Учительские университеты. Секреты этикета от аристократов

(9 голосов : 3.56 из 5 )

Знают люди с детских лет,
«Что такое – этикет»…

А знаешь ли ты — что это такое? Правила этикета для детей – это волшебные правила, которые помогут тебе стать воспитанным, вежливым и дружелюбным человеком. Зная эти правила, ты сможешь более легко и просто общаться со своими друзьями, родителями, близкими и совсем незнакомыми тебе людьми. Без труда научишься, как правильно здороваться, дарить подарки и принимать их, как ходить в гости, говорить по телефону и многому другому…

Ну что, ты готов учиться? Тогда за дело!

Правила приветствия

Правила поведения со взрослыми — Для воспитанных детей

Правила дружбы — Для детей и подростков

Правила поведения в театре, в кино и на концерте очень важно знать не только детям, но и взрослым. Так как в наше время встречаются и взрослые люди, которые ведут себя не совсем культурно на подобных мероприятиях.

Собираясь в театр или концертный зал, ты должен помнить очень строгое правило, установленное этикетом, касающееся одежды, в которой можно посещать подобные заведения. Отнесись к этому серьезно, чтобы не выглядеть белой вороной среди присутствующих там людей!

В театр не принято приходить в джинсах и кроссовках, а уж тем более в спортивном костюме. Мужчины, обычно, надевают темный костюм, светлую рубашку и галстук. Женщины же, как принято, приходят в вечерних платьях.

Приходить в театр или на концерт нужно пораньше, чтобы было достаточно времени на то, чтобы привести себя в порядок, сдать в гардероб верхнюю одежду, да и просто прогуляться в фойе.

Если твое место находится в середине ряда, постарайся занять его заранее, чтобы не беспокоить тех, кто сидит в начале ряда. Но если уж произошла такая ситуация — проходи лицом к сидящим, при этом не забудь попросить прощение за беспокойство.

Во время спектакля является дурным тоном что-то есть и пить

С простудой в театр лучше не ходить. Своим кашлем ты будешь мешать и зрителям, и исполнителям, да и сам окажешься в неловкой ситуации.

На концерте не подпевай исполнителю, пойми, ведь люди пришли сюда не для того, чтобы послушать твое пение.

На музыкальных концертах, чтобы не выглядеть глупо, не спеши аплодировать, если не очень хорошо знаешь музыкальное произведение, потому что пауза в исполнении может означать не конец исполнения, а перерыв между частями.

В кинотеатре правила попроще, чем в театре. Однако ты все равно не должен особо расслабляться. Не нужно превращать кинозал в свалку попкорна, конфетных бумажек и банок из-под напитков. Веди себя прилично.

В кинотеатре обычно не снимают верхней одежды. Однако ты все время должен помнить о людях, сидящих сзади тебя. Сними головной убор прежде, чем тебя попросят об этом. Так должны поступать не только мальчики, но и девочки.

Если сидящий впереди сделал это ради тебя, обязательно поблагодари его.

Признак невоспитанности – предсказывать то, что произойдет в фильме. Не комментируй увиденное, не выражай свое мнение о фильме и отношение к героям по ходу просмотра. Это мешает другим. А если кто-то думает иначе, может возникнуть спор или шумное обсуждение, чему не место в кинотеатре. Не забывай, что люди пришли смотреть фильм, а не слушать комментарии и споры.

Посещение театра в последнее время становится все более популярным, как среди молодежи, так и у взрослых людей. Именно поэтому очень важно знать правила поведения в театре, как таблицу умножения. Ведь если ребенок будет вызывающе себя вести в театре, это обязательно привлечет осуждающие взгляды на его родителей. Чтобы не краснеть и не ощущать неловкость нужно своевременно научить ребенка этих нехитрым правилам.

Как дарить подарки

Не каждый знает, как правильно дарить подарки. А ведь у этого события тоже есть свои особенные правила этикета, которые следует узнать и запомнить.

Наступает праздник… и мы, как всегда, в растерянности… А что же… кому… и как… можно подарить?

Итак, приступим. Как дарить подарки по правилам:

— Готовя подарок родным, ты можешь что-нибудь нарисовать, вышить, сделать что-нибудь своими руками. Ко дню рождения мамы или отца можно выучить стихотворение или разучить песенку.

— Если ты покупаешь другу подарок в магазине, попроси взрослых помочь тебе выбрать его.

— Неприлично дарить другу деньги и советовать при этом «купить себе что хочешь». Если вам действительно небезразличен одариваемый, то стоит потрудиться и придумать для него нужный подарок, который доставит радость.

— В первую очередь, важно учитывать вкусы и увлечения одариваемого. Вспомните, что любит этот человек и чем увлекается!

— Лучше всего упаковать подарок – разворачивать его ну очень приятно!

— К подарку можно приложить открытку с пожеланием.

— Не забудь обязательно снять с подарка ценник.

— Нельзя дарить животных, если заранее это не обговорено! Твой друг, скорей всего, очень обрадуется, а вот родители его могут быть и против.

Новый год – это волшебный праздник, когда все ждут чудес и сюрпризов! Поэтому подарки нужно сделать всем родственникам и друзьям, а подарками могут стать недорогие, но приятные мелочи. При подготовке новогодних подарков постарайся проявить чувство юмора - это очень порадует и развеселит твоих друзей и родных.

— Запомни, хорошо подобранным и душевным подарком человек будет пользоваться, и будет хорошо вспоминать о тебе. Подарком скучным или сделанным для простой формальности, никто пользоваться не станет, такой подарок отдадут кому-нибудь, или вообще просто выбросят.

Теперь ты знаешь, как дарить подарки, а значит можешь смело ждать ближайших праздников, чтобы поздравить своих близких по всем правилам этикета!

В современном мире не знать правил этикета - значит плевать против ветра, выставив себя при этом в неудобном положении. К сожалению, многие воспринимают соблюдение определенных норм и правил общения как нечто зазорное, считая это признаком высоколобых эстетов, которые совсем далеки от реальной жизни. Однако эти люди забывают о том, что грубое и бестактное поведение может вызвать такую же реакцию в ответ.

На самом деле основы этикета достаточно просты. Это культура речи, элементарная вежливость, опрятный внешний вид и умение управлять своими эмоциями. И то и другое касается как мужчин, так и женщин.

  1. Если вы произносите фразу: «Я вас приглашаю», - это значит, вы платите . Другая формулировка: «А давайте сходим в ресторан», - в этом случае каждый платит за себя, и только если мужчина сам предлагает заплатить за женщину, она может согласиться.
  2. Никогда не приходите в гости без звонка . Если вас навестили без предупреждения, можете позволить себе быть в халате и бигуди. Одна британская леди говорила, что при появлении незваных гостей она всегда надевает туфли, шляпку и берет зонтик. Если человек ей приятен, она воскликнет: «Ах, как удачно, я только что пришла!». Если неприятен: «Ах, какая жалость, я должна уходить».
  3. Не стоит приглашать девушку на свидание через и, уж тем более, общаться так с ней.
  4. Не кладите смартфон на стол в общественных местах. Поступая таким образом, вы показываете, насколько важную роль в вашей жизни играет устройство связи и насколько сильно вам неинтересна происходящая рядом надоедливая болтовня. В любую минуту вы готовы оставить бесполезные разговоры и лишний раз проверить ленту в Instagram, ответить на важный звонок или отвлечься, чтобы узнать, какие пятнадцать новых уровней вышли к Angry Birds.
  5. Мужчина никогда не носит женскую сумку . И женское пальто он берет только для того, чтобы донести до раздевалки.
  6. Обувь всегда должна быть чистой.
  7. Если вы идете с кем-нибудь, и ваш спутник поздоровался с вам человеком, следует поздороваться и вам.
  8. Многие считают, что можно есть только палочками. Однако это не совсем правильно. В отличие от женщин, мужчинам суши можно есть руками .
  9. Не ведите по телефону пустой болтовни . Если вы нуждаетесь в душевной беседе, лучше встретиться с другом с глазу на глаз.
  10. Если вас оскорбили, не следует отвечать аналогичной грубостью, и, тем более, повышать голос на оскорбившего вас человека. Не опускайтесь до его уровня. Улыбнитесь и вежливо удалитесь от невоспитанного собеседника.
  11. По улице мужчина должен идти слева от дамы . Справа могут идти только военнослужащие, которые должны быть готовы выполнить воинское приветствие.
  12. Водители должны помнить о том, что хладнокровно обрызгивать прохожих грязью - вопиющее бескультурье .
  13. Женщина может не снимать в помещении шляпу и перчатки, но не шапку и варежки .
  14. Девять вещей следует держать в тайне : возраст, богатство, щель в доме, молитву, состав лекарства, любовную связь, подарок, почет и бесчестье.
  15. Придя в кино, театр, на концерт идти к своим местам следует только лицом к сидящим . Первым проходит мужчина.
  16. Мужчина входит в ресторан всегда первым , главная причина - по данному признаку метрдотель вправе сделать выводы о том, кто является инициатором прихода в заведение, и кто будет платить. В случае прихода большой компании - входит первым и платит тот, от кого исходило приглашение в ресторан. Но если у входа посетителей встречает швейцар, то мужчина обязан пропустить первой женщину. После чего находит свободные места.
  17. Никогда не следует прикасаться к женщине без ее желания , брать ее за руку, притрагиваться к ней во время разговора, толкать ее или брать за руку выше локтя, кроме случаев, когда вы помогаете ей войти в транспорт или выйти из него, а также перейти улицу.
  18. Если вас кто-нибудь невежливо окликает (например: «Эй, ты!» ), не стоит отзываться на этот оклик. Однако не нужно читать нотаций, воспитывать других во время короткой встречи. Лучше преподать урок этикета собственным примером.
  19. Золотое правило при использовании духов - умеренность . Если к вечеру вы ощущаете запах своих духов, знайте, что все остальные уже задохнулись.
  20. Воспитанный мужчина никогда не позволит себе не проявить должного уважения к женщине .
  21. В присутствии женщины мужчина курит только с её позволения .
  22. Кто бы вы ни были - директор, академик, пожилая женщина или школьник, - входя в помещение, здоровайтесь первым .
  23. Соблюдайте тайну переписки . Родители не должны читать писем, предназначенных их детям. Супругам следует так же поступать и по отношению друг к другу. Тот, кто шарит по карманам близких в поисках записок или писем, поступает крайне некрасиво.
  24. Не стремитесь угнаться за модой . Лучше выглядеть не модно, но хорошо, чем и плохо.
  25. Если после извинения вы прощены, не стоит еще раз возвращаться к обидному вопросу и просить прощение повторно, просто не повторяйте подобных ошибок .
  26. Слишком громко смеяться, шумно общаться, пристально разглядывать людей - оскорбительно .
  27. Не забывайте благодарить близких людей, родственников и друзей. Их добрые поступки и готовность предложить свою помощь не обязанность, а выражение чувств, достойное благодарности.

Я очень трепетно отношусь к правилам хорошего тона. Как передать тарелку. Не кричать из одной комнаты в другую. Не распахивать закрытую дверь без стука. Пропускать вперед даму. Цель всех этих бесчисленных простых правил - сделать жизнь лучше. Мы не можем жить в состоянии хронической войны с родителями - это глупо. Я тщательно слежу за своими манерами. Это не какая-нибудь абстракция. Это всем понятный язык взаимного уважения.

американский актер Джек Николсон

Тема урока: «ЭТИКЕТ»

(урок « открытия» новых знаний в технологии деятельностного метода).

Цель : формирование общего представления об этикете, мотивации к осознанному нравственному поведению.

Задачи:

*познакомить обучающихся с понятием «этикет», его значением в жизни человека

* познакомить с некоторыми правилами этикета

*развивать логическое мышление, внимание, память, коммуникативные способности

*воспитывать чувства терпимости друг к другу, умение адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих

Планируемые результаты:

Личностные:

- создание условий, обеспечивающих воспитание у обучающихся интереса к изучению данной темы

Включение обучающихся в деятельность по овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах поведения

Развитие этических чувств

Воспитание у обучающихся доброжелательного отношения к окружающим и эмоционально – нравственную отзывчивость.

Метапредметные:

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

Умение договориться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Использование различных способов поиска информации

Готовность разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества

Освоение начальных форм личной рефлексии

Предметные:

Усвоение новых нравственных понятий: этикет, правила этикета, культура поведения.

Основные понятия: этикет, правила этикета, культура поведения.

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, учебник, словари, раздаточный материал.

Ход урока.

    Самоопределение к деятельности . (Включение обучающихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.)

«Поздоровайся локтями»

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

1) Фронтальный опрос.

Назовите образцы нравственности в культуре России.

Кто такой труженик?

Кто такой патриот?

Кто такой воин?

Кто такой коллективист?

Почему их относят к образцам нравственности?

2) Работа в группах - разгадывание кроссворда. (Приложение 1)

Фронтальная проверка. Какое ключевое слово получилось? (Этикет)

3. Постановка учебной задачи. (Дети сами формулируют тему и цель урока)

Сформулируйте тему урока (слайд №2) и цель (слайд №3).

4. «Открытие» нового знания (построение проекта выхода из затруднения). Реализуется поставленная цель.

Прочитайте про себя стихотворение про этикет. А теперь вслух (игра «Я начну, а ты продолжи…») (слайд №4)

Ребята. А может вы сами скажете, что такое этикет?

Хорошо, а теперь нам предстоит проверить ваши предположения. Как мы это можем сделать? (предположения детей)

1) Работа в группах: найти определение понятию «этикет». (Ответственный из каждой группы выбирает карточку с указанием источника получения информации – «случайный выбор»)

В Интернете

в толковом словаре Ожегова

в энциклопедическом словаре

в тексте учебника (стр.56)

Отчет групп. Вывод:

Что общего в определении понятия «этикет»? Выберем самое точное. Запишем определение в словарь. (Слайд №5).

2) Рассказ учителя, сопровождающийся визуализацией с помощью ИКТ.

Ребята, хотели бы вы узнать историю появления этикета? (слайд №6 - №16)

3) Работа со статьей учебника. Работа в группах - изучение правил этикета. Дети выполняют задания согласно инструкции, предложенной учителем и заполняют таблицу. (Приложение 2)

Отчет групп. Вывод: О каких правилах узнали?

Должны ли люди учиться правилам этикета? Сравним свой вывод с выводом в учебнике на странице 57.

5. Физкультминутка

«Земля, воздух, огонь и вода»

5. Первичное закрепление. (Происходит усвоение учащимися нового способа действия)

Тренинг «Речевой этикет» - работа в группах, проводит учитель. (Приложение 3)

6.Включение в систему знаний и повторение. (Предлагаю детям задание, в котором есть элементы проектирования, в котором новый способ действий связывается с ранее изученным)

Работа по учебнику на странице 56 – анализ конкретных ситуаций.

Какие правила этикета нарушают дети?

7. Итог урока. Рефлексия деятельности. (Происходит самооценка результатов деятельности)

С каким новым понятием познакомились? Что же такое этикет?

Была ли успешной работа в группах? Над чем еще хотелось бы поработать? Изменились ли ваши пожелания? (Работа на интерактивной доске «Солнышко, тучка») Подтвердились ли ваши ожидания и опасения?

(РЕЗЕРВ: составление синквейна на тему Этикет)

Пожелания учителя: вместе с родителями или друзьями составьте перечень правил этикета, которые должен соблюдать каждый ученик.

Используемые ресурсы:

    Программа курса «ОРКСЭ». А.Я. Данилюк. М.: Просвещение. 2010

    Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012.

    Рабочая тетрадь по этике для учащихся 5 класса. Авторы: Морозова Е.А. и Дебердеева Т.Х. ВИПКРО, Владимир, 2010.

    Электронное приложение к учебнику Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. – М.: Просвещение, 2012.

    http://wikikurgan.orbitel.ru/index.php

Конспект урока по ОРКСЭ

С использование активных методов обучения

Тема урока: Этикет. Класс: 4 Использованные методы:
    «Поздоровайся локтями» Ожидания и опасения обучающихся Работа в группах Физкультминутка «Земля, воздух, вода» Составление сиквейна

Выполнила: Захарченко М.В.

Правило перовое: зонт нельзя сушить в раскрытом виде. Куда бы вы ни пришли (в гости, в офисное помещение), сложите зонтик и поместите его в подставку для зонтов. Если таковой возле входа не нашлось, повесьте зонт на крючок.

Правило второе : сумку не держат на коленях и не ставят на свой стул. Если у вас с собой миниатюрная дамская сумочка, ее необходимо положить на стол. Большую сумку можно повесить на спинку стула или разместить на полу. В ресторанах вам могут предложить специальный стульчик для сумок. Место портфеля – на полу, рядом со стулом.

Правило третье: пластиковые пакеты уместны в качестве упаковки для только что купленных товаров. То же самое касается бумажных сумок из магазинов одежды. Носить пакеты впоследствии – дурной тон.

Правило четвертое: мужчине нельзя носить сумку своей спутницы. Женскую верхнюю одежду он может донести до гардероба.

Правило пятое: допускается большое разнообразие домашней одежды. Это может быть брюки и рубашка (свитер, блузка), туника, платье или другие вещи, кроме пижамы и халата. Последние предназначены для утреннего и вечернего туалета. Вся домашняя одежда должна содержаться в идеальной чистоте и достойном состоянии.

Правило шестое: с того дня, как ребенку будет выделена своя комната, нужно стучаться, прежде чем зайти в нее. Приучив чадо к этому правилу, вы сможете быть уверены, что и он будет делать так же при входе в спальню взрослых.

Правило седьмое: войдя в помещение, дама может не снимать шляпу и перчатки. С варежками и шапкой все наоборот: их нужно снимать.

Правило восьмое: на женщине может быть не больше 13-ти единиц украшений, включая ювелирные пуговицы. Кольца нельзя надевать поверх перчаток, а браслет допустимо. Чем более позднее время суток, тем более дорогостоящие украшения можно надевать. В последние годы резко изменился этикет в отношении бриллиантов. Если прежде их носили замужние и только в вечернее время, то сегодня бриллиантовые украшения (но скромные, до четверти карат) позволительны и для барышень. Кроме того, бриллианты можно надевать и днем.

Правило девятое: в ресторане платит тот, кто пригласил спутника, произнеся фразу: «Я приглашаю». Это правило распространяется и на женщин, которые приглашают в ресторан делового партнера. Если инициатива была сформулирована иначе: «Давайте сходим в ресторан», — каждый оплачивает свой заказ сам. Мужчина может предложить оплатить заказ, и тогда женщине предоставляется выбор – согласиться или нет.

Правило десятое: в лифт заходит первым мужчина, а выходит тот человек, который стоит ближе к двери.

Правило одиннадцатое: в автомобиле самое престижное и безопасное место – за водителем. Сюда садится дама, а мужчина занимает место рядом. Если мужчина управляет машиной, даме также уместнее сесть у него за спиной. При любом расположении пассажиров мужчина должен выйти первым, открыть дверцу и, придерживая ее, помочь выйти даме, подав руку. В бизнес-этикете мужчины стали нарушать это правило, руководствуясь известным феминистским лозунгом: «В бизнесе нет мужчин и женщин».

Правило двенадцатое: сообщать всем присутствующим, что вы на диете, неприлично. Нельзя ссылаться на это обстоятельство, категорически отказываясь от кушаний, которые предлагает хозяйка. Вы можете не пробовать эти блюда, но должны непременно похвалить ее кулинарные достижения. Это правило распространяется и на алкогольные напитки. Причина вашего отказа от спиртного касается только вас. Воспитанный человек попросит немного белого вина и символически попробует его, пригубит.

Правило тринадцатое: существуют табуированные темы, которые нельзя обсуждать в светской беседе. Это политика, религиозные вопросы, болезни, деньги. На вопрос: «Какой великолепный костюм! Сколько он стоит?» — можно дать вежливый ответ: «Мне его подарили», и перевести разговор в другое русло. Если визави не желает оставлять тему, достаточно сказать: «Мне не хотелось обсуждать это».

Правило четырнадцатое: к любому человеку старше двенадцати лет, необходимо обращаться на «Вы». «Тыкать» обслуживающему персоналу – значит демонстрировать свою невоспитанность. Даже к хорошо знакомым людям в рабочей обстановке уместнее обращаться «на вы», а «на ты» лишь когда другие не слышат. Это правило не распространяется на ровесников или друзей. Если кто-то настойчиво «тыкает» вам, стоит вежливо переспросить: «Извините, это Вы со мной разговариваете?» Если это не возымело действия, можно продолжить: «Я прошу прощенья, Вы меня имеете в виду?» И, наконец: «Простите, но я не помню, чтобы мы переходили на «ты».

Правило пятнадцатое: обсуждать тех, кого нет рядом, то есть распространять сплетни, непозволительно. Дурной тон – публично осуждать близких людей, в частности – супругов (есть у нас такая некрасивая традиция). Совершенно недопустимо презрительно говорить о своей стране.

Дополнительная информация

ОРКСЭ (Модуль» Основы светской этики»)

Тема урока – «Этикет»

Цель урока : Формирование у школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных традиций народа и норм этикета.

Задачи урока:

Познакомить с понятием «Этикет», и его значением в жизни человека через работу в группах, просмотр видеосюжетов;

Познакомить с некоторыми правилами этикета, обобщить и расширить уже имеющиеся знания о правилах этикета;

Развивать логическое мышление, внимание, воображение, коммуникативные способности;

Воспитывать чувство терпимости друг к лругу, аккуратность и самостоятельность в работе

Оборудование:

ТСО (компьютер, проектор, экран),

компьютерная презентация «Этикет»,

раздаточный материал «Кроссворд»

тетрадь по ОРКСЭ

Формы и виды деятельности:

беседа, комментированное чтение, устное

высказывание на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная

работа с источниками информации, участие в учебном диалоге, работа в группе.

Ход урока

1.Организационный момент (Эмоциональный настрой на урок)

Добрый день! Встаньте, пожалуйста! Возьмитесь за руки. (Стоят у доски, взявшись за руки)

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Всем, всем добрый день

И работать нам не лень.

Ребята, мы единое целое, от работы каждого зависит общее дело, его результативность. Хотите начать прямо сейчас?

Проходите, пожалуйста, на свои места.

2.Актуализация знаний (Слайд 1).

Тему сегодняшнего урока сформулируем, разгадав кроссворд.

Повторим пройденный материал.

(Разгадывание кроссворда на раздаточных листах).

1. Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле. (Этика)

2.Что мучает человека, который совершил плохой поступок? (Совесть)

3.Действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей. (Эгоизм)

4.Действия, результатом которых является причинение зла себе или другим людям. (Порок)

5.Положительное нравственное качество, высокая нравственность. (Добродетель)

6.Мораль, правила, которые регулируют отношения между людьми при распределении благ, наград и наказании. (Справедливость)

3. Целеполагание.

Какое ключевое слово получилось? (этикет)

А вы знаете, что такое этикет? (ответы детей).

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (ответы детей: этикет – ключевое слово в кроссворде).

Сегодня мы поговорим о том, что такое этикет и какую роль он играет в нашей жизни.(Слайд2)

Сформулируйте цель нашего урока.

Что такое этикет? Дайте определение.

Посмотрим в учебнике на стр. 56

4. Беседа по теме:

Что такое этикет?

Кто-то знает, кто-то нет.

Это правила такие поведения,

Когда мы привычки все плохие

Забываем навсегда.

Ты усвоил этикет

И дурных привычек нет! (Юрий Чичев)

(Слайд 3,4) «Этикет» - слово французское. Слово "этикет" произошло от названия карточек, "этикеток", которые раздавали всем гостям во время изысканных приемов у короля Людовика XIV. На карточках были написаны правила поведения. В XIV-XVII веках соблюдение правил этикета стало отличительным признаком светского человека. «Этикет» - это значит «воспитанность», «хорошие манеры», «умение вести себя».

Слайд 5

Существуют разные виды этикета. Сегодня рассмотрим только некоторые из них: этикет общения, этикет за столом, этикет внешнего вида.

В 21 веке россияне живут по общим правилам цивилизованного этикета.

Зная эти правила, можно быть уверенным, что, за исключением небольших нюансов, в любой стране они будут уместны. Правил этикета множество, запомнить их все очень трудно. Но одно правило следует помнить твердо: человек своим поведением, внешним видом не должен доставлять неудобства окружающим.

5. Это во-первых, речевой этикет. Слайд 6,7

Употреблять в речи вежливые слова: (Слайд 8)

Растает даже ледяная глыба от слова теплого (спасибо).

Зазеленеет старый пень, когда услышит (добрый день).

Если больше есть не в силах, скажем маме мы (спасибо).

Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь (здравствуйте).

Когда нас бранят за шалости, говорим (простите, пожалуйста).

И во Франции и в Дании на прощание говорят (до свидания!)

6. Просмотр отрывка фильма «Ералаш»:

(Слайд 9) «Ну, почему мы так говорим?»

Почему мы так говорим?

Все ли вам было понятно в его речи?

Что вам показалось смешным?

Как вы думаете, а почему он так рассказывал произошедший случай? (Потому что мальчик привык так разговаривать в повседневной жизни).

Учитель: Такие слова, как “гикнулся”, “закочевряжился”, “фитиль”, “шнобель”, “велик”, “училка”, относятся к молодежному жаргону – сленгу. Эти слова звучат некрасиво из уст ребят. Поэтому нужно говорить такими словами, чтобы было понятно всем окружающим.

7. (Слайд10,11,12,13) Этикет внешнего вида.

В настоящее время в школах вводится школьная форма. В разных странах - она разная, но очень приятно на нее смотреть.

Задание: Нарисовать в тетради, какую бы школьную форму вы хотели носить в школе.

8. Этикет за столом.(Слайд 14)

Правила (Слайд 15)

Просмотр отрывка из журнала “Ералаш”

Царевна Несмеяна”(Слайд 16)

Когда вы будете смотреть, обратите внимание на поведение мальчика и подумайте, что в нем было необычного.

Обсуждение просмотренного отрывка.

Что было необычного в поведении мальчика?

Назовите, какие ошибки допустил ученик во время обеда.

А как вы ведете себя за столом?

9. Работа в группах. (Слайд 17)

Поработаем в группах. Посмотрите, над каким видом этикета будет работать ваша группа. Сформулируйте и запишите свои правила этикета.

10 . Задание (Согласен ли ты…) Слайд 18

Стихотворение

Если ты воспитан, если вежлив даже,
О тебе плохого никогда не скажут.
Ты старушке место в транспорте уступишь.
Маме помогая, хлеб к обеду купишь.
С другом на уроке ты болтать не будешь
В комнате порядок наведёшь, конечно.
И друзей поздравишь с праздником сердечно.
В разговоре взрослых перебить не сможешь.
И в несчастье другу ты всегда поможешь.
Слабому в защите, верно, не откажешь,
О другом, конечно, слов плохих не скажешь.
Вежливый ребёнок-это просто клад!
С вами повстречаться каждый будет рад!

11.Подведение итогов (Слайд 19)

Что такое этикет? Виды этикета.

Какие правила этикета запомнили?

Нужны ли сейчас знания этих правил?

12 . Домашнее задание (Слайд 20)

13. Рефлексия (Слайд 21)