме:

Конспект занятия «Здравствуй, зимушка-зима» «Здравствуй,зимушка-зима» Программные задачи: 1. Образовательная: 1).Обобщение и систематизация знаний о зиме. 2).Активизировать словарь.

Как незаметно бежит время. Времена года пролетают друг за другом! Каждое из них прекрасно по своему: яркая, дарящая жизнь весна, плодородное.

Зима - удивительное время года, когда вся природа одевается в белый, пушистый наряд и у детей появляется прекрасная возможность кататься.

Календарно-тематическое планирование на неделю в средней группе «Здравствуй, зимушка-зима!» ПОНЕДЕЛЬНИК Совместная деятельность взрослого и детей, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности Совместная.