Традиции на свадьбе: русские приметы и обычаи для начала счастливой семейной жизни. Какой была старинная свадьба на руси

Старинная свадьба — как играли свадьбу на Руси, что происходило в доме невесты? Свадьба удивительное событие, знаменующее рождение новой семьи. Если спросить сейчас у будущих молодожёнов – какой они хотят сделать свою? Большинство наверняка ответят, что не представляют свадьбу без шикарного ресторана, свадебного торта, лимузина. Узнайте какой была старинная свадьба на Руси.

Русский свадебный обряд

Свадебные традиции

Какой была на самом деле старинная свадьба? Традиции давно позабылись, узнайте как играть свадьбу по Русскому обычаю? Как выглядит ? Знающих осталось совсем не много. Я, возможно, ваш будущий свадебный фотограф, в числе этих людей знающих — как раньше играли свадьбу. Старинная свадьба на селе — это целое действо, такое же противоречивое и загадочное, как русская душа.

За искромётным безудержным весельем, здесь скрывается особый таинственный смысл свадебной традиции, символ глубокой народной мудрости. Она сквозит в каждой обрядовой песне, в любой простой на первый взгляд забаве или шутке. Тот, кому посчастливилось участвовать в настоящей русской свадьбе которую справляли по старинным свадебным обычаям, никогда не спутает её с простой гулянкой. И не за что не забудет!

Что проходило в доме невесты

Свой свадебный обряд существовал практически в каждом крупном селе с небольшими изменениями или дополнениями. Все свадьбы в далёкую старину играли соблюдая традиции установившийся с давних времён. В году было всего четыре дня когда можно было играть свадьбу.

  • 4 ноября — день Казанской иконы Божией Матери.
  • 27 ноября – под заговенье на Рождественский пост.
  • 15 января на крещение.
  • Свадьба на Красную горку.

сватовство невесты

Считалось, что парню лучше всего жениться в 19 лет, а девушке выходить замуж в 17. После 20 незамужних девушек уже записывали, как тогда говорили, в засиделые девки. Был ещё один свадебный обычай — сватовство невесты, сначала вступали в брак старшие братья и сёстры, а потом младшие. Нарушать этот прядок считалось не по совести. Жених и невеста часто даже не знали о том, что их сосватали, всё между собой решали родители.

Часто бывало что приходили сватать младшую дочь, а выдавали старшую. Пойти против их воли, никому даже в голову не приходило. Прежде чем вести речь о свадьбе девушку нужно было сосватать. О том, когда именно прейдут сваты, посторонним старались не рассказывать, суеверно опасаясь, что сглазят. Свататься ходили самые близкие жениху родственники: мать, отец, крёстные, а с ними братья и сёстры. Сразу на прямую, зачем пришли, хозяевам не говорили. Сговаривались о приданом, назначали, когда играть свадьбу и так называемого запоя.

Свадебные обряды на Руси

Посмотрите это видео с реконструкцией старинных свадебных традиций

Запой — это не пьянка, это особый этап в свадебном обряде и череде свадебных традиций. В этот день дома у невесты за общим столом собиралась родня с обеих сторон, присутствовали и сами молодые. Здесь решались все самые важные вопросы.

  • Сколько пригласить гостей на свадьбу?
  • Как будут играть свадьбу?

Так же зачастую на запое обговаривали и приданое невесты. В дом к жениху девушка должна была прийти со своим сундуком, содержимое которого зависело от достатка её семьи. Но несколько нарядов на разные случаи в нём были обязательны: повседневная одежда, одежда для посещения церкви, нарядная одежда на годовые праздники.

Так же во время запоя играли песни. Именно играли, так заменяют слово петь ведь речь идёт о свадьбе. В свадебном обряде нет ничего случайного, каждая песня знаменовала определённый этап, она несла особый смысл, рассказывала о жизненных ситуациях, с которыми вскоре столкнётся молодая пара.

Такие песни можно только играть! Во время застолья на запое, звучали в основном протяжные лирические песни. Не обходилось и без веселья, по старинной свадебной традиции родня жениха обязательно должна была сделать так, чтобы на запое был гармонист, и во время пляски у каждого из гостей была возможность показать себя. Как говорится «делу время, а потехе час». От запоя до свадьбы, в доме у невесты кипела работа. Сама она, как только просватали, покрывала голову белым платком и вместе с подругами садилась расшивать рубахи для будущего мужа.

По обычаю старинной свадьбы, девушка должна подготовить суженому, так называемый уголок, или «хранцузкий» платок, в который клали всё необходимое: нижнее бельё, рубашки, брюки, вышитый носовой платок и кроме того, несколько разных полотенец. И вот, настаёт заветное время, день предшествующий венчанию – под свадьбу. По обычаю собирались подружки невесты, именовали которых швеями. Должность это особая и очень важная.

Швеи и рубахи для жениха вместе с невестой строчили и песни обрядовые должны были играть. А для начала, оповестить всех жителей села о том, что будут играть свадьбу. Делали это с помощью специального инструмента, в роли которого выступала обыкновенная коса! На ней с помощью железного прута или деревянной палки отбивали ритм. Тембр можно было менять с помощью левой руки, сжимая или расслабляя кисть руки. Вот под такое музыкальное сопровождение шли швеи по селу играя свадебные частушки.

В каждой частушке и свадебной песни швеи заменяли тексты, а вставляли имена молодожёнов. Пока швеи идут под косу в дом к невесте, братья, сёстры и снохи жениха тоже не теряю время. Во главе с дружкой, роль которого чаще всего доставалась крёстному отцу жениха, шли с гармонью выкупать рубахи. Швеи их уже должны ждать у дома невесты, крепко ухватив за углы тот самый уголок «хранцузкий платок», в котором собраны все приготовленные для жениха подарки.

Получив выкуп, они отдавали приготовленный уголок для жениха, который с песнями приносили в дом к жениху. Получив уголок, жених садился за стол под святые иконы и потянув за узелок он вытягивал нитку. Разворачивался свёрток одной рукой, а другой осенял себя крестом и молился. Достав полотенце по обычаю, обязательно вешал его на плечо матери. Потом вынимал приготовленный для него невестой наряд.

Утро невесты

С чего начинался свадебный обряд в России? С песни плача начиналось , если сама она не могла её исполнить, просила кого-то из подруг. После прощания с девичьей волей и отчим домом, девушка просила родительского благословения. Благословение невеста получала встав на колени, на вывернутую мехом наружу шубу. В свадебное утро она вместе с подружками чаще всего проводила в слезах. Для девушки это были последние минуты в родительском доме.

Вся прежняя жизнь оставалась позади, а впереди ждало пока неведомое будущее в чужой семье. Наряжала к венцу или как тогда говорили «убирала невесту», крёстная мать. Иногда ей помогала ещё одна женщина умеющая навивать кудри. Причёску на свадьбу делали особенную. Волосы делили на две части, заднюю и переднюю.

Образ невесты

В старину о бигудях не слыхивали, их заменяли керосиновая лампа и разогретая на ней железная спица. С их помощью из передних волос навивали кудри, чтобы не сжечь их при этом, требовалось немалое мастерство. Из задних волос делали пучок, а передние навитые кудри набрасывали на специальный валик, украшая его цветами. Затем надевали фату и добавляли в причёску ленты.

Наряжали к приходу жениха не только невесту, но и так называемый круглик — это особое обрядовое деревце. В его символе и названии воплощена главная для наших предков идея мира, в котором всё нескончаемо, потому что движется по кругу. Непрерывно идут друг за другом времена года, одно поколение сменяет другое.

Выкупив круглик символ вечного продолжения рода, жених словно превращался из юноши в мужчину, ответственного за будущее своей семьи. Таким глубоким содержанием наполнена простая и шутливая игра. Выкупать круглик от жениха приходили по обычаю: дружка (крёстный отец), крёстная мать, гармонист и другие члены семьи жениха и конечно сам жених. Торг начать должен быть дружка. Ловкий дружка во время этой шутливой перепалки обязательно пытался круглик своровать.

Швеи, наоборот всеми силами его охраняют и старались при этом не продешевить! Задача швей продать это деревце как можно дороже, жених во время этого процесса не появлялся, невесту тоже прятали в доме. После того как выкупили круглик и его забирала родня жениха, наставало время свода. Молодых сводили крёстные матери, держа в руках иконы. Во время свода крёстные и молодые одновременно кланялись друг другу, трижды в пояс.

Потом жениха и невесту подводили друг к другу и после скрепления союза поцелуями сажали за стол, на шум. Им подносили два стакана с вином которыми они обменивались, но не пили. Такой свадебный обычай символ того, что этот миг молодая пара как бы находилась в другом не реальном мире. Ведь они уже умерли в одном качестве, а в другом пока не родились.

Оставив стаканы не тронутыми, молодые вместе отправлялись к венцу. Лошадь для того чтобы их отвезти на венчание по-особому наряжали. На дугу вешали уголок жениха, тот самый платок, цветные ленты и конечно колокольчики. Услышав их звон, всё село знало – едут молодожёны!

Величальной песней молодых встречали в доме у невесты, их осыпали овсом. Символично и то, что , разрезанным на две равные части. Благословив молодожёнов, мать брала одну половину свадебного каравая, а отец вторую.

Жених с невестой проходили между ними, а родители им вслед соединяли две части свадебного каравая в один каравай и ставили на свадебный стол, за который садились все кроме швей. По свадебной традиции они должны были объигрывать свадебными песнями гостей. Первыми конечно величали молодых.

Хозяин дома обходил всех за столом, наливая им из большой бутылки – четверти, стакан был один на всех. Гости поднимали его за здоровье молодой пары, а швеи играли для жениха с невестой специальную песню.

Главное блюдо на праздничном свадебном столе – свиная голова. Её варили целиком, следя за тем, чтобы мясо было мягким и вкусным. Затем голова остужалась и натиралась солью, чесноком и особым образом её требовалось украсить. Голову разделывал дружка. Потом её всем раздавали по кусочку.

В это время швеи продолжали объигрывать гостей. За молодыми наставал черёд свадебного торжества, они начинали величать дружку. На старинной свадьбе на нём лежит большая ответственность и почёт ему был особый. За объигранные песни швей благодарили деньгами и гостинцами. Особыми песнями объигрывали родителей молодожёнов, сидящего среди гостей холостого парня, молодую пару недавно вступившую в брак и женщину солдатку.

Свадебное застолье

Были во время свадебного застолья не только весёлые но и трогательные, грустные моменты. Например, когда играли песню для вдовы. И хоть во время её многие плакали, никто не отказывался, ведь игровая песня знак особого внимания и уважения. В мире всё движется по кругу, об этом в старину никогда не забывали. Слёзы сменятся радостью, и за грустной песней приходит черёд хороводных, плясовых.

Без них не могла обойтись ни одна свадьба. Кроме песен и плясок не забывали и об угощении. После свиной головы на свадебный стол подавали щи, студень, лапшу с курицей, сырники. Было и ещё одно блюдо которое для гостей служило сигналом того, что пора и честь знать! От того и название говорящее – каша выгонялка. Подавали её, как говорится под послед в самом финале свадьбы. Со стороны эта удивительная каша больше похожа на пирог. Делается она по особому рецепту.

  • Рецепт каши выгонялки.

Сначала кипятится молоко. На литр молока – два литра пшена. Как молоко закипело, нужно его посолить и добавить сахар по вкусу и засыпается пшено. Степень готовности пшена можно определить по тому, как будет развариваться пшено. Затем взбиваются яйца – 3 штуки на наш объём и медленно вливаются в молоко с пшеном.

Масло сливочное добавляется по вкусу. Весь объём необходимо тщательно перемешать и положить доходить кашу, обложив кастрюлю подушками на 3-4 часа. Затем выкладывают кашу в казан и накрывают его сверху свиным жиром, взятым с живота. Затем нужно поставить в духовку. Как только жир растопится и покроется красивой корочкой, каша выгонялка готова.

Отведав каши выгонялки, гости расходились по домам. И даже в этом случае не обходилось без особой песни. Расходясь со двора, гости не особо расстраивались, ведь свадьба на этом не заканчивалась.

Второй день свадьбы

На второй день свадьбы, с первыми петухами молодых приходила будить крёстная мать. Вместе с родителями и с самыми активными гостями. Назывался этот свадебный обряд – «горшки бить». Их действительно били в прямом смысле! Разбив горшок, гости бросали деньги, которые жених с невестой вместе собирали веником и лопатой. За одно они должны были подмести и осколки от горшка. Эта свадебная традиция, своеобразная проверка невесты, насколько умелой она будет хозяйкой. Разбив горшок, крёстная приступала к ещё одной свадебной традиции – смена девичьего наряда на бабий.

Причёска невесты

Теперь волосы заплетались в две косы и укладывались в своеобразные рожки, чуть выше ушей. Одевали атласный налобник или наголовник как ещё его называли. Бабий наряд состоял из шерстяной юбки, атласной кофты и фартука с оборками.

Свадьбы не могли обойтись без обрядовых песен. Ещё было принято рядиться, обязательно надевали вывернутую мехом наружу шубу или тулуп и мазались сажей, отпугивая нечистую силу. В дом невесты несли особую приданку – выбирали курочку с самым красивым хохолком, наряжали её бусами и лентами.

Зайдя в дом невесты, первым делом клали приданку под иконы и смотрели, как она себя поведёт. Если будет кудахтать, постарается прыгнуть и улететь, значит по свадебной примете и невеста со вспыльчивым характером. Если курица сидит спокойно и молчит, значит и молодая сноха хорошая и смирная. Вторым днём свадьбы, свадебные гуляния не заканчиваются. Неделю, а то и месяц после свадьбы продолжались позывки, это был такой обычай.

Давно ушли в небытие такие свадебные традиции. Сейчас воссоздаются старинные свадебные традиции. Свадебные обряды о прошедшей жизни, её не вернёшь, но она будет жить в культуре народа. Время идёт вперёд, и не будет свадебный обряд таким, каким был раньше. Всё теперь по-другому, по-новому.

Сегодня актуальны иные свадебные традиции, но может быть, когда ни будь, они возродятся, записанная традиция уже не будет забытой! Когда ни будь, они возродятся в новом качестве, ведь недаром от прародителей до нас через особые обычаи и символы дошла до нас истина, что всё в этом мире движется по кругу.

Как встречать молодых с караваем

Я свадебный фотограф имеющий за плечами большой опыт, поделюсь с вами своими наблюдениями. Встреча молодых бывает: традиционной, тематической и символической. Традиционный тип встречи я думаю нам всем хорошо знаком. Выстраивается коридор с гостями по которому проходят молодожёны, их осыпают лепестками роз, крупой и монетами и в конце их встречают родители. В руках у родителей у мамы жениха каравай на рушнике.

Свадьба это одно из самых важных и запоминающихся событий в жизни каждого человека. Каждый раз, когда молодожены решают сыграть Русскую свадьбу, часто возникает вопрос какие традиции необходимо соблюдать, для того что бы дальнейшая жизнь новой молодой семьи была успешной и счастливой. Соблюдая свадебные традиции, необходимо знать, откуда в нашу жизнь пришёл свадебный обряд с караваем

Свадебный каравай- почему без него нельзя обойтись? Такая традиция пришла к нам еще с самых давних времен, так как после замужества молодая жена обязательно переезжала жить в дом жениха и его родителей. Перед тем как переступить порог нового пристанища, мать жениха должна была встретить невестку с хлебом да солью в руках. Такой жест со стороны матери жениха говорил о том, что невестку принимают всем сердцем, и желают молодым счастья и благополучия.

Сегодня в нашем современном мире жизнь молодых людей протекает совсем иначе. Большинство молодых пар, перед тем как сыграть свадьбу заботятся о том, где они будут жить после официального оформления брака. Это может быть съемное жилье, или же купленное. После свадьбы большинство молодых пар живут отдельно от своих родителей, и только поэтому с караваем у порога их никто не встретит. Для того чтобы не нарушать свадебный обычай, который передается нашими предками, родители жениха могут встретить молодую пару с караваем в руках у порога ресторана.

Как играть свадьбу

Свадебные традиции и обряды в жизни всех Российских крестьян были особыми, яркими и сакральными действиями с большим количеством участников. По свадебным обрядовым традициям это процесс имел не один подготовительный сюжет. Это сложная аллегория смысл которой не до конца понятен и по сей день.


свадебный поезд
  • Первый этап свадебного обряда – сватовство невесты. Многие считают, что свататься приходили от семьи жениха в семью молодой невесты. В те далёкие времена часто были случаи, когда сватов засылали из дома невесты. Этот обря выглядел так: крёстные отец и мать заходили в дом, проходили к печке и бряцала в ней заслонкой. Всем становилось ясно, что настала пора выдавать дочь замуж. Никогда решение не принималось сразу, соглашаться отдать невесту за новоявленного жениха. Даже если между молодожёнами уже была предварительная договорённость о том, что будет сватовство, как правило, родители невесты соглашались лишь с третьего раза.
  • Очередной эпизод свадебного обряда это смотрины. Старинный свадебный обряд был очень красивый и имел захватывающий сюжет. Молодую приводили на смотр. Её наряжали в новые платья, На пример в Архангельской губернии её одевали в шёлковый голубой сарафан. Под ним с кисеей тонкой работы белоснежная рубшка. К этому образу прилагались алые шёлковые косынки три штуки. Голову невесты украшал очень красивый и торжественный головной убор, повязка расшитая бисером и жемчугом. Во время этого обряда будущая невеста много раз переодевала свои лучшие платья и показывалась родственникам жениха. Непременно согласовался момент присутствия на свадьбе колдуна. Это было очень важно, поскольку обойдённый вниманием колдун мог нанести непоправимый вред свадьбе. По этому, участие в свадьбе этого персонажа было очень частым явлением.
  • Далее — свадебный обряд дворосмотрения. Договорились, что свадьба будет, решился спор о приданном невесты, однако свадебное торжество имело шанс не состояться, в том случае если родню молодой девушки не удовлетворяло состояние хозяйства будущего мужа. Зажиточным считалось хозяйство, в котором были не только полки для посуды, а была столярной работы мебель. Если вопрос дворосмотрения решался успешно, то уже окончательно договаривались о свадьбе. С этого момента молодую девушку считали просватанной. В Рязанской губернии такую невесту называли сговорёнкой. Жизнь будущей невесты резко менялась, она уже неучавствовала в хороводах с подругами, не пела весёлых песен, она всё время находилась в доме родителей, готовя приданное себе. Будущая невеста должна была сама себе приготовить свадебный наряд и сама приготовить наряд жениху.
  • На кануне свадьбы устраивался особый свадебный обряд – «девишник». Он тоже состоял этапов. Это было участие в банной церемонии, продавалась девичья коса, этим занимался обычно невестин брат. После того как девушка выходила замуж, ей не позволялось заплетать волосы в одну косу и далее следует обряд приготовления красоты (ударение на последнюю букву Ы). Для этого служили ветки берёзы, ёлки иногда репейник, как видно традиция свадебного букет к нам пришла не с запада. Эту красоту украшали шёлковами ленточками, цветами сделанными вручную, она обозначала раставание со свободой, размеренной жизнью молодой в доме родителей.
Русский свадебный обряд

В день венчания молодую пару благословляли иконами Николой и Богоматерью. А вообще покровителями свадьбы были святые Кузьма и Домиан. Говорили так – «святые Кузьма и Домиан скуют нам свадебку крепко накрепко». Свадебный поезд лентами, полотенцами, поясами. В конские гривы вплетались яркие ленты. Будущие муж и жена в храм ехали порознь и так называемый свадебный эскорт (если быть точным он назывался поездом) сопровождался криком и гамом друзей и родни и обязательно сопровождался звуком громких колокольчиков, они подвешивались на конские дуги.

В храм молодая ехала в особом наряде – это был траурный наряд. По сути это похоронное женское платье. Почему траурное? Потому что свадьба это конец жизни девушки. Костюм состоял из чёрного сарафана и белоснежной траурной рубашки. Почему белый цвет рубашки считался похоронным? В представлениях наших предков белый цвет воспринимался как цвет завершения жизни. Это символ снега, который покрывал белоснежным покрывалом окружающий мир зимой и природа замирала. Свадьба — её цвет белый, он считался цветом траурным. Вот такая была свадебная традиция!

К венцу девушка ехала с расплетёнными волосами или расплетённые волосы мог покрывать белый платок. В храме в ноги молодым клали особую ткань, кусок чистого полотна или платок, который назывался подножник. Над молодожёнами держали венцы. Обряд венчания проводил священник одетый в светлые одежды. После венчания молодые ехали уже вместе.

Варианты возвращения могли быть разными, они могли сначала заехать в дом невесты, а потом жениха. Родственники ждали их в тулупах одетых овчиной наружу или клали шубы в ноги молодым с приговором « шуба тепла и мохната, жить вам легко и богато ». Знаком замужества любой женщины на юге России, служила панёва. Если женщина не выходила замуж вообще, она до смерти ходила в сарафане. Замужняя женщина непременно обязана была закрывать волосы. По традиции считалось, что волосы женщины обладают недоброй магической силой и она обязательно должна прятать их под платок или головной убор. Выход в люди с не покрытыми волосами, или как раньше говорили простоволосой, считалось недопустимым.


свадебные традиции

И свадебный пир продолжался не менее трёх дней. В современной свадебной традиции порой планируется второй день свадьбы. Сам свадебный стол, как и сейчас требует больших материальных затрат. По традиции гости брали на свадебный пир свои разные кушания, рыбу, хлеб, мясо. Но, по традиции, на пиру обязательно должны быть блюда из курицы, яиц и молока.

Именно эти продукты символизировали плодовитость молодой невесты. С этой же целью молодожёнов сажали на тулуп вывернутую овчиной наружу и желали молодым детей столько же, сколько шерсти на шубе. Заканчивался праздник угощением особого пряника называемого разгонного пряника. Гость, получая такой пряник понимал, что свадебный пир подошёл к концу и пора гостям расходиться по домам.

К Вашим услугам профессиональный Михаил Ушаков.

Большинство нынешних праздничных традиций нашей страны имеют корни, уходящие глубоко в прошлое. Так и со свадьбой. Все самое захватывающее и впечатляющее: предложение, предсвадебные гуляния и сам процесс бракосочетания - все эти свадебные обычаи достались нам от предков. И именно это скрашивает процесс. То, что придумано в наши дни, к сожалению, не может похвастаться яркостью и незабываемостью проведения. И еще печальнее тот факт, что не все традиции предков дожили до наших дней.

Как это происходит в наши дни?

По сути, что такое современные русские свадебные обряды?

Обрисуем вкратце. Молодой человек делает предложение своей избраннице, в большинстве случаев отводя такие мероприятия, как "попросить у родителей невесты ее руки" и "получить родительское благословение" на задний план. А бывает, что и вовсе не прибегает к таким действиям.

После принятия невестой предложения жениха начинаются активные подсчеты, во сколько обойдется сие торжество. Подается заявление в ЗАГС, что позволяет определить точную дату свадьбы. Невеста, прибегая к помощи подружек, выбирает себе свадебное платье, украшения и туфли. За сам же сценарий свадьбы отвечает ответственное лицо - тамада. Обычно она не имеет родства ни со стороной жениха, ни со стороной невесты.

Непосредственно перед свадьбой проходят такие мероприятия, как мальчишник и девичник.

Ну и в завершение наступает этот день - свадьба. С визитом в церковь или без него, молодые на своем кортеже приезжают к дверям ЗАГСа, где и происходит основная церемония бракосочетания. И лишь после подписи обеих сторон брак считается действительным.

Как это было раньше?

Изначально не было единого русского народа, а только лишь различные племена язычников. Каждому из них были свойственны свои культурные обычаи. Естественно, что и свадебные обряды этих племен различались между собой. У полян наблюдалось особое почитание к брачным узам. Они приветствовали гармонию в доме и трепетно относились к созданию новой семьи в своей общине. Чего нельзя сказать, например, о древлянах. У них преобладало варварское отношение к данному вопросу. Свадебные обряды и обычаи казались им чуждыми. И для мужчины такого племени не считалось постыдным украсть понравившуюся ему девушку. Причем она могла быть как из чужого племени, так и из своего.

Со временем племена сближались и сплачивались. Таким образом, объединяя свои культуры в одну единую.

Языческий древний свадебный обряд представлял собой пляски возле идолов. Так наши предки почитали своих богов, тем самым, закрепляя брак. Танцы при этом сопровождались массовым обливанием водой, прыжками через костер и пением ритуальных песен.

Значительные перемены принесло с собой крещение Руси. Таким образом, язычество и христианство тесно переплелись между собой. Как бы церковь не пыталась искоренить проявления язычества, так ничего и не вышло. По сей день в наших традициях присутствуют его элементы.

Тем не менее, с приходом христианства стало обязательным в день свадьбы посещать церковь. Таким образом, брак считался освященным. В остальном же все было как прежде - пир, затягивающийся до семи дней, танцы и катание на санях.

Какое время считалось подходящим для проведения свадьбы?

Как и в наши дни, старинные свадебные обряды старались проводить в определенное время года. Чаще всего это делалось осенью и зимой, так как в данный период не было надобности заниматься сельскохозяйственными работами. В случае особенной надобности (например, незапланированной беременности невесты) свадьбу играли весной или летом. Но это было крайне редко.

Несмотря на это, дней для проведения торжества было не так много. Свадебные обычаи запрещали проводить венчание:

Во время поста;

Во время Святок;

В Пасхальную Седмицу;

На Масленицу;

В православные праздники.

Также было не принято заключать брак в мае.

Религиозно-магические действия во время свадьбы

Свадебные обряды на Руси славились своей суеверностью, в чем опять же немалая заслуга язычества. И считалось, что время свадьбы - это подходящий момент для нечистой силы. Чтобы уберечь молодых от ее воздействия, проводилось множество ритуалов. Таким образом, молодоженов защищали от дурного влияния духов, а также от порчи и сглаза.

Свидетели, коими являлись друзья молодых, были нужны для того, чтобы запутать нечистую силу. Так, по верованиям предков, нечисть не могла найти настоящих будущих супругов, что не давало ей исполнить свои грязные замыслы. Помимо того, что в отводе злых сил участвовали друзья и родственники молодых, для этого использовались и различные предметы-обереги. Например, фата невесты служила некой защитой от темных духов. Когда передвигались на санях, то специально заметали дорогу после себя, что тоже должно было сбить со следа злые силы.

Выполняя все вышеупомянутые меры, родственники и друзья обеспечивали супругам счастливый брак, достаток и здоровье. В случае если свадьба происходила у овдовевших ранее людей, то подобным традициям отводилось мало внимания.

Когда и как проводилась подготовка к свадьбе?

Со стороны невесты приготовления к будущей свадьбе начинались практически с самого ее детства. Ее учили готовить, шить и прочим домашним делам.

Кроме того, существовала традиция, заключающаяся в том, что к свадьбе невеста обязана была сшить по полотенцу каждому родственнику со стороны жениха. Самому же будущему супругу предназначалась рубашка, сотканная руками невесты. Отрез материала для сарафана и платок для головы предназначались матери жениха.

Кто делал выбор?

Как правило, выбор целиком ложился на плечи родителей молодых. Сватовство, смотрины и сговор также происходили под их контролем.

Если дети сами выбирали себе пару, то это считалось неуважением к родителям, и такие браки считались несчастливыми. Однако были случаи, когда родители одобряли выбор своего ребенка.

Молодые люди могли познакомиться на площадях, где часто проходили массовые гуляния. Девушки пели и танцевали. Парни играли на музыкальных инструментах (гуслях и балалайках), а также устраивали катания на лошадях, где демонстрировали перед прекрасным полом свою ловкость и смелость.

Приданое

Приданым называли имущество, которое прилагалось вместе с невестой после свадьбы. В основном, это были мебель, женская одежда и украшения, деньги (исключительно серебро и золото), а также скот и недвижимость. Приветствовалось, чтобы девушка была из обеспеченной семьи. В случае если семья не имела приданого, то его им обеспечивала сторона жениха.

Сватовство

Свадебные обряды на Руси отличались тем, что данное действие происходило без участия молодых. Это мероприятие, обычно, планировали на воскресенье или какой-либо другой праздничный день. Родители жениха брали с собой поверенного человека - сваху. Именно ей предстояло представлять интересы молодого человека перед стороной невесты. Она всячески расхваливала жениха и обсуждала приданое с родителями невесты. В завершение сваха брала за руки обе стороны и трижды проводила их вокруг стола, после чего они крестились перед иконами. Уходя, отец жениха назначал дату смотрин. Как правило, они проходили спустя неделю после сватовства.

Смотрины

Неделю до смотрин сторона жениха тщательно готовилась к данному мероприятию. Украшались сани, шились одежды и готовились подарки.

В доме невесты все проходило еще более трепетно. Будущая супруга должна была собственноручно провести уборку в той комнате, где соберутся гости. Доставались лучшие одеяния и готовились угощения.

Свадебные обряды на Руси не позволяли жениху участвовать в смотринах. Невесту осматривали его родители. Главной ее задачей являлось произвести впечатление скромной девушки.

После тог, как смотрины подходили к завершению, сторона жениха выходила во двор для совещания. Это было уже формальностью, так как окончательное решение было принято еще после сватовства.

Сговор

Этот важный пункт включал в себя каждый свадебный обряд в древней Руси. Сговор сопровождался более пышным застольем, нежели сватовство и смотрины. И во время его обеими сторонами подписывался договор. Таким образом, у наших предков происходила помолвка. В договоре прописывалась точная дата проведения свадьбы. И после того как подписи были поставлены, единственной причиной, что смогла бы нарушить обряд бракосочетания, была смерть кого-либо из молодых.

После того как договор был подписан, в комнату входила сестра (или подруга) невесты и вручала подарки каждому родственнику со стороны жениха.

Венчание

До принятия христианства языческие свадьбы заключались в уходе молодых из населенного пункта. В окружении своих сверстников (старших не должно было быть) они уходили на опушку леса. Там плели венки, пели обрядные песни и водили хороводы. Считалось, что, таким образом, молодых благословляет сама природа.

Когда языческие свадебные обряды вытеснила православная церковь, то стало обязательно заключать союз в храме.

Перед днем свадьбы невеста и ее подружки устраивали девичник. Они мылись в бане, пели песни и гадали о том, какая судьба ждет девушку в замужней жизни.

В день свадьбы сначала все собирались в доме жениха и пировали. Проводились различные обряды, контролируемые свахой. В целом, весь сценарий свадьбы принадлежал именно ей. После того как было подано третье блюдо, молодые и гости отправлялись в храм.

В храме батюшка благословлял брак, и отец передавал дочь ее, теперь уже, мужу. При этом ударял по дочери плетью, что означало родительский наказ слушаться и почитать своего мужа. Плеть передавалась ее супругу. Иногда этим и ограничивалось, но есть сведения, что некоторые свадебные обряды на Руси проводились путем хлестанья будущей супруги ее мужем. Ударяя ее плетью три раза, по поверью, муж делал жену покорной.

После длительного обряда в церкви, все возвращались обратно в дом жениха. Там и проводились остальное время гуляния. Русские свадебные обряды, как правило, проходили в три дня.

Ночью молодых провожали в их ложе и больше не беспокоили. Начиная же со второго дня гуляния, их могли спокойно разбудить среди ночи, одеть и вернуть к столу.

Ночную рубашку невесты проверяли на наличие лишения девственности. Если таковых пятен не имелось, то свадьбу могли разорвать, а девушку осмеять. Пятна на рубашке показывали гостям за столом, что служило хорошим показателем для невесты.

Где можно встретить подобные традиции в наше время?

Мало мест, где еще сохранились подобные традиции венчания. Однако в нашей стране еще есть земли, где люди, хоть и не полностью, сохранили старые обычаи. Так, например, свадебный обряд на Кубани вполне напоминает свадьбу, которую проводили когда-то на Руси. Казаки всегда славились тем, что почитали историю и традиции своего народа, тем самым сохранив его наследие для своих потомков.

Считается, что в языческой Руси свадеб не было. В те времена между соседними деревнями и селами часто затевались игры, собирались девушки и молодые люди, водили хороводы, пели — и брак заключался очень просто: мужчина сам выбирал себе жену и уводил ее в свой дом, но только при ее согласии. Даже в те далекие времена женщина имела право выбора, чего почти полностью лишилась в XVIII-XIX веках, когда во множестве случаев родители подбирали дочери выгодного жениха, пусть он стар и нехорош собой, зато богатый. И перечить девушка не смела.

Наряду с этим насыщенная богатейшим фактическим материалом «Повесть временных лет» рассказывает очень романтическую историю любви и женитьбы КНЯЗЯ Игоря и Ольги. Новобрачных осыпали хмелем, чтобы жизнь была богатой. Нам, конечно, интересен праздничный наряд невесты. Все украшения, ткани привозились Игорем из Византии, и надо сказать, ткани были не менее драгоценны, чем украшения. Платье понизу украшено вышивкой, так же как и ворот, и рукава.

В те времена орнаменты вышивки имели глубоко магический и оберегающий смысл. Фаты не существовало, на голову набрасывали красивый платок, чтобы волосы не были видны. Полагали, это тоже предохраняет от сглаза. Возможно, в более поздние времена именно фата заменила платок.

К середине XIII века сложилась свадебная тер-минология: «жених», «невеста», «женитьба», «сваты», «венчание», «свадьба» и др. Уже и на Руси появляется брачный договор — ряд, который составляли сваты или родственники. В рядных записях подробно указывался размер приданого, пре-дусматривалась выплата значительной неустойки, как отступного в случае отказа жениха от брака, часто заботливые отцы включали пункт, запрещающий бить жену или плохо с ней обращаться. Ряд имел юридическую силу.

Однако прежде всего было сватовство.

Толковый словарь Даля дает следующее опреде-ление данному обряду: «Сватовство — предложение девице, а более родителям ее, отдать ее замуж за такого-то». Между тем, жених не обязан свататься сам, это можно поручить сделать его родителям, иногда обязанности по сватовству принимали на себя крестные родители или близкие родственники.

На Руси в старину жених присылал в дом невесты подготовленных им людей, чтобы договориться о возможности свадьбы. Чаще всего это была сваха, а иногда и родители жениха или ближайшие родственники-мужчины. Разговор принято было заводить очень издалека, он всегда развивался по определенному сюжету и не принуждал родных не-весты давать определенный ответ сразу же. Если того требовали обстоятельства (например, нерешительность со стороны родственников невесты, продолжительное раздумье ее родителей и т.п.), сва-тов можно было засылать до 3-4 раз. Принимая предложение жениха, родители невесты разрезали принесенный сватами хлеб, перед тем как возвра-тить его. В случае же отказа хлеб возвращался сватам целым.

Далеко не всегда сразу давали согласие на брак, часто договаривались встретиться через неделю-две. За это время родители невесты старались узнать, насколько в роду жениха работящие мужчины, нет ли пьяниц или больных. Возможно, и это обстоятельство объясняет, почему прежние поколения были значительнее здоровее нас. Кто сейчас будет наводить справки о здоровье родни жениха или невесты? Кстати, во многих зарубежных странах и сейчас перед свадьбой необходимо представить справку о состоянии здоровья.

Чтобы обеспечить успешное сватовство, нужно было соблюсти множество традиций и примет. Так, во избежание сглаза, отправлялись сватать после захода солнца. По дороге в дом невесты сваты старались ни с кем не встречаться и не разговаривать. По уходу сватов кто-либо из домашних жениха (обычно одна из женщин) связывал все ухваты и кочерги вместе — чтобы делу сопутствовала удача. Дни недели играли важную роль — среда и пятница, например, считались неподходящими днями для любых свадебных затей. Такие числа месяца, как 3—, 5-, 7- и 9-е, в любых предсвадебных и свадебных процедурах играли своеобразную обрядовую роль, считаясь счастливыми. А вот 13-е число считалось худшим днем для сватовства и женитьбы и его старались избегать.

Если на сватовство отправлялся сам жених, ему следовало иметь с собой два букета, первый для невесты, второй для ее матери. По древнеславянскому обычаю, предлагая руку и сердце, обращаются к родителям избранницы. Жених говорит им о силе и глубине своих чувств к их дочери. А после успешного сватовства будущие молодые договариваются об объявлении помолвки и определяют подходящую для нее дату.

Помолвка на старой Руси именовалась сговором и являлась наиболее важным предсвадебным обрядом. Родители обеих сторон садились напротив друг друга и какое-то время молчали, так было принято. После этого они составляли уговор и писали так называемую «рядную записку», где указывалось, в какое время состоится свадьба.

В доме невесты дворянского происхождения устраивали бал с угощениями, где ее отец представлял собравшимся будущих молодых и торжественно объявлял об их помолвке. Затем следовали официальные поздравления всех присутствующих. Когда церемония поздравления завершалась, жених и невеста открывали бал вальсом.

В городских семьях, что победнее, помолвка не была столь пышной. Скромно проходило официальное знакомство родителей жениха и невесты, после чего священнослужитель совершал обряд благословения. Духовное лицо обязательно присутствовало и при отдаче денежной части приданого, отец невесты передавал всю оговоренную заранее сумму отцу жениха.

В небольших деревнях на помолвке всегда присутствовали близкие родственники с обеих сторон. Жениха с невестой родители благословляли иконой, а затем по традиции происходил обмен хлебом-солью. Далее отцы жениха и невесты поочередно отвешивали друг другу по семь поклонов, ударяли по рукам и во всеуслышание обещали завершить начатое дело в согласии. Получив родительское благословение, невеста сразу же выходила на крыльцо и, поклонившись те же семь раз по всем сторонам, объявляла собравшимся у ее дома подругам и соседям, что она окончательно засватана.

Помолвку вполне можно назвать предварительным договором о заключении брака. Веками это со-бытие было важнейшим в жизни людей, порою даже важней самой свадьбы. Сбылись девичьи мечты, довольны родители и впереди радостные хлопоты. Любопытно, что еще в петровские времена помолвка сопровождалось обменом кольцами (отсюда слово «обручение»). Лишь в 1775 году при Екатерине II обмен кольцами был по велению святейшего Синода объединен с венчанием. Даже белый цвет платья вошел в моду при этой царице.

Сама свадьба была необыкновенно красочной и веселой. Излюбленным цветом был красный — обе-рег. В одежде присутствующих сочетались тоже яркие, сочные цвета: алый, синий, зеленый с желтым.

На Руси издревле символом девичьей красы считалась коса. Позднее появились прически девичьи и женские. После замужества волосы заплетали в две косы и обязательно прикрывали голову платком. Не было большего оскорбления для замужней женщины, чем сорвать с ее головы платок.

Старинная русская свадьба считается сложным, но мудрым и красивым спектаклем с великим множеством примет и поверий. Их свято соблюдали, поскольку свадебный ритуал накладывал отпечаток на всю последующую совместную жизнь молодых. Однако свадьба — не только акт торжества, но и все то, что ему предшествует и что за ним последует.

Накануне свадьбы для невесты обязательно топили баню. Она знаменовала прощание с родным домом и девичеством. В баню невесту вели под руки подруги. Они несли украшенный тряпичками веник, а после бани расчесывали невесте волосы и последний раз плели девичью косу. А потом в доме невесты начинался веселый девичник.

Существовало убеждение, что если при совершившемся христианском церковном обряде не было сватовства, «закрывания» невесты и обязательного «пира на весь мир», общество не признавало этот брак и не считало свадьбу действительной. И еще очень долго на Руси свадебный обряд был для общественного мнения важнее церковного венчания.

В утро перед свадьбой невеста прощалась с родителями и подругами, ее наряжали и причесывали. За невестой всегда приезжали, даже если она жила совсем рядом. А в доме жениха в это время готовились к выкупу невесты. Прежде чем добраться до невесты, жениху приходилось преодолевать немало препятствий. И в этом тоже есть свой глубокий смысл — ведь за счастье надо сперва побороться. «Свадебный поезд» всегда мог натолкнуться на какую-нибудь засаду, и тогда лишь от щедрости жениха зависело, как скоро он увидит свою избранницу: много крупных и мелких монет предстояло ему раздать на своем пути к дому невесты. По традиции переговоры с представителями невесты вел дружка. Он также выкупал и косу невесты, и место рядом с ней, а для этого дружке необходимо было отгадать загадки и одарить всех подружек невесты деньгами, лентами и сладостями. Ну, а после того, как все испытания оставались позади, жених занимал за праздничным столом место рядом со своей избранницей, обычно на возвышении, вокруг же рассаживались в соответствии со своими чина-ми гости и родственники. Пышный свадебный пир длился целых 3 дня, и каждый день имел собственное, строго установленное расписание.

Скажем несколько слов о свадебном сарафане. Впервые «сарафан» как женская одежда упоминается в XVII веке. Это было одеяние в виде платья с рукавами, и многие исследователи полагают, что до того такой одежды не существовало. В XVII веке Елена Глинская венчается с Василием III. Согласуясь с канонами церковного облачения, для этого события создается новая конструкция, упоминаемая в русских летописных книгах как «сарафан». Золотой парчовый сарафан был одеждой царицы, его носили только члены царской семьи.

В 1762 году Екатерина разрешила носить сарафаны всем слоям населения, правда, шились они из других тканей, нежели царские. А в конце XVIII века, когда дворяне и богатое купечество перешли на ношение гардероба европейского, сарафан превратился в одежду для небогатых людей. Постепенно он стал только крестьянской одеждой.

Девичий свадебный сарафан надевали с кисейными «рукавами», дополняли лентой, шелковым платком. Вообще же, сарафаны украшали оборками, кантами из тесьмы, кисейными лентами, полосками контрастных тканей и обязательно охватывали красивыми поясами. Поверх сарафана надевали коротену (в нашем понимании, короткий, до талии, жакет с длинными рукавами, впереди доходящий до середины груди, чтобы был виден перед платья), завершался наряд головным убором цилиндрической формы из парчи, украшенным на затылке широкими шелковыми лентами, каскадом спускавшимися по спине. Шалью с яркой каймой окутывали фигуру, драпировали ее на груди, переплетали на талии.

Вернемся, однако, к свадьбе. По сценарию, для всех ее участников были распределены роли. Жених — это князь, невеста, соответственно, княгиня. Почетные гости и близкая родня — большие бояре, а дальняя родня и все остальные гости — бояре меньшие. Высокие звания, присваиваемые на время свадьбы, позволяли людям чувствовать себя почти великими. Во всех свадьбах участвовал дружка — то есть женатый мужчина, хорошо знающий ритуал, задачей дружки было занимать и веселить гостей, а также подбадривать жениха (в наше время эти обязанности чаще всего выполняет тамада); вместе с дружкой несли свои обрядовые обязанности сват и сваха.

Что касается «умыкания» невест, это было достаточно часто, и объяснялось той простой причиной, что у жениха с невестой не было денег. Этот факт был нежелателен, но, по крайней мере, всем понятен.

Свадебный пир длился не у всех одинаково долго. Все зависело от социального положения новобрачных. Что касается фамилий аристократических, то основная масса приглашенных гостей утром присылала в дом подарки, потом новобрачные в сопровождении близких шли в церковь на венчание, вечером молодые отдыхали или сразу отправлялись в путешествие.

Купечество праздновало свадьбу несколько дней, насколько денег хватит, но гостей тоже выбирали.

А вот в деревне гуляли все, и, конечно, ни о каком свадебном путешествии речи не шло.

Хотя разводы не практиковались и семьи считались крепкими, но о любви не говорили. Все решали родители, в любых социальных слоях, по поговорке «стерпится — слюбится». Иначе не было бы Катерины из «Грозы» Островского или Анны Карениной. Может быть, свекровь Катерины и относилась к ней так плохо, что сердцем чуяла, не любит та ее сына. Да и самая современная мать не сможет относиться к невестке иначе в подобных обстоятельствах.

У меня соседка выходила замуж как раз по принципу «стерпится — слюбится». Когда она через год приехала домой уже рожать, первой ее фразой была: «Никогда не стерпится, никогда не слюбится». Так-то!

История русского народа очень интересна и совсем понапрасну забыта. Предлагаем вам узнать свадебные обряды и традиции, которые проводились в древней Руси и являлись частью свадебного ритуала, а сегодня они с успехом позабыты или переделаны на новый лад.

Сватовство

Сватовство - это не только неожиданный приезд жениха в сопровождении родственников в дом невесты, чтобы в иносказательной форме посвататься (себя показать да товар посмотреть). Сватовство было той отправной точкой, с которой буквально начиналось перерождение главных участников свадебного обряда, жениха и невесты. С момента самого просватания на невесту (сговоренку) налагалось ограничение в передвижении, ее жизненное пространство резко сужалось до пределов родительского дома. Если девушка и выходила, то только в сопровождении подруг и, по сути, только для того, чтобы пригласить гостей на свадьбу. Невеста также отстранялась от всех домашних дел, становилась недееспособной. Так происходило постепенное “расчеловечивание”, необходимое для рождения нового человека, уже семейного.

Смотрины


Через два-три дня после сватовства жених и его близкие родственники вновь приезжают в дом невесты, теперь на смотрины, во время которых девушка должна показать себя во всей красе и продемонстрировать все свои навыки и уменья, точно так же как и жених, который красуется перед всеми собравшимися. После этого мать жениха пристально рассматривает и оценивает приданое невесты. Все происходящее обязательно сопровождается песнями и причитаниями,- чаще всего в исполнении подруг невесты. Однако девушка могла отказаться от женитьбы, не выйдя к жениху.

Рукобитие


Незадолго до намеченного дня свадьбы происходило рукобитье или же запой, событие, которое окончательно закрепляло договоренность о свадьбе. После рукобитья отказ от свадьбы был невозможен. Жениха и невесту усаживали рядом за стол и величали в песнях, которые исполнялись подругами невесты.

А что же делают сами жених и невеста? Невеста не разговаривает, а причитает, а в некоторых домах и вовсе зовут выльницу, которая «воет», то есть исполняет причеты, а невеста охает и плачет. И, несмотря на видимую активность жениха, его постоянные перемещения (он приезжает в дом невесты практически каждый день после рукобитья на «побывашки», «поцелуи», «проведки»), все же он остается пассивным: за него говорят и делают всё сваты, родственники, дружки.

Девичник

Неужели этот обряд тоже исчез? Дело в том, что девичник на Руси - это не только прощальные посиделки невесты с подругами накануне венчания, но и изготовление «красоты» («воли»), расплетение косы, мытье невесты в бане, уничтожение или передача «красоты» подруге или жениху. Девичья «красота» - последнее, что связывает невесту с ее девичеством. Это мог быть кудель, деревце, украшенное лентами и лоскутами, венок, платок. После изготовления «красоты» ее сжигали либо невеста раздавала ее близким подругам. Каким бы ни был предмет, символизирующий «красоту», он неизменно связан с головой, точнее волосами, а волосы – своего рода олицетворение девичьей красоты, воли. С уничтожением или раздачей «красоты» девушка аллегорически лишалась девичества.

Также невесте могли отрезать косу и передавали ее жениху. А ритуальное омовение в бане окончательно завершало процесс: невеста становилась: ”ни жива, ни мертва”, и в этом состоянии ее передавали жениху, устраивался торгом, а невеста и ее подруги изо всех сил сопротивлялись.

Прическа молодухи


Сразу после венчания невесте делали прическу молодухи: заплетали две косы и покрывали голову платком или же сразу «окручивали по-бабьи»: заплетенные в две косы волосы закручивали на затылке в пучок, а поверх надевали головной убор замужней женщины (повойник, очток, наметка). С этого момента волосы невесты мог видеть только муж: показаться с непокрытой головой постороннему мужчине было равносильно измене, а сорвать с женщины головной убор - оскорбление. Перемена прически означает переход девушки во власть мужа, а также представляет собой формирование нового облика человека, его перерождение в новом статусе. Девушка начинает «оживать»: к ней возвращается способность самостоятельно передвигаться, а также способность все делать своими руками: невеста, войдя в дом, начинает активно осваивать его пространство, бросает рожь, кладет коровай, бросает пояс и др.

"Раскрывание невесты"


Особый обряд был посвящен «раскрыванию» невесты, когда молодые приезжали из-под венца в дом жениха. Этот обряд наделялся двойным смыслом: для невесты он означал возвращение зрения; невеста, продолжая оживать, смотрела теперь на все иными глазами, а для жениха это было своего рода узнаванием любимой, так как она теперь была иная. В некоторых деталях обряда прочитывается эротический смысл, когда невесту «вскрывают»: свекор или дружка приподымает подол кнутовищем, ухватом, пирогом или палкой. Или же на голову невесты клали пирог без начинки, символизирующий дитя, и заворачивали его в платок, клали его в чулан, где молодые отдельно от всех сначала ели, а затем проводили брачную ночь. В некоторых областях был обычай устраивать постель новобрачным в клети или хлеве, что связано с идеей плодородия, деторождения.

"Отводины"


«Отводины» (совместное посещение молодых родителями невесты) знаменует конец свадьбы как особого состояния для всех ее участников. Этот элемент свадебного обряда особенно важен для невесты, которая приезжает ненадолго и в качестве гостьи, что подчеркивает необратимость всех превращений, произошедших с ней во время свадьбы. Впрочем, встречаются и другие данные о связи невесты со своим домом. Например, в Воронежской губернии, молодица в течение первого года замужества жила у матери и занималась прядением для своих будущих нужд.

Бракосочетание, свадьба – действо в какой-то степени мистическое. Ещё вчера совершенно чужие друг другу люди, после проведения определённого обряда (даже если это просто подписи в Книге записи актов гражданского состоянии), вдруг становятся ближайшими родственниками, даже, как считали в старину, единым целым.

У разных народов в разные исторические периоды заключение брака сопровождалось специальными свадебными обрядами и обычаями на Руси, некоторые из которых, в слегка измененном виде, сохранились и до наших дней.

Как выходили замуж древние славянки

Русский историк Н.М.Карамзин считал, что древние славяне ни о каких обрядах не ведали, а покупали себе жён, которые по статусу своему были, практически, рабынями – воспитание детей, заботы по дому, полное послушание и повиновение.

А если муж умрёт, то вдове оставалось только идти на погребальный костёр, жизнь её была величайшим позором для всего рода.

О том, как женились наши далёкие предки, мы узнаём от летописца Нестора. Он считал, что именно в свадебном обряде видна нравственная сущность того или иного народа. Рассказывая о языческих временах, летописец показывает разные жизненные устои у славянских племен, в том числе, и на примере традиций брака.

Поляне были люди мирные, считали брачный союз священным, лад в семье и уважение супругов друг к другу – непреложным условием совместной жизни. Свадеб тогда не играли, а просто приводили невесту в дом жениха.

У древлян моральных устоев не существовало, девушек просто воровали (умыкали). Правда, трудно сказать, не было ли между некоторыми из пар предварительной договорённости.

Северяне, родимичи и вятичи жили в лесах. Они браков не заключали, а просто устраивали игрища, на которых представители нескольких поселений (мужчины) похищали для себя подруг. И опять же, не исключено, что барышни знали обо всём заранее. Более того, принято было многоженство.

Можно разделить языческие славянские брачные обряды на 2 типа:

  • «ведение» жен, когда вслед за невестой к жениху несли приданое, что уже чем-то напоминает брак христианский
  • «похищение» невесты, вариант грубый, но ведь и сейчас у некоторых народов что-то подобное имеет место быть.

Общество развивалось, обряды приобретали определённый смысл и порядок. Появлялись новые божества, самым весёлым и добрым стал Ладо – покровитель благополучия и любви. Ему поклонялись и в его день заключались брачные союзы. Сегодня мы тоже знаем подобный праздник.

Христианский брак на Руси

В конце IX века Русь стала христианской. Новые свадебные традиции входили в жизнь славян с большим трудом. Главным нововведением стало освящение брака в церкви, но уже столько красивых и символичных языческих обычаев сопровождали свадебный русский обряд, что победить их было невозможно, хотя церковь и боролась с ними вплоть до XVIвека, когда, наконец, сложился чин и ритуал русского бракосочетания.

Правда, в своём окончательном варианте он представлял некий симбиоз из христианских и языческих компонентов, он не был абсолютным правилом для всех, в каждой области свадьбу играли по-своему.

Некоторые обычаи на свадьбе в Древней Руси были заимствованы из обычаев других народов. Из античной Греции – обмен обручальными кольцами и фата (покрывало) для невесты, венки и свадебные свечи, и ритуал соединения рук новобрачных.

Античных жениха и невесту осыпали деньгами, зерном и хмелем. Даже традиционный каравай, которым встречают молодоженов, — просто переделанный на русский лад древнеримский свадебный пирог.

Любовь и брак между собой не пересекались. Социологи считают, что браки по любви стали возможны только в начале XX века, когда женщины получили некоторые права. В старину же соединялись не юноша и девушка, а семьи, у которых были причины для того, чтобы породниться. Так было заведено и у крестьян, и у высшей знати.

Время для свадьбы зависело от сельскохозяйственных работах, а кроме того, существовали церковные запреты. Жениться было нельзя, например, во время постов, их в православной религии много, накануне великих праздников, в Масленичную и Пасхальную неделю, накануне пятницы или среды, ну и в мае, конечно, кто же хочет «всю жизнь маяться».

Женились очень рано, лет в 12 – 13, но к этому возрасту девочка уже знала весь свадебный обряд славян, умела делать всё по хозяйству и имела готовое приданое. Готовиться с свадьбе начинали буквально с самого рождения, ведь помимо приданого, невеста должна была своими руками сшить и вышить подарки жениху, его матери и гостям.

Старинные русские свадебные обычаи

Видели друг друга впервые молодожёны только на венчании. Хорошо, если повезёт! Не случайно столько «плачей» знали и знают русские женщины.

Бракосочетание состояло из нескольких этапов:

  • сватовство,
  • смотрины,
  • рукобитье (сговор) – определение даты свадьбы, расходов, и прочее,
  • вытие – плач невесты в родительском доме по поводу грядущих перемен, при этом девушке расплетали косу,
  • девичник – невеста продолжает плакать, подруги помогают ей дошить свадебные подарки родне жениха, затем моют невесту в бане,
  • выкуп невесты,
  • венчание,
  • свадебное застолье.

На Руси каждому этапу соответствовал целый ряд свадебных традиций, совершали их специальные люди.

Так, сваха снимала с невесты девичий венок, закручивала волосы и надевала уже женский головной убор – кику, поверх которой набрасывалось покрывало. Отдавая дочь жениху, отец слегка ударял её плёткой, чтобы мужа слушалась, затем передавал плеть мужу.

Свадебный пир был нелёгким испытанием для молодых. Он длился 3 дня, но молодожёнам за столом места не было, они принимали поздравления, затем их вели на брачное ложе, устроенное в сеннике с оберегами и символами, периодически поднимали и вели к гостям.

На второй день с утра они должны были сидеть за столом, затем их вели в баню, сваха показывала желающим рубаху молодой жены с подтверждением её невинности. На третий день молодая жена демонстрировала свои хозяйственные навыки, а гости ей всячески мешали.

Свадьбы царей и знати, конечно, отличались размахом, но, по сути это тоже были браки незнакомых людей, и шли они под неусыпным надзором свадебных профессионалов. Правда, царь мог заранее выбирать себе невесту, для чего устраивались своего рода «конкурсы красоты», где единственным «членом жюри» был венценосный жених.

В XVIII веке ПётрI выдернул Россию из патриархального быта, и свадебный уклад в высшем свете стал меняться, а Екатерина II ввела моду на белое платье невесты (раньше венчались в красном).

Бракосочетание при социализме

После революции церковный брак отменили, а вместе с ним и красивые обряды. Наши прабабушки и прадедушки просто расписывались в ЗАГСе, после чего частенько сразу отправлялись на работу. Правда, некоторые смелые пары венчались, особенно, в деревнях, где и сохранились старинные традиции.

Лишь в 1960-х годах свадебная культура стала возрождаться. В ЗАГСах появились комнаты для торжественного бракосочетания, стали открываться специальные дворцы, невесты надели белые платья и фату.

На свадебные машины прикрепили кольца и ленты. Молодые после регистрации ехали возлагать цветы к памятникам, а дома или в кафе их ждал праздничный ужин с гостями.

Современные свадебные традиции в России

В современной свадьбе соединяются не только старые русские традиции с сегодняшними реалиями и возможностями, туда добавлены и красивые обычаи других стран.

Основные моменты свадьбы сегодня:

  • выкуп невесты,
  • регистрация брака в ЗАГСе
  • венчание в церкви (по желанию)
  • поездка или прогулка с фотографом,
  • свадебный банкет с проведением традиционных обрядов и весёлых конкурсов.

Особое значение придаётся выкупу невесты, ведь он задаёт тон всему празднику и должен быть интересным, весёлым, запоминающимся. Его проводят в романтическом стиле, в пиратском, сказочном или любом другом, в зависимости от фантазии автора и чувства меры.

Можно, если это лето и хорошая погода пойти гулять в парк и организовать небольшой пикник с эффектными корзинками, в которых так замечательно смотрится шампанское и фрукты, а фотографии получатся во французском стиле. Затем можно повесить на перила моста свой свадебный замочек, а ключ бросить в воду. Да и регистрация брака может быть выездная, там, где хотят молодые.

Венчание лучше проводить в другой день, но даже если в этот, после него можно например, выпустить голубей на счастье. Во время банкета проводят разные обряды – встречают молодых свадебным караваем, осыпают рисом, деньгами и лепестками роз, разбивают тарелку и вместе с осколками разбрасывают монетки – молодых, подметающих пол, проверяют на аккуратность и рачительность.

Невеста бросает подружкам свадебный букет, а жених приятелям – подвязку. После банкета молодожены отправляются в специально оформленный и приготовленный для них номер в отеле. А потом в увлекательное свадебное путешествие.

Свадьба – событие, которое остаётся в памяти на всю жизнь, а традиции, в древности направленные на охрану будущей семьи от бед и дурного глаза, сегодня делают праздник красивым и весёлым.