Сколько длится ломка голоса у девочек. Мутационный период в голосе девочек Что такое мутация голоса

У девочек в период мутации основной характер голоса резко не изменяется; увеличивается его сила, ярче делается тембр и больше объем. Если основной характер голоса у мальчиков по сравнению с голосами девочек меняется более резко, то в деталях признаки постепенного формирования взрослого голоса и у тех и у других очень сходны: появляется сипота, вялость, неблагозвучность, скрипучесть. Девочки часто временно утрачивают голос во время формирования, у них появляется беззвучие, Такое состояние иногда тянется несколько лет. Иногда голос сгущается, делается глубже. Наблюдается детонирование, невозможность(и у мальчиков, и у девочек) петь в строе. Чаще они понижают, реже повышают. Делается короче диапазон, и голос снижается на несколько звуков; у мальчиков он понижается на октаву, у девочек наблюдается небольшое, от ½ тона до двух тонов, и с концом формирования снова диапазон расширяется и вверх и вниз.

Начало интенсивного развития голосового аппарата у девочек, в среднем, начинается с 13 лет.

Период роста голосового аппарата продолжается и после формирования организма. Есть указания на то, что мужскую гортань можно сравнить с женской только к 30 годам, потому что после отрочества она продолжает еще понемногу, а иногда и резко увеличиваться.

В средней (как и во всякой другой) полосе может быть преждевременная мутация (как у девочек, так и у мальчиков), а также сильно запаздывающая. Есть данные, что в 10-11 лет может наступить мутация без симптомов половой зрелости, и, наоборот, в 14-15 лет может не быть мутации, а симптомы половой зрелости есть. Указаны случаи отклонений («извращенной» мутации) у девочек, когда гортань в этот период достигает размеров мужской, голос делается грубым по тембру, а по диапазону соответствует скорее мужскому. Е.М. Малинина указывает еще на одно отклонение, которое она называет «искусственное пение альтом». Такое искусственное (сниженное) звучание и у мальчиков, и девочек бывает от преждевременного включения в работу всей толщи вокальной мышцы.

Н. Д. Орлова подчеркивает, "что неправильное пение в детском возрасте (и в период мутации особенно) вредно сказывается на голосе в юношеском возрасте, когда молодежь не умеет использовать свой природный голос, насилует его". В результате получается срыв. Новая гортань не сразу дает новое голосообразование, потому что рост резонаторов идет медленнее. Наступает новая фаза в развитии голоса и новое координирование голосовых и мышечных сил. Обращается внимание на возможные перемены в голосе юношей и девушек, когда голос может перейти в более низкий. По наблюдениям В.А. Багадурова есть случаи, когда у девушек в 20 лет голос еще не установился или между 20-25 годами появляются симптомы, очень сходные с мутационными. При этом случается, что легкие сопрано переходят в драматические или даже в меццо-сопрано.

Как уже отмечалось выше, в среднем, сформировавшаяся женская гортань меньше мужской на 1/3, т.е. в полтора-два раза. В период полового созревания активизируется рост всех ее признаков у обоих полов.

У лиц мужского пола с максимальной скоростью растут: щитоподъязычная мембрана, коническая связка, голосовые связки, стенка гортани в высоту со стороны ее полости и снаружи.

У лиц женского пола с наивысшей скоростью растут: щитовидный, перстневидный и черпаловидные хрящи.

Неравномерность скорости роста отдельных признаков одного и того же органа или его части приводит к временным возрастным изменениям его внешней формы.

Наряду с изменениями отдельных частей гортани, она меняется и по своей структуре.

Под влиянием внешней и внутренней среды часто развитие гортани идет неравномерно. Наблюдалось, что чем больше функционирует гортань, тем сильнее, интенсивнее идет окостенение, а вследствие этого у некоторых учащихся (мальчиков и девочек) имеет место быстрая утомляемость голоса, вялость нервномышечного аппарата, ослабление голосовой функции.

У подростков-девочек замечен сильный рост языка. Е.М. Малинина, например, замечает, что в период мутации язык делается чрезмерно активен и тянет назад (интенсивный его рост, в особенности, бывает у девочек). Утрачивается в пении ровность, напевность, исчезает звонкость. Чрезмерно опускается гортань, а язык утрачивает способность легко продвигаться вперед. Может возникнуть ложно-альтовое звучание. (Е.М. Малинина, сб. Воспитание и охрана детского голоса стр.42)

В.А. Багадуров в своих наблюдениях также останавливается на явлении, когда язык у подростков начинает тянуться назад, вследствие роста подъязычного мускула и всего языка.

У девочек состояние голосового аппарата в период полового созревания имеет признаки, характеризующие наступление мутации. Но период роста гортани у девочек короче, чем у мальчиков, и протекает он с меньшей интенсивностью, из-за чего некоторых явлений мутации можно и не заметить, но это не значит, что их нет, или их можно игнорировать при обучении девочек пению".

Изменения, происходящие в голосовом аппарате в период рост, и их характерные признаки сходны у обоих полов: слизь, покраснение связок и всей гортани, ее рост, рост языка (главным образом у девочек); в голосе – детонирование, беззвучие, неустойчивость, ощущение неловкости, утомление.

Специфические особенности развития девочек

Нельзя не обратить внимание на специфическое для женского организма явление – менструации.

Следует заметить, что появление менструаций совпадает часто с началом мутации голоса, но далеко не всегда.

Этим явлением вызываются изменения во всей жизнедеятельности организма.

Признаки, характеризующие этот период:

Температура тела и теплоотдача в менструальный период несколько понижается;

Пульс становится более редким,

Кровяное давление понижается;

Дыхание замедляется,

Жизненная емкость легких уменьшается,

Кожная чувствительность понижается,

Вес тела падает;

Усиленно задерживаются в организме белки, фосфор и хлориды.

Во время кровотечения (3 – 6 дней) эти явления особенно резко выражены. Количество красных телец уменьшается, а количество белых повышается; вследствие этого понижаются процессы окисления.

В связи с наступлением менструации у некоторых девочек имеют место боли в паху, головные боли, тошнота; ухудшается самочувствие, понижается активность. Описанные явления имеют прямое отношение к голосу учащихся девочек, и учитель пения должен обратить на них серьезное внимание.

Период, предшествующий появлению первой менструации, и дальнейшее развитие подростка осложняется тем, что интенсивный рост, часто весьма неравномерный, идет во всем организме девочки. Процессы развития, связанные между собой, взаимно влияют друг на друга и обостряют общее состояние девочки-подростка. В юношеском возрасте все процессы, хотя и продолжают развиваться, но между ними наступает уже равновесие, поэтому менструальный период переносится легче и наступление его происходит регулярнее.

Явление менструации сопутствует девушке во всей ее последующей жизни и крайне важно показать, как меняется состояние голосового аппарата, какие формы этого состояния могут быть, и на что надо обратить внимание, чтобы соблюдать в пении правильный режим.

Специфические изменения, наблюдаемые в голосовом аппарате в менструальный период, исчезают после окончания менструации, тогда как изменения, о которых речь шла выше, касались роста голосового аппарата, роста гортани и ее частей, постепенного ее формирования, сопровождающегося некоторым покраснением, набуханием, наличием слизи и прочих признаков мутации.

Если самый рост гортани и ее частей у девочек совершается не резко и изменения в состоянии гортани обычно мало заметны для глаза, то при менструации резко усиливается раздражение слизистой, расширяются сосуды.

Наблюдения показали, что все фазы (предменструальные дни, во время и после менструации) довольно значительно отражаются как на общем состоянии женщины, так и на слизистой носа, глотки и гортани.

Очень часто подростки заявляют, что в менструальный период им петь легче и продолжают это делать; но вскоре голоса их делаются хриплыми.

Итак, кроме незначительных мутационных изменений в голосе девочек вследствие роста гортани, у них существуют свои особенности развития, влияющие на состояние голосового аппарата и голоса.

Отсюда совершенно очевидно, что голосовой аппарат девочек, даже если в нем нет никаких ясно видимых (как говорят, "существенных") мутационных изменений, не может правильно функционировать в известный период, потому что ослабевают нервные и физические силы организма, голосовые связки теряют свою упругость и эластичность, и при этом нарушаются дыхательные функции (выдох), т.е. исчезают условия, нужные для правильного смыкания голосовых связок, а значит и для звукообразования.

В пении нельзя злоупотреблять силой выдоха; чрезмерный напор на хрупкую гортань непременно нарушит ее деятельность. Это может произойти от большого количества воздуха, взятого при вдохе; с ним трудно справиться, он перегружает, слишком увеличивает подсвязочное давление у поющего (от сюда форсировка голоса). Регулируя напор выдоха, требуя от учащихся уменьшения его чрезмерной силы, мы тем самым создаем условия для укрепления мышечной системы гортани, для развития высокой эластичности голосовых связок. В особенности на это важно обратить внимание в период роста, когда гортань требует меньшей нагрузки.

Самая сложная функция гортани – голосообразовательная – взаимосвязано и обусловлено деятельностью дыхательного аппарата в целом и нарушение его деятельности, безусловно, указывает также на нарушение голосообразовательной функции гортани. Если игнорировать возрастные особенности девочек подростков и продолжать всегда заниматься с ними с большой интенсивностью и продолжительное время – неизбежно утомление нервной системы и перенапряжение мышц голосового аппарата. Это влечет за собой систематическое раздражение голосовых органов, тем более, что в эти периоды (менструации) к ним приливает кровь и связки не полностью смыкаются. Часто в результате злоупотребления пением в этот период появляется хрипота и невозможность даже чисто говорить. Нередки кровоизлияния в связки, невозможность долгое время петь, а иногда и полная потеря голоса.

Объективные показатели произведенного пнеймокимографического исследования, подкрепленные данными педагогических наблюдений, дают ясную картину изменений в дыхательных движениях, происходящих у девочек в период интенсивного роста. Измерения имеют определенную закономерность. У девочек в период формирования, перед появлением менструации (главным образом перед первой, в предмутационный период), в силу происходящих в женском организме специфических перестроек, дыхательные движения дезорганизуются и слабеет их активность. Движения выравниваются после окончания менструации, когда, очевидно, наступает равновесие жизненных сил.

Весьма значительные изменения в дыхательных движениях соответствуют характерным изменениям в состоянии голосового аппарата, т.е. между ними существует взаимозависимость и, таким образом, они не могут не влиять на голос девочек в этот период роста. Ведь при общем ослаблении нервных и физических сил организма, при ослаблении смыкательной способности голосовых связок и нарушении нормальных дыхательных функций, когда появляется напрасная утечка воздуха, нарушается и голосообразовательная функция гортани, т.к. нарушаются условия и связи, при которых возможно правильное звукообразование. При таком нарушении голос теряет яркость, чистоту, силу, диапазон, он не может быть выразительным; наконец, часто исчезает вообще возможность петь. Отсюда, при злоупотреблении в этот период пением, голос не может нормально развиваться.

Нормальное вокальное развитие учащихся, в период их формирования и дальше, зависят от правильного обучения, правильно выработанных норм нагрузки в детские годы.

Вопрос возможности для девочек занятий пением во время мутации должен разрешаться индивидуально, в зависимости от индивидуальных отклонений, от характера мутации, принимая во внимание весь комплекс происходящих в организме девочек изменений, которые могут обнаружиться уже в 11 - 12 лет.

Предмутационный и следующий за ним период формирования пола очень ответственен в обучении. Во время острых явлений мутации занятия надо прекращать.

Нельзя забывать о том, что интенсивный рост имеет не одну фазу; появившиеся в 12 – 13 лет изменения, отразившиеся так или иначе на голосе, могут повториться в 15 – 16 лет (или впервые обнаружиться).

Во время спокойного протекания мутации занятия не только возможны, они вполне целесообразны и желательны, т.к. способствуют укреплению всего организма, быстрому и более равномерному прохождению мутации.

Все это можно осуществить, соблюдая большую осторожность при обучении.

Здравствуйте, Саша.

Голосообразование и у мужчин, и у женщин - процесс достаточно сложный и многоэтапный. В нем участвуют как минимум 5 систем организма: легкие, грудная клетка, носоглотка, голосовые складки (еще их называют "связками", но это неправильно), артикуляционный аппарат и гортань. Голос образуется именно в тот момент, когда вдыхаемый человеком воздух проходит через голосовые складки, которые начинают колебаться и вибрировать, а звук, как известно, рождается при колебании.

Поскольку голосовые складки имеют тенденцию к росту, голос у детей, когда они совсем неразвиты, высокий, писклявый. Природу не обманешь, ведь она все предусмотрела: такие голоса деткам нужны для того, чтобы их родители могли слышать их даже на дальних расстояниях.

Когда у мальчиков меняется голос?

Нельзя утверждать наверняка, что в 12 лет голос мальчика обязательно измениться и "сломается". Нет! Во-первых, у мальчиков процесс изменения голоса протекает быстрее, т.к. голосовые складки растут и утолщаются более быстрыми темпами. У девочек этот процесс несколько затянут по времени, поэтому примерно к 10 - 12 годам разница в голосах становится очевидной. Через пару лет (примерно к 13 - 14 годам) в процесс мутации голоса вмешиваются половые гормоны, т.к. у мальчиков начинается период полового созревания. Именно в этот момент голос очень сильно меняется, ведь на темпы роста и утолщения голосовых складок теперь влияют гормоны.

Насчет продолжительности процесса мутации голоса также нельзя говорить наверняка, ведь ломка может длиться от одного месяца, до нескольких лет. В среднем процесс занимает пару-тройку месяцев, за это время подрастающие мужчины уже успевают привыкнуть к своему новому "звучанию".

Обращаю ваше внимание, что мальчики в период изменения голоса испытывают серьезные психологические проблемы, поэтому родителям необходимо относится к ребенку в этот период его развития более внимательно и снисходительно. Взрослым стоит избегать криков и громких тонов, переходящих на бас. Ни в коем случае нельзя доводить ситуацию до того, чтобы кричал и сам ребенок, т.к. громкий крик может спровоцировать повреждение его голосовых складок, что чревато развитием проблем с голосом. Сильное напряжение складов на этапе их активного роста может приводит к образованию "узелков", сильно меняющих голос. Помимо прочего, крики могут спровоцировать кровоизлияние в тканях складок.

Что такое раннее половое созревание?

Хочу обратить ваше особое внимание на тот момент, что возраст 13 - 14 лет для ломки голоса является очень условным. Средняя граница ломки голоса (полового созревания) определена в этом диапазоне, но, как и в любом другом правиле, в данном могут присутствовать и исключения. В медицинской практике действительно встречаются случаи, когда у мальчиков наблюдается ранее (например, в 8 - 10 лет) половое созревание, а также ситуации, когда оно наступает в позднем возрасте (к примеру, в 18 лет).

Нас в данной ситуации интересует именно ранее половое созревание у мальчиков, хотя "ранним" его называют только в том случае, если оно начинается до 10 лет. 11-летний возраст у мальчиков считается абсолютно нормальным для определенных изменений в его организме - полового созревания.

Примерно в 11 - 13 лет (в данном случае, у вас именно в 11 лет) в определенном участке головного мозга ребенка (железа гипоталамус) начинается выработка гормона гонадолиберина. Именно этот гормон участвует в образовании сперматозоидов и других половых гормонов. Как было сказано ранее, именно эти половые гормоны, андрогены, оказывают влияние на голосовые складки, которые начинают активно увеличиваться в размерах и утолщаться. Соответственно, происходит и изменение голоса, его мутация, которую называют "ломкой".

С уважением, Наталья.

Издавна природой положено так, что человек должен общаться. Почти все детки рождаются с тонкими голосами, а к подростковому возрасту начинает происходить ломка голоса. На самом деле этот процесс затрагивает как мужские, так и женские связки, правда, у девочек это не так заметно.

Как выглядит сам процесс?

В рождении звука участвуют:

  1. гортань;
  2. голосовые складки;
  3. легкие;
  4. грудная клетка;
  5. носоглотка.

Начало воздушной волны идет из легких, достигает связок и заставляет их колебаться. Что касается грудной клетки и носоглотки, то они выступают в роли резонаторов. Высота звука зависит от толщины голосовых связок – чем они тоньше, как у девочек, тем голосок выше, и наоборот – чем связки толще, как у мальчиков, тем ниже.

Природа позаботилась о том, чтобы родители всегда слышали своего ребенка. Поэтому с рождения каждый человек имеет небольшие и тонкие связки.

По мере роста они увеличиваются в размерах и утолщаются, соответственно, звук меняет свою тональность.

Но в период полового созревания, скорость и степень роста имеет гендерные отличия. Женская гортань изменяется в два раза, в то время как мужская на 70%.

Именно поэтому подростки имеют такие существенные различия в тембре, причем как по половой принадлежности, так и между друг другом. Но сразу стоит сказать, что такой процесс абсолютно индивидуален, поэтому и некоторые мальчики имеют бас уже 12 лет, а другие и в 15 еще общаются тенором.

Есть три основных этапа мутации.

  • Предмутационный период. В это время, организм готовится к будущим перестройкам, причем в этот этап задействуются все системы.
  1. звучание становится более хриплым;
  2. отмечаются хрипота, першение, которые сопровождаются легким кашлем.

Но стоит отметить, что, если юноша или девушка занимаются пением, то такие симптомы могут проявить себя несколько по-другому, ведь у певцов связки более натренированные. Во-первых, высокие ноты начнут даваться не так легко, как прежде. Во-вторых, ребенок может начать жаловаться на болезненные ощущения в гортани во время занятий пением.

Сами же преподаватели по вокалу, начнут делать замечания по поводу «грязи» в звуке. Хотя в «спокойном» состоянии таких признаков может и не наблюдаться. Для голосовых связок в это время нужен отдых, так как процесс перестройки и одновременная на них нагрузка, могут привести к тому, что человек попросту потеряет «свой звук» .

Поэтому если заглянуть в рот подростку, то можно увидеть, что поверхность голосовых связок приобрела красный цвет. Именно такое состояние требует покоя, так как повышенная нагрузка может привести к недоразвитию органа.

В такой период стоит с особой тщательность беречь себя от простудных и вирусных болезней, иначе после того, как пройдет подростковый период, есть риск, что у мальчиков останется звучание тенора.

  • Послемутационный период. Это процесс индивидуальный. Тут играет роль множество факторов, начиная от национальной принадлежности, и заканчивая личными физиологическими, а порой и генетическими особенностями. У мальчиков и у девочек он может происходить по-разному, и занимать разное количество времени. Обычно к концу становления «собственного звука» ребенок начинает жаловаться на быструю утомляемость голосовых связок. Но теперь станет более заметно, что голос не имеет перепадов больше, он становиться более стабильным.

Влияние гормонов

Подростковый период характеризуется бурной активизацией гормональных процессов. Именно такие вещества отвечают за внешние и внутренние изменения в человеческом организме:

  1. У мальчиков начинают активно расти волосы по всему телу, происходит половое созревание, наблюдается поллюция, резкий рост скелета и мышечной массы.
  2. Что касается девочек, то у них начинает расти грудь, меняется форма тела, начинается менструация.

Большинство подростков даже не замечают того, как у них ломается голос. Это связано с тем, что такой процесс просто не доставляет им никакого дискомфорта.

Разные дети одного возраста могут иметь разную тональность голоска, так как их гортани будут находиться на разном этапе развития. Но в независимости от того, в каком состоянии находиться ребенок, родители должны знать, какие действия в этот период допустимы, а отчего стоит воздержаться.

Вот тут больше совет относится к родителям мальчиков, нежели девочек. Чрезмерная нагрузка на голосовые связки провоцирует образование узелков, которые в дальнейшем приводят к хрипоте. Такой дефект может пройти сам, но в некоторых случаях без хирургии не обойтись;
  • В период мутации стоит беречь ребенка от простуд. Это может затянуть ломку голоса. Если юноша долгое время продолжает иметь высокие тона, то родителям рекомендуется показать его такому специалисту, как фониатр;
  • Родители должны объяснить ребенку, что «собственный звук» уникален, и он будет таким, как заложено природой. Очень часто маленькие мальчики стараются подражать тому или иному герою. Такой фанатизм может привести к тому, что юноша перегрузит свои связки и они попросту « сорвутся» .
  • Это зависит от преобладания в организме той или иной эндокринной железы. Порой логопеду приходится сталкиваться с ситуацией когда, в результате роста костей черепа в высоту (долихоцефальность) увеличивается глубина и высота твердого нёба. Это создает определенные условия для голосообразования, отличные от тех, когда череп мальчика имеет округлую форму. Логопед в процессе работы с таким ребенком может отметить что, мягкие ткани надставной голосовой трубы, язык и мягкое небо в период мутации могут менять свою конфигурацию, что влияет на звукообразование.

    До мутации гортань мальчика мало чем отличается от гортани девочки, а в период мутации угол соединения пластинок щитовидного хряща, так называемый кадык, становится весьма заметным на шее мальчика. Голосовые связки увеличиваются по длине в полтора раза, вследствие чего голос опускается. Часто с такой проблемой логопед работает с теми мальчиками, которые занимаются вокалом.

    Голос мальчика до 7-8 лет — чисто детский, в гортани в толще голосовой складки почти нет вокальной мышцы. Звукообразование происходит за счет натяжения связок наружными мышцами гортани, голос фальцетный. Оформление голоса начинается с ростом вокальной мышцы в 9-10 лет.

    Заканчивается оформление голоса в 12-13 лет, это расцвет голоса мальчика. Действительно «не долог век певца» мальчика с детским голосом. Логопеду в подобной ситуации нужно помочь учащемуся расслаблять голосовые связки, ведь мальчику становится труднее справляться с верхними нотами. Появляется усталость голосовых связок. Если к логопеду вовремя обращаются с данной проблемой, то можно сократить период мутации.

    Мальчики 10-12, 13-14 лет, которым помогали с 1 класса не только педагоги, но и логопеды, пели легко и свободно, несмотря на начавшийся у них уже рост гортани. Собственно мутационный период у них отодвигался и сокращался. Явления роста голосообразующих органов, совмещенное с логопедическим тренажем, протекает у них более плавно, чем у мальчиков, которые не посещали логопеда.

    У последних в этот период разговорный голос сиплый, часто срывающийся. Обычно они жалуются на усталость при разговоре. Если мальчик, занимающийся вокалом, в нужный момент отказывается от логопедического сопровождения, это может нанести его голосу непоправимый вред. Нервно-мышечная энергия истощается тем скорее, чем менее развита мышечная система и чем более она перегружена. А логопед путем специальных упражнений на развитие силы вдоха и выдоха, правильной постановки дыхания, укрепления мышц артикуляционного аппарата отрегулирует работу детского голоса, подверженного постоянным репетициям и постановкам.

    Логопед может наблюдать разные формы мутации. Она может быть ранней или сильно запоздать. Логопеду важно правильно объяснить родителям, что ранняя профессионализация голоса вредна. Нагрузка в такой период должна быть минимальной, режим щадящим, не следует форсировать звук — от этого страдает не только звонкость, но и голосовые связки, непременное качество нормального голоса. Логопед должен вовремя привить учащемуся правильное ощущение своего голоса. Вместе с педагогом они должны найти меру свободного, ненапряженного звучания голоса — залог его здорового развития.

    Подростковый период – один из наиважнейших в жизни каждого ребенка: в эту пору в растущем организме происходит немало сложных изменений. К подобным трансформациям относят и ломку голоса у мальчиков. И даже став взрослыми, многие мужчины не любят вспоминать о времени, когда приятный юношеский басок предательски сменялся полудетским дискантом.

    Как рождается голос?

    Человек получает возможность «высказываться» благодаря сразу нескольким органам: гортани, легким, грудной клетке, носоглотке, голосовым связкам. Последние являются своеобразными струнами, позволяющими голосу человека звучать, в то время как все прочие «составляющие» служат резонаторами. Интересно, что качество звука может разниться: чем толще и длиннее связки человека, тем ниже окажется его голос. У «маленьких взрослых» голосовые складки пока невелики – соответственно, голосок у ребят звонкий и высокий. Но так и было задумано природой: каждого малыша должно быть слышно вопреки «немощности» его звукообразующей системы.

    Изменения голоса в детском возрасте – когда и как?

    Так называемая ломка голоса – это изменение его тональности в связи с ростом и утолщением голосовых связок. Происходит это под воздействием гормонов роста… В итоге голос мальчика может понизиться на 5-6 тонов. В то же самое время начинает развиваться и мужской кадык (адамово яблоко). Когда это случается?

    Чаще всего такие трансформации настигают детский организм в 13-14 лет, но возможны и вариации… В это время ребенку нужно «подружиться» со своими укрупненными связками и научиться по-новому продуцировать звуки. Однако пока мальчик постигает премудрости иного механизма речеобразования – он может говорить то высоким, то низким голосом попеременно. Столь неприятный для каждого юноши период длится несколько месяцев.

    Родителям на заметку…

    Взрослые должны кое-что знать о сложностях, подстерегающих ребенка во время голосовой мутации.

    • Хотя простудные заболевания способны продлить период ломки голоса, не нужно думать, что красное горло – всегда примета прогрессирующей инфекции. Активное развитие голосовых связок сопровождается усилением кровообращения – вот ткани и приобретают пунцовый оттенок.
    • Мутация «не терпит» высокой нагрузки на голосовые складки. А потому нужно пояснить сыну, что частое напряжение связок приводит к образованию на оных так называемых «узелков крикунов». Из-за них процесс вибрации видоизменяется, а голос приобретает хрипотцу. Одна часть узелков со временем может рассосаться, с другой же – способны справиться лишь хирурги.
    • Порой прекрасный чистый голос после мутации становится самым заурядным, ничем не выделяющимся ни по тембру, ни по силе. А потому если ребенок увлечен пением – его будущее под большим вопросом. Естественно, в эту сложную пору родители должны поддерживать маленького певца психологически.
    • В большинстве своем подростки быстро приучаются к «взрослому» механизму звукоизвлечения, но иногда бывает полезна и помощь фонопеда (уже одно занятие может оказать практическую пользу).

    А как у девочек?

    У юных барышень голосовые связки увеличиваются несколько медленнее, чем у мальчишек. И хотя тембр голоса у девочек тоже видоизменяется, но более плавно и менее явно, нежели у будущих мужчин. А поскольку такая трансформация практически не связана с гормональными перестройками девичьего организма, специалисты не склонны называть ее голосовой мутацией.

    И еще…

    Любопытно, что гормональные сдвиги оказывают влияние и на голос пожилых людей. «Возрастные» дамы и джентльмены утрачивают часть гормонов, свойственных собственному полу, вот голосовые складки и «шалят»: женщины начинают «звучать» ниже, а мужчины – выше и звонче.