Шамиль аляутдинов разъяснил свою позицию по поздравлению христиан с рождеством. В глазго жестоко убит мусульманин, который поздравил христиан с пасхой

Примером выражения толерантности, межнациональной, межконфессиональной культуры общения служит то, как празднуется у мусульман. Ближайшая к христианству религия - мусульманство. Об этом говорит то, что Кораном Христос признан великим пророком, почитаемы также Дева Мария, Иоанн Креститель. Это одна из причин давних добрососедских отношений православных и мусульман. Проявляются терпимость и взаимоуважение в праздновании самых главных праздников для приверженцев обеих религий.

Для христиан Пасха неотделима от распятия и воскрешения: это праздник торжества жизни и искупления грехов человеческих крестными муками Христа. По мусульманским представлениям первородный грех как понятие не существует: при наступлении Судного дня каждый сам несёт ответственность за свою земную жизнь. Между христианами и мусульманами существуют также разногласия относительно мессианской сущности Иисуса. Согласно Корану Иисус (Иса), хотя и был пророком, но был смертным человеком, а не сыном Божьим. Поэтому, согласно учению Ислама, Христос не мог умереть ради искупления грехов всего человечества, подробности распятия при этом имеют скорее академический характер. Мусульмане не верят и в то, что Иисус умер на кресте, а значит, в этом случае, по их убеждению, он не может и воскреснуть. Согласно высказываниям Мухаммеда, Иса пребывает на небесах и вернется на землю в конце времён.

Пасха не отмечается мусульманами в догматических рамках, присущих христианству, но у них существует другой, абсолютно схожий по содержанию праздник. Его название, Курбан-байрам, так и переводится: «праздник жертвы». Знаковый, метаисторический и глубинный смысл его тот же, что и для ветхозаветного Песаха и Пасхи Нового Завета: запрет на человеческие жертвоприношения и вера в милость Бога.

Сюжетная канва событий, предшествующих появлению праздника, описана в Коране и перекликается с библейской легендой о жертвоприношении Авраама. Аллах, решив испытать праведника Ибрахима, повелел тому убить своего сына Исмаила. В последний момент посланный Богом ангел не дал совершиться жертве человеческой, заменив её молодым барашком.

Курбан-байрам - самый почитаемый в исламской традиции праздник, и в этом смысле его можно сравнить с Пасхой христианской.

Обрядовое сходство праздников

Прослеживаются и обрядовые параллели, позволяющие говорить, что Курбан-байрам - это своеобразная мусульманская Пасха.

Тем не менее, несмотря на фундаментальные различия, в диалоге мусульман и христиан объединяющим началом служит знание об Иисусе. Более того, вера в Иисуса является необходимым требованием, предписываемым Кораном. Большинство проповедующих ислам прекрасно осведомлены и о и о традициях её празднования. Поэтому можно сказать, что мусульмане празднуют Пасху вместе со своими соотечественниками-христианами.

Коран не запрещает в Светлое Воскресение Христово отвечать «Воистину воскреснет!» на .

Принимая в дар куличи, крашеные яйца, верующие в Аллаха понимают, что это не навязывание чужой религии, а желание разделить радостное, светлое настроение. В такой обстановке единства проходит, например, чеченская Пасха, где уделяется равное внимание религиозным нуждам коренного мусульманского населения и православных. Правительством Чеченской Республики даже создан специальный оргкомитет по подготовке к празднованию Пасхи.

Пасхальные традиции у татар Поволжья

Ещё более ярким примером взаимопроникновения религиозных и обрядовых обычаев у различных народов, проживающих в едином территориальном пространстве, является татарская традиция отмечать особый весенний праздник. Он по-разному называется у представителей разных этнических групп и не имеет привязки к дню календаря, как солнечного, так и лунного. Относится он к категории «народных» и совпадает по времени с наступлением , также не имеющего конкретной даты.

Этот праздник казанские татары называют Сабантуй, касимовские и татары-мишари - Кызыл йомырка Байрам, кряшены - Саран, Улы Байрам, Пасха Байрам. Люди при этом осознают, что отмечают Пасху, разница лишь в том, что для кого-то это действительно праздник со всеми его смысловыми составляющими, для других - привнесение православных элементов в мусульманскую (татарскую) культуру.

Первоначально создаётся впечатление, что нет причин отождествлять праздник Сабантуй с для казанских татар. Но при более пристальном рассмотрении становятся хорошо заметны особенности, присущие христианским канонам. Например, одним из обязательных этапов в порядке празднования Сабантуя в сельской местности является день сбора крашеных яиц, Кызыл йомырка Кане, когда подростки и дети ходят по домам всей деревни и собирают яйца, заранее окрашенные в отваре луковой шелухи. Тот же обычай с небольшими индивидуальными отличиями существует у касимовских татар и татар-мишарей.

Подобное сосуществование двух монотеистических религий приводит нас к осознанию того, что они являются различными аспектами единой истины и единого Бога. Проявляя понимание и уважение к представителям других конфессий, отношения с Богом можно сделать намного глубже и многограннее.

Прежде всего, хотелось бы подчеркнуть, что мусульманам заповедано обращаться с добротой и справедливостью со своими соседями – немусульманами. Поэтому в обмене подарками с ними нет ничего плохого. Мусульманам разрешено поздравлять немусульман с их праздниками, более того, это становится обязанностью в том случае, если последние поздравляют мусульман с праздниками, принятыми в Исламе. Аллах Всемогущий сказал: «И когда вас приветствуют каким-нибудь приветствием, то приветствуйте лучшим или же верните его» (Коран, 4:86).

Мусульмане не должны участвовать в религиозных праздниках немусульман, однако они могут принимать участие в национальных праздниках стран своего гражданства, при этом не нарушая предписаний Ислама. Данный вопрос имеет, безусловно, большое значение, особенно для мусульман, проживающих на Западе. Между мусульманами и немусульманами существуют крепкие связи, определяемые потребностями самой жизни.

Они возникают на основе отношений между соседями, дружбы, общения с коллегами по работе или с товарищами по учебе. Мусульманин может испытывать чувство благодарности по отношению к немусульманину, например, к благожелательному начальнику, хорошему лектору, добросовестному и квалифицированному доктору и другим людям. Итак, каким же должно быть отношение мусульман к немусульманам, которые не проявляют к ним никакой враждебности, не сражаются с ними из-за веры и не изгоняют их из их жилищ или с их земель?

В Коране содержится ответ на этот вопрос. Эта сура была ниспослана как руководство в отношениях с язычниками. Аллах Всемогущий сказал: «Не дает вам Аллах запрета о тех, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ, благодетельствовать им и быть справедливыми к ним, – ведь Аллах любит справедливых! Дает вам Аллах запрет о тех, которые сражались с вами за религию, и изгнали вас из ваших жилищ, и помогали вашему изгнанию, чтобы вы не брали их в друзья. А кто возьмет их в друзья, те – нечестивы»(Коран, 60:8-9).

Согласно этому аяту, существует большая разница между теми, кто относится к мусульманам как к врагам и сражается с ними, и теми, кто хочет жить с мусульманами в мире. Нам заповедано хорошо относиться к последним, быть с ними справедливыми и проявлять к ним доброту, а не только давать то, что положено им по праву, и требовать то, что по праву полагается нам. Мы должны стремиться по возможности к лучшим отношениям, а не ограничиваться такими жесткими рамками.

Что касается другой группы, то в аяте содержится строгий запрет каких-либо союзов с ними, а также оказания им какой-либо поддержки. Это относится к тем, кто решил стать врагом Ислама и мусульман и совершает активные действия, изгоняя мусульман из их домов и с их земель по той единственной причине, что мусульмане объявляют о своей вере в Единого Аллаха. Так поступили курайшиты и неверные в Мекке по отношению к Пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует).

Как аль-Бухари, так и Муслим передают со слов Асмы бинт Аби Бакр (да будет доволен ею Аллах), что однажды она пришла к Пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) и сказала: «О Посланник Аллаха! Моя мать, многобожница, пришла ко мне. Она решила установить со мной более близкие отношения и принесла мне подарки. Должна ли я ее приветствовать и хорошо к ней относиться?» Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Приветствуй свою мать и относись к ней хорошо».

Это было сказано несмотря на то, что мать Асмы была многобожницей. Вместе с тем, Коран ясно утверждает, что люди Писания (иудеи и христиане) гораздо ближе к Исламу и к мусульманам, чем многобожники. Коран разрешает есть пищу людей Писания и жениться на целомудренных из них. Аллах Всемогущий сказал: «…и пища тех, кому даровано Писание, разрешается вам, и ваша пища разрешается им. И целомудренные из верующих и целомудренные из тех, кому даровано писание до вас…» (Коран, 5:5).

Поскольку разрешено жениться на целомудренных из людей Писания, то тем самым разрешено проявлять к ним любовь и милость. Всемогущий Аллах говорит: «Из Его знамений – что Он создал для вас из вас самих жен, чтобы вы жили с ними, устроил между вами любовь и милость» (Коран, 30:21).

Действительно, как может человек презирать свою жену, которая является его спутницей жизни и матерью его детей? Всемогущий Аллах сказал: «…они – одеяние для вас, а вы – одеяние для них» (Коран, 2:187).

Кроме того, результатом брака является сближение двух семей и возникновение родственных отношений – естественной формы отношений между людьми. Аллах Всемогущий сказал: «И Он – Тот, который создал из воды человека и сделал ему родство мужское и женское» (Коран, 25:54).

Нельзя забывать и о чувстве материнства. В Коране ясно говорится о правах матери по отношению к детям. В этой связи иногда спрашивают: допустимо ли для мусульманина не поздравлять свою мать–немусульманку с тем праздником, который она отмечает? А что делать по отношению к родственникам – дедушкам, бабушкам, дядям, тетям, двоюродным братьям и сестрам? У них у всех есть права на наше хорошее отношение, что закреплено в Коране, где говорится: «…обладатели же родства – одни ближе к другим в Писании Аллаха» (8:75), а также: «Поистине, Аллах приказывает справедливость, благодеяние и дары близким…» (16:90).

Поздравлять немусульман с их праздниками становится обязательным в том случае, если они поздравляют мусульман с праздниками, принятыми в Исламе, поскольку нам заповедано отвечать добром на добро, в том числе – хорошо отвечать на приветствия. Аллах Всемогущий сказал: «И когда вас приветствуют каким-нибудь приветствием, то приветствуйте лучшим или верните его же» (Коран, 4:86).

Мусульманин ни в коем случае не должен быть менее благожелательным и приятным в общении, чем другие люди, он не должен обладать худшими манерами, чем они. Именно об этом говорил Пророк (да благословит его Аллах и приветствует): «Самые лучшие в своей вере – те, которые обладают самыми лучшими манерами» (передано Ахмадом, ат-Тирмизи, ад-Дарми и Абу Даудом), и еще он добавлял: «Поистине, я послан для того, чтобы совершенствовать самые благородные манеры» (передано Ахмадом, аль-Бухари в сборнике «Аль-адаб аль-муфрад», а также аль-Баззаром в сборнике «Кашфул Астар»).

Значение манер мусульманина существенно возрастает в связи с тем, что мы приглашаем людей в нашу веру (а это является обязанностью каждого из нас). Позитивного отношения людей к Исламу нельзя добиться, обращаясь с ними излишне строго, жестко и применяя насилие. Этого можно добиться прекрасными манерами и возвышенной этикой. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) прекрасно обращался даже с многобожниками среди курайшитов, когда он жил в Мекке, несмотря на их враждебность, преследования, угнетение и тяжкие оскорбления с их стороны. Подтверждением этому служит факт, что курайшиты доверили ему свое богатство и свои сбережения из опасения, что в противном случае они могут быть украдены или потеряны. Когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) уехал из Мекки в Медину, он оставил своим преемником Али (да будет доволен им Аллах), которому он приказал вернуть курайшитам все доверенное ему.

Таким образом, ничто не препятствует ни мусульманину, ни исламскому центру поздравить немусульман либо на словах, либо послав им открытку. При этом следует помнить, что открытка не должна содержать икон или другой религиозной символики, например – креста. Концепция распятия полностью отрицается Исламом. Всевышний Аллах утверждает в Коране: «…а они не убили его и не распяли, но это только представилось им…» (4:157).

В обычных словах поздравления не содержится ничего такого, что можно истолковать как явное или подразумеваемое признание каких-либо аспектов иной веры или религии. Нет также никаких препятствий к тому, чтобы принимать от немусульман подарки и дарить им подарки в ответ, при условии, что эти подарки сами по себе не являются недозволенными (например, содержащими алкоголь или свинину). Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) принял подарок от короля Египта и от некоторых других (см. «Шар мушкил аль-азар» ат-Тахави).

В то же время мы придерживаемся той точки зрения, что последователям Ислама запрещено принимать участие в религиозных праздниках немусульман, как многобожников, так и людей Писания. Сегодня, к сожалению, можно наблюдать, как некоторые невежественные мусульмане празднуют Рождество, но при этом не отмечают Ид уль-фитр и Ид аль-адха. Это не соответствует мусульманскому праву.

Россия отмечает большой христианский праздник – Пасху. В эти дни мы видим на улицах девушек и женщин в платках и длинных юбках, а у православных храмов выстраиваются очереди, проходя мимо которых подростки стыдливо прячут пиво и прекращают выражаться. Молодые же девушки, завязавшие платочки, не забывают одеть юбку подлиннее, и этот пасхальный порыв выглядит очень трогательно.

Пасха завершает 40-дневный пост, в ночь с субботы на воскресенье православные принимают участие в крестном ходе и праздничной службе, а с понедельника начинается пасхальная неделя.

Вместе с тем, для мусульман это хороший повод рассказать нашим знакомым из числа православных о том, почему мы не празднуем Пасху вместе со всеми и как в Исламе видится процесс «воскрешения Иисуса».

Причиной к этому может стать даже диалог, завязавшийся совершенно случайно. К сожалению, не всегда нам хватает мужества, терпения или знаний для того, чтобы лаконично, четко и очень дружелюбно объяснить другим свою позицию.

Пасхально-межконфессиональные разговоры

Проходящую мимо церкви Гюнель вереницы желающих приобщиться к пасхальным таинствам воспринимали как «свою», никто в эти дни не обращал внимания на ее платок. Одна бабушка, вдруг подошедшая к ней, по-доброму взяла ее за руку:

– Иисус воскресе! – благодушно сказала она и, улыбаясь, посмотрела на Гюнель.
– Поздравляю вас с вашим праздником, – отвечает мусульманка.
– Нет, доченька, – мягко качая головой, поучала бабушка, – надо отвечать «Воистину воскресе!», – и она выжидающе заглянула в глаза девушки.
– Я не христианка, – объясняет Гюнель, аккуратно попытавшись освободиться от объятий доброй бабушки.
– Ну, так и что же, доченька, – говорит та. – Господь Бог наш – Он ведь для всех Один!
Гюнель улыбается.
– Да, бабушка, это так.

В дни религиозных праздников мы действительно становимся ближе друг к другу, осознавая эту простую истину. На Пасху мусульмане поздравляют своих православных соотечественников, так же, как те поздравляют мусульман на Курбан-Байрам или Ураза-Байрам.

Юля, принявшая Ислам несколько лет назад, позвонила своей православной подруге Наде.
– Иисус воскрес, Юль! – с некоторой долей ехидства влез в разговор Надин муж.
– Поздравляю вас с вашим праздником, – лаконично ответила Юля.
– Надо отвечать «Воистину воскрес!», – настаивал тот.
– Я не могу тебе так ответить.
– Почему? Трудно, что ли?
– Потому что у вас – своя вера, а у нас – своя.
– Но тебе что, трудно просто сказать: «Иисус воскрес!»?
– Нет, мне сказать не трудно, но я не буду этого говорить.
– Вот вредная! Язык что ли отсохнет у тебя?
– Ну, что пристал к человеку? – вмешивается Надя.
– Да понять не могу, почему трудно два слова сказать!
– Потому что в вашем представлении Иисус воскресал, а в нашем – нет, – говорит Юля.
– Может, он у вас и во искупление грехов человеческих не умирал?
– А ты считаешь, смерть одного человека может искупить грехи всех других людей?
– Ну, так мы говорим не о человеке, а об Иисусе!
– В этом и разница. Для нас Иисус – это человек.
– Ой, слушай, давай не будем спорить, праздник все-таки, – предложил тот.
– Конечно, не будем, – согласилась Юля.

По ее словам, всегда, когда она появляется в немусульманских семьях, возникают разговоры о религии: с ней пытаются спорить, но как только обнаруживается, что у одной из сторон недостаточно знаний для объяснения своей позиции, спор откладывается, чтобы дать время друг другу «накопить» аргументы. Пасха – удобное время для возвращения к таким диалогам.

Бывают и курьезные случаи.
Машину Абдуллы остановил сотрудник ГАИ.
– С праздником вас! – начал инспектор, когда водитель вышел из машины.
– С каким? – не сразу сообразил Абдулла.
– С Пасхой!
– А-а-а, – улыбается водитель. – Так я мусульманин, татарин.
– Кстати, я тоже, – смеется сотрудник ГАИ.
Беседуя, они обнаружили много общих знакомых в столице, обменялись координатами и мирно расстались безо всяких штрафов.

К одетой в строгий джильбаб и светлое бони Айгуль, возвращавшейся из магазина, подошел мужчина «навеселе».
– Матушка, Иисус воскрес!
– Я мусульманка, – слегка улыбнувшись, ответила Айгуль.
На лице мужчины отразилось удивление, потом недоумение, а затем он выдал:
– Ну, тогда салам алейкум! Или как там у вас говорят?… – и он виновато улыбается.

В целом, многие мусульмане и мусульманки на поздравления прохожих с Пасхой отвечают просто: «Я мусульманин (мусульманка)!». Иногда это вызывает выражение легкого разочарования на лице, иногда ставит людей в неловкое положение, а бывает, что у собеседника появляется и чувство скрытой агрессии.

Несмотря на все большую популярность исламской темы, большинству православного населения Ислам все же представляется сегодня чем-то чуждым и экзотическим.

Две молодые девушки, одетые в длинные юбки и платки, направлялись к церкви, когда навстречу им шла мусульманка Саидат, одетая в традиционную исламскую одежду.

– Иисус воскрес! – закричали они ей вслед, скорее из любопытства.
– Ашхаду алля илляха илля Ллаху ва ашхаду анна Мухаммадар расулюЛлах! (свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад – Его Пророк – прим. Ислам.Ру) – ответила им внятно Саидат.
– Иностранка какая-то! – испуганно стали перешептываться те, быстро удаляясь.

Что мы знаем о Пасхе?

Большинство мусульман знает, что в пасхальные дни православные красят яйца и пекут куличи, которые затем «освящают» в церкви. О происхождении праздника тоже многие осведомлены: христиане празднуют «воскрешение Иисуса». Но в чем заключается это «воскрешение» и каковы исламские представления об этом явлении, не все могут четко сформулировать.

Согласно христианской версии, пророк Иса (мир ему) был распят на кресте и умер, искупив своей смертью грехи человечества и дав людям, ставшим на указанный им путь, шанс спастись. Спустя три дня после своей смерти на кресте, он воскрес, «победив смерть», и праздник воскресения Христова отмечается как праздник избавления человечества от грехов. Имеется в виду, в первую очередь, тот «первородный грех», который совершили Адам (мир ему) и Ева (Хава) и за который затем, в представлении христиан, расплачивались все поколения людей.

В представлении же мусульман, «первородного греха» как такового не существует и каждый понесет в Судный день ответственность лишь за свои деяния. Поэтому человек, согласно Исламу, не может умереть «во искупление грехов всего человечества». В Коране также сказано, что пророк Иса (мир ему) вовсе не был распят, а согласно, например, авторитетным комментариям Исмаила Ибн Кясира, вместо Исы (мир ему) был распят другой человек, в то время как Иса (мир ему) вознесся к Господу.

Христиане также часто называют Иисуса «Богочеловеком», при этом часть христиан соглашается с вами в том, что Иисус был человеком, считая выражение «сын Божий» условным, а другая часть настаивает на том, что Иисус был именно «Богочеловеком», совместив в себе и духовное, и «плотское». Мусульмане же считают Ису (мир ему) человеком, так же, как и всех других пророков Единобожия (мир им). Многих православных искренне удивляет, что мусульмане признают пророческую миссию Иисуса.

И все-таки, поскольку Пророк Иса (мир ему), согласно Исламу, не умер, он, соответственно, и не воскресал. Мусульмане верят, что сейчас он жив и находится на небесах. Вернется же Иса (мир ему) в этот мир с приходом имама Махди. Потом он умрет и воскреснет вместе со всеми в Судный День.

Поэтому на традиционное поздравление христиан «Иисус воскресе» мы можем отвечать «Воистину воскреснет!» и быть готовыми рассказать об этом.

Айша Галина Бабич

Христианский мир отмечает большой праздник – Пасху. В эти дни мы видим на улицах девушек и женщин в платках и длинных юбках, а у православных храмов выстраиваются очереди, проходя мимо которых подростки стыдливо прячут пиво и прекращают выражаться. Молодые же девушки, завязавшие платочки, не забывают одеть юбку подлиннее, и этот пасхальный порыв выглядит очень трогательно.

Пасха завершает 40-дневный пост, в ночь с субботы на воскресенье православные принимают участие в крестном ходе и праздничной службе, а с понедельника начинается пасхальная неделя.

Вместе с тем, для мусульман это хороший повод рассказать нашим знакомым из числа православных о том, почему мы не празднуем Пасху вместе со всеми и как в Исламе видится процесс «воскрешения Иисуса».

Причиной к этому может стать даже диалог, завязавшийся совершенно случайно. К сожалению, не всегда нам хватает мужества, терпения или знаний для того, чтобы лаконично, четко и очень дружелюбно объяснить другим свою позицию.

Пасхально-межконфессиональные разговоры

Проходящую мимо церкви Гюнель вереницы желающих приобщиться к пасхальным таинствам воспринимали как «свою», никто в эти дни не обращал внимания на ее платок. Одна бабушка, вдруг подошедшая к ней, по-доброму взяла ее за руку:

Иисус воскресе! – благодушно сказала она и, улыбаясь, посмотрела на Гюнель.

Поздравляю вас с вашим праздником, - отвечает мусульманка.

Нет, доченька, - мягко качая головой, поучала бабушка, - надо отвечать «Воистину воскресе!», - и она выжидающе заглянула в глаза девушки.

Я не христианка, - объясняет Гюнель, аккуратно попытавшись освободиться от объятий доброй бабушки.

Ну, так и что же, доченька, - говорит та. – Господь Бог наш – Он ведь для всех Один!

Гюнель улыбается.

Да, бабушка, это так.

В дни религиозных праздников мы действительно становимся ближе друг к другу, осознавая эту простую истину. На Пасху мусульмане поздравляют своих православных соотечественников, так же, как те поздравляют мусульман на Курбан-Байрам или Ураза-Байрам.

Юля, принявшая Ислам несколько лет назад, позвонила своей православной подруге Наде.

Иисус воскрес, Юль! – с некоторой долей ехидства влез в разговор Надин муж.

Поздравляю вас с вашим праздником, - лаконично ответила Юля.

Надо отвечать «Воистину воскрес!», - настаивал тот.

Я не могу тебе так ответить.

Почему? Трудно, что ли?

Потому что у вас - своя вера, а у нас - своя.

Но тебе что, трудно просто сказать: «Иисус воскрес!»?

Нет, мне сказать не трудно, но я не буду этого говорить.

Вот вредная! Язык что ли отсохнет у тебя?

Ну, что пристал к человеку? – вмешивается Надя.

Да понять не могу, почему трудно два слова сказать!

Потому что в вашем представлении Иисус воскресал, а в нашем – нет, - говорит Юля.

Может, он у вас и во искупление грехов человеческих не умирал?

А ты считаешь, смерть одного человека может искупить грехи всех других людей?

Ну, так мы говорим не о человеке, а об Иисусе!

В этом и разница. Для нас Иисус – это человек.

Ой, слушай, давай не будем спорить, праздник все-таки, - предложил тот.

Конечно, не будем, - согласилась Юля.

По ее словам, всегда, когда она появляется в немусульманских семьях, возникают разговоры о религии: с ней пытаются спорить, но как только обнаруживается, что у одной из сторон недостаточно знаний для объяснения своей позиции, спор откладывается, чтобы дать время друг другу «накопить» аргументы. Пасха – удобное время для возвращения к таким диалогам.

Бывают и курьезные случаи.

Машину Абдуллы остановил сотрудник ГАИ.

С праздником вас! – начал инспектор, когда водитель вышел из машины.

С каким? – не сразу сообразил Абдулла.

С Пасхой!

А-а-а, - улыбается водитель. – Так я мусульманин, татарин.

Кстати, я тоже, - смеется сотрудник ГАИ.

Беседуя, они обнаружили много общих знакомых в столице, обменялись координатами и мирно расстались безо всяких штрафов.

К одетой в строгий джильбаб и светлое бони Айгуль, возвращавшейся из магазина, подошел мужчина «навеселе».

Матушка, Иисус воскрес!

Я мусульманка, - слегка улыбнувшись, ответила Айгуль.

На лице мужчины отразилось удивление, потом недоумение, а затем он выдал:

Ну, тогда салам алейкум! Или как там у вас говорят?… – и он виновато улыбается.

В целом, многие мусульмане и мусульманки на поздравления прохожих с Пасхой отвечают просто: «Я мусульманин (мусульманка)!». Иногда это вызывает выражение легкого разочарования на лице, иногда ставит людей в неловкое положение, а бывает, что у собеседника появляется и чувство скрытой агрессии.

Несмотря на все большую популярность исламской темы, большинству православного населения Ислам все же представляется сегодня чем-то чуждым и экзотическим.

Две молодые девушки, одетые в длинные юбки и платки, направлялись к церкви, когда навстречу им шла мусульманка Саидат, одетая в традиционную исламскую одежду.

Иисус воскрес! - закричали они ей вслед, скорее из любопытства.

Ашхаду алля илляха илля Ллаху ва ашхаду анна Мухаммадар расулюЛлах! (свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад – Его Пророк – прим. Ислам.Ру) – ответила им внятно Саидат.

Иностранка какая-то! – испуганно стали перешептываться те, быстро удаляясь.

Что мы знаем о Пасхе?

Большинство мусульман знает, что в пасхальные дни православные красят яйца и пекут куличи, которые затем «освящают» в церкви. О происхождении праздника тоже многие осведомлены: христиане празднуют «воскрешение Иисуса». Но в чем заключается это «воскрешение» и каковы исламские представления об этом явлении, не все могут четко сформулировать.

Согласно христианской версии, пророк Иса (мир ему) был распят на кресте и умер, искупив своей смертью грехи человечества и дав людям, ставшим на указанный им путь, шанс спастись. Спустя три дня после своей смерти на кресте, он воскрес, «победив смерть», и праздник воскресения Христова отмечается как праздник избавления человечества от грехов. Имеется в виду, в первую очередь, тот «первородный грех», который совершили Адам (мир ему) и Ева (Хава) и за который затем, в представлении христиан, расплачивались все поколения людей.

В представлении же мусульман, «первородного греха» как такового не существует и каждый понесет в Судный день ответственность лишь за свои деяния. Поэтому человек, согласно Исламу, не может умереть «во искупление грехов всего человечества». В Коране также сказано, что пророк Иса (мир ему) вовсе не был распят, а согласно, например, авторитетным комментариям Исмаила Ибн Кясира, вместо Исы (мир ему) был распят другой человек, в то время как Иса (мир ему) вознесся к Господу.

Христиане также часто называют Иисуса «Богочеловеком», при этом часть христиан соглашается с вами в том, что Иисус был человеком, считая выражение «сын Божий» условным, а другая часть настаивает на том, что Иисус был именно «Богочеловеком», совместив в себе и духовное, и «плотское». Мусульмане же считают Ису (мир ему) человеком, так же, как и всех других пророков Единобожия (мир им). Многих православных искренне удивляет, что мусульмане признают пророческую миссию Иисуса.

И все-таки, поскольку Пророк Иса (мир ему), согласно Исламу, не умер, он, соответственно, и не воскресал. Мусульмане верят, что сейчас он жив и находится на небесах. Вернется же Иса (мир ему) в этот мир с приходом имама Махди. Потом он умрет и воскреснет вместе со всеми в Судный День.

Поэтому на традиционное поздравление христиан «Иисус воскресе» мы можем отвечать «Воистину воскреснет!» и быть готовыми рассказать об этом.

Айша Галина БАБИЧ

29 марта. ПРАВМИР. В Великобритании зарезали мусульманина после того, как он поздравил христиан с Пасхой.

40-летний Асад Шах, торговец в одном из районов Глазго, был найден с окровавленной головой и многочисленными ножевыми ранениями на теле.

Как сообщает Daily Mail, за несколько часов до смерти мужчина разместил в Facebook сообщение, в котором пожелал «Хорошей пятницы и счастливой Пасхи моей любимой христианской нации».

Мужчина часто размещал на своих страницах в соцсетях записи, в которых выступал против насилия и призывал «к безусловной истинной любви ко всему человечеству» и миру между представителями всех конфессий.

По словам местных жителей, на Асада Шаха напали двое мужчин-мусульман. Один из нападавших, 32-летний мужчина, был задержан.

Шотландская полиция заявила, что убийство в Глазго мусульманина Асада Шаха, владельца магазина, поздравившего христиан с Пасхой, могло быть совершено по религиозным причинам, сообщает Associated Press.

Сообщается, что лидер Шотландской национальной партии и первый министр Шотландии Никола Старджен посетила ночную службу в поддержку Шаха и его семьи.

40-летний Асад Шах получил 30 ножевых ранений в своем магазине за то, что прославил и жизнь Иисуса и «свою любимую христианскую нацию». Он был оставлен умирать в луже крови и умер в больнице.

Полицейские, которые допрашивали 32-летнего подозреваемого вчера вечером, сказали, что убийство было совершено на религиозной почве.

Мохаммад Файзал, друг семьи, рассказал, что видел как бородатый мусульманин, одетый в длинную робу вошел в лавку мистера Шаха и заговорил с ним на их родном языке, прежде чем воткнуть кухонный нож в его голову.

Брат Шаха, который работал по соседству, выбежал и увидел смеющегося убийцу, сидящего на груди у истекающего кровью газетчика.

«Брат потащил Шаха прочь, но тот парень продолжал нападать на него с ножом, – сказал господин Файзал. – Они боролись до автобусной остановки, где Асад упал».

«Это было четко спланированное нападение из мести. За размещение того сообщения о мире с поздравлением христиан и евреев. Должно быть, он экстремист».

Шах пожелал своим друзьям «хорошей пятницы и счастливой Пасхи, особенно моей любимой христианской нации».

В своем последнем посте он написал: «давайте следовать стопам любимого Иисуса Христа и нести мир и христианскому и мусульманскому миру».

Мистер Шах также использовал свою страницу на Facebook, чтобы высказаться по поводу нападений в Брюсселе.

На видео, размещенном в интернете, он сказал: «Мы не хотим драться с человечеством или быть причиной кровопролития».

Сотни людей собрались в пятницу вечером рядом с местом, где он умер, чтобы почтить его память.

Один организаторов поминальной службы, Эйдон Дайер, сказал: «Все прошло в благоговейной тишине. Пришло много людей, которые были явно расстроены из-за случившегося. Было много слез и много-много цветов.

Все говорили, что он был добрейшим человеком. Он был любим многими. И многие делились своими теплыми воспоминаниями о нем».

Тысячи людей по всей стране также засвидетельствовали свое почтение Шаху, комментируя его храбрость и преданность крестной жизни, используя хэштег #thisisnotwhoweare.

Шах был глубоко религиозным человеком и работал чтобы содействовать межобщинным отношениям в Глазго. Он планировал провести онлайн-дебаты прошлой ночью с христианскими друзьями о значении праздника Пасхи. Друзья сказали, что он соблюдал и христианские, и мусульманские праздники, и никогда не забывал посылать пасхальные и рождественские открытки.

В предыдущих постах онлайн, он красноречиво высказывался против насилия и ненависти, и призывал к «безусловной и настоящая любви для всего человечества».

Одно из посланий среди цветов, принесенных к месту трагедии гласит: «Ты хотел одного – мира. Мы с тобой».

Возможно, Шах принадлежал к мусульманам-ахмади, которые пропагандирует ненасилие и терпимость к другим вероисповеданиям. Но в результате эта секта получает только презрение от традиционных исламских лидеров и является гонимой в Пакистане.

На сайте www.gofundme.com была создана страница в поддержку Асада Шаха, который трагически погиб возле своего магазина в четверг 24 марта. Также был начат сбор средств для поддержки семьи и на похороны Асада.

Мистер Шах был уважаемым и любимым членом нашего сообщества, – говорится на странице, – его смерть опустошила многих. Он был очень доброжелательный человек и всегда находил время поговорить с людьми – он был больше, чем просто наш местный лавочник. Он был другом для многих.

Под страницей в поддержку Асада Шаха множество воспоминаний и слов сочувствия. Вот некоторые из них:

Сирин Джонс:

Я знаю Асада по Facebook. Он был терпим к предрассудкам, немногословен и никогда не отказывался от своих убеждений. Он считал, что любовь друг к другу – путь к победе над насилием в нашем мире.

Кхалит Кхан:

Асад нес в себе лучшие черты человечности, доброты, любви и терпимости, служа объединению всех людей, независимо от их веры. Пусть Бог благословит его и дарует утешение его родным и близким. Реальное деление между нами – это не деление по вероисповеданиям, а деление на таких людей, как мистер Шах; и экстремистов.

Адил Ахмед:

“Мой любимый друг” – вот слова Асада Шаха, которые обращены и ко мне. Я знал его много лет благодаря Интернету. Он выкладывал видео на YouTube каждую неделю, распространяя мирные и полные любви сообщения на весь мир. Он также размещал посты на Google+ и в Facebook, пытаясь просветить людей и сделать их лучше. Он рассуждал о жизни после смерти, о небесах, и говорил, что однажды мы будем там, если попросим Бога и будем любить человечество.

Он был примером для меня. Каждый раз, когда я встречал зло, Асад напоминал мне, что я могу быть лучше. Я молю Бога, чтобы Он принял тебя и ты был вознагражден за все свои труды. Я уже скучаю по тебе. Мы обязательно встретимся.

Клэр Хэдспис:

Трагедия полная иронии. Смерть человека, который любил всех, несмотря на вероисповедание.

Шина Маклюр:

Асад был одним из самых красивых сердцем людей, которых вы могли встретить. Наше сообщество никогда не будет прежним.

Эндрю Гуф:

Как американец и как христианин, я скорблю о потере такого замечательного человека. Я американский солдат, я видел и худших из людей, и лучших, и религия здесь не является мерилом. Асад был прекрасным человеком, полным любви и доброты. Мы все должны стремиться быть таким как он – любить своих ближних, независимо от религии, расы или национального происхождения, а просто потому, что люди заслуживают любви.

Мелисса Хэрингтон:

Это страшное убийство по-настоящему религиозного человека, который принес свет в жизнь многих людей. Убийцы должны быть наказаны при жизни, а наследие Асада должно жить. Он должен быть святым. Люди вроде него всегда будут побеждать ненависть и фанатизм.

Джули Перри:

Мои маленькие девочки регулярно посещали магазин Асада, когда гостили у тети. Он был так добр к ним. Всегда дарил им маленькие подарки. Они любили его. Его будет очень не хватать. Покойся с миром, Асад.