Учимся говорить 1 год 3 месяца. «Мама, помоги!» или как реагировать на жестовую речь

Малыш уже ходит, но еще не научился разговаривать. Этот вопрос очень волнует родителей.Но важно помнить, что каждый ребенок индивидуальность и если отставания в развитии нет, тогда нужно просто набраться терпения.

Маленького ребенка можно сравнить с диктофоном и копирайтом. Он все записывает и копирует за родителями. Кроха как чистый лист. Он слушает маму и папу, запоминает звуки и слоги от них, и сам пытается повторить, размещая язычок в разное положение.

И получается, что получается. Сначала он прорабатывает звук, потом уже старается соединить его в слово. На это нужно время и тренировки.

И как в этой ситуации могут помочь мама и папа? Что бы малыш побыстрее заговорил, с ним нужно вести беседу. Она должна быть непринуждённой. Делая обычные дела, прогуливаясь на свежем воздухе, играя с крохой, родители должны с малышом вести диалог.

Логопеды выделяют два вида развития речи: пассивный и активный. Пассивный – это понимание языка, а активный – разговаривать. Пассивный формируется у малыша намного быстрее.

Начиная с 10-12 месячного возраста, малыш понимает, о чем идет речь. Знает название предметов, но сказать еще не получается. Повторяет отдельные слоги, скажем ав-ав, ко-ко, да, ма, па.

Дети все разные, но большинство из них до двух лет не разговаривают. Это нормально, главное без паники. Они все понимают и обязательно заговорят.

Потом малыш расскажет все, что накопил за все эти два года. Наступит этот момент неожиданно. И уже в три года ребенок в развитии будет на уровне своих сверстников или еще и перегонит их.

Важно помнить момент осознанности. То-есть, когда ребенок просто повторяет слова за родителями, а когда уже осознанно их называет. Поэтому ребенку нужно еще и показывать о чем идет речь.

Например, играя с малышом в игрушки, рассказывать ему, что это за игрушка, показать как ею играть, можно придумать историю и сделать своего рода кукольный театр. Главное разговаривать с ребенком, воспринимать его как взрослого человека.

Стадии развития речи

Выделяют пять стадий:


Методики развития речи


Ребенок не говорит в два годика. Причины. Как можно научить разговаривать?

Малышу два годика, а он все не хочет говорить? Почему такое бывает? Как его можно этому научить? Эти вопросы волнуют молодых родителей.

Разобраться помогут специалисты, которые изучают основные причины неразговорчивости малышей:

  1. Наследственность. Если родители крохи не спешили разговаривать
  2. Лень. Малыш лениться, а родители еще ему в этом и потакают
  3. Скопление информации. Ребенок накапливает долгое время, а потом говорит уже фразами.

Есть еще и физиологические отклонения: травмы при рождении, перенесенные заболевания, отсутствие слуха.

Малыша научить говорить можно, главное не отчаиваться и регулярно с ребенком заниматься. Сотворить в доме благоприятную языковую среду, побуждать малыша к языку. Первым делом берем картинки на любую тематику – фрукты, овощи, звери, машины, планеты и т.д.

Или же книги с большим количеством иллюстраций. Развешиваем на стенах, шкафчиках, холодильнике, на уровне детских глаз. Заодно с крохой обговаривайте, что изображено на картинке.

Сначала объясните крохе называя изображение, по максимуму приблизив его к своему лицу. Маленькие дети читают по губам. Здесь важно, что бы малыш прочитал, что Вы ему сказали.

Картинки нужно менять каждую неделю. Игра обязана быть веселой, приносить малышу хорошее настроение. Если ребенку будет не интересно, ничего с этого не получится.

Логопедические упражнения для развития умения говорить

Профессор Павлов доказал прямую зависимость от использования мышечных ощущений, которые идут от языкового органа к коре головного мозга. Простыми словами — мелкая моторика благоприятно влияет и стимулирует развитие речи.

Подготовительные упражнения для развития как физически так и скорейшего умения говорить:


Артикуляционная гимнастика для самых маленьких

Очень полезно перед гимнастикой, малышу сделать массаж. Кроха должен находиться в хорошем настроении, быть здоровым. Время упражнений рекомендуется одно и тоже и продолжительностью не более 15 минут. Любая мама знает своего ребенка и сможет построить гимнастику в интересной форме.

  1. Надувной шар. Показываем малышу как надувать воздушный шарик, при этом раздуваем щечки. Таким образом массажируем личика.
  2. Локомотив. Учим ребенка различать звуки. Как делает паровозик? Правильно ту-ту. Складываем губки уточкой, делая одновременно круговые повороты влево и вправо. Время, одна минута на сторону.
  3. Улыбка. Сначала улыбаемся, а далее складываем губки в трубочку, две минуты.
  4. Поцелуй. Целуемся и сводим губки уточкой. Упражняемся две минуты.
  5. Лошадушка. Нужно издать звук схожий, когда останавливают лошадь — тфпр-тфпр. Делаем по возможности, беспрерывно. Упражнение помогает разработать губы.
  6. Ротик — губки. Язычком проводим по губам в обе стороны.
  7. Язык. Последовательно дотрагиваемся верхней и нижней губы. Далее к уголкам левой и правой сторон ротика.
  8. Утреннее умывание. Имитируем умывание лица, обеими ручонками гладим личико и шейку, растираем от лобика, по гайморовых пазухах, к шее.
  9. Гимнастику заканчиваем повторением гласных и согласных звуков.

Логопеды, для формирования артикуляционного аппарата, рекомендуют почитать с малышом книжечку «Веселая артикуляционная гимнастика», Нищева Н.В. Книга подойдет и самым маленьким.

Повторяя за животными звуки и имитируя движения, рассматривая яркие картинки, такую гимнастику делать легко и непринуждённо. А красивое зеркальце во вложении — приятный сюрприз для деток, ведь они так любят в него смотреться.

Еще очень классная книга для деток от шести месяцев — «Уроки логопеда» Косинова Е.Н. Содержимое книги просто завораживает. В ней представлена целая коллекция игр на пальцах, языковой гимнастики в форме игры (веселые истории о языках мира), скороговорки для детей от 3 лет и старше. Книга очень яркая.

Как научить ребенка говорить букву Р: логопедические упражнения

Для детей звук «р» является самым сложным у произношении. Большинство родителей волнует вопрос, как научить малыша говорить букву «Р».

Как говорят дефектологи, благоприятный возраст для усвоения звука «р» — это пять-шесть лет.Именно в этом возрасте, вмешательство специалиста может помочь ребенку правильно заговорить.

Хотя фундамент нужно закладывать с самого малого. Для этого разработан комплекс упражнений в игровой форме, для самых маленьких:


Как научить ребенка говорить букву Ш

Еще один «проблемный» среди детей звук «Ш». Важно начать обучение как можно раньше, что бы не упустить момент и вовремя скорректировать произношение. Начинаем с артикуляционной гимнастики.

  1. «У стоматолога». Ребенок максимально широко открывает ротик, и фиксирует положение на 15 секунд. Повторяем 10 раз. Упражнение укрепляет нижнюю челюсть.
  2. «Забор». Улыбаемся, верхнюю челюсть ставим на нижнюю. Фиксируем на 20 секунд, мышцы лица стараемся расслабить.
  3. «Улыбка». Сомкнув зубы, пытаемся растянуть губы в улыбке на 5-10 секунд, повторяем 10 раз.
  4. «Хоботок». Губы вытягиваем в трубочку как можно дальше. Повторяем 10-15 раз

После разминки приступаем к языковому изучению:


Как научить ребенка говорить букву Л

Нарушение произношения звука «Л» в дефектологии называют Ламбдацизм. Очень часто дети не выговаривают эту букву, так как не слышат ее в слове. Что бы научить ребенка произносить букву «Л», нужно показать ему слова, где она встречается и желательно показать иллюстрации.

Выравнивают языковое произношение потешки и скороговорки. А разминку начинаем с логопедических упражнений:

Игры и Скороговорки для развития речи

Развлечения каждая мама может придумать самостоятельно для своего малыша. Вариантов много: разные угадайки, изучение потешок, разучивание песенок и т.д.

Вот некоторые скороговорки для становления разговорной речи:

Буква «Р»

На дворе трава, на траве дрова.

Не руби дрова на траве двора.

Карл у Клары украл кораллы

Клара у Карла украла кларнет

Буква «Л»

Лайка с болонкой лаяли звонко.

Иволга долго пела над Волгой.

Малышка-глупышка

Малышка-глупышка

Сосала ледышку,

Маму слушать не хотела,

Потому и заболела.

Буква «Ш»

Жужжит над жимолостью жук,

Зелёный на жуке кожух.

В каком возрасте начинать учить ребенка разговаривать

Начинать нужно чуть ли не с первых дней жизни малыша. Чем чаще родители будут общаться с ребенком, обращаться к нему, рассказывать о происходящем вокруг, тем насыщеннее будет словарный запас крохи.

Человек устроен так, что когда слышит слова, мышцы языкового аппарата рефлекторно сокращаются, мы как бы неслышно повторяем услышанное.

Таким образом, слушая взрослых, малыш начинает постепенно напрягать голосовые связки, шевелить языком, губами — все его языковые мышцы начинают работать.

У двухлетнего ребенка все еще маленький словарный запас, то родителям нужно беспокоиться. Обычно в этом возрасте малыш уже может говорить предложениями из 4-5 слов, а также он может использовать местоимения, единственное и множественное число, а также знает свое имя. В словаре ребенка должно быть около 300-400 слов, с помощью которых он может выражать свои эмоции и желания.

Чтобы ребенок связывал слова с образами, вы, как мама, разговаривая с ребенком, которому исполнилось два года, должна смотреть на малыша и наблюдать за его реакциями. Также кроха должен видеть и ваше лицо и видеть, как на его слова реагирует мама, так кроха сможет изучать мимику и эмоции.

Разговаривая с карапузом о тех или иных предметах, вы должны обязательно показывать ему картинки этих предметов. Если речь пойдет о кошке, можно найти в книжке фотографию кота, показать малышу кошку на улице или же видео на планшете. Так кроха лучше запомнит слова, и будет связывать их с объектами из реального мира.

Разговаривайте с ним постоянно

Любой логопед вам скажет, что очень полезно, если папа и мама постоянно разговаривают с малышом, которому исполнилось два года. Говорите с ребенком во время прогулки, во время и домашних дел. Это поможет малышу правильно подбирать слова в той или иной ситуации и быстро заговорить целыми предложениями.

К тому же, как рекомендует любой логопед, такие занятия будут иметь вид простой игры, они не сложны и малыша не нужно заставлять что-либо делать, он будет втянут в общение сам и будет красиво и правильно повторять слова за мамой. Такие уроки пойдут крохе исключительно на пользу, а мама и папа смогут легко и без усилий научить малыша разговаривать.

Но, такие занятия и упражнения в речи должны строится по определенным правилам. Мама и папа не должны искажать слова при малыше, это вам скажет любой логопед. Дети очень быстро и прочно все запоминают и переучить говорить то или иное слово правильно может быть очень сложно.

Как рекомендует каждый логопед, мама и папа должны . Лучше всего чтобы это были книжки с картинками, которые будут стимулировать воображение малыша, а чтение позволит расширить его словарный запас совершенно незаметно для самого крохи, которому уже исполнилось два года.

Старайтесь не просто что-то рассказывать крохе, а втягивать его в полноценный диалог. Пусть малыш не всегда будет отвечать вам правильно, но любой логопед порекомендует такую тренировку как самые лучше уроки для любого ребенка, которому исполнилось два года. Малыш сможет развивать свою речь, говорить связно и четко, это определенно пойдет ему на пользу.

Задавайте ребенку вопросы

Если папа и мама будут задавать малышу вопросы, то первое время он будет пытаться отвечать при помощи жестов и эмоций. Старайтесь не идти на поводу у малыша, и задавайте ему вопросы, требуя вербальных ответов. Конечно же, крохе, которому пошел третий год, сначала будет это не нравиться.

Возможно, малышу будет плакать, и пытаться добиться нужного ему при помощи жестов. Четко стойте на своем, и требуйте от малыша ответа, пусть даже он будет сказан не слишком правильно. Такие уроки очень быстро из обязанности перерастут в игру, и малыш будет отвечать вам охотнее.

Любой опытный логопед даст следующие советы родителям, чей ребенок, которому пошел третий год, не говорит:

  1. Развивайте малышу мелкую моторику рук. Играйте в , используйте развивающие игрушки и подручные материалы, такие как пуговки, баночки, крышечки, лоскутки и другие похожие вещи.
  2. Мама и папа малыша, которому пошел третий год, должны договориться и не позволять ребенку использовать только жесты в диалоге. Лучше совместно учите малыша простым словам, таким как дай, на, спасибо.
  3. Дайте своему малышу, которому исполнилось два года, общаться с другими детками, более старшего возраста. Разговаривая с детками, которые хорошо говорят, малыш будет учиться, такие незаметные упражнения пойдут ребенку только на пользу.
  4. Мама может пойти на хитрость и «забыть» окончание фразы. Малыш может ее закончить за вас правильно и тем самым ваши уроки незаметно для ребенка продолжаться.
  5. Если кроха, которому пошел третий год, задает вопрос, вы должны слушать его очень внимательно. Такое отношение очень стимулирует интерес ребенка к тому, чтобы занятия были регулярными и интересными.

Учим произносить звуки

Мама малыша, которому пошел третий год, обязательно должна поощрять обучение малыша произношению тех или иных звуков. Как порекомендует вам любой логопед, вы должны начать эти уроки с произношения гласных. Желательно, чтобы малыш был заинтересован в постоянном повторении новых звуков и звукосочетаний. Пусть кроха повторяет их столько, сколько захочет.

Когда малыш хорошо усвоит гласные звуки, можно будет переходить к согласным. Начните с простых, таких как б, в, г, и постепенно переходите к более сложным. Доктор Комаровский рекомендует такие уроки преподносить в виде игры, чтобы малышу не было скучно. Неплохо будет смотреть с малышом короткие обучающие видео, в которых персонажи произносят звуки.

Буква Р

Многие мамы задумываются, как научить как научить ребенка говорить букву р. Логопед может порекомендовать следующие способы:

  1. Выучить с малышом несколько стишков с буквой р.
  2. Шутливо рычать, стараясь показывать малышу правильную постановку губ и языка.
  3. Делать специальные упражнения, которые назначит логопед. Обычно такие упражнения можно найти в видео.

Буква Л

Чтобы кроха правильно выговаривал букву Л, обязательно нужно делать следующее упражнение, как рекомендует доктор Комаровский. Попросите малыша широко улыбнуться и язычком провести по внутренней поверхности зубов на нижней челюсти. Сначала можете найти обучающее видео и посмотреть его, чтобы пояснить малышу.

Для этого расслабленный язык нужно высунуть изо рта и болтать им вверх-вниз, пытаясь произнести букву Р.

Буква З

Научить карапуза говорить букву З очень просто. Попросите ребенка произнести С, но на повышенных тонах голоса. Закрепите это упражнение словами зуб, заяц, звезда, зонтик. Покажите малышу, как напрягаются мышцы горла, когда произносится звонкий звук, поднесите его ручку к своему горлу.

Когда и что делать, если ребёнок не говорит? – Доктор Комаровский

Если с физиологическими процессами ребенка все должно развиваться по графику (ползает, сидит, ходит), то научить говорить возможно как можно раньше, что является важным фактором развития ребенка.

И это очень зависит от родителей, готовы ли они серьезно и подолгу заниматься ребенком во имя того, чтобы он стал более эмоциональным, более развитым.

Мы сами не помним, как нас учили говорить и учили ли вообще, поэтому нам кажется, что все это произойдет естественным путем и достаточно просто, на самом деле это не совсем так, и учить ребенка говорить надо так же, как мы терпеливо —учим его ходить—, держать ложку, ходить на горшок и другим процессам, которые для него внове.

Перед тем, как мы поговорим о том, как научить годовалого ребенка говорить, расскажем о гармоничных стадиях развития речи у малыша:

  • до трех месяцев это период произношения первых самых удобных звуков типа гули;
  • с 4-х месяцев звуки становятся более четкими и членораздельными;
  • с семи месяцев ребенок, еще не осознавая конкретные объекты может произносить короткие слова с повторяющимися звуками – мама, папа, баба;
  • с девяти месяцев малыш уже знает, о чем говорит, он произносит осознано – ав-ав (встречая собачку), кака, мама, папа;
  • к году словарный запас малыша составляет до 10 слогов (пока не будем называть это словами) и каждый день пополняется новыми;
  • с полутора лет ребенок начинает соединять слова в простейшие предложения – баба пока, бака авав, мама куку, папа дада;
  • с двух лет малыш должен начать осваивать язык в его склонениях, соединять с предлогами, выстраивать в правильном порядке в предложениях.

Как научить ребенка правильно говорить

Уже с самого раннего возраста нужно учить детей правильно говорить:

  • Надо говорить с малышом в первого дня жизни, неважно, что он не понимает смысла, не переживайте, зато он учится слышать интонации и пассивно накапливает запас слов, которые помогут ему начать говорить со смыслом.
  • Используйте как можно реже (а можно вообще отказаться от нее) соску-пустышку. Исследования показали, что дети, привыкшие к соске, начали говорить позже своих ровесников, кроме того, у них неправильно сформировался прикус, что может создавать проблемы с правильной артикуляцией.
  • Не надо сюсюкать, говорите сразу правильно, Конечно, видя грудничка, трудно удержаться от улыбки и чтобы не устроить сюси-пуси. Но логопеды знают, что это тормозит развитие речи. Самому ребенку можно искажать слова по неумению, пусть он на конфету говорит кика, а на бабушку – буба, но родители должны говорить правильно. Не навязывайте ребенку коверканный язык, он может его и запомнить, а потом будет переучиваться, на это уйдет время.
  • Мы уже знаем, что в головном мозге соседствуют центры, отвечающие за моторику пальцев и за речь (кстати, взрослым, пережившим инсульт для развития речи дают детские упражнения на моторику). Очень важны всякие пальчиковые игры, сейчас есть игры, в которых нужно что-то завязывать, засовывать веревочку в дырочки, по жизни это завязывание шнурков, застегивание пуговичек.
  • Поощряйте интеллектуальное любопытство и познавательность. Кроме развития артикуляции, учите малыша логике, соотношению предметов, их описаний. Когда маленькая почемучка мучит вас вопросами, не отмахивайтесь, а получите удовольствие от того, что вы все знаете и может рассказывать ребеночку все, о чем он спрашивает.

  • Приучайте малыша к чтению. Читая ему, вы показываете пример, и в дальнейшем это облегчит школьные занятия, кроме этого, чтение знакомит с новыми словами, развивает воображение, закрепляет уже известные слова. Покажите малышу, что книжки можно не только рвать, но их можно рассматривать, они интересны. Покупайте ему большие красочные книги с картинками и короткими стишками, так вы тоже учите его говорить. Есть книги с объемными фигурками, их можно двигать, описывать их, рассказывать о них и даже додумывать сюжеты.
  • Для начала используйте в своей речи, когда общаетесь с ребенком, простые слова, чтобы ему было легче их запоминать. Когда он научится ими оперировать и перейдет на другой уровень общения, пополняйте словесный багаж малыша. Не забывайте учить его, что означают новые слова, тоже в очень простой форме.
  • Переходя к предложениям, ведите с малышом диалог, побольше спрашивайте его, провоцируйте на рассказы, описание предметов и явлений.

Научить ребенка говорить вам помогут массаж, игры, чтение, гимнастика.

Массаж

Один из методов коррекции речи, который улучшает голос, дыхание, нормализует эмоции. Мы не будем детально говорить о сложных массажах, практикуемых логопедами при тяжелых случаях речевых нарушений. Они необходимы, если надо —научить ребенка говорить букву Р—, при заикании, задержке речи, проблемах со связками, пониженном и повышенном тонусе мышц.

В зависимости от проблемы логопедический массаж может быть активизирующим, расслабляющим или дифференцированным. Логопед ставит диагноз, потом назначает схему лечения, в сложных случаях работает сам, в простых – показывает, что делать маме.

Расслабляющий логопедический массаж

Ребенок может лежать или сидеть, как будет удобнее ему и в зависимости от обстоятельств. Массаж делается легкими поглаживающими приемами.

Для расслабления мышц шеи

  • гладим шею двумя руками сверху вниз;
  • осторожно поворачиваем голову малыша вперед-назад, влево-вправо, потом вращем по часовойстрелке и против, держа одной рукой шею, а второй – лоб.

Для расслабления мимической мускулатуры

  • к вискам от середины лба;
  • от бровей к волосам;
  • вокруг глаз кругами;
  • от губ к ушам;
  • слегка надавливаем пальцами от волос до подбородка по всему лицу.

Расслабляем мышцы губ

  • обвести губы пальцами;
  • гладить сверху вниз по носогубным складкам;
  • стучать по часовой стрелке вокруг губ.

Активизирующий массаж

Для активизации мимики

Гладим пальцами двух рук до 10 раз:

  • к вискам от середины лба;
  • от бровей к волосам;
  • вокруг глаз кругами;
  • от переносицы к вискам под глазами;
  • от губ к ушам;
  • сжать подбородок;
  • размять скулы и щеки;
  • пощипывать щеки.

Для активизации мышц губ

  • пощипать кожу вокруг губ;
  • интенсивно постучать вокруг губ.

Для активизации мышц шеи и плеч

  • растереть боковую поверхность шеи снизу вверх к углам нижней челюсти;
  • растереть заднебоковую поверхность шеи снизу вверх от лопаток до затылка;
  • попросить ребенка наклонять голову вперед-назад, вправо-влево, одновременно своей рукой противодействуя этим движениям.

Дифференцированный массаж

При смешанном характере нарушений проводится массаж, сочетающий расслабляющие движения с тонизирующими. Во время проведения такого массажа нужно внимательно наблюдать ответные реакции других групп мышц, поэтому подобный массаж должен делать только специалист.

Для малышей массаж должен быть совсем коротким 5-8 минут, в младших классах – до 15 минут, в старших – до 25 минут. В раннем возрасте массаж не должен превышать 10 минут, в младшем дошкольном – 15 минут, в старшем дошкольном и школьном возрасте – 25 минут.

Ребенку во время проведения массажа должно быть комфортно. Если есть повышенная чувствительность, оставьте это упражнение и посоветуйтесь с логопедом.

Обычно дети быстро адаптируются к массажам и у них не возникает негативных ощущений. Если же малыш испуган этими движениями, нужно изменить приемы на более легкие и нежные или вообще прекратить на время.

Гимнастика для артикуляции

Тут вам логопед не нужен. Эта гимнастика нужна для того, чтобы ребенок смог научиться говорить правильно. Вы в игоровой форме тренируете речевой аппарат малыша и помогаете осваивать слова.

Как выполнять

Любой навык закрепляется при регулярных и постепенных занятиях. Правила такие:

  • делать не больше 2-3 упражнений;
  • продолжительность занятия от 5 до 10 минут;
  • упражнения закреплять несколько раз.

Нужно не работать, а играть, тогда малышу будет интересно этим заниматься, поскольку эти упражнения относятся к маленьким деткам, от полутора лет, у которых логопедические проблемы еще не выражены, но для профилактики стоит выполнять маленькие простые упражнения.

  1. «Открываем-закрываем ворота». Предложите ребенку вместе с вами открыть ротик, задержаться на пару минут и закрыть.
  2. «Покажи забор». Это означает сжать зубки и сильно улыбнуться.
  3. «Чистим-чистим зубки». Откройте рот вместе с малышом и покажите ему, как можно почистить зубки язычком, проводя по внутренней и внешней их части.
  4. «Художник». Это упражнение более сложное. Малышу нужно нарисовать язычком на небе любые предметы. А можно закрасить все небо.

Не будьте серьезным, играйте в это вместе, гимнастика поможет красивому произнесению звуков с раннего возраста.

Простые упражнения для ребенка

Как учить говорить самых маленьких

С самых первых дней устанавливайте контакт с грудничком. Улыбайтесь ему, отвечайте на его движения, разговаривайте с ним, пойте, разнообразьте свою речь, меняйте голос, при этом ваша речь должна быть правильной и четкой.
Постоянно говорите с ним, объясняйте, куда вы идете и зачем, что вы сейчас будете с ним делать. Обязательно делайте паузы, если видите, что ребенок пытается что-то вам ответить пусть на своем, пока птичьем языке.
Задавайте ему вопросы, даже самому маленькому. Правда? Ты так думаешь? Ты так решил? В зависимости от обстоятельств.

Пользуйтесь бабушкиными стихами-играми: ладушки, сорока-ворона, гуси-гуси-га-га-га, сорока-белобока или идет коза рогатая, кроме запоминаний слов такие игры развивают и мелкую координацию рук. Повспоминайте или поищите другие считалки, умывалки, просыпалки, шагалки и так далее. Играйте в разные игры с пальчиками, перечисляйте их (заодно —научите ребенка считать—), пусть малыш загибает пальчики, этот большой пальчик папа, этот мама. Или например, пальчики заснули. Сгибайте пальчик за пальчиком, а потом разбудите всех, пусть разогнутся с криком ура, проснулись.

Как научить ребенка говорить в 1 год

Когда ходите с ним по комнате, по кухне, по улице, рассказывайте ему про все, что встречается у вас на пути. Победой будет, если малыш сам начнет показывать пальчиком и пытаться назвать предмет, тогда можно научить его большему.
Описывайте его действия. Он подошел открыл дверцу, говорите – ты открыл дверцу, теперь закрой. Если он взял в руки ложку, говорите – у тебя в руках ложка, положи ее.

Игра в вопросы. Задавайте вопросы обо всем и отвечайте на них. Например: кто это? Это папа. Какой он? Он большой и сильный. А ты кто? Ты малыш. А какой ты? Ты маленький. При этом можно еще показывать, какой маленький и какой большой, и так – пока не надоест.

Проводите регулярные простые упражнения для развития речевого аппарата:

  • вместе петь ритмично и с любыми мелодиями ма-ма-ма;
  • мычать как коровка, кукарекать как петушок, мяукать как кошечка и так далее.

Как научить ребенка говорить мама

Не ленитесь, используйте самый простой родительский прием, с которым они пристают к ребенку, скажи мама, скажи баба. Этот метод далеко не один и подходит совсем даже крохам, он заставляет ребенка повторять за мамой. А вот методы, которые помогут научить говорить слова осмысленно:

Картинки. Есть множество развивающих книжек с картинками, это визуально очень хорошо. Кто это, показывать на кошку и отвечать – кошка, она говорит мяу. Малыш должен начать понимать, какому животному на картинке относится какой звук. Потом продолжайте эту игру уже на улице, не с картинками, а с живыми животными.

Отмечайте звуками действия малыша. Если он упал, скажите бум-бум. Если он хлопает в ладошки, скажите хлоп-хлоп. Топ-топ. Чух-чух. Заодно вы преодолеете —кризис 1 года у ребенка—.

Расскажите малышу стишок или песенку, чтобы просто запоминалось и ритмично воспроизводилось. Когда ребенок запомнит стишок, он не сможет целиком его повторить, но спровоцируйте его самому сказать последнюю строчку. Для этого остановитесь на предпоследней строчке или произнесите ее неправильно.

Начните игру, спрашивая ребенка о том, где стоит тот или иной предмет. Где стол? Где кубик? Где мишка? Пусть малыш находит и показывает. А потом, позже, еще и называет это.

Съедобное-несъедобное. Говорите разные слова и если называете то, что можно кушать, говорите – ам, изображая, что хотите съесть что-то. И продолжайте в том же духе. Надо добиться того, чтобы малыш сам начал говорить ам, когда вы назовете съедобное.

Придумывайте сами игры и малыш тоже вам подскажет что-то, вот увидите. Дети узнают о мире, трогая его. Используйте этот принцип и играйте.

Правила для мам, которые учат ребенка говорить

Если вы зададитесь вопросом, как быстро научить ребенка говорить, ответ будет – нелегко. Вам придется работать и соблюдать некие правила:

  • Терпение. Все дети уникальны. Если ребенок соседей делает нечто, что ваш ребенок еще не делает, не суетитесь. Ребенок все скажет, когда созреет для этого. Не сердитесь, если малыш никак не произнесет слово мама, статистика говорит лишь о 40 % детей, которые первым словом говорят мама, чаще говорят – дай.
  • Заблуждение, что если не говорят, значит, они не понимают. Малыши мгновенно запоминают все, что вы говорите, но им нужно время, чтобы это повторить. Это называется пассивный словарь, он уже есть в ребенке, но он его не спешит озвучить. Не торопите его, продолжайте учить его говорить по любому поводу.

    Вспомните, как это делала бабушка: Ленуся кушает, Ленуся сидит – все это складывается в словарик в голове ребенка, который активируется очень скоро.

  • Называйте все своими именами, не сюсюкайте, не употребляйте уменьшительно-ласкательные формы, иначе вы будете запутывать малыша. Говорите с ним нормально и он научится говорить раньше.
  • Позитивные эмоции. Все делать вместе с мамой, играть, гулять, по дороге познавать мир – это главное, чтобы малыш заговорил с вами как можно скорее. Усиливайте его интерес к тому, что происходит вокруг. С позитивом все происходит быстрее.
  • Пойте. Мамин голос для ребенка – самое приятное. Как ни странно, но замечено, что если мама часто поет (не только колыбельные), взаимное общение не заставит себя ждать.

  • Повторяйте простые фразы. Каждый день говорите очень короткие фразы. Делайте это часто и вскоре ребенку захочется это повторить.
  • Повторяйте за ребенком. Мама – лучший друг, а с другом не бывает так, чтобы говорил только он, а второй за ним повторял. Попробуйте раз в день делать наоборот, малыш говорит, а вы за ним повторяете. А если вы незаметно замените звук в слове и получится новое слово, будьте спокойны – вы помогли малышу узнать новое слово.
  • Играйте. Ваш ребенок все время хочет играть, и немудрено, кто же хочет заниматься в год или два. Так что играйте! Закройте лицо, спросите – где мама, откройте лицо и скажите мама. И совсем скоро на ваш вопрос ответит ваш малыш.
  • Асооциативность. Говорите так, чтобы ребенок понимал, кто вы, кто вот это, что это. Говорите о себе в третьем лице. Говорите – мама пришла. Спрячьте игрушку и спросите – а куда мама спрятала мишку? Очень простые упражнения позволят малышу знать, что вы – это мама и скоро он вас сам назовет.
  • Поддерживайте малыша. Даже мы, взрослые, нуждаемся в похвале, а что говорить о ребенке. Хвалите его за каждую маленькую победу и он будет хотеть сделать еще что-то такое. Выражайте открыто эмоции, аплодируйте своему чуду.
  • Не принуждайте. Не заставляйте, не настаивайте – скажи мама. Увлекайте, играйте, поддерживайте и любите своего ребенка, и результат вас порадует.

Видео

Разговор с логопедом о том, как научить малыша говорить. При этом ведущая тоже дает интересные советы.

Не нужно стесняться играть, радоваться, веселиться, все это – залог вашей дальнейшей дружбы и взаимопонимания. А также уважения друг к другу. Вы будете уважать ребенка, и он научится уважать вас. Он не умеет еще говорить, но он уже видит вас, чувствует ваши эмоции, понимает ваши жесты, а это значит, что он уже личность. Он познает мир, а вы ему помогаете в этом. Разве это не прекрасно? Поделитесь с нами, может быть у вас есть какие-то интересные, придуманные вами игры? И еще очень интересно: а ваш малыш когда заговорил?

Как только ребенку исполнилось два года, вы заметили большой «прорыв» в его лексиконе. Оказывается, он уже знает огромное количество слов и может строить целые предложения, состоящие из четырех-пяти слов. Он даже может использовать местоимения, знает единственное и множественное числа. Понимание и осмысление сказанного также совершенствуются, и теперь он может выполнить уже три ваших последовательных команды. Уже сейчас он способен сказать свое имя.

При правильном отношении и серьезной мотивации ваш ребенок может накопить в своем словаре до 300–400 слов к своему третьему дню рождения. Ему уже намного легче выражать свои эмоции и желания. Да, порой он запинается, но только потому, что его мышление становится более комплексным, так как он узнает все более сложные вещи и поэтому иногда подыскивает слова, чтобы точнее выразить свои мысли.

Все это является частью его растущего языкового мастерства, особенностью процесса овладения искусством речи.

В четыре года ваш ребенок со словарным запасом примерно в 1500 слов может говорить почти как взрослый и готов вести беседу. Он способен ответить на многие вопросы и сам тоже задает все больше «почему?». Вы, вероятно, даже услышите слова, которые совсем не хотите от него слышать. Когда вы читаете ему сказку, он может пересказать какую-то ее часть. А в хорошем настроении малыш способен даже сам сочинить сказку. Этот период как нельзя лучше подходит, чтобы загрузить его чтением книг - некоторые дети как раз в таком возрасте сами начинают читать.

Родители действительно многое могут сделать, чтобы поддержать и ускорить развитие речи своего ребенка. Вот несколько общих советов.

Начинать нужно в утробе матери

Развитие речи начинается еще в утробе матери - в течение последнего триместра беременности плод особенно сильно реагирует на звуковые раздражители. Так как слушание - это первый шаг к тому, чтобы научиться говорить, эксперты считают, что родители могут стимулировать развитие речи, просто разговаривая с еще не родившимся ребенком и позволяя ему слушать различные звуки, особенно классическую музыку.

Разговаривайте с младенцем постоянно

Ваш ребенок не научится плавать, пока не окажется в бассейне. Точно так же он не сможет научиться говорить, если вы не будете с ним разговаривать. Поэтому начните говорить с вашим ребенком, пока он еще в утробе матери, и продолжайте общаться с ним каждый день, когда он родится.

Покажите ему, как ваши губы двигаются, когда вы говорите. Меняйте скорость, тональность, интонацию, высоту и громкость речи. Делая так, вы получите возможность поймать и сконцентрировать его внимание. К тому же он рано познакомится с интонационным разнообразием речи.

Связывайте слова с образами

Смотрите на лицо вашего ребенка, когда разговариваете с ним. Наблюдайте за его реакциями. Позвольте ему видеть ваше лицо, когда вы говорите с ним. Показывайте ему картинки тех предметов, которые называете. Так он рано научится связывать слова с образами и называть объекты и людей.

Повторение - мать учения

Дети на самом деле учатся в процессе повторения слов и действий. Когда обучаете ребенка новому слову, повторяйте его снова и снова в течение нескольких дней, пока он не научится произносить его правильно. Пускай повторяет слог или слово столько раз, сколько он хочет.

Задавайте ребенку вопросы

Задавайте ребенку вопросы, даже если он пока еще не может на них ответить. Возможно, он попробует выразить свои эмоции с помощью жестов. И после того, как ребенок заговорит, продолжайте задавать вопросы. Они не только помогут малышу научиться говорить и выражать свои мысли, но и будут стимулировать его мозг, заставляя думать.


Читайте своему малышу сказки

Читайте ему сказки каждый день. Это познакомит его с новыми словами и понятиями, а главное - разовьет его воображение. Когда он уже будет знать буквы, узнавать слова и картинки, пускай попытается читать самостоятельно. Поощряйте в нем желание прочесть что-то самому, но не заставляйте его это делать.

Музыка разовьет речевой аппарат

Пойте вашему малышу, и пускай он поет вместе с вами. Гармоничные звуки не только приятны на слух, но и развивают при их повторении речевой аппарат ребенка. Песенки и мелодии научат малыша менять высоту голоса, тональность и ритм.

Используйте при обучении подручные средства

Сделайте ваши уроки веселыми. Не обязательно покупать карточки или книжки, чтобы научить вашего ребенка говорить или распознавать цвета.
Когда вы, например, готовите, попросите его называть цвета фруктов и овощей, которые он видит на столе.

Пусть посчитает, сколько ломтиков помидора у вас есть. В продуктовом магазине попросите его сказать вам, сколько коробок с хлопьями он видит на полке. Во время путешествия озадачьте его подсчетом деревьев, мимо которых вы проезжаете. Еще можно предложить ему выбрать цвет и через время сказать вам, сколько автомобилей этого цвета он увидел на дороге.

Не поощряйте детский лепет

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок говорил правильно, не стоит разговаривать с ним по-детски. Использование сочетания взрослой речи и детского лепета с вашей стороны уместно только в течение первых шести месяцев. Затем прекратите сюсюканье полностью!

Неважно, стали вы мамой в первый раз или пятый, каждое новое достижение малыша становится вашим личным маленьким чудом. Родительский труд – это упорная ежедневная работа, результатом которой становится очередной важный навык, приобретаемый исключительно с вашей помощью. Один из самых фундаментальных вопросов – как научить ребенка говорить «мама». Как же помочь малышу произнести заветное слово максимально быстро, а главное, правильно?

Регулярные простые упражнения

Существует множество самых разных упражнений, направленных на то, чтобы ребенок начал хорошо говорить. Вот лишь некоторые из них:

  1. петь вместе на любые мелодии ма-ма-ма;
  2. соединить губы карапуза рукой, а потом вместе с ним мычать – мммммм;
  3. сделать карточки для всех членов семьи и мамы в том числе, где на одной стороне слово, а на другой фотография.

Если повторять их регулярно, ребенок вскоре скажет желанное слово. А для того, чтобы ребенок начал говорить еще быстрее, следует принять во внимание несколько правил ежедневного общения;

  • Правило №1. Не торопитесь;

То, что ваше чадо не делает чего-то, что с успехом повторяет соседский ребенок, это вовсе не повод для тревоги. Это в полной мере касается также вопроса развития речи. Поэтому самое главное – никакой паники и суеты, ребенок начнет говорить слово «мама» когда будет готов к этому.

Важно! По статистике, первым говорят слово «мама» лишь 40% детей, гораздо чаще речь начинается с «дай».

Поэтому не стоит нервничать и тем более злиться, если первым словом, которое произнесло ваше дитя, будет не то, что вы ожидали.

  • Правило №2. Создавайте пассивный словарь;

Распространенной ошибкой является то, что многие думают, если дети не начали говорить, они ничего не понимают. Поверьте, это совсем не так. Дети очень хорошо запоминают все, что вокруг них происходит, и слова в том числе. Именно поэтому вы должны четко проговаривать каждое свое действие, нормальным родительским тоном, без сюсюкания.

Если все члены семьи озвучивают каждое движение карапуза, произнося «Катя кушает», «Катя гуляет», «Катя сидит» и т.д., это поможет в формировании пассивного детского словаря. Слова, которые повторялись изо дня в день, в свое время, эффективно перейдут в активный словарь, что и будет означать, что ваш ребенок начал говорить.

  • Правило №3. Называйте вещи своими именами;

В вопросе, как научить ребенка говорить мама и папа, большое значение имеет родительский тон, которым с ним общаются. Если вы называете окружающие предметы уменьшительно-ласкательными словами, ребенок в будущем будет испытывать лишние трудности в перестраивании своей речи. Поэтому сразу избавьте и себя и дитя от ненужных проблем, привыкайте говорить с ним так, как вы обычно общаетесь со взрослыми.

  • Правило №4. Познание мира через положительные эмоции;

Задавшись вопросом, как научить ребенка говорить слово «мама», помните, что развитие речи детей тесно связано с развитием мелкой моторики. Предлагайте ему предметы всевозможных форм из разных материалов. А то, что с ним играет мама – это еще один повод для получения положительных эмоций.

Такое совместное времяпрепровождение отлично поможет как в развитии мелкой моторики, так и в общем познании мира, что также будет способствовать тому, чтобы карапуз как можно скорее начал говорить.

  • Правило №5. Пойте малышу песни;

Мама - самый близкий человек, а ее голос для детей - самый родной. Поэтому, помогая малышу начать говорить, очень важно не просто разговаривать с ним, но еще петь. Это необязательно должны быть колыбельные, главное, чтобы мелодия была спокойной. Ребенок быстро привыкнет к такому дополнительному способу общения, а мама скоро увидит положительный эффект.

  • Правило №6. Повторяйте простые слова каждый день;

Вполне естественно, что ребенок начнет говорить с самых простых слов. Нет смысла произносить длинные фразы, а потом ждать, что он их повторит. А если каждый день повторять ему короткие слова, состоящие из 1-2 слогов, ребенок вскоре успешно начнет их повторять. Главное делать это как можно чаще, не забывая о терпении.

  • Правило №7. Повторяйте за малышом;

Мама это не только главный помощник, но еще и лучший друг. А в дружбе очень важно равноправие. Поэтому будет несправедливо, если говорить будете только вы, а ребенок должен лишь повторять. Так что не ленитесь и не стесняйтесь повторять звуки, которые издает ваш малыш.

Ведь помимо повода для дополнительных положительных эмоций, это еще возможность помочь в развитии речевого аппарата. Если ребенок произносит «ну-ну», а взрослый, повторяя за ним, незаметно поменяет один звук и скажет «но-но», это будет полноценное логопедическое упражнение. Ведь вы только что помогли своему ребенку произнести новый слог!

  • Правило №8. Больше игр!

Вы хотите, чтобы ребенок как можно скорее начал говорить? Более того, вы стремитесь услышать заветное «мама»? А вот малыш хочет играть. Он хочет играть сегодня, а еще вчера и даже завтра. Так помогите друг другу! Ребенок будет радостно смеяться, если вы просто спрячете лицо в ладошки и спросите: «Где мама?»

Совсем несложно, а всплеск положительных эмоций обеспечен. Если вы станете повторять этот простой вопрос изо дня в день, он очень скоро начнет говорить в ответ на ваш вопрос столь желанное «мама».

  • Правило №9. Говорите о себе в третьем лице;

Очень полезно будет, если вы создадите у малыша ассоциативный ряд. Для этого как можно чаще говорите о себе, например, «Мама хочет, чтобы ты ее поцеловал. Или спросите, убрав за спину любимую игрушку: « А куда мама ее спрятала?» Найти ее будет еще одним поводом для радости. Можно также говорить, заходя в комнату: «А вот и мама пришла!» Такие простые упражнения помогут ему для начала думать о вас, как о маме, а там и до заветного слова недалеко.

  • Правило №10. Хвалите малыша как можно чаще.

Даже взрослые не любят, когда их труды не ценят по достоинству, что уж говорить о маленьком ребенке. Радуйтесь каждому его новому достижению, даже самому маленькому, и дитя будет с удовольствием стремиться к следующему. При этом смело выражайте свои эмоции, похвалите его искренне, а еще лучше похлопайте в ладошки. Это отлично поможет вашему чуду заговорить как можно скорее.

Эти советы помогут научить ваше дитя произносить слово «мама». При этом помните, очень важно не зацикливать его внимание на этом и не требовать, чтобы ребенок сейчас же сказал нужное слово. Вам ведь не нравится, когда вас к чему-то принуждают? Вот и ребенок не любит этого. Просто будьте с ним рядом, любите своего карапуза, поддерживайте его и очень скоро он порадует вас своими первыми словами.