Третий Спас – ореховый, хлебный, холщовый: традиции и обычаи. Спас Нерукотворный

Как и первые два праздника — Медовый и Яблочный Спас, Ореховый Спас имеет, как минимум, два значения – традиционное народное и религиозно-церковное. Имеет этот праздник и несколько названий: Третий, Малый, Хлебный Спас, Холщовый Спас и другие, менее распространенные.

Источник: pixabay.com

Ореховый Спас 2018 отмечают 29 августа, как и каждый год. Он является третьим по счету в череде августовских спасов и наступает после Маковея, или Медового Спаса 14 августа и Яблочного Спаса, 19 августа. В народе Ореховый спас отмечают, однако он считается полупраздником, и не настолько значим, как первые два.

Народное значение и приметы на Ореховый Спас

Считалось что к этому дню, 29 августа, полностью созревают орехи, и наступает время их собирать – отсюда и название праздника Ореховый Спас. Разумеется, в день сбора урожая орехи обязательно должны быть на праздничном столе, причем в любом виде: с медом, в пирогах и булках и просто в мисках. Поскольку самые распространенные в наших широтах орехи лещина и грецкий орех, именно они и символизируют этот спас.

Традиция готовить целебную настойку из орехов появилась относительно недавно, и считается, что именно молодые орехи нового урожая, собранные на Ореховый Спас, обладают особой лечебной силой. Для приготовления настойки используют перегородки грецких орехов, которые заливают водкой или самогоном и оставляют настояться. Такой настойкой взрослые лечились от простуды.

Источник: pixabay.com

Хлебным это Спас называют потому, что именно 29 августа принято выпекать и есть хлеб из зерна нового урожая, разумеется, прежде следует его святить в церкви, вместе с орехами. Считалось что после Успения Богородицы, которое отмечают 28 августа, не только жатва должна быть завершена, но и собранное зерно смолото в муку. Кроме того, с Хлебного Спаса начинался посев озимой ржи, а в церкви благодарили бога за полученный урожай. Принято в этот день угощать освященным хлебом и орехами бедных нуждающихся и тех, кто не может себе этого позволить.

На праздничном столе, который обязательно должен быть накрыт на Третий Спас, как и на предыдущих должны быть мед, яблоки, обязательно каравай нового урожая, пироги и сладости. Поскольку Успенский пост, который начался на Маковея 14 августа, как раз закончился, хозяйки выставляют на столы мясо, рыбу, все, что нельзя было есть эти две недели.

Еще одно народное название праздника – Холщевый спас, связано с давней традицией проводить ярмарки, торговать текстилем именно в этот день. Наши предки верили, что на ореховый спас нужно обязательно купить хоть что-нибудь, тогда в доме весь год будет достаток.

Христианская версия Второго Спаса

Церковь 29 августа отмечает день Нерукотворного образа Христа. Легенда гласит, что однажды к Иисусу обратился некий художник, с просьбой исцелить его хозяина – властителя из Мессопотамии. Иисус умыл лицо и прижил к нему холщевую ткань, на которой отпечатался его лик и отдал посланнику. Холст излечил властителя и находился в Мессопотамии до того времени, пока по приказу царя Константина 29 августа (16 августа 944 года по старому стилю), его перенесли в Костантинополь.

Ежегодно в августе принято отмечать Спасы - народные и православные праздники. Узнав больше о последнем, Третьем Спасе, вы и сегодня сможете встретить этот день по старым заветам наших предков.

Конечно, некоторые традиции и приметы могут устаревать. Но большинство из них спустя столетия остаются все также правдивы и полезны. И в наши дни можно отметить народный праздник Орехового Спаса так, как это делали раньше в деревнях и селах, привлекая в дом уют, изобилие и благополучие.

Спасы или Спасовки — это народные торжества, завершающие лето. Они связаны с церковными праздниками, посвященными Христу, отсюда и их общее название: «Спас» — от слова «Спаситель».

Всего в августе принято отмечать три Спаса — Медовый, Яблочный и Ореховый. Таким образом Ореховый Спас отказывается в этой тройке последним — его отмечают 29 августа. За что он и носит название Третий. Но есть и другие наименования этого замечательного народного праздника.

Ореховый Спас

Орехи — это то блюдо, которым было принято отмечать этот день. На Медовый Спас ели мед, на Яблочный — угощались блюдами из яблок. Также и на Ореховый (или Орешный) Спас старались потчевать домочадцев и гостей угощениями, принятыми именно в эту дату. И если первые два Спаса были праздничными днями, то Третий считался полупраздничным. Так что орешки в этот день приветствуются и сегодня.

Хлебный Спас

В конце августа принято было в первый раз выпекать хлеб из нового урожая — собранного только в этом году: Третий Спас хлеба припас , так говорили в народе. В этот день обязательно нужно поесть свежего хлеба. И молитвой поблагодарить Небеса за хлеб на столе.

Холщовый Спас

Это еще одно название Орехового Спаса. Звали его также Спас на холстах, Спас на полотне, Полотняный Спас — потому что с этого времени было принято устраивать торги, на которых выставляли домотканые холстины.

Холодный Спас

Наконец, Холодный, Осенний Спас — связан был с календарным циклом народа. Лето заканчивалось, а значит, наступала пора осени. В это время наблюдали за перелетом птиц: начинаясь, он возвещал осень.

Помните о народных праздниках и приметах на Ореховый Спас ; некоторые из них способны предупредить о беде, а другие — принести в дом деньги. Желаем вам благополучия, и не забывайте нажимать на кнопки и

23.08.2016 04:16

В последний месяц лета, православные верующие отмечают три крупных праздника, три Спаса — Медовой, Яблочный и Хлебный. Узнайте, ...

Одним из самых строгих постов в православном христианстве является — Успенский. Две недели верующие воздерживаются телесно и духовно, чтобы...

Третий Спас (Ореховый Спас, Хлебный Спас)
Праздник Нерукотворного образа Христа Спасителя

Третий Спас (Ореховый Спас, Хлебный Спас) - день народного календаря, отмечаемый 29 августа. В этот день выпекают хлеб из нового урожая и, после освящения, он является главным блюдом этого дня. Также было принято торговать холстами, полотнами.

В церковном календаре в этот день отмечают перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа - православный праздник, совершаемый Церковью в честь Нерукотворного образа Христа Спасителя .

Также, это день почитания мученика Диомида врача , которому молятся при разных недугах и болезнях; Феодоровской иконы Божией матери , перед которой женщины молятся о благополучном разрешении от бремени, кормлении молоком, о помощи в семейных и других житейских нуждах. Совпадает с первым днём попразднства Успения Богородицы .

Среди народных названий праздника:
«Спас на холстах», «Спас на полотне», «Холщовый спас»;
«Орешный» или «ореховый Спас», так как к этому времени созревают лесные орехи (лещина) и разрешается их собирать в лесах;
«Хлебный Спас» - заканчивается уборка хлеба;
«Посевы», «Досевки» - сеятся озимые хлеба;

В старину говорили: «Первый Спас - на воде стоят; второй Спас - яблоки едят; третий Спас - на зелёных горах холсты продают», поэтому третий Спас ещё называли «Спас на холстах», «Спас на полотне», «Холщовый спас». В этот день было принято торговать холстами, полотнами.


Н. Пимоненко. Продавщица холста. 1901

В этот день святят новые колодцы. Чистят к осени целебные источники, пьют подземную водицу, обходят колодцы кругами, как бы замыкая тёплое времечко. На Хлебный спас пекут пироги из нового хлеба: «Третий Спас хлеба припас». С третьего Спаса начиналась и заготовка лесных орехов.


На третий Спас примечают отлёт птиц, особенно ласточек и журавлей. Считают, что ласточки отлетают в три Спаса. Если журавль отлетит к третьему Спасу, то на Покров будет морозно.

В народе про этот день существуют поговорки и приметы:
Третий Спас хлеба припас.
Хорош Третий Спас - зимой будет квас.
Урожай на орехи - урожай хлеба на будущий год.
Урожая на орехи двух лет сряду не бывает.
Если журавль отлетит к третьему Спасу, то на Покров будет морозно.
«Відліт в цей день журавлів віщує ранню зиму» (укр.).
Отлёт ласточек.
Ласточки отлетают в три раза, в три спаса.
«Після Успення прийшло - сонце на осінь пішло» (укр.).
Во что Евдокеи, в то и третий спас.
Первый спас - на воде стоят; второй спас - яблоки едят; третий спас - на зелёных горах холсты продают (Нижегородская губерния; в селе Зеленые Горы ярмарка).
До Петрова дни взорать, до Ильина заборонить, до спаса посеять.

Вконтакте

Одноклассники

Третий Спас - Ореховый, или Хлебный - замыкает двухнедельный Успенский пост и является последним из Спасов, после Медового (14 августа) и Яблочного (19 августа). Ореховым он назван потому, что народные природоведы считают, будто к этому дню окончательно созревают орехи.

В этот день также принято выпекать из нового урожая хлеб, который после освящения становится главным блюдом этого праздника. Отмечается Третий Спас 29 августа (по новому стилю).

Третий Спас называется также Спас на полотне (Первый - «на воде», Второй - «на горе»). Среди его народных названий - Малый Спас, Холщовый Спас, Калинник, Бороздень, Брязже. Называют его также Нерукотворным.

В народе праздник проводится ежегодно и включает в себя огромное количество обрядов и традиций, помогающих улучшить жизнь.Ореховый Спас всегда отмечается в одно и то же время - 29 августа. Дата эта неизменна, так как на нее приходится еще один православный праздник: обретение Нерукотворного образа Христа. Оба торжества взаимосвязаны между собой и являются символами мудрости христиан и их религии. Это последний праздник из трех празднований Спаса: Медовый, Яблочный и, наконец, Ореховый.

Ореховый Спас имеет и другие названия. В народе его называют «Третий», «Хлебный» и «Последний». По-церковному это празднество имеет название «Нерукотворный Спас». Отмечают его в то же время, когда празднуется Перенесение Образа Нерукотворного Иисуса Христа в Константинополь из Эдессы.

В это время на Руси было принято освящать новые колодца, чистить старые, устраивать крестные ходы к считавшимся целебными источникам и пить из них воду.

На Хлебный спас было принято печь караваи и пироги их муки нового урожая, освящать их в церкви, а затем ставить на стол во время праздничной трапезы. По, поскольку это полупраздник, - больших гуляний не устраивали: время считалось горячим - надо было закончить основные полевые работы до начала дождей и заморозков.

Согласно преданию, в это время в сирийском городе Едессе правил Авгарь, который был поражен проказой по всему телу. Молва о великих чудесах, которые творил Господь Иисус Христос, дошла до Сирии и до Авгаря. Не видя Спасителя, но уверовав в Него, Авгарь отсылает ему письмо с просьбой об исцелении и отсылает своего живописца Ананию – передать письмо и нарисовать Образ Господа.

Придя в Иерусалим, Анания никак не мог подойти к Спасителю из-за огромного количества народа, который окружал Господа и слушал его проповеди. Тогда он стал на камне и решил, глядя издали, нарисовать Образ Иисуса Христа, но ничего у него не получалось, Божественный свет, исходивший от Господа, ослеплял художника.

Спаситель Сам подозвал Ананию, назвав его по имени, передал для Авгаря краткое письмо и обещал прислать Своего ученика для наставления в спасении. Также Господь попросил воду и убрус (холст). Умывшись, он приложил убрус к лицу – и там отразился Его Божественный Лик.

Анания принес правителю Образ и письмо от Спасителя. Благоговейно приняв Великую Святыню, Авгарь получил исцеление, и лишь малая часть от болезни осталась на лице до прихода апостола.

Приметы и поговорки на Ореховый спас

  • - Третий Спас хлеба припас.
  • - Спас - на полотне, а хлебушко - в гумне.
  • - Урожай на орехи - жди в следующем году урожая хлеба.
  • - Ласточки отлетают в три раза - в три Спаса.
  • - Если журавли отлетят к третьему Спасу - на Покров будет морозно.
  • - Первый Спас - на воде стоят, второй Спас - яблоки едят, третий Спас - холсты продают.

На Хлебный спас сеяли озимые, а яровую пшеницу к этому времени следовало уже убрать. Несжатые полосы считались плохой приметой, и нерадивым селянам помогали с уборкой всем миром.

На Хлебный спас дожинали последний сноп и говорили - два поля дожавши, третье запахавши, отдай да положи.

Сбор орехов начинала самая уважаемая женщина в округе. Потом к ней присоединялись и другие односельчане. Старались собрать как можно больше орехов, ведь, согласно поверью, чем больше орехов собрать, тем больше будет урожай зерновых на следующий год.

Если в лесу на голову упал орех, то это хороший знак, свидетельствующий об удаче в делах. Если первый попавшийся орех будет сладким, то год будет хорошим, если горький, то будут тяжелые испытания, а если не сильно спелый, то человека ждут важные известия. А найти два сросшихся ореха на праздник считается небывалым везеньем. Их необходимо подобрать левой рукой и положить в кошелек, чтобы привлечь деньги.

На Ореховый спас люди всегда внимательно следили за поведением птиц, особенно аистов, журавлей. Если аисты отлетят на юг к Третьему спасу, то на Покрова (14 октября) предвидеться сильный мороз, а весна наоборот ожидается солнечной. Птицы не спешат с отлетом – осень порадует теплом, зима начнется поздно, а весной будет прохладно.

При этом, по приданию, нужно покормить улетающих в теплые края птиц хлебными крошками. И если по дороге птицы встретят души почивших родственников, то передадут им послания.

За праздничным ужином нужно отдать дань уважения хозяйке и испробовать каждое блюдо, стоящее на столе. Тогда целый год будет сопутствовать удача и не будет финансовых проблем.

На праздник принято желать всем здоровья, такого же крепкого, как скорлупа ореха, благосостояния и Божьего благословения во всех начинаниях.

Также в древности девушки гадали на будущее и любовь. В этот день они срывали орехи и определяли, каким будет будущий год.

Спелый и сладкий орех – к большой любви, недозрелый – к важной новости, гнилой – к беде, а горький – к проблемам в отношениях.

Гадания на Ореховый спас

На Ореховый спас девушки гадали на любовь и на суженого, также по урожаю орехов узнавали, каков будет новый год.

Считалось, что богатый урожай орехов является хорошей приметой. Но два года подряд лещина, как правило, не плодоносит, поэтому, даже неся домой полные корзины орехов, девушки были готовы к грядущим трудностям.

Первый сорванный орех надо было съесть, а второй - дарили прохожему. Считалось, что это защищает от сглаза и порчи.

Если орех упал на голову - к деньгам и удаче.

Девушки гадали на судьбу и на суженого, попробовав первый сорванный орех - если сладкий и вкусный - к удаче в любовных делах, горький - к измене, неспелый - к переменам, гнилой - к неприятностям.

Загадав желание, девушки раскладывали орех: если внутри крупное спелое ядро -желание исполнится, если орех гнилой или пустой - нет.

Девушки, загадав желание, захватывали не глядя горсть собранных орехов и считали их: четное число означало, что желание исполнится, нечетное - сулило неудачу.

Также очень ценились двойные, то есть сросшиеся орехи, считалось, что такая находка сулит достаток и удачу, в том числе в любовных делах. Девушки даже старались, съев одну половинку ядра, другую подсунуть суженому - если съел - к скорой свадьбе.

Ореховый спас: традиции и обряды

На Ореховый спас люди следили за поведением птиц. Если аисты отлетят на юг к Третьему спасу, то на Покрова (14 октября) будет сильный мороз.

Улетающих птиц следует накормить хлебными крошками. И если по дороге, птицы встретят души умерших родственников, то передадут им послания.

Если в лесу на голову упал орех, то это говорит об удаче в делах. Если кто-то найдет два сросшихся ореха, то следует их подобрать левой рукой и положить в кошелек, чтобы привлечь деньги.

На Ореховый Спас выпекали хлеб из нового урожая. Его освящали в церкви и подавали к праздничному столу. Также готовили пироги с грибами и блюда с орехами.

Кроме того, девушки гадали на будущее и любовь. Они срывали орехи и определяли, каким будет будущий год. Спелый орех – к большой любви, недозрелый – к важной новости, гнилой – к беде, а горький – к проблемам.

Ореховый Спас: что нельзя делать в этот день

Существует ряд запретов на Ореховый Спас:

Нельзя отказываться от работы и лениться, потому что во время Третьего Спаса люди собирали урожай и готовились к зиме.

Нужно обязательно помогать тем, кто нуждается и нельзя отказывать детям, бедным и больным.

Во время Третьего Спаса нельзя выходить в лес без какого-то оберега, потому что там можно встретиться с злыми силами.

По церковному календарю 29 августа у православных христиан наступает праздник, именуемый в народе Ореховым Спасом. Перед этим праздником в последний месяц летнего времени года отмечаются Медовый Спас и Яблочный Спас.

Название праздника

Третий Спас имеет несколько названий и все они берут своё начало у истоков традиций.

Хлебный Спас . Раньше в этот день на столе непременно должен был стоять свежий каравай, испечённый из зерна первого урожая, благодаря этой традиции Третий Спас называют Хлебным Спасом.

Третий Спас имеет название Орехового Спаса, поскольку 29 августа было принято собираться всем вместе и идти в лес для сбора орехов, отсюда и название.

Спас на холсте . Ещё одной традицией, связанной с историей этого праздника, стало изготовление холстов. Женщины, девушки к этому празднику ткали множество холстов и полотен, после чего продавали их – эта традиция породила ещё одно название Третьего Спаса – Холщовый Спас.

Церковное название . В церковном календаре праздник Третьего Спаса имеет длинное и красивое название - Перенесение Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа.

История Третьего Спаса

История этого православного праздника уходит корнями в далёкое прошлое, когда Иисус ходил по миру и проповедовал православную веру. В одном городе под названием Едесса правителем был царь Авгарь, страдавший ужасными язвами, полностью покрывавшими его тело, и ни одному целителю не удавалось помочь мучавшемуся правителю. Но вскоре в Едессу долетели слухи о Сыне Господа, который находясь на Земле творил невероятные чудеса. Царь решил, что это его единственное спасение и написал Иисусу письмо, в котором просил помочь ему и спасти от ужасного недуга. Своё послание Авгарь отправил вместе с художником по имени Ананий, которого попросил изобразить Сына Господа на холсте.

В Иерусалиме художник нашёл Иисуса, вокруг которого толпилась огромное количество жителей, поэтому Ананий даже не смог прикоснуться к Учителю. Поднявшись на высокий камень, художник хотел изобразить Иисуса на холсте, но все попытки оказались тщетны. В один момент, Христос заметил Анания и подозвал к себе, после чего попросил чашу, наполненную водой и убрус. Иисус умыл лицо своё в чаше и вытерся полотенцем, на котором запечатлелся его лик. Именно это полотно с изображённым ликом Учителя принёс художник царю Авгарю.

Вскоре Авгарь был исцелён руками одного из последователей Иисуса, святым Фаддеем, а образ Спаса Нерукотворного царь повесил над вратами, ведущими в город.

Традиции, связанные с Третьим Спасом

Благодаря библейской истории происхождения праздника Орехового Спаса появилось множество традиций, связанных именно с полотнами. В этот день в народе обязательно освящали тканевые полотна в храмах. К Ореховому Спасу женщины изготавливали своими руками ткани, ходили их освящать в церковь, а затем шили из этой ткани одежду всей семье. Также в этот день принято освящать и два других символа этого православного праздника: орехи и хлеб.

Интересной традицией празднования Третьего Спаса является очищение колодцев. Эта традиция сохранилась во многих поселениях до сих пор. 29 августа в сельской местности занимались очищением колодцев, святых источником, а также освящением новых колодцев. В этот праздник по обычаю пили чистую воду из освящённого источника.

Приметы, связанные с Третьим Спасом

На Руси было огромное количество примет, связанных с этим праздником. Люди говорили, что веник, собранный в этот день из ореховых веток, послужит оберегом и защитой от различных хворей и напастей.

Кроме того, считалось, что если в этот день было собрано много орехов, то в следующем году урожай зерновых культур будет радовать.

Обычаи по празднованию Хлебного Спаса

Обязательно следует приобрести небольшую вещичку, сувенир, если этого не сделать, считается, что в предстоящем году будет крайне нестабильное и шаткое финансовое положение. Обязательно надо посетить церковь и желательно осветить предметы, характерные для этого праздника: хлеб, орехи и полотна.

Ореховый Спас празднуется уже на протяжении многих десятков лет. История и большинство традиций берут своё начало в незапамятных временах, но многие обряды по празднованию этого светлого праздника сохранились до сих пор. Три Спаса глубоко почитались во все времена и не забываются в наше неспокойное время.