Сколько времени занимало изготовление одного яйца фаберже. Сколько стоит настоящее яйцо Фаберже: виды и цены

Стоимость настоящего яйца Фаберже может колебаться от 8 до 24 млн. долларов . В чем секрет успеха великого мастера и почему его работы так высоко ценятся антикварными лавками? Платина, золото, рубины, изумруды, сапфиры – в работе используются отделочные материалы самой высокой пробы и чистоты.

Каждое яйцо с сюрпризом – изображения членов императорской семьи, часы, миниатюры королевских украшений – далеко не полный перечень секретов внутри изделия. Яйца Фаберже – шедевр в мире ювелирного искусства, воплощение идеи мастера поражает формами, стилем.

1882 год знаковый для Карла Фаберже – на выставке в Москве он знакомится с императором Александром III. Это знакомство положит начало создания коллекции знаменитых яиц, а сам Фаберже станет придворным ювелиром. Уже в 1885 г. появится первая работа мастера – «Курочка», ее императрице Марии Федоровне подарит к Пасхе супруг.

Оригинальность идеи настолько понравится монархам, что дарить подарки от ювелирной мастерской станет новой традицией дома Романовых – дамы сердца к весне получали драгоценность овальной формы с сюрпризом. Всего для императорской семьи было создано 54 изделия, 17 — заказали частные лица.

Исторический максимум – какая цена яиц Фаберже на антикварном рынке

Стоимость яиц Фаберже исчисляется миллионами долларов . История их создания началась с заказов императорского двора, но самое дорогое было сделано для Ротшильдов Михаилом Перхиным, авторству которого принадлежит большинство яиц Фаберже. «Императорские» изделия оценивают в пределах 8-9-ти млн. дол. за яйцо, «Ротшильдовское» было куплено в 2007 году за рекордные – 18,5 млн. дол. Покупатель – российский меценат Александр Иванов. Почему такая разница в цене? Императорские заказы имели ограничения в бюджете – в пределах 20 000 рублей.


Заказ Ротшильда, ограничений не имел, задумка мастера воплощалась с использованием самых дорогих камней и металлов. На цену работ Фаберже влияет и то, к каким событиям были приурочены эти подарки. Одним из самых дорогих в серии «императорских» считается «Зимнее» или «Ледяное» яйцо, приуроченное к 300-летию правления династии Романовых. За этот подарок матери Николай II заплатил рекордные — 24 600 рублей, а в 2002 году на аукционе Christie’s яйцо купит эмир Катара за 9,5 млн. долларо в. Автором этого произведения была Альма Пиль – единственная женщина-художник в мастерской Фаберже.


Яйца Фаберже – как их классифицируют

Яйца Фаберже можно разбить на категории:

  1. Созданные в период с 1885 – 1894 гг. – 10 штук. Известные – Курочка, Херувим и колесница, Ренессанс.
  2. Созданные в период с 1895 по 1914 гг. – 36 штук. Известные – Коронационное, Ландыши, Гатчинский дворец, Павлин, Клевер и Зимнее.
  3. Созданные в период с 1915 по 1917 гг. – 6 штук. Военное время наложило свой отпечаток на запросы монаршей семьи – заказываемые изделия отличались скромностью и военной тематикой.
  4. Прочие императорские – «Воскресение» и «Весенние цветы» – их нельзя отнести ни к одной группе, достоверно не известна ни дата создания, никому они адресовались.
  5. Коллекция Кельх – семь пасхальных произведений, заказанных предпринимателем А.Кельхом для своей жены.
  6. Прочие изделия, созданные для частных коллекций – 10 шт. Среди них «Ротшильдовское» — самое дорогое на данный момент.

Долгий путь домой – кто спонсирует возвращение яиц Фаберже в Россию

Отечественные меценаты взяли курс на возвращение изделий дома Фаберже в Россию. Одна из самых дорогих сделок инициированная фондом «Связь Времен» Виктора Вексельберга и семьей Форбс (глава семейства Малкольм Форбс – основатель журнала Forbes, на протяжении 30-ти лет собирал изделия дома Фаберже). СМИ озвучивают общую стоимость сделки в пределах 100 млн. долларов за 9 яиц . Однако еще один ценитель творений знаменитого ювелира Александр Иванов (он же купил яйцо Ротшильдов) утверждает, что готов был заплатить за коллекцию 135 млн. долларов, но наследники Форбс продали драгоценные изделия фонду В. Вексельберга. Какой же на самом деле была цена покупки остается только догадываться.

Ювелирные творения, дошедшие до нашего времени в большинстве своем распределились по музеям и частным коллекциям монархов. Любителям искусства не стоит отчаиваться – 16 экземпляров находятся в частных руках, иногда эти экспонаты появляются на международных выставках типа TEFAF, последний раз она проходила в марте 2018 г. в г. Маастрихт (Нидерланды).

Дом «Wartski» — известный ценитель работ Фаберже, по сей день продолжающий поиски яиц, ведь местонахождение 6-ти пока не известно, представил большую коллекцию его работ. Драгоценных яиц, к сожалению, там не было. Возможно, в скором времени они появятся на аукционах Sothbey’s или Christie’s . Какая будет стоимость лота определить сложно, если раньше их оценивали в 8-9 млн. долларов , то последняя сделка в 2007 году оценивалась экспертами в 18-24 млн. долларов .

«Дорого яичко ко Христову дню». Пословица обретает особый смысл, когда речь идет о яйцах Фаберже. Не простая писанка или яйцо, выкрашенное луковой шелухой, а золото, эмаль, драгоценные камни, горный хрусталь и тонкая работа... 10 фактов о вершинах ювелирного мастерства работы Фаберже .

Яйцо «Коронационное»

Воспоминание - в подарок

Прообразом первой работы Фаберже стало яйцо из датской королевской сокровищницы. В ХVIII веке в Дании изготавливали ювелирные пасхальные яйца с курочкой-сюрпризом внутри. По принципу матрешки в курочке хранилась корона. Император Александр III подарил супруге Марии Федоровне, бывшей датской принцессе Дагмар, аналог - работы Карла Фаберже. Этот подарок и послужил основой целой коллекции.

Свобода творчества и три условия придворному ювелиру

Принимаясь за работу, Карл Фаберже должен был придерживаться формы яйца. Содержимое связывать с жизнью царской семьи и не допускать самоповторов. Император в нетерпении интересовался сюжетом новой работы, на что ювелир отвечал: «Ваше Величество будет довольно».

Сюрприз внутри каждого яйца

Фаберже оправдывал высокий статус придворного ювелира, сохраняя интригу. Сделано 71 яйцо, 54 - императорские. И каждый сюрприз - чудо в миниатюре. Самый знаменитый - точная копия кареты коронации Николая II, самые неожиданные - маникюрный набор и карта империи с Транссибирской магистралью.

Яйцо «Георгиевское»

Семейная традиция вместе с престолом

После смерти Александра III его преемник Николай II продолжил традицию отца. Теперь подарки работы Фаберже получали две венценосные дамы - супруга и мать императора. Лишь один подарок - «георгиевское» яйцо - Мария Федоровна смогла вывезти в 1918 году, уезжая из России в Данию.

Фаберже и компания

Карл Фаберже - ювелир потомственный и над царскими подарками трудился целый концерн. В числе мастеров - самый известный Михаил Перхин и единственная дама-художник Алма Пихл, которая придумала изморозь на хрустале - «Зимнее яйцо». На каждую работу бригада ювелиров тратила год - как раз до новой Пасхи.

Яйцо «Военное стальное»

В духе времени

В ювелирной работе использовали не только благородные металлы. В предреволюционные годы многие мастера фирмы Фаберже отправились на фронт, и в тяжелые для страны времена Александра Федоровна получила в подарок яйцо «Военное стальное». А в 1917-м для Марии Федоровны было изготовлено яйцо из карельской березы.

Криминальный интерес

Яйца Фаберже и криминальный интерес к ним - излюбленная тема для кинематографистов. Советские - «Следствие ведут знатоки» и западные - одна из серий бондианы, картины с Миком Джаггером, Одри Хепбёрн, Мартином Лоуренсом. А для фильма «12 друзей Оушена» сделали металлическую копию яйца Фаберже. Работа обошлась в четыре тысячи долларов.

По мотивам Фаберже

Ювелирные фантазии на пасхальную тему не дают покоя модельерам. По мотивам работ императорского ювелира создают целые модные коллекции. Первая - Валентина Юдашкина с платьями в форме яиц в стиле Фаберже - произвела фурор на показе в Париже. Первым с успехом поздравил молодого коллегу Пьер Карден.

Яйцо из карельской березы

Клеймо Фаберже

Знак двуглавого орла - клеймо Фаберже - придает ювелирным яйцам художественную ценность и добавляет к рыночной стоимости дополнительные нули. Работать «под Фаберже» пытались многие, и в конце ХХ века в Нью-Йорке даже состоялась выставка подделок. Подлинные работы есть в коллекциях пяти стран - России, США, Великобритании, Монако, Швейцарии.

Увидеть своими глазами

После продажи большевиками царского наследия лишь часть изделий Фаберже вернулась на родину. Самая большая в мире коллекция яиц находится в Санкт-Петербурге, в Музее Фаберже . Вторая по размерам - в Оружейной палате . Еще по одному - в экспозиции Эрмитажа и Минералогического музея. де находятся еще восемь императорских подарков - до сих пор неизвестно.

Изготовление изыскано украшенных пасхальных яиц было и традицией, и старинным ремеслом в России. Задолго до того, как Фаберже начал создавать ювелирные яйца для императорской семьи, яйца из драгоценных металлов и камней делались для русских царей. Но только Карл Фаберже и его талантливая команда художников, ювелиров, камнерезов, скульпторов-модельщиков и миниатюристов сумели довести искусство изготовления ювелирных пасхальных яиц до беспримерного и непревзойденного уровня изящества, мастерства и творческой фантазии.

Карл Фаберже и ювелиры его фирмы создали первое яйцо в 1885 г. Оно было заказано царём Александром III как пасхальный сюрприз для его жены Марии Федоровны. Так называемое «Куриное» яйцо снаружи было гладким и эмалированным, но когда его открывали, внутри оказывалась изготовленная из золота курочка. Внутри курочки, в свою очередь, была спрятана небольшая рубиновая корона (ср. традицию складывающихся матрёшек).




Яйцо Фаберже «Курочка» 1885
Наиболее простое и классическое яйцо: белое, внутри желток, потом курочка, а внутри неё рубиновая корона (не сохр.)
. Коллекция Вексельберга

Императрица была так очарована подарком, что Фаберже, превратившийся в придворного ювелира, получил заказ изготавливать по яйцу ежегодно; ему следовало быть уникальным и содержать какой-либо сюрприз, это было единственным условием. Следующий император, Николай II, сохранил эту традицию, каждую весну даря, в свою очередь, два яйца - одно Марии Федоровне, своей овдовевшей матери, и второе - Александре Федоровне, новой императрице.

Следующим яйцом, изготовленном фирмой Фаберже, было яйцо «Курочка с сапфировым панданом», информации о нём и изображения нет. Первый владелец- Мария Федоровна 1886г. Местоположение- Кливлендский Музей Искусства, Собрание Ранней Индийской коллекции Миншелла.


Яйцо Фаберже «Часы с синей змеей» 1887
Яйцо-часы, выполненное в традициях севрского фарфора. Неподвижная змея служит стрелкой.
Коллекция принца Альбера.

Всего, с 1885 по 1917 год по заказу императоров Александра III и Николая II было создано около 56 пасхальных шедевров (точная цифра неизвестна). Яйца, сделанные в мастерской Михаила Перхина, которую после его смерти возглавил Генрих Вигстрем, отличались небывалой роскошью, удивительной фантазией, непревзойденным совершенством проработки деталей, виртуозным сочетанием самых разных приемов. Никогда не повторяясь, они особенно впечатляли сюрпризами, содержащимися в них - миниатюрными копиями царских яхт и крейсеров с тончайшими снастями, дворцов с разбитыми перед ними клумбами из "пушистого" золота, памятниками, усыпанными камнями, цветами или бутонами.


Яйцо Фаберже «Херувим и колесница»1888
Малахитовое яйцо с каретой, оленями и тремя херувимами внутри. Подставка раскладывается и имеет два варианта.
Первый владелец- Мария Федоровна. Местонахождение неизвестно (с 1930-х), вероятно США.


Яйцо Фаберже «Нессер»1889
Содержал маникюрный набор из 13 предметов. Последняя известная цена $3,000,000
Первый владелец- Мария Федоровна. Местонахождение неизвестно (пропало)




Яйцо Фаберже «Датские дворцы» 1890
Внутри: 12 миниатюрных картин на перламутре - виды дворцов в Дании и России.

Изготовление каждого яйца занимало практически год. Как только эскиз был утвержден, за работу бралась целая команда ювелиров фирмы, имена некоторых из которых сохранились (так что говорить, что автор всех из них - Карл Фаберже, не следует). Особенно велик вклад мастера Михаила Перхина. Также упоминаются Август Хольстром, Генрик Вигстром, Эрик Коллин.


Яйцо Фаберже с моделью крейсера "Память Азова", 1891
Материалы: Золото, платина, серебро, бриллианты, алмазы, ограненные розой, рубин, аквамарин, гелиотроп, бархат. длина яйца - 35/8 дюйма (9,3 см); длина модели - 7,0 см; высота модели - 4,0 см. Техника исполнения: литье, чеканка, гравировка, резьба по камню. Внутри: модель фрегата «Память Азова», на котором плавали в этот момент сыновья Марии. Ювелиры - Михаил Перхин и Юрий Николай. Изготовлен из нефрита, в стиле рококо.
Первый владелец- Мария Федоровна. Хранится в Государственных музеях Московского Кремля, инв.No. MP-645/1-2.

Серия императорских яиц пользовалась такой славой, что фирма Фаберже выполнила несколько изделий и для частных заказчиков (известно о 15). Среди них стоит особняком серия из 7 яиц, подаренных золотопромышленником Александром Фердинандовичем Кельхом своей супруге. Кроме того, существует ещё 8 яиц Фаберже, выполненных на заказ (для Феликса Юсупова, племянника Альфреда Нобеля, Ротшильдов, герцогини Мальборо и неустановленных лиц). Они не такие роскошные, как императорские, и не являются оригинальными, зачастую повторяя тип, придуманный для царских подарков.




Яйцо Фаберже «Алмазная решетка» 1892
Утеряна подставка в виде державших яйцо херувимов. Жадеит.
Утерянный сюрприз - слон (датское гербовое животное).
Первый владелец- Мария Федоровна. Частная коллекция, Лондон

Возможно, для частных лиц были выполнены ещё какие-либо изделия, но они никогда не были задокументированы (в отличие от царских яиц), что оставляет некоторую свободу для умелых фальсификаторов. Пример неожиданного открытия - выставленное на продажу осенью 2007 г. «яйцо Ротшильдов», которое было заказано представителями клана в фирме Фаберже и хранилось среди семейного имущества, не афишируясь, целое столетие.


Яйцо Фаберже «Кавказ» 1893
Внутри: миниатюры с видами Кавказа с местами, где жил сын императрицы вел.кн. Георгий.
Первый владелец- Мария Федоровна. Художественный музей Нового Орлеана.

Из 71 известных яиц до наших дней дошло только 62. Подавляющее большинство из них хранится в государственных музеях. Императорских яиц известно 54: до нашего времени сохранились 46 штук, сделанных по царскому заказу; остальные известны по описаниям, счетам и старым фотографиям и считаются утерянными.


Яйцо Фаберже «Ренессанс» 1894
Ювелир - Михаил Перхин. Агат. Использован тип ларца Ле Роя 17 в., хранившийся в «Зеленых сводах» в Дрездене, на родине Фаберже. Сюрприз неизвестен, существует предположение, что им было хрустальное яйцо «Воскресение»
Первый владелец- Мария Федоровна. Коллекция Вексельберга.

Фаберже и Россия навсегда неразрывно связаны. И не только потому, что немец по происхождению, ювелир Карл Густав Фаберже, скромник и гугенот, свои самые плодотворные годы прожил в Петербурге. И даже не потому, что российские императоры (а, значит, и весь блистательный двор Российской империи) любили его творения - от запонок до колье - и скупали их килограммами. А потому, что некоторые творения рук Фаберже стали такими же символами России, как икра, космическая станция «Мир» и бессмертная «Война и мир» Толстого. Конечно же, мы говорим об императорских пасхальных яйцах.


Яйцо Фаберже «12 монограмм»
Ювелир - Михаил Перхин. Яйцо было заказано новым императором для своей матери, привыкшей за десятилетие к подобным подаркам. Изделие украшено инициалами Марии Федоровны и погибшего Александра III, которые повторены по 6 раз. Сюрприз утерян.
Первый владелец- Мария Федоровна
Музей Хиллвуд, Вашингтон, США 1896 Автор Фаберже.

Обычай дарить в праздник Пасхи яйца возник давным-давно. По преданию, первое пасхальное яйцо преподнесла римскому императору Тиберию Мария Магдалина, которая пришла с вестью о Воскресении Христа. А в те времена было принято, приходя к императору, подносить ему подарки.Состоятельные люди приносили драгоценности, а бедные - то, что могли. Поэтому Мария Магдалина, не имевшая ничего, кроме веры в Иисуса, протянула императору Тиберию куриное яйцо со словами: "Христос Воскресе!" Император язвительно заметил, что воскресение человека из мертвых - такое же иррациональное чудо, как, например, то, что белое яйцо может стать красным. Тиберий не успел договорить эти слова, как обыкновенное куриное яйцо стало кроваво-красным. В память об этом удивительном событии верующие люди и дарят друг другу на Пасху яйца. Кто победнее - просто крашенные, кто побогаче - заковыристо украшенные. Те, кто просто неприлично богат, вместе с традиционными словами «Христос Воскресе!» дарят яйца Фаберже.


Яйцо Фаберже «Розовый бутон»
Первое яйцо, подаренное Александре Федоровне. Сюрприз - роза (в память о Дармштате, родине императрицы, гордившемся своими цветами). Внутри цветка корона, внутри которой кулон (утеряны).

Стиль неоклассицизм. Коллекция Вексельберга 1895 Автор Фаберже

Следующим было яйцо «Портреты Александра III» Информации о нём нет. Упоминается в счете фирмы. Вероятно, содержал 6 портретных миниатюр.
Первый владелец- Мария Федоровна 1896г.


Яйцо Фаберже «Вращающиеся миниатюры»
Яйцо из горного хрусталя с 12 миниатюрами - видами памятных мест для императрицы
Первый владелец- Александра Федоровна
Художественный музей Вирджинии, Ричмонд,США 1896 Автор Фаберже


Яйцо Фаберже «Розово-лиловое яйцо с 3 миниатюрами»
Утеряно. Предположительно, сюрприз внутри - сердце с тремя портретными медальонами, которое сохранилось и теперь находится в коллекции Вексельберга.
Первый владелец- Мария Федоровна
Местонахождение неизвестно 1897 Автор Фаберже


Яйцо Фаберже «Коронационное»
Копия Императорской кареты при коронации Николая II. Ювелир - Михаил Перхин, Георг Штейн. Самое знаменитое из яиц.
Первый владелец- Александра Федоровна
Оружейная палата 1897 Автор Фаберже

В 2004 году российский бизнесмен Виктор Вексельберг приобрел у семьи Форбс коллекцию работ Карла Фаберже. 9 императорских пасхальных яиц и 190 других предметов ювелирного искусства обошлись бизнесмену более чем в 100 миллионов долларов. Однако Вексельберг настоял, чтобы лот сняли с торгов, поэтому неизвестно во сколько конкретно обошлось каждое яйцо.


Яйцо Фаберже «Вдова (Пеликан)»
Яйцо разворачивается на 8 пластин-миниатюр с учреждениями, основанными Вдовой Императрицей Марией Федоровной. Пеликан - символ благотворительности.
Первый владелец- Александра Федоровна
Художественный музей Вирджинии, Ричмонд,США 1897 Автор Фаберже

Таким образом, из известных ныне пасхальных яиц - 10 находятся в Москве, в Кремле; 9 - в частной коллекции Виктора Вексельберга; 5 - в Музее изобразительных искусств штата Вирджиния; 3 - в коллекции королевы Великобритании Елизаветы; 3 - в музее в Новом Орлеане; 6 - в музеях Швейцарии, Вашингтона и Балтимора (по два); по одному - в собраниях Кливлендского музея и принца Монако, остальные - в частных коллекциях. Местонахождение двух пасхальных яиц неизвестно.


Яйцо Фаберже «Ландыши»
Выдвигающиеся вверх три медальона с портретами императора и двух его старших дочерей Ольги и Татьяны. Мастер Михаил Перхин. Стиль модерн. Как утверждают, самое любимое яйцо императрицы.
Первый владелец- Александра Федоровна
Коллекция Вексельберга 1898 Автор Фаберже


Яйцо Фаберже «Анютины глазки»
Из нефрита. Внутри «мольберт» с медальончиками в виде открывающихся сердечек - генеалогическое дерево с портретами.
Первый владелец- Мария Федоровна
Частная коллекция, Новый Орлеан 1899 Автор Фаберже


Яйцо Фаберже «Часы (Букет лилий)»
Яйцо-часы. Ювелир - Михаил Перхин. Рубиновый пандан с розами утерян.
Первый владелец- Александра Федоровна
Оружейная палата 1899 Автор Фаберже

В ноябре ушедшего года в Лондоне мир удивляла «Неделя русского искусства» - торги проводили аукционные дома Sotheby"s, Christie"s, Bonham"s и MacDougall"s. 28 ноября состоялся публичный дебют знаменитого яйца Фаберже из коллекции Ротшильдов. Яйцо - подарок Николая II на крестины князя Имеретинского - представляют собой часы с боем, из которых вместо кукушки ежечасно выскакивает усыпанный бриллиантами петушок.


Яйцо Фаберже «Петушок»
Ювелир - Михаил Перхин. Поющие часы с выскакивающим заводным петушком
Первый владелец- Мария Федоровна
Коллекция Вексельберга 1900 Автор Фаберже

Первоначальная цена лота составила 6-9 миллионов фунтов. В результате активных торгов яйцо было продано за рекордные 9,2 миллиона фунтов стерлингов некоему российскому покупателю, имя которого не разглашается. Правда, позже поступила информация, что счастливым владельцем Ротшильдовского яйца стал Александр Иванов, директор первого из образованных в России частных музеев - Русского национального музея.

До этого рекорд цены держало "Зимнее яйцо", которое в 1913 году император Николай II подарил своей матери, императрице Марии Федоровне. На Christie`s в апреле 2002 года оно ушло за $9,579 млн.

На изготовление некоторых яиц, в особенности тех, что содержали замысловатые сюрпризы, уходил не один год. Сюрпризы вообще были главной интригой пасхальных творений Фаберже. Многие из них являли собой самостоятельные произведения искусства: ювелирные изделия, изящные фигурки животных, миниатюрные модели, изображения людей - как будто для первоклассных мастеров и впрямь не было ничего невозможного. Секрет яйца оставался нераскрытым вплоть до торжественного подношения подарка.


Яйцо Фаберже «Транссибирская магистраль» 1900г.
Сюрприз - модель поезда. Ювелир - Михаил Перхин
Первый владелец- Александра Федоровна
Оружейная палата Автор- Фаберже

Карл Фаберже родился 30 мая 1846 года в Санкт-Петербурге. Его предки, некогда жившие во Франции и бывшие убежденными гугенотами, не по своей воле покинули родину при короле-католике Людовике XIV.


Яйцо Фаберже «Гатчинский дворец»
Изображение главной загородной резиденции вдовой императрицы. Не вынимается.
Ювелир - Михаил Перхин
Первый владелец- Мария Федоровна
Художественная галерея Уолтерс, Балтимор, США 1901 Автор Фаберже

За 4 года до рождения Карла, в 1842-м, его отец Густав Фаберже, ювелирных дел мастер, основал фирму под собственным именем, расположившуюся в одном из домов на Большой Морской. Но когда Карлу, старшему из его сыновей, исполнилось 14 лет, Густав переселился вместе с семьей в Дрезден. Именно оттуда по настоянию отца Карл отправился в свое большое «плавание», сопровождаемый напутствием Европу посмотреть и ювелирному делу обучиться.


Яйцо Фаберже «Корзинка цветов»
Ножка была утрачена и реставрированна позже. Сюрприз утерян
Первый владелец- Александра Федоровна
Коллекция королевы Елизаветы II Английской 1901 Автор Фаберже

Следующим яйцом Фаберже было «Нефритовое» 1902г. Оно же - т. н. «Медальон Александра III», так как предположительно содержало портрет. Местонахождение его неизвестно.Первый владелец- Мария Федоровна.


Яйцо Фаберже «Клевер» 1902г.
Ажурное. Сюрприз утерян, предположительно портретные миниатюры великих княжон.
Первый владелец- Александра Федоровна
Оружейная палата Автор Фаберже

Закончив колледж в Париже, Фаберже прошел обучение в Лувре и Версале, познавая тонкости ювелирного искусства венецианцев, саксонских камнерезов и французских эмальеров. Брал уроки у франкфуртского ювелира Джозефа Фридмана. Одухотворенный и уверенный в собственных силах, Карл принял решение вернуться в Петербург, чтобы начать там работать вместе с мастерами своего отца, благо фирма и после отъезда семьи в Дрезден продолжала существовать. Довольно скоро Карл Фаберже 20 с небольшим лет отроду принял в свои руки отцовское дело.


Яйцо Фаберже «Датский юбилей»
Сюрприз - двусторонний портрет короля Кристиана и королевы Луизы, родителей императрицы, в честь 40-й годовщины их восшествия на престол
Первый владелец- Мария Федоровна.
Местонахождение неизвестно (пропало) 1903 Автор Фаберже

В 1895 году, после смерти Агафона, в фирму пришел новый главный художник - Франц Бирбаум. С его появлением изделия обрели новый художественный стиль - Фаберже увлекся модерном. В 1895-1903 годах ведущим мастером-ювелиром Дома Фаберже был Михаил Перхин - именно им выполнено большинство знаменитых пасхальных яиц.


Яйцо Фаберже «Петр Великий»1903г.
Внутри модель Медного всадника. 4 миниатюры по бокам с видами Петербурга. К 200-х летию к основанию города. Стиль рококо
Первый владелец- Александра Федоровна
Худож. музей Вирджинии, Ричмонд, США Автор Фаберже

1904 -1905 нет известных яиц, предположительно, «Воскресение» или «Букет цветов», плюс 2 яйца утерянных и безымянных.


Яйцо Фаберже «Воскреcение»
Согласно одной из версий, мог служить сюрпризом для яйца «Ренессанс», внутрь которого помещается идеально (без ножки, добавленной позднее).

Коллекция Вексельбергa


Яйцо Фаберже «Весенние цветы»
Вызывает вопрос сходство букета с цветами из яйца «Зимнее»
Первый владелец неизвестен, но скорее всего входит в Императорскую серию.
Коллекция Вексельбергa

Конец делу Фаберже положили события 1917 года. Сам ювелир эмигрировал в Германию, откуда затем перебрался в Швейцарию. С его отъездом фирма, контроль над которой вознамерились было взять большевики, перестала существовать. Карл Фаберже не намного пережил свое детище - он умер в Швейцарии в сентябре 1920 года.


Яйцо Фаберже «Лебедь»
Раскрывается не ровно, а будто по линии скола. Сюрприз - лебедь.
Первый владелец- Мария Федоровна.
Фонд Эдуарда и Мориса Сандоза, Лозанна, Швейцария 1906 Автор Фаберже

А в Петрограде, в мастерских, где совсем еще недавно кудесники создавали жемчужины прикладного искусства для венценосной семьи, поселился Союз ювелиров, названный позднее Ленинградским ювелирным товариществом.


Яйцо Фаберже «Кремль» 1906г.
Первый владелец- Александра Федоровна
Самое большое из яиц. Изображен Успенский собор.
Через окна виден интерьер храма. Заводные часы. Оружейная палата

…Тем временем в молодом советском государстве шла кропотливая работа по конфискации всего, что имело хоть какое-то отношение к царской фамилии. Все найденные «богатства», подвергшись оценке, незамедлительно национализировались. Большая часть пасхальных яиц Фаберже, привезенных из дворцов Петербурга, хранилась в Оружейной палате Московского Кремля до 1922 года, а затем была передана Гохрану - для продажи на антикварных рынках Запада.


Яйцо Фаберже «Колыбель с гирляндами»
Первый владелец- Мария Федоровна
Также называется «Трофеи любви». Сюрприз утерян. Стиль Людовика XVI.
Частная коллекция Роберта М.Ли, США 1907 Автор Фаберже

Одним из первых покупателей выставленных на продажу ценностей, в том числе и коллекции пасхальных яиц, стал американский бизнесмен Арманд Хаммер. Он явно знал, что делал: по возвращении в Соединенные Штаты ему удалось с большой выгодой для себя продать реликвии своим соотечественникам-коллекционерам. Примеру предприимчивого американца последовал и англичанин Эмануэль Сноумэн из компании Wartski. Приобретя в России 9 пасхальных яиц Фаберже, он затем благополучно перепродал их в Лондоне. Естественно, что отток «царских богатств» из страны, сокрушившей монархию и нуждавшейся в немалых средствах для построения нового, свободного от прежних пережитков общества, ее руководителями только приветствовался.


Яйцо Фаберже «Розовая решетка»
Сюрприз утерян, предположительно медальон с портретом царевича Алексея
Первый владелец- Александра Федоровна
Худож. галерея Уолтерс, Балтимор, Мериленд, США 1907 Автор Фаберже

В 1927 году директор Оружейной палаты Дмитрий Дмитриевич Иванов - ныне незаслуженно забытый, хотя и проделавший для сохранения многих отечественных произведений искусства неоценимую работу, - обратился к советскому правительству с просьбой передать оставшиеся в стране шедевры Фаберже на хранение в Государственную сокровищницу. Его усилия увенчались успехом - в Оружейную палату были отправлены 24 пасхальных яйца, но, увы, ненадолго…


Яйцо Фаберже «Павлин»
Павлин может сниматься с веток. Ювелир - Дорофеев. Вдохновлен знаменитыми часами-павлином в Эрмитаже.
Первый владелец- Мария Федоровна
Фонд Эдуарда и Мориса Сандоза, Лозанна, Швейцария 1908 Автор Фаберже

Уже через пару лет в СССР была образована специальная комиссия по изъятию и продаже произведений искусства - правительству срочно потребовались средства «на нужды индустриализации». В список подлежащих сбыту антикварных ценностей попали и императорские пасхальные яйца. Более половины из них, а именно 14, в конечном итоге были проданы по недопустимо заниженным ценам. Не вынеся этого удара, в 1929 году Дмитрий Дмитриевич покончил с собой… Оставшиеся 10 яиц ценой немалых усилий удалось уберечь от продажи и оставить в коллекции Оружейной палаты. Этим спасенным реликвиям, собственно, и суждено было составить самое крупное собрание из всех разбросанных по миру императорских пасхальных яиц Фаберже.


Яйцо Фаберже «Александровский дворец»
Сделано из нефрита. Ювелир Генрих Вигстрем.
Сюрприз - модель Александровского дворца в Царском селе.
Миниатюры - пять портретов дочерей.
Первый владелец- Александра Федоровна
Оружейная палата. 1908 Автор Фаберже


Яйцо Фаберже «Памятное Александра III»
Сюрприз - миниатюрный бюст.
Первый владелец- Мария Федоровна
Местонахождение неизвестно (пропало) 1909г. Автор Фаберже


Яйцо Фаберже «Яхта Штандарт»
Изображение яхты императора Александра III
Первый владелец- Александра Федоровна
Оружейная палата 1909 Автор Фаберже


Яйцо Фаберже «Конный памятник Александра III» 1910г.
Внутри модель памятника императору работы Паоло Трубецкого
Первый владелец- Мария Федоровна
Оружейная палата Автор Фаберже

В свое время я рассказывал . Но сейчас увидим о знаменитых яйцах Фаберже. Читаем Википедии!

Яйца Фаберже́ — знаменитая серия ювелирных изделий фирмы Карла Фаберже. Серия создавалась между 1885 и 1917 гг. для российской императорской семьи и частных покупателей. Всего известно о создании 71 штуки, из которых императорскими являются 52.

Словосочетание «Яйца Фаберже» стало синонимом роскоши и эмблемой богатства императорского дома и дореволюционной России.


Карл Фаберже и ювелиры его фирмы создали первое яйцо в 1885 году. Оно было заказано царём Александром III как пасхальный сюрприз для его жены Марии Фёдоровны. Так называемое «Куриное» яйцо снаружи покрыто белой, имитирующей скорлупу, эмалью, а внутри, в «желтке» из матового золота, — изготовленная из цветного золота курочка. Внутри курочки, в свою очередь, спрятана небольшая рубиновая корона (ср. традицию складывающихся матрёшек).

Идея подобного ювелирного изделия не была оригинальной:

Пасхальное яйцо Фаберже должно было стать вольной интерпретацией яйца, изготовленного в начале XVIII века, 3 экземпляра которого известны и сегодня. Они находятся: в замке Розенборг (Копенгаген); в музее Истории искусств (Вена) и в частной коллекции (ранее — в художественной галерее «Зелёные своды», Дрезден). Во всех упомянутых экземплярах яиц спрятана курочка, открыв которую, можно обнаружить корону, а в ней — кольцо. Считается, что императору хотелось порадовать супругу сюрпризом, который напомнил бы ей хорошо знакомое изделие из датской королевской сокровищницы.

Императрица была так очарована подарком, что Фаберже, превратившийся в придворного ювелира, получил заказ изготавливать по яйцу ежегодно; ему следовало быть уникальным и содержать какой-либо сюрприз, это было единственным условием. Следующий император, Николай II, сохранил эту традицию, каждую весну даря, в свою очередь, два яйца — одно Марии Фёдоровне, своей овдовевшей матери, и второе — Александре Фёдоровне, новой императрице.

Из 71 известного яйца до наших дней дошло 62. Подавляющее большинство из них хранится в государственных музеях. Императорских яиц известно 54: до нашего времени сохранились 46 штук, сделанных по царскому заказу; остальные известны по описаниям, счетам и старым фотографиям и считаются утерянными. Только одно из них, «Георгиевское», смогло покинуть большевистскую Россию вместе с законной владелицей — в 1918 году, в багаже императрицы Марии Фёдоровны, уехавшей через Крым на свою родину, в Данию. Остальные остались в Петрограде. Очевидно, большинство из них исчезло в неразберихе, прочие (24 шт.?) вместе с другими императорскими драгоценностями были перевезены в новую столицу, в будущее Алмазное хранилище Кремля.

Там они хранились запакованными примерно до 1930 года, когда в рамках общей распродажи культурного наследия Советской России в поиске средств, по приказу Сталина 14 из них было продано, причём, как утверждают, некоторые по цене меньше чем 400$. Продажей занималось учреждение под названием Контора «Антиквариат». Большинство из них было приобретено Армандом Хаммером и Эммануэлем Сноумэном Варцким, английскими дилерами Фаберже.

После коллекции, хранящейся в Кремле, самое большое собрание удалось собрать нью-йоркскому магнату Форбсу. Оно включало 11 императорских яиц, несколько разрозненных «сюрпризов» из неизвестных или несохранившихся яиц, а также 4 частных яйца (всего 15). В феврале 2004 года наследниками Форбса собрание предполагалось выставить на аукцион, где бы оно, вероятно, ушло поштучно, но за несколько дней до начала торгов коллекция была целиком перекуплена русским олигархом Виктором Вексельбергом. Виктор Вексельберг — также учредитель культурно-исторического фонда «Связь времён», и в музейной выставке с одноимённым названием можно увидеть эту коллекцию в Москве.

Всего на исторической родине, в России, яйца Фаберже, ставшие одним из её символов, теперь можно увидеть в трёх местах. В их число, кроме вышеупомянутых Оружейной палаты и собрания Вексельберга, входит Минералогический музей им. А. Е. Ферсмана РАН, Москва. Московский Русский национальный музей (частный музей Александра Иванова), ранее располагал ещё одним яйцом, которое с 2009 года находится в музее Фаберже в Баден-Бадене.

Яйца изготовлялись из золота, серебра, драгоценных камней и т. д. В ход шли эмали и тонкая ювелирная работа. Подчас мастера экспериментировали с не очень традиционными материалами — горный хрусталь, драгоценные сорта древесины. Доказательством подлинности служит клеймо фирмы Фаберже.

Стоимость одного яйца по ценам рубежа XIX—XX вв. составляла 3000-8000 руб. (Российская империя).

Иногда яйца крупнее натуральной величины и больше, чем кажутся по иллюстрациям: высота некоторых (с подставкой) могла достигать 20 см. Традиционно внутри каждого должен был содержаться какой-либо сюрприз. Часто это были миниатюры с портретами того, кому яйцо предназначалось, и членов его семьи. Выполнялись также яйца-часы с заводными частями (петухами и кукушками).

Полностью

Яйца Фаберже – термин, уже ставший нарицательным. Это ювелирные изделия, которые ценятся намного выше своей настоящей стоимости. Яйца Фаберже – это работы великого русского мастера Карла Фаберже, который стал известен благодаря тому, что делал пасхальные яйца для императорской семьи. Каждая из его работ по-своему интересна, все они выполнены с профессиональной точностью и аккуратностью и впечатляют своей небывалой красотой.

Жизнь и работа Карла Фаберже

Карл родился в 1846 году в Санкт-Петербурге в семье немца и датчанки. Мальчик пошел по стопам отца, который был владельцем ювелирной мастерской в городе. В 1870 году Карл возглавил фирму отца, а в 1882 году император Александр III, увидев работы мастера на выставке в Москве, заинтересовался неподражаемым искусством Фаберже. В 1885 году император заказал Карлу ювелирное яйцо, которое преподнес своей супруге к празднику Великой Пасхи.

В последствии императорская семья каждый год заказывала у Фаберже новое уникальное яйцо, дизайн которого содержался в тайне до самого момента вручения подарка. Хотя и другие изделия Фаберже были впечатляющими, именно ювелирные яйца принесли мастеру его мировую славу, он даже получил звание «Мастера Парижской Гильдии Ювелиров» во Франции. В 1920 году великий мастер умирает в Швейцарии, куда он эмигрировал после революции в России.

Первое яйцо Фаберже

Первое яйцо Фаберже для Марии Федоровны – жены Александра III было размером 6,5 на 3,5 см. Яйцо было покрыто белой эмалью, посередине проходила золотая полоса – линия, по которой яйцо открывалось. Внутри изделия было еще одно яйцо из золота – своеобразный желток, а в нем находилась золотая курочка. Внутри курочки была рубиновая корона с подвеской из рубина.

Конструкция яйца не была идеей самого Карла – изделие имело прообраз. В XVIII столетии некоторые ювелиры изготавливали яйца с сюрпризом, выполненные по принципу матрешки, с курочкой внутри, в которой находилась корона, а внутри короны – кольцо.

Продолжение пасхальной традиции

Каждый год император продолжал дарить своей жене на Пасху яйцо от Фаберже. Изготовлением подарка занимался не только великий мастер – работу над каждым яйцом вела команда мастеров и подмастерьев под чутким руководством Фаберже. После смерти императора его сын Николай II продолжил традицию. Он дарил ювелирные яйца как своей матери, так и своей жене Александре. Всего 54 яйца было изготовлено для императорской семьи.

Не только для императора Фаберже создавал подобные изделия. Еще 17 яиц были куплены частными лицами, почти все они копируют императорские экземпляры. Но до массового производства ювелирных яиц дело не дошло – Фаберже ценил свою исключительную работу, все яйца делались под заказ для богатых семей.

Лучшие работы Карла Фаберже

Каждое яйцо Фаберже является уникальным произведением ювелирного искусства. Например, «Яйцо с вращающимися миниатюрами», преподнесенное императрице Александре ее мужем, было выполнено из горного хрусталя , а внутри вращались 12 миниатюр с пейзажами и памятными для императора местами.

Императорское яйцо «Зимнее» сделано из бриллиантов, опалов и хрусталя с корзиной анемонов внутри.

Яйцо «Георгиевское» Николай II заказал в 1915 году, когда был удостоен «Ордена Святого Георгия». Яйцо было подарком для матери императора, а внутри находилась фотография Николая.

Яйцо «Память Азова» из зеленого гелиотропа с бриллиантами таило в себе модель фрегата, выполненную из золота.