Темы бесед с родителями неблагополучных семей дошкольников. Формы и методы работы с неблагополучными семьями


В конце ноябре в нашей стране отмечается прекрасный праздник – день матери. К этому дню в школах приурочены праздничные выступления и спектакли. В гости придут мамы и бабушки, сестры и тёти. Вы уже решили, что им покажите? Новые короткие сценки ко дню матери в школе, смешные и весёлые, они точно запомнятся всем гостям и мамы будут довольны! Смотрите сценки, ставьте их на своём празднике и радуйтесь вместе с родителями.

Мини сценка – мамины помощники.
Эту сценку показывают трое детей и один взрослый человек – мама (например, учитель). Но можете заменить учителя на высокую девочку, которая сыграет роль мамы.

И так, дети в комнате, и к ним заходит мама, которая вернулась с работы.

Мама:
Здравствуйте, мои хорошие!
Дети крича в один голос:
- привет мама! (и бегут к маме)
Мама:
Как прошёл день, что делали?
Первый ребёнок:
Мама, мама – я посуды всю перемыл!
Мама:
Какой ты у меня молодец, какой заботливый! (достаёт из сумки шоколадку и даёт её ребёнку)
Второй ребёнок:
Мама, мама – я то же молодец, я всю посуда после вытирал!
Мама:
И ты то же умница, вот держи (достаёт из сумки вторую шоколадку и даёт её ребёнку)
Мама:
А ты что делал весь день? (обращается мама к третьему ребёнку)
Третий ребёнок:
А я подмёл все осколки от посуды и вынес их в мусорку!
Мама делает удивлённое лицо, «падает» на диван или кресло. Приходит в себя и говорит:
- всё равно, вы самые лучшие и заботливые дети!

Мини сценка – дети разговаривают.
Всегда интересно наблюдать, как дети разговаривают между собой. Они хвалятся, показывают, кто и что умеет и стараются быть взрослыми перед друг другом. В этой сценки дети будут вести себя также, а взрослые посмотрят на них со стороны и поймут, что они не так делают в воспитание детей.

На сцене стоят дети. Вы сами решите, сколько детей надо. Возможно, хватит и 2-4 ребёнка, но тогда им придётся учить много фраз. А если будут побольше детей, то у каждого будет не много фраз и они из запомнят.

Вова:
Каждый день мама варит суп, готовит второе и всегда добавляет в еду овощи. А я их не ем!

Света:
Почему:

Вова (задумчиво и важно):
Уж таким меня сделала природа!

Антон:
Вот уже и зима настала. Скоро ударят морозы и я не буду гулять на улице до весны.

Дима:
Почему до весны?

Антон:
А как гулять зимой? Вдруг меня мороз то же ударит!

Света:
А я знаю все месяцы в году.

Антон:
Ну-ка, расскажи.

Света:
Мы с мамой вместе их говорим, она говорит начало, а я конец.

Антон:
Это как? Вот так что ли – ян…

Света:
Варь.

Антон:
Фев…

Света:
Раль. Да. Так!

Света:
Арт, Рель, Ай, Юнь, Юль, Густ, Ябрь, Ябрь, Ябрь, Абрь!

Дима:
Смотрите, у меня есть деньги (показывает деньги)

Света:
Они же не настоящие! Мы такие сами можем на компьютере печатать!

Дима:
Ну и что. Зато на них можно купить машину в детском магазине!

Света:
Это как, деньги же не настоящие?!

Дима:
Так и машина не настоящая же!

Антон:
А я вчера эксперимент ставил и теперь знаю, на сколько хватает одного тюбика зубной пасты!

Вова:
И на сколько? На месяц?

Антон:
Нет, на весь коридор и ещё пол комнаты!

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИЧНОГО КОНЦЕРТА, ПОСВЯЩЕННОГО ДНЮ МАТЕРИ «ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВО МАМА».

Звучит песня «Лучше слова в мире нет».

Голос за кадром: Дождь в окошко стучит, как замерзшая птица.
Но она не уснет, продолжая нас ждать.
Я сегодня хочу от души поклониться

Той, которая жизнь подарила нам в муках,
Той, что с нами порой не спала по ночам,
Прижимали к груди ее теплые руки,
И молилась за нас всем святым образам.
Той, которая Бога просила о счастье
За здоровье своих дочерей, сыновей.
Каждый новый наш шаг для нее был как праздник,
И больнее ей было от боли детей.
Из родного гнезда вылетаем, как птицы,
Поскорее нам хочется взрослыми стать.
Я сегодня хочу до земли поклониться
Нашей женщине русской по имени МАТЬ!

(Занавес открывается.)
(«АВЕ МАРИЯ»)

1 Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! На белом свете есть слова,которые мы называем святыми. И одно из таких святых, теплых, ласковых слов – слово «мама». Слово, которое ребенок говорит чаще всего,- это слово «мама». Слово, при котором взрослый, хмурый человек улыбнется-это тоже слово «мама».
2 Ведущий: Потому что это слово несет в себе тепло – тепло материнских рук, материнской души, материнского слова. А что для человека ценнее и желанней, чем тепло и свет глаз родного человека?
1 Ведущий: Сегодня, в этот праздничный день – день Матери,день самого родного человека,- мы величаем МАМУ! И поздравляем всех женщин, которым выпала такая счастливая и нелегкая в то же время судьба-быть матерью!
2 Ведущий: И поздравляем всех остальных, сидящих в этом зале с тем, что им тоже выпало огромное счастье- быть чьими-то детьми, родиться на этой земле и знать любящие ласковые руки.
ВМЕСТЕ: С ДНЕМ МАТЕРИ ВАС!
1 Ведущий: Я хочу пригласить на сцену человека, который просто рвется поздравить наших мам – Главу нашего городского поселения.

(ВЫСТУПЛЕНИЕ ГЛАВЫ.)

2 Ведущий: Я думаю, что наш частый и желанный гость – отец Михаил,- тоже найдет для мам много добрых слов! Просим вас на сцену!

(выступление о.Михаила.)

1 Ведущий: Скромные, прикрыв ладонь ладонью, мирно руки на столе лежат.
Сил лишившись,скрючив пальцы болью,маленький платочек теребят.
Были вы когда-то молодыми, поцелуи нежные храня…
Ласковые, добрые, родные, руки, воспитавшие меня.
Вырастив детей моих и внучку, вы трудились днями напролет.
И творили сами. В одиночку, счастье долгожданное свое.
Шили, штопали, стирали, мыли. Полоскали в ледяной воде белье…
Если нужно, строго всем грозили, защищая детище свое.
Все в морщинках руки дорогие, но всего на свете мне милей.
Старые, усталые, больные руки доброй матери моей!!!

(«РУКИ МАТЕРИ»)

2 Ведущий: Наверное, каждый согласится с тем, что нет ничего прекрасней радости матери, склонившейся к младенцу, уснувшему у нее на груди. Нет ничего тревожнее бесконечных бессонных ночей и несомкнутых маминых глаз.
1 Ведущий: Мамы всегда горят сами и освещают путь другим. Они полны нежности,беззаветной любви, а их руки творят на земле добро.
2 Ведущий: Так с чего же начинается мама?
1 Ведущий: А мама начинается вот с этого волшебного дома!

(«ВОЛШЕБНЫЙ ДОМ».)

2 Ведущий: Что такое счастье? Таким простым вопросом
Пожалуй, задавался не один философ.
1 Ведущий: А на самом деле счастье –это просто!
Начинается оно с полуметра роста.
2 Ведущий: Это распашонки. Пинетки и слюнявчик,
1 Ведущий: Новенький описанный мамин сарафанчик.
2 Ведущий: Рваные колготки…
1 Ведущий: Сбитые коленки,
2 Ведущий: Это разрисованные в коридоре стенки…
1 Ведущий: Счастье –это мягкие теплые ладошки,
2 Ведущий: За диваном фантики, на диване крошки…
1 Ведущий: Это целый ворох сломанных игрушек,
2 Ведущий: Это постоянный грохот погремушек…
1 Ведущий: Счастье –это пяточки босиком по полу…
2 Ведущий: Градусник под мышкой, слезы и уколы…
Ссадины и раны. Синяки на лбу…это постоянное «Что» да «Почему?»…
1 Ведущий: Счастье – это санки. Снеговик и горка…
2 Ведущий: Маленькая свечка на огромном торте…
1 Ведущий: Это бесконечное «Почитай мне сказку»,
Это ежедневные Хрюша со Степашкой…
2 Ведущий: Это теплый носик из-под одеяла…
1 Ведущий: Заяц на подушке, синяя пижама…
2 Ведущий: Брызги по всей ванной, пена на полу…
1 Ведущий: Кукольный театр, утренник в саду…
2 Ведущий: Что такое счастье? Каждый вам ответит;
Оно есть у всякого,
ВМЕСТЕ: у кого есть дети!

(«ТЫ СТАНЕШЬ МАМОЙ»)

2 Ведущий: Быть мамой девчонок, конечно, не то: там куклы,посудка, больничка. Лото…
Там пышные платья и косы до пят…а нам же с тобой подарил Бог ребят.
Мой дом украшают не вазочки роз, а киборг-убийца. Что сын твой принес.
Найдя его в луже у дома родного,
Почистил, помыл и теперь он, как новый…
Нет, это не хлам, и не смей убирать!
Ты хочешь военную базу сломать???
Ты хочешь снести самолетный ангар???
Одумайся, женщина! Это ж кошмар!!!
Ты в бой поведешь оловянных солдат.
Будь дерзкой и смелой, ни шагу назад!!
Так, с фланга зайди, артиллерией бей!
Не знаешь, что это – спроси сыновей!
Ты выучишь с ними все марки машин,
А станут побольше- все виды их шин.
Еще подрастут и тебя просветят,
Как действуют стартер, кардан и домкрат…
Без них ты могла б ничего не узнать-
Зачем нужен лобзик? Неужто лобзать?
Тиски нам зачем? Может, тискать кого-то?
Подшипники-что это? С шипАми чего-то?
Так много всего, что могло пройти мимо…
НО ВОТ ОНО-СЧАСТЬЕ- БЫТЬ МАМОЮ СЫНА!!!

(«СОЛНЕЧНЫЙ МАЛЬЧИК.)

1 Ведущий: Дорогие наши мамы! Для вас танцуют дети! Танцевальный коллектив «АССОРТИ!»

(КАДРИЛЬ)

2 Ведущий: Тот бережет свой дом, а этот- платья,
Та- украшенья тонкого литья…
А я…боюсь богатство потерять я,
Мое богатство – мамочка моя!
Бесценнее сокровищ нет на свете,
Чем щедрость и любовь не напоказ…
Мы-баловни. Мы все немного дети.
Покамест живы матери у нас.
О, мама,мама, огорчаясь, плача,
Спешу к тебе –излить свою печаль.
Но что таить-всегда ли в дни удачи я вспоминаю о тебе? Всегда ль?
Согрей меня всей чуткостью огромной,
Пойми, прости, прижми меня к себе!
О,мама,мама,хоть живем мы ровно,
Ты на земле- и жить спокойно мне!
Пока ты есть. Светло мое жилище!
Пока ты есть, легка любая боль!
Богата я…Меня не делай нищей!
До времени меня не обездоль!

(«ПЕСНЯ МОЕЙ ДУШИ».)

(фоном звучит песня «Доброта») На фоне музыки:
1 Ведущий: Да, красоту уносят годы, доброту не унесут… Эти слова мы с любовью посвящаем нашим бабушкам.Бабулечка, бабусечка и просто ба…Так ласково называем мы нашего доброго друга,заступницу, воспитательницу,сказочницу,кулинарку,хранительницу домашнего очага – бабушку.
2 Ведущий: Для вас, любимые бабушки, поет вокальная группа «____________-», ваши внуки из школы № ____.

(поет вокальная группа «____________»)

1 Ведущий: Мама – это вечно и непроходяще. Мама-это символ теплоты и любви. И мы в вечном, неоплатном долгу перед мамой, чья любовь сопровождает нас всю жизнь.

(«ЖАЛЕЙТЕ МАТЕРЕЙ»)

(«ПОСВЯЩЕНИЕ РОДИТЕЛЯМ»)

1 Ведущий: Ласковым, ласковым вечером рядышком сядем вдвоем.
С мамой, подругою вечною, мы погрустим о былом.
Теплые руки усталые лягут на плечи мои,
Боли большие и малые мама возьмет, как свои.
Милая, милая мама,как же тебя я люблю.
Вновь ты жалеешь упрямо взрослую дочку свою.
Жесткой, шершавой ладонью гладишь седые виски,
С теплой заботой, любовью лечишь меня от тоски.
Чай с пирогами и плюшками в детство меня окунут,
Старой забытой игрушкою тихо печали уйдут.
Обе давно поседевшие, словно подруги зимы…
Только для мам, повзрослевшие, дети по-прежнему мы.

(«МАМА».)

1 Ведущий: Мы вырастаем, покидаем родной кров, и наши суетные дела заполняют все наше время, а мамы ждут…ждут хотя бы весточки от своих детей.
2 Ведущий: Простите нас…за каждую морщинку…
Ведь из-за нас бывает вам несладко.
Простите нас за каждую слезинку,
С родной щеки утертую украдкой.
И как нам тяжко в жизни не бывает.
Когда тоска пугает черной тенью,
От всяких бед нас свято охраняет
Любимых матерей благословенье…

(«МАМИНЫ РУКИ».)

1 Ведущий: И вновь, дорогие мамы, для вас танцуют дети!

(Муз. номер)

1.Дождик, тише не стучи!
Не стучи по стеклам.
Просто мама моя спит,
Вечер смотрит в окна.
2.Не шуми и не буди
Мамочка устала,
Ты тихонечко иди,
Ей вставать так рано.
1.Видишь рядом рыжий кот.
Хитрый спит, мурлыка,
Он нас в сказку унесет,
Чтоб дарить улыбки.
.2Между звезд и облаков
Месяц заблудился,
Нарисую ярких снов,
Пусть ей сладко спится.
1Колыбельную свою,
Чтоб уснула мама,
Вместе с дождиком спою,
Ей вставать так рано.

(«КОЛЫБЕЛЬНАЯ ДЛЯ МАМЫ.)

1 Ведущий: А вот строчки из письма дочери к маме…
« Мама, спасибо тебе за то, что ты для меня делаешь. Когда я была маленькой,я знала, что всегда могу на тебя положиться. Я знала, что если ты рядом, все будет хорошо, что бы не случилось…
Когда я была подростком,я не всегда могла тебя понять, и случалось так, что мы ссорились.Но я всегда была уверена в том, что ты любишь и веришь в меня, несмотря ни на что.
И только сейчас, когда я повзрослела, я начала понимать, как много ты для меня сделала. Спасибо тебе за всю любовь,которую можешь дать только ты, потому что ты – моя МАМА……

(«МАМА».)

2 Ведущий: Песней о маме вас поздравляет _____________________!

(«МОЯ МАМА».)

1 Ведущий: Самых добрых…
2 Ведущий: Самых мудрых….
1 Ведущий: Самых любимых…
2 Ведущий: Самых красивых в мире мам поздравляет ____________________.

(«ТЫ САМАЯ КРАСИВАЯ».)

2 Ведущий: А сейчас на сцену выйдут наши бабушки.Бабушки задорные, веселые, с молодыми голосами и молодой душой! Встречайте – ансамбль «___________» с песней, которую юными пели наши мамы!

(ансамбль «___________»)

2 Ведущий: Стареет мама. Ей уже не в радость звонки подруг и шалости внучат…
На плечи давят годы и усталость, и руки подниматься не хотят.
А ноги не идут…иссякли силы. Глаза слезятся, голос чуть дрожит…
Я слышала – она вчера просила: « Ты дай еще мне, Господи, пожить!»
Болеет мама.Ночью ей не спится. Все сновиденья кончились давно.
Лежит и ждет: вдруг юркая синица под утро стукнет клювиком в окно.
Поставлю свечи: помоги ей, Боже, добавь здоровья ей и сил моих.
Пусть станет мама хоть чуть-чуть моложе. А мудрости нам хватит на двоих.
Сама я мать. Ни от кого не скрою –бываю и несносна, и резка.
И знаю, что обидные порою эпитеты слетают с языка.
Конечно, не со зла, а от досады могу слова ненужные сказать…
Не обижайтесь, сыновья, не надо! Простить порою легче, чем понять.
И ты, родная, улыбнись отважно! Смотри- весна на подступах опять!
Живи подольше! Знаешь – нам так важно,
Что рядом с нами бабушка и мать!

(«ПРОСТИ МЕНЯ, МАМОЧКА».)

1 Ведущий: Встречайте самую маленькую участницу нашего праздника – ___________________!

(Выступление.)

1 Ведущий:
Я все время боюсь не успеть

За любовь и за то, что я есть
И за то, что немного красива.
Я все время боюсь опоздать,
Я все время боюсь не доехать
И забыть или не распознать
Детства теплое тихое эхо.
Постоянно боюсь не догнать
Свой единственный важный мне поезд.
Чтоб, приехавши, вам рассказать,
Что живу, как учили, на совесть.
Чтоб хотя бы еще раз взглянуть
На рябину и стройность березы.
Чтоб, как в детстве, всей грудью вздохнуть
Дух январского злого мороза.
Вновь увидеть родные глаза,
Что от жизни еще не устали,
И с улыбкою мягкой сказать:
“Вот, приехала, или не ждали?”
Я все время боюсь не успеть
Вам сказать на рассвете “спасибо”
За любовь и за то, что вы есть,
И за то, что родилась счастливой.

(Муз. номер.)

1 Ведущий: Дорогие мамы! Вы помните, как ваши дети были маленькими?Как капризничали и не хотели спать?А ваши добрые голоса всегда их успокаивали? У каждой мамы есть своя колыбельная. А жизнь каждого из нас в детстве складывалась из маленьких, порой незаметных крупинок маминой нежности и заботы.

(«КОЛЫБЕЛЬНАЯ С ЧЕТЫРЬМЯ ДОЖДЯМИ».)

2 Ведущий: Сколько б ни было забот,
Все равно – в нужде, в достатке, –
Если женщина поет, значит, в доме все в порядке!

(«РОЗА НА СНЕГУ».)

2 Ведущий: Дорогие друзья! Давайте вместе вспомним свадебную поговорку: « Если хочешь жить попроще –помни день рожденья…..тещи!
1 Ведущий: Дорогие тещи, вы –вторые мамы для ваших любимых зятьев. Вас поздравляет Юрий Кондрашов!

(«ТЕЩА».)

2 Ведущий: Той матери, чей сын дороже мира,дороже солнца, значит, и себя…
Той матери, которая хранила его мечты, заботясь и любя.
Которая хвалила и ругала, учила самым добрым, смелым быть,
Которая, не зная, помогала его однажды сильно полюбить.
Не мне одной, возможно, я не знаю…но в этот миг я с ним. И я одна.
Я прошлое, как память, принимаю. И жизнь моя, как новая весна.
Той матери, которая болела когда он болен был и не вставал,
Которая его всегда жалела, когда он на работе уставал.
Которая была дороже света,дороже солнца, неба и земли…
Спасибо Вам! Спасибо Вам за это! За то, что Вы мне счастье принесли!
Спасибо Вам за то, что он прощает. За то, что утешает в трудный час.
За то, что ничего не обещает пустого…
И за то, что любит Вас!
За то, что он и сам, порой не зная, лишь слово скажет – и в душе покой.
За то, что он меня так понимает…и принимает, как я есть, такой.
И если вместе нам одной дорогой идти…смеяться вместе и грустить,
Я Вам клянусь, что я не буду строгой, что я смогу всегда его простить.
Что постараюсь быть, как Вы, надежной, и ласковой, и доброй, и прямой.
И в этой жизни –радостной и сложной его любить, как мне дано одной.
И, может быть потом…я верить буду,-
Такая же, как я, боясь всего,
Тихонько скажет: « Я Вас не забуду…спасибо Вам за мужа моего!»

(«СВЕКРОВУШКА.)

1 Ведущий: Побелели совсем твои волосы,мама.
Словно снегом тревоги легли на виски.
Но, как стойкий солдатик, ты держишься прямо,
И шаги твои, мама, как прежде, легки.
Ты идешь по судьбе, не сдаваясь невзгодам.
Не страшны мне ни беды с тобой, ни печаль.
Ты – маяк негасимый мой долгие годы,
Ты –опора, ты крепче, чем прочная сталь.
Сколько раз меня жизнь под откосы бросала
Так, что жить не хотелось и рушился мир.
Свою дочку, забыв о себе, ты спасала.
Подставляла плечо, поднимая с земли…
К прядкам снежным твоим прикоснусь я губами,
Их с любовью согрею душевным теплом.
Ты, как ангел-хранитель, меня укрывая,
От невзгод заслоняешь надежным крылом…

(«МАМИНА БЕССОННИЦА»)

2 Ведущий: В сердце мамы нежности без края,
Взгляд у мамы – солнце в небесах.
Не грусти, что инеем, родная,
Серебрится проседь в волосах.
Не считай ты на лице морщинки.
Руки стали грубыми? Не плачь!
А морщинки – это паутинки
От твоих и наших неудач.
Пожалеть и дать совет хороший –
Есть ли кто-то матери добрей?
Материнство –не из легких ноша.
Радость есть и огорченья в ней.
Повинуясь сердца повеленью.
Я в глаза, родная, посмотрю…
Опущусь тихонько на колени
И скажу тебе: «Благодарю…»

(«МАМА».)

1 Ведущий: Дорогие мамы! Для вас – эта необычайно красивая песня!

(«С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ, МАМА».)

2 Ведущий: Родные наши, любимые!
Да не коснутся ваших дней напасти!
И дай вам Бог подольше жить на свете!
1 Ведущий: Сегодня вам любви, здоровья, счастья
От всей души желают ваши дети!

(«ОГЛЯНИСЬ»)

1 Ведущий: Милые. Дорогие, родные, счастья вам, здоровья, любви ваших детей и внуков! И пусть каждый человек до седых волос благоговейно произносит имя своей мамы и почтительно оберегает ее старость! С праздником вас, наши мамы и низкий вам поклон!

(Заключительная песня « МАМА».)

Сценарий «День Матери – праздник любви и благодарности»

Сценарий для детей 10-12 лет. Работа может использоваться в школе на классных часах или при подготовке к празднику. Сценарий требует небольшой подготовительной работы: детям дается задание сочинить стихотворение для одного из конкурсов, принести мамину фотографию десятилетней давности. Также необходимо закупить реквизит: ватманы, картон, цветы, фломастеры.

С 1998 года в России в последний воскресный день ноября празднуется День Матери, Хранительницы очага. Это своеобразный день благодарения, выражения любви и уважения мамам. Они дали нам жизнь, ласку и заботу, согрели любовью.

Ребенок: Завтра я появлюсь на свет. Скажи, Боже, что мне делать в том мире, ведь я ничего не знаю и очень боюсь?

Бог: Не переживай, я дам тебе ангела, который постоянно будет рядом и защитит тебя от бед и печалей.

Ребенок: А как зовут этого ангела?

Бог: Это не важно, ведь ты будешь звать его мамой.

(Выходит мама и Бог передает ей ребенка.)

Известный педагог В. Сухомлинский говорил, что когда у ребенка немного заболит палец, у его матери сразу заболит сердце. Нет на земле человека более чуткого и любящего, чем мама.

Чтение стихотворения А. Барто «Мама» (читает девочка).

Конкурс «Имя мамы».

Задание: по первым буквам имени мамы перечислить качества ее характера. Например, обаятельная, любящая, ясная - Оля; восхитительная, интригующая, коммуникабельная, требовательная, очаровательная, решительная, искрящаяся юмором, яркая - Виктория. (Можно дать задание наоборот: подобрать по характеристикам имя.)

Конкурс «Комплимент для мамы».

Каждый из присутствующих говорит прилагательное, означающее комплимент, слова не должны повторяться. Например, добрая, нежная, веселая, любимая и т. д.

Конкурс «Мамин портрет».

На нескольких листах ватмана нарисованы овалы, участникам предлагается с завязанными глазами дорисовать лицо. Во время конкурса звучит песенка Мамонтенка.

Конкурс «Молодая мама».

(Конкурс проводится при соответствующей подготовке).

Детям показываются фотографии мам в молодости и предлагается угадать, где чья мама.

Чтение стихотворения, посвященного маме.

Читают 6 детей по две строчки:

Кто в печали обогреет,

Кто поддержит и простит?

От кого любовью веет,

Кто надежен, как гранит?

Сильная, нежная, добрая,

Милая, смелая, собранная.

Лучший советчик и друг,

Всех не расскажешь заслуг.

Строгая, верная и справедливая,

Самая лучшая мамочка в мире!

Тебе я спасибо за все говорю,

Любовь, уваженье тебе я дарю!

Празднование Дня Матери началось еще в Древнем Риме, когда люди славили богиню земли и плодородия. В христианстве этот праздник связан с чествованием Покровы Божьей Матери. В этот день принято говорить мамам слова благодарности и любви, дарить подарки и цветы.

Конкурс «Открытка для мамы - признание в любви».

Детям нужно сочинить стихотворение или небольшое произведение в прозе, где они признаются маме в любви, благодарят ее (это делается дома). Пока звучат стихи, на больших листах белого картона нужно нарисовать маме открытку, лучшее стихотворение или произведение в прозе будет написано на обороте.

Танец для мам.

Дети, посещающие танцевальный кружок, исполняют свой номер.

Заключительная песня исполняется хором, после пения дети вручают мамам цветы и приготовленные на уроках труда подарки.

Самым любимым на свете

Мы пожелать хотим

Теплого солнечного света,

Счастливых лет и зим.

Самым прекрасным мамам

Мы пожелать хотим

Здоровья, терпения с нами,

Непослушными детьми.

Самым лучшим из женщин

Мы пожелать хотим

Счастья, улыбок и нежности,

Мы Вас очень любим!


Сценарий ко дню матери «Сердечко для мамочки»

Дети маленькие и подростки все признаются в любви к маме, они дарят им свои концертные номера. Они читают им стихи. Они благодарят матерей за доброе сердце и дарят им в ответ маленькие сердечки. В сценарий вставлены официальные поздравления и чествования.

Зал торжественно украшен шарами и цветами, на заднике сцены из красных шаров составлено сердце, сзади кулисы посередине этого сердца подвешивается прожектор, желательно чтобы свет от прожектора рассеивался на большую часть сердца. Прожектор будет включен в конце мероприятия. В качестве пригласительных, используйте открытки в виде сердца.

Звучат фанфары и торжественная музыка, под которую на сцене появляется ведущая и мальчик с девочкой. Они останавливаются по центру.

Здравствуйте дорогие мои! Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы поздравить наших замечательных мам. Это самый нежный и самый трогательный праздник для всех.

Детство - золотая пора.

Как чудесно знать, что со мной

Мама - словно ангел добра,

Друг мой самый лучший, родной.

Дорогая мамочка, мамуля

Милый дорогой нам человек

Любим крепко и целуем

Будь счастливой весь свой век.

Мы все чьи-то дети, для каждого сидящего в этом зале, слово мама, самое важное и самое прекрасное. Так давайте согреем своей любовью сердца наших матерей. От чистого сердца, простыми словами, давайте друзья потолкуем о маме.

(Сцена притемняется, к микрофону выходит девушка исполняет песню из к/ф «Мама» слова Ю. Энтина, музыка Ж. Буржоа и Т. Попа.)

(После аплодисментов на сцену выходит мальчик и девочка.)

Любимая мама, тебя поздравляю,

В День матери счастья, здоровья желаю.

Ты в сердце моём, даже, если в разлуке,

Я помню всегда твои нежные руки.

Пусть каждый твой день наполняется светом,

Любовью родных будь, как солнцем, согрета.

Прости, временами тебя огорчаю,

Поверь, что невольно...Себя я ругаю.

Вместе хором:

Мы мамам любовь свою отдаем

Для них мы сегодня песни поем.

На сцену приглашается детский коллектив (вокальный ансамбль или хор). «Мама - верный друг» музыка Г. Крылова слова М. Садовского.

(Можно использовать любую песню в исполнении детей.)

Дорогие наши и любимые, сегодня особенно хочется отметить наших самых выдающихся мам, за то, что тепла сердечного у них хватило на многих ребятишек. На сцену приглашается (глава администрации, мер города и т. д.).

(Проводится награждение грамотами и ценными подарками многодетных мам и мам усыновивших детей.)

Вам дорогие мамочки наши дети приготовили подарок, встречайте на сцене детский танцевальный коллектив (название коллектива, название танца).

Сцена затемняется, к микрофону выходит женщина (из активных родителей):

Выбирал мальчишка розу осторожно,

Так, чтоб остальные не помять,

Продавщица глянула тревожно:

Помогать ему, не помогать?

Тоненькими пальцами в чернилах,

Натыкаясь на цветочные шипы,

Выбрал ту, которая раскрыла

По утру сегодня лепестки.

Выгребая свою мелочь из карманов,

На вопрос - кому он покупал?

Засмущался как-то очень странно:

«Маме...», - еле слышно прошептал.

День рожденья, ей сегодня тридцать...

Мы с ней очень близкие друзья.

Только вот лежит она в больнице,

Скоро будет братик у меня.

Убежал. А мы стояли с продавщицей,

Мне - за сорок, ей - за пятьдесят.

Женщинами стоило родиться,

Чтобы вот таких растить ребят.

Самой активной маме, самой смелой и талантливой наши аплодисменты и поздравления.

(Мальчик и девочка выносят цветы и подарок, можно использовать вместо подарка нарисованную медаль с голубой лентой.)

Сердце матери, оно нас согревало

В дни, когда нам было не легко,

Сердце матери оно лишь только знало,

Где мы, близко или далеко.

Сердце матери, оно одно нас ждало

Даже если уж не ждал никто.

В дни войны наши матери стойко переносили все горести и тяжести тех лет. Не передать словами, сколько горя выдержали материнские сердца. В нашем городе (селе) живет (фамилия имя отчество) женщина, которая пронесла и сохранила доброту сердечную через все невзгоды, давайте поприветствуем сегодня здесь эту замечательную женщину.

(Чествование женщины ветерана, или другой женщины отличившейся в годы войны.)

Всем матерям военных лет посвящается. Песня: «Баллада о матери» слова А. Дементьева музыка Е. Мартынова.

(Можно использовать любую близкую по тематике песню. После аплодисментов на сцену выходят мальчик и девочка.)

Кто пришел ко мне с утра?

Кто сказал вставать пора?

Кашу кто успел сварить?

Чаю кто успел налить?

Кто косички мне заплел?

Кто же целый дом подмел?

Кто цветов в саду нарвал?

Кто меня поцеловал?

Кто ребячий любит смех?

Вместе хором:

Кто на свете лучше всех?

Нашим мамам от чистого сердца, с любовью и радостью мы дарим этот замечательный веселый номер.

(Используйте любую позитивную вставку, это может быть танцевальный номер, может быть веселая сценка, может быть любая веселая песня.

После аплодисментов на сцене появляется ведущая, мальчик, девочка, два юноши, две девушки. Звучит нежная фоновая музыка, сцена притемняется и включается ярко-красный прожектор за кулисой. Создается впечатление горящего сердца.)

Любому, кто живет на белом свете,

Любить, кто может, думать и дышать,

На нашей голубой планете

Роднее слова нет, чем мать.

Благодарю тебя, родная мама

За доброту, за ласку и любовь.

Была я не послушна и упряма,

Но ты, с терпеньем, всё прощала вновь.

Первый юноша:

С годами, став взрослее, в чувствах строже.

Вдруг сердцем начинаешь понимать.

Нет человека ближе и дороже.

Чем женщина, которой имя - Мать.

Первая девушка:

Она с тобой и в радости и в горе

Она с тобой, пускай далёко ты.

И сколько же в её таиться взоре -

Сердечной, материнской теплоты.

Второй юноша:

Спешите к ней сквозь годы и разлуки.

Что бы её утешить и обнять.

С благоговеньем поцелуйте руки.

Той женщине, которой имя - Мать!

Вторая девушка:

Нам наши мамы, мамочки родные

Сердца и жизни отдадут без слов.

Для нас они воистину святые,

Неважно, что нет нимбов у голов.

Мы в жизни разными дорогами шагали

Неважно, сколько зим и сколько лет,

Но эту истину давно уже познали:

Родней, чем мама, человека нет.

Праздник заканчивается, на сцену выходят все участники концерта с шарами в руках, внутри шарика можно положить маленькие сердечки, шарики раздарить всем приглашенным матерям.


Сценарий ко Дню Матери

Сценарий ко Дню Матери для школьников. Конкурсная программа с участием детей и родителей. Включает в себя развлекательные конкурсы, игры. Место проведения - актовый зал или спортзал.

Желающим принять участие в игровом мероприятии необходимо подать заявку педагогу-организатору за несколько недель до проведения. Заявка подается от команды мама+ребенок. Участникам раздают задания для конкурсов, которые необходимо подготовить дома.

Зал украшен шарами и веселыми гирляндами. Так же в зале размещена выставка детских рисунков и стенгазет от старших классов на тему «Мама и я». На сцене стоят столы со стульями для каждой команды, к каждому столу приклеена ромашка с указанием номера команды.

(На сцену выходит ведущий.)

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Мне очень приятно видеть вас всех в этом зале! Особенно приятно видеть здесь мам наших школьников, ведь именно в вашу честь мы организовали это мероприятие! Сегодня мы отмечаем День Матери!

Нынче праздник! Нынче праздник!

Праздник бабушек и мам,

Этот самый добрый праздник,

Осенью приходит к нам.

Это праздник послушанья,

Поздравленья и цветов,

Прилежанья, обожанья -

Праздник самых лучших слов!

И сегодня мы будем проводить конкурсно-игровую программу «А ну-ка мамочки!»! В игре будут принимать участие несколько команд, с которыми мы познакомимся благодаря первому конкурсу-представлению! Встречаем!

(На сцену выходят команды-участницы, рассаживаются по местам. Играет веселая музыка. Участники готовятся к представлению.)

Ведущий: Участникам было задано домашнее задание придумать название своей команде, эмблему, девиз и краткое приветствие. Оценки командам будет выставлять наше жюри.

(Ведущий представляет жюри.)

Ведущий: А теперь давайте знакомится с нашими командами.

(Команда представляет свое название, эмблему - будь то большой плакат или нагрудные значки, и девиз. Также мама и ребенок должны придумать представление друг друга в форме стихотворения, песни или просто рассказа. Оценивается оригинальность идеи, артистизм от 1 до 5 баллов.)

Ведущий: Замечательно! Какие же талантливые наши мамы! И у таких мам не менее талантливые дети!

Кто любовью согревает,

Всё на свете успевает,

Даже поиграть чуток?

Кто тебя всегда утешит,

И умоет, и причешет,

В щечку поцелует - чмок?

Вот она всегда какая -

Ваша мамочка родная!

Ведущий: Не забывайте детки, что мам надо беречь и почаще говорить им слова благодарности! А сейчас я проверю, как хорошо вы знаете вежливые слова!

(Ведущий проводит игру с залом.)

Ведущий: Растает даже ледяная глыба

От слова теплого... («спасибо»).

Зазеленеет даже пень,

Когда услышит добрый... («день»).

Если больше есть не в силах,

Скажем мамочке... («спасибо»).

Когда бранят за шалости, Скажи прости... («пожалуйста»).

Ведущий: Молодцы! Теперь я уверен, что ваши мамы не обделены вниманием и нежностью! А мы переходим к следующему конкурсу под названием «Знатоки». В детстве наши мамы читали нам сказки, потом и нас научили читать. Какие ваши любимые сказки и книги? (задает вопрос командам) Отлично! Теперь мы проверим, как хорошо вы их помните.

(Проводится конкурс, в котором командам задают вопросы по сюжету сказок и книг из детства и школьной программы. Вопросов необходимо подготовить около 10. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.)

Ведущий: Замечательно! Приятно, что наши дети так много читают! А мы переходим к следующему конкурсу. Сколько ночей вы, мамочки, провели у детских кроваток! Едва услышав детский голос вскакивали с постели. И, думаю, вам не составит труда узнать своего ребенка по голосу.

(Мамы садятся в ряд спиной к своим детям.)

Ведущий: Сейчас ваши дети будут плакать, как в детстве. Но не переживайте, они будут плакать понарошку. Вам необходимо угадать плач вашего ребенка.

(Ведущий подходит по очереди к каждому ребенку, который должен поплакать в микрофон издавая звуки «уа-уа». Мама, которая узнала ребенка, должна поднять руку. Максимальное количество баллов равно количеству участников. Одна ошибка - минус один балл.)

Ведущий: Дорогие мамы! Я хочу пожелать вам, чтобы это были последние детские слезы, которые вы услышали! А следующее испытание будут проходить наши дети!

(Стулья после предыдущего конкурса не убирают. Дети садятся на места своих мам, только лицом к залу.)

Ведущий: Сейчас я буду задавать вам загадки про мам. Кто первый отгадает - поднимает руку! Готовы? Поехали.

Примеры загадок:

1. Эти шарики на нити

Вы примерить не хотите ль?

На любые ваши вкусы

В маминой шкатулке...

(ысуб - читайте справа налево)

2. В ушках маминых сверкают,

Цветом радуги играют.

Серебрятся капли-крошки

Украшения...

(икжёрес)

3. Край ее зовут полями,

Верх украшен весь цветами.

Головной убор-загадка -

Есть у мамы нашей...

4. Назовите-ка посуду:

Ручка прицепилась к кругу.

Блин испечь ей - ерунда

(адоровокс)

5. В брюхе у него вода

Забурлила от тепла.

Как разгневанный начальник,

Быстро закипает...

6. Это кушанье для всех

Мама сварит на обед.

И половник тут как тут -

Разольет в тарелки...

7. Пыль найдет и вмиг проглотит -

Чистоту для нас наводит.

Длинный шланг, как хобот-нос,

Коврик чистит...

(соселып)

8. Гладит платья и рубашки,

Отутюжит нам кармашки.

Он в хозяйстве верный друг -

Имя у него...

9. Вот на лампочке колпак

Разделяет свет и мрак.

По краям его ажур -

Это дивный...

10. Полосатый зверь у мамы

Блюдце выпросит сметаны.

И, поев ее немножко,

Замурлычет наша...

(Каждая отгаданная загадка один балл.)

Ведущий: Какие молодцы! Сразу видно, что у мам есть помощники! А у нас остался всего один конкурс! Я прошу команды занять свои места за столом.

(Участникам раздаются газеты, скотч, скрепки, ленты, банты и тому подобный реквизит.)

Ведущий: Как часто наши мамы задаются вопросом «Что одеть?». Сейчас вам в этом помогут ваши детки! Задание участникам из имеющихся материалов необходимо соорудить наряд для вашей мамы! Вы можете пригласить из зала по одному помощнику! На все у вас есть 10 минут! Итак, начали!

(Звучит веселая музыка. Жюри оценивает наряд и артистизм по шкале от 1 до 10 баллов.)

Ведущий: Замечательно! Я в восторге от нарядов наших мам. Они достойны парижской недели моды! Спасибо! Мамы могут снять костюмы. На этом конкурсная программа закончилась. Участники могут занять места в зале. Пока жюри подводит итоги, мы приготовили для вас праздничный концертный номер.

(Подготовьте танец, песню или любой другой номер.)

Жюри объявляет итоги конкурса. Команде набравшей большее количество баллов вручают грамоту. Все команды получают призы. Так же можно раздать мамам номинации «Миссис Доброта», «Миссис Интеллект», «Миссис Красота», «Миссис Очарование», «Миссис Нежность» и тому подобное.

Ведущий: Вот и подошел к концу наш праздник! Но я хочу пожелать вам, дорогие мамы, что праздник никогда не заканчивался в вашей жизни и в вашей душе! Пусть ваши лица устают только от улыбок, а руки - от букетов цветов. Пусть ваши дети будут послушны, а мужья внимательны! Пусть ваш домашний очаг всегда украшают уют, достаток, любовь, счастье!

Семья для ребенка это источник общественного опыта, пример для подражания. Для того чтобы вырастить нравственно здоровую личность необходимо соединить усилия родителей, знания и опыт преподавателей, ожидание и представления общественности. Главная цель организации - помощь семье воспитать ребенка, обеспечить благоприятную социализацию .

Просвещение родителейпроводится в основном в форме коротких бесед и тематических лекций на родительских собраниях. На этой страничке мы познакомим родителей с актуальными проблемами детей и способствуем тем самым более глубокому пониманию взрослыми динамики детского развития. Родители после беседы могут записаться на консультацию по интересующим их проблемам к социальному педагогу или психологу техникума.

Консультации для родителей проводимые в техникуме являются одной из форм дифференцированной работы с семьей. Такой вид работы позволяет педагогу дать квалифицированный совет родителю по воспитанию и развитию ребенка. В данном разделе можно найти интересные тематики и варианты бесед с родителями, конспекты проведения консультаций, способы оформления наглядно-информационного материала.

Виды консультаций

Работа с родителями проводятся как на личном уровне в индивидуальной беседе (в форме фронтальной и индивидуальной работы), так и приобретают форму наглядно- просветительной информации.

Одним из распространенных способов консультирования родителей является наглядная информация в виде папок передвижек, стендов, газет, а также информации на сайте организации. Так как родитель в виду своей занятности не всегда успевают пообщаться с педагогом лично, ему удобнее посвятить 3-5 минут для прочтения информационного блока.

Информация, стенды и папки, оформленные педагогами техникума, являются наглядной пропагандой, которая направлена на ознакомление родителей с содержанием, методами воспитания в техникуме, оказанием практической помощи ребенку в семье. Содержание и темы определяется пожеланиями родителей или по усмотрению педагогов.

    Выбираем спортивную секцию для ребенка: как не навредить здоровью спортом

"Игрушка" для статуса

Интернет портит ребенка или дети портят интернет?

Как воспитывать детей в соответствии с их полом?

Детский онаниз м

Как научиться слышать собеседника?

Как оградить ребенка от педофилии. Советы психологов

Как помочь ребенку избежать депрессий?

Как узнать, употребляет ли ребенок наркотики

Какой отец нужен ребенку?

Ленивый подросток или хроническая усталость

Мама взрослой дочери

Маменькины сынки

Механизмыбродяжничества

Не кричите на детей!

Оскорбления

Переходный возраст: 5 советов родителям

Подросток носит только черное...

Разделы: Работа с родителями

Как родители могут помочь ребенку хорошо учиться

План беседы

  • Соблюдение режима дня – важное условие успешной учёбы ребенка.
  • Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников.
  • Типичные ошибки родителей в организации учебного труда детей дома.
  • Родители организуют режим для школьников, проверяют выполнение домашних заданий, приучают детей к самостоятельности. При планировании учебной работы и других его обязанностей по дому важно иметь в виду, что всему должно быть отведено определенное время, конечно, иногда приходится просить дочь или сына помочь в чём-то, когда эта помощь необходима независимо от привычного распорядка дня. Но нельзя это делать постоянно, не считаясь с тем, чем сейчас занимается ребёнок. Нередко бывает так: только школьник разложил книги, сел за уроки, как его посылают в магазин. Начал мальчик читать интересную книгу – его просят полить цветы, села девочка за вышивку, только начала работать– её посылают погулять с младшим братом. В независимости от типа нервной системы ребёнка такое переключение может происходить быстрее или медленнее. Дети с подвижным типом нервной системы легче справляются с задачей переключения с одного дела на другое, а медленные испытывают при этом особые трудности. Младший школьник и в силу своих возрастных особенностей ещё не умеет быстро переключаться с одного дела на другое. Чтобы бросить одно занятие, на которое он настроился, и приступить к другому, ребёнку приходится преодолеть естественное внутреннее желание настоять на своём и не выполнить просьбы родителей. В результате появляется общее недовольство, чувство огорчения. Иногда внутреннее нежелание, связанное с трудностью переключения, проявляется в грубости.

    Родители должны дать ребёнку время на то, чтобы перестроиться, психологически подготовиться к новому делу. Например, дочка читает книгу, а её необходимо послать в магазин. Мать говорит дочери: “Галя, как только дочитаешь страницу, надо будет пойти в магазин. Вот я тебе положила здесь деньги”, или сыну: “Заканчивай делать пропеллер, через 10 минут будем накрывать на стол”.

    Всякое необоснованное переключение ребёнка с одного дела на другое (если это стало обычным в семье) вредно и тем, что ребенок вынужден бросать начатую работу, не закончив её. Если это войдёт в систему, то у школьника будет воспитана плохая привычка – не доводить дела до конца.

    Все эти факты важно учитывать родителям детей младшего возраста, в котором начинается формироваться отношение к своим обязанностям, урокам, общественным поручениям, к труду.

    Главная задача – помощь ребёнку младшего школьного возраста в организации его времени дома. Организованный, усидчивый и внимательный ребёнок будет хорошо работать на уроке.

    Родители должны контролировать выполнение домашних заданий школьниками. Прежде всего, надо следить за записями домашних заданий в дневнике. После этого важно проверить сам факт выполнения домашнего задания. А затем просмотреть и правильность выполнения. Взрослые заметили ошибку в тетради, – не надо спешить показать, где она. Ребёнок должен приучаться к самоконтролю. Сначала надо сказать: “Ты неправильно решил пример, вспомни, как ты проверял решение таких же примеров в классе. Каким способом можно проверить – есть у тебя ошибки или нет?” И только в крайнем случае прямо показать, где допущена ошибка. Нередко родители, помимо заданий учителя, нагружают своего ребёнка дополнительными (необходимыми по их мнению) учебными занятиями. Если они дают дополнительные задания своему ребёнку, то количество и содержание их должно быть согласовано с ним.

    Правильный распорядок дня требует, чтобы после школы ребёнок отдохнул, погулял и только после этого начал готовить уроки. Чтобы приучить ребёнка к усидчивости, родители ставят тему задачу – уложиться в определённое время, ставят перед ним часы, учиться распределять свои занятия по времени.

    Но не все дети одинаково развиваются, отдельные дети в 1-м классе слабо усваивают учебный материал, начинают отставать. Этот недостаток мог бы быть преодолён со временем, однако некоторые родители, проявляя большое нетерпение, часами сидят с ребёнком, буквально вдалбливая в его голову урок. Раздражаясь, они начинают кричать на сына или на дочь, называя его глупым. В результате дело идёт ещё хуже, ребёнок начинает ненавидеть учение, а иногда и школу, как виновницу своих неудач. Терпение родителей, доброжелательный тон – важное условие помощи ребёнку в учении.

    Главная задача родителей – проконтролировать, когда ребёнок сел за уроки, всё ли сделал, подсказать, где искать ответ на вопрос, но не давать готового ответа, воспитывая у детей самостоятельность

    Памятка

    “Хотите, чтобы Ваш ребёнок ходил в школу с удовольствием?”

    1. Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей.
    2. Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией своего поведения.
    3. Вспомните, сколько раз вы сидели с ребёнком и наблюдали за его работой над уроками. Были ли случаи, когда вы заметили у ребёнка неправильные приёмы работы и показали ему правильные?
    4. В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь установить её, не обсуждая все подробности с ребёнком.
    5. Следите, чтобы ваш ребёнок вовремя ложился спать. Невыспавшийся ребёнок на уроке – грустное зрелище.
    6. Пусть ребенок видит, что вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы.
    7. Читайте сами, пусть ребёнок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не у телевизора.
    8. Учите ребёнка выражать мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма. Если ребёнок рассказывает вам о событии, которое произвело на него впечатление, то предложите ему записать этот рассказ, а вечером прочитать всем членам семьи.
    9. Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребёнку приятно, если его школа станет частью вашей жизни.
    10. В школе ваш ребёнок может столкнуться с очень критическим отношением к себе. Помогите ему не утратить веры в себя.

    Как воспитать у ребёнка любовь к чтению

    План беседы

    1. Выбор книги для чтения.
    2. Что делать, если ребёнок не любит читать.
    3. Как надо рассматривать иллюстрации в книге.
    4. Беседа с детьми о прочитанном.
    5. Гигиена чтения.

    Все родители знают о пользе чтения, поэтому вполне естественна и законна их тревога, если ребёнок не любит книги. “Что надо сделать, чтобы ребёнок полюбил чтение?” – часто спрашивают они. “Мы покупаем много книг, а сын и не смотрит на них”.

    Конечно, ошибаются те родители, которые считают, что стоит купить книгу, как она сразу понравится ребёнку. Со стороны родителей требуется большое внимание к чтению младшего школьника, помощь и руководство его чтением. Надо научить детей любить книгу.

    Но сами выбирать книгу они не могут. Поэтому очень важно, чтобы взрослые следили за подбором книг для детского чтения.

    Для каждого детского возраста существуют рекомендательные списки литературы ""Что читать детям"". Они имеются в каждой школьной и районной библиотеке. В эти списки, составленные с учетом возраста детей, включены произведения художественной и научно – популярной литературы, книги классиков и современных писателей, русская и зарубежная литература, поэзия и проза.

    Родители должны следить, чтобы в руки детей попадали книги, предназначенные для их возраста.

    Следя за чтением детей, надо обязательно стремиться к тому, чтобы книги были разнообразной тематики: сказки, рассказы о животных и растениях, приключения, рассказы о войне и героях, о мирном труде взрослых и детей, о школе, о музыке, искусстве.

    Подбирая книги, надо учитывать индивидуальные интересы детей. Ребята, особенно мальчики, часто увлекаются только приключенческой литературой. Эта тяга к приключениям, острым, захватывающим сюжетом вполне естественна, но надо направить ее в нужное русло. Надо проследить, чтобы книги приключенческого жанра не были единственными в чтении детей, чтобы в их руки не попадали книги, предназначенные для взрослых.

    Если ребенка особенно интересует жизнь растений или животных, новые машины, путешествия, следует подобрать книги, из которых он мог бы получить новые и интересные для него сведения.

    Особенно надо обратить внимание на развитие у детей интереса к научно– популярной литературе. Учащиеся должны читать доступные для них книги географии, естествознанию, технике.

    Родители должны помочь ребёнку развивать технику чтения, для этого надо упражнять его в чтении вслух, чтобы взрослые могли контролировать правильность чтения. Поэтому родителям надо быть особенно внимательными к подбору первых книг для самостоятельного чтения. Книги должны быть с яркими картинками, с интересной фабулой и небольшие по объёму, чтобы ребёнок смог быстро прочитать их.

    В воспитании любви к книге у детей младшего школьного возраста могут сыграть положительную роль и незначительные на первый взгляд внешние моменты. Так, например, своя собственная библиотека, полочка для книг, возможность обмениваться книгами с товарищами – всё это вызывает у детей интерес к книге.

    Для того, чтобы приучить детей самостоятельно читать, можно использовать следующий приём. Кто-нибудь из взрослых начинает читать ребёнку, но на самом интересном месте прекращает чтение вслух. Увлечённый событиями книги и желанием узнать, что произойдёт с героями книги дальше, ребёнок в большинстве случаев продолжает читать самостоятельно. Взрослые должны потом спросить его, о чём он прочитал, похвалить его за самостоятельность, выразить надежду, что теперь всегда сам он будет читать.

    Воспитание любви к книге проходит значительно быстрее и легче в тех семьях, где взрослые сами любят читать, много говорят о книгах, отдают свой досуг чтению. Если отец и мать не находят времени для чтения книг, то, конечно, приохотить ребёнка к чтению бывает труднее.

    Родители должны очень терпеливо, но неуклонно требовать от ребят, какие книги этого писателя он уже читал и что он знает о нём, встречались ли ему уже рисунки художника– иллюстратора книги.

    Надо чтобы ребёнок читал книгу внимательно, неторопясь.

    Для детей младшего школьного возраста большое воспитательное значение имеет просматривание иллюстраций. Они помогают ребёнку понять и запомнить прочитанное. Многие картинки дают возможность представить себе те явления и предметы, которые ребёнок не может увидеть непосредственно.

    Глядя на картинки, можно побывать на севере и в тропических странах: живя далеко от моря, увидеть пароходы и бушующий океан, узнать, как живут дети в других государствах.

    Важно научить детей рассматривать рисунки в книге, подмечать интересные детали.

    Очень хорошо, когда дети рассказывают о прочитанном. Рассказывая, ребёнок развивает свою речь, у него вырабатывается умение выделять главное в книге. В процессе рассказа более четко формируется отношение к поступкам героев, к описываемым событиям. Если ребёнок затрудняется на первых порах рассказать о прочитанном, надо помочь ему с помощью вопросов: что ты узнал из книжки? Когда и где это было? Что тебе понравилось больше всего?

    Вопросы о прочитанном важны и потому, что родители могут проконтролировать чтение ребёнка: всю ли книжку он прочитал, всё ли понял в ней, правильно ли его мнение о поведении героев. Такие вопросы дисциплинируют детей, позволяют более внимательно читать и запоминать прочитанное. Надо поощрять стремление детей нарисовать самому картинку к прочитанному.

    Очень хорошо если в семье практикуются совместные чтения книг вслух. Это сближает детей и родителей, помогает родителям лучше узнать ребят, понять их увлечения и интересы.

    Прежде всего, выбирается интересная и занимательная книга, чтобы дети с удовольствием ждали вечера, когда все сядут вместе и будут читать. Читать вслух следует по очереди, сегодня читает отец, завтра сын и т. д. Чтение вслух– полезная тренировка для детей: они привыкают читать выразительно, громко и чётко.

    Надо определить продолжительность чтения не более 45 минут с тем, чтобы чтение не утомило детей, не притупило интереса к книге.

    Хорошо когда родители и дети делятся впечатлениями о книге. Если возникает спор, если дети будут высказывать неправильное мнение, надо в тактичной форме помочь им разобраться в прочитанном.

    В семье воспитывается культура обращения с книгой. Во-первых, надо приучить детей беречь книгу. Дети должны знать, что книгу нельзя бросать, рвать, рисовать на ней, загибать углы страниц, вырезать из неё картинки. Особенно надо бережно относиться к библиотечной книге. Её надо обернуть в чистую бумагу и, прочитав, сдать точно в срок.

    Необходимо также приучать детей соблюдать основные правила гигиены чтения. Дети должны знать, что глаза надо беречь. Нельзя читать при слабом освещении. Лампа должна быть со стороны левой руки ребёнка, свет от неё не должен попадать в глаза, а падать только на поверхность стола, где лежит книга. При чтении следует давать короткий отдых глазам.

    Памятка

    1. Прививайте ребёнку интерес к чтению с раннего детства.

    2. Покупайте книги, выбирайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию.

    3. Систематически читайте ребёнку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.

    4. Обсуждайте прочитанную книгу среди членов своей семьи.

    6. Если вы читаете ребёнку книгу, старайтесь прервать чтение на самом интересном месте.

    7. Вспоминая с ребёнком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил ранее прочитанный текст.

    делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.

    9. Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.

    10. Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребёнку авторов, оформляйте его личную библиотеку.

    11. Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя реликвии своей семьи.

    12. Дарите своему ребёнку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и тёплыми пожеланиями.

    Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.

    Дети и телевидение

    План беседы

    1. Воспитательные возможности телевидения.

    2. Что следует младшим школьникам смотреть по телевидению.

    3. Как обсуждать с детьми увиденное.

    Телевидение и другие средства массовой информации (радио, кино, печать) воздействуют на младшего школьника, выступая мощным двигателем его воспитания и развития. А дети много времени проводят у телевизоров, смотря передачи и для детей и для взрослых. Для многих детей телевидение стало большим другом, помогающим узнать много нового и интересного. Признавая несомненную пользу, которое может оказать телевидение в воспитании детей, необходимо помнить, что эту пользу надо ещё суметь извлечь. А для этого важно представить себе, какое место в режиме дня должен занять просмотр телепередач, какие передачи следует смотреть младшим школьникам, какую воспитательную работу необходимо проводить, после того как дети посмотрели ту или иную передачу. Время, которое идет на просмотр телепередач нередко отнимается от уроков, от книг, от пребывания на воздухе и т. д. И в этом отношении можно говорить только об относительной пользе телевидения. Поэтому количество времени, идущее на просмотр телепередач, должно быть определено режимом для школьника. Для младшего школьника это 3-4 передачи в неделю. Родители, позволяя ребёнку смотреть многие передачи подряд, считают, что таким образом отвлекают их от дурного влияния улицы, безделья. Поэтому они даже поощряют ежедневное сидение детей около телевизора, считая это не только интересным, но и полезным занятием. Вследствие этого для некоторых школьников просмотр передач становится потребностью, их неудержимо влечёт к телевизору, и ради него они спешат все дела сделать поскорее или вовсе бросают всё, как только загорится экран. Родители пользуются этим пристрастием ребёнка, чтобы заставить его сесть за уроки, заставить выполнить домашнюю работу или своё распоряжение. Они говорят: "Не сделаешь – не разрешу смотреть телевизионную передачу".

    Однако, добиваясь своей цели, заставляя что-то выполнить, родители забывают, что и учебные занятия, и домашние обязанности именно поэтому часто выполняются наскоро, кое-как.

    В это время все мысли ребёнка поглощены предстоящей передачей, стремление любой ценой получить смотреть телевизор. Это уже наносит вред воспитанию, мешая формированию добросовестного отношения к труду и учению. Длительный просмотр передач плохо влияет на нервную систему и зрение детей. Нервная система часто не выдерживает большой эмоциональной нагрузки, повышенной чувствительности, мелькающему свету. Особенно это относится к детям ослабленным, впечатлительным.

    Итак, телепередачи должны занять ограниченное время в режиме дня ребёнка. Он должен знать, что определённые часы отводятся для прогулок и игр, чтения книг, просмотра телепередач. Родители вместе с детьми просматривают программу телепередач на неделю, намечают, что будут смотреть дети. Утром, уходя на работу, родители ещё раз напоминают ребёнку, что к определённому надо закончить все уроки, чтобы посмотреть намеченную передачу.

    Для младших школьников проводятся специальные передачи.

    В воспитательном отношении эффективны передачи, которые организуют деятельность детей. В телепередачах дают темы для рисунков, объясняют, как сделать занимательную поделку, предлагают интересное задание, которое дети могут сделать для своего коллектива, для своих родителей. Телепередачи помогают не только расширять кругозор детей, но и формировать их индивидуальные интересы. Дети, увлекающиеся рисованием, могут узнать много интересного о живописи; дети, любящие животных, черпают интересные сведения об их повадках и жизни, и таким образом получают материал об организации деятельности, связанной с предметом увлечения.

    Телепередачи надо уметь использовать в воспитании детей умело и целенаправленно.

    Необходимо систематическое обсуждение с детьми увиденного по телевизору, иначе просмотренные передачи не будут иметь существенного влияния на ребёнка, а в некоторых случаях будут просто вредны.

    Правила борьбы с телеманией

    1. Совместное определение детьми и родителями телепередач для просмотра на последующую неделю.

    2. Обсуждение взрослыми и детьми любимых телепередач после просмотра.

    3. Выслушивание мнения детей о взрослых передачах и мнения взрослых о детских.

    4. Телевизор не должен быть значимой частью в жизни родителей.

    5. Необходимо помнить о том, что ребёнок ежедневно смотрит сцены насилия, убийства, привыкает к ним и даже испытывает удовольствие от таких эпизодов. Не разрешайте ребёнку смотреть такие сцены.

    Трудовое воспитание детей в семье

    План беседы

    1. Роль труда в формировании личности ребёнка.

    2. Трудовые обязанности ребёнка в семье.

    3. Интерес родителей к труду ребёнка – важное условие воспитания у него трудолюбия.

    Начиная с первого класса, в школе проводится большая образовательная и воспитательная работа, направленная на то, чтобы сделать детей сознательными тружениками. У школьников в процессе обучения и внеклассной работы воспитываются глубокое уважение к людям труда, к результатам их деятельности, бережливость, умение самим посильно принимать участие в общественном труде, серьёзная ответственность перед взрослыми и коллективом за свой труд (может быть и небольшой труд). Для воспитания учащихся сознательными тружениками необходимо, чтобы каждый из них имел трудовые обязанности в школе и дома, за выполнение которых надо регулярно спрашивать.

    К сожалению, в некоторых семьях существует неправильное мнение о том, что в детстве школьников надо беречь от труда. Родители нередко ссылаются на собственный трудный жизненный путь и стремятся облегчить жизнь ребёнка, охраняя его от сравнительно тяжёлых и неприятных трудовых обязанностей. "Нам было тяжело, мы рано начали работать – пусть детям будет легче" – это довольно распространенное рассуждение взрослых является глубоко ошибочным и влечёт за собой пагубные последствия, прежде всего для детей и самих родителей. Есть родители, в том числе и матери, которые считают, что домашний труд – это удел женщины, и поэтому приучают к нему только девочек. В результате мальчики начинают стыдиться " девчачьих дел", отказываться от их выполнения. Родители должны быть убеждены в том, что мальчиков и девочек надо наравне приучать ко всем видам домашнего труда, к самообслуживанию. При этом, конечно, следует учитывать их возраст и возможности. Различия следует делать в некоторых случаях: за водой, за дровами ходит мальчик, т. к. это более тяжёлая работа, а вышивает и шьёт девочка.

    Большую роль в приучении мальчиков к домашнему труду играет пример отца. Если отец никогда не помогает матери, вслух высказывается – то или иное дело женское и недостойно мужчины, то сыновья, естественно, начнут стыдиться домашней работы, отказываться от неё.

    Те родители, которые берегут детей от труда, строго с них не спрашивают за выполнение необходимых обязанностей по дому, пусть не очень интересных, подчас утомительных и однообразных, делают детей несчастными. Освобождённые от домашнего труда, дети вырастают, с одной стороны, просто неумелыми, а с другой – неуважительно относящимися к труду. Родителям надо напомнить слова А. С. Макаренко, который писал: "Мы хорошо знаем насколько веселее и счастливее живут люди, которые многое умеют делать, у которых всё удаётся и спорится, которые не потеряются ни при каких обстоятельствах, которые умеют владеть вещами и командовать ими. И наоборот, всегда вызывают нашу жалость те люди, которые... не умеют обслужить сами себя, а всегда нуждаются то в няньках, то в дружеской услуге, то в помощи, а если им никто не поможет, живут в неудобной обстановке, неряшливо, грязно, растерянно".

    Постепенно приучать ребёнка к выполнению того или иного вида работы можно с помощью организации совместного труда родителей и детей. Сначала в труде основную роль играют родители, а дети выполняют отдельные операции, отдельные поручения. Когда ребёнок освоит ту или иную работу и начнёт свободно с ней справляться, ему следует давать самостоятельные задания.

    Cначала ребёнку надо давать небольшие задания, а потом переключать на другую работу по мере выполнения предыдущего. Первое время ребёнок с непривычки устаёт, следует быстрее переключать его на другую, более легкую работу. Постепенное привлечение детей к домашней работе помогает выработать в них нужные умения и навыки. Домашний труд становится для ребёнка делом не обременительным, у него вырабатывается необходимое трудовое усилие.

    Одно из главных условий в воспитании трудолюбия – серьёзный интерес родителей к труду детей – учебному, домашнему, общественно полезному. Родители постоянно должны проявлять ярко выраженную заинтересованность к трудовой деятельности своего сына или дочери, в её результатах.

    Участие ребёнка в домашнем труде приучает выполнять свой первый долг сына, дочери, члена семьи перед родителями и близкими, отсюда вырастает потом естественная потребность в выполнении общественного долга взрослого гражданина.

    1. Будьте последовательны в своих требованиях.

    2. Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности своих детей.

    3. Прежде чем поручить что-либо ребёнку, покажите образец правильного выполнения поручения, научите этому своего сына или дочь, несколько раз выполните поручение совместными усилиями.

    4. Не забывайте об игровых моментах в трудовом воспитании детей.

    5. Учите ребёнка уважать труд других людей, бережно относиться к результатам их трудовой деятельности. Рассказывайте детям о своёй работе и работе своих друзей.

    6. Тактично оценивайте результаты труда ребёнка. Каждый совет педагог дополняет разъяснениями о том, как правильно их выполнять.

    Домашние поручения:

    – оказывать помощь родителям в уборке квартиры;

    – наводить порядок на своём столе и в своей комнате;

    – заботиться о младшем брате или сестре;

    – стирать свои мелкие вещи;

    – мыть чайную посуду;

    – выносить мусор;

    – кормить домашних животных, птиц, аквариумных рыбок;

    – гулять с собакой и кошкой;

    – покупать хлеб и молоко.