Создание проволочного каркаса. Как сделать кукольное тело на проволочном каркасе

Каркасная кукла своими руками .

"1 этап
Создание небольшой куклы с волосами из пластического материала по стадиям примерно выглядит так:
1)эскиз
2)каркас+подставка
3)лепка
- головы
- кистей рук
- остальные открытые части тела
+ доработка (шлифовка)
4)наращивание тельца
5)роспись
- лица
- остальных частей тела
6)волосы
7)костюмчик
8)детали
Необязательно все делать вименно в этом порядке - на Ваше усмотрение.

2 этап
Делаем каркас – это основа куклы, и от недостатков в его конструкции идут дальнейшие проблемы, поэтому к этому пункту необходимо подойти очень ответственно! Делая куклу, никогда не нужно забывать о вашем прекрасном замысле. Но, как же бывает обидно, когда приходится всё переделывать заново лишь оттого, что пару дней назад вы поторопились продвинуться вперёд и кое-что кое-где не подкрутили и не предусмотрели и ваша кукла на подставке не стоит, центр тяжести перевешивает её и она падает вбок или назад, и рука отваливается, а из шеи торчит проволока, которую вы посчитали не будет видно под слоем пластика или ватным тельцем…

1)Сначала нужно подобрать проволоку, которая будет одновременно и гибкой и прочной. Напомню, что куколка наша высотой 30-40 см, то есть не совсем маленькая и обычные медные, алюминиевые проволочки не подойдут.

1 вариант - так называемая «вязальная» проволока. Её я нашла на стройке (но также её продают в каких-то специализированных магазинах для строителей), в сечении она бывает разная, но оптимальный вариант – 2,5-3 мм - она достаточно гибкая для того, чтобы у вас хватало сил закрутить её в нужных местах, но не пружинящая и не ломкая.
- 2 вариант - медная толстенькая проволока диаметром 2,5 мм. Она не ломается даже при большом усилии, достаточно гибкая, но её беда в том, что она пружинит. Это может привести к поломке пластического верхнего слоя. Но в целом и этот вариант достаточно подходящий.

2) Далее вяжем скелет куклы. Лично я делаю куклу сразу целиком. По классическим стандартам куклу изготавливают по деталям, уж голова и ручки точно идут отдельно (многие кукольники делают куколку вообще как из конструктора). Но так как я рассказываю вам свой вариант, то другой, возможно, расскажете вы сами))))

Далее смотрите фотографии, а я вкратце расскажу: узлы вяжем покрепче, потому что если проволочные ручки-ножки будут подвижны. материал который Вы нанесете сверху потрескается. Неподвижность креплений также важна для общей устойчивости конструкции. Если ваша кукла сидит, стоит или пусть даже висит, её центр тяжести должен быть продуман до мелочей. Потому что прекрасно сделанная кукла, которая не хочет стоять, это грустное зрелище:). Поэтому, помня о том, что кукла – это игрушечный человечек – вспоминаем где у настоящего человечка находится центр тяжести? В области таза. Именно там и стоит утяжелить куклу, а также увеличить ступни, если кукла стоит без подставки. И даже если ваша кукла прикреплена к какому-то помосту, всё равно голова не должна быть чересчур тяжелой. И вся тяжесть куклы должна как бы стекать книзу. Устойчивость куклы также может быть усилена с помощью каких-то дополнительных элементов (ствола дерева, посохом в руке, другой фигуры рядом).

Узлы я дополнительно обматываю узкой лентой из листовой меди. Это скрепляет их вообще намертво. Делать кисти рук. Это дело я особенно люблю, хотя многие трясутся только при одной мысли об этом сложном элементе куклы. Но об этом я расскажу в следующем моём послании к вам.
Подставка должна была быть очень тяжеленькой, чтобы удерживать куклу в таком положении крепко на плоскости, поэтому я сделала её из нескольких слоёв гипсокартона, склееных между собой. Кукла в просверленную дырочку покамест только вставляется для удобства работы, а позже будет вклеена туда сильным клеем (я использую Poxipol).




Сразу могу сказать, что в результате дальнейшей работы в приведённом каркасике выявились следующие проблемы: левая рука оказалась длиннее правой, что не было заметно, когда рука была согнутой. Также пришлось нарастить ступню левой ножки и передвинуть куклу относительно подставки, так поза стала более правильной.

3 этап
Руки - делаем каркас: алюминиевая или медная пластинка (как в наборе для чеканки), также подойдёт жесть пивных баночек – для ладошки. И второй элемент для пальчиков – тонкая, но прочнейшая проволока, которую я беру из стальных тросов. Стальные тросики (продаются в хоз.магазинах, строительных магазинах, рыбацких магазинах))если присмотреться состоят из множества тонких прочнейших проволочек, вот они-то нам и нужны.
Собираем конструкцию как на фотографиях, придаём нужное положение пальчикам и самой кисти, в критических местах промазываем каким-нибудь супер-клеем для прочности и, ниткой приматываем к нашему основному каркасу за одну из торчащих проволочек. Теперь, если вы всё сделали достаточно аккуратно, то после того как сверху мы пройдёмся клеем ПВА – неровности и шероховатости, стыки и швы сгладятся так, что будут совершенно незаметны. ПВА также придаст упругость и «резиновость» пальчикам и, даже если кукла упадёт на них, ничего страшного с ними не случится.








Что получится в дальнейшем:

ПВА жидкий и если сразу его наносить он будет стекать уродливыми каплями. Нанесите, подождите пока он немного загустеет и снова размажьте.
После высыхания ПВА становится прозрачным. Куклу сверху всё равно приходится красить акрилом при той технологии, что у меня получается. Фарфоровый эффект получается из-за лака.
Красит поверх ПВА можно смеью ПВА и гуаши нужного цвета (оттенка).
Этап 4
Наращивание тельца - я наращиваю ватой, хотя всегда везде советуют использовать синтепон. Синтепон я пробовала, но он чересчур пружинит, не придавая нужной плотности. Синтепоновый слой идёт у меня поверх ватного, в последнюю очередь, дабы придать аккуратный внешний вид.
Вату я просто прикладываю в нужном объеме к нужным местам и прошиваю ниткой (иногда просто обматываю), кое-где промазывая клеем «Момент», где нужна особая точность в формировании силуэта. Ручки-ножки и другие тоненькие части тела просто обматываю аккуратно ниткой, чтобы пластический материал сверху ложился лучше, так как по проволоке он будет скользить. Кое-где можно наращивать объёмы более толстой ниткой.



5 этап - лепка головы и других открытых частей тела (+обработка и покраска)
Пластическим материалом в моей кукле является паперклей, но вы с таким же успехом можете использовать другие самоотвердевающие материалы, а также запекаемые в духовке, так как проверено опытным путём, что даже с уже намотанной тушкой, пластик можно обжигать в печи: вата может только немного потемнеть, но она не успевает нагреться до такой степени, чтобы вспыхнуть и сгореть (а если её ещё и обмотать фольгой, то вообще, думаю, она будет защищена окончательно).

Паперклей удобен тем, что даже после его полного высыхания можно наращивать бесчисленное количество слоёв, доводя черты лица до идеала (в вашем представлении), а также разведя его водой до кашицеобразного состояния заглаживать неровности и сглаживать острые углы. То есть паперклей для тех, кто любит гладкость и округлость силуэтов, мелкие детали им практически не вылепить. Но паперклей необходимо шкурить, особенно если вы разводили его водой и заглаживали неровности, так как он после высыхания совсем не гладкий, а шероховатый (хотя это тоже красиво получается и для некоторых эффектов вполне подойдёт). Шкурить его нужно нулевой шкуркой, а для окончательной обработки прекрасно подходит шлифовка для ногтей (кап), она доводит его до идеально гладкого состояния, но на это нужно адское терпение.
Результат видно на фотографии.

Окраска
Кто-то раскрашивает только глаза и немного подкрашивает личико, лично я целиком окрашиваю и личико и другие открытые части тела поскольку люблю декоративность в кукле. Предварительным слоем мне нравится наносить акрил из баллончика, он дополнительно сглаживает поверхность и укрепляет её, а также выравнивает цвет. Но тут нужна аккуратность, чтобы не было затёков, а то можно испортить вообще всю куклу, поскольку потёки эти отскрести сложно. Далее можно использовать любую краску, особенно для паперклея. И акварель, и гуашь, и акрил, и масляную краску, кому что нравится. Я использую акрил, иногда дополняю нежненькими тенями и румянами обычной косметики, люблю блёстки для ещё большей декоративности))
Последним слоем идёт лак, который опять же, каждый – на любителя, кому какой. Я нашла очень интересный матовый лак для акрила. Он водорастворим, не вонючий и сохнет быстро в отличии от фисташкового лака, которым я пользовалась до сих пор, а также не даёт противной желтизны и потёков. Прочность его не так высока, но для защиты от влаги и пыли вполне достаточно.

Мой результат таков:


Глазки я делаю дурацким способом, думаю он выглядит смешно, но мне нравится, а пока отступать от того, что мне нравится не собираюсь, хотя, думаю, я выпадаю изо всех классических требований)))
Я просто вставляю цветные прозрачные бусинки с капелькой цвета внутри, а зрачок рисую. Но перед этим в глазницу вклеиваю распущенную тесёмочку, как бы реснички. А так, вообще, глаза – основа для фантазии и самый лёгкий путь к оригинальности ваших образов. Их можно рисовать прямо на сформированном под глазик, пластике. Можно предварительно сделать основу из перламутровой бусинки, которая будет играть бликами как настоящий белок глаза, а радужку со зрачком нарисовать, можно вставлять готовые покупные глазки, стеклянные и пластмассовые, можно самим изготавливать глазки из Фимо.
Ну а после покрытия лаком, как всё высохнет, я обшиваю тушку капроном (можно бифлексом, но мне он кажется грубоватым)))и всё, основа для дальнейшей творческой работы готова.
Одежду я шью прямо на кукле, ни снять, ни одеть обратно её нельзя. Очень удобна в работе так называемая мононить(а по сути – тонкая прозрачная леска), остальное – за вами. Ваши умения и аккуратность, и, главное – не забыть о фантазии и о том образе, который вам хотелось бы создать.
Волосы я делаю из ниточек всяческих… попробовала делать из куклячьих волос, из человеческих стопроцентных, и те, что для дредов тоже попробовала. Но из-за того что кукла декоративна – реальные волосы никак не ложатся - выглядят чужеродно.
А лак – немецкий фирмы Nerсhau (логотип у них со слоником разноцветным с щёточкой на хвосте), называется по русски шелковисто-матовый прозрачный акриловый лак (Klarlack seidenmatt), очень такой приятственный!
фисташковый хоть и сохнет быстро, но липкость у него ещё на месяц!!!


Смотрите другие мастер-классы в этом разделе.

Слов много, а практически все эти действия проделываются в течение одной минуты. Дальше будет проще.

2. Сгибаем новый отрезок проволоки (длина 50-60 см) пополам, и еще
раз сгибаем, смотрим фото выше. Сгиб округлый, по ширине таза. Округлый
сгиб будет создавать лонное сочленение таза, хвостики - это будущие
ноги куклы. Совмещаем начатый кукольный каркас с новым элементом.
Смотрим фото ниже (слева).

Высота полученной конструкции без учета ног (от подбородка куклы до
лонного сочленения – 3 головы куклы. У меня – 15 см. Соединяем обе
детали с помощью изоленты. Крепко, надежно, чтобы высота таза не
менялась. Можно закрепить с помощью проволоки, медицинского пластыря,
термопистолета и т.п. Главное, чтобы детали не смещались одна
относительно другой.Смотрим на фото слева.

3. Делаем ручки. Берем новый отрезок проволоки, сгибаем пополам,
формируем плечи. Для этого прикладываем наш новый отрезок проволоки к
каркасу в области плеч и сгибаем проволоку вниз с обеих сторон.
Получились «ручки». На фото выше справа.

Длина пока не принципиальна, лишнее всегда можно откусить
плоскогубцами. Крепим деталь к каркасу с помощью изоленты. Результат на
фото:

4. Далее я формирую грудь. Это не обязательный этап, но его наличие
облегчает будущую обмотку каркаса. Берем очередной отрезок проволоки
(50-60 см), формируем округлый сгиб (буква П, верхняя планка со
скругленными концами). Ширина «буквы П» приблизительно 1.5 ширины головы
куклы. Отгибаем верхнюю планку «буквы П» на 1.5-3 см. Получаем фигуру,
показанную на фото (слева).

Опять же, проще сделать, чем описать. На фото проволока неровно
легла, верхний элемент симметричен с обеих сторон. Креплю «грудь» в
области грудной клетки. Фиксирую изолентой в области грудины и в районе
талии. Смотрим фото.

Хвостики от этого отрезка проволоки помогут в создании попы куклы.
Это тоже необязательный этап, мне помогает в обмотке. Просто выгибаем
проволоку по форме ягодиц, разводим их от талии вниз к ножкам и
фиксируем оба хвостика на ножках, один слева, второй справа. На фото
концы проволоки еще не зафиксированы.

Вот что мы имеем на данном этапе:

В ногах теперь у нас по пять проволочек, их количество можно менять в
зависимости от проволоки, которую вы используете, от высоты и веса
куклы, от способа крепления ее к подставке. Я не перекручиваю проволочки
между собой, а обматываю их по спирали либо дополнительной проволокой
меньшего сечения, либо хвостиками проволоки, оставшимися при
формировании ягодиц.

Примерим голову кукле, согнем предварительно ручки в локтях, посмотрим на результат.

Проверим симметрию, можно сформировать изгиб позвоночника.

Сейчас руки и ноги значительно длиннее, чем нужно. Мне удобнее позже отрезать лишнее.

А сейчас я загну кончики проволоки и обмотаю их изолентой, чтобы не мешали в дальнейшей работе и не царапались.

Продолжаем работу по формированию тела куклы.

Для этого нам понадобится уже изготовленный кукольный каркас, нитки
катушечные любые, флористическая лента или лейкопластырь, ножницы и
самое главное –та-да-да-дам – полрулона туалетной бумаги.

Любите ли вы туалетную бумагу так, как люблю ее я? Это один из самых
благодарных и податливых материалов. Еще и недорогой и легкодоступный
).Бумага нужна самая обыкновенная, серая.

Почему мне нравится использовать для обмотки именно бумагу, а не
полосы синтепона, к примеру? Я иногда работаю и с синтепоном, и с
синтепухом, и со шнуром. При использовании туалетной бумаги (далее ТБ)
мне проще постепенно сформировать нужные объемы, процесс идет медленно,
т.к. слои бумаги тоненькие, все ошибки сразу легко поправить. В
зависимости от ширины бумажной полоски меняется и задействованное
рабочее пространство. Использование ТБ дает достаточно плотное тело, но
податливое для изменения позы. Да и проткнуть тушку иглой при желании
возможно (допустим, при оформлении одежды или креплении аксессуаров).

Если же нужна совершенно жесткая конструкция, то тело из ТБ можно
прогрунтовать ПВА. Иногда после обмотки ТБ финальным слоем я использую
обыкновенный медицинский бинт, который грунтую разведенным ПВА. ТБ можно
комбинировать с обмоткой синтепоном. В общем, креатив всегда
приветствуется))).

Сначала я подготавливаю материал: отрываю полосы туалетной бумаги
длиной около метра. Часть полос откладываю в сторону, часть складываю
пополам несколько раз и разрываю посередине (именно разрываю, а не
разрезаю, мне нужны рваные края, чтобы элементы обмотки плавно
переходили друг в друга и не было резких обрывов формы). Желательно
внешние края бумаги тоже сделать рваными, хотя бы пару мм оборвать
произвольно. Я забыла это сделать и была не права). Часть полос рву на 3
части, часть – на 4. Теперь, когда материалы готовы, можно приступить к
работе.


  • Берем каркас, 2 подготовленных цельных отрезка ТБ, сминаем
    каждый отрезок в комок, заполняем одним комком грудину
    будущей куклы, вторым – тазовую область. Делаем это, чтобы не было
    пустот внутри тела и оно не «гуляло». Заполняем довольно плотно, при
    необходимости фиксируем нитками. Результат на фото.


  • Начинаю обмотку я с талии куклы. Мотаю цельными отрезками ТБ в
    одном направлении. Довольно плотно. Если нужно, фиксирую нитками,
    когда перехожу с одного куска ТБ на другой. Смотрим фото.


  • Далее крест-накрест обматываю плечи несколько раз, опять
    прохожусь по области грудной клетки. Сейчас я использую уже
    разорванные напополам обрывки бумаги. Фото:


  • Обматываем ручки. В зависимости от размера куклы тут
    понадобятся отрезки ТБ либо разорванные на 3, либо на 4 части.
    Мотать начинаю сверху, захватывая плечо и грудную клетку (делаю
    один-два оборота по торсу, потом перехожу на ручку). Наматываю
    бумагу по спирали, плотно, натягивая бумагу в процессе обмотки.
    Главное не перестараться, чтобы не порвать бумагу))). Доматываю до
    того места, где по моему замыслу начнется лепная часть руки, продолжаю
    обмотку в противоположном направлении. Важно, чтобы слои бумаги
    плотно прилегали друг к другу. Витки идут наискосок, слегка
    внахлест. Не забываем, что рука имеет определенный рельеф, обмотка
    должна его повторять. Мы не хотим получить две палочки по сторонам
    туловища. В местах расположения мышечной ткани количество слоев
    обмотки можно увеличить (пройтись бумагой туда-сюда несколько раз
    по одному месту). Всегда фиксируем нитками, если нужно. Не забываем
    о локтях. Если кукла статична, а ее ручка должна быть согнута,
    можно в области локтя примотать комок ТБ и нитками зафиксировать.
    Промежуточные результаты на фото.


  • Продолжаю работать с грудной клеткой. Приматываю комочки ТБ в
    районе груди лентами бумаги, фиксирую нитками. Формирую спинку
    аналогично, только вместо комков бумаги использую сложенный в
    несколько слоев отрезок ТБ. Обратите внимание на область лопаток,
    чтобы спина не оказалась слишком впалой или горбатой. Корректируем
    изгиб позвоночника, если нужно.


  • Дальше работаю над нижней частью тела. Ножки формируются
    аналогично ручкам. У меня лепная часть ноги выше колена, поэтому
    оформляю только бедра. Если нужно сформировать ногу ниже колена,
    действуем аналогично работе над ручками. Не забываем про мышцы,
    коленки. Нога тоже не должна быть похожа на палочку. Хвостики
    бумаги фиксируем нитками, если требуется. Обматывая ножки, я, как и в
    случае с руками, начинаю с одного-двух витков по тазовой области. Это
    помогает лучшей фиксации бумаги. Так мы избежим прокручивания
    бумаги вокруг своей оси в уже намотанном состоянии. И не забываем,
    что бумага наматывается всегда в одном направлении на одной
    конечности. На другой конечности– лучше во встречном, но тоже все
    отрезки в одном направлении! Иначе каждый последующий отрезок
    бумаги будет стремиться размотать предыдущий и обмотка не получится
    плотной и жесткой.

  • В заключение работаем с тазом. Формируем ягодицы, животик,
    паховую область. Где можно, используем комки бумаги, примотанные
    полосами и закрепленные нитками. Где не получается, просто
    продолжаем обмотку лентами ТБ шириной в полрулона или в треть. При
    обмотке захватываем верхнюю часть бедер, проводим бумагу между
    ногами куклы, обматываем бумагу вокруг талии.

  • Смотрим внимательно на то, что получается и корректируем те
    области, которые нас не устраивают. Хвостики бумаги фиксируем
    нитками. Смотрим фото. Здесь кончики ТБ торчат, мне они не мешают,
    но их можно подклеить. Выглядеть тушка будет более эстетично.


  • Обратите внимание, обмотка конечностей куклы книзу становится
    тоньше. Я делаю это намеренно. Во время примерки ручек-ножек я
    подкорректирую длину-ширину их обмотки. Мне проще нарастить недостающие
    объемы, чем уменьшать имеющиеся))).

  • Когда обмотка тела куклы бумагой завершена, я осуществляю финальную
    обмотку либо флористической лентой, либо бинтом с последующей
    грунтовкой разведенным ПВА или шликером, либо медицинским пластырем.
    Можно загрунтовать непосредственно тушку из ТБ. Здесь показываю обмотку
    флористической лентой. Цвет взяла яркий для контраста. Работать,
    конечно, лучше с тем цветом ленты, который присутствует в костюме. Или
    использовать телесные оттенки, можно белый. Проще производить обмотку в
    сторону расширения. То есть от талии – к тазу, от талии – к грудной
    клетке, от колена – к паху и т.д. Мотаем туго, но не перетягивая.
    Внахлест, слегка наискосок. Руки – опускаемся вниз, возвращаемся. Плечи –
    сначала крест-накрест, потом лентой проходим вокруг торса несколько
    раз. Корректируем положение тела, если нужно. Я руки не фиксирую прочно и
    не приматываю, позже буду искать нужную позу. Если положение куклы
    знаете наверняка, несколько раз плотно обмотайте плечевой сустав до
    неподвижности.


  • Описывать это долго, а делать легко и довольно быстро. Для меня это
    один из наиболее приятных и медитативных этапов работы))). Всегда можно
    поиграть с объемом и рельефами и на основании одного и того же каркаса
    получить совершенно разные кукольные тушки.

Слов много, а практически все эти действия проделываются в течение одной минуты. Дальше будет проще.

2. Сгибаем новый отрезок проволоки (длина 50-60 см) пополам, и еще
раз сгибаем, смотрим фото выше. Сгиб округлый, по ширине таза. Округлый
сгиб будет создавать лонное сочленение таза, хвостики - это будущие
ноги куклы. Совмещаем начатый кукольный каркас с новым элементом.
Смотрим фото ниже (слева).

Высота полученной конструкции без учета ног (от подбородка куклы до
лонного сочленения – 3 головы куклы. У меня – 15 см. Соединяем обе
детали с помощью изоленты. Крепко, надежно, чтобы высота таза не
менялась. Можно закрепить с помощью проволоки, медицинского пластыря,
термопистолета и т.п. Главное, чтобы детали не смещались одна
относительно другой.Смотрим на фото слева.

3. Делаем ручки. Берем новый отрезок проволоки, сгибаем пополам,
формируем плечи. Для этого прикладываем наш новый отрезок проволоки к
каркасу в области плеч и сгибаем проволоку вниз с обеих сторон.
Получились «ручки». На фото выше справа.

Длина пока не принципиальна, лишнее всегда можно откусить
плоскогубцами. Крепим деталь к каркасу с помощью изоленты. Результат на
фото:

4. Далее я формирую грудь. Это не обязательный этап, но его наличие
облегчает будущую обмотку каркаса. Берем очередной отрезок проволоки
(50-60 см), формируем округлый сгиб (буква П, верхняя планка со
скругленными концами). Ширина «буквы П» приблизительно 1.5 ширины головы
куклы. Отгибаем верхнюю планку «буквы П» на 1.5-3 см. Получаем фигуру,
показанную на фото (слева).

Опять же, проще сделать, чем описать. На фото проволока неровно
легла, верхний элемент симметричен с обеих сторон. Креплю «грудь» в
области грудной клетки. Фиксирую изолентой в области грудины и в районе
талии. Смотрим фото.

Хвостики от этого отрезка проволоки помогут в создании попы куклы.
Это тоже необязательный этап, мне помогает в обмотке. Просто выгибаем
проволоку по форме ягодиц, разводим их от талии вниз к ножкам и
фиксируем оба хвостика на ножках, один слева, второй справа. На фото
концы проволоки еще не зафиксированы.

Вот что мы имеем на данном этапе:

В ногах теперь у нас по пять проволочек, их количество можно менять в
зависимости от проволоки, которую вы используете, от высоты и веса
куклы, от способа крепления ее к подставке. Я не перекручиваю проволочки
между собой, а обматываю их по спирали либо дополнительной проволокой
меньшего сечения, либо хвостиками проволоки, оставшимися при
формировании ягодиц.

Примерим голову кукле, согнем предварительно ручки в локтях, посмотрим на результат.

Проверим симметрию, можно сформировать изгиб позвоночника.

Сейчас руки и ноги значительно длиннее, чем нужно. Мне удобнее позже отрезать лишнее.

А сейчас я загну кончики проволоки и обмотаю их изолентой, чтобы не мешали в дальнейшей работе и не царапались.

Продолжаем работу по формированию тела куклы.

Для этого нам понадобится уже изготовленный кукольный каркас, нитки
катушечные любые, флористическая лента или лейкопластырь, ножницы и
самое главное –та-да-да-дам – полрулона туалетной бумаги.

Любите ли вы туалетную бумагу так, как люблю ее я? Это один из самых
благодарных и податливых материалов. Еще и недорогой и легкодоступный
).Бумага нужна самая обыкновенная, серая.

Почему мне нравится использовать для обмотки именно бумагу, а не
полосы синтепона, к примеру? Я иногда работаю и с синтепоном, и с
синтепухом, и со шнуром. При использовании туалетной бумаги (далее ТБ)
мне проще постепенно сформировать нужные объемы, процесс идет медленно,
т.к. слои бумаги тоненькие, все ошибки сразу легко поправить. В
зависимости от ширины бумажной полоски меняется и задействованное
рабочее пространство. Использование ТБ дает достаточно плотное тело, но
податливое для изменения позы. Да и проткнуть тушку иглой при желании
возможно (допустим, при оформлении одежды или креплении аксессуаров).

Если же нужна совершенно жесткая конструкция, то тело из ТБ можно
прогрунтовать ПВА. Иногда после обмотки ТБ финальным слоем я использую
обыкновенный медицинский бинт, который грунтую разведенным ПВА. ТБ можно
комбинировать с обмоткой синтепоном. В общем, креатив всегда
приветствуется))).

Сначала я подготавливаю материал: отрываю полосы туалетной бумаги
длиной около метра. Часть полос откладываю в сторону, часть складываю
пополам несколько раз и разрываю посередине (именно разрываю, а не
разрезаю, мне нужны рваные края, чтобы элементы обмотки плавно
переходили друг в друга и не было резких обрывов формы). Желательно
внешние края бумаги тоже сделать рваными, хотя бы пару мм оборвать
произвольно. Я забыла это сделать и была не права). Часть полос рву на 3
части, часть – на 4. Теперь, когда материалы готовы, можно приступить к
работе.


  • Берем каркас, 2 подготовленных цельных отрезка ТБ, сминаем
    каждый отрезок в комок, заполняем одним комком грудину
    будущей куклы, вторым – тазовую область. Делаем это, чтобы не было
    пустот внутри тела и оно не «гуляло». Заполняем довольно плотно, при
    необходимости фиксируем нитками. Результат на фото.


  • Начинаю обмотку я с талии куклы. Мотаю цельными отрезками ТБ в
    одном направлении. Довольно плотно. Если нужно, фиксирую нитками,
    когда перехожу с одного куска ТБ на другой. Смотрим фото.


  • Далее крест-накрест обматываю плечи несколько раз, опять
    прохожусь по области грудной клетки. Сейчас я использую уже
    разорванные напополам обрывки бумаги. Фото:


  • Обматываем ручки. В зависимости от размера куклы тут
    понадобятся отрезки ТБ либо разорванные на 3, либо на 4 части.
    Мотать начинаю сверху, захватывая плечо и грудную клетку (делаю
    один-два оборота по торсу, потом перехожу на ручку). Наматываю
    бумагу по спирали, плотно, натягивая бумагу в процессе обмотки.
    Главное не перестараться, чтобы не порвать бумагу))). Доматываю до
    того места, где по моему замыслу начнется лепная часть руки, продолжаю
    обмотку в противоположном направлении. Важно, чтобы слои бумаги
    плотно прилегали друг к другу. Витки идут наискосок, слегка
    внахлест. Не забываем, что рука имеет определенный рельеф, обмотка
    должна его повторять. Мы не хотим получить две палочки по сторонам
    туловища. В местах расположения мышечной ткани количество слоев
    обмотки можно увеличить (пройтись бумагой туда-сюда несколько раз
    по одному месту). Всегда фиксируем нитками, если нужно. Не забываем
    о локтях. Если кукла статична, а ее ручка должна быть согнута,
    можно в области локтя примотать комок ТБ и нитками зафиксировать.
    Промежуточные результаты на фото.


  • Продолжаю работать с грудной клеткой. Приматываю комочки ТБ в
    районе груди лентами бумаги, фиксирую нитками. Формирую спинку
    аналогично, только вместо комков бумаги использую сложенный в
    несколько слоев отрезок ТБ. Обратите внимание на область лопаток,
    чтобы спина не оказалась слишком впалой или горбатой. Корректируем
    изгиб позвоночника, если нужно.


  • Дальше работаю над нижней частью тела. Ножки формируются
    аналогично ручкам. У меня лепная часть ноги выше колена, поэтому
    оформляю только бедра. Если нужно сформировать ногу ниже колена,
    действуем аналогично работе над ручками. Не забываем про мышцы,
    коленки. Нога тоже не должна быть похожа на палочку. Хвостики
    бумаги фиксируем нитками, если требуется. Обматывая ножки, я, как и в
    случае с руками, начинаю с одного-двух витков по тазовой области. Это
    помогает лучшей фиксации бумаги. Так мы избежим прокручивания
    бумаги вокруг своей оси в уже намотанном состоянии. И не забываем,
    что бумага наматывается всегда в одном направлении на одной
    конечности. На другой конечности– лучше во встречном, но тоже все
    отрезки в одном направлении! Иначе каждый последующий отрезок
    бумаги будет стремиться размотать предыдущий и обмотка не получится
    плотной и жесткой.

  • В заключение работаем с тазом. Формируем ягодицы, животик,
    паховую область. Где можно, используем комки бумаги, примотанные
    полосами и закрепленные нитками. Где не получается, просто
    продолжаем обмотку лентами ТБ шириной в полрулона или в треть. При
    обмотке захватываем верхнюю часть бедер, проводим бумагу между
    ногами куклы, обматываем бумагу вокруг талии.

  • Смотрим внимательно на то, что получается и корректируем те
    области, которые нас не устраивают. Хвостики бумаги фиксируем
    нитками. Смотрим фото. Здесь кончики ТБ торчат, мне они не мешают,
    но их можно подклеить. Выглядеть тушка будет более эстетично.


  • Обратите внимание, обмотка конечностей куклы книзу становится
    тоньше. Я делаю это намеренно. Во время примерки ручек-ножек я
    подкорректирую длину-ширину их обмотки. Мне проще нарастить недостающие
    объемы, чем уменьшать имеющиеся))).

  • Когда обмотка тела куклы бумагой завершена, я осуществляю финальную
    обмотку либо флористической лентой, либо бинтом с последующей
    грунтовкой разведенным ПВА или шликером, либо медицинским пластырем.
    Можно загрунтовать непосредственно тушку из ТБ. Здесь показываю обмотку
    флористической лентой. Цвет взяла яркий для контраста. Работать,
    конечно, лучше с тем цветом ленты, который присутствует в костюме. Или
    использовать телесные оттенки, можно белый. Проще производить обмотку в
    сторону расширения. То есть от талии – к тазу, от талии – к грудной
    клетке, от колена – к паху и т.д. Мотаем туго, но не перетягивая.
    Внахлест, слегка наискосок. Руки – опускаемся вниз, возвращаемся. Плечи –
    сначала крест-накрест, потом лентой проходим вокруг торса несколько
    раз. Корректируем положение тела, если нужно. Я руки не фиксирую прочно и
    не приматываю, позже буду искать нужную позу. Если положение куклы
    знаете наверняка, несколько раз плотно обмотайте плечевой сустав до
    неподвижности.


  • Описывать это долго, а делать легко и довольно быстро. Для меня это
    один из наиболее приятных и медитативных этапов работы))). Всегда можно
    поиграть с объемом и рельефами и на основании одного и того же каркаса
    получить совершенно разные кукольные тушки.

Это мой первый мастер класс, если что-то непонятно, с удовольствием отвечу на вопросы или внесу дополнения.

Необходимые инструменты и материалы:

Плоскогубцы

Изолента

Проволока вязальная 1.2 мм сечением

Голова куклы или ее предполагаемая высота

На фото вы видите еще флористическую ленту, нитки, туалетную бумагу. Эти материалы пригодятся нам несколько позже.

Прежде чем начать работу над каркасом куклы, я продумываю образ, леплю голову и ручки. Имея в наличии готовую кукольную головку, могу определить высоту куколки. В данном случае высота головки 5 см, предполагаемая высота куклы - около 40 см.Можно начать работу с каркаса, а голову лепить позже. Мне проще определять размеры тела куклы в зависимости от размеров головы, а не наоборот.

Для создания каркаса необходимо знать некоторые пропорции человеческого тела.

Соотношение головы к росту взрослого человека колеблется приблизительно от 1:7 до 1:8,

половина роста дает точку лонного сочленения таза,

ширина плеч равна двум высотам головы (или три ширины),

длина руки - 3 высоты головы,

локоть на уровне талии,

размер бедра приблизительно равен размеру голени и составляет около 2 высот головы.

Ширина таза у женщины приблизительно равна ширине плеч.

Этими соотношениями я буду руководствоваться при изготовлении каркаса куклы.

В первую очередь я подготовлю несколько отрезков проволоки длиной от 50 см до метра.

1. Берем 2 отрезка проволоки приблизительно одинаковой длины (80-100 см), сгибаем их пополам, получаем 2 отрезка проволоки со сгибом вверху и 4 хвостика внизу. Формируем шею, для этого отступим 3-5 см от сгиба проволоки (высоту определим с учетом того, что часть проволоки войдет в голову куклы) и согнем хвостики перпендикулярно шее по 2 с каждой стороны. Получили перевернутую букву Т с дли-и-инной верхней (у нас нижней) перекладиной. Формируем плечи. Для этого сгибаем хвостики проволоки с обеих сторон вниз, отступив от «шеи» с обеих сторон на расстояние, чуть большее ширины головы. Создаем талию. Все хвосты перекручиваем между собой на уровне талии (около 2 высот головы сверху от подбородка куклы до талии).

Слов много, а практически все эти действия проделываются в течение одной минуты. Дальше будет проще.

2. Сгибаем новый отрезок проволоки (длина 50-60 см) пополам, и еще раз сгибаем, смотрим фото выше. Сгиб округлый, по ширине таза. Округлый сгиб будет создавать лонное сочленение таза, хвостики - это будущие ноги куклы. Совмещаем начатый кукольный каркас с новым элементом. Смотрим фото ниже (слева).

Высота полученной конструкции без учета ног (от подбородка куклы до лонного сочленения - 3 головы куклы. У меня - 15 см. Соединяем обе детали с помощью изоленты. Крепко, надежно, чтобы высота таза не менялась. Можно закрепить с помощью проволоки, медицинского пластыря, термопистолета и т.п. Главное, чтобы детали не смещались одна относительно другой.Смотрим на фото слева.

3. Делаем ручки. Берем новый отрезок проволоки, сгибаем пополам, формируем плечи. Для этого прикладываем наш новый отрезок проволоки к каркасу в области плеч и сгибаем проволоку вниз с обеих сторон. Получились «ручки». На фото выше справа.

Длина пока не принципиальна, лишнее всегда можно откусить плоскогубцами. Крепим деталь к каркасу с помощью изоленты. Результат на фото:

4. Далее я формирую грудь. Это не обязательный этап, но его наличие облегчает будущую обмотку каркаса. Берем очередной отрезок проволоки (50-60 см), формируем округлый сгиб (буква П, верхняя планка со скругленными концами). Ширина «буквы П» приблизительно 1.5 ширины головы куклы. Отгибаем верхнюю планку «буквы П» на 1.5-3 см. Получаем фигуру, показанную на фото (слева).

Опять же, проще сделать, чем описать. На фото проволока неровно легла, верхний элемент симметричен с обеих сторон. Креплю «грудь» в области грудной клетки. Фиксирую изолентой в области грудины и в районе талии. Смотрим фото.

Хвостики от этого отрезка проволоки помогут в создании попы куклы. Это тоже необязательный этап, мне помогает в обмотке. Просто выгибаем проволоку по форме ягодиц, разводим их от талии вниз к ножкам и фиксируем оба хвостика на ножках, один слева, второй справа. На фото концы проволоки еще не зафиксированы.

Вот что мы имеем на данном этапе:

В ногах теперь у нас по пять проволочек, их количество можно менять в зависимости от проволоки, которую вы используете, от высоты и веса куклы, от способа крепления ее к подставке. Я не перекручиваю проволочки между собой, а обматываю их по спирали либо дополнительной проволокой меньшего сечения, либо хвостиками проволоки, оставшимися при формировании ягодиц.

Примерим голову кукле, согнем предварительно ручки в локтях, посмотрим на результат.

Проверим симметрию, можно сформировать изгиб позвоночника.

Сейчас руки и ноги значительно длиннее, чем нужно. Мне удобнее позже отрезать лишнее.

А сейчас я загну кончики проволоки и обмотаю их изолентой, чтобы не мешали в дальнейшей работе и не царапались.

Спасибо за внимание.


Источник: livemaster.ru

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Что потребуется для работы: 1-Нитки для вязания----для волос 2-Ткань трикотажная---для тела куклы 3-Ткань для платья 4-сентипон --для заполнения тела куклы 5-Нитки мулине--для вышивания лицаКак делать: Голову кукле делала как вальдорфской кукле.Тело заполнила сентипоном.Фото работы: Фото №1 Фото

Что потребуется для работы: синтепон,чулок, проволочный каркас, рамкаКак делать: из чулка,синтепона, проволочного каркаса сформировать фигуру куклы сшить одежду обтянуть картон материалом вставить в рамку и повеситьФото работы: Фото №1

Проволочные каркасы. Особенности изготовления.

Из полужесткой проволоки диаметром 3 мм, которой можно достаточно легко придать любую сложную форму, можно делать каркасы для крыльев, масок, кринолины для пышных юбок, усики для кузнечиков и бабочек, а также стержни для хвостов, хоботов и перьев. Каркасы обтягивают косой бейкой, тесьмой или тонкой тканью и затем на них натягивают ткань. Проще всего вкладывать проволоку вдоль тесьмы и сострачивать края тесьмы на швейной машинке, используя лапку для вшивания застежек «молния». Вшивая проволоку следите за тем, чтобы она не выскальзывала из бейки. Затем, по мере необходимости, проволока нарезается бокорезами или ножницами по металлу нужной длины вместе с тесьмой.

Для изготовления кринолина делается несколько проволочных обручей разного размера, соединенных между собой на расстоянии 15 см тесьмой. Диаметр обручей необходимо вычислять при помощи несложного рисунка изображающего желаемую юбку с соблюдением пропорций высоты и ширины. Желательно чтобы высота нарисованного изделия была кратна десяти или двадцати относительно реального изделия. Проведите центральную ось и отметьте на ней равные расстояния через каждые 20 см от нижнего края юбки. Проведите отрезки параллельные нижнему краю юбки через каждую отметку на центральной оси. Концами отрезков должны стать границы рисунка. Теперь остается только промерить при помощи линейки получившиеся отрезки. Умножив полученные числа на число пи (3,14) и на число которому кратен эскиз по отношению к реальной высоте юбки, мы получим длины окружностей необходимые для изготовления обручей для каркаса юбки. При раскрое проволоки припуск на нахлест должен равняться 10 см, следовательно, если длина окружности равна 180 см, значит вам нужен кусок проволоки 190 см. Отрезав необходимый кусок проволоки таким образом, чтобы косая бейка была длиннее чем проволока на 4-6 см, загните косую бейку так чтобы проволока была зафиксирована внутри образовавшегося чехла. Наложите концы проволоки друг на друга внахлест на 10 см, образовывая кольцо. Готовые кольца крепите на юбке из подкладочной ткани, сшитой точно по форме задуманной юбки, без складок и рюшей. Сшейте концы кольца вручную используя леску. Также вручную пришивайте кольца обручей на нижнюю юбку. К верхнему обручу пришивается кокетка высотой не менее 15 см. Кокетка может быть с фиксированным поясом или можно на двойной резинке с фиксатором, если вес общей конструкции не будет оттягивать юбку вниз. Для слишком тяжелых конструкций лучше использовать лямки.

Все проволочные конструкции крепятся на человеке при помощи завязок из плотной не растягивающейся тесьмы или пришиваются непосредственно к костюму: крылья бабочки крепятся к шее, плечам и поясу; хвост - к поясу. Все концы проволоки должны быть загнуты внутрь. Каркас в местах соприкосновения с телом должен быть обклеен тонким поролоном толщиной 0,5 – 1 см и обтянут хлопчатобумажной тканью. Чем крупнее каркас тем больше и надежнее должны быть крепления. Прежде чем идти с таким сооружением на праздник стоит испытать его в домашних условиях.