Тридцать два телесных признака будды. Проверьте — насколько вы Будда? О великих и малых признаках истинного Будды Какие признаки совершенства воплощены в образе будды

Голова Будды

Будда жил давно. Очень давно. Давнее, чем Иисус Христос аж на пятьсот с лишним лет. Тем не менее, в его жизнеописаниях практически нет мутных мест, каковых полно в рассказах евангелистов (и прочих фантазеров) о жизни Христа. Да, биография Будды тоже не есть документальная книга, но она достаточно подробная. Из неё мы знаем буквально всё о жизни принца Сиддхартхи Гаутамы от рождения и до ухода в паранирвану.

Сразу после рождения будущего Пробужденного его показали мудрецу Асите (тот специально пришел во дворец — о явлении Того, кому будет суждено победоносно взойти ему сообщили боги). На теле младенца Асита обнаружил великие и малые признаки истинного Будды, что позволило ему сделать предсказание: мальчику суждено стать либо великим Пробудившимся, либо царём-чакравартином (Правителем мира). Что же это за такие признаки?

Итак, в буддистской символике и иконографии насчитывается 32 великих и 80 малых признаков истинного Будды. Перечислены они в конце этой заметки. Мне же хочется особое внимание обратить на некоторые из них — самые важные и, скажем так, самые экзотические.

Будда. Ват Интравартин.

В тибетском буддизме к наиболее важным признакам истинного Будды относят ушнишу и зодбу. Их изображают на тханках, тогда как остальные тридцать признаков на обычных тханках не обозначается.

Обычно изображается в виде небольшого выступа на голове (в тайском буддизме - в виде языка пламени), напоминающего завиток по часовой стрелке. Собственно с санскрита uṣṇīṣa переводится как «выпуклость на макушке головы».

Ушниша — тайский вариант.

Отметина на лбу Будды (между бровей) в тибетском буддизме называется зодбу, а в буддизме тхеравада именуется урна. Согласно Лаххана сутте: «…у великого человека в области межбровья растут волосы белого цвета, мягкие, как хлопок». Тибетцы же считают, что эта отметина представляет собой длинный, свернутый в спираль волос, произрастающий изо лба. Если попытаться вытянуть его и измерить, то он будет тянуться бесконечно а, если отпустить, он сразу сворачивается в спираль. На тханках зодбу изображают иногда черного цвета, иногда белого, иногда в виде драгоценного камня.

Чуб? Нет. Хохолок? Нет. Ушниша — да! Классический вариант.

Раньше я был уверен, что один из важнейших признаков истинного Будды — длинные мочки ушей. Тем более, что именно такие они практически на всех его изображениях и статуях. Но, как оказалось, уши упоминаются только в малых признаках и о длине мочек там ни слова. «Уши ровные». И всё…

Белый-белый Будда

В то же время о языке сказано намного больше:»Будда имел длинный и красивый язык, которым он мог доставать до линии волос и до ушей. Язык был красного цвета, как цветок Utpala». А комментаторы этого фрагмента вспоминают Амбаттха сутту, где сказано, что, желая устранить сомнения юноши Амбаттхы относительно наличия всех признаков великого человека, Будда высунул язык, достал и коснулся им обоих отверстий в ушах, достал и коснулся обоих отверстий в носу, и покрыл языком всю поверхность лба.

Всё в некотором роде загадочно с пенисом Будды. По его жизнеописаниям нам известно, что он до определенного возраста отнюдь не чурался телесных наслаждений. Он был женат и у него был сын. То есть, пардон, всё работало. Может, речь о том, что он был необрезан? Но обрезание, если я не ошибаюсь, совсем не было характерно для Древней Индии. Намёк на гермафродизм? На превалирование духовного начала над телесным?

Будда, выходящий из стены

С походкой Будды тоже не всё ясно. В малых признаках перечислено, что он: «Идущий походкой льва; Идущий походкой гуся; Идущий походкой слона; Идущий походкой вожака стада — быка; Поворачивающий только вправо; Идущий красивой походкой; Идущий прямо (без покачивания)». Как по мне, так какая-то смесь бульдога с носорогом получается.

Кстати, может походка гуся связана с тем, что «пальцы рук и ног Будды были соединены перепонками, которые достигали уровня половины пальцев, а «руки и ноги были похожи на утиные лапки»?.

Будда и небо Чианг Мая

Но, пожалуй, хватит о забавностях (хотя охватили мы далеко не все, там есть еще достойные экземпляры) и перейдем к списку великих и малых телесных признаков Истинного Будды.

Тридцать два великих телесных признака Будды (на основе Сутта питака. Lakkhaṇa sutta. Sutta pitaka. Mahā-vagga. Dīgha nikāya XXX. Использованы материалы сайта kunpendelek.ru)

Большой Будда.

  1. Руки и ноги Будды были помечены тысячью колес со спицами.
  2. Ступни ног Будды были похожи на черепашьи. Они были мягкие, плоские и полные.
  3. Пальцы рук и ног Будды были соединены перепонками, которые достигали уровня половины пальцев. Руки и ноги были похожи на утиные лапки.
  4. Плоть рук и ног Будды была мягкой и молодой.
  5. Тело Будды имело семь выпуклостей и пять углублений. Два углубления находились у лодыжек, два — у плеч и одно — позади головы.
  6. Пальцы рук и ног Будды были очень длинные.
  7. Пятки Будды были широкие (1/4 фута).
  8. Тело Будды было большим и стройным. Оно измерялось семью кубами и не было изогнутым.
  9. На ступнях Будды не было подъема.
  10. Каждый волос тела Будды рос вверх.
  11. Икры ног Будды были как у антилопы — гладкие и прямые.
  12. Руки Будды были длинные и красивые, они доставали до его колен.
  13. Мужской орган Будды был спрятан, как у коня. Его нельзя было увидеть.
  14. Кожа у Будды имела золотистый оттенок. Она названа золотой не из-за цвета, а потому, что была совершенно чистой.
  15. Кожа у Будды была тонкой и гладкой.
  16. Каждая часть тела Будды имела только один волос, растущий вправо.
  17. Лоб Будды был украшен вьющимися волосами, которые имели 6 особенностей: гладкие, белые, послушные, способные растягиваться на 3 кьюбитса, завитые справа налево и повернутые концами наверх. Они казались серебристыми, прическа по форме напоминала амбала-фрукт.
  18. Верхняя часть туловища Будды была как у льва.
  19. Верхняя часть плеч Будды была круглой и плотной.
  20. Грудь Будды была широкая. Между плечами грудь была плоская.
  21. Будда мог ощущать лучший вкус, потому что язык его не был поражен тремя болезнями: ветра, слизи и желчи… Однажды благодетель предложил Будде кусок конины, который был неприятен на вкус. Будда положил этот кусок себе на язык и затем отдал его благодетелю. Мясо на вкус стало как самая деликатесная пища.
  22. Тело Будды напоминало дерево Tadrota, чьи корни, ствол и ветви имеют один размер.
  23. Будда имел возвышение на голове круглой формы, которое напоминало завиток по часовой стрелке.
  24. Будда имел длинный и красивый язык, которым он мог доставать до линии волос и до ушей. Язык был красного цвета, как цветок Utpala.
  25. Речь Будды имела пять достоинств: все могли понимать ее; все его слова имели одну интонацию; речь была глубока и полезна для всех; речь была приятна и глубоко притягательна; слова произносились в правильном порядке, чисто и без ошибок.
  26. Щеки у Будды были круглыми и полными. Их контур был сходен с ритуальным зеркалом.
  27. Зубы у Будды были очень белые.
  28. Длина зубов у Будды была одинаковой.
  29. Между зубами у Будды не было щелей.
  30. Будда имел 40 зубов.
  31. Глаза Будды были глубокого голубого цвета, как сапфиры.
  32. Ресницы Будды были прямые и чистые, как у «жаждущей коровы»

Будда Нонг Кхая

Восемьдесят малых телесных признаков Истинного Будды.

1. Ногти цвета меди.

  1. Цвет ногтей масляный.
  2. Ногти выпуклые.
  3. Пальцы округлые.
  4. Пальцы широкие.
  5. Пальцы симметричные.
  6. Вены тела незаметные.
  7. Вены без узлов.
  8. Лодыжки скрытые.
  9. Ноги ровные.
  10. Идущий походкой льва.
  11. Идущий походкой гуся.
  12. Идущий походкой слона.
  13. Идущий походкой вожака стада — быка.
  14. Поворачивающий только вправо.
  15. Идущий красивой походкой.
  16. Идущий прямо (без покачивания).
  17. Тело круглое.
  18. Тело очищенное.
  19. Тело пропорциональное.
  20. Тело чистое.
  21. Тело нежное.
  22. Тело исключительно святое.
  23. Тело, полностью достигшее признаков Будды.
  24. Осанка прекраснейшая.
  25. Идущий ровным шагом.
  26. С чистыми глазами.
  27. Тело, как у молодого.
  28. Тело, не знающее печали.
  29. Тело грузное.
  30. Тело плотного сложения.
  31. Члены тела чётко выделены.
  32. Голос при наставлении чистый.
  33. С округлённой поясницей (т.е. имеет полную талию).
  34. С боками ровными.
  35. С боками неискривлёнными.
  36. Живот подтянутый.
  37. С глубоким пупком.
  38. Фигура чуть повёрнута направо.
  39. Приятное поведение.
  40. Все поступки благородные.
  41. Не имеющий тёмных родимых пятен.
  42. Руки нежные, как хлопчатник.
  43. Линии рук ясные.
  44. Линии рук глубокие.
  45. Линии рук длинные.
  46. Лицо не очень продолговатое.
  47. Губы красные, как персик.
  48. Язык мягкий (эластичный).
  49. Язык тонкий.
  50. Язык красный.
  51. Голос подобен голосу дракона (нага).
  52. Голос нежный и мягкий.
  53. Зубы круглые.
  54. Зубы острые.
  55. Зубы белые.
  56. Зубы ровные.
  57. Зубы симметричные.
  58. Нос горбатый.
  59. Нос чистый.
  60. Глаза большие.
  61. Густые ресницы.
  62. Глаза, подобные лепесткам лотоса.
  63. Брови длинные и тонкие.
  64. Брови мягкие.
  65. Брови лоснящиеся.
  66. Волосы ресниц ровные.
  67. Руки длинные и широкие.
  68. Уши ровные.
  69. Органы чувств без расстройств.
  70. Лоб красиво поставленный.
  71. Лоб весьма широкий.
  72. Голова широкая.
  73. Волосы на голове чёрные, как камень «бунба».
  74. Волосы густые.
  75. Волосы мягкие.
  76. Волосы не растрёпаны.
  77. Волосы гладкие.
  78. Приятным запахом завоевавший любовь рождённых — людей.

80. Руки и ноги украшены благородными узорами любви [к живым существам] и знаками счастья.

Корень Дхармы - это доверие: без доверия вы не сможете поверить наставлениям. Затем, соответственно, вы не приме¬ните их на практике и не получите результатов. Сам Будда подчерки¬вал важность доверия, говоря, что это неизбежное условие духовного продвижения точно так же, как доброе семя необходимо для роста растения. На основе веры далее необходимо получить некоторое понимание Дхармы и, прежде всего, узнать, кем был тот, кто ее проповедал, а именно Господь Будда, чья природа была объяснена вчера как полная очищенность (санг) и всецелая развитость (гье). В наш мировой век предстоит явиться тысяче будд. Из них трое уже явилось в мир в незапамятные времена: Разрушитель Мира (тиб. Корвачжик, санс. Кракуччханда), Мудрец Золотистого Цвета (тиб. Сертуб, санс. Канакамуни) и Оберегаемый Светом (тиб. Осунг, санс. Кашьяпа). Шакьямуни был четвертым и после Пробуждения дал три цик¬ла наставлений, на которых мы основываемся и по сей день. Таким образом, в будущем еще предстоит явиться 996 буддам и ближайший из них - Будда Майтрея (преемник Шакьямуни), который ныне правит на небесах Тушита. Все эти будды без исключения будут давать учения уровней хинаяны и махаяны, но передача ваджраяны будет происходить лишь в избранных случаях без огласки. В этом отношении Будда Шакь¬ямуни считается высочайшим среди всей тысячи будд данной кальпы. Будда Шакьямуни, прежде чем стать таковым, начал свой духов¬ный путь обычным существом, породив сперва бодхичитту (стремление достичь Пробуждения ради блага других). Затем на протяжение многих кальп он очищал свой ум от омрачений и накапливал всевозможные благие заслуги, которые заложили основу для Пробуждения. После свершения пути, в силу созданного им в прошлом священного намере¬ния, он широко учил всем разделам Дхармы, включая ваджраяну. Сперва учение распространилось по всей Индии, приведя к появ¬лению множества великих существ. В махаяне Нагарджуна, Асанга и другие составляют группу известную как "Шесть Украшений Мира и двое Высочайших", а в ваджраяне было 84 махасиддха. Позднее, когда тибетцам настало время принять Дхарму, в Тибете обрело рождение поколение существ, которое включало царей, переводчиков и ученых, внедривших в Тибете как сутры, так и тантры. Этот первый расцвет Дхармы в Тибете известен как "Старая Школа" (тиб. Ньингма). Этой традиции принадлежит множество сиддхов, таких как "Группа Двадцати Пяти: Царь и Подданные" (Царь Трисонгдецен и 24 его подданных, ко¬торые все были учениками Падмасамбхавы). Позднее во всех традициях сиддхи, подобные Миларепе, были многочисленны, как звезды в ночном небе. Были не только сиддхи, но также и существа равно высокоразви¬тые и высокоученые, такие как Сакья Пандита, Кармапа Рангчжунг Дорчже и Гьялва Цонгкапа. Они придали своим линиям преемственности толчок к расцвету в изучении и созерцании. Традиция Сакья ведет свое начало от Сакья Пандиты и Пяти Ве¬ликих Наставников Сакья; ее название происходит от названия мест¬ности, где был основан первый монастырь, "Са-Кья", что означает "серая земля". Школа Кагью называется так потому, что является ли¬нией преемственности (гью), идущей от изначальной речи (Ка) Дхар¬макая Ваджрадхары. Линия Кадампа идет от великого ученого и осуществившего [путь] индийского наставника Атиши, который посетил Тибет и обучил многих учеников, среди которых тремя основными были Кутонг, Лекпе Гьялцен и Дромтонпа. Позднее великий Цонгкапа основал линию Гаден¬па, основанную, по преимуществу, на учении Кадампа, но также воб¬равшую в себя много элементов учений, полученных им из других тра¬диций: Сакья, Ньингма, Кагью и т.д. Он сделал особое ударение на необходимости соблюдения совершенной нравственности, согласно пра¬вилам Винаи. В целом Дхарма распространилась в Тибете посредством восьми линий практики, называемых "восемью колесницами", и десяти линий учености. При поверхностном взгляде на них может показаться, что они различны, но как только у вас есть настоящее понимание Дхармы, вы видите, что они сущностно едины и все передают чистое учение Будды. Их единство обнаруживается, в первую очередь, в источниках Прибежища, а именно Трех: Драгоценностях (Будда,Дхарма, Сангха) и Трех Корнях: (Гуру, Йидамы, Защитники), которые совпадают у всех школ. Прибежище также везде принимается вместе со всеми живыми су¬ществами, которые в прошлых жизнях были нашими родителями. Нет различий и в сроке, на который принимается Прибежище: отныне и до достижения полной свободы ума через обретение состояния Пробужден¬ности и тела пяти мудростей. Опять же, едино побуждение: всякая духовная практика всегда выполняется с целью стать способным по¬мочь другим и избавить их от страданий. Основные виды созерцания, применяемые всеми тибетскими школами, также одни и те же, а имен¬но: развитие относительной и высочайшей Бодхичитты, другими слова¬ми, взращивание любви и сострадания, с одной стороны, и понимания высшей природы всех явлений, с другой. Великое сострадание Будды выражает себя в разнообразии бо¬жественных ликов Самбхогакаи, мирных или грозных, по-тибетски на¬зываемых "йидамы". Этот термин объясняется как связанный (дам) с умом (йи), поскольку подразумевается, что существует особая личная связь через посвящение и практику, которая связывает ум с божест¬вом; получив посвящение, вы обязуетесь считать божество своим лич¬ным божеством. Хотя разные школы используют различные формы йида¬мов, их сущность одна и та же. В созерцании йидама есть первая часть, называемая ступенью сотворения, когда вы представляете тело йидама в его чистой земле и повторяете его мантру. Цель в том, чтобы освободиться от цепля¬ния за самодовлеющую реальность внешних явлений: образов, звуков, вкусов, запахов и объектов осязания. Как мы видели раньше, ум есть единство пустоты, ясности и различающего знания и его основополагающая природа называется "за¬родышем Пробужденности" или " изначальным сохраняющим осознанием". Как таковой ум подобен чистой воде, но, будучи покрыт неведением и прочими омрачениями, он похож на воду, смешанную с грязью, а пото¬му называется "обычным сохраняющим сознанием". Что касается тела, то оно состоит из пяти первоначал: плоть, кости и т.д. соответствуют земле; кровь, слизь и прочие жидкости - воде; тепло - огню; дыхание - ветру, или воздуху; а органы чувств, отверстия, поры и промежутки между внутренними органами соответс¬твуют пространству. У всех живых существ есть такое тело, состоя¬щее из пяти первоначал, но они неспособны преобразить обычное соз¬нание в изначальное осознание. Будучи людьми, мы обладаем шестым первоначалом, первоначалом блаженного изначального осознания, ко¬торое наделяет нас способностью изучать и практиковать духовный путь. Тело и ум наделены органами чувств, действие каждого из кото¬рых обеспечено особыми элементами (их наименования образны): цве¬ток для глаза, кусочек древесной коры для уха, медная игла для но¬са, полумесяц для языка, птичьи перья для кожного осязания и ясное зеркало для разума. Эти шесть органов чувств связаны с соответс¬твующими видами сознания, своего рода умственными приемниками, растущими из обычного сохраняющего сознания так, чтобы у нас было сознание зрения, сознание слуха, сознание обоняния, сознание вку¬са, сознание осязания и мыслительное сознание. Соответствующие яв¬ления воспринимаются как образы, звуки, запахи, вкусы, объекты соприкосновения и явления (дхарма). Дхарма в данном случае означа¬ет не духовный путь, а то, что осознается умом. К этой группе из шести видов сознания добавляется обычное сохраняющее сознание, а также еще одно, называемое "непосредствен¬ное сознание", что означает отсутствие разрыва между восприятием объекта одним из органов чувств и соответствующим видом сознания. Таким образом, всего есть сознание восьми видов. Органы чувств по¬добны дому с открытыми в мир окнами, а сознание похоже на того, кто в этом доме живет. Эти восемь видов сознания, шесть органов чувств и телесное строение в совокупности составляют личность, действующую на трех уровнях: тела, речи и ума. Связь между умом и нынешним телом явля¬ется плодом прошлой кармы, хорошей или плохой; в то же время, это инструмент, которым создается карма на будущее, ведущая к более высокому или более низкому рождению. Так что, эта связь - одновре¬менно и следствие, и причина. Это все равно, что подъехать к пе¬рекрестку на машине: можно выбирать путь либо к высшим мирам и счастью, либо к низшим мирам и страданию. В Тибете машин не было и в качестве примера приводился всадник, который правит своим конем, натягивая поводья, но смысл тот же. Строение человеческого тела включает также сложную систему "нади" (энергетических каналов) общим числом 72000, которые делят¬ся на основные и вторичные. Благодаря хорошей прошлой карме, мы в этой жизни родились людьми, у которых эта система имеет особое ка¬чество, состоящее в том, что окончания нади принимают форму 16 гласных и 30 согласных санскритского алфавита. Круговорот ветра (прана) в нади связан с самим сознанием. Этот особый рисунок дви¬жения делает возможной человеческую речь с ее широким диапазоном звуков и необычайными возможностями выражения, будь то на санскри¬те, по-тибетски, по-английски или на любом другом языке. Хотя у животных тоже есть определенная способность выражения, она весьма ограничена по сравнению с человеческой речью. В целом мы можем производить звуки, более или менее осмыслен¬ные, которые слышны или нет, но бодхисаттвы, начиная с восьмого уровня и выше, обладают полной властью над звуком. Они способны различать все смысловые оттенки, а также воздействие любого звука в данной ситуации. Вот почему они могут произносить самые лучшие и наиболее благотворные звуки в виде мантр, таких как стослоговая мантра Дордже Семпа (Ваджрасаттва), мантра Ченрези (Авалокитешва¬ра) и так далее. Хорошая карма наделяет людей способностью легко понимать Дхарму и великой энергией для практики созерцания, но они зачастую не слишком доверяют мантрам, считая их просто какими-то пустыми звуками, не оказывающими никакого воздействия. Тем не менее, сам ваш повседневный опыт доказывает силу звуков. Когда кто-то вас ос¬корбляет, вы немедленно впадаете в гнев или обижаетесь; с другой стороны, если кто-то вас хвалит, вы чувствуете большой подъем. Ес¬ли сила обычной речи столь велика, сколь же сильнее могущество священных мантр и изречений, провозглашенных Буддами и бодхисатт¬вами и несущими их благословения. Если вы думаете, что звуки не имеют силы, поскольку пусты по природе, то вы должны также думать, что зримые образы, вкусы, за¬пахи и объекты осязания тоже не имеют силы и не могут на вас воз¬действовать, раз уж все они по природе пусты. Но это не так. На самом деле, Будда говорил, что невозможно сказать, будто все явле¬ния истинны или будто все явления ложны: они просто подобны отра¬жению луны в воде. Об отражении луны в воде или об образе в зерка¬ле, или о сне нельзя сказать, что они вовсе не существуют, пос¬кольку их можно видеть. Но они не существуют в истинном смысле, так как не обладают никакой независимой реальностью. Точно таким же образом, звук не является ни ложным, раз он воспринимается, ни истинным, поскольку его нигде нельзя обнаружить. Возьмем другой пример: во время сна у нас есть тело; нельзя сказать, что оно ложно, поскольку его можно видеть, нельзя ска¬зать, что оно истинно, поскольку его нигде нет. То же самое верно в состоянии бардо: все чувственные объекты воспринимаются умом и в этом отношении истинны, но они ложны, поскольку не могут быть об¬наружены где-либо в отдельности от ума. Точно так же и с нынешним телом, которое называется "телом полного созревания кармы". Хотя оно реально не существует, оно кажется реально существующим благо¬даря сильному цеплянию за "я". Можно также сказать, что, если бы у рождения была истинная реальность, то люди были бы бессмертными и мир не мог бы всех вместить. И наоборот, если бы смерть существо¬вала сама по себе, на земле бы никого не осталось. Далее, если бы реки, как Ганг, например, имели независимую реальность, возникно¬вение которой не было бы связано с другими явлениями, океаны, в которые они впадают, переполнились бы и покрыли всю землю. Можно также сказать, что, если бы у вод, которые ручьями бьют из-под земли, было независимое существование, вне связи с другими природ¬ными процессами, они быстро бы истощились. Летом идет дождь, зимой снег, но когда летишь на реактивном самолете, можно видеть, что над облаками, которые дают воду для осадков, ничего нет; так что, если бы облака существовали сами по себе, после нескольких ливней или снегопадов больше не могло бы быть ни дождя, ни снега. Так что ни снег, ни дождь не существуют в себе, сами по себе или независи¬мо. Точно также, ум наполнен всевозможными мыслями. Если бы эти мысли существовали реально или материально, Индия оказалась бы не¬достаточно велика, чтобы вместить их все. Это не значит, что мысли совсем не существуют. Они могут обернуться гневом, желанием и зас¬тавить вас действовать тем или иным образом. В этом смысле они ре¬альны. Но как только понимаешь, что не только ум, но и мысли, ко¬торые суть проекции ума, пусты, рождается счастливое, ненапряжен¬ное и открытое состояние ума. Подобным образом, поскольку кармический потенциал невидим глазу, могут возникнуть сомнения относительно его существования. На самом деле, это очень похоже на память. В молодости вы могли учиться в течение десяти, пятнадцати или более лет. Если бы изу¬ченный вами материал имел форму, было бы невозможно хранить его весь в своем теле или даже в доме. Изучение является определяющим условием для осуществления различной деятельности, но его нигде нельзя обнаружить. Вы могли давным-давно изучать автомобильные двигатели, и пусть даже у вас много лет не было практики, встре¬тившись с неработающим двигателем, вы сможете его починить, пос¬кольку хранящееся в уме знание не будет утрачено. Говорят, что нельзя видеть тень птицы, парящей высоко в небе, но можно, когда она сядет на землю. Точно так же, хотя сейчас кар¬мический потенциал не виден, плоды его будут очевидны, когда при¬дет их время. Другой пример: можно решить поехать в Англию через неделю. Это решение подобно отпечатку в вашем уме. В течение неде¬ли перед поездкой вовсе не обязательно снова об этом думать, но когда наступит день отбытия, вы об этом не забудете и поедете. По¬нимание этого [принципа] на примерах из повседневной жизни являет¬ся хорошей основой для очень благотворного понимания Дхармы. ОБРЕТЕНИЕ ДУШЕВНОГО ПОКОЯ И ПРОСВЕТЛЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ МЕДИТАЦИИ Наставления достопочтенного Калу Римпоче

Здравствуте, дорогие читатели!

Сегодня мы хотим рассказать вам о том, что за словом «Будда» стоит не безликое божество или плод непорочного зачатия. Это реальный человек, чья жизнь окутана красивыми мистическими, почти сказочными историями.

Что означает слово «будда»

В буддизме слово «Будда» (Просветлённый) служит не для обозначения собственного имени, а имеет достаточно широкое значение. Согласно учению, выделяют пять живых существ: богов, людей, духов, животных, обитателей ада. Таким образом, шестым видом или Буддой, называют нечто отличающееся от перечисленных представителей мира.

Это совершенно иной уровень существования. В переводе с санскрита это слово означает «пробужденный» – тот, кто овладел ясным осознанием своей природы. Гораздо чаще это понятие ассоциируется с Буддой Шакьямуни, ставшим основателем буддийского религиозного и философского направления более 2,5 тысячелетий назад.

Кто он такой? Как выглядел Будда на самом деле?

Внешние признаки

Сиддхартха Гаутама появился на свет более 2,5 тысячелетий назад. Практически сразу после рождения провидцы, приглашенные его отцом во дворец, предсказали мальчику великое будущее. Став в последующем Буддой Шакьямуни, он основал буддийское религиозное направление, последователи которого составляют практически половину населения земного шара.

Черты лица

Сложно достоверно предположить, как выглядела внешность основателя учения о духовном пробуждении. Нет никаких достоверных источников, которые зафиксировали, как при жизни выглядел Просветленный, отсутствуют точные описания его внешности.

Первые письменные упоминания о нем и изображения появились лишь спустя почти 400 лет после смерти. Труды его учеников и последователей много раз переписывались, обрастая авторскими искажениями.

На статуях и графических изображениях внешность Будды имеет четко выраженные черты человека с азиатскими корнями. И в то же время они фактически безлики, вероятно, чтобы подчеркнуть собирательный характер образа создателя .

Собирая по крупицам и анализируя дошедшую до нашего времени сквозь тысячелетия информацию, многие исследователи утверждают, что внешность Просветлённого не имела восточных очертаний, а была ближе к европеоидному типу: с большими, вероятно, серыми или голубыми, глазами и светлым цветом кожи.

Так это или нет, сегодня достоверно сказать не представляется возможным. Вероятно, дошедшие до нынешнего времени изображения основателя буддизма способствуют тому, чтобы каждый верующий видел его по-своему, так, как позволяет его визуализировать внутреннее духовное состояние.


Национальность

Согласно дошедшей до нашего времени легенде, Гаутама родился рядом с южной границей Непала, вблизи города Капилавасту. Существуют разнообразные мнения относительно корней рода, из которого произошел Будда. По одним исследованиям его семья имела индоиранские корни.

Другие утверждают, что не менее чем за 400 лет до появления Гаутамы на свет, его предки основались в Индии, переселившись из Восточной Европы, чем и объясняется возможный европеоидный тип лица Просветленного.

Не так уж и важно, какие корни были у Просветлённого в действительности , более значимым является то, что философское учение, которому он положил начало, не имеет границ и национальности.

32 великих признака

Ранние и поздние сутры Махаяны подробно описывают основные и второстепенные отличительные качества, которыми обладал Просветлённый. Несмотря на некоторые разночтения, прослеживающиеся в различных источниках, все они имеют общие характеристики.

Итак, 32 основных признака Будды Шакьямуни:

  • имел округлой формы руки и нижние конечности;
  • описываются ноги, напоминающие черепашьи;
  • на ногах имелись перепонки, достигающие чуть ли не до середины фаланги;
  • пухлые руки и ноги, напоминающие аналогичные части тела ребенка;
  • выпуклые главные части тела;
  • длинные пальцы на руках;
  • широкие пятки;
  • тело отличалось массивностью и было прямым;
  • колени не выделялись;
  • направление роста волос прямо и вверх;
  • подобные антилопе голени;
  • красивые, длинные руки;
  • не выделяющийся пенис;
  • обладал золотистым цветом кожи;
  • кожные покровы отличались нежностью и были тонкими;
  • вьющиеся волосы завивались только вправо;
  • на лице волосы были едва заметны;
  • фигура напоминала тело льва;
  • округлые запястья;
  • широкие массивные плечи;
  • мог превращать неприятный запах в благовония;
  • сложен, подобно дереву ньягродха;
  • имел выпуклость на темени;
  • язык был длинен и красив;
  • голос напоминал Брахму;
  • имел львиные щеки;
  • отличался ровным зубным рядом;
  • зубы были белоснежными;
  • зубы плотно прилегали друг к другу;
  • обладатель 40 зубов;
  • глаза напоминали сапфиры;
  • ресницы длинные, как бычьи.

В имеются упоминания и о 80 других признаках, описывающихся, как второстепенные. Все указанные отличительные особенности Просветлённого, называются еще «Признаками великого человека». Именно так называют верующие того, кому уготовано судьбой познать Высшую Истину.


Жизнь Сиддхартхи Гаутамы

Портрет духовного основателя философского учения был бы неполным, если не рассказать о том, кем был по происхождению Будда Шакьямуни, тем более что овеяна красивыми легендами.

Родившись в богатой семье, ему судьбой было предначертано уже при рождении стать Великим Буддой. Его ждал царский трон и безбедная жизнь. Однако, в возрасте 29 лет, Гаутама неожиданно для себя открыл, что существуют страдания, болезни, смерть. Он понял, что все блага, которые даются и сам человек – тленны, распадаются и исчезают.

Ни слава, ни богатства, ни родственные узы, ни сама жизнь не остаются навсегда. Все это мимолетно. И лишь само пространство вечно. Только сознание способно открыть истину.

Отказавшись от безбедной обеспеченной жизни, он покинул дворец и превратился в отшельника и скитальца, посвятив себя познанию Истины. В возрасте 35 лет после длительной медитации он смог избавиться от всех существовавших противоречий в своей голове, постиг Истину и стал Буддой Шакьямуни – Просветленным мудрецом, принадлежащим роду Шакьев.

Он никогда не говорил о своем божественном происхождении. Будда Шакьямуни был обычным человеком, который смог постичь великий смысл земного существования и на протяжении 45 лет дарил свое учение и знание страждущим умам.


Умер, достигнув 80-летнего возраста. Как гласит легенда, зная, что должен уйти, он осознанно принял дар с отравленными яствами. Последователи учения, согласно традиции, сожгли тело учителя, достигшего Просветления, разделив прах на восемь сосудов.

И сегодня существуют храмы, оберегающие самую большую реликвию для всего буддистского мира – прах Просветлённого.

Мир есть внутри каждого из нас. Мы его сами порождаем в себе, сами себя уничтожаем и сами себя в состоянии спасти.

Заключение

Не являясь божественным существом, а обычным человеком, Будда смог доказать и показать, что каждый может преодолеть все существующие ограничения путем длительной работы ума. Благодаря его опыту, учение актуально и в наши дни и продолжает передаваться последователями по всему миру.

Дорогой Читатель, если тебе понравилась наша статья, поделись ею в своих социальных сетях.

«Хочется думать, что это промысел Божий, — надеется Александр. - Хочется стремиться к храму, к церкви, и как-то в процессе моего воцерковления один батюшка, узнав, кто я по профессии, предложил мне написать икону. Это было около десяти лет назад. Я попробовал, ему понравилось. Он благословил меня на этот путь. С тех пор я изучил каноны, символику деталей. Работаю по старинным технологиям, используя левкас (специальный грунт, который делается из клея животного происхождения и мела на специальной доске), делаю также мозаику из смальты, это кропотливая техника, каждый кусочек подбирается по цвету и форме, затем плотно подгоняется к рядом лежащему кусочку…

Вторую ступеньку нашей табели о рангах занимает Эсфирь Серпионова, она же монахиня Таисия, обучающая насельниц Свято-Архангело-Михайловского женского монастыря искусству иконописи, а также скульптуры.

В монастырских мастерских часто творится прекрасное, возвышенное искусство, тут пишут иконы, вышивают облачения, реставрируют старинные церковные книги, создают росписи, эскизы для столярных работ и каменорезов. А к праздникам храм со вкусом украшается цветами. Какова обыденная жизнь в монастыре, можно увидеть в духовной живописи Эсфирь Наумовны.

«Понятия «монастырь», «монах» происходят от слова «моно» — один, един. Но это не унылое уединение с самим собой. Монах не один, а один на один с Богом, это единство двух личностей. При этом, разумеется, монахи общаются с людьми, занимаются разнообразными делами, но это не повергает их в суету, не вынуждает бегать за очередной ближней целью, словно белка в колесе, поскольку их основная цель настолько велика, что все встречающееся на пути к ней не закрывает собой главного, даже став поперек дороги. Парящий орел может закрыть собой солнце, но не затмит солнечного света, не сделает день ночью, — говорит художница.

Эсфирь Наумовна выходит из монастыря в мир как кандидат педагогических наук, доцент Южноукраинского национального педагогического университета имени К. Д. Ушинского, автор ряда учебных пособий.

Третью ступень в нашей табели о рангах отдаем художнику с иконописной внешностью, точной рукой и большим вкусом. Сергей Бурда преуспел в духовной живописи, иконописи, пейзажном искусству. Иконописная мастерская Сергея Бурды занимается росписью храмов (православной церкви, часовни, домовой кельи), иконописью, религиозной живописью.

«Современное православное искусство строится в преображенном порядке человеческой души, которая является образом и подобием Божиим. А икона — это безмолвная проповедь», — разъясняет жанровые различия Сергей Бурда.

Четвертое место в нашей десятке занимает Андрей Чаркин. Кто бывал в храме Георгия Победоносца на 411-й батарее, тот имеет представление о мозаичном искусстве этого мастера.

Считается, что произведенная в СССР смальта, из которой собираются мозаичные панно, самая лучшая, она обладает красивой матовой поверхностью и при этом словно светится изнутри, но запасы ее тают, а китайская, увы, напоминает пластик и не радует богатством оттенков. Однако лучшие мозаичисты умеют добиться нужного эффекта.

Мозаичные панно для православных храмов мастерски набирает и занимающая пятую ступеньку пьедестала «Думской» хрупкая Олеся Хлевная.

Девушка обладает потрясающим чувством цвета, ей даже не особенно нужны схемы с нумерацией участков для отдельных кусочков смальты, работает часто «на глазок». А в миру Олеся пишет красивые пейзажи морского побережья, не включая в них за ненадобностью досадные детали вроде ларьков, кричащей рекламы и мусорных баков - только лучшее, только претендующее на вечность имеет право быть запечатленным ее кистью.

В отличие от многих своих коллег, сделавших вначале светскую карьеру, Александр Рудой, которому мы чисто условно отвели шестое место в нашей табели о рангах, «заболел» иконописью с детства, втайне от родителей посещал храмы, крестился, пробовал рисовать лики святых.

В пору зрелого мастерства полюбил абсолютно все стили и техники, отреставрировал немало старинных образов, его работы можно увидеть в Спасо-Преображенском соборе. Стремится любой лик сделать максимально живым и теплым, раскрывая тонкости человеческой души (святые ведь тоже прежде всего люди) ибо считает икону призывом к молитве. Использует только натуральные краски.

А сейчас мы отступим шаг от строгой иконописи и за достижения в области духовной живописи отдадим седьмой, счастливый номер в нашей десятке одесситу из Нью-Йорка Юрию Горбачеву.

Его уникальный стиль, требующий использования бронзы, золота и эмали, позволяет делать даже авторские варианты, например, «Троицы» — радостно, ярко, весело, хоть и далеко от канонов. Ждем традиционной августовской «персоналки» Юрия в Одессе.

Восьмое место отдаем восхитительному и загадочному Константину Скопцову, певцу алхимиков и масонов, воспроизводящему религиозные сюжеты оригинально и причудливо.

Его картины на коже или книжные иллюстрации подобны миниатюрам на средневековых трактатах и исполнены глубокого смысла. Разгадываем ребусы! Одесситам небезызвестно будет узнать, что в молодости Константин позировал для статуи Спартака, красующейся у одноименного стадиона. Так-то!

Девятое место в десятке «Думской» занимает Григорий Вовк - руководитель факультета графического дизайна Христианского гуманитарно-экономического университета.
Магистр теологии провел 173 выставки с 1988 года. Как раз в данный момент проходит его «персоналка в лакшери-галерее «Сады Победы». Его предпочтения — живопись, графика, инсталляция, мелкая цветная скульптура, коллажи (до конца лета два коллажа Григория можно увидеть на выставке «Иное. Экоурбанизм» в Музее современного искусства Одессы. Свое творчество относит к духовному интенсивизму (этот термин сам и изобрел), а также духовному нонконформизму.


«

Для работы нужен настрой, внутренняя чистота, искренность переживаний. Мне близка духовность Марка Шагала. Духовный нонконформизм противостоит современному обществу своим несогласием с заангажированностью его сознания. Духовный нонконформизм противопоставляет крайностям и деструктивности проявленной в окружающем мире функциональный принцип стабилизированного равновесия. Это попытка создать форму, в которой есть духовный стержень для изменения характера современных человеческих коммуникаций. В Евангелии от Луки сказано: «Всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими». Разве это не актуальн, — признается художник.

Лики святых и пророков появляются на его картинах и графических листах вне всяких канонов, а по силе воздействия на зрителя они и впрямь интенсивны.

«Пророк скорбит» Вовк

И замыкает нашу десяточку апологет буддизма в искусстве, невозмутимый и светлоликий Андрей Черновол.

«При написании буддистских тематических картин задача художника создать не образы богов, а воплощение абсолютных понятий, тончайших энергий; изображений, которые становятся проводниками сил высшей реальности, — рассказывает художник. — В буддийских трактатах можно найти описание женской и мужской красоты, а также тела Будды. Вот 32 признака Будды: «1) руки и ноги округленные; 2) ноги красивой постановки; 3) пальцы на руках с перепонками; 4) руки и ноги мягкие, как у младенца; 5) семь главных частей тела выпуклы; 6) пальцы рук длинные; 7) пятки широкие; 8) тело массивное и прямое; 9) колени ног не выдающиеся; 10) волосы на теле направлены вверх; 11) голени как у антилопы; 12) длинные руки красивы; 13) половые органы скрыты; 14) кожа золотистого цвета; 15) тонкая кожа нежна; 16) каждый волос завит в правую сторону; 17) украшен пучком волос между бровями (урна); 18) верхняя часть тела как у льва; 19) плечи спереди округлые; 20) плечи широкие; 21) неприятный вкус превращает в приятный; 22) пропорционален, как дерево нъягродха; 23) на его темени возвышение — ушниша; 24) длинный язык красив; 25) голос подобен голосу Брахмы; 26) щеки как у льва; 27) очень белые зубы; 28) ровные зубы; 29) плотно прилегающие зубы; 30) сорок зубов; 31) глаза подобны сапфиру; 32) ресницы глаз наилучшие». В современной же интерпретации художники часто используют полученный опыт адаптируя современное видение со сложившейся традицией изображений Будды».

Надеемся при помощи наших уважаемых читателей узнать больше имен и достижений одесских мастеров религиозного искусства.

2. Ступни ног Будды были похожи на черепашьи. Они были мягкие, плоские и полные.

3. Пальцы рук и ног Будды были соединены перепонками, которые достигали уровня половины пальцев. Руки и ноги были похожи на утиные лапки.

4. Плоть рук и ног Будды была мягкой и молодой.
5. Тело Будды имело семь выпуклостей и пять углублений. Два углубления находились у лодыжек, два – у плеч и одно – позади головы.

6. Пальцы рук и ног Будды были очень длинные.
7. Пятки Будды были широкие (1/4 фута).
8. Тело Будды было большим и стройным. Оно измерялось семью кубами и не было изогнутым.

9. На ступнях Будды не было подъёма.
10. Каждый волос тела Будды рос вверх.
11. Икры ног Будды были как у антилопы – гладкие и прямые.

12. Руки Будды были длинные и красивые, они доставали до его колен.

13. Мужской орган Будды был спрятан, как у коня. Его нельзя было увидеть.

14. Кожа у Будды имела золотистый оттенок. Она названа золотой не из-за цвета, а потому, что была совершенно чистой.

15. Кожа у Будды была тонкой и гладкой.
16. Каждая часть тела Будды имела только один волос, растущий вправо.

17. Лоб Будды был украшен вьющимися волосами, которые имели 6 особенностей: гладкие, белые, послушные, способные растягиваться на 3 кьюбитса, завитые справа налево и повёрнутые концами наверх. Они казались серебристыми, причёска по форме напоминала амбала-фрукт.

18. Верхняя часть туловища Будды была как у льва.
19. Верхняя часть плеч Будды была круглой и плотной.

20. Грудь Будды была широкая. Между плечами грудь была плоская.

21. Будда мог ощущать лучший вкус, потому что язык его не был поражён тремя болезнями: ветра, слизи и желчи… Однажды благодетель предложил Будде кусок конины, который был неприятен на вкус. Будда положил этот кусок себе на язык и затем отдал его благодетелю. Мясо на вкус стало как самая деликатесная пища.

22. Тело Будды напоминало дерево Tadrota, чьи корни, ствол и ветви имеют один размер.

23. Будда имел возвышение на голове круглой формы, которое напоминало завиток по часовой стрелке.

24. Будда имел длинный и красивый язык, которым он мог доставать до линии волос и до ушей. Язык был красного цвета, как цветок Utpala.

25. Речь Будды имела пять достоинств: все могли понимать её; все его слова имели одну интонацию; речь была глубока и полезна для всех; речь была приятна и глубоко притягательна; слова произносились в правильном порядке, чисто и без ошибок.

26. Щёки у Будды были круглыми и полными. Их контур был сходен с ритуальным зеркалом.

27. Зубы у Будды были очень белые.
28. Длина зубов у Будды была одинаковой.
29. Между зубами у Будды не было щелей.
30. Будда имел 40 зубов.
31. Глаза Будды были глубокого голубого цвета, как сапфиры.

32. Ресницы Будды были прямые и чистые, как у "жаждущей коровы".