Супружеские отношения. Облик православной женщины

Мы продолжаем серию бесед с настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе Богородское и храма Святителя Спиридона Тримифунтского в Беляной горе отцом Сергием Ереминым. Сегодня наша тема о женщине в церкви.

Есть такое мнение, что роль женщины в православной церкви занижена. Но это в корне не верно, как раз наоборот! Из всех земных людей именно женщину назвали «Честнейшей Херувим и славнейшей без сравнения Серафим». Богородица стоит превыше ангелов. О каком догматическом унижении женщины может идти речь? В православии женщина наравне с мужчиной участвует в священных таинствах, за исключением таинства священства.

-Тогда почему женщина не может стать священником, как мужчина, почему во время крещения ее не заносят в алтарь?

В некоторых христианских конфессиях, например у англикан, женское священство есть. Более того, оно существовало в христианстве в первые века, так называемый институт диаконисс. Они несли определенные церковные обязанности, в том числе на их попечении были различные социальные вопросы, они имели право входить в алтарь, прикасаться к священным предметам, помогали при богослужении, однако сами его не совершали. Институт диаконисс существовал недолго и исчез после распространения женского монашества.

Мнение православной церкви - священником должен быть только мужчина, как образ Господа Иисуса Христа. Как последователь дела апостолов, которые все тоже были мужчинами. Что же касается крещения, то действительно, в алтарь заносят только мальчиков, как возможных, в будущем, священнослужителей.

- Вопрос интимный. Во время «критических дней» женщина считается «нечистой», ей если и разрешается быть в храме, то касаться икон, креста, причащаться запрещается. Знаю, что есть ограничения и после родов. Почему? Ведь в том нет ее вины, за что же ее наказывают?

Происхождение запретов о нечистоте после истечений, берет свое начало в Ветхозаветной эпохе. У иудеев существовал целый ритуал очищения после этих дней. Более того, женщина на это время удалялась из дома и жила в отдельном помещении, потом совершала ритуальное омовение и только затем могла вернуться в дом к своему мужу.

Если мужчина случайно коснется женщину в этот период, он сам считался «нечистым» до конца дня. Практически во всех религиях всегда существовал запрет на интимную жизнь во время «критических дней», что вполне физиологически обоснованно. И сегодня этот запрет современному человеку видится разумным с медицинской точки зрения. В дохристианские времена в храмах совершались многочисленные жертвоприношения, кровь буквально текла рекой. Подвигом и страданиями Иисуса Христа это было прекращено, на литургии приносится бескровная жертва и всякая кровь в храме не допускается. Поэтому не разрешается приносить в храм мясо, чтобы случайно не запачкать пол кровью. Поэтому и появился запрет не посещать храм женщине в определенные дни.

В те времена не существовало современных средств гигиены, более того, не было и даже нижнего белья. Сегодня этот запрет не актуален, женщина может посещать храм, молиться, ставить свечи, подавать поминальные записки в любой день, если это продиктовано велением ее сердца. Однако, действительно, существует благочестивый обычай не принимать таинства причастия в эти дни. И это вовсе не наказание, женщина не в чем не виновата. И это не категорический запрет. В период тяжкой болезни или под угрозой смерти Церковь допускает женщин к Таинствам. Если женщина тяжко болеет и умирает и при этом она находится в своем «женском» состоянии, священник даже обязан ее причастить Святых Христовых Таин. Также считается необходимым причастить роженицу, если та умирает. То есть, нет прямых запретов. Существуют разные мнения на этот счет. Например, вот это: «Еще же, если по Божественному Писанию веруем, что человек есть дело рук Божиих, то как могло от чистой силы произойти дело оскверненное; и если мы род Божий, по Божественному Писанию Апостольских Деяний (17:28), то не имеем в себе ничего нечистого. Ибо тогда только мы оскверняемся, когда грех, всякого смрада худший, соделываем. А когда происходит какое-либо естественное невольное извержение, тогда и этому с прочими подвергаемся мы, как выше речено, по необходимости естественной. (Послание Свят. Афанасия Великого к монаху Аммуну около 356 г.).

Патриарх Сербский Павел: « И естественное очищение не мерзко пред Богом, Который премудро устроил, чтобы оно бывало у женщин в каждые тридцать дней, для их здоровья и укрепления, потому что они мало бывают в движении, от того, что сидят больше дома. Но и по Евангелию, когда кровоточивая прикоснулась к спасительному краю одежды Господа, чтобы выздороветь, Господь не укорил её и отнюдь не обвинил, напротив исцелил ее, сказав: «вера твоя спасла тебя». Женщина во время месячного очищения, с необходимой осторожностью, и предприняв гигиенические меры, может приходить в церковь, целовать иконы, принимать антидор и освященную воду, равно как и участвовать в пении». Но в то же время Патриарх Павел в отношении причащения выдвигает такое мнение: «Причаститься в этом состоянии, или, некрещенная - креститься, она бы не могла. Но в смертельной болезни может и причаститься, и креститься».

Святой Дионисий Александрийский, правило 2: «О женах, находящихся в очищении, позволительно ли им в таком состоянии входить в дом Божий, излишним почитаю и вопрошать. Ибо не думаю, чтобы они, если суть верные и благочестивые, находясь в таком состоянии, дерзнули или приступить к Святой Трапезе, или коснуться Тела и Крови Христовых. Ибо и жена, имевшая 12 лет кровотечение, ради исцеления, прикоснулась не Ему, но только к краю одежды Его. Молиться, в каком бы кто ни был состоянии и как бы ни был расположен, поминать Господа и просить помощи - не запрещается. Но приступать к тому, что есть Святая Святых, да запретится не совсем чистому душою и телом».

В каждом конкретном случае все решается индивидуально, и духовник подскажет женщине, как правильно поступить. Но, скорее всего, благочестивая женщина сама воздержится от принятия Святых Тайн на это время.

По поводу времени после родов, исчерпывающий ответ находим у святого Григория Двоеслова, Вот что он ответил на вопрос архиепископа англов Августина:

«Через сколько дней может женщина войти в церковь после того, как родит? Из Ветхого Завета тебе известно, что ей следует воздерживаться от этого в течение тридцати трех дней, если у нее родился мальчик, и шестидесяти шести дней, если родилась девочка (Левит 12:4-5). Однако это следует понимать иначе. Ведь если бы она вошла в церковь хотя бы через час после родов возблагодарить Господа, она не совершила бы греха; ведь греховны удовольствия плоти, но не ее муки. Сношение происходит в удовольствии, а роды совершаются в муках, потому и сказано было первой из матерей: «В болезни будешь рожать». Если же мы запретим родившей женщине входить в церковь, то сочтем роды ее наказанием за грех. Нельзя в такое время и запрещать женщине принимать таинство святого причастия. Если она не осмелится принять его из великого почтения, это похвально; но, приняв его, она не совершит греха... И месячные у женщин не грешны, ибо происходят от их естества... Предоставьте женщин собственному уразумению, и если они во время месячных не осмелятся подходить к таинству плоти и крови Господних, следует похвалить их за благочестие. Если же они, привыкнув к благочестивой жизни, захотят принять это таинство, не следует, как мы уже сказали, им в этом препятствовать. Если в Ветхом Завете рассматриваются обстоятельства внешние, то в Новом Завете главное внимание уделяется не тому, что вовне, а тому, что внутри, и наказание налагается с большей осторожностью…»

- Хочу задать вопрос, который, как говорится, «завяз в зубах». И все-таки: может ли женщина входить в храм в брюках?

Запрещая брюки для женщин, ссылаются на Священное Писание, что женщина не должна носить мужскую одежду (равно как мужчина - женскую). Но давайте разберемся. Конкретно о брюках там нет ни слова. Во времена Христа штанов вовсе не носили, за исключением варваров, которых в храм точно не пустили бы. В Шотландии юбка (килт) - исключительно мужская одежда. Есть женские брюки, есть мужские. И всякий человек в состоянии отличить одно от другого, во всяком случае, он без труда распознает, если мужчине вдруг придет фантазия обрядиться в женские брюки. То есть, это женская одежда и никакого противоречия в том, что женщина пришла в храм в брюках, я не вижу. Другое дело, какие это брюки (или даже юбка)? Одежда не должна быть вызывающей, соблазнительной. Храм - не то место. Нужно подумать и о тех, кто тоже пришел в храм. Не следует одевать вещи с глубоким декольте, обтягивающую и демонстрирующую все прелести фигуры, слишком короткие юбки, шорты (касается и женщин, и мужчин). То есть, идя в храм, подумайте, что это за место. Но в то же время, не надо демонстрировать своей одеждой вселенскую скорбь. К сожалению, в наших храмах часто приходится видеть такую картину. Даже малолетних девочек одевают, как маленьких старушек. Ведь богослужение - это праздник, он должен излучать радость. Наши предки старались одеть в храм свою лучшую, праздничную одежду. А сегодня стремление придерживаться канонов превращается в гротеск.

В подтверждение этих слов отца Сергия мне попалась заметка четырехлетней давности. Вот что по этому поводу сказал будущий Патриарх Всея Руси (А.Г.):

Глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл подверг критике некоторых верующих за их чрезмерное пренебрежение к своему внешнему виду, создающему, по его словам, негативное впечатление от православия в целом.
«Мы не должны производить впечатление странных, придурковатых людей, если мы хотим быть Церковью народа, а не замыкаться в гетто. Мы должны показать пример народу, в том числе и своим внешним обликом", - заявил владыка Кирилл в среду в Москве на конференции, посвященной православному паломничеству.
В этой связи митрополит рассказал, как был потрясен, получив однажды от зрителей своей программы "Слово пастыря" письмо с вопросом, почему православные женщины так убого выглядят.

Эстетика в Церкви, по словам митрополита Кирилла, имеет огромное значение, в том числе и внешний вид верующих, одежды, убранства храма.
"Православие - это не убожество, это красота жизни. Православие не заставляет нас одеваться в мрачные серо-черно-коричневые цвета", - подчеркнул представитель Московского патриархата».

(По материалам «Религия и СМИ», 29.11.2006 г.)

И еще, женщина должна быть с покрытой головой. Вообще, платок - это неотъемлемый атрибут замужней женщины. Покров на голове замужней женщины, говорит апостол Павел, есть знак для Ангелов, то есть что она замужем. Поэтому на всех древних иконах с непокрытой головой изображены только девы, что говорит об обычае Церкви покрывать голову женщины лишь после замужества. Однако у нас традиционно сложилось, что и девочки, и девушки в храм одевают платок. Но если они его не наденут - греха в том нет.

- Еще немаловажный вопрос для женщины. Можно ли пользоваться косметикой, собираясь в храм?

Тут встает встречный вопрос: для чего? Мы понимаем, что Бог прежде всего взирает на сердце и душу, а не на тональный крем и пудру. Однако Церковь всегда настороженно относилась ко всему неестественному и искусственному. Одно дело, сдержанная, неброская косметика, женщина накладывает макияж ежедневно, перед выходом из дома на улицу. У нее и мыслях нет кого бы то ни было соблазнять, привлекать мужское внимание. Это привычка, образ жизни, дань современному обществу, если хотите. Так же она приходит и в храм. И другой случай - «боевой и вызыващий раскрас», когда все в женщине кричит: «Я свободна! Я готова к новому знакомству, я поощряю флирт! Обратите на меня внимание!» В таком виде место на дискотеке или в ночном клубе, но никак не в храме. И в любом случае, идя в храм, хотя бы из уважения к другим прихожанам следует отказаться от губной помады. Согласитесь, негоже оставлять отпечатки своих губ на иконах, кресте, лжице и чаше для причастия.

Записала Анна Гамзина

Пробежавшись по православным сайтам и изучив женский вопрос, редакция портала сделала подборку распространенных высказываний (священников и мирян) о том, какой должна быть православная женщина. Прокомментировать живописные характеристики в адрес слабой и прекрасной половины человечества, устоявшихся в определенных кругах, мы попросили протодиакона Александра Карпенко, главреда «Фомы в Украине», счастливого обладателя красавицы и умницы жены матушки Ксении.


– Отче, хотелось бы с Вашей помощью разрушить распространенные мифы в православной среде о женщине. Миф первый: православная женщина не должна быть привлекательной. Ей следует минимум времени тратить на свою внешность, одеваться во что-то серенькое, невзрачное, как женщина пенсионного возраста, не краситься, не ухаживать за собой... Каково Ваше мнение?

– Это кто же такое придумал и где написал? Я думаю, что женщина должна быть женщиной, а православная ли она – это характеристика больше того, что внутри. Если вера Христова живет в сердце, то все станет на свое место, ведь привлекательность и скромность не обязаны между собой конфликтовать. Врастание человека в духовную, в церковную жизнь постепенно расставляет все жизненные акценты. Становится понятно, что есть главное, что второстепенное, где мера всему.

Мне вспомнился турецкий фильм «Королек – птичка певчая», который был особенно любим женской аудиторией за душещипательный сюжет. В одном из эпизодов главную героиню заставляли смыть с себя косметику, приняв ее естественную красоту за макияж. Господь дал каждому свои таланты...

Не вижу ничего зазорного в аккуратном, подчеркивающем природу, применении косметики. А тому, как элегантно, женственно и одновременно скромно умеют одеваться многие наши прихожанки, мне кажется, порой у них еще и поучиться можно!

– Миф второй: православная женщина не должна работать. Только семья – ее удел. Прокомментируйте, пожалуйста.

– В современных реалиях работу женщины порой можно расценивать как отдых от домашних хлопот (смеется). Я считаю, что дом, в котором видна женская забота, любовь, ее хозяйская рука, – самый уютный, теплый и гостеприимный. Атмосфера в доме, в семье – женская прерогатива. Прекрасно, когда во всем царит гармония, когда дети окружены заботой и вниманием мамы.

Может ли замужняя женщина быть счастливой, сосредоточившись на карьере? Вполне возможно, если удастся правильно расставить приоритеты.

Думаю, что семья – это дело двоих. В совете да любви все удастся решить ко благу. Моя супруга, например, приступила к работе по собственному желанию после того, как дети наши подросли.

– Миф третий: православная женщина не может быть современной и продвинутой: разбираться в технологиях, идти в ногу со временем и прогрессом. Ей это чуждо, приветствуются только старые дедовские методы. Что Вы думаете по этому поводу?

– Мне трудно понять, откуда берутся столь дремучие мнения. Православный христианин, будь то женщина или мужчина, не пришелец ведь с Марса или из прошлого, а вполне адекватный времени и месту человек. Вопрос в другом: как мы на этом месте и в этом времени живем и действуем, кому и чему служим? Все, что не противно Христовым заповедям и способно служить добрым целям, может быть взято на вооружение (улыбается).

– Миф четвертый: православная женщина не имеет права голоса и не должна размышлять. Она недочеловек. Как ей сказали, так и должна поступать безоговорочно.

– Давайте поставим вопрос несколько иначе. Возьмем не абстрактную «женщину», а вполне конкретную маму, бабушку, сестру, жену, дочь. Она недочеловек? Что это вообще за понятие такое? Любой из нас как минимум все свое детство находится во власти женщины – своей матери. Да и впоследствии, уверен, прислушивается к ее словам. Если говорить о женщине как жене, то стоит почаще вспоминать слова, звучавшие в Чине венчания, о том, что такое брак и как относиться к той, с кем стали «два в плоть едину», о том, что там говорится не только «жена да убоится мужа своего» (имея в виду страх как боязнь огорчить, обидеть, причинить боль), но и то, что заботиться о своей жене муж призван так же, как Христос заботится о Церкви – жертвенно, с любовью, с полной самоотдачей.

– И последний миф: женщина – сатанинское отродье. Все беды от нее, и она не достойна уважения и сожаления. Интересно Ваше мнение.

– Любой, кто хоть сколько-нибудь знаком с христианским учением о сотворении мира и человека, знает, что и мужчина, и женщина – творения Божии. Адам был одинок, и Бог сотворил ему спутницу – Еву. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:27).

Возможно, не по уму ревностные мифотворцы имеют в виду факт последовавшего грехопадения прародителей? Согласно Писанию, дьявол искусил первой именно Еву, которая в свою очередь предложила преступить заповедь Адаму. Однако Библия повествует нам и о достойнейших дочерях Евы, первая же среди них – Пресвятая Богородица и Дева Мария. В житиях святых мы также видим множество женщин, чьи вера и подвиги сотни лет вдохновляют христиан следовать путем спасения.

Беседовала Наталья Горошкова

Фото из интернета

Как-то накануне вербного воскресенья, собираясь в церковь, моя супруга с подругой поспорили: можно ли надеть светлую куртку?

Дамы, - вмешался я в разговор, - так вы на службу опоздаете!
У тебя, Марина, осенняя куртка - бежевая, не пойдёшь же ты в белой зимней… Что тут обсуждать?
А вообще-то в послании к Тимофею апостол Павел предписывал вам одеваться «со стыдливостью и целомудрием, не украшать себя плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценной одеждою» (1 Тим 2:9-10). О цвете куртки он не говорил. Главное «придти в храм с сердцем открытым Господу и молитве».

Кто бы говорил? Безбожник! Опять поучать начал… тебя не спросили, что надеть! О Боге он, видите ли… без подсказок разберёмся!

Вот и помогай им, верующим! Цитируешь Евангелие, а они… - бормотал я себе под нос, - как тут не вспомнить Теодора Бера: «Особенно крепок на ухо тот, кто и слушать ничего не желает».

Подруги долго возились в прихожей, рассматривая себя в зеркале. Затем хлопнула дверь, а я задумался, почему женщины, так ревниво относящиеся к вопросу неравенства с мужчинами, в церкви безропотно переносят несправедливую и унизительную дискриминацию? Ведь именно они составляют основной контингент прихожан. Это видимо происходит потому, что женщины принимают религию из чисто эмоциональных побуждений. Ничтожная часть женщин согласует свои религиозные чувства с доводами рассудка! Раз положено соблюдать правила – значит, будем соблюдать! Они не задумываются, кем это положено, зачем и почему? Надо так и всё!

Вот в этом я и попытался разобраться. Никаких истин не открываю, всё, о чём скажу, вы знаете или слышали. В конце концов, интересующиеся вопросом, могут прочитать это в первоисточниках или религиозной литературе. Собрав информацию, я не замахиваюсь на проблему «женщина в христианстве» - она достаточно полно освещена в литературе |1|. Останавливаюсь только на том, что можно, а что нельзя в церкви и почему. При всей простоте неверных представлений множество. Итак…

Правило 1.

ЖЕНЩИНАМ НЕОБХОДИМО В ХРАМЕ СТОЯТЬ ОТДЕЛЬНО ОТ МУЖЧИН.

Хотя современные церковники говорят, что это не является строго обязательным в наши дни, однако все церкви России до сих пор соблюдают это древнее правило. Например, в Воронеже в Покровском и Благовещенском соборах, которые посещает супруга, во время богослужения женщины стоят на левой стороне, а мужчины – на правой, оставляя свободным проход от главных дверей к Царским вратам.

Такое разделение соответствовало древним представлениям о благочестии в христианских церквях. А в Византии во многих храмах устраивались хоры (вторые этажи, идущие по периметру храма), где во время службы и стояли женщины. Внизу разрешалось стоять только мужчинам.

Причины этого уходят вглубь веков. Миф о грехопадении, являющийся частью нашего культурного наследия, описывает женщину как пособницу Сатаны, которая была первой, кто обманул Адама, и вследствие греха женщины, человечество было наказано Богом.
Определяя статус женщины в Христианстве, апостол Павел отмечал, что "в женщине - начало греха, и из-за нее все мы вкусим смерть", а также "не Адам соблазнился, но женщина, соблазняясь, преступила дозволенное". Таким образом, по мнению апостола, Адам не несёт ответственности за содеянное, он якобы не знал, что творил, а Ева знала и осознано грешила. Павлу, видимо было неизвестно, что незнание не спасает от ответственности!

«Нет ничего пагубнее женщины; два рабочих вола за одну жену; "Любовь к женщине - это яд; огонь, женщина и море - три бедствия» - вот, что писали Гомер, Эзоп, Сократ и другие великие мужи Древней Греции. В этих кратких фразах ярко охарактеризовано отношение мужчин к женщинам в древнюю эпоху |2|.
В Древнем Риме, согласно законодательству, когда женщина выходила замуж, и все ее имущество переходило во владение мужа. Женщина не могла занимать какую-либо гражданскую или общественную должность, не могла быть свидетелем, поручителем, опекуном, или попечителем, не могла усыновлять детей или быть усыновленной, не могла составлять завещание или контракт.
Наиболее злобным атакам подвергал женщин Тертуллиан (160-ок.220гг), один из наиболее выдающихся раннехристианских писателей и теологов, который впервые выразил концепцию Троицы.
«Вы врата дьявола – говорил он про женщин, - вы открыватели запретного древа, вы первыми предали закон Божий, вы - та, что убедила мужчину, атаковать которого дьяволу не хватило храбрости. Вы так легко разрушили подобие Бога - мужчину. Из-за вашего предательства даже сын Божий должен был умереть» |2|.
Святой Иероним считал женщину " стезей беззакония". Она - "скорпион, всегда готовый ужалить". Согласно Святому Бонавентуре – средневековому теологу и философу (1224-1274) женщина есть "орудие, используемое дьяволом для овладения нашими душами" А согласно святому Григорию Великому, называемому в православной традиции Григорием Двоесловом (ок. 540-604) женщина есть "яд аспида и злоба дракона".
Как это не смешно звучит, но до 585г. мировое христианское духовенство не могло решить имеет ли женщина душу или нет! Маконский церковный собор (Франция) принял решение о том, что у женщины, ХОТЬ ОНА И ЯВЛЯЕТСЯ СУЩЕСТВОМ НИЗШЕГО ПОРЯДКА, ВСЁ-ТАКИ ИМЕЕТСЯ НЕКОЕ ПОДОБИЕ ДУШИ!
Обвинения и само отношение христианского духовенства к женщинам привели к отрицательному, потребительскому отношению к ним во всей Европе и остальном христианском мире. А в просвещенной Англии до середины XIX века женщин при переписи населения вообще не учитывали, как скот!
Вот потому и стоят раздельно мужчины и женщины «с подобием души» даже в современной церкви. И при этом церковники считают, что такое разделение женщин с мужчинами угодно богу!

Правило 2.
В ЦЕРКВИ ЖЕНЩИНЕ ГОВОРИТЬ НЕ ПОЗВОЛЕНО.

В первом послании Коринфянам Апостол Павел наставляет: «жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви» (1 Кор. 14:34-35).
Русской Православной Церковью это правило строго соблюдалось. Из таких воззрений и складывалось отношение к женщине в Христианстве. Даже ответ Иисуса матери: "Кто ты, жено? И что у меня общего с тобою?" - звучит унизительно. Именно поэтому среди ближайших учеников Христа не оказалось ни одной женщины (Мария Магдалина, которую некоторые источники помещают то в среду учеников, то называют женой Иисуса, каноническими Евангелиями не подтверждаются).
Исходя из упомянутого правила, женщины не участвуют и в церковных соборах. Русской Православной Церковью это правило строго соблюдалось вплоть до ХХ века.
В Поместном соборе 1917-1918 годов, который допустил некоторые церковные инновации, женщины (включая монашествующих), хотя и могли присутствовать, но не имели права голоса.
Впервые в истории Церкви женщины приняли участие в Поместном Соборе РПЦ в 1971 году, когда избирался патриарх Пимен. Участвовали женщины и в работе Поместного собора 1990 года, избравшего Патриарха Алексия II.
Однако все решения, включая и присутствие женщин, определяет епископат, который удерживает за собой канонически обоснованный контроль в проведении Поместного собора: любое решение может быть принято собором только с согласия большинства присутствующих на нем епископов.

Правило 3

ЖЕНЩИНЕ В ЦЕРКВИ ПРЕДПИСАНО ОДЕВАТЬСЯ СКРОМНО.

3.1. Женщина должна надеть неяркую длинную юбку или платье. Запрещены спортивные костюмы. Нельзя использовать косметику, тем более, губную помаду. Несмотря на теплую погоду, всем прихожанам рекомендуется надевать одежду с длинными рукавами.

3.2 Запрещено носить брюки.
В священном писании сказано: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом всяк делающий это» (Второзаконие 22:5)

К чему такие строгости? Где их истоки? Объяснения в истории вопроса. Вспомним древние времена: в Риме, Палестине, Византии люди ходили в туниках. А в брюках ходили варвары: они были кочевниками, все время верхом на лошадях. И вот чтобы не натирать ноги об лошадь, они обматывали ноги тем, из чего потом получились брюки. Когда по Константинополю шел человек в брюках, то своим брючным видом он показывал, что он варвар, то есть не христианин, и его не пускали в храм |3|.

Но основной причиной негативного отношения к ношению брюк явились древние языческие ритуалы встречи Нового Года. Язычники устраивали карнавальные переодевания, имевшие религиозный смысл переворачивания всего наизнанку. Мужчины одевали женское платье, женщины – мужское. Мирянин мог надеть рясу монаха или вырядится зверем. Кстати рясу духовенства, имеющую корни Ближнего Востока, можно считать типично женской одеждой. Даже ряса запахивается на левую сторону, а не на правую, как в одежде у мужчин.

Так вот религиозный смысл этих переодеваний сводился к тому, что, они являлись разрушением устоявшихся социальных ролей, стереотипов, разрушение порядка в суматохе масленицы и возможностью построить новый мир, более справедливый и удобный, лучший для людей. Переодевание мужчин в женщин и наоборот была своего рода языческой формой покаяния, желанием жить иначе.

Христианство в отличие от язычества отвергает языческое скоморошество и призывает покаяться в грехах и не совершать их впредь. Таким образом, негативное отношение к брюкам на женщинах имеют древние религиозные корни. Память об этом некогда серьезном религиозном языческом подтексте переодеваний повлекла за собой негативное отношение к мужскому гардеробу на женщинах.

Правило 4

ЖЕНЩИНА НЕ ИМЕЕТ ПРАВА ЗАХОДИТЬ В ЦЕРКОВЬ С НЕПОКРЫТОЙ ГОЛОВОЙ.

Апостол Павел в первом послании к коринфянам (11:3-9) пишет: "Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава - Христос, жене глава - муж, а Христу глава - Бог. Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытой головою, постыжает свою голову; и всякая жена, молящая или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая; ибо, если жена не хочет покрываться, пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается. Итак, муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа". А далее (11:4-5) Павел уточняет: «Женщина не должна заходить в храм с непокрытой головой, причем платок должен целиком и полностью покрывать волосы и закрывать уши».
Почему? Да потому, что женщины красивыми волосами соблазняли мужчин, и они вместо молитвы глазели на хорошеньких женщин и мысленно вводили себя в блуд!
Правило подхватил ислам и развил эти постулаты. Коран настаивает на том, чтобы верующие женщины, проявляя скромность и целомудрие, закрывали голову, грудь и шею: «... Скажи (О, Мухаммад) верующим женщинам, чтобы отводили они взоры в сторону и оберегали целомудрие свое. Пусть не выставляют напоказ прикрас своих, за исключением тех, что обычно остаются неприкрытыми (т. е. лица, ладоней и стоп); пусть закрывают покрывалами вырез на груди...» (Коран 24:30-31). О Пророк! Скажи женам своим, дочерям своим и женщинам мужчин верующих, чтобы лучше укутывались они в одеяния свои. Так легче будет отличить их от служанок и рабынь, и тогда не подвергнутся они унижениям каким-либо» (Коран 33:59).
А если смотреть первопричину – попадём в священное писание: «Оголить темя» женщины или распустить ее прическу значило унизить или наказать ее (Исайя 3:17); Числа 5:18).
Блудницы и порочные женщины в Иудее демонстрировали принадлежность к своим особого рода занятиям именно тем, что не покрывали голову.
Муж имел право развестись с женой без возврата ей приданого, если она появлялась на улице простоволосой - это считалось оскорблением мужу.
А в синагогах, кроме женщин, покрывать голову предписывалось отлученным от синагоги мужчинам и прокаженным.

Правило 5

ЖЕНЩИНА НЕ ИМЕЕТ ПРАВО ВХОДИТЬ В АЛТАРЬ.

На первый взгляд женщина не имеет права входит в алтарь потому, что такова сама природа женщины. Напомню, что алтарь знаменует собой область бытия Божия, собственно храм представляет область ангельского мира (духовное небо) и притвор-область земного бытия.
Так вот, священнослужители совершающие богослужение, должны сосредоточено находится в молитве. «Присутствие женщины, особенно молодой и привлекательной, невольно может вызвать суетные и соблазнительные мысли и желания, а борьба с помыслами требует больших усилий, а ГЛАВНОЕ НЕ ВСЕГДА БЫВАЕТ УСПЕШНОЙ»
Священнослужители упоминают и о чисто психологических причинах, по которым женщина не несет пастырского служения и не входит в алтарь. Женщина по природе своей более эмоциональна, переменчива. Ей сложнее сосредоточиться на совершении такого великого дела, как Евхаристия, сложнее сохранить беспристрастность и трезвость. Недаром апостол Петр, хорошо знавший женскую природу, поскольку имел не только жену, но и тещу, называет женщин немощнейшим сосудом (1 Пет. 3, 7).

С другой стороны этот запрет уходит в глубину веков. Запрет связан с женским менструальным кровотечением.
Алтарь - это жертвенник, на который исторически лилась кровь, испускаемая из жертвенного животного или человека, в угоду божеству, хозяину данного храма.
Считалось, что с кровью испускается душа жертвы - в угоду божеству или демону. Потом жертву сжигали - и божество "вкушало" душу жертвы.
Авраамические религии все патриархальные. Творить ритуалы - проливать на алтарь кровь жертвы, отращивать длинные волосы - на голове и на бороде - и выпускать их наружу - дозволено лишь мужчинам. Женщина должна всячески свои волосы прятать.
В православии менструирующей женщине нельзя не только всходить на жертвенник (алтарь), а также и вообще приходить в церковь.
А в иудаизме такая женщина считается ритуально нечистой и ей запрещено вступать в сношения с обрезанным ритуально чистым мужем, из опасения его осквернить.
По окончании месячных вымыться в душе ей недостаточно. Ей нужно совершить ритуальное омовение в ритуальном резервуаре (микве), наподобие нашего крещения. Только потом она может являться мужу.

В христианстве запрет на вхождение в алтарь начинается с поместного Лаодикийского собора, состоявшийся около 360 года в городе Лаодикия (Малая Азия).
Собор составил шестьдесят правил относительно вопросов церковного управления и христианского благочестия. Сорок четвёртое правило собора гласило: «Не подобает жене в олтарь входити».
Этот запрет с первохристианских времен безоговорочно запрещал женщинам входить в алтарь. В тексте причины запрета не объясняются, вероятно, в силу его очевидности.
Во время богослужения священнослужитель символизирует собой Христа и от Его имени произносит слова: …приимите, ядите: сие есть Тело Мое (Мф. 26, 26). Совершенно очевидно, что такие слова мог произносить только мужчина!

Позже на Константинопольском (он же шестой Вселенский собор. 680-681.) соборе шестьдесят девятым правилом вообще было запрещено мирянам входить в алтарь, а женщинам тем более:
«Никому из всех принадлежащих к разряду мирян да не будет позволено входити внутрь священного алтаря. Но по некоему древнейшему преданию, отнюдь не возбраняется сие власти и достоинству царскому, когда восхощет принести дары Творцу».
Итак, позволительно только царю входить из мирян и потому, что он - помазанник, и только тогда, когда он приносит дар, т.е. царский ритуальный подарок на церковь.
И последнее: при крещении мальчиков вносят в алтарь, а девочек нет.
До четырнадцатого века всех детей на сороковой день «воцерковляли», для чего вносили в алтарь. Даже прикладывали их к святому престолу, а крестили примерно в три года. Грудничков крестили только при необходимости (опасности по здоровью). А когда стали практиковать крещение младенцев, воцерковление производилось сразу после обряда крещения и именно тогда перестали вносить девочек в алтарь, а мальчиков прикладывать к св. престолу.
Зайдя в алтарь женщина нарушает церковный порядок и тем самым грешит против церкви. В этом случае ей предписано покаяться и, осознав свою вину больше так не делать. Надобно знать своё место.
Входить в алтарь для его уборки могут женщины, ставшие алтарницами. Кроме того вдовы или монахини, после сорока лет могут помогать священнику: подавать кадило, читать и выходить со свечами.

ПРАВИЛО 6

ЖЕНЩИН НЕ ПУСКАЮТ НА СВЯТУЮ ГОРУ АФОН

На этом полуострове в Греции располагаются двадцать крупных мужских монастыря, вход куда женщинам строго воспрещён.
Существует предание, что Пресвятая Богородица в сопровождении евангелиста Иоанна в морском путешествии попали в шторм, сбились с пути и попали к подножию горы Афон. Матерь Божия, поражённая красотой места попросила Господа сделать Святую гору Ее земным уделом. По завету Матери Божией ни одна женщина, кроме Нее, не может ступить на землю Афона.
В 1045 году при византийском императоре Константине IX Мономахе был принят устав для афонитов, официально запрещавший женщинам и даже домашним животным женского пола находиться на территории Святой горы. Указ президента Греции от 1953 года предусматривает тюремное заключение на срок от 2 до 12 месяцев для женщин, нарушивших запрет.

ПРАВИЛО 7

ЖЕНЩИНА НЕ МОЖЕТ БЫТЬ СВЯЩЕННИКОМ

Православная церковь не приемлет практику «рукоположения» женщин в священнический и епископский сан.
Протодиакон Андрей Кураев пишет |4|: «Многовековая православная церковная традиция никогда не знала женщин-«священниц». Против женского священства есть несколько аргументов. Во-первых, «священник на литургии – это литургическая икона Христа, и алтарь – это комната Тайной вечери. На этой вечери именно Христос взял чашу и сказал: пейте, это Кровь Моя. …Мы причащаемся Крови Христа, которую дал Он Сам, именно поэтому священник должен быть литургической иконой Христа. …Поэтому священнический архетип (первообраз) – мужской, а не женский».
А профессор Московской духовной академии А.И. Осипов отмечает, что «Не менее весомым аргументом является отсутствие самой идеи женского священства в церковном Предании».
Дискуссия по поводу священства женщин продолжается в протестантских церквях Европы. Возведение женщин в духовный сан с правом совершения богослужения и отправления таинств, практикуется в Евангелической церкви Германии, в Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии, Епископальной (англиканской) церкви в Англии, Швеции и Норвегии (лютеранство). Также практика рукоположения (деноминация) женщин принята в некоторых баптистских, методистских, пресвитерианских, старокатолических, пятидесятнических и харизматических деноминациях*, в том числе и в России.

*Организации появились в России в первой половине 1990-х
годов. Они отличаются от пятидесятнических общин своей
уникальной молодежной культурой, применяют новые методы
миссионерского и социального служения,а также готовностью
выражать свое мнение по различным социальным и политическим
вопросам. По причине высокой миссионерской активности
харизматов, птядесятнические/харизматические деноминации
представляют наиболее активно растущей частью протестантского
движения России.

ПРАВИЛО 8

ЖЕНЩИНА ПОСЛЕ РОЖДЕНИЯ РЕБЁНКА НЕ ИМЕЕТ ПРАВА ВХОДИТЬ В ХРАМ, ТАКЖЕ В ПЕРИОД МЕСЯЧНЫХ. КРОМЕ ТОГО НЕ МОЖЕТ ПРИСТУПАТЬ К СВ. ТАИНСТВАМ

Пособием по практическому руководству. «О Законодательстве церковном. О венчании. п. 21» предусмотрено: «Невеста, находящаяся в периоде послеродового очищения и не получившая молитвы «в сороковой день» не только приступать к Св. Таинствам, но и входить в храм не может. То же касается и невест, находящихся в нечистоте (физиологической).
Уставом предусмотрено 40-дневное очищение родильницы от нечистоты рождения, после чего над ней читается священником специальная "молитва жене-родильнице". В этой молитве иерей просит Бога очистить женщину "от скверны телесной и скверны душевной". Только после этого мать может ходить в церковь и причащаться Святых Христовых Тайн.

Корни этого правила находятся в Ветхом завете, в котором существует масса предписаний относительно чистоты и нечистоты человека.

«Нечистота» у иудеев - это, прежде всего, мертвое тело, некоторые болезни, истечения из половых органов мужчин и женщин. Она связывалась с темой смерти, которая овладела человечеством после грехопадения. Нетрудно увидеть, что и смерть, и болезни, и истечения крови и семени как уничтожение зародышей жизни - все это напоминает о человеческой смертности, о некой глубинной поврежденности человеческой природы. Таков богословский смысл иудейской «нечистоты». Женщина в этот период теряет неоплодотворенную яйцеклетку, и это является потерей потенциальной жизни. Этот призрак смерти и приводит в состояние «нечистоты».
В Торе перечислены случаи «нечистоты» и приведены способы их очищения. Во всех случаях очищение сопровождалось окунанием в микву.
В иудаизме женщина считается нечиста в продолжении 40 дней после рождения мальчика и 80 дней после рождения девочки (Лев 12, 2-5).

В православии эта проблема и проще и сложнее одновременно.
Вселенские соборы никогда не касались этой темы, поэтому канонических препятствий присутствия женщин в храме в так называемые критические дни вроде бы и не существует. Однако, мы имеем авторитетные в каноническом отношении источники, которые были одобрены на поместном Трулльском соборе. (собор Церкви в Константинополе в 691-692г.; созван императором Юстинианом II в691. Решения собора рассматривают, как документы Шестого Вселенского Собора).
Собором одобрено второе правило святых Афанасия Великого и Дионисия Александрийского, а также епископа Тимофея:

«О женах, находящихся в очищении, позволительно ли им в таком состоянии входить в дом Божий, излишним почитаю и вопрошать! Ибо не думаю, чтобы они, если суть верные и благочестивые, находясь в таком состоянии, дерзнули или приступить к Святой Трапезе, или коснуться Тела и Крови Христовых. Ибо и жена, имевшая 12 лет кровотечение, ради исцеления, прикоснулась не Ему, но только к краю одежды Его. Молиться, в каком бы кто ни был состоянии и как бы ни был расположен, поминать Господа и просить помощи - не запрещается. Но приступать к тому, что есть Святая Святых, да запретится не совсем чистому душою и телом».
И тот же Св. Афанасий Великий, утверждал в первом правиле: «Все творения Божии добры и чисты. Ибо ничего неполезного или нечистого не сотворило Божие Слово».
Но это всё былые времена. А в наши дни, при том, что в церкви говорят о полном отсутствии дискриминации в церковной жизни (например, диакон А.Кураев), упомянутые мной правила существуют и действуют. Просматривая материал по теме я наткнулся на религиозный форум (http://www.kiev-orthodox.org/site/churchlife/1319/), где Священник Андрей отвечал некой Наталье:
«Уважаемая Наталия! Я не могу исчерпывающе ответить на Ваш вопрос. Происхождение запретов о нечистоте после истечений, как Вы знаете, лежит в Ветхозаветной эпохе, и в Православии этих запретов никто не вводил - они просто не были отменены (!) Более того, в канонах православной Церкви они нашли свое подтверждение, хотя богословского объяснения и обоснования никто не давал. Вероятно, никого не затронул этот вопрос. (!) и можно сделать вывод что ни сущностных, ни догматических или канонических препятствий к причащению женщин во время месячных и послеродового периода нет, тем более это можно сказать о посещении храма, целовании икон.
Вот как! Выходит поскольку этот вопрос мало кого интересует, потому и действуют запреты! «Иудейские законы никакого отношения к христианству не имеют» - говорят священники.
Иеререй Павел: "да, пока не будет соборного решения каждый священник будет решать этот вопрос самостоятельно, что собственно сейчас и происходит. Поэтому в одних храмам женщинам настоятельно советуют в такие дни воздержаться от посещения богослужений, а в других, разрешают даже причащаться. Вот такие у нас крайности".

А как же священное писание – Ветхий завет? Вообщем, на усмотрение пастыря! Именно так и сказано в Пособии по практическом руководстве «О Законодательстве церковном. О венчании (п.21).

На мой взгляд, все перечисленные запреты и правила в повседневной жизни не сильно влияют на прихожанок. Во всяком случае, из моего окружения ни одна женщина не выразила возмущение очевидной дискриминацией.

Подготавливая статью для Прозы.ру я прочёл нескольких авторов – феменисток, борющихся за права женщин во всех сферах деятельности и разумеется в церкви. Феминистское движение оказывает влияние на многие аспекты религии и есть определённые подвижки, однако эти тенденции не поддерживаются в православии.
Женщины безропотно и не задумываясь, выполняют установленные правила. Но это не значит, что им абсолютно безразличны эти запреты. Множество вопросов, задаваемых священнослужителям на религиозных форумах, опубликованные в интернете говорит, что многие хотели бы знать, почему всё то, что можно мужчинам – женщинам нельзя!
И уж совсем ожидаемо было мнение служителей церкви, которые по каждому из вопросов опровергают или смягчают, на худой конец, существующую дискриминацию. Например, говоря о месте женщины в церкви, священник Сергий Свешников пишет: «место женщины в церкви-с левой стороны, то есть с той стороны, с которой на иконостасе помещена икона Божией Матери. Впрочем, нужно заметить, что такое положение делает бОльшую честь женщинам, чем мужчинам. Дело в том, что когда предстоятель возносит молитву Богу как один из нас, то есть лицом на восток, то по его правую руку оказываются мужчины. Когда же из царских врат в благословении или через Святые Дары к нам исходит Сам Христос, то по Его правую сторону стоят именно женщины». (http://xreferat.com/81/1937-1-o-roli-zhenshiny-v-cerkvi.html)
«В православном вероучении, - говорит священник, - мы не находим полемики полов», но тут же оговаривается: «в отношении Церкви к мужчинам и женщинам иногда можно наблюдать некоторое «первенство чести» мужчин, но при абсолютном равенстве мужских и женских ипостасей и абсолютном единстве природы».
А протодиакон А. Кураев, объясняя почему женщина не может стать священником, говорит аудитории: «сущность человека совсем не сводится к борьбе за свои права. Священник - это тот, кто несет тяжелый крест служения людям и служения Богу. И этот тяжкий крест, этот тяжкий труд Церковь не возлагает на плечи женщины. По-моему, тут не столько ущемление прав, СКОЛЬКО ПРОСТАЯ ЗАБОТА О ЖЕНЩИНАХ»!

Как говорится: без комментарий. Есть старая восточная пословица: можно хоть сто раз сказать халва – во рту слаще не станет! Правила и запреты существуют, и пока никто их не отменил. Можно спорить, как к этому относиться. С одной стороны христианство провозглашает духовное равенство, но с другой видим, что социального равенства никакого не было и нет до нынешнего времени.

Использованная литература:

1.1 Воробьева М.В. Женский образ верховного божества в формировании традиций и стереотипов// Общество в гендерной перспективе. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002.
1.2 Сайт Упельсинкина страница Copyright © 2003-2010 Upelsinka"s Page

1.3 Вечная тайна женщина // Наука и религия. 1988. №3. С. 10-11.1.4 Образ женщины в религиях мира. Сб. научных трудов: социально-психологические проблемы / Под ред. Л.Э.Семеновой. Н.Новгород, МГЭИ (Нижегородский филиал). 2002. 255 с.

1.5 ЧТО БИБЛИЯ ГОВОРИТ О ЖЕНЩИНАХ? http://memo.im/chto-bibliya-govorit-o-zhenshhinax/

1.6 Св. Сергий Свешников. О роли женщины в Церкви.
http://xreferat.com/81/1937-1-o-roli-zhenshiny-v-cerkvi.html и другие многочисленные источники.
2. Эльдар Зиганшин. Женщина в древнем мире. «Почему Ислам?».
Для сайта www.whyislam.ru
3. Диакон А.Кураев. Женщина в церкви. http://rumagic.com/ru_zar/religion_rel/kuraev/k/j49.html
4. Диакон А. Кураев. «Церковь в мире людей»

Пробежавшись по православным сайтам и изучив женский вопрос, редакция портала сделала подборку распространенных высказываний (священников и мирян) о том, какой должна быть православная женщина. Прокомментировать живописные характеристики в адрес слабой и прекрасной половины человечества, устоявшихся в определенных кругах, мы попросили протодиакона Александра Карпенко, главреда «Фомы в Украине», счастливого обладателя красавицы и умницы жены матушки Ксении.


– Отче, хотелось бы с Вашей помощью разрушить распространенные мифы в православной среде о женщине. Миф первый: православная женщина не должна быть привлекательной. Ей следует минимум времени тратить на свою внешность, одеваться во что-то серенькое, невзрачное, как женщина пенсионного возраста, не краситься, не ухаживать за собой... Каково Ваше мнение?

– Это кто же такое придумал и где написал? Я думаю, что женщина должна быть женщиной, а православная ли она – это характеристика больше того, что внутри. Если вера Христова живет в сердце, то все станет на свое место, ведь привлекательность и скромность не обязаны между собой конфликтовать. Врастание человека в духовную, в церковную жизнь постепенно расставляет все жизненные акценты. Становится понятно, что есть главное, что второстепенное, где мера всему.

Мне вспомнился турецкий фильм «Королек – птичка певчая», который был особенно любим женской аудиторией за душещипательный сюжет. В одном из эпизодов главную героиню заставляли смыть с себя косметику, приняв ее естественную красоту за макияж. Господь дал каждому свои таланты...

Не вижу ничего зазорного в аккуратном, подчеркивающем природу, применении косметики. А тому, как элегантно, женственно и одновременно скромно умеют одеваться многие наши прихожанки, мне кажется, порой у них еще и поучиться можно!

– Миф второй: православная женщина не должна работать. Только семья – ее удел. Прокомментируйте, пожалуйста.

– В современных реалиях работу женщины порой можно расценивать как отдых от домашних хлопот (смеется). Я считаю, что дом, в котором видна женская забота, любовь, ее хозяйская рука, – самый уютный, теплый и гостеприимный. Атмосфера в доме, в семье – женская прерогатива. Прекрасно, когда во всем царит гармония, когда дети окружены заботой и вниманием мамы.

Может ли замужняя женщина быть счастливой, сосредоточившись на карьере? Вполне возможно, если удастся правильно расставить приоритеты.

Думаю, что семья – это дело двоих. В совете да любви все удастся решить ко благу. Моя супруга, например, приступила к работе по собственному желанию после того, как дети наши подросли.

– Миф третий: православная женщина не может быть современной и продвинутой: разбираться в технологиях, идти в ногу со временем и прогрессом. Ей это чуждо, приветствуются только старые дедовские методы. Что Вы думаете по этому поводу?

– Мне трудно понять, откуда берутся столь дремучие мнения. Православный христианин, будь то женщина или мужчина, не пришелец ведь с Марса или из прошлого, а вполне адекватный времени и месту человек. Вопрос в другом: как мы на этом месте и в этом времени живем и действуем, кому и чему служим? Все, что не противно Христовым заповедям и способно служить добрым целям, может быть взято на вооружение (улыбается).

– Миф четвертый: православная женщина не имеет права голоса и не должна размышлять. Она недочеловек. Как ей сказали, так и должна поступать безоговорочно.

– Давайте поставим вопрос несколько иначе. Возьмем не абстрактную «женщину», а вполне конкретную маму, бабушку, сестру, жену, дочь. Она недочеловек? Что это вообще за понятие такое? Любой из нас как минимум все свое детство находится во власти женщины – своей матери. Да и впоследствии, уверен, прислушивается к ее словам. Если говорить о женщине как жене, то стоит почаще вспоминать слова, звучавшие в Чине венчания, о том, что такое брак и как относиться к той, с кем стали «два в плоть едину», о том, что там говорится не только «жена да убоится мужа своего» (имея в виду страх как боязнь огорчить, обидеть, причинить боль), но и то, что заботиться о своей жене муж призван так же, как Христос заботится о Церкви – жертвенно, с любовью, с полной самоотдачей.

– И последний миф: женщина – сатанинское отродье. Все беды от нее, и она не достойна уважения и сожаления. Интересно Ваше мнение.

– Любой, кто хоть сколько-нибудь знаком с христианским учением о сотворении мира и человека, знает, что и мужчина, и женщина – творения Божии. Адам был одинок, и Бог сотворил ему спутницу – Еву. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:27).

Возможно, не по уму ревностные мифотворцы имеют в виду факт последовавшего грехопадения прародителей? Согласно Писанию, дьявол искусил первой именно Еву, которая в свою очередь предложила преступить заповедь Адаму. Однако Библия повествует нам и о достойнейших дочерях Евы, первая же среди них – Пресвятая Богородица и Дева Мария. В житиях святых мы также видим множество женщин, чьи вера и подвиги сотни лет вдохновляют христиан следовать путем спасения.

Беседовала Наталья Горошкова

Рассуждая над вопросом, каково назначение женщины, отец Димитрий отмечает, что расхожее заблуждение, что «поскольку женщина – человек, то и назначение у нее общечеловеческое», не совсем корректно. «И то верно, что постоянное самоусовершенствование, стремление сделаться по подобию Творца всесовершеннаго, есть общее назначение того и другого пола. Но женщина не только человек, она женщина, и потому, как женщина, должна иметь еще свое частное назначение, отличное от назначения мужчины, будет ли она замужнею женой или нет».

«Жена-подруга дарована Богом мужу. Она своим живым участием в его блаженстве, своей любовью должна сделать это блаженство полным, её призвание – любовь. Этому призванию соответствует и то место, которое назначено женщине Самим Богом. Место это не унизительное для женщины. Она не ниже мужчины, потому что она не только помощница мужу, она помощница, «подобная ему», и при этом только условии равенства может оказать ему помощь, в которой он нуждается. Однако же место это второстепенное, зависимое: жена сотворена после мужа, создана для мужа. Как взятая от него, она «кость от кости его, плоть от плоти его» (Быт.2,21), и столь тесно соединена с ним, что он не может унизить её, не унижая самого себя», – напоминает пастырь.

Кроме того, напоминает священник, после грехопадения, орудием которого стала Ева, «за забвение любви Бог наказывает её жестокими болезнями, при которых часто невозможным становится размножение рода человеческого; за забвение зависимости Он унижает её положение, подчиняет ее мужу: «и к мужу твоему вожделение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт.5,16)». Но, добавляет он, «между наказанием, положенным жене, и наказанием мужа можно замечать различие, соответствующее различному положению того и другого пола. Наказание жены ограничивается кругом жизни семейной; наказание мужа простирается на всю природу».

«С этого времени в семье началась борьба. Вместо того, чтобы терпеливо нести наказание за грех и внутренней борьбой, самоисправлением уничтожить беспорядок жизни семейной, муж старается освободиться от бремени забот и трудов, которые он должен был нести на себе по суду небесного правосудия. Все эти заботы и труды сваливая на жену, муж, увы, оставляет за собой одно право: приказывать и господствовать. Жена вследствие этого из подруги становится сначала работницей, потом рабой. Она стремится не только освободиться от рабства, но и приобрести власть над мужем, а не имея сил на это, прибегает к хитрости и лукавству. Началась борьба деспота с рабой», – пишет отец Димитрий.

Средством же излечения от этого стало рождество Господа через Пречистую Деву: «Пресвятая Дева, по силе любви и смирения, приняла в Себя Бога и воплотила Его. Жена возвратила мужу то, что отняла у него; возвратила безмерно больше, чем тот потерял через неё, и тем освободила себя от рабства. Богоматерь Мария – образец любви! Но помните. Она освободила женщину от рабства не восстанием против мужа, а смирением. И после Своего великого дела, Она все-таки осталась в скромном положении семейной жизни. Вознесенная превыше Херувимов и Серафимов, Она, так сказать, скрывается за Сыном Своим во время земной Его жизни; не видно Её и впереди учеников Христовых, хотя Она и пользовалась у них глубоким уважением. Вот идеал женщины-христианки!»

«На любовь и скромное положение в жизни указывают и те отношения, в какие христианский брак ставит жену по отношению к мужу. Жена призвана любить мужа, как Церковь любит Христа (вне любви нет другой связи между Христом и Церковью), и по силе этой любви подчиняться мужу, как Церковь Христу, потому что царство благодати есть царство любви, а не рабского страха», – добавляет пастырь.

«Женщина, таким образом, по учению Св. Писания, подруга, данная мужу, которая должна, по побуждению любви, трудиться для его блага и преимущественно для блага вечного, находя в своем скромном положении средства для успеха», – констатирует священник.

При этом, указывает пастырь, «отнять у женщины её женственность – значит уничтожить в ней женщину». «Иногда задают вопрос: равняются ли способности женщины способностям мужчины? Они ни равны, ни неравны; характер их другой, премудро приспособленный к другой цели. Нам представляется, что для выполнения обязанности мужчины женщина не имеет таких способностей, или, лучше сказать, дело мужчины – дело не её способностей. (…) Что же касается до круга деятельности, определяемого пределами семейной жизни, круга, тесного по пространству, но обширного по своему влиянию, то здесь её способности выше способностей мужчины, а точнее – она имеет такие способности, каких мужчина не имеет. Здесь она является полной госпожой; здесь обширною поприще, на котором она может показать все силы своей души, не поражающие блеском, а пленяющие своим нежным характером, своей женственностью», – отмечает он.

Рассуждая о щедрых дарованиях, которыми Бог наделил женское сердце, отец Димитрий также обращает внимание и на то, что враг рода человеческого посеял в этом же сердце другие семена, предав ложное направление тем средствам, какие даны были женщине от Бога для выполнения своего призвания. «Под его таинственным и страшным влиянием все приняло превратный вид: деятельность сделалась суетливостью, наблюдательность перешла в пустое любопытство, острота ума обратилась в лукавство, проницательность – в дерзость, быстрота взгляда – в ветреность, нежность – в кокетство, вкус – в изысканность, подвижность впечатлений – в каприз, способность проникать в сердце сделалась интригой, влияние – деспотизмом, нежность природы – раздражительностью, потребность быть полезною – жаждою нравиться. И два главные стремления, указанные нами в женщине – скромность и любовь – получили превратное направление», – пишет пастырь.

«И вот она не сомневается уже ни в своих познаниях, ни в своих силах, не терпит противоречий, не желает даже понять их и, нечувствительно для самой себя, переходит на путь гордости, – пишет протоиерей Димитрий. – Далее: в силу потребности любить и жертвовать собою, при ложном направлении всех наклонностей, женщина хлопочет о самой себе до самозабвения, делается ревнивою и завистливою. Так сердце женщины, одно из богатейших сокровищ земных, перестав быть сокровищем Божиим, становится сокровищем врага рода человеческого».

«Назначение женщины – быть для мужчины помощницей ему. А первая помощь, какой вправе ожидать мужчина от женщины, это помощь духовная. Женщина должна не только даровать мужчине утешение в жизни настоящей, но и помогать ему в достижении жизни вечной. Не одна истинная, полная любовь требует этого, а любовь, предпочитающая вечное временному», – заключает протоиерей Димитрий Соколов.

Текст скрыт