Виды текстильных кукол. Какую игрушку сшить? Технологии изготовления текстильных кукол

Мир хэнд-мэйда обширен и многогранен. В этот раз предлагаем вам попробовать сшить по нашим схемам текстильную куклу.

Куклы — не просто предмет интерьера или игрушка. С древних времен кукла была прообразом человека и участвовала в самых разных магических обрядах и ритуалах. Куклам присваивали способность говорить, видеть, слышать и даже ходить. Быть на стороже в доме хозяев или наоборот привлекать беду в дом недоброжелателей.

Сейчас же, в век технологий, казалось бы мистический смысл куклы уже давно должен быть утрачен. Однако, дела обстоят по-другому, и процесс сотворения куклы из гипса, фарфора, ткани напоминает самую настоящую магию.

Куклы становятся маленькими человеческими копиями

Куклы, сшитые своими руками: фото

Шитье кукол в последние годы приобрело огромную популярность наряду с и . Нужно отметить, что шить — занятие не из легких и далеко не всем подходит. Настоящие швеи берутся не за каждую работу, но выполняют ее всегда качественно, с душой.

Шитье кукол можно отнести к хобби. Но многие мастерицы с помощью социальных сетей или каким-либо другим образом смогли найти спрос на своих кукол. Как итог — хобби превращается в хорошо оплачиваемую и любимую работу.





Если вы хотите шить качественные игрушки, то вам потребуются хорошие инструменты и материалы. Точно не стоит экономить на этих двух составляющих, ведь это залог хорошей работы. А хорошо выполненная игрушка радует глаз. Поэтому работа в любом случае стоит затрат на нее.




Маленькая кукла-художник

Чаще всего такие куклы служат элементами декора. Они прекрасно вписываются в интерьер гостиной, спальни, детской и даже кухни.





Как сшить кукле голову и лицо: выкройки с описанием и фото

Голову кукле можно сделать несколькими способами:

  • сшить из ткани
  • вылепить из глины
  • вылепить из гипса
  • свалять из шерсти
  • вылепить из специальной пластмассы

Другие материалы используют значительно реже. В этой части статьи мы расскажем вам, как сшить голову кукле из ткани. Самый простой способ, доступный даже новичкам.



Чтобы сделать текстильную куклу, все детали необходимо шить и набивать отдельно. В качестве наполнителя обычно используют синтепон, реже — пух вату. Синтепон меньше мнется и комкуется, с ним удобнее работать. После того, как детали готовы, их сшивают. Так получается заготовка для будущей куклы.

  • Используя выкройку вырежьте голову.
    • Предварительно вырежьте трафарет нужного вам размера.
    • Наложите трафарет на ткань, скрепите английскими булавками.
    • Вырежьте по контуру.
    • Сшейте на машинке или вручную швы с изнаночной стороны.
    • Выверните на лицевую сторону, набейте наполнителем и зашейте.


  • На готовой голове карандашом нарисуйте глаза. нос, губы. Старайтесь не допускать ошибок, с ткани карандаш стирается плохо.


Шаг 1
  • Используя схему ниже сделайте утяжки. Они нужны для того, чтобы у головы появился объем: выделялся нос, глаза, губы.


  • Маленькими аккуратными стежками прошейте по контуру глаза и губы.


Шаг 2
  • Со стороны затылка вид будет не самым красивым. Не пугайтесь. Закрепите все нитки и обрежьте, чтобы не торчали.


Шаг 3
  • Возьмите акриловые краски, разведите их так, чтобы получился светлый телесный оттенок и добавьте цвета глазам, щекам, носу, губам, подбородку, бровям и под бровями.


Шаг 4
  • Пришейте кукле парик, приготовленный заранее.
  • Белыми акриловыми красками с каплей голубого цвета, чтобы глаза были не чисто белыми, прорисуйте белки глаз. Учтите, что сами глаза лучше рисовать чуть ниже линии, которой мы их отметили ранее, чтобы получилось верхнее веко, а глаз был полузакрыт.


Шаг 5
  • Используя те же акриловые краски по ткани, нарисуйте радужку глаза и зрачок.


Шаг 6
  • Коричневой краской обозначьте линию роста верхних и нижних ресниц, бровей. В краску можно добавить золотого пигмента.


Шаг 7
  • Краской чуть темнее, чем вы рисовали брови, нарисуйте ресницы. Можно также использовать ресницы накладные.


Шаг 8
  • Добавьте около зрачков блики, чтобы кукла смотрелась более реалистично.


Шаг 9
  • Светло-коричневым (розовым, красным или любым другим цветом) нарисуйте губы. Голова куклы готова. Можно еще доработать ее. Это самый простой вариант.


Шаг 10

С помощью такого пошагового руководства вы сможете самостоятельно сделать текстильную куклу по всем правилам.

Как сделать тело, туловище для куклы: выкройки с описанием и фото

Туловище у текстильной куклы сделать можно на каркасе, либо сшить вручную. Новичкам мы рекомендуем именно метод шитья, потому что он более простой и менее затратный по времени и материалам.

Алгоритм шитья туловища куклы:

  1. Вырежьте трафарет, как на схеме ниже. При необходимости его размер можно увеличить или уменьшить. Задняя и передняя части туловища одинаковые, поэтому можете воспользоваться только одним трафаретом.
  2. Вырезанные трафарет поместите на стань и скрепите английскими булавками, или обведите мелом.
  3. Вырежьте два куска ткани по трафарету.
  4. С изнаночной стороны сшейте детали между собой.
  5. Выверните на лицевую сторону изделие и набейте туловище наполнителем. Работа готова.


Как сшить кукле ноги: выкройки с описанием и фото

Ноги сшить будет несколько сложнее, чем голову или туловище. А все потому, что нога состоит из трех составляющих:

  • две части ноги
  • стопа

Алгоритм шитья ноги не особо отличается от шитья туловища:

  1. Сначала вырезается трафарет.
  2. Затем по трафарету вырезаются все детали.
  3. Делали сшиваются друг с другом с следующей последовательности:
    1. Сначала сшиваются две части ноги.
    2. Затем к ним пришивается стопа.
  4. Изделие выворачивают лицевой стороной наверх и набивают наполнителем.


Совет! Чтобы нога у куклы не смотрелась «ластой», сделайте 4 небольших стежка, которые будут обозначать пальцы.



Как сшить кукле руки: выкройки с описанием и фото

Чтобы сшить текстильной кукле руки, вам понадобится достаточно много терпения. Можно сшить вариант для продвинутых: с пальцами, ладонями, даже ногтями. А можно обойтись более простым вариантом (как на схеме), который смогут выполнить даже начинающие.

Описание выполнения руки для текстильной куклы в точности совпадает с описанием выполнения ноги:

  1. Вырезается трафарет.
  2. Трафарет крепится к ткани булавками или обводится мелом, вырезается заготовка.
  3. Заготовка руки (а рука состоит из двух частей) сшивается по краям, оставляется только верхняя часть для крепления с туловищем.
  4. Затем будущая рука заполняется наполнителем.
  5. После этого короткими стежками можно сделать пальцы. Всего нужно 4 стежка.




Как сшить красивую куклу текстильную куклу с большой головой: выкройки с описанием и фото

Текстильная кукла с большой головой чаще всего является интерьерной. Она не предназначена для того, чтобы с ней играли.

Итак, чтобы сшит интерьерную куклу с большой головой, подготовьте следующие материалы:

  • наполнитель синтетический
  • ткань
  • бумагу для трафарета
  • нитки, иглу
  • шар для головы из пенопласта или пластика

Процесс изготовления куклы.

  • Перерисуйте трафареты на бумагу, либо распечатайте их на принтере и вырежьте.


  • Все части перенесите на ткань, дополнительно добавьте по 2 см по всему периметру каждой заготовки.


  • Сшейте вместе детали, оставляя не зашитыми места, помеченные на схеме пунктиром. Через эти отверстия вы будете наполнять куклу синтепоном.


  • Каждую деталь куклы набейте наполнителем.
  • Шар, который мы перечислили в материалах, необходим для головы. Через отверстие в верхней части головы вставьте внутрь шар, зашейте.


  • Скрепите все части вместе. Получилось готовое тело куклы.


  • Теперь вы можете придумать для куклы платье, надеть на нее парик, нарисовать лицо.

Готовая кукла может выглядеть таким образом.



интерьерная кукла с большой головой

Как сшить красивую новогоднюю интерьерную куклу: выкройки с описанием и фото

Новогодняя кукла может быть прекрасным подарком на праздник. В том числе и на Новый год. Но не все могут по достоинству оценить этот подарок, поэтому прежде чем дарить кому-то подобную вещь, постарайтесь заранее убедиться, что она придется по вкусу новому владельцу.

Чем отличается новогодняя интерьерная кукла от других кукол? Разве что только нарядом. Поэтому вы можете взять за основу любую из описанных ранее пошаговых инструкций по шитью текстильных кукол. Нарядите ее в красивое новогоднее платье, и игрушка готова!









Как сшить куклу большеножку с цельной головой: выкройки с описанием и фото

Чем отличается кукла большеножка от других текстильных кукол? Это можно понять по названию. У куклы большеножки непропорционально большие ноги, относительно ее тела и головы. В этом и заключается «фишка» данной модели. Куклы большеножки обладают своеобразным шармом, умением очаровывать. Они смотрятся очень мило, по-домашнему, создают атмосферу уюта.

Обратитесь к схеме ниже, чтобы сшить куклу большеножку. Все размеры указаны на картинке.



Название деталей:

  • №1 — нога
  • №2 — стопа
  • №3 — туловище
  • №4 — рука
  • №5 — голова, передняя часть
  • №6 — голова, тыльная сторона

Описание процесса шитья куклы большеножки:

  1. Обратитесь к выкройке, перечертите и вырежьте все детали.
  2. Перенесите детали на ткань, положив трафареты на нее и закрепив булавками.
  3. Вырежьте детали.
  4. Сшейте парные детали между собой.
  5. Заполните заготовки синтепоном. Для головы можете использовать большой шар из пенопласта.
  6. Скрепите все детали между собой и прошейте.
  7. Как сшить Вальдорфскую куклу пеленашку: выкройки с описанием и фото

    Вальдорфская кукла сильно отличается от других кукол. Она не имеет четко выраженных форм (линии талии, бедер), как это принято у Барби. Также такая кукла изготавливается из очень мягких материалов, приятных к телу. Она, в отличает от интерьерных кукол, предназначена исключительно для игр. Вальдорфская кукла помогает отлично развивать воображение ребенка, потому что в ней очень мало деталей.

    Сшить такую куклу достаточно просто. Схему утяжки лица, а также необходимые трафареты вы найдете ниже.





    трафареты

Селезнева Мария

Тряпичная кукла – это наша история, традиция, культура. Она имела несколько назначений и была неотъемлемой частью быта людей. Кукла оказывала покровительство и помощь, в ней причудливо сплелись отголоски древних верований и народный идеал красоты. В русскую тряпичную куклу вкладывали определенный смысл. Поэтому часто игрушка могла быть оберегом, свадебным атрибутом, а также предназначаться для забавы детям.

На уроках технологии мы изучаем разные темы, связанные с декоративно-прикладным творчеством. И на одном из таких уроков мы изучали всевозможные варианты создания кукол из разных материалов. Больше всего меня заинтересовали куклы сшитые из ткани, так как такие куклы смотря как живые, и напоминает мне мое детство. Я решила узнать историю текстильных кукол, способы их шитья и выбрала тему для своего проекта- "Текстильная кукла".

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя школа №8

Творческий проект

по технологии:

"Текстильная кукла"

Выполнила :

Селезнева Мария

обучающаяся 8 в класса

МАОУ СШ № 8 с. п.Новосмолинский

Руководитель :

Калинина Татьяна Валерьевна

педагог

МАОУ СШ № 48 с. п.Новосмолинский

с.п. Новосмолинский

2015

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ.

ВЫВОД

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЕ

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Тряпичная кукла – это наша история, традиция, культура. Она имела несколько назначений и была неотъемлемой частью быта людей. Кукла оказывала покровительство и помощь, в ней причудливо сплелись отголоски древних верований и народный идеал красоты. В русскую тряпичную куклу вкладывали определенный смысл. Поэтому часто игрушка могла быть оберегом, свадебным атрибутом, а также предназначаться для забавы детям.

Нижегородская область – срединная земля России, богатая лесными угодьями, речными просторами. Между тем это и зона рискованного земледелия, поэтому не случайно на территории Нижегородского края с древнейших времен возникали и развивались традиции народного ремесла. В крае повсеместно процветало, сопутствуя утилитарным промыслам по изготовлению посуды, мебели и другой домашней утвари, игрушечное дело. Многие виды игрушки дошли из глубины веков, другие возникли в XX веке, иные получили развитие уже на пороге XXI века. Далеко за пределами области известны семеновские матрешки, полховмайданские деревянные игрушки-тарарушки, городецкие игрушки из дерева и глины, федосеевские игрушки-балясы.

История текстильной или тряпичной игрушки насчитывает уже не один век, но как и в древние времена, она остается актуальной и востребованной.

В настоящее время мастерицы изготавливают кукол в национальных костюмах, кукол «весна-лето», ярмарочных, пальчиковых, чердачных, авторских, кукол "ангелов" и многих других. Также Трогательные образы животных, сделанные из разнообразных материалов, несколько колоритных фольклорных персонажей «Баба-яга» и многое другое.

Большинство современных подростков занятия рукоделием не привлекают. Лучшая организация досуга - это посещение развлекательных страниц интернета, прогулки с друзьями. Но среди них есть и те, кто с удовольствием окунается в мир творчества, удивляет родных и знакомых своими изделиями.

На уроках технологии мы изучаем разные темы, связанные с декоративно-прикладным творчеством. И на одном из таких уроков мы изучали всевозможные возможные варианты создания кукол из разных материалов. Больше всего меня заинтересовали куклы сшитые из ткани, так как такие куклы смотря как живые, и напоминает мне мое детство. Я решила узнать историю текстильных кукол, способы их шитья и выбрала тему для своего проекта- "Текстильная кукла"

Цель :

Изготовить текстильную куклу.

Задачи :

1) Познакомиться с историей куклы.

2) Научиться подбирать и сочетать разные типы тканей.

3) Научиться работать с материалом.

4)Научиться подбирать разные источники информации для выполнения проекта.

5) Сшить текстильную куклу.

ТЕКСТИЛЬНАЯ КУКЛА. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Такая привычная в наше время игрушка как кукла имеет тысячелетнюю историю на протяжении всего периода существования человечества. В истории каждой цивилизации существовали куклы и имели разное назначение. Первое известное упоминание о куклах-манекенах Египетской царицы Клеопатры. Им делали очень дорогие и торжественные наряды. В древнем Египте уже тогда кукол лепили из глины, воска или вырезали из дерева. С древности люди делали из глины или золы куколок-божков, идолов, которые представляли для них неведомые им силы природы. У разных племен и в разных странах они были разными. Куклы были защитниками от «дурного глаза» в колыбельке ребенка. Для женщины – кукла оберег домашнего очага и уюта, символ плодородия и большой семьи. Мужчины брали с собой на войну или в дальнее путешествие куклу – берегиню: от врага, от меча, от лихого человека. Таких кукол бережно хранили и передавали по наследству, дарили молодым на свадьбу.

Постепенно куклы стали и традиционной игрушкой для каждой девочки. Виктор Гюго написал в своём произведении замечательные слова, выражающие важный сакральный смысл куклы: «Маленькая девочка без куклы почти так же несчастна и точно так же немыслима, как женщина без детей».

Куклы были в любой семье, даже самой бедной. Это могло быть просто полено, завёрнутое в лоскутки. Или сшитая тряпичная кукла.

С веками кукла стала, не только игрушкой, но и модной вещицей, дорогим подарком, интерьерной куклой. В Европе кукол делали художники и скульпторы, знаменитые мастера. Это были настоящие произведения искусства - авторские куклы, изготовленные из фарфора, воска, глины, дерева, тряпичные. Их обряжали в тканевые наряды по последнему писку моды.

В жизни современного человека, кукла не ушла на второй план как игрушка для ребенка. Кукла опять вернулась к нам как оригинальный подарок, коллекционная кукла (авторская работа), прекрасное дополнение, изюминка в интерьере. И просто молчаливое существо, несущее в себе тепло человеческих рук, его создавших. Глядя на такую куклу, мы начинаем улыбаться, и сердце наполняется теплом. И Мир становится чуточку добрее…

Кукла для ребёнка это очень хороший друг. В интерьере кукла играет роль украшения или стать оберегом семьи.

Первая авторская кукла появилась в 1999 году. Звали такую куклу Тильда. Тильда (англ. Tilda) - тряпичная кукла, созданная норвежским дизайнером Tone Finnanger в 1999 году и получившая широкое распространение по всему миру. Самые узнаваемые признаки куклы Тильды это глаза в виде маленьких точек и румяные щечки на тряпичной фигурке куколки. Тильда обычно женского рода, но встречаются очень разные вариации тильд, в том числе и куклы животных.

Но в современном мире есть очень много авторов книжек "Текстильные куклы", это к примеру: Елена Войнатовская, Оксана Скляренко, Лидия Мудрагель, Корин Красберкю, Елена Лаврентьева, Ийя Чуракова, Елена Кагальникова и другие.

Но и любая мастерица может изготовить свою, авторскую куклу.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ КУКЛЫ

Этапы работы

Изображение

Делаем выкройку. Складываем ткань вдвое
лицом к лицу, переносим детали на ткань, скалываем ткань внутри деталей булавками. Сострачиваем мелким шагом на машинке детали, оставляем отверстия для выворачивания

Аккуратно вырезаем с отступом 2-3 мм от строчки.
Выворачиваем все детали на лицо. Набиваем тело

Соединяем детали. Зашиваем ручки, ножки
потайным швом

Пришиваем голому. Рисуем лицо карандашом. Вышиваем нитками мулине.

Юбку шьём по выкройке (прямоугольник 50х13). Присбориваем на талии куклы.

Для штанишек окрашиваем ткань при помощи
кофе.

Шьём штанишки по выкройке. Украшаем кружевом.

Для топа соединяем ленту и пришиваем к кукле, украшаем бусинками.

Для рукавов используем остаток окрашенной ткани. Вырезаем прямоугольник 2х6, края собрали и пришили к рукам.

Разрабатываем прическу. Пришиваем волосы (шерстяные нитки). Делаем прическу.

Тапочки вышиваем в технике тамбурный шов.

Из мягкой бумаги сформировали лепестки. Цветок оформляем тычинками. Стебель (палочка), обматываем стебель бумажной лентой.

Соединяем цветок с руками куклы.

Кукла готова!

ВЫБОР МОДЕЛИ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОЕКТА

Для начала работы я просмотрела разные авторские куклы. Первоначальные идеи были сделать куклу-ангела. Я выполнила насколько набросков карандашом, стараясь максимально приблизиться к образу ангела. Мне помогла авторская книга Е.Войнатовской, отсюда я взяла выкройку тела моей куклы-ангела. Но выполняя свою куклу, шаг за шагом, поняла, она не похожа на ангела. Она получается своеобразной, со своим характером.

Моя работа не требовала использования большого количества ресурсов: сложных инструментов, дорогостоящих материалов, энергоёмкого оборудования. Для выполнения своего проекта некоторые материалы я использовала вторично, например разноцветные кусочки ткани, шерстяные нитки, бусинки, ленточки для украшения. Я считаю, что мой проект экологически безвреден и никакого ущерба окружающей среде не нанёс.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ

СМЕТА ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ТЕКСТИЛЬНОЙ КУКЛЫ

Материалы:

1. Ткань (х\б)

Белая 30 см х 180руб. = 54 руб.

Цветная 20 см х 360 руб. = 72 руб.

2. Синтепон

30 см х 65 руб. = 19,5 руб.

3. Лента декоративная\атласная

1м х 15 руб. = 15 руб. \ 50 см х 3 см. = 1,5 руб.

4. Пряжа для волос

1 шт. х 13 руб. = 13 руб.

5. Мягкая бумага для цветка

1 шт. х 25 руб. = 25 руб.

6. Нитки мулине

6 шт. x 11 руб. = 66 руб.

5 руб.

Итого : 266 руб.

АНАЛИЗ РАБОТЫ, САМООЦЕНКА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Для изготовления куклы мне потребовалось минимум усилий, но максимум фантазий. Временной ресурс не был ограничен, но я сшила куклу за 3 дня. Необходимые материалы для работы я использовала от остатков сшитых мной изделий, докупила лишь декоративные элементы. Поэтому стоимость куклы, намного дешевле, чем указано в смете.

ВЫВОД

Кукла - знак человека, его игровой символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны и народа, отражая их достижение и развитие.

Традиционная тряпичная кукла в сегодняшней России переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту.

Кукла рождается не сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом ценность традиционной куклы.

В итоге выполнения работы достигнуто следующее:

1) Познакомилась с историей куклы;

2) Научилась подбирать и сочетать разные типы тканей.

3) Научилась работать с материалом.

4)Научилась подбирать разные источники информации для выполнения проекта.

Следуя всем задачам, я достигла цель и сшила прекрасную текстильную куклу.

Сделав эту работу, я чувствую свою причастность к миру творчества.

Создавая куклы, вы придаете дому особый колорит и уют. Эти куклы приносят с собой в дом тепло и возвращают в детство. Мне очень понравилась работа над этим творческим проектом. Я поняла, что своими руками можно сделать оригинальные подарки для своих друзей и близких. Делать игрушку своими руками - это интереснее, чему купить готовую игрушку в магазине.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. «Технология. Вариант для девочек.» Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений/ Под редакцией В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2012. - 240 с

2. Как создать технологический проект. [Электроный ресурс]. Режим доступа: - http://texnologi-omut.ucoz.ru/index/0-14 – Загл. с экрана. – яз. рус

3. Кукольная композиция [Электроный ресурс]. Режим доступа: - http://project.1september.ru – Загл. с экрана. – яз. рус.

4. Тильда. История появления. [Электроный ресурс]. Режим доступа: - http://www.diets.ru свободный. – Загл. с экрана. – яз. рус., англ.

5. ГОСТ 25779-90 Игрушки. Общие требования безопасности и методы контроля [Электроный ресурс]. Режим доступа: - http://standartgost.ru/ГОСТ%2025779-90– Загл. с экрана. – яз. рус

6. Сайт "Инфоурок" раздел Технология http://infourok.ru/tehnologija.html

7. История кукол http://www.rukukla.ru

8. Творческая страница "Кукла Тильда" https://docviewer.yandex.ru

У каждого мастера свои техники, выкройки и свои особенности пошива интерьерной куклы. В данном мастер-классе мы постараемся очень подробно рассказать, как это обычно делается. Материал подойдет даже для новичков без опыта. Итак, приступим.

МК интерьерной куклы от А до Я

Что нам понадобится:

Швейная машина.
Трикотаж для тела, флизелин, хлопок, трикотаж для одежды.
Ботиночки для куклы, шапочка для куклы, трессы для волос.
Нитки белые и бежевые, иголки.
Наполнитель - синтепон и синтепух. Можно только синтепон, если не найдете синтепух.
Большая (длинная) игла для пришивания рук и ног.
Клей момент прозрачный.
Иголки-невидимки или английские булавки.
Ножницы.

Итак, первое и самое важное - это выкройка. Распечатываем на А4, вырезаем.

Для пошива туловища вам потребуется трикотаж. Можно приобрести специальный кукольный трикотаж, который почти не тянется. Чаще всего встречается он под названием «Белый ангел». Можно взять простой трикотаж из магазина ткани. Для того, чтобы он не сильно тянулся, проклеить его флизелином. Проклеиваем с изнанки ткань, кроме того места, где будет голова. Складываем и скалываем лицом друг к другу, обрисовываем выкройку, прошиваем. Детали сшиваются не полностью. Остаются места для выворачивания и место, куда вставляется шар для головы.

Части тела вырезаем ножницами зигзаг. Если у вас таких нет, то вырезаем обычными и обязательно делаем небольшие насечки в местах сгибов, например на шее. Просто берем этот обрезанный край и аккуратно, не доходя до шва пары миллиметров, подрезаем.

После того как мы прошили все детальки, нам нужно доработать ножки. Берем ножку, складываем ее в районе стопы, шов к шву и чертим закругленную линию.

Прострачиваем по этой линии. Вырезаем. Вот что у нас должно получиться.

Выворачиваем детали при помощи деревянной палочки.

Приступаем к голове. Нам потребуется пенопластовый шарик 8 см в диаметре. Вырезаем из синтепона круг, такой, чтобы он полностью покрывал шарик, если его обернуть.

Оборачиваем шарик и засовываем его в голову через не зашитое сверху пространство.

Если вы не хотите делать нос своей кукле, то следующий пункт можете пропустить. Для носика нам потребуется английская булавка с бусинкой на конце, кусочек синтепона, нитка и клей. Итак, берем булавку. Наносим клей на кончик пластиковой бусинки. Оборачиваем полоской синтепона. Затем этот рулончик на бусинке складываем пополам. Обвязываем ниткой основание этого шарика.

Необходимая полоска синтепона.

Рулончик, обмотанный вокруг невидимки.

Этот рулончик мы сложили пополам и замотали у основания ниткой.

Намечаем на лице невидимкой, где у нас будет нос.

Аккуратно отодвигаем ткань и на месте, где иголка входит в шар, вставляем наш носик, а невидимку убираем.

Зашиваем сверху голову.

Теперь самый ответственный и сложный момент - шея. Для шеи вам потребуется деревянная палочка. Обрезаем китайские палочки для еды и затачиваем конец. Можно использовать деревянные шпажки, но они более ломкие. А также потребуется полоска синтепона и клей.

Вырезаем полоску синтепона в ширину, равную длине палочки до заострения, а длину такую, чтобы при сворачивании в рулон получился охват шеи примерно. Палочку смазываем клеем и, начиная с конца, сворачиваем синтепон рулоном вокруг палочки - как ковер.

Аккуратно через нижнее не зашитое отверстие вставляем этот валик в туловище и накалываем шарик в голове на острие палочки. Для новичка может быть сложно сразу сделать красивую шею. С опытом получается лучше и лучше.

Набиваем синтепухом туловище. Аккуратно, маленькими кусочками. Помогаем себе деревянной палочкой. Если у вас нет синтепуха, то вы можете использовать синтепон, разрывая и распушая его на маленькие кусочки. Набиваем плотно.

Набиваем сперва при помощи палочки шею. Стараемся выровнять все так, чтобы не было бугров.

После того как шея получилась ровной и аккуратной, можно уже набивать туловище без палочки, руками. Очень важный момент! Набивка должна быть очень плотной, тугой. Это нужно для того, чтобы наша кукла потом стояла. Это касается и туловища, и рук, и ног. Не спешите, используйте небольшие кусочки. Большие куски дают так называемый целлюлит - не ровная поверхность куклы.

Зашиваем низ.

Набиваем руки и ноги по такому же принципу. Тут уже без палочки никак не обойтись. Совет: ноги сперва обуть в ботинки, а потом уже набивать. Сделать это можно опять же при помощи палочки. Вставляем ее в ногу и засовываем в ботинок. А потом уже набиваем. Это поможет стопе не деформироваться при набивке и принять форму обуви. Зашиваем отверстия рук и ног.

Приступаем к одежде. Выкраиваем панталончики. Берем ткань. Складываем лицом друг к другу. Рисуем нашу выкройку на ткани. Подшиваем сверху и снизу. А затем прошиваем верхние боковые швы.

Разворачиваем и прошиваем уже нижние швы так, чтобы получились штанишки.

Выворачиваем и надеваем на ножки через верх.

Вставляем туловище между ножек. Фиксируем английскими булавками, а лучше, если есть, длинными иглами. И пришиваем путем пуговичного крепления ноги к туловищу.

То есть вы вставляете иглу в одну ногу и через туловище сшиваете с другой ногой. При этом прошиваете с каждой стороны через пуговицы.

Надеваем штанишки. Сзади их присобираем и пришиваем к тельцу. Если они получились широковаты по ноге, то их можно присобрать на нитку и пришить к ножкам.

Шьем платье. Оно будет состоять отдельно из верхней части, юбки и рукавов. Шьем верхнюю часть. Для этого нам нужно обмерить обхват туловища в районе талии и высоту этой верхней части.

Обхват получился 21 см, а высота 7,5 см. На припуск прибавляем 0,5 см в ширину и 2 см в высоту.

Итак, нам нужно вырезать прямоугольник 21,5х9,5 см. И подшить его на машинке с обеих сторон по ширине.

Затем мы делаем выточки с двух сторон. Для этого прикладываем наш отрез к туловищу, оборачиваем и намечаем для себя сгиб ткани Можно для начала провести линию и сметать вручную. Прошиваем один бок. Сшиваем не до конца, так как по низу у нас та длина, что нам нужна. И ее не нужно уменьшать.

Прикладываем снова к туловищу и таким же образом намечаем излишек со второй стороны, который нужно убрать в вытачку. Прошиваем. Прикладываем к туловищу, закрепляем булавками и сзади сшиваем аккуратно две половинки. Получается вот такая верхняя часть:

Шьем юбку. Тут все просто. От талии измеряете нужную вам длину юбки. Учтите, что если юбку пышная, то она будет смотреться короче. Вырезаем прямоугольник равный по ширине вашей длине юбки + 2 см на припуски, а по длине-сколько вы хотите. Чем больше-тем пышнее. Вот у этой куклы я делала длину 45 см. Если не хватает одного куска ткани, то можно сшить два. Итак, вырезали, подшили края, а потом сшили это в один круг. Присобрали ниткой по длине и затянули на поясе. Потом пришили прям к тельцу.

Это подъюбник. Юбка сверху, складочками. Технология та же самая. Пришивается вручную.

Вниз вы можете надеть фатиновую юбочку для пышности. На пояс для того, чтобы скрыть шов, можно приклеить или пришить тесьму или кружево.

Пиджак из трикотажа, но можно использовать и хлопок, и джинсу. В этом примере трикотаж и хлопок в виде подкладочной ткани. Скалываем ткань лицом друг к другу. Рисуем выкройку. Прострачиваем не до конца. Через отверстие выворачиваем и вручную его зашиваем.

Прикладываем к кукле наш пиджачок и фиксируем булавками. По центру сшиваем его. Украшаем пуговичкой или чем-либо еще. Можно не сшивать, тогда он будет на кукле не застегнутый.

На небольшом прямоугольном отрезе трикотажа прострачиваем низ. Скалываем лицом и рисуем рукава. Прикладываем ручки к ткани и намечаем, где должен проходить рукав.

Прошиваем, выворачиваем и надеваем на руки.

Руки пришиваем аналогично ногам, используя пуговичное крепление.

Последний этап - волосы. Волосы можно сделать из искусственных трессов или же из натуральных кудрей овечек. Также можно использовать пряжу или шерсть для валяния. Как сделать волосы из трессов?

Нам понадобятся трессы, клей момент прозрачный, либо иголка с ниткой, английские булавки, расческа.

Есть два варианта. Первый - приклеить трессы клеем, второй - пришить нитками. Для новичков легче второй вариант. Это проще. А вот как можено приклеить трессы.

Вокруг головы простым карандашом рисуем линию. По этой линии выдавливаем небольшой слой клея.

Прикладываем основание трессов к этому слою и фиксируем булавками. Булавки нужны всего лишь на несколько секунд, чтобы клей схватился. Когда клеим второй ряд, то из первого уже вытаскиваем булавки.

Таким же образом третий ряд и т. д. Пока тресс не закончится.

Вы можете точно так же по спирали пришить трессы нитками к голове. Это немного дольше, но руки будут чистыми от клея:) Или купите паричок, он надевается на голову и легко пришивается по краю.

Рисуем глазки акриловой краской и румяним щечки обычными румянами или пастелью.

Надеваем шапочку, украшаем на ваш вкус (мишка, или сумочка, или еще что-либо), и вуаля! Куколка готова:)

Шьём текстильную куклу. Часть 2 Изготовление и набивка туловища

Изготовление и набивка туловища
Для туловища нам понадобится ткань потоньше. Можно использовать лоскуты подходящих размеров или купить в магазине большое полотно. Помните, что из этих материалов вы будеге делать кожу своей куклы, поэтому ткань должна быть соответствующего цвета, лучше всего бежевого или телесного.
Переведите выкройки на кальку необходимых размеров:

Сложите ткань пополам по длине. Положите выкройки, чтобы они не касались сгиба. На сгибе ткани расположите только выкройку головы. Карандашом или мелком обведите выкройки и затем вырежьте.

Сделайте наметку по нарисованным линиями прошейте детали зигзагом. Если вы работаете не на машинке, а вручную, то каждый стежок начинайте на 1 мм внутри предыдущего. Такой шов придаст изделию эластичность. Вырежьте детали, оставляя по 5 мм припусков на швы.

Перед тем как вывернуть детали, надрежьте ткани в местах сгиба.

Вывернутые детали могут показаться вам непропорциональными и плоскими. Не волнуйтесь они сразу же выровняются, когда вы начнете их набивать.

Теперь возьмите голову и оберните ее тканью. Проследите, чтобы со стороны лица не оказалось швов, все швы должны быть точно на затылке куклы.

Расправьте ткань по всей голове, чтобы не образовалось складок, стяните края и прошейте. Если вас не устраивает что-то в форме, можете разрезать швы с одной или с другой стороны.

Разгладьте ткань на месте глаз и па затылке. Обвяжите шею веревкой, разгладьте плечи и завяжите веревку на конце ткани.


Возьмите детали тудовища и начинайте набивать их. Легче сделать это, вывернув каждую деталь наизнанку; набивая маленькими партиями, постепенно выворачивайте ее на лицевую cropoнy. Таким образом вы лучше набьете маленькие детали: пальцы, кисти, ступни.

то-бы набивочная ткань не сваливалась, оберните ее вокруг пальца и сжимайте, начиная снизу. Потом выньте палец - у вас получится кокон. Не набивайте детали до конца, оставляйте около 3 см незаполненными.

Набейте ноги и туловище куклы до подмышек. Ноги могут показаться слишком длинными, но когда вы сделаете колени и оупни, ноги примут идеальную форму.

Набейте руки и закрепите их на головном шве, сложив вместе те места рук, которые остались не набитыми (около 1 см). Ровно и аккуратно прошейте.

Прикройте швы еще не набитой частью туловища и закрепите его булавками вокруг шеи


Удалите лишнюю набивку на сгибах рук и под мышками.

Пришивая руки, лучше держать их опущенными. Для удобства можете закрепить их так, чтобы они почти не двигались.

Если вам удобен этот способ, руки можно набить почти до самого конца.

Если вы хотите, чтобы руки куклы двигались, оставьте побольше не набитого ватином.места и пришивайте руку, отведя ее в сторону. Место сшива не получится идеальным, зато в одежде кукла будет выглядеть более живой, благодаря подвижным рукам.

Ноги куклы выполняются аналогичным образом. Надавите пальцами па место сгиба ног и прошейте. Если вы используете пунктирный крепкий шов, ноги станут подвижными.

Если же вы не будете прошивать место сгиба, получатся менее подвижные ноги.

С помощью такого же шва вы можете наметить сгибающиеся колени. Шов скроет платье, зато кукла будет выглядеть более живой и привлекательной.

Еще одна рекомендация. Если вы хотите скрыть швы на шее и сделать ее более длиной, не пришивайте шею слишком близко к туловищу. Сшивая туловище и голову, оставьте 5 мм. Затем сделайте тканевую полоску, сложите ее в несколько раз, чтобы она стала более прочной; оберните вокруг шеи и хорошо закрепите сзади.


Наметьте ступни куклы, согнув нижнюю часть каждой ноги под прямым утлом. Пришейте каждую ступню к ноге мелкими стежками. Не забудьте хорошо закрепить нитку.

Технологии изготовления текстильных кукол

1. Виды и образы текстильных кукол

Куклы-обереги для дома (ПРИЛОЖЕНИЕ 1.1)

Берегиня
Берегиня – одна из самых древних кукол-оберегов. Куклу с красным лицом вешали напротив двери. Делали Берегинь и белолицых. Считалось, что Берегиня никого с дурными мыслями в дом не пустит. А в обязательном мешочке у нее три вещи: лекарственная трава, чтобы все были в доме здоровы, зерно, чтобы сберечь достаток и куделька - неспряденная шерсть для тепла и уюта.

Метёлочка

Метёлочка должна сидеть дома выше всех, чтобы всех видеть. И если дома случилась ссора, то после, когда уже все разойдутся, надо взять Метёлочку, открыть форточку и помахать куклой, как веником, выгоняя ссору прочь, в окно.

Кубышка-травница

Кубышка-травница следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. От нее исходит теплота, как от заботливой хозяйки. Она и защитница от злых духов болезни, и добрая утешница. Ее подвешивали в доме над колыбелью ребенка. Еще её ставили около кровати больному.

Крупеничка

Кукла "Крупеничка"- это оберег на сытость и достаток в семье. Первые горстки при посеве зерна брали из мешочка, сшитого в образе куколки. Зерно в ней символизировало обережные силы Земли. После уборочной страды куколку вновь наполняли отборным зерном нового урожая. Её наряжали и бережно хранили в красном углу. Верили, что только тогда следующий год будет сытым и будет достаток в семье.

Колокольчик

Колокольчик – кукла добрых вестей. Родина куклы – Валдай. У куколки три юбки, она веселая и задорная, приносит в дом радость и веселье. Оберег хорошего настроения.

Десятиручка

Многорукую куклу "Десятиручку" помещали на видное место в доме там, где женщина проводит время в работе. Эта кукла помогала девушкам и женщинам в разных домашних делах, в частности в рукоделии.

Кукла «десятиручка» помогала девушке или молодухе (девушка, которая недавно вышла замуж) в хозяйстве. Такую куклу часто дарили на свадьбу, чтобы женщина все успевала, и все у нее ладилось.

День и ночь

День и ночь – это куклы-обереги жилища, смены дня и ночи, порядка в доме. Днём выставляют вперёд светлую куклу, а вечером - тёмную. Куколка День - оберегает день, чтобы не зря прошёл, а Ночь следит, чтобы все угомонились и легли спать.

Куклы-обереги для матери и ребенка (ПРИЛОЖЕНИЕ 1.2)

Кувадки (Куватки)

Кувадки - простые и очень непростые куклы, простые по форме и непростые по образу, который они раскрывают.

Сегодня мало кому известен обряд «кувады». Но в середине XIX века он еще существовал в Орловской и Костромской губерниях. Магия обряда связывалась с таинством рождения ребенка. Отец ребенка обеспечивал защиту от нечистой силы, совершая магические обрядовые действия. Громкими воплями он выманивал злых духов в предбанник, где развешивались обрядовые куклы, в которые, по мнению людей, вселялись злые духи. Самого младенца прятали в чулане, а мужчине подкладывали спеленутую куклу. После родов куклы сжигались во время обряда очищения.

К концу XIX века истоки древнего обряда были окончательно утрачены и забыты, а куклы остались.Но назначение их изменилось: теперь они вывешивались над колыбелью после крещения младенца, все так же оберегая его от злых духов. Обычно в связке было от 3 до 5 куколок из разноцветной ткани. Яркие и веселые, они заменяли погремушки.

Ведучка

"Ведучка» - это тип куклы, характерный для Сергиевской игрушки 19 века, символ преемственности поколений, материнской заботы и любви, изображает кормилицу, ведущую малыша. Отсюда и местное название «Ведучка» (ведущая в жизнь).

Купавка

Купавка - это летняя кукла одного дня. Ее делали к началу купаний и связывали с праздником Ивана Купала. К рукам Купавки привязывали множество тесемочек, которые символизировали болезни людей, невзгоды. Ее украшали травой, цветами, зелеными ветками и в день праздника сплавляли по воде, веря, что вода очистит человека от всех бед.

Лихоманки
Куклы Лихоманки делались под особый заговор. Перед холодами приглашали в дом специальную бабку, которая читала длинный заговор от разных болезней и в это время старшая в семье женщина должна была скрутить минимум 12 кукол, иногда до 100 доходило. Считалось, чем больше она скрутит кукол, тем от больших болезней она семью на время зимы защитит, а в апреле их выносили на улицу и сжигали, с огнем уходили те болезни, которые они на себя взяли.

Куколка от коли и боли

Эту удивительную куколку прикладывали на больное место для того, чтобыона сняла боль, и человек перестал ее чувствовать.
Капризных младенцев также успокаивали этой куклой. Куколкуне изготавливали заранее, а только в случае боли.
Например, при коликах в животе у грудного ребенка, его родители быстро изготавливали из тряпочек куклу и прикладывали к животику, после чего ребенка пеленали вместе с куклой. Куколка находилась с ребенком до тех пор, пока колики не проходили. Куколка была локтевая, то есть размер ее был от ладони до локтя того, кто ее изготавливал. Она делается по принципу Кувадки, наряжается в юбку с фартуком и платок.

Рванка-Платочница-Капуста-Кормилка
Эта обереговая кукла имеет множество названий: Рванка, потому что материал не режется, а рвется. Платочница, потому, что из 5 одинаковых кусков ткани сделана. Капуста по количеству юбок, а самое трогательное название - Кормилка.
Кормилка оберегала ребенка до самой свадьбы. Девочки чтобы удачно выйти замуж, делали эту куклу с длинной шеей, на которую наворачивали воротнички, означавшие положительные качества будущего мужа: чтобы добрый был, не пил, не гулял.

Утешница

Кукла на берестяной основе находилась в запасе, не на виду, доставалась только как скорая помощь при болезни, для отвлечения малыша. Делалась Утешница из самых ярких тканей, на руках и на поясе навешивались конфеты, завёрнутые в матерчатые кулечки. Пока ребёнок болен и безутешен, кукла находилась у него. При успокоении кукла убиралась до следующего раза за печку, возможно за образа для очищения.

Младенчик

Это первая куколка-оберег для младенца до года.
Вятская женщина, ожидая ребенка, скручивала куклу и загадывала будущее своему ребенку, наделяя его разными добрыми качествами: «Пусть будет здоровым, смелым, сильным, умным…». В течение 1-го года жизни ребенка по мере загрязнения куколки ее меняли много раз, менялся ее цвет, фактура ткани, что позволяло получать разные впечатления и эмоции ребенку.
Рождественский Ангел

Куклу дарили на Пасху или на Рождество. Они отличались тем, что на Пасху делали красных, белых и зеленых ангелов, а на Рождество – белых и голубых. Куклу располагали над детской кроваткой, охраняя сон ребенка.

Веснянка

C наступлением весны девушки делали и дарили друг другу ярких куколок с волосами необычных цветов. Эти куклы "Веснянки" имели силу оберега молодости и красоты.

Куклы-обереги для жениха и невесты (ПРИЛОЖЕНИЕ 1.3)

Неразлучники

Усажены - свадебные куклы на машину (раньше на гужевые повозки).

Роль Неразлучники для молодоженов играли полотняные, соломенные, травяные, или нитяные куклы. На свадьбу изготавливалось несколько видов "берегинь", и у каждой было свое назначение.

Две эти тряпичные куклы изготавливались подругами невесты, и олицетворяли мужское и женское начало. Отличительной особенностью Неразлучников являлась общая рука, основой для которой служила длинная деревянная лучина. Общая рука, как и само название оберега, говорило о том, что супруги неразлучно должны идти по жизни "рука об руку".

Неразлучники не просто хранились после свадьбы в красном углу горницы, но, с появлением детей, дополнялись Мартинчиками, связанными из пучка белых нитей.

Мировое дерево

Мир в славянской языческой мифологии представлялся в виде дерева, корни которого являли собой подземное царство, а крона - небесный свод, божественное начало. Ствол же символизировал мир земной. Семья, как основа новой жизни, также представлялась деревом, которое вскоре принесет плоды в виде потомства. В русской свадебной символике тема дерева прослеживалась и в сравнении молодых с ягодками райского дерева, и в мотивах вышивки свадебных рушников - райские птицы, сидящие на ветках деревьев, являлись связующим звеном между землей и небом.

Символом Мирового (родового) Дерева на свадьбе являлись фигурки жениха и невесты, прикрепленные к березовой рогатине, которая вставлялась в центр свадебного пирога невесты. Эти куклы так и назывались "Мировое дерево" и являлись залогом семейного благополучия и плодовитости.

Московка
Во время девичника было много обрядов и один из них - изготовление куклы Московки. Называли ее еще Семья, Седьмая я и Плодородие. Её делали для того, чтобы будущая семья была дружная, крепкая, детьми богатая. Основание, на котором все держится, олицетворяет мужское начало. Очень гармоничная кукла: мужское начало, женское и дети.

Обрядовые куклы (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

Масленица

Самой распространенной обрядовой куклой является Масленица. К празднику Масленицы изготавливалось чучело Масленицы в человеческий рост, которое обязательно сжигалось, символизируя переход из одного времени года в другое. Домашняя Масленица находилась дома до следующего года и считалась сильным оберегом жилища, выполняя заветы хозяев дома. Хранили куклу в красномуглуилиувходавжилище. В один из дней праздничной масленичной недели, когда молодые приходили к тёще на блины, эту куклу выставляли в окнах или дворах. По традиции, Домашней Масленицей встречали жениха и невесту.

Спиридон-Солнцеворот

Люди говорили: "Спиридон-Солнцеворот колесо в руках несет". Праздник Спиридона - это праздник зимнего и летнего солнцестояния, праздник нарождающегося или уходящего солнца. Он проходил с участием в обрядах этой куклы.

На празднике отправляли обряды, посвященные солнцу. Скатывали с горы колесо и сжигали его вместе с другими символами солнца, приговаривая: «Колесо, гори, катись, с весною красною вернись!».

В конце праздника куколку сжигали без одежды, одежду прибирали для следующей куколки. Сжигали со старьем, чтобы куколка забрала с собой все старое и негодное, высвободив силы для новой жизни.

Коляда

Эта кукла - символ солнца и добрых отношений в семье. Она представляла собой дородную женщину, одетую во все новое и нарядное. От ее имени колядующие желали счастья и благополучия. Пели радостные, прославляющие хозяев песни.

В некоторых местностях колядки заканчивались возле костра с пожеланиями блага себе и близким и сжиганием Коляды. С ее приходом в доме поселится счастье, мир и согласие между членами семьи.

Мартинчики

Раньше эти куклы являлись неизменным атрибутом обряда "закликания" весны, в которых в основном участвовала молодежь и дети. Кукол вязали парами: из белых ниток – символ уходящей зимы, из красных – символ весны и жаркого солнца. Такие пары куколок развешивали на ветвях деревьев. Имели эти куколки и второе значение. С рождением ребенка в семье неразлучная пара свадебных кукол чуть раздвигалась в стороны, давая место куколке на родительском плече. С каждым ребенком в семье родительские плечи раздвигались шире. Сколько детей, столько и куклят на плече свадебной пары.

Рябинка

Кукла Рябинка - символ женской мудрости, материнства, домашнего очага. Она связана с деревом рябиной.

Именины дерева рябины праздновались четыре раза в год. Осенью, на четвертые именины, когда созревали плоды, делали эту куклу. В знак почитания ее, как оберега, делали большую праздничную куклу Рябинку.

Санница

Санницу катали с горки, и, считалось, чем дальше уедет кукла не падая, тем длиннее будет лен,лучше будет кудель, а значит и нить и холсты льна будут хорошими.

Игровая кукла (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

Зайчик на пальчик

Зайчик на пальчик - первая игрушка малыша. Казалось бы, все настолько просто, но ребенок ее уже не выбросит, ручками водит, сам себя развлекает. Кукла очень важна для снятия слабого мышечного тонуса большого пальца. Наши предки не знали таких слов, а просто понимали, что неправильное положение пальца может помешать освоению ремесел и надевали зайчика на мизинец.

Куклы Хороводницы

Куклы Хороводницы устроены так, чтобы девочки их крутили и развивали одновременно две ручки. Это было важно для работы за прялкой.

Бойцы на палочках

Бойцов на палочках было тоже два. Они были с мешочками в руках. Этими мешочками они дрались. Навыки, которые получали мальчики, благодаря этой кукле, нужны были для плетения лаптей.Сын с трехлетнего возраста помогал отцу плести лапти. И если у него не получалось завязывать узлы, ему говорили: "Тебе еще в куклы играть надо", то есть тренироваться.
Убоженка
Убоженка делалась нарочито неряшливой, в старой одежде. Она должна была научить ребенка состраданию. Если ребенок такую куклу в руки берет, то и в нищего уже камень не кинет.

Девка-Баба

Девка-Баба- кукла-перевертыш. Все жизненные контрасты мама на такой кукле показывала. Вот она девка нарядная, красивая, с одной косой. А замужем: платье серое, на посиделки уже не сходишь. Чтобы девочке это сразу не было шоком. Потому что выходили замуж очень рано, в 12-13 лет. Мама старалась такими куклами ее подготовить.

Малышок-Голышок

Кукла была голенькой, без одежды, но с поясом, который в русском традиционном костюме всегда считался сильным обереговым знаком. Такая игровая кукла своим элементом незавершенности стимулировала тем самым воображение детей, поскольку им разрешалось придавать ей черты лица, одевать. Кроме того, кукла, наделенная магическими свойствами, развивала в ребенке, по верованиям древних, материнское начало и чувство семьи.

2. Основные технологии изготовления текстильных кукол

В изготовлении кукол своими руками есть великий смысл. Ведь такая кукла несет в себе отпечаток и потенциал мыслей, чувств человека, которые он переживает во время рукоделия. Кукла же с самого первого узелочка делалась таким образом, чтобы она стала почти одушевленным существом, имеющим свои силы и поручение. Например, защитить, поддержать в трудную минуту. А порой - и суженого указать, ребенка от хвори вылечить, о судьбе поведать. Куклы - удивительные создания, для изготовления которых нужно иметь лишь несколько лоскутков, кусочки тесьмы и нитки.

Закрутка

В основе куклы - плотно закрученный лоскут ткани. Как и многих других кукол, эту куклу изготавливают без использования иглы и ножниц. Любое исключение предрекало "колото-резаную" жизнь владельцу оберега. Лоскуты рвали, затем сворачивали и обматывали нитями. Сворачивая и завязывая ткань, не делают ни одного шва.

Для изготовления туловища куклы нужно взять небольшую плотную ткань размером примерно 20х20 см. Подогнув один край ткани внутрь на 3 см, нужно сделать плотную скрутку-рулик. Это будет тулово куклы. Там, где край ткани подогнут, будет основание. Оно получится толще, для того, чтобы кукла была устойчива.

Теперь примерно на уровне шеи и пояса скрутку перевязывают ниткой или веревочкой.

Далее делается голова и руки. Нужно взять квадратик белой ткани, накрыть им скрутку по центру и сформировать голову. Внутрь можно положить вату или синтепон, чтобы голова получилась круглой и перевязать ниткой на уровне шеи. Теперь нужно расправить ткань, убрать лишние складочки назад, округлив голову.

Затем нужно сделать руки. Противоположные, свободные концы ткани выравнивают, определяют длину рук и лишнюю ткань сворачивают внутрь рукава, убирая края в середину. С края отмеряют размеры ладошки куклы и перетягивают ткань ниткой. Вот и руки готовы.

Оставшиеся уголки ткани подвязывают вокруг туловища ниткой на поясе. Направление рук определяется в зависимости от натяжения ткани. Они могут быть и широко раскинуты, и слегка опущены.

Традиционно у такой куклы лицо не рисовали, они были безликими. Считалось, что, имея выражение лица, кукла приобретала душу и теряла свою таинственность, магичность и обережные свойства.

Основа куклы готова. Теперь самая интересная и творческая работа: рядить куклу. Здесь можно проявить всю свою фантазию и мастерство. В доме часто остается много лоскутков и обрезков от тканей, которые можно использовать для костюма нашей куклы. Это может быть и широкая юбка-солнце, и цветной сарафан, и душегрея, и понева.

Волосы и косы можно сделать из шерстяной или хлопчатобумажной пряжи, отмерив нужную длину и количество нитей. Закрепить их на голове можно с помощью ленты или платка. Остальные детали одежды и украшения куклы - дело вкуса хозяйки!

Столбушка

В Центральной России у девушек существовала традиция 14 февраля (1 февраля по старому стилю) "загадывать на жениха" с помощью берестяной куколки. На бересте писали заветное имя суженого.

Поэтому не случайно во владимирских деревнях старательно и аккуратно накручивали на берестяные трубочки скромные, но такие милые куколки Столбушки. По-видимому, это название присвоили кукле за схожесть ее основной детали со столбиком. Но, может быть, существуют и другие, более глубокие корни появления таких кукол.

Дальнейшие технологические операции совпадают с последовательностью изготовления Закрутки.

Крестушка

Традиционную русскую куклу Крестушку делали с малолетства, т.к. она очень проста исполнении. В основе куклы – крест.

Крест в основе и косой крест на груди несут не только технологический смысл, это символ плодородия. Крестовидные куклы являли собой не только мифологическую формулу мироустройства (схема триединого мира: небесного, земного и подземного), но и указывали ещё и на четыре стороны света. Таким образом, в самой их конструкции содержится универсальное число семь - символ мироздания. Магия семёрки живет в нашей речи и сейчас: " семь раз отмерь", "семь пядей во лбу", "семь пятниц на неделе", "на седьмом небе". Каждодневное слово "семья" звучит как древнее заклинание: "я" - в центре мироздания, "я" должен повториться семь раз - тогда будет семья. Эта мощная символика зашифрована и в кукле.

Крестики собирали из прутиков, палочек, лучинок, щепок; иногда взрослые выстругивали для этого гладкие планочки. Короткую горизонтальную палочку клали на вертикальную, более длинную, и перевязывали их прочными нитками крест-накрест спереди и сзади. Получалась основа куклы - крест: голова, руки и туловище. Если палочки круглые, то на вертикали в месте перекрестья делается ножом вырез, куда вкладывается горизонтальная перекладинка. Затем палочки перевязываются нитками. Вариантов дальнейшего оформления куклы было множество. На широкой плоской планочке рисовали лицо и одевали Крестушку в юбку и кофту, в рубаху, платье с рукавами, подвязав поясом под грудью.

На верхушку тонкой палочки наматывали мох, сухую траву и обтягивали головку белой тряпкой. Пришивали кудельные волосы и одевали куклу.
Делали также Крестушку-Мужичка. Находили прутики с развилкой из одинаковых сучков, которые изображали ноги. Руки привязывали точно так же с помощью горизонтальной перекладинки. Такую крестушку одевали в порты (штаны), в рубаху и подпоясывали.

Мастерили и целую семью Крестушек с детьми и приданым. Крестушки удобны в игре. Держась за палочку-туловище под платьем, дети манипулировали фигурками, как театральными куклами 1 .

Набивная кукла-мешочек

В основе куклы - тоже характерный столбик, только набитый зерном, поэтому куклу называют «Зернушка». Для изготовления куклы прямоугольный кусок тонкого холста сшивается плотным швом по длине. Получается холщовая трубочка. С одного конца ее простегивают ровным частым стежком, стягивают и завязывают узелком. Для прочности самый кончик сборки у основания перетягивают ниткой и выворачивают.

Теперь в верхний край столбика продергивают нитку, оставив свободными концы нитки. Затем насыпают в столбик-мешочек сухое зерно (пшеницу, ячмень), наполнив его не до самого верха. Стягивают ниткой верхний край мешочка, завязывают и зашивают отверстие. Готовый столбик перетягивают вязкой по линии шеи - головка куклы наполняется зерном до верха. Получается устойчивая, приятная на ощупь фигурка.

Одевают Зернушку в юбку и передник, пришивают волосы из крапивной кудели или просто повязывают платком, завязав его вокруг шеи. Фигурка величиной в 15-20 см выглядит наиболее пропорциональной и удачной. Таких кукол дарили раньше с пожеланием благополучия, достатка, счастья. Она может быть хорошим, оригинальным подарком.

Пеленашка

В основе правил изготовления куклы Пеленашки лежит традиционное понимание мироздания крестьянами. В ней простейшими приемами изготовления воспроизводили основные признаки человеческого подобия: тело, голову и центр жизненной силы, который, по поверьям, располагается в районе пупа.

Куклу изготавливали из куска ношеной домотканой одежды, вобравшей в себя тепло изготовивших ее рук и пропитавшейся трудовым потом. Считалось, что с родным, домашним материалом кукле передается частичка жизненной силы. При изготовлении кукла в руках человека как будто повторяла таинство рождения.

Ткань плотно скручивали в скатку и с усилием перетягивали посередине специально изготовленным пояском. Завязанный тугой узел символизировал пуп. Оставшиеся концы шнура откусывали так же, как пуповину при рождении ребенка. Целостность образа концентрировалась на узле: развяжи узел - и образ распадется. Вторая не менее существенная составляющая образа - голова. Для обозначения головы скатку перетягивали нитями, выделяя треть длины с одного из концов.

С этого момента пропорции куклы соизмеряются с пропорциями младенца. Треть длины куклы, отделенная нитью, составляла верх - голову, другие две трети - низ куклы, а узел шнура – пояса располагали спереди. Это наиболее существенные детали, которые учитывали при пеленании куклы.

Куклу пеленали в три основных этапа. Сначала на голову повязывали платок. Для этого небольшой кусок ткани перегибали по диагонали. Платок накидывали концами крест-накрест, концы заводили за спину, не завязывая узла.

Затем куклу плотно пеленали куском ткани. Для этого скатку укладывали на прямоугольный кусок ткани, чтобы часть с подвязанным платком выступала над его длинной стороной. Один из верхних углов ткани заводили наискосок за скатку.

Узелковая кукла

Рассмотрим технологию изготовления Рождественского Ангела (Рис.3). Традиционно эта кукла делалась из тонкой белой натуральной ткани, но можно взять ткань светлых оттенков размером 20см х 20см. Изготавливается без ножниц и иголки. Поэтому квадратик не вырезается, а отрывается от куска ткани, при этом с краю получается ровная бахрома, так напоминающая перышки.
В середину квадратика ткани помещается наполнитель. Ткань перегибается по диагонали, наполнитель обтягивается тканью и завязывается длинной ниткой (а). Затем, той же ниткой перевязывается «талия» и «крылья» (б), а также при переходах нитки вверх-вниз формируется «крест» (в).
Чтобы украсить куклу, поверх нитки можно проложить декоративный шнурок.

Рис. 3

Кукла на палочке

Существует несколько технологий изготовления текстильных кукол на палочке:

А) палочка является основой тулова куклы; в остальном, кукла изготавливается по технологии куклы Столбушки.

Б) палочка является не только основой тулова куклы, но и держателем. Примерами таких кукол являются кукла Пастушок, Хороводницы, Борцы и др.

В) палочка не является основой тулова кукол, а служит общей рукой (символом неразлучности), на которую надеваются узелковые куклы, символизирующие жениха и невесту. Когда в семье появлялись дети, фигурки немного раздвигались, и на общую руку привязывались нитяные куколки – мартинчики.

Рис. 4

Г) палочка (рогатина) является основой тулова двух кукол. Таким способом изготавливается кукла Мировое Дерево. Н а левом сучке рогатины делают куклу Невесты. Технология изготовления соответствует типу Столбушка. На втором сучке рогатины оформляют куклу Жениха.

3. Технология изготовления традиционной безликой текстильной куклы «Ведучка»

За основу разработки технологии куклы Ведучки взяты работы мастера Ирины Хабышевой.

Для создания куклы-кормилицы потребуется:

    Плотная ткань (65х30) для изготовления тулова куклы.

    Плотная ткать (40х3) для придания тулову большей устойчивости.

    Ткань (36х12) для изготовления рук кукол.

    Полоска их белой тонкой ткани для обертывания рук кукол (приблизительно 70х1).

    Тонкая белая ткань (40х40) для лица, предплечий, тулова.

    Синтепон для формирования головы, груди и бедер куклы.

    Ткань для рубахи (30х15).

    Ткань для юбки (75х20).

    Белая ткань для нижней юбки (75х20).

    Ткань для повойника.

    Мягкая, легко драпирующаяся ткань для платка.

    Шитье (75 см)

    Нитки красные, белые и цветов, соответствующих цвету юбки и рубахи и нитки для пояска.

Для куклы-ребенка потребуется:

1. Плотная ткань (26х10) для тулова.

2. Ткань для рубахи.

3. Ткань для юбки и нижней юбки.

4. Лен для «прически»

5. Белая узкая ленточка (25 см).

6. Нитки для обвязывания куклы и для пошива юбок.

7. Нитки для пояска.

1 . Сначала необходимо создать тулово куклы. Для этого плотно скручиваем отрез ткани. Полученную скрутку (диаметром 3,5 см) фиксируем красной нитью в области шеи (7,5 см от верхней точки), в области талии (в середине скрутки) и приблизительно в 10 см от нижней точки тулова. Это будет нижняя точка «общей руки» куклы. По низу тулова для устойчивости куклы наматываем подготовленную полоску плотной ткани. Фиксируем ее белой ниткой.

2. Скручиваем в жгут ткань для рук кукол. Чтобы его закрепить, оборачивает подготовленной полоской белой ткани. Готовый жгут привязываем к тулову в области шеи. Для хорошей фиксации делаем двойную обвязку. Основа куклы готова (илл.1).

.

Илл. 1 Илл. 2

3. Начинаем формировать голову, грудь и бедра куклы (илл.2). Для этого в середину квадратного отреза ткани раскладываем синтепон, накрываем тулово по диагонали и начинаем формировать голову. Делаем несколько туров красной нитью вокруг шеи, расправляем складочки. В области лица складок не должно быть.

4. Отрезаем излишки ткани. Ткань подворачиваем и завязываем в области предплечий. При помощи синтепона формируем грудь, аккуратно драпируем ткань и обвязываем куклу по линии талии. Ниже талии делаем плотный тур синтепона. Остатки белой ткани подтыкаем под слой синтепона. Основа куклы приобрела очертания женской фигуры

5. Одеваем куклу-кормилицу, завязываем повойник и платочек (илл. 3).

Илл.3. Илл.4.

6. Приступаем к кукле-дочке. Эта куколка узловая. Жгут, скатанный из плотной ткани, сворачиваем пополам и привязываем к общей руке парной куклы. Начинаем «рядить»

дочку. Рубаха состоит из трех частей. Сначала закрепляем рукава. Затем аккуратно фиксируем красной нитью переднюю и заднюю части рубахи в области талии (илл. 4).

7. Делаем куколке из льняных волокон прическу. Привязываем «волосы» к головке куклы. Надеваем юбочки. Дочка готова (илл. 5). Осталось завязать обеим куколка обережные пояски (илл. 6).

Илл.5 Илл. 6

Технология изготовления Ведучки – одна из самых сложных, но кукла очень красивая и по сути своей очень привлекательная. За короткий срок знакомства с теорией и недолгое время изготовления куклы можно приобрести лишь элементарные знания и навыки. Но и за это время можно ощутить на себе ее природу и истоки и полюбить русскую традиционную куклу на всю жизнь.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Руководствуясь целью возрождения технологий изготовления русской традиционной безликой текстильной куклы как феномена народной культуры, были рассмотрены и систематизированы ее виды и образы, ее функции и типология, описаны основные технологии изготовления текстильной куклы, а также была разработана и описана технология изготовления текстильной безликой куклы «Ведучка».

В контексте русской народной куклы не всегда можно говорить о её эволюционном развитии. Попытка уничтожения русской текстильной куклы, вероятно, не могла не внести некоторого искажения форм и образов традиционной куклы. Но, как показывает история, все, что имеет непреходящую ценность, несмотря ни на какие преграды, становится традицией. Эти традиции складывались веками и шлифовались многими поколениями людей. В настоящее время русская традиционная текстильная кукла переживает период живого интереса, неподдельной увлеченности, настоящего своего возрождения. Но современные народные мастера принадлежат, в основном, поколениям, выросшим во время технического прогресса. Это не прежние крестьяне, работавшие скорее интуитивно, по сложившимся канонам. У сегодняшних мастеров больше выбора в ткани, цвете, больше соблазна отойти от канона.

Сегодня от народного мастера требуется не только высокое мастерство, но и сознательное творческое отношение к своей деятельности, глубокое проникновение в народную культуру. И, конечно же, определённая образованность, способность ориентироваться в вопросах традиционного русского искусства.

Поставленные задачи решены. Для систематизации исследуемого материала, была изучена и проанализирована литература по данной теме. Рассмотрены архетипы традиционной текстильной безликой куклы и тенденции ее возрождения. На основе приобретенных знаний была изготовлена парная кукла Ведучка.

Поставленная цель достигнута.

Список использованной литературы

    Берстенева Е.В., Довгаева Н. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками. М., 2010, 112 с.

    Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология.– Культура и традиции, 2007.

    Г. Дайн. Октябрь - золотая осень. http://www.detsad14.ru

    Котова И. Н., Котова А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. - СПб.: «Паритет», 2003. - 240 с.

    Лотман Ю.М. Куклы в системе культуры // Избранные статьи в трех томах. Т.1.- Таллинн, 1992.

    Народная игрушка. Сборник «Кладовая Солнцеворота»; Омск, 2001.

    Шайдурова Н.В. Традиционная тряпичная кукла. СПб.: «Детство-Пресс», 2011.

    Шептуля А.Э. Обереги своими руками укрась и защити свой дом. - М.: Эксмо, 2007.

    Музей «Берегиня» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.usadba-bereginya.narod.ru/museum.

10. Национальные традиции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.Letopisi.Ru

11. Традиционная культура Русского Севера: история и современность. Материалы V научной конференции по изучению народной культуры Русского Севера /Редколлегия: Т.Г. Иванова (ответственный редактор) и др. Петрозаводск, 2007. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

http://kizhi.karelia.ru/specialist/pub/library/rjabinin2007/8_actual/batagova.htm

12. Художественно-педагогический музей игрушки Российской академии образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. sergiev - posad . ru /

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.1

Берегиня

Очистительная

Травница

Крупеничка

Колокольчик

Десятиручка

День и Ночь

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.2

Лихоманки

От коли и боли

Утешница

Младенчик

Рождественский Ангел

Веснянка

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.3

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

1 Г. Дайн. Октябрь - золотая осень. http://www.detsad14.ru