Техника скорочтения для взрослых. Чтение за минуту

Методик по скорочтению в наше время появилось очень много. Сказать какая из них лучшая вы можете только сами. Выбрать именно ту что подходит Вам. Методики по скорочтению вы можете найти в книгах, на курсах, скачать в интернете. Многие из предлагаемых автором методик быстрого чтения можно использовать онлайн. Разработаны специальные упражнения и тренинги на расширение угла зрения, увеличение концентрации на тексте, развитии памяти.

Нужно ли больше читать и зубрить?

Те кто зубрит не самые успешные и сообразительные люди. Вы слышали что-либо о жизненных успехах школьных отличников?

Никак не оставляет меня желание научиться читать быстрей! Дело в том, что быстро читать - необходимость. По роду своей деятельности мне приходиться читать много литературы, документов и т.д. Но я просто физически не успеваю всего того, что должен сделать. А, мои успехи в скорочтении оставляют желать лучшего.

О методиках скорочтения

Динамическое чтение - это набор приемов, позволяющих существенно увеличить скорость чтения скорочитателя без большой потери понимания прочитанного. Следует, в частности иметь в виду, что официально не существует официального разделения между "медленным" и «скоростным» методами чтения по той причине, что много читателей используют подходящие для них, упражнения чтения.

Основные приемы скорочтения

  • Устранение, регрессии, остановок, возвратных движений глаз . При классическом способе чтения распространены перечитывания, а это значительно замедляет скорость чтение и снижает коэффициент усваивания информации.
  • Отработка привычки мгновенного выделения главной мысли текста , отсекания ненужной информации и чтения полезной и эффективной информации.
  • Подавление внутренней артикуляции - выработка новой стратегии чтения: . Средний читатель имеет необходимые навыки визуального чтения. Например, сразу декодируются логотипы, («Nike», «Pepsi», "Ford", "GM"). Очень многие знакомые словосочетания, воспринимаются картинкой. При этом следует знать, что непонятные слова нужно читать декодируя слова в звуковые образы, то есть проговаривать текст.
  • Просмотровое чтение . «Просматривание» без внимательного фокусирования на тексте с малой значимостью.
  • Расширения поля охвата зрения . Применяют специальные тренинги (например, таблица «Шульте»), направленные на расширение угла зрения до двух-трех слов, страницы. Благодаря этому навыку, читающий за одну фиксацию взгляда, может охватить гораздо большее информации, чем читатель, не обладающий подобным навыком.
Существует множество, школнаправлений, методик, курсов, тренирующих навык скорочтения. Большинство из них базируются на перечисленных выше методиках скорочтения.

Любые упражнения, развивающие ваш мозг, ваше мышление – это очень полезно! Особенно хорошо, когда это очень различающиеся упражнения. Тогда можно быть уверенным, что будут развиваться различные функции вашего мышления. А все это приведёт к тому, что вы изменитесь качественно.

Упражнение убивает сразу двух зайцев - расширяет угол зрения, что является одним из условий овладения навыком быстрого чтения. Второй заяц - вхождение в состояние транса при занятиях. Глаза расфокусированны, устремлены вперед. Все признаки транса.

Каждый может научиться скорочтению без курсов и без бесполезной траты денег

А теперь воспользуемся технологией визуализации и запишем фразу "ученый малый, но педант" . Все ссылки идут на прямые тексты.

Скорочтение не приемлемо, если наша задача глубоко прочувствовать мироощущение книги. Любой психоаналитик объяснит, насколько важны «несущественные» детали, как много информации они несут.

Век информационных технологий наступил давно и с каждым днём данные и знания начинают иметь всё большую ценность, при этом технические мощности компьютеров и средств передачи данных увеличиваются постоянно, а ресурсы человеческого мозга по-прежнему используются лишь в незначительной степени. Почему же все чаще люди хотят развивать свои способности.

Напишите статью. Теперь сожмите его в два раза, затем еще в два. Повторяйте до тех пор, пока не останется одно-два слова. В парной технологии есть такой алгоритм работы пары учеников, - он называется "поабзацное чтение". В нем каждый имеет один текст.

Перед прочтением литературы сделайте ее небольшой обзор – узнайте, о чем она и в каком жанре написана. Просмотрите аннотацию и содержание. Чтобы не загружать память ненужной информацией, определитесь - какие именно части книги Вы будете читать. Читать лучше в спокойной обстановке, в отсутствие отвлекающих предметов. В комнате должно быть светло. Помните, что информация усваивается хуже, если поблизости работает телевизор, радио или играют дети. Спина должна находиться в прямом положении.

Тренировка диагонального чтения

Кто из людей обладал навыком быстрого чтения?

Он одним из первых предложил некоторые техники скорочтения. Ими овладели Наполеон Бонапарт, Александр Сергеевич Пушкин, Джон Кеннеди. Они обладали лучшими методиками скорочтения

На что вождь отвечал, что конечно, читает иначе он бы не смог получить всех знаний, которые у него сейчас существуют. Один из проверенных способов скорочтения заключается в движении глаз слева направо со скоростью одна строчка в минуту. В наибольшей степени скорость чтения снижает мысленное проговаривание текста. Скорочтения, требует повышенной концентрации.

Как читал книги Гитлер

У Адольфа Гитлера была своя техника быстрого чтения. Он брал в руку книгу, журнал, научную статью и открывал на последней странице. Если видел что-то стоящее, то читал ее. Из воспоминаний секретаря Адольфа Гитлера нам известно, что вождь очень сожалел о том, что не может прочесть ни одну художественную книгу, так как в его обязанности входит лишь прочтение научной литературы. Известный холерик Александр Сергеевич Пушкин обладал феноменальной памятью. Он помнил биографии известных вплоть до точных дат, названия географических объектов. Читал произведения он очень быстро.

Карл Маркс и быстрое чтение

Любил загибать страницы книг и на их полях ставить пометки и Карл Маркс. Президент Рузвельт был просто влюблен в скорочтение . Он за один присест мог прочесть всю книгу. Оноре де Бальзак рассказывал своим современникам том, с какой легкостью ему удается прочесть сразу восемь предложений, и при этом выделить из них одно ключевое.

Увлечение даже самотестированиями тормозит развитие. Тестирования нужны для понимания того, что происходит. Достаточно было случаев в практике, когда абсолютное отсутствие улучшений было связано именно с нарушением запрета на частые домашние самотестирования.

Теодор Рузвельт о быстром чтении

Все тексты разные. Теодор Рузвельт читал одновременно по два предложения, а потом легко мог пересказать текст, иногда даже дословно. Максим Горький имел уникальные способности. Он в совершенстве овладел техникой скорочтения и когда брал свежий номер журнала, резал странички и читал текст, словно «рисуя» зигзаг. Прочитав один журнал, брался за новую литературу. Эта техника получила название - скорочтение по диагонали. Чтобы повысить быстроту восприятия текста применяется комплекс методик по скорочтению.Каждый работает в паре с партнером короткое время по одному и тому же алгоритму. Ученики меняют партнеров много раз, пока не проработают свои тексты полностью. В результате каждый получает "очень сжатый и выпуклый полифонический" материал своего текста.

Можно ли научиться быстро читать билиберду?

Попробуйте открыть сайт с арабской вязью или китайской грамотой, и вы будете испытывать те же самые чувства - "смотрю в книгу - вижу фигу".

Те кто любит запоминать не очень любят думать. Возможно ли запомнить историю КПСС (Коммунистической Партии Советского Союза)? Пожалуйста! От проговаривания я давно избавился и в отличие от многих моих знакомых без особых усилий и регрессий почти нет всегда стараюсь скользить по тексту вертикальным взглядом. Но проблема заключается в том, что мне постоянно хочется скользить по тексту быстрее и быстрее.

Те, кто пересдавал, сдались заранее. Сначала они сдались и себе доказали, что они не способны. Например, неспособны запомнить или сдать экзамен, а уж потом эту фразу им сказал преподаватель.

Скорочтение - это способность чтения текстовой информации в ускоренном темпе. Обычно, скорочтением считают повышение скорости чтения в 3-10 раз. Это значит, что за одну поездку в троллейбусе натренированный читатель может прочитать книгу в 100 страниц.

Скорочтение - несбыточная мечта или реальность?

Наверняка в вашем окружении есть люди, которые быстро читают. Таким людям достаточно одного вечера для того, чтобы прочитать книжку на которую у вас уходит 3 дня. Кто откажется от навыка, который может круто развернуть жизнь?

Можно ли обучиться скорочтению обычному человеку?

  • Избыточность наблюдается на уровне построения построения глав (авторы допускают повторения в введении, заключении).
  • Избыточность текста наблюдается на уровне букв . Нпрмр, сл удлт з ткст глсн бкв, то этот текст будет достаточно легко читаться.
  • Избыточность наблюдается на уровне подачи материала . Как правило, авторы пишут тексты для новичков и тех, кто слабо понимает суть излагаемого вопроса.
  • Избыточность мы можем наблюдать и на уровне авторов . В настоящее время каждые 2 года количество информации в мире удваивается. Во-первых, вопросы, как правило стандартные, и во-вторых, на любой вопрос можно найти как любительский, так и профессиональный ответ в интернете.

Благодаря избыточности в тексте, каждый человек может научиться быстрому чтению

Скорочтение возможно, благодаря
большому количеству избыточной информации в тексте

Вторая причина, по которой возможно скорочтение, заключается в том, что обычные читатели не меняют стратегии чтения . Как правило, используется одна стратегия углубленного чтения - именно этой стратегии нас учили в школе.

Давайте проведем эксперимент и закроем листком бумаги пять букв справа на странице книги. Для примера я возьму мою книгу "Скорочтение - шаманство над книгой" издательства Питер.

Как вы видите, потеря 5-10% информации при чтении совершенно не влияет на понимание текста.

Какими стратегиями пользуется скорочитатель?

  1. Поиск альтернативных авторитетных источников (не ограничиваться первой попавшейся книгой).
  2. Просмотровое чтение (чтения для ознакомления с текстом) - книга просматривается с пятого на десятое и оценивается по определенным критериям.
  3. Углубленное чтение.
  4. Заучивание информации.

Но, это не всё. В рамках одного текста возможно динамическое изменение скорости чтения с просмотрового до углубленного.

Какие приемы и техники быстрого чтения существуют?

Если понаблюдать за быстро читающим человеком, то создается впечатление, что он просто пролистывает страницы книги. Каким образом удается это делать?

Во первых, как правило, перед чтением, ставится четкая задача:

  • Что искать?
  • Как это выглядит?
  • Как это поможет в будущем?
  • Какие другие возможности получения информации существуют?

Четкая постановка задачи - это 50% ответа

Правильно сформулированный вопрос - это 50% ответа .

Быстрочитающий человек ищет зацепки в тексте используя следующие стратегии чтения:

  • Чтение молча (без внутренней артикуляции текста).
  • Использование широкого угла зрения (анализ информации не только на уровне слов, но и на уровне строки или абзаца).
  • Правильная подготовка к чтению (четкая постановка задачи).

Почему правильная постановка вопроса помогает быстро читать?

Давайте представим систему противовоздушной обороны - цель ее проста - пропускать свои самолеты и сбивать чужие. На первый взгляд, вражеские самолеты ни чем не отличаются от дружественных, кроме знаков отличия. Что делать? Наблюдать за самолетами через подзорную трубу? Однако, четкая постановка задачи подсказывает правильный ответ - поставить на каждый дружественный самолет специальный передатчик, посылающий сигналы "я свой".

То же самое можно отметить и о чтении. Если нет цели чтения, то какую бы скорость чтения не выберешь - время будет потрачено впустую.

Четкая постановка задачи
помогает находить верные ответы

Можно ли учить скорочтению детей?

Дети воспринимают информацию со скоростью неторопливой речи. Попробуйте попросить первоклассника пересказать то, что сказал диктор новостей по ТВ, и скорее всего он не сможет это сделать потому что темп подачи информации очень высок. То же самое произойдет, если ребенка торопить при чтении - часть слов он прочитает не верно, часть слов упустит. Смысл предложений будет исковеркан.

Родители должны помнить, что когда дети спешат во время чтения, то они будут и слова писать с ошибками!

Обучать детей скорочтению можно после того, как у появится самосознание и самостоятельность. Каждый ребенок индивидуален, но в среднем, такой возраст наступает примерно в 14 лет.

Ребенок должен уметь вычленять основные мысли в тексте. Должен уметь пересказывать текст своими словами. Должен уметь оперировать терминами, полученными в тексте. Но, самое главное, должен самостоятельно управлять своим вниманием и иметь серьезную мотивацию!

Почему нельзя измерять скорость чтения в знаках в минуту.

Считается, что средний взрослый человек читает со скоростью 100-200 слов в минуту (1-3 минуты на страницу). Однако, мы помним, как в средней школе, нам давали текст для чтения, и засекали по секундомеру сколько слов мы успевали прочитать за одну минуту. Таким образом, учителя проверяли нашу технику чтения. А теперь давайте подумаем, нужно ли проверять технику чтения взрослого человека и ставить ему за это оценки?

Перед взрослым человеком не стоит задача быстрее прочитать. Перед взрослым человеком стоит задача как можно быстрее справиться с затруднением. Поэтому, определение скорости в знаках в минуту - пустая трата времени.

Можно ли скорочитать художественную литературу?

Техники скорочтения основаны на четкой постановке задачи, выборе литературы и чтении нужного места и применении полученной информации на практике.

Вот идеальный вариант скорочтения:

  • четкая постановка задачи,
  • выбор литературы,
  • поиск места, где находится ответ,
  • углубленное чтение.

Эта стратегия демонстрируется в следующем ролике:

При чтении художественной литературы перед читателем стоят совершенно друге задачи, по сравнению с технической литературой:

  • Читая гениальные тексты, читатель получает наслаждение, например, при чтении стихов
  • Художественная литература воздействует на чувства, эмоции и воображение читателей.
  • Читатель переживает ситуации, в которых попал герой.
  • Художественный стиль предполагает предварительный отбор языковых средств; для создания образов используются все языковые средства.

Все это делает невозможным стратегию чтения технической литературы.

К чему приводит медленное чтение?

Исследования показывают, что:

  • 97% читателей откладывают раз начатую книгу.
  • 30% людей теряют интерес к книге и больше не возвращаются к ней.
  • 84% специалистов не успевают прочитать специализированные журналы.

Все это происходит из за низкой скорости чтения и невысокой мотивации.

Что происходит во время скорочтения

  • Сознание по мановению волшебной палочкии включается на полную мощность!
  • Вы слышите голос автора . Слова высвечиваются ярко и выпукло. В голове появляется легкий ветерок в от осознания новых возможностей.
  • Вы разбираете завалы книг. Учебники, инструкции, документация - все это оказывается в месте, где вы храните прочитанные книги.
  • Вы быстро читаете. Вы в восторге от того, что дело, которое, так долго откладывали, оказалось легким и простым.

Что нужно сделать для увеличения скорости чтения

Традиционно считается, что для того чтобы научиться быстро читать следует выполнить ряд требований:

  1. Иметь достаточно широкий угол зрения.
  2. Читать без текст без проговаривания
  3. Читать без возвратных движений глаз.

Для того чтобы выполнить эти пункты, следует выполнять нудные упражнения на расширение угла зрения, выстукивать особый ритм (который судя по обсуждению на форумах мало кому удается сделать). В обязательном порядке следует запоминать автора, выходные данные текста и много другой информации.

Тормоз находится в голове и не верных установках чтения.

Начните быстро читать прямо сейчас!

Человеческий мозг привык работать быстро

Мозг привык работать быстро. Он легко и просто разгадывает шарады, которые ему преподносит жизнь.

Отгадайте, что здесь написано?

хмуа, аумх-цакухото,
ооннпчеозоле хрюоб!
хаму по люпо пашло,
аухм ежкуден лшана.
шлпоа хаму на азрба
и клупиа соварам:
рихтподие, кыантара,
я асв чема щгоуу!

Помните, главное, правильно перестроить сознание!

Мы читаем не словами, а смыслами.

Давайте, разорвем текст на полоски и сдвинем их по вертикали. Как это не удивительно - читать этот текст будет возможно. Вы даже не будете замечать, что текст смещен. Невообразимым образом, мозг адаптируется к возникшей сложности.

Мы медленно читаем, потому что ищем ответ там, где его нет

Искать потерянные ключи следует
не там где светло, а там, где потерял

Основные принципы и понятия скорочтения

Совет #1 по увеличению скорости чтения

Прямо сейчас встаньте и присядьте. Сядьте за стол. Выпрямитесь. Расправьте плечи. Чувствуйте, как, голова стали работать лучше? Глаза готовы. Сознание напряжено. Слух сконцентрирован на внутренней речи.

☞ Этот способ позволяет увеличить скорость чтения в 2-10 раз .

Кстати:

Некоторые упражнения нужно выполнять! Чтение рецептов - это не то же самое, что почувствовать вкус блюда.
Прямо сейчас встаньте из за стола и сделайте несколько приседаний!

Совет #2 - введите мозг в состояние быстрого чтения.

Проведите разминку перед чтением.

Перед вами картинка. Всмотритесь в картинку. Закройте глаза. Подумайте, что вы запомнили. Откройте и попробуйте сравнить внутренний образ с внешним.

Подумайте, как вы запоминали картинку? Последовательно фрагмент - за фрагментом? Нет! Вы всмотрелись в картинку. Потом закрыли глаза. Потом открыли и всмотрелись еще. Точно так же и с чтением. Нет ни какого смысла читать одинаково внимательно всю книгу. Обращать внимание нужно на содержательные детали. Прочитал. Подумал. Перечитал. Запомнил. Употребилю

☞ Этот метод позволяет существенно увеличить скорость чтения в 2-4 раза.

Совет #3 по увеличению скорости чтения - Читайте под метроном.

Для начала настройте метроном на медленный темп. Дайте установку самому себе концентрировать взгляд на начало строки, середину и конец под каждый удар метронома.

Если вы не успеваете воспринимать информацию, то уменьшите скорость метронома до уровня, когда текст воспринимается легко и просто.

☞ Этот простейший способ позволит увеличить скорость чтения в 2-5 раз.

Совет #4 по увеличению понимания текста - проверьте словарный запас

Об этом мало кто задумывался. Но, самым главным тормозом не в скорочтении , а в чтении и скудном словарном запасе!

Выбирать книги нужно по зубам. Представьте вы хотите разгрызть кокосовый орех! Да, вы зубы обломаете! Попробуйте прочитать вот этот текст:

Выбирайте правильные источники информации и правильных авторов. Читать нужно такие книги, слова в которых понятны или если есть непонятные слова, но их количество не влияет на качество.

Перед чтением следует выборочно просмотреть текст. Просмотрите глоссарий. Подумайте, нет ли отторжения в подаче материала?

Статьи на тему скорочтения

  • Чтение по диагонали (применение методик быстрого чтения). Обучаемся быстрому чтению самостоятельно
  • Игры для быстрого чтения. Тренинги и упражнения для тех, кто хочет научиться быстрее читать
  • Как развить зрительную память при чтении. простые методы увеличения скорости чтения и запоминания прочитанной информации
  • Как самому освоить быстрое чтение и запоминание. Методики, курсы, упражнения на освоение быстрого чтения

Долгое время я была глубоко увлечена идеей научить Лизу читать, как угодно, хоть так, хоть этак, хоть стоя на голове – лишь бы читала. Но у методики Домана есть ещё один бонус – это скорочтение. Сложилось так, что этот бонус прошёл мимо нас. Лиза начала читать по Доману в возрасте 1 год и 8 месяцев. Но в два с половиной года, после долгого периода отказа от самостоятельного чтения в принципе, Лиза вдруг заинтересовалась чтением по буквам. И с тех пор читает именно так.
И теперь мне пришло время задуматься о развитии именно этого навыка. Ниже я расскажу про упражнения, которые мне пока что удалось найти и адаптировать под наш возраст, а также буду писать небольшие заметки про методику Домана (потому что изучение вопроса скорочтения позволило мне по-новому взглянуть на некоторые аспекты домановского чтения)

Итак, для начала я постаралась разобраться с самим термином скорочтение, дабы убедиться, что мои сугуболичные представления соответствуют действительности. И тут меня ждал сюрприз:

Скорочтение (или быстро чтение) - это способность быстрого восприятия текстовой информации при использовании специальных методов чтения. Быстрое чтение значительно превышает по скорости обычное чтение 3-4 раза. (Википедия).

Во-первых, мне в глаза бросилась фраза «при использовании специальных методов чтения». То есть получается, что весь «фокус» не в том, чтобы активизировать какие-то особые области мозга (правое полушарие, например, часто вспоминают), научиться не проговаривать про себя текст, фотографировать взглядом всю страницу и что-то таком духе, как мне это представлялось, а в том чтобы знать и уметь качественно применять определенные приемы.

Как оказалось, для успешного овладения скорочтением необходимо развивать 5 навыков:
1. Навык концентрации
2. Навык подавления артикуляции (проговаривания текста)
3. Зрительный навык
4. Навык управления информацией (выделение самого главного в тексте)
5. Навык запоминания больших объемов информации

Проблема, как обычно, заключается в том, что предлагаемые различными источниками упражнения ориентированы на взрослых и/или детей старшего школьного возраста. Но кое-что удается применять, что-то адаптировать, что-то заменять и придумывать своё.

1. Навык концентрации необходим для того, чтобы при чтении не приходилось вновь и вновь возвращаться к уже прочитанному, дабы понять смысл текста. Я думаю все с этим сталкивались, читаешь книгу, а мыслями в другом месте. И один и тот же абзац приходится читать вновь и вновь. Это ужасно раздражает и отнимает кучу времени. Управление навыком концентрации позволяет этого избежать.

Если речь идёт о дошкольниках, то, я думаю, с уверенностью можно сказать, что развитию этого навыка способствуют любые логические задачки из тетрадок, например, во всем известных «Игралочке» Петерсон или «Тестах» Земцовой. Для себя из всех этих заданий я отобрала следующие:
- найди отличия
- продолжи узор
- выложи по образцу (в том числе усложненный вариант, когда образец дается для запоминания на короткое время, а затем закрывается)
- исправь ошибки
- найди недостающий элемент
- найди лишний элемент
- сделай поровну
- найди пару
- найди элемент соответствующий определенным признакам
и т.д. и т.п.

Умению концентрироваться также помогает способность не реагировать на внешние раздражители , такие как шум, музыка, повышенное внимание чужих людей. Соответственно, если ребенок привык работать в полной тишине, то нужно понемногу создавать для него шумовую завесу. Я полагаю, что телевизор, про который почему-то думается в первую очередь – это слишком сильный отвлекающий фактор, а вот классическая или детская музыка пока малыш рисует –вполне подходит. Я пока что не рискую отвлекать Лизавету непосредственно во время выполнения сложных логических задач, но стараюсь, вести непринуждённую беседу на отвлеченные темы пока она, например, вырезает что-то ножницами или клеит наклейки (не рисует художественный шедевр, а занимается чем-то приятным, но не существенно значимым). И при этом стараюсь контролировать тот момент, чтобы она не прерывала своё дело на разговор, а делала параллельно. Первое время ей давалось с трудом. Она останавливала своё занятие каждый раз, когда хотела мне что-то сказать. Но буквально за две недели нерегулярной практики она очень продвинулась в этом вопросе.

Также один из популярных советов, который мне удалось найти – это мотивация . Например, если предстоит читать к экзамену нудный учебник, то советуют представить, как сильно родители будут рады хорошей отметке. Но я думаю, что с подобной мотивацией маленьких детей нужно быть крайне осторожным, дабы не сформировать привычку читать только для достижения какой-то цели. Все же в таком возрасте самостоятельное чтение должны быть исключительно для удовольствия, а не для похвалы взрослого.

Ремарка по Доману . В теории методики Домана (по моему уразумению) концентрация обеспечивается быстрым показом (перелистыванием), частым обновлением комплектов и т.д. и т.п. что написано в методичке. Но по факту концентрация достигается интересом: когда малышу интересно – он смотрит (концентрируется), когда скучно – не смотрит (не концентрируется). Поэтому я всё же думаю, что для успеха необходимо всеми возможными способами добиваться внимания малыша при показах.

2. Навык подавления артикуляции .

Артикуляция помогает придать прочитанным словам звуковое оформление. Она позволяет нам совершенствовать нашу речь, понимать, как слова звучат. Очень важна при чтении поэзии и художественной литературы. Но артикуляция сильно замедляет чтение, и в меньшей степени помогает быстро понять смысл прочитанного, выделить из текста нужную информацию.

Полностью избавляться от артикуляции не нужно, важно просто уметь подавлять ее в нужное вам время для ускорения чтения.

Вы, скорее всего, тоже иногда читаете с минимальной артикуляцией. Вспомните, к примеру, когда вы читали интересную книгу с захватывающим сюжетом. Вы читали текст и одновременно представляли себе происходящее, строили в своем воображении картины, как будто вы смотрели фильм собственного производства. Если ваше внимание на определенном этапе чтения книги было занято именно созданием образов, игрой воображения, то в этот момент, скорее всего, вы читали быстрее, чем обычно.
(по материалам сайта 4brain.ru)

Контролировать артикуляцию у другого человека, я думаю, крайне сложно. Ещё сложнее делать это с ребёнком, который ещё только учится читать. Но в приведённом выше абзаце улавливается одна мысль – артикуляция отсутствует тогда, когда «читаешь образами». Из этого, я думаю, можно сделать вывод о том, что во-первых, как бы странно не звучало, для быстрого самостоятельного чтения ребёнку необходимо, чтобы ему активно читали взрослые. А во-вторых, читать то, что будет действительно интересно и увлекательно.

Упражнение для подавления артикуляции, которое можно использовать с детьми - это читать под тихую спокойную музыку .

Ремарка по Доману . Доман в этом вопросе «рулит», потому что методика предполагает чтение про себя, а не в слух, то есть изначально не способствует артикуляции. Однако мы, родители, очень жаждем чтения вслух, то есть с той самой артикуляцией.
Если кто-то занимается по методике с целью развития речи, то, возможно, стоит обратить отдельное внимание на артикуляцию ребёнка в повседневной речи, ибо методикой Домана она (артикуляция) напрямую развиваться не будет.

3. Зрительный навык .

В скорочтении важно умение видеть весь лист целиком или хотя бы большим куском текста, и читать его не построчно сверху вниз, а по диагонали .

Для развития «широкого поля чтения» специалисты используют специальные таблицы Шульте . Суть этой таблицы состоит в том, что в ней в особом порядке расположены цифры. Задача тренирующегося – за определенный промежуток времени найти все цифры подряд (например, от 1 до 9). Таблицы должны быть составлены таким образом, чтобы минимизировать движение глазами по горизонтали и вертикали. Глаз в этом упражнении должен максимально двигаться по диагонали.

Скачать таблицы разного уровня сложности, в том числе и детские можно, например, вот . Обычно, эти таблицы выполняются под секундомер, в течении двух-трех минут.

Мы с Лизой дома не занимаемся по этим таблицам, так как это одно из обязательных упражнений на занятиях в нашем «развивающем центре». Наша преподавательница сама составляла эти таблицы, у неё они выглядят несколько иным образом – каждая следующая таблица содержит на одно число больше чем предыдущая. Таким образом она отслеживает прогресс ребёнка: «На прошлом занятии Лиза успела дойти только до таблицы с цифрой 11, а на этом до цифры 13».

Зато, пока я искала информацию про методику Шульте, мне удалось найти замечательный детский тренинг «Успешный Я», который основан на этой методике. Задания составлены с соблюдением всех правил, но не содержат этих скучных таблиц. В конце этой страницы вы можете бесплатно ознакомиться и скачать 24 урока. Не люблю делать вот такую рекламу, но я действительно в восторге от содержания этих тренингов, так как они совмещают в себе и задания на концентрацию внимания (логические задачки) и упражнения для развития зрения.

Ещё одно упражнение состоит в том, чтобы минимизировать чтение построчно . Вот как его описывают на сайте 4brain.ru:

Для того чтобы научиться читать тексты вертикальным движением глаз (сверху вниз или чтение по диагонали), начните с простого. Попробуйте читать газеты и журналы с узкими колонками текста «сверху вниз», не используя движение глаз «слева направо».

Относительно Лизы скажу, что так как я уже давно не клею и не печатаю для неё никакие словосочетания и предложения, а для чтения мы используем в основном готовые печатные продукты, то чтение «столбиком» мы практически не практикуем. Можно сказать, что в этом моменте у нас глубокий пропуск. Сейчас я делаю небольшой акцент именно на столбиках. Если кому-то интересно, то прямо сейчас мы тренируем чтение по Букварю Бахтиной.

Также для развития зрительного навыка крайне важны самые простые и всем известные упражнения для глазок :
- смотреть в даль, а затем на объект вблизи – и наоборот;
- зажмуривать (напрягать) глазки и расслаблять;
- смотреть вниз, вверх, влево, вправо и по кругу;
- часто моргать в течении нескольких секунд
и аналогичные.

Ремарка относительно Домана . Я думаю, всем понятно, что занятия по комплектам ЧсП , БсП и книжная разминка уже содержат в себе элемент развития периферийного зрения, если напрямую следовать методике.
Однако какое-то время назад на форуме было очень популярно водить пальцем по строчкам книг при чтении. Вроде как даже есть такая методика обучения чтению (не помню точно название), суть которой заключается в том, что с ребенком читают тексты, написанные крупным шрифтом и водят пальцем под прочитываемым словом. Программы чтения на английском языке, такие как Your baby can read и Little reader также содержат «бегающий» указатель под словом. Разумеется, я тоже водила пальцем в книжной разминке, например, или в обычных книгах с крупным шрифтом. Однако я думаю, стоит иметь ввиду, что этот приём в определенной степени «убивает» скорочтение.

4. Навык управления информацией .

Чтобы читать быстро, но при этом не терять эффективность, необходимо выделять, вылавливать из текста самую суть. Для этого предлагается научиться структурировать информацию: визуализировать ее, составлять конспекты, строить блок-схемы и mind-карты.

Разумеется, абсурдно составлять конспект с маленьким ребёнком. Однако, я полагаю, что обсуждение текста после прочтения или даже пересказ ребёнком текста (хотя лично я против пересказов) –в определённой степени может быть приравнен к конспекту.

Также есть одно очень интересное упражнение, позволяющее научиться находить необходимую информацию в тексте , которое вполне можно выполнять с детьми.

Его выполнения необходимо взять слово, словосочетание или предложение - в зависимости от способностей ребёнка, и закрыть в словах первую и посленюю буквы (или несколько букв в длинных словах), а затем попытаться угадать значение этих слов. Выглядеть это будет примерно вот так

Взрослым предлагается закрывать страницу текста с двух концов, так, чтобы некоторое количество слов на странице было «не читаемым».

Ремарка по Доману. А теперь самое интересное. Ещё раз взгляните предыдущее упражнение, а теперь поднимите руки все, кто жаловался:
- «Читает невнимательно, смотрит на слово, но не вчитывается, а пытается угадать».
- «Вместо «самокат» прочитал «самолёт»
- «Называет по первым буквам»
Нам всем представляется, что это проблема, не развитость навыка, недоработка. Но задумайтесь, может это и есть то самое упражнение? Может быть именно этот элемент «невнимательности» нужен для развития скорочтения?

5. Навык запоминания больших объемов информации

Развитие памяти при скорочтении по сути является необходимым навыком, так как если вы читаете быстро и не способны запоминать информацию, этот процесс не имеет смысла.

Как известно, выделяют два типа памяти: кратковременную и долговременную. В зависимости от цели – запомнить на долго или на короткий отрезок времени – используют разные приёмы.

Считается, что кратковременному запоминанию способствует :
- концентрация и умение абстрагироваться от посторонних раздражителей;
- визуализация прочитанного (то есть вы стараетесь запомнить не текст, а зрительный образ, ассоциированный с текстом);
- эмоциональность по отношению к прочитанному. Эмоции человек запоминает лучше, чем факты. Некоторые яркие эмоции самого раннего детства человек помнит всю жизнь.
(Попробуйте вспомнить чему вас учили в первом классе? А во втором? А яркие «вспышки» из детства есть, наверное, у каждого)

Обратите ещё раз на это внимание все, кто в принципе чему-либо учит детей – запоминаются прежде всего эмоции, а уже потом факты. Лучше всего запоминаются факты ассоциированные с эмоцией.

Долговременное запоминание работает несколько по-иному.

Проведенные учеными исследования показывают, что долговременное запоминание текста происходит путем не столько его осмысления и визуализации, сколько при помощи многократного повторения. Причем важнее всего не количество повторений (пересказов или сеансов воспоминаний) прочитанного, а правильные интервалы между ними.

По мнению современных специалистов, существуют 2 популярных режима рационального повторения изученного материала.

1. Если есть два дня на то, чтобы запомнить прочитанное, лучше повторять материал следующим образом:

второе повторение - через 20 минут после первого повторения;
третье повторение - через 8 часов после второго;
четвёртое повторение - через 24 часа после третьего.
2. Если ваше время не ограничено, и вы хотите запомнить информацию на очень долгое время, то оптимальными считаются следующие сеансы повторения информации:
первое повторение - сразу по окончании чтения;
второе повторение - через 20-30 минут после первого повторения;
третье повторение - через 1 день после второго;
четвёртое повторение - через 2-3 недели после третьего;
пятое повторение - через 2-3 месяца после четвёртого повторения.

Одним из эффективных способов запоминания является мнемотехника . У мнемотехники есть много разных приемов, которые дифференциируются в зависимости от ситуации: необходимо запомнить число, имя человека, слово иностранного языка и т.д. и т.п. Мы с Лизой на сегодняшний день опробовали двумя способами один приём мнемотехники, который называется ассоциации.

Первый вариант – классический. Нам необходимо было выучить текст песни.

Разбиваем лист бумаги на сектора (ячейки, клеточки) по количеству строк в стихотворении. В каждой клеточке рисуем картинки, знаки или условные обозначения в соответствии с содержанием строчки. Затем – очень важно – не глядя на текст пытаемся рассказать стихотворение с опорой на рисунки. В тех местах, где возникают сложности – рисунки исправляем, дорисовываем и т.п.
(Почему проверить себя и дорисовать очень важно? Потому что сколько я не пыталась разобраться с мнемотехникой, у меня не получалось, пока один человек не подсказал мне этот приём. И вот тогда, когда действительно у меня один раз получилось, я поняла насколько этот метод гениальный!)

Итак, строчки нашей песни:

Листья золотые падают, летят.
Листья золотые устилают сад…

Заметно, что я рисую картинку на каждое слово песни. Мне так проще, хотя со временем необходимо стремиться к тому, чтобы количество образов было минимальным.

Второй вариант – адаптированный для детей. Эту игру я подсмотрела на Лизиных занятиях в центре.
На листе бумаге располагаем картинки или фигурки, какие-то небольшие предметы. Дальше два варианта. Наиболее простой и подходит для самых маленьких – условно зарисовать эти предметы: затем закрыть первоисточник и попытаться назвать с опорой на картинки что было на столе. Второй вариант – попросить ребёнка запомнить, закрыть первоисточник, затем зарисовать и проверить себя.

Если ребенок не в состоянии нарисовать сам, за него вполне это может сделать мама, пусть только сам называет образы. На фото видно, что букву М, обозначающую большого медведя Лиза собралась рисовать реально большую, и мне пришлось вмешаться

Также очень известный мнемотехнический приём запоминания, который ещё не был нами опробован, потому что случай удобный не подвернулся – рифмовки .

Например:
Каждый охотник желает знать, где сидит фазан – цвета радуги.
Иван родил девчонку, велел тащить пелёнку – падежи русского языка.

Если знаете ещё какие-то максимально детские – пишите, пожалуйста, в комментариях.

И последний приём мнемотехники, про который я хотела бы рассказать, называется буквенный код . К сожалению, единственный пример, который мне пока что удалось выцепить из своей памяти не самый педагогичный:

Д – дураков
У – у нас
Н – нет
Я - ?

Просьба та же: кто-что помнит – напишите!

Ремарка по Доману . Когда обсуждается методика Домана, очень часто всплывает вопрос – запоминают дети или прочитывают? Он сказал, потому что узнал и вспомнил, или потому что прочитал? А также все мы страдаем от необходимости готовить большие объемы новой информации: книг, предложений, презентаций –потому что после одного-двух раз ребёнок выучивает наизусть. Если проанализировать методику со стороны быстрого чтения, то получается не принципиально прочитал или запомнил, потому что и то, и другое – равно нужные и важные процессы.

Вот и всё, что я готова рассказать на сегодня. В заключение хочу указать на источники своих размышлений, вдруг кому будет интересно с ними ознакомиться. Всего их три:

Сайт 4brain.ru
- книга Олега Андреева «Техника быстрого чтения»
- общение с Лизиной преподавательницей, опыт уроков и материалы Школы скорочтения и управления информацией по методикам Л.Л. Васильевой http://sunchild.ru/

P.S. Лиза снова смотрит комплект ЧсП , за компанию с Мироном. И она уже делает очень большие успехи. Но всё же я пока не буду торопиться с выводами

Дата записи: 07.11.2013 00:07

Комментарии

Прочитала. Отлично разложено по полочкам. Но наверное, дети не-домановцы сначала должны научится хоть сколько-то читать и не путаться в буквах прежде чем начинать все это. Я права?
Я сама владею скорочтением, читаю именно по диагонали, но меня никто не учил, работа научила, у меня громадные объемы информации, если я не буду их очень быстро читать, я просто загнусь.
И могу сказать, что все что написано выше - все эти приемы, они все на мне работают

Жень, конечно, ты все правильно поняла, это упражнения для читающих деток. Не думаю, что принципиально по буквам, по слогам или целыми словами, но читать уже надо уметь.

Цитата:

Я сама владею скорочтением, читаю именно по диагонали, но меня никто не учил, работа научила

Я, как оказалось, тоже. Но у меня этот навык развит слабенько. Я многое умею делать, о чем в книжках прочитала, но не так, чтоб доведено до автоматизма. И по диагонали я не умею читать, я все равно двигаюсь глазами сверху вниз примерно по середине страницы, а всё, что с боков захватываю боковым зрением.

«Самое бюджетное путешествие - уехать в книгу». Надея Ясминска

Самое актуальное про нас в Инстаграме - a_verx

о том, что скорочтению нужно учиться - знала давно. Меня методика Домана тоже этим привлекла, сразу двух зайцев ловишь и чтение и плюс ко всему скорочтение.
С другой стороны, хорошо Лиза согласна на такие игры уже сейчас, в раннем возрасте, глядя на Федосея, дай Бог к семи годам хоть созреет, а то и того дольше)
А еще поняла, что если не вышел в скорочтение до трех - это не конец света, и этому всегда можно научиться.

Настя, спасибо большое за столь объемную информацию, невероятно нужную, в одном посте. Интересно было почитать)

В век современных технологий и вечной спешке, не хочется терять ни минутки, ни секунды своего личного времени. Вот взрослые и стараются везде все успеть, и приучают к такому ритму и своих детей. Последним новшеством нашего мира стало скорочтение. Да, это нечто похожее на занятия по технике чтения в младших классах, но и не совсем то. Это другое понятие, помогающее детям и взрослым быстро читать и одновременно воспринимать прочитанное.

Что такое скорочтение

Что же из себя представляет процесс быстрого чтения или скорочтения? В младших классах дети читают еще не очень хорошо, сбивчиво, медленно. Некоторым, конечно, это умение дается легче, и они быстро приспосабливаются, увлекаются и им просто осваивать любую информацию, которую нужно прочесть. Но обыкновенно каждый родитель рано или поздно задумывается над тем, как обучить читать ребенка быстрее, как развить в нем такие способности? И для того, чтобы помочь родителям в этом нелегком деле, сегодня мы обсудим полезные рекомендации, познакомимся с историей этого умения, обсудим его плюсы и минусы в детской жизни и дадим конкретные упражнения и методики скорочтения.

Хорошо и быстро читающие дети обыкновенно имеют развитую память, у них грамотно построенная речь, и они могут понятно и правильно построить пересказ прочитанного. Кстати, пользу от скорочтения выявили и педагоги, проводившие практические исследования в младших и старших классах. Они отметили, что старшеклассникам, умеющим в детстве быстро читать и прочитанное, учеба давалась значительно легче, а успеваемость у них была в разы выше.

Кое-что из истории скорочтения

Самые первые мысли и идеи о том, что технику чтения можно совершенствовать, начали появляться еще в начале прошлого века. Это произошло с развитием нашего мира, с увеличивающимся потоком информации, который человечеству нужно было осваивать и распространять. Первые серьезные разработки и пособия стали появляться как в России, так и за границей. Однако слишком известными и широко применяемыми они не становились.

Все стало стремительно изменяться в середине прошлого столетия. В конце 1945 года Эвелин Вуд, учащаяся на специальность педагога, отправила большую по размеру статью известному профессору Лису. Он в свою очередь очень быстро прислал ответную рецензию. Эвелин очень удивилась, ведь по размеру статья, действительно, была огромной, а здесь такой быстрый и, главное, достойный грамотный ответ. Несомненно, статья был прочитана от и до, и проработана. Удивившаяся девушка стала наблюдать за подобными «быстрыми чтецами», и занятие ее увлекло на несколько лет. За этот период она видела более пятидесяти человек, которые точно также, как и профессор, быстро изучали любой печатный материал, и изумительно быстро отвечали на него. За время своих наблюдений, Эвелин отмечала особенности поведения этих людей, и особенности самой подмеченной тактики, вот лишь некоторые из них:

  • У всех «быстро читающих» глаза по книжной странице двигались вертикально, а не горизонтально. И вниз. А не слева направо, как при обыкновенном чтении;
  • Читаются сразу или несколько слов или даже фраз;
  • Прочитанный текст практические не повторяется. То есть читается один раз.

Навыками скорочтения обладали такие известные люди, как Иосиф Виссарионович Сталин, Александр Сергеевич Пушкин, Наполеон Бонапарт, Джон Кеннеди, Адольф Гитлер, Карл Маркс.

Нужно ли учиться скорочтению и для чего?

В век информационных технологий вся подача и изучение информации очень поменялось. Что и говорить, насколько все стало не просто, если малыши сдают свои первые экзамены уже в первом классе?!

В современном мире не достаточно один раз за всю жизнь отучиться в университете и защитить диплом. Необходимо постоянно обновлять свои знания, если хочешь работать по своей специальности. Для чего еще нужно скорочтение? Как запоминать больше сегодняшним детям, на чьи головы свалилось это безумное количество разнообразной информации?

Вот как раз это умение и поможет решить проблемы восприятия и обработки знаний. Если вы и ваш ребенок освоите умение быстро читать, то вы сможете заметить, насколько легче вам стало разбираться с новыми фактами, техникой, у вас появятся новые увлечения, о которых вы также будете черпать знания в книгах, в Сети… Возможности безграничны!

Для того, чтобы освоить быстрое чтение, нужно как минимум:

  • избавиться от внутренней артикуляции (проговаривании слов)
  • использовать широкий угол зрения (охватывать бОльшую часть страницы)
  • ставить четкую задачу чтения, т.е. понимать и осознавать что и зачем вы читаете

Еще одна причина учиться быстрому чтению – побороть внутреннюю зажатость и стеснительность. Ведь читая и знакомясь все с большим количеством информации, ребенок осваивает больше знаний, он становится более общительным, точнее проще раскрывается для этого общения. У него в голове очень много уже «готовых, освоенных» фраз, которые он может применять по своему желанию в обычной жизни.

Для концентрации внимания и развития мышления невероятно полезно разгадывать . И польза их очевидна не только для детей, но и для взрослых тоже.

Какой бы вы не выбрали метод, какое бы упражнения вам бы ни понравилось – главное в занятиях, это регулярность. Самой желаемой целью и мотивацией для вас должен быть тот факт, что вы и ваш ребенок сможете обрабатывать информацию любого характера за более короткий срок.

И не забывайте хвалить ребенка при любых успехах!

Видео ниже подытожит сказанное выше. Предложенные здесь лайфхаки доступны каждому желающему:

С теплом,

Здравствуйте, мои любознательные. Завершая маленький цикл про умение скоро читать для детей сегодня, как и было обещано, дадим упражнения для скорочтения на освоение этой техники. Потому, если вы намерены самостоятельно пройти домашнее обучение, добро пожаловать на тренировочную дорожку!

План урока:

Расширяем угол зрения

В первую очередь, упражнения для развития навыка скорочтения для детей должны быть направлены на умение концентрироваться на нужной информации и видеть одним взглядом как можно больше, то есть, раз за разом расширять поле охвата текста. Что детям без особой тренировки делать трудновато.

Их маленький по размерам текстовый захват – одна из причин медленного поиска и восприятия информации. По большей мере, именно из-за малого поля зрения детей учат читать сначала по слогам, а уж потом целыми фразами.

Итак, поехали! Основной наш помощник в этом – таблицы Шульте. Их полно в интернете, можно распечатать. Даже есть игры на основе этих табличек в он-лайне на время. В таблицах Шульте могут быть как буквы, так и цифры, чаще — последние.

Основная цель – рассредоточенный взгляд, который даёт возможность «взять» большую площадь странички (на компьютере – экрана). Упражнение может быть в разных вариациях:

  • ищем с помощью рассеянного взгляда одинаковые элементы,
  • запоминаем наибольшее количество элементов,
  • смотрим на середину строки, а глазами стараемся увидеть крайние слева и справа знаки.

Всё это делается при помощи неперемещаемого взгляда с центрального объекта таблицы. Кстати, такая техника Шульте хороша и для тоже.

Ещё есть такие графические пирамиды, на верхушке которых угол зрения самый маленький, а ближе к основанию он заметно расширяется. Придётся спуститься с неё вниз, чтобы овладеть «широкоформатным» зрением.

Можно её перевернуть:

Тренируем концентрацию

Отработанная даёт возможность среди «воды» найти главную мысль.

Включаем оба полушария

Для этого берём несложный для ребёнка текст и начинаем его читать по несколько предложений либо по одному абзацу. Только делать это нужно одним глазом: то правым, то левым. Этот нехитрый приёмчик включает в работу оба полушария головного мозга.

Отмечаем главное

Эта техника часто используется учёными, да и другими знаменитыми личностями тоже. Они посредством простого карандаша, а лучше маркера, выделяют для себя самое главное в тексте – по 2-3 мысли, по которым можно судить обо всём тексте на странице. Да ещё и не просто выделяют, а ставят свои пометки в виде «!», «+» либо «-», тем самым соглашаясь либо сомневаясь.

Называем цвета

Очень интересное упражнение, с которым не всегда справляются сразу даже взрослые. Вот вам слова.

При переходе к каждому следующему надо называть цвет, которым записано слово, а не читать то, что написано!

Ищем слова

Простое упражнение, но достаточно эффективно развивает внимание. Нужно на заданную букву найти все слова в тексте. Возможен другой вариант: найти на странице определённое слово или даже фразу. Лучше это делать на время.

Загадки

Для детей это наиболее простой способ оттренировать концентрацию. Хороши для скорочтения так называемые загадки-обманки и вопросики с подвохом. Ну, например,

Долой регрессию

Чтобы не возвращаться глазами к прочитанному тексту, делаем вот такие упражнения, которые увеличат скорость чтения.

Отрезаем полстрочки

Во время чтения текста закрывайте ребёнку листочком бумаги половину строчки. Это научит догадываться о том, что написано и выработает закономерность движения вперёд, а не возвращаться назад — «пока не закрыли, подглядеть».

Указываем

Возьмите в качестве указки обычный карандаш либо ручку. Ну, если уж очень хочется поиграть в учителя, можно и настоящую мини-указку. Что делаем? Передвигаем постоянно по мере чтения текста указку вперёд, чтобы взгляд ребёнка следовал за ней интуитивно, «не оборачиваясь» назад.

Читаем на скорость

Подобно в школе. Берём таймер и улучшаем результаты. Самым пиком будет чтение с метрономом.

По его щелчку нужно переходить на следующую строку. Вместо прибора может вполне сидеть родитель и через установленный интервал, который с каждым разом тренировки сокращается, будет отхлопывать ладошкой по столу. Закончились хлопки, — значит, должны и строчки закончиться. А теперь вопросы по тексту!

Читаем без артикуляции

Проговаривание слов у детей во время чтения – это настоящий бич для техники скорочтения, так как дополнительная артикуляция замедляет скорость.

«Губы!»

Так называется команда, которую необходимо применять для тренировки беззвучного чтения. Слыша команду «губы!», ребёнок прижимает палец и читает про себя. Услышав «вслух!», он начинает читать вслух.

Занимаем рот

Пусть карандаш грызть – плохая привычка, лучше поставьте чашку с орехами. Некоторые советуют жевательную резинку, но сомневаюсь: можно не жуя проглотить.

Барабаним по столу

Заблокировать речь поможет барабанная дробь пальцами. Нужно только подобрать мотивчик и заранее его отработать: сначала лёгкий для «воспроизведения», затем можно посложнее.

Под музыку

Тренируем память

Развитие памяти имеет немаловажное значение в обучении скорочтению.

Ремонтируем слово

Для прочтения берём текст с пропущенными буквами, которые придётся «по ходу пьесы» отгадывать. Это требует держать в памяти слова и смысл ранее прочитанного.

Шиворот-навыворот

Перевернём страницу вверх ногами и попробуем прочитать текст теперь уже справа налево. Такие упражнения для детей полезны для развития в памяти буквенных эталонов, и неважно, как они расположены.

Восстанавливаем цепочку

Берётся набор слов так, чтобы каждое предыдущее желательно было связано со следующим, ну например, машина-улица-светофор и так далее, чтобы ребёнок мог их выстроить в цепочку. Начать можно с 5-ти, далее увеличивая их количество до 10-ти. Один раз прослушивается вся цепочка, а потом слова в ранее установленном порядке восстанавливаются просто вслух либо на листочке бумаги.

Пишем зрительные диктанты

Разработанные профессором Федоренко диктанты состоят из 6 предложений, наращивание их длины происходит по одной-две буквы. Ребёнку отводится время прочитать текст, делая это по строкам. Сначала открывается одна строчка, читается, воспроизводится. Затем из-под листа бумаги открывается только вторая по счёту строчка. И в такой последовательности запоминается весь текст.

Да здравствует мышление

Регулярно решаете логические задачи? Значит с мышлением у вас всё в порядке. Что даёт мышление? Оно выключает глаза в отношении лишней информации и отделяет главное от второстепенного.

Составляем тексты

Делаем это на время по заданному сценарию:

  • где все слова только на определённую букву,
  • где должны быть использованы заданные слова.

Играем

В «города», «овощи», «фрукты» и тому подобное, а также просто в слова на определённую букву алфавита, подбирая нужные за отведённый промежуток времени.

Вот такие нехитрые занятия помогут освоить технику скорочтения в домашних условиях. Главное – регулярность тренировок, и тогда обязательно всё получится! Готовы? Тогда на старт, внимание, поехали!

«ШколаЛа» желает вам удачи! А еще предлагает подписаться на новости блога и присоединиться к нашей группе «ВКонтакте» .

До новых встреч!