В каких случаях ребенок является сиротой. Все о детях, оставшихся без попечения родителей и их правах

По статистике в России зарегистрировано порядка 50 тысяч ребят, которым требуется защита. Это дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

За истекшие двадцать лет показатель уменьшился почти вдвое. Но актуальность проблемы это не снижает.

Понятие детей сирот

Признаки отнесения несовершеннолетних к указанной категории определены федеральным законодательством. Так, установлено, что сироты — это ребятишки, потерявшие родителей по причине их смерти.

Не имеющими попечения, несовершеннолетние являются если:

  • мама и папа ограничены в правах или лишены их;
  • мать и отец не известны;
  • подтверждена недееспособность родителей;
  • мать, отец отбывают срок;
  • родители безвестно отсутствуют;
  • родители о них не заботятся.

Оставшихся без попечения родителей детей именуют . К сожалению, таких более 80 %.

Как оформить статус ребенка, утратившего опеку

Очевидно, что маленький гражданин не самостоятельно заявляется в уполномоченные органы для установления статуса. Это процесс регламентирован Приказом Минобрнауки России от 17.02.2015 N 101.

Алгоритм действий таков.

  • выявление факта оставления малыша без присмотра. Сигнал об обнаружении таких детишек поступает в органы опеки и попечительства из организаций образования, медицины, социальных служб, жилищных органов, просто от неравнодушных граждан, например, соседей;
  • опекунские службы в течение 3 дней проводят расследование исразу же обеспечивают временное жизнеустройство малютки: в больницу, приют, иное учреждение соцзащиты;
  • первичная информация вносится в государственный банк данных. Статус оставшегося без попечения присваивается тотчас, когда установлен соответствующий факт;
  • в течение месяца органы опеки обязаны устроить ребенка;
  • каждый этап работы заносится в журнал, а информация направляется в единую базу данных.

Сведениями федерального банка могут бесплатно воспользоваться

кандидаты в усыновители.


Формы семейного устройства детей, оставшихся без попечения

Во времена СССР детские дома рассматривались как основная форма жизнеустройства малышей.

Сейчас в России упор делается на устройство в семью и сокращение казенных организаций. Это представляется правильным, поскольку сочетание индивидуального подхода, заботы и человеческого тепла предпочтительнее для маленького гражданина.

Формы помещения малыша в семью установлены законом:

  • усыновление(удочерение) предполагает, что малыш становится родным, имеет фамилию новых родителей, ему могут поменять имя. Спрос с усыновителей такой же как с родивших дите матери и отца. Поэтому требования к ним прописаны досконально, а решение принимается только в судебном порядке. Претенденты должны быть: дееспособными, совершеннолетними, иметь разницу в возрасте с усыновленным более 16 лет, подтвердить отсутствие социально опасных заболеваний, иметь жилье и постоянный заработок. Дабы защитить созданную семью от посягательств бывших родственников существует тайна усыновления;
  • опека (дети от 0 до 14 лет), попечительство (от 14 до 18 лет). Данная форма обычно применяется для случаев воспитания детишек ближайшими родственниками. Например, в случае трагической гибели родителей опекунство на детей оформляет бабушка. Опекуны следят за малюткой и его имуществом;
  • приемная семья. Приемными родителями работают по договору с опекунской службой, им выплачивается денежное вознаграждение. В этих семьях не допускается одновременное проживание более 8 малышей вместе с родными ребятишками. Опекаемый обычно осознает, что он не родной.
  • временный вариант для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей — . В случае патроната опекунские обязательства возложены и на граждан, и на службы опеки. Эта форма не используется продолжительное время, например, до возвращения малыша в родную семью после устранения обстоятельств, послуживших причиной для его изъятия.

В последнее время начал развиваться такой вид устройства для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как детская деревня SOS. Их на сегодня всего 6. Община располагается на обособленной территории и проживает большой дружной семьей, во главе которой стоит женщина, именуемая «матерью». В деревне живут разновозрастные детишки, братья и сестры никогда не разделяются. Деятельность общин контролируется государством.

Регулирующий орган

Органы, решающие проблемы выявления и устройства детишек, имеющих статус сироты — это службы опеки. Указанная работа отнесена к полномочиям регионов, последние обычно своими законами передают функции в муниципалитеты. Опека осуществляет учет ребятишек, оформляет попечительство, контролирует полноту реализации обязательств в приемных семьях. Эти службы отвечают и за формирование сведений, находящихся в федеральном банке данных сирот, сотрудничают с социальной защитой, образованием и здравоохранением.

Социальная защита и права детей-сирот

Предусмотрен целый блок социальных привилегий для сирот и ребятишек без попечения.

Гарантии права на образование

  • бесплатное профессиональное образование (в том числе и второе), прохождение подготовительных курсов;
  • зачисление на полное государственное обеспечение детей сирот в муниципальной или государственной организации любого уровня;
  • повышенный на 50% размер стипендии в федеральном учреждении. Таким ребятам по сиротству выплачивается пособие на учебники;
  • несовершеннолетние после окончания общеобразовательной школы должны быть обеспечены одеждой и обувью.Имеют право на разовое денежное пособие.

Студентам гарантирован бесплатный проезд 1 раз в году к месту обучения (туда и обратно), в том числе сиротам, находящимся на полном государственном обеспечении.

Гарантии прав на имущество и жилое помещение

За сиротами резервируется имеющееся жилье на весь период обучения, пребывания в детском доме, службы армии или нахождения в заключении.

Детям без жилья органы исполнительной власти по окончании учебы должны дать квартиру вне очереди. На первом этапе – предоставления сиротам жилья на условиях договора найма в специализированном фонде, а через 5 лет-соглашения о социальном найме. Включают в список на получение жилья совершеннолетнего сироту в возрасте от 18 до 23 лет, но снят он будет только после получения квартиры, дома или жилищного сертификата. Определены требования к жилью для детей сирот — оно должно соответствовать установленным нормам площади, быть пригодным для проживания.

Защита имущественных закреплена и нормой о невозможности отчуждения его жилья опекуном, в дальнейшем сделка будет признана ничтожной.

Гарантии прав на медицинское обеспечение

Охрана здоровья сирот осуществляется путем оказания на безвозмездной основе медицинской помощи, профилактических осмотров и лечения. Бесплатно проводится освидетельствование в случае передачи малыша приемным родителям. Если нужно, документы направляются в Минздрав РФ для дообследования и прохождения лечения в клиниках федерального уровня.В особом порядке в качестве дополнительных гарантий для детей сирот в соответствии с нормативными актами регионального уровня осуществляется наблюдение за детьми, рожденными от ВИЧ-инфицированной мамы.

Гарантии права на труд

При обращении лиц данной категории от 14 до 18 лет за трудоустройством им гарантировано прохождение тестирование на выявление предпочтений для трудоустройства с учетом состояния здоровья.

Если сироте присвоен статус безработного, ему платится пособие в размере средней зарплаты в регионе проживания на срок до 6 месяцев. В течение полугода гражданина обязаны трудоустроить.

При проведении по месту работы сокращения, работодатель обеспечивает переобучение и дальнейшее устройство на работу лиц из числа сирот в другой организации.

Право на судебную защиту

Особенностью применительно к детям-сиротам является возможность обращения в суд от их имени опекунов или других представителей, а также прокурора в случае обнаружения фактов нарушения установленных прав.Кроме того, закреплено право детей, оставшихся без попечения родителей на бесплатную юридическую помощь.

Законодательное регулирование

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Понятие сиротства, причины его появления, проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Сиротство на сегодняшний день в современной России является значимой проблемой, влияющей на политику нашей страны, но и на общество в целом. Это выражается в основном в том, что современная социальная и экономическая ситуация в нашей стране нуждаются в ее совершенствовании.

С.И. Ожегов в толковом словаре русского языка дает понятие «сиротство» как «одиночество, состояние сироты».

Словарь-справочник социального работника определяет понятие «сиротство» - социальное понятие, которое показывает положение детей-сирот, то есть сирота – ребенок, который находится постоянно или временно вне семейного окружения, или ребенок, который имеет право на помощь и защиту со стороны государства, также в силу своих интересов не может оставаться в таком окружении.

Согласно педагогического терминологического словаря, сиротство-это социальное явление, которое характеризуют образ жизни детей, которые остались без попечения родителей.

Наиболее четкое определение терминов «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей» дано в федеральном законодательстве. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ дает определения категории таких детей:

Дети-сироты – это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли единственный родитель или оба родителя;

Дети, оставшиеся без попечения родителей – это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения обоих родителей или единственного родителя в связи с ограничением их в родительских правах, лишением их родительских прав, признанием родителей недееспособными (ограниченно дееспособными), безвестно отсутствующими, отбыванием родителями наказания в учреждениях в виде лишения свободы, объявлением их умершими;

Лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет. Когда они находились в возрасте до 18 лет, у них умерли единственный родитель или оба родителя либо которые остались без попечения обоих родителей или единственного родителя. Такая категория лиц имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

По мнениям Д.В. Волкова и Г.М. Погореловой социальное сиротство в России имеет свои особенности:

Обострение в семьях проблемы жестокого обращения с детьми;

Увеличение числа социально неблагополучных семей;

Постоянный рост численности детей, оставшихся без попечения родителей и детей-сирот;

Неоперативное решение органами опеки и попечительства вопросов воспитания, дальнейшей судьбы и временного жизнеустройства детей;

Низкий уровень предупреждения социального сиротства;

Сокращение или отмена социальных льгот;

Ухудшение криминогенной обстановки в среде несовершеннолетних;

Резкое увеличение количества безнадзорных детей.

Тюгашев Е.А. в своих исследованиях выделяет следующие виды сиротства:

Собственно сироты. Такие дети, чьи родители рано умерли;

Домашние сироты. У таких детей есть родители, но им нет дела до их ребёнка, который живет с ними. В худшем случае дети с такими родителями находятся в антагонистических отношениях, а в лучшем случае они чужие друг другу;

Интернатские сироты. Такие дети, у которых родители практически не участвуют в их воспитании, так что они воспитываются в интернате далеко от родителей;

- «отказники». Такие дети у родителей, которые отказались от родительских прав;

- «лишенцы». Такие дети у родителей, которые лишены родительских прав.

По мнению Тюгашева Е.А., особенно выделяет социальное сиротство. К такому сиротству относят таких детей, которые имеют биологических родителей. Но родители таких детей по каким-то личным причинам не заботятся и не занимаются воспитанием своих детей. Такие родители юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях.

На основе социального сиротства автор выделяет «скрытое» социальное сиротство. Оно вызвано изменением со стороны родителей отношения к своим детям, вплоть до полного вытеснения детей из семьи. Такое отношения приводит к росту беспризорности огромного количества подростков и детей. В итоге, автор классифицирует сиротство как социальное понятие и как социальное явление.

Для того чтобы глубже понять и решить проблемы сиротства, необходимо исследовать источники сиротства и причины его появления в современной России. Источники сиротства в России берут начало свое из далекого прошлого, когда во времена войн, голодовок, эпидемий, стихийных бедствий, ряда других стихийных бедствий родители погибали, поэтому их дети становились сиротами. В современной Росси ситуация отличается причинами, которые приводят к сиротству, а не процентным соотношением детей сирот. Многие исследователи отмечают, что больницы, специальные заведения, родильные дома заполнены брошенными младенцами.

По нашему мнению, в нашей стране распространение явления сиротства обусловлено комплексом процессов и особых условий в обществе, которые характеризуют развитие страны на протяжении XX века: Революция 1917 года, террор 20-х-30-х годов, три разрушительных войны (первая мировая, гражданская, Великая Отечественная война), последствия перестройки конца 80-х - начала 90-х годов.

Большевиками в первые десятилетия после революции был нанесен мощный удар по вековой русской культуре. Известным русским культурологом и философом Ю.М. Лотманом введено понятие «вековое здание культуры». Автор считал, что «культура всегда подразумевает сохранение опыта, что такое выражение не случайно. Одно из главных определений культуры –это ее «негенетическая» память, всегда подразумевает непрерывность интеллектуальной, духовной, нравственной жизни общества и человека, и человечества, всегда связана с историей. Когда мы говорим о культуре современной, то сами того не подозревая, мы говорим о том огромном пути, который наша культура прошла. Этот путь перешагивает границы национальных культур, исторических эпох, насчитывает тысячелетия, погружает нас в одну культуру всего человечества».

Известно, что в наши дни Россия страдает от социальных и экономических неурядиц из-за происшедших значительных перемен в последние годы. Правительству России приходится уделять первостепенное внимание национальной безопасности и экономическому развитию, сохранению основ государственности, так как наша страна вступила в строительство посттоталитарного общества. Первые шаги в этом направлении сопровождаются сокращением или отменой социальных льгот, что вступает в противоречие с основной функцией любого государства - социальной защитой нуждающегося населения. Рост зарплат и пособий не поспевает за ростом цен, поэтому ухудшаются возможности родителей в воспитании детей, снижается уровень жизни семей с детьми. В свою очередь, такое состояние изменяет во многом общественное сознание. Интересы индивидуального выживания становятся главенствующими, а духовные и социальные потребности, куда входит забота о детях, отодвигаются на второй план. К сожалению, представители наименее защищенных социальных слоев нашего общества особенно чувствительны к таким деструктивным процессам .

Сейчас вызывают большую тревогу более увеличивающееся число детей, которые лишились родительского попечения при живых родителях, то есть социальные сироты. Социальное сиротство – это одна из проблем, которые остро стоят перед современным государством и обществом России. При этом понятие «социальное сиротство» указывает на особую роль процессов в обществе и социальных условий при формировании данного явления, широко распространено в нашей стране.

Предполагается, что социальное сиротство порождается одним из важнейших факторов современности- процессом урбанизации. Город ускоряет эмансипацию женщин, изменяет мораль, способствует распаду патриархальных семейных связей, создает для человека особый покров социальной анонимности, приводит к распространению среди женщин мужских пороков - наркомании, преступности, алкоголизма, то есть к психическому и физическому отторжению от ребенка.

Причины социального сиротства, как многоаспектного явления, по мнению Г.Н. Соломатина, заключаются в:

Добровольном отказе матерей от своих несовершеннолетних детей (отказ от новорожденного в родильном доме, подброшенные новорожденные);

Принудительном изъятии ребёнка из семьи, когда родители лишают родительских прав в целях защиты интересов ребёнка (асоциальный обзор жизни, недееспособных родителей);

Природных или социальных катаклизмах, вынуждающие население страны к хаотической миграции (потеря ребёнка, отказ от ребёнка).

А.Ю. Васильев феномен социального сиротства связывает, прежде всего, с двумя факторами: кризисом семьи и социально-экономической нестабильностью в обществе. Эти факторы образуются круг причин проявления социальных сирот:

Социальная дезориентация семей;

Материальные и жилищные трудности родителей;

Слабость нравственных устоев;

Негативные явления, связанные с деградацией личности взрослого человека (алкоголизм, наркомания, злостное уклонение от обязанностей по воспитанию ребёнка).

На основе анализа ранее выделенных причин сиротства и согласно отечественной практике, можно сказать, что основными причинами сиротства в современной России являются:

Отказ родителей от ребёнка в роддоме;

Тяжёлое материальное положение семьи;

Нежелательная беременность (в большинстве случаев такая беременность возникает у несовершеннолетних детей, которые рано вступили в половую жизнь);

Социальная дезадаптация родителей ребёнка, связанная чаще всего с потреблением наркотиков, алкоголя;

Рождение ребёнка с патологией (сюда относят детей-инвалидов, детей с неизлечимыми заболеваниями и т.д.);

Смерть или неизличимая болезнь одного или двух родителей, при отсутствии близких родственников;

Родители ребёнка в местах лишения свободы отбывают наказание;

Родители признаны недееспособными (ограниченно дееспособными);

Родители уклоняются от обязанностей по воспитанию своих несовершеннолетних детей, то есть лишены родительских прав;

Жестокое обращение с детьми в семье;

И другие причины.

По мнению Н.В. Скаткова, лишение родительских прав – основная причина, по которой дети в России лишаются попечения родителей. Согласно статистике ежегодно в домах ребёнка 80% воспитанников составляют дети, от которых родители отказались сразу после их рождения, по причине болезни ребёнка – 60%, в связи с тяжёлым материальным положением семьи – 20%. В 2015 году было выявлено 40 000 россиян, которые лишены родительских прав. Из них 29 000 были лишены прав за уклонение от обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей, 12%- в связи с алкоголизмом и наркоманией, 5%- за злоупотребление родительскими правами.

В настоящее время доля детей-сирот, детей, оставшихся без обеспечения родителей в России, составляет более 600 тыс. человек. Это довольно большая цифра, но за последние годы видна тенденция сокращения числа сирот в России. Так, например, в 2012 году это количество составило 654 355 детей, в 2013 году эта цифра немного увеличилась и составляла более 660 тыс. детей, а в 2014 году снова сократилось до 634 000 детей. Как показывает практика, количество сирот в России каждый год меняется, но, к сожалению неизменным остаётся причины социального сиротства. Статистические данные в настоящее время о распространении сиротства в России периодически публикуются во многих средствах массовой информации, поэтому нетрудно представить реальную картину такого явления.

Можно сделать вывод, что актуальной особенно проблема социального сиротства становится для крупных индустриальных городов России. Среди воспитанников интернатных учреждений 95% детей были переданы на полное государственное обеспечение, от них родители по различным причинам отказались, либо лишены родительских прав, а только 5% детей не имеют родителей.

К сожалению, среди сирот встречаются и дети-инвалиды с различными отклонениями в психическом и физическом развитии. Такие дети представляют собой особую категорию, до конца своей жизни нуждаются в поддержке со стороны взрослых, также им необходимо постоянное медицинское обследование, на которое тратиться большое количество средств и времени.

Считается, что каждый ребёнок с момента своего рождения нуждается в заботе, любви и ласки со стороны своих родителей. Постоянное внимание к ребёнку закладывает в нём основные качества личности, которые в свою очередь обеспечивают психологическую устойчивость, нравственные ориентиры, любовь к жизни и целеустремлённость. Но, к сожалению, в нашем обществе есть и такие дети, которые лишены родительского внимания. И на протяжении всей жизни им приходится испытывать ряд проблем влияющих на их развитие.

Многие учёные пришли к выводу, что проблемы детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, носят:

Медицинский характер. Среди проблем медицинского характера можно выделить следующие: отклонения в психическом и физическом развитии сирот (сюда можно отнести синдром Дауна, заболевание Детским церебральным параличом (ДЦП), а также атрофию подвижных конечностей и др.); болезни желудочно-кишечного тракта; болезни органов дыхания (пневмония, различные респираторные вирусные заболевания); врожденный порок сердца; инфекция мочевых путей; недоношенность, анемия, гипотрофия и рахит (все эти состояния усугубляют течение вирусных и бактериальных инфекций, тормозят развитие детей); заболевания гепатитом «С» или «В», а также сифилисом (основным источником таких заболеваний являются родители алкоголики, наркоманы, а также матери перенёсшие во время беременности сифилис или гепатит). То есть присутствует повышенный риск заболеваемости детей-сирот: частые хронические патологии, отставания в уровне физического, психического, интеллектуального развития, поражение головного мозга вследствие внутриутробной интоксикации, неврозы, которые обусловлены психическими травмами;

Социальный характер. К проблемам социального характера, во-первых следует отнести социальный статус ребёнка-сироты, воспитывающегося в детском доме или интернате. Он- будто «ничей» ребёнок. Такой ребёнок испытывает недостаток внимания со стороны взрослых. Это вызвано тем, что внимание педагогов и воспитателей в детских дома сосредоточено не на конкретного ребёнка, а на группу детей. Во-вторых: дети, воспитывающиеся в детских домах, испытывают пренебрежительное отношение к себе со стороны детей и родителей из обычных семей. В-третьих, дети-сироты, дети, оставшиеся без обеспечения родителей до наступления своего совершеннолетия, состоят на полном обеспечении государства. Дети привыкают к постоянному их покровительству взрослыми. Таких детей называют иждивенцами, для них характерен низкий индекс самостоятельности. При выходе из интерната такие дети самостоятельно не могут решать многие жизненные проблемы;

Педагогический характер;

Психологический характер. Особое значение для детей-сирот имеют проблемы психологического характера. Обычно они определяются недостатком любви и родительской ласки. Младенцы могут умереть, если будут оставлены без тепла эмоционального, несмотря и на нормальный уход за ними, у детей постарше наблюдается нарушение процесса развития. Глубокая привязанность к родителям способствует развитию уверенности в себе с одной стороны, и доверия детей к другим людям с другой стороны одновременно. Отсутствие к конкретному взрослому некой привязанности дезориентирует ребёнка, заставляет чувствовать свою уязвимость и малоценность. Дети, отвергаемые, неблагополучны эмоционально. Такое гасит их познавательную и интеллектуальную активность. Вся внутренняя энергия уходит на приспособление в условиях его жёсткого дефицита к поискам эмоционального тепла и борьбу с тревогой». Внимание работников домов-интернатов и детских домов не может компенсировать ребёнку общения с его родной семьёй. Такие дети учреждений имеют ограниченный круг общения. Дети становятся агрессивными, эмоционально холодны, замкнуты, повышено уязвимы. Тот ребёнок не имеет устойчивый положительный «Я- образ», дружеские и тёплые отношения с другими людьми, больше шансов на самоуважение, который не был лишён родительской любви, что доказывается множеством исследований. Дети, у которых родители лишены родительских прав, больше всего переживают жизненную травму. С одной стороны это связано с плохим обращением с ребёнком внутри семьи (физическое и сексуальное насилие, недостаток должного внимания детям), а с другой тяжело переживает разлуку с семьёй. Вынужденную разлуку ребёнок воспринимает в качестве смерти своих родителей. Дети стараются не думать о том, что с ними случилось, так как эмоциональные глубокие связи со значимыми для нас людьми являются источником и основой жизненных сил для каждого.

Испытывая постоянное насилие в семье, дети убегают из неё, что является развитием в нашей стране бродяжничества и беспризорности. Согласно статистике ежегодно в России 26 000 детей становятся жертвами преступных посягательств со стороны родителей, 10 000 детей и подростков убегают из дома, 2 000 детей и подростков спасаясь от домашнего насилия, покончат жизнь самоубийством.

Помимо домашнего насилия ребёнок может снова встретиться с ним в стенах детского дома, что негативно влияет на его психическое развитие, вызывает чувство страха и недоверие к людям. Такое насилие можно рассматривать со стороны разных аспектов. Во-первых, насилие со стороны персонала – удары головой о стену, связывание, избиение детей, оставление или запирание детей без смены одежды в течение нескольких дней, их избиение. Также оно может быть выражено в сексуальном насилии со стороны персонала. Иногда дети не получают необходимого ухода- это второй признак, то есть отсутствие заботы. Наиболее опасно для детей отсутствие заботы у детей-инвалидов. Для детей-инвалидов во многих учреждениях с воспитанниками не проводят и не играют в развивающие занятия, не дают должного образования. Порой в течение продолжительного времени их оставляют лежать в постели без контакта с другими людьми. Обращение такого вида может привести к проблемам в эмоциональном состоянии, возникновению долговременных проблем со здоровьем. Насилие со стороны других подростков и детей в детских дома также присутствуют: сюда можно отнести унижения, оскорбления, физическое насилие.

В итоге, сиротство в современной России имеет свои признаки и особенности: появление новых характеристик социального сиротства, которые определяются падением нравственных устоев семьи, постоянным ухудшением жизни семьи россиян, следовательно, значительное увеличение размеров социального сиротства. Все это приводит к безнадзорности огромного количества подростков и детей практически во всех регионах страны, изменению отношения взрослых к детям вплоть до полного вытеснения их из понятия «семья», обескультуриванию русского народа.

Необходимо изучать причины возникновения сиротства, чтобы вовремя предупреждать ее. Несомненно, что основной причиной детской безнадзорности является аморальный образ жизни и пьянство родителей, нежелание многих родителей заниматься воспитанием своих детей. Отчуждение ребенка от семьи также часто вызвано внутрисемейным конфликтом, который основан на упорном нежелании взрослых помочь преодолеть кризисную ситуацию и простить ребенка, войти в положение их ребенка.

  • Айртон Сенна: Переходя грань: аварии и их причины - Глава 7

  • Характеристика основных прав детей, оставшихся без обеспечения родителей

    Дети, которые остались без попечения родителей, как по причине их смерти, так и в случае лишения последних родительских прав, нуждаются в особой поддержке и заботе со стороны государства. Права детей и их защита регламентированы массой нормативно-правовых актов не только национального, но и мирового значения.

    Нормативное регулирование

    В основе законодательного регулирования данного аспекта лежит Конвенция прав ребенка, принятая на международном уровне, служащая базой для иных актов правотворчества, основное предназначение которых - охрана и защита прав и свобод граждан, не достигших совершеннолетия.
    Что касается нормативного регулирования прав и интересов детей, которые остались без попечения родителей, выполняется оно в соответствии с предписаниями таких законодательных актов:
    1. СК РФ, в частности ст. 155.3;
    2. Постановление правительства РФ №676, в 30 пункте которого прописаны права воспитанников образовательных учреждений, в которых проживают несовершеннолетние граждане, оставшиеся без обеспечения матери и отца;
    3. Федеральные законы и подзаконные акты, гарантирующие социальную поддержку детям - сиротам, а также несовершеннолетним лицам, лишенным родительского обеспечения.
    В статье представлены сведения об основополагающих правах и свободах рассматриваемой категории детей, содержащихся в вышеперечисленных источниках, а также об условиях их реализации и охране.
    Основания для предоставления статуса, дающего право своему обладателю на социальное обеспечение
    В соответствии с законодательством к категории лиц, имеющих статус детей, оставшихся без обеспечения родителей, дающий право на социальное обеспечение и предоставление других материальный и нематериальных благ, относят:
    . Несовершеннолетних лиц, которые остались сиротами в результате смерти матери или отца, или же обоих родителей;
    . Граждан до 18 лет, родители которых по решению суда лишены родительских прав;
    . Детей, в том случае, если их родители ограничены в осуществлении своих родительских прав в соответствии с постановлением суда;
    . Несовершеннолетних лиц, родители которых признаны недееспособными;
    . Лиц до 18 лет, если их родители считаются безвестно пропавшими;
    . Детей, чьи родители осуждены и отбывают назначенное наказание в виде лишения свободы на определенный срок, а также в случае назначения последним такой меры пресечения, как заключение под стражу;
    . Несовершеннолетних граждан, если их родители пребывают в специализированных медицинских заведениях;
    . Несовершеннолетних лиц, если их родители злостно уклоняются от их материального обеспечения и воспитания;
    . Несовершеннолетних лиц, если родители отказались их забирать из лечебных, образовательных, а также других социальных заведений;
    . Граждан в возрасте от 18 до 23 лет, которые остались без попечения родителей, в установленных законодательством случаях.
    Права детей, оставшихся без попечения родителей
    Материальные и нематериальные
    Меры социальной поддержки рассматриваемой категории детей направлены на реализацию их материальных и нематериальных прав и свобод. К материальным благам относится обеспечение жильем, питанием, одеждой, бесплатным проездом в общественном транспорте, предметами быта и обучения.
    Перечень нематериальных прав содержит:
    . Право бесплатно учиться;
    . Право работать;
    . Жилищные права;
    . Право бесплатно пользоваться медицинскими услугами;
    . Право на отдых;
    . Право на развитие способностей и интересов.
    Личные и имущественные
    Отдельно можно выделить личные и имущественные права, которые имеет ребенок, оставшийся без родительского обеспечения.
    Имущественные права:
    1. Право на социальное обеспечение;
    2. Право на имущество, которое перешло в собственность лица на основании договора дарения или по наследству;
    3. Жилищное право, которое предусматривает сохранение права собственности на закрепленное за несовершеннолетним лицом жилое помещение, несмотря на то, что ребенок проживает в государственном социальном учреждении;
    4. Право на получения жилья вне очереди, при условии отсутствия недвижимого имущества, пребывающего в собственности лица.
    Личные права, которые имеет ребенок, оставшийся без родительского обеспечения, включают право:
    . Беспрепятственно общаться с матерью и отцом, при их наличии, а также с близкими родственниками;
    . Выражать собственное мнение, когда решается вопросы относительно осуществления их интересов, а также защищать свои права законными способами, в том числе и в ходе судебного разбирательства;
    . Жить совместно с опекуном и членами его семьи до достижения 16 лет, после допускается раздельное проживание, требующее предварительного согласования с органами опеки и попечительства;
    . Требовать уважения чести и собственного достоинства от других лиц.
    Остановимся на основных правах детей, оставшихся без попечения родителей более детально.
    Право несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей, на бесплатное общее образование и материальное обеспечение во время обучения
    Понятие получение общего образования за счет средств из федерального бюджета предусматривает:
    . Бесплатное прохождение подготовительных курсов абитуриентами перед поступлением в средние учебные заведения и вузы на бюджетной основе. При этом наличие документа, подтверждающего получение основного или среднего образования обязательно (аттестат, диплом);
    . Бесплатное получение второго профильного образования;
    . Сохранение полного социального обеспечения, в частности выплаты стипендии, в случае академического отпуска, если избежать отрыва от учебного процесса невозможно по медицинским показаниям;
    . Бесплатный проезд студентов в некоторых видах общественного транспорта;
    . Компенсацию расходов на проезд к месту обучения и обратно, если учебное заведение находится в другом населенном пункте. Возмещение производится один раз в год;
    . Выплату одноразового денежного пособия выпускникам, а также обеспечение последних одеждой и необходимым оборудованием по окончании учебного заведения. Компенсация производится за счет образовательного учреждения, в котором выпускник обучался.
    Во время обучения содержание детей, оставшихся без родительского обеспечения, а именно питание, проживание в студенческом общежитии, а также обеспечение других материальных благ, связанных с получением образования, осуществляется за счет государства.
    Право на развитие способностей и интересов
    Развитие способностей и интересов предусматривает создание необходимых условий как для несовершеннолетних лиц с отставанием в развитии, так и для тех, которые проявили выдающиеся таланты. Реализация данного права осуществляется в соответствии со специальными программами, разработанными для отдельных категорий детей с учетом их умений и навыков.
    Если ребенок нуждается в коррекции проблем в развитии, ему предоставляется помощь квалифицированного специалиста, а дальнейшее обучение проводится по программе, направленной на продвижение его способностей и способствующей прогрессу.
    Право детей на получение пособия, а также на другие социальные льготы
    Ребенок, лишенный родительского обеспечения, имеет право на следующие выплаты и льготы:
    1. Алименты. При этом средства, взысканные с родителей детей, лишенных родительского попечения, перечисляются на счет того заведения, в котором ребенок проживает. Одна половина денег идет на содержание получателя алиментов, а вторая - ложиться на его счет, открытый в Сбербанке РФ;
    2. Пенсия;
    3. Социальные выплаты и пособия;
    4. Льготный или бесплатный проезд в некоторых видах общественного транспорта.
    Право на отдых,
    Под правом на отдых подразумевается предоставление ребенку свободного времени для проведения досуга в соответствии с его интересами и предпочтениями. Также понятие полноценного отдыха включает организацию свободного времени детей в период каникул и выходных дней.
    Право на защиту законных интересов и прав
    Законом гарантировано право несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей, на судебную защиту своих нарушенных интересов и предоставление бесплатной юридической помощи (консультация юриста, составление иска и других процессуальных документов, представление в суде).
    Наравне с подопечным лицом, интересы которого нарушены, обратиться в суд за восстановлением справедливости вправе его законный представитель, прокурор, а также представитель органа опеки и попечительства, в обязанности которого входит охрана прав и свобод детей-сирот и несовершеннолетних лиц, оставшихся без обеспечения родителей.
    Охрана прав несовершеннолетних детей, оставшихся без родительского попечения
    Охрана и защита осуществляется следующими способами:
    1. Защита интересов законным представителем (опекун, попечитель, воспитатель);
    2. Самозащита;
    3. Представителями органов опеки и попечительства;
    4. Защита прокурором.