Шестой месяц. Что должен уметь ребенок в шесть месяцев

Все о развитии ребенка: месяц шестой

Шестой месяц жизни ребенка знаменует собой круглую дату: полугодие его роста и развития. Уже в конце пятого месяца ребенок проявляет себя всё более и более активно. Он научился хорошо делать повороты на бок, а затем на живот, с большим интересом смотрит на вас, как бы ожидая вашего участия, «призывает» к общению.

Если в 5 мес. малыш научился хорошо делать повороты на бок, а затем на живот, то на 6-м месяце жизни дитяовладевает поворотами с живота на спину. Таким образом, его локомоторное развитие (изменение положения тела в пространстве) получает статус большей самостоятельности. Это очень важно для дальнейшего развития малютки. Теперь ребенок без вашей помощи делает повороты в горизонтальной плоскости во все стороны, практически на 360°С. Поэтому малыша нельзя оставлять без присмотра на высоте, в не ограниченном бортами пространстве.

Ребенок, овладев поворотами, «тренируется» в своих умениях. Очень хорошо, если мама побуждает малютку к движению и, радуясь его успехам, поддерживает улыбкой, радостным голосом.

Шестой месяц привносит еще одно действие, вернее, двигательную реакцию в поведение ребенка . Ребенок начинает подтягивать свое тело на руках. Нет, это еще не ползание, а только подготовка к нему! Поэтому и называется оно подползанием. Как это выглядит?

Руки малыша настолько окрепли, что он может, перевернувшись со спины на живот, расставить их и, опираясь на ладони, высоко приподнять свое тело. Если ребенок видит впереди себя яркую игрушку или какой-либо занимательный предмет, то прикладывает усилия, чтобы подтянуться на руках ближе к нему. Ребенок может устать, но, чуть отдохнув, вновь подтягивает себя в направлении заинтересовавшего его объекта.

Чтобы малыш начал подползать, следует ему помочь: скатать валик, например из байкового одеяла, и подложить под стопы малютки, создав таким образом ситуацию отталкивания от опоры. Необходимо организовать пространство, в котором ребенку удобно поворачиваться и двигаться, наполнить его игрушками, побуждающими к движению.

Третьим достижением ребенка становится удивительная способность брать предметы (игрушки) самостоятельно из любого положения.

Вспомним, на пятом месяце жизни ребенок научился «перехватывать» у вас из рук протянутую ему погремушку с удобной ручкой для захвата. Теперь же малыш, видя предмет перед собой, протягивает руку и берет его. Он может выполнить это действие, лежа на животе, на боку, на спине. При этом рука начинает выполнять скользящие, обводящие движения с целью достичь и захватить предмет.

С освоением самостоятельных действий с предметами (игрушками) меняется позиция ребенка по отношению к окружающему миру. Теперь ведущей в развитии ребенка становитсяпредметная деятельность – это ознакомительная игра с предметами: манипулятивная по форме и ориентировочно-исследовательская по содержанию. Поясним сказанное.

В шесть месяцев малыш обостренно реагирует на окружающий мир. Любопытство его безгранично. Ребенок открывает для себя новые свойства предметов в процессе действий с ними. В работу включаются все органы чувств (анализаторы) – зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Вы видите, что малыш каждый предмет или игрушку берет в рот, как бы вы ни старались противодействовать этому. Оказывается, ребенок языком (язык обладает особой чувствительностью) обследует поверхность игрушки и узнает её вкус. Вот почему в этот периодяркой сенсорной активности ребенку не следует давать в руки предметы экологически опасные. Любая игрушка, предназначенная для малютки, должна иметь медицинский сертификат качества. И еще очень важная информация. Ребенку не следует давать в руки мелких предметов. Погремушка в объеме должна иметь не менее 5-6 см. Если же вы хотите дать ребенку предметы меньшие по объему, то закрепите их тщательно на тонкой, гладкой ленточке. Все действия с предметами и игрушками малыш совершает в присутствии мамы и с её активным участием. Ребенку полезны погремушки, имеющие разные по форме ручки для захвата и занимательные основные части, увлекающие цветом, формой, неожиданностью «скрытых» свойств, звуком. Это могут быть и геометрические игрушки, т.е. имеющие форму шара, куба, цилиндра, и сюжетные, например зайчик, лисичка, кошечка.

Другим большим достижением ребенка к концу шестого месяца жизни являются яркие речевые реакции . Если к концу пятого месяца малыш гулил, радуя вас руладами гласных звуков типа «ауа», «уау», «ау», «иоа», то теперь вы четко слышите: «вау-вау-вау» или «бу-а-а», «бу-бу-б», «ва-ва-ва», «м-м-ма». Это новый этап речевого развития, который называется лепетом. Лепет включает в себя сочетания согласного и гласного звуков, т.е. слоги.Этот этап речевого развития очень важен, потому что малыш начинает овладевать звуками (фонемами) родного языка, их артикуляцией.

Столь существенные новации в двигательной, сенсорной, речевой сферах оказывают положительное влияние на развитие первых жизненно необходимых навыков , возникающих при вашем участии. Если вы начнете их вовремя формировать, то в дальнейшем малыш сумеет хорошо есть, снимая пищу губами с ложки, пить из чашки и т.п.

В заключение хочется упомянуть о темпах развития ребенка . Обычно в конце каждого месяца подводятся итоги – чему малыш научился за прошедший период. В педиатрии нормальное развитие ребенка в этом возрасте подтверждается формированием навыков с отклонением от средних сроков не более чем на 15 дней. Если малыш в шесть месяцев не выполняет определенные действия, характерные для этого возраста, у него в запасе есть еще время (14-15 дней) для овладения необходимыми умениями. А это большой срок для раннего детства. Навыки, сформированные на 16 и более дней раньше срока, свидетельствуют об ускоренном или раннем развитии . Овладение действиями с задержкой по одному или нескольким показателям на один месяц (т.е. ниже допустимой степени отклонения) говорит о замедлении темпа развития. Причины этого явления следует установить. Это может быть связано с индивидуальностью малютки, но может и сигнализировать о какой-либо болезни. Если причина в неосведомленности родителей или педагогической запущенности ребенка , советуем родителям пересмотреть свои позиции. Малыш, отстающий в развитии в пределах одного месяца, нуждается в увеличении количества воспитательных и обучающих воздействий.

Формирование умений с задержкой на два месяца классифицируется как отставание , а на три месяца и больше – как значительное отставание в развитии , которое может быть отнесено к состоянию, пограничному с патологией, или к патологии. В этих случаях малышу требуется немедленная консультация специалистов: невролога, педиатра, психолога, педагога и т.д. для выявления причин задержки развития, а также для определения методов их устранения. Приведенная ниже таблица поможет вам правильно оценить успехи вашего малютки. И даже если ему что-то пока не удалось, не печальтесь: у него и у вас еще всё впереди.

Развитие и воспитание ребенка . 6-й месяц жизни

ВЕДУЩИЕ ЛИНИИ РАЗВИТИЯ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ

Педагогическая направленность

Сенсорное воспитание и развитие действий с предметами

Эмоциональное воспитание в процессе общения со взрослым

Подготовительные этапы развития активной речи и мышления

Развитие общих движений и действий руки

Мини-программа 6-го месяца

1. Продолжать развивать предметность восприятия, побуждая ребенка к рассматриванию одинаковых и разных игрушек, помещая их на близкое и более дальнее расстояние от малыша, приближая и удаляя от него.

2. Закреплять опыт зрительного восприятия предметов (игрушек) из разных положений: лежа на животе, на боку, на спине, в вертикальном положении на руках у взрослого.

3. Формировать более сложные ручные умения, обогащая действия с предметами (игрушками) более сложными двигательными заданиями.

1. Обогащать эмоциональную жизнь малыша, усиливая содержательную сторону общения взрослого с ребенком.

2. Гигиенические процедуры, кормление, игры, занятия и пр. осуществлять на фоне эмоционально-положительного состояния ребенка .

3. Приучать к элементарной самостоятельности в быту.

1. Развивать понимание речи взрослого, обращенной к ребенку , используя все возможные моменты игры с предметами и специальные речевые занятия.

2.Создавать ситуации, побуждающие ребенка к речевой активности: развивать гуление, способствовать возникновению л е п е т а.

1. Создавать условия, способствующие двигательной активности малыша. Продолжать укреплять мышцы плечевого пояса, шеи, брюшной пресс и мышцы ног.

2. Осуществлять дальнейшее локомоторное развитие (повороты).

3. Продолжать развивать действия рук.

Задачи

1. Продолжать формировать простые ориентировочно-исследовательские действия с предметами (игрушками): знакомить с их цветом, формой, величиной, массой, фактурой и физическими свойствами.

2. При захватывании, удерживании и сжатии предмета побуждать к простому результативному действию (например, сжимая резиновую игрушку-пищалку, извлекать звук; поворачивая шарик погремушки, обнаруживать изменения ее цвета; подтягивая одни игрушки – подвески, изменять положение других и т.п.).

3.Формировать умение брать предмет (игрушку) из любых положений: лежа на животе, на боку, на спине и т.п.

1. Стимулировать радостное настроение, создавая игровые ситуации, побуждающие малыша к улыбке, смеху, эмоциональному контакту со взрослым.

2. Наряду с ласковым обращением к ребенку (например, «солнышко», «заинька», «ягодка» и т.п.) нужно обязательно называть его и по имени, а также добиваться, чтобы малыш воспринимал это обращение.

3. Эмоциональное общение с ребенком постепенно обогащать «деловыми» контактами по поводу действий с предметами и игрушками.

4. Обращать внимание на индивидуальные проявления личности ребенка , реакцию на присутствие близкого человека, знакомый голос, вид любимой игрушки, звучащую мелодию и т.п. Учитывать предпочтения малыша.

5Поддерживать проявления элементарной самостоятельности.

1. Продолжать развивать речевой слух ребенка , побуждая его прислушиваться к голосу взрослого.

2. Создавать ситуации, способствующие развитию понимания речи взрослого (введение вопроса «где?», обращение по имени и т.п.).

3. Создавать ситуации, способствующие развитию активной речи – проявлению у ребенка лепета. Отмечать, какие звуки (приближенные к речи), слышатся в его лепете.

4. Вступать в «перекличку» с ребенком, повторяя за ним его речевые звуки.

5. Способствовать возникновению интонационно-выразительных голосовых реакций на основе подражания взрослому.

1. Закреплять умение длительное время лежать на животе, высоко подняв голову и опираясь на ладони выпрямленных рук.

2. Побуждать ребенка к поворотам со спины на живот, а затем с живота на спину.

3. Способствовать движениям, подготавливающим появление ползания. На данном этапе – подтягивание на руках: подползание (к игрушке).

4. Укреплять упор ног, вызывая отталкивание от опоры (поверхность стола, колени взрослого).

5. Способствовать локомоторному развитию, помогая ребенку самостоятельно изменять положение своего тела в пространстве (повороты, подползание и т.п.)

6. Учить брать игрушки из разных положений, разными способами (подтягивание, захватывание и т.п.).

Реализация мини-программы и задач воспитания ребенка 6-го месяца

ЗАНЯТИЕ 1

Цель. Развивать ориентировку на предметы, находящиеся в горизонтальной плоскости перед ребенком. Совершенствовать тактильную чувствительность (чувство прикосновения к чему-либо) ладоней при соприкосновении с предметами.

Материал. Плоская подушечка из поролона (40x40 см, толщина 1--1,5см), к которой прилагается такого же размера набор чехлов из ярких тканей, различных по фактуре (махровой, байковой, ситцевой, шелковой, джутовой и т.п.). Стороны чехлов могут быть украшены крупной выпуклой аппликацией (цветы, ягоды, различные узоры).

Ход занятия. Ребенок лежит в манеже на животе, опираясь на предплечья, мама берет ладонь малыша и проводит ею по поверхности предмета, давая возможность ощупать его. Взрослый должен обратить внимание ребенка на рисунок, назвать изображенное на чехле. Далее подушечка переворачивается, малыш знакомится с фактурой другого типа.

ЗАНЯТИЕ 2.

Цель. Обучить выполнению двух взаимосвязанных действий, приводящих к определенному результату (например, подтягивание одного предмета приводит в движение другой).

Материал. Подвесное устройство (модуль), к которому крепятся различные игрушки. Оно позволяет создать ситуацию простых результативных действий, возникающих при поочередном захватывании и притягивании игрушек.

Ход занятия. Мама побуждает ребенка протянуть руку к висящему в поле его зрения предмету (шарику, колокольчику). Притягивание одной игрушки изменяет положение второй и третьей, находящейся рядом со второй. ЗАНЯТИЕ может иметь множество вариантов, а различный подбор игрушек способствует обогащению чувственного опыта ребенка .

ЗАНЯТИЕ 3

1.Взрослый подбирает 23 яркие игрушки, различные по физическим свойствам. Например, резиновую пищалку, мягкую игрушку, пластиковую погремушку (лошадка, попугайчик и т.п.). Мама показывает каждую игрушку, привлекая внимание к их звуковым свойствам. Затем кладет игрушки перед малышом, слева или справа примерно в 30 см от него. Ребенок вначале лежит на спине, рассматривает игрушки, которые показывает мама. Затем, видя их сбоку, около себя, делает поворот со спины на бок, а затем на живот. Высоко приподнимает себя на вытянутых руках, чуть подтягивает тело (выполняет подползание). Протягивает руку и берет игрушку. Рассматривает ее, прислушивается к звуку. Выполняет поворот на бок, затем на спину. Манипулирует игрушкой. Аналогично действует с другими игрушками, перекладывает их из руки в руку. Тем самым ребенок знакомится с физическими свойствами предметов из различных материалов.

2.Взрослый кладет перед ребенком музыкальную игрушку, например, яркого Петрушку. Предварительно обвивает игрушку лентой (ширина 3--4 см, длина 60--80 см), в два-три оборота, на конце которой пришито кольцо (например, прорезыватель для зубов). Кольцо кладется перед ребенком, на расстоянии его вытянутой руки.

Малыш протягивает руку, обхватывает кольцо и натягивает ленту. Игрушка раскачивается, звенит. Ребенок практически устанавливает связь между интенсивностью своих действий с предметом (кольцом) и движениями и звоном Петрушки. Стремится подтянуться к игрушке ближе или подтянуть ее за ленту к себе (действие и результат).

Примечание: занятие с лентой проводится только в присутствии взрослого. Если малыш не заинтересовался предметом, мама «помогает» ему обнаружить занимательность Петрушки.

3. Взрослый использует подвесные игрушки-модули.

Ребенок выполняет простые результативные действия, подтягивая то одну, то другую игрушку. Берет предметы из любого положения.

1. Взрослый, приступая к кормлению, переодеванию, умыванию и т.п., создает у ребенка предварительную эмоциональную установку. Так, например, перед кормлением мама показывает ребенку бутылочку. Далее звучит вопрос: «Кто будет кушать?». Мама улыбается малышу, помогает ему принять позу «для кормления» и ожидает ответной реакции.

Ребенок вступает в эмоциональный контакт с мамой, «внутренне» готовится к предстоящему приему пищи. «Отвечает» улыбкой, гулением, общей двигательной активностью.

В процессе кормления он держит руки на маминой груди или бутылочке.

Примечание:

«Игровое» общение обеспечивает общее хорошее настроение.

2. Взрослый способствует тому, чтобы малыш реагировал на обращение к нему по имени.

Мама проверяет реакцию малыша: находясь вне поля зрения ребенка , называет имя, не сходное по звучанию с именем ребенка . Повторяет его два раза. После паузы (10 сек) называет два раза имя ребенка и после следующей паузы (10 сек) – другое имя.

Ребенок, услышав свое имя, радуется, быстро оборачивается, смотрит на взрослого.

1. Взрослый в процессе ухода за ребенком разговаривает с ним, поясняет кратко свои действия и действия ребенка . Слова взрослого и его действия синхронно совпадают с ощущениями ребенка .

2. Взрослый вслушивается в речевые реакции малыша. Если у ребенка в основном слышится гуление (гласные звуки), иногда лепет: «в-ва», «ба-ба», «м-ма» и т.п., мама голосом вступает в «перекличку» с малышом на основе тех звуков (фонем), которые уже появились в его речевых реакциях.

Ребенок прислушивается, затем выразительно вторит взрослому. Если у него что-то не получается, делает попытки к повторению. Создаются ситуации, способствующие появлению у ребенка активного лепета.

3. В 6 месяцев взрослый вводит в обращение к ребенку вопрос «где?».

Для этого в определенном месте комнаты ставится игрушка (собачка) или какой-либо предмет (часы).

Мама несколько раз в день спрашивает: «Где собачка?». Показывает собачку, всегда стоящую на одном и том же месте. Аналогично: «Где часы?».

Ребенок постепенно на вопрос взрослого начинает поворачивать голову в сторону «заученного» предмета.

ЗАНЯТИЕ 1.

Цель. Учить брать погремушку из любого положения, а также из рук взрослого. Удерживать её в руке не менее 2--3 мин. Закреплять умение менять положение своего тела, ориентируясь на лежащий сбоку предмет. Делать поворот со спины на живот и с живота на спину.

Материал. Яркие погремушки, имеющие различные по форме ручки: в виде палочки, ровной или утолщенной книзу по типу булавы, в виде петельки, в виде кольца, в виде гантели, а также образные погремушки (попугайчик, обезьянка, крокодил и т.п.). Их нижняя часть (хвост попугая, крокодила) служит ручкой для захвата.

Ход занятия. Ребенок лежит на спине. Мама предлагает ему погремушку с ручкой в виде палочки. Располагает её на высоте 20--30 см над грудью ребенка . Взрослый держит игрушку за кончик ручки, оставляя среднюю часть свободной, т.е. создает условия, удобные для перехватывания погремушки из рук взрослого. Ребенок ее берет. Желательно, чтобы он смог удержать в руке игрушку 1,5--2 мин. Мама исключает все отвлекающие моменты, отходит в сторону, создает все условия, чтобы малыш слышал звук погремушки при встряхивании.

Во второй части занятия мама побуждает ребенка взять у нее из рук погремушку другого типа, например с ручкой в форме кольца. Дальнейший ход занятия аналогичен первой его части.

В третьей части занятия ребенок должен сделать поворот с живота на бок и на спину. Для этого ребенку , лежащему на животе, мама показывает игрушку, добивается сосредоточения на ней. Затем мама перемещает предмет по кругу за спину ребенка .

Он следит за игрушкой, поворачивает голову и быстро переворачивается на спину. Чтобы вызвать у ребенка подползание, предметы располагают перед малышом на расстоянии чуть большем его вытянутой руки.

Ребенок смотрит на них и пытается достать. Подтягивается на руках, подползает вперед. Может менять направление, двигаясь в сторону или назад в зависимости от перемещения игрушек. Так жевзрослый создает игровые ситуации с предметами, которые побуждают ребенка не только брать игрушку из разных положений, но и способствуют обучению (метод пассивных упражнений) различным приемам их захватывания. Взрослый выполняет рукой ребенка скользящие, накрывающие, петлеобразные и пр. действия. Взрослый продолжает учить различать игрушки разной фактуры,

Показатели развития ребенка к концу 6-го месяца

1. Относительно долго следит за предметом (игрушкой), демонстрируемым ребенку взрослым, быстро переходит к практическому контакту с ним (манипулированию).

2. Уверенно берет игрушки из разных положений, перекладывает их из одной руки в другую, совершает ориентировочные действия, раскрывающие их свойства: похлопывает, стучит, сжимает, трясет игрушкой и т.п.

3. Способен 1--3 мин заниматься одним предметом.

1. Отзывается на действия взрослого, охотно идет на контакт. 2. Чутко реагирует на настроение взрослого: улыбается, смеется, слыша ласковый тон, и хмурится, уловив строгие интонации.

3. Радуется появлению близкого человека. Тянет обе руки к маме выражая желание, чтобы его взяли на руки.

4. Испытывает напряжение при виде незнакомого человека, в новой обстановке или непонятной для него ситуации.

5. По-разному реагирует на свое и чужое имя: на чужое имя не откликается или спокойно смотрит на взрослого, отвлекается. На свое имя эмоционально отзывается.

6. Нуждается в активном взаимодействии со взрослым и его помощи при овладении новыми действиями с предметами (игрушками), манипулировании ими («деловое общение»).

8. Начинает овладевать первыми социальными навыками в быту: хорошо снимает с ложки пищу губами, ест полужидкую и густую еду. Пьет из чашки, которую держит взрослый.

1. Произносит отдельные слоги (начало лепета).

2. Однократно или редко произносит какой-нибудь один слог («ба», «ма», «га» и пр.).

3. Повторяет за взрослым некоторые звуки и слоги из своего лепета, уже освоенные им.

4. В лепете четко слышатся фонемы родного языка. По своему желанию произносит слоги (лепечет) в процессе бодрствования.

1. Может выполнить полный поворот: со спины на бок, со спины на живот, с живота на спину.

2. Выполняет подползание вперед, назад, в сторону.

3. Ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки.

4. Уверенно берет игрушку из любого положения.

5. Относительно долго (3--5 мин) может заниматься с предметами.

6. Перекладывает игрушку из одной руки в другую.

7. Размахивает погремушкой, неоднократно повторяет удавшиеся действия. Ожидает повторного звучания при действии с погремушкой.

8. Различает свои игрушки (знакомые) по звуку и внешнему виду. Способен искать исчезнувший из поля зрения предмет, делая повороты во все стороны.

Пропорции тела ребенка начинают видимо изменяться, постепенно приближаясь к привычным пропорциям взрослого человека.

Физическое развитие

Каковы антропометрические показатели ребенка к концу шестого месяца жизни? Вес малыша увеличивается приблизительно на 600–650 граммов, а рост на 2,5–3 сантиметра. На этом этапе длина в сантиметрах окружности головы и грудной клетки, как правило, сравнивается. Возможно, что длина окружности груди сейчас превышает длину окружности головы. Дело в том, что пропорции тела ребенка начинают видимо изменяться, постепенно приближаясь к привычным пропорциям взрослого человека.

Показатели ребенка от 6 до 7 месяцев

График роста и

И график веса

Рост

66.60-67.95 см

7.975-8.770 кг

Окружность головы

Обхват грудной клетки

Постепенно нарастает двигательная активность

Лежа на животе, ребенок перестает опираться на предплечья. Подняв грудную клетку и руки, двигая ногами, он совершает раскачивающиеся движения на животе, напоминающие движения пловца. Малыш пытается ползать, активно переворачивается со спины на бок, на живот и обратно на спину; сидит с небольшой поддержкой. Возросшая активность ребенка заставляет вас теперь заботиться о безопасности малыша, если он находится в комнате один, без присмотра взрослых. Не оставляйте крошку одного на диване или кровати без бортика, с которых он может упасть, если будет переворачиваться.


Поддерживаемый под мышки, малыш опирается на опору кончиками пальцев ног, держит голову прямо, поворачивает ее из стороны в сторону. В положении сидя ребенок уверенно держит голову и отворачивает ее, когда взрослые пытаются вытирать ему нос. Движения рук становятся более уверенными и координированными, формируется ладонное хватание предмета всей поверхностью ладони и вытянутым большим пальцем.

Совершенствуются движения пальцев: малыш может держать игрушки разного размера одинаково успешно и правой, и левой рукой, стучать ими, бросать, играть с несколькими игрушками одновременно.

Ребенок получает немалое удовольствие от изменения положения тела. Это стимулирует его вестибулярный аппарат. Ему нравится, когда вы держите его на руках, поднимаете в воздух, опускаете вниз, качаете, прижимаете к себе, приседаете, кружитесь по комнате.

Рекомендуется такая игра для развития вестибулярного аппарата малыша, в которой участвует вся семья (мама, малыш и папа). Возьмите одеяло и положите чадо на него спиной. Поднимите одеяло за кончики и легонько раскачайте из стороны в сторону, а потом медленно опустите на пол. Повторяйте раскачивания. Если крохе не понравится это, возьмите его на руки и успокойте. Если же малышу доставляют удовольствие такие раскачивания, изменяйте направления: покачивайте вверх-вниз и из стороны в сторону. Не забывайте разговаривать с ребенком и рассказывать о том, какие ощущения он получает от раскачиваний на одеяле.

Психическое развитие

Поведение ребенка становится более осмысленным. Малыш явственно показывает родителям свое недовольство и радость. Он может кричать и раздражаться, если ему не дают игрушку, и наоборот, весело лепетать и улыбаться, когда подходят родители и когда с ним играют.

Теперь родители с большей уверенностью могут определить самочувствие малыша — когда ребенок доволен, возбужден, спокоен, могут назвать причины этих состояний.


Лепет в этом возрасте приобретает тональную окрашенность, может быть размеренным или быстрым, тихим или громким, иметь разные значения: «я хочу к тебе на руки, возьми меня», «обрати на меня внимание, посмотри на меня, я здесь», «убери это, мне это не нравится». Заметив приближение взрослых и детей, ребенок начинает лепетать активнее и громче, пытаясь привлечь их внимание.

Продолжают развиваться зрительный и слуховой анализаторы малыша

Ребенок подолгу держит в руках предметы и игрушки, ощупывает, рассматривает и изучает. Пытаясь получить информацию о свойствах материалов, он засовывает игрушки в рот, лижет и покусывает их. Ребенок опытным путем исследует, какие игрушки издают звуки, и с удовольствием трясет ими или стучит. Малыш прислушивается к окружающим бытовым звукам, поворачивает голову к источнику звучания, например, услышав звук открываемой двери или шаги приближающейся матери. Ребенок поворачивает голову и реагирует даже на очень тихие звуки: шуршание бумаги, лязганье ножниц, ласковый шепот мамы.

Малыш внимательно следит за передвижениями и действиями взрослых

Внимательно смотрит в лицо родителям, которые с ним разговаривают, начинает понимать их мимику, по-разному реагируя на улыбающееся, сердитое или удивленное лицо взрослого. Он с удовольствием включается в эту игру, копируя выражение лица мамы, и пытается подражать звукам, которые та произносит.

Какие игры и упражнения с крохой полезны на этом этапе?

Малыш хочет получать новый тактильный опыт. Давайте ему прикасаться к разным поверхностям: теплым и холодным, мягким и твердым, гладким и шершавым. Это могут быть не только игрушки, но и бытовые предметы: ложки, чашки, махровые полотенца, шелковые халаты. Рассказывайте ему об ощущениях, которые он испытывает.

Возьмите из холодильника кусочек льда и прикоснитесь к его ручке или щечке. Понаблюдайте, как ребенок будет реагировать. Поднесите его к вентилятору. Сделайте теплую струю воздуха, а затем выключите вентилятор. Через несколько секунд повторите все сначала.

Вместо вентилятора сделайте ветерок при помощи листа бумаги или платочка. Помашите им перед лицом малыша так, чтобы на него попадала струя воздуха.

Наполните несколько тканевых мешочков разной крупой и крепко завяжите, чтобы крупа случайно не просыпалась. Мешочки сделайте разного размера, но такого, чтобы ребенку можно было держать их. Положите их вместе с другими игрушками, и малыш будет их тоже изучать. Вместо мешочков вы можете использовать любые лоскутки ткани, которые имеются в доме. Заполните их так же, как мешочки, крупой и завяжите их узлом.

Маленькому человеку нужен новый зрительный опыт

Он уже с интересом может рассматривать не только близкие, но и удаленные предметы. Расскажите чаду о том предмете, на который он смотрит, но не может до него дотянуться. Если можно, дайте его малышу в руки или поднесите поближе, чтобы его можно было лучше рассмотреть.

Давайте крохе игрушки разного цвета, однотонные и пестрые, светлых и темных тонов. Вы обратите внимание, что яркие игрушки больше привлекают мое внимание. Возьмите две-три игрушки одного цвета и одну игрушку сильно отличающуюся от остальных - контрастного цвета. Положите их рядом с ребенком и понаблюдайте за его действиями. Через некоторое время повторите эксперимент с игрушками другого цвета.

Развивайтесь вместе с вашим ребёнком!

Получайте регулярные письма о развитии вашего ребёнка и полезными советами.

От 6 до 7 месяцев

  • от рождения до 1 месяца
  • от 1 до 2 месяцев
  • от 2 до 3 месяцев
  • от 3 до 4 месяцев
  • от 4 до 5 месяцев
  • от 5 до 6 месяцев
  • от 6 до 7 месяцев
  • от 7 до 8 месяцев
  • от 8 до 9 месяцев
  • от 9 до 10 месяцев
  • от 10 до 11 месяцев
  • от 11 до 12 месяцев
  • от 1 года до 1 года и 3 месяцев
  • от 1 года и 3 месяцев до 1 года и 6 месяцев
  • от 1 года и 6 месяцев до 1 года и 9 месяцев
  • от 1 года и 9 месяцев до 2 лет
  • от 2 лет до 2 лет и 3 месяцев
  • от 2 лет и 3 месяцев до 2 лет и 6 месяцев
  • от 2 лет и 6 месяцев до 2 лет и 9 месяцев
  • от 2 лет и 9 месяцев до 3 лет
  • от 3 до 4 лет
  • от 4 до 7 лет
  • от 5 до 7 лет
  • от 6 до 7 лет
  • 7 лет и старше

Подписаться

Как стимулировать «говорение» малыша?

Когда кроха произносит не только отдельные звуки, но и некоторые звукосочетания: «ыги», «гхы», «угу» и другие, слушайте их и повторяйте за ним. Когда ребенок произнесет очередные звуки, опять повторяйте их за ним. Вскоре вы сможете играть в «разговор» по очереди. Разговаривайте с малышом всегда, когда держите на руках, когда кормите, одеваете, укладываете спать.

Рассказывайте о том, что вы делаете. Говорите с маленьким короткими фразами и простыми словами, повторяйте слова. Пропевайте гласные звуки и цепочки повторяющихся слогов (ге-ге-ге, дей-дей-дей, ма- ма-ма, ба-ба-ба). Произносите звуки, надувая щеки и округляя губы.

Не забывайте менять интонацию, делайте ее выразительной и яркой. Оставляйте паузы в своей речи, тогда малыш успеет что-то произнести. Играйте с крохой в разговор, пока он не устал и ему не надоело. Если он перестал говорить по очереди, прекратите это занятие и дайте малышу игрушки.

Как правило, здоровый ребенок активен, любопытен и игрив, особенно в 5-6 месяцев, когда его подвижность и время бодрствования позволяют все больше познавать мир. Привыкшие к такому поведению родители всегда замечают, когда малыш начинает капризничать, отказывается от любимых игрушек, плохо спит или не хочет кушать. При отсутствии каких-либо явных симптомов первое, что делает каждая мама, − меряет температуру у ребенка 6 месяцев. Данный показатель к этому возрасту уже обычно выравнивается, так как терморегуляция крохи налаживается в первые несколько месяцев. Поэтому, увидев на термометре больше 37 градусов, многие родители начинают паниковать. Если же ртутный столбик или цифры электронного прибора показывает 38-39°С, показать врачу малыша просто необходимо.

Когда поднимается температура

Все понимают, что данный параметр тела поднимается при заболевании и протекании воспалительных процессов в организме. Это могут быть:

  • инфекционные заболевания – корь, ветрянка, скарлатина и т.д.;
  • ОРВИ;
  • аллергия как на пищевой продукт, так и на укус насекомого;
  • перегрев;
  • прорезывание зубов.

Нередко температура у 6-месячного ребенка поднимается при нервном перевозбуждении – от слишком активных игр, новых эмоций, на новом месте – например, после дальней поездки.

Если при ОРВИ обычно малыши чихают и кашляют, что невозможно не заметить, то отсутствие каких-либо дополнительных симптомов в случае с перевозбуждением, ростом зубов или аллергической реакции, например, на продукты питания или на укус насекомого, который вы не заметили, может стать поводом для паники. В любом случае высокая температура может вызвать негативные последствия в организме крохи. Несмотря на то, что при повышении данного показателя активизируется работа практически всех органов, длительный нагрев таковых приводит к истощению:

  • при показателе в 38-39°С, как правило, сама инфекция-возбудитель не способна размножаться и развиваться, но усиленно работает сердце, что приводит к риску осложнений;
  • страдает и нервная система, особенно у малышей с родовыми и внутриутробными проблемами;
  • если у ребенка повышается температура выше 39°С, страдают абсолютно все органы: на износ работает сердце, кровоток усиливается до невероятного состояния, страдают клетки головного мозга, что может привести к судорогам.

Наличие каких-либо заболеваний – повод побеспокоиться о состоянии малыша, когда у него уже 38°С. Более высокая температура у ребенка с неврологическими и сердечными проблемами может стать для него критической.

Как реагировать на повышение температуры

Очевидно, что уровень температуры у ребенка в 6 месяцев на отметке 37°С – повод наблюдать за малышом, но не паниковать. Резкое повышение до 38-39 градусов – повод обратиться к врачу. Если симптомы вам непонятны и кроха чувствует себя очень плохо – вызывайте скорую помощь.

  • Если у ребенка 5-6 месяцев пропал аппетит, сон, интерес к играм, следует обратиться к доктору и при 37 градусах.
  • Когда дети нормально играют, кушают, спят при показателе в 38°С, поводов для паники нет, но показать врачу, конечно, стоит: инфекции требуют лечения, как и уход за ротовой полостью при прорезывании зубов.
  • Рвота, бледность, вялость при любой температуре – повод срочно вызвать педиатра или неотложную помощь, если термометр зашкаливает.

В первую очередь следует исключить банальный перегрев, который опасен обезвоживанием и дальнейшей интоксикацией. Следует регулярно проветривать помещение, делать влажную уборку, адекватно одевать малыша. Если перегрев исключен, тогда нужно искать источник проблемы:

  1. Повышенное отделение слюны, покраснение десен, снижение аппетита, капризность – признак того, что у ребенка лезут зубы.
  2. Жидкий стул, отказ от еды, сонливость, рвота – отравление, наличие кишечной инфекции, дисбактериоз.
  3. Сыпь, кашель, увеличение лимфоузлов – повод вызвать врача, ведь это симптомы так называемых детских болезней.
  4. Кашель, насморк – признаки самой простой простуды. Тем не менее есть ряд инфекционных заболеваний, при которых такие симптомы также остаются единственными.
  5. Отсутствие явных признаков, но громкий плач, плохой сон, отказ от еды на фоне высокой температуры – повод срочно обратиться к доктору, так как это может свидетельствовать о воспалении почек, отите.
  6. Судороги, рвота на фоне резко повышенной температуры тела – повод срочно вызывать скорую помощь, так как это может быть индивидуальная реакция на 38-39°С даже при простуде или же признаком опасных для жизни инфекций, таких как менингит или энцефалит.

Как сбивать температуру

Зачастую педиатры запрещают родителям самостоятельно принимать решение о том, как и чем сбивать температуру у 5-месячного ребенка, так как это может только ухудшить состояние младенца. Но речь идет о том, что нельзя кроху растирать спиртом и уксусом, не стоит давать таблетки во взрослой дозировке, не следует вообще принимать жаропонижающие до 38°С.

Если ребёнок чувствует себя более-менее нормально, то можно дождаться прихода врача. Если же видно, что состояние ухудшается, лучше все-таки принять меры.

  1. Крохе нужно давать как можно больше пить. Одновременно следует максимально проветривать комнату, чтобы температура воздуха в ней была около 18 градусов.
  2. Если ребенку 6 месяцев плохо, то попробуйте его обтереть водой комнатной температуры. Шести месячный кроха воспримет такую процедуру нормально, если вы не будете добавлять уксус или водку.
  3. Ухудшение состояния, тяжелая лихорадка, наличие других инфекционных симптомов – повод дать младенцу жаропонижающий препарат.

Выбор препаратов

Как правило, производители предлагают препараты для малышей с 3-6 мес. Соответственно, в 6 месяцев ребенку можно подобрать эффективный и безопасный медикамент по возрасту. Желательно иметь в домашней аптечке лекарства на выбор, так как иногда может понадобиться комплекс таковых:

  • Первоочередная помощь с рождения – это свечи. Чаще всего доктора назначают Вибуркол, хотя он не является жаропонижающим: препарат имеет противовоспалительное действие, обусловленное активизацией собственных защитных сил организма, а также усилением работы саморегуляции.
  • Анальдим – противовоспалительные, жаропонижающие, обезболивающие ректальные свечи, которые ставят 5-месячному ребенку и старше при повышении температуры выше 39°С. Это сильнодействующий препарат, который можно использовать один раз в сутки. Очевидно, что делать это нужно исключительно в критических ситуациях. Так как в инструкции указано, что применять его следует с года, сначала стоит проконсультироваться со своим педиатром.
  • Сиропы – альтернатива таблеткам, которые дать крохе практически невозможно, и свечам, когда поставить таковые не представляется возможным. Среди сиропов наиболее востребованы парацетамол и ибупрофен под разными названиями различных торговых марок. При резком повышении температуры обычно дают ибупрофен, прием которого не следует повторять в течение четырех часов. Парацетамол – более безопасный и менее эффективный вариант, многие мамы держат его в аптечке для страховки, когда становится хуже ребенку 5 месяцев, температура повышается, а сильный препарат уже дали.

Соответственно, имея разные варианты жаропонижающих лекарств, вы можете выбирать, что будет удобнее дать в конкретный момент. Например, при жидком стуле ректальные свечи будут малоэффективны, так как выйдут в ближайшее время, не успев подействовать. Если же кроха рвет, то именно такая форма препарата окажется более эффективной, чем сироп.

Алгоритм действий

И все-таки, если ребенок 6 месяцев, температура 38, что делать?

  1. Исключите перегрев, аллергию, перевозбуждение.
  2. Разденьте малыша, откройте форточки. Если вы на улице, уберите одеяло. Летом следует спрятаться в тень.
  3. Напоите кроху водой. Предлагайте напиток почаще, чтобы избежать обезвоживания, которое может возникнуть на фоне любого заболевания при высокой температуре.
  4. Если столбик термометра повышается, дайте жаропонижающее. Оптимальным практически в любом случае остается ибупрофен. Если в течение часа на него нет реакции, обязательно позвоните врачу.
  5. При отсутствии симптомов следите за поведением малыша: чрезмерная вялость, сонливость могут быть показателем реакции на ухудшение состояния, но такие проявления, как сыпь, а тем более рвота, закидывание головы, громкий плач – повод вызвать скорую помощь, особенно если у ребенка температура 38 градусов, и она продолжает подниматься.
  6. Грипп, ОРВИ, прорезывание зубов могут протекать первые дни без симптомов, но с температурой до 39,5°С. Давайте воду и жаропонижающие препараты, которые может посоветоваться знающий вашего малыша педиатр и по телефону. Как только температура упадет, появятся более явные признаки заболевания. Осмотрите горло: оно сразу будет красным. Если это так, следите за состоянием крохи самостоятельно.
  7. Если на теле появилась сыпь, вызывайте врача на дом.

В заключение

Главным критерием для родителей малышей в любом возрасте – хоть в 3, хоть в 6 или в семь месяцев – остается поведение грудничка. Если температура поднимается впервые, обязательно поговорите с врачом, чтобы пополнить аптечку необходимыми препаратами. Кроме того, обсудите, как вести себя в таких ситуациях в следующий раз.

Малышу полгода? Как подрос и повзрослел ребенок! Но, несмотря на внешние изменения, произошедшие с крохой с рождения до этого маленького юбилея, многие родители беспокоятся: а соответствует ли развитие ребенка в 6 месяцев нормам? Все ли в порядке с малышом? Как организовать распорядок дня маленького члена семьи и как развивать его?

Физиологическое развитие в 6 месяцев

Сколько должен весить полугодовалый ребенок и каковы нормы роста в этом возрасте?

Нормы: Педиатры России, ВОЗ

Европейские педиатры и отечественные несколько расходятся во мнении, где границы нормального роста и веса. ВОЗ вводит диапазон нормы шире.

Рост (мальчики, девочки)

Отечественная педиатрия:

Вес (мальчики, девочки)

Отечественная педиатрия:

Нормы ВОЗ:


Что должен уметь ребенок в 6 месяцев

Кроха растет растет и его потребность в познании мира. Ведь теперь малыш столько умеет!

Двигательная активность

Ребенок в полгода отлично сохраняет равновесие на животе, не только отлично держит голову, но и контролирует движения ею. Он приподнимает тело, опираясь на руки, подтягивает его, передвигаясь по-пластунски. Очень многие детки уже способны ползать на четвереньках.

Садиться самостоятельно в полгода умеют далеко не все малыши, но, посаженный с помощью взрослого, ребенок неплохо удерживает спину без опоры.

Малыш уже активно манипулирует своими пальчиками, способен брать в ручки небольшие предметы, перекладывать их из одной ладошки в другую. Сейчас важно развивать мелкую моторику: это не только делает пальчики гибкими и сильными, но оказывает влияние на речевое развитие.

«В шесть месяцев опыт малыша увеличен несказанно: ребенок сидит за общим столом и, можно сказать, участвует в разговоре, передвигается по квартире, пытается делать первые самостоятельные шаги, - пишет Михаил Федотов, врач и прозаик и отец десятерых детей. - Ребенок изучил, как работают дверцы шкафа, нашел и запомнил все низкие полки, с которых так здорово падают книжки. Он знает, где живут гремящие кастрюли – вообще всех умений и знаний не перечислить!»

Зрительное восприятие

Продолжает совершенствоваться зрение ребенка: он различает больше цветов, четче видит очертания предметов на дальнем расстоянии. Ребенок жмурится при ярком свете, может прищуриваться при разглядывании игрушек – это нормальные рефлексы, а не нарушение зрения. Малыш способен фокусировать взгляд на предмете, который находится на расстоянии от носика на 7-8 см.

Некоторые малыши косоглазят, но к году это обычно проходит. Истинное косоглазие выявит при осмотре только офтальмолог.



Слуховое восприятие

Малыш прекрасно слышит даже негромкие звуки, активно ищет их источник. Он различает голоса членов семьи. Резкие звуки способны испугать малыша. Теперь даже во сне он реагирует на внезапный шум и может проснуться.

Анастасия, мама шестимесячного Никиты: «Я была уверена, что сон малыша крепок, и разбудить ребенка сложно. Недавно, пока Никитка спал, решила навести порядок на кухне. Дверь в детскую открыла, чтоб слышать, если сын проснется. Внезапно обрушилась полочка с посудой. Грохот был жуткий, а сын сразу проснулся и зашелся криком: очень долго успокаивала. Теперь Никитка часто вздрагивает во сне, плачет с закрытыми глазами, видимо, испуг был сильный! Наблюдаемся у невролога».

Понимание и развитие речи

В полгода кроха не только гулит, а активно лепечет, повторяя продолжительное время один и тот же слог. Многие детки замечают реакцию родителей на это: увидев восторг мамы на «ма-ма-ма», малыш начинает лепетать еще активней.

Ребенок может и подражать интонации родителей: лепетать тише или громче, покашливать, напевать. Он активно вовлекается в диалог: расположитесь рядом, чтобы малыш видел ваше лицо, слушайте, пока малыш «говорит», а в паузах вставляйте свои реплики. Когда замолчите вы, малыш продолжит разговор.

Познавательное развитие ребенка в 6 месяцев

Общение – главное условие познания окружающего мира. Комментируйте увиденное, рассказывайте ребенку о своих действиях. Подносите малыша к окну, объясняйте, какая на улице погода. Во время прогулок, пока кроха не заснул в коляске, возьмите ненадолго его на руки – так обзор значительно увеличится. Если есть возможность – показывайте животных (птиц, собак, кошек): увиденные вживую, животные скорее будут запоминаться ребенком, чем те, что на картинках.

Позвольте играть малышу на полу или на травке в саду: это не только научит его скорее ползать и ходить, но даст более полное представление об окружающем мире (можно дотянуться до чего захочешь и все потрогать).


Эмоционально-социальное развитие ребенка в 6 месяцев (комплекс оживления)

Ребенок способен различать «своих» и «чужих». Он либо проявляет комплекс оживления, радостно улыбается при виде близких, либо хмурится и смотрит насторожено на незнакомых. Появление страха перед незнакомцами – нормальное явление! Не стоит бегать по врачам или искать знахарку и лечить кроху от испуга.

Детки способны осознавать, что оказывают на людей влияние: могут нарочно кривляться, показывать язык, ожидая реакции окружающих. При положительной реакции – начинают привлекать к себе внимание еще активней.

Психологические изменения

Сейчас у малыша способны формировать привязанности не только к родителям, но и другим людям (бабушкам, дедушкам, сестренкам, братишкам, крестным и т.д.), а также к предметам. Ребенок может избрать любимую игрушку. Некоторые малыши объектом предпочтения могут сделать довольно странные вещи: подушку или одеяльце, пеленку, определенную пустышку и т.д.

У крохи начинается формирование логического мышления и причинно-следственных связей: он понимает, если бросить игрушку на пол, она упадет и раздастся шум. Здесь нужно быть осторожнее, потому что уже сейчас это открытие может стать благодатной почвой для развития манипуляций: если заплакать, мама прибежит.

Малыш может менять свое настроение по нескольку раз в день. Причин резкого эмоционального перепада огромное множество: недостаточный сон, голод, физический дискомфорт (мокрые штанишки, зуд от опрелостей, боль в животе или зубная), испуг, усталость, духота и т.д. Если малыш каждые пять минут то плачет, то смеется, просится на ручки – это не избалованность, а признак правильного психологического развития: эмоции и чувства активно развиваются, а способы их выражения еще не «созрели».

Краткая таблица навыков

Внимание! Таблица развития включает усредненные показатели. Развитие каждого ребенка индивидуально и отклонения в нем может диагностировать только специалист.

В целом, что должен уметь ребенок в 6 месяцев, зависит от таких факторов как:

  • родился малыш в срок или недоношен;
  • в норме ли его вес и рост или превышает ее;
  • наличие неврологических отклонений;
  • генетическая предрасположенность к быстрому либо отстающему развитию.

Как развивать ребенка в 6 месяцев

Чтобы помочь своему крохе расти не только счастливым, но и здоровым как физиологически, так и психически, нужно знать, как развивать ребенка в 6 месяцев. Это не сложно, ведь все занятия можно легко вписать в распорядок дня малыша.

Режим дня малыша

В 6 месяцев ребенок хорошо чувствует режим дня, если приучен к нему с рождения. Это важно, чтобы приемы пищи совершались в одно и то же время ежедневно, и промежутки между ними были одинаковы. Однако сейчас режим дня может немного измениться: вместо 3 дневных снов их станет 2, а ночью ребенок может проспать до 7 часов без пробуждения на еду либо и вовсе до утра. Между дневными снами важно обеспечить крохе активное бодрствование, включив в него массаж, гимнастику, прогулки, занятия и игры.

Упражнения и занятия с ребенком

Для физического развития включайте несложные упражнения в сеансы массажа и гимнастики. Можно на это время оставлять кроху без одежды, так получится добавить в физические упражнения элемент закаливания. Делая массаж, уделяйте особое внимание укреплению мышц спины и живота, массируйте пальчики ребенка.

Если есть фитбол – используйте его! Упражнения на мяче укрепляют все группы мышц:

  • Для укрепления шеи и спины – упражнение «Качалочка». Уложите ребенка спиной на мяч и, крепко держа за ноги, наклоняйте мяч немного взад-вперед.
  • Чтобы укрепить мышцы живота, делайте упражнение «Покачивание»: уложите ребенка животиком на мяч и, поддерживая его за спинку, покачивайте мяч вправо, влево, вверх и вниз.
  • Для укрепления ног - «Пружинка». Сядьте на пол и зажмите между колен фитбол. Поставьте ребенка на мяч и, крепко держа за бока, немного попружиньте, чтобы ребенок понял, что нужно делать.

Занятия плаванием для малышей – хороший способ укрепить не только мышцы, но и иммунитет. Посещайте бассейн пару раз в неделю и занимайтесь под руководством опытного детского тренера.



Развивающие игры с ребенком в 6 месяцев

Игры с ребенком в 6 месяцев – отличный способ развить навыки общения, интеллект, воображение и логику.

ПРЯТКИ

В «прятки» играть можно по-разному. Прятаться может сам малыш, закрывая личико ладошками или пеленкой. Помогайте ему, пока искусство прятания не будет освоено. «Прячьте» ребенка и спрашивайте: «Где наш малыш?». А когда «найдете», приветствуйте: «Ку-ку!». Можно прятаться вам и звать по имени малыша из-за занавески или из-за бортика кроватки. Так вы развиваете и слух крохи! Если же ребенок ползает, прятаться можно понадежнее: так ребенок научится быть внимательным и догадливым.

МЯЧ

Небольшой мяч – очень полезная игрушка, развивает и сенсорику, и координацию движений, и мелкую моторику. Посадите малыша (лучше с опорой), сядьте на расстоянии вытянутой руки от него, готовясь подстраховать в любой момент. Катните по полу мяч, чтобы ребенок мог ухватить его руками. Можно приговаривать:

Мячик – мячик быстро скачет,
Быстро катится вперед!
Мяч не любит, если плачут!
Кто смеется – к тем идет!

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

Пальчиковые игры необходимы, их нужно проводить 2-3 раза в день. «Ладушки», «Коза рогатая», «Сорока» - эти игры нравятся всем малышам.

«Курочка»

Сложите пальчики щепотью, имитируя клювик. Постучите клювиком по другой ладошке:

Наша курочка пошла,
Зернышко в траве нашла.
Клювом зернышко «Клю-клю,
Очень зернышки люблю».

Попробуйте сложить пальчики в замок, немножко потрясти им:

Кто откроет нам замок,
Если ключика нет?
Кто бы ключ найти помог-
Тем мы дали бы конфет.

Легонько возьмите малыша за запястья, поводите в воздухе кистями рук, как будто красите забор:

Как мы красили забор
Снизу вверх, сверху вниз.
Стал уютным у нас двор –
Полюбуйся, оглянись.



Игрушки для детей в 6 месяцев

Какими должны быть игры и игрушки полугодовалого крохи? Конечно, развивающими. А еще – безопасными! Следите, чтобы мелкие детали не отваливались, материал игрушек был прочным, без наклеек. Кроме погремушек и мобилей, малышу понадобятся игрушки, в которых можно одни части вкладывать в другие, разбирать и вновь собирать, музыкальные игрушки, а так же прорезыватель для зубов, ведь сейчас у крохи очень чешутся десны.

Досуг

Что можно делать с ребенком, когда он не спит?

Прогулки

Малышу нужен свежий воздух и новые впечатления. Конечно, большинство крох впервые 15 минут прогулки засыпает, но используйте бодрствование на улице по максимуму. Хорошо, если кроме коляски у вас есть слинг, но можно и просто брать ребенка на руки.

Летом посадите ненадолго малыша в траву, дайте потрогать стебельки и листики, а зимой позвольте прикоснуться к снегу: это развивает сенсорику и удовлетворяет любопытство. Комментируйте все интересное, что встречается на пути.

Одевайте ребенка по погоде: не «парьте» летом, но не забывайте про головной убор, а зимой не допускайте переохлаждения.

Чем занять малыша

Если малыш подолгу бодрствует дома, кроме игр и гимнастики чем заняться с ним еще?

Потанцуйте! Включите музыку и двигайтесь под нее вместе с ребенком – это развивает чувство ритма.

Примите водные процедуры! Дополнительное купание, особенно в летний зной, не навредит.


Привлеките к делам на кухне! Готовите обед? Усадите малыша в стульчик или расположите на полу, дайте пару крышек от кастрюль, ложек и небьющихся мисок. Это займет малыша.

Ходунки и прыгунки. Если вы не смотрите на новшества как на опасность для здоровья ребенка, то воспользуйтесь этими помощниками. Не более чем на полчаса в день садите ребенка в ходунки или прыгунки, убедившись, что ему там безопасно. Малыш точно будет в восторге, а вы успеете хотя бы выпить спокойно чашку чая.

Когда малыша ничего не беспокоит, можно переделать кучу домашних дел, не дожидаясь, когда ребенок уснет. Просто выделите ему безопасное пространство, дайте интересных игрушек и все время держите в поле зрения, протирая пыль, поливая цветы, складывая одежду.

Питание ребенка 6 месяцев

В полгода, если ребенок не знаком с прикормом, самое время начать его вводить.

На грудном вскармливании

Одно грудное молоко не может обеспечить подросшего малыша необходимой энергией и питательными веществами. Но, познакомив ребенка с другой пищей, не отменяйте грудное вскармливание: питание взрослой едой – это дополнение к молочному рациону.

На искусственном вскармливании

Педиатры рекомендуют искусственникам вводить прикорм в 4 месяца, чтобы компенсировать недостаток витаминов и минералов, которые получают детки из грудного молока. К 6 месяцам рацион крохи может быть весьма разнообразен, включать каши, овощные и фруктовые пюре, кисломолочные продукты. Но молочная смесь исключаться не должна!

На смешанном

Деткам на смешанном вскармливании в полгода уже может быть знаком прикорм, а может быть и нет, но вводить его уже пора! В целом, рацион детей на смешанном вскармливании не должен заметно отличаться от питания малышей-грудничков.

Прикорм

Как вводить прикорм? Прикорм может быть педагогический, когда кроха пробует все по понемногу со стола родителей (естественно, родители при этом придерживаются принципов здорового питания) или педиатрический, советы и рекомендации по которому даст ваш педиатр, ориентируясь на развитие вашего ребенка. Например, малышам с недобором веса начинать знакомство с прикормом нужно с каш. Если кроха страдает запорами или у него избыток веса – первыми в его рацион должны войти овощи.

  • Каждый продукт вводим поэтапно. Начав знакомство с одним продуктом, каждый день на протяжении недели увеличиваем количество съедаемой пищи до 50 мг, докармливаем молоком.
  • Новую еду даем малышу с утра, следим за реакцией организма (нет ли сыпи, каков стул малыша и т.д.).
  • Готовить можно самим, а можно покупать еду промышленного производства (пюре в баночках, каши в пачках).
  • Кормить нужно с ложечки. Нельзя оставлять недоеденную пищу на следующий раз!

Елена, мама семимесячной Алины: «Мы прикорм хотели ввести после 6 месяцев, но в начале пятого стало очевидно, что одним моим молоком дочка не наедается. Это проявлялось частым требованием груди, плачем, плохим сном. Визит к педиатру подтвердил мои опасения: недобор веса! Так в 5 месяцев мы стали потихоньку кушать каши».



Уход и гигиена

В целом, гигиенические процедуры в полгода не претерпевают особых изменений. Купание перед ночным сном – обязательно. Если малыш хорошо сидит в ванночке, можно давать ему игрушки. Для безопасности есть смысл заменить ванночку глубоким тазом: это обеспечит поддержку спине ребенка и снизит риск того, что малыш может погрузиться в воду с головой. Для ухода за детской кожей можно использовать гипоаллергенные шампуни и пены для купания.

Мыть ручки нужно чаще: теперь ребенок много проводит времени на полу! Мыть стоит и игрушки, используя для этого детское мыло, а не порошок.

Заключение

Шестимесячный малыш отличается активностью и любознательностью. Ему необходима энергия, чтобы познавать этот мир. Правильный режим дня и полноценное питание с учетом возрастных потребностей – именно здесь малыш черпает свои силы. Общайтесь со своим малышом, обеспечьте ему правильный уход и условия для полноценного развития, и счастливая улыбка ребенка станет наградой за ваши старания.

К своему первому негласному юбилею малыш уже многому научился и успел переработать огромное количество информации. Его достижениями гордятся родители и родственники, но впереди ещё много важных начинаний и трудных задач, которые ему предстоит выполнить. Кто же, как ни мама и папа могут ему в этом помочь? Но для этого педиатры советуют изучить перечень того, что должен уметь ребенок в 6 месяцев. Это скоординирует их усилия, направленные на развития дочери или сына.

За месяц младенец успел набрать почти 650 г веса, и рост его увеличился на 2 см. Наряду с этим, выросла окружность его груди, которая несколько превышает диаметр головки. Его пропорции, меняясь, начинают постепенно, приближаться к пропорциям взрослого человека.

Можно только удивляться, какие метаморфозы произошли с организмом малыша за какие-то полгода:

  1. Шестимесячный малыш всё больше проявляет активность и самостоятельность, и это неудивительно, ведь теперь его ручки и ножки стали более сильными, укрепился позвоночник, большинство деток уже могут садиться без помощи взрослых. Но и это не всё – сидя, детки не падают, сохраняют равновесие, при этом способны манипулировать ручками, захватывая игрушки.
  2. Отличительной характеристикой возраста является полностью развитое зрение. Теперь дети видят также ясно и отчётливо, как взрослые. Это даёт им много преимуществ – они могут наблюдать за окружающими людьми, предметами, их передвижением. Дети хорошо различают обращённые на себя взгляды.
  3. Пищеварительная система младенца тоже подверглась изменениям – теперь в организме малыша активно начали вырабатываться ферменты, которые могут способствовать качественному перевариванию белка, не связанного с материнским организмом.
  4. Ещё одно событие, которое нельзя не упомянуть, это, конечно, прорезывание первых молочных зубок. С этим связаны боль, ночные бдения, и всё же это необходимые для ребёнка органы, ведь теперь и груднички начинают переходить на взрослое меню, и им нужно пережёвывать пищу разной консистенции. Сначала появляются зубы на нижней челюсти, и в связи с этим, у детей усиливается работа слюнных желез.

Ещё одной особенностью детей 6 месяцев является удивительная скорость, с которой они впитывают информацию, поэтому родителям нужно лишь задавать правильное направление способностям своего чада. В психическом и эмоциональном плане шестилетний кроха – это полноценный маленький человек, обладающий индивидуальными чертами характера, и имеющий собственный темперамент.

Развитие ребенка в 6 месяцев достигло той социальной и психоэмоциональной ступени, когда контакт с другими людьми стал для него необходимостью, и теперь малышу придётся уделять ещё больше внимания.

Что должен уметь ребенок в 6 месяцев

На шестом месяце у малыша хорошо развиты органы чувств, двигательная функция и начинает формироваться социально-бытовое восприятие и поведение.

Разбираясь, что должен уметь делать карапуз в полгода, следует ориентироваться на то, что умеет большинство детей этого возраста, и перечень этот довольно внушительный:

  1. Что, действительно, многие детки освоили, так это ползанье. При этом, у каждого свой стиль передвижения – одни могут передвигаться на четвереньках, другие, лежа на животе, по-пластунски. Это навык предшествует подъёму малыша на ножки и дальнейшей ходьбе, поэтому является наиболее важным и показательным в развитии ребёнка.
  2. Некоторые детки уже могут вставать, держась за поручни манежа и кроватки, а когда мама или папа берёт малютку за руки, ножки его выпрямляются. При поддержке такие дети даже пытаются переступать ножками, что говорит об очень хорошей физической форме.
  3. Движения ребёнка руками приобрели координацию, он свободно может поднять упавшую игрушку, перекладывает её из одной руки в другую, целенаправленно тянется к заинтересовавшему его предмету, выбирая его из остальных, и внимательно рассматривает.
  4. Интересно, что пятимесячные малыши уже осознают некоторые причинно-следственные связи, так, например, они понимают, что если нажать на резиновую фигурку животного, раздастся пищание, а если потрясти колокольчик, можно услышать звон.
  5. Более осмысленным становится общение ребёнка с окружающими людьми – он отзывается на своё имя, находит глазами предмет, о котором говорят, слушает родителей внимательно, иногда реагируя улыбкой или оживлением на знакомые слова и названия.

Всё, что должен уметь ребенок в 6 месяцев, это простые, но необходимые для него вещи, которые нужны, чтобы приспособиться к условиям взрослой жизни. И детки в этом возрасте уже стараются применять свои знания и навыки в быту, что, конечно, очень важно для их совершенствования и движения вперёд.

В этом им очень помогает полноценно функционирующее зрение, слух и двигательная активность. Детская речь – это уже не гуление, а самый настоящий детский лепет, состоящий из множества слогов, количество которых пополняется каждый день.

В развитии разнополых детей к шестому месяцу всегда есть некоторые различия. Рассматривая, что надо уметь в 6 месяцев девочке, наверное, стоит, сказать об её речевых навыках, которые развиваются быстрее, чем у мальчиков. Малышки уже произносят такие слоги, как «ма», «ба» и «па», в то время как мальчики ещё гулят.

Другим является по своей природе мальчик, уметь в 6 месяцев он может всё, что касается движения, дети мужского пола, вообще, быстрее начинают ползать, сидеть и ходить. Неодинаково мышечное развитие и поведение детей, но это и не странно, ведь каждый из них идёт своим путём взросления, присущим будущему мужчине и женщине.

Есть ли повод беспокоиться?

Чтобы убедиться, что с развитием младенца всё в порядке, родителям нужно знать, что обязательно должен уметь в полгода здоровый ребёнок:

  • прежде всего, младенец должен поворачивать головку;
  • необходимым считается умение малыша переворачиваться со спинки на живот и обратно;
  • кроха должен уметь сидеть, хотя бы, с поддержкой взрослого;
  • абсолютно нормальным является то, что дитя изучает предметы, беря их в рот;
  • речь ребёнка в шесть месяцев может представлять собой гуление, это важно, так как после этого в ней обязательно начнут проскальзывать и слоги.

В целом, здоровые дети – это неутомимые исследователи, которые проявляют интерес ко всему, что попадается им на глаза. Поэтому отсутствие у ребёнка интереса к окружающим людям и предметам, должно настораживать.

Игры и упражнения для развития

Не существует каких-то узких ограничений в том, что должен уметь 6 месячный карапуз, поэтому родители могут обучать ребёнка самым разным вещам, используя для этого интересные для него игры и предметы.

Но обязательными должны стать занятия с детьми, которые будут способствовать развитию их физического, эмоционального состояния, расширят пассивный запас слов, зрительных и звуковых образов.

Для этого необходимо:

  • проводить с малышом гимнастику, включив в традиционный комплекс упражнений приседания и подъём ножек, а также сидение на ровной плоскости с соприкасающимися стопами;
  • развивать музыкальный слух и правильное восприятие ритма, прослушивая музыку, хлопая в ладоши, используя детские ударные инструменты или обычные пластиковые бутылочки с разным количеством воды;
  • играть с ребёнком в мяч для развития глазомера и координации;
  • проводить не только массаж тела крохи, но и его ручек, пальчиков;
  • давать карапузу для игры разные по фактуре небольшие предметы и мелкие материалы для пересыпания в баночки, контейнеры для совершенствования моторики;
  • чтобы успешно развивалась речь малыша, ему нужно постоянное общение, родители должны рассказывать малышу обо всё, что его окружает, для занятий понадобятся и большие книги со сказками и детскими историями, важно читать детям не только прозу, но и стихотворения.

Играть и обучать ребёнка можно во время купания, прогулок по улице или лесопарку, а если малыш вместе с родителями отправляется в гости, то стоит учить его общению с другими детьми.

Развитие ребенка в 6 месяцев: видео

Полгода – это важный рубеж, переступая который, детки всё более осмысленно воспринимают окружающий мир и его явления. Родители, понимающие, что должен уметь ребенок в 6 месяцев, не должны пытаться ускорить этот процесс познания, но они могут помочь своему малышу идти правильным путём, развивая его способности и важные человеческие качества.