Школы для мам и пап. Жестокий детский дом: советское прошлое и российское настоящее

Геннадий Прохорычев, Уполномоченный по правам ребенка во Владимирской области. Все фото - из личного архива Г.Л. Прохорычева.

Детский омбудсмен во Владимирской области Геннадий Прохорычев в самом начале нашего общения признался в том, что долго не хотел возвращаться к теме насилия и жестокого обращения в сиротских учреждениях. Но нашумевший случай в омской школе-интернате, где четверо подростков избивали своего сверстника, снимали это на смартфон и выкладывали видео в сеть, побудил Геннадия Леонардовича заново осмыслить проблему насилия и даже посмотреть на нее сквозь призму собственного сиротского прошлого, которое представлено в фотографиях из его личного архива.

— Расскажите, какие виды насилия бывают в детдомах, приютах и других сиротских учреждениях? Объясните, пожалуйста, механизмы возникновения ситуаций насилия.

— Случаи деструктивного, жестокого поведения, разнообразные формы насилия по отношению к детям (в том числе и в кровной, и в замещающей семье) распространены в современном обществе. Сообщения о них регулярно попадают в СМИ. В любой образовательной организации независимо от организационной формы — колония для несовершеннолетних преступников, школа закрытого типа, детский дом, коррекционная школа-интернат, реабилитационный центр (приют) для детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, дом ребенка, детское отделение психиатрической больницы, школа, кадетский корпус, загородный лагерь — могут возникнуть ситуации насилия и так называемой дедовщины.

Насилие в детских домах было всегда, еще во времена Советского Союза. Внутренняя социальная структура таких учреждений — конечно, не всех — строилась по модели отношений преступного мира и в соответствии с «зоновскими» правилами поведения. Вопросы дисциплины в детском доме отдавались на откуп взрослым ребятам, что поддерживало дедовщину и насилие старших над младшими. Были и такие случаи, когда воспитатели избивали детей, считали это правильным и необходимым воспитательным моментом.

Утренняя гимнастика. Специально для Уполномоченный по правам ребенка предоставил свои детские фотографии.

Приведу примеры из своего детства. В дошкольном детском доме с детьми от 3 до 7 лет за любую провинность воспитанников клали на перекладину кровати и били палкой. Голыми ставили в угол на соль или гречку. Наказывали едой. Кололи руки иглой тем детям, у которых номера на одеялах отрывались. Как на зоне, у меня был номер 73, а у моего брата-близнеца — 89. Номера очень часто отрывались. Поэтому упомянутые экзекуции мы испытывали на себе не раз.

Но самый бесчеловечный «воспитательный» прием был другим, он назывался «профилактическим мероприятием» для тех, кто плохо себя вел. Выбирался ребенок, которого заставляли мазать лица других детей отходами человеческой жизнедеятельности.

Перед приездом какой-либо комиссии нас раздевали догола, осматривали на предмет синяков, чтоб мы — не дай Бог! — не сказали, что это вызвано действиями воспитателей.

Самоподготовка.

Когда ребенок не знает других методов воспитания, и у него нет опыта отношений любви и добра, он считает, что так и устроен мир, что это норма поведения взрослых людей. Мы, дети, привыкли к насилию со стороны взрослых, считая, что так и должно быть. И эта подмена, происходящая в сломанном сознании ребенка, — самая страшная, которую во взрослой жизни очень сложно исправить.

Когда нас переводили в школьный детский дом, я спрятался под кровать, чтобы меня не увезли. Я не знал ничего, кроме моего детского дома, меня пугали перемены. Особенность детского восприятия, заложенная природой, — принимать все за чистую монету. Ребенок может выжить и привыкнуть к невыносимым условиям существования и неприемлемым способам общения со взрослыми или сверстниками. Что-то подобное происходит в неблагополучных семьях, где родители злоупотребляют алкоголем, пренебрегают основными потребностями ребенка и систематически истязают своих детей.

— Геннадий Леонардович, что происходит в российских детдомах сейчас, есть ли проблемные учреждения в той же Владимирской области?

— Ситуация с насилием различается в зависимости от региона РФ. Например, за Уралом детских домов все еще очень много, и в них достаточно много детей. Там ситуация меняется очень медленно, и все проблемы, которые были в советских детских домах, существуют и сегодня.

В столовой.

До недавнего времени во Владимирской области было 22 детских дома. В каждом воспитывалось более 100 детей. Но с развитием института приемной (замещающей) семьи и системы усыновления количество детских домов сократилось. В настоящее время их осталось всего десять. Это маленькие, устроенные по семейному типу учреждения. В них есть все для полноценного развития ребенка, материальная база очень хорошая. В каждом — от 15 до 40 детей, всего по области 280 воспитанников.

Тяжелых случаев насилия во Владимирской области не было давно. Но случаи жестокого обращения и насилия в подростковой среде все же есть. Как правило, они скрываются руководителями учреждений, чтобы избежать скандала. Довольно часты случаи, когда старшие отнимают деньги или просто понравившуюся вещь у младших, посылают их за сигаретами, понуждают ребенка что-то сделать вместо себя; дети воруют. По сути, дедовщина в детских домах продолжает существовать, она пока не побеждена.

— А с чем вы связываете позитивные изменения?

— В первую очередь, с увеличением количества усыновлений и развитием института замещающих семей. Многие дети, оставшиеся без попечения родителей, минуют детские дома и находят новых родителей. И это правильно.

Октябрьское мероприятие.

Ужесточение уголовного наказания за преступления против жизни и половой неприкосновенности несовершеннолетних также дает результат и помогает предупреждать преступное поведение. Организация профессиональной переподготовки специалистов стала системным явлением в педагогической практике.

Открытость детских домов для некоммерческого сектора и тех НКО, которые работают в сфере защиты детства, во многом меняет воспитательную практику детского дома и психологический облик сотрудников учреждений. Важно также и изменение национального законодательства в пользу реорганизации системы детских домов, их внутреннего содержания и обеспечения, переосмысления методических практик и системы подготовки кадров, соответствующих новым реалиям и вызовам современной России.

— Каковы, на ваш взгляд, эффективные инструменты предотвращения жестокого обращения?

— Во-первых, это ответственное, неравнодушное отношение губернатора области, а также регионального правительства к этой проблеме. Губернатор должен иметь реальную картину происходящего в регионе. И самое главное — должен иметь искреннее желание менять существующий порядок вещей в лучшую сторону, тотально бороться с насилием в сиротских учреждениях.

Во-вторых, профессиональный и ответственный директор детского дома. Все очень просто, но вместе с тем и непросто. Ребенок переступает порог образовательной организации, в данном случае детского дома, и всю полноту ответственности (в том числе и уголовной) за жизнь, здоровье, воспитание и образование несет руководитель. Он должен хорошо понимать, что за его спиной негласно стоит следственный комитет и прокурор, которые в случае противоправных действий в учреждении определят меру ответственности руководителя.

«Делаем вид, что смотрим телевизор. А на самом деле — он выключен».

Поэтому директор — главная фигура, которая может остановить насилие в своем учреждении. Персональная ответственность директора очень велика. Он должен знать, что происходит в детском доме, каковы тенденции и перспективы развития детского коллектива, и при необходимости вмешиваться, корректировать. Планы воспитательной работы должны быть ясными, конкретными и эффективными.

В-третьих, это подготовленный педагогический коллектив единомышленников, который не должен работать формально, для галочки. Коллектив, который постоянно ищет новые педагогические подходы, методики, инструментарий для работы с детьми, оставшимися без попечения родителей. Основной задачей педагогов и воспитателей должна быть подготовка ребят к самостоятельной жизни в качестве сознательных взрослых, ответственных за себя и за свою будущую семью и детей.

Чтобы остановить дедовщину, директор и педагогический коллектив должны 24 часа в сутки находиться в стенах учреждения и знать, что в нем происходит, какие настроения среди воспитанников. Знать о каждом все: о его семье и родителях, состоянии здоровья, сильных и слабых чертах характера, сфере интересов, наклонностях, о том, при каких обстоятельствах он оказался в детском доме, есть ли травмирующие эпизоды в его семейной истории. Это необходимо, чтобы выстроить образовательную и воспитательную траекторию реабилитации и предупредить возможные риски развития деструктивного поведения.

«Слушаем радио».

Ни в коем случае нельзя выстраивать воспитательный процесс на основании принципа «старший все может» и за дисциплину отвечает он, перекладывая тем самым свою ответственность по поддержанию дисциплины в детском доме на плечи старших ребят. Старших нужно мотивировать на создание позитивной среды на основе ученического самоуправления. Необходимо выстроить воспитательную траекторию настолько четко и интересно, чтобы у ребят не оставалось свободного времени для деструктивного поведения.

Мой жизненный опыт подсказывает, что человек должен работать в детском доме по призванию. Идеалом в этом отношении для меня служит подвиг Януша Корчака, который не оставил сирот в тяжелый момент их жизни и пошел вместе с ними в газовую камеру. Это образ полной отдачи всего себя нуждающимся детям.

— Есть ли положительные примеры сиротских учреждений, в которых буквально на ваших глазах решилась проблема насилия?

— Да, это было в школьном детском доме, где я воспитывался. Нас было 140 ребят. Находился детдом в развалинах монастыря. Директор ничего не знал о том, что происходит в коллективе. А происходило многое из того, о чем мы говорили выше. Старшие развлекались, натравливая на нас овчарку Эльзу, а мы убегали. Они вешали в церкви кошек и собак, сдирали с них шкуры, а нас заставляли смотреть. Если кто-нибудь плакал, мазали лицо кровью убитых животных и били. Заставляли выпрашивать сигареты и деньги у селян. В Пасху требовали идти на кладбище в ночное время и собирать оставленную людьми на могилах родственников еду, отбирали новогодние подарки, принуждали драться между собой, а проигравшие должны были добежать по тонкому льду на другой берег пруда. Много чего еще было…

Дежурные по кухне.

И вот пришел в наш детских дом новый воспитатель-мужчина и практически сразу поменял существующие нормы: стали праздноваться дни рождения, появились занятия фотографией, музыкально-поэтические вечера при свечах и так далее. К нам стали приезжать специалисты из кинологического клуба служебного собаководства, мы стали ездить на экскурсии в другие города и ходить в походы.

Новому воспитателю не раз приходилось проявлять твердость характера и бороться с дедовщиной и насилием в детской среде. Помню яркий случай, когда воспитатель на спор пробежал десять километров с одним из старших ребят, чтобы доказать ему, что способный обижать тех, кто слабее, сам является слабаком. И доказал: тот старший нас больше не трогал.

Я до сих пор благодарен этому воспитателю, мы общаемся и дружим. Это — невымышленный пример неравнодушного взрослого человека, который поменял жизнь сирот в отдельно взятом детском коллективе. Низкий поклон ему и пожелания здоровья и всего самого светлого.

  • Добавить в избранное 1

Дети-сироты и дети, лишенные попечения родителей, большей частью поступают в интернаты или детские дома из социальных низов. С "лишенцами" все понятно - там или родители лишены родительских прав, или родители сидят в тюрьме / находятся в психиатрических госпиталях.

Дети-сироты из "нормальных" семей поступают в детдома довольно редко, по всей видимости, потому, что в "нормальных" социальных стратах более развиты коммуникации, и осиротевших детей есть кому забрать (родственники или опекуны из ближайшего окружения погибших родителей). Хотя случается и такое, что осиротевший ребенок из "нормальной" семьи попадает в детдом (был такой случай в одном из моих классов). Большинство сирот поступает в детдома все же из "неблагополучных" семей (например, отец зарубил мать топором, а сам повесился в камере - реальный случай в классе, который я вела). Иногда, редко, о помещении ребенка в интернат или детдом договариваются очень бедные родители, едва сводящие концы с концами (обычно многодетные) - тоже реальный случай из моего класса.

Еще в детдом попадают беспризорники - те, кто не может назвать имен своих родителей и живет просто на улице. Они, впрочем, обычно по весне убегают снова и возвращаются где-то в начале зимы.

Вот такой контингент.

Итак, дети попадают в детдома с разным бэкграундом и разной семейной историей - девочку, которую родители отдали в интернат из-за крайней бедности, но которую они забирают на выходные, трудно сравнивать с мальчиком, у которого родители погибли такой страшной смертью. У них разное прошлое, настоящее и будущее. Поэтому нельзя считать, что сходство детдомовцев какое-то тотальное, какое-то диагностическое. Отнюдь.

Разделив детей на группы "откуда они попали в детдом", я предварила разделение по тем субкультурам, носителями которых дети являлись ДО попадания в детдом. Соответственно, это 1) субкультура криминальной бедности (воры, убийцы, скупщики краденого, содержатели притонов, проститутки) 2) субкультура не-криминальной бедности (работающие или безработные семьи или матери-одиночки, едва сводящие концы с концами) 3) субкультура бродяжничества 4) субкультуры различных социальных страт, осиротевшего ребенка из которых некому было забрать (как правило, это не-интеллигенция).

Практически во всех стратах, из которых поступают "лишенцы" и сироты, отсутствует образование, уверенность в завтрашнем дне, солидарность и процветает иерархическая культура насилия, цинизма и равнодушия. Под "насилием" я имею в виду не обязательно физическое насилие крайних форм (избиение матери отцом и ребенка обоими), а экзистенциальное насилие любого вида - то, что мы иногда называем "дикостью". "Кто сильнее, тот и прав" - примерно так может звучать ее основной постулат. Большинство детей поступают в детские дома с уже записанной матрицей повседневности - все в твоей жизни зависит от твоего места в иерархии. (Есть, впрочем, и другие дети, их меньшинство.)

На матрицу, записанную в подсознании ребенка в "семейном" детстве, пишется та информация, которую он приобретает в детском доме.

Любопытно, что дети, пришедшие в детдом в разном возрасте, одинаково быстро усваивают детдомовскую субкультуру и очень быстро начинают идентифицировать себя как "детдомовцев". Случаи нарочитой анти-самоидентификации ("я - не детдомовский") редки и наблюдаются обычно у беспризорников и примыкающих к ним малолетних проституток (я забыла сказать, что это отдельная категория жителей детских домов и интернатов - они большую часть года проводят в детском доме, но периодически их охватывает зуд бродяжничества, и они убегают, обычно недалеко, некоторое время занимаются проституцией, а потом возвращаются). Беспризорники - понятно, почему, они и в самом деле проводят в детском доме три-четыре месяца в году, а проститутки, очевидно, нуждаются в нарочитой оппозиции остальным жителям детского дома (как и большая часть уличных-вокзальных-дорожных проституток нуждается обычно в противопоставлении себя "порядочным" людям).

Дети-сироты из "нормальных" семей, попадая в детдом, против ожиданий не держатся за свою идентичность "я из нормальной семьи", а быстро растворяются в общей массе "контингента". Не знаю, почему так. Правда, здесь есть зависимость от возраста - девочка, осиротевшая в 14 лет (автокатастрофа), считала дни своего пребывания в детском доме и упорно строила планы на взрослую жизнь, когда она станет жить в своей квартире. Остальные сироты из "нормальных" семей, пришедшие в детский дом в 7, 10, 11 лет, ничем не отличались от "лишенцев" и остального контингента.

(Слово "контингент" я употребляю, чтобы заставить вас нервничать.)

Итак, какова же она, субкультура "детдомовцев", что объединяет детей с разным, как я подчеркнула в начале, бэкграундом и разным будущим?

1. Тотальная бедность. Детдомовцы относительно хорошо питаются (правда, это в столицах так, а про региональные детдомы я слышала ужасы) и с относительной регулярностью ездят в отпуска (и даже за границу), но при этом бедность - это форма их повседневного существования. Начиная от интерьеров и заканчивая игрушками, инвентарем и пр. Собственное имущество детдомовцев (одежда, игрушки, сумки, безделушки) малочисленно, случайно и весьма аскетично.

Бедность повседневной жизни осознается детдомовцами как норма. Интерьер обычной квартиры среднего класса выглядит для них как дворец (это очень важно знать тем, кто хочет привести ребенка к себе в гости).

Почти всех этих детей очень тянет ко всему яркому, блестящему, нарядному (обычно "нарядному") - сначала чисто физиологически, потому что их среда обитания очень серая и однообразная, а потом у них формируется такой вкус.

Субкультура детдомовской бедности отличается от "обычной" субкультуры бедности тем, что дети, живущие в бедных семьях, знают, откуда берутся деньги - мама вкалывает на трех работах уборщицей, старшие дети продают газеты, младшие подбирают бутылки и сдают - из этого образуется суп и каша. Детдомовские не видят чужого труда, еда берется в столовой, одежда у кастелянши. Поэтому если в бедных семьях связка "труд - еда" более или менее наличествует, то у детдомовцев она отсутствует.

Кроме того, детдомовцы не знают тягот жизни (опять же потому, что лишены возможности видеть, из чего возникает еда, одежда и пр.). Они не знают, что такое "начальник", "цены", "коммунальные услуги", "очередь на рынке" и другие вещи, образующие повседневность бедных людей. В этом смысле они сильно дезадаптированы.

2. Беззаконие. Я долго думала, откуда в детдомовских такой имморализм - от тотальной бедности, от социального происхождения или от того, что их воспитанием никто не занимается, и решила, что от всего вместе.

Детдомовцы легко берут чужие вещи без спроса (на время и навсегда), воруют в магазинах и на рынках, любят разрушительные действия (разбить стекло, разломать новую ограду и пр), охотно обижают слабых. При всем при том они могут быть вполне добрыми и на свой лад честными ребятами - просто у них очень искаженное и крайне ослабленное представление о морали. Если их поймать на месте преступления, они отпираются только если им грозит наказание, а вообще обычно сразу признаются и видно, что у них нет понимания, что они делают плохо.

Поэтому детдомовцы - поставщики кадров для криминалитета, в первую очередь мальчики, конечно. Подросткам очень важно чувствовать себя перешедшими на другую ступень иерархии, а это часто достигается членством в какой-нибудь местной банде. Как правило, они становятся "форточниками", то есть участвуют в квартирных кражах, а также пиздят магнитолы из автомобилей, откручивают зеркала и пр. Разбоем и грабежом (нападения на прохожих) занимаются редко. Но это я отвлеклась. Криминализация детдомовских обычно означает разложение детдомовской субкультуры у ребенка и интеграцию его в криминальную субкультуру.

Говоря об имморализме детдомовцев, я имею в виду не отсутствие любой морали - как в любом сообществе со своей субкультурой, мораль есть и у них. Я имею в виду некую универсальную среднестатистическую мораль, а-ля "воровать нельзя", "врать нехорошо", "уважай чужой труд" и пр. Вот с этим у большей части контингента проблемс, да-с.

3. Изоляция. Это очень важная особенность детдомовской субкультуры, но у меня уже отваливаются руки. Не переключайте канал.

3. Изоляция. Детский дом крайне мало контактирует с людьми из семей - как с "благополучными", так и с "не". Выходы детдомовцев "в свет" (музеи, театры, спорт и прочее, куда их водят обязательно, периодически) почти никогда не сопряжены с контактами с миром семейных людей. Детдомовцы играют отдельно, растут отдельно, учатся отдельно - короче, живут отдельно. Мир семейных людей остается либо в их воспоминаниях (обычно, как я уже говорила, тяжелых, но всегда ценных для ребенка), либо воспринимается ими опосредованно - через кино, книжки, телевизор, рассказы. Практически ни у кого из детдомовцев нет друзей из мира семей. Только дети-сироты, попавшие в детдом в относительно позднем возрасте, сохраняют контакты с одноклассниками, соседями и пр, но и эти контакты становятся спорадическими.

Поэтому детдомовцы очень плохо осведомлены о том, что такое жизнь в семье, - их воспоминания об этом обрываются на возрасте попадания в детдом, а рассказы не обладают необходимой степенью информативности.

(И это я еще не знаю ничего про "отказников" - детей, которые с рождения живут в казенном доме.)

В этом смысле на нашей планете действительно существуют два мира - мир семейных людей и мир детей без семьи. Различия между ними очень заметны, но важно то, что эти различия именно бросаются в глаза, а не являются глубинными, психикообразующими.

Основное различие, о котором любят жужжать тетки, - в том, что детдомовцы якобы лишены чувства любви, эмоционально холодны, равнодушны и т.д. Это неправда. Детдомовская субкультура предполагает большую сдержанность, умение владеть собой, умение "постоять за себя" и пр, от этого дети кажутся холодными и расчетливыми. На самом деле они, как и все люди, эмоциональны и привязчивы, но изоляционная иерархическая субкультура, которую они усваивают в детском доме, требует высокого самоконтроля, с которым ребенок привыкает жить.

Дети из детского дома гораздо более самостоятельны и независимы, чем дети из мира семей. Правда, эта самостоятельность тоже имеет особую природу. Там, где у родительского ребенка есть авторитет старших, - у детдомовца есть прагматизм, граничащий с цинизмом. Дети из детдома не корреспондируют своих действий с вопросом "разрешат мне или нет". И вообще они не любят контроль - в отличие от родительских детей, которые осознают более или менее выраженный контроль со стороны родителей как норму, детдомовцы растут в ситуации "имитированного контроля", а де-факто почти полной бесконтрольности, и настоящий контроль их повергает в ступор или раздражает.

Изолированность детдомовцев имеет и еще одно следствие. Их коммуникация с миром семей, которая начнется, когда они достигнут совершеннолетия и начнут получать профессии и в целом социализироваться, всегда оказывается несколько странной. Большинство детдомовцев стесняются того, что они детдомовцы, и часто пытаются это скрыть. Они многого не знают о жизни семей (например, отмечание дня рождения в кафе Баскин-Роббинс - для них что-то из области сказок), поэтому коммуницировать с миром семей им трудно. Однако следует отметить, что своего рода идея-фикс семьи, которая есть почти у каждого детдомовца (за исключением беспризорников, проституток и еще кое-кого), оказывается продуктивной в том плане, что они очень тянутся к миру семьи и очень стремятся его реализовать в своей жизни. Возможно, в какой-то степени приобретаемые ими навыки жизни в мире семей - мимикрия, но это можно сказать почти о любых социализационных навыках.

Изоляция, в которой растут детдомовцы, по выходе из детдома сменяется либо активнейшей интеграцией в мир семейных людей (невротичной, разумеется, как и любая социализация) и вытеснением своего детдомовского прошлого (человек не просто скрывает его от других, но и сам старается забыть о нем), либо, увы, дезадаптацией и окончательной интеграцией в мир деклассированных элементов.

Нельзя сказать, чего больше. Возможно, 50:50.

Таким образом, изолированная жизнь в детдоме приводит к тому, что детдомовцам в детстве трудно понять мир семейных людей и даже просто получить непосредственную информацию о нем. Впоследствии это ведет либо к активному стремлению интегрироваться в мир семей (девочки и мальчики рано создают собственные семьи и рожают детей), либо к отказу от этих попыток и погружению в криминальные субкультуры.

Так, это я сказала, это я сказала, а про что дальше говорить, там еще поле непаханое. Щас еще напишу.

4. Жизнь на виду. Ну, тут понятно. Прайваси в детском доме - это как лед в Сахаре. Жизнь на виду у всех имеет несколько следствий:

1) Дети крайне-крайне ревностно относятся к "своему" - среди мифов о детдомовцах есть миф об их чрезвычайной жадности. Он не отражает реалий, так как детдомовцы не столько жадные, сколько крайне дорожащие "своим" дети. Детдомовская субкультура предполагает, что твое у тебя могут отнять, украсть, сломать из вредности, и наказать обидчика можно либо симметричным действием, либо какой-нибудь пакостью. Физические слабые или просто мирные, неконфликтные дети, не желая ни с кем ссориться из-за игрушек или одежды, стараются прятать то, что им дорого, живут в страхе того, что это исчезнет. Иногда это становится личностным свойством и остается на всю жизнь, а иногда с годами утихает.

2) У детдомовцев вырабатывается странное восприятие собственного тела и телесного взаимодействия. Они гораздо больше готовы к драке, чем к ласке, и поглаживание по голове, по плечу даже от близкого человека могут воспринимать как вторжение в их личное пространство. Грубо говоря, их телу комфортно, когда его никто не трогает. Впрочем, я знаю множество родительских детей с тем же свойством.

3) Сплетни и обсуждения - важная часть жизни детдома. Каждый из детей знает, что о нем говорят, и часто знает, что именно говорят. Секреты быстро перестают быть таковыми. Детдомовская субкультура как бы предполагает отсутствие секретов, секрет - это слабость, слабость - основание быть побитым, осмеянным. Поэтому детдомовцы, адаптируясь к этой субкультуре и одновременно поддерживая ее, делают "ход конем" - они тщательно оберегают свои самые секретные секреты (обычно это мечты или воспоминания) и вырабатывают безразличие к разоблачению не-интимных, не-идентификационных секретов. Грубо говоря, детдомовец фыркает "ну и что", когда узнает, что все знают, что его брат шизофреник, но тщательно хранит секрет о своем придуманном друге.

4) Дети очень не любят, когда им лезут в душу, разводят на откровенность. Тщательно оберегаемые идентификационные секреты не должны быть выданы постороннему человеку, потому что тогда возникает опасность, риск. Поэтому есть еще миф о детдомовцах - они скрытные, не доверяют людям и им нельзя доверять. Я не считаю, что этот миф отражает реалии. Дети не столько тотально недоверчивы (часто, увы, бывает наоборот), сколько держатся за свои секреты как за то, что отличает их от других, делает ими.

Воспитание детей сирот в условиях детских домов является сложным процессом, о котором не всегда задумываются педагоги, выбирающие работу именно в таких учреждениях. Для того чтобы обучать и воспитывать таких детей, необходимо намного больше знаний, квалифицированности, терпения и понимания, нежели для обучения детей в обычной школе. Для того чтобы понять, каким должно быть воспитание, необходимо хотя бы немного разобраться в основных причинах низкой обучаемости и отсутствия правильной социализации у таких детей.

Разные возраста в одной группе

Ни для кого не секрет, что очень часто сирот разных возрастов собирают в одну группу для обучения. Результатом такого образования дети даже не всегда полностью знают алфавит и умеют читать, не говоря уже о других навыках. Поэтому педагогам, которые работают с детьми в условиях детского дома, необходимо помнить о том, что ребятам нельзя читать урок, как это происходит в обычных школах - для всего класса. Здесь необходим индивидуальный подход. К сожалению, ещё не разработаны специальные методики преподавания именно для детского дома, но педагоги всегда могут изменять уже существующие методологии, подгоняя их именно под ситуацию, которая складывается в определённом классе. У многих сирот наблюдаются проблемы с развитием памяти, мышления и обучаемости. Соответственно, если педагог видит, что у группы приблизительно одинаковые пробелы в знаниях и умениях, он может использовать одну методику для детей разных возрастов. Но в случае когда в классе наблюдается разный уровень развития, учеников нужно делить не по возрасту, а именно по их умениям и навыкам. Многие педагоги делают ошибку, начиная подтягивать слабых и тем самыми не дают возможности развиваться более способным ученикам, поскольку им приходится выполнять задания ниже своего уровня знаний. Для таких детей необходимо специально разрабатывать свои задания и упражнения, чтобы они могли разбираться с ними, в то время как преподаватель занимается с более слабой группой учеников.

Психологические исследования

Также педагогам, которые работают в условиях детского дома, нужно понимать о том, что они должны быть не только учителями, но и психологами. Именно поэтому преподавателям, которые работают в детских домах, советуют постоянно проводить различные психологические тесты, которые могут выявить причины нарушений у детей и помогают подготовить планы занятий, которые смогут развивать каждого ребёнка, в соответствии с его возможностями, знаниями и умениями.

Роль преподавателя

Учителя, которые работают в детских домах должны понимать, что их роль очень важна в жизни каждого ученика, поскольку они получают воспитание именно от тех, кто им преподаёт. Дети, лишённые родительской опеки, получают намного меньше тепла, понимания, сочувствия и ласки, нежели их сверстники из благополучных семей. Именно поэтому педагогу нужно не только учить ребёнка, но и быть терпеливым к нему, стараться его понять и показать, что его судьба действительно не безразлична. Конечно же, дети, которые с самого детства не знают родителей и попадают в детские дома с улицы, имеют сложные характеры и психологические проблемы. Но при индивидуальном подходе к каждому, использовании современных методологий и, что самое важное, искреннем желании педагога помочь и понять, такие ребята могут получить хорошие знания, избавиться от своих проблем и спокойно социализироваться в обществе.

Вопрос от Надежды, Москва:

«Юрий, как же тогда происходит развитие ребенка в детском доме? Ведь дети из детдома не имеют чувства защищенности и безопасности!!! Неужели ничего нельзя сделать?»

Отвечает Виктория Винникова, учитель математики:

Надежда, спасибо, что подняли непростую и для многих болезненную тему. Ваш вопрос о том, как происходит развитие ребенка в детском доме, волнует педагогов, психологов, медиков, да и просто неравнодушных людей.

У многих сердце кровью обливается, когда они только подумают о том, как же можно развиваться в таких сложнейших условиях? Какие травмы получает неокрепшая психика детей, попавших в детский дом? Возникает вопрос, как же обеспечить развитие психики ребенка детского дома, когда они лишены самого главного? Того, что никакие материальные блага не заменяют.

Ответы на эти вопросы дает Системно-векторная психология Юрия Бурлана, которая раскрывает особенности психики и условия гармоничного формирования личности даже в условиях развития и воспитания детей в детском доме.

Эта статья будет полезна всем, кто имеет отношение к развитию детей в детском доме: педагогам, психологам, воспитателям, волонтерам и даже спонсорам и меценатам.

Особенности развития детей детского дома

Педагоги и психологи проводят тщательный анализ развития психики ребенка в детском доме и выявляют некоторые закономерности. В частности, все исследователи замечают у ребенка детского дома отставание в развитии.

Когда ребенок только родился, это просто маленький комочек желаний – кушать, пить, дышать спать. Но для его развития ему необходимы основа и фундамент, которые дает материнская забота. В терминах системно-векторной психологии Юрия Бурлана это называется . Ощущение этой защищенности позволяет малышу максимально раскрыться в период развития и познания мира.

Тщательный анализ развития ребенка в детском доме позволяет наблюдать, что отстают в развитии практически все брошенные дети. Но закономерности, открытые системно-векторной психологией Юрия Бурлана, показывают, что и в полных семьях, если дети теряют ощущение защищенности и безопасности, у них наблюдаются аналогичные проблемы в поведении. Они начинают вести себя точно также, хотя ребенок и не находится в условиях детского дома.

Дети детских домов априори лишены этой важнейшей психологической составляющей, именно поэтому и происходит задержка психосексуального развития, наблюдаются сложности речевого развития и полный список других негативных проявлений у детей, хорошо знакомых педагогам, воспитателям и психологам детских домов.

Для преодоления этого отставания предлагаются варианты создания семейной атмосферы, чтобы как-то компенсировать детям отсутствие родителей. Но в большинстве случаев огромный штат педагогов, психологов, медицинских работников и волонтеров используют общие или усредненные методики для всех. А системный подход работает с врожденными особенностями развития психики детей детских домов, а у каждого ребенка они свои. Оказывается, что подходит для одного ребенка детского дома, то губительно для другого.

Кроме того, имеет популярность ложная мысль, что такие дети генетически предрасположены к наркомании, пьянству, воровству, что из таких детей вырастают социально нереализованные люди, имеющие проблемы со здоровьем.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана очень точно показывает, что это заблуждение, и при правильном системном подходе психическое развитие ребенка в детском доме происходит нормально.


Особенности личностного развития детей воспитанников детских домов

Все развитие ребенка идет согласно его врожденным векторам, и проявляют свои отрицательные черты дети тоже согласно своим векторам.

Именно от отсутствия чувства защищенности и безопасности дети детских домов с раннего детства начинают лгать, воровать, драться, кусаться или проявлять другие признаки девиантного поведения.

Наконец-то эти проявления точно изучены, а главное – показаны внутренние механизмы и причины возникновения таких состояний у любых детей. Это помогает сформулировать системные рекомендации для педагогов, воспитателей, психологов, чтобы вовремя скорректировать развитие ребенка детского дома.

Понимание психики ребенка детского дома

Что же делать? Какой толк заниматься развитием навыков, обучением и воспитанием, если нет тепла матери? Системно-векторная психология Юрия Бурлана помогает дать детям детских домов точку опоры в лице компетентных системных специалистов. Ведь важнейшая опора для ребенка детского дома – это понимание его психического склада, его врожденных талантов и способностей окружающими его взрослыми.

Любым ребенком движут его желания. А системно-векторная психология Юрия Бурлана как раз и раскрывает нам скрытые бессознательные механизмы желаний ребенка детского дома. Любой ребенок рождается с заданным набором векторов. Рассмотрим подробнее.

Индивидуальный план программа развития ребенка в детском доме

Есть от природы шустрые, подвижные, юркие, ловкие дети. Такими свойствами психики обладают ребята с . Внутренняя врожденная программа все их поступки пропускает через фильтры польза-выгода, добыча и экономия. А чтобы добыть и сохранить, необходимо «вертеться», именно поэтому основное бессознательное желание в кожном векторе с детских лет проявляет себя в движении, скорости, ритме.

Таких детей лучше всего определить в спортивные секции и при этом отслеживать, чтобы их развитие шло по нарастающей.

Именно такие дети при потере чувства защищенности и безопасности начинают «добывать» конфеты, игрушки, деньги. А взрослые воспринимают это как воровство и начинают приписывать маленькому ребенку какой-то злой умысел, которого у него и не было.

От природы у него есть врожденное желание к добыче. Маленький ребенок с кожным вектором рождается вором, а развивается в спортсмена, бизнесмена, законодателя. Просто необходимо понимать все ступени его развития.

В противоположность шустрым и подвижным ребятам есть медлительные обстоятельные дети, которых ни в коем случае не надо торопить, иначе они начинают упрямиться, дуться и обижаться. В детском возрасте при потере чувства защищенности и безопасности такие ребята могут быть агрессивны, драться, кусаться. Так проявляют себя их бессознательные желания, лежащие в основе .

Особенности развития ребенка в детском доме

Любой ребенок всегда развивается от простого к сложному – маленький воришка должен стать инженером. Если педагоги и воспитатели, волонтеры и психологи будут учитывать врожденные особенности личностного развития детей воспитанников детских домов, то негативные проявления можно снять.

Составляя индивидуальный план развития детей детских домах, необходимо учитывать, что развивающие методики и игры нужно подбирать в соответствии с врожденными свойствами ребенка детского дома. Малышу с кожным вектором необходимо развивать логику, навыки организатора и прививать дисциплину. А неторопливому ребенку предложить рукоделие, чтение и помощь в обучении младших. Так мы задаем позитивное направление развития, вкус радости от использования своих талантов на пользу другим.


Очень легко идти за врожденными талантами детей, предлагать им новые задания. Например, задумчивых ребятишек со можно научить играть в шахматы и предоставить им для этого свой уголок, где они будут находиться в тишине и покое.

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Содержание статьи:

Дети из детского дома - это не просто психологическая проблема для них самих, но и ощутимые трудности в их воспитании у приемных родителей. Ребенок, взятый под такую опеку, требует к себе повышенного внимания и заботы. Необходимо разобраться в факторах, которые влияют на созревание полноценной личности из малыша, попавшего в подобную ситуацию.

Формирование личности ребенка в детском доме

При рассмотрении данного вопроса следует обратить внимание на возрастное разграничение озвученной проблемы. Особенности детей из детских домов часто зависят от того, в какой фазе развития находится маленький претендент на право стать полноправным членом новой семьи. Подобный анализ необходим для того, чтобы понять все предстоящие аспекты в воспитании приемного ребенка.

Малыши без родительской опеки до 3 лет

Довольно тревожным фактором становится некоторая образовавшаяся закономерность в том, что роженицы все чаще стали отказываться от детей при самом их появлении на свет. Не вникая в причины поступков подобных горе-мам, следует рассмотреть факторы формирования личности у брошенного ребенка от рождения до 3 лет. Следует также отметить тот момент, что семьи детдомовцы могли лишиться и вследствие смерти родителей от болезни или несчастного случая.

Изначальное осмысление своей ситуации начинается непосредственно в Доме малютки. В дальнейшем ребенка отправляют в другие специальные заведения, где он проходит программу социализации детей из детского дома. Малыш в озвученный период своего физического и психологического созревания еще не готов адекватно реагировать на сложившуюся с ним жизненную катастрофу. Однако на подсознании каждый ребенок без родительской ласки стремится к компенсации этого существенного пробела в его жизни.

Если же в жизни малыша случилась ситуация, что его отняли от мамы в силу ее несостоятельности дать ребенку полноценные условия для воспитания, а также при наличии пагубных привычек, не нужно надеяться на то, что ребенок ее быстро забудет. Самая плохая мать - любимый и родной человек. Кроме того, в силу возраста малыш не понимает, что может быть по-другому. Поэтому изъятие из семьи для него становится сильным стрессом. С такими детьми изначально необходимо поработать психологу.

Дети без родителей после 3 лет


В данном возрасте процесс адаптации к создавшейся ситуации проходит более болезненно и проблематично. Ребенок начинает понимать, что он лишен семьи в общепринятом для нее понимании, что выражается у него в определенной модели поведения.

После достижения трехлетнего возраста у детей-отказников или сирот наиболее ярко проявляется подсознательный поиск родителей. Буквально в каждом человеке, который проявил к ним заботу, они видят тех, кто станет им опорой и защитой в будущем. Чувства таких маленьких личностей оголены до предела, поэтому любое дополнительное моральное потрясение им ни к чему.

Стоит отметить, что даже у мам, ведущих аморальный образ жизни, дети очень покладистые и привязанные к ним. В детских домах часто сталкиваются с ситуациями, когда дети воруют продукты и стараются отнести их своим неблагополучным родителям. После трех лет у детей уже сформированы определенные модели поведения в семье. Приемным родителям стоит запастись большим терпением и мудростью.

Первое знакомство с приемным ребенком


Когда пара решила взять в свой дом неродного им по крови нового члена семьи, то следует четко продумать свое поведение при изначальном контакте с ним. Необходимо помнить, что очень многое зависит от возраста будущего сына или дочки. Следовательно, рекомендуется учитывать этот немаловажный фактор при подготовке к первой встрече с ребенком.

Психологи предлагают следующие нюансы при разрешении данного вопроса, которые помогут приемным родителям правильно вести себя при таком важном моменте в их жизни:

  • Внешний вид . Необходимо быть особенно осторожными, если предстоит познакомиться с ребенком, который не достиг трехлетнего возраста. В данный период развития маленькой личности у нее особенно обострены все физиологические реакции на незнакомых людей. Специалисты советуют с максимальной ответственностью подбирать свой наряд перед первой встречей, чтобы изначально не оттолкнуть от себя малыша. В идеале следует облачиться в одежду неяркого цвета при минимуме украшений. В выборе парфюма тоже нужно быть предельно аккуратными, потому что резкие запахи часто не воспринимаются маленькими детьми. Объясняются эти предостережения очень просто: ребенок-отказник или сирота привык к людям в белых халатах. Следовательно, человек с изобилием цветовых акцентов в одежде их может просто испугать. В данном случае лучше выбрать практичный наряд, потому что при встрече с будущим сыном или дочкой иногда подразумевается прогулка на детской площадке, где праздничные обновки будут неуместны.
  • Правильный способ знакомства . Сделать все нужно ненавязчиво, чтобы не вызвать испуг у ребенка из детдома. Идеальным будет поведение по схеме «случайно шел мимо - какой милый ребенок - как тебя зовут?» В этом случае может завязаться непринужденный разговор, который устроит обоих собеседников. Некоторые взрослые делают грубейшую ошибку, когда бросаются к детям из описываемых учреждений с объятьями. Безусловно, каждый ребенок-отказник или сирота мечтает о папе с мамой, но он не всегда видит их в незнакомых дяде и тете. Необходимо дать ему время привыкнуть к новым людям, которые хотят кардинально изменить его жизнь.
  • Максимальный контроль своих чувств . Приемные родители приходят в детский дом подарить ребенку тепло своих душ и надежную защиту от всех житейских неприятностей. Однако некоторые некомпетентные люди перестают контролировать свои эмоции. Выражается это в дрожащем голосе, напряженных плечах и неловких движениях. Волнение свойственно всем приемным родителям в такой ситуации, но не нужно доводить ее до абсурда. В итоге скованность передается ребенку, который на подсознательном уровне начинает испытывать страх и постарается отстраниться от пугающего его объекта.
  • Максимальная пассивность . Особенно это касается будущих пап, которые должны быть наиболее осторожными при первом знакомстве с будущим сыном или дочкой. Следует помнить, что малыши до трех лет могли просто не видеть мужчин, потому что в детском доме в подавляющем большинстве работают женщины. Следовательно, непонятный объект и пугающий их чужак становится для них некой угрозой, когда начинает проявлять активные действия по отношению к ним.
  • Минимум нужных вещей при себе . Необходимо учесть тот факт, что даже дети из полных семей любят изучать карманы и сумки своих родителей. Ребенок познает мир, поэтому ему важно знать все и обо всем, что происходит вокруг него. Довольно сложно будет изъять у заинтересованного исследователя то, что ему удалось тайком заполучить. В любом случае дети захотят поиграть с мобильным телефоном или провести ревизию в кошельке визитера. Следовательно, в карманы или сумки лучше всего положить какие-либо приятные для ребенка сюрпризы, с которыми не жалко будет расстаться.
  • Правильный выбор обстановки . Самым неудачным вариантом при знакомстве будет схема «кабинет директора - ребенка ввести - мы за тобой сынок (дочка)». Первая встреча должна проходить на той территории, которая не испугает маленькую личность. Необходимо уважать ее чувства, чтобы в дальнейшем без лишних проблем наладить с ней контакт. Идеальные варианты для знакомства - игровая комната, спальная или площадка для прогулок. В такой обстановке легче всего расположить к себе ребенка, которого приемные родители хотят сделать полноправным членом их семьи.
  • Корректные ответы на вопросы . В данном случае это является одним из самых сложных этапов при знакомстве с детьми из детского дома. Психологи рекомендуют предельную честность при разговоре с будущим сыном или дочкой, потому что те сразу почувствуют фальшь и откровенное заигрывание. Ни в коем случае нельзя давать ложную надежду ребенку, если нет твердой уверенности в его дальнейшем усыновлении. Преданные дважды дети могут получить существенную психологическую травму, от которой порой не отойдут никогда.
  • Правильно подобранные гостинцы . Некоторые неопытные родители готовы завалить свое чадо всякими вкусными вещами, лишь бы ребенок улыбался. При первом знакомстве с приемным сыном или дочкой следует очень аккуратно подойти к озвученному вопросу. Лучше всего заранее поговорить с местным педиатром, чтобы узнать об особенностях организма малыша из детского дома. Если нет аллергических реакций на определенные продукты, то можно привезти в подарок какие-либо йогурты без добавок, баранки или яблоки. Данная пища является нейтральной, но нравится буквально всем детям.
  • Нельзя заваливать подарками . Особенно это касается детей старше 3-х лет. Дело в том, что ребенок не сможет все съесть, ему придется забрать часть с собой в группу. Однако не нужно строить иллюзий относительно детского коллектива. Там довольно много агрессивных и завистливых детей. Если малыш вернется от будущих родителей с большим количеством подарков, то их, скорее всего, у него просто отберут.
  • Подготовка к следующей встрече . Прежде чем уйти, стоит поговорить с ребенком, интересно ли ему было общаться, хотел бы он встретиться еще раз. Не стоит принимать близко к сердцу все ответы. Малыш может быть напуган, если у него уже был неудачный опыт общения с потенциальными родителями, то он может просто не идти на контакт. Однако не стоит отчаиваться! Со второй-третьей встречи дети потихоньку оттаивают, если видят искреннюю заинтересованность в их личности. А чтобы процесс общения шел еще лучше, можно спросить, чтобы ребенок хотел получить при следующей встрече. Не стоит пугаться и слишком заоблачных желаний. Например, дети могут попросить компьютер или телефон. Дело в том, что за годы, проведенные в детском доме, они привыкают к тому, что посетители приходят редко и дарят что-то существенное. Поэтому они стараются воспользоваться максимально со своей выгодой сложившейся ситуацией.

Важно! Первое знакомство с приемным ребенком - это очень ответственное мероприятие, которое требует от будущих родителей максимальной корректности и мудрости. Необходимо тщательно продумать все этапы предстоящей встречи, чтобы сразу наладить контакт с возможно новым членом семьи. Главное - не давать лишних надежд, если родители еще до конца не решили, что это «их ребенок».

Адаптация ребенка в приемной семье

Если воспитанник из специального учреждения взят на попечительство (усыновление) уже в довольно осознанном возрасте, то следует помнить о некоторых правилах его знакомства с ближайшим окружением. Воспитание детей из детского дома - ответственный момент, который проходит через многофазовый процесс адаптации нового члена семьи.

Физиологические аспекты привыкания к новой обстановке


Прежде всего каждый человек - это живой организм, который чутко реагирует на всевозможные перемены. Ребенок, который попал в незнакомую обстановку, может испытывать неудобства даже на физиологическом уровне. В первую очередь это касается следующих аспектов его дискомфорта, которые выглядят таким образом:
  • Повышенная тревожность . Перевозбуждение часто негативно влияет на функционирование желудочно-кишечного тракта ребенка. Следовательно, хотя бы в первое время после приезда из детского дома его нужно оградить от непривычной и тяжелой для него пищи. Обилие сладкого также может негативно сказаться на таких детях, которые часто не привыкли к подобным гастрономическим излишествам. Все это только усилит тревожность воспитанника детского дома, который и так будет проблематично осваивать новую для него территорию.
  • Излишняя суетливость . Особенно это заметно в первый период адаптации ребенка к новому дому и семье. Дети в данной фазе привыкания ко всему необычному особенно подвержены всяческим проблемам в области психомоторики. Если наблюдается описанный фактор, то лучше всего обратиться к педиатру, который обозначит возможные пути избавления от возникшей проблемы.
  • Простуда . В 80% случаев дети, которых только привезли домой, буквально в этот же день или на следующий заболевают. У них повышается температура, отмечают бронхит или ОРВИ. Родителям не стоит впадать в панику. Это ответная реакция организма на смену обстановки. Стоит воспользоваться этим временем, чтобы лучше узнать нового члена семьи, показать, что в этом доме он будет окружен заботой и любовью.

Психологические особенности адаптации ребенка к новой семье


Душевные порывы любого человека часто с большими трудностями подлежат какой-либо корректировке. Однако дети - это своеобразный пластилин, из которого при желании реально вылепить самодостаточную личность. Для этого можно предпринять следующие действия, которые помогут в разрешении озвученного вопроса:
  1. Предоставление привычных ребенку вещей . Иногда детям важно видеть рядом с собой то, что стало для них обязательным аксессуаром из прошлой жизни. Специалисты рекомендуют при усыновлении (попечительстве) взять из детского дома те предметы обихода, которые благоприятно влияют на настроение ребенка. Иногда самая простая, грязная и заношенная игрушка помогает адаптироваться, словно дает небольшую защиту от новых обстоятельств.
  2. Размеренный ритм жизни . Период ознакомления с новой обстановкой в данном случае не терпит суеты. Не каждый взрослый человек способен адекватно реагировать на неожиданные события в его жизни, которые доставляют ему определенный дискомфорт. Следовательно, ребенок из детского дома должен постепенно привыкать к той среде, в которую он впервые попал.
  3. Минимум навязчивости . Данный аспект является ключевым звеном в цепочке под названием «что нужно детям из детского дома». Любовь взрослого человека сложно заслужить, а вот доверие ребенка с такой судьбой добиться реально. Очень корректно и шаг за шагом необходимо дать понять маленькой личности, что она значима в новой семье.
  4. Не требовать в первое время помощи . Дело в том, что многие дети из детского дома понятия не имеют, как делают даже банальный чай. Для них напиток - это коричневая жидкость, которую приносит заботливая нянечка. Аналогично дело обстоит и с мойкой посуды, стиркой. Детей редко допускают к таким занятиям, так как это не положено по правилам детского дома. Бывали случаи среди приемных родителей, когда ребенок, стараясь угодить новой семье, сам вызывался отправиться на кухню и принести чая или еду. Однако там не находил «привычной коричневой жидкости». Такая ситуация нередко заканчивалась истерикой, так как новый член семьи всеми силами стремился понравится, но не смог. Для него это серьезное поражение, страх, что его вернут назад, так как он не смог.
  5. Определение границ . Дети из детского дома зачастую не имеют своих вещей. У них все общее. Поэтому не стоит удивляться, когда новый член семьи будет пользоваться всем подряд. Необходимо сразу запастись комплектом для гигиенических процедур, одеждой, тапками, постельным бельем. И крайне спокойно реагировать, если ребенок решил изучить вещи одного из членов семьи. Если в семье есть кровный малыш, детям придется находиться в одной комнате, то также следует помочь им разграничить «территорию»: поделить полки, поставить два стола, поделить игрушки и помочь найти общий язык.
  6. Никаких банкетов в честь приезда . Некоторые родители стараются сразу показать своего нового члена семьи знакомым и родственникам, устраивают праздник в его честь. Результатом становится еще больший стресс, закрытость и страх. Не стоит торопить события, а с новыми людьми нужно знакомить постепенно и ненавязчиво.
  7. Не лезть в душу . Да, новым родителям хочется узнать все о жизни ребенка, о том, как ему было в детском доме. Однако далеко не все сразу готовы открыться, рассказать правду, особенно если она была неприятной и неприемлемой. Всему свое время, не стоит торопить события.

Обратите внимание! Родителям несложно выполнить вышеозвученные рекомендации от специалистов. Главное при выполнении советов - любить своего сына или дочь так, чтобы они чувствовали поддержку со стороны ставших близких для них взрослых.

Правила поведения с приемным ребенком

После того как воспитанник специального учреждения адаптировался по отношению к новой обстановке, следует подумать о его дальнейшем развитии в благоприятных для этого условиях.

Недопустимые меры воспитания по отношению к ребенку из детдома


Прежде чем поговорить о правильной модели поведения по отношению к усыновленным детям, необходимо выделить следующие аспекты неприемлемых мер в данном процессе:
  • Критика бывших родителей . Озвученный фактор касается того ребенка, который осознанно помнит свое проживание в другом доме. Между собой взрослые могут обсуждать все что угодно, но раненая психика воспитанника из детского дома может не вынести поток негативной информации по отношению к своим горе-родителям. Биологическая мать, какой бы она ни была, всегда будет хорошей в первое время. Через определенный промежуток жизни ребенок уже сам сможет оценить ее поведение и сделать свое заключение. Но он будет очень признателен, если его новая семья не будет потакать или оскорблять его родителей. Лучше о них говорить либо в нейтральном тоне, либо оставить разговор до тех пор, пока не захочет высказаться сам ребенок.
  • Негативный личный пример . Ребенок из специального учреждения должен стать хрустальной вазой для своих приемных родителей. В данном случае не идет речь о потакательстве новому члену семьи буквально во всем. Однако недопустимо выяснение отношений между взрослыми, если они взяли обязательство вырастить из воспитанника детского дома достойного человека с правильными жизненными принципами. Стоит также помнить, из-за чего ребенка изъяли из семьи, поскольку даже незначительные намеки на ситуацию могут спровоцировать новый стресс. Например, если кровные родители - алкоголики, то в первое время лучше не проводить застолья. Новый член семьи может провести аналогию, согласно которой он здесь всего лишь на время, ведь и эти родители пьют. Значит, его опять заберут и вернут в детский дом.
  • Применение физической силы или морального давления . Любой ребенок должен быть огражден от подобного посягательства, потому что это крайне негативно влияет на его психологическое состояние. Если же дело касается детей из детского дома, то подобные меры воспитания вообще недопустимы. Пожурить можно и укоризненным словом, чтобы показать воспитаннику на его неправильное поведение. Иногда полезно дать ему время подумать, оставив одного в комнате, например.
  • Различный подход в воспитании . Изначально новоиспеченные папа и мама должны договориться о том, каким они представляют развитие своего приемного ребенка. Делать эксперименты в этом плане категорически запрещается, потому что речь идет не о предмете спора или живой игрушке.

Корректное воспитание приемного ребенка


Подранки судьбы, которые уже в таком возрасте испытали боль утраты или предательства, нуждаются в корректном к себе отношении. Необходимо грамотно организовать их быт, который психологи видят следующим образом:
  1. Максимальная откровенность . Особенно это касается тех детей, которые замкнулись в себе после вхождения в новую семью. Растопить сердце малыша можно только при условии правдивости и честности по отношению к такому ребенку. Однако следует быть очень аккуратными в словах, потому что о многих вещах воспитанникам детского дома лучше и не знать.
  2. Совместный досуг . Новому маленькому члену семьи пойдет на пользу общение с приемными родителями. Посещение кинотеатра, катка или игровой площадки всегда порадует любого озорника. При этом он почувствует, что стал главным звеном в ячейке под названием «семья».
  3. Творческое развитие детей . Следует уяснить для себя, что больше всего предпочитает ребенок и какими способностями обладает. После подобных исследований можно посоветовать своему воспитаннику какой-либо кружок или секцию. Легче всего это сделать, если в свое время был усыновлен новорожденный. В процессе его взросления не составит труда выявить даже скрытые способности талантливой в чем-то личности. Однако при опеке над подростком не стоит его торопить. Сильный стресс от смены школы, друзей, привычной обстановки требует времени для адаптации. Уже со школьными друзьями ребенок сможет сам найти себе увлечение по душе.
  4. Не бояться обращаться к психологу . Некоторые родители просто панически бояться этого, ведь их могут обвинить в несостоятельности. На самом деле, такое отношение только поддерживается социальными службами. Особенно если в доме появился подросток. Сложный возраст, смена привычек и, что скрывать, разочарованность и недоверие ребенка могут привести к тому, что он просто станет настоящим тираном. В этом случае действительно есть смысл обратиться за помощью к профессионалу, но ни в коем случае не опускать руки и не сдаваться. Иногда просто «испытывают на прочность» новых родителей, до конца не веря в то, что их больше не предадут и что эта семья навсегда.
Как вести себя с ребенком из детдома - смотрите на видео:


Взять ребенка из детского дома может каждый человек, который прошел проверку специальных служб. Однако не каждая пара способна дать воспитаннику то, что ему нужно для полноценного развития. Следовательно, нужно помнить об огромной ответственности за чужую судьбу, когда речь идет о приеме в свою семью чужого по крови ребенка. Не нужно брать из жалости, из желания сохранить семью или же просто потому, что «пришло время». Решение должно быть взвешенным, рациональным. И, конечно же, стоит просить помощи по воспитанию у специалистов, если вдруг возникли конфликты или неприятные ситуации.