Швы временного назначения. Основные ручные швы

Каждое из швейных устройств представляет собой мини-ателье на дому – настолько разнообразны представляемые ими функции. И не последнюю роль в таких возможностях играют виды строчек, выполняемые на швейной машине. Интересно будет узнать, какие из них действительно необходимы, а без каких можно обойтись. В некоторых моделях современных швейных приборов количество строчек может доходить до сотни и даже больше. Некоторые из них используются чаще, другие – только в случае декоративной отделки.

Такие строчки по-другому называют «рабочие». И самыми популярными из них являются прямая строка и шов-зигзаг . Приведем фото стандартной панели с выбором строк для машинки Астралюкс:

Кроме этих двух, можно привести список самых востребованных строчек:

  • имитация оверлока;
  • для эластичных материалов;
  • потайные;
  • используемые для подстежки;
  • выметывание петель.

К большинству из них применяют специальные лапки – без них качественное выполнение задания не получится. Обычно они идут в комплекте с прибором или покупаются отдельно.

Даже в простой модели большинства из них будет достаточно, чтобы работать с большим спектром разных тканей – от трикотажа до кожи. С их помощью можно выполнить большое количество операций – от пришивания молнии до пуговиц и обметывания петель (последняя операция выполняется реже).

Для начинающего пользователя не лишней окажется более подробная информация, из которой можно узнать о видовом разнообразии даже простой и зигзагообразной строк. Некоторые из них окажутся на грани рабоче-декоративных. Итак, сверяемся с панелью строк своей швейной машинки.

  1. Эта прямая строка применяется там, где она необходима при швейных операциях.
  2. Существует двойная и даже тройная усиленная строка . Она будет применяться в том случае, когда необходима дополнительная прочность шва. Еще один вариант – имитировать с её помощью толстую нитку (например, подшивая джинсы). Подобный выбор будет удачным и для тянущейся ткани – это предотвратит разрыв шва (хотя там лучше использовать такой же вариант, но только эластичный).
  3. Подошли к зигзагам: если обычный используется для краевой и декоративной обметки, то его эластичный собрат будет лучше растяжимым и его используют при вшивании резинки и шитье штор. также будет отлично смотреться в штопке и вышивке.
  4. Необычная строчка под названием «двойной крест » используется при шитье спортивной одежды. Также её используют с декоративными целями.
  5. Открытая оверлочная строка – это, конечно же, только подобие обметочного шва. Но его вполне можно применять для стачивания и краевой обработки. Особенно это актуально в случае с растягивающимися материалами.
  6. Закрытым оверлочным швам достается функция обработки края ткани наподобие джерси. Также хорошо с ее помощью можно предотвратить «рассыпание» края у материалов, склонных к этому неприятному явлению.
  7. Сотовая строчка находится на грани декоративной и рабочей. С одной стороны, ею будет отлично делать орнаментную обработку краев, с другой – она отлично работает в паре с ниткой-резинкой , которая будет заправлена в шпульку. Подойдет для растягивающихся материалов.
  8. Растяжимой будет и соединительная строчка . Как следует из ее названия, кроме своего декоративного эффекта (например, в пэчворке), её прямое назначение -соединять материал.
  9. Декоративной эластичной строчкой можно сшивать полотно встык. Также она отлично пригодится для соединения деталей внахлест, даже если под иглой находится кожа. Естественно, что под силу ей и декоративная отделка.
  10. Пуловерная строчка , имеющая уплотненный край, позволит получить тянущиеся и обметочные швы на вязаных вещах. С её помощью будут сшиваться такие детали. Обычно ей обрабатывается изделие с левого края.
  11. Потайной вариант строки предназначен для работы с плотными не тянущимися тканями. При выполнении такой подгибки будет важно правильно складывать ткань. А для эластичного материала следует использовать его соответствующий аналог
  12. нужна не только для декоративной отделки – ею обрабатываются еще и края, с их последующим отрезанием.
  13. Рабочей строчкой признана бельевая петля . Она делится на полуавтоматическую (создающуюся примерно за четыре приема) и петлю-автомат (которую используют при пошиве рубашек, блуз, постельного белья и так далее).

Декоративные варианты

Обычно они выполняются гораздо реже, да и носят, в большинстве случаев, чисто «украшательские» мотивы. Ассортимент их вариантов не так высок, к тому же, не каждый потенциальный пользователь будет присматриваться к таким моделям, считая, что он будет редко их использовать. Что зря – кроме большого выбора орнаментных узоров, у этих швов есть возможность имитировать самую простую вышивку (от крестика и мережки до ажурной и тому подобных строк).

Рассмотрим самые популярные виды декоративных строчек на швейной машине.

Специализированные строчки

Отдельное слово стоит сказать об оверлочных швах: швейная машинка воссоздает его похожим только внешне. Являясь устройством челночного стежка (а не цепного, как у плоскошовки), она сильно натягивает свои нитки, а, значит, не дает возможности им растягиваться. При большой нагрузке они порвутся или деформируются, в то время как вариант из настоящего оверлока вернется в свое первоначальное положение.

Интересны и петлеобразующие строчки . Лучше, конечно же, выбирать ту, которая работает в специальном режиме. В этом случае достаточно будет положить пуговицу в специальную лапку, а прибор сам определит её размеры и полностью под нее петлю – пользователю останется лишь прорезать в ней отверстие.

Надо заметить, что даже у простых машин строчки могут работать на материалах разного рода. Поэтому необязательно покупать сразу дорогой агрегат – начать можно и со среднего уровня электромеханических устройств или с простых электронных.

Обычно такие модели содержат до 30 видов строчек, среди которых бывают подходящие для трикотажа, имитация оверлока и даже петлеобразующие автоматы.

А если технику присматривает уже профессионал, то можно рекомендовать к покупке полностью компьютеризированную машинку . Чаще всего такие агрегаты содержат в себе еще и полноценные вышивальные функции (вплоть до кириллицы и латиницы). Количество строчек в подобных моделях – от 50 до 1000. Кроме полностью автоматизированных функций, в них есть еще одно бесспорное преимущество – они работают практически без шума.

Для того, чтобы пользоваться арсеналом ручных швов, давайте познакомимся с ними поближе. Такие знания могут пригодиться вам в работе, поскольку пошив каждого изделия начинается именно с ручных работ - копировальные строчки, сметку деталей и многие другие швейные операции мы выполняем вручную. Стежок за стежком рождаются строчки, хоть и не поэтические, а созданные при помощи ниток, но не менее прекрасные. Итак, давайте разбираться со стежками и строчками — какие они бывают, какие из них мы регулярно применяем в работе, а о каких, возможно, забыли, но стоит вспомнить!

Школа Шитья Анастасии Корфиати
Бесплатная подписка на новые материалы

Ручные строчки — классификация

Все ручные стежки разделяют по расположению стежков на ткани (прямые косые, крестообразные, петлеобразные, петельные). А сами строчки делят по назначению: сметочные выметочные, заметочные, подшивочные, отделочные и т. д. Для простоты картины и большей наглядности представим ручные стежки и строчки в виде таблицы.

Таблица. Виды ручных стежков и строчек

Строчки, как уже говорилось выше, состоят из стежков, а стежки подразделяются на прямые косые, крестообразные, петлеобразные, петельные. Давайте их изучим подробнее.

Прямые стежки

Прямые стежки применяются для временного соединения и закрепления деталей при подготовке изделия к примерке. При помощи прямых стежков обозначают меловые линии припусков швов, разметок настрочных деталей (карманов, шлевок), контрольных меток для втачивания рукавов, воротников и т. п. , образования сборок. Прямыми стежками можно выполнить сметочные, заметочные, наметочные, выметочные, копировальные и строчки для образования сборок.

Рис. Прямые стежки

Из прямых стежков состоят строчки, которые мы рассмотрим ниже.

Сметочная строчка

Сметочная строчка выполняется для временного соединения (сметывания) деталей изделия. Детали складывают, срезы уравнивают по краю, детали сметывают без натяжения или с небольшой посадкой одной из деталей (сметывают плечевые и боковые срезы, швы рукавов, вметывают рукава в пройму, детали воротников и т. п.). Длина стежков может меняться в зависимости от ткани и назначения строчки (от 0,5 до 5 см). При выполнении строчки без посадки длина стежков составляет от 1,5 до 2 см, с посадкой - от 0,7 до 1,5 см.

Заметочная строчка

Рис. Заметочная строчка прямых стежков

Заметочными строчками прямым стежком подгибают и закрепляют припуски по низу изделия и рукавов. Длина стежка заметочной строчки составляет в зависимости от вида ткани 1-3 см.

Наметочная строчка

Рис. Наметочная строчка прямых стежков

Наметочными прямыми строчками скрепляют детали изделия между собой путем накладывания одной детали на другую и дальнейшим наметыванием. Наметывают бортовую прокладку на полочку, карманы и т. п. Строчки выполняют без посадки и с посадкой.

Копировальная строчка

Рис. Копировальная строчка прямых стежков

Копировальные строчки используются для переноса контуров и разметок на парных деталях. Детали накладываются друг на друга, уравниваются по срезам, По разметке прокладываются копировальные стежки длиной 0,5-1,5 см (в зависимости от вида ткани), вытягиваются петли высотой 1-1,5 см. Затем детали аккуратно раздвигаются и разрезаются по центру стежков.

Рис. Строчка для сборок

Для образования сборок применяют прямой стежок. Две строчки прокладывают на расстоянии 0,2-0,4 см друг от друга длиной стежка 0,5-0,7 см. Нитки стягивают на нужную длину с образованием складок.

Косые стежки

Косые стежки также применяются для временного и постоянного скрепления деталей, но косые стежки, в отличие от прямых стежков, создают более прочные и эластичные соединения. Косыми стежками временного назначения выполняют наметочные и выметочные строчки, постоянного назначения – обметочные, а также стегальные, подшивочные и штуковочные (используются для незаметного соединения деталей).

Рис. Косые стежки

Косыми стежками выполняются следующие виды строчек.

Наметочная строчка

Рис. Наметочная строчка косыми стежками

Наметочную строчку косых стежков применяют в тех случаях, когда требуется получить устойчивое прочное соединение нескольких слоев ткани. Такая строчка исключает смещение деталей в процессе дальнейшей обработки. Наметывают детали воротников, подборта на полочки и т. п. Длина стежка 0,5-2 см.

Выметочная строчка

Рис. Выметочная строчка косыми стежками

Выметочная строчка косыми стежками применяется для обработки краев стачанных деталей. Для начала детали стачиваются машинной строчкой, припуски подрезаются, детали отгибаются на лицевую стороны, швы выправляются и выметываются косыми стежками с лицевой стороны. Припуски остаются внутри.

Обметочная строчка

Рис. Обметочная строчка косыми стежками

Обметочные строчки косыми стежками выполняются при обметывании срезов деталей, с целью предохранить их от осыпания. Такую строчку выполняют и на изделиях с подкладкой. Обметочная строчка, выполненная тонкими шелковыми нитками при пошиве изделий из тонких тканей практически не видна и не создает излишней толщины припуска шва, что важно для внешнего вида изделия. Как правило, выполняют 3-4 стежка на каждые 10 мм длиной 0,5-0,7 см.

Стегальная строчка

Рис. Стегальные строчки

Стегальные строчки применяются для соединения нескольких слоев деталей - как правило из основной и прокладочной тканей, для получения детали, хорошо держащей форму и для придания ей определенного изгиба для посадки по фигуре. Прокладочную ткань прошивают насквозь, основную ткань на половину толщины. С лицевой стороны стегальная строчка не должна быть видна. Простегают полочки мужских костюмов и пальто, подборта, воротники. При этом косые стежки выполняют по всей поверхности детали. В зависимости от ткани, длина и расстояние между стежками можгут меняться: длина стежка 0,5-1,5 см, ширина 0,5-0,7 см, расстояние между строчками 0,5-0,7 см.

Подшивочная строчка

Подшивочная строчка косыми стежками используется при закреплении припусков и подогнутых деталей с открытыми срезами и выполняется аналогично обметочной (рис. Обметочная строчка косыми стежками). Такой строчкой обрабатывают припуски и подгибы низа рукавов в жакете с подкладкой на сыпучих тканях и т. п. Выполняют 3-4 стежка на каждые 10 мм, длина стежка 0,4-0,5 см.

Штуковочная строчка

Рис. Штуковочная строчка

Штуковочная строчка используется в основном для ремонта одежды. С ее помощью сшиваются плотные неосыпающиеся ткани в местах разрыва или прореза. Выполняется 6-7 стежков на каждые 10 мм, длиной 0,2-0,3 см.

Крестообразные стежки

Крестообразные стежки применяются для подшивания низа изделий. Особенностью ручного подшива является отсутствие шва с лицевой стороны изделия. Стандартно выполняется 2-3 стежка на каждые 10 мм длины для легко осыпающихся тканей и 1 стежок на 5 мм для обычных тканей. Ширина стежка 0,3-0,5 см в зависимости от вида ткани. Подгиб может выполняться в открытом виде по краю или потайным - внутри припуска на подгиб. Крестообразными стежками также выполняются отделочные строчки при изготовлении женской и детской одежды.

Крестообразная строчка

Рис. Крестообразная строчка

Крестообразные строчки подразделяются на подшивочные и отделочные. Подшивочные строчки очень гибкие, за счет переплетения стежков крест-на-крест и применяются для фиксации подгиба низа изделия и рукавов. Также крестообразные строчки используются для отделки женской и детской одежды.

Петлеобразные стежки

Петлеобразные стежки применяют для наиболее прочных и эластичных строчек. Используя петлеобразные стежки можно выполнить постоянные строчки для прочного потайного скрепления деталей. С помощью петлеобразных стежков выполняют стачные, подшивочные, вспушные, разметочные строчки. Само название «петлеобразные»говорит о том, что стежки выполняются в форме петли.

Стачная строчка

Рис. Стачная ручная строчка

Стачная строчка напоминает машинный шов и выполняется в тех местах, где выполнить машинную строчку не представляется возможным или затруднено. Ее особенность в том, что между стежками не делают промежутков, а вход иглы производят в выход предыдущего стежка.

Вспушная строчка

Рис. Вспушная строчка

Вспушная отделочная строчка применяется для отделки краев манжет, рукавов, лацканов пиджаков и пальто, бортов и т. п. Расстояние между стежками, а также длина стежков определяется дизайнером. Еще такой ручной шов называют «назад иголку». Верхний слой ткани прокалывается насквозь, нижний наполовину. Вспушная строчка может также применяться для фиксации внутренних припусков с целью их закрепления в изделии (обтачки, подборта и т. п.).

Разметочная строчка

Разметочные строчки выполняются аналогично вспушной и используются в основном для гибкого постоянного скрепления двух и более слоев ткани в местах, где это необходимо (например, фиксируют припуски на подкладке рукавов, подборта, пришивают подплечики и т. п.) Длина стежков - 1,5-2 см.

Копировальная строчка

Рис. Копировальная строчка петлеобразных стежков

Копировальная строчка петлеобразным стежком применяется для переноса разметки контуров на парные детали. После выполнения каждого стежка нить вытягивается на 1-1,5 см. Длина стежков 0,5-0,7 см, 1-2 стежка на каждые 10 мм строчки. После того, как стежки проложены, детали раздвигают и разрезают нити по центру.

Подшивочная строчка

Рис. Подшивочная петлеобразная строчка

Подшивочная строчка применяется для постоянного закрепления подгибок низа изделия и рукавов, подкладки, карманов. Припуск предварительно обметывают оверложным швом. Изделие отгибают вниз от припуска и выполняют петлеобразную подгибочную строчку. Особенностью этой строчки является то, что стежки не видны ни с лицевой, ни с изнаночной стороны изделия, а полностью скрыты внутри подгиба. Выполняют 3-4 стежка на каждые 10 мм длиной стежка 0,3 - 0,4 см.

Для закрепления строчек

Петельные стежки применяются для для закрепления концов строчек после выполнения ручных работ, таких как пришивание пуговиц, крючков, кнопок. А также для выполнения закрепок на концах петель, карманов и т.д. Длина стежка 0,3 - 0,4 см.

Петельные стежки

Петельные стежки применяют для обметывания ручных петель - прямых, фигурных с глазком.

Рис. Петельные стежки

Петельная строчка

Петельная строчка используется для обметывания петель, а также ее выполняют как отделочную для обработки краев салфеток, покрывал, одежды. Частота и длина стежков определяются задачами дизайнера. Для выполнения петель частота стежков 6-10 на каждые 10 мм, ширина 0,2-0,3 см.

Рис. Петельная строчка

Специальные стежки

Специальными стежками выполняют закрепки и пришивают фурнитуру к изделию: пуговицы, крючки, петли, кнопки и т. п. . Прямые закрепки выполняют на карманах (для закрепления углов), концов петель. Фигурные закрепки применяют для закрепления концов складок и рельефов. При помощи стежков могут быть выполнены воздушные нитяные петли (разновидность прямых закрепок).

Пуговицы с двумя отверстиями пришивают 4 – 5 стежками, с четырьмя – 3 – 4 стежками в каждую пару отверстий, под пуговицу подкладывают спичку для формирования «ножки» высотой 0,1 – 0,2 см в зависимости от толщины ткани. Ножку обвивают 2 – 3 витками нитей, конец нити закрепляют и обрезают.

Теперь вы знаете больше о ручных стежках и строчках и сможете использовать их при пошиве вашей неповторимой одежды. До новых встреч в Школе шитья!

Сегодня настал черёд изучить средства художественной изобразительности в вышивке - различные швы. Будьте терпеливы, дочитайте статью до конца, вас ждёт мотивация и вдохновение!

Скажу сразу, что при таком невероятном многообразии швов и техник в вышивке мы будем рассматривать только самые важные и интересные, на мой взгляд, мои любимые способы вышивания.

Крестик. Начну с самого простого, но вместе с тем с самого значимого элемента и способа вышивки. Про его связь с обрядами и верованиями древних русичей мы уже говорили в первой части нашей беседы о вышивке. Крест считался защитой от тёмных сил и любого зла. Его и сейчас используют в тех же целях. Крест лаконичен и красив, но самое магическое и невероятное его свойство для меня в том, что благодаря маленькому колючему ёжику» получаются картинки. Всё дело в размере и количестве этих «ёжиков», конечно. Крестики как пиксели: чем их больше, тем изображение чётче и реалистичнее.

Расход ниток будет меньше, работа будет продвигаться гораздо быстрее, вышивка будет выглядеть аккуратнее, если вы сначала вышьете нижние диагонали всех крестиков (например: справа налево снизу вверх). А потом уже будете заканчивать крестики перпендикулярной перекладиной (например: слева направо снизу вверх). Обратите внимание! На рисунке показан способ экономии времени: не обязательно вытягивать иголку под пяльцами, а потом снова возвращать её на лицевую сторону вышивки. Можно одним движением сделать стежок и сразу оказаться в нужном месте! 🙂 Вот такая маленькая хитрость.

Когда говорят про вышивку крестиком, сразу представляется простой крест или «русский крестик» , а ведь существует ещё множество видов вышивки крестом.

Остановлюсь ненадолго на сложном (двойном) кресте и на счётной глади.

Двойной крест или «болгарский крест» немного похож на снежинку и состоит из двух крестов, наложенных друг на друга со сдвигом.

К вышивке крестом относится также и счётная гладь. Напомню, «счётной» эта гладь называется потому, что длина стежка определяется считанным числом нитей основы (канвы).

Теперь логично будет познакомиться с тёзкой счётной глади - с гладью несчётной . На Руси её называли Поверхность готовой вышивки ровная и гладкая как атлАс. Атласник отличается от счётной глади тем, что длина и направление его стежка определяются только контуром той или иной детали вышивки.


Для важно подготовить «настил» - это как скелет для костно-мышечной ткани, как фундамент для будущего дома. Настилом может быть контур детали вышивки (листка, лепестка и т.д.) «обведённый» тамбурным или другим швом (тамбурный шов мы рассмотрим позже).

Если деталь вышивки крупного размера, то необходим настил (как я его называю) по всей её площади, который чаще выполняется нитками в тон фона. Стежки настила могут быть достаточно редкими, они не должны покрывать всю площадь детали, но важно, чтобы они были перпендикулярны будущей основной вышивке атласником. Такой «фундамент» поддержит верхнюю вышивку, сделает её объёмной, придаст ей аккуратный и ровный вид. Лицевые (верхние) стежки самой глади не будут проваливаться или провисать. Обратите также внимание на натяжение нити во время вышивания, чтобы стежки ложились плотно, но в то же время не стягивали ткань.

Для экстра объёма деталь можно вышить гладью в два слоя, стежки которых будут перпендикулярны друг другу.

Следующим номером нашей программы будет Шов «цепочка» или «тамбур» - это непрерывная цепочка петелек, выходящих одна из другой. Петельки могут быть мелкие и крупные в зависимости от толщины нитки и длины выполняемого стежка. Тамбурной цепочкой вышивают различные узоры по свободному контуру или застилают рядами всю плоскость мотива. Этот шов тоже имеет свои вариации и усложнения.

«Петлю с прикрепом» можно считать разновидностью тамбурного шва или скорее отдельно взятым его элементом.

А теперь на нашей сцене «французский узелок» - милейшее изобразительное средство в вышивке! С его помощью можно легко придать работе объём и шарм. Сами видите, какие разные образы можно создать с помощью этого маленького, да удаленького узелка. 🙂

А между тем, делается он очень просто: иголка обвивается двумя кругами нитки, вкалывается в ткань рядом с выходом конца нитки из ткани и протаскивается сквозь эти петли. Узелок готов!


Следующий шов - рококо. М не это название напоминает курочку. 🙂 И если «французский узелок» - это цыплёнок, то рококо - его мама, потому что рококо - это усложнённая интерпретация французского узелка, на мой взгляд. Для рококо иголку нужно вкалывать на расстоянии от выхода нити из ткани, а когда конец иглы появится рядом с выходящей из канвы нитки, на него нужно намотать немного больше петелек нитки, чем для узелка. После того, как вы протянете иголку с ниткой сквозь петли, у вас получится «гусеничка» или «улыбка», как кому нравится. Её мы укладываем, как этого требует задумка и композиция вышивки, и фиксируем, вкалывая иголку в ткань в нужном месте. Обратите внимание на то, что нитка должна быть полностью прикрыта петлями: «гусеничка» должна получиться плотная. Для этого количество оборотов нитки вокруг иглы должно соответствовать расстоянию между выходом нитки из ткани и последующим входом иглы в ткань. Вы можете немного подтянуть и уплотнить петельки на нитке, но не до бесконечности.

Рококо чаще всего используют для вышивки цветов и листьев.

А сейчас… Моя любимая. Когда моя мама преподавала «мастерские» (труд) в педагогическом училище, она по собственному желанию освоила и этот вид рукоделия, хотя и так владела и владеет внушительным набором творческих навыков. Вечерами я с упоением наблюдала, как мама колдует над пяльцами и вытворяет чудеса с ниточками…

По-моему, самое неприятное в мережке - это скучный и довольно-таки трудоёмкий процесс вытягивания ниточек из ткани (продёргивание), чтобы создать «плацдарм»: для дальнейшего творчества. А дальше необходимо вооружиться какой-нибудь оптикой и обеспечить хорошее освещение (как и для любого вида рукоделия). Если наберётесь терпения, то шедевр вам обеспечен! Мережка - это дух народной вышивки! Это невероятно красиво, самобытно и нежно! Смотрите сами:

Существуют разные мережки. Есть виды мережки, предназначенные для работы с«дорожками» (как я для себя называю дырявые продёрнутые полосатые пространства на ткани). А есть виды мережки подходящие для украшения и обработки углов будущего узора.


Чтобы избежать разочарований, начать нужно с «забега на короткую дистанцию» - с простого вида мережки и короткой «дорожки». Когда положительный результат вас вдохновит, можно браться и за более трудные варианты этой сквозной вышивки. Дерзайте!

На мой взгляд, мережка - сестра плетения и родственница макраме.

Преклоняюсь перед красотой и благородством ещё одного вида вышивки. Знакомьтесь! Великолепное собственной персоной. Также как и мережка, этот способ вышивки пограничный с другими видами рукоделия. Ришелье очень похоже на кружево. Также ришелье близко к вязанию и макраме, потому что содержит «навесные» (как я их называю) элементы над фрагментами ткани, которые впоследствии будут вырезаны. Эти плетёные из ниточек перетяжки, похожие на канатные мосты над пропастью, как атланты держат на себе всю композицию и центральные фрагменты ажурной, сквозной вышивки.


Следующий шов, который мы с вами рассмотрим - стебельчатый. С вашего позволения, на нём я и закончу. Но не торопитесь уходить. 🙂 В конце этой статьи вас ждёт самое интересное!

Это был наш последний «экспонат» на сегодня. Но прошу вас, прочитайте публикацию до конца.

Если вы всё это время восхищались изделиями мастеров, любуясь картинками и фотографиями, и с грустью думали, что вам создание таких шедевров не по плечу… Приведу вам причины, которые смогут вас вдохновить.

1.В Китае живёт женщина, которая родилась без рук в прямом смысле этого слова. Самое удивительное заключается в том, что она является талантливой вышивальщицей!

Согласитесь, что после такого говорить о себе полноценной и здоровой: «безрукая» или «не из того места руки растут» - просто грех!

2.Современный мир предлагает в помощь столько всяких приспособлений, которые облегчают процесс творчества и помогают получать одно сплошное удовольствие от вышивания.

В вашем распоряжении удобные лампы с увеличительными стёклами, чтобы сберечь зрение. Сконструированы пяльца разнообразных размеров, форм и моделей, целые установки для закрепления тканей во время вышивки.

3. Мы имеем гораздо больше возможностей, времени и сил для творчества ради удовольствия , чем наши прапрабабушки, на которых было натуральное хозяйство с домашними животными и птицами, сад-огород, как правило, многодетные семьи и тяжёлый физический труд в поле.

4. Вы можете не только наслаждаться процессом творчества, но и использовать результат (продукт своей деятельности). Он может стать прекрасным подарком для родных и близких, оберегом вашего дома, украшением для вас самих. Кто-то за своё хобби ещё и материальное вознаграждение получает, как мастера Ярмарки, например.

5. И наконец, самое главное, на мой взгляд! Творчество даёт современной женщине возможность почувствовать себя немного феей, доброй волшебницей, созидательницей уюта и доброй атмосферы в доме. Вышивка или другой вид творчества способно сделать из вас ещё более «добрую и счастливую» женщину, жену, маму, сестру, подругу… Любое рукоделие во много раз полезнее для душевного равновесия и здоровья вообще, чем просмотр сериалов по ТВ или сплетни с соседями. Творчество помогает снять стресс, найти внутреннюю гармонию и покой.

Поэтому занимайтесь творчеством и будьте счастливы, дорогие волшебницы!

Рано или поздно, в руках у любой хозяйки оказывается нитка с иглой, а вместе с ними возникает необходимость что-нибудь подшить, обметать, заштопать или наметить вручную. Одним из популярнейших видов ручной обработки хлопчатобумажной ткани является обметочный шов, применяемый в случаях, когда в хозяйстве нет швейной машинки. Подробнее об этом и о других видах швов читайте в нашей статье.

Виды ручных швов для соединения тканей и подшивки

Наличием в доме швейной машинки может похвастаться не каждый. К счастью, этот полезный гаджет можно частично заменить ручной обработкой, и выглядеть это будет не менее аккуратно. Для начала, поговорим о швах, которые применяют при соединении и подшивки тканей.

Сметочный шов . Один из самых простых, применяется для скрепления деталей или для создания сборок. Стежки (длиной от 0,2 см до 5 см) прокладываются справа налево с промежутками. Длина стежка зависит от плотности ткани. К примеру, если вы обрабатываете шерсть или грубый лен, то и стежок должен быть подлиннее, и нитка с иглой потолще. А для таких деликатных материалов, как или тонкий , следует использовать маленькие стежки и тонкие иголки.

Подшивочный шов. С его помощью закрепляют подгибы рукавов и подшивают низ платья, рубашки, юбки либо шорт.

Подвиды подшивочных швов


  • Потайной – сшиваем ткани справа налево, не сильно затягивая стежки. Захватываем несколько нитей на ткани, которая находится сверху и край верхнего сгиба на нижнем слое.

  • Бархатный шов (крестообразный, «козлик») – им обрабатывают плотные несыпучие ткани: твид, бархат.

Ручная строчка (он же стачной шов). Внешне данный вид обработки выглядит, как на машинке. Расположение стежков – справа налево без промежутков. Нить необходимо укладывать в место выхода иглы, как бы возвращаясь назад после проделки предыдущего стежка. Схемы прокладывания швов вы можете изучить на рисунке, также вас ожидает видео в конце раздела.

Шов «за иголку» похож внешне на предыдущий с тем отличием, что между стежками предусмотрены пробелы. Этот шов идеален, если вам необходимо сметать детали тканей в полоску или соединить декоративные части ткани в клетку.

Штуковка – служит при скреплении плотных тканей, таких как , драп и пр., когда необходимо соединить материалы стык в стык. Также такими стежками часто шьют по коже, чтобы с лицевой стороны не было видно строчки. Стежки делают через края ткани, притягивая их друг к другу.

Ручные швы для обработки краев ткани

Если существует сметочный шов, то должен быть и обметочный шов вручную, и как раз о нем пойдет речь далее. Существуют разные подвиды обметочных швов.

  • Косой – его выполняют справа налево через край ткани.
  • Крестообразный – косой шов мы выполняем в двух направлениях сразу.
  • Петельный – укладываем нить в виде петельки вокруг иглы, слева направо. По длине стежок должен быть не более 0,4 – 0,6 см.

Для обработки краев салфеток, скатертей, простыней и прочего домашнего текстиля используют петельные швы . Как делать строчку из петельных швов, смотрите на видео.

Еще один шов, применяемый для отделки краев оборок или воланов называется круглый или «взакрутку». Для создания такой строчки ткань закручивают и прошивают частыми стежками косого обметочного шва.

Ручные швы для создания пометок на ткани

Ручные швы применяют не только для обработки краев и скрепления тканей. Иногда мастеру необходимо, к примеру, обозначить середину изделия, и для этого он применяет прокладочный шов .

Ручные швы и машинные работы. Виды и применение

Ручные швы и машинные работы, которые особенно незаменимы на начальном этапе изготовления изделия

Швы выполняются одной или несколькими строчками, и, помимо основной функции, используются также для отделки изделия.
Швы должны быть ровными, с одинаковым расстоянием между стежками, как на лицевой стороне, так и на изнаночной, с равномерно затянутыми нитками.

Виды ручных швов.

1. Наиболее распространенным швом на начальном этапе изготовления изделия является сметочный .
Его применяют для временного соединения деталей (наметка), создания сборок.
В зависимости от того, с какой тканью вы имеете дело, и для чего используете данный шов, длинна стежков составляет 0,2-5 см.

2. Прокладочный шов - разновидность сметочного. Его удобно использовать для пометок во время примерки, отметки середины изделия и т. п. Выполняется на одном слое ткани. Длинна стежков 1-3 см, расстояние между ними 0,5-0,7 см.

Ручные швы. 1 - Сметочный, 2 - прокладочный, 3 - копировальный, 4 - круглый, 5а - переводной шов (лицевая сторона), 5б - переводной шов (изнанка), 6 - стачной, 7 - шов "за иголку".

3. Силки или копировальный шов .
Используется для точного переноса контурных линий, контрольных знаков с одной симметричной стороны изделия на другую. Очень удобен, дает отличную возможность абсолютно точно сметывать, совмещать между собой изделия для дальнейшей работы.
Выполняется следующим образом: детали изделия складываются между собой лицевой стороной внутрь. По намеченным линиям, мягкими нитками (лучше хлопчато-бумажными) прокладываются сметочные стежки с расстоянием друг от друга 0,3-1 см.
От простого сметочного шва отличается тем, что нить не затягивают, а делают петельки высотой 1-1,5 см в зависимости от того, какой толщины ткань.
После наметки всего контура, детали изделия раздвигают, и натянувшиеся нитки разрезают по середине.

4. Переводной шов - разновидность сметочного, применяется для сметывания деталей с фигурными срезами и для подгонки рисунка.
Деталь с подогнутым срезом кладут на лицевую сторону другой детали, наметывают и скрепляют булавками. Обе детали сметывают. Иглу выводят из ткани на нижней детали у сгиба верхней, на нее набирают 2-3 нити на сгибе верхней детали.
Расстояние между уколами 0,2-0,5 см. Детали вторично сметывают с изнаночной стороны по стежкам и прострачивают.

5. Для обработки края деталей (оборок, воланов и т.д.) используют круглый шов .
Срез отгибают в сторону изнанки на 0,3-0,5 см, набирают 2-3 нити ткани около подогнутого среза и 2-3 нити на сгибе.
Не обязательно затягивать нить после каждого стежка, для ускорения работы можно делать это после 30-45 стежков. Плотность шва - 3 стежка на 1 см.

6. Стачной шов - напоминает машинную строчку.
Применяется для постоянного соединения деталей в тех местах, где машинная строчка невозможна, или в тех случаях когда требуется получить шов повышенной растяжимости.
Промежутка между стежками нет. Шьют сверху вниз. Расстояние между входом и выходом иглы 0,1-0,7 см. Укол делают в место выхода предыдущего стежка. Требует достаточно опытной руки.

7. Шов “за иголку” (разметочный) .
Выполняют также, как и стачной, но между стежками оставляют расстояние. Укол иголкой делают на половине расстояния между входом и выходом предыдущего стежка.

Ручные швы. 1а - косой обметочный (в заутюжку), 1б - косой обметочный (в разутюжку), 2 - крестообразный обметочный, 3 - петельный обметочный, 4 - простой (открытый) подшивочный, 5 - потайной подшивочный, 6 - подготовка низа изделия к подшиванию, 7 - фигурный подшивочный.

8. Обметочный шов служит для предотвращения осыпания на краях ткани.

Существует несколько видов обметочного шва:
- Косой, делается через край. Снизу вверх строчку прокладывают справа налево. На 1 см - 2-3 стежка.
- Крестообразный, похож на косой. Как и в косом, иглу вводят сверху вниз, но только по двум направлениям. Нить при этом не открывают и изделие не поворачивают.
- Петельный. Им обрабатывают срезы в сыпучих тканях. Иглу вводят сверху вниз, нитка предыдущего стежка лежит под иголкой. Строчку прокладывают слева направо.
Плотность шва 2-3 стежка длиной 0,4-0,6 см на 1 см ткани.

9. Подшивочный шов применяется для подшива края детали изделия.
Для того что бы использовать этот шов, необходимо подготовить срез изделия. Сначала подгибают весь припуск на подгиб, и приметывают на расстоянии 0,5-1 см от сгиба сметочным швом. Потом уже подшитый срез еще раз подгибают на 0,5-1 см и приметывают на расстоянии 0,2-0,3 см от второго сгиба. Срез приутюживают.

Есть несколько видов подшивочных швов:
- Простой (открытый) . На сгибе иглой захватывают 2-3 нити основной детали, прокалывают под сгиб и выводят иглу с другой стороны (проталкивают).

- Потайной . Припуск на подгиб отгибается на лицевую сторону, на изнанке остается 0,2 см подогнутого среза. Нитку закрепляют в припуске на подгибе изделия, под сгиб подшиваемого края вводят иглу, а при выходе набирают не менее 2-3 нитей основного изделия.
Строчка идет справа налево, нитка туго не затягивается. На 1 см ткани 2-3 стежка вполне достаточно.

- Фигурный или крестообразный. Применяется при использовании плотных несыпучих тканей (пике, коверкод, шотландка, репс, твид, бязь и других). Может использоваться и как отделочный шов.
При шитье иголку ведут слева направо и снизу вверх. Срез оставляют открытым, ткань подгибают только на припуск. Первый укол делают в основную ткань около среза, 2-3 нити набирают на иглу так, чтобы не проколоть лицевую сторону! Второй укол за припуск на подгиб. На 1 см ткани достаточно 2-3 стежка, длинна стежка 04-07 см.

10. Кроме тех швов, которые служат утилитарным целям: закрепляют, наметывают и т.д., есть еще швы, которые помогают сделать готовую вещь более привлекательной - отделочные швы.
Самые распространенные из них петельный, тамбурный, елочка, крестик, козлик-крестик, мережка, “монашка” (треугольник).

Отделочные швы. а - петельный, б - тамбурный, в - елочка, г - крестик, д - козлик-крестик, е - мережка, ж - "монашка".

Хочу пояснить один шов - “монашка ”, все остальные более просты в исполнении и приведены на рисунке.

“Монашкой” закрепляют складки, карманы, строчки, разрезы. Наметкой наносят контур равностороннего треугольника. Первый стежок делают из одного угла у основания треугольника в его вершину, второй - из вершины в третий угол, следующий - из третьего угла в первый рядом с исходной точной шва и так далее.
Стараются, чтобы нить везде была натянута одинаково. Постепенно заполняется весь треугольник.
Для прочности с изнанки пришивают кусочек прокладочной ткани.

При изготовлении швейных изделий приходится встречаться с разнообразными видами ручных и машинных работ.

При ручных работах выполняют следующие операции.

Сметать - временно соединить срезы двух деталей вместе простыми сметочными стежками для примерки или подготовки к машинной строчке. При сметке косых срезов с прямыми косой срез следует держать наверху и следить, чтобы он не вытягивался, а при сметывании долевого среза с поперечным наверху должен быть последний.

Обметать - обработать края открытых швов изделия для предохранения их от осыпания.

Наметать - прикрепить декоративную деталь к изделию (карманы, складки и др.).

Вметать - соединить одну деталь с другой по скругленным линиям (например, рукава, воротник и др.)

Приметать - соединить детали, приготовленные к машинной строчке (приметать юбку к лифу, воланы и т.д.).

Подшить - закрепить потайными стежками подогнутые края к изделию (низ платья, края рукавов и пр.).

Пришить - прикрепить несколькими стежками пуговицы, тесьму, крючки, кнопки и др.

Проложить силки - стежки, образующие небольшие петли (в 0,5 - 0,7 см) с лицевой стороны изделия, которые применяются для перевода меловых линий с одноименной детали на другую (например, вытачку с правой полочки на левую, контрольные знаки и т.д.). Детали при этом складываются лицевыми сторонами внутрь.

Посадка - свободное расположение одной детали по отношению к другой при их соединении вместе, посадка оката рукава при вметывании его в пройму, посадка плечевого среза спинки при соединении его со срезами полочки и так далее.

К терминам работ, выполняемых машиной, относятся следующие:

Стачать - соединить срезы ткани простым швом. При стачивании косой детали с прямой косую деталь следует держать снизу; если стачивается долевая деталь с поперечной, то поперечную нужно держать снизу.

Притачать - соединить мелкую деталь с крупной, например, притачать клинья, манжеты, карманы.

Обтачать - обработать край детали простым швом (обтачка клапанов подкладкой, обтачка бортов подбортами).

Втачать - соединить рукава с проймой, воротник с горловиной и т.д.

Настрочить - нанести отделочную строчку по краю наметанной детали на лицевую сторону, например, настрочить кокетку на лиф, карман на юбку или блузку.

Подрубить - подогнуть край среза и застрочить, например, низ сорочки, блузу и пр.

Расстрочить - разутюжить шов и нанести две отделочные строчки около шва с лицевой стороны на желаемую ширину, как складки, вытачки и др.

Утюжильные работы

Сутюжить - устранить посадку на изделии, уменьшить размеры детали или отдельные участки ее.

Заутюжить - расположить шов или рельефы на одну сторону и приутюжить.

Приутюжить - уплотнить утюгом складки, швы и т.д.

Отутюжить - устранить помятости, придать красивый вид изделию.

Оттянуть утюгом - удлинить участки срезов детали, например отлет воротника или какую-нибудь деталь, увеличить отлетной край баски, бейки, воланов.

Инструменты, необходимые для шитья

При шитье в домашних условиях необходимо иметь следующие приспособления: иглы, резец, ножницы, наперсток, измерительную ленту, булавки. Иглы должны соответствовать толщине ткани, а следовательно, и номеру ниток. Резец применяют при перенесении контура выкройки на ткань, а также линии с одной стороны на другую. Ножницы для раскроя ткани обычно применяют среднего размера. Наперсток подбирают по размеру среднего пальца. Измерительной лентой пользуются для снятия мерок (измерений фигуры), а также при раскрое ткани. Булавки необходимы для выполнения примерки изделия на фигуре человека, иногда булавками прикалывают детали выкройки и ткани.

Ручные швы

Детали изделия скрепляют при помощи швов. При изготовлении одежды наиболее распространен

с м е т о ч н ы й ш о в

(рис. 1,а). Он применяется в основном для временного соединения деталей (наметка) и для образования сборок. Длина сметочного стежка колеблется от 0,7 до 2,5 см. Сметочные стежки выполняют хлопчатобумажными нитками N 60-80 при обработке шерстяных, шелковых, тонких синтетических тканей и нитками N 30-40 при обработке фланели, вельвета, джинсовой ткани и др.

Прокладочный шов

(б) - разновидность сметочного. Он служит для пометок во время примерки, для обозначения середины детали и других линий. Выполняют на одном слое ткани. Длина стежков 1-3 см, расстояние между ними 0,5-0,7 см.

Копировальный шов

(силки) используется для точного переноса контурных линий и контурных знаков с одной стороны детали на другую, симметричную ей (в). Детали складывают лицевыми сторонами внутрь и по намеченным линиям мягкими хлопчатобумажными нитками прокладывают сметочные стежки на расстоянии один от другого 0,3-1 см; нить при этом не затягивают с тем, чтобы она образовала петли величиной 1-1,5 см в зависимости от толщины ткани. Затем детали раздвигают и натянувшиеся нити разрезают.

Рис. 1. Простые ручные швы:

а - сметочный, б - прокладочный, в - копировальный

Переводной шов

(рис. 2) применяют при сметывании деталей с фигурными срезами и при подгонке рисунка. Деталь с подогнутым срезом кладут на лицевую сторону другой детали, наметывая или скрепляя булавками. Обе детали сметывают. Иглу выводят из ткани нижней детали у сгиба верхней, набирают на нее 2-3 нити на сгибе верхней детали. Расстояние между уколами 0,3-0,5 см. Детали сметывают вторично с изнаночной стороны по стежкам и затем прострачивают.

Рис. 2. Переводной шов

а - вид с лицевой стороны, б - вид с изнанки

Ручной стачной шов

(рис. 3, а) напоминает машинную строчку. Его применяют для соединения деталей взамен машинной строчки в тех случаях, когда строчка должна обладать большей растяжимостью (например, при соединении средних срезов брюк.

При выполнении стежка иглу вводят в ткань сверху вниз так же, как и при выполнении сметочного стежка, но при образовании второго стежка ее снова вводят в первый прокол и выводят дальше, чем при образовании первого стежка. Расстояние между входом и выходом 0,1-0,7 см. Такую цепочку стежков выполняют нитками N 30 и 40.

Шов «за иголку»

(разметочный) выполняют так же, как и стачной, но с расстоянием между стежками (б). Укол иглой делают на половине расстояния между входом и выходом предыдущего стежка.


Рис. 3. Соединительные швы:

а - стачной, б - шов «за иголку»

Обметочный шо в

предохраняет срезы деталей от осыпания. Бывает несколько видов.

Косой шов (рис. 4) делают через край. Иглу вводят снизу вверх, выполняя строчку справа налево. Плотность шва - 2 - 3 стежка на 1 см ткани.

Подобно косому шву выполняют и крестообразный, только в двух направлениях (рис. 5). Нить при этом не отрывают и изделие не поворачивают.

Для подшивки края детали изделия применяют

подшивочные швы .

Срез необходимо предварительно подготовить (рис. 6, а). Сначала подгибают весь припуск на подгиб и приметывают на расстоянии 0,5 - 1 см от сгиба сметочным швом. Затем срез подгибают на 0,5 - 1 см и приметывают на расстоянии 0,2 - 0,3 см от второго сгиба. Подогнутый срез приутюживают.

Пошивочные швы бывают нескольких видов.

Простой или открытый (б). Вышедшей из сгиба иглой захватывают 2 - 3 нити основной детали, делают укол под сгиб, и иглу проталкивают. Плотность шва - 2 - 3 стежка на 1 см ткани.

В потайном шве (в) весь приметанный припуск на подгиб отгибают на лицевую сторону, на изнанке остается 0,2 - 0,3 см подогнутого среза. Нитку закрепляют в припуске на подгиб, иглу вводят под сгиб подшиваемого края, и при выходе на нее набирают 2 - 3 нити основной детали. Строчку прокладывают справа налево. Нить туго не затягивают. Плотность шва - 2 - 3 стежка на 1 см ткани.

Фигурный (крестообразный) шов (г) применяют при подшивании низа изделия из плотных несыпучих тканей и как отделочный. Выполняют слева направо снизу вверх. Срез открыт, ткань подгибают только на припуск. Делают первый укол в основную ткань около среза, набирают на иглу 2 - 3 нити так, чтобы не приколоть на лицевую сторону, второй укол - за припуск на подгибе. Длина стежка - 0,4 - 0,7 см, плотность шва - 2 - 3 стежка на 1 см ткани.