Соляной Столп. Жена Лота

Май 11th 2011 -

Жена же Лотова оглянулась позади его, и стала соляным столпом. Прем 10, 7. Лк 17, 32.

Как эту историю излагает Иосиф Флавий в «Йудейской Войне»:
«Озеро имеет пятьсот восемьдесят стадий в длину, простираясь до Цоара в Аравии, и сто пятьдесят стадий ширины. К нему примыкает область Содома, некогда богатая своим плодородием и благосостоянием городов, ныне же всецело выжженная. Она, как говорят, вследствие греховности ее жителей была уничтожена молнией. Еще теперь существуют следы ниспосланного Богом огня и еще теперь можно видеть тени пяти городов». (4:8:4)
Он же — в «Иудейских древностях»:
Лот, которого Господь предупредил о предстоящем уничтожении содомитян, удалился [из города] со своею женою и двумя дочерьми; последние были еще девушками; женихи же их не согласились уйти вместе с ними, так как не придавали словам Лота значения. Затем Господь поразил город огненными молниями, сжег его вместе с жителями и равным образом опустошил пожаром всю область, как это я раньше рассказывал уже в «Иудейской войне». Жена Лота, которая во время бегства, вопреки запрещению Господа Бога, постоянно обращалась назад в сторону города, выражая страшное любопытство, была обращена в соляной столб. Последний я видел лично: он сохранился по сей день. Сам же [Лот] убежал со своими дочерьми в небольшое место, оставшееся нетронутым огнем. Оно до сих пор называется Цоор, что по-еврейски значит «малость». Здесь он затем бедственно прожил некоторое время, в удалении от людей и чувствуя недостаток в припасах. Полагая, что весь род людской уничтожен, девушки (дочери Лота) сблизились с отцом своим, но сделали это так ловко, что он сам этого не заметил; поступили же они таким образом, чтобы не остаться без потомства. От них действительно родилось двое мальчиков: от старшей Моав, что значит «от отца», а от младшей Амман, какое имя означает «сын племени». Первый из них является родоначальником моавитян, которые до сих пор еще представляют весьма большой народ, а второй — аммонитян. Оба эти племени живут в Келесирии — таково-то было удаление Лота из области содомитской". (1:11:4-5)
Из сочинения, называемого «Житие и хожение Даниила, игумена Русской земли»:
О гробе Лота, что в Сигоре. Оттуда до Сигора две версты. Здесь находится гроб Лота и двух его дочерей, в двух гробах. В горе большая пещера, в нее вбежал Лот со своими дочерями. Здесь недалеко городище первых людей, было оно на горе той высокой и зовется Сигор. Более одной версты от этого места, на взгорье к югу от Сигора, стоит столпом каменным жена Лота. А от жены Лота до Содома две версты.
И по сей день в Иордании, чуть севернее развалин древнего Цоара (ас а-Сафи), имеет место быть Дир а-Лут, монастырь Лота.

Достопримечательностей на Мёртвом Море немало: Масада, Кумранские пещеры, где были найдены знаменитые свитки Мертвого моря, остатки первобытных поселений, найденные на склонах холмов.

Ещё одно популярное у туристов место – источник Давида, оканчивающийся великолепным водопадом, заросшим папоротником. И летом, и зимой вокруг источника толпятся туристы.

В нескольких километрах расположен легендарный Кумранский монастырь, сооруженный примерно в VIII веке до новой эры.

Знаменито Мёртвое Море и своими природными достопримечательностями - соляными "скульптурами", выросшими на берегах безмятежного моря.

Воду Мёртвого моря трудно назвать водой. Правильнее было бы сказать "крепкий раствор соли", поскольку концентрация всевозможных солей (Mg, Ca, K и т.д.) в воде достигает 30 % (для сравнения в Средиземном море - 4 %). Чтобы добиться такого эффекта в домашних условиях, придется засыпать в ванну три мешка соли и умудриться размешать её до полного растворения.

Вода моря, испаряясь, оставляет огромные нашлепки просоленной, потрескавшейся от зноя земли. Этот процесс идёт уже тысячелетия...

Вот почему параллельно Мертвому морю вытянулись Содомские горы, состоящие из чистой соли. Примерно в середине побережья южного бассейна Мертвого моря, рядом с шоссе № 90, высится гора Содом, завершающая эту, состоящую в основном из соляных пород, горную цепь, длина которой около 20 км. На вершине горы, над обрывом возвышается соляной столб, своими очертаниями напоминающий человеческую фигуру. Точнее, женскую фигуру, обратившуюся к Мертвому Морю. Он носит название "Жена Лота".

В Библии рассказывается о городах Содом и Гоморра, погрязших в грехах и пороках. Лот, человек богобоязненный и добродетельный, был предупрежден, что города будут во искупление этих грехов уничтожены, а он со своей семьей должен бежать. Но ни в коем случае никто из них не должен оглядываться. К несчастью, Лотова жена не смогла устоять перед искушением бросить последний взгляд назад и, по легенде, обратилась в большой соляной столп.

Надо признать, она дорого заплатила за порыв сострадания, который заставил её оглянуться на родной город. В городе, возможно, оставались ее родители. Обращение её в соляной столп подтверждалось некоторыми иудейскими и христианскими писателями первых веков нашей эры. Иудейский историк Иосиф Флавий уверяет в своей книге "Иудейские древности", что он видел этот столп и что в его времена этот столп показывали всем желающим.

Современные любопытствующие могут не только увидеть соляной столп "Жена Лота", но и сфотографироваться на его фоне.

Имя жены Лота нам известно только по одному иудейскому преданию. По этому преданию ее звали Юдифь. Библия же не называет ее имени, а все же подробный вдумчивый разбор ее образа для нас будет не бесполезной тратой времени, так как Сам Господь сказал: "Вспомните жену Лотову!", Луки 17:32. И если Он призывает нас, говоря: "Вспоминайте!" - то мы и хотим исполнить Его повеление. Это наградится!

1. Предостережение

С женой Лота впервые мы встречаемся в Бытие 19 , когда ангелы нисходят к Лоту, чтобы вывести его и всех его домашних из Содома, когда разразился Божий суд над преступным городом. Но ее влияние чувствуется раньше, уже в Бытие 13 , хотя непосредственно о и там не говорится.

Бог так благословил Авраама и Лота, что поголовье скота у обоих настолько возросло, что они уже не могли водить свои стада вместе. Между пастухами Авраама и пастухами Лота постоянно вспыхивали ссоры из-за пастбищ. Тогда Авраам предложил своему племяннику Лоту: "Отделись от меня. Если ты налево, то я направо, если ты направо, то и налево", Бытие 13:9. И как поступил Лот? "Лот возвел очи и увидел ВСЮ окрестность Иорданскую что она, прежде нежели истребил Господь Содом и Гоморру, вся до Сигора орошалась водою, как сад Господень, как земля Египетская. И избрал себе Лот всю окрестность Иорданскую и двинулся Лот к востоку", Бытие 13:10-11.

"Лот возвел очи". Это само собой разумеется! Как же можно поступить иначе при решении такого жизненно важного вопроса? Как не осмотреть окрестность, чтобы взвесить за и против? Не так ли рассуждает мирская мудрость? Смотреть - это на повестке дня! И все же как велика опасность от этого?

О Еве мы так же читаем: "И увидела жена, Что дерево хорошо для пищи и что оно приятно для глаз", Бытие 3:6 . Если бы Лот, вместо того, чтобы возвести очи, сомкнул их хотя бы на мгновение и в молитве предоставил этот вопрос на усмотрение Бога! Несомненно, тогда он не "двинулся бы на восток"! Вот юноша "возводит очи свои" и видит девушку. Правда, девушка неверующая и потому родители против этого брака, но ведь он выгоден ему! Хотя в данной местности нет церкви, но это же выгодная сделка! Выгодное дело! И решение принято! Не происходит ли в жизни подобное очень часто?

До Лота безусловно доходили огорчающие его слухи о том, что жители Содома имеют очень дурную славу. Он знал это. Но зримая выгода рисовалась ему светлыми красками, а грозящий ущерб он старался затушевать и уменьшить. "Жена,- говорил Лот своей спутнице, -как ты думаешь об этом деле? Я не могу иначе, как видеть в этом промысел Божий, что дело между Авраамом и мной приходит к развязке именно здесь на пределах прекрасной местности!"

Немало таких людей, которые поспешно и легко говорят: "Это от Господа!" - пока обстоятельства развиваются по их собственной воле и желаниям.

Жена Лота не только абсолютно согласна с его мнением, но она имеет и свой веский аргумент за выбор Содомской окрестности: "Конечно! Странствовать и впредь нам уже очень нелегко! Мы стареем и хочется уже больше покоя и удобств. Было бы намного лучше основаться в этой местности. Тогда мы смогли бы дать нашим дочерям гораздо большее! Они, собственно говоря, ничего в жизни еще не видели, по сути дела они только пастушки! Авраам не разумеет, что новое время предъявляет новые требования, порой выставляя совершенно непривычные претензии! В Содоме же, конечно, есть несколько добропорядочных семейств, с которыми можно будет подружиться. Конечно, мы должны быть очень осторожны, так как город не пользуется доброй славой. Но кто знает, все ли правда в том, что говорят! В мире так много пустых слухов! Нехорошо верить только в недоброе. И притом, дорогой, подумай о том славном предназначении, что мы можем быть в благословение городу!"

Этот последний аргумент решил исход: ну это уж точно доброе дело, что Лот избирает Содом! Он хочет быть в благословение содомлянам!

Сколько молодых девушек думали именно так, вступая в брак с неверующим: "Я буду ему в благословение!". Но многим тяжело припомнить хотя бы один случай, когда при этом действительно следовало благословение. А вот такие случаи, когда неверующий супруг увлекал за собой верующую жену в пучину неверия, известно множество! Есть у русского народа очень хорошая поговорка: "Уходящему на войну должно молиться, уходящему в море должно молиться вдвойне, вступающему в брак должно молиться втройне!". Но все ли поступают так? Все ли браки заключаются на небе?

Дорогие родители! Выдавая замуж свою дочь, вспомните жену Лота! Милая молодая девушка, если к тебе сватается молодой человек, который и слышать о Господе не желает, вспоминай жену Лотову! Хотелось бы это предостережение Иисуса написать большими буквами и повесить в своей комнате, чтобы во всех обстоятельствах помнить повеление Господа: "Вспоминайте жену Лотову!"

2. В Содоме

Как же обстоят дела Лота и его семьи в Содоме? Оправдались ли их надежды? История Лота вам известна. Пришел царь Кедорлаомер и забрал в плен. Авраам освободил их, но и на этом Лот не вразумился, он возвратился в Содом и поселился уже не в своем разоренном доме за воротами города, а вошел и обосновался в самом городе и стал членом городского совета, как мы читаем об этом в Бытие 19.

Известно, что Бог открыл Своему другу Аврааму Свое намерение относительно Содома и Гоморры, прежде чем ниспроверг эти города. Авраам начал ходатайствовать, чтобы праведники не погибли (ас с грешниками. Бог обещал пощадить праведников). Авраам продолжал ходатайствовать перед Богом за праведных, начиная с пятидесяти и кончая десятью. Бог обещал пощадить весь город, если там найдется хотя бы десять праведников. И тогда Авраам перестал ходатайствовать. Почему? Потому что он подумал: "Ну теперь город спасен! Лот живет в городе, он верующий, он праведник. Его жена тоже. Обе его дочери во всяком случае тоже знают Бога. Далее двое молодых людей, которые помолвлены с его дочерями... Итак, шесть человек. Ну еще четыре человека Лот, конечно же, обратил на праведный путь или их товарищей, или из соседей, или же из семей своих будущих зятьев. Итак, опасность миновала!"

Но ни один человек не был обращен Лотом! Более того, его домашние потерпели кораблекрушение в этом Содоме! Греховный яд преступного города, подобно опустошительной эпидемии, пожирающей и истребляющей все живое, отравил обеих его дочерей, равно и жену!

Подумать только, это была "орошаемая земля", это был сад Господень! Кто идет в Содом по повелению Господа подобно Ионе, пошедшем в Ниневию, тот будет в благословение для грешников, но кто ищет общение с содомлянами из человеческих мирских соображений, тот есть "сын погибели"!

В наши дни многие христиане говорят, что, если мы хотим распространять христианство в мире, то нам нужно приобщиться к миру, что если мы будем обособляться от мира, то потеряем влияние на него! Это дьявольская ложь! Человек не сможет вытащить из трясины другого, если он и сам окажется в той же трясине. Это можно сделать лишь в том случае, если вытаскивающий из трясины другого имеет под ногами твердую надежную почву.

Архимед, великий математик древности, который много размышлял о силе рычага, сказал: "Дайте мне рычаг и точку опоры, и я переверну весь мир!". Однако точку опоры, чтобы перевернуть весь мир, никому из смертных не удалось найти до сих пор.

Кто хочет повлиять на Содом, тот должен находиться вне города! "Вспоминайте жену Лотову!"

3. Почти спасена и все же погибла навеки!

Эта потрясающая надпись стоит под образом жены Лота и потому ни Господь здесь воздвиг сигнал предупреждения: "Вспоминайте жену Лотову!". Она была женой праведника: "а праведного Лота, утомленного обращением между людьми неистово развратными, избавил ", 2Петра 2:7 . Жена Лота провела многис годы в странствовании с Авраамом, другом Божьим. Она слышала их свидетельство во Имя Господа. Она знала Иегову. Он послал Своего ангела в их дом, чтобы избавить от погибели. К ней было обращено полное любви предупреждение и повеление оставить это место. А когда она не могла решиться бросить свой обжитый дом, то ангелы взяли ее в свои сильные руки и вывели из Содома.

Что Бог смог бы сделать еще для нее? Ничего! Бог сделал все, Он ничего не упустил! Он воистину приложил за нее все старания, но она не захотела, и все старания Божий были напрасны! Он приходил то через радости, то через печали, и каков результат? Сердце жены Лота было привязано к земному: к богатству, к имению. Она никак не могла согласиться с потерей всего этого. Она не верила тому, что действительно наступил час суда. Она надеялась возвратиться назад или же по крайней мере желала взглянуть на оставленное владение. И тут ее настиг суд Божий.

А ведь спасение было так близко! Еще каких-то полчаса, и они достигнут убежища. Но в преддверии спасения ее настигает смерть! Она становится соляным столбом. И поныне на берегу Мертвого моря стоит живое напоминание гибели жены Лота. Ныне там возвышается соляной столб, названный устами народа "дочерью Лота".

4. Избавление

Из этого места Писания мы можем получить еще один важный урок. В главе 17 Евангелия от Луки Господь говорит о Своем втором пришествии: "Как было во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили, но в день, в который Лот вышел из Содома, долился с неба дождь огненный и серный и истребил всех, так будет и тот день, когда Сын Человеческий явится".

Как Бог спас Ноя и его семейство в ковчеге, когда всемирный потоп за грех пришел на землю, как Он спас Лота и его семейство, когда суд Божий постиг Содом и Гоморру. Так Господь вознесет и избавит своих детей от всяких опасностей при наступлении последнего времени.

Этот день уже близок. Потому повеление Господа: "Спеши, спасай свою душу!" - звучит особенно актуально и настоятельно. Потому и сегодня, как и тогда, Господь выводит души за руки, чтобы спасти их. Однако и сегодня многие поступают подобно зятьям Лота, которых он приглашал избежать смертельной опасности, но они не послушали тестя, потому что им "показалось, что он шутит", Бытие 19:14.

Женщина глазами Бога по книгеЭрнста Модерзона Жены Ветхого Завета

" ЖEНЩИНЫ БИБЛИИ"

4
Жена Лота

Всё, что говорит нам Библия о жене Лота, это то, что она «...оглянулась назад и стала соляным столбом». Мы даже не
знаем её имени и не знаем откуда она. Не сказано нам, была ли она женой Лота до отделения его от Авраама или после, когда он «раскинул шатры до Содома», а возможно он взял жену как раз из Содома, и тогда это многое объясняет.
Избрав равнину Иордана и оставив восточную холмистую страну Аврааму, Лот совершил выгодную сделку, но (увы!) он был не первым, кто оценил процветающую легкую жизнь, предоставляемую плодоносной долиной Иордана. Здесь были города, занятые идолопоклонниками, такими же, которых Авраам оставил в Уре Халдейском. «Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом». Лот раскинул свои шатры около Содома, но позже стал жить в доме внутри самого города.
Со временем развращенность Содома и Гоморры стала такой, что Бог не мог терпеть её долее. Он предупредил Авраама, что намерен уничтожить эти города вместе с их обитателями. Авраам вступился перед Богом за Содом во имя тех праведных, которые ещё могли там быть, и Бог уступил: если там найдется хоть десять праведников, он сбережет город. Но это условие, ясно, не состоялось. И тогда были посланы ангелы сказать Лоту, чтобы он бежал из Содома вместе с женой и со своей семьёй прежде, чем наступит страшное разрушение.
Лот колебался. Два его зятя отказались уходить с ним и, без сомнения, жена тоже не хотела оставлять город, поэтому ангелам пришлось ухватить и почти тащить из города Лота, его жену и двух его дочерей. И они были вынуждены бежать в горы. Очевидно, пожив в городских условиях, они страшились кочевой жизни, которая когда-то была нормальным образом жизни для Лота. Через ангелов он умолял Бога позволить им идти в Сигор - другой город, который находился неподалёку. Бог уступил этой мольбе, и они направились в Сигор. Тогда и «пролил Господь на Содом и Гоморру дождём серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и произрастения земли». (Быт 19:24,25)
Бытие 14 описывает войну в долине Сиддим, «где ныне море Соленое» - так в Библии именуется Мёртвое море, между царями или правителями разных городов, среди которых упоминаются Содом, Гоморра и Сигор. Долина эта изобиловала грязевыми ямами. Вернер Келлер в своей книге «Библия, как история» говорит о долине Иордана, как об огромном разломе в земной коре, который начинается далеко на севере Палестины и идет на юг, к Красному морю. Там, в долине Иордана есть изобилующие свидетельства землетрясений (Библия упоминает о них) и вулканических извержений: видимые на огромном протяжении массы лавы и базальта, кратеры потухших вулканов, маслянистые пятна битума на воде Мёртвого моря (в «Писнии» - грязь?), и запах нефти и серы. Учёными уже раскопаны многие библейские города, но Содома и Гоморры не обнаружено. Геологи полагают, что они лежат «...в районе, который теперь погружен под медленно поднимающимися водами южной части Мертвого моря, и что их разрушение явилось следствием мощного землетрясения, которое возможно сопровождали взрывы, молнии, выход природного газа и, главное, большие пожары».

Скверное предложение нечестивых

Вы когда-нибудь сожалели о жене Лота? Можете себе вообразить бедную женщину, которая, избежав пожара, оглянулась, чтобы посмотреть на свой объятый пламенем пожара дом, где в огне гибло всё то, что она создавала годами, о чём заботилась и ухаживала, что ценила и берегла, женщину, единственный грех которой был только в том, что она обернулась бросить последний взгляд на то, что она покидала навсегда?
Небольшое размышление на эту тему может стать для нас поучительным. Бытие 19 даёт краткое описание развращенных мужей Содома, с их извращёнными качествами. Нормальные люди приличного воспитания даже представить себе не могут весь тот ужас, который царил там. Эта развращённость более-менее открыто осуждается в наше время, хотя бессмысленно думать, что честное и объективное отношение сегодняшнего дня поможет заклеймить это зло, или что подрастающее поколение будет в меньшей опасности, если это зло будет разоблачено. Фактически это ознакомление послужит предупреждением для нас и поможет нам понять чувство отвращения Лота и его жены. Конечно, после той страшной ночи, осознавая опасность, которой подвергался её муж со стороны мужчин Содома и особенно обе её дочери, жена Лота могла бы не колеблясь стряхнуть пыль Содома с ног своих (то есть бежать из Содома), когда Бог через ангелов предложил им путь к спасению не только от Божьей кары, но и от отвратительной жизи в Содоме. Подлинность ангелов, посетивших их, была подтверждена ей чудом ослепления, всех осаждавших их дом мужчин, которое спасло по крайней мере в эту ночь Лота и его семью.
Но нет! Они ещё медлили, и их пришлось убеждать и подбадривать к бегству. Они просили, чтоб им позволили стать
в Сигоре, который из-за своей близости к Содому и Гоморре был, возможно, не намного безопаснее.

Промедление и взгляд назад

Без сомнения, жену Лота удерживал уютный дом и оседлый городской быт и страшил риск бездомной кочевой жизни. Должно быть, она полагала, что Бог, специально приславший ангелов, чтобы предупредить и спасти её хозяйство от разорения, может также оберегать их и дальше. Даже когда уже начался огненный дождь, и она должна была бы увериться, что нет места для сомнений, она всё ещё медлила и оглянулась. Это был не просто взгляд мельком, через плечо, в спешке. Слово, переведенное как «оглянулась», означает внимательный, долгий прощальный взгляд. И в этот момент не нужен был специальный акт наказания. Каждый промедливший в окрестностях Содома мог задохнуться в ядовитом дыме, который увидел Авраам следующим утром: «И дым поднимался с того места, как дым из печи». К этому моменту недвижимые предметы в Мертвом море покрылись солью. Таким образом, гибель жены Лота была неизбежной.
Изучающий Писание будет изумлён терпением Бога к Лоту и его семье. Для десяти праведников Он готов был пощадить город, готов был спасти зятей Лота, хотя они были неверующими, если б они последовали за Лотом. Когда Лот и его жена медлили с решением, ангелы понуждали и убеждали их до самой последней минуты, и даже пошли на компромисс, позволив им стать в Сигоре вместо бегства в горы.
Возможно в этом мы найдём для себя утешение, осознав,
как слабы и мягки мы и что Бог поможет нам, если только мы верим в Него.
В этом есть и серьёзное предупреждение для всех нас. Когда фарисеи спросили Иисуса о дне наступлении Царства Божьего, он ответил им, что этого не дано знать никому. Он проиллюстрировал это из истории народа, которую они хорошо знали, указывая им, что Божье Царство и Его суд грядут, - и для большинства людей неожиданно, - как нагрянул потоп во дни Ноя, или как был разрушен Содом во дни Лота.

«Помните Лотову жену»

Поражающей своей краткостью фразой, которая должна произноситься с впечатляющей силой, сказано: «Помните, Лотову жену».
Иезекииль однажды сравнил Иерусалим с Содомом, сказав: «Вот, в чем было беззаконие Содомы, сестры твоей и дочерей её: в гордости, пресыщении и праздности, и она руки бедного и нищего не поддерживала». Здесь речь не о грубых грехах, которые стали синонимом слова «Содом», а о том виде греха, перед которым все мы склонились в эти дни изобилия, лени, жадности, эгоизма, грехов, о которых упоминал Иисус, предупреждая о дне суда: покупка и продажа, еда и питьё, посевы и строительство, женитьба и супружеская жизнь. Современными их двойниками могут быть сад, новый дом, безделье, амбициозные планы на детей и т. д. Ничто из этого не кажется злом само по себе. Но если что-то уводит нас от Бога и засасывает нуждами человечества – они так же смертельны, как грехи Содома.

Во время которого жена Лота стала соляным столбом, и соблазнение Лота его дочерями.

История Лота.

Лот, равно как и его отец Аран, родились и выросли в Уре Халдейском в Шумерии на реке Евфрат, что в нижней Месопотамии, примерно четыре тысячи лет назад. Отец Лота умер рано. Дед Лота, Фарра, взял всю семью и отправился

… из Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаанскую; но, дойдя до Харрана, они остановились там (Бытие, глава 11).

Во время странствований и Лот, и Авраам обзавелись значительным количеством скота. Обеим семьям не хватало пастбищ, что приводило к постоянным конфликтам между пастухами Лота и Авраама. Тогда Авраам предложил Лоту разойтись и поселиться в разных местах, чтобы не было между ними конфликтов.

Лот отправился жить на Иорданскую равнину, которая, в те времена была прекрасна и орошалась водой. Он поселился вблизи Содома. Авраам же стал жить на земле Ханаанской. Зеленая Иорданская равнина располагалась между пятью городами. Правители этих городов вели междоусобные войны. Во время одного из таких конфликтов Лот был взят в плен, а его имущество разграблено.

Когда Авраам узнал, что случилось с его племянником, он вооружил спасательный отряд из 318 рабов. Авраам напал на неприятеля ночью и спас Лота и все его имущество. Лот снова поселился в Содоме.

Вскоре Содом и Гоморра были разрушены гневом Господа. Как и почему это случилось, можно прочесть в статье . Единственным праведником Содома был Лот, а потому Господь дал ему время уйти из города вместе со своей семьей – женой и двумя дочерями.

Жена Лота.

Имя жены Лота в Библии не упоминается. Уход, а точнее бегство из Содома, тяжелее всего далось жене Лота. Весь предыдущий день был наполнен хлопотами и тревогами, а теперь, ночью, ей приходится оставить все и бежать в неизвестном направлении. Она уже немолода, и такие события для нее сопряжены не только с психологическим стрессом, ей нелегко еще и физически.

Господь, указав Лоту и его семье путь к спасению, запретил им оглядываться. Жена Лота думает о том, а под силу ли ей начинать все сначала… Она пребывает в нерешительности и оглядывается. Оглянувшись, она превращается в соляной столп. И сегодня можно увидеть этот столп на берегу мертвого моря.

Почему же Господь обратил жену Лота в соляной столп? Многие считают, что это наказание за любопытство, однако, едва ли это правда. Скорее всего, сердце и душа жены Лота остались в Содоме, и она должна была погибнуть, как и все. Бог требует решительного отказа от греха.

В , в Евангелии от Луки мы находим христианское толкование истории жены Лота:

Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили;

но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех;

так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится.

В тот день, кто будет на кровле, а вещи его в доме, тот не сходи взять их; и кто будет на поле, также не обращайся назад.

Вспоминайте жену Лотову.

Таким образом, жена Лота погибла, так как радела больше о материальном, нежели о спасении души.

Город Сигор, где жил Лот.

Лот и две его дочери направились в один из городов долины, который Господь пощадил. Это был город Сигор. Название города Сигор переводится как “маленький”, “незначительный”. Сигор также известен как Цоар или Белла. До сих пор ведутся споры, где был расположен город Сигор – на севере или на юге от Мертвого моря. Сигор - единственный город содомского пятиградья, который был пощажён Богом. Лот поселился в Сигоре, однако вскоре его покинул.

Лот и его дочери.

История Лота и его дочерей описана в Бытии 19:30-38. Лот, побоявшись жить в Сигоре, жил в горах в пещере со своими дочерями. Дочери Лота, посчитав, что не осталось больше мужчин, напоили своего отца и вступили с ним в связь, что того, чтобы продлить род. Обе дочери Лота забеременели от отца своего.

У старшей родился сын Моав (имя в переводе означает «от отца»). У младшей также родился сын Бен-Ами (в переводе «сын моего народа»). Моав стал прародителем моавитян, а Бен-Ами – аммонитян.

История дочерей Лота отражает мысль о превосходстве Израиля над моавитянами и аммонитянами , так как эти народы появились в результате греховной кровосмесительной связи. Племена моавитян и аммонитян стали основой древнеарабского народа.

Предполагаемый инцест между Лотом и его дочерьми и в наши дни рождает много вопросов, споров и теорий относительно того, каковы были реальные мотивы дочерей, и кто действительно был виноват в случившемся. Да и был ли кто-то виноват? Кровосмесительные браки не редкость в среде библейских патриархов. Авраам женился на своей единокровной сестре Саре; брат Авраама, Нахор, женился на племяннице Милке; Исаак женился на своей родственнице Ревеке и еще множество примеров. С другой стороны, в книге целая глава посвящена данной теме (глава 18), где сказано:

Никто ни к какой родственнице по плоти не должен приближаться с тем, чтобы открыть наготу.

Многие исследователи оправдывают кровосмесительные браки тем, что левитские законы появились позже, и созданы они были патриархами нации, в том числе праведным Лотом (вместе с Авраамом, Иаковом, Иудой, Моисеем, Давидом). Левитские законы, в том числе и против кровосмешения, были созданы с целью разделить образ жизни Иудея от образа жизни народа Ханаан, вопреки всем инцестуальным проявлениям, которые патриархи имели в прошлом. Левитские законы – новый шаг в развитии общества, часть прогрессивных идей человечества на пути к современной цивилизации.

Отражение истории в живописи.

История Лота и его дочерей легла в основу многих картин. Картины на данный сюжет, как правило, изображают Лота и его дочерей в горном убежище. Часто на фоне можно заметить маленькую фигурку жены Лота, и горящий город на отдалении.

Персонаж Лота в разных религиях.

В иудаизме .

Фигура Лота в иудаизме – спорна. Он считается праведником, праведность которого постоянно оспаривается. Считается, что в своей жизни Лот отклонился от истин еврейского пути, а потому потомки его не стали частью еврейского народа. Лот упоминается в торе,

В христианстве

В Новом Завете мы находим сочувственное отношение к Лоту. Во Втором Послании Петра Лот называется праведником, утомленным жизнью среди неистово развратных людей.

Исламский взгляд

Лут в Коране считается посланником Бога и пророком Бога. Его история практически созвучна с библейской. В Исламской традиции, Лут жил в Уре и был племянником Ибрахима (Авраама). Он мигрировал с Ибрагимом в Ханаан и был назначен пророком в городах Содом и Гоморра. Ему было велено Аллахом идти в землю Содома и Гоморры проповедовать единобожие и остановить похотливые и жестокие деяния местных жителей. Проповеди Лута были проигнорированы, что привело к разрушению Содома и Гоморры. Лут покинул город, его жена оглянулась назад и погибла.